Расходы вывоз тбо. Расходы на вывоз мусора. Состав и порядок определения производственных показателей

Организация применяет УСН. Можно ли учесть в расходах затраты на демеркуризацию ламп типа ЛБ и типа ДРЛ?

Да, можно. Затраты по демеркуризации ламп являются расходами на приобретение услуг сторонних организаций по уничтожению экологически опасных отходов и могут быть включены в состав материальных расходов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Особенности признания отдельных расходов при расчете единого налога представлены в таблице .

Условия для признания расходов

Все расходы налогоплательщика, уменьшающие налоговую базу, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов (п. 2 ст. 346.16 , п. 1 ст. 252 НК РФ).

Кроме того, ряд расходов, поименованных в пункте 2 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, можно признать при расчете единого налога только при выполнении требований, предусмотренных для них главой 25 Налогового кодекса РФ. Такой порядок установлен для:*

  • материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Они принимаются к учету по тем же правилам, что установлены для учета материальных расходов при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 , ст. 254 НК РФ). Исключение составляет дата признания таких расходов: налоговую базу по единому налогу они уменьшают сразу после оплаты (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ);

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Статья: Когда работы и услуги можно отнести на материальные расходы

К материальным расходам, помимо стоимости сырья или других ценностей, относятся также работы и услуги производственного характера, выполненные для вас сторонними фирмами или предпринимателями. Такая норма установлена в подпункте 6 пункта 1 статьи 254 НК?РФ. И там же дано пояснение, когда работы или услуги можно считать производственными.

Ситуация №?1 Утилизация отходов

Отходы либо мусор возникают при любой работе. Их надо куда-то вывозить. И часто для этого нанимают специализированную фирму. Можно ли считать услуги по вывозу мусора и прочих отходов производственными? Да, несомненно.

Важное обстоятельство

Услуги по вывозу твердых бытовых отходов «упрощенцы» вправе учесть как материальные расходы, а также на основании подпункта 36 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

Они хоть и не направлены непосредственно на производство продукции, но также являются частью технологического процесса. Тем более что плату за вывоз твердых бытовых отходов «упрощенцы» могут учитывать в налоговой базе не только как материальные расходы, но еще и на основании подпункта 36 пункта 1 статьи 346.16 НК?РФ, где непосредственно указаны именно эти расходы. Но бывают еще и жидкие производственные отходы, и их также нужно утилизировать. Отметим, что обязанность по сбору, вывозу и обезвреживанию производственных отходов всех видов предусмотрена в статье 22 Федерального закона от 30.03.99 №?52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Поэтому вывоз жидких отходов можно отнести к услугам производственного характера. И плату за него учесть как материальные расходы.*

