Исследования показывают, что мотивация к учебе неразрывно связана с успеваемостью учащихся, а у заинтересованных школьников появляется больше шансов получить положительный и полезный опыт.
В настоящее время вопрос формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуален в педагогике и психологии. Проблемы, связанные с отсутствием мотиваций к учебе у ребенка, влекут за собой различные последствия. Снижение познавательной активности в подростковом возрасте зависит от отклоняющегося поведения. В силу своего возраста подростки недооценивают значение и важность учебы.
Зачастую родители обращаются за советом к специалистам. В вопросе о том, как мотивировать ребенка к учебе, психологи сходятся в едином мнении, что мотивационная сфера школьников корригируется через эмоционально-волевую сферу, получение положительных эмоций при выполнении учебных заданий, преодоление школьных страхов.
Формирование может оказать положительное влияние на уровень обучения и оценки учащихся. Мотивированный студент или школьник будет легче проходить этапы обучения и выполнять все необходимые задачи для обеспечения успеха. Это позволит им учиться более сосредоточенно и с большей концентрацией. Мотивация особенно полезна, когда есть некоторые трудности во время учебы, она дисциплинирует человека, помогает сосредоточиться, чтобы еще больше повысить академические успехи. Поэтому современные учебные заведения ставят перед собой множество задач по мотивации учебной деятельности.
Кроме того, учебная мотивация имеет долгосрочную перспективу. Современная жизнь требует постоянно получать новые навыки и совершенствовать имеющиеся. Уже недостаточно быть специалистом в одной области. Поэтому важно, чтобы в школьное время дети научились мотивироваться, были готовы получать знания и удовольствие от процесса обучения. С такой установкой любой будет успешно справляться как с обучением в высшем учебном заведении, так и с дальнейшей карьерой.
Учебная мотивация возникает в результате взаимодействия как сознательных, так и бессознательных факторов, таких как сила желания или потребности, стимул или ценность вознаграждения цели, а также ожидания индивида и его сверстников. Причины могут быть разными. Школьная программа рассчитана на средние способности детей. В то время как один ребенок справляется с ней успешно, другому приходится прикладывать больше усилий и стараний. Поэтому возникают ситуации, когда дети не хотят ходить в школу, делать уроки и стремиться к высоким отметкам.
Мотивация студента к обучению может пропасть из-за разочарования в специальности, которую он выбрал. Нередко занятия в высшем учебном заведении не оправдывают былые ожидания. Столкновение со сложными дисциплинами, трудности выстраивания отношений в новом коллективе — все это приводит к тому, что студенты теряют интерес к учебе.
За мотивацию обучения школьников и студентов отвечает педагогический состав учебного заведения. При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников. Для образовательного процесса крайне важен не только настрой и профессионализм преподавателя, но и желание учащегося получать и усваивать переданную информацию, т.е. мотивация к обучению. Индивидуальный подход к ученику со стороны учителя, сотрудничество с родителями, развитие дисциплины и усовершенствование учебной программы может изменить ситуацию в лучшую сторону.
Проанализируем различные полезные практические методы по стимулированию и мотивации учения.
Один из эффективных методов, который можно применять в процессе учебной мотивации, заключается в том, чтобы правильно обозначить продуманные цели и задачи. Они могут быть как краткосрочные (например, предстоящий экзамен), так и долгосрочные (например, достижения, которые необходимы для учебы в университете). Цели и задачи — одни из лучших источников мотивации, поскольку они будут вдохновлять человека. К примеру, мотивация студентов не пропускать занятия зачастую исходит из желаемой цели получить так называемый зачет «автоматом» за посещения. Согласно методике изучения мотивации, положительным побочным эффектом цели является то, что она резко увеличивает настойчивость человека. Кроме того, разумно выбранные цели вдохновляют на более высокие результаты.
Важно ставить реальные цели и сроки. Каждая достигнутая цель приведет к повышению самооценки и будет способствовать новым свершениям.
