Тех карта по русскому языку. Технологическая карта урока по русскому языку для начальных классов "Текст. Типы текста". Трудности при составлении технологической карты урока

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №55

г.Улан-Удэ», Республики Бурятия.

Технологическая карта

открытого урока русского языка 2 класс УМК ПНШ

Подготовила учитель начальных классов

Гурылева Евгения Владимировна

Предмет : русский язык

Класс : 2 класс

Тип урока : обобщение и систематизация знаний

УМК : ПНШ

Технологическая карта

Тема

Повторение по теме «Орфография»

Цель

Обобщить и систематизировать знания по теме «Орфография», обеспечить применение учащимися знаний способов действий при решении орфографических задач.

Задачи

Содействовать развитию орфографической зоркости, умения осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.

Способствовать развитию интереса к предмету.

Формируемые УУД

Личностные : учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные : волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные : анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Орфограмма, корень слова, родственные слова, проверочные слова

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Н.А. Чуракова. Учебник Русский язык 1 часть, М.Л. Каленчук Русский язык 2 часть, Т.А. Байкова Тетрадь для самостоятельной работы №1, С. И. Ожегов Словарь русского языка, орфографические словари у каждого учащегося на парте;

Мультимедиапроектор, экран, индивидуальные карточки, лист самооценки.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

1. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на положительном эмоциональном уровне.

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

    Прочитайте эпиграф урока.

    О каком времени года говорит поэт?

    Для кого из вас зима - тоже «краса волшебная»?

  • Красива зима в нашем крае! Зима - великая мастерица на выдумки! Чего только не увидишь зимой! В каких только зимних забавах не поучаствуешь! Назовите, что вы любите делать зимой.

    Сегодня на уроке мы повторим правила проверки слов с парными согласными и безударными гласными в корне слова. А помогать нам будет главный почтальон Деда Мороза.. А кто он, вам нужно отгадать:

    Три шара, ведро, морковка

    И для глаз - два уголька;

    Палки-руки вставим ловко:

    Лепим мы...(снеговика)!

    Минутка чистописания.

Актуализация опорных знаний.

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для организации обобщения и систематизации

Организует повторение изученного.

Повторяют изученный ранее материал.

У учащихся листы самооценки по каждому этапу работы

1 .-Внимательно и красиво записываем число.

и м з а е 1 ряд

а м о с р з о 2 ряд

Запишите красиво. Следите за правильным написанием, высотой, наклоном букв.

Подчеркните те буквы, которые получились у вас красивыми.

Составьте слова из этих букв (зима, мороз)

Какие буквы лишние и почему? Как догадались?

С какими трудностями встретились при написании слов?

    Что помогло вам правильно написать эти слова?

Орфограммы мы изучаем в разделе русского языка, который называется

«Орфография», это и есть тема нашего урока. Сегодня мы будем повторять изученные орфограммы. А вот какие орфограммы мы будем сегодня повторять - это вам предстоит самим догадаться.

- Какой этап работы мы прошли?

Продолжаем работу.

Знать признаки родственных слов, понятия «корень слова», «орфограмма», «орфографическая задача», правописание словарных слов

3. Словарная работа.Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога подводит учащихся к формулированию темы урока.

Формулируют тему урока.

Следующий этап. Словарная работа..

    Слова, которые мы будем сегодня записывать очень нравятся нашему гостю Снеговику, а почему, вы догадаетесь, когда соберете их.

Их обычно шьют из кожи,

Но из шерсти вяжут тоже

В них любой зиме назло

Пальцам рук всегда тепло. (перчатки)

Подчеркните все орфограммы.

Имеются ли здесь родственные слова?

Допишите еще в этот ряд два родственных слова. Объясните почему они родственные.

Как мы проверяли опасные буквы в словах?

Как еще можно проверить?

Какие цели поставим перед собой? Повторять будем какие орфограммы?

