Школьное лесничество «Юные лесоводы» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Юськасинская средняя общеобразовательная школа» Моргаушского. «Круто, ты попал на TV ». Лесовички никогда не стоят в стороне

Школьное лесничество «Юные лесоводы» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Юськасинская средняя общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики Руководители школьного лесничества: Петрова Е.В., Платонов И.Г. Школьный лесничий: Петрова Ксения




Движение «Школьное лесничество» существует в нашей школе с 1991 года охватом 68 учащихся, с общей площадью закрепленных за ними лесов 80 га. Школьное лесничество «Сурăм» существовало на общественных началах. Для школьного лесничества были изготовлены планы лесонасаждений, закреплены лесные кварталы. Силами школьного лесничества оказывалась существенная помощь лесхозам в проведении мероприятий по охране лесов и животного мира, посадке и уходе за лесом, выращиванию в питомниках посадочного материала, сборе лекарственно-технического сырья, грибов, ягод, шишек хвойных пород, изготовлению гнездовий, лесоохраной агитации и пропаганды, акций природоохранной направленности.



Задачи школьного лесничества образовательные: изучение леса как природного биогеоценоза, основы государственного лесного фонда; овладение теоретическими и прикладными знаниями в области экологии и биологии леса, лесоведения и лесоводства, лесовосстановления, лесоинвентаризации, охраны лесов от пожаров, защиты от вредителей и болезней; опытническое дело, постановка экспериментов и лесных исследований по методикам и программам, разработанным научными сотрудниками учебных и научно-исследовательских учреждений; воспитательные: воспитание у учащихся бережного отношения к лесу и его обитателям, сознательного подхода к восприятию экологических проблем в области природопользования, устойчивой мотивации к решению актуальных задач по сохранению и воспроизводству лесных ресурсов, их многоцелевому устойчивому использованию; социальные: развитие у учащихся социальной активности, через оказание помощи организациям, ведущим лесное хозяйство, в проведении лесохозяйственных мероприятий; улучшение социальной адаптации подростков в трудовом коллективе и обществе, развитие осознанного интереса к производительному труду, профессиональная ориентация; пропагандистские: организации и проведение профилактических мероприятий по охране и защите государственного лесного фонда; пропаганда среди школьников и населения знаний о лесе и его обитателях, налаживание и развитие сотрудничества со средствами массовой информации; практические: овладение технологиями и практическими навыками проведения лесохозяйственных мероприятий (охрана лесов от пожаров, защита от вредителей и болезней, выращивание посадочного материала, посадка и посев леса, уход за лесными культурами, сбор лесных семян, лекарственного, технического и пищевого сырья, охрана и расселение муравейников, выявление и охрана редких растений, животных и птиц, памятников природы).


Список членов школьного лесничества «Юные лесоводы» 1.Алексеева Александра Павловна 2.Андреев Сергей Юрьевич 3.Андреева Алина Григорьевна 4.Васильев Сергей Владиславович 5.Васильева Вероника Юрьевна- 6.Варламов Геннадий Юрьевич 7.Варламова Марина Юрьевна 8.Григорьев Геннадий Валерьевич 9.Григорьева Диана Александровна 10.Димитриев Димитрий Валерьевич 11.Димитриев Николай Валерьевич 12.Зотиков Юрий Николаевич 13.Ильина Анна Валерьевна 14.Ильин Константин Александрович 15.Иванова Алиса Валерьевна 16.Камышина Анна Сергеевна 17.Камышина Юлия Сергеевна 18.Лазарев Александр Евгеньевич 19.Максимова Александра Сергеевна 20.Матвеева Валерия Валерьевна 21.Михайлов Даниил Николаевич 22.Михайлов Сергей Львович 23.Николаева Алена Юрьевна 24.Потапов Александр Иванович 25.Петрова Ксения Николаевна 26.Петров Сергей Николаевич 27.Романов Николай Сергеевич 28.Семенова Анна Родионовна 29.Сергеев Евгений Вячеславович 30.Смирнова Екатерина Аверкиевна 31.Степанова Надежда Ивановна 32.Тихонова Вероника Витальевна 33.Трофимова Наталья Владимировна 34.Филиппова Виктория Михайловна 35.Яковлев Сергей Васильевич


Школьный лесничий: Петрова Ксения Заместитель школьного лесничего: Андреев Сергей Комиссары леса: Варламов Геннадий, Варламова Марина Мастер леса: Михайлов Даниил Пресс –центр: Петров Сергей, Зотиков Юрий, Григорьев Геннадий задача: новостное освещение и проведение экологических занятий в младших классах Экологический театр: Трофимова Наташа, Ильина Анна, Романов Николай, Степанова Надя, Яковлев Сергей задача: природоохранная Трудовой десант: Потапов Александр, Димитриев Димитрий, Димитриев Николай задача: уход за лесом и лесоразведение






Идёт лесной тропою Отряд лесовиков. Встать на защиту леса Любой из нас готов. Мы делу всенародному Все силы отдадим, Богатство леса русского Мы людям сохраним. Открой нам природа все двери, Кладовые раскрой не тая. Деревья и травы, птицы и звери, Все мы – верные ваши друзья.


Эмблема Вглядись в него: он важен и спокоен Среди своих безжизненных равнин. Кто говорит, что в поле он не воин? Он воин в поле, даже и один. Николай Заболоцкий Дуб, его ствол, ветви, листья, желуди являются символами добра, силы, надежности, прочности, мужества, доблести. Вот почему наша эмблема, в центре которой традиционно почитаемый чувашами дуб, символизирует возрождение дубрав в Юськасинском сельском поселении Моргаушского района силами мальчиков и девочек школьного лесничества «Юные лесоводы».












Ежегодно выращивается Капуста – 1500 кг, Картофель кг, Морковь, свекла – по 780 кг, Лук – 600 кг, Огурцы – 400 кг, Помидоры – 200 кг, Тыква – 600 кг, Зелень – 10 кг.




Экологическая тропа. Основные характеристики экологической тропы Вид тропы: экологическая. Местонахождение: д. Юськасы - д. Нижние Панклеи Год закладки: Состояние тропы: хорошее, местами удовлетворительное. Охрана маршрута: не осуществляется. Протяженность: 12 км.

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы №1 в селе Атманов Угол

https://pandia.ru/text/78/508/images/image003_185.gif" width="210" height="195 src=">

Руководитель:

Руководитель филиала МБОУ Сосновской СОШ №1

9. Участие в проведении дней защиты от экологической опасности

в 2011 – 2012 уч. году………………………………………………………….16-17

Заключение………………………………………………………………………18

Приложение……………………………………………………………………19-26

ВВЕДЕНИЕ

Государственная политика Российской Федерации в области лесных отношений направлена на «обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; использование лесов с учетом их глобального экологического значения». В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений граждан России. На сегодняшний день одна из эффективных форм объединения детей для решения этих задач – движение школьных лесничеств.

Продуманная и проверенная на деле система обучения и воспитания детей в системе школьных лесничеств убедительно показала, каких весомых результатов можно добиться, если орган управления лесным хозяйством и школа действуют в тесном контакте, решая общие задачи.

Школьные лесничества создают условия для приобретения детьми опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями, подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное.

Велика роль школьных лесничеств в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течение длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования лесных систем и их охраны привлекательными и интересными.

Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть лесоэкологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы . Формирование лесоэкологической культуры возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов деятельности .

Школьное лесничество – форма организации деятельности учащихся образовательных учреждений, направленная на формирование лесоэкологической культуры, понимания смысла лесоприродоохранной деятельности при решении реальных задач.

Лесоприродоохранная деятельность – деятельность, основанная на основных принципах лесного законодательства:

Устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала;

Сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;

Использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

Обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

Воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности лесов;

Обеспечения охраны и защиты лесов;

Использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Лесоприродоохранная деятельность, рассматривая лес как экологическую систему и природный ресурс предполагает реализацию мер с целью сохранения не только лесных насаждений, но и других компонентов леса, наиболее важными из которых являются объекты животного мира и водные объекты.

