Обмен веществ и энергии. Этапы высвобождения свободной энергии в организме Строение и функции

Все пищевые вещества обладают определенным запасом энергии. Организм называют трансформатором энергии, ибо в нем постоянно происходят специфические превращения питательных веществ, приводящие к освобождению энергии и переходу ее из одного вида в другой.

Соотношение между количеством энергии, получаемой с пищей, и количеством затрачиваемой энергии носит название энергетического баланса организма . Для его изучения необходимо определение энергетической ценности пищи.

Исследования показали, что каждый грамм полисахаридов и белков дает 17,2 кДж. При распаде жиров освобождается 38,96 кДж. Отсюда следует, что энергетическая ценность различных пищевых веществ неодинакова и зависит от того, какие в данном веществе содержатся питательные вещества. Так, например, энергетическая ценность орехов оказывается равной 2723,5 кДж, сливочного масла - 3322,2 кДж и т.д. Энергетическая ценность пищевых веществ не всегда совпадает с их физиологической ценностью, ибо последняя еще определяется способностью к усвоению. Пищевые вещества животного происхождения усваиваются лучше, чем растительного.

Методы определения обмена веществ.

Количество энергии, освобождающееся в организме, зависит от химических превращений веществ в нем, т.е. от обменных процессов. Отсюда следует, что количество тепла, выделенное организмом, может служить показателем обмена веществ. Определение количества тепла, т.е. количества калорий, выделенных организмом, дает всю сумму энергетических превращений в виде конечного теплового итога. Такой способ определения энергии носит название прямой калориметрии. Определение количества калорий методом прямой калориметрии производится с помощью калориметрической камеры, или калориметра. Этот метод определения энергетического баланса трудоемкий.

Все эти определения можно произвести гораздо проще, изучая газообмен. Определение количества энергии, выделенной организмом, с помощью изучения газообмена, получило название непрямой калориметрии . Зная, что все количество энергии, выделяемой в организме, есть результат распада белков, жиров и углеводов, зная также, какое количество энергии выделяется при распаде этих веществ и какое количество их подверглось распаду за определенный промежуток времени, можно вычислить количество освобождающейся энергии. Для того, чтобы определить, какие вещества подверглись в организме окислению - белки, жиры или углеводы, вычисляют дыхательный коэффициент . Под дыхательным коэффициентом понимают отношение объема выделенной углекислоты к объему поглощенного кислорода. Дыхательный коэффициент оказывается различным при окислении белков, жиров и углеводов. Суммарная формула распада углеводов выражается следующим уравнением:

(C 6 H 10 O 5) n + 6 n O 2 = 6 n CO 2 + 5 n H 2 O.

Отсюда CO 2 /O 2 = 6/6 = 1.

Для жиров дыхательный коэффициент равен 0,7.

Зная величину дыхательного коэффициента, по таблицам можно определить тепловой эквивалент кислорода , которым называют количество освобождаемой энергии на каждый литр потребленного кислорода. Тепловой эквивалент кислорода неодинаков при разных значениях дыхательного коэффициента. Для определения количества потребленного кислорода и выделенной углекислоты пользуются методом Дугласа-Холдена. Испытуемый берет в рот мундштук, нос закрывает, и весь выдыхаемый за определенный промежуток времени воздух собирается в резиновый мешок. Объем выдохнутого воздуха определяется с помощью газовых часов. Из мешка берут пробу воздуха и определяют в ней содержание кислорода и углекислого газа; вдыхаемый воздух содержит определенное их количество. Отсюда по разности в процентах вычисляют количество потребленного кислорода, выделенного углекислого газа и дыхательный коэффициент. Затем находят соответствующий его величине тепловой эквивалент кислорода, который умножают на количество литров потребленного кислорода. При этом получают величину обмена за тот промежуток времени, в течение которого производилось определение газообмена. Затем переводят эту величину на сутки.

Основной и общий обмен веществ.

Различают общий обмен веществ и обмен веществ при полном покое. Обмен веществ в покое организма называют основным . Его определяют при следующих условиях: человек получает последний раз пищу за 12 ч до опыта. Испытуемого укладывают в постель и спустя 30 мин начинают определение газообмена. В этих условиях энергия тратится на работу сердца, дыхание, поддержание температуры тела и т.д. Но эта затрата энергии невелика. Главные затраты при определении основного обмена связаны с химическими процессами, всегда имеющими место в живых клетках. Величина основного обмена составляет от 4200 до 8400 кДж в сутки для мужчин и от 4200 до 7140 кДж - для женщин.

Обмен веществ может значительно изменяться при различных условиях. Так, например, во время сна обмен оказывается значительно меньшим. Интенсивность основного обмена во время сна уменьшается на 8-10% по сравнению с исследованием во время бодрствования. Во время работы, при мышечной нагрузке, наоборот, обмен значительно увеличивается. Увеличение обмена тем значительней, чем интенсивнее была мышечная нагрузка. В связи с этим работники различных профессий тратят неодинаковое количество энергии в сутки (от 12600 до 21000 кДж). Умственная работа вызывает незначительное повышение обмена веществ: всего на 2-3%. Всякие эмоциональные возбуждения неизбежно приводят к повышению обмена веществ. Обмен веществ изменяется и под влиянием приема пищи. После приема пищи обмен возрастает на 10-40%. Влияние пищи на обмен веществ не зависит от деятельности желудочно-кишечного тракта, оно обусловлено специфическим действием пищи на обмен. В связи с этим и принято говорить о специфическо-динамическом действии пищи на обмен , понимая под этим его увеличение после принятия пищи.

1. Общая характеристика обмена веществ в организме.

2. Обмен белков.

3. Обмен жирова.

4. Обмен углеводов.

ЦЕЛЬ: Представлять общую схему обмена веществ в организме, обмен белков, жиров, углеводов и проявления патологии этих видов обмена.

1. Поступив в организм, молекулы пищевых веществ участвуют во множестве различных реакций. Эти реакции, а также остальные химические проявления жизнедеятельности называются обменом веществ, или метаболизмом. Пищевые вещества используются в качестве сырья для син-теза новых клеток или окисляются, доставляя организму энергию.Часть этой энергии необходима для непрерывного построения новых тканевых компонентов, другая расходуется в процессе функционирования клеток: при сокращении мышц, передаче нервных импульсов, секреции кле-точных продуктов. Остальная энергия освобождается в виде тепла.

Процессы обмена веществ разделяют на анаболические и катаболические. Анаболизм (ассимиляция) - химические процессы, при которых простые вещества соединяются между собой с образованием более сложных,что приводит к накоплению энергии, построению новой протоплазмы и росту. Катаболизм (диссимиляция) - расщепление сложных веществ, приводящее к освобождению энергии, при этом происходит разрушение протоплазмы и расходование ее веществ.

Сущность обмена веществ:1)поступление в организм из внешней среды различных питатель-ных веществ;2)усвоение и использование их в процессе жизнедеятельности как источников энергии и материала для построения тканей;3)выделение образующихся продуктов обмена во внешнюю среду.

Специфические функции обмена веществ:1) извлечение энергии из окружающей среды в форме химической энергии органических веществ;2) превращение экзогенных веществ в строительные блоки, т.е.предшественники макромолекулярных компонентов клетки;3) сборка белков, нуклеиновых кислот и других клеточных компонентов из этих блоков;4) синтез и разрушение биомолекул, необходимых для выполнения различных специфических функций данной клетки.

2. Обмен белков - совокупность пластических и энергетических процессов превращения белков в организме, включая обмен аминокислот и продуктов их распада. Белки - основа всех клеточ-ных структур, являются материальными носителями жизни. Биосинтез белков определяет рост, развитие и самообновление всех структурных элементов в организме и тем самым их функциональную надежность. Суточная потребность в белках (белковый оптимум) для взрослого человека составляет 100-120 г (при трате энергии 3000 ккал/сутки). В распоряжении организма должны быть все аминокислоты (20) в определенном соотношении и количестве, иначе белок не может быть синтезирован. Многие составляющие белок аминокислоты (валин, лейцин, изолейцин, лизин,метионин, треонин, фенилаланин, триптофан) не могут синтезироваться в организме и должны поступать с пищей (незаменимые аминокислоты). Другие аминокислоты могут быть синтезированы в организме и называются заменимыми (гистидин,гликокол,глицин,аланин, глутаминовая кислота, пролин, оксипролин, серии, тирозин, цистеин, аргинин,).Белки делят на биологически полноценные (с полным набором всех незаменимых аминокислот) и неполноценные (при отсутствии одной или нескольких незаменимых аминокислот).

Основные этапы обмена белков:1) ферментативное расщепление белков пищи до аминокислот и всасывание последних;2) превращение аминокислот;3) биосинтез белков;4) расщепление белков; 5) образование конечных продуктов распада аминокислот.