Уметь находить изученные орфограммы

4. Самостоятельная работа с самопроверкой Обобщение и систематизация знаний

Цель.

Уточнить способы подбора проверочных слов для разных частей речи

Определяют, по каким признакам объедены слова существительные в группы. Составляют алгоритм подбора проверочных слов для орфограмм корня.

Работа с учебником

С. 172, упр.137(142). Прочитайте задание.

Самостоятельная работа.

Уметь подбирать проверочные слова для решения орфографических задач в корне слова

5. Физкультминутка для глаз на тему «Зима» (презентация)

Цель: смена характера деятельности путем двигательной активности.

6. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить умение в подборе проверочных слов для решения орфографических задач в корне слова

Проводит инструктаж обучающихся.

Работа в группах

Каждая группа выбирает командира и он выходит, чтобы получить конверт с задание и время на его выполнение. Требование действовать сообща, поддерживать друг друга.

http://piratepad.net/OGzWhp1GQ4

http://piratepad.net/PUMFOK0mU8

http://piratepad.net/qfKRSnbH36

Давайте проверим выполненную работу и оценим себя.

Уметь выделять из группы слов слова на указанную орфограмму в задании, подбирать проверочные слова для решения орфографических задач в корне слова

7.Итог урока

Какую цель ставили перед уроком?

Удалось ли ее достичь?

Как вы считаете, нужно продолжить эту работу на следующих уроках?

8. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

    Своей работой на уроке я…

Мне больше всего удалось…

    Теперь я могу…

Было интересно…

Знания, полученные на уроке помогут мне …

Я хочу поблагодарить одноклассников...

Мое настроение…

9. Домашнее задание

Повторять правила.

1.Из христоматии списать 3 предложения, почеркнуть орфограммы.

2.П.т. №62 (с.50)

1 группа 2 группа

Задание. Найди в тексте слова с безударной гласной в корне слова. Исправь ошибки.

А знаете, в какие снижинки превращается вада? Они падают с неба, такие кросивые, нежные, как тоненькие цвиты.

3 группа.

4 группа. Придумать название к тексту. Исправить ошибки. Доказать свой ответ.

Диктант с постукиванием

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

1 группа. Найди в тексте слова с безударной гласной в корне слова. Исправь ошибки.

2 группа. Найди в тексте слова с безударной гласной в корне слова. Исправь ошибки.

А знаете, в какие снижинки превращается вада? Они падают с неба, такие кросивые, нежные, как тоненькие цвиты.

А знаете, в какие снижинки превращается вада? Они падают с неба, такие кросивые, нежные, как тоненькие цвиты.

3 группа. Вставьте пропущенные буквы в словах, подберите проверочное слово:

х…лодный - _________ ястре… - _________

тр…пинка - __________ арбу… - __________

з…мля - ________ гвоз…ь _________

4 группа. Придумать название к тексту. Исправить ошибки.

Ударил сильный морос. В лису холодно. Трищат сучья и стволы деревьев. Ветер тихо кружит снек. Он скрипит под нагами. Птицы прячутся в дуплах и гнездах. В лесу стоит тешина.

Урок русского языка

Тема: « Местоимение».

Класс: 2»б»

УМК «Школа России»

Учебник - Русский язык, 2 класс, в 2-х ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Русский язык. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. (1CD) (В комплекте с учебником)

Технологии: урок открытия новых знаний с элементами критического мышления

Цель урока : Формировать представление о местоимении как части речи; его роли в предложении.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся осознавать местоимение как части речи; употреблять местоимение вместо существительных; применять правила правописания.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Мизансцена: традиционный урок.

Ожидаемые образовательные достижения:

Предметные:

1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

Самостоятельно определять учебную задачу

Планировать свою деятельность по решению учебной задачи

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

Ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

Применять правила делового сотрудничества

Участвовать в продуктивном диалоге.

из частей; проводить анализ работы.

