Танк т 26 боевое применение. Добавить в избранное. Боевые машины специального назначения

Уже в 1929 году командование РККА пришло к выводу, что танковое вооружение Красной Армии не отвечает современным требованиям. Решить эту проблему своими силами не представлялось возможным, потому что у советских конструкторов не было достаточного опыта, а производственная база Советского Союза находилась ещё в неразвитом состоянии. Выйти из ситуации можно было только обратившись к зарубежному опыту.

В 1930 году делегация Управления механизации и моторизации РККА под руководством Иннокентия Халепского закупила за рубежом ряд образцов техники, в том числе танков. Среди приобретённых машин были британские танки Vickers Mk. E, более известные как «Виккерсы шеститонные».

Эта модель танка интересна тем, что ни одна из её модификаций не заинтересовала британскую армию. И не потому, что машина была плохой. Просто военные Туманного Альбиона, корректно выражаясь, отличались излишне творческим подходом к формированию бронетанковых войск. И сочли, что танк «Виккерс шеститонный» не укладывается в концепцию. Так что разработчикам пришлось ориентироваться на внешних потребителей.

Для СССР были закуплены двухбашенные модификации танка, вооруженные пулемётами. Им был присвоен условный индекс В-26. Поначалу танки получили довольно сдержанные отзывы специалистов. Однако 8 января 1931 года «Виккерсы» были показаны командованию РККА и Московского военного округа. Увидев, как лихо танки носились по полигону, перемахивали окопы и чуть ли не крутились на месте, высокие гости пришли в восторг. Буквально на следующий день К. Е. Ворошилов отдал распоряжение немедленно решить вопрос о целесообразности организации серийного производства В-26 в СССР. Выводы комиссии под руководством С. Гинзбурга гласили, что оптимальным был бы выпуск машины не в оригинальном, а в «гибридном» виде — с использованием конструктивных элементов разрабатывавшегося на тот момент в СССР танка Т-19. Однако в итоге производство было решено начать без изменений, потому что, по данным разведки, Польша уже собиралась массово производить и ставить на вооружение «Виккерсы шеститонные». Данные эти не слишком соответствовали истине, но вердикт командования надо было исполнять. «Виккерс» пошел в серию, получив индекс .

Задание по выпуску Т-26 получил ленинградский завод «Большевик». Он был сильно загружен другими заказами, но альтернативы всё равно не было: Сталинградский и Челябинский заводы ещё только строились. Всеми работами по производству, а в дальнейшем и по модернизации руководил С. А. Гинзбург.

В лучших традициях командно-административной системы заводу дали совершенно нереальный заказ на выпуск 500 танков Т-26 до конца 1931 года. Почти сразу план пришлось сократить до 300 штук, что тоже было чистой воды утопией. Все первое полугодие 1931 года ушло только на то, чтобы перевести чертежи танка в метрические единицы, подготовить производственную базу и изготовить эталонные образцы. На первом этапе работы жёстко пресекались любые попытки внести изменения в конструкцию, даже если они были направлены на упрощение производства и совершенствование технологии.

Скопировать элементы машины советские производители сумели. Сделать так, чтобы они работали, будучи собранными, не получилось. Поэтому те 10 танков, которые покинули сборочные линии до конца лета, могли называться самое большее действующими моделями. Их моторы ломались постоянно и самыми разнообразными способами. Нормой считалось, чтобы двигательный брак не превышал 65%. В моторах не подходили друг к другу цилиндры и поршни, ломались клапаны, не получалось произвести нормальную закалку коленвала. Бронированные корпуса, выпущенные Ижорским заводом, имели сквозные трещины в броневых листах. А качество стали было настолько низким, что 10-миллиметровая броня пробивалась бронебойной винтовочной пулей со 100-150 метров, хотя это считалось принципиально невозможным. Только к 1934 году удалось обеспечить приемлемое качество выпускаемых машин.

Первые модели Т-26 выпускались с двумя пулемётными башнями, которые были расположены на корпусе рядом друг с другом. Такая конструкция позволяла вести огонь в разные стороны одновременно. Это считалось очень хорошим вариантом для танка поддержки пехоты. В качестве альтернативы пулемёту рассматривался вариант с установкой в одной из башен 37-мм пушки.

В 1933 году произошло очень важное изменение в конструкции Т-26. Вместо двух башен танк получил одну — кругового вращения. В неё собирались устанавливать 45-мм орудие ввиду его однозначного превосходства в поражающей способности над 37-мм. Перевооружать хотели все новые танки, но из-за дефицита в поставках новых орудий до конца 1933 года производились как однобашенные, так и двухбашенные танки. Новая башня и орудие утяжелили машину, так что пришлось разрабатывать новый двигатель и усилить подвеску. Здесь большого успеха конструкторы не достигли. Т-26 стал куда более неповоротливым и менее проходимым.

К началу 1936 года танкостроители окончательно поставили крест на концепции колёсно-гусеничных машин. А появившийся к тому времени танк оказался слишком дорогим и сложным. Уже свёрнутые было работы по усовершенствованию Т-26 пришлось возобновить. Прежние клёпаные корпуса заменили сварными, что увеличило их прочность. Изменили конструкцию маски орудия, улучшили схему подачи топлива. Поменяли конструкцию ходовой части, причем благодаря новой технологии закалки токами высокой частоты удалось добиться исключительной прочности пальцев гусеничных траков.

