Элементы учетной политики сельскохозяйственной организации на примере. Характерные особенности учётной политики предприятия сельского хозяйства. Изменения в учетную политику

Как составить учетную политику сельхозорганизации

Неформальный подход к разработке учетной политики позволит организовать оптимальную систему ведения бухгалтерского и налогового учета и, как следствие, избежать сельскохозяйственной организации возможных негативных последствий.

Учетная политика…

Утверждать следует две учетные политики: бухгалтерскую и налоговую.

…для целей бухгалтерского учета

Определение учетной политики для целей бухгалтерского учета дается в ПБУ 1/98.

Готовая учетная политика — образец для организации

Там сказано, что учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. В этом документе раскрываются методы оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Примечание. ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" утверждено Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н.

…для целей налогового учета

Учетная политика для целей налогового учета — это совокупность способов первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения факторов хозяйственной деятельности для отражения в расчете налогооблагаемой базы. К способам ведения учета относится систематизация данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных по правилам гл. 25 Налогового кодекса РФ с применением аналитических регистров учета.

Составляем учетную политику

Особое внимание при разработке положения об учетной политике следует уделить тем моментам, которые неоднозначно трактуются действующим законодательством.

Учетная политика сельскохозяйственной организации должна включать следующие элементы:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
  • другие решения, необходимые для организации учета активов и обязательств сельхозпредприятия.

Примечание. Можно ли менять учетную политику?

В течение года учетную политику можно изменить, если:

  • изменяется законодательство РФ или нормативные акты по бухгалтерскому учету;
  • сельскохозяйственная организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета, применение которых предполагает более достоверное отражение фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности этой организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенно изменились условия деятельности, что, в свою очередь, может быть связано со сменой собственников, с реорганизацией, с изменением видов деятельности.

Рабочий план счетов

Первым шагом при формировании учетной политики сельхозпредприятия является утверждение рабочего плана счетов. Он составляется на основе типового Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, а также на основании Методических рекомендаций, которые утверждены Приказом Минсельхоза России от 6 июня 2003 г. N 792.

Грамотно продуманный план счетов значительно повышает уровень точности учетной информации и сокращает трудозатраты на всех участках бухучета.

Если в типовом Плане отсутствуют счета бухгалтерского учета, необходимые для деятельности сельскохозяйственной организации, она может ввести в рабочий план дополнительные синтетические счета самостоятельно, используя свободные коды. Но при этом введение таких счетов должно быть согласовано с Минфином России.

Система документооборота

Сельскохозяйственная организация должна утвердить систему документооборота, которая координирует следующие вопросы:

  • порядок создания первичных учетных документов;
  • контроль правильности заполнения форм первичных учетных документов;
  • порядок и сроки передачи первичных учетных документов в бухгалтерию;
  • порядок передачи документов в архив.

При этом в учетной политике можно предусмотреть, что график документооборота оформляется либо как приложение к учетной политике, либо как отдельный самостоятельный документ. Работу по составлению такого графика организует главный бухгалтер. Утверждается график приказом руководителя организации.

Формы первичных учетных документов

Следующий этап — утверждение первичных документов. Для сельскохозяйственных предприятий этот раздел весьма актуален, ведь в хозяйствах, занимающихся производством сельхозпродукции, применяется огромное количество форм первичной документации. Задача руководства — сформировать перечень документов применительно к конкретному предприятию.

Примечание. Специализированные формы первичной учетной документации утвердил Минсельхоз России Приказом от 16 мая 2003 г. N 750.

Если же необходимо составить документ, для которого унифицированная форма не предусмотрена, то при его создании нужно помнить, что его обязательными составляющими являются: наименование документа, дата составления, наименование организации, содержание хозяйственной операции, наименование должностей, подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.

Например , в качестве такого документа можно назвать акт о выходе продукции собственного производства в растениеводстве. Типовая форма для него не предусмотрена, однако его наличие является важной составляющей производственного и учетного процессов. Значит, его форма должна быть разработана по всем правилам бухгалтерского учета.

Порядок проведения инвентаризации

Для сельскохозяйственных организаций раздел учетной политики, который устанавливает порядок проведения инвентаризаций, является одним из важных.

Так, например, списать естественную убыль сельскохозяйственной продукции при ее хранении можно только после инвентаризации товаров на основе соответствующего расчета. Отметим, что по опыту аудиторских проверок многие сельхозпредприятия списывают естественную убыль без проведения инвентаризаций. А это недопустимо. И при налоговых проверках чиновники такие расходы признают необоснованными. Инвентаризация относится к способам ведения бухгалтерского учета, и порядок ее проведения является одним из приложений к учетной политике.