Образовательные ресурсы : Мультимедийное оборудование, презентация

Учебник «Русский язык», 2 класс, 2 часть

Алгоритм правила

Сигнальные карточки

Карточки с творческим задание по уровням сложности

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа:

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности

класса к уроку; организация

внимания.

Прозвенел опять звонок

Он зовёт нас на урок.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

Посмотрите на девиз нашего урока:«Учитесь тайны открывать!»

А что такое тайна?

А вы готовы открывать тайны? Так, начнём

Планирование деятельности

Проверяют готовность к уроку.

Дети высказывают свои предположения.

Личностные: определиться в желании грамотно писать.

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

1 . Словарная работа

На доске слова с пропущенными буквами (сн_гирь, _прель, х_р_шо, _лф_вит,р_бята)

Новое слово составьте из первых букв этих слов (сахар). Пропишите, поставьте ударение

Показ презентации.

Беседа вреден или полезен сахар.

Текст к презентации

Сахар к нам пришел из Индии. Добывают сахар из сахарного тростника.

Позже научились получать из сахарной свеклы.

Сахар необходим человеку, так как снабжает его энергией. Но избыток сахара может привести к заболеваниям, кариесу.

Как же быть?

Нужно есть продукты, которые будут снабжать нас сахаром, усваиваться огранизмом не нанося вреда. Это фрукты.

В это время учащихся у доски выполняют транскрипцию слова слова, 2 – записывает однокоренные слова и выделяет корень

Проверка работы ребят, которые работали у доски, сами учащиеся оценивают их.

Обратить внимание на то, что слово как слышим, так и пишем.

Отвечают на вопросы

Высказывают предположения.

Один из учащихся отвечает,

Ставят перед собой цель работы (верное написание элементов, аккуратность, не выходить за верхнюю и нижнюю строки и т.д .)

Оценивают работу(Какую цель ставил и получилось - не получилось)

(в тетрадях карандашом ставят отметку)

Учащиеся поднимают букву, которую нужно вставить.

Знакомятся с новым словарным словом.

Слушают, отвечают на вопросы

Подбирают и записывают однокоренные слова

Ставят цель работы, выбирают уровень.

Оценивают товарищей

Личностные:

ориентироваться на значимую для себя информацию.

Познавательные: уметь проводить анализ, синтез, сравнение информации, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные:

выполнять пробное учебное действие,

фиксировать индивидуальное затруднение в

пробном действии,

волевая саморегуляция в ситуации затрудне-

Коммуникативные:

выражать свои мысли с достаточной пол-

муникации.

Самоопределение к деятельности

- К какой части речи относится слово сахар. Давайте вспомним, что вы знаете о существительном.

Давайте вспомним: «Что такое речь?»

- Какие части речи вам знакомы?

Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?

Имя существительное

Имя прилагательное

Возьмите желтые карточки со словами: работа, голубой, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить.

Почему вы не все слова распределили?

- А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

- А как называется эта часть речи?

- Значит, какая цель нашего урока.

В парах с помощью алгоритма учащиеся рассказывают друг другу правило об имени существительном, оценивают друг друга

Сущ., прил., гл.

Личностные: самостоятельное формулировать

тему и ставить цель урока;

принимать поставленную цель

постановка цели и задач урока 5 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Нужно распределить слова, по частям речи.

По 1 чел к доске, вслух проговаривают и записывают.

Они не относятся ни к одной из групп.

Не знаем.

Узнать, как называется новая часть речи

Первичное усвоение новых знаний

Составление алгоритма

Цель этапа:

. Построение и фиксация нового знания.

Для этого я предлагаю вам выполнить такое задание – возьмите синие карточки

Создаю проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод

« » - уже знал «-» - думал по-другому

«+» - новое для меня «?» - не понял, есть вопросы

Определите, правильно ли написан текст? найдите ошибки и исправьте прямо в карточках.

