Иулия анкирская житие. Молитва святой мученице иулии анкирской. Именины Юлии по церковному календарю

Заказать икону святого

Житие

Иулия Анкирская жила во 2-й половине III века в городе Анкире, Галатийской области. Она являлась одной из семи дев мученически пострадавших за Христа.

Во время гонения императора Диоклитиана (284 305) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн.

Святые девы Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, с юных лет посвятили себя Богу, жили в постоянных молитвах, посте, воздержании, добрых делах и все достигли старческого возраста. Приведенные на суд как христианки святые девы мужественно исповедали перед Феотекном свою веру во Христа и были преданы истязаниям, но остались непоколебимыми. Тогда правитель предал их бесстыдным юношам на осквернение. Святые девы горячо молились, прося у Бога помощи. Святая Текуса упала к ногам юношей, сняв головное покрывало, показала им свою седую голову. Юноши опомнились, сами заплакали и ушли прочь. Тогда правитель повелел, чтобы святые приняли участие в праздновании омовения идолов, как это совершали языческие жрицы, но святые девы снова отказались. За это они были приговорены к смерти. Каждой на шею был привязан тяжелый камень, и все семь святых дев были утоплены в озере. В следующую ночь святая Текуса явилась во сне святому Феодоту, прося достать тела их и похоронить по-христиански. Святой Феодот, взяв с собой своего друга Полихрония и других христиан, направился к озеру. Было темно, и путь указывала горящая лампада. Между тем перед стражей, поставленной язычниками на берегу озера, явился святой мученик Сосандр. Устрашенная стража обратилась в бегство. Ветер отогнал воду на другую сторону озера. Христиане подошли к телам святых мучениц и увезли их к церкви, где и предали погребению.

Житие святой мученицы Иулии (Юлии) Анкирской (Коринфской) пришлось на времена правления императора Диоклетиана – история сохранила его имя в числе императоров Римской империи, правивших до конца первой трети IV века, как одного из самых жестоких и непримиримых гонителей христиан. Многочисленными провинциями Рима правили наместники императора, и в город Анкиру, в малоазиатской провинции Галатия, теперь это Анкара – столица современной Турции, был назначен Феотекн, известный своей жестокостью и ненавистью к христианам. Феотекн, придя на службу, первым делом издал указ о том, что они должны принести жертву идолам, или их ждут муки и казнь. Те, кто отказывался, истреблялись, а их имущество разворовывали воины-язычники. Христиане в подавляющем большинстве отказывались следовать указу, за что беспощадно преследовались. Одни успевали скрыться, взяв с собой только необходимое, другие, кто попадался в руки язычников, стойко перенося мучения, отдавали жизнь за веру в Единого Бога Живого.

В Анкире в то время существовала христианская община, в которой в числе других верных христиан служили Господу семь дев – Те¬куса, Фаина, Иулия, Клавдия, Матрона, Александра и Евфрасия. У старшей, Текусы, был племянник Феодот, имя которого неразрывно связано с именами семи дев-мучениц.

В те тяжелые времена в стране, которую постоянно грабили римляне, наступил голод. Феодот держал гостиницу, где часто находили приют христиане, лишившиеся крова, преследуемые за веру. Человек состоятельный, он был к тому же добродетельным и благочестивым: поддерживал разоренные христианские церкви из своих запасов, давая им все для совершения богослужений, а когда все церкви были уничтожены, святой Феодот предоставил христианской общине для совершения Божественной литургии свою гостиницу. Мужественный и бесстрашный святой проникал в темницы, где содержались гонимые, невинно осужденные за право верить в Единого Бога люди. Феодот молился с ними, укрепляя их в вере, убеждая не поддаваться ложным посулам и другим хитроумным искушениям, к которым часто прибегали правители-язычники, чтобы соблазнами и сомнениями ослабить дух верующих. Также добродетельный ревнитель веры находил тела святых мучеников, выкупая их у воинов или унося тайно, и погребал их согласно христианскому обычаю, чтобы они не были преданы поруганию или их не похитили дикие звери.