Выбор способов ведения бухгалтерского учета

Этот раздел учетной политики должен быть посвящен выбору метода ведения учета. Здесь сельскохозяйственная организация должна определить способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции и т.д. Для каждого из участков бухгалтерского учета в организации выбирается один вариант учета из множества предложенных, и такой выбор будет играть значительную роль в системе всего учета на предприятии.

Примечание. Внимание: вам помогут предыдущие номера

О том, какие моменты следует учесть при составлении учетной политики, мы писали в прошлых номерах журнала "Учет в сельском хозяйстве" за 2006 г.

Так, о том, какие нюансы нужно отразить при формировании резервного фонда предстоящих расходов на ремонт основных средств, вы можете прочесть в статье, которая опубликована в третьем номере журнала на странице 28.

А о том, что нужно предусмотреть при определении момента и сроков полезного использования для амортизации активов, мы рассказали в статье второго номера журнала на странице 53.

Следует ли восстанавливать НДС при смене спецрежима? Это также зависит от того, как составлена учетная политика сельхозпредприятия. Подробно об этом написан материал, опубликованный во втором номере на странице 44.

Какие обстоятельства следует оговорить в учетной политике в разделе формирования себестоимости бухгалтеру мукомольного производства, рассказано в статье первого номера на странице 69.

Отметим, что в структуре разделов учетной политики особое внимание следует уделить методам и способам формирования расходов и доходов, правильности отнесения их в структуру затрат на производство сельскохозяйственной и прочей продукции, выполнение работ и услуг, незавершенное производство, расходы будущих периодов, списание на формирование стоимости ТМЦ и основных средств.

Оптимальный выбор учета на тех или иных участках учета дает возможность внести четкий порядок в учет сельскохозяйственной организации.

Формирование налоговой политики

В данном разделе организация может отразить существенные организационно-технические аспекты учетной политики для целей налогообложения, в частности по данному разделу можно указать структуру, которая организует и ведет налоговый учет в организации.

Обязанность по составлению и принятию учетной налоговой политики закреплена:

  • в ст.

    167 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость";

  • в ст. 313 гл. 25 "Налог на прибыль организаций".

Чиновники часто призывают налогоплательщиков самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Одним из таких примеров может служить Письмо Минфина России от 28 сентября 2006 г. N 03-03-02/230. Поэтому продуманная учетная политика сельскохозяйственного предприятия для целей налогообложения может помочь избежать многих спорных ситуаций на практике. Когда споры с проверяющими доходят до суда, то учетная политика может послужить мощным аргументом в пользу организации.

Утверждаем учетную политику

Рассматриваемый документ формируется и принимается до наступления нового финансового года и применяется последовательно из года в год.

Потому что, например, ПБУ 1/98 не содержит требования о ежегодном составлении учетной политики или ежегодном продлении действующей новым приказом. То есть если ваше предприятие не вносит никаких изменений в учетную политику, то утверждать новую политику нет необходимости.

Что же с налоговым учетом? По правилам ст. 313 Налогового кодекса РФ сельхозпредприятие должно самостоятельно организовать учет исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.

Бухгалтерскую и налоговую учетную политику можно утвердить одним приказом или распоряжением руководителя сельскохозяйственной организации. Приведем примерную форму такого приказа.

——————————————————————¬
¦ Утверждено <*> ¦
¦ Решение совета директоров¦
¦ ОАО "Содружество" ¦
¦ 31 декабря 06 ¦
¦ от "—" ——- 20— г. ¦
¦ ¦
¦ Приказ N 132 ¦
¦ 31 декабря 06 ¦
¦Москва от "—" ——- 20— г.¦
¦ ¦
¦"Об утверждении Положения ¦
¦об учетной политике для целей ¦
¦бухгалтерского учета и налогообложения" ¦
¦ ¦
¦Руководствуясь положениями п. 3 ст. 6 Федерального закона от¦
¦21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 5 ПБУ¦
¦1/98 "Учетная политика организации", утвержденного Приказом¦
¦Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н, а также частью второй¦
¦Налогового кодекса РФ, ¦
¦ приказываю: ¦
¦ ¦
¦утвердить прилагаемое положение об учетной политике для целей¦
¦бухгалтерского и налогового учета на 2007 г. в¦
¦ОАО "Содружество". ¦
¦ ¦
¦Генеральный директор Грибков ¦
¦ОАО "Содружество" ——- (В.И. Грибков)¦
L——————————————————————<*> Примечание. Приказ об утверждении положения об учетной политике принимается решением совета директоров сельскохозяйственной организации, если уставом или другим внутренним документом такая процедура предусмотрена.

