Конспект урока букварный период обучение грамоте. Конспект урока письма и чтения по изучению звуков и букв в букварный период обучения грамоте. Чтение рассказа «сильными» учащимися

В 1 классе

Разработала: Осокина Н.В.

студентка ГОУ ВПО «МаГУ»


Урок обучения грамоте №1 (чтение)

Цель урока : Познакомить детей с буквенным обозначением звука [р], сформировать навык чтения прямых и обратных слогов, односложных слов с буквой р.

Задачи :

1) образовательные:

Формирование умения выделять первый звук в слове, устанавливать порядок звуков и букв в слогах и односложных словах;

Закрепление навыка буквослияний в прямых и обратных слогах, односложных и двусложных словах структуры СГСГ словах;

2) по развитию речи:

Формирование умений участвовать в учебной беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;

Уточнение или автоматизация артикуляции звуков [р], [р"];

3) коррекционно-развивающие задачи:

Развитие аналитико-синтетической деятельности на материале звуко-буквенного анализа и синтеза слогов, односложных слов, конструктивного праксиса, пространственных ориентировок, ручного праксиса;

Формирование номинативной функции речи;

Развитие навыков участия в учебном диалоге (понимание вопросов и ответов других учащихся, построение ответов, дополнение ответов других детей).

4) Воспитательные задачи:

Воспитание интереса к урокам чтения, эмоциональной отзывчивости, культуры поведения на уроке.

Оборудование урока: календарь, карточка с буквой Рр, картинки (рычащая собака, рыба, шар, рак, сыр, кот), слоговые таблицы, касса букв и слогов, полоски и полукольца для конструирования.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент:

Физкультминутка

Зайка

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
(Присесть и руками над головой изображать ушки)

Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть -
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть (хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать-
Вот так, вот так
надо зайке поскакать. (Прыжки)

Зайку волк напугал
Быстро зайка убежал (бег )

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

2. Работа с календарем:

Какое сейчас время года? (с опорой на схему «Времена года»)

Какой сегодня день недели? (с опорой на схему «Дни недели»)

Какой день недели был вчера?

Какой день недели будет завтра?

Какое сейчас время суток? (с опорой на схему «Части суток»)

Как называется утренний прием пищи?

3. Проверка домашнего задания

Назовите буквы из красного домика и из синего домика.

Чтение букварной страницы (стр.)

1) Чтение слогов с буквами З и С

2)Чтение слов с буквами З и С.

3) Чтение рассказа «Козлик Пашка»

Ответить на вопросы:

Где спрятался козлик?

Что он щипал?

4) Какие слова загадал Вова?

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо),

Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся).

Ветерок все тише, тише (медленно приседаем),

Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх).

Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой (приседаем),

И на елке (встаем, руки в стороны),

И под елкой (обхватываем себя руками),

А под снегом спит медведь (пальчик к губам)

Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)

5. Выделение звука [р] в начале слова. Работа с загадкой.

Отгадайте загадку :

Я живу в реке и в море,

Плаваю там на просторе.

Хорошо ли я живу,

Никому не расскажу.

Рассмотрите картинку. Назовите, кто это? (рыба)

Какой первый звук в слове «рыба»?

6. Уточнение артикуляции звука [р]

Как рычит собака? (Сначала хором, затем по одному).

Произнесите Р. Свободно ли проходит струя воздуха через рот или во рту есть преграда? Что мешает прохождению струи воздуха? (Язык)

Р – это гласный или согласный звук? (согласный)

В домике какого цвета будет жить буква, которая обозначает этот звук? (в синем)

Знакомство с буквой Р.

Звук Р обозначается буквой Р (демонстрация буквы Р)

Из каких элементов состоит буква Р?

Конструирование буквы р (каждый ребёнок составляет букву из синей полосы и синего полукольца).

Посмотрите, на что похожа буква (картинка, на которой изображена рука и сжатый кулачок).

Стихотворение (образ буквы Р):

Крепко сжата левая рука,

Она напомнит Р наверняка.

(Дети рассматривают картинку, показывают соответствующую позу руки и пальцев).

В каком домике будет жить буква Р? Почему?

Значит эта буква гласная или согласная?

8. Составление слогов из букв разрезной азбуки (индивидуальные кассы)

Составьте слог АР. Какой звук первый? Какая буква нужна? Второй? Какую букву поставим на второе место?

Прочитайте составленный слог.

Поменяйте буквы местами. Почитайте, какой слог получился? (РА)

Замените букву А на О? Прочитайте слог (РО) и т.д.

(АР – РА – РО – ОР – УР – РУ – РЫ – ЫР)

9. Чтение слоговых таблиц:

1) Прочитайте слоги, составьте слова из слога и буквы р, найдите соответствующие слову картинки

2) Соедините слоги в слова, двигайтесь по данным стрелкам. Найдите соответствующие картинки.

Физкультпауза

1)У реки росла рябина,

А река текла, рябила.

Посредине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба – рыбий царь…

Называется – пескарь.

2) Рыбки весело резвятся

В чистой, тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Итог урока

С какой буквой познакомились?

В домик какого цвета мы поселили эту букву? Почему?

13. Домашнее задание.

1. Чтение букварной страницы

2. Обвести по трафарету букву Р.

Каким цветом закрасите букву р? Почему?

ХОД УРОКА

Организационный момент

Фонематическая минутка.

a. Послушайте чистоговорку и скажите, какой звук слышится чаще других?

Та – ра – ра, та – ра – ра -

У крыльца растет трава.

(дети повторяют чистоговорку хором и по одному)

Соотнесение звука и буквы.

Покажите букву, которая обозначает звук [р]. Почему мы поселили эту букву в домик синего цвета?

Письмо элементов буквы р

Показ каждого элемента на доске.

Письмо в воздухе.

Письмо в тетради:

Итог урока

- Какую букву учились писать? Из каких элементов она состоит? (письмо буквы в воздухе)

14. Домашнее задание

Письмо строчной буквы р (1 строчка)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

Физкультминутка (см. урок №1)

2 . Работа с календарем (см. урок №1)

Артикуляционная гимнастика.

1) Как рычит собака? (хором и по одному)

2) Чтение слоговых цепочек и договаривание с опорой на картинку.

ОР – ОР – ОР У Ромы топор.

РЫ – РЫ – РЫ У Иры шары.

РИ – РИ – РИ У Риты пузыри.

4. Проверка домашнего задания (стр. 74)

Чтение букварной странице по цепочке.

Физкультминутка

Речка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это- брасс.

Одной, другой - это кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Вороны

Вот под ёлочкой зелёной

Скачут, прыгают вороны.

Кар-кар, кар-кар-кар.

Кар-кар, кар-кар-кар.

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали.

Кар-кар, кар-кар-кар.

Кар-кар, кар-кар-кар.

