Храм флора и лавра на павелецкой соборование. Храм, получивший второе рождение благодаря его настоятелю. История церкви на Зацепе

И.о. настоятеля храма: протоиерей Григорий Григорьевич БЕЛОУС

Адрес: г. Москва, улица Дубининская, д.9/3, стр. 1

В июне 2016 года Департамент культурного наследия города Москвы выдал разрешение на продолжение работ по сохранению объекта культурного наследия. Приход заключил договоры подряда, а также на оказание услуг технического и авторского надзора («Моспроект-2»).

15 апреля 2016 года Межведомственной Комиссии по вопросам предоставления субсидий из бюджета города Москвы религиозным организациям «в целях возмещения затрат, связанных с проведением работ по сохранению объектов культурного наследия религиозного назначения, находящихся в государственной собственности», было принято решение о финансировании реставрационных работ в храме Флора и Лавры.

2016 году планируется полностью завершить реставрацию этого объекта. В соответствии с утвержденным графиком будут продолжены работы на четверике и апсиде: предстоит реставрация белокаменного лепного декора, штукатурного и отделочного слоя, реставрация цоколя, колонн, карнизов, гранитной паперти, окон и дверей, металлических элементов, мраморных подоконников, утепление подкупольного пространства, устройство гранитных полов, монтажные, а также штукатурные и малярные работы (стены, своды, откосы).

В 2015 году в рамках Программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы подрядной организацией ООО «ЭШЕЛЪ» на колокольне и в трапезной были отреставрированы фасады с декоративными элементами, кровля, колонны, окна и двери .

История

Деревянная церковь в Ямской Коломенской слободе (на Зацепе) впервые упоминается в архивных документах, по разным данным, в 1625 (1642) году. Первоначально храм с таким названием находился в районе Полянки, где тогда располагалась Ямская слобода. В 1593 году слободу перенесли на Зацепу, и ямщики выстроили новую церковь с тем же названием, что и прежняя.

Деревянный храм на нынешней Дубининской улице упоминается с 1642 года - как «храм апостолов Петра и Павла с приделом мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе». Однако в народе был более известен как «церковь Флора и Лавра на Зацепе».

Выбор имени неслучаен. Мученики Флор и Лавр почитались на Руси как покровители домашних животных, особенно лошадей. День памяти святых 18 (31) августа часто называли «лошадиным праздником». Одно из новгородских преданий гласит, что однажды по молитвам святых мучеников прекратился падеж скота, после чего их стали прославлять как покровителей животных.

После пожара 4 ноября 1738 года, который полностью уничтожил здание, возвели временную церковь. Тогда же было решено просить разрешения на строительство каменной.

Основная часть ныне существующего каменного храма была воздвигнута в 1778 году. Приделы, трапезная и колокольня в стиле ампир выстроены в 1835-м. В окончательном виде церковь была освящена в 1862 году.

Около 1909 года для ризницы сделали западную пристройку. После революции в храм привозили иконы из других церквей, которые подлежали сносу или закрытию. Так в него попала икона святой великомученицы Екатерины из Екатерининской церкви на Большой Ордынке и чудотворная икона Спасителя из Пантелеимоновской часовни.

В 1922 году приход был разорен в ходе акции по изъятию церковных ценностей: храм считался самым богатым в этой местности. Тогда же рядом на площади был открыт большой Зацепский рынок. Опасаясь антисоветских вспышек, власти решили не закрывать его на время изъятия ценностей из храма, но взяли с рыночного комитета подписку, что в случае нарушения порядка все товары будут конфискованы, а члены комитета арестованы. Угроза подействовала: торговки заботились только о том, чтобы схватить свои товары «в случае чего», и оттаскивали любопытных мальчишек от оцепления храма.

Сохранившийся документ:

Оперативная сводка (легенда) Московской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей на 8 апреля 1922 г.

Замоскворецкий район.

Изъятию подлежали в Замоскворецком районе на 8/IV 1 церковь и 2 часовни: 1) Церковь Флора и Лавра, 2) Часовня Казанской Божией Матери у Калужских ворот, и 3) Часовня Нечаянной Радости у Серпуховских ворот.