Всосавшись в кровеносные капилляры ворсинок слизистой оболочки тонкого кишечника, аминокислоты по воротной вене поступают в течень,где они немедленно используются, либо задерживаются в качестве небольшого резерва. Часть аминокислот остается в крови и попадает в другие клетки тела, где они включаются в состав новых белков. Белки тела непрерывно расщепляются и синтезируются заново (период обновления общего белка в организме - 80 дней). Если пища содержит больше аминокислот, чем необходимо для синтеза клеточных белков, ферменты печени отщепляют от них аминогруппы NH2, т.е. производят дезаминирование. Другие ферменты, соединяя отщепленные аминогруппы с СО2, образуют из них мочевину, которая переносится с кровью в почки и выделяется с мочой. Белки не откладываются в депо, поэтому белки, которые организм расходует после истощения запаса углеводов и жиров, - не резервные, а ферменты и структурные белки клеток.

Нарушения обмена белков в организме могут быть количественные и качественные. О количественных изменениях белкового обмена судят по азотистому балансу, т.е. по соотношению количества азота, поступившегo в организм с пищей и выделенного из него. В норме у взрослого человека при адекватном питании количество введенного в организм азота равно количеству, выведенного из организма (азотистое равновесие). Когда поступление азота превышает его выде-ление, говорят о положительном азотистом балансе, при этом происходит задержка азота в орга-низме. Наблюдается в период роста организма, во время беременности, при выздоровлении.. Когда количество выведенного из организма азота превышает количество поступившего, говорят об отрицательном азотистом балансе.Он отмечается при значительном снижении содержания белка в пище (белковом голодании).

3. Обмен жиров - совокупность процессов превращения липидов (жиров) в организме. Жиры являются энергетическим и пластическим материалом, входят в состав оболочки и цитоплазмы клеток. Часть жиров накапливается в виде запасов (10-30% массы тела). Основная масса жиров - нейтральные липиды (триглицериды олеиновой, пальмитиновой, стеариновой и других высших жирных кислот). Суточная потребность в жирах для взрослого человека 70-100 г. Биологическая ценность жиров определяется тем, что некоторые ненасыщенные жирные кислоты (линолевая, линоленовая, арахидоновая), необходимые для жизнедеятельности, являются незаменимыми (суточная потребность 10-12 г).и не могут образовываться в организме человека из других жирных кислот, поэтому они должны обязательно поступать с пищей (растительные и животные жиры).

Основные этапы жирового обмена:1) ферментативное расщепление жиров пищи в желудочно-кишечном тракте до глицерина и жирных кислот и всасывание последних в тонком кишечнике; 2) образование липопротеидов в слизистой оболочке кишечника и в печени и транспорт их кровью;3) гидролиз этих соединений на поверхности клеточных мембран ферментом липопротеидлипазой, всасывание жирных кислот и глицерина в клетки, где они используются для синтеза собственных липидов клеток органов и тканей. После синтеза липиды могут подвергаться окисле-нию, выделяя энергию, и превращаться в конечном итоге в углекислый газ и воду (100 г жиров дает при окислении 118 г воды). Жир может трансформироваться в гликоген, а затем подвергаться окислительным процессам по типу углеводного обмена. При избытке жир откладывается в виде запасов в подкожной клетчатке, большом сальнике, вокруг некоторых внутренних органов.

С пищей, богатой жирами, поступает некоторое количество липоидов (жироподобных веществ) - фосфатидов и стеринов. Фосфатиды необходимы организму для синтеза клеточных мембран, они входят в состав ядерного вещества, цитоплазмы клеток. Фосфатидами особенно богата нервная ткань. Главным представителем стеринов является холестерин. Он также входит в состав клеточных мембран, является предшественником гормонов коры надпочечников, половых желез, витамина D, желчных кислот. Холестерин повышает устойчивость эритроцитов к гемолизу, служит изолятором для нервных клеток, обеспечивая проведение нервных импульсов. Нормальное содержание общего холестерина в плазме крови 3,11-6,47 ммоль/л.

4. Обмен углеводов - совокупность процессов превращения углеводов в организме. Углеводы являются источниками энергии для непосредственного использования (глюкоза) или образуют депо энергии (гликоген), являются компонентами сложных соединений (нуклеопротеиды, глико-протеиды), используемых для построения клеточных структур.Суточная потребность 400-500 г.

Основные этапы углеводного обмена: 1) расщепление углеводов пищи в желудочно-кишеч-ном тракте и всасывание моносахаридов в тонком кишечнике;2) депонирование глюкозы в виде гликогена в печени и мышцах или непосредственное ее использование в энергетических целях; 3) расщепление гликогена в печени и поступление глюкозы в кровь по мере ее убыли (мобилизация гликогена);4) синтез глюкозы из промежуточных продуктов (пировиноградной и молочной кислот) и неуглеводных предшественников;5) превращение глюкозы в жирные кислоты; 6) окисление глюкозы с образованием углекислого газа и воды.

Углеводы всасываются в пищеварительном канале в виде глюкозы, фруктозы и галактозы. Они поступают по воротной вене в печень, где фруктоза и галактоза превращаются в глюкозу, накапливающуюся в виде гликогена. Процесс синтеза гликогена в печени из глюкозы называется гликогенезом (в печени содержится в виде гликогена 150-200 г углеводов). Часть глюкозы попадает в общий кровоток и разносится по всему организму, используясь как основной энергетический материал и как компонент сложных соединений (гликопротеиды, нуклеопротеиды).

Глюкоза является постоянной составной частью (биологической константой) крови. Содержание глюкозы в крови в норме 4,44-6,67 ммоль/л, при увеличении ее содержания (гипергликемии) до 8,34-10 ммоль/л она выводится с мочой в виде следов. При понижении уровня глюкозы в крови (гипогликемии) до 3,89 ммоль/л появляется чувство голода, до 3,22 ммоль/л - возникают судороги, бред и потеря сознания (кома). При окислении глюкозы в клетках для получения энергии она в конечном итоге превращается в углекислый газ и воду. Распад гликогена в печени до глюкозы - гликогенолиз. Биосинтез углеводов из продуктов их распада или продуктов распада жиров и белков - гликонеогенез. Расщепление углеводов при отсутствии кислорода с накоплением энергии в АТФ и образованием молочной и пировиноградной кислот - гликолиз.

Когда поступление глюкозы превышает потребность, печень превращает глюкозу в жир, который откладывается про запас в жировых депо и может быть использован в будущем как источ-ник энергии. Нарушение нормального обмена углеводов проявляется повышением содержания глюкозы в крови. Постоянная гипергликемия и глюкозурия, связанная с глубоким нарушением углеводного обмена наблюдается при сахарном диабете. В основе болезни лежит недостаточность инкреторной функции поджелудочной железы. Вследствие недостатка или отсутствия инсулина в организме нарушается способность тканей использовать глюкозу, и она выводится с мочой..

Транскрипт

1 Часть 1 (А 1 А 10) Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек» 1 вариант. При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ А 1. Какие кости в скелете человека соединены неподвижно? 1.плечевая кость и локтевая; 2. рёбра и грудина; 3. мозгового отдела черепа; 4. грудного отдела позвоночника. А 2. При свёртывании крови 1.гемоглобин превращается в оксигемоглобин; 2. Растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин; 3. Образуются гормоны и другие, биологически активные вещества; 4. Уменьшается содержание гемоглобина в крови. А 3. К возникновению близорукости может привести 1.повышение уровня обмена веществ; 2. чтение текста лёжа; 3. повышенная возбудимость нервной системы; 4. чтение текста на расстоянии см от глаз. А 4. Внутренняя среда организма образована 1.клетками тела; 2. органами брюшной полости; 3. кровью, межклеточной жидкостью, лимфой; 4. содержимым желудка и кишечника. А 5. К освобождению энергии в организме приводит 1.образование органических соединений; 2. диффузия веществ через мембраны клеток; 3. окисление органических веществ в клетках тела; 4. разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина. А 6. Какими свойством обладают нервная и мышечная ткани? 1.проводимостью; 2. сократимостью; 3. возбудимостью; 4. воспроизведением. А 7.Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется 1.тканевым дыханием; 2. биосинтезом; 3. лёгочным дыханием; 4. транспортом газов. А 8. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии 1.слизь; 2. инсулин; 3. желчь; 4. соляная кислота. А 9. Концентрация глюкозы в крови нарушается при недостаточной функции 1.щитовидной железы; 2. надпочечников; 3. поджелудочной железы; 4. гипофиза. А 10. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в 1.наложении шины; 2. наложения жгута; 3. обработка раны йодом; 4. воздействием холодом. Часть 2. При выполнении заданий В1 В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу. В 1. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой

2 1.состоит из многоядерных волокон; 2. состоит из вытянутых клеток с овальным ядром; 3. обладает большей скоростью и энергией сокращения; 4. составляет основу скелетной мускулатуры; 5. располагается в стенках внутренних органов; 6. сокращается медлен, ритмично, непроизвольно. В 2. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь 1.глюкозы; 2. аминокислот; 3. глицерина; 4 гликогена; 5. клетчатки; 6. гормонов. В 3. В среднем ухе расположены 1.ушная раковина; 2. улитка 3. молоточек; 4. вестибулярный аппарат; 5. наковальня; 6. стремечко. В 4 При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов. Характеристика Вид иммунитета 1. передаётся по наследству, врождённый. А. естественный 2. возникает под действием вакцин. Б. искусственный. 3. приобретается при введении в организм лечебной сывороткой. 4. формируется после перенесённого заболевания. 5. различаю активный и пассивный Часть 3. На задание С дайте полный развёрнутый ответ. С. Какая существует связь между органами кровообращения, дыхания и пищеварения? Дополнительное задание. Установите, в какой последовательности звуковые колебания должны передаваться к рецепторам слухового анализатора. А) наружное ухо. Б) перепонка овального окна. В) слуховые косточки. Г) барабанная перепонка. Д) жидкость в улитке. Е) слуховые рецепторы.


