В. И. Селиванов. Волевое усилие. волевое действие. волевые процессы. волевые состояния. Воля, ее основные характеристики. Механизмы волевого усилия

Волевое усилие может быть не только физическим, но и интеллектуальным. Приведу описание интеллектуального волевого усилия, сделанное знаменитым парапсихологом В. Мессингом: «Мне надо собрать все свои силы, напрячь все свои способности, сконцентрировать всю свою волю, как спортсмену перед прыжком, как молотобойцу перед ударом тяжелой кувалдой. Мой труд не легче труда молотобойца и спортсмена. И те, кто бывал на моих психологических опытах, иной раз видели капли пота, выступающие у меня на лбу» [Великие пророки, 1998, с. 198].

Интеллектуальные волевые усилия прилагаются человеком, например, тогда, когда он вчитывается в сложно написанный текст, пытаясь понять, что хотел сказать автор. К этому же виду волевых усилий можно отнести и напряжение внимания спортсмена на старте, когда он ждет сигнала к началу бега.

П. А. Рудик выделял следующие виды волевых усилий:

1. Волевые усилия при мышечных напряжениях.

2. Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости.

3. Волевые усилия при напряжении внимания.

4. Волевые усилия, связанные с преодолением чувства страха.

5. Волевые усилия, связанные с соблюдением режима.

Придерживаясь этого принципа классификации волевых усилий, надо было бы сказать и о волевом усилии, связанном с преодолением нерешительности, страха перед возможной неудачей и т. д.

Б. Н. Смирнов выделял мобилизующие и организующие волевые усилия. Мобилизующие волевые усилия содействуют преодолению препятствий при возникновении физических и психологических трудностей и реализуются при использовании приемов психической саморегуляции типа словесных воздействий: самоободрения, самоубеждения, самоприказа, самозапрещения и т.

Организующие волевые усилия проявляются при технических, тактических и психологических трудностях в преодолении препятствий и реализуются путем употребления другой группы приемов психической саморегуляции. А именно используются различные виды произвольной направленности внимания на контроль за ситуацией и собственными действиями; противодействие отвлекающим внимание факторам (подавление непроизвольного внимания); идеомоторная подготовка; контроль за расслаблением мышц; регуляция дыхания; наблюдение за соперником; решение тактических задач и т. д. Основное назначение организующих волевых усилий - оптимизация психического состояния, координация движений и действий, экономное расходование сил.

При таком широком спектре функций, выполняемых организующим волевым усилием (сюда входит все, что не связано с мобилизацией), возникает сомнение: действительно ли выполнение всех этих контрольных действий связано с волевым напряжением, а не с волевым импульсом и простым привлечением внимания к решаемой задаче; не принимается ли за волевое усилие простая команда начать то или иное действие?

Само представление о силе, по мнению Ф.Энгельса , возникает у человека потому, что он обладает средствами, необходимыми для выполнения движения. "Средства эти могут, в известных пределах, быть приведены в действие нашей волей…". .

Представление волевых усилий как признак любого волевого действия, считая, что "следует резко отличать волевой процесс с его центральным фактором, волевым усилием, от более общего понятия психической активности, которое входит во все без исключения душевные процессы". .

Ряд авторов (А.Г.Ковалёв, В.А.Крутецкий, С.В.Корж, и др.) проявление волевых усилий связывают с сознательной мобилизацией возможностей человека (актуализацией психофизиологических ресурсов организма). Волевые усилия рассматриваются в основном лишь как фактор, обусловливающий реализацию возможностей человека в физических видах деятельности, упуская при этом анализ их организующей, регулирующей функции. Другие психологи (А.П.Колиснык, А.С.Зобов, Н.Е.Малков) проявление волевых усилий связывают с активной саморегуляцией личности в плане эффективного самоуправления, выбора оптимальных мотивов. При этом, анализируя в основном лишь организующую функцию волевых усилий, они недооценивают их функцию мобилизации и реализации возможностей человека.

Таким образом можно предполагать, что волевые усилия - это резервный энергетический и высший регуляторный фактор в любой сфере деятельности человека, и в спорте в частности. .

Основной волевых усилий являются осознанные мотивы выполняемой деятельности, которые выполняют содержательную, направляющую, симулирующую функцию. Сами же волевые усилия выполняют организующую, управляющую, реализующую функцию. Осознанные мотивы не всегда обусловливают проявление волевых усилий. Это зависит от уровня развития у человека соответствующих волевых способностей и осознания необходимости выполнить определённую деятельность, связанную с преодолением трудностей. При этом важное значение имеют наличие соответствующих навыков практической деятельности, развитие способности к самостимулированию с применением различных приёмов самовнушения, самоубеждения, самоприказов. Мотивационной детерминации волевых усилий благоприятствуют определённые эмоциональные состояния - уверенности, готовности, мобилизованности, возбуждения и др., возникающие на основе актуализации соответствующих мотивов достижения и притязаний личности.

