Совет экономической взаимопомощи был создан в году. Варшавский договор и совет экономической взаимопомощи. Экономико-правовой механизм интеграции СЭВ

Находилось достаточное количество причин, которые приводили к объединению стран. В одни годы это было военное противостояние (как, например, в случае с Антантой на заре XX века или антигитлеровской коалицией в его середине), в другие - необходимость финансовой или политической поддержки (СНГ после или создание СЭВ - союза экономической взаимопомощи в конце 40-х годов прошлого столетия). Немного подробнее остановимся на последней озвученной нами коалиции. Создание СЭВ. Как это было.

Начнем с того, что первопричиной создания подобного экономического объединения в 1949 году стали разрушительные и масштабные последствия II Мировой войны. Страны Восточной и в ходе этого глобального военного конфликта понесли невероятные человеческие и экономические потери. Вернее было бы даже сказать, что финансовый сектор этих государств был полностью разрушен. Восстановления требовала не только промышленность, но и жилой сектор, а также инфраструктура, не говоря уже о численности населения. Необходимы были регулярные поставки сырья, оборудования и, безусловно, продовольствия. Образование СЭВ в 1949 году призвано было помочь в решении этих вопросов.

Страны, вошедшие в состав

Участниками нового содружества стали Европы, а именно: Румыния, Болгария, Советский Союз, Польша, Чехословакия и Венгрия. Через несколько месяцев к ним присоединяется Албания, а на следующий год и демократическая часть Германии (ГДР).

Создание СЭВ изначально предполагало, что в его состав будут входить только европейские государства и СССР. Однако в 1962 году на очередном заседании было принято решение, что участниками союза вполне могут быть и другие страны, полностью разделяющие и поддерживающие основные цели объединения. Подобная смена политики позволила включить в состав участников Монгольскую Народную Республику, Вьетнам и Кубу. Однако в 1961 году Албания разорвала все соглашения и прекратила свое участие в союзе, ввиду смены государственной позиции правительством страны.

Деятельность союза

Стоит отметить следующий факт: несмотря на то, что создание СЭВ пришлось на 1949 год, свою активную деятельность это экономическое сообщество начало лишь в 60-х. Именно в эти годы руководство самого крупного государства-участника (СССР) решило превратить объединение в своеобразный социалистический лагерь, подобный Европейскому обладающему общим рынком. Иначе говоря, создалось подобие современному Евросоюзу. Страны СЭВ с 1964 года начали активно взаимодействовать в масштабной системе банковских взаиморасчетов. Все операции производились через созданный в 1963 году. Через семь лет появилась новая финансовая структура. Ее задачей стала выдача долгосрочных кредитов на реализацию планов сообщества. Эта организация получила название Международного инвестиционного банка.

70-годы ознаменовались новым этапом - создание СЭВ-программы, направленной на экономическое объединение и взаимопроникновение. Она предполагала развитие высших форм государственной интеграции: инвестиций, производственной кооперации, сотрудничества в области научно-технических разработок. Именно в этот период возникли различные интернациональные концерны и предприятия. К 1975 году, несмотря на заметное отставание от своих западных конкурентов, страны СЭВ обладали 1/3 мирового промышленного производства. Однако внутри коалиции назревала тенденция к капиталистическому пути развития рынка. СССР делал попытки присоединиться к новым экономическим программам, но безуспешно. Политическая обстановка 80-х привела к смене правительств и в ряде стран-участниц (самом Советском Союзе, в том числе), что в итоге закончилось ликвидацией объединения по инициативе его членов. Нельзя не сказать, что создание СЭВ позволило многим странам Европы возродить разрушенную войной экономику и подняться на новый уровень экономического развития.

Варша?вский догово?р (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) — документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза — Организации Варшавского договора (ОВД) и закрепивший двуполярность мира на 34 года. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО.

Договор подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Договор вступил в силу 5 июня 1955 года. 26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет.

В соответствии с его условиями и Уставом ООН , государства — участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил.

На Московском заседании ПКК (1958) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами — участниками Варшавского договора и членами НАТО .

В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия.

На Варшавском совещании ПКК (1965) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.

Будапештское совещание ПКК (1966) — принята Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе. В связи с преобразованиями в СССР и других странах Центральной и Восточной Европы 25 февраля 1991 года государства-участники ОВД упразднили её военные структуры, а 1 июля 1991 в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия Договора.

Сове?т экономи?ческой взаимопо?мощи (СЭВ) — межправительственная экономическая организация, действовавшая с 1949 по 1991, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.

Был создан в январе 1949 на Московском экономическом совещании представителей СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии, но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой ЕЭС (Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Европейского союза). Его целью было экономическое и научно-техническое сотрудничество социалистических стран. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц.


В октябре 1974 года СЭВ получил статус наблюдателя в ООН. Цель создания СЭВ — содействовать путём объединения и координации усилий стран-членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда, постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития и неуклонному подъёму благосостояния народов стран-членов СЭВ.

Первоначально в состав СЭВ вошли страны-участницы Московского совещания, а затем были приняты: Албания (февраль 1949) и Германская демократическая республика (сентябрь 1950).

Правительство Югославии, открыто ставшее на путь вражды по отношению к Советскому Союзу и странам народной демократии, не было принято в состав СЭВ Заявление Югославии о том, что в отношении неё якобы совершён акт дискриминации, было отведено правительством Советского Союза как необоснованное.

В начале своей деятельности СЭВ концентрировал свои усилия главным образом на развитии торговли между социалистическими странами. В дальнейшем в работе СЭВ главным направлением все больше становится координация народнохозяйственных планов стран — участниц Совета.

Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество и т.д. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая (бартерная) торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов.

В 1975 на долю стран-членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 в несколько раз.

Между тем масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов. Этот разрыв увеличивался вследствие невосприимчивости нерыночного хозяйства к НТР.

5 января 1991 на заседании исполнительного комитета Совета экономической взаимопомощи, которое проходило в Москве, было принято решение о преобразовании СЭВ в Организацию международного экономического сотрудничества.

28 июня 1991 в Будапеште страны-члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия на 46-м заседании сессии Совета подписали Протокол о расформировании организации. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.

Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ (например, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, Интерспутник), существуют и продолжают свою деятельность до сих пор.

Главная причина распада СЭВ — ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Крушению СЭВ в определённой мере способствовало и выдача желаемого за действительное и продуцирование неработающих интеграционных программ.

Для СССР и России СЭВ сыграл двоякую роль. С одной стороны, СССР оказался обладателем долга в размере 15 млрд рублей. Дело в том, что если в 1975—1985 годах партнеры по блоку были должны СССР 15 млрд руб., то за период с 1986 по 1990 годы роли поменялись: теперь уже Советский Союз задолжал 15 млрд руб. Поскольку Совет экономической взаимопомощи перестал существовать в неблагоприятный для СССР момент, расплачиваться с долгами пришлось именно ему. С другой, СССР был приобретён опыт по созданию организации, регулирующей экономическую деятельность нескольких стран.

