Добавить в избранное. Добавить в избранное Серийное производство двухбашенных танков

Танк Т-26 с единственной башней родился из концепции «танка-истребителя», танка вооруженного мощным 37-мм орудием в единственной башне конической формы. По наметкам в качестве таковой могла быть использована башня Т-19. За такую конструкцию, как основной машины выступал С.Гинзбург, тогда как Тухачевский считал двухбашенную схему более предпочтительной для зачистки окопов от вражеской пехоты.

Первоначальный проект танка.

К практической реализации проекта танка-истребителя удалось преступить только в тридцать втором году. Из-за технологических сложностей от конической башни временно пришлось отказаться. В начале марта Ижорский завод представил на обсуждение УММ РККА собственный проект цилиндрической башни увеличенного размера, с вооружением из пушки и пулемета, унифицированной для танков БТ и Т-26.

Проект был принят благожелательно и вскоре Ижорский завод изготовил две башни собственной конструкции. Обе башни вооружены спаренной установкой из 37-мм пушки и пулемета. Основные отличия в основном технологические:

  • сварная башня с двустворчатым люком;
  • клепанная с одностворчатым люком;

Предпочтение отдали клепанной конструкции. При обстреле из станкового пулемета она показала лучшую стойкость, тогда как сварные швы трескались при попадании пуль радом с ними, листы дна и, крыши оказались деформированными. Разумеется, все понимали, что дело тут в несовершенстве технологии, но все же решили остановится на клепанном соединении.

На протяжении первых двух осенних месяцев 1932 г., в клепаную башню установили 37- мм пушку и провели ее испытания, которые она прошла в целом успешно и была рекомендована в производство для комплектации танков Т-26. Единственно военные настаивали на установке в корме башни ящика из брони, в котором возможно было бы разместить либо дополнительный боекомплект, либо радиостанцию.

К тому моменту, когда только начали осваивать «большую башню» в производстве, на испытания поступила 45-мм танковая пушка обр. 1932 г. (20К). Орудие конструкции КБ завода им. Калинина, в котором за основу была взята 37-мм пушка «Ренметалл».

Незначительно выигрывая в пробиваемости брони перед 37-мм пушкой, тем не менее, 45-мм орудие сулило значительный выигрыш в осколочном действии снаряда. Так что решено было испытать ее башне Т-26 и принять на вооружение, с условием позднейшего устранения выявленных недостатков.

Для установки 45-мм пушки в конструкцию башни Т-26 пришлось внести некоторые изменения, поскольку башня существующей конструкции оказалась тесной. КБ 174 завода оперативно разработала несколько проектов, из которых УММ РККА выбрала проект с более развитой нишей в корме. Сама же башня по конструкции повторяла предыдущую, отличаясь тем, что ниша являлась продолжением бортовых листов. Соединения бронелистов сварные, хотя в некоторых местах использовалась клепка.

В публикациях танковой тематики, однобашенный вариант танка Т-26 обычно называется вариантом обр.33 г., хотя в бумагах того времени, это обозначение отсутствует.

Согласно первоначальным планам, выпуск Т-26 с 45-мм пушкой должен был начаться весной 1933г., но из-за отсутствия, как самих пушек, так и оптики их производство только летом. За исключением башни, новая машина поначалу не отличалась от двухбашенного варианта. Год спустя в конструкцию Т-26 внесли некоторые изменения, в башне установлен вентилятор, а сама она несколько смещена влево.

Поначалу 20K приносила множество проблем. Как с полуавтоматикой, которая не выбрасывала стреляную гильзу, так и с самим выпуском этих орудий. Полукустарное производство не обеспечивало взаимозаменяемости деталей, да и сами орудия постоянно выходили из строя.

С декабря тридцать третьего года, в производство поступило удушенное орудие, которое сейчас называют обр. 34г., или как раньше обр.32/34г. Конструкцию пушки удалось значительно улучшить, также и как ее надежность. Именно это орудие стало самым массовым в отечественном танкостроении перед войной. Для этого орудия, вначале тридцать четвертого года разработана «тяжелая граната» О-240, которая использовалась в советских танках до самого конца войны.

Осенью 1933г на комплектацию танков Т-26 поступила р/с 71-ТК-1 в комплекте с поручневой антенной. Дана модификация не была командирской, как принято считать, все танки делились на радийные и линейные и выпускались в определенных пропорциях.

В конце тридцать пятого года, кормовую нишу стали оборудовать шаровой установкой с пулеметом ДТ. Примерно в это же время часть пулеметов, стали оборудовать двукратной оптикой и введен увеличенной емкости бак увеличивший запас хода в два раза.

Танк Т-26 с клепанным корпусом выпуска.1933г

Танк Т-26 обр. 1933г в разрезе.

Схема броирования.

Радийный танк выпуска 1935г.

В тридцать седьмом году для защиты от атакующих самолетов Т-26 оборудовали турелью П-40 с зенитным пулеметом, год спустя ей нас смену пришла ее модифицированная модель.

Для упрощения производства в 1935г., на смену сварной маске пушки пришла штампованная, и некоторое время выпускались одновременно. В этом же году на Т-26 стали устанавливать фары для ночной стрельбы. Фары крепили на маске самке орудия, из расчета на каждый пятый Т-26, вплоть до конца осени 1939года.

Новые тенденции в танкостроении.

Если на момент своего рождения в СССР танк Т-26 фактически являлся самым сильным танков в своем весовом классе, то уже начиная со второй половины тридцатых годов, ситуация кардинально изменилась. Зарубежное танкостроение смогло освоить выпуск танков по мощности вооружения сопоставимом с танком Т-26 и превосходящих его по подвижности и бронированию. Наиболее интересных результатов добились конструкторы Чехословакии, Японии и Франции.

