Ительмены - коренные народы дальнего востока. Ительмены Огонь и береза для очищения

Народ в России. Относятся к арктической расе большой монголоидной расы. Живут в Камчатской области. Язык ительменский. Численность в РФ - 2429 человек.

Самоназвание - ительмень (местный житель), старое название – камчадалы. Народ в Российской Федерации, коренное население полуострова Камчатка, живут преимущественно в Тигильском районе Корякского автономного округа.

Общая численность в Российской Федерации в 2429 человек.

Относятся к арктической расе большой монголоидной расы, но существенно отличаются от своих соседей по расовому ареалу физическим обликом. Антропологи выделяют их в особый тип, что хорошо согласуется с языковыми и культурно-генетическими данными.

Говорят на ительменском языке, который принято относить к чукотско-камчатской семье. Существует нетрадиционная точка зрения, согласно которой ительменский язык входит в эту семью лишь на ареальных основаниях, генетической связи с чукотским и корякским языками у него нет. В языковом отношении ительмены некогда составляли три большие группы: восточную, южную и западную. К настоящему времени относительно сохраняется лишь западный ительменский язык, испытавший значительное воздействие корякского. Восточный и южный ительменские языки полностью утрачены, сведения о них ограничиваются лишь небольшим лексическим материалом. В западном ительменском языке выделяются 4 диалекта: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Широко распространен русский язык, который большинство (76,6 %) ительменов считает родным.

Древнейший субстратный пласт, легший в основу формирования ительменов, связан с мезолитической культурой бродячих охотников-рыболовов, которая характерна для весьма обширной территории. Истоки этой культуры восходят к районам восточной Монголии, откуда она распространилась позднее на значительную часть восточной Сибири и северо-восточной Азии. Антропологические данные также подтверждают генетические связи ительменов с древними представителями монголоидной расы. Об этом говорит и наличие в ительменском языке языкового субстрата, имеющего очень древнее происхождение.

Следующий этап этногенеза связан с ранним неолитом, когда на северо-востоке Азии начинают формироваться местные региональные культуры. Одна из них - тарьинская охватывала центральную и южную часть Камчатки. Характерная ее особенность - непрерывность, заметная изолированность от соседних культур Северо-востока. На всех этапах (5 тысячелетие до н. э.- середина 17 в.н.э) традиционные элементы культуры тарьинцев неизменно преобладают над инновациями. Такое возможно, если культура принадлежит одному и тому же этносу. Большинство исследователей склонны считать, что таким этносом и были древние ительмены. Но кроме местных, камчатских корней ительмены имеют и другие генетические истоки. Многие культурные особенности ительменов (техника плетения, особый тип нарт, собачьей упряжки, одежда из птичьих шкур, необычайно развитая культура собирательства и др.) совершенно не характерны для их соседей по региону, несут на себе отпечатки иной природно-географической среды, роднят ительменов с народами Приамурья, Приморья, Северной Америки. Генетическую независимость ительменов среди соседей-палеоазиатов подчеркивает фонетическое своеобразие ительменского языка сильно сближающее его с американо-индейскими языками.

К приходу русских на Камчатку ительмены распадались на 5 территориальных, скорее всего племенных, групп: бурин, суаачюай, кыхчерен, лигнурин и кулес. Общая их численность в конце 17 в. составляла 12-13 тысяч человек. С вхождением Камчатки в состав Русского государства большинство территориальных групп ительменов оказалось в зоне интенсивных контактов с русскими. В результате военных столкновений с казаками, межплеменной вражды, эпидемий и голодовок их численность быстро сокращалась. Внутренняя раздробленность народа, преобладание локального самосознания способствовали ассимилятивным процессам. Уже в первой трети 18 в. значительная часть казаков и промышленников находились в фактических брачных связях с ительменками. На этой основе началась быстрая деформация общественного строя ительменов, утрата языка и этнического самосознания. На Камчатке стала складываться особая этническая среда, менялся физический облик коренного и русского населения, шло формирование новой синкретической культуры. К концу 18 в. на полуострове насчитывалось около 3 тысяч камчадалов-ительменов, которые фактически представляли собой субэтнос русского народа. Со второй половины 19 в. процесс обрусения камчадалов еще более ускорился. Особенно интенсивно он шел в долине р. Камчатки. Камчадалы все больше теряли свои локальные особенности, растворяясь во все увеличивающейся массе русского населения. По мере того, как менялся антропологический тип ительменов и русских старожилов, трансформировались их язык, культура, этническое самосознание, менялась и семантика этнонима камчадалы. С начала Х1Х в. он приобретает собирательное значение, его все чаще распространяют на другие слои населения - потомков казаков, старожилов Камчатки, всех ее жителей. Окончательное слияние камчадалов с русскими происходило уже в советское время в рамках внутренней консолидации русской нации, однако, и сегодня еще часть местных жителей, в основном в долине р. Камчатки, в определенной ситуации продолжают считать себя камчадалами.

Медленнее проходила ассимиляция ительменов (кулес и лигнурин) на западном побережье полуострова. Здесь кроме казачьего Тигиля не было других русских населенных пунктов. К середине 19 в. местные ительмены хорошо сохранили родной язык, многие элементы традиционной культуры, двойственный характер носило самосознание - жители относили себя то к ительменам, то к камчадалам. Регистратор Приполярной переписи Е. П. Орлова нашла в 1926/27 г. в 9 селениях западного берега Камчатки (Аманино, Седанка оседлая, Напана, Утхолок, Ковран, Морошечное, Белоголовое и Сопочное) жителей с ярко выраженным этническим лицом. В качестве ительменов они и были зафиксированы переписью (825 человек).

Традиционное занятие ительменов в прошлом - рыболовство. Главным объектом промысла были лососевые. Большая часть рыбы добывалась запорами, использовали также остроги, крючковые снасти и сети из крапивных ниток. Важную роль в хозяйстве играл морской зверобойный промысел. Добывали различные виды тюленей. В 18 в. южные ительмены охотились на китов с отравленными стрелами, на восточном побережье добывали каланов и котиков. Охота на сухопутных животных ради мяса имела у ительменов подсобное значение, однако, пушной промысел был распространен широко. В начале 20 века им регулярно занималось 95 % ительменских семей. Отличительная особенность хозяйственного комплекса ительменов - широко развитое собирательство, которым занимались женщины. Собиралось до сотни различных видов съедобных растений, ягод, лекарственных трав, орехов кедрового стланика. Продукты собирательства запасались на зиму в сушеном, вяленом, копченом виде. Тесные связи с русским населением полуострова способствовали приобщению ительменов к новым хозяйственным занятиям. Уже во второй половине 19 в. во всех ительменских селениях имелись небольшие огороды с посевами картофеля и овощей, а также лошади и крупный рогатый скот.