Функции СЭВ заключались в организации всестороннего экономического и научно-технического сотрудничества в направлении наиболее рационального использования природных ресурсов и ускорения развития производительных сил в странах-членах СЭВ; содействие международному социалистическому разделению труда путем организации взаимных консультаций по основным вопросам экономической политики.

СЭВ в лице своих органов и в пределах их компетенции мог принимать рекомендации по вопросам экономического и научно-технического сотрудничества. СЭВ мог заключать международные соглашения со странами-членами Совета, с другими странами и международными организациями.

Основными органами СЭВ были Сессия Совета; Исполнительный комитет Совета; Комитет Совета по сотрудничеству в области плановой деятельности; Комитет Совета по научно-техническому сотрудничеству; Комитет Совета по сотрудничеству в области материально-технического снабжения; постоянные комиссии Совета (более 20); Секретариат Совета. В числе других органов СЭВ действовал ряд совещаний руководителей государственных органов и ведомств стран - членов СЭВ, в том числе по вопросам внутренней торговли, изобретательству и т.д. С 1969 г. осуществляло свою деятельность Совещание представителей стран-членов СЭВ по правовым вопросам. Были образованы 2 научно-исследовательских института, которые действовали как органы СЭВ: Институт по стандартизации (с 1962 г.) и Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы (с 1970 г.) Указ.соч. С. 41..

Сессия Совета являлась высшим органом. Она определяла основные направления развития социалистической экономической интеграции и деятельность СЭВ в этой области, принимало и ободряло различные акты по этим вопросам. Заседание сессий Совета проводились ежегодно в столицах стран-членов СЭВ поочередно.

Исполнительный комитет СЭВ являлся главным исполнительным органом Совета, он состоял из представителей всех стран-членов СЭВ на уровне заместителей глав правительств. Его заседания проводились раз в квартал. Он руководил совокупностью работ, связанных с реализацией задач, стоящих перед Советом, его многообразные функции были определены в статье VII Устава СЭВ. Указанные ранее комитеты Совета создавались для обеспечения комплексного рассмотрения и решения на многосторонней основе проблем сотрудничества. Они состояли из руководителей компетентных органов стран-членов СЭВ Ушаков Н.А. О международной правосубъектности Совета Экономической Взаимопомощи. С. 54..

В Уставе СЭВ и Комплексной программе страны-члены СЭВ подтвердили свою готовность развивать экономические связи со всеми странами независимо от их общественного и государственного строя на началах равенства, взаимной выгоды и невмешательства во внутренние дела Устав Совета Экономической Взаимопомощи. Конвенция о правоспособности, привилегиях и иммунитетах Совета Экономической Взаимопомощи. С. 6.. В реальности же все направления экономических связей были под жестким партийным контролем Токарева П.А. Правовые основы Совета Экономической Взаимопомощи. С. 69..

В соответствии с Комплексной программой СЭВ стал центральным органом в международном институционном механизме интеграции. Страны-члены СЭВ приняли обязательство проводить организацию и координацию своей деятельности по осуществлению Комплексной программы, прежде всего в СЭВ. Рекомендации СЭВ учитывались в других МГЭО, а также в других организационных звеньях механизма интеграции. В рамках СЭВ существовал ряд организаций

Кредитно-финансовые организации. Важное место в системе МГЭО занимали кредитно-финансовые (банковские) организации. На основе межправительственных соглашений с помощью МГЭО этого типа была создана система регулирования финансовых расчетов и кредитования интеграционных мероприятий в целях укрепления торговых и других экономических связей и развития народного хозяйства стран-членов СЭВ. Организационная основа и правовое регулирование деятельности были специфичны только для банковских международных организаций Мещеряков В., Поклад Б., Шевченко Э. Указ. соч. С. 55..

Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС). Соглашение о многосторонних расчетов в переводных рублях и организации МБЭС было заключено 22 октября 1963 г., оно действовало с изменениями внесенными протоколами от 18 декабря 1970 г. и 23 ноября 1977 г. Устав МБЭС - являлся приложением к Соглашению. Его члены: Болгария, Венгрия, Вьетнам (с 1977 г), ГДР, Куба (с 1974 г.), Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия Указ. соч. С. 27.. Функции: осуществление многосторонних расчетов между странами, кредитование (краткосрочное) внешнеторговых и других операций, привлечение и хранения свободных средств в переводных рублях, а так же свободно конвертируемой валюте, совершение других банковских операций (ст. II Cоглашения). Органы: Совет Банка (высший орган в составе представителей от всех стран-членов; каждая страна имела один голос; решения принимались единогласно) и Правление Банка (исполнительный орган, осуществлявший непосредственное руководство оперативной деятельностью Банка) в составе председателя и членов Правления, назначаемых из граждан стран-членов на срок до пяти лет, число членов Правления, определялось Советом. Местонахождение МБЭС - г. Москва, СССР.

Международный Инвестиционный Банк (МИБ). Соглашения об образовании МИБ было заключено 10 июля 1970 г., Устав МИБ был принят одновременно. Членами являлись: Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. Функции: предоставление долгосрочных и среднесрочных кредитов на интеграционные мероприятия, строительство национальных объектов, предоставляющих интерес для нескольких стран. Между странами-членами МИБ в 1973 г. было заключено Соглашение о создании специального фонда кредитования мероприятий по оказанию помощи экономического и технического содействия развивающимся странам Ладыгин Б. Н., Седов В. И., Ултанбаев Р. Р. Указ. соч. С. 29.. Органы: Совет Банка - высший орган в составе председателей от всех стран-членов; каждая страна имела один голос; принимал решения единогласно и большинством голосов не менее трех четвертей голосов и Правление Банка - исполнительный орган, осуществлявший непосредственное руководство оперативной деятельностью Банка. Местонахождение МИБ - г. Москва, СССР Мещеряков В., Поклад Б., Шевченко Э. Указ. соч. С. 58..

Организация космической связи «Интерспутник». Организация была основана Соглашением о создании международной системы и организации космической связи «Интерспутник» от 15 ноября 1971 г. Члены: Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.

В его функции входили координация действий стран по созданию комплекса международной системы связи через искусственные спутники Земли (космический комплекс, земные станции) путем создания объектов, находящихся в собственности Организации или аренды у стран-членов; ведение дел по управлению международной системой связи. Руководящий орган в составе представителей от всех стран-членов - Совет, который был полномочен принимать решения. Исполнительно-административный орган - Дирекция во главе с генеральным директором Мещеряков В., Поклад Б., Шевченко Э. Указ. соч. С. 61.. Местонахождение - г. Москва, СССР.