Незадолго до того как были схвачены семь святых дев-мучениц, он сказал своему другу священнику Фронтону, что вскоре ему предстоит погребать нескольких мучеников, что также предчувствует и свою скорую гибель, и завещал похоронить его на том месте, которое выберут они оба. Место они выбрали, а в подтверждение того, что так должно и быть, он отдал священнику свой перстень.

В то же время к Феотекну привели семь дев, старшая из которых была тетка Феодота Текуса. Она, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, о которой мы сейчас особо говорим, Александра и Евфрасия уже были в старческом возрасте. Мы зовем их девами, поскольку они никогда не состояли в земном браке, а с юного возраста безраздельно посвятили себя служению Христу. Перед правителем все семь дев, среди которых была и святая Иулия, об иконе которой у нас говорится, открыто исповедовали Христа, и Феотекн неправедным судом поначалу отдал их на истязания, но муки плоти не поколебали их дух, верный Господу. Тогда правитель призвал бесчестных юношей и приказал им осквернить чистоту Божиих избранниц. Девы начали горячо молиться, чтобы Господь избавил их от поругания, и Текуса, самая старшая, пав в ноги юношам, сняла перед ними головной плат, чтобы они увидели ее седины. Увидев, что все семеро годились юношам в матери, а то и в бабки, молодые люди устыдились и ушли. Затем девам приказали принять участие в празднике омовения языческих идолов, но они опять отказались наотрез, отчего правитель пришел в ярость и повелел предать святых дев казни: привязать каждой на шею тяжелый камень и бросить в озеро.

В ту же ночь святому Феодоту явилась святая Текуса и просила его найти и похоронить ее, Фаину, Клавдию, Матрону, Иулию, Александру и Евфрасию по христианскому обычаю. Вместе с его другом Полихронием и другими христианами, освещая себе путь в темноте одной только лампадой, они пришли к озеру. Чтобы препятствовать достойному упокоению тел славных христианок, у озера была выставлена стража, но внезапно перед воинами возник в сиянии святой мученик Сосандр. Видение так напугало их, что в ужасе они бежали, а Феодот, Полихроний и другие, пришедшие с ними, беспрепятственно взяли тела мучениц и похоронили в святом месте – в одной из церквей.

Узнав об этом, Феотекн в ярости приказал хватать всех христиан подряд и казнить. Под истязания попал и Полихроний, и, не выдержав мучений, он указал на святого Феодота, признав его виновником похищения тел семи дев.

Святой Феодот разделил участь других схваченных христиан и был казнен, а священник Фронтон, которому он отдал перстень и предрек свою скорую мученическую кончину, завещая похоронить его тело, исполнил данное другу слово. Феотекн велел воинам после казни сжечь тело святого, но по воле Божией поднялся сильный ветер и не дал огню разгореться. Так же чудесным образом священник нашел тело казненного Феодота: он вел из виноградника тяжело нагруженного осла, и рядом с местом казни осел упал. Стражники помогли священнику поднять животное и рассказали, что стерегут тело казненного Феодота. Священник упросил их отдать ему останки святого. Тогда – тоже чудо! – сами воины и отдали тело, которое им было велено сторожить, и помогли погрузить его на осла. Фронтон упокоил святые мощи на месте, которое они с Феодотом выбрали, а позже воздвиг на этом месте церковь.

Сведения о житии семи святых дев Анкирских (Коринфских), и в их числе святой Иулии (Юлии) и святого Феодота, были найдены в описании, составленном Нилом – соратником святого, очевидцем его казни, современником всех восьми христиан, о которых наш рассказ.

Эти события происходили примерно в 303 – 304 годах, и хотя гибель святого Феодота случилась 20 июня по новому стилю, память его празднуется 31 мая – вместе с памятью семи дев. В числе них вспоминается и святая Иулия Анкирская, в честь которой написана новая икона кузнецовского письма.

Значение иконы

«Царство Небесное там, где живет Бог, а Бог Великий и Истинный жил, явным образом жил в сердцах этих великих праведников, ибо вся их жизнь была посвящена Богу, познанию Бога, любви к Богу, общению с Ним», – так говорил о святых всех в проповеди «Царствие Божие внутри нас» святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский и Симферопольский, и слова его применительны ко всем эпохам становления и распространения христианства.