К работам приступлено (стиль сохранен – Ред.) с 10 часов утра, поставив на ноги весь аппарат, так как изъятие должно было коснуться самой богатой церкви района - Флора и Лавра, расположенной на Зацепе, где собирается огромный рынок. Было решено рынок не прикрывать, но взять подписку с рыночного комитета торговцев, что за малейший намек на эксцессы все товары будут изъяты, а совет арестован. Предупреждение дало удивительные результаты. Большого оживления на рынке не наблюдалось, торговки рассеянно отвечали на вопросы покупателей, сосредоточив все внимание на возможность наиболее быстрого сбора своих пожитков в нужную минуту. Те мальчишки, которые пытались проникнуть к церкви, хватались за полы торговками и оттаскивались с соответствующим назиданием. Работа прошла спокойно.

Изъято:
Из церкви Флора и Лавра ценностей весом 28 пудов 24 фунта 66 золотников и бриллиантов 26 шт.
Из часовни Казанской Божией Матери ценностей весом 8 фунтов 90 золотников.
Из часовни Нечаянной Радости ценностей весом 13 фунтов.
Губкомиссия Р. Медведь, Базилевич.
(лл. 32,33)»

В 1933 году арестовали за «антисоветскую агитацию», а в 1937 году расстреляли настоятеля храма протоиерея Николая (Виноградова). (Юбилейный Собор Русской Православной Церкви, прошедший в августе 2000 года, причислил его к лику святых (память его 27(14) ноября). Также расстреляли священника Димитрия (Розанова). Оба священника погибли на Бутовском полигоне под Москвой.

В 1938 году церковь передали обновленцам. Однако в 1940 году все равно закрыли, потому что сюда почти никто не приходил. Иконостас вывезли, росписи стен забелили. В 1950 году власти снесли главу над куполом и решили разрушить колокольню, но с помощью ломов и кирок рабочие этого сделать не смогли, все было построено крепко, на века. Тогда колокольню решили взорвать. Предупредили окрестных жителей, чтобы закрыли окна и двери, и взорвали. Разрушилась верхняя часть колокольни. На этом и успокоились (все было восстановлено в 1997 году). Здание храма приспособили под фабрику металлографии и штемпельно-граверных работ. Это вредное гальваническое производство с использованием кислот.

Судьба святынь храма, чтимых икон, остается неизвестной. В 1957 году, когда в Москве проходил Фестиваль молодежи и студентов, толченым кирпичом церковной колокольни празднично усыпали московские дорожки. Уже через 3 года после этого храм признали памятником архитектуры и поставили на госучет. Однако фабрика осталась, и ее производство продолжало вредить памятнику.

В 1978 году начинаются исследовательские и проектные работы по реставрации храма, в частности, к 1985 году создан проект восстановления колокольни и главки, однако воплощены эти работы в то время не были.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624 храм отнесен к объектам культурного наследия федерального значения. Решением Исполнительного Комитета Московского городского совета народных депутатов №27 от 8.01.1991 передан общине верующих Русской Православной Церкви. С этого времени на приходе были возобновлены регулярные богослужения, начались ремонтно-реставрационные работы.

Для проведения богослужений был расчищен один из производственных цехов. На Пасху 6 апреля 1991 года состоялось первое богослужение. Окончательно производство было остановлено только к августу того же года «из-за нарушения экологических и пожарных норм». Территорию вокруг храма очистили от алюминиевых отходов. Под алтарем придела святых мучеников Флора и Лавра сняли около двух метров земли: фабрика сливала отходы производства в отверстия под фундамент.

К 1997 году силами общины были восстановлены исторические объемы колокольни, воссоздано завершение главного купола, подняты колокола, написаны и установлены три иконостаса, частично заменены коммуникации.

Храм Святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе в Москве. Район в Замоскворечье, вокруг нынешней Дубининской улицы, 9, в XVI веке назывался Ямской слободой. Возникла она после сооружения здесь в 1593 году стен Земляного вала и переселения сюда ямщиков из одноименной слободы московского района Полянки.

