Возраста и их названия. Возрастные периоды жизни человека

Возрастные периоды жизни человека - раздел Медицина, ПО МЕДИЦИНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Период Возраст I. Прената...

Сразу после рождения наступает период, называемый новорожденным . Основанием для его выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней. Доношенный новорожденный ребенок имеет длину тела от темени до пяток чаще всего от 45 до 52 см, массу тела не менее 2500 г. Средняя величина массы тела составляет у мальчиков 3400-3560 г, у девочек 3250-3400 г. Однако по скелетной зрелости мальчики отстают от девочек приблизительно на 4 недели. Пропорции тела резко отличаются от таковых у взрослого человека (рис. 3). Голова составляет 1/4 общей длины тела, тогда как у взрослого на голову приходится лишь 1/8 длины тела. До трех месяцев окружность головы больше окружности груди. Пупок располагается несколько ниже линии, разделяющей тело пополам, тогда как у взрослого он находится выше этой линии. Слабо развиты таз и нижние конечности.


Рис. 3. Возрастные изменения пропорций тела (схема по Тегако Л.И., 2003): 1) 2 месяца внутриутробного развития, 2) 5 месяцев, 3) 8 месяцев,

4) новорожденный, 5) 1 год 8 месяцев, 6) 7 лет, 7) 13 лет, 8) 16 лет.

У новорожденных сильно выражена подкожная жировая ткань. Ее быстрое нарастание происходит после 34-й недели беременности. В это время образуется коричневый жир. Он скапливается вокруг шеи, между лопатками и в поясничной области позади почек. Коричневый жир является органом теплопродукции и предохраняет ребенка от переохлаждения. Толстая жировая прокладка также предохраняет от повреждения при родах внутренние органы. Благодаря сильному развитию подкожной жировой ткани и слабому развитию мускулатуры туловище новорожденного, а также конечности имеют цилиндрическую форму; шея короткая и толстая.

В грудном возрасте в основном сохраняются внешние формы и пропорции тела, свойственные новорожденному. В этот период наблюдается наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. До 9 месяцев продолжается нарастание подкожных жировых отложений. Происходит быстрое нарастание массы тела и физическое развитие. Длина тела увеличивается от рождения до года в среднем в 1,5 раза, и масса - утраивается. С 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы формируются ходьба, движения рук и пальцев; появляются восприятие, образ-


ная память, понимание речи, а также происходит эмоциональное развитие.

В период раннего детства , когда ребенок начинает передвигаться на ногах, несколько изменяются пропорции тела, однако сохраняется преобладание размеров головы и туловища над конечностями. Все еще сильно развита подкожная жировая ткань, которая скрывает очертания мышц. Туловище на поперечном разрезе почти цилиндрическое. В нижней части живота хорошо выражена поперечная брюшная линия. Лицо округлое и слабо профилировано. Это зависит от слабого развития челюстей и жевательных мышц, а также скопления жира в щечной области (жировое тело щеки). То есть для этого периода характерен тип округлого сложения (первая полнота ). В конце этого периода заканчивается прорезывание молочных зубов. После двух лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются. В данный период происходят развитие речи ребенка и наглядно-образного мышления, а также овладение бытовыми навыками и действиями с предметами.

Первое детство характеризуется ростовым сдвигом , который по времени соответствует началу смены зубов, приходящемуся на возраст 5-6 лет. В этот период происходит как абсолютное, так и относительное удлинение конечностей . Развитие мускулатуры и уменьшение подкожного жира приводят к тому, что становится заметным мышечный рельеф тела. Туловище уплощается в переднезаднем направлении, и появляется внешняя граница между грудью и животом (талия). Для этого периода характерен вытянутый тип, свойственный школьному возрасту (первое вытягивание ).

Первый ростовой сдвиг выражается, в частности, в относительном удлинении конечностей. Показателем этого является «филиппинский тест». Он состоит в том, что правую руку ребенка кладут на темя, и он должен дотянуться до верхнего края левой ушной раковины. «Филиппинский тест» становится положительным у большинства детей после 5 лет. Этот тест рассматривается как один из показателей биологической зрелости ребенка в старшем дошкольном возрасте.


Изменяются также пропорции кисти. Их показателем является «лучевой сдвиг»: указательный палец становится длиннее безымянного. Это наблюдается у 20-25% детей в 7-летнем возрасте. В 3,5 года выявляется отчетливое преобладание правой, а у левшей - левой руки.

Наиболее резко возрастает относительная длина нижних конечностей, что приводит к общему изменению пропорций тела.

Значительные изменения претерпевает форма головы и лица. Мозговой череп в своем росте начинает отставать от лицевого, и лицо относительно увеличивается. Наиболее интенсивно происходит рост лица в сагиттальном направлении, благодаря этому усиливается его профилировка, сильнее выступают нос и подбородок.

В психологическом плане в первом детстве наступает развитие личности ребенка, познавательных процессов, формирование совести, нравственности и инициативы.

Наступление первого ростового сдвига может быть своевременным, ранним или запаздывающим. Вследствие этого усиливаются индивидуальные различия в размерах и пропорциях тела, а также в психологических особенностях, В этом возрасте уже могут быть выделены типы телосложения детей.

Во втором детстве замедляется рост тела в длину, тогда как вес нарастает в большей степени (вторая полнота ). В этот период выявляются половы различия в размерах и форме тела. В конце периода начинается продуцирование половых гормонов, обусловливающее развитие вторичных половых признаков, У девочек в 8-13 лет вначале формируются молочные железы, расширяется таз и округляются ягодицы, появляются волосы на лобке, затем - в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост яичек (11 лет), мошонки (12 лет), а затем - полового члена. В этом периоде ребенок включается в социальную группу и выходит за пределы семьи. Развиваются интеллектуальные умения и знания.


Подростковый период характеризуется скачком продольного роста тела, происходит второй ростовой сдвиг (пубертатный скачок, второе вытягивание). Наряду с этим значительно нарастает масса тела. Начало ростового сдвига индивидуально варьирует: у мальчиков оно приходится на возраст 10,5-16 лет, у девочек - на 9,5-14,5 лет. Значительно изменяются пропорции тела, что зависит в первую очередь от абсолютного и относительного удлинения нижних конечностей, а у девочек - также от расширения таза. Наиболее информативными показателями созревания организма подростков являются рост половых органов и выраженность вторичных половых признаков. Половое развитие, как отмечалось ранее, начинается в конце второго периода детства и завершается в юношеском возрасте. Можно выделить три фазы полового созревания: препубертатную (начальную), пубертатную (истинное созревание) и постпубертатную (завершенное созревание). Эти фазы имеют ряд общих проявлений у мальчиков и девочек, но в то же время выявляются существенные различия между полами в сроках наступления и завершения полового созревания, а также в очередности появления отдельных признаков.

В подростковый период половое созревание происходит наиболее интенсивно. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных ямках. Наиболее четким показателем средней фазы полового созревания женского организма является наступление менструаций - менархе (10-16 лет). У мальчиков к 13 годам происходит изменение (мутация) голоса и появляются волосы на лобке, а в 14 лет - в подмышечных ямках и на верхней губе, происходит набухание грудных сосков, сморщивание и пигментация мошонки, а также отчетливое изменение пропорций тела. В 14- 15 лет отмечаются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы).