Оценка зарубежных танков принесла в целом неутешительный результат- развитие советских танков происходило, главным образом, по пути увеличениях бронирования и не затрагивала такие важные узлы как двигатель и трансмиссия. Что привело к тому, что танки Т-26 стали перегруженными и склонными к частым поломкам.

По мнению советских конструкторов, танк Т-26 себя полностью исчерпал к началу 1937г. Так С.Гинзбург, еще в начале осени 1936г, предложил новый проект танка сопровождения пехоты, который по ряду причин не нашел поддержки у военных.

Планы модернизации Т-26 на тридцать седьмой год, по-прежнему не отличались оригинальностью. Они предусматривали:

  • увеличение мощности двигателя танка Т-26 до 105-107 лошадиных сил;
  • увеличение б/к до 204 артвыстрелов и 58 дисков к пулеметам;
  • улучшение бронезащиты, для чего следовало перейти на 20-22 мм бронелисты для корпуса и башни Т-26 и расположить их под углом;
  • усиление подвески;
  • улучшить возможность эвакуации из танка в условиях боя.

Мощность удалось увеличить благодаря новому карбюратору и повышению оборотов двигателя. Однако такое решение привело к массовому обрыву клапанов в ходе эксплуатации танка. Что в условиях того времени, неизбежно привело к обвинениям в вредительстве и последующему аресту причастных к этому специалистов. Производство и приемка Т-26 была прекращена вплоть выявления и устранения причин. Как следствие производственный план на тридцать седьмой год был сорван, а репрессии поставили крест на дальнейшей модернизации.

Но все, же некоторые изменения удалось внедрить, так установка нового карбюратора и перевод двигателя на питание бензином первого сорта позволили несколько поднять мощность.

Модернизация танка Т-26 в 1938г.

Выпуск новой модификации Т-26 начат в 1938г. Машина получила мотор мощностью в 100 л/с, и отечественный более мощный стартер. Корпус, с рациональным наклоном броневых листов, в срок готов не был. Корпуса танков были аналогичны сварным корпусам предыдущих годов выпуска. Эвакуационный люк удалось добавить в тридцать восьмом году. Коническая башня была готова в срок, как следствие на испытания пошел Т-26 с новой башней, прежним корпусом, форсированным двигателем и усиленными рессорами подвески.

Испытания весны 1938г., выявили тот факт, что Т-26 является по-прежнему перегруженной, а проходимость ее недостаточна. Вооружение все еще остается актуальным, но бронирование не соответствует современным тенденциям, а возможности его усиления отсутствуют. Испытатели танка особо подчеркнули, что Т-26 является машиной устаревшей конструкции и необходимость срочно разработать ему замену.

Модернизация танка в 1939г.

Следующий этап модернизации модель Т-26-1 или обр.1939 года, вобрал в себя те технические решения, которым помешали репрессии 1937года. Данная модернизация включала подбашенную коробку с наклонными бронелистами, а также усиленные рессоры. Толщина бортовых листов увеличена до двадцати миллиметров, но по сути бронезащита осталась прежней, так как цементованные бронелисты заменили гомогенной броней. Лобовой щиток башни, щиток механика- водителя стали изготавливать штамповкой.

Боекомплект удалось поднять только до 186 выстрелов в линейном, либо до 165 выстрелов в радийном танке. Этого удалось достичь, отказавшись от кормового и запасного пулеметов. На замену обычных топливных баков пришли бакелитовые, которые менее страдали от прострела. Была введена дополнительная защита радиатора, антенна заменена на штыревую и прочее.

Компоновка танка Т-26 выпуска 1938/39гг.

Общий вид танка Т-26 выпуска 1939г

Радийный танк Т-26 выпуска 1936/37гг.

Радийный танк Т-26 выпуска 1938г

Вид на корпус и днище танка Т-26.

Радийный танк выпуска 1940 г.

Изменения, внесенные в конструкцию Т-26, привели к тому, что его масса увеличилась до 10,3т. Несмотря на то, что конструкцию ходовой усилили, она все равно работала на пределе. Часто на поворотах слетали гусеницы, плавность хода Т-26 значительно снизилась.

Поперечный разрез конической башни танка выпуска 1939г.

Разрез цилиндрической башни танка Т-26

Разрез конической башни танка

Схема бронирования танка Т-26 с конической башней

ТТХ танка Т-26 всех годов выпуска.

В начале сорок первого года выпуск Т-26 заводом №147 был прекращен. Производство должно было переориентировано на выпуск Т-50, но по множеству причин этого так и не произошло. С началом войны выпуск Т-26 возобновился, благо имелся большой задел башен, корпусов и разного рода улов и агрегатов. Данные по количеству выпущенных машин в сорок первом году сильно разнятся.

Из архива.

вход. № 516 с 4 апреля 1939 года
ЗАМЕЧАНИЯ
об известных мне дефектах и недостатков наших танков к рекомендации по их устранению / из опыта танковых боев в районе озера ХАСАН/.

Машина Т - 26.