3 Часть 1 (А 1 А 10) Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек» 2 вариант. При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ А 1. Какая кровь у млекопитающих животных и человека течёт в венах большого круга кровообращения 1.насыщенная углекислым газом; 2. насыщенная кислородом; 3.артериальная; 4. смешанная. А 2. Наложение шины на сломанную конечность 1.уменьшает её отёк; 2. замедляет кровотечение; 3. предупреждает смещение сломанных костей; 4. препятствует проникновению микроорганизмов в место перелома. А 3. У человека в связи с прямохождением в процессе эволюции 1.сформировался свод стопы; 2. когти превратились в ногти; 3. срослись фаланги пальцев; 4. большой палец противопоставляется всем остальным. А 4. Какая наука изучает процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека? 1.анатомия; 2. физиология; 3. экология; 4. гигиена. А 5.Кровь, лимфа и межклеточное вещество разновидности ткани 1.нервной; 2. мышечной; 3. соединительной; 4. эпителиальной. А 6. Выделительную функцию в организме человека и млекопитающих животных выполняют 1.почки, кожа и лёгкие; 2. толстая и прямая кишка; 3. печень и желудок; 4. слюнные и слёзные железы. А 7.Артериальная кровь у человека превращается в венозную в 1.печёночной вене; 2. капиллярах малого круга кровообращения; 3. капиллярах большого круга кровообращения; 4. лимфатических сосудах. А 8. Первичная моча это жидкость, поступившая 1.из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца; 2. из полости почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды; 3. из нефрона в почечную лоханку; 4. из почечной лоханки в мочевой пузырь. А 9. Дышать следует через нос, так как в носовой полости 1.происходит газообмен; 2. образуется много слизи; 3. имеются хрящевые полукольца; 4. воздух согревается и очищается. А 10. Нервным импульсом называют 1.электрическую волну, бегущую по нервному волокну; 2. длинный отросток нейрона, покрытый оболочкой; 3. процесс сокращения клетки; 4. процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.


4 Часть 2. При выполнении заданий В1 В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу. В 1. По артериям большого круга кровообращения у человека течёт кровь 1.от сердца; 2. к сердцу; 3. насыщенная углекислым газом; 4. насыщенная кислородом; 5. быстрее, чем в других кровеносных сосудах; 6. медленнее, чем в других кровеносных сосудах. В 2. Витамины это органические вещества, которые 1.оказывают сильное влияние на обмен веществ в ничтожно малых количествах; 2. влияют на превращение глюкозы в гликоген; 2. входят в состав ферментов; 4. уравновешивают процессы образования и отдачи тепла; 5. являются в организме источником энергии; 6. поступают, как правило, в организм вместе с пищей. В 3. К центральной нервной системе относят 1.чувствительные нервы; 2. спинной мозг; 3. двигательные нервы; 4. мозжечок; 5. мост; 6. нервные узлы. В 4 При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов. Строение и функции Отростки нейрона 1. обеспечивает проведение сигнала к телу А. аксон. нейрона 2. снаружи покрыт миелиновой оболочкой. Б. дендрит. 3. короткий и сильно ветвится. 4. участвует в образовании нервных волокон. 5. обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона Часть 3. На задание С дайте полный развёрнутый ответ. С. Какие особенности строения кожи способствуют снижению температуры тела? Дополнительное задание. Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения у человека. А) левый желудочек. Б) капилляры. В) правое предсердие. Г) артерии. Д) вены. Е) аорта.


5 Часть 1 (А 1 А 10) Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек» 3 вариант. При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ А 1. Дыхание обеспечивает организм энергией за счёт 1.синтез органических веществ; 2. окисление органических веществ; 3. поглощения солнечной энергии; 4. круговорота веществ. А 2. Барьерная роль печени в организме человека состоит в том, что в ней 1.образуется желчь; 2. обезвреживаются ядовитые вещества; 3. образуется гликоген; 4. гликоген превращается в глюкозу. А 3.Причина непрерывного движения крови по сосудам 1.высокое давление в артериях и низкое в венах; 2. одинаковое давление в артериях и венах; 3. увеличение давления при движении крови по сосудам от артерий к венам; 4. высокое кровяное давление в капиллярах по сравнению с артериями. А 4. Для оказания первой доврачебной помощи при переломе костей конечности пострадавшему надо 1.наложить жгут выше места перелома; 2. сделать холодный компресс; 3. наложить давящую повязку; 4. зафиксировать повреждённую конечность с помощью шины. А 5. По чувствительному нерву нервные импульсы направляются 1.из головного мозга в спинной; 2. из спинного мозга в головной; 3. в центральную нервную систему; 4. к исполнительному органу. А 6. Утолщённая стенка левого желудочка сердца обеспечивает передвижение крови 1.по малому кругу кровообращения; 2. по большому кругу кровообращения; 3. из левого предсердия в левый желудочек; 4. из правого предсердия в левое предсердие. А 7. Вакцина содержит 1.яды, выделяемые возбудителями; 2. ослабленных возбудителей; 3. готовые антитела; 4. убитых возбудителей. А 8. В свёртывании крови участвуют 1.эритроциты; 2. лимфоциты; 3. лейкоциты; 4. тромбоциты. А 9. Кожа выполняет выделительную функцию с помощью 1.волос; 2. капилляров; 3. потовых желез; 4. сальных желез. А 10. В сером веществе спинного мозга расположены 1.тела вставочных и двигательных нейронов; 2. длинные отростки двигательных нейронов; 3. короткие отростки чувствительных нейронов; 4. тела чувствительных нейронов.


6 Часть 2. При выполнении заданий В1 В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу. В 1. Неправильная осанка может привести к 1.смещению и сдавливанию внутренних органов; 2. нарушению кровоснабжения внутренних органов; 3. растяжению связок в тазобедренном суставе; 4. нарушению мышечного и связочного аппарата стопы; 5. деформации грудной клетки; 6. увеличению содержания минеральных веществ в костях. В 2. Поджелудочная железа в организме человека 1.участвует в иммунных реакциях; 2. образует клетки крови; 3. является железой внутренней секреции; 4. образует гормоны; 5. выделяет желчь; 6. выделяет пищеварительные ферменты. В 3. Людям необходима растительная пища, так как в ней содержится 1.все аминокислоты, необходимые для синтеза белков; 2. все жирные кислоты, необходимые для организма; 3. много витаминов и минеральных веществ; 4. антитела и различные ферменты; 5. клетчатка и другие вещества, улучшающие работу кишечника; 6. гормоны роста, необходимые человеку. В 4. При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов. Характеристика Тип желез 1. имеются выводные протоки. А. внешней секреции. 2. отсутствуют выводные протоки Б. внутренней секреции. 3. выделят секрет в кровь. 4. выделяют секрет в полости тела или органов. 5. выделяют секрет на поверхность тела Часть 3. На задание С дайте полный развёрнутый ответ. С. Какие особенности строения эритроцитов связаны с их функциями? Дополнительное задание. Установите, в какой последовательности осуществляется преломление лучей света в оптической системе глаза человека. А) хрусталик Б) роговица В) зрачок Г) палочки и колбочки Д) стекловидное тело


7 Часть 1 (А 1 А 10) Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек» 4 вариант. При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ А 1. Согревание воздуха в дыхательных путях происходит благодаря тому, что 1.их стенки выстланы ресничным эпителием; 2.в их стенках располагаются железы, выделяющие слизь; 3. в их стенках разветвляются мелкие кровеносные сосуды; 4. у человека в лёгких воздух поступает медленно. А 2. Скопление тел нейронов вне центральной нервной системы образуют 1.нервы; 2. нервные узлы; 3 спинной мозг; 4. вегетативную нервную систему. А 3. Рефлексы в организме животного и человека осуществляются с помощью 1.ферментов; 2. гормонов; 3. витаминов; 4. рефлекторных дуг. А 4. Значение дыхания состоит в обеспечении организма 1.энергией; 2. строительным материалом; 3. запасными питательными веществами; 4. витаминами. А 5. Мягкую ткань между телом и шиной помещают для того, чтобы 1. шина не давила на повреждённый участок и не вызывала боли; 2. избежать инфицирования места перелома; 3. согреть повреждённую часть тела; 4. к повреждённому участку тела поступало больше кислорода. А 6. Затылочная кость соединяется с теменной 1.подвижно; 2. неподвижно; 3. полуподвижно; 4. с помощью сустава. А 7. Отсутствие витаминов в пище человека приводит к нарушению обмена веществ, так как они участвуют в образовании 1. углеводов; 2. нуклеиновых кислот; 3. ферментов; 4. минеральных солей. А 8. Проводниковая часть зрительного анализатора 1.сетчатка; 2. зрачок; 3. зрительный нерв; 4. зрительная зона коры головного мозга. А 9. Лейкоциты человека, в отличие от эритроцитов, 1.передвигаются пассивно с током крови; 2. способны активно передвигаться; 3. не могут проникать сквозь стенки капилляров; 4. передвигаются с помощью ресничек. А 10. Самое высокое давление крови у человека в 1.капиллярах; 2. крупных венах; 3. аорте; 4. мелких артериях. Часть 2. При выполнении заданий В1 В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу. В 1. Какие конечные продукты образуются при окислении белков в клетках тела? 1.аминокислоты; 2. глюкоза; 3. глицерин; 4. вода; 5. углекислый газ; 6. аммиак.


