Живое пламя главные. Живое пламя. Выводы по рассказу

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

31 имени А.П.Жданова»

План-конспект открытого урока

по литературе в 7 классе

«Живое пламя»

по рассказу Е.И.Носова

Обучение целостному анализу эпического произведения.

Подготовила и провела:

Коврижных Ольга Васильевна,

Учитель русского языка и литературы,

1 квалификационной категории

МОУ «СОШ № 31 им. А.П.Жданова»

г.Братск, 2011

Открытый урок литературы в 7 классе.

Тема: Е.И.Носов « Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

Цели:

    Познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. И. Носова «Живое пламя», краткими биографическими сведениями об авторе;

    Развивать речь учащихся, мыслительные процессы: понимание, анализ, синтез, оценка, применение; логическое и творческое мышление ; умение предсказывать события в рассказе;

    Формировать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, определять тему и идею произведения, донести до учащихся мысль автора о высоком предназначении человека, священной памяти о погибших на войне.

    Воспитывать у школьников чувство патриотизма как важнейшей духовно-нравственной социальной ценности, укрепление духовной связи между поколениями, обращение сознания школьников к высоким нравственным идеалам, которые имели место в Отечественной истории; сохранение благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Технология: РКМ

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, распечатанные тексты рассказа Е.Носова «Живое пламя», карточки - синквейны, фото, высказывания, обращения к потомкам, тест.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

    Организационный момент.

Добрый день (1 слайд)

Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературы, сегодня нам предстоит сложная и интересная работа, на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова «Живое пламя»,

Цель сегодняшнего нашего урока, как и многих других уроков литературы, в прочитанном найти жизненные ориентиры для будущей жизни, постараемся проследить, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницах своего произведения , выражает своё отношение к истинным ценностям.

(2 слайд)

2. Вызов.

Сейчас давайте поразмышляем:

    Верите ли вы в то, что некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека: роза-любовь, хризантемы – печаль, гвоздики и маки – память и др.? (3 слайд)

    Верите ли вы в то, что в определённой ситуации человек может, не задумываясь, пожертвовать своей жизнью ради других людей?

    Верите ли вы в то, что память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей? (4 слайд)

Молодцы, вы хорошо размышляли. Наша с вами задача убедиться в правильности данных утверждений или опровергнуть их.

Наш урок называется «Живое пламя » (5 слайд)

Посмотрите внимательно на это название, предположите, о чём может повествовать нам рассказ с таким названием?

И сейчас мы на самом деле узнаем, о чём этот рассказ?

3. Осмысление.

Сообщение учащегося о писателе.

Е. И. Носов - родом из курских мест, писатель, с любовью относящийся к их красотам и благодати, человек, прошедший войну, переживший ранение и другие беды военных лет, навсегда сохранивший в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду. (7слайд)

Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром .(8 слайд)

Чтение 1 части ( 9 слайд)

Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать.

Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

Ольга Петровна, а что это, - замечаю я, - не сеете вы на клумбах маков?

Ну, какой из маков цвет! - убежденно ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.

Что вы! - рассмеялся я. - Еще в какой-то старинной песенке поется:

А лоб у нее, точно мрамор, бел.

А щеки горят, будто маков цвет.

Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. - Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит.

10слайд

    Почему тётя Оля не любила сеять маки?

Чтение 2 части (11 слайд)

Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

Ты маков посеял? - подступилась ко мне тетя Оля. – Ах, озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставить, тебя пожалела. А остальные все выполола.

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

Квасу налить? - предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. - Алешка очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал.

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:

Не помешает?

Что вы!

Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье.

(12слайд)

    Кто такой Алексей? Как его вспоминает тётя Оля?

    Каким вы себе представляете Алексея?

    Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?

Чтение 3 части (13 слайд)

Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

Я пошел посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих,

тяжелых бутона.

(14 слайд)

    Как выглядела клумба тёти Оли? Как вы думаете, почему человек начинает заниматься разведением цветов?

    Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?

Чтение 4 части (15 слайд)

Распустились они на другой день.

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

Ну, иди смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

(16 слайд)

    Как называется этот приём в литературоведении?

    Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?

Чтение 5 части

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

Вот и все, - сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

    Сколько дней цвели маки? (17 слайд)

    Как вы понимаете слова тёти Оли:

Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...