Неизменным атрибутом любой слободы служила церковь, выстроенная в честь святых покровителей основной части населения этих общин.

Выбор святых Флора и Лавра для Ямской слободы не случаен. Именно они являются покровителями всех домашних животных, и в частности - лошадей. День почитания святых, 18(31) августа, именовали иногда «лошадиным праздником».

Фото 1. Храм святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе в Москве

История церкви

Первые упоминания о деревянной церкви на месте нынешнего храма относятся к 1642 году. Тогда она именовалась как храм великих апостолов Петра и Павла в Коломенской Ямской слободе. В честь мучеников Флора и Лавра, в ней был устроен придел и в народе ее называли не иначе, как «церковь Флора и Лавра на Зацепе».

В 1738 году в церкви случился пожар, из-за которого она полностью выгорела. Местная община испросила дозволения устроить ее из камня.

Ныне существующий храм строился по частям. Основная часть работ по возведению сооружения была завершена в 1778 году. В 1835 году были пристроены трапезная, боковые приделы и колокольня, выполненные в стиле ампир.

Современный вид церковь мучеников Флора и Лавра в Замоскворечье приобрела в 1862 году. Тогда же состоялось и его освящение.

Последним штрихом в архитектурном обличии храма стала пристройка для ризницы, возведенная в ее западной части.


Фото 2. Памятная табличка на церкви иконы Божией Матери на Дубининской, 9

Храм после революции и сегодня

После Октябрьской революции Зацепский храм превратили в склад церковных ценностей. Свозили их сюда из объектов культа Москвы, подлежащих сносу или закрытию. Так здесь появились икона святой великомученицы Екатерины и чудотворная икона Спасителя из Екатерининской церкви, располагавшихся на Большой Ордынке и в Пантелеймоновской часовне, соответственно.

В 1922 году экспроприации подверглись уже ценности самого храма, а у его стен разбили огромный Зацепский рынок.

Интересно отметить, что в сводках комиссии по изъятию храмовой утвари использовались весовые показатели конфискованного имущества в Храме Флора и Лавра на Зацепе (вес изъятого составил 28 пудов 24 фунта 66 золотников и бриллиантов 26 штук), а не естественная в таких случаях опись предметов.

Протоиерей Николай (Виноградов), настоятель храма, был арестован в 1933 году за «антисоветскую агитацию». В 1937 году его расстреляли. Собор РПЦ причислил отца Николая к лику святых в августе 2000 года, а днем его памяти принято считать 14 ноября.


Фото 3. Святые мученики Петр и Павел

В 1938 году здание церкви передают так называемым обновленцам, но из-за низкой посещаемости власти принимают решение о закрытии культового объекта. Случилось это в 1940 году.

1950 год стал черной страницей в истории Храма Флора и Лавра на Зацепе в Замоскворечье: была демонтирована глава над куполом, а колокольню просто взорвали после неудачи с разбором сооружения при помощи кирок и ломов. Правда, взрывом удалось разрушить только верхнюю часть звонницы.

В теперь уже бывшем храме устроили фабрику металлографии для производства штемпельно-граверных изделий.

В 1960 году здание храма признали историческим памятником архитектуры, но выводить промышленный объект власти не спешили.

Интересный факт. На территории храма, вплоть до 1992 года, располагался оборотный круг и начало маршрута самого известного московского трамвая с литерой «А» . «Аннушка», как ласково называли его москвичи, соединяла район Зацепы с Краснопресненским бульваром.

Из-за демонтажа рельсов, знаменитый маршрут закрыли и восстановили лишь в 1997 году по случаю 850-летия столицы. Правда, «Аннушка» теперь бегает от Чистых прудов и до района Калужской площади.

В 1991 году власти города передают храм Православной церкви, а уже 7 апреля здесь возобновились богослужения.

Главный престол возвращенного храма освятили в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», северный придел - во имя великомучеников Флора и Лавра, а южный - в честь апостолов Петра и Павла.

Восстановительные работы в основном закончили к концу 1990-х годов, а последним этапом стала установка на колокольню 3 колоколов массой в полторы, три и 5 тонн. Освятил их, а также настенную мозаику с ликами святых апостолов Петра и Павла, архиепископ Дмитровский - Александр.