Икона святой Иулии (Юлии) Анкирской (Коринфской) кузнецовского письма написана иконописцем Мариной Филипповой в таком же красочном, неповторимом колорите доличного, каким отличаются все кузнецовские иконы. Горение духа перед Богом, подобное горению свечи перед образом Божиим, даровало Иулии (Юлии) Анкирской и ее сестрам непрестанно цветущий в душе святой райский сад, который не мог погибнуть с их физической смертью, – жизнь во Христе уже сделала их бессмертными: веруя в Него, они в земном бытии обрели Жизнь вечную. Этот райский сад Царствия Божия, который расцветает на всех кузнецовских иконах, вновь отражен в динамичном звездно-цветочном орнаменте образа Иулии Анкирской. Голубые тона, ими исполнены плат под внешним покровом на голове святой мученицы Иулии, ворот и поручи нижнего одеяния, тонкий крест в ее правой руке – атрибут мученичества напоминают нам о целомудренном девстве той, что посвятила себя одному только Жениху Небесному.

Князь Е.Н. Трубецкой говорил об иконописи как об «умозрении в красках». Главное значение и назначение иконы – стать иконописной похвалой святости, и икона святой мученицы Иулии (Юлии) Анкирской (Коринфской), ее краски и узоры – иконописное живописание праведных достоинств святой личности, вдохновенное рассуждение о душе, проникнутой пылкой любовью и всецелой преданностью Богу и Слову Его.

Ее житие связано с мучеником Феодотом и семи дев - мучениц Текусой, Фаиной, Клавдией, Матроной, Александрой и Евфрасинией. Все они жили в третьем века в городе Анкире.

Святой Феодот был в то время женат, имел свою гостиницу. Несмотря на это, он жил в чистоте и везде, где можно своими беседами приводил людей к христианству. От Господа он стяжал дар исцеления.

В это время император Диоклетиан начал гонение на христиан. Правителем в город Анкиру был назначен правитель Феоткен, который славился особой ненавистью к верующим. С первых своих дней он объявил всем последователям Христа, что они должны поклониться языческим идолам, иначе всех их ждет неминуемая смерть.

Многие люди бежали из города, бросали свои дома, хозяйство. В Анкире воцарился голод. Святой Феодот в своей гостинице приютил многих христиан. Здесь же тайно совершалась и Божественная литургия.

В это же время мученическую кончину за Христа приняли семь дев, старшая из них - святая Текуса, была тетей святого Феодота. Святые девы Иулия, Матрона, Клавдия, Фаина, Александра и Евфросиния, посвятили себя Богу с юных лет. В добрых делах, молитве и посте они дожили до преклонного возраста. Их, как христианок, привели на суд к Феоткену. Он приказал отдать их бесстыдным юношам для осквернения.

Все они горячо молились, а святая Текуса упала к ногам нечестивцев, сняла платок и показала им свою седую голову, взывая к разуму и сердцу их. Юноши заплакали и оставили святых невредимыми.

Святая Иулия, (или, как обычно говорят сегодня - Юлия), родилась в Африке, в городе Карфагене. Родители - богатые и знатные жители города - воспитывали свою дочь в вере и благочестии. Маленькая Юлия была умной и послушной девочкой; она очень любила читать Священное Писание, жития святых… Много и горячо молилась Богу.

Но вот над городом нависла беда. Многочисленные войска персидского царя окружили Карфаген. Подогнали к городским стенам тараны - тяжёлые стенобитные орудия, и пошли на штурм. Огонь, дым, крики… Тучи стрел летят тут и там, разя защитников, не щадя и мирных жителей. С треском и грохотом рухнули под мощными ударами городские ворота. Страшные персидские воины ворвались в Карфаген, начали грабить и убивать его жителей. Напрасно хотела маленькая Юлия скрыться от врагов в густом саду близ своего дома - её нашли, потащили куда-то…

Богатую добычу захватили персы в поверженном городе. Весело и шумно отпраздновали победу, поделили золото и драгоценности, а несчастных пленников погнали на невольничий рынок. Продали и Юлию. Так девочка стала рабыней богатого сирийского купца.

