Развитие речи. лексическая тема "дикие звери наших лесов и их детёныши". Дикие животные нашего леса Без ежей лес - не лес

Лес - это не только совокупность всевозможных кустарников и деревьев, а целая экосистема. Он представляет собой сложное сообщество тесно переплетенных между собой элементов живой и неживой природы. В эту экосистему входят как живые организмы, именуемые биотой, так и неживые - абиотическая составляющая: вода, почва, воздух. В рамках данной статьи нас интересует лесная биота, включающая в себя не только всевозможную растительность и микроорганизмы, но и млекопитающих. В частности, мы узнаем, какие существуют самые яркие животные лесной зоны России.

Что такое лес?

С научной точки зрения лесом называется более или менее значительное природное пространство, заросшее растительностью и деревьями. Причем растительность, состоящая из папоротников, кустарников, грибов и трав, обязательно должна покрывать почву между деревьями, в противном случае территория не может считаться лесом. Еще одна составляющая этого понятия - животный мир леса (звери, птицы, насекомые). Без них он просто не сможет существовать, как, впрочем, и они без него.

Дыхание нашей планеты

Есть такая поговорка: «Жизнь маленького леса - это дыхание целой планеты». И с этим сложно не согласиться. Ведь именно лес с его экосистемой очищает воздух на нашей планете, насыщая его кислородом. Даже человеку, которого сложно чем-либо удивить, до боли знакомый лес может открыть мир, полный тайн и загадок! Несмотря на его манящее безмолвие и сказочный покой, здесь жизнь бьет, что называется, ключом.

В лесной биоте находится довольно много птиц, животных и насекомых. Чтобы увидеть их и насладиться живой природой воочию, нужно просто прийти в ближайшую дубраву и внимательно посмотреть вокруг. Даже крошечные муравьи и паучки - это уже целый «зоосоциум», микрокосм, который является «фундаментом» всей лесной биоты. Итак, какие они - самые яркие животные лесной зоны нашей страны?

Рыжая красавица

Прежде всего, стоит упомянуть плутовку-лисицу! Эта проказница населяет лесные зоны практически по всей Азии и Северной Америке. В нашей стране лисиц можно наблюдать в больших количествах в сибирских лесах. Этот хищник из семейства псовых имеет средние размеры тела, покрытого теплой рыжей шубкой. Отличительной гордостью лисиц является их пушистый хвост.

Эти звери обитают преимущественно на опушках в смешанных лесах, населяют берега озер и лесных речушек. Лисицы - дикие животные, но, несмотря на это, их нередко содержат в качестве домашних питомцев. Излюбленным лакомством рыжих плутовок являются мыши, зайцы, ягоды и фрукты. Роль лис в жизни леса трудно переоценить. Так, без сомнения, это полезный зверь, регулирующий численность мышевидных грызунов, которые наносят непоправимый вред культурным растениям.

Без ежей лес - не лес!

В лиственных и смешанных лесных зонах практически на каждом шагу можно встретить обыкновенных ежей. Как сказал известный зоолог Николай Дроздов: «Лес без ежей - не лес!» Кто из нас хотя бы раз в жизни не видел этого зверька? Наверное, таких просто нет. Тем не менее, кратко опишем его. Ежи - это небольших размеров зверьки, покрытые шерстью и иглами. Эти животные лесной зоны обитают по всей Европе, а также в Азии и на Дальнем Востоке.

Образ жизни ежей может показаться довольно скучным и даже в некоторой степени унылым. Днем эти зверьки спят, словно убитые, а ночью занимаются поиском пропитания. Кстати, рацион их состоит из дождевых червей, мелких птиц, жуков. Те, кто держали обыкновенных ежей в качестве домашних питомцев, прекрасно осведомлены об их ночном образе жизни: зверек шустро бегает по всему дому, отбивая настоящую чечетку своими лапками. Уснуть просто невозможно!

Санитары лесов русских

Вы, наверное, сразу догадались, о ком идет речь. Это, конечно же, волки. Правда, эти хищники - не столько животные лесной зоны, сколько лесостепной, а иногда и степной. Эти звери широко распространены на территории нашей страны. Волки, как и лисы, представляют семейство псовых, являясь довольно крупными животными с сильными лапами. Волчья шерсть - грубая и очень густая.

Эти звери - непревзойденные коллективные охотники. Как известно, свою жертву они выслеживают целыми стаями, что позволяет им успешно охотиться и на крупных кабанов, и на лосей, и на домашних животных. В голодные времена они питаются падалью, птицами, зайцами. Как известно, природная роль этого хищника состоит в оздоровлении животного населения. Волк - это своеобразный «фильтр» леса, который регулирует численность больных и слабых животных, принося всей лесной биоте неоценимую пользу.

Тихо в лесу, только не спит барсук…

Барсуки - животные лесной зоны смешанного типа. Это очень активные и деятельные лесные хищники. Их массивное тело поддерживается несуразно короткими ногами. Мех грубый. Эти зверьки населяют всю европейскую территорию, включая Россию. Ведут они преимущественно ночной образ жизни. Днем зверьки отсиживаются в норах. Барсуки питаются как растительной, так и животной пищей. Эти животные ценны не только своим мехом, но и жиром.