I. Цели и задачи деятельности школьного лесничества «Лесная сказка»

Цель деятельности школьного лесничества – формирование лесоэкологической культуры, изучение и реализация основ лесоприродоохранной деятельности, экологическое, нравственное и трудовое воспитание школьников в отношении сохранности природы, как первоисточника жизни, помочь научиться понимать природу, ценить и рационально использовать её богатства и красоту.

Школьные лесничества, будучи одной из самых эффективных форм трудового воспитания детей, эколого-просветительской деятельности, подготовки отраслевого кадрового потенциала, являются активной формой патриотического воспитания детей на лучших традициях лесного хозяйства. В школьных лесничествах дети получают дополнительные знания по основам лесохозяйственных дисциплин, биологии и другим естественным наукам. Школьные лесничества воспитывают у молодежи убежденность в необходимости бережного отношения к родной природе, формируют представление о лесоводе, как о созидателе и защитнике лесных богатств нашей страны.

Задачи школьного лесничества :

Формирование у членов школьных лесничеств активной жизненной позиции;

Изучение и овладение школьниками основ лесохозяйственных дисциплин;

Приобретение ими начал ведения исследовательских работ;

Приобретение юными лесоводами навыков в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, проведения лесохозяйственных мероприятий;

Приобщение детей к общественно-полезному труду по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, развитие осознанного интереса к производительному труду;

Проведение лесоохранной агитации и пропаганды;

Реализация цели и задач предполагает:

1. создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, расширение творческого потенциала учащихся;

2. создание условий проявления и мотивации творческой активности учащихся в различных сферах социально значимой экологической деятельности;

3. формирование социально-компетентной личности ученика

II. Краткая история создания школьного лесничества «Лесная сказка»

Учитывая цели и задачи, поставленные перед школьным лесничеством, на методическом Совете школы решено разработать «Программу школьного лесничества». Программа определила приоритетные направления, не противоречащие Лесному кодексу Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ и которые отвечали бы тем ожиданиям общества, детей, родителей, мечтающих о гармонии человека и природы. Осуществить это можно только совместными усилиями, на основе сложившихся традиций: социально-педагогического партнёрства, совместные дела. Сотрудничество с «Челнавским лесхозом» началось в 1979 году, работа велась отдельными акциями, учащиеся принимали участие в посадке и прополке саженцев, изготовлении скворечников, заготовка лапника, официально школьное лесничество было зарегистрировано в 2009 году.

III. Краткая характеристика школьного лесничества «Лесная сказка».

Для разработки программы была определена творческая группа учителей: – руководитель школьного лесничества (учитель начальных классов), – координатор деятельности школьного лесничества (зав. филиалом МБОУ Сосновской СОШ №1 в с. Атманов Угол), – руководитель программы «Патриот» (учитель ОБЖ и физической культуры), шефы – ТОГАУ «Челнавское лесничество».

Инициатором этого доброго дела стала директор школы. (в 2009 году школа именовалась «МОУ Атманоугловская СОШ»). Руководитель школьного лесничества «Лесная сказка» назначен в 2009 году приказом по школе за №1 от 16.01.09г. В этом году была разработана программа школьного лесничества «Лесная сказка». Программа школьного лесничества долгосрочная, реализуется с 2009 года. В 2009 году была разработана нормативно-правовая база: издан приказ о назначении руководителя школьного лесничества, договор о сотрудничестве с ТОГАУ «Челнавское лесничество» о взаимном сотрудничестве, положение о школьном лесничестве, определены основные направления работы.

Состав школьного лесничества меняется и дополняется каждый год. Возраст членов с 12 –16лет (6-9 классы), но количественный состав постоянен 25 человек. Избрали актив из ребят: лесничего, его помощника.

IV. Основные формы, методы работы школьного лесничества «Лесная сказка»

Тесное взаимодействие педагогов, детей, работников лесничества, родителей по реализации задач школьного лесничества способствовало установлению социально-педагогических партнерских отношений, которые позволили объединить усилия всех в вопросах формирования и воспитания у учащихся ценностного отношения к жизни (Природе, Человека как части природы); бережного отношения учащихся к Природе трактовкой с личных позиций таких понятий, как красота, значимость, роль, ценность.

Эти вопросы продуктивно решаются в социально значимой деятельности, в которую включаются все участники социально-педагогического партнерства. В работе школьного лесничества принимает активное участие весь педагогический коллектив школы, родители и общественность всячески поддерживает деятельность школьного лесничества.

Руководитель школьного лесничества оказывает методическую помощь классным руководителям по экологическому воспитанию, помогает детям участвовать в конкурсах экологической направленности.

Деятельность школьного лесничества характеризуется особенностями форм, масштабностью, регулярностью, системностью.

Направления деятельности школьного лесничества:

Ø Учебно-исследовательская;

Ø Эколого-просветительская, эколого-образовательная;

Ø Природоохранная, лесозащитная;

Ø Лесохозяйственная, лесоводческая.

Специфика основных направлений деятельности школьного лесничества определяет их особенность, проявляющуюся в необычности их форм проведения:

1. биоэкскурсии в лес, на речки;

2. лекции в лесу;

3. мастер-классы;

4. интеллектуальные марафоны;

5. экологические праздники;

6. экологические акции;

8. картинные выставки; фотовыставки;

9. ярмарки;

10.проекты (образовательные, социальные);

11. практическая деятельность: посев семян разных пород деревьев в школьном питомнике, посадка саженцев на территории ТОГАУ «Челнавское лесничество», изготовление и развешивание скворечников, очистка родников и участков малых рек, разработка экологических троп, оборудование мест отдыха.

Занятия (групповые, индивидуальные, коллективные), смоделированные в таких формах, несут в себе огромный творческий потенциал, способствуют формированию ценностного, разумного отношения к природе в соответствии с Законами природы, отношения к человеку как части природы. Воспитание ноосферного сознания.

Программа ежегодно корректируется: формы, виды деятельности, содержание не остается статичным, оно меняется, исходя из рождающихся идей, новых задач, которые возникают, в процессе развития.

V. Практические результаты работы.

На счету юных лесоводов немало важных дел: изучение флоры и фауны Тамбовского края, сбор семян деревьев и кустарников леса, изготовление и развешивание гнездовий для птиц, прополка саженцев, распространение листовок о правильном поведении в лесу во время отдыха. Накопленный опыт практической, исследовательской работы юных лесоводов позволяет команде школьного лесничества «Лесная сказка» принимать активное участие в конкурсах, слетах, конференциях различных уровней и достигать успехов. За это время обучающие и педагоги нашей школы приняли участие во многих конкурсах районного, областного и всероссийского масштаба. Во многих конкурсах занимали призовые места.

За период работы наше школьное лесничество регулярно принимало участие в слетах и смотрах школьных лесничеств. В 2009 году наша команда заняла 8 место. В 2011 году школьное лесничество принимало участие в областном смотре – конкурсе школьных лесничеств в рамках Всероссийского конкурса «Подрост», команда вошла в пятерку сильнейших. Получено «Благодарственное письмо», грамоты и подарки. Ежегодно на уровне школы проводятся «экологические акции», конкурсы, направленные на улучшение работы школьного лесничества. В 2011 году в районном конкурсе «Шумят Сосновские леса» учащиеся нашей школы заняли призовые места во всех номинациях, и «Отчет о работе руководителя школьного лесничества» «Лесная сказка» занял 1 место. Руководителя наградили грамотой и специальным призом – футбольным мячом. «Отчет о работе руководителя школьного лесничества» «Лесная сказка» в 2009 году занял 1 место в областном конкурсе и был направлен на Всероссийский конкурс в г. Москву. Руководителю вручена грамота и специальный приз. В 2010 году «Отчет о работе руководителя школьного лесничества» «Лесная сказка» занял 2 место в областном конкурсе.

Руководитель награжден областной грамотой в номинации «Школьные лесничества в условиях модернизации образования» и специальным призом – термосом и кружкой.

Руководитель школьного лесничества и зав. филиалом разработали программу экологического лагеря «Друзья природы». На областном конкурсе программ организации отдыха и оздоровления детей «Лето – 2011» получили диплом и летом 2011г. успешно реализовали программу.