Т.В.Барышева

Генеральный директор

ООО "ТЕЛЕФЛОТ КОНСАЛТИНГ"

Введение

1. Сущность и значение понятия «учетная политика» 12

1.1. Понятие учетной политики организаций 12

1.2. Финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций как информационная база для проведения анализа 26

1.2.1. Сущность, структура и особенности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности 26

1.2.2. Влияние положений учетной политики на формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности 38

1.3. Значение финансовой отчетности предприятий для основных пользователей финансовой отчетности 48

2. Влияние специфики сельскохозяйственного производства на учетную политику организаций 57

2.1. Влияние особенностей отрасли на учет и налогообложение 57

2.2. Учетная политика сельскохозяйственной организации и ее влияние на информационное обеспечение финансового анализа 65

2.2.1. Разделы учетной политики, не оказывающие влияния на показатели отчетности 65

2.2.2. Разделы учетной политики, оказывающие влияние на показатели отчетности 69

2.2.2.1. Способ оценки (переоценки) объектов бухгалтерского учета 70

2.2.2.2. Порядок амортизации активов 74

2.2.2.3. Порядок списания стоимости материально-производственных запасов 82

2.2.2.4. Механизм формирования и списания затрат в расходы будущих периодов 87

2.2.2.5. Порядок создания резервов 88

2.2.2.6. Механизм калькуляционного учета 92

2.2.2.7. Оценка незавершенного производства 97

2.2.2.8. Порядок учета доходов будущих периодов 99

2.2.2.9. Разделение материальных средств труда на основные средства и инвентарь, учитываемый в составе материально-производственных запасов 100

2.3. Влияние учетной политики на финансовое состояние сельскохозяйственных организаций 105

3. Особенности формирования учетной политики (на примере сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области) 114

3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятий Клетского района Волгоградской области 115

3.2. Анализ финансовой устойчивости и ликвидности баланса сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области 122

3.2.1. Горизонтальный и вертикальный анализ балансов сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области 123

3.2.2. Анализ финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области 133

3.2.3. Анализ ликвидности баланса сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области 139

3.3. Учетная политика сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области 144

Выводы и предложения 167

Список литературы 172

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Постепенный переход экономики России к условиям рынка привел к тому, что коренным образом изменились требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, а значит и к системе бухгалтерского учета в целом.

Прежде всего, это связано с тем, что изменился состав пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности. Если раньше основными пользователями отчетности предприятий были контролирующие ведомства, как правило, государственные, то в рыночных условиях к органам контроля добавились пользователи социального характера: экологические формирования, общественные объединения и т.п. Однако наиболее заинтересованные пользователи финансовой отчетности в настоящее время -это потенциальные инвесторы. Если в отношении первых двух категорий пользователей экономические субъекты не испытывают никакой заинтересованности, то интерес третьей группы является одной из главных целей формирования финансовой отчетности предприятий. Именно на эту категорию пользователей ориентирована отчетность организаций и система ее формирования. Основой составления финансовой (бухгалтерской) отчетности является бухгалтерский учет, который может быть отрегулирован путем применения такого инструмента как учетная политика.

Сельскохозяйственные организации, как показывает сложившаяся практика, уделяют мало внимания учетной политике. Однако использование данного инструмента может дать возможность повысить привлекательность экономических субъектов, работающих в агропромышленном комплексе, и тем самым, активизировать поток капиталовложений в отрасль. Учетная политика сельскохозяйственных организаций, в которой будут учтены особенности отраслевого производства в целом, региональная специфика, свойства, присущие отрасли, позволит представить финансово-экономическое положение хозяйства в наиболее выгодном для них свете.

Вышеперечисленные обстоятельства предопределяют актуальность темы диссертационного исследования и позволяют сформулировать его основные цели и задачи.

Степень изученности проблемы. Вопросом влияния учетной политики на показатели финансовой отчетности в разное время занимались Ж. Бурнисьен, Р. Делапорт, Ж. Дюмарше, П. Лассек, Р. Обер, Ж. Савари, Ж. Фламминк, В. Зомбарт, В. Ригер В. Швайкер, И. Шер, О. Шмаленбах, Б. Нидлз, X. Андерсон, Д. Колдуэлл, Р. Энтони, Дж. Рис, Э.С. Хендриксен, М.Ф. Ван Бреда, М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера и др.

В теоретической школе и бухгалтерской практике России данная проблема исследовалась в трудах И.Р. Николаева, А.П. Рудановского и др. Среди современных отечественных авторов особо следует выделить работы Я.В. Соколова, Л.З. Шнейдмана, С.А. Николаевой, М.З. Пизенгольца. Кроме того, проблемы учетной политики в той или иной степени отражены в работах и изданиях последних лет таких авторов, как: Р.А. Алборов, А.С. Бакаев, П.С. Безруких, СМ. Бычкова, Н.Г. Волков, В.В. Ковалев, Н.П. Кондраков, М.И. Кутер, А.Д. Ларионов, В.А. Луговой, В.И. Макарьева, Д.В. Маслова, Е.А. Мизиковский, В.Д. Новодворский, В.Ф. Палий, В.В. Патров, В.И. Петрова, М.Л. Пятов, П.В. Смекалов, А.Я. Фридланд, Л.П. Хабарова, Л.С. Ханамирова, А.Н. Хорин, Т.А. Шнайдерман и др.