Постпубертатный период у мальчиков характеризуется усилением роста волос на туловище и конечностях, появлением бороды, резким замедлением и прекращением роста тела в длину (в 19-20 лет). У девочек в этом периоде вторичные половые признаки достигают полной выраженности, формируется взрослая молочная железа. Рост тела в длину резко замедляется к 16 годам и


прекращается в 18 лет.

Половые различия роста и развития детей состоят не только в более раннем ускорении роста и появлении признаков полового созревания у девочек, по сравнению с мальчиками, но и в составе тела и функциональных показателях . У мальчиков в пубертатном периоде в большей степени нарастает масса скелета и мускулатуры, благодаря чему у них развивается большая физическая сила и выносливость, становятся крупнее сердце и легкие, повышается систолическое артериальное давление и уменьшается частота сердечных сокращений. У девочек увеличение мышечной массы не столь велико, но более значительными становятся подкожные жировые отложения.

В виду значительных индивидуальных различий в развитии и росте детей вводится понятие биологического возраста . Его показателями являются:

1) скелетный возраст, который определяется по наличию центров окостенения и образованию синостозов;

2) зубной возраст, определяемый по числу и срокам прорезывания постоянных зубов;

3) выраженность вторичных половых признаков.

Биологический возраст не всегда совпадает с паспортным, может опережать его или отставать.

В психологической сфере в подростковом периоде происходят развитие логического мышления и формирование самосознания.

Из-за резких морфологических, гормональных и эмоциональных сдвигов в подростковом и юношеском периодах высока вероятность отклонений в показателях здоровья. Подростковый кризис приходится на 13 лет.

В юношеском периоде в основном заканчиваются процессы роста и формирования организма, все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины (рис. 4). Завершается формирование половой системы и созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщин, ритмичность секреции тестостерона выработка зрелой спермы у мужчин. На юношеский период приходится пик ин-

теллектуальных и познавательных возможностей. Происходят формирование мировоззрения и стабилизация характера, развитие профессиональных способностей и умений, выбор жизненной позиции, принятие ответственных жизненных решений, а также достижение социальной зрелости и самостоятельности.

Зрелый возраст - это время относительной стабильности организма. Но это не означает отсутствия изменений, которые могут быть связаны с образом жизни, профессиональной деятельностью и социально-экономическими условиями в широком смысле этого слова.


Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философская антропология
Философская антропология направлена на то, чтобы понять и объяснил сущность человека, разгадать его природу, происхождение и место в мире. Эти вопросы занимали умы философов древней Индии, древнего

Социальная антропология
Социальная антропология имеет предметом изучения те явления духовного мира человека, которые позволяют ему реализовать себя в общественной жизни. Она изучает особенности социальной организации наро

Физическая антропология
Физическая антропология, или антропология в классическом понимании, изучает физическую природу человека. Как особая отрасль науки она оформилась второй половине ХIХ века. Ее становлению способствов

Предмет, цели и задачи физической антропологии
Физическая антропология изучает физическую природу человека, общие понятия о расах и этнотерриториальных группах во всех направлениях их изменчивости строение и функциональные отправления, а также

Пограничные области антропологии
К пограничным областям антропологии относятся педагогический, спортивный, прикладной, эргономический и медицинский разделы антропологии. Основы педагогической антропологии ещ

Медицинская антропология
При изучении изменчивости патологических состояний организма человека медицинская антропология реализует методы исследования, принятые в общей антропологии. Некоторые вопросы, имеющие отношение к м

Общие понятия медицинской антропологии
Медицинская антропология оперирует такими общими понятиями, как здоровье и патология, предболезнь и болезнь, норма, вариации и аномалии. Норма определяется как оптимум

Методы исследования в антропологии
В антропологических исследованиях используются методы антропоскопии (соматоскопии) и антропометрии (соматометрии). Антропоскопия - осмотр тела и его частей, позволяет определ

АКСЕЛЕРАЦИЯ И ДЕСЕЛЕРАЦИЯ
Развитие представляет собой совокупность количественных и качественных изменений, которые происходят в организме на протяжении его жизни. Рост показывает преимущественно

Возрастная периодизация
В онтогенезе человека выделяют два основных периода – пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный) (табл. 1). Пренатальный период охватывает три стадии. 1.

Основные антропологические показатели зрелого возраста
Показатели Мужчины Женщины Длина тела, см Окружность груди, см

Регуляция развития и роста
Развитие и рост организма регулируются генетическими, гормональными и средовыми факторами. Генетическая обусловленность показателей развития и роста детей доказывается наблюдениями на близне

Акселерация
Акселерация - ускорение роста и развития детей и подростков в последние сто лет. Явление акселерации впервые обнаружил немецкий исследователь Е. Кок, который в 30-е годы прошло

ПСИХИЧЕСКИМИ И СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Учение о конституциях занимает важное место в медицинской антропологии. Оно является одной из теоретических основ профилактической и клинической медицины. Когда говорят, что нужно лечить не болезнь

А.Д. Островскому
(схема по Тегако Л.И., 2003): 1 - торакальный (грудной), 2 - астеноидный, 3 - мышечный. Стайеры, напротив, отличаются высокой устойчивостью к длительным наг

Телосложение и психика
Как антропологи пытались установить связь конституциональных особенностей человека с особенностями его психических проявлений, так и психологи стремились найти объяснение целому ряду психических ра

Телосложение и психические заболевания
Шизофрения чаще наблюдается у астеников. У них она возникает раньше, обладает непрерывным, прогрессирующим течением и приводит к распаду личности. У пикников шизофрения

Телосложение и соматические заболевании
Астеника отличаются повышенной нервной возбудимостью, склонностью к птозу внутренних органов, неврозам и гипотензии, туберкулезу, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной

Патологические конституции
Патологические конституции наблюдаются при хромосомных заболеваниях - например, при болезни Дауна, синдроме Шерешевского-Тернера, евнухоидизме. К таким конституциям можно отнести также гигантизм и

ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Череп (сranium) представляет собой скелет головы (рис. 11). Его формирование связано с развитием головного мозга, органов чувств и переднего отдела первичной кишечн

Развитие и рост черепа
Окостенение черепа начинается на втором месяце внутриутробного периода. Череп новорожденного состоит в основном из костной ткани, однако в нем сохраняются перепончатые промежутки между костями мозг

Размеры и изменчивость формы черепа
В основе определения размеров и форм черепа лежит методика краниометрии, измерения черепа и его частей. Впервые соотношение между частями черепа пытался определить Леонардо да Винчи. На прот

Формы мозгового черепа
Продольный диаметр измеряется от точки глабелла (между надбровными дугами) до точки опистокранион (наиболее выступающей кзади точкой на задней поверхности черепа). Этот размер в европейских

Формы лицевого черепа
Для характеристики формы лицевого черепа используют лицевой указатель (ИНДл), который представляет процентное отношение полной высоты лица к скуловому диаметру. Полная высота лица измеряется между

Сверху вниз и спереди назад.
Рис. 23. Искусственно деформированный череп.