Храм (церковь) святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе (Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») расположен по адресу: Москва, Дубининская, 9, строение 1 (метро «Павелецкая»).

Зашла сегодня в храм Святых мучеников Флора и Лавра. Небольшая, ухоженная церковь. Так как вчера был праздник, храм украшен ветками, травой. Шла служба. Люди пришли причащаться. несколько кадров я все же сделала, стараясь не мешать. Хорошая служба, поют, голоса красивые. приятные. Территория чистенькая. Видно, что за ней следят. Храм 17 век. Красуется в самом центре Тулы близ Машзавода. Своеобразие архитектуры и редкость цвета сделали его тульским видом. Внутри, однако, еще много работы, реставрации.

Адрес: ул. Мосина, 1, Тула

Немного истории

Церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра была известна еще в начале XVII века. Тогда она была деревянной, с приделом святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Храм стоял в слободе, носившей его же имя - Флоровской. Это одна из древнейших тульских слобод, находившаяся за Никольскими воротами Земляного города. Никольские ворота располагались примерно там, где сегодня улица Металлистов выходит на улицу Советскую.

К 1710 году здание церкви с главным престолом было уже каменным; в 1748 году при ней с правой стороны на средства прихожан устроили каменный придел Косьмы и Дамиана. Приблизительно в то же время появился придел с левой стороны — во имя иконы Божией Матери «Знамение».

В 1771 году во время эпидемии чумы, по преданию, ознаменовалась чудотворениями Боголюбская икона Божией Матери, находившаяся в этом храме. История Боголюбской иконы такова. Благоверный великий князь Андрей Юрьевич, решив переселиться из киевских пределов в Суздальскую землю, взял с собой чудотворную древнюю икону Богоматери. Читаем в книге «Богоматерь» (1909 г.): «Когда князь приближался ко Владимиру, то недалеко от города, на том месте, где теперь расположен Боголюбов монастырь, кони, везшие икону, вдруг были остановлены какою-то невидимою силою и их никак нельзя было заставить двинуться с места. То же случилось и с новыми лошадьми, впряженными вместо прежних.

Князь Андрей <...> дал обет воздвигнуть здесь храм во имя Пречистой Девы. Уединясь в своем шатре, князь продолжал в нем свою молитву. Тут явилась ему Пресвятая Владычица со свитком в правой руке и с левой рукой, простертой на молитву к видимому в воздухе Христу. Богоматерь велела князю Андрею Свою икону поставить во Владимире, а на месте явления создать церковь и при ней устроить обитель. <...> По указаниям князя иконописцы написали превосходную икону. Богоматерь изображена во весь рост, держа в правой руке свиток, а левую подняв к небу.

От земли встают очертания монастыря, а пред Пречистой склонился в молитве князь Андрей. <...> В память того, что Богоматерь возлюбила место монастыря, монастырь с возникшим при нем городком стал называться Боголюбовым. Древняя икона была перенесена во Владимир <.„>. Новонаписанная же икона осталась навсегда в Боголюбове, получив имя Боголюбской».

Вернемся к тульскому храму Флора и Лавра. К началу 1770-х гг.«... настоящая церковь с алтарем от давнего построения пришла в ветхость, и внутрь оной во время службы Божией от собрания народного, по великоприходству, бывает весьма утеснительно, и для того приходские люди согласились всем обществом во славу Божию вместо оной церкви сооружить на том же кладбище (при приходских церквях тогда были кладбища. - Н.К.) близ оной вновь каменного здания церковь во имя Боголюбской Пресвятой Богородицы, с приделами по правую сторону Св. мучен. Флора и Лавра, по левую Св. бессребреников Косьмы и Дамиана». Так говорилось в храмозданной грамоте, данной преосвященным Феодосием в 1772 году. Сразу же началось возведение нового храма.

Вначале построили и в 1779 году освятили приделы. Главный престол с иконостасом обустроили к 1796 году. С этого времени церковь во всех актах стала именоваться Боголюбской. В народе же до наших дней удержалось ее прежнее название - Флора и Лавра.