Тигры

Некоторые люди не знают, что тигры - это животные лесной зоны России, а не только Индии, Китая, Ирана и Афганистана. Эти звери являются вторыми по величине крупными наземными хищниками после медведей. Их отличительная особенность - гибкое туловище, раскрашенное в яркие оранжево-черные полосы. Однако не все тигры имеют лишь эту расцветку. Бывают и белые тигры. В нашей стране эти крупные дикие кошки населяют Дальний Восток, обитая в смешанных лесах и тайге.

Конспект фронтального занятия по теме «Дикие животные наших лесов» для детей старшей логопедической группы с ОНР.

Цель : формирование лексико– грамматических категорий у детей старшей логопедической группы по теме “Дикие животные” .

Задачи :

Образовательные :

Уточнить и расширить представления о диких животных (медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, их семьях, среде обитания, питании;

Расширять и активизировать словарь по данной теме ;

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных;

Учить согласовывать существительные с прилагательными;

Упражнять в падежном управлении существительных.

Коррекционно-развивающие :

- развивать логическое мышление , внимание, восприятие;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать произвольность поведения;

Развивать графические навыки;

Учить согласовывать речь с движением.

Коррекционно-воспитательные :

Вызвать положительные эмоции у детей в процессе деятельности;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : картинки с изображением диких животных, аудиозаписи, картинки с изображением диких животных на каждого ребенка (недорисованные). Презентация.

Ход нод:

1.Организационный момент.

Звучит аудиозапись. Под музыку (стук дятла в лесу, голоса птиц, животных ) дети заходят в группу .

Логопед : - Ребята, вы узнали, чьи это голоса?

Дети : -Это голоса животных и птиц.

Логопед : -Где мы можем услышать этих птиц и животных?

Дети : - В лесу.

Логопед :- А вы хотите поближе познакомиться с животными и побольше узнать о них?

Дети : -Да.

Логопед: - Предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес. Оденемся потеплее.

Имитация одевания в сочетании с массажными движениями по тексту:

Надеваем кофты, теплые штанишки,

Надеваем шапки, шубки, и манишки.

Варежки на ручки, обуем сапожки.

Ну, готовы, детки? Сани уже ждут нас. Слайд

Вот мы и в лесу!

Здравствуй лес, чудесный лес
Полный сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы пришли.

Как здесь красиво! Слайд

Работа по развитию дыхания.

Давайте подышим чистым лесным воздухом.

Вдох через нос, выдох через рот.

Координация речи с движением
Мы тихонько в лес зайдем. (Ходьба на месте)
Что же мы увидим в нем? (Повороты головы влево и вправо)

Там деревья до небес, (Плавно через стороны поднимают

Ветер сильный налетает

И деревья он качает. (Покачивание рук, поднятых вверх)

Тише, тише не шуми,

Лесных зверей хотим найти.

Тихо сейчас в лесу, но

Если прислушаться, то в лесу можно услышать много разных звуков.

Волк в лесу - … воет Изобразите волчий оскал, воем как волки (У-у-у)

Медведица - … ревет (Ы-Ы-Ы)

Кабан - … хрюкает ……(хрюкаем)

Лиса - … тявкает…..

В лесу, кроме птиц и зверей, можно услышать еще и эхо.

Сейчас я буду говорить то тихо, то громко, а вы будете моим эхом.

Чистоговорки

Ду-ду-ду – по тропинке я иду Слайд

Ды-ды-ды – вижу на снегу следы

Де-де-де – а лесные звери где?

Ди – ди –ди – кто за елкой, погляди.

Мы тихонечко пройдем, никого мы не спугнем.

Звери прячутся от нас, но у нас ведь зоркий глаз.

Игра “Узнай по силуэту” (“зашумованые” картинки) . Слайд

Образование существительных в В. п без предлога

Кого вы увидели? Настя, кого ты видишь? А ты, Коля?...

(Я вижу лису. Я вижу медведя. И т. д.)

Логопед : Как мы называем животных, живущих в лесу, одним словом? (Дикие)

Почему их так называют?....(Ответы детей).....

Давайте поиграем в игру "Угадай ". Я буду называть отличительные особенности какого-нибудь животного, а вы должны угадать, о ком я говорю.

Злой, голодный, серый. Слайд

Трусливый, длинноухий.

Хитрая, рыжая, хищная.

Рыжая, маленькая, быстрая.

Большой, бурый, неуклюжий.

Рогатый, мощный, неторопливый.

Колючий, маленький, ловкий.

Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Кого в лесу много? Игра «Один – много»

Волк – волков.

Белка – белок.

Лось – лосей.

Заяц – зайцев.

Крот – кротов и т. д.

Угадайте-ка, ребятки,

Что за звери захотели

С нами в прятки поиграть?

Мы должны зверушек с вами

По их хвостикам узнать. Слайд

Д/ Игра “Чей хвост? ” (образование притяжательных прилагательных)

Чей хвост ты видишь? (Я вижу лисий хвост… и т. д.

(Образование существительных в Р. падеже с предлогом У)

Логопед : У кого хвост самый короткий?

Самый пушистый?

Похож на лисий, но поменьше?

Самый некрасивый?

Вот зверушки осмелели,

выглянули из-за ели.

Чьи мы ушки увидали?

Назовете-всем медали знатоков вручу тотчас.

Чьи ушки? (медвежьи……. Слайд

Тихо так в лесу, прекрасно.

Только ищем мы напрасно

Ежика и барсука, мишку и бурундука.

И енота не найдем. Спят они зимою лютой.