Сахар относится к одному из самых популярных продуктов питания. Сахар чаще используют в качестве добавки в различные блюда. Люди почти в каждом приёме пищи употребляют сахар. Сахар пришёл в Европу примерно 150 лет назад. Тогда сахар был очень дорогим и недоступным простым людям, его продавали на вес в аптеках.

Что нового узнали?

Что не поняли? (дом. задание – посмотреть в разных источниках информации, рассказать всем на след. уроке)

    какую ошибку вы заметили?

2. Как можно исправить?

3. Прочитайте исправленный текст.

4. назовите слова, которые вставили

5. Эти слова мы употребляем в речи?

6. Значит это часть речи?

7. А к какой части речи мы отнесем эти слова?

8. Вместо какой части речи мы их используем?

9. то есть чье место они занимают?

На доске

МЕСТО ИМЕНИ

Добавим букву Е .

Это и есть тема нашего урока.(прочитайте хором)

- Что же такое местоимение?

- Вы уже знакомы с некоторыми частями речи. Используя эти знания попробуйте сами вывести правило, что такое местоимение. на доске опорные слова, по ходу, я их выставляю в нужном порядке.

Давайте вспоминать, с чего начинается любое определение?

Местоимение-часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

Например: я, та, он, она, они, вы, мы

Открыли новое? узнали тайну?

Отвечают на вопросы.

Алгоритм на доске

Работают самостоятельно

повтор слова сахар – речевая ошибка)

Определяют тему и цель урока

Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.

На доске составляем алгоритм

Применение нового знания.

Новое знание открыли, что вы теперь должны сделать.

Открыли компьютеры, работаем в парах

(проговариваем друг другу, что делаете)

Кто правильно справился с заданием? молодцы! закрыли компьютер.

Научиться применять новое знание.

Работают на ноутбуках

Личностные:

самоопределе

ние к форме работы;

осуществление

самоконтроля в

деятельности.

Познавательные:

удержание

поставленной задачи,

осуществлять анализ, сравнение и выбор

информации

Определять основную и второстепенную информацию.

Регулятивные:

планировать учебное сотрудничество в группе;

уметь находить и исправлять ошибки в своей работе и работе других

уметь оценивать полученные результаты в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

уметь строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли с достаточной пол-

нотой и точностью, аргументировать своё мнение и позицию в ком-

муникации,

учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции, разрешать конфликты.

Физминутка

Я буду называть слова, а вы будьте внимательными, если услышите местоимение – садитесь на стул и сидите, как мышки, если я назову другие части речи, встаете и начинаете прыгать.

Дом, он, лес, зеленый, они, песня, я, вы, доска, он, парта, ручка, она, прыгайте, ты

Сели ровно, продолжаем урок.

первичная проверка понимания 5 мин. .

Применение новых знаний

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

создание ситуации успеха для каждого;

Возьмите красные карточки –

СОВА – ХИЩНАЯ ПТИЦА. … СЧИТАЕТСЯ ЛУЧШИМ ОХОТНИКОМ. У … МОЩНЫЕ КОГТИ И ЧУТКИЕ УШИ. … ЖИВУТ ПО ВСЕМУ СВЕТУ.

вставить пропущенные местоимения, работаем самостоятельно, затем обмениваемся листочками, проверяем.

Всё верно, Одна ошибка- +

Две ошибки, Три ошибки -

Поднимите руки те, кто выполнил задание верно, с одной ошибкой.

Кто сделал ошибки – не расстраивайтесь. Это первый урок по теме «Местоимение». На следующих уроках мы хорошо закрепим наши знания

Проверка по эталону.

Дети поднимают руки.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе

знаний, выполнять действия по эталону.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полно-

той и точностью, формулировать и аргументировать своё мнение

в коммуникации, достигать согласование в парной работе.

Подвожу итоги работы в классе

    итак, какую тайну мы раскрыли на сегодняшнем уроке?

    как она называется?