В 2010 году учащиеся нашей школы приняли участие в олимпиаде по биологии, и ученица 7 класса Попова Вера заняла второе место. 20 обучающихся приняли участие во Всероссийском игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа» и награждены сертификатами.

В 2010 году двое учителей нашей школы: , участвовали в районном и областном конкурсе «Педагог – эколог года». В районном конкурсе заняли 1 и 2 место, в областном конкурсе получил диплом, – сертификат, школа получила ценный приз от «Управления лесами Тамбовской области» – видеокамеру . Учителя нашей школы: и приняли участие в областном конкурсе «Жемчужины земли Тамбовской» и стали победителями данного конкурса. Учитель биологии принимала участие в районной научно – практической конференции «У природы нет плохой погоды», учитель ОБЖ и физическая культуры ежегодно принимает участие в районном и областном конкурсах: «Родник – источник жизни», «Гимн воде», где получает призовые места. в настоящее время занимается разработкой экологической тропы. В 2010 – 2011 году школа принимала участие в экологических акциях «Больше кислорода», «Чистый лес».

В 2012 году педагоги нашей школы приняли участие в выставке – форуме проектов «Соцпроект» во всероссийском выставочном центре г. Москва с двумя проектами: «Эколого –туристическая тропа «Весна»», «Эколого – туристическая тропа «Святой источник». Проект «Эколого –туристическая тропа «Весна»» вошел в «Каталог лучших социальных проектов России».

Обучающиеся нашей школы принимают участие в ежегодном областном форуме «Зеленая планета» и других конкурсах экологической направленности. Многие учителя нашей школы участвуют в форумах «Гринпис» и «Зеленый патруль».

VI. Сотрудничество с другими организациями

Возможности развития школьного лесничества в филиале МБОУ Сосновской СОШ №1 в с. Атманов Угол строятся на следующих механизмах:

Ø открытость и сотрудничество, упор на развитие, общение и обмен идеями;

Ø возможность для местных жителей, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем экологического характера;

Ø представление родителям возможности принимать участие в процессе работы школьного лесничества и в жизни школы.

МОДЕЛЬ

Организации работы школьного лесничества «Лесная сказка»

VII. Анализ деятельности.

Школьное лесничество действует круглый год. Очерёдность занятий и их программа планируется в зависимости от сезона года. У лесничества имеются именные участки лесонасаждений. И летом и зимой продолжается работа школьного лесничества: члены школьного лесничества пресекают нарушения правил пожарной безопасности , выявляют случаи незаконной вырубки леса, занимаются очисткой родников, изготовлением и развешиванием листовок, учетом несанкционированных свалок в лесу и на территории села, строго следят за правилами сбора лекарственный растений, березового сока.

Активно работает совет школьного лесничества, состоящий из 5 человек. Все должности в нем занимают школьники. У лесничества есть эмблема, гимн, флаг. В2013году планируется большая работа по оказанию помощи в посадке лесонасаждений. Это связано с тем, что в 2008году на территории «Челнавского лесничества» был ураган, который нанёс огромный ущерб лесным массивам. За школьным лесничеством закреплены 2 га леса.

Ребята поддерживают лес в порядке, ухаживают за муравейниками, в тех местах, где растут цветы, которые занесены в Красную книгу ставятся таблички, ежегодно изготавливают от 20 до 50 скворечников для птиц и развешивают их на территории школы и «Челнавского лесничества».

Благодаря умелой работе учителей школы по экологическому воспитанию, культуре природопользования и профессиональной ориентации школьников, наше лесничество достигло хороших результатов, а именно: выпускники нашей школы остаются работать в шефском предприятии в качестве лесничих, лесников, рабочих, 1 из наших учеников закончил Воронежскую лесохозяйственную академию и работает заместителем директора «Челнавского лесничества», выпускник учебного года поступил в вышеназванное учебное заведение.

Основные направления работы школы по экологическому образованию школьников: учебно-исследовательская работа; сбор и анализ информации об экологической обстановке в месте проживания, просветительская и пропагандистская деятельность; охрана природы и практическая деятельность в решении местных экологических проблем. В основе системы экологического образования в нашей школе заложен принцип формирования экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия с природой, обеспечивающего выживание и развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.

Одной из образовательных задач является формирование бережного отношения к богатствам природы и навыков культурного общения с ней. В экологической работе активно участвует весь педагогический коллектив школы.

Поскольку лес является самой распространенной экосистемой и главным природным богатством нашего края, то основные формы, методы и приемы образовательной деятельности направлены на изучение, исследование и оказание помощи «Челнавскому лесничеству» в деле охраны природы и преумножения природных богатств родного края. В этой работе принимают участие школьники всех возрастных групп.

По традиции в нашей школе проходит декада экологии, во время которой участники совета школьного лесничества проводят викторины, конкурсы рисунков, сочинений на природоохранную тематику, поделок из природного материала, общешкольные праздники «День птиц», «День Земли», экологическую тропу в Челнавском лесничестве.

Часто проводятся встречи со специалистами из числа работников «Челнавского лесничества».

На встречах ребята узнают о способах заражения клещевым энцефалитом и методах профилактики. Выясняют основные причины лесных пожаров, знакомятся с правилами поведения в лесу.

Дети выпускают стенгазеты, бюллетени, посвященные проблемам леса, знакомятся с общественными организациями, всероссийскими и международными акциями, направленными на сохранение лесных богатств, выпускают плакаты "Сохраним лес от пожаров". С 15 апреля по 5 июня в школе ежегодно проводятся мероприятия по Дням защиты от экологической опасности.

На заключительном этапе в конце года учащиеся участвуют в празднике Берендея. Победители получают медали Берендея, а самым активным экологам Берендей повязывает галстуки зеленого цвета, тем самым, посвящая их в члены экологической дружины. Экологическая работа продолжается и летом – работает «Зеленый патруль», экологический лагерь «Друзья природы».

Помимо экскурсий в природу, конкурсов и выставок творческих работ школьники ухаживают за цветами, собирают лекарственные растения, наблюдают за растениями и животными.

Только экологически грамотные и образованные люди, беззаветно любящие и охраняющие родную природу, способны по настоящему любить свою Родину, сохранять планету для будущих поколений.

VIII. Оказание практической помощи лесному хозяйству

Отчёт о практической деятельности школьного лесничества «Лесная сказка» при филиале МБОУ Сосновская СОШ №1 в селе Атманов Угол

За 2012 – 2013 учебный год.

1.Общее количество школьных лесничеств в школе – 1

2.Общее количество звеньев юных лесоводов в школе – 4

3. Общая площадь гослесфонда в га, закреплённая за школьным лесничеством – 2 га

4.Наличие лесохозяйственной техники - нет

5.Создавался ли лагерь труда и отдыха для членов ш/л в летнее время – да

6.Лесохозяйственные работы.

Посажено леса (га) -10,5 га

Посеяно леса (га)- 0,9 га

Проведён уход за лесом (га) -0,9га

Заложено питомников(га) – 0,9га

Проведён уход за питомником (га) -0,9га

Собрано желудей (кг) – 300кг

Собрано шишек хвойных пород (кг) – 500кг

Семян деревьев и кустарников (кг) – 50кг

Лекарственного сырья (кг) – 200кг

Посажено деревьев и кустарников в населённых пунктах (шт) – 300шт

Предотвращено пожаров – 6

Изготовлено искусственных гнездовий, кормушек - 80

Зафиксировано лесонарушений - нет

Учтено муравейников - 16

Проведено экскурсий - 16

Памятников природы -11

7.Выпускников школ, оставшихся работать в лесном хозяйстве - 15 - поступивших учиться в лесохозяйственные учебные заведения - 1

8.Работа в составе школьного лесничества, объединения (кружка юных лесоводов (кол – во членов). - 25

9.Случаи травматизма из – за нарушения техники безопасности и правил охраны труда , учащихся при участии в производственном труде - нет

10.Виды деятельности:

· Посадка саженцев деревьев, кустарников;

· Сбор семян деревьев и кустарников

· Сбор шишек хвойных пород деревьев;

· Сбор лекарственного сырья;

· Учёт муравейников;

· Изготовление искусственных гнездовий, кормушек;

· Предотвращение пожаров

· Предотвращение лесонарушений;

· охрана, учёт, исследование, очистка, оборудование родников

· охрана и учёт исчезающих видов растений и животных

IX. Участие в проведении дней защиты от экологической опасности

в 2011 – 2012 уч. году.

