Доказательства происхождения человека от животных неоспоримо подтверждают эволюционную теорию Чарльза Дарвина. Система взглядов на антропогенез, которая начала формироваться еще в античные времена, с течением времени претерпевала существенные изменения.
Еще Аристотель полагал, что предками вида Homo sapiens являются животные. С этим мнением соглашался и ученый Гален. Между человеком и животными они располагали обезьян. Их учение продолжил известный систематик Карл Линней. Он и выделил соответствующий род с единственным видом Жан Батист Ламарк высказал предположение, что именно речь явилась важным фактором антропогенеза. Самый значительный вклад в это учение внес Дарвин, приведя неоспоримые доказательства происхождения человека от животных.
Антропогенез происходил в несколько последовательных стадий. Это и первые Причем есть доказательства, что они сосуществовали друг с другом, активно конкурируя. Древнейшие люди не строили жилищ, но умели изготовлять орудия труда из камней и имели зачатки речи. Следующее поколение - это неандертальцы. Они жили группами, умели делать одежду из шкур и орудия труда из костей. Кроманьонцы - первые современные люди, обитали в самостоятельно построенных жилищах или пещерах. Они уже научились гончарному делу, начали одомашнивать диких животных и выращивать растения. Доказательствами таких эволюционных преобразований служат результаты палеонтологических раскопок, сходства в эмбриологии, анатомии и морфологии человека и животных.
Ученых издавна интересовала эта тема. Происхождение человека от животных прежде всего доказывают их ископаемые остатки, найденные палеонтологами. Среди них есть виды, похожие на современные, и их переходные формы. Например, археоптерикс - ящероптица. Для человека это автрало- и дриопитеки. В целом ископаемые находки свидетельствуют о том, что органический мир с течением времени усложнялся. Результатом этого развития и является современный человек.
О том, что человек произошел от обезьяны, свидетельствуют и доказательства науки, которая изучает распределение по Земле растительного покрова и животных. Называется она биогеография. Ученые установили определенную закономерность: на изолированных территориях планеты обитают виды, которые сильно отличаются от других и встречаются только в пределах определенного ареала. Процесс их эволюции как будто приостанавливается. Такие виды называют реликтовыми. Примерами являются утконос в Австралии, гаттерия в Новой Зеландии, двулопастной гинкго в Китае и Японии. В антропогенезе тоже есть такой вид. Это одна из самых интересных загадок природы - снежный человек.
Доказательства происхождения человека от животных приводит и эмбриология. Они основываются прежде всего на том, что разные виды имеют сходные черты зародышевого развития. Так, эмбрионы всех хордовых аналогичны по анатомическому и морфологическому строению. Они имеют хорду, нервную трубку и жаберные щели в глотке. А уже в процессе развития каждый из них приобретает индивидуальные особенности. У человека нервная трубка преобразуется в спинной и головной мозг, хорда в отделы скелета, а жаберные щели зарастают, позволяя развиваться легким.
Особенности внутреннего строения организмов также изучает биология. Происхождение человека от животных доказывает общность общих черт строения человека и животных. Некоторые органы являются гомологичными. Они имеют общее строение, но выполняют разные функции. Например, это передние конечности птицы, ласты тюленей и руки человека. У человека есть и рудиментарные, недоразвитые органы, которые в процессе эволюции утратили свое функциональное значение. Это зубы мудрости, копчиковые кости, третье веко, мышцы, двигающие ушные раковины и приводящие в движение волосы. Если в процессе эмбрионального развития происходят нарушения, эти органы могут развиться в достаточной степени. Такие явления называются атавизмами. Их примерами являются многососковость, появление сплошного волосяного покрова, недоразвитость коры мозга, появление хвоста.
Генетика тоже свидетельствует, что человек произошел от обезьяны. Прежде всего это У он равен 48, а у представителей вида Homo sapiens - 46. Это неоспоримые доказательства происхождения человека от животных. А 13-я пара их хромосом является аналогичной. Кроме того, сходство последовательности аминокислот в белковых молекулах человека и шимпанзе достигает 99%.
Чарльз Дарвин сформулировал биологические и социальные человека. К первой группе относятся естественный отбор и наследственная изменчивость. На их основе развиваются социальные факторы - способность к труду, общественный образ жизни, осмысленная речь и абстрактное мышление. Так считал Чарльз Дарвин.