Поселения ительменов острожки располагались по берегам рек, недалеко от устья, обносились частоколом или земляным валом. Состояли из одной или нескольких общинных полуземлянок, вмещавших до 100 и более человек, и летних жилищ для одной семьи. Старинное зимнее жилище ительменов - углубленная в землю каркасная полуземлянка. Снаружи она имела вид небольшого округлого холмика, входом служило дымовое отверстие в крыше. К концу XVIII в. полуземлянка была вытеснена избой русского типа Летним жилищем служил крытый травой шалаш пирамидальной формы из прутьев или тонких кольев на высоком свайном помосте Русские называли такие жилища балаганами. На промыслах жили в легких каркасных постройках - двускатных, односкатных и пирамидальной формы.

Ительмены носили глухую меховую одежду из шкур оленей, собак, морских животных и птиц, при изготовлении зимней промысловой обуви использовалась рыбья кожа. В набор повседневной мужской и женской одежды входили штаны, кухлянка рубашечного покроя с капюшоном и нагрудником, камлея и торбаса. Зимой кухлянка и штаны были двойными: нижние - мехом вовнутрь, верхние - мехом наружу. Зимним мужским головным убором служили шапки из птичьих перьев и меха, летом - деревянные шляпы вроде алеутских, а также берестяные умбракулы с завязками на затылке. Основу питания ительменов составляла рыба. Наиболее распространенными рыбными блюдами были юкола, чуприки (запеченная особым способом рыба), вяленая лососевая икра. Большим лакомством считались квашеные рыбьи головы. Существенным дополнением рыбного меню были мясо и жир морского зверя, сухопутных животных и птиц. Важную роль в рационе играли растительные продукты.

Основным средством передвижения ительменов в летний период были долбленные колодообразные лодки-баты. Для перевозки тяжелого или объемного груза баты сдваивали или страивали в один большегрузный паром. Зимой главным транспортным средством служили собачьи упряжки с оригинальными ездовыми нартами Ительменский способ упряжи отличается от чукотско-камчатского типа упряжного собаководства. Обязательной принадлежностью ительмена в зимний период были скользящие и ступательные лыжи (плетеные "лапки").

Традиционные верования ительменов - анимизм, тотемизм, фетишизм - связаны с поклонением духам - хозяевам. Особенно почитался "хозяин моря" Митг, дающий основной продукт питания - рыбу. Ительменам была чужда идея единого бога. Создателем земли и своим первопредком считался Ворон (Кутха). Существовал и шаманизм, но ительменские шаманы не имели обрядовой одежды и бубнов. В роли шаманов обычно выступали женщины. С середины 17 в. ительмены приняли христианство, обрядовая сторона которого быстро пустила довольно глубокие корни. Характерной особенностью духовной культуры является развитое танцевальное искусство. Танцы были составной частью повседневного быта, народных праздников и носили массовый характер. Наиболее развитые виды народного прикладного искусства - вышивка, художественное плетение из травы и кожаных ремешков, тиснение по бересте, аппликация из меха, резьба по кости и дереву.

Фольклор представлен в основном жанром сказки, некогда имелась богатая мифология, которая ныне утрачена. Главный герой сказок и мифов - Кутх. В последние десятилетия по мотивам фольклора ительменскими литераторами Г. Поротовым, Т. Гуторовой, Н. Суздаловой созданы яркие художественные произведения. На основе русской графики разработан ительменский алфавит, изданы буквари, учебники, популярная литература. Возрождаются многие элементы традиционной материальной культуры.

Ительмены - древнейший северный народ, предки которого поселились в Камчатском регионе 15 000 лет назад. Гены, мифология и обряды объединяют их с североамериканскими индейцами. Бытовые и семейные привычки шокируют, составляя самобытную ительменскую культуру.

Название

Ительмены - искаженное, адаптированное для русского звучания самоназвание народа итәмән, или итэнмэн. Переводы имеют похожее значение с разными оттенками: «тот, кто существует», «живущий здесь», «сущий». В XIX столетии этноним был зарегистрирован лишь у части народа, живущей на северо-западе региона. Ощущая единство, между собой ительмены называли себя именем рода, общности или местности: кшаагжи, кыхчерен, чупагжу, бурин, лингурин, кулес. Русские колонизаторы называли все народности региона камчадалами.

Где живут, численность

В XVIII столетии, по официальным данным, численность ительменов составляла 12 000, нынешние исследователи считают - нескольких десятков тысяч. Меньше чем за сотню лет их стало на 30% меньше из-за завезенных иностранцами болезней: горячки, оспы, сифилиса.
По данным переписи 2010 года, число ительменов в России составляет 3093 человека. Больше всего проживает в Камчатском крае - 2296 человек, Магаданской области - 643 человека. Незначительное число представителей народности зарегистрировано в Чукотском и Корякском АО.

Язык

Ительменский язык входит в состав чукотско-камчатской семьи, имеет три схожих диалекта. На протяжении истории существовал в устной форме: серьезные попытки создать письменность стали предприниматься лишь в последние десятилетия. Сегодня изучается в национальных школах, на нем издаются газеты, вещает местное радио. По данным переписи, языком владеет 18% представителей народности, большинство старшего поколения.

История

Территория нынешнего проживания ительменов начала заселяться еще 15 тысяч лет назад: по землям проходили, частично оседая, древние племена островов северной части Тихого океана, Дальнего Востока, Сибири. Ительмены - древнейшее коренное население региона, образовавшееся путем смешения древних народов с эскимосами, алеутами, айнами.
В XVIII веке территории были колонизированы русскими, порядок в ительменских селениях устанавливали казаки. В 1720-1740 года происходит повсеместная христианизация народа, воспринимавшаяся неохотно. С приходом советской власти регион стал активно заселяться русскими, коренное население вытеснили на север, ассимилировали.

Внешность

Антропологи относят ительменов к арктической малой расе, принадлежащей к типу северных монголоидов. Ученые нашли схожие гены у индейцев североамериканского племени навахо и аляскинских тлинкитов. Визиты ительменов к оставшимся представителям племен подтвердили наличие схожих элементов в культуре, обрядах, мифологии.


Путешественники XVIII-XX веков отмечали непрезентабельную, отталкивающую, внешность ительменов. Они никогда не мылись, не стригли ногти, не расчесывали волосы, не чистили зубы, постоянно контактировали с рыбой, что сказывалось на их аромате и внешнем виде.
Среди определяющих черт внешности отмечали:

  • низкий рост;
  • темную пигментацию кожи;
  • менее выраженные, чем у соседей, монголоидные черты;
  • слабый рост бороды и растительности на теле;
  • косолапость;
  • большой рот с пухлыми выступающими губами;
  • неуклюжесть;
  • бегающие глаза;
  • выступающие скулы;
  • цепкие и тонкие руки.