Мероприятия

Сроки проведения

ответственные

День экологических знаний:

1.Экологическая викторина.

2. Круглый стол: «Вода – знакомое, загадочное, необъяснимое»

Учитель географии, биологии, – учитель ОБЖ

Неделя экологических действий:

1.Праздник: «Экологическое путешествие. Человек и окружающая среда»;

– учитель физики

2.Оформление стенда в школе, посвященного Всемирному дню земли.

рук. школьного лесничества,

3. Благоустройство и озеленение территории школы и села.

Апрель-май

4.Посадка саженцев сосны на территории Челнавского лесничества.

рук. школьного лесничества, «Патриот»

5.Конкурс эколистовок.

Участие в областном конкурсе – акции «Весенний дым»

рук. школьного лесничества, «Патриот» , учитель русского языка и литературы

6.Экскурсии: к «Святому источнику», очистка прилегающей территории.

6.Изготовление и развешивание скворечников ко Дню птиц.

7.Брейн-ринг “Природа и мы”

1.Всемирный день Земли

2. Экологическая акция «Земля наш общий дом»

3.Конкурс рисунков «Тихая моя Родина»

– учитель географии, биологии, – учитель английского языка

4.Конкурс фотографий “Тихая моя Родина”

Операция «Гимн чистой воде»

1.Обследование источников («Бабкин», «В глинищах» экологическое состояние окружающей местности, физические и химические особенности воды родников).

2.Составление паспорта двух родников: «Бабкин», «В глинищах».

Рук. творческой группы

Смотр деятельности экологической работы через конкурс презентаций «Наш вклад в экологию родного района» (практические дела).

Тюменска я область, ХМАО-Югра
г. Радужный
ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО "МЕДВЕЖОНОК"

Любовь к природе надо воспитывать с любовью к родной природе, начинать это воспитание с детства. Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка. Он прошел «душевный университет».

Л.Леонов

1 сентября 2009 года МБОУ СОШ №5 - «Школа здоровья и развития» в лице директора Зубарева А.И. и Территориальное Управление «Колик-Еганское лесничество» Департамента лесного хозяйства ХМАО-Югры, в лице начальника ТУ - «Колик-Еганского лесничество» Хорошилова В.А. заключили договор о сотрудничестве по изучению и охране леса и организации школьного лесничества «Медвежонок». Руководитель школьного лесничества - Белан Любовь Григорьевна.

Из всего разнообразия видов современной внеклассной деятельности учащихся школьные лесничества отличаются своей эколого-биологической и естественнонаучной направленностью. Экологическое воспитание школьников является важной задачей школы. Решение многих назревших социальных, нравственных проблем подрастающего поколения можно разрешить путём формирования у молодёжи гражданской зрелости, чувства долга, любви к своей малой родине, верности традициям, стремлению к сохранению и приумножению культурных и исторических ценностей, готовности к преодолению трудностей.

Школьное лесничество является трудовым объединением внешкольного типа. Все виды работ финансируются Территориальным Управлением - «Колик - Еганского лесничества» (в 2011 году переименован в Аганский лесхоз) и проводятся в строгом соответствии с правилами по технике безопасности и производственной санитарии. Для обучения школьников и руководства их трудом Колик-Еганское лесничество закрепила за школьным лесничеством «Медвежонок» следующих специалистов: Данилов Николай - инспектор-мастер леса. На основании данного договора и положения о школьных лесничествах разработана программа факультатива «Юные защитники леса» в рамках реализации, которой организована работа школьного лесничества «Медвежонок».


Агитбригада школьного лесничества "Медвежонок" в детском саду "Черепашка" Участие школьного лесничества "Медвежонок" в слёте школьных лесничеств района Расчистка участка леса для древонасаждений Уборка мусора на набережной реки Аган

Много полезных дел на счету ребят школьного лесничества "Медвежонок". Самое главное, что мы одна команда и нам некогда скучать. Вот так!

В гостях у наставников (Аганский лесхоз) У нас в гостях мастер и инструктор леса Восстанавливаем лес на месте горельников. Посадили 250 саженцев сосны. Отдыхаем!

Цель освоение экологических знаний о лесных сообществах и формирование активной жизненной позиции в деле охраны и приумножения лесных богатств Югорского края.

Задачи программы:

1. Формированиеоснов знаний по экологии леса

2. Формирование умений и навыков исследовательской и практической деятельности в процессе выполнения индивидуальных и практических работ

3. Формирование трудовых навыков по охране, использованию и воспроизводству природных ресурсов

4. Развитие активной жизненной позиции через участие в природоохранных мероприятиях

5. Воспитаниелюбви к природе родного края

6. Формирование здорового образа жизни детей и осознанногоотношения к своему здоровью

7. Формирование эмоционально-положительного отношения к природе Югорского края, основываясь на конкретных примерах и результатах.

8. Осуществление идейно-патриотического, нравственного воспитания молодежи, ее эстетического и физического развития

9. Способствование социализации и подготовке к осознанномувыбору профессии

Деятельность школьного лесничества "Медвежонок". О нас говорят...

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД «Центр внешкольной

работы» _______________ Г.Ю.Малкова

Программа кружка

дополнительного образования

«Школьное лесничество».

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

МБОУ «Пундужская СОШ».


2012 год

«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защититься от недуга. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству».

Л. Леонов.

1. Информационная карта.

1.1. Программа “Школьное лесничество”.

1.2. Основные цели: экологическое образование, трудовое воспитание, профессиональная ориентация лесохозяйственного профиля и охраны природы.

образования МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

1.4. Юридически адрес: 162275, Вологодская область, Харовский район,

п.Пундуга, д.Гора, д. 67.

Адрес сайта: http://s25007.edu35.ru/

1.5. Структура программы:

теоретическая часть – 52 ч;

практическая часть – 74 ч;

исследовательская часть –18 ч.

1.6. Условия реализации: программа рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач и уровня активности, заинтересованности и включения в нее обучающихся. Изучение программы предусматривает теоретическую, практическую, исследовательскую и пропагандистскую деятельность. Программа рассчитана на двухгодичный курс обучения для обучающихся от 12 до 16 лет.

2.Социально-педагогическон обоснование программы.

Экологическое просвещение подрастающего поколения – настоятельная потребность сегодняшнего дня и поэтому одной из важнейших задач является обучение учеников глубоким экологическим знаниям и привитие им навыков осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Именно формирование экологической культуры у детей закладывает основы взаимоотношений человека с природой.

Хороший гражданин сразу не рождается, а длительно воспитывается. В воспитании гражданина, с активной жизненной позицией, сознательным отношением к долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения, немаловажным становится воспитание трудолюбия.

Но только словами трудолюбие не воспитаешь. Посильный для здоровья детей и возраста общественно-полезный труд- труд настоящий, необходимый обществу - обязательное условие. Одной из форм труда, которая развивает детский организм, прививает экологическую культуру и любовь к природе, укрепляет здоровье обучающихся, является работа школьного лесничества.

Члены школьного лесничества с увлечением занимаются постижением трудной работы лесоводов. И пусть производственная задача юных друзей леса не так масштабны как у взрослых, но мера ответственности за конечный результат своего труда такая же, как у взрослых - настоящая. И это даёт членам школьного лесничества веру в свои силы, способности. Это основа, на которой вырастает интерес к будущей профессии, гражданская активность и чувства собственного достоинства.

3. Цели и задачи программы

Цели: расширение знаний обучающихся в области природопользования, экологии, лесохозяйственной деятельности , привитие интереса к природоохранной деятельности, трудовое воспитание, профессиональная ориентация экологического, лесохозяйственного профиля.

Задачи:

    Расширить и укрепить знания обучающихся в области природо-пользования, экологии, лесохозяйственной деятельности.