Только к ночи умолкают,

С нами вместе засыпают.

Кар-кар, кар-кар-кар.

Кар-кар, кар-кар-кар.

7. Чтение с подготовкой

На доске:

Ро – Ро – ма

Ра – И – ра

Назовите имена девочек. Назовите имена мальчиков.

8. Чтение слов по слоговым таблицам.

1) Сканворд

Пу ри вал

Прочитайте слоги.

Составьте два слова: первое слово заканчивается на выделенный слог, а второе – начинается с этого слога.

Составьте предложение из двух слов, ответив на вопрос:

Кто рисовал? (обращается внимание на форму слова: не рисовала, а рисовал)

Дополните предложение, ответив на вопрос:

Что рисовал … (имя мальчика)?

2) Чтение слов, отличающихся одним слогом

(Учитель составляет предложения с этими словами)

(Дети читают слова и подбирают к ним картинки)

Работа с букварём (стр. 75)

1) Чтение задания «Вы нас узнали?»

Дети читают первую чистоговорку и находят к ней картинку.

О ком идет речь?

Покажите, где Рома?

Как узнали?

Аналогичная работа проводится и со следующими двумя чистоговорками.

2) Слушание текста «Наши картины»

Прочитайте имена мальчиков на карточках (на доске)

На доске висят картинки и карточки со словами: пузыри, шары, розы, мухомор. Дети читают слова, разделённые на слоги.

(Учитель читает текст. Дети выбирают, что нарисовал Рома, а что нарисовал Захар).

3) Чтение текста по цепочке с выполнением заданий.

Читаем 1 предложение.

Найдите на картинке, где Рома.

Читаем 2 предложение.

Найдите на картинке в учебнике Захара.

Читаем 3 предложение.

Какие картины нарисовали дети?

(Повторное чтение текста одним учеником)

4) Пересказ текста по картинкам одним учеником (учитель помогает вопросами при затруднениях)

5) Соотнесение слого-звуковой структуры слов (мухомор, корзина, картина) и слого-звуковых схем.

Чтение слов.

Рассмотрите 1-ую схему слова.

Сколько слогов в зашифрованном слове?

Сколько букв в 1-м слоге?

Сколько букв во 2-м слоге?

Сколько букв в 3-м слоге?

Какие слова подходят к первой схеме слова?

(Аналогично проводится работа со второй схемой)

Итог урока

Назовите имена детей, про кого мы сегодня узнали, читая наш букварь?

Какие картинки нарисовали Рома и Захар?

10. Домашнее задание

Чтение букварной страницы 75.

Урок обучения грамоте №4 (письмо)

Тема: Прописная буква Р. Письмо односложных и двусложных слов с буквой Р.

Цель урока: сформировать умение писать заглавную букву Р, закрепить написание строчной буквы р, слогов и слов со строчной и прописной буквой р.

Задачи:

1) образовательные:

Формирование навыков правильного графического изображения строчной и прописной буквы Рр, правильного расположения элементов букв на рабочей строке;

Развитие звуко-буквенного анализа односложных и двусложных слов, членения предложения на слова;

2) по развитию речи:

Составление предложения из трёх слов, дополнение предложений по аналогии;

Развитие номинативной функции речи;

Выразительное интонирование стихотворения при рисовании росчерков;

3) коррекционно-развивающие:

Развитие зрительно-пространственных ориентировок, формообразующих движений, зрительно-моторной и речедвигательной координации;

Формирование операций анализа и синтеза, абстрагирования;

4) воспитательные:

Воспитание правильной рабочей позы во время письма, умения переходить от одного вида деятельности к другой вместе с одноклассниками; воспитание аккуратности, настойчивости в выполнении работы.

Оборудование: образец прописной буквы р,картинки слов для звуко-буквенного анализа, сюжетные картинки для составления предложений, карточки для дописывания слов, листы нелинованной бумаги для росчерка «Рыбка», полоски для составления схемы предложения, карточки с прописной буквой Р из бархатной бумаги.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Руки вверх поднимем – раз!
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать,
Не качаться, не дрожать.
Три - опустили руки вниз,
Стой на месте, не вертись.
Вверх - раз, два. Три, четыре - вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты,
Выполняйте все с охотой.
Раз - налево поворот,
Два - теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Фонематическая разминка

- Какой звук первый в этих словах: Рома, рысь, роза?

- Какой звук в этих словах последний: шар, сыр, мир?

- Какой буквой обозначается этот звук?

- В каком домике живет эта буква? Почему?

Рисование росчерка «Рыбка»

Отгадайте загадку:

В воде она живет,

Нет клюва, а клюет. (Рыба)

Учитель показывает росчерк на доске со словами: «Руку не отрываем, произносим двустишье и рисуем так:

Рыбка робкая плывет

И привет подружкам шлет.

Дети рисуют росчерк на листах нелинованной бумаги.

Письмо заглавной буквы Р.

Письмо заглавной буквы Р.

1) Показ правильного написания учителем на доске.

2) Обводка силуэта прописной буквы Р (карточка с аппликацией прописной буквы Р из бархатной бумаги).

3) Письмо заглавной буквы Р в воздухе.

4) Обводка буквы Р (полстроки) в тетради.

5) Самостоятельное письмо буквы Р (полстроки).

Речка

Итог урока

Какую букву учились писать на уроке?

15.Домашнее задание:

Письмо букв и слогов:Р, Ро, Ри.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

Физкультминутка (конспект урока №4)

2. Работа с календарем (конспект урока №1)

Артикуляционная гимнастика

Чтение слоговых таблиц


5. Проверка домашнего задания (стр. 75)

1) Чтение чистоговорок.

2) Чтение текста «Наши картины» и пересказ с опорой на картинки

3) Чтение трехсложных слов.

Физкультминутка

Речка (см. конспект №3)

Физкультминутка.

Рыбки (см. конспект урока №1)

Итог урока

О ком мы читали рассказ?

Как надо ухаживать за кактусами?

13. Домашнее задание.

Чтение букварной страницы.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Физкультпауза

Фонематическая разминка.

Послушайте стихотворение. Какой звук слышим чаще других?

Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

(К. Чуковский)

Какую букву обозначает звук Р?

В каком домике живет буква Р?

Послушайте стихотворение ещё раз и скажите, так бывает или нет?

Буквенный конструктор.

Конструирование строчной и прописной буквы р из частей (карточки, разрезанные на 2-3 части)

Из скольких элементов состоит строчная р? (обводка буквы по контуру)

Из скольких элементов состоит прописная Р? (обводка буквы по контуру)

Гимнастика для рук.

Физкультминутка.

Рыбки (см. конспект урока №1)

Физкультминутка.

Речка.

Итоги урока

Вспомните, какие буквы учились писать на уроке?

Приведите примеры слов, которые нужно писать с прописной буквы р?