Международный институт проблем управления (МИПУ). Учрежден Соглашением о создании МИПУ от 9 июля 1976 г. Члены: Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, СССР, Чехословакия. Функции заключались в: проведение совместных комплексных научных исследований в области теории и практики организации и управление социалистическим общественным производством, его отраслями и звеньями; координация научно-технической деятельности национальных организаций в этой области; осуществление консультации и др. Руководящим органом являлся Совет в составе представителей от всех стран-членов. Вопросы научного характера рассматривались Ученым советом. Совет принимает решения. Местонахождение МИПУ - г. Москва, СССР.

Центральным звеном системы межгосударственных институтов стран СЭВ в области организации их валютно-финансового сотрудничества являлся Совет Экономической Взаимопомощи. В рамках СЭВ страны-члены СЭВ разрабатывали организационные принципы взаимных валютных отношений. С этой целью активно использовалась Постоянная комиссия СЭВ по валютно-финансовым вопросам. В рамках комиссии были подготовлены проекты Соглашения о многосторонних расчетах в переводных рублях и организации МБЭС и Соглашения об образовании МИБ, уставов этих банков.

Основным резервом совершенствования организационно-правового механизма валютной интеграции стран СЭВ является установление эффективных взаимосвязей между органами СЭВ и МБЭС (МИБ), а также между двумя межгосударственными банками социалистических стран Асланова Т. СЭВ: в поисках новой формы развития // Экономическое сотрудничество стран-членов СЭВ. С. 42..

Особые торговые отношения старого СЭВ основывались на общности экономических и политических структур коммунистических режимов.

Одним из возможных ответов было бы приведение в порядок денежного обращения. Резкое сокращение торговли в СЭВ после 1989 г. произошло в значительной степени из-за решений правительств получать оплату в твердой валюте в то время, как предложение твердой валюты было небольшим. Западноевропейские страны столкнулись с подобной ситуацией, хотя в более мягкой форме, во время "долларового дефицита" после Второй мировой войны. Они справились с этими проблемами отчасти путем образования Европейского платежного союза (1950-1958 гг.), установления особого порядка кредитования (кредитных линий) между европейскими странами, что позволило им проводить расчеты в пределах Европы без использования дефицитных в то время долларов. В принципе экс-коммунистические страны тоже могли в переходный период создать подобную структуру, которая способствовала бы поддержке традиционной модели торговли. То есть Польша и Венгрия могли договориться принять друг от друга долговые расписки, а не настаивать на оплате в долларах или марках. Это поощрило бы Польшу продолжать в течение ряда лет покупать венгерские автобусы, а Венгрию -- польские тракторы, что помогло бы сохранить занятость, скажем, до того, пока не появятся рядом Сони или Матцусита, предлагающие новые рабочие места на новых сборочных заводах VCR в Кракове и Будапеште Новопашин Ю. С . Размышление о нашем недавнем прошлом. С. 67..

Таким образом, до августа 1991 г. наиболее важным членом СЭВ был Советский Союз, и большинство стран Восточной Европы все еще больше торговали с Советским Союзом, чем со всеми восточноевропейскими странами, вместе взятыми. К несчастью, Советский Союз не смог стать участником платежного союза, так как он не отказался от коммунизма и не вступил в полномасштабную экономическую реформу.

Цели и задачи Совета экономической взаимопомощи, его структура и функции. Главные этапы и направления социалистической экономической интеграции. Проблемы и причины распада СЭВ. Основные черты "военного коммунизма" и новой экономической политики в СССР.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Формирование и задачи СЭВ

2. Структура СЭВ6

3. Главные этапы и направления социалистической экономической интеграции

4. Проблемы и причины распада СЭВ

Заключение

Список используемой литературы

Практическая часть

1. Основные черты «военного коммунизма» и новой экономической политики (НЭП) в СССР

2. Хозяйственное развитие СССР в годы довоенных пятилеток. Становление государственного социализма

Список использованной литературы

Введение

Мировая система социализма -- это социальное, экономическое и политическое содружество свободных, суверенных народов, объединенных общностью интересов и целей, тесными узами международной социалистической солидарности.

Важное место в укреплении этого содружества играли экономические связи социалистических стран, представлявшие новый тип межгосударственных экономических отношений. Экономическое сотрудничество социалистических стран, его формы постоянно развивались, совершенствовались.

В первые послевоенные годы преимущественное значение имело военно-политическое сотрудничество. Сотрудничество в экономической области служило целям укрепления социалистических форм и восстановления разрушенного войной народного хозяйства этих стран.

Большое значение для успешного решения этих задач имели договоры о дружбе и сотрудничестве и взаимной помощи, заключенные еще в годы войны и в первые послевоенные годы между СССР и другими социалистическими странами.

Образование Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в период становления мировой системы социализма явилось закономерным следствием усилий коммунистических и рабочих партий социалистических стран, направленных на сближение народов этих стран, развитие более тесного экономического и политического сотрудничества во имя великой цели -- успешного строительства социализма и коммунизма и обеспечения устойчивого мира во всём мире.

1 . Формирование и задачи СЭВ

Учредителями СЭВ были Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Советский Союз, Чехословакия. В феврале 1949 г. в СЭВ была принята Албания, в октябре 1960 г. -- Монголия. С 1964 г. Социалистическая Федеративная Республика Югославия сотрудничает в рамках СЭВ по вопросам, представляющим взаимный интерес для стран-членов СЭВ и СФРЮ в области внешней торговли, валютно-финансовых отношений, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической промышленности, в координации научных и технических исследований. С 1972 г. Республика Куба стала членом СЭВ, а с июня 1978 г. -- Социалистическая Республика Вьетнам. В качестве наблюдателей на основе соглашений в работе органов СЭВ принимали участие КНДР, ЛНДР и НДРЙ. Многосторонние связи были установлены с Народной Республикой Анголой и Социалистической Эфиопией.

СЭВ была открытой организацией, и в ней могли принимать участие страны, которые разделяли цели и принципы Совета и были согласны принять на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СЭВ. СЭВ активно сотрудничал на основе специальных соглашений с Финляндией (с 1973 г.), Ираком (с 1975 г.), Мексикой (с 1975 г.).

Цель СЭВ -- содействовать путём объединения и координации усилий стран -- членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию интеграции социалистической экономической, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда, постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития и неуклонному подъёму благосостояния народов стран -- членов СЭВ.