  • Масляный радиатор имеет доступ к себе, через который противник свободно монет его проколоть штыком.
    Сверху поставить обратные жалюзи, которые должны состоять из поворачивающихся пластин. Пластины должны быть одна под другой.
  • У танков старого выпуска люк водителя намертво не закрывался. Были случаи, когда противник открывал его уничтожал экипаж.
    Таких танков Т-26 у нас очень много.
  • Вентиляцию в бою применять нельзя, так как угрожает опасность попадания пуль и свинцовых брызг внутрь машины. Вентиляцию сделать как у машины БТ.
  • Во время боя очень много скопляется пороховых газов вверху башни, что вредно отражается на здоровье экипажа, шли случаи угара. Необходимо сделать вентилятор вверху башни, где находится люк для установки перископа.
  • Воздух в танке во время боя, вследствие наличия большого количества пороховых газов, большой температуры воздуха от моторной установки, пота и прочих причин, неблагоприятно сказывается на дыхании экипажа. Дышать наружным воздухом через специальную трубку, о заделанным химическим фильтром.
  • Ходовая часть с наружной стороны не защищена.
  • Очень частые случаи попаданий в танк. Сделать обтекаемую броню корпуса и башни.
  • Крепление башни недостаточно прочное, о чем говорят несколько случаев сбрасывания башни на землю.
  • Сбрасывание гусениц. Гусеницы сбрасывались потому, что существующий гусеничный ход вообще не отвечает условиям подвижности танка. Так при поворотах, не говоря уже о резком, гусеница сбрасывается, а без резких поворотах на поле боя не обойтись.
  • Были частые случаи, когда резиновые бандажи слетали с катков.
  • Были случаи, когда снарядом заклинивало выходные люки, а танк загорался. Экипаж не мог выйти из танка и сгорал вместе с танком.
  • Плохая видимость из танка во время боя, а в ряде танков, особенно старого выпуска, в башнях вообще нет смотровых щелей, а имеющихся явно-недостаточно для обозрения местности.
  • Танки горят очень сильно вследствие наличия бензина, резиновых бандажей и очень частой покраски по случаю праздников и приезда больших начальников.
    При перекраске новый слой не ложить на старый, а предварительно старую краску снимать.
  • Большое мертвое пространство. Когда противник оказывался в мертвом пространстве, то он становился неуязвимым для огневых средств танка Т-26.

Танк Т-26 на видео.

  • Танк Т-26 видео
  • Оружейка. Лёгкий танк Т-26. Видео

Советский легкий танк Т-26: История создания, конструкция, боевое применение

Советский легкий танк Т-26

История танка Т-26 начинается с 1929 года. Выполняя постановление ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 года «О состоянии обороны СССР», конструкторы приступили к разработке основного танка общевойсковых соединений. По тогдашним понятиям, им должен был стать легкий танк, дешевый в производстве, простой в обслуживании. Образцом послужил приобретенный закупочной комиссией И. А. Халепского английский танк «Виккерс 6-тонный» (Vickers Mk E), вместе с которым купили лицензию на производство, но не технологию. За год ее разработали, как и всю техническую документацию, и 13 февраля 1931 года после доклада Халепского Реввоенсовету легкий танк Т-26 приняли на вооружение, даже не дождавшись изготовления опытного образца. Он появился в том же году под названием Т ММ-1.

Видео: советский легкий танк Т-26

По сравнению с английской машиной у него несколько изменили конструкцию корпуса из-за установки двигателя жидкостного охлаждения «Геркулес» мощностью 95 л. с. Два пулемета Виккерс с водяным охлаждением стволов находились в двух башнях, а советский ДТ – справа в корпусе. Экипаж состоял из 4 человек. Боевая масса танка доходила до 8т, толщина брони до 13 мм, как на прототипе, а скорость до 30 км/ч.

Видео: история создания танка Т-26

Есть сведения, что было изготовлено около десятка Т ММ-1. В следующем году появился Т ММ-2 с одной башней для 37-мм пушки (боевая масса – 8 т, толщина брони до 13 мм, скорость – 30 км/ч, экипаж – 3 человека; двигатель, бронирование и скорость остались без изменений). Оба Т ММ не удовлетворили военных, и в производство пустили Виккерс с некоторыми изменениями. Его делали на заводе «Большевик» с привлечением специалистов и мощностей «Красного путиловца». Дальнейшую работу по модернизации танка поручили коллективу специалистов во главе с С.А. Гинзбургом.

Советский легкий танк Т-26

15 первых машин приняли участие в военном параде 7 ноября 1931 года. В 1932 году разработали новую модель танка Т-26 . В 1933 году на базе Т-26 образца 1931 года создали огнеметный ОТ-26.
С 1935 года бронелисты корпуса и башни стали соединять при помощи электросварки (до этого они соединялись заклепками), боекомплект пушки уменьшили до 122 выстрелов (82 в танках с радиостанцией), но увеличили емкость бензобаков. Масса машины возросла до 9,6 т. На танках 1936 года начали устанавливать пулемет в кормовой нише башни, боекомплект опять сократили, оставив 102 снаряда, незначительные изменения внесли в ходовую часть – танк потяжелел до 9,65 т. С 1937 года на Т-26 появился зенитный пулемет, размещенный на крыше башни, и внутреннее переговорное устройство типа ТПУ-3, двигатель форсировали до 95 л. с.


Советский легкий танк Т-26

Боевая масса достигла 9,75 т. Т-26 образца 1937 года получили конические башни, сваренные из 15-мм бронелистов, лучше выдерживающих попадания пуль. Емкость бензобаков возросла с 182 до 290 литров, боекомплект составил 107 снарядов, масса возросла до 10,25т. Начиная с 1938 года на танках начали устанавливать стабилизатор линии прицеливания пушки в вертикальной плоскости. С февраля 1939 года, Т-26 изменил конструкцию. Конструкция танка была проста.

Советский легкий танк Т-26

Т-26 отличался легкостью управления, не требовал большого ухода. Компоновка следовала классической схеме: впереди отделение управления, затем боевое и в корме моторное. Четырехтактный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров позволил уменьшить высоту кормовой части, где находился 182-литровый бензобак. Силовая передача состояла из главного фрикциона, 5-скоростной коробки передач тракторного типа, расположенной в передней части корпуса слева от водителя, бортовых фрикционов и редукторов.