Приведите примеры слов из двух слогов с буквой р.

12. Домашнее задание.

Письмо слогов

ХОД УРОКА

Физкультминутка.

Речка.

Работа с календарем

Артикуляционная гимнастика.

Чтение слоговых цепочек и договаривание с опорой на картинку.

ОР – ОР – ОР У Ромы топор.

РЫ – РЫ – РЫ У Иры шары.

РИ – РИ – РИ У Риты пузыри.

3. Проверка домашнего задания (стр. 76)

1) Чтение цепочек слогов.

2) Чтение столбиков слов.

3) Чтение текста «Руслан и кактус»

4) Задание Вовы.

С чем пьет чай Вова?

Физкультминутка.

Птички и ветер

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают, (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

Физкультминутка

Рыбки

Итоги урока.

11. Домашнее задание

Чтение букварной страницы 77

ХОД УРОКА

Физкультминутка.

Речка

Игра «Есть или нет»

Если услышите в словах звук Р, поднимите карточку.

Учитель читает слова:

Сорока, дятел, утка, курица, роза, мак, картошка, Рита, Мила, Руслан.

Какой звук выделяли?

3. Игра «Вставь пропущенную букву»:

Детям раздают карточки:

Ша. .ука.ома.ита Заха.

Прочитайте. Какая буква пропущена?

Допишите слова.

Прочитайте слова, в которые вы вставили строчную букву р?

Прочитайте слова, в которые вы вставили прописную букву Р?

Гимнастика для рук.

Рыбки

Физкультминутка.

Птички и ветер

10. Графо-моторные упражнения (письмо элементов букв). Упражнение «Украсим рукавичку»

- Рассмотрите шаблоны. Что это за предмет, догадались? (рукавичка).

Выделите первый звук в этом слове.

Обведите рукавичку по контуру, проговаривая двустишие:

Рукавичку обшиваем

И узором украшаем.

Посмотрите, какой узор будем рисовать на рукавичке (учитель показывает на доске, дети рисуют на листах бумаги, используется контурное изображение рукавички)

Рисование наклонных палочек одинаковой высоты (используются слова: «иголки инея блестят на радость маленьких ребят»);

Рисование петельки (используются слова: «зайка весело петляет, петелька к себе и стоп!»)

Итог урока

Послушайте слова и скажите, какой звук есть во всех этих словах: ворона, сорока, Руслан, рукавичка?

Какую букву мы напишем первой в слове Руслан? В слове рукавичка?

13. Домашнее задание

Письмо слогов:ри со вал

Письмо слова: рисовал

Список литературы:

1. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М., Владос, 2004.

2. Аксенова А. К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. – 2 – е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991 г.

3. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6 – 7 лет / авт.-сост. Т.Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. – Волгоград: Учитель, 2009

4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Журавлева Н. Н., Антохина Н. В., Кулакова Т. В., Львова Т. В., Морозова Ю. М., Павлова Т. С., Богданова Т. Л., Прокопова С. П., Ершова Л. А. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (средняя группа). Учебно-методическое пособие. - М., Центр педагогического образования. 2010.

5.Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс/ авт.-сост. Л. И. Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2007.

Конспекты уроков обучения грамоте

В 1 классе

по учебно-дидактическому комплекту

«Букварь. 1 класс» авт. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишова (2009 г.)

«Пропись. 1 класс. В 3-х частях», авт. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишова (2009г.)

Разработала: Осокина Н.В.

студентка ГОУ ВПО «МаГУ»

Важнейшей задачей современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Моделирование способствует формированию познавательных учебных действий, а также лучшему усвоению и пониманию полученной информации.

В период обучения грамоте, который является важнейшим этапом в развитии личности ребенка, закладываются основы знаний о родном языке, формируются главные речевые умения и навыки (чтение и письмо), складывается определенное отношение к русскому языку, родной речи и литературе.

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, состоит из двух взаимосвязанных процессов: обучения первоначальному чтению и обучению письму - и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).

В обучении грамоте выделяются три периода:

  1. подготовительный (добуквенный);
  2. букварный (основной);
  3. послебукварный.

Добукварный период обучения грамоте .

Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, слоги, ударение.

В этот период начинается знакомство с моделированием, когда детям даются первые представления о речи (устной и письменной). Учащиеся знакомятся с членением речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. В этот период учащиеся учатся моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует), использовать при этом определенные метки, рисунки и знаки.

С первых страниц Азбуки дети знакомятся с особенностями устной речи, учатся выделять из предложений отдельные слова, правильно согласовывать слова в предложении, создавать свои высказывания на основе иллюстраций, использовать рисунки и знаки- символы способ обозначения предметов и записи сообщения, моделировать предложения, обозначать отдельные слова в предложении.

Под руководством учителя дети рассматривают иллюстрации, выясняют основу сюжета, находят каждый персонаж и называют его, а затем составляют предложения, соотносят их с предложенными схемами.

Наглядно-образные модели общения, представленные в «Азбуке», дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях. Например, задание такого вида: «Подумайте, кто мог сказать слово «привет» и кому?» позволяет формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Моделирование предложений - это работа над построением предложений, развитием связной речи, а также один из способов пробуждения познавательной активности учеников на уроках обучения грамоте.

В период обучения грамоте для анализа используются предложения, состоящие из 2-4 слов. Дети учатся анализировать состав речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к анализу целых предложений и всего рассказа.

Схемы используются с целью включения каждого ученика в активную деятельность, доведения материала по изученной теме до полного понимания. Учащиеся начинают моделировать предложение, ещё не умея писать. Хорошо каждому ученику иметь индивидуальный набор из полосок цветной бумаги для составления моделей предложения.

Так постепенно происходит психологическое слияние слова произнесённого и слова написанного, но написанного ещё без букв. Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово. Интервалы между чёрточками указывают на небольшие остановки - паузы.

В дальнейшем можно использовать задания для развития анализа структуры предложения:

  • придумать предложение с определённым количеством слов по заданным схемам;
  • придумать предложение к заданной схеме с определенным словом;
  • определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово);
  • поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5);
  • увеличить количество слов в предложении;
  • определить границы предложения в тексте;
  • придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем;
  • составить предложение из слов, данных в беспорядке (например: грядке, на, огурцы, растут).

В процессе обучения грамоте учащиеся знакомятся с наглядно - образной моделью слова, со значением слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучанием слов (последовательностью речевых звуков). Дети подбирают слова, называющие предмет на рисунке, называют один и тот же предмет разными словами - котик, кот (например, Букварь Л.Е. Журовой и А.О. Евдокимовой).

В процессе обучения дети учатся в ответ на слово учителя подбирать слова с противоположным или со сходным значением, дополнять предложение словами:

Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.