Экономическое и научно-техническое сотрудничество осуществляется на основе принципов социалистического интернационализма, добровольности, уважения государственного суверенитета, независимости и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела друг друга, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи. Совет организует всестороннее сотрудничество стран-членов в направлении наиболее рационального использования их природных ресурсов и ускорения развития производительных сил; содействует совершенствованию международного социалистического разделения труда путём координации планов развития народного хозяйства, специализации и кооперирования производства; предпринимает меры по изучению экономических и научно-технических проблем, представляющих интерес для стран -- членов СЭВ, способствует их успешному решению; содействует разработке, согласованию и осуществлению совместных мероприятий в области развития промышленности, науки и техники, сельского хозяйства, транспорта, товарооборота и обмена услугами, научно-техническими достижениями и передовым производственным опытом. Органы СЭВ принимают рекомендации странам -- членам СЭВ по экономическим и научно-техническим вопросам и решения по организационным и процедурным вопросам. Все рекомендации и решения принимаются лишь с согласия заинтересованных стран -- членов СЭВ, причём каждая страна вправе заявить о своей заинтересованности в любом вопросе, рассматриваемом в Совете. Рекомендации и решения не распространяются на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе, однако каждая из этих стран может впоследствии присоединиться к рекомендациям и решениям, принятым остальными странами -- членами Совета.

Ведущую роль в планомерной организации социалистической системы мирового хозяйства играли сотрудничество в области плановой деятельности, и прежде всего координация народнохозяйственных планов, согласованное планирование и прогнозирование, консультации по вопросам экономической политики, совершенствование методов планирования и управления хозяйством, особенно в части, направленной на интенсификацию международного сотрудничества.

В рамках всемирного хозяйства сложилось новое социалистическое международное разделение труда.

Разделение труда в мировой системе социализма принципиально отличалось от капиталистического разделения труда между странами. Добровольное сотрудничество и взаимопомощь равноправных и суверенных государств на основе международного социалистического разделения труда создавали условия для развития нового мирового хозяйства, отвечающего интересам всех социалистических стран. Коренной чертой международного социалистического разделения труда являлся планомерный характер его развития.

Новая международная экономическая организация была создана и по политическим мотивам и объединила государства с однотипным социально-общественным строем. При этом следует учитывать, что для тех стран Восточной Европы, которые вошли вместе с СССР в число учредителей СЭВ, взаимные связи не являлись ранее ведущим внешнеторговым направлением. До 90% их товарооборота реализовывалось за пределами формирующегося нового экономического региона. Еще в более скромных масштабах осуществлялась торговля этих стран с Советским Союзом (на ее долю в среднем приходилось чуть более 1%). Не было в прошлом и развитых экономических контактов ни на межгосударственном, ни на уровне предприятий и фирм.

Поэтому первоначально можно было опираться преимущественно на идеологический фактор. Переориентация торгово-экономических отношений с помощью СЭВ была проведена в сжатые сроки. Этому благоприятствовали внешние условия. Обстановка «холодной войны» лишала партнеров альтернативного выбора. Сотрудничество в рамках СЭВ помогло его участникам не просто выжить, восстановить хозяйство после войны, но и добиться в тот период весьма впечатляющего прогресса.

2. Структура СЭВ

Сессия Совета (образована в 1949) -- высший орган СЭВ. С конца 60-х гг. делегации стран возглавляются главами правительств. На 16--18-м и 23-м заседаниях Сессии делегации стран возглавлялись первыми (генеральными) секретарями ЦК коммунистических и рабочих партий стран -- членов СЭВ. Сессия рассматривает основные вопросы сотрудничества, доклад Исполнительного комитета о деятельности Совета за период между заседаниями Сессии и определяет главные направления работы СЭВ. Созывается ежегодно, поочерёдно в столицах стран -- членов СЭВ в порядке названий стран по русскому алфавиту. Могут созываться внеочередные (чрезвычайные) Сессии по просьбе или с согласия не менее 1 / 3 стран-членов СЭВ.

Исполнительный комитет (создан в 1962) -- главный исполнительный орган СЭВ, состоящий из представителей стран-членов на уровне заместителей глав правительств по одному от каждой страны. Руководит совокупностью работ, связанных с реализацией задач, стоящих перед Советом, в соответствии с решениями Сессии, осуществляет систематическое наблюдение за выполнением странами -- членами СЭВ обязательств, вытекающих из принятых ими рекомендаций органов СЭВ, руководит работой комитетов, постоянных комиссий и др. органов СЭВ.

Комитет СЭВ по сотрудничеству области плановой деятельности (образован в 1971), состоит из председателей центральных плановых органов. Его цель -- содействовать расширению сотрудничества в области плановой деятельности стран -- членов СЭВ, направленной прежде всего на осуществление Комплексной программы социалистической экономической интеграции. Главная задача Комитета -- выявление важнейших проблем сотрудничества в основных областях народного хозяйства, требующих комплексного рассмотрения на многосторонней основе и разработки эффективных путей их решения. Постоянный рабочий орган Комитета -- Бюро в составе заместителей председателей центральных плановых органов стран-членов СЭВ.

Комитет СЭВ по научно-техническому сотрудничеству (образован в 1971 на базе Комиссии по координации научных и технических исследований), состоит из председателей комитетов, министров, руководителей ведомств по науке и технике. Организует многостороннее научно-техническое сотрудничество стран -- членов СЭВ в целях наиболее полного и эффективного использования их научно-технических потенциалов.

Комитет СЭВ по сотрудничеству в области материально-технического снабжения (образован в 1974), его основная задача -- развитие и углубление экономического и научно-технического сотрудничества в области материально-технического снабжения, направленного прежде всего на осуществление Комплексной программы социалистической экономической интеграции, организации многостороннего сотрудничества в целях улучшения использования материальных ресурсов, снижения материалоёмкости продукции и повышения на этой основе эффективности общественного производства в каждой стране.

Постоянные комиссии СЭВ по экономическому и научно-техническому сотрудничеству между странами -- членами СЭВ в отдельных отраслях народного хозяйства. Первые постоянные комиссии созданы на основе решения Сессии СЭВ (7-е заседание, май 1956). Состоят из делегаций стран -- членов СЭВ, возглавляемых, как правило, соответствующими министрами и руководителями ведомств. В СЭВ более 20 постоянных комиссий: по электроэнергии, использованию атомной энергии в мирных целях, чёрной металлургии, цветной металлургии, нефтяной и газовой промышленности, угольной промышленности, машиностроению, химической промышленности, сельскому хозяйству, транспорту и др.

Совещания руководителей, представителей компетентных органов стран -- членов СЭВ. В рамках СЭВ ведут работу совещания руководителей водохозяйственных органов, представителей фрахтовых и судовладельческих организаций, министров внутренней торговли, представителей стран -- членов СЭВ по правовым вопросам, руководителей ведомств по изобретательству, по ценам, государственных органов по труду.

Секретариат СЭВ -- экономический и исполнительно-административный орган Совета, состоит из отраслевых и функциональных отделов. Руководящий персонал и специалисты Секретариата комплектуются из граждан стран -- членов СЭВ. Местопребывание -- г. Москва. Работой Секретариата руководит Секретарь СЭВ и его заместители. Секретарь -- главное должностное лицо Совета, представляет СЭВ перед официальными лицами и организациями стран -- членов СЭВ и др. стран, а также перед международными организациями.