Для времени возведения церкви было характерно смешение двух архитектурных стилей - затухающего барокко и идущего ему на смену классицизма. Приведем архитектурную характеристику храма, данную в путеводителе «Тула», изданном в 1973 году:

«Строительство церкви было начато с возведения трапезной. Элементы ее декора — закругленные рустованные углы, мансардная крыша, эллиптическая форма окон, декоративные наличники и т.п. — взяты еще из арсенала декоративных форм барокко. Но в здании самой церкви появляются уже такие типичные для классицизма формы, как довольно строгие колонные портики на обоих боковых фасадах, круглый в плане гладкий барабан над световым фонарем и т.п. Однако и здесь мы встречаем еще типичные барочные детали — граненый купол, сложная форма люкарн (окон в куполе, освещающих внутреннее пространство здания. - Н.К.), закругленные углы основного объема, ничего не несущие колонны в местах примыкания апсиды (алтарный выступ в восточной части храма. - Н.К.) к церкви. Да и квадратный в плане световой фонарь -вместо круглого барабана - представляет собою дань стилю барокко.

Очень интересно и необычно конструктивное решение церкви: ее внутреннее пространство не имеет несущих колонн, и вся нагрузка от высокой надстройки передана непосредственно на открылки свода. Такое оригинальное решение говорит о смелости и большом инженерном мастерстве зодчего, имени которого мы не знаем».

Однако в своей работе «Тульский оружейный завод» И.Ф. Афремов приводит имя архитектора, спроектировавшего основной объем храма: это К.С Сокольников. И.Ф. Афремов пишет о нем: «Как отличный зодчий-механик прославил себя построением в Туле <...> храма Флора и Лавра, где утвержденный им (минуя капитальных стен) большой купол свидетельствует о высоком искусстве и знании его в зодчестве и механике».

По мнению P.P. Лозинского, К.С. Сокольников принимал участие в построении колокольни, а не храма.

До начала XIX века при церкви оставалась старая колокольня, крытая зеленой черепицей, с железным крестом. В 1806 году прихожане подали прошение о строительстве новой колокольни. Она была возведена к 1830 году. В 1834 году был приобретен самый большой ее колокол весом в 519 пудов; средства на это - 22 тысячи рублей ассигнациями - пожертвовал купец Поддельщиков.

Главной святыней церкви была Боголюбская икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями как во время эпидемии чумы в 1771 году, так и во время эпидемических болезней в XIX веке. Напуганные приближением холеры в 1892 и 1893 годах, туляне решили устроить на этой иконе, вместо бывшей серебряной, золотую ризу. Эта риза, с бриллиантовыми розами в венце, была изготовлена в 1894 году и обошлась более чем в 7000 рублей.

Еще одной святыней являлась Феодоровская икона Божией Матери весьма древнего письма.

В храме имелся старинный ореховый, с резными священными изображениями шкаф для хранения книг и разной утвари. По преданию, он был вывезен купцами Лугиниными из Голландии и потом передан по их завещанию в церковь.

Святые мученики Флор и Лавр в России считались покровителями коневодства, поэтому в день их памяти к храму съезжался народ освящать коней.

Церковноприходская школа открылась при храме в 1894 году.

По церкви назывался Флоровский переулок (в источниках советского времени — Фроловский). Он состоял из двух частей, расположенных под прямым углом друг к другу, и, проходя рядом с храмом, соединял улицы Ильинскую (ныне ул. Ленина) и Старо-Павшинскую (ныне ул. Мосина). В 1924 году Флоровский переулок переименовали в Красный.

В справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году, в списке «Тульские здания, как исторические памятники», церковь Флора и Лавра относится к стилю «петербургского барокко».

В феврале 1929 года Тульский губисполком принял решение снести церковь Флора и Лавра. От сноса ее, видимо, спасла характеристика, данная Главнаукой Народного комиссариата просвещения. Это ведомство представило заключение о том, что церковь является памятником архитектуры XVIII века.

В 1930-х годах храм был закрыт и передан оружейному заводу. Первоначально в нем разместилась заводская столовая, затем - склады, техническая испытательная станция. В 1956 году здание арендовалось «Культремснабом» областного управления культуры под склад.