При этом современный человек приобрел такие особенности, благодаря которым и достиг вершины эволюции. Это увеличение мозгового и уменьшение лицевого отдела черепа, грудная клетка, сплюснутая в спинно-брюшном направлении. Большой палец кисти человека противопоставлен остальным, что связано со способностью к труду. Важным изменением стало и прямохождение. Поэтому позвоночник имеет четыре плавных изгиба, а стопа является сводчатой. Это обеспечивает амортизацию во время движения. Кости таза приобрели форму чаши, поскольку он испытывает на себе давление всех внутренних органов. В связи с появлением речи в гортани развиваются хрящи и связки.
Существует и новая теория происхождения человека. Согласно ей человек произошел от обезьяны миоцена. Ее особенностью является то, что до появления на земле она несколько миллионов лет обитала в воде. Доказательствами этой теории является способность человека на продолжительное время задерживать дыхание, а при вдохе удерживаться на поверхности воды. В последнее время очень популярными стали роды в воде. Сторонники этого способа считают, что ребенку гораздо комфортнее в условиях, в которых он находился во время беременности.
В мире достаточно много как сторонников, так и противников теории происхождения человека от животных. Однако доказательства этой системы взглядов на антропогенез достаточно многочисленны и убедительны.
Собственная родословная всегда интересовала людей больше, чем происхождение растений и животных. Попытки понять и объяснить, как возник человек, отражены в верованиях, легендах, сказаниях самых разных племен и народов. В решении этой проблемы особенно обостренно проявляется борьба материалистических и идеалистических взглядов. Долгое время научные знания были слишком отрывистыми и неполными, чтобы решить проблему происхождения человека. Лишь в 1857 году Ч.Дарвин высказал гипотезу, а в 1871 году в своем труде «Происхождение человека и половой отбор» убедительно доказал, что люди произошли от обезьяны, а не созданы актом божественного творения, как учит церковь. «Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то при современном уровне знаний сможем приблизительно узнать наших прародителей, и нам незачем стыдиться их», - писал Ч.Дарвин. Роль социальных факторов, на которую также указывал Ч.Дарвин, была раскрыта Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). К 80-м годам нашего столетия многочисленные ископаемые находки и использование самых разнообразных методов исследования позволили значительно прояснить вопросы эволюции человекообразных, хотя и сейчас невозможно с полной уверенностью сказать, от каких именно обезьяноподобных предков произошел человек.
Общность человека и позвоночных животных подтверждается общностью плана их строения: скелет, нервная система, системы кровообращения, дыхания, пищеварения. Особенно убедительно родство человека и животных обнаруживается при сравнении их эмбрионального развития. На его ранних этапах зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночных животных. В возрасте 1,5 - 3 месяцев у него имеются жаберные щели, а позвоночник оканчивается хвостом. Очень долго сохраняется сходство зародышей человека и обезьяны. Специфические (видовые) человеческие особенности возникают лишь на самых поздних стадиях развития.
Рудименты и атавизмы служат важным свидетельством родства человека с животными. Рудиментов в теле человека около 90: копчиковая кость (остаток редуцированного хвоста); складка в уголке глаза (остаток мигательной перепонки); тонкие волосы на теле (остаток шерсти); отросток слепой кишки - аппендикс и др. Все эти рудименты бесполезны для человека и являются наследием животных предков. К атавизмам (необычайно сильно развитым рудиментам) относятся наружный хвост, с которым очень редко, но рождаются люди; обильный волосяной покров на лице и теле; многососковость, сильно развитые клыки и др.
Общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты, атавизмы - бесспорные доказательства животного происхождения человека и свидетельство того, что человек, как и животные, - результат длительного исторического развития органического мира.