Цель и задачи диссертационной работы. Целью исследования является изучение вариантов ведения бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях в соответствии с принятой учетной политикой для формирования в финансовой отчетности наиболее объективной информации об организации; анализ влияния учетной политики на формирование отдельных показателей бухгалтерской отчетности как информационной базы для проведения финансового анализа и выработки объективных управленческих решений. Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

Изучение и систематизация факторов, определяющих учетную политику,

раскрытие предпосылок ее возникновения и аспектов формирования;

Исследование принципов, лежащих в основе построения учетной политики;

Изучение финансовой (бухгалтерской) отчетности как информационной базы для проведения анализа;

Оценка влияния выбора учетной политики на финансовую отчетность сельскохозяйственных предприятий;

Исследование взаимосвязи положений учетной политики и показателей анализа финансовой отчетности;

анализ применяемой сельскохозяйственными предприятиями учетной политики в целях определения ее недостатков и формирования наиболее обоснованной для данных хозяйств учетной политики.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования выступает разработка критериев формирования учетной политики для сельскохозяйственных организаций. Объектом исследования являются предприятия Клетского района Волгоградской области как экономические субъекты, заинтересованные в улучшении финансового положения и следовательно, повышении инвестиционной привлекательности.

Информационную базу научного исследования составили нормативные акты, регулирующие ведение межотраслевого бухгалтерского учета, нормативные и информационные документы, принятые Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в области регулирования бухгалтерского учета и отчетности, годовые отчеты предприятий Клетского района Волгоградской области.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды ведущих ученых в области бухгалтерского учета, законодательные и нормативные документы Российской Федерации, такие как Налоговый кодекс, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», Методические

При решении определенных в диссертационном исследовании задач применялись методы финансового анализа, сводки и группировки, сравнения, графический, моделирование и т.д.

Проведенное исследование и разработка комплекса теоретических и практических положений по вопросам формирования учетной политики в сельскохозяйственных предприятиях и ее раскрытию в финансовой отчетности позволили сформулировать основные положения диссертации, выносимые на защиту.

Научная новизна работы сводится к разработке типовой учетной политики и методики ее формирования, позволяющей стимулировать инвестиционную привлекательность сельскохозяйственных организаций. Основные положения могут быть сведены к следующему: -определено значение финансовой (бухгалтерской) отчетности сельскохозяйственных организаций как информационной базы для потенциальных пользователей; - исследовано влияние специфики сельского хозяйства на формирование учетной политики организаций отрасли; -установлено влияние положений учетной политики на показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности; -разработана типовой учетной политики для сельскохозяйственных организаций на основании результатов проведенного анализа.

Научно-практическая значимость заключается в разработке рекомендаций по созданию эффективного механизма формирования учетной политики, который может быть использован широким кругом сельскохозяйственных организаций в целях представления наиболее полной информации о финансовом состоянии предприятия, удовлетворяющей как заинтересованного пользователя (потенциального инвестора), так и предприятие, которому

необходимо привлечение капитала.

Апробация работы. Материалы диссертации рассматривались на научно-практических конференциях Санкт-Петербургского аграрного

университета, Иркутской государственной сельскохозяйственной академии, а также применяются в практической деятельности сельскохозяйственных предприятиях Клетского района Волгоградской области.

Публикации. Основные положения работы нашли отражение в 4 опубликованных работах, общим объемом 15,7 п.л.

1. Макарова Н.Н. Учетная политика организации. - СПб: СПбГАУ, 2004. -3,8 п.л., у - 2. Макарова Н.Н. Анализ учетной политики сельскохозяйственных производственных кооперативов (на примере предприятий Клетского района Волгоградской области) // Сборник научных трудов «Проблемы развития агропромышленного комплекса». - СПб.: СПбГАУ, 2004. - 0.4 п.л.

3. Макарова Н.Н. Факторы и условия, влияющие на выбор и обоснование учетной политики // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы организационно-экономических отношений в АПК».

Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2004. - 0,2 п.л.

4. Макарова Н.Н. Влияние учетной политики на показатели отчетности и

аналитичность отчетной информации // Экономика и финансы. - 2004. - № 16.-0,5 п.л.

5. Макарова Н.Н. Учетная политика сельскохозяйственных организаций / Под ред. СМ. Бычковой. - СПб.: СПбГАУ, 2004. - 10,4 п.л.

6. Макарова Н.Н. Механизм калькуляционного учета в сельскохозяйственных предприятиях // Экономика и финансы. - 2004. - 18. - 0,4 п.л.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы, содержит 16 таблиц, 6 рисунков и 8 формул, 25 приложений.