К началу 1970-х годов церковь находилась в запущенном состоянии, стояла с выбитыми окнами, купол ее был лишен кровли. В середине 1970-х проведена консервация здания бывшего храма — ремонт кровли, фундамента и фасадов.

В 1991 году церковь Флора и Лавра поставлена на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.

Храм был возвращен Тульской епархии в 1990 году. Храм достался верующим с уничтоженными системами отопления и освещения, с выломанными оконными рамами. Во время нахождения в здании церкви технической станции пол был забетонирован по самые окна. Пришлось отбойными молотками разбивать бетон и выносить его куски вручную.

Сегодня при храме действуют библиотека и воскресная школа.

Я продолжаю путешествовать по закрытым московским особнякам и отреставрированным храмам в рамках экскурсий Департамента культурного наследия города Москвы. В этот раз мне удалось снять для вас интерьеры красивейшего храма Флора и Лавра на Зацепе. В советские годы мы чуть было не потеряли эту церковь: коммунисты разместили в ней фабрики металлографических и граверных работ, уничтожили всю утварь и планировку храма, а настоятеля церкви - Николая Виноградова, расстреляли…

Производственные работы в старинной церкви длились вплоть до 1991 года. С этого момента приходская жизнь храма Флора и Лавра постепенно начала возрождаться. Завершающим этапом восстановления храма в его первозданном великолепии стала роспись его стен. Участниками этого кропотливого процесса стали лучшие художники-иконописцы Москвы. Результат их трудов превзошел все ожидания! Глядя на фрески храма Флора и Лавра с трудом верится в то, что они были созданы в современности.

Я предлагаю вам полюбоваться храмом Флора и Лавра на Зацепе и порадоваться чудесной истории его спасения. В этом посте вы увидите много фотографий с интерьерами храма и краткую информацию об его истории. И, конечно же, я расскажу вам об экскурсии, которая прошла недавно. Почему храм Флора и Лавра называют храмом «на Зацепе»? Когда он был построен? Какой непоправимый вред нанесли церкви большевики? И какие подвиги совершили реставраторы, спасая его?


Дата фотографий: 29 мая 2018

2. В 1685 - 1722 гг. на территории этого района Москвы была таможенная граница Москвы.

3. Вдоль улицы была протянута цепь и возы «за цепью» продвигались для осмотра к таможне. Поэтому улицы, площади, вал, проезды и тупик получили название Зацепских.

23 мая в рамках проекта Департамента культурного наследия города Москвы по проведению мероприятий на объектах культурного наследия была организована экскурсия в Храм Флора и Лавра на Зацепе для представителей Управы и Муниципального округа района Замоскворечье, а также 5-го районного Совета ветеранов. Об истории храма и его восстановлении, особенностях храмовой архитектуры экскурсантам рассказал специалист по культовому зодчеству Валерий Страхов.

4.

5 . В начале девяностых годов XX века были возвращены Православной Церкви два храма в честь святых мучеников Флора и Лавра, расположенные на дороге из Москвы в Каширу. Первый храм - в Москве, в Ямской Коломенской слободе (на Зацепе).

История Храма на Зацепе прочно связана с древней Ямской Коломенской слободой, раскинувшейся на территории от Зацепского вала до Даниловской слободы. Ямщики Коломенской слободы, почитавшие покровителей домашнего скота святых Флора и Лавра, выстроили для себя приходскую церковь имени этих святых.

7.

8. Благословение на битву с Мамаем святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия Радонежского в день памяти святых мучеников Флора и Лавра.

В официальных документах храм носил имя апостолов Петра и Павла, но в народе за ним прочно закрепилось название «церковь Флора и Лавра на Зацепе».

10.

11. До разрушения на колокольне храма размещался колокол весом 13 тонн. Сейчас самый большой колокол весит 5,3 тонны.

В 1738 году на месте сгоревшей деревянной церкви был построен каменный храм, который стал центром религиозной и культурной жизни ямской слободы. В 1835 году храм был реконструирован по проекту архитектора Ордерова (Орденова).