В составе СЭВ имеются институт стандартизации и Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы. Коммунистические и рабочие партии стран -- членов СЭВ направляют деятельность органов Совета на разработку общетеоретических, методологических и идеологических вопросов, определяющих сущность процесса социалистической экономической интеграции и составляющих её элементов, создание и совершенствование высокоразвитого международного механизма экономического и научно-технического сотрудничества.

3 . Главные этапы и направления социалистической экономической интеграции

Мировой социалистический рынок принципиально отличался от мирового капиталистического рынка. На нем не было стихийного движения товарных масс и постоянных колебаний цен. Торговые отношения основывались на принципах эквивалентности и взаимной выгоды.

Внешняя торговля являлась монополией государства. Цены на социалистическом рынке складывались не стихийно, а устанавливались в плановом порядке, с учетом экономических интересов всех участников товарооборота.

Кредиты, предоставлявшиеся социалистическими странами друг другу, являлись формой взаимной братской помощи и направлялись на подъем их экономики. Предоставление кредитов являлось важным элементом взаимного согласования народнохозяйственных планов. Кредиты предоставлялись на основе полного равноправия или на льготных для стран-заемщиков условиях.

С 1964 г. начала действовала новая система многосторонних расчетов между странами-членами СЭВ. Операции по этим расчетам осуществлялись Международным банком экономического сотрудничества (МВЭС), который был создан в октябре 1963 г в целях содействия развитию внешней торговли членов СЭВ для расширения их сотрудничества и реализации многосторонних расчетов в переводных рублях. 1 января 1970 г. был образован Международный инвестиционный банк (МИБ) для предоставления долгосрочных и среднесрочных кредитов на проведение мероприятий, связанных с реализацией Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ.

В начале 70-х годов страны-члены СЭВ перешли к новому этапу развития -- социалистической экономической интеграции.

Социалистическая экономическая интеграция -- новый этап в развитии межгосударственных производственных отношений на основе более широкой и глубокой координации народнохозяйственных планов, совместного планирования, устойчивых и всесторонних международных отношений обмена и т.д.

В эти годы делались попытки решить хозяйственные проблемы социалистических стран путем модернизации административной системы хозяйствования, не прибегая к радикальным переменам.

Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973--1974 тт., выразившийся в росте цен на нефть.

Западные страны, стремясь ослабить зависимость от импорта сырья и топлива, оперативно перестраивали народнохозяйственные структуры путем внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий (как производство микропроцессоров) и биотехнологий, а неисчерпаемые по тогдашним представлениям запасы ресурсов в СССР плюс неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле лишали страны СЭВ всяческих стимулов к таким новациям. Это обернулось серьезнейшим отставанием на ключевых направлениях научно-технического прогресса.

1) Страны СЭВ не испытывали на себе повышения цен на нефть, так как основной поставщик -- СССР экспортировал в страны СЭВ нефть и нефтепродукты по ценам существенно ниже мировых.

2) Нерыночная экономическая система оказалась не в состоянии воспринять плоды нового этапа научно-технической революции. Между развитыми западными странами, с одной стороны, и социалистическими и большинством развивающихся стран -- с другой, возник и начал увеличиваться разрыв не просто в уровнях и темпах роста, а в структуре экономики.

Внутри СЭВ начали проявляться противоречия. Страны, проводившие наиболее радикальные экономические реформы, Венгрия и Чехословакия, а также Югославия, связанная с СЭВ рядом специальных соглашений, ставили задачу более активного включения в мировой рынок. Внешнеэкономический оборот этих стран распался на два потока: наиболее качественная и конкурентоспособная продукция шла на западные рынки, а остальная экспортировалась по каналам СЭВ. Одной из наиболее острых проблем был вопрос о мировых ценах. Страны -- экспортеры готовой продукции считали себя несущими убытки от реализации товаров по заниженным ценам. В результате усиления этих противоречий доля СЭВ во внешнеторговом обороте стран Восточной Европы стабилизировалась (60% в 1960 г.) и начала снижаться, составив к началу 70-х 50--55%.

Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности. В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции -- производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 70-е гг. роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. В 1972-1974 гг. создаются Международная экономическая организация «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент». На 1% прироста национального дохода в странах Восточной Европы приходилось 1,57% увеличения физического объема товарооборота внутри СЭВ. Это произошло вследствие мирового энергетического кризиса и усиления зависимости от импорта нефти из СССР, а также реализации в рамках СЭВ (согласно принятой Комплексной программе) совместных проектов (например, строительство Усть-Илимского целлюлозного комбината, газопровода Оренбург -- Западная граница, энергосистемы «Мир»). В течение 1971--1978 гг. было заключено 100 многосторонних и 1000 двусторонних соглашений о производственной кооперации. Наибольшее развитие кооперация и специализация получили в автомобильной промышленности.

Между тем масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов. Этот разрыв увеличивался вследствие невосприимчивости нерыночного хозяйства к НТР. В конце 70-х гг. была предпринята еще одна попытка модернизировать деятельность СЭВ: начали разрабатываться долгосрочные целевые программы экономического сотрудничества.

В течение 80-х гг. происходило последовательное нарастание проблем внутри СЭВ, Кризис СЭВ и прекращение его деятельности предопределили ряд факторов:

1) Не был преодолен барьер первоначальной межотраслевой схемы разделения труда, базирующейся в основном на интересе партнеров к советскому сырью, несмотря на неоднократно предпринимавшиеся попытки внедрить технологическую модель сотрудничества. Например, уровень развития кооперации СССР со странами СЭВ в области машиностроения был в четыре-шесть раз ниже, чем в торговле между западными странами.

2) В рамках СЭВ формировались «тепличные» условия для развития взаимных связей. Будучи закрытыми от всего остального мира (правда, не всегда по зависящим от нас причинам), производители стран СЭВ не испытывали на себе воздействие главного двигателя научно-технического прогресса -- конкурентной борьбы. Стратегически негативную роль сыграл СЭВ в период топливно-энергетического кризиса 70-х годов.

3) Общее нарастание кризисных явлений в социалистических странах.

4) Ухудшение позиций восточноевропейских товаров на мировом рынке.

5) Непрекращающиеся разногласия и конфликты по поводу Цен и принципов сбалансированности товарообмена.

6) Усилившееся со второй половины 80-х стремление вернуться к органичному для большинства стран Восточной Европы (особенно таких, как Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия) западному рыночному пути развития. Прекращение деятельности СЭВ в 1991 г. по-разному отразилось на экономике ранее входивших в него стран. Для российского хозяйства прекращение поставок по каналам СЭВ означало дополнительный фактор углубления кризиса. Реакция разных стран Восточной Европы определялась тем, насколько их хозяйство зависело от поставок сырья из СССР и каковы альтернативные источники импорта и перспективы перехода к ресурсосберегающим технологиям в этих странах.