И у каждого свой дом.

Так тепло, уютно в нем Слайд

Пальчиковая гимнастика.

У лисы в лесу глухом
Есть нора –надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней коры
Хатку делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосёт он лапу.

Ну, а где же зайца дом?
Живет зайчишка под кустом.

Дом – ладошки, дети

загибают пальцы на обеих руках на каждое

двустишие.

делают ушки зайчика

разводят руки в стороны

Игра “Назови семью”.

Логопед : - Ребята, у всех животных есть семья .

Назовите семью животных: папу, маму, детеныша. (Это заячья семья. Папа – заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайчонок. И т. д) Слайд

Логопед :- А сейчас назовите диких животных ласковыми словами.

Игра «Назови ласково»

Медведь – медведюшка.

Заяц – заинька.

Лиса – лисичка.

Белка – белочка.

Волк – волчок и т. д.

Вспомните сказки, герои в которых - дикие животные. (Дети называют)

Как в сказках называют зверей?

Михайло Потапыч,

Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна

Волчок-серый бочок, заинька.

Логопед:-Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали и немного отдохнем.

Физкультминутка “На водопой”.

Как-то раз лесной тропой (дети идут по кругу)

Звери шли на водопой.

За мамой – лосихой топал лосенок, (идут, громко топая)

За мамой – лисицей крался лисенок, (крадутся на носочках)

За мамой – ежихой катился ежонок, (передвигаются вприсядку)

За мамою – медведицей шел медвежонок, (идут вперевалку)

За мамою – белкой скакали бельчата, (прыгают)

За мамой – зайчихой косые зайчата, (показывают ушки)

Волчица вела за собою волчат (крадутся)

Все мамы и дети напиться хотят. (лицо в круг, лакательные движения языком)

Хорошо воды напиться, но пора и подкрепиться.

Игра “Кто чем питается?” Слайд

На доску выставляются картинки:

На первую строчку – мясо в тарелке;

На вторую - трава, гриб, ягода.

Ребята, все дикие животные делятся на две большие группы: хищники, которые питаются мясом, т. е. поедают более мелких животных; и травоядные, которые едят траву, грибы, зёрна. Подумайте, к какой группе можно отнести животное на картинке и поставьте его на соответствующую строчку (дети выходят по одному и к доске и выполняют задание).

Хитрые вопросы.

У кого больше лап – у зайца или белки?

Сколько у двух белок ушей, хвостов, лап?

Кого (чего) больше – зайцев или заячьих ушей?

Логопед : - Ребята, посмотрите внимательно на диких животных, на их внешние признаки. Давайте скажем о них одним словом.

Упражнение на развитие словообразования. Слайд

Логопед : - У лисы какой нос? (острый) Значит она какая? (остроносая) ;

У зайца какие уши? (длинные) . Значит он какой? (длинноухий) ;

У белки как ИЕ ЗУБЫ? ) Значит она какая ( ОСТРОЗУБАЯ ).

У лося какие рога? (длинные) Значит он какой? (длиннорогий).

У волка как ноги бегают? (быстро) Значит он какой? (быстроногий) и т. д.

У медведя какие лапы? (толстые)-…. толстолапый.

Упражнение для развития графических навыков

Логопед : Сегодня я приготовила для вас картинки с изображением диких животных . Но они не завершены. Вы должны дорисовать недостающие части тела.

Оставьте их себе, дома раскрасите.

Вот и закончилось наше путешествие. Пора нам возвращаться домой.

Звонко бубенцы звенят, сани мчат нас в детский сад.

Итог. Вам понравилось наше путешествие? Где мы были? Кого мы там встретили? Что нового вы узнали о диких животных?

Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов»

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных.

Образовательные:

1. Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом ИЩ.

2. Согласование числительных с существительным

3. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие:

1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.

2. Способствовать развитию просодической стороны речи.

3. Способствовать развитию фонематического восприятия.

4. Развитие навыка связной речи.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Посылка, бумажные макеты героев сказки «Теремок», игровое поле,

Демонстрационный материал:рисунки частей животных. Предварительная работа: 1. Чтение сказки «Теремок» 2. Рассматривание иллюстраций о животных 3. Беседа о бережном отношении к животным нашего края

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент: - Посмотрите на гостей и поздоровайтесь с ними кивком головы. Сегодня мы получили посылку, давайте вместе посмотрим, что в ней. (Открываем посылку, а в ней конверты с загадками.)

1. Живёт в норке, грызёт корки

Короткие ножки, боится кошки(мышь)

2. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой(медведь)

3.Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный(волк)

4.Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы?(заяц)

5. Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней(лиса)

6.Скачет зеленая зверушка

Не рот, а ловушка

Попадут в ловушку

И комар и мушка(лягушка)

Дети отгадывают загадки и берут персонажей сказки «Теремок»

2. Сообщение темы занятия

Из какой сказки эти герои? Теремок. - Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад. Раз – два – три – сказка оживи. (выкладывается игровое поле Теремка) 3.Расширение словаря по теме.

ЛОГОПЕД: Стоит в поле теремок Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и спрашивает:

РЕБЕНОК: -Терем, теремок! Пусти меня к себе жить?

ЛОГОПЕД: - Пущу, если ребята скажут где в лесу живет волк, лиса, белка, медведь, заяц, еж. (Волк живет в логове. Лиса живет в норе. И т.д.) - Вошла мышка и стала там жить.