8 В 2.Что происходит в организме человека после предупредительной прививки? 1.антитела сыворотки уничтожают микробы; 2. в организме вырабатываются ферменты; 3. организм заболевает в лёгкой форме; 4. в организме образуются антитела; 5. происходит свёртывание крови; 6. погибают возбудители заболеваний. В 3.Какие особенности организма человека играют важную роль в сохранении постоянной температуры тела? 1.снабжение клеток тела артериальной кровью; 2. наличие потовых желез; 3. развитие коры головного мозга; 4. усложнение строения органов чувств; 5. интенсивный обмен веществ; 6. усложнение строения органов пищеварения. В 4. При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов. Процесс пищеварения. Отдел пищеварительного канала. 1. обработка пищевой массы желчью. А. желудок. 2. первичное расщепление белков. Б. тонкая кишка. 3. интенсивное всасывание питательных В. толстая кишка веществ ворсинками. 4. расщепление клетчатки. 5. завершение расщепления белков, углеводов, жиров Часть 3. На задание С дайте полный развёрнутый ответ. С. Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва? Дополнительное задание. Установите, в какой последовательности надо расположить кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них кровяного давления. А) вены Б) аорта В) артерии Г) капилляры.


9 Ответы к контрольным работам. 1 вариант. А1-3 А7-3 В1 256 А2-2 А8-4 В2 123 А3 2 А9-3 В3 356 А4 3 А10 2 В4 1А 2Б 3Б 4А 5АБ А5 3 Дополнительное задание А6 3 А Г В Б Д Е 2 вариант. А1-1 А7-3 В1 145 А2-3 А8-1 В2 126 А3 1 А9-4 В3 245 А4 2 А10 1 В4 1Б 2А 3Б 4А 5А А5 3 Дополнительное задание А6 1 А Е Г Б Д В 3 вариант. А1-2 А7-2 В1 125 А2-2 А8-4 В2 345 А3 1 А9-3 В3 135 А4 4 А10 1 В4 1А 2Б 3Б 4А 5А А5 3 Дополнительное задание А6 2 Б В А Б Д Г 4 вариант. А1-3 А7-3 В1 456 А2-2 А8-3 В2 346 А3 4 А9-2 В3 245 А4 1 А10 3 В4 1Б 2А 3Б 4В 5Б А5 1 Дополнительное задание А6 2 Б В А Г



В-2 Вариант 2 Ответы 8 класс Часть А При выполнении заданий А1 А15 выберите один правильный ответ. А1. Процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека, изучает: 1) анатомия; 2) физиология;

Переводной экзамен по биологии для 8 класса (Демонстрационная версия) Вариант 1 Часть 1 При выполнении заданий А1 А10 выберите один правильный ответ. А1. В скелете человека неподвижно соединены следующие

В-1 Итоговый контроль знаний по биологии в форме ЕГЭ 8 класс 1 вариант При выполнении заданий А1 А15 выберите один правильный ответ. Часть А А1. Особенность строения клеток эпителиальной ткани: 1) Клетки

Промежуточная аттестация по биологии за курс 8 класса демоверсия вариант 1 Часть 1. Выбери один верный ответ 1. Основная функция митохондрий - это синтез: 1) АТФ 2) белка 3) углеводов 4) клетчатки 2.Ткань,

Входная контрольная работа по биологии 9 класс 1 вариант 1. Кровь относится к типу тканей: А) соединительная Б) нервная В) эпителиальная Г) мышечная 2. К мышцам таза относятся А) ягодичные Б) икроножные

Экзаменационные материалы промежуточной аттестации по биологии для 8 класса Составил: учитель биологии МБОУ СОШ с.иваниха СафоноваЛ.П. Пояснительная записка Тестовые задания составлены на основе рабочей

Итоговая контрольная работа по биологиидля 8 класса 1 вариант 1. К какой группе тканей относится кровь и лимфа?) соединительная;) нервная;) мышечная;) эпителиальная. 2. Чем образовано серое вещество

БЛОК 5 Человек и его здоровье. 1. Назовите части малого круга кровообращения: 1) левый желудочек 2) правый желудочек 3) правое предсердие 4) левое предсердие 5) кровеносные сосуды органов брюшной полости

Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по биологии обучающихся 8-го класса 1 вариант. ЧастьА. Задания с выбором одного верного ответа из четырех.

Промежуточная аттестация по биологии в 8 классе п/п Тема 1 Науки, изучающие человека. 2 Систематическое положение человека 3 Строение животной клетки 4 Ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная).

Задания B5 по биологии 1. Установите соответствие между особенностями строения и функций кровеносных сосудов человека и видами сосудов. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ А) самые упругие сосуды Б) выдерживают

1 Организм человека (установление соответствия) Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных

I четверть Основной учебник: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2010. 1. Выделите неорганические соединения клетки: а)

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 8 класса. Демоверсия 1 вариант Часть А. Задания с выбором одного верного ответа 1. Человек в системе органического мира 1) представляет собой особый отряд

ТЕМА «Пищеварительная система» 1. В каком отделе пищеварительного канала человека всасывается основная масса воды 1) желудке 2) пищеводе 4) толстой кишке 2. В каком отделе кишечника человека происходит

ФИ обучающегося Школа Класс Дата выполнения Демонстрационный вариант региональной проверочной работы по биологии 8 класс Инструкция по выполнению работы Проверочная работа включает в себя 6 заданий. На

Итоговый тест по биологии за курс 8 класса ВАРИАНТ 1. Часть 1. Выберите один верный ответ из четырех предложенных: 1.Слюна человека содержит фермент, который расщепляет 1. крахмал 2. жиры 3. белки 4. белки,

Демонстрационный вариант аттестационной работы по биологии Часть 1 Задания с выбором одного верного ответа из четырех А1 Обмен веществ и превращение энергии это признак, 1) характерный для тел живой и

2. НЕРВНАЯ СИСТЕМА 20 1. Из чего построена нервная ткань? а) из нейронов; б) из эпителиальных клеток; в) из эритроцитов; г) из межклеточного вещества. 2. Где наиболее полно описываются основные свойства

Демоверсия итоговой контрольной работы по биологии за курс 8 класса В тестах представлены разнообразные задания по темам: Часть А содержит 27 заданий с выбором одного верного ответа из четырех базового

Тест «Пищеварение» Выберите правильный ответ. 1. Питательные вещества выполняют следующие функции: а) строительную и энергетическую б) строительную и двигательную в) двигательную и энергетическую г) регуляторную

ТЕМА «Задания на сопоставление» 1. Установите соответствие между функцией нейрона и его видом: чувствительные (1), вставочные (2) либо двигательные (3) А) преобразуют раздражения в нервные импульсы Б)

Общее знакомство с организмом человека 1. Что такое ткань (определение)? 2. Какие виды тканей различают в организме человека? 3. Перечислите разновидности эпителиальной ткани. 4. Перечислите разновидности

Спецификация проверочных материалов для оценки качества подготовки по биологии обучающихся 8 класса 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится с целью определения уровня усвоения

Биология Программа подготовки для поступающих к вступительным испытаниям 2015-2016 учебного года Москва, 2014 БИОЛОГИЯ Программа вступительных испытаний по биологии разработана для абитуриентов психологического

Спецификация диагностической работы по биологии для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится 15 марта 2018 г.

ТЕМА «Нервная система» 1. Какую функцию в организме человека и животного выполняет нервная клетка 1) двигательную 2) защитную 3) транспорта веществ 4) проведения возбуждения 2. В каком отделе мозга расположен

Переводной экзамен по БИОЛОГИИ Инструкция по выполнению работы ВАРИАНТ 1 На выполнение экзаменационной работы по биологии даѐтся 2 часа (120 минут). Вариант включает в себя 26 заданий и состоит из трѐх

Пояснения к демоверсии переводной проверочной работы При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания,

2017-2018 учебный год Демонстрационный вариант Промежуточной аттестации по БИОЛОГИИ для обучающихся 8 классов МБОУ СШ 31» в 2017-2018 году Пояснения к демонстрационному варианту При ознакомлении с Демонстрационным

Контрольная работа по теме «Кровь и кровообращение» Вариант 1 Уровень А Выберите один правильный ответ 1. В каком процессе принимают участие тромбоциты? а) свертываемость б) транспорт кислорода в) иммунитет

На дом: 3 Глава I. Организм человека и его строение Тема: Ткани. Типы тканей и их свойства Задачи: Изучить четыре типа тканей, особенности и функции Пименов А.В. Ткани. Эпителиальная ткань Ткань это группа

Спецификация диагностической работы по биологии для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится 28 марта 2018 г.