13. С 1924 года в храм сносили утварь, иконы и святыни с закрывающихся Московских церквей, в том числе и из взорванного храма Христа Спасителя.

К храму были пристроены приделы в стиле ампир, трапезная и колокольня. В 1861—1862 годах был возведен новый четверик.

16.

В 1908 году храм был отреставрирован. Внутри храма были восстановлены иконостасы и стенная живопись. Главы на колокольне и церкви были заново позолочены.

19.

20. Во второй половине 1938 года храм официально закрыт и здание передано под цех фабрики металлографических и граверных работ, возводятся перегородки и три межэтажных перекрытия, настенные росписи закрашены и частично уничтожены.

В годы советской власти Храма Флора и Лавра был закрыт, а в его здании с 1938 года расположился цех фабрики металлографических и граверных работ.

22.

С 1960 года здание храма было признано памятником архитектуры и поставлено на государственную охрану, однако продолжало использоваться под производственные цели.

25.

26. В 1957 году измельченный красный кирпич верхнего яруса колокольни храма был использован для посыпания дорожек по подготовке Москвы к празднованию Фестиваля молодежи и студентов.

27. С 1960 года здание храма признано памятником архитектуры и поставлено под государственную охрану, однако продолжает использоваться под производственные цели.

Гости экскурсии слушали рассказ гида с большим интересом. Экскурсовод рассказал посетителям, что совсем недавно внутри храма закончилась масштабная реставрация, обратил внимание гостей на восстановленные по уцелевшим остаткам настенные росписи.

28. Решение о передаче храма Русской Православной Церкви было принято 8 января 1991 года. Для проведения богослужений был расчищен один из производственных цехов.

30. Территория вокруг храма была очищена от алюминиевых отходов. Под алтарем придела святых мучеников Флора и Лавра было снято около двух метров земли: фабрика сливала отходы производства в отверстия под фундамент.

Также Валерий Страхов показал экскурсантам памятный знак, украшающий Храм. В 2015-2016 годах были проведены реставрационные работы на фасадах. Кровля купола колокольни была расчищена и покрашена, докомпонованы утраченные фрагменты.

31. К 1997 году были восстановлены барабан и глава над куполом церкви и верхние яруса колокольни, проведены и другие реставрационные работы. Воссоздана колокольня с главой.

32. Возрождение настенных росписей в храме началось в 2015 году.

33. В наши дни храм волностью восстановлен и просто великолепен!

Эта работа стала лауреатом конкурса «Московская реставрация-2016» в номинации «Лучшая организация ремонтно-реставрационных работ». Именно этой награде и посвящен вышеупомянутый знак. Завершилась экскурсия подъемом на колокольню. Экскурсанты остались очень довольны посещением Храма. Они задали Валерию много уточняющих вопросов. Особенно их интересовали перспективы восстановления Храма - возведение оград и благоустройство территории вокруг храма.