4. Согласование существительных с числительными

ЛОГОПЕД: Прискакала к терему лягушка-квакушка. Увидела Теремок и проквакала: РЕБЁНОК: - ква-ква-ква, Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить. ЛОГОПЕД: пущу, если ребята назовут детёнышей диких животных с числом 1, 2, 32 (1 лось, лиса и т.д.) - Вошла лягушка и стала там жить.

5. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема зайчик-побегайчик, остановился и спрашивает: РЕБЁНОК: - Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить. ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете диких животных ласково. (Мышь-мышка, заяц…, ёж…, белка…, волк…, лиса…, медведь…, лось…., кабан…) - Вошёл зайчик и стал там жить.

6. Физминутка: Пальчиковая гимнастика «Бурый мишка»

Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)

Весною он проснулся, (тянут руки вверх)

Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются)

Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)

Здравствуй, белочка-сестричка!

Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

И колючий брат-ежонок.

7.Образование притяжательных прилагательных

ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема лисичка-сестричка, остановилась и спрашивает: РЕБЁНОК: - Кто в тереме живет? Пусти меня, теремок, к себе жить. ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете, чьи это лапы и хвосты.(Уши зайца – заячьи, волка – волчьи и т.д. (по картинкам)) - Вошла лисичка и стала там жить.

8. Употребление сложных прилагательных

ЛОГОПЕД: Бежит мимо терема волчок-серый бочок, остановился и спрашивает: РЕБЁНОК: - кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить. ЛОГОПЕД: Пущу, если вы вместе назовете сложные слова.

Если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая,

У зайца уши длинные – длинноухий,

У белки рыжий хвост – рыжехвостая,

У медведя короткий хвост – короткохвостый.

У ежа острый нос – остроносый,

У зайца косые глаза – косоглазый,

У лося длинные ноги – длинноногий. - Вошел волк и стал там жить.

9. Образование существительных с суффиксом –ищ Работа над просодикой речи

ЛОГОПЕД: Теперь садимся тише, тише – Притихнем в норках словно мыши. Ходил медведь по лесу, Топтался и рычал. Хотел он очень меда А где искать – не знал. Увидел теремок и прорычал: РЕБЁНОК: - кто в тереме живет? Пустите меня к себе. ЛОГОПЕД: пущу, если ребята скажут у кого что?

У волчицы усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики,

У медведицы лапы, у…

У зайчихи уши…

У лисицы хвост…

у лосихи рога…

у ежихи когти…

у волчицы зубы…

Вошёл медведь в теремок и стал там жить.

10 .Составление рассказа-описания

ЛОГОПЕД: Молодцы! Дети, а кому больше всего сегодня вам понравилось помогать? Давайте расскажем о медведе поподробнее по плану-схеме

Дети рассказывают рассказ-описание цепочкой.

Медведь дикое животное.

Медведь живет в берлоге.

У медведя детёныши – медвежата.

Медведь питается ягодами, медом и любит ловить рыбу.

11. Итог занятия

Дружно и весело стали жить наши герои в своём теремке. Понравилась вам сказка?

Марина Ровина
«Дикие животные нашего леса». Конспект ОД в старшей группе

Цель : Систематизация и углубление представление о диких животных родного края .

Задачи :

1. Образовательные. Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные » , умения дифференцировать дикие и домашние животные . Упражнять в умении называть детенышей животных , в правильном назывании жилища; учить отвечать полными предложениями. Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные » .

2. Развивающие. Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе, умение работать в коллективе, активность, самостоятельность. Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, развивать доказательную речь, расширять знания детей о животном мире .

3. Воспитательные. Формирование интереса к природе, понимания поведения и повадок животных . Воспитания коммуникативных навыков, инициативности, навыков сотрудничества.

Методы и приемы.

Игровое упражнение «Собрались все дети в круг» , погружение в тему занятия, отгадывание загадок, беседа с детьми, рассказы детей, просмотр слайдов на тему «Животные и их жилища » . «Как кричат дикие животные , физкультминутка, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика «У лисы в лесу глухом…» , постановка проблемы и ее решения : «Надо ли оставлять дикое животное жить в домашних условиях?», игровое упражнение с Лесовиком, Дидактическая игра «Найди детеныша» , «Кто где живет» , «Чей хвост чья голова» , «Угостим лесных зверей» ,рассказ, разъяснение.

Интеграция образовательных областей :

Социально – коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа :

Взаимодействие с родителями и детьми, дома составить рассказ о животном и рассказать детям .

Материалы и оборудование :

Компьютер, интерактивная доска, презентация показ диких животных (лиса, медведь, белка, волк, еж, заяц, насекомых и птиц, декорация (деревья, елки, рисунки с изображением диких животных , шишки, корзина, желуди, грибы, искуственный снег, мягкие игрушки белка, еж). Помещение –компьютерный класс, музыкальный зал.

Ход занятия.

Дети стоят около воспитателя.

Воспитатель. Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

Воспитатель.

Ребята, давайте повторим наше правило :

Каждый день всегда, везде

В деятельности и в игре,

Смело четко говорим

И тихонечко сидим (дети садятся) .

Воспитатель. Ребята сегодня мы поговорим о животных . Место, где живет животное , называется его средой обитания. Если ее уничтожить, то животное погибнет . Почти везде : на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных снегах обитают живые существа.