В первой главе «Сущность и значение понятия «учетная политика» рассматривается понятие учетной политики организаций, финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций как информационная база для проведения анализа, значение финансовой отчетности предприятий для основных пользователей финансовой отчетности и взаимосвязь учетной политики, отчетности и показателей анализа.

Во второй главе «Влияние специфики сельскохозяйственного производства на учетную политику организаций» рассматривается влияние особенностей отрасли на учет и налогообложение, особенности учетной политики сельскохозяйственных организаций и ее воздействие на информационное обеспечение финансового анализа, а также на финансовое состояние сельскохозяйственных организаций.

В третьей главе «Особенности формирования учетной политики (на примере сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области)» рассмотрена организационно-экономическая характеристика предприятий Клетского района Волгоградской области, проведен анализ их финансовой устойчивости и ликвидности баланса. На основании проведенного анализа предложена типовая учетная политика, позволившая учесть специфику предприятий района, их организационно-экономические особенности, финансовое и имущественное положение.

В заключении приведены основные выводы и результаты проведенного исследования.

В прилодісепиях представлена рекомендуемая учетная политика для предприятий Клетского района Волгоградской области и аналитические таблицы, позволившие проанализировать финансовое положение предприятий с целью формирования учетной политики наиболее соответствующей экономическому, имущественному и финансовому положению данных организаций.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций как информационная база для проведения анализа

Основным источником информации о предприятии, в том числе и о сельскохозяйственном, особенно для внешних пользователей, является отчетность.

Отчетностью, согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», считается «единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам» .

Отчетность предприятия содержит информацию, которая может быть использована для принятия управленческих и финансовых решений.

Как справедливо утверждает В.В. Ковалев «Цели бухгалтерской отчетности определяются потребностями пользователей. Поэтому она должна содержать данные о результатах финансово-хозяйственной деятельности, а также о текущем финансовом положении и происшедших в нем изменений за отчетный период» .

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

К этим требованиям относятся: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98). Только в случае соблюдения всех этих требований можно говорить об отчетности предприятий как об адекватном источнике информации для проведения анализа.

Информационная база для проведения комплексного экономического анализа на предприятиях сельского хозяйства намного шире, чем отчетность организаций других отраслей, так как сельскохозяйственные предприятия составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации, а также Министерством сельского хозяйства РФ. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.

Квартальная отчетность сельскохозяйственных предприятий не отличается от отчетов других организаций и состоит из двух основных форм: формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Годовой отчет сельскохозяйственных предприятий существенно отличается от отчетности прочих организаций и кроме типовых пяти форм, которые заполняют бухгалтеры всех других предприятий, бухгалтерия предприятий аграрной сферы должны подготовить и сдать в органы Госкомстата и Минсельхоза РФ необходимый набор специализированных форм отчетности для сельскохозяйственных предприятий.

Типовые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Годовой отчет любого предприятия включает в себя следующие документы:

1) форма №1 «Бухгалтерский баланс»

2) форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»

3) форма № 3 «Отчет об изменениях капитала»

4) форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»

5) форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

6) Пояснительная записка к бухгалтерскому отчету

7) Итоговая часть аудиторского заключения

Сельскохозяйственные предприятия, кроме того, составляют отчеты по специализированным формам. В 2002 году специализированных форм, утвержденных приказом Минсельхоза РФ, было девять1.

1. форма № 5-АПК «Численность и фонд заработной платы работников сельскохозяйственных организаций»;

2. форма № 7-АПК «Отчет о реализации сельскохозяйственной продукции»;

3. форма № 8-АГЖ «Отчет о затратах на основное производство»;

4. форма № 9-АПК «Отчет о производстве и себестоимости продукции растениеводства»;

5. форма № 10-АПК «Отчет о средствах целевого финансирования»

6. форма №13-АПК «Производство и себестоимость продукции животноводства»;

7. форма № 15-АПК «Наличие животных»;

8. форма № 16-АПК «Баланс продукции»;

9. форма № 17-АПК «Отчет о сельскохозяйственной технике и энергетике». Специализированные формы служат для получения более полной информации о производстве, себестоимости и реализации сельскохозяйственной продукции, численности работающих, наличии земель и животных на предприятии.

Важнейшим источником информации традиционно выступает бухгалтерский баланс - он объективно связан с отражением финансовых результатов и имущественного состояния, поскольку именно в нем представлены основные показатели, отражающие положение предприятия. Баланс часто называют отчетом о финансовом положении предприятия.

Влияние особенностей отрасли на учет и налогообложение

Отрасль сельского хозяйства является нетипичной отраслью экономики. Специфика деятельности сельскохозяйственных предприятий обусловлена множеством факторов и проявляется в самых различных направлениях деятельности. На систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности оказывают влияние особенности, присущие отрасли. Их можно условно разделить на две основные группы.