Ительмены отличались выносливостью, могли без одышки долгое время бегать, выполнять тяжелую работу. Несмотря на антисанитарию, отличались богатырским здоровьем и долголетием: средний возраст составлял 60-75 лет.

Одежда

Зимняя одежда обоих полов одинакова: двухслойные оленьи шубы до колен или до пят, мехом внутрь и наружу. Наружный слой красили в коричневый цвет корой ольхи. Из оленьей шкуры делали штаны, обувь и меховые чулки. Летом в качестве материала применяли шкуры ластоногих. Домашней одеждой мужчин служила набедренная повязка, женщины надевали комбинезоны. В холода голову покрывали меховыми капюшонами, капорами, летом шапочками из перьев, бересты.

Семейный уклад

К приходу русских на Камчатку среди ительменов главенствующую роль играл мужчина, однако значительное место занимали пережитки матриархата. Женщин не обижали, всячески почитали, исполняли любые прихоти.
Сохранился обычай «отработки» потенциального жениха в доме невесты. Мужчина переселялся в юрту приглянувшейся девушки, где на правах слуги выполнял любую работу. Иногда «служба» затягивалась на несколько лет, причем согласия невесты на женитьбу не означала. Парадокс: во время совместного проживания при «отработке» потенциальные муж и жена предавались плотским утехам.


Препятствием к женитьбе выступал и свадебный обряд. Когда мужчина решал, что послужил уже достаточно и завоевал симпатии невесты, он предлагал провести обряд «Хватай». Выбранной девушке плотно связывали веревками ноги, опутывали ее сетями и наряжали в несколько слоев одежды. Цель жениха - распутать оковы и прикоснуться к ее лону.
Задача осложнялась собравшимися вокруг невесты родственницами женского пола, препятствовавшими совершению обряда. Они били, кусали, царапали мужчину не в шуточной форме, а в полную силу. Часто обряд заканчивался серьезными травмами: тогда после залечивания ран ритуал повторялся. Если цель достигнута, невеста произносила «ни-ни»: после брак считался заключенным.
Невинность в мире ительменов не относилась к числу добродетелей, нравы в общинах стояли свободные. Разрешались браки внутри рода между кузенами, активно практиковался левират и полигамия. Единственное препятствие к многоженству - обычай сватовства, поэтому ительмены предпочитали заводить легкие, не обязывающие ни к чему отношения. Разрешалось это мужчинам и женщинам.
Если ительмен решался завести вторую жену, он просил разрешения у первой. Если дамы нравились друг другу, начинали жить вместе большой семьей. В противном случае, муж постоянно переходил из одной юрты в другую. Отказывать мужчине не решались: мог уйти насовсем, развод не считался постыдным.

Жилище

Ительмены селились родовыми общинами от 15 до 100 человек, называвшимися остожки. Во главе общины стоял старейшина, в его жилище проходили общие собрания, обсуждались важные вопросы. Социального неравенства у народности не было: роль старейшины ограничивалась большим вниманием к его советам.


Зимой родовая община жила в одном общем доме: полуземлянке, выкопанной вглубь на 1,5 метра, огороженной небольшим округлым навесом с крышей, покрытой дерном, снегом. Его называли юртой, вдоль боковых стен размещались спальные места: нары, положенные на землю циновки. В дальнем углу размещали деревянного идола, хранителя рода.
В центре разводили очаг, дым выходил в окошко верхней боковой части: через него же спускались в жилище мужчины. Для женщин и детей строили боковой лаз: сквозь него пробираться внутрь удобнее.
Летом селились в шалашах, обустроенных на четырех шестах высотой до 4 м. Четырехугольные шалаши имели крышу конической формы. Издалека поселения ительменов выглядели как города с башнями. Пришедшие казаки толковали причудливую форму по-своему, называя жилища балаганами. Между шестами свободно гулял ветер: место использовали для сушения, вяления рыбы. Рядом возводили простые наземные постройки для чистки рыбы.

Жизнь

Основное занятие ительменов - речная рыбная ловля лососевых пород. Промысел занимал длительный период с апреля по ноябрь. Рыбу ловили сетями, неводами, ставили ловушки. Существовал обряд «Первой рыбы»: косу, сплетенную из лососевой икры первого улова с травами, опускали в воду против течения с наговорами о богатом новом рыболовном сезоне.


Морской промысел развит слабо: ловили мойву, корюшку, зимой навагу. Но морскому богу Митгу, хозяину моря, молились усердно. Ительмены считали, что благожелательное к ним настроение божества даст богатый рыбный улов. Охотились на ластоногих: тюленей, морских котиков. Стрелами с ядовитыми наконечниками убивали китов. В пищу использовали мясо и жир, шкуры шли на изготовление обуви, из костей и бивней делали клинки, наконечники для стрел, иглы.
Зимой охотились на суше, добывали снежных баранов, соболей, лисиц, оленей. До контактов с русскими колонизаторами пушной мех не имел высокой ценности: использовался для пошива одежды, ритуальных обрядов. Из шкур оленей шили теплые шубы, штаны, зимнюю обувь, использовали для покрытия нарт, лыж. Медведь считался священным животным: после убийства проводили медвежий праздник, традиционный для северных народов, приносили хозяину леса дары. Охотились с собаками, их любили больше других животных: хорошо кормили, тренировали, использовали в качестве ездовых.

Религия

Религиозные верования ительменов разнообразны: анимизм, шаманизм, фетишизм, тотемизм. Народ верил: земля плоская, в нижней части находится «подземное небо», где время года противоположное ительменскому. Единого бога не существовало, мир населяло множество духов:

  1. хозяев
  2. покровителей
  3. помощников
  4. спутников
  5. вредителей

Главный герой мифов - Бог-Ворон Кутх, творец неба и земли, присутствующий в верованиях северных народов, индейцев. Забавно, но ительмены его не почитали: сочиняли нелепые и скабрезные истории о его приключениях. Властителем подземного мира считали сына Кутха по имени Гаеч, а его шпионами в мире живых - ящериц. Чтобы они не передали владыке вести о жизни народа, встречавшихся ящериц разрубали на мелкие куски.


Ительмены верили: живые существа, от человека до мухи, после смерти возрождаются в подземном мире, где начинают жить лучше. Смерть не страшила: при малейшем недовольстве реальностью ительмены с легкостью шли на самоубийство. После пришествия казаков, сильно осложнивших быт, начались массовые самоубийства. Отличавшийся сообразительностью народ подметил, что казаки после смерти, по их рассказам, попадают на небо. А значит, в подземном мире докучать возродившимся северным жителям не будут.