«Господи, помилуй меня, грешную! Не допусти мне погубить свою душу, не дай отпасть от Тебя, моего Спасителя» - горячо молилась Юлия, оказавшись среди язычников, в чужой стране, где не было ни христианского храма, ни священников. Но Господь сказал: «Царствие Божие внутри вас» - и Юлия сделала храмом Божиим свою чистую душу. Днём и ночью тихо, незаметно для окружающих, молилась девица Богу, и Господь помогал ей - защищал от злых людей, вразумлял, как ей жить… Почти всё своё время отдавала она труду и молитве, почти не отдыхала, строго постилась. Юлия верно служила своему господину, никогда не роптала на тяжёлый труд, работала честно и усердно. Но, если хозяин хотел заставить её сделать что-либо греховное, противное Богу - никакими силами не мог принудить девушку послушаться его и нарушить закон Божий. Много раз пытался нечестивый язычник заставить свою служанку принести жертвы идолам, отречься от Христа, но девушка оставалась непреклонной. Сириец бил Юлию, мучил тяжёлой работой, ругал и запугивал… Разозлившись на непокорную рабыню, он уже хотел убить её, но… Девушка была доброй, послушной (когда речь не шла о чём-то греховном), работящей. «Да, пусть себе молится, как хочет!» - решил наконец хозяин и оставил свои попытки.

Нелегко было юной девушке сохранять чистоту среди развращённых язычников.

- Юлия, пойдём с нами - зазывали её сверстники, собиравшиеся на грешные игрища - будем плясать, петь песни, веселиться…

Девушка обычно ничего не отвечала язычникам - всё равно не поймут. Она тихо уходила в какое-нибудь укромное место, где молилась - беседовала с Богом - единственным своим Покровителем и Отцом, оберегавшим её на чужбине… Язычники сначала смеялись над казавшейся им странной девушкой, но постепенно почувствовали силу её духа и стали уважать христианку. Хозяин заметил, что, что бы ни делала Юлия - помощь Неба сопутствует ей, и потому трудолюбивая пленницавесьма полезна для его хозяйства. Он назначил девушку управительницей своего имения.

Долго ли, коротко ли, собрался хозяин Юлии в дальнее путешествие. Нанял большой корабль. Несколько дней трудились слуги, складывая в глубокие трюмы дорогой товар. Купец заранее подсчитывал, какую прибыль получит при благоприятном исходе дела…

- Ты поплывёшь с нами - сказал он Юлии - я давно заметил, что где ты - там не случается неприятных неожиданностей. Да и за товаром присмотр нужен.

**********

Искрится, сверкает на солнце южное море. Попутный ветерок надувает пёстрые паруса сирийского корабля. «Слава Тебе, Господи, благословляющему путь наш» - молится Юлия. Вот среди бескрайнего синего простора показалась зелёная точка, стала быстро увеличиваться. Наконец, корабль подошёл к острову. «Корсика - важно сказал купец - мы плывём по намеченному пути. Благодарю вас, о великие боги!» Грустно вздохнула Юлия. Скорбно ей было смотреть на людей, тонущих в языческих заблуждениях, не знающих Истинного Бога. Но что это? Что за музыка слышится с берега, почему так много народа собралось вокруг больших костров, разложенных прямо на прибрежном песке? Хозяин отправил на берег одного из слуг, велел разведать обстановку.

- О, господин - доложил тот, вернувшись на корабль - мы прибыли в благоприятное время. Жители острова сегодня совершают праздник в честь великих богов - покровителей Корсики.

- Прекрасно! - обрадовался купец. - Принесём жертву вместе с ними, повеселимся - а завтра займёмся делами. А ты - обратился хозяин к Юлии - так и быть, можешь не сходить на берег. А то неприятностей из-за тебя не оберёшься. Сиди тихо на корабле, что бы никто из местных жителей тебя не видел.

Шумно празднуют язычники. Рекой льётся кровь приносимых в жертву идолам быков и баранов, украшенные цветочными гирляндами полуобнажённые мужчины и женщины пляшут, поют, пьют вино…

«Господи, вразуми Ты этих несчастных - молится на корабле Юлия - ведь не ведают они, что погибают, что вечно мучиться им придётся вместе со злыми бесами, которым они служат, называя богами!» Вдруг за дверью раздался какой-то шорох, быстрые шаги. «Наверное, хозяин велел кому-то из рабов взять что-нибудь с корабля» - отметила про себя девушка и снова ушла в молитву.