Но все эти усовершенствования не могли повлиять на тот факт, что к концу 30-х годов Т-26 уже не был даже мало-мальски выдающейся боевой машиной среди своих аналогов по массе. Разные страны уже имели на вооружении танки, которые были сопоставимы, а то и превосходили его. Была сделана попытка вооружить танк 76-мм пушкой, но из-за дефекта орудия случился прорыв пороховых газов в боевое отделение, так что работы были свернуты.

Впервые Т-26 применялись в бою во время гражданской войны в Испании. Танки, поставленные республиканцам Советским Союзом, принимали участие практически во всех операциях и очень неплохо себя зарекомендовали. Хотя немалую роль в том, что Т-26 был грозным противником, сыграло то, что противостояли ему немецкие и итальянские танки, вооруженные пулемётами. Вместе с тем из-за слабой брони советские танки легко уничтожались орудиями противника. Оценив результаты применения Т-26 испанцами, советские конструкторы установили на него дополнительные броневые экраны.

Советские танкисты опробовали Т-26 во время боёв у озера Хасан. В результате неумелого командования танки понесли большие потери. Так, при штурме сопки Заозёрная машины столкнулись с хорошо подготовленной противотанковой обороной. С учётом слабой брони советского танка лобовой штурм просто не мог не закончиться большими потерями. Так и получилось: 85 машин подбито, из них 9 сожжено. По итогам этого вынужденного испытания обстрелом командиры Красной Армии отмечали в рапортах высокую живучесть танка. Т-26 мог выдержать пять-шесть попаданий японских снарядов. Остаётся только пожалеть, что это качество определялось не в полигонных условиях, а в реальном бою.

Во всех конфликтах, где применялся Т-26, во всей красе проявилась традиционная проблема советских танков — низкая надёжность. Большое количество машин выходило из строя, не принимая участия в бою. Во время советско-финской войны 1939-1940 годов Красная Армия потеряла на Карельском перешейке 3178 танков, из них 1275 штук — по техническим причинам. Вообще, эта война была очень сложной для танков, так как боевые действия велись в местности, мало подходящей для бронированной тяжёлой техники.

К 22 июня 1941 года в войсках насчитывалось около 10 тысяч танков данного типа. Применение их в начальном периоде войны можно смело назвать провальным. Первая причина огромных потерь и крайне низкой эффективности Т-26 — техническая слабость и отсталость машины. Даже в тридцатые годы этот танк был ординарным и ничем не выделялся. К 1941 году он стал откровенно слабым. Его броня обеспечивала только противопульную защиту. Из-за маломощного двигателя танк отличался очень низкой подвижностью. Кроме того, он был ненадёжным. Большой процент потерь Т-26 приходится на машины, оставленные экипажами из-за поломок, для устранения которых не было материальных ресурсов или времени.

Вторая причина — человеческий фактор. Объективно говоря, уровень командиров Красной Армии в это время был очень низок. Часто они просто не представляли себе, как правильно использовать бронетанковую технику. Применялись лобовые атаки на врага, которые были для «картонного» Т-26 самоубийственными. Вместо использования танков большими массами подразделения дробились вплоть до отдельных машин. Координация между подразделениями практически отсутствовала, потому что в войсках было очень мало раций, да и теми, что имелись, зачастую не умели пользоваться. С командирскими картами ситуация также была катастрофической. Часто приходилось ориентироваться по схеме, нарисованной кое-как от руки. Но даже если у командира была карта, это ещё не значило, что он умел с ней обращаться (в воспоминаниях и рапортах зафиксировано немало таких случаев).

Вёс это привело к тому, что большая часть танков Т-26 была потеряна в первые полгода Великой Отечественной войны.

Последним сражением, в котором приняли участие эти машины, был разгром Квантунской армии на Дальнем Востоке в 1945 году.

Обсудить материал вы можете .

Рендеры данной машины во всех разрешениях находятся .

Этот легкий танк известен как самая массовая боевая машина Красной Армии в предвоенные годы.До 1941 года в СССР было произведено уже свыше 11тысяч танков Т-26. Несмотря на низкие оценки боевых качеств танка многими военными после окончания Второй Мировой Войны, следует заметить, что численность этих боевых машин в Красной Армии всё же была внушительной и это могло бы в определённых условиях компенсировать их слабые тактико-технические характеристики.