В советской психологии имеется ряд работ, раскрывающих положительное влияние сильной мотивации на эффективность выполнения различных действий человека (А.Н.Поварницын, Ю.Ю,Палайма, и др.). Но проблема влияния различной силы мотивации на эффективность волевых усилий, к сожалению, ещё не разработана. Учитывая, что навыки преодоления трудностей в привычных видах деятельности у человека обычно хорошо развиты, можно лишь предположить следующее: преодолении человеком трудностей, соответствующих основным трудностям его профессиональной деятельности, между силой мотивации и эффективностью волевых усилий может существовать прямая зависимость.

Таким образом, можно считать, что влияние мотивов на эффективность волевых усилий зависит от силы мотивации и значимости выполняемого действия. По Н.Ф.Добрынину, "усилия обуславливаются значимостью для личности принимаемого решения, проявляясь в волевых действиях. Степень волевого усилия поэтому зависит от степени трудности данного действия. Степень волевого усилия поэтому зависит от степени трудности данного действия, степени значимости его для личности в данное время". Поэтому о способности человека к проявлению волевых усилий следует судить на основании его способности реализовывать значимые мотивы.

Если считать, что воля является свойством личности, то можно ожидать зависимость волевых проявлений от индивидуальных особенностей человека, и в первую очередь от самосознания (от особенностей самооценки). Поэтому можно предположить, что проявление волевых усилий зависит от индивидуальных особенностей человека (темперамента, возраста, профессиональной направленности, уровня профессионального мастерства и т.д.), от адекватности его самооценки.

Свойства той или иной личности проявляются в её деятельности. Причём в зависимости от видов выполняемой деятельности одни и те же свойства могут проявляться по-разному. В связи с этим можно ожидать, что проявление волевых усилий зависит от особенностей выполняемой деятельности.

В психологии на сегодня почти не разработана концепция, характеризующая механизмы возникновения волевых усилий спортсменов и их функцию в общей структуре спортивной деятельности. Поэтому можно лишь предположить, что возникновение волевых усилий у спортсменов связано с осознанием необходимости успешного выполнения соревновательной деятельности, с повышенной активизацией их сознания, с применением различных приёмов самостимулирования (самоприказы, самоубеждение, самовнушение), способствующих организации и выполнению действий, направленных на преодоление трудностей. .

Волевые усилия - это фактор, обеспечивающий управление психическими процессами в экстремальных условиях соревнований. Кроме того, волевые усилия поэтапно участвуют в организации (формировании) различных аспектов спортивной деятельности. На первом этапе организации такой деятельности волевые усилия способствуют активизации мотивационной сферы личности. Они, организуя активный анализ различных мотивов, способствуют выбору из них наиболее значимых и утверждению их в сознании. Волевые усилия дополнительно активизируют, усиливают значимые мотивы и на их основе формируют устойчивую мотивацию спортивной деятельности. В соответствии с этой мотивацией они участвуют в формировании динамической установки, которая в дальнейшем способствуем коррекции волевых действий.

Важную функцию при актуализации содержательных аспектов волевой мотивационной установки выполняет самооценка спортсмена. Волевые усилия, способствуя соотнесению мотивации, самооценки, установки, притязаний, возможностей, чувств и активизируя психические процессы (особенно внимание и мышление), обеспечивают постановку или выбор целей (для волевых действий характера постановка реально достижимых целей).

Постановка целей и их реализация связаны с проявлением соответствующих эмоций. Волевые усилия осуществляют над ними контроль и их необходимую регуляцию.

После постановки конкретных целей волевые усилия обеспечивают организацию наиболее сложных процессов планирования предстоящих соревнований, подбор наиболее эффективных тактических средств и методов и т.п. Перед тем как приступить к реализации намеченных целей, волевые усилия способствуют предварительной мобилизации, формируя волевую готовность к предстоящей экстремальной деятельности. Затем они организуют начало и выполнение этой деятельности, поддерживая необходимый уровень мобилизации и осуществляя соответствующий самоконтроль и коррекцию сложных операций волевых действий. В то же время при возникновении препятствий (для их преодоления) волевые усилия осуществляют функцию стимуляции деятельности с помощью самоприказов, самоубеждения, самовнушения, постановки промежуточных целей.

В зависимости от специфики трудностей, препятствующих реализации той или иной цели в спорте, волевые усилия приобретают те или иные особенности. Так, можно предположить, что в процессе выполнения сложных интеллектуальных тактических действий волевые усилия направлены преимущественно на оптимизацию мотивационной сферы, на выбор из иерархической системы мотивов, целей, задач, решений, позиций, наиболее оптимальных и значимых в основном за счёт включения дополнительных регуляторных процессов. При выполнении физических волевых действий волевые усилия направлены преимущественно на реализацию значимых мотивов, целей, решений за счёт включения дополнительных мобилизационных процессов. .

Для проявления волевых усилий необходима информация о ходе спортивной борьбы и состоянии организма спортсмена. На базе этой информации осуществляется волевой самоконтроль, характеризующийся постоянным сличением сложных аспектов волевых действий с выработанной программой и на основе этого сличения - осуществлением соответствующей коррекции.