Традиции

Большую роль для ительменов играла дружба: традиция посвящения в лучшие друзья необыкновенно причудливая. Выбранный кандидат приезжал в гости к будущему другу, готовящему к визиту роскошный пир и жарко топившему чум. Оба заходили в жилище, раздевались догола, кандидат начинал трапезу, хозяин подливал воду на раскаленные камни, как в бане.
Когда гость начинал просить о пощаде, у него забирали привезенные вещи, одежду, собак. Взамен давали обноски и больных животных. Через некоторое время менялись ролями: после ответного визита дружба считалась скрепленной навеки.

Еда

Основу рациона ительменов составляла рыба лососевых пород. Национальное блюдо - юкола: разделанный на 6 частей высушенный лосось. Икру сушили с корой деревьев, ей и юколой питались всю зиму. Шокирующее современного человека блюдо, слывшее любимым деликатесом ительменов - заквашенные в специальных ямах или бочках рыбьи головы. Когда они достигали явного душка, их промывали и ели с особым удовольствием.


В отличие от других народов Камчатки, ительмены подвергали рыбу термической обработке. Поскольку металлических котлов не знали, придумали хитроумный способ: в деревянные емкости с водой бросали раскаленные на огне камни. Реже рыбу запекали на огне, коптили. Солить начали лишь с приходом русских: трудность доставки соли не благоприятствовала этому способу заготовки.
Ительменские женщины занимались собирательством грибов, кореньев, трав, кедровых орехов, ягод. Хлеб заменяли луковицами сараны, истолченными с голубикой: иностранцы отмечали приятный вкус этого блюда.

Видео

Ительмены, ительмень, итэнмьи (самоназвание, буквально «тот, кто существует», «местный житель»), народ в России (2,5 тыс. человек), компактно проживают на востоке полуострова Камчатка (Тигильский район Корякского автономного округа; 1179 человек) и в Магаданской области (509 человек).

Ительмены, наряду с коряками, чукчами и эскимосами, включают в материковую группу популяций арктической малой расы, в которой ительмены выделяются в особый тип, что согласуется с языковыми и культурно-генетическими данными. По некоторым признакам (более высокое переносье, менее плоское лицо, выступаю щие губы и др.) антропологи устанавливают связь арктической расы с тихоокеанскими монголоидами.

Язык ительменский. Традиционно относят к чукотско-корякской группе палеоазиатских языков, но отмечается отсутствие генетических связей с языками этой группы. В языковом отношении в прошлом составляли восточные, южные и западные группы. В настоящее время сохраняется западный язык и его диалекты: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Для большинства ительменов русский является родным языком. В 1932 на основе латинской графики был разработан ительменский букварь. В конце XX в. начинается возрождение ительменского языка. В 1988 был создан ительменский алфавит и учебники на основе южного диалекта.

Начало этногенеза ительмены связывают с мезолитной культурой рыболовов и охотников, характерной в целом для таежной полосы Сибири. Мезолитные истоки имела тарьинская неолитная культура, охватывавшая большую часть Камчатки и просуществовавшая до прихода русских (вторая половина XVII в.). Формирование ительменов шло в условиях контактов на юге с айнами, на севере - с коряками, предполагаются длительные этнокультурные контакты с американскими индейцами в прошлом. К приходу русских ительмены делились на 5 локальных подразделений: камчатскую, авачинскую, большерецкую, западную, хайрюзовскую. Ительмены были расселены на большей части полуострова Камчатка, а во второй половине XIX в. проживали только его на западном побережье. В результате культурных и брачных контактов русских и ительменов сложился субэтнос русских в долине реки Камчатки - ительменов-камчадалов. Эпидемии, голод, ассимиляция русскими и военные столкновения с ними, междоусобицы привели к снижению численности ительменов в XVIII - начале XIX в.

Традиционные верования - анимизм, тотемизм, фетишизм. Первопредком и создателем земли считался Ворон - Кутха. Мир считали вечным, плоским, населенным духами. Особо почитался хозяин моря Митг, дающий основной продукт питания - рыбу, в честь которого в ноябре проводился единственный ительменский праздник «очищения» (нусакум). С собирательством связана установка столбов-идолов в местах промысла. Фетишизм выражался в ношении амулетов в виде идолов. Шаманы (обычно женщины) не имели обрядовой одежды, бубнов и прочих атрибутов. Современные ительмены православные, христианизация началась со второй четверти XVIII в.

Брак патрилокальный. Имели место кузенные браки, многоженство. Калым заменяла отработка у отца будущей супруги. Существовал обычай добровольной смерти.

Для ительменов характерно комплексное хозяйство, основу которого составляло речное рыболовство, пищевое и сырьевое собирательство (сарана, черемша и т. д.). Главным объектом промысла были лососевые, добывавшиеся с помощью запоров, острогов, снастей и т. д. Также ловили горбушу, кету, чавычу и др. Второстепенную роль играли сухопутная (в первую очередь пушной промысел - соболь, лисица, песец, а также на бурого медведя и горного барана) и морская (на тюленей) охота и рыбная ловля (навага на льду, корюшка, мойва). Южные ительмены в XVIII в. охотились на китов с отравленными стрелами. Во второй половине XIX в. распространяется огородничество (картофель, овощи), появляется скот. Летом передвигались на долбленых лодках-батах, сцепленные вместе, они позволяли перевозить большие грузы. Зимой на собачьих упряжках, а также скользящих и ступательных (плетеные «лапки») лыжах.

Традиционные поселения ительменов в виде укрепленных острожков, соответствовавшие семейным общинам (тойонам), связанные кровным родством и общими рыболовными угодьями. Главой острожка являлся старейшина. Родственники (до 100 человек и более) жили в 1 каркасной полуземлянке с бревенчатыми стенами и плоской крышей с входом через дымовое отверстие. Летом семьи жили в отдельных шалашах пирамидальной формы на высоком свайном помосте. Позднее шалаш стали использовать в качестве хозяйственной постройки. На промыслах жили в легких каркасных постройках - дву-, односкатных и пирамидальной формы. К концу XVIII в. полуземлянку вытеснила русская изба.

Верхняя одежда заимствована у коряков. Ительмены носили глухую меховую одежду (парку), штаны, кухлянку с капюшоном и нагрудником, торбасы и камлею. Зимой кухлянка и штаны были двойные. Рукавицы изготавливали из камыса или меха. Промысловую обувь делали из рыбьей кожи. Зимний головной убор - шапки из птичьих перьев и меха, летний - деревянная шляпа и берестяная умб-ракула с завязками на затылке. Женщины носили парики из травы. Женской домашней одеждой был комбинезон (хоньбы), а мужской - набедренная повязка (махва).