Тщательное изучение высшей нервной деятельности человекообразных обезьян выявило близость этих животных к человеку и по ряду их поведенческих реакций. В этом отношении особенно показательна их способность использовать различные предметы в качестве простейших орудий. Наиболее близок человек к африканским человекообразным обезьянам --к горилле и особенно к шимпанзе. В ДНК человека и шимпанзе не менее 90% сходных генов. Изучение всех особенностей строения и развития показывает, что человек принадлежит к семейству Гоминиды отряда Приматы класса Млекопитающие. Однако между человеком и человекообразными обезьянами есть и коренные отличия. Только человеку присуще истинное прямо хождение и связанные с этим особенности строения S-образного позвоночника с отчетливыми шейными и поясничными изгибами, низким расширенным тазом, уплощенной в переднезаднем направлении грудной клеткой, пропорциями конечностей (удлинение ног сравнительно с руками), сводчатой стопой с массивным и приведенным большим пальцем, а также особенности мускулатуры и расположения внутренних органов. Кисть человека способна выполнять самые разнообразные и высокоточные движения. Череп человека более высокий и округленный, не имеет сплошных надбровных дуг; мозговая часть черепа в большей степени преобладает над лицевой, лоб высокий, челюсти слабые, с маленькими клыками, подбородочный выступ отчетливо выражен. Мозг человека примерно в 2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян по объему,по площади его поверхности, в 3-4 раза - по массе. У человека сильно развита кора больших полушарий мозга, в которых расположены важнейшие центры психики и речи. Только человек обладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно развитие лобной, теменной и височной долей мозга, наличие особого головного мускула в гортани и других анатомических особенностей.
Общность человека и позвоночных животных подтверждается общностью плана их строения: скелет, нервная система, системы кровообращения, дыхания, пищеварения. Особенно убедительно родство человека и животных обнаруживается при сравнении их эмбрионального развития. На его ранних этапах зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночных животных. В возрасте 1,5 -- 3 месяцев у него имеются жаберные щели, а позвоночник оканчивается хвостом. Очень долго сохраняется сходство зародышей человека и обезьяны. Специфические (видовые) человеческие особенности возникают лишь на самых поздних стадиях развития.
Сходство человека и животных
Рудименты и атавизмы. Рудименты - органы, утратившие свое значение. Атавизмы - «возврат к предкам». Рудименты и атавизмы служат важным свидетельством родства человека с животными. Рудиментов в теле человека около 90: копчиковая кость (остаток редуцированного хвоста); складка в уголке глаза (остаток мигательной перепонки); тонкие волосы на теле (остаток шерсти); отросток слепой кишки - аппендикс и др. Все эти рудименты бесполезны для человека и являются наследием животных предков. К атавизмам (необычайно сильно развитым рудиментам) относятся наружный хвост, с которым очень редко, но рождаются люди; обильный волосяной покров на лице и теле; многососковость, сильно развитые клыки и др.
Общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты, атавизмы - бесспорные доказательства животного происхождения человека и свидетельство того, что человек, как и животные, - результат длительного исторического развития органического мира.
Отличие человека и животных
Однако между человеком и человекообразными обезьянами есть и коренные отличия. Только человеку присуще истинное прямо хождение и связанные с этим особенности строения S-образного позвоночника с отчетливыми шейными и поясничными изгибами, низким расширенным тазом, уплощенной в переднезаднем направлении грудной клеткой, пропорциями конечностей (удлинение ног сравнительно с руками), сводчатой стопой с массивным и приведенным большим пальцем, а также особенности мускулатуры и расположения внутренних органов. Кисть человека способна выполнять самые разнообразные и высокоточные движения. Череп человека более высокий и округленный, не имеет сплошных надбровных дуг; мозговая часть черепа в большей степени преобладает над лицевой, лоб высокий, челюсти слабые, с маленькими клыками, подбородочный выступ отчетливо выражен. Мозг человека примерно в 2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян по объему, в 3-4 раза - по массе. У человека сильно развита кора больших полушарий мозга, в которых расположены важнейшие центры психики и речи. Только человек обладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно развитие лобной и теменной и височной долей мозга, наличие особого головного мускула в гортани и других анатомических особенностей.
Человек отличается от животных наличием речи, развитым мыишением, способностью к трудовой деятельности. Решающим шагом на пути от обезьян к человеку явилось прямохождение.
Эволюция приматов
Плацентарные млекопитающие возникли в самом конце мезозойской эры. От примитивных насекомоядных млекопитающих в кайнозойской эре обособился отряд приматов. В палеогене в лесах обитали лемуры и долгопяты - хвостатые животные небольших размеров. Около 30 млн. лет назад появились небольшие животные, жившие на деревьях и питавшиеся растениями и насекомыми. Их челюсти и зубы были такими же, как у человекообразных обезьян. От них произошли гиббоны, орангутаны и вымершие впоследствии древесные обезьяны - дриопитеки. Дриопитеки дали три ветви, которые привели к шимпанзе, горилле и человеку.
