Реферат: Санитарно-защитная зона промышленных предприятий. Строительство торговых объектов в санитарно-защитной зоне Широкореченского кладбища


Введение………………………………………………………………….3

1. СЗЗ. Общие положения…………………………………………….4

2. Реализация проекта ………………………………………………..6

2.1. Основные нормативные документы………………………….7

2.2. Основные нормативные документы……………………..…..8

2.3. Установление размера и границ санитарно-защитной зоны предприятия. ……………………………………………………………...8

3. СЗЗ для промышленных предприятий…………………………….10

Список литературы…………………………………………………….12

Приложение……………………………………………………………13


Введение.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - это территория, отделяющая предприятия, их здания и сооружения с технологическими процессами, служащими источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки. Территория СЗЗ предназначена для снижения за ее пределами уровня воздействия всех факторов до требуемых гигиенических нормативов; создания санитарно-защитного и архитектурно-эстетического барьера между промышленной и жилой застройкой; организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию, фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата.

Проект организации (обоснования) СЗЗ обосновывает такой размер санитарно-защитной зоны, заключенной между границей предприятия и границей селитебной территории населенного пункта, за пределами которого уровень загрязнения атмосферного воздуха, уровень шума (привносимого предприятием), уровень электромагнитного излучения (при наличии) ниже гигиенических критериев, установленных для населенных мест; определяет необходимые мероприятия по: охране атмосферного воздуха, озеленению и благоустройству территории площадки, обеспечению уменьшения отрицательного воздействия (до установленных нормативов) хозяйственного или промышленного объекта на близко расположенную жилую застройку.

Границей жилой застройки является линия, ограничивающая размещение жилых зданий, строений, наземных сооружений и отстоящая от красной линии на расстояние, которое определяется градостроительными нормативами.

Красная линия отделяет территорию улично-дорожной сети от остальной территории города. За пределы красных линий в сторону улицы или площади не должны выступать здания и сооружения.

1. СЗЗ.Общие положения.

Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

Разработка проектов организации СЗЗ осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.

Санитарно-защитная зона должна иметь последовательную проработку ее территориальной организации, озеленения и благоустройства на всех этапах разработки всех видов градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного предприятия и/или группы предприятий. Для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон:

предприятия первого класса - 1000 м;

предприятия второго класса - 500 м;

предприятия третьего класса - 300 м;

предприятия четвертого класса - 100 м;

предприятия пятого класса - 50 м.

Санитарно-защитная зона для предприятий IV, V классов должна быть максимально озеленена - не менее 60% площади; для предприятий II и III класса -не менее 50%: для предприятий, имеющих санитарно-защитную зону 1000 м и более - не менее 40% ее территории с обязательной организацией полосы древесно-кустарниковых насаждений со стороны жилой застройки.

Временное сокращение объема производства не является основанием к пересмотру принятой величины СЗЗ для максимальной проектной или фактически достигнутой его мощности.

Для объектов, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющим аналогов в стране и за рубежом, ширина СЗЗ устанавливается в каждом конкретном случае решением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя.

Размеры санитарно-защитной зоны могут быть уменьшены при:

· объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды (для вновь размещаемых предприятий возможен учет лабораторных данных объектов - аналогов);

· подтверждении замерами снижения уровней шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов;

· уменьшении мощности, изменение состава, перепрофилировании предприятия и связанным с этим изменением класса опасности.

Не допускается сокращение величины санитарно-защитной зоны для действующих предприятий на основании данных, полученных только расчетным путем.

Размер санитарно-защитной зоны должен быть увеличен по сравнению с классификацией при невозможности обеспечения современными техническими и технологическими средствами нормативных уровней по любому фактору воздействия, полученных расчетным путем и/или по результатам лабораторного контроля.

В СЗЗ не допускается размещение объектов для проживания людей. СЗЗ или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ СЗЗ.

2. Разработка проекта СЗЗ.

Проект СЗЗ разрабатывается в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, с учетом положений Генерального городской застройки, утвержденных городских программ, проектов планировки и других видов градостроительной деятельности.

Цель разработки проекта организации (обоснования) СЗЗ - получение санитарно-эпидемиологического заключения органа Роспотребнадзора по соответствию санитарно-защитной зоны территориально обособленной площадки юридического лица в существующих размерах от селитебной территории населенного пункта (места проживания населения, общественные здания).

2.1. Основные нормативные документы.

К числу основных нормативных документов, определяющих общий порядок осуществления санитарно-эпидемиологического нормирования, можно отнести:

· О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

· Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554.

К основным нормативно-методическим материалам, определяющим порядок разработки, рассмотрения и согласования проектов организации санитарно-защитной зоны, относятся следующие документы:

· Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)

· Положение о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в городе Москве. Постановление правительства Москвы от 16.10.2001 N 929-ПП.

2.2. Этапы разработки и расчета СЗЗ

Разработка СЗЗ и расчет СЗЗ включает в себя следующие этапы:

Разработка расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

Разработка Проектов обоснования (сокращения) размера расчетной санитарно-защитной зоны (разработка проекта СЗЗ) предприятия выполняется специализированными организациями, владеющими действующими методиками оценки химического и акустического загрязнения атмосферы и имеющими опыт согласования проектной документации в органах санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Разработка Проекта СЗЗ имеет следующие этапы:

1.составление и согласование задания на разработку Проекта СЗЗ;

2.сбор исходных данных для разработки СЗЗ;

3.разработка Проекта обоснования (сокращения) размера расчетной СЗЗ;

4.разработка Программы мониторинга загрязнения атмосферы и шума (для последующего этапа);

5.согласование Проекта СЗЗ с получением Экспертного Заключения (уполномоченные экспертные органы) и Санитарно-эпидемиологического Заключения.

Организация - исполнитель обеспечивает разработку Проекта СЗЗ в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Заказчик - предприятие несет ответственность за полноту, достоверность и обоснованность исходных данных, послуживших основой для разработки Проекта.

Стоимость разработки Проекта обоснования (сокращения) размера расчетной СЗЗ индивидуальна для каждого предприятия и зависит, как от производственной мощности предприятия (количество источников выбросов и шума), так и от сложности разрабатываемого Проекта.

Проведение натурных наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы и шума. Нормативы образования отходов контролируются лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких видов работ.

Основание для наблюдений - Программа мониторинга загрязнения атмосферы и шума, разработанная в составе Проекта обоснования (сокращения) размера расчетной СЗЗ. Максимальная продолжительность наблюдений - год. Если лаборатория будет работать под кураторством Разработчика Проекта СЗЗ, период наблюдения можно сократить. Стоимость данной работы зависит от количества пунктов наблюдения, количества и номенклатуры контролируемых загрязняющих веществ и расценок самой лаборатории.

2.3. Установление размера и границ санитарно-защитной зоны предприятия.

Выдача Санитарно-эпидемиологического Заключения производится УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу (или области) в установленном порядке при наличии согласованного Проекта СЗЗ и результатов натурных наблюдений, подтверждающих выводы расчетной части. Материалы готовит и подает на рассмотрение в органы Роспотребнадзора предприятие или Разработчик Проекта, по его поручению.