1. Особенности, сложившиеся естественным путем, под влиянием факторов, обусловливающих специфику отрасли.

а) Технологические особенности, связанные с сезонностью производства. Они оказывают влияние на показатели бухгалтерского учета и отчетности в течение финансового года. Сезонность производства приводит к тому, что в различное время в сельскохозяйственных предприятиях структура активов и пассивов может быть абсолютно разная. Это связано с отраслевой направленностью конкретного предприятия, обеспеченностью ресурсами, месторасположением. Сезонность производства в растениеводческих и животноводческих предприятиях также может различаться. Это зависит от производственного цикла и приводит в разных случаях к отличным друг от друга показателям оборачиваемости капитала и структуре баланса.

Так, предприятия, у которых превалирует производство растениеводческой продукции, в период формирования отчетности за первый квартал и за полугодие, имеют значительную долю незавершенного производства, которая возрастает в зависимости от вложений под урожай отчетного года. Овощеводческие предприятия могут получать результаты от вложенных средств в виде продукции уже в июне, но основная масса растениеводческих предприятий начинает получать продукцию в течение третьего квартала. В то же время, соответственно, возрастает доля привлеченных источников средств в пассиве баланса. Во втором полугодии, когда большинство растениеводческих предприятий получает массовую продукцию, возрастают по сравнению с показателями первого полугодия такие показатели отчетности, как доходы от реализации, прибыль, сумма денежных средств. При этом погашается основная масса обязательств. Несколько иная ситуация складывается на предприятиях, которые занимаются выращиванием плодов, поскольку такая деятельность связана с капиталовложениями в многолетние насаждения. Это приводит к длительному обороту капитала на начальной стадии производства, а также к высокому удельному весу первого раздела актива баланса в структуре активов.

Животноводческие предприятия различных подотраслей имеют разные технологические особенности и, как следствие, разные по структуре показатели отчетности. Существуют технологии, в которых производственный цикл является более интенсивным и быстрым. Это, как правило, относится к подотраслям животноводства, организация которых приближена к промышленным производствам: птицеводство, свиноводство, звероводство1. Вложения оборотного капитала в эти подотрасли имеют краткосрочный характер и приносят более интенсивную отдачу. Соответственно, распределение доли внеоборотных и оборотных активов на этих предприятиях в течение всего финансового года имеет стабильные пропорции. Такие направления животноводства, как скотоводство и овцеводство имеют более длительный производственный цикл, который длится более полутора-двух лет. Предприятия племенного направления имеют значительную долю основных средств в структуре активов баланса за счет наличия племенного скота.

Различные отрасли и направления сельского хозяйства в силу производственной специфики могут иметь значительные пространственные и временные различия в показателях отчетности, которые в совокупности с различными вариациями учетной политики могут придать финансовой отчетности вид, привлекательный (или непривлекательный) для внешних пользователей.

б) Массовое вовлечение в производство сырья, изготовленного внутри предприятия. Внутреннее потребление произведенной продукции на сельскохозяйственных предприятиях является важным фактором, влияющим на формирование показателей бухгалтерской отчетности, и, как следствие, - на формирование показателей финансового анализа. Прежде всего, это связано с тем, что учетная политика включает положения, которые позволяют варьировать оценкой активов и методов списания товарно-материальных ценностей на предприятии, а также методами калькуляции продукции. В связи с этим, сельскохозяйственные предприятия имеют определенные ограничения, связанные со следующими причинами. Первая - методологическая сложность учета большой номенклатуры производимой продукции и единство затрат по статьям, которые должны быть распределены между несколькими видами продукции (например, зерно продовольственное, солома, полова, зерноотходы на фураж и т.п.). Вторая причина - четкие, практически всегда однозначные, инструкции и методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве. Обычно продукция сельского хозяйства, потребляемая внутри организации, оценивается по себестоимости, и редко могут быть какие-либо отклонения. Исключения бывают в хозяйствах с нестандартным управленческим подходом в распределении доходов и прибыли между структурными подразделениями.

Организационно-экономическая характеристика предприятий Клетского района Волгоградской области

Специфика экономики АПК текущего десятилетия такова, что большинство субъектов отрасли претерпели ряд экономических и организационных реформ, которые затрагивали как изменение форм собственности и распределения земельных, материальных ресурсов, так и организационные моменты: выбор и смена организационно-правовых форм, управленческие решения, взаимоотношения с государством.

Одна из тенденции реформирования сельскохозяйственных предприятий в эпоху экономических преобразований, связанная с приведением финансового состояния хозяйств в более привлекательное для инвесторов, - это различного рода разделения, выделения и слияния юридических и физических субъектов экономики. Подобные действия руководства, как правило, имеют под собой несколько мотивов и преследуют следующие цели:

1. Разделение крупных, территориально разобщенных предприятий с целью более эффективной управляемости подразделений, контроля за производством, и как следствие - улучшение финансового состояния.