Основу питания составляла рыба: юкола, чуприки (запеченная особым способом рыба), вяленая лососевая икра, квашеные рыбьи головы. Дополняли рацион мясо и жир морских и сухопутных животных, птиц, коренья и ягоды. Употребляли галлюциногены: настойки из мухомора.
Развито танцевальное, прикладное искусство - вышивка, художественное плетение из травы и кожаных ремешков, тиснение по бересте, аппликация из меха, резьба по кости и дереву. Из музыкальных инструментов известна дудка. Фольклор представлен сказками и мифами, главный герой которых Кутх. В 1989 создан Совет возрождения ительменов Камчатки «Тхсаном» и национальный ансамбль «Эльвель». В настоящее время сохраняет свое значение рыболовство, превратившееся в отрасль производства.

Введение Для многонациональной России актуально и очень важно правильно организовать единое поликультурное пространство, обеспечить взаимосвязь культур на принципе государственной национальной политики, обеспечивающей защиту и развитие национальных культур, региональных и национальных традиций в условиях многонационального государства.

«На межэтнических отношениях фокусируются многие наши проблемы, многие трудности социально-экономического и территориального развития, и коррупция, и изъяны в работе государственных институтов, и, конечно же, провалы в образовательной и культурной политике, что зачастую приводит к искаженному пониманию истинных причин межэтнического напряжения», -утверждает Президент Российской Федерации.

По словам Владимира Владимировича Путина, решать эту проблему должно общество сообща: «Мы вместе должны справиться с этим вызовом, должны защитить межнациональный мир, а значит единство нашего общества, единство и целостность Российского государства». Знание культуры коренных малочисленных народов севера Дальнего Востока, уважение к их традициям обеспечит согласие и дружеские отношения в регионе.

История народа ительменов

Ительмены, ительмень, итэнмьи (самоназвание, буквально «тот, кто существует», «местный житель»), народ в России (2,5 тыс. человек), компактно проживают на востоке полуострова Камчатка (Тигильский район Корякского автономного округа; 1179 человек) и в Магаданской области (509 человек). Говорят на ительменском языке (устаревшее название – камчадальский язык) чукотско-камчатской семьи. Диалекты: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Распространён также русский язык, который большинство ительменов считает родным. Верующие – православные.

Ко времени прихода русских на Камчатку в конце XVII века ительмены составляли основное её население, коренных жителей полуострова, насчитывалось около 13 тыс. человек. Резкий процесс обрусения привёл к тому, что в конце XVIII века ительменов-камчадалов (как называли их русские) насчитывалось около 3 тыс. человек, представлявших собой субэтнос русского народа. В XX веке, особенно в последние годы, растёт этническое самосознание ительменов (интерес к языку, культуре, традиционному быту), возрастает их численность – в 1959–89 с 1,1 до 2,5 тыс. человек.

Традиционное занятие – рыболовство (главным образом лососёвые). Орудиями лова служили крючки, сети. Рыбу заготовляли впрок в виде юколы или заквашивали в ямах. Существенное значение имели охота на пушного (главным образом соболь) и морского (тюлень, котик, киты) зверя, собирательство. Ительмены употребляли орудия из камня, кости, рога и дерева.

Средствами передвижения служили долблёные лодки, собачьи упряжки, скользящие лыжи, на охоте чаще использовали ступательные лыжи-ракетки.

В последние десятилетия хозяйственный комплекс ительменов существенно изменился. Исчез как отрасль хозяйства морской зверобойный промысел, утратили былое значение сухопутная охота и собирательство. Главное занятие ительменов – рыболовство превратилось в высокотоварную, технически оснащённую отрасль производства. Однако большинство занятых в этой отрасли предпочитают традиционный сетной промысел. В современной структуре занятости ительменов преобладают новые занятия: животноводство, строительство, промышленная рыбообработка, значительная часть работает в системе народного образования, в здравоохранении и др. Около 40% ительменов – городские жители.

Жили оседло большими посёлками. Жилище зимой – полуземлянка (число жителей доходило до 100 человек) с входом через дымовое отверстие в крыше, летом – свайный шалаш пирамидальной формы (для отдельной семьи). Огонь добывали с помощью деревянного сверла. Пищу варили в деревянных корытах, куда бросали раскалённые камни. Ительмены знали гончарство.

Носили ительмены глухую меховую одежду из шкур оленей, собак, морских животных и птиц: женщины – комбинезоны – рубахи, соединённые с просторными шароварами, мужчины – кухлянки и меховые штаны, заправлявшиеся в унты. Обработкой материала, изготовлением одежды и обуви занимались женщины.

Обращены в православие в середине XVIII века. Традиционные верования связаны с поклонением духам-хозяевам.

Наиболее развитые виды прикладного искусства – вышивка, плетение из травы и кожаных ремешков, аппликация из меха, резьба по кости и дереву, тиснение по бересте. Развитое танцевальное искусство.



Места проживания ительменов

Традиционные поселения и жилища

Поселения ительменов, в прошлом часто укрепленные, располагались по берегам водоемов и состояли из нескольких зимних и летних жилищ.

Зимнее жилище – каркасная полуземлянка с бревенчатыми стенами и плоской крышей. Снаружи стены покрыты травой и засыпаны землей. Очаг расположен сбоку. Это жилище для большесемейного коллектива. Именно это жилище в последствие заменяется срубным домом.

Летнее жилище ительменов – свайный балаган. На приподнятой над землей платформе ставился жердевой пирамидальный каркас, который покрывали древесной корой и травой. Балаган имел два входа. Позднее балаган стал использоваться в качестве хозяйственной постройки.

Основная территория расселения

В настоящее время они, в основном, сосредоточены в пос. Ковран, Тигиль, Палана, Хайрюзово Тигильского р-на. Камчатской обл., причем большая часть молодого поколения являются потомками от смешанных браков.

Ительмены, ительмень, итэнмьи (самоназвание, буквально «тот, кто существует», «местный житель»), народ в России (2,5 тыс. человек), компактно проживают на востоке полуострова Камчатка (Тигильский район Корякского автономного округа; 1179 человек) и в Магаданской области (509 человек). Ительмены, наряду с коряками, чукчами и эскимосами, включают в материковую группу популяций арктической малой расы, в которой ительмены выделяются в особый тип, что согласуется с языковыми и культурно-генетическими данными. По некоторым признакам (более высокое переносье, менее плоское лицо, выступающие губы и др.) антропологи устанавливают связь арктической расы с тихоокеанскими монголоидами

Религиозные представления и обряды ительменов основаны на анимизме – вере в подземный загробный мир, добрых и злых духов; тотемизме – вере в родство с тем или иным животным, почитании хозяев моря и лесных животных. После обращения ительменов в 1740–1747 годах в христианство стали распространяться православные обряды – крещение, венчание, отпевание. Уже в первой четверти XIX века путешественники отметили в камчадальских селениях православные кладбища. Установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.