Происхождение человека от обезьян, ведущих древесный образ жизни, предопределило особенности его строения, которые в свою очередь явились анатомической основой его способности к труду и дальнейшей социальной эволюции. Для животных, обитающих на ветвях деревьев, лазающих и прыгающих с помощью хватательных движений, необходимо соответствующее строение органов: в кисти противопоставлен первый палец остальным, развивается плечевой пояс, позволяющий совершить движения с размахом 180*, грудная клетка становится широкой и утолщенной в спинно-брюшном направлении. Отметим, что у наземных животных грудная клетка уплощена с боков, а конечности могут перемещаться только в переднезаднем направлении и почти не отводятся в сторону. Ключица сохраняется у приматов, рукокрылых (летучие мыши), но не развивается у быстро бегающих наземных животных. " Передвижение на деревьях в самых разных направлениях с меняющейся скоростью, с непрерывно заново возникающим расстоянием, новой ориентировкой и новым прицелом перед прыжком привело к чрезвычайно высокому развитию двигательных отделов мозга. Необходимость точного определения расстояния при прыжках обусловило сближение глазниц в одной плоскости и появление бинокулярного зрения. В то же время жизнь на деревьях способствовала ограничению плодовитости. Уменьшение численности потомства компенсировалось тщательностью ухода за ним, а жизнь в стаде обеспечивала защиту от врагов.
Во второй половине палеогена в связи с начавшимися горообразовательными процессами наступило похолодание. Тропические и субтропические леса отступили на юг, появились обширные открытые пространства. В конце палеогена ледники, сползавшие со Скандинавских гор, проникли далеко на юг. Обезьяны, не отступившие к экватору вместе с тропическими лесами и перешедшие к жизни на земле, должны были приспосабливаться к новым суровым условиям и вести тяжелую борьбу за существование.
Беззащитные против хищников, неспособные быстро бегать - настигать добычу или спасаться от врагов, лишенные густой шерсти, помогающей сохранять тепло, они могли выжить только благодаря стадному образу жизни и использованию освободившихся от неподвижности рук.
9. Этапы эволюции человека:
Дриопитеки и древесные обезьяны, вымершая ветвь приматов, дали начало современным шимпанзе, горилле и человеку. Лазание по деревьям способствовало противопоставление большого пальца руки, развитию плечевого пояса, развитию двигательных отделов головного мозга, бинокулярного зрения.
Австралопитеки - обезьяноподобные животные. Жили стадами примерно 10 млн лет назад, ходили на двух ногах, имели массу мозга 550 г при весе 20-50 кг. Для защиты и добывания пищи австралопитеки пользовались камнями, костями животных, т.е. имели хорошую двигательную координацию.
Их останки обнаружены в Южной Африке.
Человек умелый - более близки к человеку, чем австралопитеки, имели массу мозга около 650 г, умели обрабатывать гальку с целью изготовления орудий. Жили около 2-3 млн лет назад.
Древнейшие люда возникли около 1 млн лет назад. Известно несколько форм: питекантроп, синантроп, гейдельбургский человек и др. У них были мощные надглазничные валики, низкий покатый лоб и отсутствовал подбородочный выступ. Масса мозга достигала 800-1000 г. Они могли, пользоваться огнем.
Древние люди - неандертальцы. К ним относятся люди, появившиеся около 200 тыс. лет назад. Масса мозга достигала 1500 г. Неандертальцы умели добывать огонь и использовать его для приготовления пищи, пользовались каменными и костяными орудиями труда, обладали зачаточной, членораздельной речью. Останки их найдены в Европе, Африке и Азии.
Современные люди - кроманьонцы. Появились около 40 тыс. лет назад. Объем, их черепной коробки - 1600 г. Сплошной надглазничный валик отсутствовал. Развитый подбородочный выступ указывает на развитие членораздельной речи.
Антропогенез
Антропогенез (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) -процесс историко-эволюционного формирования человека. Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов. Благодаря им у человека появились: изгибы позвоночника, высокий свод стопы, расширенный таз, прочный крестец. К социальным факторам эволюции относятся труд и общественный образ жизни. Развитие трудовой деятельности уменьшило зависимость человека от окружающей природы, расширило его кругозор и привело к ослаблению действия биологических закономерностей. Главным признаком трудовой деятельности человека являются способность изготавливать орудия труда и использовать их для достижения своих целей. Рука человека - не только орган труда, но и ею продукт.