Один экземпляр карты с нанесением границ санитарно-защитной зоны предприятия Роспотребнадзор оставляет у себя, второй аналогичный экземпляр передает в Комитет по градостроительству и архитектуре для учета при градостроительном регулировании территории.

В принципе, санитарно-защитная зона устанавливается предприятию "на всю его оставшуюся жизнь" . Все дальнейшие изменения в степени техногенного воздействия на прилегающие территории должны "укладываться" в размеры "разрешенной" ему Роспотребнадзором зоны.

Корректировка СЗЗ предприятия может быть вызвана только изменениями в планах смежных землепользователей или застройкой пустующих прилегающих территорий. Например, для строительства нового жилого дома или пищевого объекта требуется разработка проекта СЗЗ предприятия в два раза, в ином случае, экспертиза никогда не согласует проект строительства нового жилого дома в СЗЗ. При вашем согласии, естественно, разработку Проекта сокращения СЗЗ, реализацию необходимых мероприятий, натурные замеры должен финансировать инвестор жилого дома. Но предприятие одновременно должно понимать, что согласие на сокращение своей СЗЗ влечет ужесточения и ограничения на собственную производственную деятельность. Поэтом окончательное решение должно приниматься после полного понимания ситуации. К сожалению, цивилизованные варианты выбора встречаются редко, а чаще предприятие ставят перед фактом готовой застройки и уже решается вопрос о том, кто дальше будет существовать на этой территории. Поэтому ситуацию в пределах границ своей санитарно-защитной зоны предприятие всегда должно держать под контролем.

3. СЗЗ для промышленных предприятий.

В практике проектирования и строительства промышленных предприятий удельный вес насаждений на заводских территориях различен. Так, на предприятиях легкой промышленности он колеблется в пределах 30-60% общей площади, а на предприятиях металлургической, химической и машиностроительной промышленности в пределах 15-60%. По нормам проектирования промышленных предприятий площадь озеленения составляет не менее 15-20% площади территории предприятия. При плотной застройке промышленной площади этот показатель разрешается снижать до 10%. Следовательно, в среднем удельный вес насаждений превышает 20% общей площади предприятия.

Создание насаждений на фабрично-заводских территориях является одним из основных мероприятий по их благоустройству и, следовательно, по улучшению условий труда рабочих и служащих промышленных предприятий.

В комплексе работ по благоустройству территорий промышленных предприятий озеленение занимает большое место. В качестве примера приведем опыт озеленения территории инструментального завода «Калибр» в Москве. На заводской территории разбиты тенистые аллеи, сады, многочисленные цветники и другие формы озеленения, в которых использованы более 10 тыс. деревьев и 20 тыс. кустарников. Среди них растут и обильно плодоносят 1320 яблонь, 82 груши, 30 слив, 300 вишен и 450 кустов смородины. Кроме того, в заводских скверах и садах размещено более 15 тыс. цветущих многолетних растений. Рабочие и служащие «Калибра» сумели превратить свое предприятие в подлинный завод-сад.

Много насаждений на территориях промышленных предприятий Омска, Ленинграда и других городов.

Озеленению подлежат следующие участки фабрично-заводских территорий: площади перед входом на предприятие и перед его общественными и административными зданиями; места отдыха рабочих и служащих; внутризаводские дороги; свободные пространства вокруг отдельных производственных складских и подсобных зданий. В систему озеленения предприятия включаются также защитные посадки на его территории, а также вне границ предприятия и посадки по оврагам и берегам водоемов.

Наиболее сложной является организация СЗЗ от промышленных предприятий, размещенных в плотной городской застройке, что характерно, в частности, для старых городов, где промышленность, размещенная некогда на окраинах, "вросла" в ткань города в процессе его развития.

Список литературы:

1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов.

3. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

4. Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

САНИТАРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПРОИЗВОДСТВ, ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ, СКЛАДСКИХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ И РАЗМЕРЫ МИНИМАЛЬНЫХ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН ДЛЯ НИХ

Промышленные предприятия.

4.1.1. Химические производства

1. Комбинаты по производству аммиака, азотосодержащих соединений (мочевина, тиомочевина. гидразин и его производные, др.), азотно-туковых, фосфатных, концентрированных минеральных удобрений, азотной кислоты н др. требуют расширенной санитарно-защитной зоны, определяемой в соответствии с пп. 2.14. и 2.19. настоящего нормативного документа.

2. Производство продуктов и полупродуктов анилино-красочной промышленности бензольного н эфирного ряда - анилина, нитробензола, нитроанилина, алкилбензола, нитрохлорбензола, фенола, ацетона, хлорбензола и др.

1. Производство брома, полупродуктов и продуктов на его основе (органических, неорганических).

2. Производство газов (светильного, водяного, генераторного, нефтяного).

3. Станции подземной газификации угля.

4. Производство органических растворителей и масел (бензола, толуола, ксилола, нафтола, крезола, антрацена, фенантрена, акридина, карбозола и др.).

КЛАСС III - саншпарно-защитная зона 300 м.

1. Производство ниобия.

2. Производство тантала.

3. Производство кальцинированной соды по аммиачному способу.

4. Производство аммиачной, калиевой, натриевой, кальциевой селитры.

5. Производство химических реактивов.

1. Производство тукосмесей.

2. Производство по переработке фторопластов.

3. Производство бумаги из готовой целлюлозы и тряпья.

4. Производство глицерина.

1. Производство готовых лекарственных форм (без изготовления составляющих).

2. Производство бумаги из макулатуры.

3. Фабрики химической чистки одежды мощностью свыше 160 кг/сутки.

4. Производство изделий из пластмасс и синтетических смол (механическая обработка).

4.1.2. Металлургические, машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия и производства

КЛАСС I - санитарно-защитная зона 1000 м.

1. Комбинат черной металлургии с полным металлургическим циклом более 1 млн. т/год чугуна и стали.

Большие мощности требуют дополнительного обоснования необходимой сверхнормативной минимальной санитарно-защитной зоны.

2. Предприятия по вторичной переработке цветных металлов (меди, свинца, цинка и др.) в количестве более 3000 т/год.

1. Производство по выплавке чугуна при общем объеме доменных печей от 500 до 1500м 3 .

2. Комбинат черной металлургии с полным металлургическим циклом мощностью до 1 млн. т/год чугуна и стали.

1. Производство цветных металлов в количестве от 1000 до 2000 т/год.

2. Производство по размолу томасшлака.

3. Производство сурьмы пирометаллургическим и электролитическим способами.

4. Производство чугунного фасонного литья в количестве от 20 до 100 тыс. т/год.

5. Производство цинка, меди, никеля, кобальта способом электролиза водных растворов.

6. Производство металлических электродов (с использованием марганца).

1. Производство по обогащению металлов без горячей обработки.

2. Производство кабеля освинцованного или с резиновой изоляцией.