Волевые усилия, активизируя интеллектуальные процессы на анализ поступающей информации в соответствии с целями деятельности, способствуют формированию оптимальных алгоритмов и программ волевых действий. Планирование таких действий связано с максимальной актуализацией психических процессов, особенно мыслительных, творческих, а часто и интуитивных.

В целом проявление волевых усилий связано с высоким уровнем внимания. Адекватное быстрое переключение внимания - важное условие волевой регуляции.

Для достижения высокого уровня волевой мобилизационной готовности необходимо устойчивое интенсивное внимание, способствующее возникновению необходимых образов и представлений, мысленному осуществлению предстоящих действий и благоприятствующие формированию соответствующих стенических эмоциональных состояний. Можно в определённой мере утверждать, что волевые усилия проявляются через внимание.

Развитие волевых усилий сопряжено также с формированием способности подчинять свои действия необходимости, с самовоспитанием высокого уровня самоконтроля. Высшая степень развития волевых усилий проявляется в возникновении потребности в волевой деятельности, в преодолении трудностей в спорте.

Этому сопутствуют мотивы самоутверждения, самовыражения, самореализации, познания своих возможностей.

Для формирования волевых усилий не менее важно регулярное следование требованиям необходимости. Но это подчинение не должно быть всегда жёстким, ибо частое насилие над собой может привести к срыву воли. Чтобы этого не произошло, спортсмену необходимо научиться своевременно расслабляться, снимать напряжённость.

Но следует отметить, что в умении расслабиться, снять напряжённость проявляется своеобразная регуляторная сторона воли. .

Высокий уровень развития способности к проявлению волевых усилий характеризуется оптимальной организацией основных сторон волевой спортивной деятельности. Для волевых действий в спорте характерны высокая эффективность, экономичность проявления психической и физической энергии. В таких действиях волевые усилия, как правило, не обеспечивают регуляцию всех её элементов, а лишь тех из них, выполнение которых требует сознательного напряжения, преодоления трудностей.

Для проявления волевых усилий важно сознательное предвидение спортсменом реальности достижения намеченных результатов. Волевые усилия лишь тогда достигают высокой эффективности, когда они подчинены целям различного уровня и значения.

При этом перспективные цели (стать чемпионом России, Европы, мира и т.п.) определяют устойчивость проявления волевых усилий, а ближайшие цели (выполнить очередной разряд, норматив и т.д.) стимулируют их интенсивность. Сюда же помимо наличия целей и сильных осознанных мотивов необходимо отнести и наличие волевой установки, готовности к проявлению волевых усилий.

Установка на проявление волевых усилий способствует необходимой коррекции волевых действий, поддержанию готовности к преодолению трудностей, способствует принятию оптимальных интуитивных решений в экстремальных условиях соревнований.

Волевая установка формируется на основе объективной оценки спортсменов своих возможностей адекватно требованиям предстоящих соревнований и в соответствии с её оценкой. Формированию волевой установки предшествует познавательно-прогностическая деятельность спортсмена с анализом эмоционально-ценностных отношений к спорту.

Важный фактор формирования установки на проявление волевых усилий является самовнушение.

С его помощью спортсмен способен программировать своё сознание на проявление воли. Для осуществления волевого самовнушения необходимо достичь состояния уверенности в своих силах, сознательно актуализировать и усилить мотивацию достижения, представить намеченный результат, мысленно выполнить основные действия, повторить с помощью внутренней речи несколько раз необходимые установки.

Самовнушению предшествуют самоубеждение и самоприказы. Так, самоубеждение характеризует акт обоснования необходимости выполнения определённых произвольных (волевых) действий.

Осуществляется самоубеждение на основе актуализации определённых намерений и стремлений. Оно способствует формированию необходимого уровня готовности к достижению намеченной цели

Потенциальное состояние волевой готовности переходит в волевые действия с помощью соответствующих самоприказов, т.е. прямой вербальной, жесткой самостимуляции усилий, соответствующей уровню трудностей интенсивности, основанной на осознании их необходимости.

Проявление волевых усилий - это момент наиболее активного деятельного состояния сознания, характеризующийся диалектическим единством побудительной и исполнительной сторон действия. Определяющим условием проявления волевых усилий является повышенная активность сознания.

На основе опыта волевой деятельности и формирования дополнительных побудительных явлений, возникающих в процессе этой деятельности, происходят определённые позитивные изменения в структуре самосознания: повышается адекватность оценки своих способностей, возрастает устойчивость эмоционально-ценностных отношений, потенциально усиливаются регуляторные механизмы самосознания.

Волевые усилия обеспечивают творческую сторону спортивной деятельности, способствуют формированию таких мотивов, которые связаны с самоусовершенствованием спортсмена, его развитием, с преобразованием себя и окружающей действительности.