Описание

Этот лёгкий танк был создан в начале 30-х годов на основе двухбашенного английского танка Vickers Mk.E mod.A. Позднее, после внесения различных конструктивных изменений и доработок советских конструкторов, танк стал однобашенным, было серьёзно усилено вооружение и другие параметры. Впервые советские танки Т-26 вступили в бой в гражданской войне в Испании еще в 1936 году, где неплохо показали себя. К 1941 году этот танк с очень слабым бронированием уже не мог играть весомой роли в боях с немецкой техникой. В начале войны на фоне более новых "Т-34" и "КВ" его уже можно было назвать устаревшим, однако с некоторыми танками Вермахта в 1941 году "Т-26" ещё был в состоянии сражаться. Прежде всего это относиться к лёгким танкам Вермахта с пулемётным вооружением. Основную массу германской техники июня 1941 года составляли танки "Pz.I" , "Pz.II" , "Pz.35(t)" и "Pz.38(t)" , а также средние танки "Pz.III". У "Pz.I" во встречном бою с "Т-26" не было вообще никаких шансов, а генерал Гальдер даже писал о том, что эти танки являются обузой для немецкой армии. Что же касается "Pz.II", то его орудие было эффективно против "Т-26" лишь на короткой дистанции около 300м и в условиях реального боя с "двадцатьшестым" у этой немецкой бронемашины также возникали большие проблемы. "Pz.35" тоже не имел никаких преимуществ перед "Т-26". А вот "Pz38(t) и "Pz.III" более поздних выпусков превосходили "Т-26" в плане тактико-технических характеристик, так к примеру лобовая броня Pz.38(t) модификации F была равна 50мм и орудие "Т-26" не пробивало его лобовую проекцию на дальних дистанциях, в то время как пушка "немца" с этих дистанций "двадцатьшестого" поразить могла. То же самое касается последних модификаций "Panzer III". Недостатком "Т-26" по сравнению с немецкой "тройкой" было ещё и то, что экипаж из трех человек на "Т-26" был сильно перегружен работой, в то время как на немецкой машине командир был освобожден от обязанностей заряжающего и это обеспечивало более эффективное управление танком. Лучший немецкий танк начального периода войны - "Pz.IV" превосходил "Т-26" по многим характеристикам, но часть этих танков ранних модификаций пробивалась снарядом 45-мм орудия "Т-26". Всё же в 1941 году "Т-26" уже был не конкурент большей части немецких машин. Но огромные потери этих танков были обусловлены не только слабыми тактико-техническими характеристиками, но и стремительным немецким "блицкригом", заставившим отступающую Красную Армию бросить большое количество этих машин в тылу противника. На неудачах "Т-26" летом 1941-го сказывалось и то, что немецкие танкисты были лучше подготовлены и имели солидный боевой опыт. Советские танкисты ещё не успели приобрести необходимого опыта использования танков в условиях реальной войны. Слабое бронирование "Т-26" диктовало особую тактику применения его в обороне, главным образом из засад. Если это удалось бы сделать, то эти танки, учитывая ещё и их большое количество в Красной Армии, могли бы сыграть более весомую роль в сражениях начального этапа войны. Поводя итог стоит сказать, что несмотря на некоторые возможности в борьбе с немецкими танками за счёт хорошего 45-мм орудия, всё же не стоит слишком переоценивать боевые возможности этого лёгкого танка. Конструкция начала 30-х годов уже явно себя изжила и лишь большой боевой опыт экипажей и безошибочное командование, что в реальных условиях практически невозможно, могло спасти эти танки от тотального разгрома лета 1941-го.

У танков Т-26 образца 1933 г. имелась одна цилиндрическая башня, а вооружение использовалось такое же, как и на танке БТ-5, - 45-мм пушка и два пулемета ДТ. Боевая масса таких танков составляла 9,4 т, высота Т-26 увеличилась на 110 мм. Боекомплект орудия состоял из 130 снарядов. Таких танков было выпущено 2127 шт.
Помимо этого, выпускались так называемые «радийные» танки Т-26РТ с цилиндрической башней, характерной особенностью которых было наличие поручневой антенны и радиостанции, установленной в нише башни. Боекомплект орудий этих танков был меньше, чем у других танков Т-26, - всего 96 снарядов. Таких танков было изготовлено 3938 шт.


В ходе боевых действий в Испании и у озера Хасан выяснилось, что поручневые антенны служат ориентиром для огня противника, поэтому в дальнейшем от таких антенн отказались, заменив их штыревыми.
Интересной особенностью Т-26 образца 1933 г. было наличие двух фар-прожекторов, расположенных над пушкой. Благодаря их освещению танк мог вести обстрел позиций противника и в ночное время.
Начиная с 1935 г. бронелисты, из которых изготавливался корпус танков Т-26, стали соединять методом сварки (раньше их соединяли клепкой). Несколько уменьшили боекомплект - до 122 снарядов на Т-26 и до 82 на Т-26РТ. Зато была увеличена емкость топливных баков. В результате модификаций масса танка возросла до 9,6 т.
В 1937 г. появился Т-26, на крыше башни танка имелся зенитный пулемет. Также эти танки были снабжены внутренним переговорным устройством. Была увеличена мощность применяемого на Т-26 двигателя, и масса Т-26 стала составлять 9,75 т.



У танков образца 1937 г. сварные башни имели коническую форму, что усиливало их противопульную защиту. Снова была увеличена емкость топливных баков и уменьшен боекомплект (до 107 снарядов на Т-26). Соответственно масса танка продолжала расти - теперь она составляла 10,75 т. С 1938 г. Т-26 стали снабжать стабилизатором линии прицеливания орудия в вертикальной плоскости.
Бронелисты подбашенных коробок танков Т-26 образца 1939 г. располагались наклонно. В 1939 г. перестали устанавливать задний башенный пулемет. Существенно увеличился боекомплект танка: Т-26 - 205 снарядов, Т-26РТ - 165 снарядов. Была увеличена и мощность двигателя.

Во время советско-финской войны около 100 Т-26 было оснащено навесными бронеэкранами, в результате чего толщина лобовой брони доходила до 60 мм. В 1941 г. выпуск Т-26 был прекращен.
Следует отметить, что, помимо обычных Т-26, в значительном количестве выпускались также химические, или огнеметные, танки. Помимо огнемета, в таких танках имелось и обычное пулеметно-пушечное вооружение.
ОТ-130 был создан в 1936 г. на основе однобашенного Т-26. На танк вместо пушки установили огнемет, дальность огнеметания которого достигала 50 м. Запас огнесмеси составлял 400 л. Экипаж ОТ-130 состоял из 2 человек, масса машины достигала 10 т.



