Гаврилова Татьяна Ромовна Воспитатель БОУ «Чебоксарская ОШИ для обучающихся с ОВЗ» Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Одним из важных направлений в деятельности воспитателя является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Что же значить работать с родителями?
Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии.
Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, однако главная роль в этом процессе принадлежит воспитателю, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, определяется общая цель педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. Сформировать адекватную самооценку.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях. Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:
1. Неприятие личности ребенка;
2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
3. Страх ответственности;
4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
5. Гиперболизация проблем ребенка;
6. Вера в чудо;
7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;
8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.
Параметры уровня готовности родителей к сотрудничеству
1. Адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи состояния развития ребенка в данный период;
2. Степень инициативы родителей в плане сотрудничества;
3. Признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого – педагогических, так и медицинских рекомендаций.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, родителями.
4. Принцип доступности
Концепция взаимодействия ОУ и семьи
1. Семья – центр жизни ребенка.
2. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития.
3. Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели приходят и уходят.
4. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог.
5. Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования.
Формы организации психолого-педагогической помощи семье.
1. Коллективные формы взаимодействия.
1.1. Общие родительские собрания.
Задачи:
Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;
Решение организационных вопросов;
Информирование родителей по вопросам взаимодействия школы с другими организациями, в том числе и социальными службами.
1.2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями.
Задачи:
Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
Решение текущих организационных вопросов.
Знакомство со школой, направлениями и условиями её работы.
1.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.
Задачи:
Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;
Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к жизни в социуме.
1.5. Проведение детских праздников и развлечений.
Задача: - Поддержание благоприятного психологического микроклимата в классе и распространение его на семью.
2. Индивидуальные формы работы.
2.1. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.
Задача:
Оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.
2.2. Родительский час.
Задача:
Информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.
2.3. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.
Задачи:
Сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
Определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
Определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей.
Определение оценки родителями работы школы
3. Формы наглядного информационного обеспечения.
3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах
Задача :
Информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы.
3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
Задачи:
Ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;
Привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
3. 3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.
Задачи:
Создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
Наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.
Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Такое сотрудничество со специалистами школы помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
Ожидаемый результат
Появление интереса родителей к работе школы.
Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах.
Увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам.
Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в школе
Рост удовлетворенности родителей работой педагогов школы в целом.
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Формы и методы работы с родителями детей
С ограниченными возможностями здоровья
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).
Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. Сформировать адекватную самооценку.
Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:
1. Неприятие личности ребенка;
2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
3. Страх ответственности;
4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
5. Гиперболизация проблем ребенка;
6. Вера в чудо;
7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;
8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип доступности
Направления воспитательной работы:
Формы организации психолого-педагогической помощи семье .
1. Индивидуальные формы работы.
1.1. Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;
семейное консультирование (психотерапия): специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;
индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери : подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;
1.2. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня. - информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.
1.3. Переписка или “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.
2. Коллективные формы взаимодействия.
2.1. Общие родительские собрания.
Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;
Решение организационных вопросов;
Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
2.2. Групповые родительские собрания.
Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
Решение текущих организационных вопросов.
2.3. “День открытых дверей”.
Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.
2.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.
Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;
Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.
2.5. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей.
Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
2.6. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча.
В практической деятельности организация всеобуча родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов:
1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.
2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.
3. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.
3. Формы наглядного информационного обеспечения.
3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.
Информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.
3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
Привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
3.3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.
Создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
Наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.
Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.
Принципы Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями. Принцип доступности
Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
Посещение на дому Беседы и консультации И ндивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери Переписка
Коллективные Классные родительские собрания Общие родительские собрания С еминары Дни открытых дверей Проведение детских праздников и развлечений Родительский всеобуч
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему
Спасибо за внимание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 000»
Рабочая программа
Для работы с родителями детей с ОВЗ
Г. Новосибирск
Пояснительная записка
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем. Это осложняет внутрисемейную атмосферу, а порой накаляет ее до предела. Не каждый родитель оказывается способен принять недуг ребенка и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в процессе жизни.
Адекватное восприятие проблем, связанных с воспитанием в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, достигается не сразу и не всеми родителями. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает психогенное, фрустрирующее воздействие на психику родителей проблемных детей и опосредствованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, умеют самореализоваться и достигают максимальных успехов в социализации ребенка. Таким образом, оказывается, что при сходных вариантах фрустрационной нагрузки реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются различно. Родители, испытывающие трудности во взаимодействии с проблемными детьми, нуждаются в оказании им специальной психологической помощи . Именно эти факты и объясняют острейшую необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основополагающими принципами коррекционной работы с детьми и их родителями являются следующие:
Принцип единства диагностики и коррекции развития.
Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития ребенка и эффективностью выполнения коррекционных программ.
Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.
Принцип гуманистической направленности психологической помощи.
Этот принцип основан на признании самоценности личности ребенка с отклонениями в развитии и создании условий для его гармоничного развития.
Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приемов.
Комплексный системный подход в применении разнообразных средств, методов и приемов психокоррекци-онного воздействия позволяет учитывать особенности различных нарушений развития и успешно осуществлять их коррекцию.
Принцип гармонизации внутрисемейной атмосферы.
Этот принцип ориентирует психокоррекционную работу на разрешение личностных и межличностных конфликтов между членами семьи.
Принцип оказания личностно - ориентированной помощи.
С использованием этого принципа осуществляется психологическая коррекция личностных девиаций у ребенка с отклонениями в развитии, членов его семьи и лиц, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие.
Принцип формирования положительного отношения к ребенку с отклонениями в развитии.
Этот принцип предполагает формирование положительных ценностных ориентации и установок у родителей ребенка, принятие его нарушений членами семьи и лицами социального окружения.
Принцип оптимизации воспитательных приемов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребенком с отклонениями в развитии.
С помощью реализации этого принципа повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей. Повышение культурного уровня родителей - фактор, обеспечивающий укрепление адаптационных механизмов семьи.
Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательных учреждений и специалистов психолого-педагогической службы.
Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным (коррекционным) образовательным учреждением и специалистами службы психологической помощи семье.
Цель данной программы: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Задачи:
1.Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2.Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3.Сформировать адекватную самооценку.
Поэтапная психолого- педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ
1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в школе и семье.
2. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы школы с семьёй.
3.Далее группой психолого-медико-педагогического сопровождения (ПМПс) детей с ОВЗ и диагностических данных специалистов составляется программа индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.
План работы
Направление | Форма работы | Сроки |
Коллективная и индивидуальная | В течение года |
|
Консультации | коллективные , индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития. | В течение года |
Родительские собрания | Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ. | В течение года |
Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. | Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему. | В течение года |
Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений. | Групповая работа | В течение всего времени (по необходимости) |
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Такое сотрудничество со специалистами помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
Литература
1.
Краузе с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: - М.: Академия, 2006.
2.
Медико-психолого-педагогическая служба:Организация работы / Под ред. Е..А. Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3.
Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред. , – М.: ВЛАДОС, 2008.
4.
Солодянкина ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007.
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
- стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;
- контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;
- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку;
- не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
- помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;
- выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;
- не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
- уделяйте ребёнку достаточно внимания;
- проводите досуг всей семьёй;
- не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
- установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;
- избегайте по возможности больших скоплений людей;
- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
4. Специальная поведенческая программа:
- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;
- чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ОВЗ не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям;
- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
- помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.
В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование» . Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» , «…инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» . По сути, инклюзивное образование означает обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной природе.
Необходимость создания условий для консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования, закреплена в главе III ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» . Консультирование по вопросам инклюзивного образования необходимо для родителей всех детей, посещающих детский сад. Однако в данной статье мы остановимся на специфике взаимодействия и оказания психолого-педагогической поддержки именно родителям детей с ОВЗ.
Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ - это дети - инвалиды и дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие особые образовательные потребности. Родителей этих детей можно разделить на две категории:
Вторая категория родителей встречается довольно часто. И педагогам необходимо развивать особые коммуникативные навыки для взаимодействия с такими родителями. Ведь без совместной согласованной работы педагогов с родителями процесс будет менее эффективен.
Для того чтобы начать взаимодействие с родителями детей с ОВЗ, необходимо разобраться, почему они часто «Не видят «проблем в поведении, развитии, здоровье ребенка, и не прислушиваются к рекомендациям педагогов. Задача последних установить с ними прочный контакт.
Родители не сразу обращают внимание на то, что у ребенка есть проблемы. Они прибегают к различным объяснениям этих «надуманных педагогом проблем» :
Вышеперечисленные и многие другие примеры из педагогической практики показывают, что родители бывают не готовы получить помощь специалистов для решения проблем ребенка.