3. Производство чугунного фасонного литья в количестве от 10 до 20 тыс. т/год.

4. Предприятия по вторичной переработке цветных металлов (меди, свинца, цинка и др.) в количестве до 1000 т/год.

1. Производство котлов.

2. Предприятия пневмоавтоматики.*

3. Предприятие металлоштамп.*

4.1.3. Добыча руд и нерудных ископаемых

КЛАСС I - санитарно-защитная зона 1000 м.

1. Предприятия по добыче нефти при выбросе сероводорода от 0,5 до 1 т/сутки, а также с высоким содержанием летучих углеводородов.

2. Предприятия по добыче полиметаллических (свинцовых, ртутных, мышьяковых, бериллиевых, марганцевых) руд и горных пород VIII-XI категории открытой разработкой.

3. Предприятия по добыче природного газа.

КЛАСС II - санитарно-защитная зона 500 м.

2. Предприятия по добыче асбеста.

3. Предприятия по добыче железных руд и горных пород открытой разработкой.

4. Предприятия по добыче металлоидов открытым способом.

1. Предприятия по добыче нефти при выбросе сероводорода до 0,5 т/сутки с малым содержанием летучих углеводородов.

2. Предприятия по добыче фосфоритов, апатитов, колчеданов (без химической обработки), железной руды.

3. Предприятия по добыче горных пород VI-VII категории доломитов, магнезитов, гудронов асфальта открытой разработкой

4. Предприятия по добыче торфа, каменного, бурого и других углей.

КЛАСС IV - санитарно-защитная зона 100м.

1. Предприятия по добыче мрамора, песка, глины открытой разработкой. 2. Предприятия по добыче карбоната калия открытой разработкой.

4.1.4. Строительная промышленность

КЛАСС I - санитарно-защитная зона 1000 м.

1. Производство цемента (портланд-шлакопортланд-пуццолан-цемента и др.), а также местных цементов (глинитцемента, роман-цемента, гипсошлакового и др.).

2. Производство магнезита, доломита и шамота с обжитом в шахтных, вращающихся и др. печах.

3. Производство асбеста и изделий из него.

КЛАСС II - санитарно-защитная зона 500 м.

1. Производство асфальтобетона на стационарных заводах.

2. Производство гипса (алебастра).

3. Производство извести (известковые заводы с шахтными и вращающимися печами).

КЛАСС III - санитарно-защитная зона 300 м.

1. Производство художественного литья и хрусталя.

2. Производство стеклянной ваты и шлаковой шерсти.

3. Производство щебенки, гравия и песка, обогащение кварцевого песка.

КЛАСС IV- санитарно-защитная зона 100 м.

9. Производство глиняных изделий.

2. Стеклодувное, зеркальное производство, шлифовка и травка стекол.

3. Механическая обработка мрамора.

4. Бетонно-растворный узел.

4.1.5. Обработка древесины

КЛАСС I - санитарно-защитная зона 1000 м.

1. Лесохимические комплексы (производство по химической переработке дерева и получение древесного угля).

КЛАСС II - санитарно-защитная зона 500 м.

1. Производство древесного угля (углетомильные печи).

КЛАСС III - санитарно-защитная зона 300 м.

1. Предприятия по консервированию дерева (пропиткой)

2. Предприятия по производству шпал и их пропитке*.

3. Производство изделий из древесной шерсти: древесностружечных плит, древесноволокнистых плит, с использованием в качестве связующих синтетических смол.

4. Деревообрабатывающее производство.*

КЛАСС IV- санитарно-защитная зона 100м.

1. Производство хвойно-витаминной муки хлорофилло-каротиновой пасты, хвойного экстракта.

2. Производства лесопильное, фанерное и деталей деревянных стандартных изделий.*

3. Судостроительные верфи для изготовления деревянных судов (катеров, лодок).

4. Производство древесной шерсти

4.1.6. Текстильные производства и производства легкой промышленности

КЛАСС I - санитарно-защитная зона 1000м.

1. Предприятия по первичной обработке хлопка с устройством цехов по обработке семян ртутио-органическими препаратами. КЛАСС II- санитарно-защитная зона 500 м.

1. Предприятия по первичной обработке растительного волокна: хлопка, льна, конопли, кендыря.

2. Производство искусственной кожи и пленочных материалов, клеенки, пласткожи с применением летучих растворителей.

3. Предприятия по химической пропитке и обработке тканей сероуглеродом.

КЛАСС III - санитарно-защитная зона 300м.

1. Предприятия по непрерывной пропитке тканей и бумаги масляными, масляно-асфальтовыми, бакелитовыми и другими лаками.

2. Предприятия по пропитке и обработке тканей (дерматина, гранитоля и т. п.) химическими веществами, за исключением сероуглерода.

3. Производство поливинилхлоридных односторонне армированных пленок, пленок из совмещенных полимеров, резин для низа обуви, регенерата с применением растворителей.

КЛАСС V - санитарно-защитная зона 50 м.

1. Предприятия котонинные.

2. Предприятия коконо-разварочные и шелкоразмоточные.

3. Предприятия меланжевые.

4. Предприятия пенько-джутокрутильные, канатные, шпагатные, веревочные и по обработке концов.

5. Производство искусственного каракуля.

4.1.7. Обработка животных продуктов

КЛАСС I - санитарно-защитная зона 1000 м.

1. Заводы клееварочные, изготовляющие клей из остатков кожи, полевой и свалочной кости и других животных отходов.

2. Производство технического желатина из полевой загнившей кости, мездры, остатков колеи и других животных отходов и отбросов с хранением их на складе.

3. Утильзаводы по переработке павших животных, рыбы, их частей и других животных отходов и отбросов (превращение в жиры, корм для животных, удобрения и т. д.).

4. Производства костеобжигательные и костемольные.

КЛАСС II - санитарно-защитная зона 500 м.

1. Предприятия салотопенные (производство технического сала).

КЛАСС III - санитарно-защитная зона 300 м.

1. Центральные склады по сбору утильсырья.

2. Предприятия по обработке сырых меховых шкур животных и крашению (овчинно-шубные, овчинно-дубильные, меховые), производство замши, сафьяна.

3. Предприятия по обработке сырых кож животных: кожевенно-сыромятные, кожевенно-дубильные (производство подошвенного материала, полувала, выростки, опойки) с переработкой отходов.

КЛАСС IV - санитарно-защитная зона размером 100 м.

1. Предприятия по мойке шерсти.

2. Склады временного хранения мокросоленых и необработанных кож.

3. Предприятия по обработке волоса, щетины, пуха, пера, рогов и копыт.

4. Производство валяльное и кошмо-войлочное.

5. Производство лакированных кож.

6. Производства кишечно-струнные и кетгутовые.

КЛАСС V - санитарно-защитная зона размером 50 м.

1. Производство изделий из выделанной кожи.

2. Производство щеток из щетины и волоса.

3. Валяльные мастерские.

4.1.8. Обработка пищевых продуктов и вкусовых веществ

КЛАСС I - санитарно-защитная зона 1000 м.

1. Скотобаза.