А - моторное отделение; Б - боевое отделение; В - отделение управления; 1 - броневой корпус; 2 - башня; 3 - двигатель; 4 - коробка перемены передач; 5 - бортовой фрикцион; 6 - тормоза; 7 - бортовая передача (за броневым листом); 8 - ходовая часть; 9 - перегородка, отделяющая боевое отделение от моторного; 10- броневые жалюзи над масляным радиатором; 11 - воздушный колпак; 12- 45-мм пушка 20К; 13 - аккумуляторная батарея; 14 - откидной лобовой щиток водителя; 15- опорные катки; 16 - тележка подвески; 17- глушитель.

Аналогичными разновидностями боевых машин, оснащенных огнеметами и большими запасами огнесмеси, были ОТ-131, ОТ-132 и ОТ-133, на которых также имелось пулеметное вооружение. На ОТ-133, помимо огнемета, находилось два пулемета, на предыдущих вариантах - по огнемету и одному пулемету. В 1940 г. на базе Т-26 был создан ОТ-134. Коническая башня этого танка была оснащена орудием калибра 45 мм и пулеметом, а огнемет, дальность огнеметания которого достигала 50 м, располагался в переднем верхнем листе корпуса. Боевая масса ОТ-134 равнялась 10,8 т, экипаж состоял из 2 человек.
В 1933 г. на основе Т-26 был спроектирован мостовой танк грузоподъемностью 14 т. 65 таких мостоукладчиков было создано в 1935 г. Также на основе Т-26 в 1934 г. изготовили экспериментальные образцы бронетранспортеров ТР-26 и ТР-4, предназначенных для перевозки солдат пехоты, и ТР-4-1, который предназначался для подвоза боеприпасов к танковым подразделениям. В 1935-1936 гг. на базе Т-26 изготовили два танка-танкера Т-26Ц для транспортировки горючего.

Советская легкая боевая машина, использовавшаяся во многих конфликтах 1930 годов и в ВОВ, имела индекс Т-26. Танк этот был произведен в большем количестве (более чем 11 000 штук), чем любой другой того периода. В 1930 г. в СССР были разработаны 53 варианта Т-26, в том числе танк-огнемет, боевая инженерная машина, дистанционно управляемый танк, самоходное орудие, артиллерийский тягач и бронетранспортер. Двадцать три из них были серийно выпускаемыми, остальные - экспериментальными моделями.

Британский оригинал

Т-26 имел прототип - английский танк Mk-E, который был разработан в компании "Викерс-Армстронг" в 1928-1929 гг. Простой и удобный в обслуживании, он был предназначен для экспорта в менее технологически развитые страны: СССР, Польшу, Аргентину, Бразилию, Японию, Таиланд, Китай и многие другие. "Викерс" рекламировал свой танк в военных изданиях, и Советский Союз выразил заинтересованность в этой разработке. Согласно контракту, подписанному 28 мая 1930 года, компания поставила в СССР 15 двухбашенных машин (типа А, вооруженного двумя пулеметами "Викерс" калибра 7,71 мм, охлаждаемыми водой) вместе с полной технической документацией для их серийного производства. Наличие двух башен, способных поворачиваться независимо, позволяло стрелять как влево, так и вправо одновременно, что в то время считалось выгодным преимуществом для прорывов полевых укреплений. Несколько советских инженеров участвовали в сборке танков на заводе "Викерс" в 1930 году. До конца этого года в СССР поступили первые четыре Mk-E типа А.

Начало серийного производства

В СССР тогда как раз работала спецкомиссия, задачей которой был выбор зарубежного танка для тиражирования. Английский танк Mk-E получил в ее документации временное обозначение В-26. Зимой 1930-1931 годов на полигоне в районе Поклонной горы были проведены испытания двух таких машин, которые они успешно выдержали. В результате уже в феврале было принято решение о начале их производства в СССР под индексом Т-26.

Танк из первой опытной партии, оснащенной башенками советского производства, был протестирован на устойчивость к винтовочному и пулеметному огню в конце лета 1931 г. Он был обстрелян из винтовки и пулемета "Максим" с использованием обычных и бронебойных патронов с расстояния в 50 м. Было установлено, что танк выдержал стрельбу с минимальным ущербом (были повреждены только некоторые заклепки). Химический анализ показал, что передние броневые листы были сделаны из высококачественной брони, в то время как крыша и нижние пластины башен были сделаны из рядовой стали. В то время броня производства Ижорского завода, используемая для первых моделей Т-26, уступала по качеству английской из-за нехватки современного металлургического оборудования в СССР.

Разработка первых модификаций в 1931 году

Советские инженеры не просто повторили 6-тонный "Викерс". Что же нового внесли они в Т-26? Танк в 1931 году, как и его британский прототип, имел двухбашенную конфигурацию с двумя пулеметами, по одному на каждой башне. Основное различие между ними состояло в том, что на Т-26 башни были выше, со смотровыми щелями. Советские башни имели круговую амбразуру для танкового пулемета Дегтярева, в отличие от прямоугольной, используемой в оригинальной британской конструкции для пулемета "Викерс". Передняя часть корпуса была также немного изменена.