    чем эта часть речи отличается от других, известных вам частях?

    расскажите определение

    какие местоимения вы уже знаете?

Отвечают на поставленные вопросы.

    что существует еще одна часть речи

    местоимение

    она не обозначает предметы, а указывает на них

    я, ты, мы, он…

Проставляют в тетради общий балл, набранный на уроке

Оценивают свою работу на уроке

Личностные: самооценка своей работы, адекватное понимание причин успеха / неус-

пеха в учебной деятельности.

Познавательные:

рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов дея-

тельности

Коммуникативные:

уметь отвечать на поставленные вопросы.

Домашнее задание

Изобразите на альбомных листах местоимения в образе предметов или животных

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

Рефлексия учебной деятельности

Составьте синквейн на тему местоимение

Составляют синквейны, зачитывают их

Список литературы:

1.Алтынова Т.В., Юдина О.А. Приглашаем на урок.2 класс. Волгоград: Учитель, 2011.

2.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. М.: Владос, 2001.

3.Канакина В. П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. М.: Просвещение, 2012.

4.Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. М.: Аквариум 2007.

5.Ситникова Т.Н.. Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 2 класс. М.: ВАКО, 2012.

О чем мы с вами говорим на протяжении нескольких уроков?(о частях речи)

Какой раздел русского языка изучает части речи? (морфология)

Что такое морфология? (раздел науки о языке, где слово изучается как часть речи)

На какие группы делятся части речи? (самостоятельные, служебные и междометие)

Какие части речи относятся к самостоятельным, служебным?)

Какие части речи мы с вами уже вспоминали? (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие)

А сейчас мы с вами поиграем в крестики - нолики , в процессе этой игры вы попробуете провести самодиагностику ваших знаний по пройденному материалу. У Вас на столах лежат листочки, с которыми вы будете работать.

(Организую фронтальный опрос в игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость).

Верно ли утверждение? (да- х, нет-0)

(слайд №1)

    Морфология – это раздел науки о языке, в котором изучаются члены предложения.

    Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета.

    Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам.

    Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета.

    Наречие – изменяемая часть речи.

    Не с глаголами всегда пишется раздельно.

Обменяемся листочками, проверяем

Вложите листочки в свои тетради

Открываем тетради, записываем число, классная работа (слайд № 3)

Перед вами текст, давайте его послушаем? (Читаю сама)

(слайд №4)

Но она ни о чем не думала и только плакала. Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил ее спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее по боку. Она вскочила. (А. П. Чехов)

О ком говорится в тексте?

Речь идет о собаке Каштанке из рассказа А.П. Чехова «Каштанка», но об этом из текста узнать нельзя.(слайд №5)

Почему у вас не было однозначного ответа? (в этом тексте не было слова, которое называет предмет, о котором идёт речь в тексте, а есть слово, которое не называет предмет, а только на него указывает)

Какое это слово? (она)

К какой части речи относится это слово?

Сформулируйте тему урока. Местоимение

Запишите тему урока:

« Местоимение» (слайд №6)

Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия?

Повторить…(местоимение)

Научиться…(использовать местоимения в речи)

    Что такое местоимения?

(слайд №7) определение местоимения)

    Чем они отличаются от имен существительных?

    Местоимения делятся на группы-разряды (слайд №8)

- Какой разряд местоимений вы уже знаете?(личные)

Личные (слайд №9)

- Почему они так называются?

(не называют предмет, а только указывают)

-Что вы знаете о личных местоимениях?

(изменяются по лицам, числам и падежам )(слайд №10)

- Назовите все личные местоимения .(слайд №11)

1. Задание.

Выпишите из данного текста все личные местоимения, определите их падеж. (слайд №12)

В это время утка вынырнула недалеко от Джека. Пес поплыл к ней, но, как только он приблизился, утка нырнула вновь. Джек за ней.