Важные советы по настройке цели:
Акт вознаграждения, как еще один метод мотивации, чрезвычайно важен. На самом деле может принести удовлетворение, положительный эффект которого является колоссальным. Именно поэтому, если встал вопрос о том, как повысить мотивацию к учебе, не стоит забывать о соответствующей награде после достижения цели. Получая вознаграждение за усилия, когда цель достигается, мозг вызывает положительные эмоции, что приводит к осознанию: за старания будет получена положительная награда. На сознательном или подсознательном уровне приходит понимание, что наибольшие усилия приведут к еще большему удовлетворению.
В соответствии с формулой «большое усилие + достижение цели = удовлетворение» мозг начинает связывать тяжелую работу с удовлетворением, а не с отрицательными факторами. Вы будете ассоциировать предстоящие задачи и необходимые действия для достижения цели как еще один шанс получить вознаграждение (= положительные эмоции). Как результат мотивация учения повышается или поддерживается на высоком уровне до достижения цели. Кроме того, готовность оплачивать так называемые расходы (например, усилия, время) для достижения цели будет повышаться ввиду желаемого и долгожданного вознаграждения.
Особенно эффективна данная техника . Нередко родители школьников задаются вопросом, как мотивировать ребенка делать уроки. Не следует регулярно заставлять его, применять наказания или прочие методы. Они не будут эффективны. Школьная мотивация важна, без нее ученик не сможет успешно усваивать учебный материал. Поэтому психологи советуют поощрять детей. Каждый родитель сможет найти подход к своему ребенку и найти то, что сможет его обрадовать.
Развитие учебной мотивации посредством этой техники будет успешным только при соблюдении простых, но важных правил: конечная цель = большая награда, а простая цель (т.н. подцель) = маленькая награда. Важно понимать, что вознаграждения при неудачах не предусматриваются. Если не достигнута поставленная задача, не будет получена награда. Она предоставляется только после достижения цели, а не в любое время этого процесса.
Важные правила:
Мотивация учебной деятельности студентов и школьников во многом зависит от их взглядов и мыслей о школе или вузе. Например, если студент определяет университет как место, где он сталкивается с ежедневными тревогами и подвергается психологическим страданиям со стороны преподавателей или коллег, он не сможет быть мотивированным к хорошей учебе.
Позитивное отношение к учебному заведению, одноклассникам, сокурсникам и преподавателям поможет сохранить академическую мотивацию на высоком уровне. А вот отрицательные чувства, возможно, ее погубят. Во время учебы учащиеся сталкиваются с негативными эмоциями, такими как гнев, беспокойство и разочарование. Эти чувства могут значительно снизить мотивацию. Поэтому, если родители думают, как мотивировать подростков на учебу, следует быть внимательными к данному фактору и исключить подобные проблемы. А учащимся советовать отказаться от встречного негативного поведения. Надо стараться превращать отрицательные эмоции в еще большую мотивацию. Направлять гнев в другое благоприятное русло.
Еще один очень эффективный элемент, наличие которого поможет повысить мотивацию к обучению у подростков, — это интерес к предмету. Если развить неподдельный интерес к предмету изучения, желание узнавать все больше повысится.
Для мотивации школьников и студентов проводят экскурсии, открытые уроки и встречи, внедряют в учебный процесс инновационные технологии — все, что поможет заинтересовать и увлечь. Поэтому в начальных классах большинство занятий проводятся в форме игры, чтобы привлечь детей. Существует огромная разница между интересным заданием и тем, которое надо выполнить в силу обстоятельств.
Родители также должны поддерживать все познавательные увлечения ребенка с раннего возраста: посещать публичные лекции, выставки по интересующей ребенка тематике, учитывая при этом возраст. Таким образом, процесс мотивации учебной деятельности можно запустить еще в дошкольном возрасте.
Часто можно услышать от учеников, что изучаемое в школе в дальнейшей жизни им не понадобится. Если ребенок не считает, что изучаемый предмет имеет практическую значимость и пользу, он не захочет его освоить. Из этого следует, что нужно продемонстрировать то, почему важен школьный предмет. Надо проводить связи с реальной жизнью. Показывая, что материал с занятий используется людьми в повседневной жизни, можно развить к нему интерес.
