Академическая, прикладная и практическая психология. Практическая психология как наука

6.Фундаментальная, прикладная, популярная, практическая и житейская психология – их соотношение.

Прикладная психология - ориентированная на специалистов-психологов направленная на практику психология. Для прикладной психологии обязательна опора на научную базу и язык научных статей.

Под прикладной психологией понимаются все отрасли академической психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Практическая психология, в отличие от психологии прикладной, ориентирована на широкий контингент образованного населения и их запросы - как личностного характера, так и делового. Практическая психология опирается не только на научную базу, но и на оправдавшие себя в практике рабочие метафоры, не имеющие научной основы.

Прикладная психология - разделы и отрасли психологии, ориентированные на решение разнообразных практических проблем. К таким разделам относятся педагогическая, экономическая, инженерная психология, психология труда, спорта, управления, авиационная и космическая, военная, медицинская психология, психология чтения и библиотечной работы, творчества, юридическая, психология семьи и быта и др.

Прикладная психология использует модели и методы, разработанные теоретической психологией, например, закономерности научения могут быть использованы при написании руководства для продавцов. С другой стороны, прикладная психология получает собственные данные, разрабатывает собственные методы и развивает новые направления в психологии (например, коучинг как один из методов консультирования и активизации потенциала человека, возникший ок. 20 лет назад и разработанный американскими психологами Т. Леонардом и Д.Уитмором).

Житейская психология - знания, накопленные и использующиеся человеком в повседневной жизни. Они конкретны и формируются у человека в процессе его жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Главный критерий истинности знаний житейской психологии - их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Для житейских психологических знаний характерна фрагментарность. Такие знания носят интуитивный характер. Основу житейской психологии составляют совместная деятельность, общение, реальные взаимоотношения людей. Богатый психологический опыт накоплен в сказках. За сказочными персонажами угадываются определенные психологические типы и характеры людей, встречающиеся в жизни. Такие пословицы, как "Семь раз отмерь - один раз отрежь", "Повторение - мать учения, но враг творчества", "Ищи невесту в огороде, а не в хороводе", "Чистота духовная паче телесной", выражают совершенно определенные факты психологии человека.

Научная психология. Главная цель научной психологии - поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической жизни. Научная психология опирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Научно-психологические факты характеризуются объективностью, т. е. независимы от субъективного мнения ученого. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Методы науки обеспечивают большую надежность и доказательность получаемым знаниям. В научной психологии существуют надежные и проверяемые способы измерения психических явлений. Научную психологию нередко называют академической. При этом ее обычно разделяют на фундаментальную и прикладную.

Практическая психология.Ее главная цель - психологическая помощь людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии). Критерием достоверности знаний этого типа служат опыт и эффективность работы специалистов. Особенностями знаний в практической психологии можно считать конкретность и практичность. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются. Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, то есть использованием терминов, имеющих переносный образный смысл. В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы.

Популярная психология - системы знаний и практик связанных с психологией, завоевавшие популярность среди широкого круга людей. Примеры подобных систем и практик: НЛП, Соционика, Транзактный анализ, Синтон, Разумный путь.

Основными отличительными признаками поп-психологии являются:

Простой язык, понятный широкой публике

Отсутствие верификации (эмпирической проверки) и критической позиции по отношению к теориям

Практически неограниченная область применения

Поп-психология опирается в основном на жизненный опыт автора и иногда на упрощенную трактовку научных данных

Готовые однозначные ответы на психологические проблемы в виде рецептов

Отсутствие границы между научным и ненаучным знанием (например, в одном направлении смешиваются научные психологические понятия и карма, аура и т. п.)

Фундаментальная часть психологии представлена общей психологией - дисциплиной, пытающейся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности. Наиболее глобальные из интересующих ее вопросов (мы имели возможность отчасти их проследить при рассмотрении становления предмета психологии): что такое психика? Каковы ее структура и функции? По каким законам она развивается в филогенезе и онтогенезе? Каковы уровни ее развития и по каким критериям их можно выделить? Как соотносятся психика и мозг? Какую роль в психическом развитии играют врожденное и приобретенное? биологическое и социальное? Каковы критерии различения нормального и аномального развития психики?

7.Специфика психологического знания.

1. Общая характеристика психологии как науки

донаучный этап – отражен в истории культуры: Феофраст, Цзацзуань, темперамент; философии: Аристотель «Трактат о душе»; педагогике, медицине, искусстве.

научный этап – 1879 г., В.Вундт, метроном.

а) Отличия научной и житейской П

Два значения слова «психолог» -

Представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей.

Человек, «понимающий душу», разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. Подлинные знатоки человеческих отношений – писатели, мыслители.

Им соответствуют две разные области психологического знания – научная и житейская психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно (в 1879 г., В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии), то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики (различие и учет особенностей психического склада).

Основное отличие НП от ЖП: для ЖП поле исследовательской деятельности практически бесконечно, в НП происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальном языке. В НП возможно в специальной экспериментальной ситуации выделить элементы явления, воспроизвести их, измерить, выявить связи этих элементов и устанавливать закономерности, которым они подчиняются.

Процессы

Обыденная, ЖП

Научная П

1. Получение знаний

Индивидуальный опыт в конкретной ситуации. Приобретается случайным образом, знания извлекаются интуитивно, несистематически, стихийно.

Базируется на абстрагированном опыте, понятийно оформленном. Метод – целенаправленный, систематизированный, инструментально оснащенный, сознательный.

2. Сохранение знаний

Ситуативно-контекстное утверждение (пословицы, афоризмы, традиции, обряды). Но – безразличны к логике, эмпиричны, связаны с личным опытом, часто противоречивы. Сохраняется в личном опыте, художественной литературе.

Систематизированы в виде логически непротиворечивых положений, аксиом, гипотез. Знания направленно аккумулируются, расширяются и углубляются. Сохраняется в научной литературе.

3. Воспрозведение

Легко доступны, но не фиксируют реальные условия, в которых были получены. Проблема отцов и детей (повторяют те же ошибки, накапливают собственный опыт). Передается в личностном общении.

Полная фиксация условий получения знаний, необходимая для их воспроизведения. Знания упорядочены в научных теориях, служат основанием для выдвижения новых гипотез. Передается в ходе специально организованного обучения.

НП – система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

б) Взаимосвязь научной и житейской психологии

активно проникают друг в друга (ЖП отстает от НП на 100 лет, но является ее основанием, фундаментом);

практический психолог = житейский (совпадают в одном лице)

8.Психика человека и ее функции.

Этимологически слово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика - это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение- это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное из­бирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика-это “субъективный образ объективного мира”.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов/а ее внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика -это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение - полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколе­ниям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

психическое отражение углубляется и совершенствуется;

обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

преломляется через индивидуальность человека;

носит опережающий характер.

Функций психики три: коммуникативная, познавательная и регулятивная.

Коммуникативная – обеспечивает возможность общения людей друг с другом.

Познавательная – позволяет человеку познавать окружающий внешний мир.