По представлениям ительменов, все предметы и явления природы наделены духами, которые живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов была в прямой зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное благополучие человека. Особо почитали дух моря, дающего основной продукт питания – рыбу; в честь него устраивали праздник«очищения» в ноябре. Культ огня при этом выступал как святыня. Собирательство нашло отражение в верованиях ительменов в форме установки столбов – идолов в местах промысла. Мир ительмены считали вечным, души – бессмертными. Создателем народа, первопредком они считали Ворона (Кутха).

Одним из видов религиозных воззрений был фетишизм. Мужчины и женщины носили амулеты в виде идолов.

Существовал у ительменов и шаманизм, хотя шаманы не имели обрядовой одежды и атрибутов.

Огромную роль играли всякого рода поверья и приметы: так, весной нельзя разбирать старые дома и балаганы, в которых много юкольной моли, последнюю боится рыба и может уйти из реки. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым лишаются желаемой пищи духи воды и гор.Традиционные верования ительменов были обусловлены их образом жизни, социальной организацией и экологической средой.

Этнические и этнографические группы

В ХVIII - начале ХIХ вв. ительмены делились на ряд крупных локальных подразделений, имеющих собственные самоназвания и особенности культуры: камчатскую, авачинскую, бсльшерецкую, западную, хайрюзовскую. В это время северная граница территории расселения ительменов на западном побережье Камчатки достигала бассейна р.Тигиль, на восточном - р.Ука, южная, доходила почти до м.Лопатка. В первой половине ХIХ в., при сохранении территории, уменьшается число ительменских поселений, а во второй половине ХIХ в., ительмены жили только на западном побережье Камчатки.

Антропологические характеристики

Антропологически, ительмены включаются в материковую группу популяций арктической малой расы северных монголоидов. Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье, менее плоское лицо, более темная пигментация, выступающие губы. По этим признакам, антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами.У ительменов много общего с индейцами разных племен США и Канады во внешности, родовых легендах, тотемах, обрядах, танцах. Где бы наши ительмены ни бывали со своими огненными танцами и зажигательными песнями везде собратья встречают их как своих, как родственников .

Ученые доказали, что самые близкие родственные корни у ительменов Камчатки с индейцами племени тлинкитов. Последние живут совсем близ­ко

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~


Общие сведения

ИТЕЛЬМ‘ЕНЫ, ительмень, итэнмьи (самоназвание, буквально "тот, кто существует", "местный житель", "житель, живущий здесь"), народ в России (2,5 тыс. человек), компактно проживают на востоке полуострова Камчатка (Тигильский район Корякского автономного округа; 1179 человек) и в Магаданской области (509 человек).

В конце XVII века ительменов было около 13 тысяч человек. За двести с лишним лет численность ительменов резко уменьшилась. Резкий процесс обрусения привёл к тому, что в конце 18 века Ительменов-камчадалов (как называли их русские) насчитывалось около 3 тыс. человек, представлявших собой субэтнос русского народа. В 20 веке, особенно в последние годы, растёт этническое самосознание Ительменов (интерес к языку, культуре, традиционному быту), возрастает их численность - в 1959-89 с 1,1 до 2,5 тыс. человек. По данным переписи 2010 года, в России их всего 3 тыс. 193 человека. По данным Переписи населения 2002 года численность ительменов, проживающих на территории России, составляет 3 тысячи человек.

Раньше их называли камчадалами, теперь ительменами. Говорят на ительменском языке (устаревшее название - камчадальский язык) чукотско-камчатской семьи. В 1989 году ительменский язык считали родным около 20 % ительменов. Языком владеют лишь лица старше 50 лет. В последние годы предпринимаются попытки по его возрождению. На основе русской графики разработан ительменский алфавит, изданы буквари, учебники, русско-ительменский и ительменско-русский словари. Диалекты: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Распространён также русский язык, который большинство Ительменов считает родным.

Традиционное занятие - рыболовство (главным образом лососёвые). Орудиями лова служили крючки, сети. Рыбу заготовляли впрок в виде юколы или заквашивали в ямах. Существенное значение имели охота на пушного (главным образом соболь) и морского (тюлень, котик, киты) зверя, собирательство. Ительмены употребляли орудия из камня, кости, рога и дерева. Ительмены знали гончарство.


Средствами передвижения служили долблёные лодки, собачьи упряжки, скользящие лыжи, на охоте чаще использовали ступательные лыжи-ракетки.

В последние десятилетия хозяйственный комплекс Ительменов существенно изменился. Исчез как отрасль хозяйства морской зверобойный промысел, утратили былое значение сухопутная охота и собирательство. Главное занятие Ительменов - рыболовство превратилось в высокотоварную, технически оснащённую отрасль производства. Однако большинство занятых в этой отрасли предпочитают традиционный сетной промысел. В современной структуре занятости Ительменов преобладают новые занятия: животноводство, строительство, промышленная рыбообработка, значительная часть работает в системе народного образования, в здравоохранении и др. Около 40% Ительменов - городские жители.

Жили оседло большими посёлками. Жилище зимой - полуземлянка (число жителей доходило до 100 человек) с входом через дымовое отверстие в крыше, летом - свайный шалаш пирамидальной формы (для отдельной семьи). Огонь добывали с помощью деревянного сверла. Пищу варили в деревянных корытах, куда бросали раскалённые камни. Ительмены знали гончарство.

Носили Ительмены глухую меховую одежду из шкур оленей, собак, морских животных и птиц: женщины - комбинезоны - рубахи, соединённые с просторными шароварами, мужчины - кухлянки и меховые штаны, заправлявшиеся в унты. Обработкой материала, изготовлением одежды и обуви занимались женщины.


Верующие - православные. Обращены в православие в середине 18 века. Традиционные верования связаны с поклонением духам-хозяевам. Традиционные верования ительменов (анимизм, тотемизм, фетишизм) связаны с поклонением духам - хозяевам земли, неба, воды. По представлениям ительменов, все предметы и явления природы наделены духами, которые живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов находится в прямой зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное благополучие человека.

Особенно почитался у ительменов хозяин моря Митг, дающий основной продукт питания - рыбу. Ительменам была чужда идея единого бога. Создателем камчатской земли и своим первопредком ительмены считают ворона Кутху.
Практиковался и шаманизм, но ительменские шаманы не имели обрядовой одежды и бубнов. В роли шаманов обычно выступали женщины. С середины XVII века ительмены приняли христианство.

Уже в первой четверти XIX века путешественники отметили в камчадальских (ительменских) селениях православные кладбища. Тогда же установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.