Изменчивость центральной нервной системы
Мозг человека представляет высшую ступень организации живой материи на земле, его прогрессивное развитие в антропогенезе сделало возможным появление человека разумного. Развитие мозга выделяет чело

КОЖА И ДЕРМАТОГЛИФИКА. ЗУБЫ В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ. ГРУППОВЫЕ ФАКТОРЫ КРОВИ
Кожа образует общий покров тела. По краям естественных отверстий тела она переходит в слизистые оболочки органов пищеварительной, дыхательной, мочевой и половой систем. Кожа пр

Придаточные образования кожи
К придаточным образованиям кожи относятся волосы и ногти. В медико-антропологическом отношении значительный интерес представляют волосы. Это нитевидные эпителиальные придатк

Дерматоглифика
На пальцах рук и ног, ладонях и подошвах гребешки кожи образуют сложный папиллярный узор (рис. 30). Совокупность папиллярных линий кожного рельефа ладонных и подошвенных поверхностей получила назва

Группы крови
Непосредственное отношение к медицинской антропологии имеют иммунобиологические свойства организма человека, которые выработались в процессе антропогенеза и стойко передавались потомству по законам

Геногеография групп крови
При рассмотрении четырех основных рас (негроиды, монголоиды, европеоиды и американоиды - североамериканские индейцы) отмечается определенная закономерность в распределении групп крови. Около 45% ев

Группы крови и заболеваемость
Установлено, что существует связь между группой крови и восприимчивостью к некоторым инфекционным заболеваниям, возможно, сыгравшая свою роль в распределении групп крови по территориям мира (табл.

Группы крови и заболеваемость
Группа крови Предрасположенность к заболеваниям Устойчивость к заболеваниям язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки,

Список основной литературы
1. Алексеев В.П., Дебец Г.Ф. Краниометрия. Методика антропологических исследований. - М.: Наука, 1961. - 128 с. 2. Бунак В.В., Нестурх М.Ф., Рогинсклй Я.Я. Антропология Краткий курс / Под

Давно замечено, что жизнь человека протекает неравномерно. В ней четко прослеживается периодичность различных процессов, наличие переломных и кризисных моментов, качественных скачков. При этом периодичность жизненного процесса не может быть сведена к движению по кругу, когда мы все время возвращаемся к исходной точки, а скорее всего напоминает движение по спирали, когда как будто происходит также возвращение, но каждый раз на новом уровне.

"Фибоначчиева" закономерность прослеживается уже при эмбриональном развитии ребенка, которое завершается в нормальных условиях на 266-е сутки после оплодотворения яйцеклетки. График роста массы эмбриона в зависимости от возраста имеет несколько изломов, соответствующих примерно 24, 100, 200 суткам. Эти изломы характеризуют различные фазы перестройки в развитии эмбриона. В возрасте 24 сутки происходит переход от клеточного развития к организменным механизмам регуляции; в возрасте примерно 100 суток заканчивается период перестройки и наступает фаза устойчивого развития организма эмбриона; на 200-е сутки завершается формирование всех органов ребенка и рождение ребенка после этого срока не исключает его дальнейшего нормального развития.

Рассмотрим, как можно выразить через золотую пропорцию все указанные критические точки в развитии эмбриона. Для этого напомним, что величину можно разделить "золотым сечением" двояко, разделив на золотую пропорцию 1,618 или на квадрат золотой пропорции 2,618 или даже куб золотой пропорции 4,236. Если число 266 (период эмбрионального развития ребенка) разделить на квадрат золотой пропорции, то получим число 101,6, которое соответствует критической точке 100 суток. Если число 101,6 разделить на куб золотой пропорции, то получим число 24, которое соответствует еще одной критической точке в развитии эмбриона (24 суток). Наконец, интервал 266 - 101,6 = 164,4, деленный золотой пропорцией, дает число 202,6, что соответствует третьей критической точке 200 суток.

Интересные сведения о периодах жизни человека, связанные с числами Фибоначчи и числами Люка, приводят Н. Васютинский в книге "Золотая пропорция" (1990 г.) и Э. Сороко в книге "Структурная гармония систем" (1984 г.). Суть их выводов сводится к следующему. Критические возрасты мужчин соответствуют следующим годам: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, а вся жизнь мужчины делится на 7 периодов: до года - младенчество, 1-8 лет - детство, 8-13 - отрочество, 13-21 - юность, 21-34 - молодость, 34 - 55 лет - зрелость, 55-89 - старость.

По мнению Н. Васютинского, периодичность в жизни женщины подчиняется ряду Люка: 1, 3, 4, 7, 11, 18, 29, 47, 76, 123. Сдвижка возрастных интервалов объясняется более ранним развитием девочек.

Семь этапов жизни человека определяют и семь основных видов деятельности человека - от физического роста и созревания до психологического и социального становления. До периода окончания роста (21 год для мужчин и 18 лет для женщин) человек физически созревает, обучается. Затем приступает к освоению трудовой деятельности. Трем основным периодам жизни взрослого человека: 21-34, 34-55, и 55-89 лет соответствуют три качественно различных вида деятельности, определяемые физиологическим и психологическим состояние организма. Период молодости (21-34) отвечает взлету физических и интеллектуальных возможностей человека. Основные достижения выдающихся деятелей науки, искусства приходятся именно на этот период жизни. В зрелом возрасте (34-55) казалось бы в расцвете сил, наступает переутомление в результате многолетней работы, депрессия и апатия, учащаются нервные срывы, теряется деловая хватка. Возраст 55-89 лет - это время философского осмысления жизни, подведения итогов, время переоценки ценностей, отказ от излишеств, поиск "вечных истин", "вечных ценностей".


По-видимому, существуют "кризисные, переломные годы" и перестройка организма не только у детей, но и у взрослого человека и такими годами являются: 21, 34, 55. Именно они определяют жизненный путь взрослого человека. И если человек не учитывает этих трех качественно различных периодов, не перестраивает свою жизнь в соответствии с перестройкой организма, то совершает насилие над собой, травмирует психику, создает стрессовую ситуацию и в конечном итоге сокращает свою жизнь.

После каждого переломного года человек меняется, он переходит в качественно новое состояние, как бы рождается заново. В последнее время в печати появились сообщения об "эпидемии" руководителей среднего и низового звеньев английских фирм. В расцвете сил, достигнув 38-40 лет, они внезапно охладевают к работе, впадают в депрессию. Причиной этих кризисов считают служебный стресс, многолетнее переутомление. И не случайно, что эта "эпидемия" начинается после "критической точки" в 34 года. Человек вступает в новый этап своей жизни, что требует соответствующего этому изменению образа жизни.

Может быть, не случайно на многих японских предприятиях сотрудников "пожизненного" найма увольняют по достижении ими возраста именно 55 лет. Уволенному выдается единовременное пособие в размере 4-5-летнего заработка и его работа на фирме заканчивается. После 55 лет начинается этап старости, человек должен перестроиться на новый режим труда и отдыха; человек может продолжать работать, но уже в новом качестве, желательно в соответствии со своими нереализованными способностями и стремлениями.

Семь отрезков времени - это семь различных жизней, которые дает человеку природа. Они различны по физическому времени, то есть по числу оборотов Земли вокруг своей оси: первый этап длится один год, а последний (55-89 лет) - 34 года. Но биологическое время для этих этапов одинаково, но первый этап (до одного года) длится биологически столько же, сколько и последний (от 55 до 89 лет). Биологическое время отражает скорость различных процессов, протекающих в организме. В процессе старения организма скорость метаболических процессов в нем снижается. Поэтому и возникает ощущение, что с возрастом "время бежит быстрее" - ведь человек оценивает время не биологически, а физически.