Ведущее колесо находилось впереди, в ходовой части имелось по две тележки с 4 обрезиненными катками. Радиостанции пулеметные танки не имели. 45-мм пушки образцов 1932, 1934 и 1938 годов с клиновым полуавтоматическим затвором и углом наведения в вертикальной плоскости от -5° до +22° обладали одинаковыми баллистическими характеристиками и отличались лишь некоторыми усовершенствованиями. Начальная скорость бронебойного снаряда была 760 м/с и на дистанции в 100 метров он пробивал 32-мм броню, начальная скорость фугасного снаряда достигала 335 м/с.

История создания легкого танка Т-26

В июле 1936 г. вспыхнул мятеж в республиканской Испании, вскоре переросший в открытую итало-германскую интервенцию. Антифашисты 54 стран мира оказали поддержку испанскому народу в его борьбе против фашизма. Возник антифашистский фронт в лице интернациональных бригад. Прибыли добровольцы и из Советского Союза. 26 сентября 1936 г. в порт Картахена поступила первая партия из пятнадцати Т-26. Всего же за время гражданской войны в Испанию было отправлено 297 однобашенных танков. Эти машины принимали участие почти во всех операциях, проводившихся армией республиканцев. За рычагами Т-26 сидели не только советские танкисты, но и бойцы интербригад.

Танк Т-26 в танковом музее в Кубинке

Итальянские танкетки СУ 3/33 и немецкие Рг 1 с пулеметным вооружением были бессильны против Т-26.
Первый бой смешанные экипажи провели 29 октября за город Сесенья. Было уничтожено до двух батальонов противника, два танка «Ансальдо», десять орудий, около 40 автомашин. На стороне мятежников в боях участвовали немецкие пулеметные танки. Бои были ожесточенными и кровопролитными. Советские и испанские экипажи отличились в боях под Толедо, Гвадалахарой и при обороне Мадрида. Постановлением ЦИК СССР от 31 декабря 1936 г за проявленное мужество и героизм шести танкистам были впервые присвоены звания Героев Советского Союза – П.М. Арману, Д.Д. Погодину, С.К. Осадчему, Н.А. Селицкому, П.Е. Куприянову, С.М. Быстрову.


Танк Т-26 преодолевает окоп


В составе частей 2-й механизированной бригады Первой Дальневосточной армии танки Т-26 участвовали в ожесточенных боях в районе оз. Хасан за сопки Безымянная и Заозерная. Бои начались 31 июля 1938 г и завершились 11 августа поражением японских захватчиков. Однако 28 мая 1939 г. они вторгаются в Монгольскую Народную Республику. Согласно договору о взаимной помощи советское правительство дало указание своим войскам, находившимся в МНР, защищать монгольские границы так же, как границы СССР. В боевых действиях у реки Халхин-Гол принимало участие небольшое количество огнеметных танков. Бой приняли танковые бригады 9-я, 11-я, 6-я, а также танковые полки стрелковых дивизий, в составе которых воевали танки Т-26. В результате разработанной совместно с монгольским и советским командованием операции японские войска были разгромлены и 16 сентября 1939 г. боевые действия прекращены.
1 сентября 1939 года нападением Германии на Польшу и объявлением Англией и Францией войны Германии началась Вторая мировая война.


Танк Т-26 в варианте с двумя башнями, вооруженный двумя пулеметами Максим

Ломая сопротивление Польской армии, немецкие части быстро продвигались на восток. К середине месяца они не только вышли на рубеж рек Западный Буг и Сан, но и в ряде мест переправились на восточные берега этих рек, вступив на территории Западной Украины и Западной Белоруссии. 17 сентября. перешли границу и советские войска. В составе стрелковых и кавалерийских соединений Белорусского и Украинского фронтов находились соответственно пять и шесть танковых бригад, имевших на вооружении танки Т-26.
30 ноября 1939 г. разразился тяжелый вооруженный конфликт между Финляндией и Советским Союзом. В этой зимней кампании с советской стороны было задействовано пять общевойсковых армий со средствами усиления. Армии имели в своем составе танковые бригады и батальоны, на вооружении которых имелись танки Т-26,в том числе и пушечные «двухбашенники».


Советский легкий танк Т-26. Проекции танка.

Танкам Т-26 приходилось особенно тяжело вести бои в условиях озерно-лесистой местности, изобиловавшей болотами и созданными искусственными заграждениями, сильных 30–40-градусных морозов и глубокого снега до двух метров толщиной. Пригодные для выдвижения пути были прикрыты финскими войсками. Узкие гусеницы проворачивались, буксовали, и танк садился днищем на снег или проваливался в незамерзающее болото. При длительных остановках для запуска двигателя воздушного охлаждения приходилось под днищем машины разводить костры. Выполнение боевых задач для танка как средства непосредственной поддержки пехоты было ограничено. Как следствие – большие потери от огня противотанковой артиллерии.


Советский легкий танк Т-26.

22 июня 1941 года войска округов, дислоцированные вдоль западной границы, вступили в неравный бой с немецко-фашистскими захватчиками. Особенно сильные удары в первые часы войны обрушились на войска Прибалтийского, Западного и Киевского особых военных округов (впоследствии переименованных в Северо-западный, Западный и Юго-западный фронты).
Южнее Бреста, в трех-четырех километрах от границы, за рекой Мухавец располагался военный городок 22-й танковой дивизии 14-го механизированного корпуса Красной Армии, на вооружении которого находились 504 танка Т-26 и несколько танков БТ. В состав корпуса входила и 30-я танковая дивизия, имевшая на вооружении устаревшие двухбашенные пулеметные танки и танки первых выпусков с 37-мм пушками. Обрушившийся неожиданный удар артиллерии и авиации из-за Буга уничтожил большую часть танков, артиллерии и автомашин, артсклад и склад горюче-смазочных материалов. Оставшиеся танки Т-26, развернувшись в боевой порядок, с ходу вступили в бой и вместе с подошедшими мотострелками отбили атаку и потеснили противника к Бугу.