В фольклоре ительменов особо выделяются сказания о вороне Кутхе. Большинство этих мифологических историй было записано в начале XX века русским этнографом Владимиром Ильичем Иохельсоном (1855 - 1937).

Наиболее развитые виды прикладного искусства - вышивка, плетение из травы и кожаных ремешков, аппликация из меха, резьба по кости и дереву, тиснение по бересте. Развитое танцевальное искусство.

В.А. Тураев



Очерки

Ительмены живут здесь - на Камчатке

Что мы знаем о бродячих охотниках-рыболовах? Пожалуй, что ничего. О бродячих цирковых артистах что-то, конечно, знаем. Но вот про бродячих охотников-рыболовов мы ничего не слышали. Даже не ведаем, есть ли они на белом свете.

Вообще-то есть. Это ительмены. Между прочим, целый народ. Коренное население полуострова Камчатка. Говорят ительмены на ительменском языке, который принято относить к чукотско-камчатской семье языков. Раньше их называли камчадалами, теперь ительменами.

В конце XVII века ительмены занимали центральную часть полуострова Камчатки. Северной границей их расселения на западном побережье была река Тигиль, на восточном - река Ука. На юге поселения ительменов тянулись до самой оконечности полуострова. Общая их численность в конце XVII века составляла 12-13 тысяч человек. За двести с лишним лет ительменов стало резко меньше. По данным переписи 2002 года, в России их всего 3180 человек.

Живут ительмены преимущественно в Тигильском районе Корякского автономного округа. Здесь почти половина всех ительменов. Они сосредоточены в четырех селах района, а также в административном центре Корякского автономного округа - поселке Палана. Однако преобладающей частью населения они являются только в селе Ковран. Небольшие группы ительменов живут и в других населенных пунктах Камчатки, в том числе в Петропавловске-Камчатском.


Их прародитель - Кутха

Главным героем большого свода мифов и легенд ительменов является ворон Кутх, или Кутха. Он - создатель Камчатской земли и прародитель всего ительменского народа. Приключения Кутхи невероятно разнообразны и воспринимаются ительменами, как само течение жизни, имеющее особую значимость именно благодаря своей бесконечности и цикличности. Приключения Кутхи - это сказки-легенды в режиме нон-стоп.

Прочитаем одну из ительменских сказок-легенд. В ней как раз фигурирует вездесущий герой-ворон по имени Кутха, он же охотник-рыболов.

Давным-давно жили-были Кутха с женой. Однажды Кутха взял удочки и пошел к морю за рыбой. Пришел к морю, принялся удить рыбу.

Много наловил. Маленьких рыбок выбрасывал, а больших выбирал себе. Самых крупных рыб запряг и сразу же поехал домой.

Дорогой обещал рыбам:

Ну, рыбы, везите меня хорошенько, тогда я вас досыта кормить буду: на каждой стоянке буду давать по пластине юколы (вяленой рыбы).

Дома жена Кутхи Мити приготовила толкушу, чтобы кормить рыб-собак. Кутха положил в нарту толкушу и снова отправился в путь.

Ехал очень быстро. Приехали в березняк; собаки-рыбы остановились и сразу запросили:

Ну, Кутха, корми нас!

И Кутха сказал:

Еще немного повезите!

Собаки-рыбы опять быстро помчались. Кутха от удовольствия даже засмеялся.

Спустились в низину. Собаки-рыбы опять остановились и сказали:

Ну-ка, Кутха, покорми нас!

Кутха опять ответил:

Еще немного повезите, тогда накормлю!

Собаки-рыбы тут рассердились, рванулись и понеслись прямо к морю.

Кутха испугался и начал кричать:

Горбуши, горбуши, горбуши! Остановитесь! Теперь, правда, дам вам толкуши!

Собаки-рыбы тащили нарту вперед.

Кутха, почуяв беду, хотел соскочить, да зацепился ногой за нарту. Рыбы примчались к морю и с разбегу вскочили в воду.

Кутха чуть не утонул. Едва выбрался.

Вот такая поучительная сказочка. Нечего испытывать терпение собак-рыб.


Почитание хозяев моря и лесных обитателей

От сказки, в которой много юмора, переходим к более серьезным вопросам. Сколько картин мира у ительменов? По крайней мере, две. Традиционная - основана на анимизме: на вере в подземный загробный мир, добрых и злых духов. И на тотемизме — вере в родство с тем или иным животным, почитании хозяев моря и лесных обитателей.

По представлениям ительменов, все предметы и явления природы наделены духами, которые живут собственной жизнью. Степень почитания тех или иных духов находилась в прямой зависимости от степени их предполагаемого влияния на материальное благополучие человека.

Особо почитали дух моря Митг, дающего основной продукт питания - рыбу; в честь него устраивали праздник очищения в ноябре. Мир ительмены считали вечным, души - бессмертными.

Огромную роль в жизни ительменов играли всякого рода поверья и приметы: так, весной нельзя разбирать старые дома и балаганы, в которых много юкольной моли, последнюю боится рыба и может уйти из реки. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым лишаются желаемой пищи духи воды и гор.

Существовал у ительменов и шаманизм, хотя шаманы не имели обрядовой одежды и атрибутов. В роли шаманов обычно выступали женщины.

Есть у ительменов и другая картина мира. После обращения ительменов в 1740-1747 годах в христианство у них стали распространяться православные обряды — крещение, венчание, отпевание. Уже в первой четверти XIX века путешественники отметили в камчадальских селениях православные кладбища. Тогда же установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.


Корякское радио учит родному языку

Очень больной вопрос для ительменов — угасание родного языка. В 1989 году ительменский язык считали родным около 20 % ительменов. Языком владеют лишь лица старше 50 лет. В последние годы предпринимаются попытки по его возрождению. На основе русской графики разработан ительменский алфавит, изданы буквари, учебники, русско-ительменский и ительменско-русский словари. В школах сел Хайрюзово, Ковран, Седанка и Тигиль ведется преподавание на ительменском языке с учетом диалектных особенностей этих сел. Кадры учителей ительменского языка готовят в педагогическом училище Паланы, в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Корякское окружное радио ведет передачи на ительменском языке.

Современные ительмены — устойчивая самобытная общность с высоким уровнем этнического самосознания. Они проявляют большой интерес к своей истории, к творческому осмыслению культурного опыта предшествующих поколений. Центром возрождения является село Ковран. Здесь действует фольклорный хореографический ансамбль «Эльвель», известный далеко за пределами округа и России.

В сентябре ежегодно проходит праздник очищения «Алхалалалай», на который собираются ительмены со всех уголков Камчатки, многочисленные гости из различных городов России и даже из-за рубежа.