Волевые усилия спортсмена, направленные на реализацию морально-этических мотивов, соотносясь с самооценкой, нравственными притязаниями и установками, способствуют формированию и актуализации таких свойств его личности, как гордость, самоуважение, совесть, чувство собственного достоинства, чувство долга, ответственности и т.п.

Волевые усилия проявляются на основе самопознания, изучения своих возможностей, способов осуществления волевой деятельности.

Они могут выступать как процесс самореализации спортсмена, как процесс самореализации спортсмена, как ведущее средство, способствующее устойчивости его характера и развитию его лучших качеств.

Стабильное проявление волевых усилий ведёт к гармоничному развитию всех сторон самосознания: мотивационно-эмоциональной, интеллектуально-прогностической, нормативной (моральной) и регуляторной. Если же эта гармония нарушается, можно наблюдать некоторую неустойчивость волевой регуляции поведения. .

В зависимости от устойчивой направленности и особенностей готовности к проявлению волевых усилий можно судить о сформированности различных волевых качеств спортсменов. Установка на проявление волевых усилий, способствующих формированию, поддержанию и реализации смыслообразующих перспективных целей, характеризует такое волевое качество, как целеустремлённость, ведущей стороны которого является волевая направленность.

Готовность к устойчивому проявлению волевых усилий, способствующих реализации принятых решений в соответствии со значимыми мотивами в условиях преодоления разнообразных препятствий, характеризует такое волевое качество, как настойчивость.

Потенциальная возможность устойчивого проявления волевых усилий, способствующих преодолению трудностей, препятствующих реализации ближайших целей, характеризует ещё одно волевое качество - упорство.

Направленность на проявление волевых усилий, способствующих принятию объективных ответственных решений, несмотря на риск и опасность, связана с таким волевым качеством, как решительность.

Установка на проявление волевых усилий, способствующих принятию ответственных решений и их реализации в действиях, сопряженных с риском и опасностью, характеризует волевое качество смелость.

Способность к проявлению волевых усилий, способствующих поддержанию психических и психомоторных процессов на необходимом

уровне в экстремальных условиях в соответствии с поставленной целью, характеризует такое волевое качество, как выдержка.

Готовность к волевым усилиям, способствующим эффективному управлению побуждениями, эмоциями и действиями в экстремальных условиях в соответствии с необходимостью, выступает как характеристика волевого качества самообладание.

Направленность на волевые усилия, способствующие выработке оригинальных, оптимальных, своевременных решений и способов их осуществления в трудных условиях, характеризует волевое качество инициативность.

Готовность к волевым усилиям, способствующим самостоятельной постановке целей, принятию решений и их реализации в экстремальных условиях, связана с таким волевым качеством, как самостоятельность.

Таким образом, волевые качества не только проявляются, но и формируются через волевые усилия.

Проявление волевых усилий в соответствии с особенностями преодолеваемых трудностей экстремальной деятельности способствует формированию соответствующих навыков волевой активности, а также формированию волевой направленности. .

Волевые качества - это способность человека достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из них - сила и стойкость воли, целеустремленность.

Сила воли - степень необходимого волевого усилия, прилагаемого ради достижения желаемой цели. Это качество проявляется в преодолении индивидом трудностей.

Стойкость воли - уровень постоянства и повторения усилий, прилагаемых при достижении цели на протяжении достаточно длительного времени. Практически любой человек, поставленный в сложные условия, способен выдержать разовый удар судьбы. Постоянно противостоять трудностям может лишь тот, кто отличается стойкостью воли.

Целеустремленность - степень осознанности и четкости представления цели, а также упорства, с которым преодолеваются препятствия при ее достижении.

Причем воля проявляется благодаря таким качествам личности, как самостоятельность, стойкость, самообладание, самоограничение, решительность, уверенность в себе, настойчивость, напористость, выдержка, обязательность, инициативность, смелость, терпеливость, упорство.

Воля удивительным образом связана с другими познавательными процессами - мышлением, умом, интеллектом. В качестве примера обратимся к размышлениям поэта Н. Доризо:
Ум, он не только лишь ум,
Но характера свойство,
Сила характера и беспокойство.
Воля не существует сама,
Воля есть высшая степень ума.

Психологический дар поэта справедливо отметил неразрывную связь мышления с характером, волей, умом. Ведь источником мысли являются наши мотивы и потребности, наши чувства, влечения, интересы и побуждения. «Повивальной бабкой мысли» становится воля. Можно сказать, что воля - это мысль, переходящая в дело. Воля без рассудка слепа, рассудок без воли - калека. Воля должна сочетаться с гибкостью разума. Воля есть мужество ума, приводящее к действию во имя поставленных целей.

«Высокий ум и низкая воля - чудовищная, насильственно обрученная чета», - изрек испанский мыслитель Бальтасар Грасиан. Если воля заметно уступает уму, то все добрые мысли останутся нереализованными. «Разум - вечное правило для руководства волей» - эти слова Ф. Шиллера можно отнести к высокоразвитой личности с активной жизненной позицией.