2. Мясокомбинаты и мясохладобойни, включая базы предубойного содержания скота в пределах до трехсуточного запаса скотосырья.

КЛАСС II - санитарно-защитная зона 500 м.

1. Предприятия по вытапливанию жира из морских животных.

2. Предприятия кишечно-моечные.

3. Станции и пункты очистки и промывки вагонов после перевозки скота (дезопромывочные станции и пункты).

4. Предприятия свеклосахарные.

5. Производство альбумина.

6. Производство декстрина, глюкозы и патоки.

КЛАСС III - санитарно-защитная зона 300 м.

1. Рыбные промыслы.

2. Бойни мелких животных и птиц, а также скотоубойные предприятия мощностью 50-500 тонн в сутки.

3. Производство пива, кваса и безалкогольных напитков.*

4. Мельницы производительность более 2 т/час, крупоружки, зернообдирочные предприятия и комбикормовые заводы.

5. Предприятия по варке товарного солода и приготовления дрожжей.

1. Элеваторы.

2. Предприятия кофеобжарочные.

3. Производство олеомаргарина и маргарина

4. Производство пищевого спирта.

5. Кукурузно-крахмальные, кукурузно-паточные заводы.

6. Производство крахмала.

КЛАСС V - санитарно-защитная зона 50м.

1. Чаеразвесочные фабрики.

2. Овоще-, фруктохранилища.

3. Заводы коньячного спирта.

4. Макаронные фабрики.

5. Колбасные фабрики

4.1.9. Микробиологическая промышленность

КЛАСС I - санитарно-защитная зона 1000м,

1. Производство белково-витаминных концентратов из углеводородов (парафинов нефти, этанола, метанола, природного газа).

2. Предприятия, использующие в производстве микроорганизмы 1-2 группы патогенности.

КЛАСС II - санитарно-защитная зона 500м.

1. Производство кормового бацитрацина.

2. Производство кормовых аминокислот методом микробиологического синтеза.

3. Производство антибиотиков.

4. Производство кормовых дрожжей, фурфурола и спирта из древесины и сельскохозяйственных отходов методом гидролиза.

5. Производство ферментов различного назначения с поверхностным способом культивирования.

6. Производство пектинов из растительного сырья.

КЛАСС III - санитарно-защитная зона 300 м.

1. Производство пищевых дрожжей.

2. Производство биопрепаратов (трихограмм и др.) для защиты сельскохозяйственных растений.

3. Производство средств защиты растений методом микробиологического синтеза.

4. НИИ, предприятия микробиологического профиля.

5. Производство вакцин и сывороток.

КЛАСС IV - санитарно-защитная зона 100 м.

1. Производство ферментов различного назначения с глубинным способом культивирования.


СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

Положение о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в городе Москве. Постановление правительства Москвы от 16.10.2001 N 929-ПП.

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

На территориях крупных городов с каждым годом возрастает потребность в площадях под новое строительство жилых и промышленных объектов. При этом часть площадей заняты зачастую завышенными по размерам санитарно-защитными зонами () существующих предприятий, устанавливаемыми в соответствии с действующими санитарными нормами /1/, которые потенциально могут являться источником искомых дополнительных площадей. Поэтому актуальным является обоснование изменения границ СЗЗ городских и промышленных предприятий, которое должно проводиться на основании экологической оценки их воздействия на окружающую среду. Кроме того, многие предприятия (свалки, кладбища, поля фильтрации, шламохранилища, "грязные производства" и др.) являются интенсивными источниками загрязнения подземной среды, при этом, в существующем законодательстве /1/ при обосновании границ СЗЗ недооцененным является учет фактора воздействия предприятия на подземные воды.

Согласно /1/ в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов размеры санитарно-защитных зон устанавливаются от 1000 м для предприятия первого класса до 50 м для предприятия пятого класса. Такой подход не является корректным, так как не определяет однозначное соответствие санитарной классификации предприятий уровню их экологической опасности: характеру загрязнения и защитных мер. Например, является совершенно необоснованным установление границ СЗЗ на одинаковом удалении от источника загрязнения независимо от гидрогеологических условий - фильтрационных свойств водоносных и водоупорных слоев, направления и скорости фильтрации. В условиях плотной городской или промышленной застройки, эколого-экономически эффективным является обоснование границы СЗЗ объектов на основании прогнозирования предельного распространения загрязнения, подтвержденного опытно-миграционными исследованиями и режимными наблюдениями. Оценку распространения загрязнения необходимо производить с учетом особенностей компонентов системы "загрязнение - природные подземные воды - породы водоносного горизонта". В настоящее время для решения гидрогеохимических задач (исследования динамики миграционных процессов) наиболее широко применяемым инструментом является математическое моделирование, поскольку в натурных и лабораторных экспериментах процесс массопереноса загрязнения не может быть воспроизведен в реальном масштабе пространства/времени. Повышение точности прогнозирования распространения загрязнения с учетом гидрогеохимических аспектов возможно при постановке полевых опытных исследований и создании сети мониторинга на обследуемых и сопровождаемых объектах.

Корректировка границ СЗЗ существующих предприятий показана на примерах Николо-Архангельского, Калитниковского и Долгопрудненского кладбищ в Московской области, для которых определяющим границу СЗЗ фактором воздействия на подземные воды является бактериологическое загрязнение. При этом граница СЗЗ устанавливается от границы кладбища на расстоянии переноса болезнетворных бактерий с потоком подземных вод за 400 суток по аналогии с подходом, используемым для установления границы второго пояса зоны санитарной охраны /2, 3/. Такой подход позволяет существенно сократить нормативные границы СЗЗ кладбищ, вплоть до его внешнего ограждения. Расчеты массопереноса загрязнения выполнены с использованием системы визуального моделирования потоков подземных вод Visual Modflow 4.1. На рис. 1 показаны результаты корректировки границ СЗЗ Николо-Архангельского кладбища: кладбище площадью более 100 га отнесено к предприятию II класса опасности с минимальной санитарно-защитной зоной 500 м как кладбища смешанного и традиционного захоронения, крематорий на территории кладбища при количестве печей более одной отнесен к I классу опасности с санитарно-защитной зоной 1000 м.



Рис. 1. Корректировка границ СЗЗ Николо-Архангельского кладбища

На примере проектируемого химического завода по производству поливинилхлорида в Нижегородской области (рис. 2) показано обоснование границ СЗЗ предприятия, загрязняющего подземные воды как путем непосредственного поступления загрязнения от источника в фильтрационный поток, так и с инфильтрацией вод атмосферных осадков. Предприятие выбрасывает в атмосферу значительное количество загрязняющих веществ, которые выпадают на земную поверхность не только в пределах территории предприятия, но и на обширной территории вокруг него. Методика обоснования границ СЗЗ по фактору воздействия на подземную гидросферу включает расчет переноса загрязнения с поверхности через зону аэрации вместе с инфильтрующимися водами атмосферных осадков, и дальнейшую миграцию загрязнения с потоком подземных вод. При этом оценка загрязнения почв основывается на результатах расчетов рассеивания загрязняющих веществ в воздухе и зависит от содержания загрязняющих веществ в воздухе на высоте 2 м.

