Разряды частиц. Презентация на тему: «Разряды частиц. Формообразующие частицы».(7 класс) Презентация формообразующие частицы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Прочитайте текст. Найдите слова неизвестной вам части речи. Выпишите их. Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке. Неужели дятел? Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей. Так ты птица осоед? Как же осоед! Еще я ем гусениц и личинок. Как раз гусениц и личинок любят дрозды. Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога. Ну тогда ты, наверное, лесная мышь. Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей. Хорошо! Тогда ты конечно кошка! Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу. Ладно, ты – цапля. Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца. Точно, куница! Вот именно не куница. Куница – мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок, ягоды и грибы. Скорее всего ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку! Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки. Как вы думаете? Слова какой части речи вы выписали?

Что это такое? Попробуйте дать определение этому понятию

ЧАСТИЦА – это служебная часть речи, включающая слова, которые придают различные дополнительные смысловые, эмоциональные и модальные оттенки отдельным словам и предложениям.

По значению частицы делятся на 5 групп смысловые Модальные эмоциональные словообразующие формообразующие Вот Вон Это Оно Именно Как раз Просто Ровно Точно Лишь Только Все Исключительно Только лишь Хоть бы Просто Даже Еще Же Просто то Давай Да -ка Пускай Пусть Да Так Ага Точно Не Нет Ни Вовсе не Далеко не Отнюдь не А Ли Неужели Разве Ведь Как Ну и О Что за Кое Либо Не Ни Нибудь то Бы Да Пусть пускай

Роль частиц, принадлежащих к различным группам Смысловые частицы выражают особые смысловые оттенки: Указательные (вот, вон, это, оно) Уточнительные (именно, как раз, просто, ровно, точно) Ограничительные (лишь, только, все, исключительно, только лишь, хоть бы, хотя бы, просто) Усилительные (даже, еще, же, просто, то)

Модальные частицы выражают точку зрения говорящего на сообщаемый факт, на действительность. Они подразделяются на: Модально – волевые (давай, да, -ка, пускай, пусть) Утвердительные (да, так, ага, точно) Отрицательные (не, нет, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не) Вопросительные (а, да, ли, неужели, разве)

Эмоциональные частицы усиливают выразительность речи Ведь, как, ну и, о, что за

Словообразующие частицы образуют слова кое, либо, не, ни, нибудь, то

Формообразующие частицы образуют грамматические формы (условное и повелительное наклонение глаголов) бы, да, пусть, пускай

Используя данные таблицы, определите частицы каких групп вы выписали из текста смысловые Модальные эмоциональные словообразующие формообразующие Вот Вон Это Оно Именно Как раз Просто Ровно Точно Лишь Только Все Исключительно Только лишь Хоть бы Просто Даже Еще Же Просто то Давай Да -ка Пускай Пусть Да Так Ага Точно Не Нет Ни Вовсе не Далеко не Отнюдь не А Ли Неужели Разве Ведь Как Ну и О Что за Кое Либо Не Ни Нибудь то Бы Да Пусть пускай

Восстановите данный текст (вставьте подходящие по смыслу частицы) (…) у птиц забавные встречаются имена. (…) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (…) рогатая. (…) и птичка завирушка есть. Или (…) юла. (…) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (…) чечевица. А (…) плохое название чиж или чечетка? (…) непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (…) названия-позвища лучше всего!

Сравните свой вариант с авторским. Именно у птиц забавные встречаются имена. Едва ли поверишь, что водится птица поганка. Поганка да еще и рогатая. Ведь и птичка завирушка есть. Или просто юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и даже чечевица. А разве плохое название чиж или чечетка? Неужели непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? Все-таки названия-прозвища лучше всего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 7 класс Частицы. Разряды частиц

Урок для учащихся 7 класса разработан с использованием модульной технологии. Модуль позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанные в...

Урок русского языка в 7 классе "Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ"

Тема урока: Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИЦель: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и НИ и составить алгоритм рассуждения для решения данной орфографич...