Чтение 6 части

Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика...

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые, туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. (18 слайд)

    Почему тётя Оля все-таки отдала предпочтение макам? (напоминали о короткой, но яркой жизни сына) (18 слайд)

Сообщение учащегося о маках:

Красный мак – символ Памяти.

О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

А в Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам. 11 ноября - День Памяти всех павших на полях сражений, дата которого знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны.

Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

    Что произошло с Алексеем? (таран)

И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, край - все, что мы зовем величавым словом «Родина». Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея. О событиях воины 1941-1941гг. написано много книг, снято много фильмов. О подвиге лётчиков повествует уникальный фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики»,

посмотрите отрывок из него (видеофрагмент-гибель Сергея – 19 слайд)

(20 слайд)

    Как вы думаете, страшно ли солдату, который идет на такой поступок?

    Хочется ли умирать молодым? Почему они это делали?

    Каким же должен быть человек, способный на такой поступок?

    Так могут ли цветы передавать определенные ассоциации человека?

21 слайд

    Каким эмоциональным настроением проникнуты последние строки: “А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню”?

    Можно ли сказать, что в последних строках образ живого огня ассоциируется с вечным огнем?

    Чему же учит рассказ Евгения Ивановича Носова?

    Какова же главная мысль рассказа Носова? (21 слайд)

Слово учителя.

Содержание рассказа подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь… дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или… ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания. 22 слайд

(23 слайд)

Мы огненное поднимаем Знамя

Ни Ты, ни Он не будет побежден

В любом из нас горит живое Пламя.

В любом из нас есть маленький Дракон!

Мы чувствуем возвышенное, священное состояние души, которое вызывало рождение подвига, привело страну к Победе.

И память о подвиге нашего народа священна.

Рассказ прочитан, анализ образов проведен. Вспомним основную цель урока: можно ли по одному эпизоду из жизни человека выразить своё отношение к истинным ценностям.

- О каких истинных ценностях из эпизода смерти Алексея мы можем говорить? (Любовь к Родине. Память. Подвиг во имя жизни других людей).

1 группа - Выразите своё отношение к этим ценностям в синквейне.

Заполните, пожалуйста, эту карточку.

Кто? Что?

Новое звучание

темы

1 существительное

Вечность

(24 слайд)

У Е. Носова есть рассказ «Шопен, соната номер два». Есть в этом рассказе такие слова: «Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жены, участники и очевидцы, пока ещё живы, … передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Всё меньше остается ветеранов – очевидцев тех ужасных событий. Значит, настала наша очередь хранить и передавать память о павших в ту страшную войну, чтобы мы жили!

Какими будут ваши дальнейшие жизненные ориентиры решать вам.

2 группа

А сейчас прошу вас раскрасить рисунок мак- символ вечного огня и написать свое обращение к потомкам, чтобы они помнили о всех погибших в годы ВОв и пронесли память через все свои годы и передали своим детям и внукам. (25 слайд) под музыку Ю.Антонов « Красные маки»

Проверка работ.

Для всех.

ТЕСТ по произведению Е. И. Носов. "Живое пламя".

Начало формы очерк;

воспоминания;

рассказ

Название произведения:

    Определяет его тематику;

    Метафорически воссоздает образ сына;

В этом произведении звучат голоса:

    одного персонажа;

    нескольких;

    двух

В основе сюжета произведения:

    обычные бытовые сцены;

    жизнь тети Оли;

    короткая жизнь цветов.

    Главная мысль, которой подчинено содержание произведения:

    взаимоотношения людей;

    вечная память павшим в Великой Отечественной войне;

    забота об окружающих людях.

В фразе: "Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью"- используется:

    сравнение;

    олицетворение;

    метафора.

В произведении есть персонажи:

    только положительные;

    только отрицательные;

    и положительные, и отрицательные

Сказав: " Да, сгорел...короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...",- тетя Оля имела в виду:

    короткую жизнь мака;

    красоту цветка;

    судьбу сына.

Конец формы

Ответы:

1.с, 2.в,3.с, 4.с, 5.в, 6.в, 7. а, 8. С Взаимопроверка.

5. Рефлексия (26 слайд)

Все в твоих руках”

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках...

Каждый человек делает свой выбор в жизни: можно прожить короткую, но яркую жизнь, а можно жить долго и спокойно, так и не совершив в жизни главного поступка – все в ваших руках.