К главному языческому жрецу подбежал один из его служителей.

- Господин! - заговорил он торопливым шёпотом - я только что был на сирийском корабле. Там есть одна девушка - христианка. Она молится своему Богу и ругает наших…

- Великие боги прогневаются на такое нечестие! - воскликнул жрец - каждый, кто находится сейчас на этом берегу или близ него, должен принести жертву нашим покровителям, иначе они накажут нас! …Почему не все твои люди пришли на наш праздник и жертвоприношение?! - обратился начальник языческого сборища к сирийскому купцу.

- Ты ошибаешься, о великий жрец - попытался обмануть его купец - все мои слуги здесь.

- Неправда. Боги говорят мне, что на твоём корабле осталась девушка, которая не хочет воздать им почитание, бранит и хулит их.

- Ах да… - замялся купец - это моя рабыня. Я много лет пытался отвратить её от христианства, убедить поклониться великим богам. Но ни ласки, ни угрозы, ни суровые наказания не победили её упорства. Если бы она не была верна мне и так усердна в работе, я давно погубил бы её различными муками.

- Заставь её сейчас же поклониться нашим богам, принять участие в жертвоприношении! - нахмурился жрец - или продай её мне… Хочешь, я дам за неё четырёх рабынь - или их стоимость. А уж я-то сумею сломить её упрямство!

- Я уже сказал - твёрдо ответил купец - что эту девицу невозможно отвратить от её веры. Она скорее умрёт, чем принесёт жертву нашим богам. А продать её я не могу: если бы ты давал за неё всё своё имущество, это не могло бы сравниться с её службой - она действительно очень верна; моё имение увеличивается в её руках, поэтому я всё поручил ей.

- Что ж, твоя воля, купец - притворно улыбнулся жрец. - Забудем о нечестивых христианах, будем пить и веселиться во славу наших богов!

Всё безудержнее становилось веселье. Новые и новые чаши с вином подносились изрядно захмелевшему купцу и его слугам. Наконец, когда все гости спали пьяным сном, глава жрецов самодовольно ухмыльнулся и приказал:

Немедленно привести сюда эту христианку! Мы должны заставить её отречься от своей веры прежде, чем проснётся её хозяин!

Язычники стремглав бросились исполнять повеление своего старейшины . Когда Юлию привели, жрец окинул её долгим оценивающим взором. Худая, бледная от трудов и воздержания. Смотрит спокойно - неужели не боится?

- Девица - льстиво улыбнувшись, начал он - принеси жертву великим богам. Я дам выкуп твоему хозяину и отпущу тебя на свободу. Ведь ты хочешь стать свободной?

- Моя свобода в том, чтобы чистой совестью служить Христу, Богу моему, - твёрдо ответила Юлия - вашего же заблуждения я гнушаюсь.

- Ах так ты говоришь?! - отбросил притворную ласковость жрец - Ты горько пожалеешь об этом! Бейте её по щекам!

Мучитель велел терзать Юлию за волосы, а потом - раздеть и жестоко бить по всему телу. Но святая под ударами громко говорила:

Я исповедую Того, Которого били ради меня! Владыка мой претерпел терновый венец и распятие на кресте. Пусть же и я, раба Его, буду подражательницей страданиям Его, чтобы прославиться мне с Ним во Царствии Его!

Страшно мучили святую Юлию. Она же мужественно терпела, укрепляемая горящей в её сердце любовью ко Христу, невидимо соединённая с Ним золотой нитью молитвы.Наконец, боясь, что купец проснётся и отберёт у него рабу Христову, вождь язычников решил казнить Юлию.

Она говорила, что её Бог был распят на кресте - жестоко ухмыльнулся жрец - если она так хочет, пусть потерпит то же!

Наскоро сколотили корсиканцы деревянный крест, установили его на небольшом крутом холме у берега, прибили к нему девические руки и ноги… Сам Господь, крестной смертью Своей спасший человеческий род, укреплял свою Невесту, облегчал её страдания.