    Привить интерес обучающимся к природоохранной деятельности.

    Содействовать формированию трудовых умений и навыков по охране, использованию и воспроизводству природных ресурсов Вологодской области.

    Научить обучающихся работать с приборами и объектами исследования.

    Научить самостоятельно работать со справочниками и определителями.

    Способствовать самореализации каждого ученика в системе коллективных отношений.

    Содействовать профессиональной ориентации обучающихся экологического, лесохозяйственного профиля.

    Участвовать в экологических конкурсах, конференциях, акциях, мероприятиях, представляя на суд широкой общественности обобщённые и осмысленные результаты своей работы, обмениваясь опытом со сверстниками.

    Развить самостоятельность и инициативу при выполнении исследовательских работ.

    Развивать наблюдательность, усидчивость, интерес к познанию окружающего мира.

    Содействовать воспитанию любви и уважения к посёлку, бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу.

4. Отличительные особенности программы.

Разработанная программа школьного лесничества учитывает региональный компонент. Школьники, изучают природу и экологию родного края.

По программе предусмотрено активное вовлечение обучающихся в учебно­творческую деятельность через познание родного края – экскурсии, практические задания по изучению явлений и объектов природы, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение исследовательских работ, природоохранных акций.

В процессе освоения программы предполагаются активное взаимодействие со специалистами Харовского лесхоза, Отделом охраны окружающей среды Харовского муниципального района, изучение книг, журнальных статей, народных традиций, получение знаний об охране и защите леса.

5. Тип и вид программы.

5.1. Возрастной контингент обучающихся – 12–16 лет.

5.2. Статус – объединение.

5.3. Вид программы – межпредметная, ориентационная, активная (призывает вооружить обучающихся определенными умениями, деятельностными навыками по экологическому образованию).

5.4. Состав группы – постоянный.

5.5. Срок реализации программы – 2 года.

6. Формы и режим занятий

6.1.Формы занятий.

Лекционная форма проведения занятий, практические занятия, экскурсии в природу, самостоятельные творческие работы, работа в группах и парах, индивидуальная работа, работа со словарями, определителями растений, справочной литературой, встречи с работниками лесного хозяйства.

В процессе занятий предусмотрено участие членов кружка в подготовке и проведении мероприятий: 4 октября - Всемирный день защиты животных, 1 апреля- День птиц, 15 апреля- День экологических знаний, 21 марта –Международный день леса, 22 апреля -День Земли и т. д., участие в областном слете членов школьных лесничеств, в районных, областных и всероссийских конкурсах юных знатоков природы, в акциях: «Скворечник», «Посади дерево», «Кормушка», «Птицы - наши друзья» и др., позволяют поддерживать интерес обучающихся.

6.2.Продолжительность одного занятия составляет 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю 2 часа (72 часа в год).

7а. Тематический план занятий

1 года обучения.

п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

Практика

Теория

Вводное занятие.

2

Общее понятие о лесе.

12

Лесные родники.

18

«Зелёная планета - 2013».

4

Итоговые занятия.

4

История Харовского лесхоза.

4

Растения леса.

16

Животные леса.

6

День экологических знаний.

2

День Земли. Лесные почвы.

2

11 .

2

Итого

72 часа

29 часов

25 часов

8а. Содержание программы.

1-ый год обучения.

Тема 1. Вводное занятие. (2 ч)

Знакомство обучающихся с целями и задачами кружка, программой и планом работы на год. Роль школьных лесничеств в природоохранном просвещении, трудовом воспитании и профессиональной ориентации обучающихся. Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа. Графический рисунок.

Тема 2 . Общее понятие о лесе . (12 часа).

Понятие о лесе и лесных насаждениях. Лес в литературе, музыке, живописи. Характеристика лесных ресурсов страны и региона. Лес как биогеоценоз. Наиболее значимые экологические факторы. Типы леса. Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Правила поведения в лесу.

Практические работы. Разработка эмблемы школьного лесничества. Работа в цвете. Распространение лесов в стране, области.

Экологические игры «Прекрасный мир родной природы», «Удивительный мир животных».

Экскурсии в лес. Сбор природного материала. Определение типа леса по лесорастительному покрову.

Тема 3. Лесные родники. (Исследовательская деятельность) (18 часов)

Методика исследования родника. История родника. Физико-географическая характеристика района исследований: географическое положение источника, рельеф и геологическое строение, климатические условия исследуемой территории, геологические условия выхода воды, влияние родниковой воды на рельеф, свойства родниковой воды (температура, цвет, прозрачность, состав осадка, запах, вкус и привкус). Органический мир: растительный и животный мир вблизи родника. Использование родника. Оценка экологического состояния родника. Паспорт родника. Участие в областном юниорский лесной конкурсе «Подрост».

Практические работы. Очистка родника и прилегающей к нему территории. Изучение истории родника, опрос населения «Использование родника». Изучение географического положения, рельефа, климатических условий исследуемой территории. Изучение свойств родниковой воды. Изучение растительного и животного мира. Составление паспорта родника.

Оформление работы. Защита работы в школе, в области.

Экскурсия. Родники Разинского поселения.

Тема 4. «Зелёная планета - 2013» (4 ч)

Знакомство с конкурсами: областной заочный детский экологический форум «Зелёная планета - 2013», «Лес в творчестве юных», «Пожарная безопасность, «Мир через культуру». Подготовка материалов к фоторепортажу.

Участие в районной краеведческой конференции «Мир через культуру».

Практические работы. Защита работы «Ключик».

Тема 5. Итоговые занятия . (4 ч)

Итоговое занятие за полугодие (2 ч)

Подготовка материалов к фоторепортажу: оформление работы с применением компьютерной техники, написание сочинений, стихов. Подведение итогов за полугодие.

Практическая работа. Подготовка фоторепортажа об экологической социально-полезной деятельности.

Итоговое занятие за год. (2 ч)

Подведение итогов за год. Задание на лето.

Практическая работа. Подготовка к слёту школьных лесничеств.

Игра «Сюрпризы лесной полянки»

Тема 6. История Харовского лесхоза. (4 ч)

Знакомство с историей Харовского лесхоза. Катромское лесничество: история, основные виды работы, коллектив. Встреча с Тумановым А.С.- бывшим лесничим Катромского лесничества

Практические работы. Встреча с ветеранами лесного хозяйства и тружениками леса . Оформление работы «История Катромского лесничества», сочинение «Мой папа-лесничий».

Тема 7. Растения леса. (12 ч)

Дендрология. Основные хвойные и лиственные породы. (4 ч).

Хвойные породы: сосна обыкновенная, кедр сибирский, ель европейская, лиственница сибирская, лиственница даурская, пихта сибирская. Основные лиственные породы: дуб черешчатый, бук восточный, ясень обыкновенный, клен остролистный, вяз обыкновенный, береза повислая, ольха серая, осина.

Основные хвойные и лиственные породы Вологодской области: хвойные породы (сосна обыкновенная, ель европейская), лиственные породы (берёза бородавчатая, ольха серая, клён платановидный, тополь дрожащий (осина)

Практические работы. Определение хвойных пород по коре, хвое, семенам, шишкам. Определение лиственных пород по листьям, побегам, плодам и семенам.

Ярусы леса. Травянистые растения .(2 ч)

Яруса леса. Травянистые растения произрастающие на территории Вологодской области, Харовского района.

Практическая работа . Определение растений по рисунку, готовому гербарию и с помощью определителя.

Грибы. Ягоды. (2 ч)

Видовое разнообразие грибов и ягод, произрастающих на территории Вологодской области, Харовского района. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Правила сбора грибов и ягод.

Викторина «Знаешь ли ты грибы и ягоды?» (Распознавание ягод и грибов по рисункам, гербарию, муляжам, с помощью определителей. Распознавание ягод и грибов, как съедобные и несъедобные.)

Лесные лекари. (4 ч)

Видовое разнообразие лекарственных растения, произрастающих на территории Вологодской области, Харовского района. Лечебные свойства растений. Условия и время сбора почек, коры, листьев, цветков и соцветий, корней, корневищ, клубней и луковиц. Сушка (воздушная, солнечная, тепловая). Условия и сроки хранения лекарственного сырья. Настои. Отвары. Экстракты. Настойки. Чаи и сборы. Соки.