Корпуса Т-26-х с двумя башнями были собраны с использованием бронированных пластин 13-15 мм, приклепанных к раме из металлических уголков. Этого было достаточно, чтобы выдержать пулеметный огонь. Легкие танки СССР, производимые в конце 1932-1933 годов, имели как клепаные, так и сварные корпуса. Чего не скажешь о новинке. Советский танк Т-26 разработки 1931 года имел две цилиндрических башни, установленные на шарикоподшипниках; каждая из башен поворачивалась независимо на 240°. Обе башни могли обеспечить обстрел в передней и задней огневых дугах (100° каждая). Какой же основной недостаток имел такой танк Т-26? Двухбашенный вариант имел слишком сложную конструкцию, что снижало его надежность. Кроме того, вся огневая мощь такого танка не могла быть использована на одной стороне. Поэтому в начале 30-х годов во всем мире отказались от этой конфигурации боевых машин.

Однобашенный легкий танк Т-26

Характеристики его были значительно улучшены по сравнению с двухбашенной конфигурацией. Выпускаемый с он имел вначале цилиндрическую башню с одной пушкой модели 20K калибром 45-мм и одним пулеметом Дегтярева калибра 7,62 мм. Это орудие было усовершенствованной копией противотанковой пушки модели 19K (1932 г.), являвшейся одной из самых мощных для своего времени. Весьма мало танков других стран имели аналогичные орудия, если таковые вообще имелись. Какое еще вооружение способен был нести новый Т-26? Танк 1933 года мог иметь до трех дополнительных 7,62-мм пулеметов. Это увеличение огневой мощи было предназначено для помощи экипажам в разгроме специальных противотанковых групп, поскольку исходное пулеметное вооружение было признано недостаточным. На фото ниже представлена одна из моделей Т-26, которой располагает Музей танков в Кубинке, являющийся крупнейшей в мире коллекцией боевых машин.

Какой двигатель имел танк Т-26

Характеристики его, к сожалению определялись уровнем моторостроения еще 20-х годов 20-го века. Танк был оснащен 4-цилиндровым бензиновым двигателем мощностью 90 л. с. (67 кВт) с воздушным охлаждением, который был полной копией двигателя "Армстронг-Сидли", используемого в 6-тонном "Викерсе". Он был расположен в задней части танка. Ранние танковые двигатели советского производства были плохого качества, но оно улучшилось начиная с 1934 года. Двигатель танка Т-26 не имел ограничителя скорости, что часто приводило к перегреву и поломке его клапанов, особенно в летнее время. Топливный бак на 182 л и масляный бак на 27 л были размещены рядом с двигателем. Он использовал высокооктановый, так называемый грозненский бензин; заправка второсортным топливом могла привести к повреждению клапанов из-за его детонации. Впоследствии был введен более емкий топливный бак (290 л вместо 182 л). Вентилятор охлаждения двигателя был установлен над ним в специальном кожухе.

Передача T-26 состояла из однодисковой основной муфты сухого сцепления, коробки с пятью передачами в передней части танка, рулевого управления муфтами, конечных передач и группы тормозов. Коробка передач была соединена с двигателем посредством приводного вала, проходящего вдоль танка. Рычаг, переключающий передачи, был установлен непосредственно на коробке.

Модернизация 1938-1939 годов

В этом году советский танк Т-26 получил новую коническую башню с лучшей устойчивостью против пуль, но у него остался тот же сварной корпус, что и у модели 1933 г. Этого оказалось недостаточно, что показал конфликт с японскими милитаристами в 1938 году, так что танк был модернизирован еще раз в феврале 1939 года. Теперь он получил подбашенный отсек с наклонными (23°) 20-мм боковыми бронированными пластинами. Толщина стенок башни увеличилась до 20 мм при наклоне на 18 градусов. Этот танк был обозначен как Т-26-1 (известный как Т-26 модели 1939 г. в современных источниках). Последующие попытки усилить переднюю панель остались нереализованными, так как производство Т-26 вскоре прекратилось в пользу других конструкций, таких как Т-34.

Кстати, боевая масса танков Т-26 в период с 1931 по 1939 год выросла с 8 до 10,25 тонн. На фото ниже представлен Т-26 модели 1939 г. Он, кстати, также из коллекции, которой обладает крупнейший в мире Музей танков в Кубинке.

Как начиналась боевая история Т-26

Легкий танк Т-26 впервые участвовал в боевых действиях в период гражданской войны в Испании. Тогда Советский Союз, начиная с октября 1936 года, поставил ее республиканскому правительству в общей сложности 281 танк модели 1933 г.

Первая партия танков в республиканскую Испанию была доставлена 13 октября 1936 года в портовый город Картахену; пятьдесят Т-26 с запасными частями, боеприпасами, топливом и около 80 добровольцев под командованием командира 8-й отдельной мехбригады полковника С. Кривошеина.

Эта война показала, что танк Т-26 уже устарел и резервы его конструкции полностью исчерпаны. Финские противотанковые пушки калибром 37-мм и даже 20-мм, противотанковые ружья легко пронизывали тонкую антипулевую броню Т-26, а части, оснащенные ими, понесли значительные потери во время прорыва линии Маннергейма, в котором огнеметные машины на базе шасси Т-26 сыграли значительную роль.