На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой вы выразите свое мнение, которое появилось у вас после урока.

Большой – для меня было важным и интересным на уроке…

Указательный – я после урока поняла…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

Безымянный – мне на уроке работалось отлично, комфортно, некомфортно, плохо, хорошо….

Мизинец – я ещё хочу узнать…

- Оценки

6.Д/З (27 слайд) по выбору.

    Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

    Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.

    Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.

    Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Что волнует писателя?» «Можно ли сказать, что это проблема нашего времени?»

(28 слайд)

Заключительное слово учителя.

Прошло 66 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.

отрывка из поэмы Егора Исаева «Суд памяти».

Вы думаете, павшие молчат?

Конечно, да - вы скажете.

Не верно!

Они кричат,

Пока еще стучат

Сердца живых

И осязают нервы.

Они кричат не где-нибудь,

За нас кричат.

Особенно ночами,

Когда стоит бессонница у глаз

И прошлое толпится за плечами.

Они кричат, когда покой,

Приходят в город ветры полевые,

И со звездою говорит звезда,

И памятники дышат, как живые.

Они кричат

И будят нас, живых,

Невидимыми, чуткими руками.

Они хотят, чтоб памятником их

Была Земля

С пятью материками.

Она летит во мгле,

Ракетной скоростью

До глобуса уменьшена.

Жилая вся.

И ходит по земле

Босая Память -

маленькая женщина.

Она идет,

Переступая рвы,

Не требуя ни визы, ни прописки.

В глазах - то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.

Ее шаги неслышны и легки,

Как ветерки

На травах полусонных.

На голове меняются платки -

Знамена стран, войною

потрясенных.

То флаг французский,

То британский флаг,

То польский флаг,

То чешский,

То норвежский…

Но дольше всех

Не гаснет на плечах

Багряный флаг

Страны моей Советской.

Он флаг победы,

Заревом своим

Он озарил и скорбь

И радость встречи.

И может быть, сейчас покрыла им

Моя землячка худенькие плечи.

И вот идет,

Печали не тая,

Моя тревога,

Боль моя и муза.

А может, это гданьская швея?

А может, это прачка из Тулузы?

Она идет,

Покинув свой уют,

Не о себе - о мире беспокоясь.

И памятники честь ей отдают,

И обелиски кланяются в пояс.

Урок словесности по рассказу Е. Носова «Живое пламя»

Тема: "Такая короткая, долгая жизнь..."

Цели: знакомство с творческой манерой писателя, углубление навыков анализа текста; показать многоцветность языка и лиризм мироощущений автора.

Дать знания о том, что Е. Носов продолжает и развивает традиции И. Тургенева, И. Бунина и других русских классиков.

Ход урока .

I . Рассказ учащегося о писателе.

II . Анализ рассказа «Живое пламя»:

- От чьего лица ведется повествование?

- Какие функционально-смысловые типы текста отражены в произведении?

(Повествование с элементами описания и рассуждения.)

- О чем рассказ? Как можно определить его тему ?

(Отражение в образе цветения мака короткой, но яркой жизни человека.)

Как развивается тема в структуре рассказа? На какие части в соответствии с развитием темы можно разделить текст?

(Тема развивается на основе простого сюжета. В соответствии с этим текст можно разделить на композиционные части :

1.Устройство клумбы и разговор о маках, как непригодных для клумбы цветах – завязка.

2. От слов «Неожиданно я уехал…» до реплики «А маки твои поднялись» - развитие действия.

3. Яркая жизнь цветов; описание цветущих маков – кульминация.

4. Маки погасли – спад действия.

5. «Я теперь живу в другом конце города…» - развязка.

- Какую роль играют эти части в композиции повествования?

(Повествование развертывается в поступательной временной последовательности: посадили цветы, повествователь уезжает; возвратившись, видит, как маки набрали бутоны ; затем они распустились, «два дня пламенели, потом осыпались.»


В последнем абзаце временной план обобщается и приближается к времени повествования – «теперь».)

- В чем особенности отражения событий рассказа во времени?

(В четкой временной последовательности есть два фрагмента, когда повествователь углубляется в план давно прошедшего времени:

2ч. – разговор с хозяйкой о ее сыне;

4ч. – рассказ о судьбе сына тети Оли.