Регулятивная функция обеспечивает регулирование всех видов деятельности человека (игровой, учебной, трудовой), а также всех форм его поведения

Основные функции психики человека:

    функция отражения объективной реальности

Психическое отражение действительности имеет свои особенности:

Это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;

При психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сло­жившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях); психическое отражение - это правильное, верное отражение дей­ствительности (возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, формируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с которой он и действует. Психические же процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенной гибкостью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовывать их в соответствии со своими потребностями и интересами.

2) функция регуляции всех жизненных процессов в организме человека и взаимодействие личности с внешней средой

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внут­реннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятель­ности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.

3)Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивиду­альными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от Других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик в то же время помогает ему приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека, со всеми присущими ему особенностями.

4). Человек как личность рассматривается в контексте его места в обществе, выполнения конкретной общественно-полезной деятельности. При этом он отличается от других индивидов только ему присущими индивидуально- и социально-психологическими характеристиками. Понятие личности отражает как психофизиологические, так и духовные (нравственные) характеристики человека, включает его индивидуальный опыт развития и совершенствования.

Сегодня отечественная психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря общественной жизни и деятельности человека. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность.

5). Человек как субъект деятельности. Человек всегда является субъектом конкретной деятельности, источником познания и преобразования действительности в ее рамках. Деятельность всегда субъективна. Условием ее осуществления и основным продуктом является человек, который всегда вполне определенно относится к окружающему миру. Его сознание обусловлено структурой самой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир, самого себя, других людей, отношения с ними.

9.Структура и многоуровневая организация психики.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные- активные и пассивные переживания; волевые- решение, исполнение, волевое усилие; и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния; При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу:

они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.),

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности. 2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное” печальное, гневное, раздражительное и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состояний личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека:

Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума; волевые - решительность, настойчивость; эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,- характеризующую динамическую сторону поведения);

    способности (систему интеллектуально волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

10.Психическое - базисное понятие психологии. Специфика психических явлений и трудности их изучения.

Понятие о психическом всегда находилось под сильным влиянием философии, причем это естественное и неустранимое влияние иногда было настолько сильным, что стиралась психологическая специфичность указанного понятия и значительно обеднялось его содержание. Часто встречающееся отождествление понятия о психических явлениях с философской категорией сознания неправомерно и создает дополнительные трудности в анализе сущности психического.

Категория психического не может рассматриваться отдельно от современной психологии со всеми ее отраслями и разделами. Категория психического есть основное понятие психологии, и в качестве такового оно должно отображать общее и в то же время специфическое для всех психологических исследований (точнее говоря, для всего многообразия целей и результатов психологических исследований). Категория психического оформляется и развивается на базе психологических исследований и вне связи с последними утрачивает смысл2.

Категория психического по своему происхождению, содержанию и логическим функциям есть психологическое понятие и поэтому может быть осмыслена и определена только посредством выявления специфики психологических исследований. Но приняв это положение, мы сразу же сталкиваемся с первой теоретической трудностью дальнейшего анализа: необходимостью определения специфики всякого психологического исследования, т. е. предмета психологии. Систематическое и всестороннее обсуждение этого вопроса представляет собой чрезвычайно сложную задачу, которая не может быть решена в рамках данной работы. Поэтому мы попытаемся затронуть вопрос о предмете психологии в самых общих чертах.

Если просуммировать цели всех существующих отраслей современной психологии, цели всех разнонаправленных психологических исследований, то довольно отчетливо вырисовывается общая результирующая цель - личность. Именно человек как личность образует главную цель психологии и ее специфический предмет исследования (то обстоятельство, что та или иная из отраслей психологии - например, социальная психология - выдвигается за пределы категории личности, исследует некоторые аспекты межличностных отношений, вряд ли способно опровергнуть это положение, ибо ни один предмет исследования не является жестко ограниченным; личность органически связана с коллективом, и эта связь в абстрактном виде необходимо включена в понятие личности как таковой, хотя бы через определение ее социальной природы; тот сдвиг плоскости исследования, который наблюдается в пограничной области каждой дисциплины, существенно не меняет ядро ее предмета). Предмет психологии нельзя представить в виде некоторого монолита, ибо он многообразно расчленен внутренне, и именно из объединения всех устойчивых и преобразующихся аналитических продуктов воссоздается то динамическое целое, которое охватывается понятием личности.

Если согласиться, что предметом психологии является личность, то тогда посредством понятия личности можно очертить в первом приближении весь круг психических явлений. Тогда все множество психических явлений допустимо рассматривать как все множество предикатов личности. Иначе говоря, всякое психическое явление есть то, что обозначается как предикат личности. Этим дается и наиболее абстрактное определение категории психического.

многие физиологи, психологи и философы определяют психическое, как нервный процесс, как высшую нервную деятельность. По мнению П. С. Купалова, «психическое явление представляет собой сложный нервный процесс» (П. С. Купалов, 1963, стр. 146). Таково первое определение. Защищается оно иногда весьма решительно и при помощи философских аргументов, образцом чего служит следующее высказывание: «Материалистический подход не может делать различий между понятиями психической деятельности и высшей нервной деятельностью» (J. Lata, J. Madlafousek, 1960, s. 49). Однако с этим нельзя согласиться, так как отождествление понятий психического и высшей нервной деятельности обязательно только с позиций вульгарного материализма и по существу ведет к ликвидации специфики психических явлений, к устранению психологии, правда, мнимому.

Посмотрим, насколько правомерно в логическом отношении определение, данное П. С. Купаловым. Содержащийся в этом определении рациональный момент заключается в указании на необходимую связь психического явления со сложным нервным процессом. Этим подчеркивается существенная общая черта всех психических явлений, но отнюдь не их специфическая черта. Ибо не всякий сложный нервный процесс есть психическое явление (т. е. необходимо связан с психическим явлением), а главное, само по себе понятие нервного процесса совершенно не схватывает, упускает такие свойства психических явлений, как субъективность и предметная содержательность. Возьмем какое-либо простое психическое явление, скажем, ощущение синего цвета. Достаточно ли будет для определения оригинальности этого явления сказать, что оно есть нервный процесс? Когда мы испытываем ощущение синего, то разве ответственный за это субъективное состояние нервный процесс тоже синего цвета? Даже если мы во всех деталях выясним, что происходит в нашем головном мозгу, когда мы испытываем ощущение синего, то и в этом случае утверждение, что ощущение синего есть нервный процесс, окажется неправомерным, ибо мы получим нейродинамический эквивалент, а не само субъективное отображение свойства внешнего объекта, непосредственно данное личности. Определение психического явления в качестве сложного нервного процесса обходит именно оригинальное в психическом явлении и постольку не может считаться удовлетворительным.

Любая наука несет в себе теоретические и практические аспекты. Теория изучает закономерности, тогда как практическая часть отвечает за применение накопленных знаний в жизни, на практике. Не является исключением и психология. Таким образом, получается, что практическая психология изучает практическое использование данной науки.

Практическая психология - что это?

Сразу отметим, что практическая психология - это, прежде всего, отрасль науки. Поэтому заблуждаются те, кто путает ее с психологией житейской, бытовой и т. д. Она занимает важное место в социальной сфере и применяется в работе с людьми.