Важные шаги для развития интереса:
Многих школьников и студентов интересует вопрос о том, как мотивировать себя на учебу. Ответ состоит в следующем: надо начать учиться прямо сейчас, несмотря ни на что.
Этот метод работает, когда дело касается самомотивации. Важно выйти из зоны комфорта, независимо от того, есть ли усталость или интересен ли учебный материал. Это первый шаг на пути к успеху. Почему это важно?
Принуждение позволит освободить разум от любых негативных мыслей, побуждающих к лени. Как только вы начнете, мозг привыкнет к своим задачам. Теперь это станет естественной средой и зоной комфорта. Мотивация учения — это трудоемкий и длительный процесс, к которому нужно быть готовым.
Это переломные моменты. Они решают, что будет дальше: взлет или падение. Либо трудность будет пройдена, а цель станет реальнее и ближе, либо ничего не изменится к лучшему и состояние неудовлетворенности вернется снова. Кроме того, выполнив необходимое задание, всегда можно вернуться к отдыху и любимым делам.
Является важной частью любого процесса. Быть мотивированным — значит, верить во что-то настолько сильно, чтобы быть готовым много работать и пройти трудный путь для достижения поставленных задач и конечной цели.
Хотя некоторые ученики и студенты врожденно более мотивированы, чем другие, есть много методов, с помощью которых можно повысить уровень мотивации. Мотивация к обучению может быть приобретена самостоятельно либо привита кем-то. Исследования показывают, что можно влиять на собственные уровни мотивации и самоконтроля. Но нельзя забывать о безусловной роли взрослых — родителей и учителей. Однако родители часто не делают ничего, чтобы вызвать у собственного ребенка интерес к учебе. Процесс мотивации — это взрослых, в первую очередь родителей.
В детском возрасте не так сложно создать мотивацию к познанию нового, к учебе. Способствовать повышению мотивации учения в подростковом возрасте уже сложнее. В такой период, когда рушатся все идеалы и появляются новые авторитеты, сложно найти общий язык с подростками, не говоря уже о том, чтобы мотивировать их к учебе. Во всем этом процессе главное — правильный подход. В случае если родители чувствуют, что не справятся с такой задачей самостоятельно, лучше обратиться к специалистам. По вопросу, как мотивировать ребенка на учебу, советы психологов идентичны. Самое важное — не допускать применения таких методов, как шантаж, запреты и наказания. Потеря доверия только усугубит проблему. В таких ситуациях эффективны различные методы мотивации, с помощью которых можно повысить интерес и стремление к учебе.
Никто не сомневается в важности образования. Но обычно этого недостаточно, чтобы выделять на него необходимое время и силы – ведь всегда есть куда их потратить с большим удовольствием. Как себя мотивировать на учёбу и получать от неё больше радости?
Проще идти на какие-то жертвы, когда понятно зачем. Главных целей может быть много: поступление в престижный вуз, работа за границей, достойная зарплата, возможность заниматься любимым делом. Если хочешь быть востребованным юристом понадобится выучить все нюансы кодексов, исторические судебные прецеденты разных стран, варианты защиты.
Для работы за границей нужно хорошо знать английский. А стоматологу, чтобы получать восторженные отзывы, понадобится изучить название всех костей, расположение нервов, а заодно следить за новинками в сфере протезирования и анестезии. Для спасения невиновного из СИЗО и создания идеальных виниров не поможет купленный диплом: по-настоящему хороший специалист должен разбираться в своём деле.
А если речь идёт о предметах в школе, которые, как кажется, совершенно не нужны? Например, зачем врачу геометрия, или веб-дизайнеру - математика? Во-первых, не стоит быть абсолютно уверенным, что все планы осуществятся. Кто-то, мечтая стать врачом, через время обнаруживает себя в сфере бизнеса, и наоборот. У жизни своё чувство юмора и здоровая доля предусмотрительности поможет не совсем уж забрасывать «ненужные» предметы.
Во-вторых, интеллект можно сравнить с мышцами - чтобы он хорошо работал, ему необходимы тренировки. Поэтому просчитывая очередной десяток ненужных логарифмов можно подумать о том, что это хорошее упражнение для мозга. А умение долго и терпеливо делать то, что не очень нравится однозначно пригодится в будущем.