Какие этапы проходят родители до момента принятия конструктивных решений.
1 этап. Родители отрицают, что у ребенка есть проблема. Отрицание может выражаться вербально: мама снова и снова, словно не расслышала или не поняла, уточняет слова или формулировки, в которых ей сообщили о проблеме. На самом деле в данный момент она не плохо слышит, а не хочет верить, что именно у её ребенка есть проблема. В период отрицания родители начинают возить ребенка по большому количеству детских учреждений в поисках специалистов
для того, чтобы те им сообщили, что произошла ошибка, диагноз поставлен не верно и с ребенком всё хорошо.
2 этап. Родители начинают искать виноватых. Они не просто-не верят-они активно сомневаются в том, что им сообщили достоверную информацию, и направляют агрессию на её источник. (Например: «У нас дома с поведением ребенка проблем нет. Это воспитатели с ним справиться не могут!» ) Кроме того, у них появляется агрессия, направленная на себя и на близких людей: начинают анализировать генеалогическое древо и искать виновных в проблемах развития ребенка среди родственников. Решения, принятые на этой стадии, могут привести к негативным последствиям во внутрисемейных отношениях. Зачастую на этой стадии может произойти распад семьи.
3 этап. Родители направляют все свои масли на то, чтобы «откупиться от этой проблемы» . Они дают себе зарок, обет что-то делать/не делать, надеясь, что проблема разрешится сама собой, то есть всё будет хорошо. Родители могут платить изменением своего поведения, делать пожертвования, могут решить посвятить время и силы чему-то, связанному с причиной горя. Из этого состояния они переходят на следующий этап.
4 этап. Эмоциональные реакции родителей обедняются, у них нарушается сон и аппетит, появляется раздражение, а слёзы не приносят облегчение. Если в таком состоянии родитель найдет в себе силы и обратится за квалифицированной помощью специалиста, то он переходит на следующий этап.
5 этап. Носит название конструктивных действий. К родителям возвращается ощущение внутренней опоры, возвращаются силы и положительные эмоции. Они начинают задумываться о своём будущем и будущем своего ребенка.
Поэтому, прежде чем начинать активное взаимодействие с родителями ребенка с ОВЗ, необходимо понять, на каком этапе из вышеперечисленных находится родитель.
Педагогам приходится искать способы установления прочного партнерского контакта с родителями для решения проблем ребенка.
Рассмотрим эти способы.
Универсальный способ установления позитивного контакта с родителями-это рассказать им об успехах ребенка. Порой педагогам сложно найти что-то положительное в ребенке, от криков которого устал уже весь персонал. Но, приглядевшись внимательнее, можно заметить, что сегодня он кричал чуть меньше, ел чуть лучше, спал чуть дольше. И рассказ об этих маленьких достижениях станет поводом для установления партнёрства с родителями. Родители перестанут ощущать в педагоге «врага» , от которого необходимо защищаться.
Еще один способ установления контакта, широко практикующийся за рубежом и постепенно входящий и в отечественную педагогику, -это домашнее визитирование. Технология домашнего визитирования необходима, в первую очередь, для семей, воспитывающих детей раннего возраста и детей со сложными нарушениями развития. Педагог знакомится с семьёй, её укладом, общается с родителями в непринужденной обстановке. При грамотной позиции педагога родители чувствуют себя успешными в своей роли и понимают, что они делают всё необходимое для полноценного развития ребенка.
Следующий способ-приглашение родителей на групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Родителям детей с ОВЗ, не имеющим специального психологического и педагогического образования, крайне сложно играть и заниматься со своим ребенком. Они искренне удивляются, видя, как их дети могут выполнять инструкции, одновременно со всеми детьми делать упражнения, самостоятельно принимать пищу.
Чрезвычайно эффективным способом является поддержка инициативы родителей в организации совместных мероприятий. Часто семьи детей с ОВЗ ведут очень замкнутый образ жизни, и выход в детский сад-это «приоткрытие двери в общество» . Многие их родителей уникальные таланты: предложите им подготовить декорации, костюмы, пособия для занятий, и они с удовольствием откликнутся на это.
Таким образом, при планировании взаимодействия с родителями детей с ОВЗ нужно учитывать следующее:
Литература
Мулюкина Елена Ивановна.
Воспитатель.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 83 «Соколенок» г. Калуги
rf-gk.ru - Портал для мам. Воспитание. Законы. Здоровье. Развитие. Семья. Беременность