Отдавая дань уважения своим предкам, ительмены и гости праздника совершают восхождение на легендарную гору Эльвель.

По обычаю, во время церемоний устанавливаются жертвенные фигуры Хантай, Нустахчах, Ажушак, изготовленные местными ремесленниками. Состоящий из многочисленных обрядов и семейных конкурсов, древний праздник, как и в прошлом, служит форумом, объединяющим коренных жителей.

Праздник «Алхалалалай» длится несколько суток. Он стартует во второй неделе сентября. И непременно в период полнолуния. В его программу входят различного рода состязания.

Женская половина села любит конкурс «Мимсх» («Лучшая хозяйка»), в котором можно проявить знания по кулинарии, краеведению, исполнить родовую мелодию на родном языке.

Мужчины соревнуются на реке: кто лучше поставит запоры, чиручи, кто скорее и качественнее обработает морского зверя, пойманную рыбу. Неизменно красочным является конкурс «Дары страны Кутха» на лучшее ительменское блюдо. Тут уж действительно глаза разбегаются. На огромных столах появляются сотни солений, выпечек, наливок, искусно оформленных и сделанных по традиционным рецептам.

Не остаются в стороне и дети. Они наравне со взрослыми ительменами участвуют в выставках прикладного искусства, заранее оформляют свои рисунки.


Жаркий костер на площади

Но ключевым моментом празднества является, конечно обряд очищения. Это — целое магическое действо, в которое вовлечены все присутствующие. Жаркий костер в центре Балаганной площади становится как бы центральной точкой, вокруг которой движется бесконечная цепочка взявшихся за руки людей.

И вот какой-то музыкант ударяет в бубен. Ему отвечают десятки других бубнистов. Артисты ансамбля «Эльвель» начинают действо. Ритуальные сюжеты сменяются современными фольклорными постановками. Сила и эмоциональная энергия танцоров действуют лучше любой команды. Темп нарастает, все жарче разгорается пламя. Вокруг почти не остается зрителей. Все пляшут, ликуют, шумят.

Внезапно пляска приостанавливается. Расступаются люди, давая дорогу безмолвному шествию. Нового деревянного идола, олицетворяющего мелькнувший в бездне времен еще один «Алхалалалай», торжественно доставляют на площадь и устанавливают в один ряд с его предшественниками. Их теперь не меньше полутора десятка.

Потом начинается самое важное. Огромное кольцо, сплетенное из веток березы, всплывает над поляной. И каждый, волнуясь, проходит сквозь него. Каждый возносит руки к небу и радостно, облегченно восклицает: «Алхалалалай!»

А в девять вечера тут же у костра стартует танцевальный марафон. Пары-добровольцы пускаются в пляс, рассчитывая победить и уж, конечно, перекрыть прежние рекорды. Условия этого состязания непросты: ноги у танцоров — полусогнутые, отдых — три минуты медленных движений ежечасно. Разрешено пить воду и -
целоваться. Вот такой невероятный марафон. Если идет дождь, то и он не останавливает соревнующихся.


И опять вездесущий ворон

А как поживает наш вездесущий ворон Кутха? Он опять ввязался в какую-то историю? Пожалуй, пора прочитать еще одну сказку из его бесконечной жизни. На этот раз ворон Кутха выступает в роли положительного героя. И в сказке он появляется не сразу, а где-то в середине…

Жило много гусей. Летом все они вывели птенцов. Их дети очень быстро стали расти. Один только гусеночек долго не может вырасти. Его друзья уже большими стали, начали летать. Он же не может летать, у него нет перьев на теле, нет крыльев.

Его мать и отец сильно беспокоятся, ведь приближается время улетать в теплые места. Его товарищи уже сами добывают еду, а его все еще отец и мать кормят.

Все гуси стали собираться в полет, а у него все еще нет крыльев. Однажды утром все гуси собрались и начали думать, как лучше лететь. Самый старший гусь сказал:

Все завтра полетите.

Так и сделали. На следующий день все гуси начали собираться в дорогу. Отцы и матери собрали своих детей и начали поучать, как надо лететь, чтобы в дороге не отставать.

Все гуси веселы, только отец и мать бескрылого гусенка горько плачут. Их ведь дитя остается, нет у него крылышек.

Вы летите, - говорит гусенок, - зачем из-за меня здесь мерзнуть будете. Вот все гуси поднялись, полетели, только родители бескрылого гуся остались.

Ну, летите, меня не жалейте.

Поднялись гуси. Их же гусенок в озерке плавает и поет:

У меня нет крыльев, у меня нет папы, у меня нет мамы.

Услышали родители эту песенку своего гусенка и вернулись.

Зачем вернулись? Летите, а то отстанете от товарищей из-за меня.

Опять полетели они, и снова гусенок начал петь ту же песенку.

Опять родители вернулись. С трудом они оставили своего гусенка.

Так и остался гусенок один на озерке. Плавает он по озерку и поет:

У меня нет крыльев, у меня нет мамы, у меня нет папы.

Пел гусенок так громко, что его услышала лисица.

Подошла к озерку и говорит:

Иди ко мне, гусеночек, я тебя воспитаю.

Нет, я не пойду к тебе, если даже замерзну. Все равно ты меня съешь.

Ничего я не сделаю с тобой, ты же мой племянник.

Как ни уговаривала лисица гусенка, он не послушал ее. Лисица очень рассердилась и сказала:

Все равно озеро замерзнет, и я тебя поймаю и съем.

И стала лисица ждать, когда озерко замерзнет. Вот уже совсем маленьким озерко стало. Лисица радуется.

Однажды услышал песню гусенка ворон Кутха. Пришел он к озеру и спрашивает:

Почему ты здесь плаваешь, почему не улетел с товарищами?

Все рассказал ему гусенок: что у него нет крыльев, что его хочет съесть лисица. Жалко стало Кутхе гусенка, и взял он его домой.

И начал гусенок жить у Кутхи. Очень быстро стал он расти. Зимой у него выросли крылья. Весной же, когда потеплело, стал он играть возле дома.

Однажды утром гусенок проснулся и услышал летящих родителей. Обрадовался гусенок и сказал Кутхе:

Я полечу родителей встречать.

И полетел.

Встретил он родителей и стал вместе с ними жить.

А Кутху они никогда не забывали.


Остается только добавить, что ворон Кутха - уникальный мифологический герой. Он встречается в мифологии многих народов Аляски и Камчатки. Наряду с чертами плута, который любит помухлевать, схитрить, обмануть, он соединяет в себе достойные уважения черты демиурга, культурного героя и первопредка. Как говорится, всего хватает в его характере и поведении: и плюсов, и минусов.

Интересна и этимология слова «ительмен» - это житель, живущий здесь.



Что еще почитать