Очень важно научить ребёнка чтению по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения способствует подготовительная работа, которая начинается ещё до того, как дети приступят к собственно чтению, т. е. к переводу графической (буквенной) формы слова в звуковую.

Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов. Чтобы ученик правильно передавал на письме звуковую сторону слова, не пропуская и не переставляя в нем буквы, надо научить его делить слово на слоги, устанавливать место и последовательность в нем звуков. Для усвоения понятия «слог» можно использовать такие модели:

В период обучения грамоте в 1 классе учащиеся постепенно знакомятся с буквами. Узнают о том, что слог - это часть слова, в котором обязательно есть гласная буква.

Чтобы дети научились делить слово на слоги и определять количество слогов в слове, им надо выполнить следующий порядок действий:

  1. Под всеми гласными буквами поставить точки красным карандашом.
  2. Посчитать точки. Сколько точек - столько слогов. «Сколько в слове гласных - столько и слогов, это знает каждый из учеников» - это стишок, помогающим детям запомнить правило.
  3. Разделить слова на слоги. Главное правило - чтобы в каждом слоге обязательно была одна гласная буква.
  4. «Позвать» слово, будто оно потерялось в лесу: «ли-си-ца, кук-ла, де-воч-ка»
  5. Разделить слово на слоги вертикальной линией. «ли/си/ца, кук/ла, де/воч/ка»
  6. Ещё раз проверить: «В каждом слоге обязательно должна быть одна гласная, слогов должно быть столько, сколько гласных в слове»

Существует несколько приёмов, помогающих делить слова на слоги:

  • отхлопать, отстучать или прошагать слово по слогам;
  • сопровождать по слоговое произнесение слова движением руки справа налево и слева направо;

В разных букварях встречаются разные варианты деления слов на слоги. Так в Азбуке комплекта «Школа России» авторов В.Г.Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А Виноградской и М.В.Бойкиной предлагается следующий вариант деления слова на слоги: сплошной вертикальной чертой отделяются друг от друга слоги-слияния СГ, согласные вне слогов СГ отделены пунктирной линией:

В Букваре Л.Е. Журовой и А.О. Евдокимовой используется другая модель деления слов на слоги- слоги обозначаются дугой под схемой слова.

В Азбуке, входящей в учебно-методический комплект «Перспектива» (авторы Л.Ф. Климанова И С.Г. Макеева) используется следующий вид моделей звукового состава слова и деления на слоги:

На данном этапе учителю необходимо познакомить детей с ударением и научить выделять ударный звук в любом слове. Именно с ударения начинается узнавание слова. Ударение - один из главных признаков слова как лексической единицы. Оно объединяет звуки в единое фонетическое слово, целостность которого зависит и от объединяющей силы ударного слова, и от свойств безударных частей. Общая ритмическая структура слова, которая определяется числом слогов и местом ударения в слове, а также звучание ударного слога играют в процессах восприятия речи важную роль: они являются одними из первых признаков, с которой начинается идентификация слова.

Ударение в русском языке выделяется с помощью трех фонетических средств:длительности ударного слова (в основном гласного звука, входящего в ударный слог), силы голоса (ударный слог произносится громче безударного) и качестваударного гласного (в ударном слоге гласный произносится со своим основным тембром, т.к. он произносится изолированно).

Умение выделять ударение в слове важно также для последующего усвоения языка в школе (например, правописание безударных гласных.̕

После того, как дети научились интонационно выделять в слове тот или иной звук, необходимо научиться определять количество звуков в слове и их последовательность.

Например, игра «Угадай - ка»:

Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.

Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.

Таким образом, в добуквенный период знакомству с языком как знаковой системой предшествует знакомство с простейшими знаковыми системами (дорожными знаками, знаками-символами и др.), что помогает детям лучше осознать заместительную функцию слова (слово называет предмет, а не является таковым). В этот период активно используется способ записи слов с помощью пиктограмм и схем, что значительно облегчает детям деление речи на смысловые части слова и предложения. Формируется способ моделирования - построение модели предложения и слова, модели слоговой структуры и звуковые модели слов.

Букварный период обучения грамоте.

Во время основного (букварного)этапа обучения грамоте учащиеся работают с материалом из второго раздела «Азбуки». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Учащиеся осваивают первоначальное чтение и письмо, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре.

При обучении первоначальному чтению применяются разнообразные аналитико-синтетические упражнения, представленные в игровой наглядно-образной форме.

В обучение включен рисунок (пиктографическое письмо), занимательные ребусы - своеобразный способ графической фиксации слова.

Чтобы научить детей делать звукобуквенный анализ слов, необходимо сформировать у учащихся чёткое представление о гласных, согласных твёрдых и мягких звуках.

Гласные звуки получили своё название от слова «глас». Так раньше произносили слово «голос». Когда мы произносим гласные звуки, воздух свободно проходит через рот. Этим звукам ничто "не мешает" - ни зубы, ни губы, ни язык, и мы слышим только голос. Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети "проверяют" все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию.

В русском языке 6 гласных звуков [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. В Букваре Л.Е. Журовой и Азбуке В.Г.Горецкого гласные звуки обозначаем красным квадратиком.

После согласных букв буквы е, ё, ю, я обозначают звуки [э], [о], [у], [а].

Одновременно дети знакомятся с гласными буквами, их 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

На начальном этапе предлагается выделить гласный звук из слога, например: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол. Задания можно выполнять, используя разрезную азбуку или веер.

  • Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.
  • Придумать слог с соответствующей гласной
  • Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.
  • Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте.

В Азбуке Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой для обозначения гласного звука используется следующий символ: . Пустая красная бусинка показывает, что при произнесении гласного звука воздух свободно идет через рот, не встречая препятствий.

Знакомясь с согласными буквами, дети узнают, какими буквами они обозначены. При произношении согласных звуков струя воздуха встречает преграды на своем пути: язык, губы, зубы, принимают положение, необходимое для определённого звука. В работе со звуковыми моделями слов поможет таблица «Согласные звуки»

По звонкости - глухости: все согласные делятся на две группы:

Звонкие - [ б] [ в ] [ г ] [ д] [ з ] [ й ] [ л ] [ м ] [ н ] [ р ]

Глухие - [ п ] [ ф ] [ к ] [ т ] [ с ] [ х ] [ ц ] [ ч ] [ щ ]

В чём разница между глухим и звонким звуком?

При произношении звонкого звука голос участвует в его образовании, и слышим шум.При произношении глухого звука голос не участвует в его образовании, слышим шум. Можно использовать прием «приложить руку к горлу»: при произношении звонких звуков осуществляется вибрация («горло дрожит»), а при глухих звуках - этого не происходит.

Большинство согласных могут обозначать два звука: твёрдый и мягкий.