ТЕМА «Кровь» 1. К белкам крови относится 1) трипсиноген 2) гликоген 3) пепсиноген 4) фибриноген 2. Исключите лишнее: 1) тромбоциты 2) остеоциты 4) лимфоциты 3. Кровь человека от крови лягушки можно отличить

БИОЛОГИЯ, 8 КЛАСС ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ I ВАРИАНТ ЗАДАНИЕ А. Выбрать из предложенных вариантов ответов один правильный. 1.Самая крупная артерия называется: 1.Легочная артерия. 2.Сонная артерия. 3.Аорта. 2.Голосовые

Работа 2 Вариант 1 Опорно-двигательная система. Скелет 1. В таблице между позициями первого и второго столбцов имеется определенная связь. Объект Нейрон Свойство Обеспечивает рост кости в толщину Обладает

Демоверсия. Промежуточный мониторинг. Человек. Вопрос Варианты ответа Правильный ответ Выберите один правильный ответ из предложенных: 1 1 Влияние физической нагрузки на работоспособность и наступление

Биология 8 класс. Демонстрационный вариант 3 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ОГЭ-9 по БИОЛОГИИ по теме «Человек и его здоровье» Инструкция по выполнению работы На выполнение

8класс Банк заданий Биология П4 база. Задание 1 Кожа Во влажном воздухе человек чувствует себя хуже, чем в сухом, т.к. 1) Образуется меньше пота 2) кровь медленнее двигается по капиллярам затрудняется

Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 2014 г. ЧАСТ 1 К каждому из заданий 1 10 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком. Инструкция по выполнению

Контрольная работа 1 за I полугодие. I вариант. Тест. частьа. I.Выберите правильный ответ. 1.Какую из функций кровь не выполняет1) секреторную 2) гуморальную 3) выделительную 4) защитную 2 Что вызывает

Биология 8 класс Учебник: Н.И. Сонин, Н.Р. Сапин «Биология. Человек» Учитель Куклина И.А. Контрольная работа 1 полугодие Задания группы А. Выберите один правильный ответ. (По 1 баллу) 1. Наука о строении

Диагностическая работа. Класс- 8. Предмет биология Вариант 1. Инструкция по выполнению заданий Части 1: к каждому из заданий приведены 4 варианта ответа. Прочитайте вопрос и выберите один из предложенных

ОБРАЗЕЦ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В 10-ый КЛАСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Вариант 2. 1. Социальная природа человека проявляется в: 1) приспособленности к прямохождению 2)

ТЕМА «Кровообращение» 1. Куда поступает артериальная кровь из малого круга кровообращения? 1) в левый желудочек 2) в левое предсердие 3) в аорту 4) в лёгочную артерию 2. В лёгочной артерии человека кровь

ТЕМА «Эндокринная система» 1. Колебания содержания сахара в крови и моче человека свидетельствуют о нарушениях деятельности 1) щитовидной железы 2) поджелудочной железы 2. Гормоны в отличие от ферментов

Тест по биологии Функции органов выделения 8 класс 1 вариант 1. Что такое выделение? А. Поступление пищеварительных соков в кишечник Б. Отдача тепла из организма во внешнюю среду В. Удаление каловых масс

Спецификация Диагностической работы по биологии для 8-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы март 2016 года 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится с целью определения

Описание контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации 8 класс 1. Документы, определяющие содержание проверочной работы Содержание и структура проверочной работы определяются

Кр по биологии 8 класс >>> Кр по биологии 8 класс Кр по биологии 8 класс В пищеварительном тракте белки расщепляются до аминокислот б нуклеотидов в глюкозы г глицерина А10 Гипофункция гипофиза: а карликовость

Глава IV. Кровообращение На дом: 18 Тема: Движение крови и лимфы Задачи: Изучить строение и функции кровеносных сосудов, круги кровообращения и лимфообращение Пименов А.В. Кровеносные сосуды Стенки сосудов

Биология 8 класс Учебник: Учебник: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. 8 класс. Москва «Дрофа» В 1 полугодии учащийся должен изучить темы: (1-32) Тема 1. Координация и регуляция. Тема 2. Анализаторы.

Биология Диагностические тематические работы предназначены для контроля освоения крупных содержательных разделов курса (рубежного контроля), а также могут использоваться в период предэкзаменационной подготовки.

8класс Биология П2 база Задание 1 Внутреннюю среду обитания организма составляют: Выберите один из 3 вариантов ответа: кровь, желчь, межклеточное вещество кровь, тканевая жидкость, цитоплазма клеток кровь,

Часть 1. Выберите один правильный вариант ответа. Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс. Вариант 1. А1. Определить различия в частоте пульса при физических нагрузках и в состоянии покоя можно

ТЕМА «Высшая нервная деятельность. Рефлекс» 1. Человек, в отличие от животных, услышав слово, воспринимает 1) высоту составляющих его звуков 2) направление звуковой волны 3) степень громкости звука 4)

Биология 8 класс. Демонстрационный вариант 2 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 2 по подготовке к ОГЭ-9 по БИОЛОГИИ по теме «Человек и его здоровье» Инструкция по выполнению работы На выполнение

428 ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ Введение... 3 Глава 1. Основные этапы индивидуального развития человека... 5 Пренатальный онтогенез... 6 Постнатальный онтогенез... 14 Глава 2. Cтроение тела человека... 22 Клетка:

Задания по анатомии, физиологии и гигиене человека в ходе ЕГЭ 2002-2008 годов 2003 год 1. Опишите малый круг кровообращения. 2. Какие органы входят в мочевыделительную систему человека, какие функции она

1 вариант.

Часть 1 (А 1 – А 10)

А 1. Какие кости в скелете человека соединены неподвижно?

1.плечевая кость и локтевая; 2. рёбра и грудина; 3. мозгового отдела черепа;

4. грудного отдела позвоночника.

А 2. При свёртывании крови

1.гемоглобин превращается в оксигемоглобин; 2. Растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин; 3. Образуются гормоны и другие, биологически активные вещества; 4. Уменьшается содержание гемоглобина в крови.

А 3. К возникновению близорукости может привести

1.повышение уровня обмена веществ; 2. чтение текста лёжа; 3. повышенная возбудимость нервной системы; 4. чтение текста на расстоянии 30-35 см от глаз.

А 4. Внутренняя среда организма образована

1.клетками тела; 2. органами брюшной полости; 3. кровью, межклеточной жидкостью, лимфой; 4. содержимым желудка и кишечника.

А 5. К освобождению энергии в организме приводит

1.образование органических соединений; 2. диффузия веществ через мембраны клеток; 3. окисление органических веществ в клетках тела; 4. разложение оксигемоглобина до кислорода и гемоглобина.

А 6. Какими свойством обладают нервная и мышечная ткани?

1.проводимостью; 2. сократимостью; 3. возбудимостью; 4. воспроизведением.

А 7 .Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется

1.тканевым дыханием; 2. биосинтезом; 3. лёгочным дыханием; 4. транспортом газов.

А 8. В желудке человека повышает активность ферментов и уничтожает бактерии

1.слизь; 2. инсулин; 3. желчь; 4. соляная кислота.

А 9. Концентрация глюкозы в крови нарушается при недостаточной функции

1.щитовидной железы; 2. надпочечников; 3. поджелудочной железы; 4. гипофиза.

А 10. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в

1.наложении шины; 2. наложения жгута; 3. обработка раны йодом;

4. воздействием холодом.

Часть 2.

В 1. Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой

1.состоит из многоядерных волокон; 2. состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;

3. обладает большей скоростью и энергией сокращения; 4. составляет основу скелетной мускулатуры;

5. располагается в стенках внутренних органов; 6. сокращается медлен, ритмично, непроизвольно.

В 2. В тонком кишечнике происходит всасывание в кровь

1.глюкозы; 2. аминокислот; 3. глицерина; 4 гликогена; 5. клетчатки; 6. гормонов.

В 3. В среднем ухе расположены

1.ушная раковина; 2. улитка 3. молоточек; 4. вестибулярный аппарат; 5. наковальня;

6. стремечко.

В 4

Характеристика

Вид иммунитета

    передаётся по наследству, врождённый.

А. естественный

    возникает под действием вакцин.

Б. искусственный.

    приобретается при введении в организм лечебной сывороткой.

    формируется после перенесённого заболевания.

    различаю активный и пассивный.

Часть 3.

С. Какая существует связь между органами кровообращения, дыхания и пищеварения?

Дополнительное задание.

Установите, в какой последовательности звуковые колебания должны передаваться к рецепторам слухового анализатора.

А) наружное ухо.

Б) перепонка овального окна.

В) слуховые косточки.

Г) барабанная перепонка.

Д) жидкость в улитке.

Е) слуховые рецепторы.

Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек»

2 вариант.