Вывод о замедлении собственного биологического времени и ускорении физического времени человека при старении подтвержден экспериментами. Доказано, например, что с увеличением возраста скорость заживления ран снижается и с возрастом уставший от работы человек медленнее восстанавливает свои силы.

Белорусский философ Эдуард Сороко высказывает предположение, что "фибоначчиевый" характер развития присущ не только организму человека, но и "всем самоорганизующимся системам, в которых обменные процессы с течением времени имеют необратимый характер". Это относится к организмам животных, популяциям, экологическим сообществам и даже социальным системам. Сороко делает предположение, что исторический процесс социальных формаций развертывается во времени в соответствии с законами роста "по Фибоначчи", переходя от "детства" к "отрочеству", "юности", "зрелости" и т.д. И если организм человека в своем развитии переживает качественные скачки - "эпицентры физиологических революций", то подобные скачки должны прослеживаться и в развитии общественных формаций.

Человечество стареет

Среднестатистический землянин живёт 60 лет - в Европе или Японии ещё больше, а в Африке - меньше (в некоторых странах отдельные люди - долгожители - живут более 80 лет). Учёные установили, что средняя продолжительность жизни в первобытном обществе составляла 15-22 года, в Древнем мире - 20-30 лет, а к концу XIX столетия - 50 лет.

Но эго в среднем. Средняя продолжительность жизни учитывает следующее: ранние смерти, военные потери, рекорды долгожития. Всё складывается и делится на численность населения. Вот почему в Российской империи сто лет назад средняя продолжительность была 30 лет, а в современной России - 69 лет. Но тогда и сейчас можно встретить седовласых старцев и благородных старушек.

    Интересные факты
    Шанс дожить до 116 лет имеет один человек из двух миллионов.
    Если верить паспорту азербайджанского чабана Ширали Мислймова, он прожил 168 лет.
    Сара Бернар сыграла 13-летнюю Джульетту в 70 лет в спектакле по пьесе У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Чарли Чаплин впервые выступил на театральной сцене в 1894 году, в возрасте пяти лет, заменив в программе мюзик-холла свою мать, и потом играл в театре и кино до 1957 года.

А вообще человечество понемножечку стареет. Иначе говоря, доля старшего поколения в численности всего населения возрастает, а молодого - сокращается.

Причины данного явления - успехи медицины продлевают нашу жизнь и повышают её качество, а желание жить в удовольствие «пока молод» заставляет откладывать рождение детей или вовсе его избегать.

Ещё в XIX веке в российских семьях было по 7-10 детей, им рано приходилось начинать работать, они часто болели, и многие умирали, не став взрослыми. Сегодня в обычной российской семье - 1-2 ребёнка. Детей стало меньше, но о них больше заботятся: покупают развивающие игрушки, водят в художественные кружки и в спортивные секции.

Этапы жизни человека

Основных возрастных ступеней шесть: детство (до 11-12 лет), подростковый возраст (11-15 лет), юность (15-30 лет), зрелость (30-60 лет), пожилой возраст (60-80 лет) и старость (от 80 лет и старше).

Возраст пятиклассников соответствует младшему подростковому возрасту.

Уважение к возрасту - отличительная черта человечества с древнейших времён. Детей ценили как основу будущего. Взрослых уважали как главных участников производства, его защитников и творцов бессмертной культуры. А перед стариками преклонялись за их мудрость, великое терпение и огромные знания, которыми они делились с молодёжью (тем более что на большем протяжении истории человечества до старости доживали очень немногие люди, не то что сейчас).

Представителей каких возрастов жизни человека вы видите на снимке? Опишите их согласно материалам параграфа.

Первая половина жизни - это период накопления жизненных сил и энергии, вторая - период её потребления. Мы знаем, что скелет человека заканчивает формироваться в 18-20 лет, набирает силы до 30 лет. Оставшиеся годы человек как бы использует свои природные ресурсы. Некоторые делают это хищнически, чрезмерно потребляя алкоголь и наркотики, подвергая себя нервным стрессам и физическим травмам, плохо или нерационально питаясь.

Возраст и социальные отношения

Человеческое общество устроено достаточно мудро, и на каждом этапе жизни оно открывает человеку определённые возможности, определённый круг доступных только его возрасту видов труда, деятельности и ролей. Например, в школу нельзя поступить до 6 лет. Раньше наступления определённого возраста нельзя получить паспорт (в России - 14 лет), занимать государственные должности, служить в армии (с 18 лет) и делать многое другое. Достигнув пенсионного возраста (55 лет - женщины, 60 лет - мужчины), человек с почётом может уйти на заслуженный отдых.

Все люди одного возраста, живущие в одну и ту же историческую эпоху, называются поколением. Люди одного поколения сформировались в одинаковых исторических условиях. Вы и ваши родители, бабушки и дедушки - люди разных поколений.

У людей каждого возраста свои физические и психологические возможности, свои обязанности и социальные роли, т.е. свой возрастной статус.

    Советуем запомнить!
    Возрастной статус - совокупность прав и обязанностей, характерных для того или иного возраста.
    Поведение человека в соответствии со своим возрастным статусом называется возрастной ролью.

Люди разных возрастов различаются между собой ролями и функциями: 30-летнему доступно большее число занятий, нежели 14-летнему или 60-летнему. Ему приходится осваивать много социальных ролей, переходить из одного круга общения в другой. У 30-летнего мужчины гораздо больше прав и ответственности, чем у 12-летнего подростка. Его могут привлечь к уголовной ответственности, он может голосовать на выборах, занимать любой государственный пост, даже стать президентом. С другой стороны, у него шире круг обязанностей: семейных, бытовых, профессиональных.

Не бывает так, чтобы одному человеку пришлось выполнять все роли одновременно. Они распределены на всех этапах человеческой жизни. Например, в детстве вы только сын или дочь, в зрелом возрасте - ещё мать или отец, в старости - бабушка или дедушка.

Какие права и обязанности есть у представителей разных возрастов, изображённых на фотографиях? Какие у них социальные роли?

Каждый возраст по-своему уникален и незаменим. Он решает свои задачи, те, что не способен выполнить другой, пусть и более зрелый возраст.

В младенчестве и приблизительно до 15 лет, что соответствует детству и подростковому возрасту, у человека нет каких-либо точных целей. Ребёнок живёт настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление, ответственность за него несут взрослые. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.

Период с 15 до 30 лет соответствует юности. На этой стадии человек осознаёт свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие жизненные планы, связанные с выбором профессии, спутника жизни, осуществлением карьеры и пониманием смысла собственной жизни.

Следующий период длится с 30 до 60 лет и соответствует зрелости вплоть до её расцвета. Для него характерна постановка чётких целей. В это время добиваются успехов в выбранной профессии, принимаются решения, связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей.

Следующая стадия продолжается с 60 до 80 лет. Это солидный пожилой возраст, когда человек подводит итоги своей жизни и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учётом профессионального положения, физического состояния и семейной жизни.

Завершающая стадия - старость - начинается в преклонном возрасте - 80 лет. Оставшиеся силы люди тратят на общение с родными и близкими, различные формы досуга, делятся своим жизненным опытом с детьми, внуками и правнуками.