По твёрдости - мягкости:

Мягкие - [ б ̕] [ в ̕ ] [ г ̕ ] [ д ̕] [ з ̕ ] [ к ̕ ] [ л ̕ ] [ м ̕ ] [ н ̕ ] [ п ̕ ] [ р ̕ ] [ с ̕ ]

[ т ̕ ] [ ф ̕ ] [ х ̕ ]

Твёрдые - [ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ з ] [ к ] [ л ] [ м ] [ н ] [ п ] [ р ] [ с ] [ т ] [ ф ] [ х ]

Звуки [ й ̕] [ ч ̕ ] [ щ ̕ ] - всегда мягкие

Звуки [ ж] [ ц ] [ ш ] - всегда твёрдые

Для моделирования звуков надо научить детей выделять из слогов и слов твёрдые и мягкие согласные. Обучение в игровой форме вызывает у детей значительный интерес.

В традиционной программе (методика В.И. Горецкого) используются модели - слияния звуков. Они могут выглядеть так:С+Г- открытые слоги, Г+С - закрытые слоги

Рассмотрим звуковой разбор слова лиса:

  1. Читаю слово -лиса
  2. Делю его на слоги: ли - са, 2 гласных - 2 слога
  3. Первый слог - ли (с лог - слияние (С+Г) (звук [и] обозначает мягкость согласного)
  4. Второй слог - са (слог - слияние (С+Г) (звук [а] обозначает твердость согласного)
  5. Соберём модель слова

Звуковой анализ проводится с помощью звуковых схем на всем диапазоне звуков русского языка. Формирование звуков в схемах мотивированно - оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке (бусинке) говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком. Такие модели слов при звуковом разборе используется в Азбуке УМК «Перспектива» Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой:

Работая с моделями слов, дети делают вывод, как устроено слово, сравнивают слова по звучанию и значению.

Для успешного обучения необходимо многократное и разнообразное использованиемоделирования на разных этапах работы над понятиями, а также усвоение учащимися условной знаковой системы, осознание целесообразности её применения. Практически на каждом уроке первоклассники выполняют задания, которые требуют умения моделировать для решения познавательных и практических задач.

В процессе обучения дети учатся самостоятельно строить модели предложений, анализировать звуковой состав слова, отражая в модели характеристики звуков: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твердый - мягкий, звонкий - глухой. Но поскольку все эти задания даются в разнообразной игровой форме, первоклассники выполняют их с удовольствием. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая при этом и мягкую адаптацию к школьному обучению.

Послебукварный период обучения грамоте.

Основная задача этого периода- закрепить навыки осознанного чтения, обеспечит переход от послогового чтения к чтению словами. Кроме этого, формируется умение понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах.

Быстрейшему синтезу зрительного образа слова с его значением способствуют упражнения на развитие точного (дифференцированного) восприятия слова, расширение «поля» чтения, выполнение разнообразных логических, ассоциативных и лексико-грамматических упражнений

Тексты, представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образность языка художественных произведений, реализуют эстетическую функцию языка.

Применение схем, моделей позволяет учащимся лучше представить учебный материал. Моделирование выступает как средство наглядного представления объектов и закономерностей изучаемого материала. Целенаправленная работа по обучению детей моделированию строится на протяжении всего периода обучения грамоте и является хорошим фундаментом дальнейшего обучения и необходимым элементом учебного действия. Сознательное введение в учебный процесс моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ним проблем, к самостоятельному добыванию знаний.

Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе (букварный период)

Тема урока: «Согласная буква Н».

Учитель: Винокурова Н.В.

Задачи: познакомить учащихся с буквами Н, н; развивать навыки чтения вслух: хором, парами, индивидуально; закреплять навыки составления предложений по схемам, распространения предложения.

Формируемые УУД: умения заменять существительные местоимениями; устанавливать причинно-следственные связи; контролировать себя при работе в Прописях; правильно писать имена собственные.

Пропедевтика: личные местоимения.

ХОД УРОКА.

I . Включение в учебную деятельность.

С какими буквами мы уже познакомились?

Какие звуки они обозначают?

В чем заключается особенность гласных звуков? (Они произносятся только с

образуются слоги.)

II . Актуализация знаний.

По ленте букв на стр. 39 «Азбуки» вспомните изученные гласные буквы.

Вспомните, что буква И указывает на мягкость согласного звука.

Прочитайте буквы и слоги из гласных букв, записанные на доске.

а у ау уа -ау уы ыо

и ы ау! аи – иа оы ыи

о а уа! ои – ио аы ыа

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 40 «Азбуки».

Кого вы на ней видите? (Русского богатыря и Змея Горыныча)

Кому из вас родители читали былины о русских богатырях?

Почему русский богатырь пашет на Змее Горыныче? (Он его взял в плен и

заставил работать)

Что изображено справа от Змея?

Опишите внешность богатыря.

При помощи чего он рыхлеет землю? (При помощи деревянной сохи)

Прочитайте стихотворение И. Никитина.

Чему учит нас пословица «Труд кормит, а лень портит»?

Как называется краткое слово, которое есть в предложении (Союз)

III . Постановка целей и определение темы урока.

Как погоняют лошадку? (Но-но-но)

Какой первый звук мы слышим? (Звук [н ])

Как мама показывает малышу, что нельзя хулиганить? («Ни-ни» или «Нельзя»)

Какой первый звук слышится в слове «нельзя»? ( Звук[н,])

Как вы думаете, с какой буквой мы сегодня познакомимся?

IV . Работа по теме урока.

1. Знакомство со звуками [н] и [н,].

Произвести слого-звуковой анализ слов «ножницы» и «нитки». Дать характеристику звукам [н] и [н,].

Произнесем звуки [н] и [н,] и обратим внимание на положение языка, губ.

Можно ли пропеть эти звуки?

Легко ли проходит воздух? (Нет. Воздух задерживается, проходит через нос)

Как называются звуки при произношении которых воздух задерживается?

(Согласные) .

Сравните последние звуки в словах «барабан» и «конь».

Сделайте вывод. (Буква Н обозначает твердые и мягкие звуки [н] и [ н,].)

Произнесем их еще раз. Как мы их произносим: с голосом или без голоса? (С

Согласные звуки при произношении которых участвует голос, называются

звонкими.

Что вы узнали о новых звуках? (Согласный, звонкий, твердый или мягкий).

Определите, где спрятался новый звук? (позиция звука в словах, записанных на

доске).

Нос, сон, санки, низко, пятница, краснота, лень.

Коньки, кони, ночь, окно, огоньки, огонь, сын, пень.

Придумайте свои слова с новыми звуками.

2. Знакомство с буквами Н, н.

На букве Н я, как на лесенке.

Сижу и распеваю песенки!

Рассмотрите букву Н в «Азбуке» и на доске.

Прочитайте слоги в красной рамке на стр. 41. «Азбуки». С какой буквы

начинаются все слоги?

Эта буква обозначает гласный или согласный звук?