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...

краткое содержание других презентаций

«Предложения с деепричастным оборотом» - Деепричастие с зависимыми словами. Образуйте словосочетания. Лингвистическая разминка. Деепричастие. Деепричастные обороты. Доброта зарождается в детстве. Деепричастный оборот. Зарождаясь в детстве. Доброта живёт. Философ Сенека. Работа с предложением. Запятые при деепричастном обороте.

«Сжатое изложение» - Пушкин – море! Море – Лермонтов. Образец рассуждения. Рассуждение. Словарная работа. Повествование с элементами описания. Средства сжатия текста. Образец изложения. Т у к а й начал изучать русский язык. Работа над текстом. Цель урока. Этапы урока. Беседа по содержанию текста. Сжатое изложение. План изложения.

«Морфология и орфография» - В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь. Безударная проверяемая гласная корня. Чернец. Листок контроля. Морфология и орфография. Речевая ошибка. Буква И. Добрый человек. Знаки препинания. Буква. Обобщение повторения. Дефис. Напишите номер предложения. Глупость одной минуты. Тестовые задания. Прочитайте текст.

«Предлог как часть речи» - Вместо точек ставьте недостающий предлог. Спишите словосочетания. Предлог как часть речи. Дайте определение предлога. Проверка. Спишите, определите часть речи. Назовите части речи, известные вам. Письмо по памяти. Перепрыгнуть через лужу. Запишите текст, ставя слова в скобках в нужном падеже. Закончите высказывание.

«Слова-деепричастия» - Темно-синий свет. Октябрь. Вечер догорает, горы золотя. Пословицы. Озимь. Лес зеленый. Аргументы. Что-то шепчет камыш. Лексическое значение. Деепричастие. Тихо вечер догорает. Немного погодя. Осень. Молодые березки. Художник. Лес. Огромная туча. Ветер. Камыш. Крепыши-маслята. Воспоминания о Волкове. Лексическая работа. Пейзажи Е. Волкова. Промчался дождь.

Проверочный диктант. Наблюдение за языковым материалом. Алгоритм отличия союзов. Правописание союзов. Языковая зарядка. Закрепление учебного материала. Изучение нового материала. Запомни сочетания. Графический диктант. Работа с учебником. Урок русского языка.




Давайте прочитаем правило. По значению частицы делятся на два разряда: формообразующие и смысловые. К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения; степеней сравнения прилагательных и наречий. Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.







В каждом из этих предложений имеются частицы. Ваше задание определить с помощью каких частиц, что образовано. Давайте восклицать, друг другом восхищаться! Я хотел бы подняться в ракете выше всех высоких туч. Озеро Байкал – самое глубокое в мире. Этот предмет надо знать более глубоко. А) Повелительно наклонение глагола. Б) Условное наклонение глагола. В) Степени сравнения наречий и прилагательных.




Проверка. Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова. Применяя данное правило рассуждайте так: в предложении Как хорошо играла наша команда! слово как усиливает значение словосочетания хорошо играла. Значит, слово как – частица.

1 слайд

8 класс русский язык Частица как часть речи. Формообразующие частицы. Учитель русского языка и литературы: Садыкова Бахытгуль Газизовна Школа-гимназия № 2 г.Шалкар

2 слайд

Цели урока: Показать особенности частицы как служебной части речи, формировать умение отличать частицы от других частей речи, совершенствовать орфографические навыки, развивать речь, воспитывать культуру речи учащихся.