Драматично также сочетание низкого интеллекта и сильной воли. Воля без ума опасна. Чаще всего это -упрямство (дефект воли), выступающее под видом силы, но направленное не на дело, а на тупое следование своим прихотям, как правило противоречащим здравому смыслу. Упрямство цепляется за мелочи, оно бессодержательно. Воля же ориентирована на большую цель.

Волевые качества проявляются и в других характеристиках личности, таких, например, как локус контроля, склонность к риску и др.

Локус контроля - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам и обстоятельствам, либо собственным усилиям и способностям. Различают:
- интернальный (внутренний) локус контроля - склонность принимать ответственность за все события своей жизни на себя;
- экстернальный (внешний) локус контроля - склонность приписывать причины своих успехов и неудач внешним факторам (судьбе, случаю, обстоятельствам, злоумышленникам и др.).

Причем волевые качества в более полной мере принадлежат «интерналу» , обладающему высоким уровнем самостоятельности действий и берущему всю ответственность за принимаемые решения на себя.

Склонность к риску - характеристика поведения в ситуациях, неопределенных относительно успеха и неудачи. Воля человека ярко проявляется в рисковом поведении. Ведь рисковое поведение обусловлено двумя видами мотивации личности:
- мотивацией успеха как преимущественной ориентацией индивида на успех своих действий и игнорированием последствий возможной неудачи (обычно такой человек придерживается лозунга «или грудь в крестах, или голова в кустах»);
- мотивацией избежания неудач как ведущей нацеленностью личности на уход от возможных неудач, даже если при этом приходится приносить в жертву вероятность крупного успеха (такой человек довольствуется житейской мудростью: «тише едешь - дальше будешь»).

Проявление воли (точнее было бы - силы воли, волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств. Ярким примером этого могут служить главы о воле в ряде учебников (К. М. Гуревич ; П. А. Рудик ), в которых вообще не говорится ни о силе воли, ни о волевых качествах.

До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации
понятий, обозначающих волевую активность. Проявляет ли ребенок, требующий от родителей, чтобы ему непременно сейчас купили понравившуюся игрушку, настойчивость, упорство? Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют силу воли? Почему у психологов решительность непременно упоминается вместе со смелостью? Где грань между нравственным и волевым качеством? Все ли волевые качества нравственны? Эти и ряд других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, так как от их решения зависят методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качества.

В одной из своих работ В. А. Иванников утверждает, что все волевые качества могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое - волю. «...Анализ показывает, - писал он, - что все эти качества выводятся из других источников и по крайней мере связаны не только с волей, а значит не могут претендовать на роль отличительных признаков воли» . Кроме того, в одной ситуации человек демонстрирует волевые качества, а в другой ситуации проявляет их отсутствие. Поэтому В. А. Иванников говорит о так называемых волевых качествах, хотя и не отрицает, что они отражают психические реальности.

Однако через несколько лет В. А. Иванников изменил свою позицию. В работе В. А. Иванникова и Е. В. Эйдмана уже утверждалось, что имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики волевого поведения и волевые качества как постоянные (инвариантные) характеристики волевого поведения, т. е. как личностные свойства. По этому поводу авторы писали: «...если у человека формируется устойчивое (пусть даже и ложное) представление о своей правоте во всех делах и суждениях, о своей способности разрешить любую ситуацию и справиться с любым делом, т. е. устойчивая высокая самооценка своих возможностей и высокий уровень притязания, то такой человек независимо от реального
владения ситуацией будет часто проявлять в поведении настойчивость и другие волевые качества. Если же эти устойчивые образования подкреплены реальными возможностями человека, тогда можно говорить о волевых качествах не просто как о частных характеристиках поведения, а как о его инвариантах, т. е. личностных свойствах» .

Эта позиция близка той, которую ранее изложил В. И. Селиванов. Говоря о смелости, он подчеркивал, что личность может проявить смелость на уровне психических состояний, еще не обладая качеством смелости, и что «смелость, как и другие волевые качества, становится свойством личности, когда она не связана с той или иной конкретной ситуацией и становится генерализованным способом поведения личности во всех ситуациях, где требуется оправданный риск [курсив мой. - Е. И.], чтобы добиться успеха» .

Наличие ситуативных проявлений силы воли создает известные трудности
в диагностике волевых качеств. Ведь о выраженности (наличии) какого либо волевого качества мы судим с учетом того, как успешно человек справляется с трудностями. Но всегда ли эта успешность зависит только от волевых усилий? Если не всегда, то не подменяется ли тогда волевое качество как характеристика волевой регуляции характеристикой произвольного управления - мотивацией? И как выделить в этом случае вклад волевого усилия в преодоление какой либо трудности? Например, смелый поступок может быть обусловлен как волевым качеством смелости, так и состоянием человека. Многие внешне героические поступки совершаются под влиянием аффекта, от безысходности ситуации, а не оттого, что человек смелый.

Имеет значение не только наличное состояние, но и оценка человеком значимости данной ситуации. В одном случае, несмотря на усталость, он будет проявлять силу воли, в другом, если посчитает, что ситуация не содержит в себе ничего важного для него, проявлять силу воли не будет.