Может ли этот звук образовывать слог?

Может ли ударение падать на звуки [н] и [н,]?

V. Развитие речевого аппарата.

1. Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Свеча-2».

2. Артикуляционная разминка.

Упражнение «Конфета».

3. Работа над дикцией.

Прочитайте с доски нараспев: он-но, ан-на, ун-на, ын-на.

Прочитайте эти слоги протяжно, но короче, чем нараспев.

Прочитайте скороговорку.

Но-но-но – клюёт курица зерно.

На-на-на – вот и нет теперь зерна.

Не-не-не – вспомним завтра о зерне.

Ну-ну-ну – все отправимся к зерну.

VI . Физкультминутка.

VII . Продолжение работы по теме урока.

Написание строчной буквы н на стр. 14 Прописей.

(Пишем наклонную черту вниз, возвращаемся по написанному до середины

черты, делаем маленькую петельку и ведем ручку вверх до верхней линии. Затем

пишем наклонную черту с закруглением внизу. Букву пишем безотрывно.

Прочитайте с доски хором.

ан она на ана

он оно но Ан-на

ун уну ну Ни-на

Как написано слово Нина? (С заглавной буквы)

А вы умеете писать заглавную букву Н?

Заглавная буква Н тоже пишется безотрывно. (работа в Прописях на стр.15.

Написание слогов с проговариванием шепотом).

Прочитайте пословицы на стр. 40 «Азбуки». Объясните их смысл.

Найдите новые для вас буквы и подчеркните их карандашом.

Назовите слова с мягким звуком [н,], а теперь слова с твердым звуком [н].

Пропишите в рабочей тетради по 3 раза слова: он, она, оно, они.

Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы должны назвать изображенный

предмет и добавить к нему слова: он, она, оно, они.

Какой звук есть во всех этих словах?

В каких словах он звучит твердо, в каких мягко?

Какой гласный звук смягчает согласные звуки при произношении.

Прочитайте стихотворение на стр. 40 «Азбуки».

Подчеркните в стихотворении все изученные гласные буквы, а букву Н обведите

кружком.

Какими еще словами можно назвать Русь? (Россия, Российская Федерация)

За что вы любите свою Родину?

В каком городе вы живете?

Какие достопримечательности есть в нашем городе?

На стр. 42 рассмотрите рисунки вверху. Соотнесите предмет с местоимением.

(Лейка –она, ведро – оно и т.д.)

Как мы начинаем писать предложение? (С заглавной буквы)

Что можем поставить в конце предложения? (Точку. Вопросительный знак.

Восклицательный знак)

На стр. 42 прочитайте предложения. Рассмотрите маленькие иллюстрации.

Что говорит папа сыну? («На книгу, сын»)

Куда кладет книгу мальчик? (На стол)

От правильного употребления слов часто зависит смысл того, о чем мы говорим.

На столе – слово «на» указывает место расположения предмета. Предлог «на»

указывает место, где находится какой-либо предмет или куда его нужно положить.

Проведем слоговой аукцион.

на … (-сос, -род, -ша)

но… (-чи, -жи, -ра, -ты)

ни … (-тки, -же, -кто)

Откройте Прописи на стр. 15. Пропишите слоги, напишите слово «Нина» с

заглавной буквы. (Анализ предложения «У Нины нитки»)

Рассмотрите картинки, расположенные на доске. Что на них изображено?

(малина, смородина, клубника, лимон, вишня)

Произнесите еще раз эти слова и определите место звуков [н] и [н,] в словах.

Почему в одних случаях звук [н] слышится твердо, а в других звук [н,] слышится

мягко?

VIII . Подведение итогов урока.

Понравился ли вам урок?

Что было самым интересным на уроке?

Что вызвало затруднение?

Что нового вы узнали? Чему научились?

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • познакомить учащихся с новыми звуками [в], [в"] и буквой В;
  • формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного чтения;
  • работать над развитием речи учащихся; обогащать словарный запас учащихся.

Устный опрос.

  • Из чего состоит наша речь?
  • Из чего состоят предложения?
  • Из чего состоят слова?
  • Из чего состоят слоги?
  • На какие две группы делятся звуки?
  • На какие группы делятся согласные звуки?
  • Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков? Слайд № 2 (Презентация)

Сегодня на уроке мы узнаем, кто из нас настоящий знаток родного языка. А лучшим знатоком будет тот, кто на уроке хорошо трудиться, работает. Кто будет активно работать на уроке, и давать правильный ответ, тот получит маленькую книжечку. А в конце урока мы посмотрим, кто собрал в свою библиотечку больше книжечек, тот и будет лучшим знатоком родного языка.

1. Мобилизующий этап.

Ребята, внимательно послушайте слова, которые я назову. Скажите, что у них общего?

  • Верба - весна.
  • Вертолёт - винт.
  • Врач - ветеринар.

А сейчас я еще раз произнесу эти слова, а вы, ответите, какое слово отличается от других по звучанию (произношению).

Кто сможет сказать, с какими новыми звуками мы будем знакомиться сегодня на уроке?

Ребята, а какой буквой мы будем обозначать эти звуки на письме?

А задача нашего урока - познакомиться со звуками [в], [в"] и буквой, которая их обозначает; учиться читать слоги, слова с новой буквой.

2. Знакомство с новыми звуками.

Как вы понимаете значение слова врач?

Произнесите слово врач, выделяя в нём первый звук.

Назовите первый звук этого слова.

Произнесите его и скажите, какой он? (Согласный)

А почему

Какой характер его звучания? * Закроем ушки и произнесем этот звук.

Какой он?

Давайте еще раз произнесем это слово и послушаем, какой звук мы слышим после звука (в);

Дайте характеристику этому звуку.

А знаете ли вы кто такой ветеринар?

Произнесите это слово, выделяя в нем первый звук.

Назовите первый звук.

Дайте характеристику звука [в"]

Ребята, а как вы думаете, какой буквой на письме будут обозначаться эти два звука?

А на письме эти два звука обозначаются буквой В.

На что похожа эта буква? (Крендель, очки, трубку телефона)

“Словно букву В Алена держит трубку телефона

Давайте составим звуковую схему слова ветеринар;

Произнесите это слово еще раз;

Сколько слогов в этом слове?

А сейчас работам в парах; составьте звуковую схему слова ветеринар;

Проверка. Слайд № 3

Ребята, а кто из сказочных героев считается лучшим врачом-ветеринаром? Слайд № 4

Работа сильной группы учащихся (хорошо читающие).

В каждой строчке спрятались названия животных, которых лечил Айболит. Найдите этих животных, и напечатайте их названия в своих блокнотах.

Пекаодлкорова нггшш

Првкнволчица олрадлкенц

Егколпчервячок гшеохзм

Првпджлмедведица пргндл

Иорпкверблюжата олпров Слайд № 5

2 группа (слабочитающие).