    Подведём итоги
    Учёные выделяют несколько возрастных периодов жизни человека: детство, подростковый возраст, юность, зрелость, пожилой возраст и старость.
    Каждый возраст связан с определёнными правами, обязанностями, ответственностью, статусом, возможностями и ограничениями.
    Возраст пятиклассника соответствует младшему подростковому возрасту.

    Основные термины и понятия
    Возрастной статус, возрастная роль, поколение.

Проверьте свои знания

  1. Какие этапы жизни проходит человек? В чём их особенности?
  2. Как называется ваш возрастной период? Дайте его характеристику с учётом материала учебника и вашего собственного опыта.
  3. Сравните возможности и ограничения следующих возрастных периодов: подростковый возраст и зрелость; подростковый возраст и старость.
  4. Согласны ли вы с утверждением, что «каждый возраст хорош по-своему»? Свой ответ обоснуйте.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Периоды жизни человека

Осанка человека. В возрасте после 40 лет имеются уже заметные отличия во всем облике, особенно если сравнивать фигуру молодого человека с фигурой зрелого или пожилого. В последнем можно видеть большую грузность, движения более замедленны и экономичны, а в более старшем возрасте - уже просто осторожны. Отмечается разная степень сгорбленности.

Естественные возрастные нарушения отмечаются и в деятельности сердечно-сосудистой системы. Ряд показателей, характеризующих уровень активности сердца, кровеносных сосудов, а также систем их регуляции в центральной нервной системе претерпевает определенные изменения. Если в возрасте 25-40 лет большинство этих показателей у здоровых людей находится в норме, то после 40 лет и в сердечной мышце, и в мышечной оболочке кровеносных сосудов происходит увеличение относительной доли соединительной ткани. Это приводит к сужению просвета сосудов, а мышечная ткань сердца ослабевает. В результате количество крови, протекающей по сосудам, уменьшается. Поскольку аналогичные изменения касаются и артериальных сосудов, питающих сердечную мышцу, то сердечная мышца «чувствует» последствия таких изменений еще сильнее.

Обобщающим показателем, характеризующим работу сердечнососудистой системы, является давление крови. На практике уровень артериального давления измеряют в фазе сердечного сокращения (систола) и в фазе сердечного расслабления (диастола). В первом случае регистрируют так называемое систолическое давление, а во втором - диастолическое. Возрастная тенденция изменения этих показателей проявляется в повышении величины как систолического, так и диастолического давления

Величина артериального давления меняется в зависимости от эмоционального состояния, физической нагрузки, времени суток и др.

Второй период зрелого возраста требует как минимум постоянного слежения за самочувствием, регулярного измерения уровня давления крови, самоограничения в «удовольствиях» и своевременного консультирования у врача при всех случаях повышения давления, при наличии головных болей, особенно в затылочной части головы.

В обществе на людей зрелого возраста лежала и лежит основная производственная нагрузка. Этим и объясняется многообразие форм патологии, присущей человеку зрелого возраста. Основную долю такой патологии составляют травматизм (производственный и бытовой), болезни сердечно-сосудистой системы, опухолевые заболевания.

Одна из особенностей зрелого возраста состоит в том, что человек по мере увеличения возраста утрачивает критическое отношение к собственным возможностям: ему кажется, что он еще молод, силен и ловок, что он успеет отреагировать, отвернуться, увернуться. Однако на деле оказывается, что хотя человек еще не стар, но скорость его реакции, сила и ловкость уже далеко не те. Подобные ситуации также чреваты риском травматизма.

Серьезной проблемой, особенно затрагивающей лиц зрелого, творчески активного возраста, стал рост числа сердечно-сосудистых заболеваний (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, сосудистые поражения центральной нервной системы и др.). Факторы, реально увеличивающие риск их возникновения, постоянно сопровождают жизнь современного делового человека: нервное напряжение, недостаточная физическая нагрузка, нерациональное и избыточное питание, злоупотребление алкоголем и курением. Таким образом, эти факторы социальны по своей природе и требуют систематических профилактических мероприятий государственного, общественного и медицинского характера (организация рационального режима труда и отдыха, питания, развитие массовых форм физкультуры, создание оптимального психологического климата, активное выявление заболевших, своевременное лечение и др.).

Для людей зрелого и пожилого возраста остро стоит проблема злокачественных новообразований. Смертность от них в большинстве экономически развитых стран увеличилась за последние 50-60 лет в 2-3 раза и достигает 2 млн. человек в год. Вместе с тем, хотя природа опухолевого роста полностью еще не раскрыта, уже имеются достаточно оптимистичные надежды на резкое снижение заболеваемости и смертности от рака в первой половине двадцать первого столетия.

Отдельную проблему составляют алкоголизм и тесно связанные с ним наркомания и токсикомания. Если еще 2-3 десятилетия назад она затрагивала в основном лиц зрелого возраста, то теперь сильно «помолодела» и приобрела масштабы общечеловеческой беды. Но эта проблема требует своего самостоятельного рассмотрения.

Последние годы зрелого возрастного периода для многих лиц чреваты дополнительными психическими нагрузками, обусловленными семейными и личными причинами. В эти годы появляются внуки, возраст начинает проявляться со своей негативной стороны, человек начинает решать для себя задачу ухода на пенсию и готовиться к ней. Человек вступает в новый для себя период жизни.

3. Пожилой возраст


Этот возраст охватывает периоды жизни женщины от 55 до 75 лет, а мужчины - от 60 до 75 лет. В целом он характеризуется нарастанием признаков старения и ускорением самого процесса старения. Если по внешним признакам пожилой человек первых 5-6 лет и человек зрелого возраста (последних 5-6 лет) в большинстве случаев отличаются еще незначительно, а сама граница возрастов практически неразличима, то к окончанию периода пожилого возраста трудно спутать людей этих возрастов.

Старение - это естественное проявление множества разноплановых, протекающих с различными знаками процессов жизнедеятельности организма.

Люди пожилого возраста несут на себе видимый отпечаток прожитых лет. Прежде всего, это касается внешнего облика - характерные изменения волос, кожных покровов, общих очертаний фигуры, походки и т.д. Старческое поседение начинается обычно с головы, иногда с бороды, несколько позже появляется в волосах подмышечных впадин, бровей. Поседение волос на груди не наблюдается до 40 лет. Известны, правда, случаи преждевременного поседения, которые могут носить наследственно обусловленный семейный характер.

Характерны изменения кожных покровов. К 50 годам цвет кожи лица приобретает землисто-бледный оттенок, усиливающийся по мере увеличения возраста. Кожа теряет эластичность, появляются пигментные пятна разной степени выраженности, признаки ороговения. В 50-60 лет обнаруживаются морщины на мочках ушей, переносице, подбородке и верхней губе. Позже морщины начинают покрывать кожу щек, лба, шеи, становясь с каждым годом глубже и заметнее. Следует иметь в виду, что морщины могут появляться на коже лица и шеи раньше, особенно у лиц, много времени проводящих на свежем воздухе, под палящим солнцем и ветром.