Практическая психология раньше, до 19 века, носила название опытной и сосредотачивалась исключительно в области, собственно, психологии. Поэтому нельзя ее путать с таким понятием, как прикладная психология, концентрирующаяся на других, пусть и близких областях, и используемая в сферах более конкретных, например, в образовательной, рекламной, и т. д. Иными словами, практическая психология практикует саму психологию, а прикладная - другие области. При этом, если практические психологи говорят с людьми простым доступным языком, то прикладная психология полна сухой информации и специальных терминов.

Проблематика и применение практической психологии

В практической психологии существует проблема теории, опережающей практику, что встречается в любых научных отраслях. Эта проблема вызывает практически пока не доказанные гипотезы. В психологии такие пробелы заполняют метафоры - приемы, которые работают, но не объяснены теоретически. Главная нерешенная проблема практической психологии - теоретической базы недостаточно, чтобы отвечать запросам настоящего мира. Из проблемы вытекают задачи:

  • личные психологические консультации клиентов, обратившихся за помощью;
  • групповые тренинги в различных сферах, в том числе корпоративной;
  • обеспечение социальных сфер с психологической точки зрения.

Навыки практической психологии либо психоаналитика к клиенту, которому нужна соответствующая помощь. Сложность заключается в том, что проблемы у людей всегда индивидуальны, связаны с огромным числом нюансов и тонкостей. Поэтому каждый практический психолог ищет решение той или иной проблемы, руководствуясь собственным опытом и накопленными знаниями, применяя различные методики, комбинируя их в поисках оптимального механизма. Специалисты помогают разобраться и в общих проблемах клиентов, таких как развитие личности, образование, и в достаточно узких: проблемы бизнеса, распределение времени, личная успешность.

Методы, которые применяют практические психологи во время работы с клиентами, разделяют на две группы:

  1. Индивидуальные, которые связаны с работой тет-а-тет с человеком, сюда относят психоанализ.
  2. Групповые, которые сопряжены с работой психолога в группах людей, как правило, со схожими проблемами. Занятия проходят в виде тренингов, групповых терапий с различными особенностями.

Практический психолог как образ жизни и профессия

Практический психолог - такая же профессия, как и любая другая. Чтобы выбрать ее для себя, человек должен уметь неплохо разбираться в людях либо, по крайней мере, хотеть научиться этому. - это призвание. Нужно уметь погрузиться в проблему другого человека, при этом не принимая ее близко к сердцу, чтобы суметь помочь разрешить сложившуюся ситуацию.

Многие люди обладают природным талантом психолога. Они помогают друзьям, близким, коллегам. При этом такие люди не имеют психологического образования, базы знаний, которую можно было бы добавить к заложенному природой таланту. Совершенно необязательно такой человек обязан это образование получать. Если ему просто нравится помогать близким и неблизким людям, искать решение возникшей у них проблемы и радоваться вместе с ними положительному результату - это его выбор. Конечно, практическим психологом в такой ситуации человека назвать можно разве что в кругу друзей. Окружающие и он сам должны понимать, что с серьезными проблемами все же нужно обращаться к человеку с образованием психолога, например, к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу , поскольку на интуитивном уровне, без соответствующей подготовки и базы знаний их решить невозможно, а хуже сделать можно.

Если человек все-таки решил, что практическая психология - это та сфера, в которой он хочет работать и зарабатывать и готов развиваться, то нужно получить соответствующее образование. Неважно, в каком возрасте будущий специалист решил это для себя. Образование психолога получают несколькими путями. Это и классическое первое высшее, полученное по дневной или заочной форме, и второе высшее, которое можно получить даже дистанционно. Кроме того, существует множество возможностей получить специальное образование путем переквалификации из смежной сферы и т. д.

Кем может работать человек с таким образованием? Основными профессиями здесь являются:

  • психотерапевт;
  • коуч-тренер;
  • психолог-тренер.

При этом психотерапевт - чисто медицинская профессия. То есть практические психологи здесь оказывают помощь здоровью обратившегося клиента, вплоть до избавления от зависимостей. Задачей коучей и тренеров является мотивация и подталкивание людей как индивидуально, так и группами, к развитию личности в целом, каких-либо качеств, например, лидерских и решение различных проблем, связанных с этим. В качестве примера можно привести модное сейчас направление психологов-тренеров в бизнес-среде, когда они помогают людям найти в себе смелость и решимость сделать первый шаг в создании собственного дела.

Отмечается нарастающая популярность практической психологии у нас в стране. Это связано с резким увеличением стрессов у людей всех возрастных и социальных категорий, ускорением ритма жизни, появлением огромного количества новых возможностей при ограниченности материальных ресурсов у большинства населения. Люди чаще задумываются, кем бы они действительно хотели стать как в профессии, так и в жизни в целом, чтобы получать удовлетворение и удовольствие от жизни. Из-за того же ускорения ритма в городах и ряда других причин, связанных с современностью, людям стало сложнее познакомиться с целью завести долгосрочные любовные романтические отношения, в дальнейшем перетекающие в создание семьи, которую еще нужно будет делать крепче. А такая потребность никуда не пропала. Люди все чаще сталкиваются с такими проблемами, которые сможет помочь решить лишь грамотный практический психолог, и чаще к ним обращаются. Общественные реалии меняются, а человеческие потребности, которые мы помним еще со времен Маслоу, остаются теми же.

Решение всех перечисленных проблем - важнейшая задача, которую и призвана решать практическая психология. Исходя из того, что мы сейчас видим вокруг, можно с уверенностью говорить, что у этой науки большое будущее, и специалисты практические психологи будут востребованы все больше.

1. Происхождение и определение понятия «психология».

Психология – наука о закономерностях, особенностях порождения, функционирования и развития психики

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche - «душа», logos - «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII -X I Х вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология - это наука о психике и психических явлениях.

2. Когда и кем впервые были сделаны попытки теоретически осмыслить феномен психики человека?

Впервые термин «психология» ввел в философский язык в ХУШ веке немецкий философ Христиан Вольф (1679-1754) в своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология» в 1732-1734гг.

3. Основные этапы становления психологии как науки.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

  • I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
  • II этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
  • III этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
  • IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.



Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

4. Что считали предметом изучения психологии на первом этапе её становления?

Первоначально предмет изучения так называемые душевные, или психические явления, т. е. такие, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.

5. Благодаря чему предметом изучения психологии стали считать сознание?

В конце 19 в. Р. Декарт выдвинул постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, – это его собственное сознание. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, «новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание. Сознание, по Декарту, является началом всех начал в философии и науке.

6. Представители какой психологической школы провозгласили поведение предметом изучения психологии?

Рассмотрим, прежде всего, так называемую структурную школу – прямую наследницу направления, лидером которого являлся В. Вундт. Ее представители называли себя структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики (отождествленной с сознанием) и способов их структурирован

7. Как понимается предмет психологической науки на современном этапе развития?

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности . Согласно второму, предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности .

психология – наука о закономерностях развития психики, т. е. наука, предметом которой является психика животного или человека.