Часть 1 (А 1 – А 10)

При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ

А 1. Какая кровь у млекопитающих животных и человека течёт в венах большого круга кровообращения

1.насыщенная углекислым газом; 2. насыщенная кислородом; 3.артериальная;

4. смешанная.

А 2. Наложение шины на сломанную конечность

1.уменьшает её отёк; 2. замедляет кровотечение; 3. предупреждает смещение сломанных костей; 4. препятствует проникновению микроорганизмов в место перелома.

А 3. У человека в связи с прямохождением в процессе эволюции

1.сформировался свод стопы; 2. когти превратились в ногти; 3. срослись фаланги пальцев;

4. большой палец противопоставляется всем остальным.

А 4. Какая наука изучает процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека?

1.анатомия; 2. физиология; 3. экология; 4. гигиена.

А 5 .Кровь, лимфа и межклеточное вещество – разновидности ткани

1.нервной; 2. мышечной; 3. соединительной; 4. эпителиальной.

А 6. Выделительную функцию в организме человека и млекопитающих животных выполняют

1.почки, кожа и лёгкие; 2. толстая и прямая кишка; 3. печень и желудок; 4. слюнные и слёзные железы.

А 7 .Артериальная кровь у человека превращается в венозную в

1.печёночной вене; 2. капиллярах малого круга кровообращения;

3. капиллярах большого круга кровообращения; 4. лимфатических сосудах.

А 8. Первичная моча – это жидкость, поступившая

1.из кровеносных капилляров в полость капсулы почечного канальца; 2. из полости почечного канальца в прилежащие кровеносные сосуды; 3. из нефрона в почечную лоханку; 4. из почечной лоханки в мочевой пузырь.

А 9. Дышать следует через нос, так как в носовой полости

1.происходит газообмен; 2. образуется много слизи; 3. имеются хрящевые полукольца;

4. воздух согревается и очищается.

А 10. Нервным импульсом называют

1.электрическую волну, бегущую по нервному волокну; 2. длинный отросток нейрона, покрытый оболочкой; 3. процесс сокращения клетки; 4. процесс, обеспечивающий торможение клетки-адресата.

Часть 2.

При выполнении заданий В1 – В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу.

В 1. По артериям большого круга кровообращения у человека течёт кровь

1.от сердца; 2. к сердцу; 3. насыщенная углекислым газом; 4. насыщенная кислородом;

5. быстрее, чем в других кровеносных сосудах; 6. медленнее, чем в других кровеносных сосудах.

В 2. Витамины – это органические вещества, которые

1.оказывают сильное влияние на обмен веществ в ничтожно малых количествах; 2. влияют на превращение глюкозы в гликоген; 3. входят в состав ферментов; 4. уравновешивают процессы образования и отдачи тепла; 5. являются в организме источником энергии;

6. поступают, как правило, в организм вместе с пищей.

В 3. К центральной нервной системе относят

1.чувствительные нервы; 2. спинной мозг; 3. двигательные нервы; 4. мозжечок; 5. мост; 6. нервные узлы.

В 4 При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов.

Строение и функции

Отростки нейрона

    обеспечивает проведение сигнала к телу нейрона

А. аксон.

    снаружи покрыт миелиновой оболочкой.

Б. дендрит.

    короткий и сильно ветвится.

    участвует в образовании нервных волокон.

    обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона.

Часть 3.

На задание С дайте полный развёрнутый ответ.

С. Какие особенности строения кожи способствуют снижению температуры тела?

Дополнительное задание.

Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения у человека.

А) левый желудочек.

Б) капилляры.

В) правое предсердие.

Г) артерии.

Д) вены.

Е) аорта.

Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек»

3 вариант.

Часть 1 (А 1 – А 10)

При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ

А 1. Дыхание обеспечивает организм энергией за счёт

1.синтез органических веществ; 2. окисление органических веществ; 3. поглощения солнечной энергии; 4. круговорота веществ.

А 2. Барьерная роль печени в организме человека состоит в том, что в ней

1.образуется желчь; 2. обезвреживаются ядовитые вещества; 3. образуется гликоген;

4. гликоген превращается в глюкозу.

А 3. Причина непрерывного движения крови по сосудам –

1.высокое давление в артериях и низкое в венах; 2. одинаковое давление в артериях и венах; 3. увеличение давления при движении крови по сосудам от артерий к венам;

4. высокое кровяное давление в капиллярах по сравнению с артериями.

А 4. Для оказания первой доврачебной помощи при переломе костей конечности пострадавшему надо

1.наложить жгут выше места перелома; 2. сделать холодный компресс; 3. наложить давящую повязку; 4. зафиксировать повреждённую конечность с помощью шины.

А 5. По чувствительному нерву нервные импульсы направляются

1.из головного мозга в спинной; 2. из спинного мозга в головной; 3. в центральную нервную систему; 4. к исполнительному органу.

А 6. Утолщённая стенка левого желудочка сердца обеспечивает передвижение крови

1.по малому кругу кровообращения; 2. по большому кругу кровообращения; 3. из левого предсердия в левый желудочек; 4. из правого предсердия в левое предсердие.

А 7. Вакцина содержит

1.яды, выделяемые возбудителями; 2. ослабленных возбудителей; 3. готовые антитела;

4. убитых возбудителей.

А 8. В свёртывании крови участвуют

1.эритроциты; 2. лимфоциты; 3. лейкоциты; 4. тромбоциты.

А 9. Кожа выполняет выделительную функцию с помощью

1.волос; 2. капилляров; 3. потовых желез; 4. сальных желез.

А 10. В сером веществе спинного мозга расположены

1.тела вставочных и двигательных нейронов; 2. длинные отростки двигательных нейронов;

3. короткие отростки чувствительных нейронов; 4. тела чувствительных нейронов.

Часть 2.

При выполнении заданий В1 – В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу.

В 1. Неправильная осанка может привести к

1.смещению и сдавливанию внутренних органов; 2. нарушению кровоснабжения внутренних органов; 3. растяжению связок в тазобедренном суставе; 4. нарушению мышечного и связочного аппарата стопы; 5. деформации грудной клетки; 6. увеличению содержания минеральных веществ в костях.

В 2. Поджелудочная железа в организме человека

1.участвует в иммунных реакциях; 2. образует клетки крови; 3. является железой внутренней секреции; 4. образует гормоны; 5. выделяет желчь; 6. выделяет пищеварительные ферменты.

В 3. Людям необходима растительная пища, так как в ней содержится

1.все аминокислоты, необходимые для синтеза белков; 2. все жирные кислоты, необходимые для организма; 3. много витаминов и минеральных веществ; 4. антитела и различные ферменты; 5. клетчатка и другие вещества, улучшающие работу кишечника;

6. гормоны роста, необходимые человеку.

В 4. При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов.

Характеристика

Тип желез

    имеются выводные протоки.

А. внешней секреции.

    отсутствуют выводные протоки

Б. внутренней секреции.

    выделят секрет в кровь.

    выделяют секрет в полости тела или органов.

    выделяют секрет на поверхность тела.

Часть 3.

На задание С дайте полный развёрнутый ответ.

С. Какие особенности строения эритроцитов связаны с их функциями?

Дополнительное задание.

Установите, в какой последовательности осуществляется преломление лучей света в оптической системе глаза человека.

А) хрусталик

Б) роговица

В) зрачок

Г) палочки и колбочки

Д) стекловидное тело

Итоговый контроль знаний по курсу «Биология. Человек»

4 вариант.

Часть 1 (А 1 – А 10)

При выполнении заданий этой части укажите 1 цифру, которая обозначает выбранный вами ответ

А 1. Согревание воздуха в дыхательных путях происходит благодаря тому, что

1.их стенки выстланы ресничным эпителием; 2.в их стенках располагаются железы, выделяющие слизь; 3. в их стенках разветвляются мелкие кровеносные сосуды;

4. у человека в лёгких воздух поступает медленно.

А 2. Скопление тел нейронов вне центральной нервной системы образуют

1.нервы; 2. нервные узлы; 3 спинной мозг; 4. вегетативную нервную систему.

А 3. Рефлексы в организме животного и человека осуществляются с помощью

1.ферментов; 2. гормонов; 3. витаминов; 4. рефлекторных дуг.

А 4. Значение дыхания состоит в обеспечении организма

1.энергией; 2. строительным материалом; 3. запасными питательными веществами;

4. витаминами.

А 5. Мягкую ткань между телом и шиной помещают для того, чтобы

1. шина не давила на повреждённый участок и не вызывала боли; 2. избежать инфицирования места перелома; 3. согреть повреждённую часть тела;

4. к повреждённому участку тела поступало больше кислорода.

А 6. Затылочная кость соединяется с теменной

1.подвижно; 2. неподвижно; 3. полуподвижно; 4. с помощью сустава.

А 7. Отсутствие витаминов в пище человека приводит к нарушению обмена веществ, так как они участвуют в образовании

1. углеводов; 2. нуклеиновых кислот; 3. ферментов; 4. минеральных солей.

А 8. Проводниковая часть зрительного анализатора –

1.сетчатка; 2. зрачок; 3. зрительный нерв; 4. зрительная зона коры головного мозга.