Через секунду он опять показался на поверхности, держа пойманную утку, и поплыл к берегу. Мы бросились к нему, чтобы взять у него добычу. Но Джек сердито покосился на нас и подал утку папе прямо в руки.

2. Проверка (слайд №13)

К ней (Д.п.), он (И.п.), за ней (Т.п.), мы (И.п.), к нему (Д.п.), у него (Р.п.), на нас (В.п.).

(Слайд №14)

Я иду и ты идёшь ,

Раз, два, три

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поем (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Синтаксическая роль местоимения в предложении (запись на доске)

Со шк…льных лет чу…ствовал я красоту ру…кого языка. В нем меня привл…кала звучность, богатство слов и выражений.

Вставьте пропущенные буквы, найдите в предложениях местоимения, определите их синтаксическую роль.

Какими членами предложения могут быть местоимения?

(местоимения чаще всего могут быть подлежащим, дополнением)

Вывод (слайд №15)

Вместо какого слова употреблено во втором предложении слово в нем? Для чего?(чтобы избежать повторения слова)

Отредактируйте текст, заменяя повторяющиеся существительные местоимениями, определите какими членами предложения являются местоимения (Зачитываю текст на слух, у ребят текст на партах)

Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик. Грусть подкрадывалась к Тетке незаметно и овладевала Теткою постепенно. В Теткином воображении появлялись какие-то неясные фигуры.

(слайд №16)

Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик. Грусть подкрадывалась к ней незаметно и овладевала ее постепенно. В Теткином воображении появлялись какие-то неясные фигуры.

Употребление местоимений ОН. ОНА, ОНИ

От местоимений ОН. ОНА, ОНИ

образуйте падежные формы с предлогами и запишите их, определить падеж

(слайд №17)

К (он), о (она), от (он), над (он), напротив (она), с (она), навстречу (он), благодаря (он, она, они)

Проверка, исправление ошибок (слайд №18)

К нему, о ней, от него, над ним, напротив нее, с ней, навстречу ему, благодаря ему, ей, им

Как пишутся предлоги с местоимениями? (раздельно)

В чем особенность правописания местоимений 3-го лица?

Вывод (слайд №19) Винительный падеж не зависит от одушевленности и совпадает с родительным для всех личных местоимений, включая оно

    Местоимения он , она , оно и они имеют форму на н- перед всеми предлогами, кроме благодаря , вне , вопреки , вслед , вследствие , наперекор , навстречу , согласно , соответственно , подобно .

    Форма род.п. ней является разговорной: у ней = у неё .

Особенности употребления местоимений 2-го лица.

А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2- лица.

(Слайд № 20)

Возможно, вы все поняли.

Мария Петровна, Вы придете к нам на урок?

Как мы обращаемся друг к другу? (ты)

К посторонним? (вы)

Кого мы еще называем на Вы? (взрослых, незнакомых людей)

(слайд №21) Вывод

В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на «Вы». Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на «Вы» называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое – где в сельской местности.

Что называется местоимением?

Назовите личные местоимения

Как изменяются личные местоимения?

Какими членами предложения могут быть личные местоимения?

Когда к личным местоимениям 3-его лица прибавляется Н?

В каких случаях мы употребляем местоимение ВЫ?

(Слайд № 22)

    Укажи местоимение.

А) охотник

Б) осторожный

В) (с) тобой

    Чем личные местоимения отличаются от существительных?

Б) местоимения указывают на предметы, не называя их

В) местоимения называют предметы

    Как пишутся местоимения с предлогами?

А) раздельно

Б) слитно

В) по-разному

    В каком предложении местоимение является главным членом?

А) Если у тебя есть друг, советуйся с ним.

Б) Они научились аккуратно вырезать.

    Укажи ошибку в определении падежа местоимения.

А) увидел меня (В.п.)

Б) зашел ко мне (Д.п.)

В) читал со мной (П.п.)