Легко понять мысль о ненависти к учёбе, когда она приходит в ночь перед экзаменом, а объём изучаемого материала ещё чуть меньше Гарвардской библиотеки. Некоторые учащиеся намеренно устраивают себе аврал, который якобы их стимулирует на подвиги. Однако психологи советуют не создавать для себя дополнительный стресс - это мешает общему процессу. Да и не получится испытать радости от сдачи экзамена, если едва держишься на ногах. Правильно было бы создать для себя график и делить большие объёмы материала на 2-3 вечера.
Чтобы организованность помогла, нужно правильно оценивать свои силы. Это касается не только авралов, но и жалости к себе и отвлечений. Например, в планах каждый вечер учить по пять вопросов, чтобы не было перегрузки. И именно в этот момент появляется симпатичный однокурсник или очаровательная одногруппница, а ещё друзья-подруги зовут. Понадобится сила воли, чтобы придерживаться заранее намеченных планов.
Отвлечения всегда найдутся. Поэтому правильным будет отключить телефон и поставить рядом чай и пару бутербродов - ибо даже зайдя на кухню в поисках съестного можно через полчаса обнаружить себя листающим каналы в поисках какой-нибудь комедии.
Организованность не означает, что нужно в одиночестве умереть с пособием по квантовой физике вместо надгробия. После каждой промежуточной цели нужно создавать себе поощрение. Например, выучить эти несчастные пять вопросов, а потом пойти к друзьям или на свидание, купить мороженое или позвонить подруге.
Интересен факт, что чередование физических нагрузок с умственными благоприятно сказывается на работе мозга. Поэтому спорт в приятном его проявлении - например, пробежка в парке или плавание будет самым лучшим поощрением.
Зная, что не за горизонтом что-то приятное, проще преодолевать горы параграфов. А достигая небольших целей можно незаметно прийти к чему-то большему.
В том, как себя мотивировать на учёбу едва ли не важнейший фактор - правильно подобрать окружение. Люди так устроены, что перенимают от близких даже то, что не нравится. Особенно это касается недостатков, например, халатного отношения к учёбе. Если друзья начинают смеяться, услышав о домашнем задании или с готовностью забросят его ради ерунды, они будут ожидать того же и от своего окружения.
И наоборот, в кругу людей, которые учатся жить по графику, ставят перед собой цели и достигают их легче стать организованным. Такие друзья поймут трудности, которые бывают у тех, кто серьёзно относится к своим делам и смогут поддержать, когда надо. Да и найти необходимый конспект можно только у добросовестного студента.
Умный человек учится на ошибках других, а мудрый - на успехах. Поэтому полезно будет больше узнать о людях, которые добились успеха путём усердного труда, особенно если речь идёт о ком-то, кто работал в этой же сфере.
Во-первых, это покажет, что успеха достичь реально, такие примеры вдохновляют на подвиги. Во-вторых, подметить что-то для себя в том, как человек организовывал себя или какие методики исследований использовал.
Ещё один лайфхак, который поможет захотеть учиться - нескучные конспекты. Записывая лекции делать зарисовки по темам, выделять запоминающиеся мысли, фразочки лектора. Есть даже книги о том, как разнообразить и сделать интересными конспекты.
Это полезно по двум причинам:
Легко возненавидеть учёбу, когда торопливо пишешь огрызком ручки в тетради с тусклой желтовато-серой бумагой. Поэтому ещё одна деталь, которая играет важную роль в мотивации — условия для занятий. Это значит подобрать такие канцтовары, чтобы их хотелось брать в руки, чтобы они радовали глаз и были удобными. То же касается рабочего места: удобный стол и стул, хорошее освещение и всё необходимое под рукой.
То же касается и одежды. Дома, в школе и универе она должна быть прежде всего удобной: никакого сдавливающего ремня, чрезмерно узкой юбки или постоянно сползающих штанов - ничего, что будет мешать и отвлекать.
И последнее - иногда чтобы захотеть, нужно просто начать. Учёба приносит пользу, а учиться лучше с удовольствием, чем без него.