Советский легкий танк Т-26. Проекции танка.

Танки из батальона капитана С.Н. Кудрявцева, совершив фланговый маневр, вышли к переправе через реку и огнем из пушек и пулеметов накрыли немецкий десант.
Во второй половине дня 22 июня 22-я дивизия, почти без горючего, боеприпасов и средств связи, вступает в бой с 3-й танковой дивизией немцев. Несмотря на большие потери, 23 июня, имея в своем составе всего 100 танков, дивизия принимает участие в контрударе 14-го мехкорпуса в районе Бреста. В бою у г. Жабинки 22-я дивизия понесла большие потери и под угрозой окружения отошла к г. Кобрину. 24 июня она совместно с 30-й танковой дивизией, имея в общей сложности 25 танков, вела бои на рубеже Буга. К 28 июня, после беспрерывных атак 3-й танковой дивизии немцев, наша 22-я насчитывала в своем составе всего 450 человек личного состава, 45 автомашин и ни одного танка.


Потерянные в ходе остутпления советские танки Т-26

Пушечные «двухбашенники» Т-26 имелись в составе 25-го мехкорпуса Харьковского военного округа. С началом войны дивизии корпуса были переброшены на Западный фронт, где участвовали в боях за г. Жлобин. Батальон двухбашенных Т-26 поддерживал огнем 117-ю стрелковую дивизию.


Командирский танк Т-26, вид слева.

Много боевых машин вышло из строя по техническим причинам, из-за хронической нехватки запасных частей и не слишком высокого качества бронетехники (чаще всего из строя выходили главный фрикцион и коробка передач). Большое количество поломок Т-26 было также из-за слабой подготовки механиков-водителей. Но участие в боях с фашистскими войсками Т-26 принимали до 1944 г. Они стояли на вооружении 1-й и 220-й танковых бригад Ленинградского фронта. В последний же раз Т-26 применялся в 1945 году против Квантунской армии в Маньчжурии.


Вид спереди


Вид спереди-сбоку


Танк Т-26, вид сзади.


Вид сбоку


Вид на танк сверху


Вид на заднюю часть башни


Вид на заднюю часть башни


Вид на выхлопную систему танка


Вид на моторный отсек танка Т-26


Вид на башню танка сзади


Вид на рым и крепежные элементы задней части корпуса танка Т-26


Вид на бронеплиту задней части корпуса танка


Вид на переднюю часть танка Т-26

У танков Т-26 образца 1933 г. имелась одна цилиндрическая башня, а вооружение использовалось такое же, как и на танке БТ-5, - 45-мм пушка и два пулемета ДТ. Боевая масса таких танков составляла 9,4 т, высота Т-26 увеличилась на 110 мм. Боекомплект орудия состоял из 130 снарядов. Таких танков было выпущено 2127 шт.
Помимо этого, выпускались так называемые «радийные» танки Т-26РТ с цилиндрической башней, характерной особенностью которых было наличие поручневой антенны и радиостанции, установленной в нише башни. Боекомплект орудий этих танков был меньше, чем у других танков Т-26, - всего 96 снарядов. Таких танков было изготовлено 3938 шт.


В ходе боевых действий в Испании и у озера Хасан выяснилось, что поручневые антенны служат ориентиром для огня противника, поэтому в дальнейшем от таких антенн отказались, заменив их штыревыми.
Интересной особенностью Т-26 образца 1933 г. было наличие двух фар-прожекторов, расположенных над пушкой. Благодаря их освещению танк мог вести обстрел позиций противника и в ночное время.
Начиная с 1935 г. бронелисты, из которых изготавливался корпус танков Т-26, стали соединять методом сварки (раньше их соединяли клепкой). Несколько уменьшили боекомплект - до 122 снарядов на Т-26 и до 82 на Т-26РТ. Зато была увеличена емкость топливных баков. В результате модификаций масса танка возросла до 9,6 т.
В 1937 г. появился Т-26, на крыше башни танка имелся зенитный пулемет. Также эти танки были снабжены внутренним переговорным устройством. Была увеличена мощность применяемого на Т-26 двигателя, и масса Т-26 стала составлять 9,75 т.



У танков образца 1937 г. сварные башни имели коническую форму, что усиливало их противопульную защиту. Снова была увеличена емкость топливных баков и уменьшен боекомплект (до 107 снарядов на Т-26). Соответственно масса танка продолжала расти - теперь она составляла 10,75 т. С 1938 г. Т-26 стали снабжать стабилизатором линии прицеливания орудия в вертикальной плоскости.
Бронелисты подбашенных коробок танков Т-26 образца 1939 г. располагались наклонно. В 1939 г. перестали устанавливать задний башенный пулемет. Существенно увеличился боекомплект танка: Т-26 - 205 снарядов, Т-26РТ - 165 снарядов. Была увеличена и мощность двигателя.

Во время советско-финской войны около 100 Т-26 было оснащено навесными бронеэкранами, в результате чего толщина лобовой брони доходила до 60 мм. В 1941 г. выпуск Т-26 был прекращен.
Следует отметить, что, помимо обычных Т-26, в значительном количестве выпускались также химические, или огнеметные, танки. Помимо огнемета, в таких танках имелось и обычное пулеметно-пушечное вооружение.
ОТ-130 был создан в 1936 г. на основе однобашенного Т-26. На танк вместо пушки установили огнемет, дальность огнеметания которого достигала 50 м. Запас огнесмеси составлял 400 л. Экипаж ОТ-130 состоял из 2 человек, масса машины достигала 10 т.