4 . Проблемы и причины распада СЭВ

К началу 1989 г. более 400 млн. населения, создавшего около 12% объем мирового производства, жили в странах централизованного планирования, то есть экономических системах, где решение о производстве и занятости принимались, как правило, на правительственном уровне. Вопреки некоторым мерам по реформированию правительства Советского Союза и восточноевропейских стран, освобожденных советскими войсками в ходе Второй мировой войны, все еще управляли свое экономикой главным образом директивами из центра, а не с использование рыночного механизма. Однако к концу 1991 г. ситуация изменилась. Коммунистические правительств сложили свои полномочия или были низвергнуты, а сам Советский Союз распался на отдельные государства. Большинство восточноевропейских стран и бывшие советские республики предприняли экономические реформы, намереваясь трансформировать свою экономику в рыночную экономику западного образца. Немногие экономисты сомневались, что в долгосрочном, периоде переход к рыночно экономике поднимет производительность и жизненный уровень в этих странах. Широко признано, что централизованное планирование доказало, что оно является менее эффективной системой, чем развитие экономики с помощью законов рынка. Некоторые страны Восточной Европы, как Чехия и Восточная Германия, до падения коммунистических режимов правления считались передовыми индустриальным районами, но даже там обнаружилось, что у них имелись устаревшие фабрики низкого качества товары и услуги, проблемы с окружающей средой. Возвращение рынку в этих, некогда процветавших районах, вселяло надежду на быстрый рост возможно, даже на "экономическое чудо", сравнимое с восстановлением Западной Европы после Второй мировой войны. Но, несмотря на большие надежды на экономическое возрождение в дальнейшей перспективе, непосредственные последствия реформирования экономической системы центром в Советском Союзе оказались менее положительными. Большинство экспертов отмечали, что в 1992 и 1993 гг. экономическая ситуация продолжала ухудшаться, особенно в бывших советских республиках. Причины жестоких экономических трудностей в Восточной Европе и СССР вызывают противоречивые мнения. Однако, для меня ясна главная причина этих трудностей - распад традиционных торговых связей между прежними государствами-членами СЭВ и между республиками Советского Союза оказал неблагоприятное воздействие, как на предложение, так и на спрос. Со стороны спроса распад специальных торговых связей, усиленный действиями Советского Союза, привел к резкому сокращению экспорта восточноевропейских стран, как в Советский Союз, так и между ними, также к ухудшению условий торговли для многих стран (цен на их экспорт относительно цен на их импорт). Со стороны предложения разрушающаяся торговля привела к широкому распространению дефицита, особенно в бывшем Советском Союзе включая дефицит сырья для промышленности. Все это сопровождалось возникновение дополнительных трудностей в сфере денежного обращения вследствие того, что несколько новых суверенных государств продолжали использовать единую валюту, готовились к эмиссии своих национальных валют.

З аключение

Коммунизм в значительной степени пал из-за экономического провала. Крах коммунизма в 1989-1991 гг. привел к распаду одной и наиболее тесно объединенных зон. До этого Советский Союз и Восточная Европа был организованы в СЭВ, а отдельные республики Советского Союза подчинялись едином механизму планирования. Крах СЭВ и распад Советского Союза сыграли свою роль возникновении серьезных экономических трудностей.

До падения коммунизма страны СЭВ представляли в большой степени самообеспечивающуюся экономическую структуру, которая мало торговала с остальным миром. Однако, поскольку органы централизованного планирования были убеждены преимуществах специализации, страны СЭВ и советские республики имели слишком большой объем торговли друг с другом. Эта торговля велась по ценам, сильно отличающимся от превалирующих на мировых рынках, вследствие чего для многих восточноевропейских стран были искусственно созданы благоприятные условия торговли.

После падения коммунизма экономика стран Восточной Европы оказалась жестоком спаде, в котором торговые факторы по двум причинам сыграли значительную роль. Первая состоит в том, что в то время как страны перешли к импорту товара с Запада, а не друг от друга, они испытали сокращение своего экспорта. Вторая заключается в том, что переход к торговле по мировым ценам нанес серьезный урон условиям их торговли.

Советский Союз в целом и Россия в особенности после распада испытал улучшение условий торговли. Однако механизм централизованного планирования, который плохо или хорошо координировал межреспубликанские торговые отношения, был разрушен, но цены остались далекими от рыночно-клиринговых уровней, в результате чего резко сократилась межреспубликанская торговля.

Список используемой литературы

1 История мировой экономики: Учебник для ВУЗов/Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.:ЮНИТИ, 2001.

2 История мировой экономики: Конспект лекций/М.З. Бор - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2003.

3 Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие/Под ред. проф. М.Н. Чепурина. - 4-е изд., доп. - М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2003.

4 Международные экономические отношения: Учебное пособие/Под ред. Супруновича. - М.: ЮНИТИ, 2004.

5 История экономики: Учебник для ВУЗов/М.В. Конотопов, С.И. Сметанин - М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2005.

Практическая часть

1. Основные черты «военного коммунизма» и новой экономической политики (НЭП) в СССР

совет экономическая взаимопомощь интеграция

«Военный коммунизм» - политика большевиков, когда запрещали торговлю, частную собственность, отбирали у крестьян весь урожай (продразверстка). В стране отменили деньги, силой отбирали у граждан накопленные средства. Все это якобы для быстрой победы над врагами. «Военный коммунизм» проводился с 1918 по 1921 годы.

Основные черты политики военного коммунизма:

Национализация промышленных предприятий, включая мелкие;

Перевод на военное положение оборонительных заводов и транспорта;

Сверхцентализация управления промышленностью;

Продовольственная диктатура;

Запрещение свободной торговли;

Введение продразвёрстки;

Ведение трудовой повинности;

Выдача рабочим и служащим продовольственных и промтоварных пайков;

Бесплатное пользование жильем, транспортом, коммунальными и прочими услугами.

Эта политика совместно с войной дала такие результаты:

1. Сократились посевные площади, понизились урожаи, были нарушены связи города с деревней.

2. Объем промышленного производства достиг 12 % от довоенного уровня.

3. Производительность труда упала на 80 %.

4. Кризис во всех сферах жизни, голод, нищета.

В 1921 году прошли народные восстания (Кронштадт, Тамбов). От голода в стране умерло еще около 5 млн. человек! Большевики восстания народа давили жестоко. Восставших расстреливали в церквях, травили отравляющими газами. Из пушек уничтожали крестьянские дома. Солдат сильно опаивали самогоном, чтобы они могли расстрелять в таком состоянии и стариков, женщин и детей.

Большевики победили свой народ, но политику решили изменить. На X съезде Рабоче - Крестьянской партии большевиков в марте 1921 года приняли НЭП - новую экономическую политику.

Признаки НЭПа:

1. Продразверстку заменили четко определенным продналогом.

2. Разрешили частную собственность и торговлю.

3. Провели денежную реформу.