А какие вам известны живые существа? Ответы детей (дикие животные , птицы, насекомые, рыбы) .

У нас сегодня необычное задание (интересная работа) . Я сама не буду показывать вам картинки. Картинки будут появляться на экране. Но появятся они только в том случае, если вы отгадаете загадки про животных . Отгадывание загадок про животных ?

Просмотр слайдов на тему : «Животные и их жилища » .

(Дети называют и просматривают слайды)

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. Медведь

Дети. Рассказ ребенка о медведе. Медведь большой, сильный,

Коричневый. У него длинные когти, сильные лапы и теплый мех. Цвет шубы медведь не меняет. Медведь зимует в берлоге, вход в берлогу зимой завален ветками и засыпан снегом. Только весной медведь просыпается. В холодную зиму медведь спит крепко, а в оттепель чутко. Питается медведь овсом, рыбой, муравьями, жуками, а еще он большой сладкоежка любит мед и ягоды.

Воспитатель. А как называют дом медведя?

Дети. Берлога.

Воспитатель. Хотите посмотреть, как зимует медведь в берлоге?

Посмотрите на экран.

(дети смотрят на слайд со спящим в берлоге медведем)

Воспитатель. Вот так медведь спит в своей берлоге.

Как вы думаете, ему тепло или холодно? Почему вы так думаете?

Дети. Мех теплый. Вход ветками завален. Снегом сверху замело.

Воспитатель. Всю зиму спит медведь в берлоге.

Воспитатель. Рассмотрите медведя. Какой он, большой какие у него лапы?

Воспитатель. Всю зиму спит медведь в берлоге. Только весной проснется.

Послушайте как кричит медведь (слушают голос животного ) .

Познакомимся еще с одним жителем леса .

Воспитатель. Эту хитрую плутовку,

Знают здешние леса .

Кто наводит страх на зайцев?

Это рыжая. Лиса

Дети. Рассказ ребенка о лисе. (Ребенок имитируют походку лисы)

У лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки, остренька мордочка, конечно, большой и пушистый роскошный хвост, которым она пользуется при резких поворотах как рулем, заметает следы, а еще хвост ей служит покрывалом, когда она спит. У лисы чувствительный нос, при помощи которого она находит себе пищу. Лиса не меняет своей шубки она зимой и летом рыжая. Лиса очень хитрая. Живет лиса в глубокой норе с несколькими выходами на случай опасности.

Воспитатель. Молодцы. Рассмотрите лису, какая она, какой у неё хвост?

Воспитатель. Под кусточком лисий дом.

Как называется дом лисички?

Дети. Нора.

Посмотрите на экране – это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная Послушайте как кричит лиса. (слушают голос животного ) .

Воспитатель. Молодцы.

Кто на ветке шишку грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по веткам ловко скачет

И в дупле орехи прячет? Белка

Дети. Рассказ ребенка о белке. (Ребенок имитируют походку белки)

Белка маленького роста, у нее большой и пушистый хвост, который помогает ей прыгать с ветки на ветку, на ушках у нее кисточки, на лапках острые коготки, которые помогают ей цепляться за ветки, еще у нее острые зубки. Белка от мороза прячется в дупле и хвостиком вход закрывает. Белка готовит корм на зиму, его она прячет в гнездо дупла деревьев, она сушит грибы, ягоды, шишки, орехи. Осенью белка, становится серебристо-серой, такая окраска помогает ей скрываться от врагов).

Воспитатель. Рассмотрите белку. Какая она, Какие у неё ушки и хвост, где живет белка. Как называется ее домик?

Воспитатель. Почему белка так высоко дом свой делает?

Дети. Чтобы другие звери не достали. Послушайте как кричит белка. (слушают голос животного ) .

Воспитатель.

У бедняжки нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора. Заяц.

Дети. Рассказ ребенка о зайце. (Ребенок имитируют походку зайца)

Зимой у зайца белая шуба, а весной он меняет её на серую. У него длинные уши и быстрые ноги которые спасают его от врагов маленький пушистый хвост. Нет у зайца дома, под кусточком поспал и убежал. Питается заяц молодыми ветками деревьев, капусту, морковь. Заяц к зиме запасов не готовит, он находит себе пищу и зимой. Заяц путает следы, чтобы спастись от врагов.

Воспитатель. У медведя есть берлога, у лисы – нора, у белки - дупло, а где же зайка живет? Какой у него домик?

Воспитатель. Давайте рассмотрим зайку. Какой он, какие у него ушки, ноги.

Воспитатель. Вспомните, какую шубу носит заяц зимой, и на какую меняет её весной?

Воспитатель

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

Дети. Рассказ ребенка о ежике. (Ребенок имитируют повадки ежа) .

Мордочка ежа вытянутая. Нос острый и постоянно влажный. Глаза круглые черные, уши маленькие, закругленные. Ежик темно-серого цвета, на теле ежика находятся иголки. Растут иглы так же, как и волосы. На голове и брюхе растет густая жесткая шерсть. На лапах по пять пальцев, когти острые. Ежик живет в норе, и запасов на зиму не делает. Зимой ежик спит, а весной просыпается. Питается ежик грибами, ягодами корешками, а вот яблоки на спине носит чтобы спасаться от клещей которые очень беспокоят ежиков. А яблоки выделяют яблочную кислоту которой очень бояться насекомые.

Ежик (просмотр слайда) .