8. Когда и почему психология получила статус науки?

Развиваясь вначале как одна из философских дисциплин, психология затем, восприняв ряд идей экспериментальной физиологии, выделилась в самостоятельную науку, ставившую задачей изучение души, которая в то время понималась как сознание (а сознание - как то, что человек непосредственно осознает). Это произошло в конце XIX в., и символической датой рождения психологии как самостоятельной дисциплины считается 1879 г., когда Вильгельм Вундт открыл при кафедре философии Лейпцигского университета лабораторию экспериментальной психологии, а вскоре на ее базе - первый в мире психологический институт, существующий и поныне. Вскоре аналогичные лаборатории и институты стали открываться в ведущих странах мира (в России, США, Франции, в других городах Германии) - стала складываться так называемая академическая психология, то есть психология научно–исследовательская, ставившая перед собой собственно познавательные задачи.

9. Какие области научного знания оказали наибольшие влияние на развитие и становление психологии как науки?

Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний – философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной.

В ряду наук современная психология занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками. Она интегрирует все данные этих наук и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания. В центре внимания психологии всегда остается человек, изучением которого в других аспектах занимаются все вышеназванные науки.

10. Благодаря наличию каких признаков психологию считают наукой?

Выделение психологии в качестве отдельной науки и психологической практики началось во второй половине XIX века (особенно в 60-70-х годах). Большое значение приобретали эмпирические методы изучения психических явлений, особенно эксперимент. В психологических исследованиях все чаще использовались измерения, что становилось важным критерием научности. После организации первой психологической лаборатории в Лейпциге такие лаборатории стали открываться по всей Германии, а затем в других городах Европы и США. Выдающимися учеными, внесшими вклад в формирование психологии как самостоятельной науки были: Фехнер, Эббингауз, Вундт, Титченер, Лазурский, Бехтерев, Брентано, Штумпф, Джемс, Сеченов, Павлов, Фрейд.

11. Каковы специфические особенности психологии как науки.

Человек, его психическая, сознательная жизнь одновременно являются здесь и субъектом (как в других науках), и объектом познания. Отсюда следует, что определенное знание устанавливаемых наукой закономерностей уже дано изучаемому объекту в его внутреннем переживании, представлении – “на себе”.

12. Отличие научного познания от других видов познания.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний, процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания. Познавательная деятельность – это процесс активного отражения социальным субъектом действительности, а не ее механическое, зеркальное копирование. Научное познание опирается на принципы научной рациональности, осуществляется профессионально подготовленными людьми (см. научное сообщество), опирается на строго определенные для конкретной области правила, нормы, методы (см. методы научного познания, парадигма, исследовательская программа). Результаты Н. п., в отличие от познания обыденного, универсальны, они раскрывают сущность изучаемого предмета, законы его функционирования и развития. В отличие от эзотерического познания, Н. п. имеет общезначимый характер, лишено догматизма (см. уровни научного познания, формы научного познания). Научное познание осуществляется по законам объективной реальности. Всеобщие (диалектические) законы развития бытия и научного познания (мышления) – это два ряда законов, тождественных по сути и различных по своему выражению. Человек как субъект научного познания применяет эти законы сознательно, между тем как в природе они реализуются бессознательно.

13. Характеристика житейской психологии.

Они обладают следующими основные отличительными характеристиками:

· Конкретностью , т.е. привязанностью к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;

· Интуитивностью , свидетельствующей о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;

· Ограниченностью , т.е. слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;

· Основываются на наблюдениях и размышлениях , а это означает, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;

· Недостаточностью материала , т.е. человек, обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может сравнивать их с подобными же у сотен других людей, чтобы сделать правильные выводы.

опора на жизненный опыт и здравый смысл

правдоподобность и полезность этих знаний в жизненных ситуациях

фрагментарность житейских психологических знании - интуитивный характер
доступность изложения и наглядность
неточность употребляемых понятий

14. Кого немецкий философ Вильгельм Дильтей считал хорошими житейскими психологами?

Немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911) считал, что хорошими психологами являются писатели, историки, актеры. Он надеялся на появление психологии, способной уловить в сети своих описаний то, что в большей степени заключалось в произведениях поэтов и писателей, нежели в существовавших в то время учениях о душе.

15. Обыденная психология.

Житейская (или обыденная) психология – это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни.

16. Характеристика научной психологии.

Научная психология – это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Научной психологии присущи свои особенности:

Обобщенность, т.е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;

Рационализм , свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы, осознанны и обоснованны законами;

Неограниченность , т.е. способность знаний быть использованными множеством людей;

Экспериментальная основа , научные психологические знания исследованы в различных условиях, на основе многочисленные опытов и экспериментов и доказаны;

Достаточность материалов , это означает, что знания о законах и закономерностях функционирования психики, получены на основе исследования огромного количества людей;

Хар-ка Н.П.:
бъективность, опора и эмпиричность (опыт), научные факты
рациональность и осознанность
эмпирическое и логическое доказательность
обобщенность и выявление общих закономерностей
систематичность в описании фактов психологической жизни
опора на научные понятия

17. Существует ли связь между житейской и научной психологией?

Фундаментальная научная психология достаточно тесно взаимодействует с обыденной психологией: достаточно сказать, что на первых порах почти весь терминологический минимум психологической науки был взят из естественного языка.

18. Можно ли охарактеризовать психологию как сугубо теоретическую или прикладную науку?

19. Характеристика психологии как области научной деятельности (академическая психология).

Научная (академическая) психология – обобщенное, закономерное знание о людях, полученное группой людей – ученых, проверивших это знание на достоверность с помощью специальных методов.

20. Характеристика психологии как области практической деятельности (практическая психология).

Практическая (прикладная) психология – направление научной психологии, предметом которого является индивидуальность, неповторимость человека в конкретных обстоятельствах его жизни, а целью – оказание психологической помощи конкретному человеку на основе обобщенного научного знания.

Говоря о задачах практической психологии, следует выделять разные их уровни:

1) научно-исследовательские задачи связаны с реше­нием проблем изучения закономерностей разви­тия и формирования личности с целью разработ­ки методологических основ деятельности практи­ческого психолога, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях различных социальных систем;

2) прикладные задачи практической психологии дик­туются необходимостью психологического обес­печения оптимального функционирования учреж­дений и организаций, труда персонала и отдель­ных индивидуумов, что предполагает составление специальных - обучающих программ, создание учебников и учебных пособий по практической психологии, разработку психологических реко­мендаций и методических материалов, программ подготовки и переподготовки кадров, психологи­ческое обоснование деятельности служб практи­ческой психологии, создание проектов норматив­ных документов такой деятельности;

3) практические задачи определяются конкретными проблемами непосредственно по месту професси­ональной деятельности психолога: в учреждениях и организациях различного профиля, в специали­зированных психологических кабинетах и цент­рах - в форме оказания психологической помощи конкретным людям.

21. Какое место среди современных наук занимает парапсихология?