На рис. 2 приведены границы СЗЗ, построенные по различным факторам воздействия на окружающую среду проектируемого завода по производству поливинилхлорида. Выявлено, что при существующих и прогнозных гидрогеологических условиях (с учетом техногенного подтопления промплощадки и прилегающей территории) площадного загрязнения подземных вод за счет выпадения загрязнения из воздуха не происходит в связи с мощным глинистым разрезом зоны аэрации. Основным источником загрязнения подземных вод являются утечки загрязненных вод непосредственно на территории завода.



Рис. 2. Сравнение границ СЗЗ проектируемого предприятия по различным факторам

Выводы:

1. В действующий СанПиН, определяющий размер СЗЗ предприятий /1/, необходимо ввести положение об обязательном обосновании границ СЗЗ предприятий на основании гидрогеологических исследований и прогнозных расчетов миграции загрязняющих веществ в зоне аэрации и зоне полного насыщения.
2. Для предприятий, интенсивно загрязняющих атмосферу, расчеты границ СЗЗ по фактору воздействия на подземные воды производить с учетом выпадения загрязняющих веществ из воздуха на поверхность почвы и переноса через зону аэрации на уровень грунтовых вод.

Литература
1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 " и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.01.2008 N 10995).
2. СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.04.2002 N 3399).
3. Шестаков В.М., Невечеря И.К Геомиграционное моделирование переноса микробов и вирусов в подземных водах. Тезисы научной конференции Ломоносовские чтения 2004 года, Секция Геология.

УТВЕРЖДАЮ Заместитель Главного государственного санитарного врача СССР

А. И. Заиченко

Санитарные правила
устройства и содержания кладбищ*

1. Отвод участка под кладбище и его устройство

1.1. Согласно Строительным нормам и правилам (СНи П П-60-75) «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов» кладбища и крематории должны размещаться в пригородной зоне города или другого населенного пункта, на расстоянии не менее 300 метров от жилых и общественных зданий и зоны отдыха (п. 6.30 и таблица № 31). 1.2. Площадь участка, отводимого под кладбище, рассчитывается исходя из норм СНиП П-60-75 (табл. № 31) - 0,01 га на 1000 человек (на первую очередь и на расчетный срок). 1.3. Отвод земельного уч астка под кладбище, проекты устройства новых кладбищ, расширения и реконструкции действующих - подлежат согласованию с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. 1.4. Месторасположение кладбищенского участка и его размеры предусматриваются в проекте планировки и застройки населенного пункта с учетом возможности использования территории кладбища после его закрытия под устройство парка или сада для общественного использования населением. При отсутствии проекта планировки и застройки участок для кладбища отводится с учетом местных условий при соблюдении указанного в п. 1.1. разрыва от жилой застройки. _____________* В настоящ ие сан итарны е правила включены также сан итарны е тр ебо ван ия по захоронению, эксгумации и перевозке трупов умерших и оста нков умерших. 1.5. В сельских населенных пунктах, где источником водоснабжения являются коло дцы, каптажи и другие устройства для децентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, при расположении кладбища выше по потоку грунтовых вод, питаю щих эти источники, размер санитарно-защитной зоны между кладбищем и населенным пунктом при санитарно-гигиеническом обосновании может быть у величен до 500 метров. В сельских населенных пунктах, пользующихся колодцами и другими источниками грунтовых вод, при расположении кладбищ ниже по грунтовому потоку санитарно-защитная зона между кладбищем и населенным пунктом может быть уменьшена до 100 метров. На территории санитарно-защитной зоны от проектируемых и действующих кладбищ запрещается строительство жилых и общественных зданий. 1.6. Прокладка городской (поселковой) сети централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения по территории кладбища запрещается. Кладбище должно иметь самостоятельную систему водоснабжения для поливочных целей. 1.7. Не разрешается устройство кладбищ на территориях: первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения, минеральных источников, первой и второй зоны округа санитарной охраны курорта; с выходами на поверхность закарстованных, сильно тре щиноватых пород и в местах выклинивания водоносных гори зонто в; на берегах морей, озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хо зяйственно-бытовых нужд, купания и других культурно-оздоровительных целей. 1.8. Участок, отводимый под кладбище, должен удовлетворять следующим требованиям: а) иметь уклон в противоположную сторону от населенного пункта и открытых водоемов, используемых для хозяйственно-бытовых целей; б) не быть подверженным оползням и обвалам; в) не затопляться при паводках: г) грунтовые воды на участке должны быть не менее чем в двух метрах от поверхности поч вы при наиболее высоком их стоянии.Примеч ан ие: при отсутств ии участков, удовлетворяю щих этому тр ебованию, отвод имый под кладби ще у часток должен дрениро ваться д) иметь сухую пористую почну (песчаную, супесчаную, слабогли нистую и т.п.), обеспечивающую достаточную воздухопроницаемость и быстрое просыхание. Необходимо избегать участко в торфянистых и с тяжелым и глинами; е) иметь удобные, благоустроенные, озелененные подъезды. 1.9. При определении размера участка под кладбище следует исходить из установленного Строительными нормами и правилами (глава П-60-75) нормат ива 0,01 га на 1000 человек. Общую площадь мест захоронения следует принимать из расчета 65-70% от общей площади кладби ща. 1.10. Устройство кладбища должно осуществляться по утвержденному в установленном порядке проекту, в котором, в частности, должно быть предусмотрено: а) выделение участков (кварталов) для захоронения и очередность их использования; б) направление, размеры и благоустройство проездов и пешеходных дорожек; в) ра зме щен ие и характер зеленых насаждений; г) строительство необходимых для правильного функционирования кладбища зданий и сооружений (контора, сторожка, водопровод, специальное здание для предпохоронного сохранения трупов с траурным залом, цветочный магазин, общест венные туалеты, ограждение и др.). д) озеленение кладбища (создание защитных посадок по периметру кладбища и декоративных насаждений по основным аллеям и местам захоронения с учетом обеспечения достаточного проветривания и инсоляции). Площадь зеленых насаждений должна составлять не менее 20% общей площади кладбища. При устройстве сельского кладбища обя зательно выполнение требований подпунктов «а», «б», «в», «д», а также подпункта «г» в части строительства общественного туалета и ограждения территории кладби ща. 1.11. Территория кладбища должна быть огорожена по периметру и спланирова на таким образом, чтобы обеспечить быстрое удаление поверхностных вод. 1.12. Перед въездом на кладбище в городах, промышленных центрах и других крупных населенных пунктах должны предусматриваться площадка для стоянки автомобильного транспорта.