А - моторное отделение; Б - боевое отделение; В - отделение управления; 1 - броневой корпус; 2 - башня; 3 - двигатель; 4 - коробка перемены передач; 5 - бортовой фрикцион; 6 - тормоза; 7 - бортовая передача (за броневым листом); 8 - ходовая часть; 9 - перегородка, отделяющая боевое отделение от моторного; 10- броневые жалюзи над масляным радиатором; 11 - воздушный колпак; 12- 45-мм пушка 20К; 13 - аккумуляторная батарея; 14 - откидной лобовой щиток водителя; 15- опорные катки; 16 - тележка подвески; 17- глушитель.

Аналогичными разновидностями боевых машин, оснащенных огнеметами и большими запасами огнесмеси, были ОТ-131, ОТ-132 и ОТ-133, на которых также имелось пулеметное вооружение. На ОТ-133, помимо огнемета, находилось два пулемета, на предыдущих вариантах - по огнемету и одному пулемету. В 1940 г. на базе Т-26 был создан ОТ-134. Коническая башня этого танка была оснащена орудием калибра 45 мм и пулеметом, а огнемет, дальность огнеметания которого достигала 50 м, располагался в переднем верхнем листе корпуса. Боевая масса ОТ-134 равнялась 10,8 т, экипаж состоял из 2 человек.
В 1933 г. на основе Т-26 был спроектирован мостовой танк грузоподъемностью 14 т. 65 таких мостоукладчиков было создано в 1935 г. Также на основе Т-26 в 1934 г. изготовили экспериментальные образцы бронетранспортеров ТР-26 и ТР-4, предназначенных для перевозки солдат пехоты, и ТР-4-1, который предназначался для подвоза боеприпасов к танковым подразделениям. В 1935-1936 гг. на базе Т-26 изготовили два танка-танкера Т-26Ц для транспортировки горючего.

Рассказав в первой части о танке Т-26 образца 1933 года, мы плавно переходим ко второму экземпляру, который нам удалось пощупать и увидеть в действии.


Так же, как и первый Т-26, этот танк находится в открытой экспозиции Музея отечественной военной в селе Падиково Московской области.

Заметно, что за 6 лет (с 1933-го по 1939-й) танк прошел определенный путь развития.

В первом материале мы остановились на том, что Т-26 однобашенной компоновки пошел в серийное производство в 1933 году. Но к 1939 году это была уже несколько другая машина. Мы остановимся на самых значительных с нашей точки зрения моментах.

В то время танки командиров оснащались радиостанциями. Это было прекрасно. Радиостанции комплектовались поручневыми антеннами. Это был минус, причем громадный.

Мало того, что из-за размещения рации задней части башни боекомплект пришлось уменьшить со 136 до 96 снарядов. Опыт боев в Испании и у озера Хасан показал, что противник обычно сосредотачивает огонь именно на танках, с характерным ободком вокруг башни. Поручневую антенну заменили менее заметной штыревой. По опыту боевого применения танки обзавелись фарами: над пушкой для ведения огня ночью и для водителя.

С 1935 года бронелисты корпуса и башни стали соединять с помощью электросварки вместо заклепок, боекомплект пушки уменьшили до 122 выстрелов (82 для танка с радиостанцией), но увеличили емкость бензобаков.


С 1937 года на Т-26 появилось внутреннее переговорное устройство типа ТПУ-3, двигатель форсировали до 95 л.с.

На танках появились конические башни, сваренные из 15-мм бронелистов. Такие башни лучше выдерживали попадания обычных, не бронебойных пуль.

1938 год стал эпохальным в плане нововведений для Т-26. На танках начали устанавливать стабилизатор линии прицеливания пушки в вертикальной плоскости. В днище появился аварийный люк. В пушках выпуска 1937 и 1938 годов появился электрический затвор, обеспечивавший производство выстрела как ударным способом, так и с помощью электротока. Пушки с электрозатвором оснащались телескопическим прицелом ТОП-1 (с 1938 года - ТОС).

Если хорошо так задуматься – для «совсем устаревшего» танка – весьма и весьма неплохо.

Танки, выпускавшиеся с февраля 1939 года, имели подбашенную коробку с наклонными бронелистами, задний башенный пулемет убрали и боекомплект пушки довели до 205 снарядов (на машинах с радиостанцией до 165).


Перископы для командира и стрелка

Еще раз попробовали повысить мощность двигателя и довели ее до 97 л. с.

С 1940 года подбашенную коробку стали выполнять из 20-мм гомогенной стали вместо цементированной.

Выпуск Т-26 прекратили в первой половине 1941 года, но в июле-августе 1941 года в Ленинграде достроили около сотни машин из неиспользованного задела корпусов. Всего Красная Армия получила более 11000 легких танков Т-26 двадцати трех модификаций, включая огнеметные (тогда называвшиеся "химическими") и саперные (мостовые).

Вот такой танк встречал войну в основной массе советской бронетехники.

По личным ощущениям. Небольшая, но удобная для всех членов экипажа машина. Довольно много места, можно неплохо так перемещаться в танке. Если сравнить с Т-34, который сам побольше будет, но потеснее. Удобная машина, вот ничего больше не сказать. Чувствуются английские корни.


ТТХ легкого танка Т-26 образца 1939 г.