Развитие речи привело к возникновению абстрактного мышления, речи. Если морфологические и физиологические, особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективному труду, мышлению и речи,по наследству не передаются. Эти специфические качества человека исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого, человека только в обществе, благодаря воспитанию и обучению.
Общность человека и позвоночных животных подтверждается общностью плана их строения: скелет, нервная система, системы кровообращения, дыхания, пищеварения. Особенно убедительно родство человека и животных обнаруживается при сравнении их эмбрионального развития. На его ранних этапах зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночных животных. В возрасте 1,5 — 3 месяцев у него имеются жаберные щели, а позвоночник оканчивается хвостом. Очень долго сохраняется сходство зародышей человека и обезьяны. Специфические (видовые) человеческие особенности возникают лишь на самых поздних стадиях развития.
Сходство человека и животных
Рудименты и атавизмы. Рудименты
— органы, утратившие свое значение. Атавизмы —
«возврат к предкам». Рудименты и атавизмы служат важным свидетельством родства человека с животными. Рудиментов в теле человека около 90: копчиковая кость (остаток редуцированного хвоста); складка в уголке …
глаза (остаток мигательной перепонки); тонкие волосы на теле (остаток шерсти); отросток слепой кишки — аппендикс и др. Все эти рудименты бесполезны для человека и являются наследием животных предков. К атавизмам (необычайно сильно развитым рудиментам) относятся наружный хвост, с которым очень редко, но рождаются люди; обильный волосяной покров на лице и теле; многососковость, сильно развитые клыки и др.
Общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты, атавизмы — бесспорные доказательства животного происхождения человека и свидетельство того, что человек, как и животные, — результат длительного исторического развития органического мира.
Отличие человека и животных
Однако между человеком и человекообразными обезьянами есть и коренные отличия. Только человеку присуще истинное прямо хождение и связанные с этим особенности строения S-образного позвоночника с отчетливыми шейными и поясничными изгибами, низким расширенным тазом, уплощенной в переднезаднем направлении грудной клеткой, пропорциями конечностей (удлинение ног сравнительно с руками), сводчатой стопой с массивным и приведенным большим пальцем, а также особенности мускулатуры и расположения внутренних органов. Кисть человека способна выполнять самые разнообразные и высокоточные движения. Череп человека более высокий и округленный, не имеет сплошных надбровных дуг; мозговая часть черепа в большей степени преобладает над лицевой, лоб высокий, челюсти слабые, с маленькими клыками, подбородочный выступ отчетливо выражен. Мозг человека примерно в 2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян по объему, в 3-4 раза — по массе. У человека сильно развита кора больших полушарий мозга, в которых расположены важнейшие центры психики и речи. Только человек обладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно развитие лобной и теменной и височной долей мозга, наличие особого головного мускула в гортани и других анатомических особенностей.
Человек отличается от животных наличием речи, развитым мыишением, способностью к трудовой деятельности. Решающим шагом на пути от обезьян к человеку явилось прямохождение.
Эволюция приматов
Плацентарные млекопитающие возникли в самом конце мезозойской эры. От примитивных насекомоядных млекопитающих в кайнозойской эре обособился отряд приматов. В палеогене в лесах обитали лемуры и долгопяты — хвостатые животные небольших размеров. Около 30 млн. лет назад появились небольшие животные, жившие на деревьях и питавшиеся растениями и насекомыми. Их челюсти и зубы были такими же, как у человекообразных обезьян. От них произошли гиббоны, орангутаны и вымершие впоследствии древесные обезьяны — дриопитеки. Дриопитеки дали три ветви, которые привели к шимпанзе, горилле и человеку.
Происхождение человека от обезьян, ведущих древесный образ жизни, предопределило особенности его строения, которые в свою очередь явились анатомической основой его способности к труду и дальнейшей социальной эволюции. Для животных, обитающих на ветвях деревьев, лазающих и прыгающих с помощью хватательных движений, необходимо соответствующее строение органов: в кисти противопоставлен первый палец остальным, развивается плечевой пояс, позволяющий совершить движения с размахом 180*, грудная клетка становится широкой и утолщенной в спинно-брюшном направлении. Отметим, что у наземных животных грудная клетка уплощена с боков, а конечности могут перемещаться только в переднезаднем направлении и почти не отводятся в сторону. Ключица сохраняется у приматов, рукокрылых (летучие мыши), но не развивается у быстро бегающих наземных животных. ‘ Передвижение на деревьях в самых разных направлениях с меняющейся скоростью, с непрерывно заново возникающим расстоянием, новой ориентировкой и новым прицелом перед прыжком привело к чрезвычайно высокому развитию двигательных отделов мозга. Необходимость точного определения расстояния при прыжках обусловило сближение глазниц в одной плоскости и появление бинокулярного зрения. В то же время жизнь на деревьях способствовала ограничению плодовитости. Уменьшение численности потомства компенсировалось тщательностью ухода за ним, а жизнь в стаде обеспечивала защиту от врагов.