ВОВ - последняя битва Т-26-х

Т-26-е составляли основу бронетанковых войск Красной армии в первые месяцы немецкого вторжения в Советский Союз в 1941 году. На 1 июня этого года КА имела 10,268 легких танков Т-26 всех моделей, в том числе боевых бронированных машин на их шасси. Из них состояло большинство боевых машин в советских механизированных корпусах в приграничных военных округах. Например, Западный особый военный округ имел 1136 таких машин на 22 июня 1941 года (52% всех танков в округе). В целом было 4875 таких танков в на 1 июня 1941 года. Тем не менее некоторые из них были не готовы к боям из-за нехватки деталей, таких как аккумуляторы, гусеницы и гусеничные колеса. Такие недостатки привели к оставлению около 30% имеющихся Т-26-х в бездействии. Кроме того, около 30% из имеющихся танков были произведены в 1931-1934 годах и уже выработали свой срок службы. Таким образом, в пяти советских западных военных округах было около 3100-3200 танков Т-26 всех моделей в хорошем состоянии (примерно 40% от всей техники), что было лишь немного меньше, чем количество немецких танков, предназначенных для вторжения в СССР.

Т-26 (модель 1938/1939 гг. особенно) мог противостоять большинству немецких танков в 1941 г., но уступал моделям Panzer III и Panzer IV, участвовавшим в операции "Барбаросса" в июне 1941 года. А все танковые части Красной армии понесли тяжелые потери из-за полного господства в воздухе немецкой "Люфтваффе". Большинство Т-26-х были потеряны в первые месяцы войны, в основном при обстрелах артиллерии противника и ударах с воздуха. Многие сломались по техническим причинам и из-за отсутствия запчастей.

Однако в первые месяцы войны известно и немало героических эпизодов сопротивления советских танкистов на Т-26-х фашистским захватчикам. Например, сборный батальон 55-й танковой дивизии, состоящий из восемнадцати однобашенных Т-26 и восемнадцати двухбашенных, при прикрытии отступления 117-й стрелковой дивизии в районе Жлобина уничтожил семнадцать немецких машин.

Несмотря на потери, Т-26 по-прежнему составляли значительную часть бронетанковых сил Красной армии осенью 1941 г. (много техники прибыло из внутренних военных округов - Средней Азии, Урала, Сибири, частично с Дальнего Востока). В ходе войны Т-26 были заменены значительно превосходящими Т-34. Они еще участвовали в боях с немцами и их союзниками в период битвы под Москвой в 1941-1942 гг., в Сталинградской битве и битве на Кавказе в 1942-1943 годах. Некоторые танковые части Ленинградского фронта использовали свои танки Т-26 до 1944 года.

Поражение японской в Маньчжурии в августе 1945 года было последней военной операцией, в которой они были использованы. А вообще, надо заметить, история танков - любопытная вещь.

С началом производства танка Т-26 советские танковые войска вышли на новый уровень эффективности. На технику данной модели возлагалась поддержка пехоты при наступлении в рамках концепции глубокого боя. При проведении наступательных операций эти танки стали основной силой. Сегодня мы узнаем, как создавался и модернизировался танк Т-26. Фото моделей разных лет помогут проанализировать, как он развивался.

Предпосылки для создания

В мае 1930 года закупочная комиссия Советского Союза во главе с И.В. Халепским подписала контракт с английской компанией Vickers на покупку 15 танков. В конце октября этого же года в СССР прибыл первый танк, а к середине следующего года - последний. В сборке купленной техники участвовали как английские, так и советские специалисты. Каждый танк обошелся СССР в 42 тысячи рублей. Советский танк Т-19, к примеру, стоил более 96 тысяч рублей. При этом английская машина, которую уже тогда назвали Т-26, была гораздо проще в сборке и эксплуатации, а также обладала большей маневренностью. В силу этих обстоятельств было принято решение отказаться от выпуска танка Т-19 и бросить все силы на организацию серийного производства модели Т-26 на просторах СССР.

Выбор производителя

В феврале 1931 года Реввоенсовет СССР принял танк Т-26 на вооружение. Производство машины предполагалось развернуть на Челябинском ТЗ. Затем предпочтение получил Сталинградский завод, который еще строился. При этом на последнем предприятии планировалось выделить отдельный цех для выпуска 10 тысяч танков в год в военное время. Но в итоге производство решили развернуть на заводе «Большевик» в Ленинграде, так как это предприятие уже имело опыт в танкостроении. Руководство проектными работами и дальнейшей модернизацией техники поручили С.А. Гинзбургу.

В конце лета 1931 года Комитет обороны СССР принял постановление, касатеющиеся программы создания танков в условиях военного времени. Согласно этому документу, в первый год военных действий заводы должны будут выпустить практически 14 тысяч боевых машин. Как выяснилось позже, данная цифра оказалась более чем завышенной, как и план производства на год. Первоначально планировалось, что за 1931 год предприятие выпустит 500 единиц техники. Уже в феврале план сократился до трехсот танков с условием, что первая машина будет готова к маю. Но и эти задачи оказались невыполнимыми.

Производство

Весной 1931 года полным ходом шла подготовка к серийному выпуску танка Т-26 по временной (обходной) технологии. Предприятие собирало параллельно две эталонные машины. К 1 мая были закончены рабочие чертежи, а 16 июня был утвержден технический процесс. Лишь после этого завод начал изготавливать инструмент и оснастку для дальнейшего производства. В результате летом 1931 года была создана установочная партия танков, состоящая из десяти машин. Осенью серийное производство начало набирать нормальные обороты.