Так в тексте создается необходимая временная перспектива.)

- В каком времени дан образ сына тети Оли?

(В композиции он отнесен к давно прошедшему (военному) времени; в том времени, о котором ведется повествование, он соотносится с цветущими маками.)

- Почему образ маков является в рассказе ключевым?

(Он проходит через все повествование, актуализируется в описании и приобретает в художественно-образном строе рассказа особый смысл, который отражается в названии.)

- Как развивается этот образ в каждой из частей рассказа?

(В начале маки выступают предметом спора главных героев: для повествователя в маках – живая красота (он говорит об этом не прямо, а через народную «песенку»: «А лоб у нее, точно мрамор, бел. А щеки горят, будто маков цвет»); для хозяйки мак – недолговечный цветок, поэтому она видит в маке, прежде всего, отцветшую «колотушку»: «Все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит».

Во 2 части упоминание о маках появляется в самом конце. Но вся эта часть пронизана ощущением жизни: это передается и описанием приятной прохлады в домике тети Оли «после жаркой, утомительной дороги», и через образ разросшегося под окном жасминового куста, и через воспоминания хозяйки о сыне Алексее, который «любил квас» и жил в комнате, где сейчас висит его портрет, и в словах Ольги Петровны, обращенных к герою-повествователю: «Живи на здоровье».

Завершающий эту часть образ маков воплощает в себе жизненную энергию: «а маки твои поднялись, уже бутоны выбросили». В ситуации диалога эта фраза хозяйки, кроме того, непосредственно следует за упоминанием о сыне Алексее. Таким образом, маки выступают звеном в единой смысловой цепи: «сын Алексей» - «комната была его» - «располагайся, живи на здоровье» - «маки твои поднялись».)

Какова микротема 3 части?

Красота цветущей клумбы.

Какими средствами представляет повествователь цветущую клумбу и как акцентирует при этом образ маков?

(Описание строится на сопоставлении цветения всей клумбы и маков в центре ее. Сопоставление основано на том, что пестрое великолепие клумбы описывается подробно, живописно, перечисляются разные цветы и передается их особый характер – за счет цветовых определений и образных характеристик…Описание достаточно динамично за счет глаголов: расстилался, опоясывала, пестрели, раскачивались. Маки сразу выделяются положением в центре и над остальными цветами.)

- Как показаны маки на фоне окружающего многоцветья?

(Маки предстают полными скрытой жизненной силы, «выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона».)

- Цветение маков – это кульминация рассказа. Какие образы выступают доминантой описания?

(Образы, связанные с семантикой огня. Соотношение маков с огнем задается уподоблением: «Издали маки походили на зажженные факелы». В состав этого уподобления входит метафора, которая придает образу олицетворенный характер и актуализирует семантику жизни: «…с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени».


Метафорически представлено цветение маков как горение, причем особая живость, динамизм образа создается за счет соотношения с ветром, солнцем. Очень важны здесь эпитеты со значением различных оттенков красного цвета: алый, трепетно-яркий, густой багрянец.

Образ огня лежит в основе завершающей абзац метафоры: «стоит прикоснуться – сразу опалят!»

Интенсивность жизни-горения, которую являет цветение маков, и впечатление повествователя подчеркивается в тексте восклицательным знаком, динамичностью самой конструкции, эмоционально-смысловым тире.)

- Как завершается описание маков в этой части?

(Метафорой: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью». Прямое соотношение с окружающими цветами завершает это кульминационное представление ключевого образа: «И рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия». Оценка пестрого окружения маков меняется на ироническую.

Метафорический характер образа огненных, горящих маков проявляется и в начале следующей части: «Два дня буйно пламенели маки» (значение интенсивности выражено и глаголом пламенели , и эпитетом буйно). Прекращение цветения представлено контрастно как развитие той же метафоры: «…вдруг осыпались и погасли». Мгновенность, внезапность подчеркивается наречиями вдруг, сразу: «И сразу на пышной клумбе без них стало пусто».)

- Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

- Какова микротема этой части?