Во второй половине палеогена в связи с начавшимися горообразовательными процессами наступило похолодание. Тропические и субтропические леса отступили на юг, появились обширные открытые пространства. В конце палеогена ледники, сползавшие со Скандинавских гор, проникли далеко на юг. Обезьяны, не отступившие к экватору вместе с тропическими лесами и перешедшие к жизни на земле, должны были приспосабливаться к новым суровым условиям и вести тяжелую борьбу за существование.
Беззащитные против хищников, неспособные быстро бегать — настигать добычу или спасаться от врагов, лишенные густой шерсти, помогающей сохранять тепло, они могли выжить только благодаря стадному образу жизни и использованию освободившихся от неподвижности рук.
9. Этапы эволюции человека:
Дриопитеки и древесные обезьяны, вымершая ветвь приматов, дали начало современным шимпанзе, горилле и человеку. Лазание по деревьям способствовало противопоставление большого пальца руки, развитию плечевого пояса, развитию двигательных отделов головного мозга, бинокулярного зрения.
Австралопитеки — обезьяноподобные животные. Жили стадами примерно 10 млн лет назад, ходили на двух ногах, имели массу мозга 550 г при весе 20-50 кг. Для защиты и добывания пищи австралопитеки пользовались камнями, костями животных, т.е. имели хорошую двигательную координацию.
Их останки обнаружены в Южной Африке.
Человек умелый — более близки к человеку, чем австралопитеки, имели массу мозга около 650 г, умели обрабатывать гальку с целью изготовления орудий. Жили около 2-3 млн лет назад.
Древнейшие люда возникли около 1 млн лет назад. Известно несколько форм: питекантроп, синантроп, гейдельбургский человек и др. У них были мощные надглазничные валики, низкий покатый лоб и отсутствовал подбородочный выступ. Масса мозга достигала 800-1000 г. Они могли, пользоваться огнем.
Древние люди — неандертальцы. К ним относятся люди, появившиеся около 200 тыс. лет назад. Масса мозга достигала 1500 г. Неандертальцы умели добывать огонь и использовать его для приготовления пищи, пользовались каменными и костяными орудиями труда, обладали зачаточной, членораздельной речью. Останки их найдены в Европе, Африке и Азии.
Современные люди — кроманьонцы. Появились около 40 тыс. лет назад. Объем, их черепной коробки — 1600 г. Сплошной надглазничный валик отсутствовал. Развитый подбородочный выступ указывает на развитие членораздельной речи.
Антропогенез
Антропогенез (от греч. antropos — человек и genesis — происхождение) -процесс историко-эволюционного формирования человека. Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов. Благодаря им у человека появились: изгибы позвоночника, высокий свод стопы, расширенный таз, прочный крестец. К социальным факторам эволюции относятся труд и общественный образ жизни. Развитие трудовой деятельности уменьшило зависимость человека от окружающей природы, расширило его кругозор и привело к ослаблению действия биологических закономерностей. Главным признаком трудовой деятельности человека являются способность изготавливать орудия труда и использовать их для достижения своих целей. Рука человека — не только орган труда, но и ею продукт.
Развитие речи привело к возникновению абстрактного мышления, речи. Если морфологические и физиологические, особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективному труду, мышлению и речи,по наследству не передаются. Эти специфические качества человека исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого, человека только в обществе, благодаря воспитанию и обучению.
Цели урока:
Задачи урока:
Образовательные
Воспитательные
Развивающие
ХОД УРОКА
1. Изучение нового материала.
Звучит музыка, в класс разделенный по группам входят учащиеся, которые разыгрывают сцену “В суде”. После ролевого вступления эти ученики будут выполнять роль консультантов в группах.
Ведущий: 1925 год. Штат Теннеси, США…….Идет судебный процесс…
“Обезьяньим” его окрестила печать. Под таким названием он и вошел в историю Соединенных Штатов.