В феврале следующего года на базе завода «Большевик» открыли новое предприятие - завод №174. Его главным конструктором стал С.А. Гинзбург. Несмотря на расширение мощностей, план 1932 года также не удалось выполнить. В апреле К.К. Сиркен (директор завода №174) в своем докладе заявил, что предприятие отстает от графика из-за смежников, которые не только задерживают поставку узлов и агрегатов, но и выпускают некачественную продукцию. Доля брака по силовым установкам доходила до 88%, а по корпусам - до 41%.

Тем не менее в 1932 году завод выпустил 1410 экземпляров техники, 960 из которых попали в войска. Подобную картину можно было наблюдать и в дальнейшем. К середине 1941 года с конвейера завода №174 сошло 11218 танков Т-26. Танк данной модели стал наиболее массовой боевой машиной армии в предвоенный период.

Отличия от прообраза

Выпускающаяся с 1931 года двухбашенная модель незначительно отличалась от британского прототипа. Корпус танка был клепанным с коробчатым сечением. На подбашенной коробке располагались две цилиндрические башни. В каждой из них отводилось место для одного солдата. В передней части корпуса с правой стороны располагался механик-водитель. Самым весомым отличием первых серий танка Т-26 от английского аналога был тот факт, что башни были приспособлены под установку пулемета ДТ, а на машинах Vickers вместо прямоугольных амбразур были круглые.

С осени 1931 года так называемая вторая серия машин стала оборудоваться башнями большей высоты, оснащенными смотровым окном. Крышка люка механика-водителя получила смотровую щель, но пока что без стеклоблока. В марте 1931 года над коробом воздуховывода появился кожух для защиты от осадков. Немного позже кожух начали делать единым целым с коробом воздуховывода.

Оснащение

Теперь узнаем, каким оборудованием отличался от своего английского аналога танк Т-26. Двигатель был копией английского мотора Armstrong Siddeley и развивал мощность 90 лошадиных сил. Он включал в себя 4 цилиндра и имел воздушную систему охлаждения. Механическая трансмиссия, которой оснащался танк, имела в своем составе однодисковый фрикцион сухого трения, карданный вал, 5-ступенчатую КПП, бортовые фрикционы, бортовые передачи и ленточные тормоза. В составе ходовой части одного борта были 8 опорных 300-миллиметровых прорезиненных катков, 4 поддерживающих 254-миллиметровых обрезиненных катка, направляющих колесо с натяжным механизмом кривошипного типа и ведущих переднее колесо, оснащенное съемными зубчатыми венцами. Гусеницы имели ширину 250 мм и выполнялись из марганцовой или хромоникелевой стали.

Средства внешней связи отсутствовали на линейных машинах Т-26. Танк оборудовался «звуковой трубой» для контакта механика-водителя с командиром. Позже ее заменили на светосигнальное устройство.

Вооружение

В начале 1932 года началась проработка вопроса об усилении вооружения модели Т-26. Танк, оснащенный пулеметом, не мог работать по огневым точкам неприятеля с больших расстояний и с должной эффективностью обороняться от противника. В марте 1932-го прошли испытания танка Т-26, правую башню которого заменили аналогичным элементом танка Т-35-1, вооруженным пушкой ПС-2 калибром 37 мм. Вскоре подобная доработка коснулась еще двух опытных образцов Т-26.

Орудие ПС-2 для своего времени имело весьма внушительные характеристики, однако оно так и не было принято на вооружение. ГАУ отдало свое предпочтение немецкой пушке Rheinmetall с таким же калибром. По образу последней была создана и принята на вооружение пушка Б-3 (5К). В сравнении с ПС-2, Б-3 имела не такой большой откат и размер казенника. Это открывало перспективу ее монтажа в штатную башню Т-26 с минимальными доработками.

Заводу имени Калинина так и не удалось наладить производство пушек Б-3 в достаточных объемах. А с лета 1932 года все орудия Б-3 стали передаваться на вооружение танков модели БТ-2. В этой связи в правой башне Т-26 начали устанавливать 37-миллиметровую пушку ПС-1, которая на тот момент была уже хорошо освоена промышленностью. Тем не менее выпуск таких орудий затухал, а складские запасы оказались весьма скудными. Поэтому пришлось использовать демонтированные пушки с устаревших танков «Рено», или Т-18.

По плану перевооружения, орудиями должно было оснащаться 20% танков, но в действительности пушки установили на несколько большее количество боевых машин. Из 1627 экземпляров, выпущенных за 1931-1932 годы, пушками ПС-1 вооружили 450 танков Т-26. В марте 1932 года Красная Армия приняла на вооружение противотанковую пушку 19К калибром 45 мм. Вслед за ней была создана соответствующая установка с заводским индексом 20-К. По сравнению со старой противотанковой пушкой ГТС-2, 19К имела ряд улучшенных показателей: бронепробиваемость, массу осколочного снаряда и массу взрывчатого вещества. Кроме того, благодаря введению вертикального клинового затвора, конструкторам удалось увеличить скорострельность пушки. Проблема в том, что на отладку 19К ушло порядка четырех лет. Лишь в 1935 году начались поставки пушек с отлаженной полуавтоматикой.

В конце 1932 года было принято решение о выпуске танков Т-26, оснащенных 45-миллиметровой пушкой, спаренной с пулеметом ДТ. Под этот тандем спроектировали новую башню, которая уже на первых испытаниях отлично себя показала. С 1935 года советский танк Т-26 стал оборудоваться противотанковой пушкой образца 1934 года. К этому времени на ней заменили полуавтоматику механического типа на полуавтоматику инерционного типа. Последняя могла работать полностью лишь при ведении огня бронебойными снарядами.