2. Эксплуатация и содержа ние кладбищ.
Захоронение и перевоз ка трупов умерших

2. 1. Ввод кладбища в эксплуатацию производится по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы. 2.2. Захоронение произ водится в отдельных могилах на каждого умершего. На каждую могилу отводит ся участок 5 кв. м. Расстояние между могилами по длинным сторонам должно быть не менее 1 метра, по коротким - не менее 0,5 метра. 2.3. Длина могилы должна быть не менее 2 метров, ширина - 1 метр, глубина - 1,5 метра с учетом местных почвенно-климатических условий. При захоронении умерших детей размеры могил могут быть соответственно уменьшены. От дна могилы до уровня стояния грунто вых вод должно быть не менее 0,5 м. Над каждой могилой должна быть земляная насыпь высотой 0,5 м от поверхности земли или надмогильная плита. Насыпь должна выступать за края могилы для защиты ее от поверхностных вод. Ограждение могил нежелательно.Примечания. 1. При захоро нении тела умершего в сидячем положении слой земли над трупом, считая с надмогильной насыпью, должен быть не менее 1 метра.2. В городах, имеющих крематор ий, на кладби щах, в случаях необход имости, должны предусматриваться места для захорон ения урн в спе циальных нишах в огр аде кладбища из расчета 1-1 ,2 кв. м на од ну урну, а для захоронения урн в земле - 2 кв. м.3. Захоронение трупов умерших в семейных склепах нежелательно. В отдельных случаях, ког да по местным тради циям допускается устройство семейных склепов, захоронение умерших должно произво диться в металлических (оцинкованных) , гермет ично запаянных гробах. 2.4. Устройство братских могил, как правило, не разрешается. В исключительных случаях захоронение в братских могилах может быть допущено по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы при соблюдении следующих правил: а) расстояние между гробами в братских могилах должно быть не менее 0,5 м; б) при захоронении в два ряда верхний ряд должен отстоять от нижнего не менее чем на 0,5 м; в) гробы верхнего ряда должны быть расположены над промежутками между гробами нижнего ряда; г) глубина братских могил при захоронении в два ряда должна быть не менее 2,5 м и дно могилы выше уровня стояния грунтовых вод - не менее чем на 0,5 м. 2.5. Захоронение производится при предъявлении соответствующего документа из местного ЗАГСа. 2.6. Перевозка или переноска умерших к местам захоронения совершается, как правило, в гробах.Примеч ан ие: при захоронении трупов умерших в сидячем положении переноска их к месту погребения совершается на спе циальных носилках, а перевозка трупов вдали от предпол агаем ых мест погребения - в гробах. 2.7. Процесс погребения умерших в лечебных учреждениях или поступивших в патолого-анатомическое отделение для вскрытия (в том числе погибших в результате несчастных случаев) совершается, как правило, непосредственно из патолого-анатомического отделения, без завоза тела умершего домой.Примечания: 1. В случае смерти, последовавшей в лечебном учреждении, труп умершего из патолого-анатомического отделен ия может по желанию родственников завоз иться (не более чем на одни сутки) домой для прощания с покойным. В этих случаях труп должен быть предварительно забальзамирован (формалин, спирт и другие в ещества, пр игодные для этой ц ел и) и охлажден. Охлаждение, по возможности, целесообр азно продолжить и в домашних условиях.2. Перевоз трупа ум ершего должен производиться в гробу, на дно которого необходимо положить ве щества, хорошо вп итываю щие влагу (сухие опилки, мелкая деревянная стружка, торф и др.).3. Запрещается завозить трупы умерш их домой, если причиной смерти явил ись особо о пасные инфек ции (чума, холера, натуральная оспа, сибирска я язва) , а также когда условия за прещения устанавливаются патолого-анатомами (сильное разлож ение трупа, смерть, последовавшая в р езультате тра нспортных аварий и др.).4. Порядок погр ебения умерш их от особо опасных инфекц ий о пределяется специальными прав илами Мини стерства здравоохранения СССР. 2.8. Захоронение умерших производится не ранее, чем через 24 часа после наступления смерти.Примечан ие: Захоронение умерших допускается и в более ран ние сроки, если труп подвергся патолого-аиатомическому вскрытию или судебно-медицинскому исследованию. 2.9. Перевозка трупов умерших к месту погребения (в случаях, когда смерть последовала не по месту жительства покойного) разрешается любыми транспортными средствами (железнодорожный, авиационный, автомобильный и др.) по получении специального разрешения на перевоз от соответствующего транспортного ведомства. Для оформления перевозки трупа умершего с места, где последовала смерть к месту погребения в другом районе или городе страны, необходимо получить справку-разрешение на перевоз от местной санитарно-эпидемиологической стан ции (по месту смерти) по предъявлении заключения лечебного учреж дения о причине смерти. 2.10. Перед перевозкой труп должен быть забальзамирован для длительного хране ния. От момента наступления смерти до погребения в этих случаях должно пройти не более пяти суток. 2.11. При перевозке умершего железнодорожным или ав иационным транспортом тру п должен быть помещен в оцинкованный, герметично запаянный гроб, изнутри заполненный ве ществом, впитываю щим влагу. М еталлический гроб помешается в деревянный, плотно сколоченный ящик для транспортирования в багажном отделении. 2.12. При перевозке трупов умерших от особо опасных инфекций не ра зрешается открывать гроб для прощания. 2.13. Для ускорения процессов разложения и минерализации захоронение трупов умерших целесообра зно прои зводить в деревян ных гробах, за исключением случаев, связанных с перевозкой и пере захоро нением трупов и останков умерших. 2.14. Перезахоронение останков умерших допускается не ранее одного года с момента погребения в песчаных грунтах и не ранее трех лет в сырых грунтах, где процессы разложения и минерализации замедлены. Эксгумацию (извлечение) останков из могилы желательно производить в зимнее (холодное) время года, днем, в присутствии представителей органов коммунального хозяйства, милиции и местного учреждения санитарно-эпидемиологической службы. Разрешение на извлечение останков из могилы и перенос их на другое место захоронения оформляется исполкомами местных Совето в депутатов трудящихся. Районная санитарно-эпидемиологическая станция дает заключение о возможности эксгумации останков по предъявлении соответствующих документов, разрешаю щих эксгумацию и перевоз останков на другое место захоронения, и справки лечебного учреждения о причине смерти эксгумируемого. Перевоз останков осуществляется с соблюдением требований, изложенных в пп. 2.9 и 2.11 настоящих правил.Примеч ание. Исключение из вышеуказанных прав ил допускается в особых случаях, в частности, когда эксгума ция останков производится по требованию следственных органов и прокуратуры и др. 2.15. Могила после извлечения останков должна быть немедленно засыпана и поверхность почвы спланирована. 2.16. Извлечение останков умершего и з братской могилы для перезахоронения не ра зрешается. Исключение может быть допущено лишь в случаях извлечения для перезахоронения останков всех захороненных в братской могиле по согласованию с местным и учреж дениями санитарно-эпидемиологической службы. 2.17. Территория кладбища (проезды, дорожки, другие места общественного пользования) должна регулярно поливаться в летнее время, посыпаться песком зимой, регулярно убираться (очищаться от мусора и опавших листьев), а зеленые насаждения поддерживаться в хорошем состоянии. Мог илы должны содержаться в порядке (исправление провалов почвы, подсыпка грунта, озеленение и т. п.). 2.18. Использование закрытого кладбища или отдельного участка на действующем кладбище для вторичного погребения может быть допущено не ранее, чем чер ез 20 лет посл е последнего захоронения (кладбищенский период).Примеча ние. В отдельных случаях, если кладбище размещено в благоприятных почвенных условиях, этот срок по согласованию с местными учреждения ми санитарно-эпидемиологической службы может быть уменьшен до 15 лет. Вопрос об использовании закрытого кладбища для вторичного погребения должен быть согласован с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. 2.19. Территория ликвидируемого кладбища (по истечении кладбищенского периода) должна использоваться в качестве зе леного массива для общественного пользования. Ликвидация могил в этом случае, как правило, производится без вскрытия останков захороненных, путем снятия надгробий. В отдельных случаях, по прошествии полного кладбищенского периода, территория ликвидируемого кладбища по согласованию с местным и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы может быть использована для других целей. В случае необходимости ликвидации действующего кладбища необходимо вскрытие всех останков и перезахоронение их на другое кладбище, с соблюдением правил по эксгумации и перезахоронению, изложенных в настоящем документе. 2.20. Ответственность за выполнение настоящих правил возлагается на органы, в ведении которых находятся кладбища. 2.21. Настоящие санитарные правила уст ройства и содержания к ладбищ изданы взамен отмененных «Санитарных правил устройства и содержания кладбищ» № 343-60.