У пожилого человека, за редкими исключениями, заметно изменяются фигура, осанка и походка, что связано с возрастными изменениями в суставах, мышцах и скелете. Постепенно уменьшаются масса и сила мышц, эластичность и подвижность связочного аппарата, возрастает степень минерализации костей, что увеличивает их хрупкость и вероятность излома при падении или сильном ушибе. Тело приобретает грузность, спина - округлость и сутулость. За счет уплощения межпозвоночных дисков рост уменьшается. Походка становится тяжелой, замедленной, но еще не «шаркающей», что чаще свойственно старческому возрасту. Эти признаки усиливаются в тех случаях, когда человек тучен.

Продолжают нарастать изменения в деятельности большинства внутренних органов и систем. Уменьшение массы сердца, эластичности кровеносных сосудов сопровождается снижением частоты сердечных сокращений и уменьшением объема крови, проходящей по сердечно-сосудистой системе в единицу времени. К слову сказать, эти изменения происходят на фоне старения других органов и тканей и поэтому «удобны» для сердца, которому не приходится уже резко форсировать свою работу и работать на пределе своих возможностей.

Значительные возрастные изменения происходят в дыхательной системе. За счет снижения эластических свойств легочной ткани уменьшается жизненная емкость легких и увеличивается количество воздуха, постоянно остающегося в легких. Кроме того, за счет прогрессирующего окостенения реберных хрящей и атрофических изменений в сухожилиях и дыхательных мышцах происходит уменьшение подвижности грудной клетки. В результате этих изменений дыхание становится поверхностным, учащенным. Легкие уже недостаточно справляются со своей задачей, особенно при физических нагрузках - человек задыхается, у него появляется одышка, он начинает кашлять. Излишняя масса тела, курение, заболевания дыхательной системы лишь усугубляют указанные проявления.

Пожилой возраст сказывается на пищеварительной и выделительной системах.

Для мочеполовой системы характерны ряд проявлений, в частности у мужчин в силу особенностей их анатомического строения. После 50, а чаще после 60 лет, у 1/3 всех мужчин начинается процесс гипертрофии предстательной железы, которая, пережимая и сдавливая мочеточник, вызывает затруднение мочеиспускания. Иногда гипертрофические изменения перерастают в раковый процесс, поражающий предстательную железу. Во всех случаях затруднения мочеиспускания пожилым людям настоятельно рекомендуется получить консультацию уролога.

Происходят атрофические изменения нервных структур, ухудшается их кровоснабжение, нарушаются отдельные связи с целым рядом других систем организма (в первую очередь с эндокринной). С другой стороны, у большинства пожилых людей явно отмечаются нарушения процессов возбуждения и торможения, их соотношений. Могут наблюдаться также нарушения памяти. Но нервная система, головной мозг обладают колоссальными резервными возможностями для своевременной и достаточно эффективной компенсации нарушений, вызываемых как возрастными изменениями, так и привнесенными извне (травмы и др.). Поэтому говорить о «старческих» изменениях в нервной системе было бы преждевременно. Следует лишь учитывать возможные и реально действующие факторы, влияющие на работу нервной системы. К ним относятся травмы мозга, нарушения его кровоснабжения, инфекционные заболевания, тем или иным образом затрагивающие деятельность головного мозга (не только нейроинфекции), интоксикации, теперь уже можно говорить о радиационном воздействии на нервную систему, опухоли мозга различного происхождения и локализации и т.д. К разрушительным для деятельности головного мозга факторам следует отнести и «леность ума», поскольку активная умственная деятельность способствует развитию многочисленных новых связей между нервными клетками и активизирует их биохимическую активность. В совокупности эти процессы обусловливают мобилизацию того резерва мощности мозга, который обеспечивает его работу в неблагоприятных условиях (в данном случае возрастные изменения).

Теперь рассмотрим пожилого человека с точки зрения психических изменений, происходящих с возрастом, а также тех социальных условий, в которых он живет и существует. Вспомним, какой возрастной промежуток занимает пожилой возраст. В это время большинство людей либо собираются на пенсию, либо уже давно получают ее. Резкий отрыв от любимой и привычной работы, трудового коллектива, с которым был тесно и давно связан, нарушение многолетнего жизненного стереотипа является мощным стрессовым фактором для нервной системы и психики, действие которого не может пройти бесследно. Человек, вышедший на «заслуженный отдых», на пенсию, как бы повисает в воздухе: он уже не нужен производству, ему не надо утром торопиться на работу; дети его выросли и заняты собственными проблемами, у большинства из них свои собственные семьи, дети. Резко снижается материальный достаток. А впереди - старость с ее болезнями, немощью и необходимостью в помощи. Все это порождает пессимизм, депрессию. Хорошо, если человек способен продолжать творческую деятельность и находить в ней успокоение и компенсацию прежнего образа жизни. Особенно нуждается он в садовом участке, даче, где мог бы тратить свои силы.

Пожилой, или пенсионный, возраст с точки зрения психических переживаний можно считать решающим. Если человек сумеет найти усладу в своих внуках, собственных занятиях огородом, дачей, рыбалкой, обустройством дома, если он использует, наконец, постоянно упускаемые ранее возможности в своем творческом развитии, походах в музеи, на выставки, в театры и др., то достаточно легко и безболезненно перейдет на новый режим своей жизни. В противном случае этот переход становится крайне мучительным и для самого человека, и для его окружающих и близких.

Пожилой возраст требует разумного пересмотра своих возможностей с точки зрения и физических нагрузок, и организации своего отдыха, и привычек, и характера питания. То, что было возможно в 50 или 60 лет, становится неприемлемым в 70 лет. Интенсивность и длительность физических нагрузок необходимо снизить, отдых должен быть достаточно продолжительным и комфортным, пища - легкоусвояемой и небольшой по объему.

Общество не должно забывать людей старших поколений, уходящих или уже ушедших на пенсию. Тем более что личная активность, участие в профессиональной и общественной жизни стали необходимыми для большинства людей, переступивших пенсионный рубеж.

Старческий возраст - условно выделяемый промежуток жизни человека от 75 до 90 лет. Вообще, возрастная периодизация второй половины жизни человека (т.е. примерно после 35 лет) достаточно сложна. Так, в конце XIX века и начале XX к старикам относили людей, едва переваливших 45-50-летний возраст. Позже, в связи с увеличением продолжительности жизни человека, представления о времени наступления пожилого и старческого возраста стали смещаться: можно говорить, что старость «отступает», а продолжительность молодых возрастов увеличивается.

Рассматривая морфологические и функциональные изменения, свойственные старческому возрасту, следует подчеркнуть, что принципиально отличных изменений по отношению к тем, которые характерны для пожилого возраста, в старческом возрасте нет. Имеет место лишь их углубление и более отчетливое проявление. В частности, кожа, особенно рук, лица и шеи, становится истонченной, морщинистой, на ней появляются старческие пигментные пятна. Волосы седеют, редеют, становятся ломкими. Атрофия мышц, резкое уменьшение толщины подкожной жировой клетчатки приводят к образованию множества кожных складок. Глаза теряют присущий им блеск, становятся тусклыми, в некоторых случаях возникают выворот век, птоз. Рост уменьшается, у многих стариков наблюдается чрезмерная сутулость. Походка становится неуверенной, медленной.

Процесс старения не обходит и внутренние органы. Эти органы в соответствии с закономерностями старческого увядания также постепенно снижают свою активность.