Читают вслух по цепочке слоги, слова и предложения с новой буквой. (индивидуальные карточки) чтение в разном темпе.

Награждение маленькими книжками за старание

А теперь вместе посмотрим, каких животных нашли ребята.

Проверка. Награждение книжками. Слайды № 6, 7, 8, 10

Физминутка.

Ребята, ветеринар Айболит не только лечит зверей и дает нам добрые советы, он еще очень любознательный, много читает, любит сказки, стихи, очень любит загадки. Добрый Айболит хочет проверить, а как ребята справятся с его заданием.

Чтение предложений.

Без рук, без ног, а ворота открывает.
Варежки у Вари пропали на бульваре.
Ветер весело шумит, судно весело бежит.
Давным-давно жили-были старик со старухою.

Прочитайте то предложение, которое служит началом сказки. Слайд № 11

Прочитайте загадку. Слайд № 12

Найдите и прочитайте предложение, в котором есть имя собственное.

Прочтите строчки из стихотворения. Слайд № 13

А сейчас поработаем по группам.

1 группа на карточках. Восстановить предложения и прочитать текст. Хорошо читающие ребята.

2 группа слушает текст, который читает учитель.

Послушайте внимательно текст, и постарайтесь запомнить слова, с новой буквой.

Воет, веет ветер, ворошит ветви вербы. Вода - воронками, водоворотами. Взметаются волны. Валится вяз-великан. Вихрем взмывают в воздух взъерошенные воробьи. Все вокруг выветрил, высквозил ветер. Ветер!

Назовите эти слова. (Награждение)

А сейчас давайте внимательно послушаем, какой текст получился у ребят. Кто главный герой? (Читают по цепочке)

Что нового узнали вы о ветре?

Итог урока.

  • С какими новыми звуками мы познакомились на уроке?
  • А какой буквой на письме обозначаются эти звуки?
  • Какая работа на уроке для вас была интересной и увлекательной?
  • Поднимите руку, кто заработал книжечку. Молодцы!
  • Я думаю, что эта книжечка, только начало вашей большой библиотеки.

Анализ урока

Тема урока: “Звук и буква В”.

Данный урок - урок приобретения новых знаний. Тема урока входит в букварный период обучения грамоте. Это первый урок знакомства с данной буквой. Акцент в данном уроке сделан на развитие фонематического слуха.

Задачи данного урока:

  1. Познакомить учащихся с новыми звуками (в) (в*) и их обозначением на письме.
  2. Формировать навык слогового, правильного, сознательного чтения; развивать навыки связной речи учащихся.
  3. Развивать фонематический слух учащихся.
  4. Формировать элементарные навыки читательской культуры.

Данные задачи взаимосвязаны друг с другом, подчинены дидактической цели урока.

При подготовке к данному уроку мной были учтены как психолого-возрастные, так и индивидуальные особенности учащихся моего класса:

  • Большинство детей класса умеют читать; имеют четкие представления о графическом образе букв; но, вместе с тем у многих недостаточно развит фонематический слух, что может послужить предпосылками появления ошибок в чтении и письме учащихся. По этой причине акцент в уроке сделан на чтение слияний буквы, а на развитие фонематического слуха.
  • Учитывая психологические особенности первоклассников, важно использовать в уроке приемы, непроизвольно концентрирующие внимание, элементы дидактических игр.
  • При отборе материала к уроку я руководствовалась принципом целостности урока, тем, чтобы все этапы урока были взаимосвязаны между собой.

Для проведения урока использовались следующие методы:

Словесные (беседа по опорным понятиям; фонетическая зарядка; характеристика звука);

- наглядные (так как в 1 классе применение наглядности играет большую роль, но, вместе с тем, необходимо соблюдать правила динамичности, сменяемости, обоснованности применения наглядности, я использовала слайд-презентацию: - лента букв);

Иллюстрации к сказке; тексту;

Практические (выполнение упражнений разной степени сложности).

Использовался раздаточный дидактический материал – слоговые таблицы; карточки; разрезные схемы для фонетического анализа слова.

Так как в классе есть ряд учащихся с достаточно высоким уровнем готовности к школе; с развитым навыком беглого чтения, то обосновано применение дифференцированного подхода на этапе закрепления материала (когда основная масса учащихся упражнение в чтении слогов и слов с новой буквой; учащиеся высоких учебных возможностей выполняют самостоятельное задание частично- поискового характера; вычленение слова из ряда букв; восстановление деформированного слова в тексте.

На этапе составления звуковой схемы слова использую прием работы в паре, что помогает развивать навыки сотрудничества.

Использую приемы развития мыслительных операций и ВПФ (активизация внимания и памяти, нахождение общих признаков; ** восстановление деформированных слов по методике Эдегея).

Считаю, что воспитание сознательного читателя нужно начинать с 1-го класса, с этапа обучения грамоте. С этой целью я уделяю внимание развитию связной речи учащихся; обогащению их активного словаря; знаний литературных произведений и их авторов, а также учу осознанно воспринимать прочитанное, учу элементарным навыкам анализа текста. С этой целью использовано упражнение на выделение из ряда предложений загадки, начало сказки т.е. жанровые отличия.

Стараюсь научить детей ставить перед собой задачи; формировать и осознавать тему урока; осознанно подходить к обобщающему повторению в конце урока.

Контроль усвоения материала урока осуществлялся опосредованно.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
Чтение (букварный период).
Тема: Звук [ц], буквы Ц, ц.
Цель. Познакомить учащихся с новыми звуком [ц] всегда твердым и глухим и буквами Ц, ц.
Задачи.
Обучающие. Формировать умение читать слова с буквами Ц, ц; наблюдать за особенностями написания букв и, ы после [ц]; обобщить знания о твердых непарных и мягких непарных согласных звуках.
Развивающие. Способствовать развитию фонематического слуха; навыков правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения; мышления.
Работать над развитием связной и грамотной речи.
Воспитательные. Воспитывать интерес к чтению, культуру поведения при работе в паре.

Планируемые результаты
Личностные результаты: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному материалу; первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; формирование индивидуального стиля деятельности.

Предметные результаты: умеет соотносить звук и букву, выделяет звуки из слова, дает характеристику звуку, производит звуко-буквенный и слого-звуковой анализы слов; читает слоги, слова, стихотворения, тексты с буквами Ц, ц, без ошибок..
Метапредметные результаты:
- определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;
- проговаривает последовательность действий на уроке;
- работает по коллективно составленному плану;
- фиксирует затруднения в выполнении заданий;
- оценивает правильность выполнения действий;
- планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- высказывает свои предположения;
- строит краткое устное высказывание по теме;
- слушает и понимает речь других;
- ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;
- участвует в организованном поиске новых знаний: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник Азбука Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарков, лента букв, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.
Дидактические материалы: сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги, предметные картинки, тексты стихов, звуковые модели слов, карточки для индивидуальной работы, шаблоны букв.
Ход урока
1.Организационный момент
Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.
Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Формируемые УУД:
(Л.)Формирование личностной заинтересованности
(Р.)Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности.
Учитель. Дети улыбнитесь своему соседу, теперь улыбнитесь мне, а я вам.