Строительство торгово-развлекательного комплекса "РАДУГА" в санитарно-защитной зоне Широкореченского кладбища II класса опасности в городе Екатеринбург.


Начато строительство Автосалона, где любое строительство, кроме культовых и обрядовых объектов запрещено нормами СанПиН.
Информация взята с http://boroda.66.ru/blog

Президенту РФ
Путину В.В.
__________________
Старая площадь, д. 4
103132, Москва, Россия

Уважаемый Владимир Владимирович.

В ответ на письма сотрудников Вашей администрации от 05.07. 2012 № А26-09-362732 и от 24.08.2012 №А26-01-411365 сообщаю, что мною получены от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (от Заместителя главного государственного санитарного врача РФ Брагиной И.В.) разъяснения о нормах и порядке применения СанПиН. Согласно с указанными разъяснениями (от 11.10.2012 № 09-6903-12-16), строительство в Екатеринбурге в санитарно-защитной зоне действующего Широкореченского кладбища торгово-развлекательного центра «Радуга - парк» (ТРЦ «Радуга - парк») является преступлением. Из-за строительства данного объекта сегодня в зоне вероятного бактериологического заражения оказались более двух миллионов человек. Это количество составляет 1,5% населения кекс в России . В связи с этим обстоятельством, я требую от Вас, незамедлительно принять меры для прекращения строительства данного объекта и недопущения его ввода в эксплуатацию.
Одновременно прошу Вас поручить Следственному комитету РФ провести расследование обстоятельств, при которых застройщик ЗАО «Форум-групп» получил разрешительные документы на строительство ТРЦ «Радуга - парк» в санитарно-защитной зоне кладбища, относящегося к объектам второго класса опасности.

Приложения на 3 листах:
1.Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор РФ) от 11.10.2012 № 09-6903-12-16;
2.План санитарно-защитной зоны действующего Широкореченского кладбища.

Владимир Юрьевич Момот 30.10.2012 г.

Наше обращение
В Общественное Движение «Народный Контроль» поступили сведения о строительстве развлекательного учреждения в санитарно-защитной зоне Широкореченского кладбища в г. Екатеринбурге на пересечении улиц Репина-Волгоградская.

Согласно Постановлению Уставного суда Свердловской области от 22 июня 2011 года , признан несоответствующим статьям 2, 18 (пункт 4), 86, 87, Устава Свердловской области подпункт 78 пункта 1 Решения Екатеринбургской городской Думы от 23 июня 2009 года № 20/7 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 13 ноября 2007 года № 68/48 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» в части изменений статей 48, 48-1 (Приложения № 1, 2), которым часть территории Верх-Исетского района муниципального образования «город Екатеринбург» в границах улиц Репина-Зоологическая-Волгоградская-С.Дерябиной была переведена из территории общего пользования (парков, набережных) ТОП-1 в зону обслуживания и деловой активности местного значения Ц-2. Указанное Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

В соответствии с пунктом 2.10 санитарных правил и норм «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03» на территориях санитарно-защитных зон кладбищ не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с их обслуживанием, за исключением культовых и обрядовых объектов. А на территории зоны обслуживания и деловой активности местного значения Ц-2 в соответствии со статьёй 52-1 Правил землепользования и застройки городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург» разрешено строительство зданий и сооружений.

В соответствии с пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» для Широкореченского кладбища установлена пятисотметровая санитарно-защитная зона. Часть территории в границах улиц Репина-Зоологическая-Волгоградская-С.Дерябиной находится в санитарно-защитной зоне Широкореченского кладбища, что подтверждается выкопировкой из генерального плана развития городского округа муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года (схема планировочных ограничений).
Законодательством в частности установлено следующее:

Ст. 2, пункт 3 статьи 18 Устава Свердловской области: «4. На территории Свердловской области гарантируется защита и соблюдение прав и свобод человека и гражданина»

Ст. 41 и 42 Конституции Российской Федерации предусматривают право каждого на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации указанных конституционных прав.
- п. 2 ст. 12 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при разработке генеральных планов муниципальных образований должны соблюдаться санитарные правила.

Учитывая все вышеизложенное, возведение торгового центра на указанной территории должно быть остановлено, однако его строительство на указанной территории продолжается полным ходом! Никаких мер для исполнения решения суда не принимается ни одним из государственных органов с 22 июня 2011 года (прошло уже больше года). Вероятно усматривается коррупционная составляющая, в данной схеме. Здоровье граждан подвержено очень серьезной опасности! ОД «Народный Контроль» выступает с защитой неопределенного круга лиц, чьи права нарушаются строительством в санитарно-защитной зоне кладбища развлекательного (торгового) центра.

В связи с изложенным, прошу:

1. Направить данное заявление по подведомственности, о чем письменно сообщить в установленный срок.

2. Выдать предписание о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Привлечь виновных в нарушении действующего законодательства.

3. Не ограничиваться поставленными вопросами и провести дополнительные мероприятия направленные на решение данной ситуации.

4. Осуществить государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в данной сфере.

5. Остановить строительство в санитарной зоне торгового центра и принять меры по исполнению Постановления Уставного суда Свердловской области от 22 июня 2011 года!

6. В случае, если по указанным обстоятельства не будет проведена проверка должным образом, мы будем вынуждены обратиться во все существующие инстанции, для отстаивания интересов граждан, в том числе в суд и СМИ, а так же будем добиваться наказания для должностных лиц, которые провели некачественную проверку по данному факту.

По существу заявления и о принятых мерах просим Вас сообщить письменно в установленный законом срок.

Главному санитарному врачу РФ
Онищенко Г.Г.