3 слайд

4 слайд

Лингвистическая разминка. Записать в течение 2-х минут слова на тему: «Урок русского языка». Используя эти слова, составить простое и сложное предложение, выделить сочинительные и подчинительные союзы. 30 секунд

5 слайд

Лингвистическая разминка. Записать в течение 2-х минут слова на тему: «Урок русского языка». Используя эти слова, составить простое и сложное предложение, выделить сочинительные и подчинительные союзы. 1 минута

6 слайд

Лингвистическая разминка. Записать в течение 2-х минут слова на тему: «Урок русского языка». Используя эти слова, составить простое и сложное предложение, выделить сочинительные и подчинительные союзы. 1 минута 30 секунд

7 слайд

Лингвистическая разминка. Записать в течение 2-х минут слова на тему: «Урок русского языка». Используя эти слова, составить простое и сложное предложение, выделить сочинительные и подчинительные союзы. 2 минуты

8 слайд

Лингвистическая разминка. Записать в течение 2-х минут слова на тему: «Урок русского языка». Используя эти слова, составить простое и сложное предложение, выделить сочинительные и подчинительные союзы.

9 слайд

Упражнения на избирательность. Задание: быстро прочитывая формулировки, отмечать знаком «+» в пустом квадрате истинные утверждения. № Утверждения + 1 Однородные члены соединяют только сочинительные союзы 2 Союзы «что», «если», «где» - подчинительные союзы 3 Однако, зато – подчинительные союзы 4 В течение, в продолжение – производные предлоги, временное значение 5 Предложение: «Все печали терпимы, если есть хлеб» - сложноподчиненное. 6 В сложносочиненном предложении подчинительная связь + + + + +

10 слайд

7 Причинные, целевые, временные, условленные, сравнительные – сочинительные союзы 8 Правильно расставлены знаки препинания во всем предложении: «Самые мягкие, и трогательные стихи написаны об осени». 9 Правильно расставлены знаки препинания: «Когда солнце поднимается над лугами, я невольно улыбаюсь от радости». 10 Предлоги согласно, вопреки, благодаря – употребляются только с дательным падежом. + +

11 слайд

«Установи соответствия» -соедините стрелками части рассыпанного текста Вывод: Частица – служебная часть речи, с помощью которой создаются формы наклонения глагола и изменяется значение слов, словосочетаний и предложений. Союз Предлог Частицы …это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других словосочетаний и предложений. …это служебная часть речи, с помощью которой образуются формы наклонения глагола и изменяется значение слов словосочетаний и предложений. …это служебная часть речи, которая связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного.

12 слайд

13 слайд

14 слайд

Графический диктант. Задание: отметить знаком «+» слитное написание союзов и знаком «-» раздельное написание частиц. Стеклянная дверь на балкон была открыта, что (бы) из сада не несло жаром. Что (бы) ни говорили, а знания нужны. Песня за домом смолкла, за (то) над прудом соловей заводил свою. Отец то (же) был печален. Что (бы) ни случилось, не теряй бодрости. Что (бы) быть истинными друзьями, нужно быть уверенными в друг друге. Доброта для души то (же), что здоровье для тела. Секунду он молчал, мать смотрела на него то (же) молча. Так (же) как и вчера, на площади шумели люди. Что (бы) мне рассказать вам интересное? Проверка графического диктанта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 + - + + - + - + - -

Тема урока: Частица как часть речи. Формообразующие частицы.

Цели урока:

I.Образовательные:

1.Формирование представления о частице как служебной части речи. Формообразующие частицы.

2.Формирование умения отличать частицы от других частей речи.

II.Воспитательные:

1.Воспитание любви к русскому языку.

2.Формирование навыков контроля и самоконтроля.

3.Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

III.Развивающие:

1.Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.

2.Развитие умения аргументировать, доказывать.

3.Расширение кругозора, познавательного интереса.

4.Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Тип урока: усвоение и закрепление материала.

Методические приемы: объяснения учителя, выразительное чтение, работа над интонацией, выполнение творческих заданий.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.

Оборудование урока:

1.На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.

2.Таблица «Служебные части речи. Частицы».

3.Мини-тест. Карточки.

4.Презентация урока.

Ход урока.

Оставить строчку для даты.

I.Лингвистическая разминка.

Записать в течение пяти минут слова на тему «Семья». Используя эти слова составить простые и сложные предложения, выделить сочинительные и подчинительные союзы.

(Семья – самое ценное, что есть у человека).