4. Разрешили аренду и наемный труд.

5. Предприятия перевели на хозрасчет и самофинансирование (что сам произвел и реализовал, тем и живи).

6. Допускались иностранные инвестиции.

1921 - 1929 - годы проведения НЭПа.

Но большевики сразу говорили, что эти меры - временные, что скоро их отменят. Вначале НЭП повысил уровень жизни в стране, решил многие проблемы экономики НЭП прекратился из-за отсутствия международной торговли, кризиса по сбору хлеба, не желания большевиков.

При диктатуре в политике не может быть демократии в экономике. Не перестраивая политику, реформы в экономике всегда заглохнут.

2. Хозяйственное развитие СССР в годы довоенных пятилеток. Становление государственного социализма

Индустриализация -- процесс создания крупной, технически развитой промышленности, прежде всего отраслей, которые производят орудия и средства производства. Курс на индустриализацию был принят на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 года. Съезд поставил задачу превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их, и на этой основе добиться технико-экономической независимости Советского Союза от капиталистических стран. Индустриализация предполагала также значительное укрепление обороноспособности СССР, оснащение Красной Армии современным оружием и боевой техникой. В ходе индустриализации должно было произойти оснащение сельского хозяйства тракторами и комбайнами для перевода его на социалистический путь развития и интенсификации труда в земледелии. Предполагался также значительный рост рабочего класса, который коммунистическая партия постоянно называла ведущей силой советского общества, авангардом строительства социализма. Отмечалась также необходимость значительного улучшения уровня и условий жизни широких слоев трудящихся, ради которых, собственно, и строился социализм.

В 1927 году XV съезд ВКП(б) утвердил директивы по составлению первого пятилетнего плана. Первый пятилетний план был разработан с привлечением группы ведущих ученых в 2-х вариантах: отправном и оптимальном. Оптимальный вариант превышал отправной в среднем на 20% и, как показала дальнейшая практика, был более рискованным и трудно выполнимым. Сталинское руководство сделало ставку на оптимальный вариант, который был утвержден XVI партийной конференцией (апрель 1929 г.) и V съездом Советов СССР (май 1929 г.).

Первая пятилетка осуществлялась в 1928 -- 1932 годах. Главная задача -- превращение страны из аграрной в индустриальную. И без того высокие темпы развития промышленности (18-20% в среднем за год) в ходе пятилетки неоднократно пересматривались в сторону значительного повышения, что оказалось невыполнимым. Важнейшей проблемой пятилетки стало изыскание средств для осуществления индустриализации, поскольку основную массу машин и промышленного оборудования СССР ввозил из-за границы и одновременно вел огромное строительство новых промышленных объектов. Средства были найдены в первую очередь за счет деревни, от продажи за границей зерна, а также широкого экспорта леса, угля, руды, нефти и других сырьевых ресурсов, от значительного увеличения производства и продажи внутри страны водки; за счет добровольно-принудительного размещения среди населения займов на индустриализацию, эмиссии денег, (то есть путем выпуска денег, не обеспеченных товарными ресурсами), что вело к росту цен. Практиковалось также перекачивание средств из одних отраслей в другие через государственный бюджет и иные источники. Все эти меры дали возможность закупать в массовом масштабе машины и оборудование за границей и вести огромное и дорогостоящее промышленное строительство, как в первую, так и в последующие довоенные пятилетки.

Важнейшими стройками первой пятилетки были Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде и многие др. Всего за годы первой пятилетки было построено 1500 крупных промышленных предприятий. Но многие из них не вышли на проектную мощность. Уже в годы первой пятилетки стали складываться такие черты командно-административной системы управления экономикой, как стремление навязать трудовым коллективам встречные планы, чтобы раньше срока и ранее взятых обязательств пустить объекты в эксплуатацию, желательно к какому-нибудь знаменательному событию или юбилейной дате.

В январе 1933 года на пленуме ЦК ВКП(б) Сталин торжественно заявил, что первая пятилетка выполнена досрочно -- за 4 года и 3 месяца. На самом деле, большинство заданий пятилетки не было выполнено, а по многим показателям не были достигнуты не только задания оптимального, но и отправного плана. И все-таки первая пятилетка стала значительным шагом в реализации курса на индустриализацию. Капитальные вложения (инвестиции) главным образом в новое промышленное строительство составили 8,8 млрд. рублей. Тяжелая промышленность, оснащенная современной техникой, была создана, технико-экономическая независимость от Запада и обороноспособность Советского государства во многом обеспечены. В 1931 году в СССР была ликвидирована безработица, которая к началу первой пятилетки составляла более 1 млн. 240 тыс. человек (12% рабочих и служащих).

Но все эти реальные успехи достигались за счет снижения уровня жизни народа, так как не уделялось должного внимания производству товаров широкого потребления, строительству жилья. Изначально восторжествовал принцип -- сначала завод, а уже потом жилье и прочие социально-бытовые и культурные объекты. Появился дефицит на многие товары массового спроса, в том числе продукты питания, и с конца 1928 года в городах вновь была введена карточная система, то есть нормированное распределение, а не свободная продажа.

Вторая пятилетка (1933 -- 1937) была утверждена в 1934 году на XVII съезде ВКП(б). Главная экономическая задача -- завершение технической реконструкции экономики на основе овладения новой техникой и повышения производительности труда. Темпы роста промышленности в целом были запланированы ниже, чем в первой пятилетке. Планировались более высокие темпы развития группы «Б» (отрасли легкой и пищевой промышленности).

Важнейшие стройки второй пятилетки: завершение строительства Урало-Кузнецкого комбината -- основной угольно-металлургической базы на востоке страны, Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения и др. В Москве в 1935 году была открыта первая линия метро. Создавались новые промышленные районы в Поволжье, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Велось значительное школьное строительство. Всего за годы второй пятилетки было построено 4500 крупных промышленных предприятий.

Во второй пятилетке началось стахановское движение, направленное на максимальное использование новой техники и повышение производительности труда. Инициатор движения молодой шахтер из Донбасса Алексей Стаханов. Он в ночную смену с 30 на 31 августа 1935 года вырубил отбойным молотком 102 тонны угля, превысив сменное задание в 14,5 раза. Это был рекорд, который ему помогли установить правильная организация труда (вместе с ним в забое трудились двое подсобных рабочих, ставивших крепежный лес) и максимальное использование возможностей отбойного молотка. Подвиг Стаханова получил всесоюзную известность. Началось стахановское движение не только в угольной промышленности, но и в других отраслях экономики.

Официально было объявлено, что вторая пятилетка, как и первая, была выполнена досрочно, за 4 года и 3 месяца, хотя это не соответствовало действительности. Тем не менее, вторая пятилетка вывела Советский Союз на второе место в мире после США и первое место в Европе по валовому объему промышленной продукции.