Практические работы . Определение лекарственных растений по рисунку, готовому гербарию и с помощью определителя. Приготовление лечебного чая.

Акция «Посади дерево ». (2 ч)

Экскурсия в лес. (2 ч) Описание растительного сообщества.

Тема 8. Животные леса. (6 ч)

Условия обитания животных в лесу. Распространение животных. Лесные животные: впадающие в зимнюю спячку, хищные и травоядные, грызуны, млекопитающие и земноводные. Следы животных.

Птицы нашего леса: зимующие и перелётные. Голоса птиц.

Практические работы . Определение животного по его следам. Выпуск плаката «Лес - дом для зверей и птиц». Определение птиц визуально и по голосу.

Акция «Скворечник» (Реставрация скворечников.)

Тема 9. День экологических знаний. (2 ч)

Практические работы . Выпуск экологического плаката, буклетов.

Тема 10. День Земли. Лесные почвы. (2 ч)

День Земли. Горизонты почвы. Типы почв. Влияние почвы на видовой состав растений.

Практическая работа . Определение горизонтов почвенного среза.

Тема 11. Встреча

9а. Тематическое планирование. 1-й год обучения.

Тема занятий

Практическая работа

Дата

Кол-во

часов

Виды учебной деятельности

Вводное занятие.

Разработка эмблемы кружка. Графический рисунок.

Постановка целей и задач работы, ознакомление с планом работы кружка. Инструктаж по т/б. Разработка эмблемы кружка.

Экологическая игра «Прекрасный мир родной природы».

Разработка эмблемы кружка.

Работа в цвете.

Экологическая игра «Счастливый случай», Разработка эмблемы кружка.

Понятие о лесе и лесных насаждениях. Лес в литературе, музыке, живописи.

Распространение лесов в стране, области.

Беседа. Работа с атласами России, Вологодской области. Работа с художественной литера-турой, произведениями живописи и музыки.

Правила поведения в лесу.

Экскурсия в лес. Сбор природного материала.

Сбор природного материала.

Лес как биогеоценоз.

Игра «Удивительный мир животных»

Беседа. Работа с таблицами, решение кроссворда «Биогеоценоз»

Игровое занятие, приурочен-ное к Всемирному дню защиты животных.

Типы лесов.

Экскурсия «Определение типа леса по лесорасти-тельному покрову».

Беседа. Экскурсия «Опреде-ление типа леса по лесорастительному покрову».

Роль леса в природе и жизни человека.

Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения.

Изучение роли леса в природе и в жизни человека, знакомство с лесными богатствами Вологодской области, используя книги, интернет ресурсы… и опираясь на знания детей.

Лесные родники.

Экскурсия. Родники Разин-ского поселения. Очистка родника.

Работа со справочной литературой, картой Разинского поселения, определение местополо-жения родников. Очистка родника и прилегающей к нему территории.

Лесные родники.

Методика исследо-вания родников.

Знакомство с методикой исследования родников.

История «Ключика»

Изучение истории родника, опрос населения «Использование родника»

Беседы со сарожилами Шевницы, работа с литера-турными источниками.

Физико-географическая характеристика

района исследований.

Изучение географического положения, рельефа, клима-тических условий исследуемой территории.

Изучение географического положения источника, нанесение источника на карту; изучение рельефа и геологического строения, климата исследуемой территории.

Изучение свойств родниковой воды

Определение в лабораторных условиях: температуры, цвета, прозрачности воды, состава осадка, запаха, вкуса и привкуса воды.

Органический мир вблизи родника.

Изучение растительного и животного мира.

Изучение растительного и животного мира по гербариям, фотографиям родника, используя определители.

Паспорт родника.

Составление паспорта родника.

Оформление работы. Защита работы в школе.

Составление паспорта родника. Знакомство с требованиями оформления исследовательской работы.

Выступление перед членами кружка в школе.

Участие в обла-стном юниорском лесном конкурсе «Подрост».

Защита работы в секции «Лесные родники».

Участие в конференции. Защита работы в секции «Лесные родники».

«Зелёная планета - 2013»

Подготовка фоторепортажа об экологической социально-полезной деятельности.

Знакомство с конкурсами: областной заочный детский экологический форум «Зелёная планета - 2013», «Лес в творчестве юных», «Пожарная безопасность», «Мир через культуру». Подготовка материалов к фоторепортажу.

Подготовка фоторепортажа об экологической социально-полезной деятельности.

Подготовка материалов к фоторепортажу: оформление работы с применением компьютерной техники, написание сочинений, стихов. Подведение итогов за полугодие.

История Харовского лесхоза.

Встреча с ветеранами лесного хозяйства и тружениками леса.

Знакомство с историей Харовского лесхоза. Встреча с ветеранами лесного хозяйства и тружениками леса. Знакомство с Катромским лесничеством: история, основные виды работы, коллектив. Встреча с Тумановым А.С.- бывшим лесничим Катромского лесничества. Оформление работы «История Катром-ского лесничества» с приме-нением компьютерной тех-ники, написание сочинения Тумановой Еленой.

Катромское лесничество.

Оформление работы «История Катромского лесничества».

Сочинение «Мой папа – лесничий».

Участие в районной краеведческой конференции «Мир через культуру».

Защита работы

«Ключик».

Участие в конференции. Защита работы «Ключик».

Дендрология. Основные хвойные и лиственные породы.

Определение хвойных пород по коре, хвое, семенам, шишкам

Изучение основных хвойных и лиственных пород произра-стающих на территории Рос-сии и Вологодской области. Определение хвойных пород по коре, хвое, семенам, шишкам. Определение лиственных пород по листьям, побегам, плодам и семенам.

Определение породы дерева и возраста по поперечному срезу.

Определение лиственных пород по листьям, побегам, плодам и семенам.

Определение породы дерева и возраста по поперечному срезу

Ярусы леса.

Травянистые растения.

Определение видового разнообразия растений.

Изучение растений прои-зрастающих на территории Вологодской области. Определение растений по рисунку, готовому гербарию и с помощью определителя.

Грибы. Ягоды.

Викторина

«Знаешь ли ты грибы и ягоды?»

Знакомство с видовым разнообразие грибов и ягод, произрастающих на террито-рии области. Распознавание их по рисункам, гербарию, муляжам, с помощью опре-делителей. Распознавание ягод и грибов, как съедобные и несъедобные, Знакомство с правилами сбора грибов и ягод. Викторина «Знаешь ли ты грибы и ягоды?»

Лесные лекари.

Способы приготовления лекарственных форм.

Определение лекарственных растений, произрастающих на территории области.

Знакомство с видовым разнообразием лекарствен-ных растений, с их лечебны-ми свойствами. Определе-ние лекарственных растений, произрастающих на террито-рии области по рисунку, готовому гербарию и с помо-щью определителя. Знако-мство с правилами и сроками сбора, сушки, хранения лекарственного сырья. При-готовление лечебного чая.

Приготовление лечебного чая.

Животные леса.

Определение животного по его следам.

Выпуск плаката «Лес - дом для зверей и птиц».

Знакомство с животными. Определение животного по его следам. Выпуск плаката «Лес - дом для зверей и птиц», приуроченного к Международному дню леса.

День птиц.

Акция «Скворечник»

(Реставрация скворечников.)

Мероприятие, приуроченное ко Дню птиц. Акция «Скворечник». (Реставрация скворечников.)

Мелодии Вологодского леса – птицы.

День экологических знаний.

Выпуск экологического плаката, буклетов.

День Земли.

Лесные почвы.

Определение горизонтов почвенного среза.

22 апреля - День Земли. Зна-комство с лесными почвами. Определение горизонтов почвенного среза.

Встреча со специиалистами Харовского лесхоза.

Акция «Посади дерево»

Акция «Посади дерево». Озеленение территории школы.

Экскурсия в лес.

Описание растите-льного и живот-ного сообщества.

Экскурсия в лес. Описание растительного и животного сообщества на пробной площадке 1х1.