Евгения, г. Обнинск
Дата публикации: 08.08.2016
Вопрос «как не бросить начатое на полпути» волнует многих людей. Мы хотим изучить что-то новое, выработать в себе хорошие привычки, повысить квалификацию, освоить современные принципы работы. Но каждый раз наступаем на одни и те же грабли: устаем, начинаем скучать, не находим время на обучение и бросаем начатое.
Отсутствие мотивации - главная проблема в обучении. Когда человек не до конца осознает, зачем ему это нужно, он теряет интерес к учебе. Как правило, мотивация испаряется с появлением первых трудностей. Мы привыкли себя оправдывать: «раньше же я без этого жил, обойдусь…», затем подключается лень и формируется устойчивое нежелание учиться.
Хорошо, если в детстве родители смогли научить «не сдаваться», и человек обладает силой воли, способен сам себя заставить и подтолкнуть к обучению. А если нет, то сохранить заинтересованность в учебе бывает очень трудно.
А что вообще означает термин «мотивация»? Это слово образовано от латинского «двигать» («movere»). По сути, это то, что толкает нас вперед, стимулирует к выполнению поставленной задачи.
Мотивированный человек без проблем достигает интеллектуальных, творческих и спортивных успехов. Четко осознает, для чего он это делает, и какая награда ждет его впереди.
Мотивация к обучению запрограммирована в каждом человеке от природы, иначе мы бы даже не научились ходить и говорить. С получением новых знаний или навыков происходит выплеск гормонов счастья. Человек радуется собственным успехам, что еще больше стимулирует его двигаться вперед.
Но мотивация - штука непростая. С ней нужно знать меру: дозировку следует поддерживать на таком уровне, чтобы тяга к учебе не пропала, но и не превратилась в одержимость.
К сожалению, универсального рецепта нет. Осознавая необходимость в мотивации, каждый человек ищет собственные пути ее сохранения или усиления. Отодвинув в сторонку скуку и усталость, можно увидеть множество возможностей мотивировать себя.
Рассмотрим шесть основных способов поддержания мотивации:
Наслаждайтесь возможностью постоянного роста и
Человек учится всю свою жизнь. С первой секунды мы приступаем к занятиям по переворачиванию с боку на бок, хождению, произношению. Будучи малышами, делаем это с улыбкой на лице. В более сознательном возрасте, когда нас начинают заставлять читать книжки, писать, решать задачи, мы как можем, сопротивляемся, прогуливаем уроки и лекции. Как заставить себя учиться, когда мы уже выросли и стали ленивыми?
А нужно ли нам учиться, может можно прожить и так? Нет, нельзя. Без знаний мы просто не сможем существовать. Ведь это лишь животным от природы дан такой набор инстинктов, который обеспечивает их всем. Бросьте маленького щенка в воду и он поплывет, человеку же нужно учиться плавать самому и не у каждого получается быстро приобрести этот навык. Все это обусловлено сложным физиологическим строением и продолжительностью жизни человека разумного.
Есть несколько видов знаний, которые нам необходимы:
Нет, прожить без обучения невозможно. Иначе мы не умели бы сейчас и самой малости, накопленной опытом: сохранить себе жизнь, вырастить потомство обучить его.
Что значить лень, есть ли она вообще? Да есть. Этим понятием мы называем наше состояние, когда не хотим что-то делать, предпринимать и ищем поводы для отказа. Считается, что она бывает двух видов: умственная и физическая.
На самом же деле, лень - это исключительно моральный показатель, иногда зависящий от возраста. Только мы сами делаем себя такими в силу слабости духа, нежелания. С возрастом же любой человек становится чуть ленивее, даже если в молодости был активным работником, спортсменом, учеником.
Но здесь опять встает вопрос о нежелании, ведь с возрастом чем ленивее человек, тем больше он болеет и менее интересен становится вообще окружающим. Пожилой человек, интересующийся, читающий, саморазвивающийся, да еще с накопленным жизненным опытом, даст фору любому молодому по интересности, если только захочет сам.
Итак, учиться необходимо. Как же заставить себя сесть за книги, тетради, чертежи и схемы? Эти советы подойдут студентам или ученикам старших классов, уже повзрослевшим лентяям.