Уважаемый Геннадий Григорьевич.

В Екатеринбурге идет строительство торгово-развлекательного центра (ТРЦ) «Радуга-Парк» в санитарно-защитной зоне действующего Широкореченского кладбища, площадь которого составляет 44 га. Земельный участок под строительство торгового центра был выделен на основании Санитарно-эпидемиологического заключения № 66.01.35.000.Т.000774.05.06 от 27.05.2009г., выданного Роспотребнадзором по Свердловской области. Уставный суд Свердловской области ещё 22 июня 2011 года принял Постановление, которым отменил Решение депутатов Городской Думы о выделении данного земельного участка под строительство ТРЦ, указав, что это Решение противоречит санитарному законодательству кекс в России .
Строительство ТРЦ «Радуга-Парк» в санитарно-защитной зоне кладбища является грубейшим нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства кекс в России . Дело в том, что при погребении путем предания тела умершего земле в могилах начинаются биохимические процессы. В результате происходит заражение почвы и грунтовых вод территории кладбища. Процесс разложения трупа на отдельные химические элементы и простые химические соединения называется минерализация. Для классических типов захоронений (в деревянном гробу, в грунтовой могиле) период минерализации и кальцинирования костных останков составляет 25 лет. При этом одновременно с отравляющими веществами в почву и грунтовые воды попадают возбудители особо опасных инфекций, ставших причинами смерти усопших. В зависимости от площади кладбищ в соответствии СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» вокруг кладбищ должны быть сформированы санитарно-защитные зоны. Они предназначены для того, чтобы концентрация опасных для человеческого организма веществ и возбудителей инфекций, попавших в почву и грунтовые воды, снизилась до значений предельно допустимой концентрации (ПДК). В соответствии с пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, кладбища, в зависимости от их площади, разделяют по классам опасности.
КЛАСС II - санитарно-защитная зона 500 м
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га.
Примечание. Размещение кладбища размером территории более 40 га не допускается.
КЛАСС III - санитарно-защитная зона 300 м
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га.
КЛАСС IV - санитарно-защитная зона 100 м
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га.

Эти элементарные врачебные истины входят в курс лекций любого медицинского учебного заведения. К сожалению, Ваши сотрудники, занимающие высокие посты, о них забыли. Иначе как можно объяснить содержание ответов на мои обращения от начальника Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Кузьмина С.В. (1), его заместителя Диконской О.В. (2) и Вашего заместителя Брагиной И.В. (3). В своем письме Кузьмин С.В. делает ссылку на «авторитетный первоисточник». Это положительное экспертное заключение ФГНП «ЕМНЦ ПОЗРПП» Роспотребнадзра РФ от 21.05.2009 г. на материалы экологического обоснования возможности размещения бизнес-парка в санитарно-защитной зоне Широкореченского кладбища. При этом он замалчивает тот факт, что заключение делалось под его личным руководством, так как в 2009 году он был руководителем данного учреждения. Пунктом 2.10 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» указано, что «На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов». В пункте 7.1. того же нормативного документа говориться, что «Прокладка сетей централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, используемого для хозяйственно-питьевых целей населением городов и других населенных пунктов, по территории санитарно-защитных зон и кладбищ не разрешается".
Однако вышеназванные руководители Роспотребнадзора в своих письмах утверждают, что «требования СанПиН 2.1.1279-03 предназначены только для проектировщиков кладбищ и не распространяются на юридическое лицо, осуществляющее строительство торгового центра в СЗЗ кладбища». Одновременно в этих письмах на основании пункта 5.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» СЗЗ кладбищ приравнена к санитарно-защитной зоне промышленных предприятий и производств, поэтому там можно строить торговые центры и детские медицинские учреждения. Интересно, о какой продукции кладбищ идет речь?
В письме на имя Кузьмина С.В. (4) госпожа Брагина И.В. пошла еще дальше. Что бы узаконить беззаконие она считает возможным сократить СЗЗ действующего Широкореченского кладбища, относящегося к объектам второго класса опасности, по самый кладбищенский забор. Её аргументация превзошла самые смелые ожидания. Напрочь забыв о биохимических реакциях процессов минерализации, госпожа Брагина И.В. считает, что кладбища воздействуют на окружающую среду только выбросом пыли и шумом. В связи с тем, что широкореченские покойники ведут себя дисциплинированно, уровень пыли и шума не превышает ПДК и ПДУ. Из этого факта Брагина И.В. сделала вывод, что данное место захоронений можно приравнять к лесопарковой зоне. А как мы с Вами знаем, от лесопарков санитарно – защитными зонами не отгораживаются. Сам собой напрашивается вывод о том, что Вы допустили грубую ошибку, утвердив разделение кладбищ по классам опасности. Покойники молчат и не пылят везде одинаково, поэтому может быть стоит прислушаться к мнению Вашего заместителя и упразднить СЗЗ кладбищ. На их месте можно будет построить дополнительные торгово-развлекательные центры и детские парки развлечений с каруселями и колесами обозрений, как это делает ЗАО «Форум-групп» совместно с администрацией Екатеринбурга. Почему бы и нет? Ведь в санитарно-защитной зоне этого кладбища бывший мэр Чернецкий А.М. уже построил новый корпус Областной детской больницы с двумя уникальными медицинскими центрами для детей, а так же многоэтажные жилые дома с продуктовыми магазинами и детскими спортивными площадками.
Копии всех перечисленных документов находятся в Управлении санитарного надзора Роспотребнадзора РФ у Аксеновой О. И. С юридической точки зрения, перечисленные мною, документы, составленные Вашими сотрудниками, являются служебным подлогом, так как искажают содержание нормативных актов и порождает определенные юридические последствия. Авторы этих документов нарушили конституционные права человека и гражданина, охраняемые законом. Их действия подпадают под ч. 2 ст. 292 УК РФ. На основании этих подложных документов Прокуратура Свердловской области, Районные суды Екатеринбурга и местные чиновники отвергают все обращения возмущенных горожан.
Строительство ТРЦ идет полным ходом. После взрывных работ, поведенных на строительной площадке, в скальных породах образовались трещины, и грунтовые воды кладбища топят котлованы и траншеи. Застройщик ЗАО «Форум-групп» сначала откачивал эту воду насосами на газоны, а потом построил дренажный водовод в городскую дождевую канализацию. Сейчас она сбрасывается в реку Исеть. В результате этого в зоне возможного биологического заражения оказались 1,4 млн. жителей Екатеринбурга и 0,8 млн. человек, проживающих на берегах реки Исеть в Свердловской, Курганской и Тюменской области.
Геннадий Григорьевич, на 12 декабря 2012 года назначено открытие ТРЦ «Радуга-Парк». Там планируют открыть детский парк развлечений, кафе, кинозалы и магазины, в том числе для продажи товаров для детей и продуктов питания. Все это располагается в санитарно-защитной зоне кладбища в пятидесяти метрах от могил. В результате коррумпированности и безграмотности некоторых Ваших сотрудников более полутора процентов жителей



Что еще почитать