2. Слияние сельскохозяйственных предприятий с предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, торговыми, снабженческими организациями и т.д с целью создания замкнутого цикла «производство потребление».

3. Выделение из коллективных организаций фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств.

4. Создание нового предприятия с выделением части имущества и необходимых ресурсов из уже давно функционирующего хозяйства.

Анализ деятельности предприятий Клетского района Волгоградской области показал, что за период с 1998 по 2002 гг. практически в каждом из десяти коллективных сельскохозяйственных предприятий произошло реформирование.

Часть активного, необходимого в производстве и наименее затратного имущества была передана по разделительным балансам вновь созданным хозяйствам. При этом основная часть долгосрочных и краткосрочных активов осталась на балансе старых предприятий. Такие действия позволили сельскохозяйственным организациям создать более приемлемые условия для привлечения капитала в отрасль и дальнейшего эффективного их функционирования.

Основная масса реформ произошла в 2001 году. Наиболее приемлемой организационно-правовой формой большинство предприятий избрали сельскохозяйственные производственные кооперативы и общества с ограниченной ответственностью (Таблица 3.1.)

Для решения поставленных в исследовании задач был проведен экспресс-анализ по трем основным категориям, которые могут повлиять на решения руководства о тех или иных положениях учетной политики. К таким категориям относятся:

1. Структура реализации продукции каждого из хозяйств района; специализация предприятий, оказывающая влияние на временные характеристики бухгалтерских показателей (например, таких, как признание доходов и расходов, порядок формирования резервов, списание ТМЦ и т.д.)

2. Структура основных фондов предприятия, которая существенно влияет на структуру актива баланса и на себестоимость продукции.

3. Структура затрат продукции по элементам, которая влияет на формирование финансового результата, порядок списания ТМЦ, начисление амортизации.

Учетная политика составляется отдельно для бухгалтерского и налогового учета

14.02.2019

Для целей налогообложения

Учетная политика утверждается приказом, либо распоряжением руководителя (директора) предприятия в том году, который предшествует году ее применения. Например, 26 декабря 2018 года учетная политика была утверждена, но применять ее следует только с 1 января 2019 года.

При создании организация выбирает способы определения доходов и расходов, регистры налогового учета и закрепляет их в приказе об учетной политике. Каждый год составлять новую учетную политику или «повторять» приказ с прошлого года нет необходимости. Учетная политика составляется один раз. Но, есть возможность вносить в нее изменения. Только в том случае, когда принято много изменений в Налоговый кодекс, целесообразнее принять и утвердить новую учетную политику. При этом обязательно надо сделать ссылки на вступившие в силу Федеральные законы (на основании которых и были внесены поправки в НК РФ).

Изменения в учетную политику

Изменения в учетную политику вносятся в следующих случаях:

Законодательством внесены изменения в НК РФ (незначительные изменения). В данной ситуации изменения вносятся не ранее даты вступления в силу соответствующих законов;

Организация решила изменить методы учета доходов и расходов. Изменения принимаются с начала налогового периода (обязательно);

Появление новых видов деятельности у компании. Принимать учетную политику и вносить изменения можно в любой момент отчетного года.

Основные разделы учетной политики

При составлении учетной политики предприятию следует обратить внимание на то, что желательно разделить на две части учетную политику:

На организационную;

На методологическую.

Сначала необходимо указать каким образом будут распределяться обязанности бухгалтеров (работников бухгалтерии), назначить определенных сотрудников ответственными. Далее важно раскрыть - какими аналитическими регистрами будет пользоваться компания. Третья ступень - это методы учета.

Для бухгалтерского учета

Учетная политика для целей бухгалтерского учета должна быть сформирована на основании Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ № 1/2008).

Срок утверждения учетной политики

Утвердить учетную политику надо в декабре того года, который предшествует году применения положений учетной политики. Например, можно датировать приказ 30 декабря прошлого года. Тогда положения учетной политики будут применяться с 1 января следующего года. Если компания вновь была создана, то она утверждает учетную политику для целей бухгалтерского учета до момента представления бухгалтерской отчетности.

Изменения в учетную политику для целей бухгалтерского учета

Изменения в ранее утвержденную учетную политику для целей бухучета вносятся в случаях:

В случае изменения законодательства;

При изменении существенных условий деятельности организации;


Правила бухгалтерского учета распространяются на предприятия любой сферы деятельности, любых формы собственности. Однако в каждой отрасли, в т.ч. в отрасли АПК , возникают свои особенности отражения состояния средств и их источников, расчетов с дебиторами и кредиторами, начисления налогов и составления бухгалтерской отчетности.

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в сельскохозяйственном предприятии (на примере действующего предприятия)

За формирование учетной политики, организацию бухгалтерского и налогового учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности возлагается на главного бухгалтера организации.