А. И. Высоцкий, изучая проявление упорства (называемого им «настойчивостью»), выявил целый ряд внутренних причин, которые побуждали испытуемых продолжать решать поставленную в эксперименте задачу: наличие интереса; стремление быть не хуже других; стремление доказать себе, что можешь решить эту задачу; осмысленный подход к решению задачи (работа по определенной системе). Причем у разных испытуемых эти причины были различны. И тогда возникают вопросы, на которые автор, к сожалению, не дал ответа. Одинакова ли побудительная сила этих причин? Постоянно ли проявляется действие этих причин при решении трудных задач? Что побуждает испытуемых проявлять силу воли: мотив стремления к успеху (мотив достижения) как постоянная характеристика личности или ситуативный фактор - азарт соревнования с другими испытуемыми? А отсюда возникает главный вопрос - насколько характеристики данного волевого поведения зависели от волевого качества упорства? Для того чтобы это выяснить, требовалось уравнять влияние всех ситуативных факторов, а также измерить проявление упорства у одного и того же испытуемого несколько раз и в разных ситуациях.

Таким образом, необходимо дифференцировать ситуативные волевые проявления как характеристики данного волевого поступка или волевого поведения (ситуативное проявление силы воли) и волевые качества как свойства личности (т. е. как устойчивое специфичное проявление силы воли в схожих, однотипных ситуациях).

Среди психологов имеются существенные разногласия по поводу сущности,
содержания, количества и классификации волевых качеств.

Начну с того, что говоря о волевых качествах личности, авторы тут же переходят на другое словосочетание: «качества воли» - невольно отождествляя волю с личностью. На первый взгляд ничего серьезного в такой подмене нет. Но на самом деле это создает определенные теоретические трудности.

Так, В. А. Иванников пишет, что «отнесение волевых качеств к воле без выделения ее сущности и отличительных признаков является малообоснованным, а подход к пониманию природы воли через эти свойства оказывается для нас закрытым» . В другом издании этой же книги В. А. Иванников утверждает, что «стремление увидеть за волевыми качествами человека особое образование - волю - пока не подкреплено какими либо существенными доказательствами. Наоборот, имеется много фактов, свидетельствующих о самостоятельности каждого волевого качества и независимости их формирования друг от друга... Эти факты заставляют сомневаться в наличии воли как интегрального образования всех волевых качеств» .

Действительно, если придерживаться узкого взгляда на волю, т. е. рассматривать ее как проявление волевых качеств (силы воли), то вроде бы получается, что понятие «воля» происходит от понятия «волевые качества» как родовое обозначение последних. Но тогда возникает вопрос: почему эти качества называются волевыми? В рамках такого подхода ответа мы не найдем. Следовательно, воля так называется не потому, что она отражает существование волевых качеств, а волевые качества называются так потому, что они отражают существование воли, поскольку эти качества проявляются произвольно, по желанию самого человека, по его приказу себе. Именно произвольность проявления силы воли (волевого усилия) объединяет все волевые качества в одну общность - силу воли.

Однако понимание воли как произвольного управления позволяет относить
к разряду волевых качеств особенности произвольного поведения, а не только волевой регуляции (напомню, что лишь волевая регуляция имеет ту специфику, в которой используются значительные волевые усилия). Это создает трудности в классификации волевых качеств.

Очевидно не случайно в учебниках по психологии определение понятия «волевое качество», как правило, не дается. Мне удалось найти только два описательных, объяснительных и одно прямое определение этого понятия.

По мнению В. А. Крутецкого , волевые черты характера (так автор называл волевые качества личности) выражаются в готовности, умении и привычке сознательно направлять свое поведение, свою деятельность в соответствии с конкретными принципами, преодолевая препятствия на пути к поставленным целям. При таком определении волевых черт характера они могут относиться как к воле в широком смысле (произвольности), так и к воле в узком смысле (волевой регуляции, силе воли). Специфика волевых качеств в этой формулировке не отражена.

В учебнике «Общая психология» волевые свойства личности трактуются как определенность и устойчивость типичных для личности способов осуществления волевых актов. Такая характеристика скорее подходит для стиля волевого поведения, чем для волевого качества.

Б. Н. Смирнов дал следующее определение: «Волевыми качествами личности
называются конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий» .

Это, в принципе удачное, определение нуждается все же в некоторой корректировке, прежде всего потому, что волевые качества отражают не столько произвольное управление, сколько волевую регуляцию, связанную с напряженными волевыми усилиями. Кроме того, конкретные проявления воли могут отражать не только качество, но и уровень волевых усилий. Последний же не определяет сущность каждого волевого качества, его специфического содержания. Поэтому, чтобы не было неоднозначного толкования данного Б. Н. Смирновым определения, я скорректировал его следующим образом: волевые качества - это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях,
обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Здесь следует отметить, что специфика конкретных условий проявления силы воли обусловлена характером преодолеваемой трудности, а не видом деятельности. В связи с этим нельзя согласиться с немецким психологом В. Дойлем , который утверждал, что решительность игрока и решительность скорохода (имеются в виду спортсмены) или прыгуна в воду - не одно и то же, и что между настойчивостью спринтера и настойчивостью пловца или конькобежца также имеются различия. С моей точки зрения, между спортсменами различных специализаций может быть разница только в степени выраженности этих волевых качеств, а не в их содержании.