Когда Юлия была уже при смерти, проснулся сирийский купец. Заворочался, недоуменно открыл глаза и … увидел распятую.

Что вы сделали?! - немея от ужаса и жалости, едва прошептал он. В этот момент все ясно увидели, как сияющая белая голубка вылетела из уст мученицы, устремилась к небу - душа покинула истерзанное тело святой. А в небесах сонмы ангелов встречали Юлию, радостным ликованием приветствовали её. По Божьему произволению, язычники увидели ангелов, узрели и душу святой… Ужас напал на них и, давя друг друга, с криками бросились идолопоклонники в разные стороны.

Бог не попустил телу Своей мученицы остаться без погребения. Неподалёку от Корсики есть небольшой островок, называвшийся во времена святой Юлии Маргаритой. Здесь был мужской монастырь. Ангел Господень явился инокам и поведал им о мученическом подвиге невесты Христовой. В трепете, благодаря Бога за чудесное явление, сели монахи на корабль и поплыли к корсиканскому берегу. Здесь они благоговейно сняли со креста тело святой, обвили его чистой пеленой и отвезли в свой монастырь. Там, славя Христа, укрепившего на подвиг Свою верную рабу, иноки с честью погребли Юлию в церкви Божией.

На месте страданий святой из-под камня истёк источник чистой целебной воды. Некоторое время спустя, на месте, где была распята Юлия, христиане построили храм.

Множество чудес происходило и по сей день происходит на месте страдания мученицы Юлии и у её мощей.

День памяти святой Юлии - 29 июля по новому стилю (16 июля по церковному календарю).

Жития мученика Феодота Анкирского и мучениц семи дев: Текусы, Фаины, Клавдии, Матроны, Иулии, Александры и Евфрасии

Свя-той му-че-ник Фе-о-дот и свя-тые му-че-ни-цы семь дев - Те-ку-са, Фа-и-на, Клав-дия, Мат-ро-на, Иулия, Алек-сандра и Ев-фра-сия - жи-ли во 2-й по-ло-вине III ве-ка в го-ро-де Ан-ки-ре, Га-ла-тий-ской об-ла-сти, и му-че-ни-че-ски скон-ча-лись за Хри-ста в на-ча-ле IV ве-ка. Свя-той Фе-о-дот был "кор-чем-ни-ком", имел свою го-сти-ни-цу, был же-нат. Уже то-гда он до-стиг вы-со-ко-го ду-хов-но-го со-вер-шен-ства: со-блю-дал чи-сто-ту и це-ло-муд-рие, вос-пи-ты-вал в се-бе воз-дер-жа-ние, по-ко-рял плоть ду-ху, упраж-ня-ясь в по-сте и мо-лит-ве. Сво-и-ми бе-се-да-ми он при-во-дил иуде-ев и языч-ни-ков к хри-сти-ан-ской ве-ре, а греш-ни-ков - к рас-ка-я-нию и ис-прав-ле-нию. Свя-той Фе-о-дот вос-при-ял от Гос-по-да дар ис-це-ле-ний и вра-че-вал боль-ных воз-ло-же-ни-ем на них рук.

Во вре-мя го-не-ния им-пе-ра-то-ра Дио-кли-ти-а-на (284-305) на хри-сти-ан в го-род Ан-ки-ру был на-зна-чен из-вест-ный сво-ей же-сто-ко-стью пра-ви-тель Фео-текн. Мно-гие хри-сти-ане бе-жа-ли из го-ро-да, остав-ляя свои до-ма и иму-ще-ство. Фео-текн опо-ве-стил всех хри-сти-ан, что они обя-за-ны при-не-сти жерт-ву идо-лам, в слу-чае же от-ка-за бу-дут пре-да-ны на му-че-ния и смерть. Языч-ни-ки при-во-ди-ли хри-сти-ан на му-че-ния, а иму-ще-ство их рас-хи-ща-ли.