Нормативно — законодательными документами, регулирующие положения учетной политики организации, являются:

  • Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 г. № 60 -н;
  • Приказ Минфина России от 28.06.2000 г. № 60-н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций»;
  • Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34-н;
  • Налоговый кодекс Российской Федерации.

Характеристика учетного процесса в сельскохозяйственной организации (пример)

Бухгалтерский учет в СПК «Береговой» ведется автоматизировано с помощью программы 1С «Бухгалтерия».

В СПК «Береговой» для учета основных средств используются как межведомственные типовые формы, так и ведомственные формы первичной документации, к ним можно отнести:

1. Акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1).

2. Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма N ОС-3). Источники и способы поступления основных средств в СПК «Береговой» представлены на рисунке.

Поступление основных средств в сельскохозяйственном предприятии

3. Акт о списании основных средств (форма N ОС-4). Направления и способы выбытия объектов основных средств в СПК «Береговой» представлены на рисунке.

Направления выбытия основных средств в сельскохозяйственном предприятии

4. Инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6). В СПК «Береговой» аналитический учет объектов основных средств ведется в инвентарных карточках. Карточки открываются для каждого объекта основных средств, в т.ч. и на объекты которые арендуются кооперативом у других организаций.

5. Инвентарная карточка учета многолетних насаждений (форма N 109-АПК).

6. Акт на оприходование земельных угодий (форма N 111-АПК).

Таким образом, на предприятии бухгалтерский учет организован с использованием программы 1С «Бухгалтерия». Учет основных средств ведется в полном объеме, а данные аналитического учета соответствуют данным синтетического учета.

Порядок составления отчетности на сельскохозяйственном предприятии на примере ООО «Луценково»

Учетная политика сельскохозяйственного предприятия

Основным документом организации, определяющим порядок ведения бухгалтерского учета при отражении хозяйственных операций, является учетная политика. Главное назначение учетной политики - документально закрепить применяемые организацией способы ведения бухгалтерского учета.

Согласно ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» под учетной политикой подразумевается выбранная совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения и отражения в учете хозяйственных операций.

Каждая организация самостоятельно формирует учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. При разработке учетной политики предприятие имеет право определить политику в области методов списания сырья, материалов и хозяйственного инвентаря в производство, методов оценки незавершенного производства, возможности применения ускоренной амортизации, вариантов формирования ремонтных и страховых фондов и т.д.

Основными задачами учетной политики сельскохозяйственного предприятия являются формирование набора четких инструкций, положений и методов, которые позволят упорядочить, регламентировать основные участки учета, создать единую схему документооборота, систему оценки активов предприятия, сформировать отчетность, верно отражающую имущественное положение хозяйства. Эти задачи решаются путем применения множества способов ведения бухгалтерского учета, к которым относятся: способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. Основным требованием, предъявляемым к принятой на сельскохозяйственном предприятии учетной политике, является то, что она не должна противоречить действующим законодательным и нормативным актам Российской Федерации.

В учетной политике утверждаются:

  • · рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • · формы первичных документов, применяемые для отражения фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • · порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • · методы оценки активов и обязательств;
  • · правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • · порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • · другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики на сельскохозяйственных предприятиях необходимо придерживаться следующих требований и правил:

  • 1) предприятие должно выбирать один способ из нескольких, допускаемых законодательными и нормативными актами по бухгалтерскому учету в Российской Федерации. Если по конкретному вопросу в этих документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает необходимый способ исходя из положений по бухгалтерскому учету;
  • 2) выбранные способы должны устанавливаться во всех структурных подразделениях предприятия независимо от места их расположения и функционирования. Это означает, что представительства, отделения, филиалы должны придерживаться учетной политики, установленной головным предприятием;
  • 3) при ведении бухгалтерского учета предприятие должно обеспечивать соблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики (методов ведения учета) в отношении отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества, определяемых по правилам, установленным законодательством в зависимости от условий хозяйствования. Значит, принятые предприятием правила должны устанавливаться на длительный (не менее года) срок и не могут меняться в течение отчетного года;
  • 4) эти правила должны быть закреплены соответствующим внутренним документом (приказом руководителя предприятия, утверждающим Положение об учетной политике);
  • 5) в том случае, когда предприятие не может сформировать достоверную информацию об объектах исходя из установленных правил бухгалтерского учета, это (с соответствующим обоснованием) должно быть отражено в пояснительной записке.

Вариант учета нужно выбирать, руководствуясь выгодой для деятельности организации, принимая во внимание объем учетной работы.

Вновь созданная организация должна сформировать учетную политику и утвердить ее соответствующим приказом не позднее 90 дней со дня приобретения организацией прав юридического лица. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

Учетная политика сельскохозяйственного предприятия ООО «Луценково» представлена в приложении 1.



Что еще почитать