Прикладная наука

Практическая психология – раздел психологической науки, посвященный практическому применению психологических знаний, однако, в отличие от прикладной психологии, направленный на работу с широкими массами, а не со специалистами-психологами. Практическая психология также отлична от популярной психологии, целью которой преимущественно является развлечение аудитории. Подобно тому, как Прометей подарил людям огонь, практические психологи отдали людям то полезное и важное, что накопила научная психология за годы своего существования.

Три слоя психологии

У каждого раздела психологии (психология личности, психология развития, педагогической психологии и т.д.) существует три слоя работы:

теория, прикладной слой и практический

Таким образом, практическая психология не исследует психику, а работает с ней, воздействует на неё. Практическая психология имеет дело с конкретным объектом, конкретным человеком, а не с абстрактными обобщениями. Цель – помочь индивидууму разобраться в себе, найти выход из трудной ситуации, достичь успеха (в работе, семейных отношениях, спорте). Для достижения этой цели практическая психология использует знания и методы всей совокупности психологического знания.

Чем занимается практический психолог

При обращении к практическому психологу не стоит путать его с врачом, воспитателем или исповедником. Психолог не предложит вам простого решения вашей проблемы, готовой «пилюли». Он не скажет вам, как вы должны вести себя в той или иной ситуации. Для успешного взаимодействия клиента и практического психолога необходима готовность клиента что-то менять. Без согласия и участия индивида ни один, даже самый гениальный, психолог не сможет ничем помочь.

Практическая психология – это:
  • просветительская работа – когда психологические теории доносятся до масс на языке, доступном неподготовленной публике;
  • психологические услуги, в том числе профориентация, психологическая реабилитация, консультирование, психодиагностика, корректирующая работа и прочие;
  • тренинги, например, по продажам, переговорам, решению семейных конфликтов и прочие;
  • книги по психологии, адаптированные для широких читательских слоев.

Самый простой путь ознакомиться с основами практической психологии – чтение книг по данной дисциплине. Такие издания всегда в списках бестселлеров, ведь они привлекают широчайшие слои читающей публики. Книги по психологии читают даже те, кто не интересуется художественной литературой. Примеры популярных книг по практической психологии: С.Кови «7 навыков высокоэффективных людей», М.Викинг «Секрет датского счастья», Р.Чалдини «Психология влияния», Д.Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить».

Области и методы практической психологии

Самостоятельные области практической психологии:
  • психологическое тестирование;
  • психологическое консультирование;
  • психологическая коррекция.

Применяются индивидуальные и групповые методы практической психологии. К индивидуальным относятся психоанализ, аутотренинг, логотерапия, к групповым – гештальтгруппы, встречи людей с определенными проблемами («анонимные алкоголики», например), арт-терапия и многие другие.

Как любой массовый продукт, ПП имеет свои модные тенденции. Сегодня к актуальным направлениям практической психологии относятся тайм-менеджемент (практические рекомендации по оптимизации своего времени), нейро-лингвистическое программирование (НЛП) – теоретически не обоснованная методика, основанная на копировании вербального и невербального поведения успешных личностей. Деятельность некоторых тренинговых центров может расцениваться некоторыми людьми как сектантство. Например, РПЦ называет деструктивной деятельность тренингового центра «Синтон» (организует выездные тренинги по личностному и деловому развитию).

Применение практической психологии

Практическая психология служит нуждам бизнеса (организационная п., управление персоналом), а также помогает в частной жизни людей (индивидуальное/ семейное консультирование).

Практическая психология работает по 4 основным векторам:
  1. психология индивидуальности;
  2. психология отношений в группе;
  3. психология профессиональной деятельности;
  4. психология личной жизни.

Знания и навыки практической психологии помогают в работе сотрудников отдела кадров в подборе персонала, руководителям, коучерам и бизнес-тренерам, специалистам в области продаж и маркетинга.

На сегодня практическая психология – это прибыльный бизнес. Интернет пестрит предложениями тренингов, которые превратят вас в лидеров, подарят комфорт семейных отношений, решат внутренние конфликты, обучат основам НЛП. Часть из них проводятся шарлатанами, другие приносят ощутимую пользу. Поэтому к выбору того или иного курса нужно подходить здраво и критически оценивать суждения тренеров, «думать своим умом», принимая информацию к сведению, но не воспринимая её как безусловное руководство к действию.

Практическая психология многое вносит в развитие теории науки. Научные гипотезы требуют доказательств, которые можно получить, применяя методы практической психологии. Конечно, многие методы психологии не имеют под собой прочной научной платформы, однако это не значит, что через некоторое время они не будут обоснованы. Большинство основоположников теоретических концепции являлись практикующими психологами.

Знания и навыки в области практической психологии помогут в самопознании и самообразовании, качественном улучшении жизни, гармонизации отношений в семье, в достижении хороших результатов на работе, построении карьеры.


Практическая психология как наука

1936г н-ка практической психология 1 .начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг - определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес-планов; психологическую харак­теристику членов рабочих коллективов и прогноз их со­вместимости и т. п.

Этапы становления практической психологии:

1 этап (1900-1907) зарождение педологии, появление первых теорий и исследований психического развития детей,

2 этап (1908-1917) появление первых психологических центров

3 этап (1918-1924) становление детской практической психологии,

4 этап 5 этап (1929-1931) интенсивное развитие отечественной детской психологии и педологии, появление теорий, раскрывающих закономерности и механизмы развития психики (М.Басов, Л.Выготский)

6 этап (1932-1936) ликвидация в школьной и общественной практике интереса к личности ребенка, к творческому началу, критика педологии на административном уровне

7 этап (1940-1960) возрождение отечественной детской психологии: исследования учебной мотивации, психологии воспитания школьника, проблемы одаренности ит.д.

8 этап (1981-1988) эксперимент по введению в российских школах должности практического психолога

Психолог работает с важным «материалом» клиента - психологической информацией.

Основные виды деятельности практического психолога

Психопросвещение и Психопрофилактика , психодиагностика .Психологическая коррекция Психологическое консультирование Психотерапия

Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами, их заменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекциями по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям помощь в воспитании и развитии детей и подростков. Для обеспечения успешной работы службы необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями.

Главная цель психологической службы образования - психологическое здоровье детей - связана прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит стыковка представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми другого возраста.

Основные задачи психологической службы образования: 1) развитие индивидуальных особенностей детей - интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климатадетском саду, интернате, школе и пр.), 4) оказание своевременной псих помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.Модели работы психолога в образовании

Первая модель. Психолог ведет консультации с учениками, их родителями и учителями по их обращению. Вторая модель. К предыдущ добавляется: проведение диагностики детей разного возраста по запросам администрации образовательного учреждения и отдельных учителей, посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми.

Третья модель. Включает в себя проведение обучающих семинаров и тренингов с учениками и учителями. Психолог ставит задачу изменить стереотипы поведения, способы и формы организации коммуникации учителя с учениками

Функции психолога

5. проводит работы по разв-ю способностей детей

Служебные обязанности практического психолога :

1. являться психологической службы;

2. заботиться о психологическом здоровье личности;

3. проводрегулярн исслед-ия с целью контроля за псих разв-м;

4. выявлять лиц, нуждающихся в психологической помощи;

5. вести просвет -ту среди учеников, родителей, учителей;

6. выявл лиц находящихся в зоне психологического риска;

7. проводить психодиагностическую работу

8. несёт юридическую ответственность за правильность выдаваемых заключений и рекомендаций.