В учебниках по разному определяется сущность волевых качеств. В одних говорится, что это проявление воли, в других - что это способность человека, в третьих - что это умение преодолевать различные трудности, управлять собой и т. д. Но если, например, волевые качества - это умения, тогда стоит только научить человека этим умениям - и он начнет успешно преодолевать все трудности. Практика, однако, показывает, что это далеко не так.

А. Ц. Пуни полагал, что структура волевого качества соответствует структуре воли и включает интеллектуальные и моральные компоненты, а также умения преодолевать препятствия. О волевых качествах как способностях он предпочитал не говорить.

Полагаю, различное понимание сущности волевых качеств связано с тем, что разные авторы выделяют различные составляющие этих качеств. Любое качество, в том числе и волевое, я рассматриваю как фенотипическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врожденного и приобретенного (Е. П. Ильин ). В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками (в частности - типологическими особенностями свойств нервной системы), а в качестве приобретенного в онтогенезе компонента - опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и
от другого компонента, т. е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.

Волей называется способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.

Человек не только отражает действительность в своих ощущениях, восприятиях, представлениях и понятиях, он еще и действует, изменяя окружающую его среду в связи со своими потребностями, намерениями и интересами.

Животное в своей жизнедеятельности тоже воздействует на внешнюю среду, но это воздействие происходит в процессе неосознаваемого приспособления.Направленная на изменение среды и приспособление ее к своим потребностям деятельность человека имеет иной, чем у животных характер: она выражается в волевых действиях, предваряемых осознанием цели и средств, необходимых для достижения этой цели.

Волевыми действиями называются такие действия человека, в которых он сознательно стремится к достижению определенных целей.

Отличительной особенностью волевых действий является их сознательная целеустремленность, что требует определенной степени сосредоточенности внимания на их выполнение. Способность к волевым действиям развилась у человека в связи с трудовой деятельностью.

Волевые действия взаимосвязаны с процессами мышления. Если без мышления не может быть настоящего сознательного волевого акта, то и само мышление правильно осуществляется только в связи с деятельностью. Оторванное от практического разрешения жизненных задач мышление становится неспособным правильно осуществлять присущую ему функцию понимания сущности и взаимной связи явлений. Только в волевых действиях оно находит свое полное и плодотворное осуществление и развитие.

Наконец важнейшей особенностью волевых действий является их связь с движениями. К чему бы человек ни стремился, на что бы ни была направлена его воля, он может достигнуть поставленной цели, только совершив определенные движения.

Сила воли

Это внутренняя сила личности. Она проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия были преодолены с помощью волевых действий и какие результаты были получены. Именно препятствия являются показателем силы воли.

К волевых качеств, которые наиболее характеризуют силу воли личности, относятся самостоятельность и инициативность.

Самостоятельность - это умение обходиться в своих действиях без чужой к помоги, а также умение критически относиться к чужим воздействиям, оценивая их соответственно своих взглядов и убеждений. Самостоятельность личности проявляется в способности по собственному почин организовывать деятельность, ставить цели, в случае необходимости вносить в поведении изменения. Самостоятельная личность не ждет подсказок, указаний от других людей, активно отстаивает свои взгляды, может быть организатором, повести за собой к реализации цели.



Инициативность - это умение находить новые, нешаблонные решения и средства их осуществления.

Противоположными качествами является безынициативность и зависимость. Безынициативный человек легко поддается влиянию других людей, их действий, поступков, собственные решение ставит под сомнение, не уверена в их правильности и необходимости. Особенно отчетливо эти качества выступают в форме внушения.

Традиционно волевую регуляцию поведения, все фазы сложной волевой действия связывают с особым эмоциональным состоянием, которое определяют как волевое усилие. Волевое усилие пронизывает все фазы волевого акта: осознание цели, оформление желаний, выбор мотива, плана и способов выполнения действия. Возникает волевое усилие каждый раз как состояние эмоционального напряжения, связанный с внешними или внутренними трудностями. Освободиться от него можно только либо отказавшись от преодоления препятствий, а следовательно, от цели, или же преодолев их путем волевого усилия. В результате волевого усилия удается затормозить одни мотивы и усилить действие других. Внешние препятствия вызывают волевое усилие тогда, когда они переживаются как внутренняя преграда, внутренний барьер, который надо преодолеть. Итак, волевое усилие является особой активностью, имеющий внутренний план сознания и направлена на мобилизацию всех возможностей человека. Волевое усилие - это состояние эмоционального напряжения, который мобилизует внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и т.д.) и создает дополнительные мотивы к действию.