Совокупность старческих изменений, патологических сдвигов, вызываемых внешними факторами, определяют картину старческой патологии. Снижение способности организма приспосабливаться к действующим факторам также становится причиной развития обменных или функциональных нарушений, наиболее распространенными из которых являются атеросклероз, сопровождаемый нарушениями кровоснабжения сердца, последующей сердечной недостаточностью; стенокардия (грудная жаба); инфаркт миокарда; нарушения кровоснабжения мозга с расстройствами деятельности различных органов. Весьма часто наблюдается гипертоническая болезнь, которая обычно сочетается с проявлениями атеросклероза. В старческом возрасте нередки многочисленные заболевания опорно-двигательного аппарата (ревматизм, остеохондроз, радикулит и др.), болезни, обусловленные функциональными нарушениями в эндокринной сфере (сахарный диабет и др.). Нарушения на клеточном уровне, в генетическом аппарате клетки, приводят к развитию различных опухолей.

Наибольшие изменения проявляются в психической сфере старого человека: ухудшаются подвижность нервных процессов, память на недавние события, развивается эмоциональная неустойчивость. Эти процессы сопровождаются ослаблением интенсивности восприятия новых впечатлений, как бы «бегством в прошлое», во власть воспоминаний, а также «зацикленностью» на мыслях о своем здоровье, «болячках» и недугах. Весьма заметны консерватизм в суждениях и поступках, склонность к поучениям; наблюдаются некоторые аффектации, выражающиеся в одних случаях несвойственной ранее черствостью, недоверчивостью, капризностью, неадекватной обидчивостью. Существует достаточно распространенное мнение, что в старости заостряются и более отчетливо проявляются характерологические черты личности. У многих людей этого возраста описанные изменения в психике не носят ярко выраженного характера и, по мнению выдающегося советского патолога И. В. Давыдовского, носят характер «недуга старости». Однако в ряде случаев они приобретают болезненный характер и могут служить первыми проявлениями старческого слабоумия.

Психика старого человека чрезвычайно подвержена влиянию внешних факторов, в основе чего лежит изменение социального статуса личности, роли и места в обществе (возможно, этим объясняется часто встречающееся у стариков стремление к самоубийству).

Таким образом, люди старческого возраста в силу специфических особенностей их психики, определенной беспомощности требуют к себе особого отношения, заботы со стороны близких, знакомых и просто окружающих.

Раньше эту роль играли религия, церковь, уклад жизни. В наше время с его стремительным темпом жизни, когда люди отвыкли смотреть по сторонам и практически перестал действовать принцип «помоги ближнему», пришла необходимость остановиться, посмотреть вокруг и вспомнить, что каждый из нас будет старым и также будет нуждаться в помощи.

Действие каких-либо факторов на жизнь и здоровье человека следует рассматривать в едином комплексе. Например, социальная среда, условия жизни определяют характер питания, потребление алкоголя, табака, наркотиков и др. Это, в свою очередь, влияет на состояние здоровья, сопротивляемость организма, его жизнестойкость. Снижение этих показателей неизбежно приводит к возникновению болезней, повышению уровня смертности, в конечном счете к снижению продолжительности жизни населения. Целенаправленное воздействие на эти связи позволит повысить биологические возможности человеческого организма, отдалить старость, облегчить сам процесс старения.

Заключение


Таким образом, в данной курсовой работе мы проанализировали период от рождения до исчисляемого момента, однако целесообразно учитывать и предшествующий рождению человека период, т.е. эмбриональное развитие, поскольку именно в это время происходит закладка всех отличительных особенностей конкретного человека.

Изучение генетической программы эмбрионального периода развития организма имеет важное значение для того, чтобы выявить у будущего ребенка предрасположение к различным заболеваниям нервной системы, болезням обмена веществ и другим, которые можно определить именно в период эмбриогенеза. Знание причин возникновения и характера течения подобных болезней, выявляемое в процессе медико-генетического консультирования, дает возможность специалистам рассчитать и «предсказать» степень риска передачи генетических нарушений потомству.

Список использованной литературы


Психология развития. /Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. М, 2005, 524 с.

Анциферова Л. Поздний период жизни человека.// Психологический журнаа, Т. 17, № 6. М., 1996. С. 60-71.

Орлов А.Б. - Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики М., 2001.

Основы психологии – А. Сорокун. М., 2005.

Тертель А.Л. Психология. Курс лекций. М., 2006.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию М., Черо, 1998.

Немов Р. Общие основы психологии - М., 1994.

Введение в психологию /Под.ред. А.В. Петровского - М., 1995.

Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М., Юрайт 2004.

Психология. Под ред В.Н. Дружинина СПБ, Питер, 2001.

Кулагина И.Ю., Колющий В.Н. Возрастная психология, М., Сфера. 2003.

Общая психология Под.ред. А.В. Карпова М., Гардарики. 2002.

Андреева Г.М. Социальная психология М, Аспект пресс, 1996.

Асмолов А.Г. Психология личности - М., 1990.

Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. - М., 1994.

Общая психология. М., 1986.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.

Похожие рефераты:

Классификация особенностей развития детского организма по Н.П. Гундобину с учетом биологических особенностей растущего организма. Основные периоды развития ребенка, выделяемые в педиатрии. Физиологические особенности полового созревания подростков.

Возрастные особенности физического развития школьников 8-16 лет, их физическая работоспособность. Возрастные особенности показателей системы кровообращения. Типологические особенности реакции сердечнососудистой системы у детей на физическую нагрузку.

Морфофункциональное (физическое) развитие дошкольников: длина и масса тела, окружность головы и грудной клетки. Влияние основных социальных и климатических факторов на процессы роста и развития дошкольников. Изменчивость под влиянием урбанизации.

Юность, период жизни человека между детством и зрелостью. Наступление юности связано с выраженными изменениями в строении тела и физиологии, мышлении и эмоциях, морали и социальной жизни.

Периодизация возрастного развития (возрастные периоды развития человека)

Деление временной дистанции на своеобразные и неповторимые этапы составляет проблему периодизации развития.

Как отмечал Л. С. Выготский, большинство предложенных идей периодизации при внимательном их анализе оказываются формальными, не затрагивающими сути развития. Критикуя существовавшие к тому времени способы деления детства на возрастные этапы, он писал, что периодизации исходят из внешних, но почти не касаются внутренних оснований, относящихся непосредственно к тем изменениям, которые происходят в психике ребенка.

Вопрос о делении онтогенеза на отдельные, в возрастном отношении ограниченные стадии, ступени или фазы имеет долгую традицию, но по-прежнему остается открытым. Критерии, на основании которых производится такое деление, а также содержание, число и временная протяженность установленных возрастных периодов чрезвычайно различны.

Цель любой периодизации -- обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос лишь в том -- что обусловливает это качественное своеобразие. В свое время С.Холл, П.Блонский, А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, Э.Эриксон, Д.Эльконин и др. выделяли разнообразные основания для построения периодизации.

В психологии используется следующая наиболее общая периодизация.

1. Младенческий возраст - от рождения до 1 года.

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности. Причины кризиса новорожденности:

Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Ведущей деятельностью этого периода является эмоциональное общение ребенка со взрослым. Ребенок имеет безусловные рефлексы - дыхательный и сосательный, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими ("цеплятельный"). Основную часть времени ребенок спит. К концу периода возникает слуховое и зрительное сосредоточение и автономная речь. Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления.