Должностные обязанности :

1. Выявл лиц, нужд-хся в псих помощи, их учет и контроль.

2. Ведет просвет-ую р-ту среди уч-ков, родителей, учителей.

3. Участвует в семинарах для психологов.

4. Ведет консультационную работу.

5.Проводит психопрофилактическую работу, выявляет лиц, находящихся в зоне психологического риска

6.Отвечает за правильность ведения документации. Осуществляет учет результатов работы в соответствии с установленными формами.

Проф. подготовка по спец-ти «Психология» осущ-ся в ВУЗах. срок– 5 лет

Общие требования к специалисту:

1.профессиональная компетентность, хорошие знания своего предмета

2.гуманистическая направленность

3.высокая нравственность

4.способность к импатии (сопереживанию)

5.креативность (умение творчески мыслить)

6.коммуникабельность (умение общаться, установить межличн отн-ия)

7.организовать рабочее место

8.тактичность

9.интелегентность.

Служебно-должностные обязанности :

1.является сотрудником псих.службы

2. заботится о психическом здоровье личности

3. проводит регулярные массовые обследования психического развития

4. ведет просветительскую работу среди учеников, родителей

5. проводит работы по развитию способностей детей.

4. Специфика р-ты психолога в исправительно-воспитательных учреждениях. Организация работы психолога на предприятиях, фирмах.

Задачей психолога ИУ является оказание помощи руководителю ИУ в отношении осужденных Особо пристального внимания требуют осужденные "группы риска". Это могут быть :

Осужденные, процесс адаптации которых к условиям жизни в ИУ проходит затруднительно и болезненно;

Осужденные женщины с аффектно настроенной психикой и субъективным отношением к отбыванию наказания;

В отношении каждого осужденного отрицательной направленности необходимо применять строго дифференцированные методы воздействия.

Услуги оказываемые психологом :

Индивидуальная психологическая консультация (но широкому кругу вопросов и проблем);

Семейная психологическая консультация (консультация семейных пар, несемейных пар, нетрадиционных пар);

Индивидуальная психологическая помощь, психокоррекция;

Семейная психологическая помощь, психокоррекция;

Индивидуальный психологическийй тренинг;

Семейный психологический тренинг;

Психодиагностика и тесты (психологическое обследование с выдачей пакета документов и консультацией психолога по результатам).

Практический психолог в организации выполняет несколько функций :

Исследовательскую (экспертную);

Консульт-ную;

Педагогическую;

Просветительскую.

психолог в организации решает следующие задачи:

1) профессиональная ориентация и консультирование;

2)соц-психол-ое обучение персонала и повышение квалификации сотрудников;

3) ускорение процессов адаптации работников в организации;

4) взаимодействие руководителя с подчиненными;

5)описание должностных обязанностей, составление профессиограмм;

6) изучение условий труда и организации рабочих мест;

7) профилактика и разрешение конфликтов;

8) повышение дисциплины труда;

5 . Требования к ведению и оформлению документов практического психолога .

Жесткой регламентации в отношении документального оформления работы практического психолога как таковой пока не существует.

Консультирование в образовании может осуществляться в различных сферах: консультирование детей по их проблемам, родителей, учителей и воспитателей, когда они сталкиваются с проблемами обучения и воспитания детей или с проблемами взаимоотношений с детьми,

Цели и задачи психологического консультирования можно определять по-разному – в зависимости от того подхода к психологическому консультированию, в рамках которого мы предпочитаем работать.

Основная цель психологического консультирования - оказаниепсихологической помощи , то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи:1.Выслушивание клиента , в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.2.Облегчение эмоционального состояния клиента , то есть благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче.3.Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним . Имеется в виду, что в ходе консультации фокус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее, только в этом случае он будет действительно стараться измениться и изменить ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих. Программа-минимум здесь – показать клиенту, что он сам, хотя бы отчасти, способствует тому, что его проблемы, и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер.4.Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.

В некоторых случаях возникает необходимость впсихологических консультациях по телефону. Телефонные консультации проводятся:

Когда клиент звонит школьному психологу с вопросом, решение которого не терпит отлагательств;

Для уточнения того, правильно ли он поступил в опред. ситуации;

При возникновении неожиданной кризисной ситуации в жизни клиента;

В случае, если клиент не может прийти на очную консультацию по состоянию здоровья

Десять правил психологического консультирования по телефону

Психологическое консультирование по телефону организуется с учетом определенных правил.

Правило 1. "Помни об ограничениях".

Правило 3. "Ритм - основа разговора": наличие со стороны психолога пауз, чтобы клиент имел возм полностью высказаться, самост-но продумывать сложные моменты своей ситуации.

Правило 4. "Умей правильно начинать консультацию по телефону". С чего начать психологическую консультацию по телефону? "Здравствуйте!", "Добрый день

Правило 5. "Предлагай решение". После выяснения ситуации клиента психолог определяет цель консультации. "Я понял вашу ситуацию и могу помочь вам, выслушав вас" (цель консультации - успокоение клиента).

Правило 6. "Незатяни консультацию". Длительность психологической консультации по телефону должна составлять не более 25-40 минут.

Правило 7. "Слушать и поддерживать". "Я вас понимаю..."

Правило 8. "Присоединение к клиенту - это значит внутренне (в интонациях) и внешне (при построении разговора) отразить поведение своего клиента, осуществить с ним синхронное вербальное движение.

Правило 9. "Ведение клиента". Несмотря на то что обычно клиент довольно много говорит по телефону, ведущая инициатива в разговоре должна принадлежать именно психологу.

Правило 10. "Эмоциональный позитив * побуждение к действию". Психологическую консультацию по телефону важно закончить, закрепив эмоционально-положительное состояние клиента: снизить его тревожность, успокоить и сформировать его оптимистичное отношение к решению проблемы. При этом необходимо также оставить разговор открытым и не до конца завершенным с тем, чтобы у клиента возникло побуждение к активному, самостоятельному решению собственной проблемы.

Уверенный в себе клиент.

Виды психокоррекции

Симптоматическая коррекция – кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии.

Каузальная коррекция – направлена на источники и причины отклонений. Длителен по времени.

Индивидуальная – психолог работает с клиентом один на один.

Микрогрупповая – работа в микрогруппе (2-4 человека), где у людей сходные проблемы.

Групповая форма – целенаправл использование групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений, возникающих м-ду участниками группы, включая и психолога.

Смешанная форма – позволяет осуществить комплексный подход к решению проблем

Общая –мероприятия, направл-ые на нормализацию микросреды клиента, регулирующие психофизические, эмоциональные нагрузки Частная – набор спец приемов и методов, основанных на ведущих для определенного возраста формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Специальная – комплекс приемов, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретн задач формирования личности.

Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.


Тренинг р-та. Стр-ра,цель

тренинг - методо активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения.