Воспитатель. Какая шубка у ежик? Зачем еж сворачивается в клубок? (Дети, спасаются, от врагов) . Послушайте как кричит ежик. (слушают голос животного ) .

Воспитатель.

На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож,

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. Волк.

Дети. Рассказ ребенка о волке. (Ребенок имитируют повадки волка) .

Волк сильный, смелый, умный. Всегда ходит в серой шубке. У волка длинный и протяжный вой. Волки живут стаями, дом называется логово. Их не зря называют санитарами – ведь, как правило, их жертвами становятся старые , больные или неопытные животные . Чаще всего волки охотятся на копытных животных . Когда мало пищи, волки едят лягушек, ящериц и жуков. Кроме мясной пищи волки охотно поедают фрукты, ягоды грибы, траву и листья. Волки очень выносливые они могут прожить без еды около двух недель.

О волке известно немало пословиц и поговорок : «Волка ноги кормят» , «С волками жить – по-волчьи выть» , «Волков бояться – в лес не ходить» , «Как волка ни корми, он всё в лес смотрит» .

Воспитатель. Посмотрите, у волка тоже есть дом, какой он? Его дом называется «логово» .

Вы рассмотрели всех животных . Скажите, что у них общего?

Дети. У всех животных есть голова , морда, туловище, лапы или копыта, хвост. Тело животных покрыто шерстью .

Воспитатель. Тело всех ли животных покрыто шерстью ?

Дети. У ежа иголки.

Воспитатель. Назовите всех животных , которых мы рассматривали и скажите, какие это животные ? (заяц, волк, медведь, лиса. Белка) .

Чем дикие животные отличаются от домашних?

Дети. Дикие животные живут в лесу и сами себе ищут еду, жилище. А домашние живут рядом с человеком, который их кормит и ухаживает за ними.

Каких еще диких животных вы знаете которые живут в наших лесах ? (Кабан, лось, барсук олень) .

Воспитатель. Какие изменения в жизни животных происходят весной ?

Дети. Медведь просыпается и выходит из берлоги. Лиса чистит, ремонтирует старую нору или строит новую. Белка приводит в порядок гнездо или ищет новое дупло. Волчица ищет укромное место для своих детишек.

Воспитатель. Ребята давайте с вами прогуляемся по лесной тропинки.

Физкультминутка

По тропинке мы пошли

Шишку нашли, подняли,

Подняли, белке бросили в дупло.

Опять пошли, заячьи следы нашли,

Вот мы шли, желуди нашли

Ой ребята посмотрите куда мы с вами попали? (В лес) . Встречает сторож леса старичок Лесовичек .

Проходите ребята рад видеть вас. Я старичок Лесовичок сторож леса . У меня в гостях нужно быть внимательными и осторожными и слушать взрослых, чтобы не попасть в беду. У меня есть для вас стихотворение загадка, вам нужно отгадать (добавить названия детеныша) .

Воспитатель. Послушайте, какое стихотворение расскажет вам старичок Лесовичок . Вы будете ему помогать. (да)

Игровое упражнение с Лесовиком (чтение стихотворения) .

Как-то днем, простой тропой, Звери шли на водопой :

За мамой зайчихой прыгал….

Дети. Зайчонок.

Воспитатель. За мамой волчицей топал…

Дети. Волчонок.

Воспитатель. За мамой лисицей крался….

Дети. Лисенок.

Воспитатель. За мамой медведицей шел …

Дети. Медвежонок.

Воспитатель. За мамой бельчихой скакал….

Дети. Бельчонок.

Воспитатель. За мамой ежихой плелся ….

Дети. Ежонок.

Лесовичок : Молодцы ребята справились с загадкой.

Воспитатель. Кого вы сейчас называли?

Дети. Детенышей животных .

Проблемная ситуация. Ребята, Лесовичок встретил своего знакомого охотника. Он ему рассказал, что когда он был на охоте и увидел на дороге слабого маленького серого волчонка. Взял его домой, лечил и кормил. И теперь, когда волчонок окреп, он мог бы его отнести в лес, но ему стало его жалко. Ведь он привык к нему и не хочет с ним расставаться. «Пусть поживет у меня дома» - сказал охотник.

Ребята, что делать? Оставить волчонка или отпустить в лес?

Дети. Отпустить в лес. Оставить, он уже привык к нему. Волчонку будет плохо без мамы. Волчонок дикое животное и должен жить в лесу. Мы вернемся к этому вопросу в конце занятия.

Лесовичок : Я хочу проверить ваши знания, на сколько хорошо вы знаете о диких животных .

Игра : "Кто, где живет?"

В : Соединим линией дикого животного с его жилищем .

Д : Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустиком.

Воспитатель : Молодцы и с этим заданием вы справились.

Игра : «Чей хвост»

В : Соединим линией дикого животного голову с его хвостом.

Будем мы сейчас играть и мимикой изображать.

В лесу бегает злой волк Нахмурить брови

Вдруг не стало волка Поднять брови (удивление)

Это мишка косолапый прогнал злого волка Подмигнуть правым глазом (радость)

Воспитатель. В окружающем нас мире живут разнообразные животные . Они разные по величине, окраске, передвигаются разными способами : бегают, ползают, летают.

Игра «Четвертый лишний»

Картины с изображением зверей птиц и насекомых). Кто здесь лишний?

Дети. Звери, птицы, насекомые.