В стране на-сту-пил го-лод. В эти су-ро-вые дни свя-той Фе-о-дот в сво-ей го-сти-ни-це да-вал при-ют хри-сти-а-нам, остав-шим-ся без кро-ва, пи-тал их, скры-вал под-вер-гав-ших-ся пре-сле-до-ва-нию, из сво-их за-па-сов да-вал в ра-зо-рен-ные церк-ви все необ-хо-ди-мое для со-вер-ше-ния Бо-же-ствен-ной ли-тур-гии. Он бес-страш-но про-ни-кал в тюрь-мы, ока-зы-вая по-мощь невин-но осуж-ден-ным, убеж-дая быть до кон-ца вер-ны-ми Хри-сту Спа-си-те-лю. Фе-о-дот не стра-шил-ся по-гре-бать остан-ки свя-тых му-че-ни-ков, тай-но уно-ся их или вы-ку-пая за день-ги у во-и-нов. Ко-гда в Ан-ки-ре хри-сти-ан-ские церк-ви бы-ли ра-зо-ре-ны и за-кры-ты, Бо-же-ствен-ную ли-тур-гию ста-ли со-вер-шать в его го-сти-ни-це. Со-зна-вая, что ему то-же пред-сто-ит му-че-ни-че-ский по-двиг, свя-той Фе-о-дот в бе-се-де со свя-щен-ни-ком Фрон-то-ном пред-ска-зал, что ему в ско-ром вре-ме-ни до-ста-вят му-че-ни-че-ские мо-щи на ме-сто, вы-бран-ное ими обо-и-ми. В под-твер-жде-ние этих слов свя-той Фе-о-дот от-дал свой пер-стень свя-щен-ни-ку.