Тренинг проводится как со специально подобранными для этой цели группами, так и с реально существующими группами, а также в семьях. СПТ проводится в группах по 8-12 человек под руководством психолога, прошедшего специальную подготовку.

Обычный цикл занятий рассчитан на 30-50 ч, однако продолжительность его можно варьировать в зависимости от характера решаемых задач. В то же время опыт показывает, что непродолжительные занятия (менее 20-24 ч) не позволяют в полной мере реализовать оптимальную программу СПТ и снижают ее эффективность.

Занятия могут проводиться с интервалами в 1-3 дня и средней продолжительностью каждого занятия 3 ч. Но более эффективной формой организации работы является марафон- несколько занятий подряд по 8-10 ч непрерывной работы.

В процессе СПТ применяются различные методические приемы: групповая дискуссия, ролевая игра, невербальные упражнения и т.д. Результативность Т в решающей степени зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов. Основные из них : активность на занятиях, принцип открытой обратной связи, принцип "здесь и теперь", доверительность в общении.

Метод групповой дискуссии.

Дискуссия (исследование, рассмотрение) -заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.У подростков эти споры проходят более жарко, чем у взрослых, но и изменениям они поддаются проще. В дискуссии могут принимать участие двое и более человек. Наиболее конструктивный вариант - 6-8 человек. Занятия строятся таким образом, что участники дискуссии говорят больше, чем тренер/преподавательМетод групповой дискуссии может осуществляться и с использованием сети интернет.

Метод мозгового штурма (мозговая атака,- метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Используется при тупиковых или проблемных ситуациях. Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные приемы "включения" фантазии, для лучшего использования "чисто человеческого" потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности сделать "безумные" предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение "специалистов".Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек.

Цель мозгового штурма – создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а так же поиск как можно более широкого спектра направлений решения задачи.

Осн задача -выработка возможно большего количества и максимально разнообразных по качеству идей, пригодных для решения поставленной проблемы.. Оптимальными считаются группы в 7-11 человек.

РОЛЕВАЯ ИГРА - это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семинара. Например, неплохо попробовать проиграть ситуацию, когда компания друзей уговаривает подростка попробовать наркотик (это упражнение описано далее). Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать и не боятся, что его поведение будет глупым.

1) Ролевая игра должна быть значима для участников.

2) Необходимо брать такие ситуации, которые могут быть решены в рамках тренинга.

3) - важно выбрать тех лиц, на которых ориентируется группа;

Неуверенных лучше оставить в покое - они включатся на примере других;

В первые игры лучше включать людей более уверенных;

Полученные в результате проведения деловой игры умения и навыки имеют более высокую степень усвояемости по сравнению с другими традиционными методами обучения.

Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране основаны на разрабатываемых в отечественной психологии фундаментальных положениях о том, что личность - это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в общении со взрослыми и происходят прежде всего в той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей (в дошкольном детстве - игра, в младшем школьном детстве - учебная деятельность). При наличии определенных, строго продуманных условий все здоровые дети обладают способностью к развитию. И воспитатель, и учитель не имеют оснований объяснять неудачи своих воспитанников или учеников их плохим умственным развитием, отсутствием у них способностей, так как развитие детей само в значительной степени определяется обучением, воспитанием, общением, зависит от особенностей организации этих процессов.

В качестве основных условий развития можно назвать следующие.

1. Максимальная реализация в работе педагогического коллектива с учащимися возрастных возможностей и резервов с опорой на сензитивность того или иного возрастного периода, на зону ближайшего развития и пр.

Так, в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание ребенка. Основным видом его деятельности становится учебная деятельность, которая играет важную роль в формировании и развитии всех психических свойств и качеств. Именно этот возраст сензитивен для развития таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов, внутренний план действия, рефлексия способов своего поведения, потребность в активной умственной деятельности или склонность к познавательной деятельности, овладение учебными умениями и навыками. Иными словами, к концу младшего школьного возраста ребенок должен уметь учиться, хотеть учиться, верить в свои возможности и испытывать к школе и учению положительные чувства (во всяком случае, школа не должна вызывать у него отвращения и боязни).

Наилучшей основой для успешного учения и развития ребенка является гармоническое соответствие учебных и интеллектуальных навыков и умений таким параметрам личности, как самооценка, познавательная и учебная мотивация. Это соответствие закладывается именно в младшем школьном возрасте. Практически все проблемы (в том числе неуспеваемость, учебные перегрузки и пр.), возникающие на последующих ступенях обучения, объясняются тем, что ребенок либо не умеет учиться, либо учение ему неинтересно, не видна его перспектива.

2. Развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей учащихся внутри каждого возрастного периода - интересов, склонностей, самосознания (самооценки, полового самосознания и пр.), направленности, ценностных ориентации, жизненных планов и др.

Проблема индивидуальных различий очень сложна. Трудно назвать хоть одно какое-то свойство, черту, качество человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Известно, что дети в одном и том же классе очень отличаются друг от друга, и это прекрасно. Одинаковость детей должна беспокоить и настораживать педагога: тут что-то не так.

Однако центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности.

Существует огромное многообразие видов деятельности, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Формирование способностей имеет свои особенности на каждом возрастном этапе и тесно связано с развитием интересов ребенка, самооценкой его успехов и неудач в той или иной деятельности. Психическое и личностное развитие ребенка невозможно без развития его способностей. Развитие способностей и развитие личности взаимообусловленные процессы. Ни к чему не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый здоровый ребенок способен получить общее среднее образование, овладеть материалом школьной программы. Однако у каждого ребенка свой путь развития способностей.

Становление и развитие способностей требует терпения со стороны взрослых, внимания и бережного отношения к малейшим успехам ребенка. Именно этого взрослым часто не хватает! И они успокаивают свою совесть расхожей формулой о том, что способности - это исключение, а не правило. Но если образование не развивает способностей ребенка, это не образование, это какое-то организованное времяпрепровождение.

3. Создание в школе благоприятного для развития детей психологического климата, который определяется прежде всего продуктивным общением, взаимодействием ребенка и учителей, ребенка и сверстников.

Полноценное общение менее всего ориентируется на любой вид оценки или оценочные ситуации; для него характерна именно безоценочность. Высшая ценность в общении - это другой человек, с которым мы общаемся, причем человек любого возраста (даже маленький), со всеми его качествами, свойствами, настроениями и пр. В общении главное - уважение права другого человека (ребенка, взрослого) на его индивидуальность, уже сложившуюся или только-только формирующуюся.

В младших классах характер общения учителя со школьниками формирует у детей различное отношение к его личности: положительное, при котором ученик принимает личность учителя, проявляя доброжелательность и открытость в общении с ним; отрицательное, при котором ученик не принимает личность учителя, проявляя агрессивность, грубость или замкнутость в общении с ним; неопределенное, при котором у детей возникает противоречие между неприятием личности учителя и скрытым, но острым интересом к нему. Учителю не следует обижаться на неприятное отношение детей к себе, а попытаться понять причину возникновения такого отношения. Вину за несложившиеся отношения с ребенком должен всегда брать на себя взрослый. Профессиональный анализ педагогом своих слов, действий, переживаний поможет уловить причину нарушения контакта с ребенком и восстановить этот контакт, что очень важно для нормального учебно-воспитательного процесса. Ведь существует тесная связь между особенностями общения младших школьников с учителем и формированием у них мотивов учения.