Но по ряду показателей вторая пятилетка не была выполнена: по производству металла и энергетического оборудования, добыче угля и строительству электростанций, и, что особенно важно, были провалены многие плановые задания по группе «Б».

Третья пятилетка (1938 -- 1942) была утверждена на XVIII съезде ВКП(б) в марте 1939 года. Она была прервана нападением Германии на СССР и, следовательно, не завершена. Реальными в годы третьей пятилетки стали ускоренное развитие химической промышленности, производство спецсталей, приоритетное развитие оборонной промышленности в целом. В результате оборонная промышленность могла накануне войны выпускать более 6 тыс. танков и около 10 тыс. самолетов в год, что в 1,5 раза превышало мощности танковой и авиационной промышленности гитлеровской Германии. На востоке страны строились заводы-дублеры, создавались стратегические запасы на случай войны. В рамках командно-административной системы и в связи с подготовкой к войне были приняты жесткие меры по увеличению рабочего времени, укреплению дисциплины труда и выпуску качественной продукции. В июне 1940 года указом Верховного Совета СССР предписывался переход на 8-часовой рабочий день, 7-дневную рабочую неделю и запрещался самовольный уход рабочих и служащих с предприятий и учреждений. Самовольный уход с предприятия карался тюремным заключением от двух до четырех месяцев, прогул без уважительной причины -- осуждением к исправительно-трудовым работам до шести месяцев по месту работы с удержанием до 25% заработной платы. Указ от 10 июля 1940 года приравнивал к вредительству со всеми вытекающими последствиями выпуск недоброкачественной и некомплектной продукции.

Список использованной литературы

1. История экономики: Учебник для ВУЗов/М.В. Конотопов, С.И. Сметанин - М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2005.

2. История экономики в вопросах и ответах: Учеб. Пособие/А.Л. Куликов- М.: ТК Велби, 2005.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социалистические революции в государствах Восточной Европы после победы над фашистами, оформление мировой социалистической системы к середине 50-х гг. XX в. Создание и назначение Совета Экономической Взаимопомощи. Развитие стран с рыночной экономикой.

    реферат , добавлен 30.08.2009

    Международные соглашения в экономической деятельности, как компромисс между интересами разных групп населения и стран. Таможенный тариф СССР 1961 г. в рамках мировой системы и реализации Совета Экономической Взаимопомощи. Проблемы вступления России в ВТО.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2011

    Испытания и контроль качества продукции, аккредитация метрологических лабораторий. Национальные системы измерений. Международная система единиц физических величин. Международная организация законодательной метрологии. Совет Экономической взаимопомощи.

    презентация , добавлен 20.05.2014

    Признаки экономической интеграции. Предпосылки международной интеграции. Виды международной экономической интеграции. Особенности интеграционных объединений стран американского континента. НАФТА - североамериканская зона свободной торговли.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2006

    Сущность и этапы мировой экономической интеграции. Характеристика основных форм экономической интеграции: Европейский союз, сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе, интеграционные процессы в Южной Америке, Африке, арабских странах и СНГ.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2011

    Основные черты экономической модели США. Уровень жизни и экономическое развитие страны. Позиция Америки в мировой экономике. Роль государства в построении социально-экономической модели США. Мифы и мнимые преимущества "экономического динамизма" Америки.

    реферат , добавлен 20.10.2010

    Состояние торгово-экономических показателей Кубы. Российско-кубинское сотрудничество и Закон "Хелмса-Бертона". Основные направления экономической блокады. Экстерриториальность американской политики. Усилия кубинских властей по противодействию мерам США.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2010

    Характеристика состояния и перспектив экономической интеграции Украины в Евросоюз и Евразийский Союз из позиции защиты ее национальных интересов. Основные преимущества и риски вступления Украины к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана.

    контрольная работа , добавлен 06.03.2013

    Теоретические основы, сущность и причины возникновения экономических интеграционных процессов в Западной Европе, основные этапы развития. Современное состояние западноевропейской интеграции, её роль на мировой арене. Проблемы и перспективы развития.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2009

    Этапы развития западноевропейской интеграции и создания единой валютной политики, их реализация в соответствии с Маастрихтским договором. Цели экономической, денежной и валютной политики. Валютные деривативы как производные финансовые инструменты.

Новые уловки телефонных мошенников, на которые может попасться каждый

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ) - международная экономическая организация многостороннего сотрудничества социалистических государств, учрежденная в январе 1949 г. по инициативе коммунистических и рабочих партий Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Советского Союза и Чехословакии. В сентябре 1950 г. членом СЭВ стала ГДР, в июне 1962 г.- Монголия, в июле 1972 г.- Республика Куба, в июне 1978 г.- СРВ. С 1964 г. в работе ряда органов СЭВ по вопросам, представляющим взаимный интерес, принимает участие СФРЮ.

В работе отдельных органов СЭВ в качестве наблюдателей участвуют представители Лаосской Народно-Демократической Республики, Народной Республики Ангола, Корейской Народно-Демократической Республики, Социалистической Эфиопии. Объединяя и координируя усилия стран-членов, Совет Экономической Взаимопомощи содействует углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции этих стран, планомерному развитию их народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса в этих странах, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, росту производительности труда, сближению уровней экономического развития, подъему благосостояния народов стран - членов СЭВ.

Сотрудничество стран - членов СЭВ осуществляется в соответствии о принципами социалистического интернационализма, на основе уважения государственного суверенитета, независимости и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела стран, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи. Совет Экономической Взаимопомощи основан на началах суверенного равенства: каждая страна - член Совета, независимо от ее экономического потенциала, численности населения, размера взноса в бюджет организации, имеет в любом из органов СЭВ один голос, равные права и обязанности.

Членом СЭВ может быть любая страна, разделяющая его цели и принципы. Страны, не являющиеся членами СЭВ, могут принимать участие в работе органов СЭВ или сотрудничать с ним в иных формах на условиях, определяемых СЭВ по договоренности с этими странами. Важным этапом в развитии экономического и научно-технического сотрудничества стран социалистического содружества явилось Экономическое совещание стран - членов СЭВ на высшем уровне, состоявшееся 12-14 июня 1984 г. в Москве. На нем было единодушно принято важное решение о необходимости более глубокого согласования странами - членами СЭВ экономической политики в областях, связанных с взаимным сотрудничеством.

Под таким согласованием понимается выработка на коллективной основе путей решения крупных экономических проблем, представляющих взаимный интерес, совместное определение путей прямого взаимодействия в науке, технике, материальном производстве и капитальном строительстве. Главным инструментом согласования является координация народнохозяйственных планов, которая сосредоточивается на решении приоритетных задач.

При этом определяются основные. направления специализации стран в международном социалистическом разделении труда, меры по увеличению взаимных поставок важнейших товаров, основные пропорции и структура взаимного товарооборота, объекты производственного сотрудничества (см. также Интеграция социалистическая экономическая).



Что еще почитать