2. Актуализация знаний. Фонетическая зарядка.
Дидактическая задача: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.
Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
Формируемые УУД.
(К.)Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме.
(П.)Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
(К.) Формирование умений слушать и понимать речь других.
Учитель. - Как подзывают цыплят? (цып-цып)
Учитель. Какой звук слышится в начале?
Ученик. Звук ц.
Учитель. Что вы можете рассказать об этом звуке? Охарактеризуйте его.
Ученик. ц - согласный, глухой, твёрдый, непарный.
Учитель. Какими буквами на письме мы обозначаем этот звук?
Ученик. Буквой Ц.
Учитель. На что похожа буква Ц?
Ученик. На скамейку, стул, краник бочка.
Учитель. Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка. (А.Шибаев)

3.Самоопределение к деятельности
Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.
Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний. Формируемые УУД.
(К.) Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
(П.) Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
(Р.) Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.
На интерактивной доске появляются слова с рисунками. (Слайд 1)
лиса, иней, цыпленок, окунь

Учитель. Что общего в этих словах?
Ученик. Это слова предметы.
Учитель. Отгадайте, какое слово получится, если составить первые звуки каждого слова.
Ученик. Лицо.
Учитель. Где слышите звук [ц] в слове?
Составьте звуковую модель слова. На схеме поставьте ударение (звуко-слоговой анализ слова лицо).
Ученик. [л`] [и][ц][о] □`○□○
Учитель. Ребята, может уже кто догадался, как будет называться тема нашего урока? С каким звуком и буквой мы познакомимся сегодня?
Ученик. Звук [ц], буквы Ц, ц.
Учитель. Хорошо. А чему же мы будем учиться сегодня?
Ученик. Выделять звуки из слова, производить звуко-буквенный анализ слов; читать слоги, слова, тексты с буквами Ц, ц.
Учитель. Да, мы сегодня познакомимся с новым звуком [ц], буквами Ц, ц.

4. Применение и добывание знаний. Работа в паре
Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.
Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений, развитие контроля и оценки.
Формируемые УУД.
(Р.) Формирование умения выполнять последовательность действий, позицию по отношению к своей работе в группе (Л.).
(К.) Быть исследователем, конструктором, организовывать совместную работу.
Учитель. Работа по учебнику.
1.Чтение звукобуквенных моделей, выделение новых звуков. Конструирование новых букв. Определение места буквы Ц в алфавите: перед какой знакомой буквой находится буква Ц? Какая буква находится после буквы Ц?
Ученик. Между Х и Ч.
Учитель.
2. Чтение слогов с новыми звуками под моделями (с.110).
3. Чтение слов на цветном фоне (с.111). Нахождение лишней пары слов (белый целый). Составление моделей слов (Работа в паре).
Учитель. Какое ещё задание вы хотели бы выполнить с этими словами, работая в паре?
Ученик. Поставить в словах ударение, разделить на слоги.
Учитель. Приступаем к работе.

5. Физкультминутка.
Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.
Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.
Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л).
Учитель. Ребята, я буду читать слова с буквой Ц. Если буква в начале слова вы приседаете, в середине хлопаете, в конце идете. (Цветы, улица, заяц,
цапля, гонец).

Учитель. Как вы понимаете слово гонец? К чему мы можем обратиться?
Ученик. К толковому словарю Ожегова.
Учитель. Гонец - человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием.
(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой).

На интерактивной доске появляется запись: (Слайд2)

А Учитель. - Что вы заметили?
О Ученик. Вместе написаны И и Ы.
Ц У
Е
И Ы

ЦЫ ЦИ ЦЫ
цыц цинк певцы
цыган циферблат скворцы
цыпленок цикорий колодцы
цыпочки

Учитель. Прочитайте 2,3 столбики со словами, что вы заметили?
Ученик. В середине слов пишется и, на конце ы
Учитель. В 1 столбике записаны слова исключения, их надо запомнить, в корне слова после ц пишется буква и (2 столбик), на конце слова после ц пишется буква ы (3 столбик).

6. Итог урока
Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.
Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы. Формируемые УУД. Формирование умения проследить последовательность действий на уроке (р), дать самооценку учебной деятельности(л).
Учитель. Вспомним, дети, чему мы учились сегодня на уроке?
Ученик. Мы познакомились с новым звуком [ц], буквами Ц, ц. Выделяли звуки из слова, читали слоги, слова, тексты с буквами Ц, ц.
Учитель. Поработаем со светофором. Помним, что зелёный круг всё понятно, жёлтый не совсем понятно, красный требуется помощь.

На интерактивной доске появляются высказывания, дети поднимают круг, который соответствует каждому высказыванию.(Слайд 3)

Я запомнил, что звук [ц] согласный, глухой, твёрдый, непарный.
Я понял, что на письме мы обозначаем этот звук буквами Ц,ц.
Я запомнил, что в корне слова после ц пишется буква и, на конце слова после ц пишется буква ы.

Учитель. Молодцы! Я рада. Что вы все запомнили эти правила.

7. Рефлексия учебной деятельности
Дидактическая задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.
Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки(р).Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л).
Учитель. Ребята, а кто из вас был в деревне?
Дети. Я. я..
Учитель. Ой, вы все там были! А как там красиво, особенно летом в лесу, на лугу! Птички поют, бабочки летают, цветы цветут.
Учитель обращается к плакату на доске.
- А чего не хватает на рисунке в деревне, в которую приехали мы?
Ученик. Красоты.
Учитель. Попробуем её изобразить?
Дети. Да.
Учитель. У каждого из вас на парте три цветка: красный, жёлтый, зелёный. Если вам понравилось на уроке прикрепите красный цветок, если не всё понравилось жёлтый, но а если было плохое настроение зелёный. Прикрепят цветочки сначала девочки, а потом мальчики.
Учитель. Наша деревня запестрела цветами красного цвета. Я рада, что на уроке вам всё понравилось!
Учитель. Урок окончен.

Литература.

1. В.Волина Занимательное азбуковедение, М.: Просвещение, 2000г.

2.Я иду на урок в начальную школу. Русский язык: книга для учителя. М.: 2009

3.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник,
2007.

4. Ковалько В. И. Школа физкультминуток. М: Вако, 2010.

5. Максимук Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению.1 кл. М.: Вако, 2010.

6. Журналы Начальная школа 2010 -2012.

7. Журналы Современный урок 2010-2012.



Что еще почитать