2. Раннее детство - от 1 года до 3-х лет.

Ведущая деятельность - предметная, целью которой является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Этот период сензитивен к усвоению речи. Автономная речь исчезает и превращается во "взрослую". К 1 году словарь ребенка состоит из 10 слов, а к 3-м годам - уже 1000-1500 слов. Среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.

Внимание и память непроизвольны. Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами. Начинается переходный период - кризис 3 лет - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это негативизм, упрямство, обесценивание, а также кризис самости.

3. Дошкольный возраст - от 3-х до 6-7 лет.

Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней. Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению. Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Происходит развитие мотивационной сферы: самый важный механизм - соподчинение мотивов. Ребенок начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. К концу дошкольного возраста формируется самосознание благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Развивается самооценка. Также для этого периода характерна половая идентификация и осознание себя во времени. На основе возникновения личного сознания появляется кризис 7 лет. Основные признаки: 1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для ребенка); 2) манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то); 3) симптом "горькой конфеты" - ребенку плохо, но он старается этого не показать. Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

4. Младший школьный возраст - от 7 до 11 лет.

С поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития, центром которой становится учитель. Ведущая деятельность - учебная - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Анализирующее восприятие становится синтезирующим. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

5. Подростковый возраст (отрочество) - от 11 до 17 лет.

Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Происходит развитие самосознания (формирование "Я-концепции" - система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я"). Характер становится акцентуированным. Пубертатный кризис (едва ли не весь подростковый период) проявляется: 1) кризисом идентичности - расставание со своим "детским я", осознание себя в мире, философское осмысление себя в окружающем - "кто я?", 2) кризисом авторитетов - снижается авторитет родителей, чаще авторитетом является кто-то из подростков, нередко даже полное отрицание авторитетов, 3) сексуальным кризисом - очень типичны проявления, связанные с половым метаморфозом.

6. Юность - от 18 до 22 года.

Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми. Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Центральный психический процесс юности - развитие самосознания. Главное психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира, осознание собственных психических состояний, а вместе с тем и своей уникальности, непохожести на других с характерным для ранней юности чувством одиночества или страхом одиночества. Чрезвычайно важный компонент самосознания - самоуважение.

7. Взросление - от 23 до 29 лет.

Социальной ситуацией развития является рабочий коллектив, новая семья, окружающее общество. Особенности: 1) поиск спутника жизни, 2) принятие второй половинки, 3) жизнь в новой семье, 4) родительская роль (начало), 5) развитие карьеры, 6) выработка стиля жизни, 7) принятие обязательств. Основные новообразования: приобретение знаний и навыков

планирования семейного бюджета. Кризисом этого периода становятся межличностные переговоры и разрешение конфликтов.

8. Переходный возраст - от 30 до 35 лет.

В этот период происходит смена оценок, привязанностей и принятых обязательств; продолжается родительская роль; переоценка значимости людей. Осуществляется переоценка и обновление решений, касающихся отношений, карьеры, стиля жизни. Женщины достигают пика в развитии своей сексуальности, а мужчины начинают, наоборот, испытывать первые признаки старения. Этот период совпадает с началом подросткового возраста их старших детей, это создает для взрослых членов семьи особые проблемы. У детей появляется «своя жизнь», которая может быть мало известна или совсем не известна их родителям.

9. Зрелость - от 36 до 50 лет.

Это время завершения критического периода в семейной жизни, который, как известно, может закончиться стабилизацией отношений или их существенными изменениями вплоть до развода. Это качественно новая ситуация не только освоения новых социальных ролей (дедушки и бабушки, свекра и свекрови, тещи и тестя), но и нового отношения как к собственной

жизни, так и к жизни вообще. Успешное разрешение кризиса середины жизни обычно включает переформулировку целей, тогда наступает период "новой стабильности". В возрасте около 50-ти лет у многих людей наблюдается психологическое явление, которое принято называть "кризисом идентичности" (своеобразный кризис собственного Я). Появляется потеря чувства нового, ощущение " отставания от жизни", понижение уровня профессионализма. Человек, привыкший себя считать способным, нужным, лицом, соответствующим своему социальному статусу, обнаруживает, что он стал иным. Возникают сомнения в своих возможностях, неуверенность, пропадает радостное ощущение полноты жизни, развивается подавленность, причины которой осознаются не сразу, а осознаваясь, переживаются как исчерпание своих возможностей и т.д.

10. Пожилой возраст - 51-65 лет.

Пожилой возраст - это время выхода на пенсию, то есть предпенсионное состояние человека, сборы на «заслуженный отдых». В этот период снижается гормональная активность ферментативных процессов, интенсивность обмена веществ. Установление связей вне семьи переживается пожилыми людьми как потенциально существующая готовность быть полезными своими знаниями и опытом другим людям. Навыки учительства и умение дать дельный жизненный совет являются естественным следствием развития в Я-концепции диалогичности сознания, предполагающей возможность встать на точку зрения другого человека. Создание личного отношения к бренности существования - это одна из задач личностного развития человека в этом возрасте. Для этого периода характерна эгоистическая стагнация - это прерванная связь с настоящим временем, отождествление собственных фантомов с любыми возможными проявлениями жизни. Она обостряет в человеке его личностные качества, это время и момент жизни для проявления в полной мере сущностных качеств человека - его любви к людям и жизни или отсутствия таковой. Этот периода обостряется возникающими недомоганиями, проявляющиеся в болезни.

11. Старость - старше 65 лет.

Этот период характеризуется обратным развитием. Происходят изменения в анатомо-физиологическом строении. Снижается подвижность и активность психических процессов, притупляется острота восприятия, ухудшается память, в первую очередь на текущие события, затрудняется осмысливание поступающей информации и снижается умственная работоспособность (в первую очередь, за счет умственной утомляемости), обедняется эмоциональная жизнь (даже люди, прожившие бурную эмоциональную жизнь, становятся более спокойными, находят радости во все более узком кругу). Жизнь старого человека в основном состоит из потерь: умирают родные и близкие, с уходом на пенсию исчезает привычная производственная занятость, ослабевают и прерываются прежние социальные связи. Наслаивающиеся биологические и социальные изменения сопровождаются постепенным трансформированием личности: бережливость превращается в скупость, обстоятельность в ригидность, тугоподвижность и раздражительность - в постоянную гневливость. Нередко на передний план выступают инфантильные черты; от окружающих ожидается материнская защита и внимание (часто проявление недовольства из-за "невнимательности врачей" и т.п.). Старые люди избегают перемен в своей жизни, всё чаще в мыслях уносятся в прошлое (которое хорошо помнится). Прошлое (где они были молоды, здоровы, играли активные социальные роли) нередко противопоставляется настоящему и это сравнение не в пользу настоящего, где они стары, больны, одиноки.

Однако около 70% находящихся на пенсии могут продолжать работу и многие находят новые занятия. Активность пожилых улучшает их самочувствие, поэтому не следует чрезмерно огранивать их от доступной им деятельности. В качестве компенсации многих психических недостатков в позднем возрасте также выступают богатый профессиональный и жизненный опыт и сопровождающие его мудрость, снисходительность и другие положительные свойства личности. При хороших условиях человек долго сохраняет высокий уровень психической деятельности.



Что еще почитать