Судья: Известно ли вам учитель Скоупс, что сказано в Библии о происхождении человека?
Скоупс: Разумеется.
Судья: Вы не согласны с этим? Вы сомневаетесь в слове Библии?
Скоупс: Но библейские сведения не подтверждаются наукой!
Судья: Тем хуже для науки!!!
Ведущий: Это восклицание принадлежит никому иному, как юристу Дженнингсу Брайану, бывшему министру иностранных дел США.
Вслед за этими словами прозвучал приговор присяжных…
Присяжные Признаем Скоупса Джонса виновным в богохульстве и приговариваем его к денежному штрафу. Запрещаем рассказывать школьникам об учении Дарвина!!! Запрещаем преподавание эволюционного учения в школах штата Теннеси!!!
Ведущий ….. и в некоторых других штатах тоже…. Запрет действует 38 лет(!) до 1963 года, а в штате Арканзас до 1968 года.
Впрочем, и сейчас, во многих школах США, например, в штате Миссури, не признавшем решение Верховного суда, разрешающего преподавание дарвинизма в школах, говорят о 6 днях творения и создания человека по образу и подобию божьему.
А в марте 1981 года состоялся еще один “обезьяний” процесс в городе Сакраменто, штат Калифорния. Судили учительницу Сюзан Эсперсон.
Присяжные: И суд вынес “Соломоново” решение: изучать в школах теорию Дарвина наряду с библейской версией. Правда, молодую учительницу оправдали.
Ведущий: И если сегодня почитать дискуссии в Интернете, то многие авторы указывают на то, что, кажется, у нас тоже наступает эпоха обезьяньих процессов. Школьница Мария Шрайбер подала в суд в Петербурге. Она утверждает, что теория Дарвина о происхождении видов оскорбляет ее религиозные чувства. Последнее заседание суда по данному иску состоялось 21 февраля, иск был отклонен.
Учитель: Жаркие споры о происхождении человека не утихают столетия, и попробуем все таки разобраться: откуда же появился человек на нашей планете?
Прошу моих консультантов занять места в группах. Работа консультантов заключается в том, чтобы направить работу группы в нужное русло и проследить правильность выполнения заданий в индивидуальных карточках.
Биологический вид Человека разумный существует на нашей планете 35–40 тыс. лет. Существует множество гипотез происхождения человека, которые можно свести к трем основным.
1 слайд (задание 1 в индивидуальной карточке). Презентация
Мы рассматриваем эволюционную точку зрения на происхождение человека и первый наш урок в этой теме направлен на знакомство с историей вопроса, а главным образом с доказательствами животного происхождения человека.
3 слайд
(задание 2 в индивидуальной карточке)
Отрасль естествознания которая занимается изучением происхождения и эволюции человека, процесса перехода от биологических закономерностей к социальным называется антропологией.
Учение о происхождении человека, о становлении его как вида в процессе формирования общества называется антропосоциогенез.
Переходим к знакомству с историей формирования эволюционных взглядов на происхождение человека.
Перед вами портреты великих ученых, именно они внесли существенный вклад в формирование научных взглядов на происхождение человека. Работая в группах,найдите соответствие.
5 слайд
(задание 3 в индивидуальной карточке)
А теперь проверим правильность выполнения задания. Исправьте в своих карточках допущенные ошибки.
6 слайд
(задание 4 в индивидуальной карточке)
Перед вами систематические таксоны, работая в группах определите систематическое положение человека (учебник стр. 170).
А теперь проверим правильность выполнения задания и внесем исправления в свои карточки.
Биологическую теорию эволюции человека разработал Ч. Дарвин в книгах "Происхождение человека и половой отбор" (1871) и "О выражении эмоций у человека и животных" (1872). Благодаря работам Дарвина родилась обезьянья теория антропогенеза, причем Дарвин не только высказывал предположения, а приводил доказательства из области сравнительной морфологии, эмбриологии. Позднее Геккель и Дюбуа привели данные палеонтологии.
Рассмотрим основные доказательства животного происхождения человека.
7 слайд
(задание 5, 6 в индивидуальной карточке)
Работая в группах решите на чем основано выделение этих групп доказательств животного происхождения человека?
Устное обсуждение и совместное выполнение заданий.