Итоговое занятие за год.

Подготовка к слёту школьных лесничеств.

Игра «Сюрпризы лесной полянки»

Подготовка к слёту школь-ных лесничеств. Игра «Сюрпризы лесной полянки». Подведение итогов за год. Задание на лето.

7б. Тематический план занятий

2-ой год обучения.

п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

Практика

Теория

Вводное занятие.

2

Лес – наше богатство.

6

Охрана и защита леса.

14

«Зелёная планета - 2014».

6

Ориентирование на местности.

4

Итоговые занятия.

4

Изготовление кормушки.

8

Лесовостановление.

8

Основы лесной таксации.

4

Знаменательные даты.

14

Встреча со специалистами Харовского лесхоза.

2

Итого

72 часа

45 часов

27 часов

8б. Содержание программы.

2-ый год обучения.

Тема 1. Вводное занятие. (2 ч)

Знакомство обучающихся с целями и задачами кружка, программой и планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа. Выпуск буклета «Лес –наше богатство».

Тема 2 . Лес – наше богатство . (6 ч)

Обобщение знаний о лесе, его обитателях. Подготовка материалов к оформлению буклета, работа с применением компьютерной техники.

Экологическая игра-экскурсия. «Необыкновенное путешествие в лес».

Практические работы. Сбор природного материала. Выпуск буклета «Лес –наше богатство». Распространение буклетов среди населения.

Акция «Экологический десант».

Тема 3. Охрана и защита леса. (14 ч)

Вредители леса и борьба с ними. (4 ч)

Основные способы борьбы с вредителями леса. Физико-механический, биологический, химический методы. Характеристика основных химических и биологических средств борьбы с вредителями и болезнями леса. Вредители плодов и семян. Вредители сеянцев лесных культур и естественного возобновления. Стволовые вредители. Работа с определительными таблицами, коллекциями.

Практические работы. Определение вредных насекомых по биологическим коллекциям, определительным таблицам.

Болезни леса и борьба с ними . (2 ч)

Основные способы борьбы с болезнями леса. Болезни плодов и семян. Болезни сеянцев. Негнилевые болезни стволов и ветвей. Гнилевые болезни корней и стволов.

Практические работы. Определение возбудителей заболеваний по определенным таблицам и рисункам.

Охрана лесов от пожаров. (8 ч)

Лесные пожары, их виды: низовой, верховой, подземный (почвенный). Способы обнаружения пожаров, причины возникновения.

Предупреждение и тушение лесных пожаров. Инвентарь, оборудование, техника, подручные средства, применяемые при тушении пожара. Способы тушения: захлёстывание огня (сбивание пламени) по кромке пожара, засыпка кромки пожара грунтом, тушение водой и т.д. Правила пожарной безопасности в лесу.

Практические работы. Определение вида пожара по фотографии. Тушение возгорания подручными средствами (имитация костра). Выпуск плаката «Береги лес от пожара» (эскиз, работа в цвете), выпуск листовок.

Тема 4. «Зелёная планета - 2014». (6 ч)

Знакомство с конкурсами: областной заочный детский экологический форум «Зелёная планета - 2014», «Лес в творчестве юных», «Пожарная безопасность, «Первые шаги в науку». Подготовка материалов.

Участие в областной краеведческой конференции «Первые шаги в науку».

Практические работы. Знакомство с районными и областными конкурсами. Защита работы «Лесные родники».

Тема 5. Ориентирование на местности. (4 ч)

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение сторон горизонта ночью. Подготовка к выходу на природу. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Снаряжение для похода, снаряжение лесника.

Практические работы. Определения сторон горизонта. Определение азимута заданного направлению по компасу. Собрать рюкзак для похода, рюкзак лесника.

Тема 5. Итоговые занятия . (4 ч)

Итоговое занятие за полугодие. ( 2 ч)

Подведение итогов за полугодие. Изготовление новогоднего букета.

Акция «Новогодний букет вместо елки».

Итоговое занятие за год. (2 ч)

Подведение итогов за год.

Защита презентации «Школьное лесничество «Друзья природы».

Тема 6. Изготовление кормушек . (8 ч)

Составление плана работы. Работа с интернет -ресурсами. Выбор кормушки. Выбор материалов. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и оборудованием. Изготовление кормушки. Контроль качества. Оформление выставки кормушек.

Практические работы . Изготовление кормушки. Контроль качества.

Акции «Кормушка», «Птицы - наши друзья».

Тема 7. Лесовостановление. (8 ч).

Естественное возобновление леса, основные понятия (предварительное, последующее и сопутствующее возобновление, семенное и порослевое и т. д.). Искусственное возобновление леса (лесные питомники и культуры). Лесосеменное дело. Заготовка семян, их хранение; подготовка семян к посеву (стратификация, намачивание, ошпаривание). Виды посевов, нормы высева, глубина заделки. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Семенное и вегетативное размножение. Выращивание посадочного материала. Виды подготовки почвы под лесные культуры.

Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах посева и посадки сеянцев. Посадка сеянцев с закрытой корневой системой с помощью посадочной трубы.

Рубки ухода за лесом. Способы рубок: сплошные, выборочные, постепенные. Лесоустроительные понятия (квартальный столбик, деляночный столб, квартал, делянка, просека и др.). Нормы ответственности за нарушение лесного законодательства.

Практические работы . Расчёт объема семян для площади питомника в соответствии с нормами высева. Сортировка посадочного материала в соответствии со стандартами.

Тема 8. Основы лесной таксации (4 ч).

Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты (мерная вилка, высотомер…). Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, запас, прирост и т. д. Методы таксации- глазомерный, измерительный, глазомерно-измерительный, перечислительный.

Практическая работа . Измерение диаметра и высоты дерева с помощью высотомера и мерной вилки.

Тема 9. Знаменательные даты. (14 ч)

Практические работы . Подбор материалов для презентации «Друзья природы», работа над презентацией. Оформление плаката «Лес - наше богатство» (эскиз, цветовое решение). Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины».

Акции «Птицы- наши друзья», «Посади дерево», «Экологический десант».

Праздник «Это земля твоя и моя».

Тема 10. Встреча со специалистами Харовского лесхоза. (2 ч)

9б.Тематическое планирование.

2-й год обучения.

Тема занятий

Практическая работа

Дата

Кол-во

часов

Виды учебной деятельности

Вводное занятие.

Выпуск буклета «Лес – наше богатство».

Постановка целей и задач работы, ознакомление с планом работы кружка. Инструктаж по т/б. Выпуск буклета «Лес – наше богатство». Работа над содержанием буклета.

Лес – наше богатство.

Экологическая игра-экскурсия «Необыкновенное путешествие в лес».

Сбор природного материала.

Обобщение знаний о лесе, его обитателях. Эколо-гическая игра-экскурсия «Необыкновенное путеше-ствие в лес». Сбор природного материала.

Выпуск буклета «Лес –наше богатство».

Подготовка материалов к оформлению буклета, работа с применением компью-терной техники.

Акция «Экологический десант».

Распространение буклетов среди населения.

Акция «Экологический десант», уборка территории посёлка. Распространение буклетов среди населения.

Вредители леса.

Игра «Поле чудес» «В мире животных».

Определение вредных насекомых по биологическим коллекциям, определительным таблицам.

Игра Поле чудес», приуроченная к Всемирному дню защиты животных.

Определение вредных насекомых.

Определение вредителей леса по наносимым ими повреждениям.

Беседа. Работа с определительными табли-цами, коллекциями.

Определение вредителей леса по наносимым ими повреждениям.

Болезни леса.

Определение возбудителей заболеваний по определенным таблицам и рисункам.

Беседа. Работа с определительными табли-цами и рисунками.

Определение возбудителей заболеваний.

Лесные пожары, их виды.

Определение вида пожара по фотографии.

Просмотр презентации. Определение вида пожара по фотографии.

Предупреждение и тушение лесных пожаров.

Тушение возгорания подручными средствами (имитация костра).

Просмотр презентации. Знакомство с инвентарём, оборудованием, техникой, подручными средствами, применяемыми при тушении пожара.

Правила пожарной безопасности в лесу.