В то вре-мя смерть за Хри-ста при-ня-ли семь свя-тых дев, из ко-то-рых стар-шая, свя-тая Те-ку-са, бы-ла тет-кой свя-то-го Фе-о-до-та. Свя-тые де-вы - Те-ку-са, Фа-и-на, Клав-дия, Мат-ро-на, Иулия, Алек-сандра и Ев-фра-сия с юных лет по-свя-ти-ли се-бя Бо-гу, жи-ли в по-сто-ян-ных мо-лит-вах, по-сте, воз-дер-жа-нии, доб-рых де-лах и все до-стиг-ли стар-че-ско-го воз-рас-та. При-ве-ден-ные на суд как хри-сти-ан-ки, свя-тые де-вы му-же-ствен-но ис-по-ве-да-ли пе-ред Фео-тек-ном свою ве-ру во Хри-ста и бы-ли пре-да-ны ис-тя-за-ни-ям, но оста-лись непо-ко-ле-би-мы-ми. То-гда пра-ви-тель пре-дал их бес-стыд-ным юно-шам на осквер-не-ние. Свя-тые де-вы го-ря-чо мо-ли-лись, про-ся у Бо-га по-мо-щи. Свя-тая Те-ку-са упа-ла к но-гам юно-шей, сняв го-лов-ное по-кры-ва-ло, по-ка-за-ла им свою се-дую го-ло-ву. Юно-ши опом-ни-лись, са-ми за-пла-ка-ли и ушли прочь. То-гда пра-ви-тель по-ве-лел, чтобы свя-тые при-ня-ли уча-стие в празд-но-ва-нии "омо-ве-ния идо-лов", как это со-вер-ша-ли язы-че-ские жри-цы, но свя-тые де-вы сно-ва от-ка-за-лись. За это они бы-ли при-го-во-ре-ны к смер-ти. Каж-дой на шею был при-вя-зан тя-же-лый ка-мень, и все семь свя-тых дев бы-ли утоп-ле-ны в озе-ре. В сле-ду-ю-щую ночь свя-тая Те-ку-са яви-лась во сне свя-то-му Фе-о-до-ту, про-ся до-стать те-ла их и по-хо-ро-нить по-хри-сти-ан-ски. Свя-той Фе-о-дот, взяв с со-бой сво-е-го дру-га По-ли-хро-ния и дру-гих хри-сти-ан, на-пра-вил-ся к озе-ру. Бы-ло тем-но, и путь ука-зы-ва-ла го-ря-щая лам-па-да. Меж-ду тем пе-ред стра-жей, по-став-лен-ной языч-ни-ка-ми на бе-ре-гу озе-ра, явил-ся свя-той му-че-ник Со-сандр. Устра-шен-ная стра-жа об-ра-ти-лась в бег-ство. Ве-тер ото-гнал во-ду на дру-гую сто-ро-ну озе-ра. Хри-сти-ане по-до-шли к те-лам свя-тых му-че-ниц и увез-ли их к церк-ви, где и пре-да-ли по-гре-бе-нию. Узнав о по-хи-ще-нии тел свя-тых му-че-ниц, пра-ви-тель при-шел в ярость и при-ка-зал хва-тать без раз-бо-ра всех хри-сти-ан и пре-да-вать их му-че-ни-ям. Был схва-чен и По-ли-хро-ний. Не вы-дер-жав ис-тя-за-ний, он ука-зал на свя-то-го Фе-о-до-та как ви-нов-ни-ка по-хи-ще-ния тел. Свя-той Фе-о-дот стал го-то-вить-ся к смер-ти за Хри-ста; воз-не-ся вме-сте со все-ми хри-сти-а-на-ми усерд-ные мо-лит-вы, он за-ве-щал от-дать его те-ло свя-щен-ни-ку Фрон-то-ну, ко-то-ро-му ра-нее от-дал свой пер-стень. Свя-той пред-стал пе-ред су-дом. Ему по-ка-за-ли раз-лич-ные ору-дия му-че-ний и вме-сте с тем обе-ща-ли боль-шие по-че-сти и бо-гат-ство, ес-ли он от-ре-чет-ся от Хри-ста. Свя-той Фе-о-дот про-сла-вил Гос-по-да Иису-са Хри-ста, ис-по-ве-дал свою ве-ру в Него. В яро-сти языч-ни-ки пре-да-ли свя-то-го про-дол-жи-тель-ным ис-тя-за-ни-ям, но си-ла Бо-жия под-дер-жа-ла свя-то-го му-че-ни-ка. Он остал-ся жив и был от-ве-ден в тем-ни-цу. На сле-ду-ю-щее утро пра-ви-тель вновь при-ка-зал ис-тя-зать свя-то-го, но вско-ре по-нял, что по-ко-ле-бать его му-же-ство невоз-мож-но. То-гда он по-ве-лел от-сечь го-ло-ву му-че-ни-ку. Казнь со-вер-ши-лась, но под-няв-ша-я-ся бу-ря по-ме-ша-ла во-и-нам сжечь те-ло му-че-ни-ка. Во-и-ны, си-дя в па-лат-ке, оста-лись сте-речь те-ло. В это вре-мя свя-щен-ник Фрон-тон про-хо-дил близ-ле-жа-щей до-ро-гой, ве-дя ос-ла с по-кла-жей ви-на из сво-е-го ви-но-град-ни-ка. Око-ло ме-ста, где ле-жа-ло те-ло свя-то-го Фе-о-до-та, осел вдруг упал. Во-и-ны по-мог-ли под-нять его и рас-ска-за-ли Фрон-то-ну, что сте-ре-гут те-ло каз-нен-но-го хри-сти-а-ни-на Фе-о-до-та. Свя-щен-ник по-нял, что Гос-подь про-мыс-ли-тель-но при-вел его сю-да. Он воз-ло-жил свя-тые остан-ки на ос-ла и при-вез их на ме-сто, ука-зан-ное свя-тым Фе-о-до-том для сво-е-го по-гре-бе-ния, и с че-стью пре-дал зем-ле. Впо-след-ствии он воз-двиг на этом ме-сте цер-ковь. Свя-той Фе-о-дот при-нял смерть за Хри-ста 7 июня 303 или 304 го-да, а вос-по-ми-на-ет-ся его па-мять 18 мая, в день смер-ти свя-тых дев.

Опи-са-ние жиз-ни и му-че-ни-че-ско-го по-дви-га свя-то-го Фе-о-до-та и стра-да-ния свя-тых дев со-ста-вил совре-мен-ник и спо-движ-ник свя-то-го Фе-о-до-та и оче-ви-дец смер-ти его - Нил, на-хо-див-ший-ся в го-ро-де Ан-ки-ре в пе-ри-од го-не-ния на хри-сти-ан им-пе-ра-то-ра Дио-кли-ти-а-на.

См. так-же: "С " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.



Что еще почитать