Игра : «Угостим лесных зверей» .

Давайте, вспомним чем любят полакомиться лесные звери.

Мясо- Волку, лисе, медведю и т. д.

Овощи - …

Фрукты - …

Грибы - …

Ягоды - …

Воспитатель : Каждый из вас угостит животного его любимой едой .

Итог занятия :

Воспитатель. Мы сегодня много говорили, о каких животных ? Ребята, что мы посоветуем охотнику? Оставить волчонка или отпустить на волю?

Ответы детей.

Воспитатель. Я считаю, что дикие животные обязательно должны находиться в той среде обитания, где они родились.

Нуждаются ли дикие животные в нашей помощи ?

М. Пришвин писал : «Мы хозяева нашей природы , и она для нас кладовая солнца. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В горах, в лесах разные ценные животные - будем охранять леса и горы . Рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю - лес, горы, а человеку нужна родина и охранять природу - значит охранять родину!»

Лесовичек : Молодцы ребята вы сегодня очень хорошо работали, справились со всеми заданиями, которые я вам предложил. Ребята для вас я приготовил маленькие подарки, перед вами две корзины : Солнышко Радости и Солнышко Грусти. Возьмите такое солнышко, какое у вас настроение.

Я очень рад, что у вас у всех хорошее настроение, и это солнышко радости пусть всегда будет вместе с вами. А сейчас давайте мы с вами попрощаемся ребята.

Лесовичек : Да новых встреч.

А сейчас мы отправляемся домой по нашей лесной тропинке .

Ой, шишки с елки посыпались. Кто же это шишками бросается?

Дети : Белочка.

Белочка – белочка! Пойдем с нами?

Белочка отвечает : «Не могу, дел много! Мне нужно орешков, грибочков, да побольше. Чтобы зимой не было голодно, сказала белка и поскакала по веточкам».

Ребята, давайте поможем белочке собрать по больше грибов и ягод.




















1 из 19

Презентация на тему: Животные леса

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Бурый медведь Крупный наземный хищник. Длина тела до 2 м, средняя масса – 150 кг. Тело массивное, слегка вытянутое, на коротких, но толстых пятипалых стопоходящих ногах. Голова широкая с короткой мордой. Уши небольшие. Окраска меха от буровато-палевой до темно-бурой. На груди иногда бывает небольшое беловатое пятно. Бурый медведь широко распространен по всей лесной зоне Европы, Азии и Северной Америки. В нашей стране он проживает в северной половине европейской части, в Сибири, на Кавказе.

№ слайда 4

Описание слайда:

Лисица Хищник средних размеров. Длина тела 60-90 см, хвоста 40-60 см, масса самцов достигает 6-10 кг, самок 5-6 кг. Тело стройное, удлиненное, ноги сравнительно короткие, хвост пушистый. Мордочка вытянутая, заостроненная. Уши высокие, остроконечные. Окраска тела разнообразна: от красновато-оранжевой до желто-серой, грудь и кончик хвоста белые. Обитает на различных участках леса, но предпочитает опушки смешанного леса, старые вырубки и гари, берега лесных рек и озер.

№ слайда 5

Описание слайда:

Обыкновенная белка Типичный лесной зверек длина тела 20-30 см, масса до 1 кг. Тело удлиненное с пушистым хвостом, длина которого лишь ненамного меньше длины туловища. На концах ушей кисточки. У северных мех летом рыжий, а зимой светло-серый; после осенний линьки мех становится гуще. Белка обитает в тайге, смешанных и широколиственных лесах. Летом активна в утренние и вечерние часы, а зимой – в течение всего дня. В особенно морозные дни на кормежку не выходит. Ведет древесный образ жизни.

№ слайда 6

Описание слайда:

Благородный олень Этот величественный лесной житель очень скромен – лишь на рассвете и на закате он выходит на лужайку, чтобы пощипать свежей травы. В брачный период благородный олень становиться задиристым и даже опасным: самцы устраивают настоящие поединки, сражаясь за самку

№ слайда 7

Описание слайда:

Обыкновенный еж Небольшой зверек, длина его тела около 30 см, масса 700-800 г. Тело грузное, на коротких ногах, сверху и с боков покрыто иглами и шерстью. Морда вытянутая и заостренная. В окраске преобладают бурые и серовато-бурые тона. Панцирь из игл окрашен в буроватый цвет и испещрен беловатыми штрихами. Распространен обыкновенный еж в Европе и на Дальнем Востоке. Он обитает в смешанных и лиственных лесах, предпочитает опушки, вырубки, заросли кустарников. Этот зверек ведет одиночный сумеречный образ жизни: днем спит, свернувшись в клубок, а ночью бродит в поисках корма. Питается еж дождевыми червями, жуками, мышевидными грызунами, птицами, их яйцами и птенцами.

№ слайда 8

Описание слайда:

Заяц-беляк Длина тела 40-75 см, масса от 2,5 до 5,5 кг. Голова относительно большая, широкая, с тупой закругленной мордой, уши длинные; глаза расположены по бокам головы и широко расставлены, задние ноги длиннее передних. Окраска тела летом бурая или рыжевато-бурая, зимой – белая. Кончики ушей черные круглый год.Заяц-беляк широко распространен в лесной зоне Восточной Европы, Азии и Северной Америки.