Положительное отношение, доверие к учителю вызывают у ребенка желание заниматься учебной деятельностью, способствуют формированию познавательного мотива учения.

Отрицательное отношение к учителю у младших школьников встречается очень редко, а вот неопределенное - весьма часто. При таком отношении у детей задерживается формирование познавательной мотивации, так как потребность в доверительном общении с учителем сочетается у них с недоверием к нему, а следовательно, и к той деятельности, которой он занимается, в отдельных случаях - с боязнью его. Эти дети чаще всего замкнуты, ранимы или, наоборот, равнодушны, невосприимчивы к указаниям учителя, безынициативны. В общении с учителем они проявляют вынужденную покорность, смирение, порой стремление приспособиться. Причем обычно дети сами не осознают причин собственных переживаний, неустроенности, огорчений; к сожалению, нередко не осознают это и взрослые. Первоклассники в силу недостаточного жизненного опыта склонны преувеличивать и глубоко переживать кажущуюся им строгость учителя. Названное явление нередко недооценивается учителями на самом начальном этапе обучения детей. Между тем это чрезвычайно важно: в последующих классах отрицательные эмоции могут закрепиться, могут быть перенесены на учебную деятельность в целом, на взаимоотношения с учителями и товарищами. В результате могут возникнуть серьезные отклонения в психическом и личностном развитии школьников.

Несоблюдение перечисленных выше условий психического и личностного развития детей в образовательном процессе ведет к формированию у них негативного отношения к школе, к учению, неадекватного отношения к самим себе, к окружающим людям. Эффективное обучение и прогрессивное развитие личности в таких условиях невозможны. Требуется коррекция этих условий. На основании сказанного можем перейти к формулировке основных принципов (или исходных положений) психологической коррекции.

Принцип первый - единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Принцип второй - единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка. Существуют возрастные ориентиры нормального развития. Под нормальным развитием понимают гармоничное психическое развитие, соответствующее возрасту. Такая ориентировочная возрастная норма в значительной степени обусловлена культурным уровнем и социально-историческими требованиями общества.

Ценность каждого возраста бесспорна. Именно полноценное проживание каждого этапа онтогенеза гарантирует реализацию возможностей развития того или иного возраста, что является определяющим для обеспечения всех сторон формирования личности ребенка. Но при этом следует учитывать, что для каждого конкретного ребенка возраст выступает как индивидуальный вариант развития. Это основано на важнейших психологических закономерностях, к которым относятся: постепенность, неравномерность развития, наличие "латентных" периодов, когда развитие происходит в скрытом, недоступном для наблюдения виде и проявляется лишь через некоторое время в виде резкого "рывка", причем продолжительность этих периодов у детей различна, различны индивидуальные темпы как развития в целом, так и отдельных его свойств, процессов и качеств, своеобразие эмоциональной сферы и силы переживаний ребенком различных жизненных ситуаций и многое другое. Поэтому коррекционная работа должна быть ориентирована на некий образец, норму нормального развития, но не должна своей целью ставить "подгонку" под этот ориентир каждого ребенка именно сейчас, в данный момент. Ориентир предполагает широкое поле поиска и деятельности как в пространстве возможностей ребенка, так и во времени их актуализации.

Принцип третий - единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены. Деятельность, направленную на решение задач психологической коррекции, можно назвать диагностико-коррекционной или диагностико-развивающей работой.

Д.Б. Эльконин (1981) отмечал, что необходима специальная диагностика, направленная не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Он подчеркивал, что контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось возможно раньше.

Прежде чем решать, нужна ли коррекционная или развивающая работа с ребенком, необходимо выявить особенности его психического развития, сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам, требованиям общества и др.

Психодиагностика помогает получить информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, о трудностях в обучении, которые испытывают младшие школьники, о возрастной динамике индивидуальных различий у детей, в том числе проявлений полового диморфизма.

Развитие в онтогенезе имеет сложный системный характер. Диагностическое обследование как раз и позволяет раскрыть целостную системную картину причинно-следственных связей, сущностных отношений между выявляемыми признаками, симптомами отдельных нарушений, отклонений и их причинами.

Психологический диагноз производится не только по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях. Большое значение при постановке психологического диагноза имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития конкретного ребенка.

Принцип четвертый - деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности (в нашем случае игры и учения) требует специального формирования (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн и др.).

Этот принцип предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве со взрослым. Так, к успеху в учебной деятельности ведет собственная активность ребенка, основанная на заинтересованности, любознательности, жажде поиска, знаний и открытий. Пробудить такую активность в школе - не просто. Но без нее ни о каком развитии говорить не приходится. К успеху, к развитию способностей нельзя привести ребенка через насилие, упреки, указы, приказы... Необходима коррекция учебного процесса в плане изменения условий обучения, предусматривающих возможность развития собственной активности ребенка в учебно-познавательной деятельности.

Все дети от природы одарены способностью к развитию: способностью ощущать и воспринимать окружающий мир, способностью думать, говорить, рассуждать, воображать, запоминать, желать, чувствовать, переживать, напрягаться, добиваться и пр. Но эти способности необходимо развивать с момента рождения ребенка. Коррекционные усилия взрослых и в детском саду, и в школе должны быть как раз и направлены на то, чтобы создать условия воспитания и обучения детей, которые бы восполнили, если это необходимо, пробелы и недостатки в развитии, возникшие в предшествующие годы жизни ребенка.

Отсюда принцип пятый - подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети "второго" сорта. Они требуют не снисходительности, не жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы.

Мобилизация движущих сил развития происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем. У М.М. Пришвина есть очень тонкое высказывание: тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя.

Формирование способностей, как общих, так и специальных, - процесс очень сложный, он имеет свои особенности на каждом возрастном этапе, тесно связан с развитием интересов ребенка, самооценкой его успехов в той или иной деятельности. Несформированные способности и интересы ведут к недоразвитию личности. Коррекция недостатков в развитии способностей и интересов ребенка - важнейшее направление психолого-педагогической работы.


ПСИХОТЕРАПИЯ, психологическая помощь, направленная на разрешение эмоциональных проблем и основанное преимущественно на беседе специалиста-психотерапевта с лицом, ищущим помощи. К психотерапевту обращаются люди как с относительно несложными жизненными проблемами, так и с серьезными психическими заболеваниями, например шизофренией; чаще всего они ищут помощи при тяжелых эмоциональных стрессах.

В индивидуальной психотерапии в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в диаде врач-пациент. В организационном аспекте индивидуальная психотерапия отлична от групповой (где инструментом лечебного воздействия выступает и психотерапевтическая группа), коллективной и семейной психотерапии. Используется в рамках практически всех концептуальных и методических направлений в психотерапии, которые и определяют специфику психотерапевтического процесса, цели и задачи, способы воздействия, методические приемы, тип контакта между пациентом и психотерапевтом, длительность и другие переменные инд



Что еще почитать