При стрельбе осколочными снарядами автоматика работала только на четверть. Это значит, что стрелок должен был вручную открывать затвор и извлекать гильзу, а при вкладывании нового патрона в камеру закрывание затвора происходило автоматически. Причиной тому стало различие в начальной скорости полета бронебойного и осколочного снарядов.

Нововведения последующих лет

В 1935 году при изготовлении корпуса и башни стали применять электрическую сварку. Боекомплект пушки составил 122 выстрела, а у моделей с радиостанцией - и вовсе 82. Емкость топливного бака возросла. Легкий танк Т-26 образца 1935 года весил 9,6 тонн.

В 1936 году был изменен натяжной механизм, введен сменный резиновый бандаж с опорными катками. Но самое главное новшество этого года - установка второго пулемета ДТ в нише башни. Из-за этого боекомплект пушки сократили до 102 выстрелов. Масса танка слегка возросла и составила 9,65 тонн.

В 1937 году на некоторые экземпляры танка стали устанавливать зенитные пулеметы на турельных установках. Вместе с тем на пушке появилось два прожектора, выполняющих функцию так называемого боевого света. Также было введено переговорное устройство модели ТПУ-3. В этом же году силовую установку форсировали до мощности 95 лошадиных сил. Боекомплект танков без радиостанции достиг 147 снарядов и 3087 патронов. Масса машины увеличилась до 9,75 тонн.

В 1938 году цилиндрическую башню заменили на коническую с 45-миллиметровой пушкой. В пушках, произведенных в 1937 и 1938 годах, был электрический затвор, позволяющий производить выстрел как ударным способом, так и с помощью электрического тока. Пушки с электрическим затвором имели телескопический прицел ТОП-1, который с 1938 года начал назваться ТОС. В отличие от танков ранних годов выпуска с одним 182-литровым баком, машина стала оснащаться двумя баками на 110 и 180 литров. Благодаря этому значительно увеличился запас хода. Вместе с тем масса боевой машины возросла до 10,28 т.

Модели с конической башней и подбашенной коробкой прямой конфигурации могли отличаться друг от друга наличием радиостанции, кормового пулемета ДТ, прожекторов боевого света и зенитной установки. Кроме того, конические башни могли быть двух типов: со сварным или штампованным лобовым щитом. На части танков устанавливалась командирская панорама.

В 1939 году советский легкий танк Т-26 в очередной раз был модернизирован. Была введена подбашенная коробка с броневыми листами, установленными под наклоном. На части машин кормовой пулемет заменили на дополнительную 32-снарядную боеукладку. Как результат, боекомплект танков без радиостанций вырос до 205 снарядов и 3654 патронов. У танков с рацией было 165 снарядов и 3213 патронов. На машины 1939 года выпуска устанавливалось новое переговорное устройства. Изменения затронули также силовую установку, которой оснащался танк Т-26. 5-ступенчатая трансмиссия с доработанным 97-сильным мотором позволила танку передвигаться гораздо динамичнее. Также было произведено усиление подвески.

В 1940 году Т-26 был модернизирован в последний раз. Вместо цементированной 15-мм брони использовать гомогенную 20-мм броню. Также в этом году был введен унифицированный смотровой прибор, обновленный погон башни и бакелитированый топливный бак. Масса такого танка составила более 12 тонн.

Боевые машины специального назначения

Модель танка Т-26 стала основой для большого количества специальных боевых машин. На ее базе выпускали:

  1. Огнеметные танки ХТ 26/130/133.
  2. Телемеханические машины ТТ-26 и ТУ-26.
  3. Мостоукладчик СТ-26.
  4. Самоходные установки для артиллерии СУ-5-2.
  5. Бронетранспортеры.
  6. Артиллерийские тягачи.

Танк Т-26: боевое применение

Боевое крещение танк прошел в Испании во время гражданской войны. Первая партия, состоящая из 15 машин, прибыла в Картахену в начале осени 1936 года. В общей сложности до конца войны СССР поставил в Испанию 297 машин Т-26. Танк, поставляющийся в Испанию, был однобашенным (1933 года выпуска). Он участвовал едва ли не во всех операциях республиканцев и очень неплохо себя зарекомендовал. После испанских боев стало очевидно, что советский танк во многом превосходит немецкую и итальянскую технику, однако имеет недостаточную степень броневой защиты.

В операциях Красной Армии танк впервые принял участие в 1938 году во времена советско-японского конфликта. В танковую группировку тогда вошло 257 экземпляров Т-26, 107 из которых представляли собой специальную технику. Во времена Великой Отечественной войны танки Т-26 активно использовались вплоть до 1943 года.

Заключение

Сегодня мы узнали, что представлял собой танк Т-26. Фото этой мощной машины выглядит не очень внушительно, по сравнению с современными танками. Но были времена, когда Т-26 считался едва ли не вершиной военного искусства. Героя нашего рассказа не единожды можно встретить в литературе. К примеру, книга «Т-26. Тяжелая судьба легкого танка», которую написал военный эксперт Максим Коломиец, полностью посвящена боевой машине данной модели. Ее также часто вспоминают в общем контексте советского танкостроения. Книга Михаила Барятинского «Советские танки в бою. От Т-26 до ИС-2» описывает военные достижения танков разных лет, выпущенных в СССР.



Что еще почитать