Выпуск плаката

«Береги лес от пожара» (эскиз)

Беседа. Выпуск плаката

«Береги лес от пожара».

Выпуск плаката «Береги лес от пожара».

(работа в цвете)

Выпуск листовок.

Выпуск плаката «Береги лес от пожара» (работа в цвете)

Выпуск листовок.

«Зелёная планета - 2014».

Знакомство с районными и областными конкурсами.

Подготовка материалов.

Знакомство с конкурсами: областной заочный детский экологический форум «Зелёная планета - 2014», «Лес в творчестве юных», «Пожарная безопасность, «Первые шаги в науку». Подготовка материалов.

Подготовка материалов к конкурсам.

Подготовка материалов к конкурсам.

Участие в обла-стной краеведчес-кой конференции «Первые шаги в науку».

Защита работы «Лесные родники»

Участие в конференции. Защита работы.

Ориентирование на местности.

Определения сторон горизонта.

Просмотр презентации. Определение сторон горизонта по растениям, местным признакам, небесным светилам, с помощью часов и солнца.

Определение азимута заданного направлению по компасу.

Собрать рюкзак для похода, рюкзак лесника.

Определение азимута заданного направлению по компасу. Собрать рюкзак для похода, рюкзак лесника.

Итоговое занятие за полугодие.

Акция «Новогодний букет вместо ёлки»

Подведение итогов за полугодие. Изготовление новогоднего букета.

Акция «Кормушка».

Работа с интернет -ресурсами. Выбор кормушки. Составление плана работы. Выбор материалов.

Инструктаж по т/б.

Изготовление кормушки.

Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и оборудованием. Изготовление кормушки.

Изготовление кормушки.

Контроль качества.

Изготовление кормушки. Контроль качества. Оформление выставки кормушек.

Акция «Птицы - наши друзья».

Акция «Птицы - наши друзья» (развешивание кормушек, подкормка птиц.

Естественное и искусственное возобновление леса.

Беседа, просмотр презентации.

Лесосеменное дело.

Расчёт объема семян для площади питомника в соответствии с нормами высева.

Изучение коллекции семян. Расчёт объема семян для площади питомника в соответствии с нормами высева.

Посадочный материал. Подготовки почвы. Способы посадки.

Сортировка посадочного материала в соответствии со стандартами.

Просмотр презентации. Сортировка посадочного материала в соответствии со стандартами.

Рубки ухода за лесом. Лесоустро-ительные понятия.

Ответственность за нарушение лесного законодательства.

Беседа. Изучение основных лесоустроительных понятий используя таблицы, рисунки.

Основы лесной таксации. Методы таксации.

Изучение основ лесной таксации, методов таксации.

Инструменты измерения.

Измерение диаметра и высоты дерева с помощью высотомера и мерной вилки.

Беседа. Изучение измерительных приборов. Измерение диаметра и высоты дерева с помощью высотомера и мерной вилки.

Подбор материалов для презентации «Друзья природы».

Оформление плаката «Лес- наше богатство» (эскиз).

Подбор материалов для презентации «Друзья природы». Оформление плаката «Лес - наше богатство» (эскиз).

Работа над презентацией «Друзья природы».

Оформление плаката «Лес- наше богатство» (цветовое решение)

«Птицы - наши друзья»

Акция «Птицы – наши друзья», приуроченная ко Дню птиц. (Определение птиц визуально и по голосу, подкормка птиц)

Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины».

Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины», использование интернет -ресурсов, компьютерной техники.

Праздник

«Это земля твоя

Праздник «Это земля твоя и моя».

«Посади дерево».

Акция «Посади дерево». Озеленение территории посёлка.

Акция «Экологический десант».

Акция «Экологический десант». (Уборка территории посёлка.)

Встреча со специалистами Харовского

Встреча со специалистами Харовского лесхоза.

Итоговое занятие за год.

Защита презентации «Школьное лесничество «Друзья природы».

Подведение итогов за год. Защита презентации «Школьное лесничество «Друзья природы».

В лесу, наш молодой лесник,

Будь другом всех зверей и птиц,

Природу нежно охраняй,

Костров в лесу не оставляй,

И после вырубки – всегда

Ты восстанавливай леса!

10. Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

типы лесов, их распространение на планете, значение лесов;

основные понятия, связанные с характеристикой леса как биогеоценоза;

    основные лесоустроительные понятия (квартальный столбик, деляночный столбик, квартал, делянка, просека и др.)

растения и животных леса, их особенности, значение для биогеоценоза;

    правила сбора лекарственных растений;

основных вредителей леса;

типы лесных почв, горизонты почвенного среза;

    способы ориентирования в лесу;

    правила поведения в лесу;

    виды лесных пожаров, причины возникновения и способы тушения;

значение лесной отрасли для экономики страны;

    профессии экологического, лесохозяйственного профиля;

основные принципы рационального ведения лесного хозяйства, оборудование, используемое в данной отрасли;

способы естественного и искусственного возобновления лесов;

основные пути охраны лесных богатств.

Обучающиеся должны уметь:

    объяснять взаимосвязи между компонентами биогеоценоза леса;

    определять виды древесных растений леса по морфологическим признакам;

    определять лекарственные растения, произрастающие на территории области;

    определять виды повреждений растений леса и основных вредителей;

    определять грибы и ягоды, как съедобные и несъедобные;

    выполнять таксационные измерения;

    определять тип лесной почвы и проводить описание почвенного среза;

    ориентироваться на местности при помощи компаса и местных и других признаках, разжигать костёр, собирать рюкзак лесника;

    оценивать характер деятельности человека в лесу;

    проводить исследовательские работы, оформлять результаты исследований, формулировать выводы;

    работать с приборами и объектами исследования;

    работать со словарями, определителями растений, справочной литературой;

    обосновывать необходимость рационального природопользования и

грамотного поведения в лесу каждого человека;

    проводить простейшие мероприятия по охране и защите леса.

11. Подведение итогов реализации программы

Предусматриваются следующие формы:

    областной юниорский лесной конкурс «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»);

    районная краеведческая конференция «Мир через культуру»;

    выставки рисунков «Береги лес от пожара»;

    областной заочный детский экологический форум «Зелёная планета – 201..»;

    областной заочный конкурс «Лес в творчестве юных»;

    областной слёт членов школьных лесничеств;

    выставка кормушек «Птицы - наши друзья»;

    презентация работы «Школьное лесничество «Друзья природы»;

    фотовыставки, праздники и т. д.

12. Информационное обеспечение программы.

    Департамент лесного комплекса Вологодской области, БОУ ДОД ВО «Областная станция юных натуралистов». Методические рекомендации по организации туристического маршрута для школы лесного туризма по районам Вологодской области. - Вологда -Молочное, 2011.

    Департамент лесного комплекса Вологодской области. Основные проблемы состояния лесов Вологодской области. – Вологда, 2011.

    Министерство сельского хозяйства РФ, ФГБОУ ВПО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им.Н.В.Верещагина», БОУ ДОД ВО «Областная станция юных натуралистов». Дикорастущие съедобные грибы и ягоды Европейского севера.- Вологда -Молочное, 2012.

    Новиков Ю.В. Природа и человек. – М., 1991.

    Плешаков А.А. Первые уроки экологической этики. – М.: Просвещение, 2000.

    Познавательная энциклопедия. Экология, 2000.

    Поляков А.Н., Набатов И. Основы лесоводства и лесной таксации. – М.,1983.

    Акимушкин И.И. Мир животных. Рассказы о насекомых. М., «Молодая гвардия», 1975

    Гражданский кодекс Российской Федерации

    Журналы «Лес и человек», М., «Лесная промышленность»

    Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас – определитель беспозвоночных. М., «Просвещение», 1991

    Красная книга Вологодской области.

    Лесной кодекс Российской Федерации.

    В.Г. Основы лесоводства. М., «Просвещение», 1986

    Михеев А.В. и др. Охрана природы. М., «Просвещение», 1990

    Атлас животных. М., 2000г.

    Степановских А.С. Охрана окружающей среды. 2000г.

    Энциклопедия. Мир леса. М., 2007.



Что еще почитать