(Соотношение жизни маков и человека. Метафора сгорел при этом развивает значение «отцвел» по отношению к цветку и «интенсивно, ярко прожил жизнь» по отношению к человеку. В рассуждении тети Оли о маках говорится как о живом существе: «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита», - и прямо сопоставляется этот образ с жизнью человека: «И у людей так бывает…»)

Слово учителя:

Представление короткой, но яркой жизни в образе маков не просто наглядно, выразительно передает такую жизнь. Оно формирует в рассказе мотив памяти художественной традиции мак связан с выражением памяти): цветущие маки напоминают Ольге Петровне о сыне, поэтому в конце рассказа появляется «большой ковер маков», сменяющих друг друга в цветении. Это описание закономерно строится на развитии образа огня («лепестки, точно искры», «огненные языки» и жизни («из влажной , полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны»).

Образ огня как проявления жизни и жизни как огня фокусируется в итоговой метафоре «живой огонь». Здесь представление негасимого огня через сменяющие друг друга маки («чтобы не дать погаснуть живому огню») создает еще образ вечного огня – символ благодарной памяти и самой жизни – в преемственности, в вечном воплощении.

- Каков смысл названия рассказа ?

(Оно содержит в себе весь объем художественно-образного смысла, созданного в тексте: это и цветущие маки, и жизнь человека, подобная им, и вечная память о людях, проживших короткую, яркую жизнь,- и сущность самой жизни, с ее силой, энергией и вечным возрождением, вечной устремленностью к солнцу в непрерывном движении.)

III Домашнее задание: дать письменный ответ на вопрос: «Каким вы себе представляете Алексея? »

1) Особенности жанра произведения. Произведение Е.И. Носова «Живое пламя» относится к жанру рассказа. Это эпический жанр небольшого объёма, повествующий об одном эпизоде, событии из жизни героя.

2) Тематика и проблематика рассказа.
Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению тех русских писателей XX века, которые пережили войну, перенесли все тяготы военного времени, поэтому тема подвига, мгновенно прожитой жизни для него особенно актуальна. В рассказе писателя «Живое пламя» повествуется о слишком быстром цветении маков и тех ассоциациях, которые возникли у главной героини произведения, тёти Оли, наблюдающей яркую, но непродолжительную жизнь маков.

Как вы поняли слова тёти Оли: «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает»? О чем вспомнила тётя Оля, говоря эти слова? (о своем сыне Алексее, который погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика)

Почему отныне тётя Оля отдала предпочтение макам и сажала их на клумбе? (Маки напоминали тёте Оле о сыне.)

3) Смысл названия рассказа. Е.И. Носов назвал свой рассказ «Живое пламя». Именно через название произведения писатель передал свое отношение к изображаемому и обратил внимание читателя на ключевой эпизод рассказа. Описывая цветение маков, автор использует различные художественные средства: цветовые эпитеты («зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», «полупрозрачные алые лепестки»), необычные метафоры («то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то напивались густым багрянцем», «стоит только прикоснуться - сразу опалят»), ёмкие сравнения («Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия»), Жизнь цветка скоротечна: «Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли». Такая короткая, но полная силы жизнь мака ассоциируется у тёти Оли с судьбой собственного сына Алексея, который «погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика». В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка. В названии заключён основной смысл рассказа Е.И. Носова, его философская глубина. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.

Как вы поняли смысл названия рассказа Е.И. Носова «Живое пламя»? (Маки подобно пламени быстро вспыхивали и также быстро сгорали.)

4) Художественные особенности рассказа.

На что были похожи распустившиеся маки? («на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени»)

Какие художественно-выразительные средства использует автор в описании маков? (эпитеты, метафоры: «полупрозрачные алые лепестки», «вспыхивали трепетно-ярким огнем», «наливались густым багрянцем», «слепили своей озорной, обжигающей яркостью» и др.)

Мы продолжаем серию публикаций избранных работ конкурса методических пособий. На этот раз мы вкратце расскажем вам, что придумала для своих семиклассников Светлана Калинина, учитель русского языка из средней школы селения Атамановское Кемеровской области.

Файлы полной версии методического пособия можно скачать ниже.

Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»

Люди!

Покуда сердца

стучатся,–

помните!

Какою

ценой

завоевано счастье,–

пожалуйста,

помните!

Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо никогда не затихнет в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Теме памяти посвящено наше занятие. Мы с вами проследим, как писатели поднимают тему памяти и решают её на страницах своих произведений на примере рассказа Е. Носова «Живое пламя».

Давайте обратимся с Вами к личности самого писателя.

Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы».

После войны Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце».

Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР , в 1996 году – Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске. 15 октября 2005 года в сквере по улице Челюскинцев был установлен памятник. Писатель жил недалеко от этого места и часто, выходя на прогулки, отдыхал в тени деревьев. Над созданием памятника работал авторский коллектив под руководством курского скульптора Владимира Бартенева .

Ребята, давайте представим себе людей, чьи образы создает в рассказе автор. И поймем, что содержание подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь… дуновением легкого ветерка, лазуревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или… ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

1) От чьего лица ведется рассказ?

2) Какие функционально-смысловые типы текста отражены в произведении?

(Повествование с элементами описания и рассуждения.)Как вы определили?

3) Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле?

4) – В рассказе тетя Оля не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но глубокая, затаенная печаль переполняет эту женщину. Что дает нам право сделать такой вывод?

5) Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов?

4) Почему тётя Оля не любила маки?

Поэты тоже в своих стихотворениях рисовали маки, но только другими средствами, средствами художественной выразительности.

Е. Акимова «Маки»:

Война прошла, минуло много лет,
Из памяти стирая эти годы.
Но не забудь, Россия, этих бед,
О них тебе напомнят маков всходы.
Алеют маки искрой на земле,
Горят они в степных просторах, в поле
Как капли крови, да, горячей крови.
Цветут они и не дают забыть
О тех боях за жизнь и за свободу,
О тех, кто смог себя не пощадить,
Своею кровью обогреть всю воду.
Алеют маки искрой на земле,
И пламень тот горит не угасая,
Он обжигает сердце всей стране,
О горьких годах ей напоминая.
И сердце наше память ту хранит,
И слёзы скорби на глазах усталых,
И память прошлого в душе земли горит,
Как тот пожар в траве из маков алых.
Алеют маки искрой на земле,
Как капли крови, да горячей крови.
И обжигают сердце всей стране,
Своим огнём до страшной нашей боли.

Давайте составим таблицу, сопоставив ассоциации и посмотрим, в чем жизнь мака схожа с человеческой жизнью(в таблице заполнена только первая колонка)

Человек

“Выбросили навстречу солнцу три тугих бутона”

Красота, свет, добро

«Походили на зажженные факелы», «алые лепестки», «раскрывали свои огненные языки», «полыхали, точно искры», «наливались густым багрянцем»

“вспыхивали трепетно-ярким огнем”

Огонь,
молодость,
страсть,
жажда жизни,
яркость впечатлений, чувственность, эмоциональность

«пламенели – осыпались – погасли», «И у людей так бывает»

«свежий, в капельках росы лепесток»

Быстротечность человеческой жизни, оборвавшаяся жизнь, трагизм, боль, скорбь

молодость, красота, смерть

Живое пламя

Чистый, непрекращающийся,
небесный, вечный огонь,
память, благодарность,
слезы, очищение,
молчание

«А снизу… подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню»

Маки, подобно человеческой жизни, сначала распустились, затем пламенели, гасли и сгорели. Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, «пламенеют», но огонь этот живой, приносящий слезы очищения. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже «большой костер» огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.

И в своем рассказе «Живое пламя» Носов показал, что героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», «живых, вдохновительных подвигов». Память! Она всегда с нами.

В заключение, ребята, хочется обратить ваше внимание на выставку книг, тема которой является тоже память о ВОВ . Если кого-то из вас заинтересовала эта тема, вы можете посмотреть и почитать предложенные книги.

Файлы полной версии методического пособия можно скачать ниже

Рассказ

Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. - Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

Ольга Петровна, а что это, - замечаю я, - не сеете вы на клумбах маков?

Ну, какой из мака цвет! - убежденно ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.

Что вы! - рассмеялся я. - Еще в какой-то старинной песенке поется:

А лоб у нее, точно мрамор, бел,
А щеки горят, будто маков цвет.

Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. - Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит.

Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

Ты маков посеял? - подступилась ко мне тетя Оля. - Ах озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставила, тебя пожалела. Остальные все выполола.

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

Квасу налить? - предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. - Алеша очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал.

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:

Не мешает?

Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье…

Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

Распустились они на другой день.

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

Ну, иди, смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Два дня буйно пламенели маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

Вот и все, - сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

Да, сгорел… - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.



Что еще почитать