Масса в снаряженном состоянии: 10 250 кг
Экипаж: 3 чел

Бронирование:
Лоб корпуса/угол наклона: 15 мм/28-80°
Башня/угол наклона: 15-10 мм/72°
Борт/угол наклона: 15 мм/90°
Корма/угол наклона: 15 мм/81°

Вооружение:

45-мм пушка образца 1934-1938гг, два 7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект:

205 выстрелов, 3654 патрона (для танка с рацией 165 и 3087 соответственно)

Двигатель:

Т-26, 4-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения
Мощность двигателя: 97 л. с. при 2200 об/мин
Количество передач: 5 вперед, 1 назад
Емкость топливного бака: 292 л.
Скорость по шоссе: 30 км/ч.
Запас хода по шоссе: 240 км

Преодолеваемые препятствия:

Подъем: 35 град.
Ширина рва: 1,8 м
Высота стенки: 0,55 м
Глубина брода: 0,8 м

Насколько был хорош в бою Т-26, насколько он устарел фактически, мы поговорим в следующей части.

Советская закупочная комиссия, возглавляемая И.А.Халепским - начальником недавно созданного Управления механизации и моторизации РККА, 28 мая 1930 года заключила контракт с английской фирмой «Виккерс» на производство для СССР 15 двухбашенных танков «Виккерс» 6-тонный. Первый танк был отгружен заказчику 22 октября 1930 года, а последний - 4 июля 1931-го. В сборке этих танков принимали участие и советские специалисты. В частности, в июле 1930 года на заводе «Виккерс» работал инженер Н.Шитиков. Каждая изготовленная в Англии боевая машина обошлась Советскому Союзу в 42 тыс.руб. (в ценах 1931 года). Для сравнения скажем, что сделанный в августе того же года «основной танк сопровождения» Т-19 стоил свыше 96 тыс.руб. Кроме того, танк В-26 (такое обозначение получили в СССР английские машины) был проще в изготовлении и эксплуатации, а также обладал лучшей подвижностью. Все эти обстоятельства и предопределили выбор УММ РККА. Работы по Т-19 были свернуты, а все силы брошены на освоение серийного производства В-26.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

В марте 1932 года на вооружение Красной Армии была принята 45-мм противотанковая пушка 19К, разработанная на заводе № 8. Вслед за ней спроектировали установку 19К в танк, которая получила название "45-мм танковая пушка обр.1932 г." и заводской индекс 20К. По сравнению с ПС-2, танковая пушка 20К имела ряд преимуществ. Несколько увеличилась бронепробиваемость бронебойными снарядами, резко возросла (с 0,645 кг до 2,15 кг) масса осколочного снаряда, а масса взрывчатого вещества в снаряде - с 22 г до 118 г. Наконец, была увеличена скорострельность за счет введения вертикального клинового полуавтоматического затвора. Правда, отладка полуавтоматики заняла около четырех лет, и первые серии пушек 20К выпускались с 1/4 автоматики, затем с полуавтоматикой на бронебойных и 1/4 автоматики на осколочно-фугасных снарядах, и только в 1935 году стали поступать пушки с отлаженной полуавтоматикой на всех типах боеприпасов.

В декабре 1932 года Комитет Обороны обязал НКТП выпускать танки Т-26 (начиная с машины с заводским номером 1601) с 45-мм пушкой. Под эту пушку, спаренную с пулеметом ДТ, для танков Т-26 и БТ-2 была спроектирована новая башня. Испытания стрельбой показали полную ее надежность. Производство башен под 45-мм пушку началось в конце 1932 года на двух заводах - Ижорском и Мариупольском. Первый выпускал башни усовершенствованного типа (сварные с большой нишей), а Мариупольский первые 230 башен изготовил по первому варианту (клепаные с малой нишей). Большинство клепаных башен было установлено на танки БТ-5 и лишь очень незначительное количество- на Т-26.


1 - ствол: 2 - цилиндр тормоза отката: 3 - тяги подъемного механизма: 4 - телескопический прицел: 5 - подушка: 6 - щиток гильзоулавливателя; 7 - брезентовый мешок гильлоулааливателя: 8 - сектор подъемного механизма: 9 - кронштейн подымного механизма: 10 - педаль спускового механизма: 11 - подножка: 12 - клин затвора: 13 - кронштейн телескопического прицела: 14- шаровая установка спаренного пулемета: 15 - маховик подъемного механизма


Корпус сварной башни имел форму цилиндра наружным диаметром 1320 мм с развитой кормовой нишей. Ниша имела овальную форму и служила противовесом пушки и одновременно местом для укладки боеприпасов или размещения радиостанции. В кормовом листе ниши находился люк с дверцей для демонтажа пушки. В нишах клепаных башен задняя стенка была глухая, без дверцы. В крыше башни имелся прямоугольный люк для посадки экипажа, закрывавшийся двумя крышками.

Вооружение однобашенного танка состояло из 45-мм танковой пушки образца 1932 г. и спаренного с нею пулемета ДТ. Углы вертикального наведения находились в пределах от - 8° до +25°.

Пушка имела полуавтоматический затвор механического типа с электромагнитным и ручным спусками, корытообразную люльку, гидравлический тормоз отката, пружинный накатник и секторный подъемный механизм. Стрельба из пушки и пулемета производилась ножными спусками, педали которых располагались на подножке под правой ногой наводчика.

Прицельные приспособления спаренной установки состояли из двух оптических прицелов, танкового телескопического прицела ТОП обр. 1930 г. и танкового перископического панорамного прицела ПТ-1 обр. 1932 г.



Кроме того, пулемет имел свой открытый прицел и мог стрелять независимо от орудия. При независимой стрельбе из пулемета сектор обстрела по вертикали составлял ±4,5°.