Праздник святых Флора и Лавра, на Руси почитавшихся как покровители скота, особенно лошадей, и домашних животных, приходится на 31 августа (18 августа по старому стилю).
Впервые церковь св. Флора и Лавра появилась в Москве не позднее XV века и находилась на Мясницкой улице напротив современного здания Почтамта - там, где сейчас асфальтированная стоянка для автомобилей близ Юшкова переулка (ныне Бобров пер.). Она была возведена в слободе мясников, которые поставляли свежую пищу к государеву столу. Жители слободы гоняли возы с мясом, а зачастую и сам скот, прямо в Кремль, через ворота, которые и назывались Фроловскими - по церкви, давшей название всему дорожному тракту (имя Флор произносилось в Москве искаженно: Фрол). Есть легенда, будто саму церковь свв. Флора и Лавра перенес в Мясники Иван Грозный от Спасских ворот Кремля, где будто бы она прежде стояла.
Только в середине XVII века, когда над воротами поместили образ Спаса Нерукотворного, царь Алексей Михайлович повелел переименовать Фроловские ворота Кремля в Спасские, а в честь знаменитой церкви назвать Фроловскими Мясницкие ворота Белого города. Однако новое название, как это часто бывало в Москве, не прижилось у горожан.
Первая деревянная церковь Флора и Лавра сгорела в пожаре 1547 года.
До XVII века вновь отстроенная церковь также была деревянной, и только в 1657 году была возведена каменная, дожившая до советских времен. Интересно и то, что в росписях этой московской церкви были изображены древнегреческие философы-мудрецы со свитками в руках - Платон, Аристотель, Солон. Прежде это было сделано только в кремлевском Благовещенском соборе, домовой церкви московских великих князей и царей.
Раньше существовал старинный московский обычай, связанный с этой церковью, - освящение лошадей, происходившее в праздник свв. Флора и Лавра.
В этот день конюхи и кучера приводили к церкви лошадей, нарядно украшенных, с разноцветными лентами и цветами, вплетенными в гривы, и священник, облаченный в красные ризы, окроплял их святой водой. "Умолил Фрола и Лавра - жди лошадям добра", - учило московское поверье. Эта традиция существовала очень долго; известно, что свою лошадь к этой церкви на праздник водил в юности И.М.Снегирев, будущий крупнейший историк Москвы.
Церковь на Мясницкой улице была примечательна в истории русской культуры и тем, что в начале XX века ее отреставрировал выдающийся московский архитектор К.М.Быковский. В числе его творений в Москве, можно назвать, например, здание Зоологического музея на Б.Никитской улице или Научную библиотеку МГУ на Моховой.
От древней церкви произошло название близлежащего Фролова переулка - единственное, что осталось от нее в Москве.
Первые попытки сноса этого храма после революции относятся к 1925 году, когда на ее месте хотели построить промышленное учреждение. Эта идея была тогда отклонена, и церковь просуществовала еще около десяти лет.
В начале 30-х годов, когда рядом с ней велось строительство первой очереди московского метрополитена, церковь была закрыта и приспособлена для нужд Метростроя. Тогда там обнаружили подземный ход и возникло предположение, в духе старинных московских легенд, о том, что этот ход ведет к тайникам, где лежат клады, спрятанные москвичами на тяжелые времена.
Однако проверено это не было, а в 1935 году при строительстве станции метро "Чистые пруды" церковь снесли и площадку, где она стояла, заасфальтировали.
И все же в Москве ныне существует действующая церковь, в которой есть придел, освященный в честь свв. Флора и Лавра. По своему главному престолу эта церковь называется "Всех скорбящих радость" и находится на Зацепе, неподалеку от Павелецкого вокзала, на современной Дубининской улице (бывшая Коломенская-Ямская ул.)
Однако возведенная здесь еще в XVI веке, до начала правления династии Романовых, церковь первоначально вся означалась как церковь Флора и Лавра. И не случайно. После строительства крепостных стен Скородома (или Земляного города) в 1593 году сюда были переселены ямщики из района современной Полянки, и на Зацепе была устроена новая ямская гонная слобода. Ее жители исполняли свою "государеву повинность" - возили грузы и седоков в Коломну тогда, когда это требовалось власти. Ямщики, на прежнем месте имевшие свою Фроловскую церковь, немедленно выстроили такую же и здесь. Но в 1628 году главный престол церкви уже был освящен в честь Петра и Павла, а позднее он стал во имя иконы Богородицы "Всех скорбящих радость".
После революции и вплоть до закрытия церкви в 1938 году сюда привозили иконы из других церквей, которые подлежали сносу или закрытию. Так, сюда попала икона св. Екатерины из знаменитой Екатерининской церкви на Большой Ордынке, куда стекались женщины со всей Москвы, а может быть и России - молиться о помощи в родах. Однако ничего нельзя было переносить из зацепского храма после того, как и его закрыли.
В 1957 году во время проведения фестиваля молодежи и студентов толченым красным кирпичом церковной колокольни "празднично" усыпали московские дорожки. Уже через три года после этого храм признали памятником архитектуры и поставили на государственный учет.
В 1991 году эта церковь была официально передана верующим, и в том же году к Пасхе был освящен придел свв. Флора и Лавра. В газетах появились публикации о том, что в этом храме многие москвичи молятся святым о здоровье своих домашних питомцев и о помощи им.



Что еще почитать