II . Первую строку запишем необычно:

Сегодня оди нн адцатое апреля.

(один на десять)

Предлагаю вам преобразовать первую строку, используя по одному дополнительному слову, чтобы строка получила различные дополнительные значения, а именно:

1. Удивление, что сегодня одиннадцатое апреля (уже).

2. Уточнение, что сегодня одиннадцатое, а не какой-то другой день (именно).

3. Вопрос – удивление: одиннадцатое апреля? (неужели).

4. Высказать отрицание, несогласие, что сегодня одиннадцатое апреля (не).

Скажите, употребляются ли эти слова в предложении самостоятельно, без других слов?

Эти слова являются служебными и называются частицами.

Сегодня мы начинаем изучение частицы как служебной части речи. Запишем это утверждение как тему урока.

Тема: Частица – служебная часть речи. Формообразующие частицы.

Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы на первом уроке.

Краткая историческая справка. (Сообщение ученика).

Познакомимся со службой частиц (Стр.).

Выделите ключевые слова в определении.

Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования наклонений глагола.

Частицы не изменяются и не являются членами предложения.

Разряды частиц:

1.Формообразующие.

2.Смысловые (модальные).

3.Отрицательные.

Поговорим о формообразующих частицах (Стр.164).

Формообразующие частицы образуют форму слова: условного и повелительного наклонения.

Формообразующие частицы:

Бы(б), бывало, да, давай, давайте, пусть, пускай.

Более, менее, самый.

Физкульт минутка.

(мобилизация внимания).

«Слепой и глухой».

1.Давайте объясним глухому, что воровать нельзя!

2. Пусть каждый из вас объяснит глухому, что бить по голове нельзя!

3. Пускай кто-нибудь объяснит глухому, что нельзя курить!

4.Объясните слепому, что пить спиртное - самая вредная для здоровья привычка.

III . Закрепление.

    Составить предложения на тему «Мир и дружба», употребив глаголы повелительного наклонения с частицами пусть, да, давайте, - ка и используя, где возможно, обращение. Например:

Пусть никогда не будет войны!

Да здравствует дружба народов!

Ребята всех стран, давайте дружить!

Споём-ка, друзья, песню о дружбе и мире. И др.

Какие это предложения по интонации? Какое значение имеют глаголы повелительного наклонения с частицами давайте, -ка?

    Учащиеся пишут полные ответы на вопросы, используя глаголы условного наклонения.

* Кем бы ты хотел стать и почему?

* С кем бы ты хотел дружить и почему?

Что обозначает условное наклонение? Как оно образуется? Как пишется частица бы ? Какие союзы вы употребляли, чтобы ответить на вопрос почему?

    СМС – сообщение, используя частицы. «Приглашение на свидание…». (Звучит вальс Е.Доги).

Сетикет.

(основные правила поведения в сети Интернет)

    Важно не забыть, что собеседник не скоростной компьютер, а вполне реальный человек.

    Прежде чем написать что-либо, реши, реально ли сказать тот же текст человеку при личной встрече.

    Будь кратким и пиши исключительно по сути.

    Помни, что безграмотные письма с массой ошибок обычно вызывают раздражение.

Является ли частица членом предложения?
- Частица – это самостоятельная часть речи? А какая?
- Какие это частицы: бы, б, пусть, пускай?
- Форму какого наклонения глагола образуют частицы бы, б?
- Форму какого наклонения образует частица пусть?
- Что такое частица?
- Для чего служит частица?

IV . Рефлексия.

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…»

«Сегодня на уроке мне было сложно…»

«Сегодня на уроке мне было легко…»

«Сегодня на уроке мне понравилось…»

Литература.

1. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.; М., Просв., 2009
2. М.В.Федорова. Уроки русского языка в 7 классе; М., Просв., 2002
3. Зверева И.М. Практическая дидактика для учителя; М., 2001
4. А.В.Малюшкин «Таблицы по русскому языку. 5-11класс»; М., «Сфера», 2006.



Что еще почитать