Воля – это, пожалуй, одно из самых сложных понятий в мире психологии. Вера в себя и собственные силы, умение себя дисциплинировать, проявление решительности в необходимое время, мужество и терпение – это все явления, которые воссоединяются в одно целое, образуя главную героиню нашей статьи. Психология охватывает несколько толкований понятия воли. В нашей статье мы постараемся узнать об этой таинственности как можно больше.

Что такое воля: определения

  1. Воля представляет собой осознанное регулирование каждым индивидуумом своих поступков и действий, выполнение которых требует моральных и физических затрат.
  2. Воля - это форма психического отражения, в которой отражаемым объектом выступает поставленная цель, мотивация её достижения и существующие объективные препятствия для реализации; отражённым принято считать субъективную цель, борьбу противоречий, собственное волевое усилие; результатом проявления воли является достижение цели и удовлетворение собственных желаний. Стоит отметить, что препятствия, с которыми приходится сталкиваться человеку, являются как внутренними, так и внешними.
  3. Воля - это сторона сознания, которая является своеобразным рычагом деятельности и регуляции начала, призванное создавать усилия и удерживать их в течение такого времени, сколько это необходимо.

Короче говоря, можно объединить все вышеизложенное и сделать вывод, что воля – это умение каждого человека , которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им собственной деятельности и разнообразных психических процессов.

Воля и её основные признаки

Современная психология подразделяет это явление на три наиболее распространённых вида в психике человека:

Развитие воли в характере человека

Эта отличительная черта характера человека отличает нас от поведения прочих живых существ на планете. Принято полагать , что это сознательное качество, которое образовалось вследствие образования социума и общественного труда. Воля тесно взаимодействует с познавательными и эмоциональными процессами, которые проходят в человеческой психике.

Ей подвластно проявлять всего две функции:

  • тормозную;
  • побудительную.

Функционирование первого качества проявляется в виде сдерживания тех поступков, которые противоречат вашим предубеждениям, признакам, нормам морали и прочее. Что касается второго качества, то он побуждает нас к активным действиям и реализации поставленных целей. Благодаря совокупности этих двух, взаимодействующих между собой функций, у каждого человека есть возможность развивать у себя волевые качества , преодолевать жизненные трудности, которые стоят на пути собственной реализации и счастья.

Стоит отметить, что, если качество жизненных условий, начиная с рождения, были неблагоприятными, то вероятность того, что у ребёнка будут хорошо развиты волевые качества – мала. Но верьте и знайте, что мужество, настойчивость, решительность и дисциплинированность всегда можно развить, благодаря кропотливой работе над собой. Для этого необходимо уделять время различным видам деятельности, подавляя внешние и внутренние препятствия.

Перечень факторов , которые способствуют торможению развития волевых качеств у детей:

  • избалованность;
  • жёсткие родители, которые полагают, что подавление решений ребёнка пойдёт ему на пользу.

Характеристики воли

  • Тесная взаимосвязь с понятием и мотивом “надо”;
  • Формирование четкого интеллектуального плана, который позволяет идти к реализации задуманного;
  • Осознанная опосредствованность;
  • Взаимодействие с иными психическими процессами, например: эмоции, внимание, мышление, память и прочее.

Воля в структуре характера и её воспитание

Самовоспитание и развитие собственных волевых качеств является неотъемлемой частью самосовершенствования каждой личности, исходя из чего, необходимо разработать правила и программы по разработке самовоспитания “силы воли”.

Если силу воли рассматривать как самопроизвольное управление, то оно должно включать в себя самостимуляцию, самодетерминацию, самоконтроль и самоинициацию. Давайте рассмотрим каждое понятие более подробно.

  • Самодетерминация (мотивация)

Детерминация или, как мы привыкли говорить, мотивация – это обусловленность поведения человека, которая была побуждена определёнными факторами или причинами. В произвольном поведении человека причина действия и поступка таится в самом человеке. Именно он отвечает за реакцию организма на раздражитель. Однако, принятие решения является более сложным процессом , который охватывает больше протекающих явлений.

Мотивация - это процесс формирования намерения действовать или бездействовать. Сформированный фундамент своего поступка называется мотивом. Довольно часто, чтобы постараться понять причину действий другого человека, мы задаёмся вопросом, а какой мотив побудил человека к совершению этого поступка.

Подведя итоги всего вышеизложенного, хочется отметить, что у одного человека все составляющие волевых качеств проявляются неоднородно: одни лучше, другие хуже. Это свидетельствует о том, что воля неоднородна и в зависимости от различных жизненных ситуаций. Следовательно, можно полагать, что единственной для всех случаев силы воли нет, в обратном случае она бы проявлялась одним человеком либо крайне успешно, либо стабильно плохо.

Но это не говорит о том, что нет смысла заниматься самосовершенствованием и воспитанием своей силы воли. Следует полагать, что на пути можно встретиться с существенными трудностями, поэтому необходимо обзавестись терпением, мудростью, тактом и человеческой чуткостью.



Что еще почитать