Сначала будет тяжело, как в любом деле. Но результат оправдывает себя, скоро вы войдете в новый режим. Вам станет непонятно, как вы раньше жили по-другому.
Психологи могут немного помочь, дать некоторые советы по работе над собой.
Хорошо, если у вас получилось побороть свою лень. Но как быть, если необходимо объяснить важность этого кому-то другому, например, своему ребенку - упрямому и непослушному.
Казалось бы, интерес к познанию - естественный инстинкт, данный нам с рождения для того чтобы выжить. Почему малыши с искренней радостью относятся к новым умениям, а старшие дети бегут от учебников без оглядки? Ответов может быть несколько:
Дети не рождаются ленивыми, они такими становятся. Задача родителей помочь им не стать такими.
На самом деле уговаривать себя проще, чем других, особенно если другим еще не так много лет, и они не понимают, чего от них хотят. Как внушить своему чаду, что учиться надо, да к тому же хорошо?
Пробуйте разные варианты. Избегайте конфликтов, ведь ребенку сейчас тяжело, он становится взрослым, учится быть ответственным, решать проблемы. Ему нужен хороший друг рядом в этот ответственный момент.
Надеемся, что вы ответили для себя на вопрос, как заставить себя учиться. Как дать себе достаточную мотивацию для продолжения обучения в школе или другом учебном заведении.
В этом видео Психолог Александра Морина расскажет, как полюбить школу или ВУЗ, как правильно себя мотивировать для обучения:
Правильно мотивированный человек способен на многое, а порой буквально на все: свернуть горы, достать звезду с неба, сдать экзамен по деталям машин... Но как? Как найти нужную мотивацию, в том числе мотивацию к учебе? Ведь для студентов мотивация к учебе - очень важный фактор успеха, как настоящего, так и будущего. Так же, как и враг всех студентов - прокрастинация. Обо всем этом и поговорим в данной статье.
Выбор всегда за нами. И победы, и поражения в первую очередь рождаются у нас в голове. Что выбирать – решать только нам самим.
Мы можем сказать, что верим в себя и во что бы то ни стало добьёмся успеха. И это будет правдой. С другой стороны, человек может опустить руки и сказать, что та или иная задача невыполнима для него. И вообще, все вокруг - тлен и безысходность. Это также будет правдой, и он никогда не придет к успеху в своем деле. Здесь мы понимаем, что просто способностей и мозгов для достижения успеха – недостаточно. Очень важным фактором является желание и вера в свои силы.
Мотивация – это побуждение к действию, психофизический процесс, задающий направленность поведения человека.
Мотивация бывает внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация нас не очень интересует. А вот поговорить о внутренней гораздо интереснее.
Мотивация предвосхищает все наши поступки и действия. И поэтому очень важно, чтобы она была правильной.
Итак, как замотивировать себя?
верить в себя совсем не обязательно, главное верить в то, что ты делаешь
И он был чертовски прав!
Я не пытаюсь танцевать лучше других. Я лишь пытаюсь танцевать лучше, чем я сам.
Злейший враг и антипод мотивации – прокрастинация.
Прокрастинация – склонность к постоянному откладыванию дел на потом. В том числе очень важных и срочных дел.
Приведем еще одну мотивирующую цитату Джорджа Бернарда Шоу...
Сделай так, чтобы получить то, что ты хочешь, иначе тебе придется любить то, что ты имеешь.
Напоследок, предлагаем посмотреть искрометное видео на тему "Мотивация" от Джорджа Карлина.
Дорогие друзья, искренне желаем Вам повысить мотивацию к учебе, а также веры в себя и успехов! Повышение мотивации к учебе - нелегкое дело, но мы уверены, Вам это по плечу! Конечно, постоянный контроль и работа над собой требуют больших усилий. Иногда просто необходимо расслабиться, чтобы не "перегореть". Если в такой момент Вы не успели выполнить учебную работу, вспомните о нас и . Zaochnik всегда готов поддержать Вас и Вашу репутацию в трудную минуту.
rf-gk.ru - Портал для мам. Воспитание. Законы. Здоровье. Развитие. Семья. Беременность