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

А)У его отца была старинная книга

Б) У его была старинная книга

В) От них ничего не добьёшься

Проверка, тетради сдают

2. Учебник «Теория» ______

4. Задание по группам. Составить диалог с употреблением личных местоимений

Ребята, приготовьте сигнальные карточки

Кто все понял, поднимите зеленую карточку

Кто все понял, но ему требуется помощь в некоторых вопросах, поднимите желтую карточку.

Ну, а кто ничего не понял и урок показался бесполезным – красную карточку

Ну, молодцы! Благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок

И в заключение я прочитаю стихотворение. Такими словами могло сказать о себе местоимение, если оно было бы у нас в гостях.

(Слайд № 25)

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена!

(Слайд № 26)

Спасибо за урок!

– Ответьте на шуточные вопросы-­загадки:

а) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я. )

б) Какие два местоимения портят дорогу? (Я–Мы .)

в) Сколько личных местоимений в слове семья ? (Семь Я .)

Гринь Марина Викторовна
Учебное заведение: Базовая общеобразовательная школа Филиала СГПИ в г. Железноводске
Краткое описание работы: познакомить с родовыми окончаниями имен прилагательных; продолжить знакомство обучающихся со смысловым значением имён прилагательных; закрепить умения задавать вопросы от существительного к прилагательному; углублять представления обучающихся о роли имён прилагательных в речи людей; формировать навык согласования существительное + прилагательное.

Торопова Елена Валериевна
Учебное заведение: МБОУ"СОШ№1"
Краткое описание работы: Технологическая карта помогает учителю актуализировать и восстановить знания о правописании согласных в корне слова, отработать умения подбирать проверочное слово, правильно писать согласные проверяемые, непроверяемые, непроизносимые.

Евлахова Светлана Владимировна
Учебное заведение: ОГКОУ "Ивановская школа-интернат №2"
Краткое описание работы: Занятие проводилось в рамках внеурочной деятельности по русскому языку после изучения темы "Лексика". Была выбрана форма занятия, отличная от урочной. Это викторина, к которой учащиеся готовились заранее: выпустили газету "Из истории фразеологизмов", распределились на две команды, выбрали капитанов, придумали девиз, эмблему команды, оформили выставку своих творческих работ и отобрали различные лексические словари. В жюри были приглашены родители учащихся, коллеги. Конспект занятия соответствует ФГОС

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта описывает изготовление, обработку и производство продукции, производственные операции и применяемое оборудование.

В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока - таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:

  • этапы и цели урока;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.

Отличия технологической карты и конспекта

Технологическая карта урока

Конспект урока

Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока.

Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников.

Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии.

Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке.

Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения.

Только указывает цели урока.

С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса.

Преимущества технологической карты как инструмента планирования

Технологическая карта позволит учителю:

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
  • спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
  • проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
  • диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
  • строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.

Структура технологической карты урока

В технологической карте указываются:

  • тема;
  • цель освоения учебного материала;
  • результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
  • межпредметные связи;
  • организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
  • основные понятия темы;
  • технология изучения указанной темы.

Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.

Трудности при составлении технологической карты урока

Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:

  1. Объём на десятки страниц.
  2. Оформление всего содержания занятия как таблицу.
  3. Установление жёстких временных рамок.
  4. Обилие колонок.
  5. Сведение рефлексии к подведению итогов.
  6. Использование сложных и непонятных выражений - «самоопределение к деятельности».
  7. Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.

Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.

Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.

Примеры технологических карт уроков

Образец технологической карты №1

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Характеристика этапов урока

  1. Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
  2. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
  3. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
  4. Оценка достижений целей урока.

Образец технологической карты №2

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
  7. Актуальность использования средств ИКТ.
  8. Виды используемых средств ИКТ.
  9. Необходимое оборудование и программное обеспечение.
  10. Организационная структура урока.

Образец технологической карты №3

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока.

Образец технологической карты №4

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.



Что еще почитать