№ слайда 9

Описание слайда:

Волк Крупный зверь с относительно высокими и сильными ногами; морда вытянутая, уши остроконечные. Длина тела 105-160 см, хвоста 35-50 см, масса достигает 32-50 кг. Окраска обычно серая с рыжеватым оттенком. Волосяной покров грубый, но густой, брюхо и лапы несколько светлее туловища.Волк широко распространен на территории нашей страны. Волк предпочитает разреженные лесные массивы. Везде охотится за крупной добычей: дикими копытными (кабан, лось, и др.), домашними животными. Успешно ловит зайцев, мелких грызунов, птиц, поедает падаль.

№ слайда 10

Описание слайда:

Барсук Это хищник средней величины. Длина его тела 60-80 см, хвоста 15-30 см, масса летом составляет 6-10 кг, осенью 16-17 кг. Туловище массивное, коренастое и приземистое. Барсуки широко распространенны на территории России, за исключением северной части Сибири. Он живет в смешанных лесах, предпочитая опушки, лесные овраги, перелески. Деятелен он ночью, двигается шагом или мелкой рысью, опустив голову вниз. День проводит в норе. Питаются барсуки как растительной, так и животной пищей. Барсуки живут парами, у них появляются 2-6 детеныша. Врагами барсуков являются волки и рыси.

№ слайда 11

Описание слайда:

Енотовидная собака Длина тела 65-80 см, хвоста 15-25 см.тело удлиненное, на коротких лапах, голова небольшая с короткой острой мордой. По бокам головы удлиненные волоски, образующие «баки»; уши маленькие. Окраска меха буровато-серая, на морде рисунок в виде черной маски. Вдоль спины темная полоса. Шерсть длинная и пушистая. Обитает она в смешанных лесах с густым подлеском, предпочитает перелески, пологие склоны, заболоченные долины рек. Обычно селиться в старых норах барсуков и лисиц, часто использует различные естественные убежища. Она активна ночью, но иногда активна днем, быстро бегает, хорошо плавает. Питается разнообразной пищей: мелкими грызунами, рыбой, насекомыми, растениями и ягодами.

№ слайда 12

Описание слайда:

Лось Один из самых крупных зверей нашей страны. Длина тела самца 2,5-3 м, хвоста 12-13 см, высота в холке до 2,35 м, масса 300-400 кг. Самки насколько меньше, их масса достигает 200 кг. Голова большая, горбоносая, с подвижной верхней губой, нависающей над нижней. Уши большие, подвижные, глаза маленькие. Шерсть длинная, густая, ее окраска темно-бурая, ноги светлые. Лось – предпочитает молодые леса, зарастающие гари и лесосеки, расположенные среди участков старого леса, а также пойменные леса с густыми зарослями ивняка вблизи лесных болот и водоемов, богатых водно-болотной растительностью. Очень ловок в движениях, может проходить любые топкие болота.

№ слайда 13

Описание слайда:

Рысь Крупная кошка, имеет длину тела 82-105 см, короткий словно обрубленный хвост, пышные «бакенбарды» и кисточки на ушах. Туловище короткое, на длинных сильных лапах с широкими мохнатыми лапами, мех палево-серый или рыжеватый. Спина, бока и ноги покрыты темными пятнами. Рысь живет в темнохвойных и смешанных лесах. она ловко лазает по деревьям, скалам, способна далеко плавать, ведет ночной образ жизни. Пищей ей служат мыши, полевки, зайцы, лисицы, олени, птицы из числа куриных. Добычу обнаруживает с помощью обоняния и слуха. Жертвами ее чаще всего становятся слабые и больные животные, поэтому рысь считается регулятором численности зайцев, мышевидных грызунов, и других животных.

Описание слайда:

Иволга Иволга размером несколько крупнее скворца. Оперение самца ярко-желтое, крылья и хвост – черные. Самка окрашена более тускло; сверху она зеленовато-серая, а низ ее тела желтовато-белый, с редкими продольными бурыми пестринами. Иволга обитает в широколиственных и смешанных лесах, рощах, парках, но везде очень скрытна, держится в густой кроне деревьев. Птица перелетная, зимует в Центральной и Южной Африке, на Мадагаскаре и в Индии. Прилетает иволга на места гнездования поздней весной, в начале лета. Гнездиться в верхних частях крон березы, дуба, реже в кроне сосны.

№ слайда 16

Описание слайда:

Тетерева Довольно крупная птица, масса самца до 1,5кг, самки до 900г. Оперение самца черное, крайние перья хвоста лирообразно загнуты. Над глазами ярко-красные брови. Тетерка буровато-рыжая с черным рисунком (рябью). Тетерев обитает в смешанных и хвойных лесах с вырубками и полянами. Это оседлая птица. Большую часть жизни тетерева проводят на земле, хотя зимой почти всегда кормятся на деревьях: березе, ольхе, липе. Весной они токуют группами на лесных полянах, просеках, опушках, а не редко и на полях.

№ слайда 17

Описание слайда:

Большой пестрый дятел Верхняя часть тела дятла черная, а низ белый с охристым оттенком. Темя и затылок у самок черные, а у самцов на затылке красное пятно. На крыльях много белых пятен. Перья хвоста упругие; ноги короткие, с обращенными назад двумя пальцами – все это помогает дятлу передвигаться вертикально по стволу.Большой пестрый дятел населяет различные типы леса, предпочитая хвойные и смешанные леса. Встречается в парках и садах.

Описание слайда:



Что еще почитать