Боекомплект состоял из 136 пушечных выстрелов (у танков с радиостанцией - 96 выстрелов) и 2898 патронов (46 магазинов).

Выстрелы были уложены в специальных ящиках, расположенных на полу, в левой части боевого отделения. В этих ящиках 54 выстрела располагались в индивидуальных гнездах вертикально в шесть рядов по 9 выстрелов. Сверху ящики закрывались откидными крышками. которые одновременно являлись и настилом пола боевого отделения.



Еще 30 выстрелов были уложены горизонтально в нише боевого отделения.

Двенадцать выстрелов размещались в башне. Снаряды удерживались специальными захватами по шесть штук справа и слева от спаренной установки.

Дополнительные 40 выстрелов у танков без радиостанции размещались в нише башни.

Пулеметные магазины (диски) укладывались в специальных железных ящиках на полу корпуса танка. Сверху ящики закрывались откидными крышками, которые вместе с крышками снарядных ящиков являлись общим настилом пола боевого отделения. В ящиках были размещены 40 дисков, еще 6 дисков располагались в специальном стеллаже на стенке башни с правой стороны.

Кроме основного пулемета, в танке перевозился запасной пулемет. Он размещался на специальных кронштейнах под настилом пола боевого отделения у левого борта танка.

Конструкция корпуса однобашенных танков ранних выпусков осталась практически без изменений, по сравнению с двухбашенными. Исключение составлял лишь подбашенный лист, на котором ближе к левому борту устанавливалась башня, а в задней части справа имелось вентиляционное отверстие, закрываемое крышкой.





Эта машина имеет черты как ранних моделей: трансмиссионный люк, откидывающийся вправо, фара без броневого кожуха, так и поздних - штампованный лобовой щит башни и съемные бандажи опорных катков. НИБТПолигон, 1940 г.



1 - двигатель; 2 - главный фрикцион; 3 - карданный вал; 4 - коробка передач; 5 - бортовой фрикцион; 6 - рычаг управления; 7 - рычаг переключения передач; 8- ведущее колесо; 9 - направляющее колесо; 10-опорный каток; 11-гусеница; 12 - 45-мм пушка; /3 - маховик подъемного механизма пушки; 14 - сиденье наводчика; 15 - перископический прицел; 16 - колпак вентиляционного отверстия; 17 - радиостанция; 18 - антенна; 19- ВКУ; 20 - отверстие с жалюзи для входа охлаждающего воздуха; 21 - масляный радиатор: 22 - отверстие для выхода воздуха; 23 - глушитель; 24 передняя поперечная труба; 25 - задняя поперечная труба; 26 - сиденье механика-водителя; 27 - телескопический прицел





Осенью 1933 года в верхнем наклонном лобовом листе корпуса появился люк доступа к трансмиссии. Первоначально его крышка открывалась в сторону левого борта, а впоследствии - вверх против хода танка. При этом размеры люка увеличились.

Уже в 1933 году на части танков начали устанавливать радиостанции 71-ТК-1, имевшие поручневые антенны. И если в первый год выпуска однобашенных Т-26 процент радиотанков был невелик (по-видимому, по причине отсутствия необходимого количества радиостанций). то в последующем он составил половину, а затем и превысил количество танков без радиостанций.

В 1934 году была усилена подвеска: толщину рессоры увеличили с 5.5 мм до 6 мм.

Фару, крепившуюся неподвижно на вертикальном лобовом листе подбашенной коробки, перенесли на верхний наклонный лист, сделали откидной и в походном положении закрыли броневым колпаком. Сигнал перенесли с левого борта подбашенной коробки на ее лобовой лист.

С 1935 года на танках устанавливалась 45-мм пушка обр. 1934 г. На этой пушке полуавтоматика механического типа была заменена полуавтоматикой инерционного типа. Последняя работала полностью только при стрельбе бронебойными снарядами; при стрельбе осколочными - как четверть автоматики. т.е. открывание затвора и экстрактирование гильз производились вручную и при вкладывании очередного патрона в камору затвор закрывался автоматически. Это объясняется различными начальными скоростями бронебойного и осколочного снарядов.

Кроме того, пушка обр. 1934 г. отличалась от предыдущей конструкцией противооткатного устройства и подъемного механизма, был усилен клин затвора. проволоку ножного спуска заменили тросом, усилили крепление люльки с маской, внесли еще ряд небольших усовершенствований.







1 - броневой колпак: 2 - кронштейн: 3 - болт крепления в походном положении: 4 - болт крепления в боевой положении: 5 - планка с прорезью: 6 - резиновая прокладка

С 1935 года корпуса и башни танков стали изготавливать с использованием электросварки. Боекомплект пушки уменьшился до 122 выстрелов (у машин с радиостанцией - 82). была увеличена емкость топливного бака. Масса танка возросла до 9,6 т.

В 1936 году ввели съемный резиновый бандаж на опорных катках, изменили натяжной механизм и в нише башни установили второй пулемет ДТ. При этом боекомплект пушки сократился со 136 до 102 выстрелов (на танках без радиостанции), а масса танка возросла до 9,65 т. В 1937 году на части машин стали монтировать зенитные пулеметы ДТ на турельных установках П-40, а позже на более совершенных 56-У322Б. На пушке поставили две фары-прожектора так называемого "боевого света", ввели новое ВКУ-3 и переговорное устройство ТПУ-3. Двигатель форсировали, и его максимальная мощность возросла с 90 до 95 л.с. В 1937 году выпускались только радиотанки, причем с радиостанциями 71-ТК-З.

Боекомплект танков с радиостанцией достиг 147 выстрелов (107 у танков без рации) и 3087 патронов.

Масса танка составила 9,75 т.





Что еще почитать