А 9. Лейкоциты человека, в отличие от эритроцитов,

1.передвигаются пассивно с током крови; 2. способны активно передвигаться;

3. не могут проникать сквозь стенки капилляров; 4. передвигаются с помощью ресничек.

А 10. Самое высокое давление крови у человека в

1.капиллярах; 2. крупных венах; 3. аорте; 4. мелких артериях.

Часть 2.

При выполнении заданий В1 – В3 в ответы запишите номера трёх элементов, относящихся к правильному ответу.

В 1. Какие конечные продукты образуются при окислении белков в клетках тела?

1.аминокислоты; 2. глюкоза; 3. глицерин; 4. вода; 5. углекислый газ; 6. аммиак.

В 2. Что происходит в организме человека после предупредительной прививки?

1.антитела сыворотки уничтожают микробы; 2. в организме вырабатываются ферменты;

3. организм заболевает в лёгкой форме; 4. в организме образуются антитела; 5. происходит свёртывание крови; 6. погибают возбудители заболеваний.

В 3. Какие особенности организма человека играют важную роль в сохранении постоянной температуры тела?

1.снабжение клеток тела артериальной кровью; 2. наличие потовых желез; 3. развитие коры головного мозга; 4. усложнение строения органов чувств; 5. интенсивный обмен веществ; 6. усложнение строения органов пищеварения.

В 4. При выполнении задания установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Выпишите в таблицу буквы выбранных ответов.

Процесс пищеварения.

Отдел пищеварительного канала.

    обработка пищевой массы желчью.

А. желудок.

    первичное расщепление белков.

Б. тонкая кишка.

    интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками.

В. толстая кишка

    расщепление клетчатки.

    завершение расщепления белков, углеводов, жиров.

Часть 3.

На задание С дайте полный развёрнутый ответ.

С. Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва?

Дополнительное задание.

Установите, в какой последовательности надо расположить кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них кровяного давления.

А) вены

Б) аорта

В) артерии

Г) капилляры.

Ответы к контрольным работам.

1 вариант.

А1 -3

А7 — 3

В1 – 256

А2 -2

А8 — 4

В2 – 123

А3 – 2

А9 — 3

В3 – 356

А4 – 3

А10 – 2

В4 – 1А 2Б 3Б 4А 5АБ

А5 – 3

Дополнительное задание

А6 – 3

А Г В Б Д Е

2 вариант.

А1 -1

А7 — 3

В1 – 145

А2 -3

А8 — 1

В2 – 126

А3 – 1

А9 — 4

В3 – 245

А4 – 2

А10 – 1

В4 – 1Б 2А 3Б 4А 5А

А5 – 3

Дополнительное задание

А6 – 1

А Е Г Б Д В

3 вариант.

А1 -2

А7 — 2

В1 – 125

А2 -2

А8 — 4

В2 – 345

А3 – 1

А9 — 3

В3 – 135

А4 – 4

А10 – 1

В4 – 1А 2Б 3Б 4А 5А

А5 – 3

Дополнительное задание

А6 – 2

Б В А Б Д Г

4 вариант.

А1 -3

А7 — 3

В1 – 456

А2 -2

А8 — 3

В2 – 346

А3 – 4

А9 — 2

В3 – 245

А4 – 1

А10 – 3

В4 – 1Б 2А 3Б 4В 5Б

А5 – 1

Дополнительное задание

А6 – 2

Б В А Г

Помогите пожалуйста режить 2 работы, очень срочно надо. Надеюсь на вашу помощь, так как в биологии я не очень сильна. А1. Клетки сходные по строению и

выполняемым функциям, образуют 1) Ткани; 2) органы; 3) системы органов; 4) единый организм. А2. В процессе фотосинтеза растения 1) Обеспечивают себя органическими веществами 2) окисляют сложные органические вещества до простых 3) Поглощают кислород и выделяют углекислый газ 4) Расходуют энергию органических веществ. А3. В клетке происходит синтез и расщепление органических веществ, поэтому её называют единицей 1) Строения 2) жизнедеятельности 3) роста 4) размножения. А4. Какие структуры клетки распределяются строго равномерно между дочерними клетками в процессе митоза? 1) Рибосомы; 2) митохондрии; 3) хлоропласты; 4) хромосомы. А5. Дезоксирибоза является составной частью 1) Аминокислот 2) белков 3) и РНК 4) ДНК. А6. Вирусы, проникая в клетку хозяина, 1) Питаются рибосомами; 2) поселяются в митохондриях; 3) Воспроизводят свой генетический материал; 4) Отравляют её вредными веществами, образующимися в ходе их обмена веществ. А7. Каково значение вегетативного размножения? 1) способствует быстрому увеличению численности особей вида; 2) ведет к появлению вегетативной изменчивости; 3) увеличивает численность особей с мутациями; 4) приводит к разнообразию особей в популяции. А8. Какие структуры клетки, запасающие питательные вещества, не относят к органоидам? 1) Вакуоли; 2) лейкопласты; 3) хромопласты; 4) включения. А9. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза белка? 1) 300 2) 600 3) 900 4) 1500 А10. В состав вирусов, как и бактерий, входят 1) нуклеиновые кислоты и белки 2) глюкоза и жиры 3) крахмал и АТФ 4) вода и минеральные соли А11. В молекуле ДНК нуклеотиды с тимином составляют 10 % от общего числа нуклеотидов. Сколько нуклеотидов с цитозином в этой молекуле? 1) 10% 2) 40% 3)80% 4) 90% А12. Наибольшее количество энергииосвобождается при расщеплении одной связи в молекуле 1) Полисахарида 2) белка 3) глюкозы 4) АТФ 2 Вариант А1. Благодаря свойству молекул ДНК самоудваиваться 1) Происходят мутации 2) у особей возникают модификации 3) появляются новые комбинации генов 4) передаётся наследственная информация к дочерним клеткам. А2. Какое значение митохондрии в клетке 1) транспортируют и выводят конечные продукты биосинтеза 2) преобразуют энергию органических веществ в АТФ 3) осуществляют процесс фотосинтеза 4) синтезируют углеводы А3. Митоз в многоклеточном организме составляет основу 1) гаметогенеза 2) роста и развития 3) обмена веществ 4) процессов саморегуляции А4. Каковы цитологические основы полового размножения организма 1) способность ДНК к репликации 2) процесс формирования спор 3)накопление энергии молекулой АТФ 4) матричный синтез иРНК А5. При обратимой денатурации белка происходит 1) нарушение его первичной структуры 2) образование водородных связей 3) нарушение его третичной структуры 4) образование пептидных связей А6. В процессе биосинтеза белка молекулы иРНК переносят наследственную информацию 1) из цитоплазмы в ядро 2) одной клетки в другую 3)ядра к митохондриям 4) ядра к рибосомам. А7. У животных в процессе митоза в отличии от мейоза, образуются клетки 1) соматические 2) с половиной набором хромосом 3)половые 4) споровые. А8. В клетках растений, в отличие от клеток человека, животных, грибов, происходит А) выделение 2) питание 3) дыхание 4) фотосинтез А9. Фаза деления в которых, хроматиды расходятся к разным полюсам клетки 1) анафаза 2) метафаза 3) профаза 4) телофаза А10. Прикрепление нитей веретена деления к хромосомам происходит 1) Интерфаза; 2) профаза; 3) метафаза; 4) анафаза. А11. Окисление органических веществ с освобождением энергии в клетке происходит в процессе 1) Биосинтеза 2) дыхания 3) выделения 4) фотосинтеза. А12. Дочерние хроматиды в процессе мейоза расходятся к полюсам клетки в 1) Метафазе первого деления 2) Профазе второго деления 3) Анафазе второго деления 4) Телофазе первого деления

Это зачетная работа! Очень много вопросов... Помогите, прошу! Сюда кинула только половину. Ответьте, пожалуйста! Прокариоты, в отличии от эукариот, имеют

Выберите один ответ: a. митохондрии и пластиды b. плазматическую мембрану c. ядерное вещество без оболочки d. множество крупных лизосом В поступлении и передвижении веществ в клетке участвуют Выберите один или несколько ответов: a. эндоплазматическая сеть b. рибосомы c. жидкая часть цитоплазмы d. плазматическая мембрана e. центриоли клеточного центра Рибосомы представляют собой Выберите один ответ: a. два мембранных цилиндра b. округлые мембранные тельца c. комплекс микротрубочек d. две немембранные субъединицы Растительная клетка в отличии от животной имеет Выберите один ответ: a. митохондрии b. пластиды c. плазматическую мембрану d. аппарат Гольджи Крупные молекулы биополимеров поступают в клетку через мембрану Выберите один ответ: a. путем пиноцитоза b. за счет осмоса c. путем фагоцитоза d. путем диффузии При нарушении третичной и четвертичной структуры молекул белка в клетке перестают функционировать Выберите один ответ: a. ферменты b. углеводы c. АТФ d. липиды Текст вопроса

В чем проявляется взаимосвязь пластического и энергетического обмена

Выберите один ответ: a. энергетический обмен поставляет кислород для пластического b. пластический обмен поставляет органические вещества для энергетического c. пластический обмен поставляет молекулы АТФ для энергетического d. пластический обмен поставляет минеральные вещества для энергетического

Сколько молекул АТФ запасается в процессе гликолиза?