Мы остановимся более подробно на сравнительно-анатомических доказательствах и сравнительно-эмбриологических 2 остальные группы доказательств вы описываете дома по плану данному в ваших индивидуальных карточках.
Человек – представитель класса млекопитающих, позвоночное животное и потому родственен рыбам, амфибиям, рептилиям, птицам. Приведем данные сравнительной морфологии в пользу животного происхождения человека.
Работая в группах заполните таблицу “Основные черты человеческого тела, унаследованные от животных”.
Проверим правильность выполнения заданий и исправим ошибки. Обратите внимание на задание со звездочкой, его вы выполняете дома.
9, 10 слайды
Обратите внимание на органы изображенные на рисунке, что объединяет все эти органы имеющиеся у человека по сравнению с животными?
Ответ: недоразвиты в отличии от животных.
Такие органы называют рудиментами.
11, 12 слайды
(задание 7 в индивидуальной карточке)
Что за явление изображено по вашему мнению на данном рисунке?
Ответ: у человека проявляются признаки животных.
Такие случаи называются атавизмами.
Проверим правильность выполнения задания.
9, 10, 11, 12 слайды повторить
Наиболее близкие родственники человека в мире современных животных – человекообразные обезьяны – горилла, шимпанзе, орангутан. Человекообразные обезьяны обладают рядом общих признаков, которые существенно отличают их от остальных приматов и сближают с человеком.
У них много общих анатомических и биохимических признаков.
13, 14 слайд
Из предложенного набора карточек выданных вашими консультантами выберите черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян:
1 и 2 группа – выбирает черты сходства;
3 и 4 группа черты отличия.
По одному человеку от групп выпишите на доске цифры черт сходства и черт отличия человека и человекообразных обезьян.
Проверим правильность выполнения заданий.
15 слайд
(задание № 8)
Обратите внимание в ваших индивидуальных карточках дана таблица которую вам предстоит заполнить дома.
Ну и наконец убедительные доказательства в пользу происхождения человека от животных предоставляет эмбриология.
17, 18 слайд
Развитие человека и животных начинается с зиготы.
На ранних стадиях развития человеческого зародыша закладываются жаберные щели. Сердце имеет вид трубки, затем оно становится двухкамерным и т.д.
Таким образом, подводя итоги сегодняшнего урока давайте еще раз перечислим основные группы доказательств животного происхождения человека. Я предлагаю каждой группе по очереди написать эти группы доказательств на доске.
Набор карточек для работы в группах может включать следующие черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.
Доказательства животного происхождения человека
1. Дополните предложения.
2. Дайте краткое определение понятий.
Антропология – это...
Антропосоциогенез – это...
3. Укажите ученых в соответствии с их заслугами.
Впервые отнес человека к животным – ...
Впервые определил систематическое положение человека – ...
Впервые говорил о животном происхождении человека – ...
Научно обосновал животное происхождение человека – ...
Указал на роль труда в эволюции человека – ...
4. Укажите систематическое положение человека.
Царство –
Подтип –
Подкласс –
Подотряд –
Семейство –
Вид –
5. Заполните таблицу.
Дайте описание Палеонтологических и цитогенетических доказательств животного происхождения человека по следующему плану
6. Заполните правую часть таблицы.
Основные черты |
От кого унаследованы |
1. Генетический код ядра | |
2. Генетический код митохондрий | |
3. Двусторонняя симметрия тела | |
4. Костный скелет | |
5. Пятипалые конечности | |
6. Легочное дыхание | |
7. Амниотическое яйцо | |
8. Удлиненные конечности, дифференциация зубов, молочные железы, теплокровность | |
9. Плацента, живорождение |
* Объясните как генетический код митохондрий мог быть унаследован от первых прокариот? (10 баллов)
7. В каждом списке удалите лишнее.
Рудименты
Остаток мигательной перепонки
Околоушные мышцы
Многососковость
Зубы мудрости
Органы утратившие свое значение и сохранившиеся в виде остатков
Аппендикс
Атавизмы
Многососковость
Волосатость
Хвостатость
Сильно развитые клыки
Органы – "возврата к признакам предков"
8. Заполните таблицу. (15 баллов)
9. Назовите черты сходства человека и человекообразных обезьян? (10 баллов)
Оценка за урок:
Консультант –
Самооценка –
Оценка учителя с учетом выполнения домашнего задания –
rf-gk.ru - Портал для мам. Воспитание. Законы. Здоровье. Развитие. Семья. Беременность