Выберите один ответ: a. 38 b. 36 c. 4 d. 2

В реакциях темновой фазы фотосинтеза участвуют

Выберите один ответ: a. молекулярный кислород, хлорофилл и ДНК b. углекислый газ, АТФ и НАДФН2 c. вода, водород и тРНК d. оксид углерода, атомарный кислород и НАДФ+

Сходство хемосинтеза и фотосинтеза состоит в том, что в обоих процессах

Выберите один ответ: a. на образование органических веществ используется солнечная энергия b. на образование органических веществ используется энергия, освобождаемая при окислении неорганических веществ c. органические вещества образуются из неорганических d. образуются одни и те же продукты обмена

Информация о последовательности расположения аминокислот в молекуле белка переписывается в ядре с молекулы ДНК на молекулу

Выберите один ответ: a. рРНК b. иРНК c. АТФ d. тРНК Какая последовательность правильно отражает путь реализации генетической информации Выберите один ответ: a. признак --> белок --> иРНК --> ген --> ДНК b. ген --> ДНК --> признак --> белок c. ген --> иРНК --> белок --> признак d. иРНК --> ген --> белок --> признак

Всю совокупность химических реакций в клетке называют

Выберите один ответ: a. брожением b. метаболизмом c. хемосинтезом d. фотосинтезом

Биологический смысл гетеротрофного питания заключается в

Выберите один ответ: a. потреблении неорганических соединений b. синтезе АДФ и АТФ c. получении строительных материалов и энергии для клеток d. синтезе органических соединений из неорганических

Все живые организмы в процессе жизнедеятельности используют энергию, которая запасается в органических веществах, созданных из неорганических

Выберите один ответ: a. растениями b. животными c. грибами d. вирусами

В процессе пластического обмена

Выберите один ответ: a. более сложные углеводы синтезируются из менее сложных b. жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты c. белки окисляются с образованием углекислого газа, воды, азотсодержащих веществ d. происходит освобождение энергии и синтез АТФ

Принцип комплементарности лежит в основе взаимодействия

Выберите один ответ: a. нуклеотидов и образования двуцепочечной молекулы ДНК b. аминокислот и образования первичной структуры белка c. глюкозы и образования молекулы полисахарида клетчатки d. глицерина и жирных кислот и образования молекулы жира

Значение энергетического обмена в клеточном метаболизме состоит в том, что он обеспечивает реакции синтеза

Выберите один ответ: a. нуклеиновыми кислотами b. витаминами c. ферментами d. молекулами АТФ

Ферментативное расщепление глюкозы без участия кислорода - это

Выберите один ответ: a. пластический обмен b. гликолиз c. подготовительный этап обмена d. биологическое окисление

Расщепление липидов до глицерина и жирных кислот происходит в

Выберите один ответ: a. кислородную стадию энергетического обмена b. процессе гликолиза c. ходе пластического обмена d. подготовительную стадию энергетического обмена

Из предложенных ответов выберите одно из положений клеточной теории:

А) организмы всех царств живой природы состоят из клеток
Б) оболочка грибной клетки состоит из хитина, как и наружный скелет членистоногих
В) клетки животных организмов не содержат пластиды
Г) спора бактерий представляет собой одну специализированную клетку
Вода в клетке выполняет функцию: А) транспортную, растворителя
Б) энергетическую В) каталитическую Г) информационную
РНК представляет собой:
А) полинуклеотидную цепь в форме двойной спирали, цепи которой соединены водородными связями Б) нуклеотид, содержащий две богатых энергией связи
В) полинуклеотидную нить в форме одноцепочечной спирали
Г) полинуклеотидную цепь, состоящую из различных аминокислот
Синтез молекул АТФ происходит в:
А) рибосомах Б) митохондриях В) аппарате Гольджи Г) ЭПС
Клетки прокариот отличаются от клеток эукариот:
А) более крупными размерами Б) отсутствием ядра
В) наличием оболочки Г) наличием нуклеиновых кислот
Митохондрии считают силовыми станциями клетки, так как:
А) в них расщепляются органические вещества с освобождением энергии
Б) в них откладываются в запас питательные вещества
В) в них образуются органические вещества Г) они преобразуют энергию света
Значение обмена веществ в клетке состоит в:
А) обеспечение клетки строительным материалом и энергией
Б) осуществлении передачи наследственной информации от материнского организма к дочернему
В) равномерном распределении хромосом между дочерними клетками
Г) обеспечении взаимосвязей клеток в организме
Роль и-РНК в синтезе белка состоит в:
А) обеспечении хранения наследственной информации Б) обеспечении клетки энергией
В) обеспечении передачи генетической информации из ядра в цитоплазму
Восстановление диплоидного набора хромосом в зиготе – первой клетке нового организма – происходит в результате:
А) мейоза Б) митоза В) оплодотворения Г) обмена веществ
«Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно» - это формулировка:
А) правила доминирования Г. Менделя Б) закона сцепленного наследования Т. Моргана
В) закона расщепления Г. Менделя Г) закона независимого наследования признаков Г. Менделя
Генетический код представляет собой:
А) отрезок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка
Б) последовательноcть аминокислотных остатков в молекуле белка
В) последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК, определяющую первичную структуру всех молекул белка
Г) зашифрованную в т-РНК информацию о первичной структуре белка
Совокупность генов популяции, вида или иной систематической группы называют:
А) генотипом Б) фенотипом В) генетическим кодом Г) генофондом
Изменчивость, которая возникает под влиянием факторов внешней среды и не затрагивает хромосомы и гены, называют: А) наследственной Б) комбинативной
В) модификационной Г) мутационной
Образование новых видов в природе происходит в результате:
А) стремления особей к самоусовершенствованию
Б) преимущественного сохранения в результате борьбы за существование и естественного отбора особей с полезными наследственными изменениями:
В) отбора и сохранения человеком особей с полезными наследственными изменениями
Г) выживания особей с разнообразными наследственными изменениями
Процесс сохранения из поколения в поколение особей с полезными для человека наследственными изменениями называется: А) естественный отбор
Б) наследственная изменчивость В) борьба за существование Г) искусственный отбор
Определите среди названных эволюционных изменений ароморфоз:
А) формирование конечностей копательного типа у крота
Б) появление покровительственной окраски у гусеницы
В) появление легочного дыхания у земноводных Г) утрата конечностей у китов
Из перечисленных факторов эволюции человека к биологическим относится:
А) естественный отбор Б) речь В) общественный образ жизни Г) труд
Выпишите буквы в той последовательности, которая отражает этапы эволюции человека: А) кроманьонцы Б) питекантропы В) неандертальцы Г) австралопитеки
Все компоненты неживой природы (свет, температура, влажность, химический и физический состав среды), воздействующие на организмы, популяции, сообщества, называют факторами:
А) антропогенными Б) абиотическими В) ограничивающими Г) биотическими
Животных, грибы относят к группе гетеротрофов, так как:
А) сами создают органические вещества из неорганических Б) используют энергию солнечного света В) питаются готовыми органическими веществами Г) питаются минеральными веществами
Биогеоценоз – это:
А) искусственное сообщество, созданное в результате хозяйственной деятельности человека
Б) комплекс взаимосвязанных видов, обитающих на определенной территории с однородными природными условиями
В) совокупность всех живых организмов планеты
Г) геологическая оболочка, населенная живыми организмами
Форму существования вида, обеспечивающую его приспособленность к жизни в определенных условиях, представляет:
А) особь Б) стадо В) колония Г) популяция

1. Крахмал

накапливается в

А
– хлоропластах Б – ядре В – лейкопластах Г – хромопластах
2. Цитоплазма не выполняет
функцию

А
– перемещения веществ Б – взаимодействия всех органоидов

В
– питания Г – защитную
3. Запасные
питательные вещества и продукты распада накапливаются в клетках растений в

А
– лизосомах Б – хлоропластах В – вакуолях Г – ядре
4. Белки,
жиры и углеводы окисляются с освобождением энергии в

А
– митохондриях Б – лейкопластах

В
– эндоплазматической сети Г – комплексе Гольджи
5. «Сборка»
рибосом происходит в

А
– эндоплазматической сети Б - комплексе Гольджи

В
– цитоплазме Г – ядрышках
6. На поверхности гладкой эндоплазматической сети синтезируются молекулы А – минеральных солей Б – нуклеотидов В – углеводов, липидов Г – белков
7. На поверхности шероховатой эндоплазматической сети размещаются А – лизосомы Б – микротрубочки В – митохондрии Г – рибосомы
8. Эукариоты – это организмы, имеющие А – пластиды Б – жгутики В – клеточную оболочку Г – оформленное ядро
9. Клетка – основная единица строения всех организмов, так как А – в основе размножения организмов лежит деление клетки Б – в клетке протекают реакции обмена веществ В – деление клетки лежит в основе роста организма Г – все организмы состоят из клеток
10. В образовании веретена деления участвует А – цитоплазма Б – клеточный центр В – эндоплазматическая сеть Г - вакуоль



Что еще почитать