ЦЕНТР МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ ВЫВОЗА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ Москва, 2005 г. Содержание Настоящие рекомендации предназначены для определения и обоснования стоимости вывоза твердых бытовых отходов, которая включается в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. Рекомендации могут быть использованы собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме (включая органы местного самоуправления и объединения собственников), организациями по управлению жилыми зданиями, а также организациями, занятыми вывозом ТБО, независимо от организационно-правовой формы и иными потребителями данных услуг для определения стоимости вывоза ТБО от населения, проживающего в многоквартирном жилом доме. Рекомендации разработаны при участии Администраций города Сургута и города Белгорода, а также Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. «Методические рекомендации по определению стоимости вывоза твердых бытовых отходов» (далее - Методические рекомендации) предназначены для определения и обоснования стоимости вывоза твердых бытовых отходов, которая включается в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. 1.2. Методические рекомендации могут быть использованы собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме (в лице органов местного самоуправления и прочих собственников), организациями по управлению жилыми зданиями, а также организациями, занятыми вывозом ТБО, независимо от организационно-правовой формы и иными потребителями данных услуг для определения стоимости вывоза ТБО от населения, проживающего в многоквартирном жилом доме. 1.3. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие основные термины: вывоз ТБО - деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их сбора, включающая в себя комплекс мероприятий, связанных с погрузкой ТБО в транспортное средство, перемещением ТБО от места сбора до места выгрузки и их выгрузкой у конечного пункта для обеспечения последующих работ по обезвреживанию отходов; место сбора - место перегрузки ТБО из контейнеров в транспортные средства, осуществляющие вывоз ТБО (контейнерная площадка и т.п.); нормы накопления - количество отходов, образующихся на 1 человека в единицу времени (день, год); обезвреживание ТБО - специализированная обработка ТБО (захоронении, утилизации, уничтожении перевезенных ТБО); потребители услуг - население, пользующееся услугами по вывозу ТБО для собственных хозяйственно-бытовых нужд в соответствии с заключенными договорами (далее потребители); прибыль - разница между выручкой от оказания услуг и расходами на реализацию; расчетный период - период, на который определяется потребность в финансовых средствах на оказание услуг по вывозу ТБО; рейс - однократный совокупный цикл движения транспортного средства, начинающийся от гаража или первого места сбора ТБО, включающий объезд территории домовладения до полной загрузки транспортного средства, вывоза ТБО до места их обезвреживания и обратно (до гаража или следующего места сбора); твердые бытовые отходы - твердые отбросы и другие неутилизируемые в быту вещества, образующиеся в результате жизнедеятельности людей, в том числе во время ремонта жилых помещений, и крупногабаритные предметы домашнего обихода; стоимость вывоза ТБО - стоимостная оценка используемых в процессе оказания услуг по вывозу ТБО сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других расходов на производство и реализацию данных услуг. Значения иных понятий, используемых в Методических рекомендациях, соответствуют принятым в законодательстве и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. 1.4. Методические рекомендации применяются для определения стоимости услуг по вывозу ТБО и обеспечения потребителей услугами необходимого качества и в полном объёме с учетом санитарных норм и правил. 1.5. В Методических рекомендациях определение стоимости вывоза ТБО производится на основе трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов, которые позволяют оценить расход соответствующих ресурсов, потребляемых эффективным производителем аналогичных услуг. 1.6. Методические рекомендации предусматривают, что расчетная величина стоимости вывоза твердых бытовых отходов является стартовой при проведении конкурсов на право предоставления услуг по вывозу ТБО. По результатам конкурса собственники жилых помещений, управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иное объединение собственников в зависимости от способа управления многоквартирным домом заключают договоры на оказание услуг по вывозу ТБО. 1.7. Методические рекомендации могут служить основой для разработки и утверждения органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативно-методических материалов по определению стоимости услуг по вывозу ТБО.

2. СОСТАВ И ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

2.1. Собственники жилых помещений, управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иное объединение собственников в зависимости от способа управления многоквартирным домом формируют заказ на вывоз ТБО от объекта до места обезвреживания и выставляют его на конкурс. В конкурсной документации указываются следующие сведения: - объект; - местоположение объекта; - объем вывоза ТБО; - стартовая стоимость вывоза 1 куб.м и (или) размер средств на оказание услуг по вывозу ТБО от объекта; - требования к качеству услуг (периодичность вывоза, соответствие санитарным нормам и правилам и пр.); - другая необходимая для заполнения конкурсная документация. Объектом может служить город, район, микрорайон, группа: многоквартирных домов или один дом. 2.2. Вывоз ТБО должен осуществляться в соответствии с установленным графиком. Согласно «Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» орган местного самоуправления должен определить предельные сроки вывоза бытовых отходов исходя из необходимости своевременного удаления бытовых отходов в соответствии с санитарными стандартами. 2.3. Основными факторами, необходимыми для расчета стоимости 1 куб.м вывоза ТБО и определения финансовых потребностей на вывоз ТБО, являются следующие: - планируемый объем вывоза ТБО ( V tbo); - средняя по муниципальному образованию производительность транспортных средств (число загруженных контейнеров) (Р сред); - планируемое количество мест сбора ТБО; - среднее расстояние между местами сбора ТБО ( L сб); - среднее расстояние транспортировки ТБО до мест его обезвреживания ( L т p); 2.3.1. Планируемый объем вывоза ТБО определяется исходя из утвержденных норм накопления ТБО и количества проживающих в жилищном фонде. В случае отсутствия утвержденных норм накопления ТБО - на основании фактических объемов за предыдущий период с учетом прогнозируемых изменений (динамики численности населения, роста потребительских доходов и т.д.). Норму накопления ТБО рекомендуется устанавливать в куб. м и кг одновременно, с выделением нормы накопления крупногабаритного мусора (КГМ). Норму накопления следует определять на основании результатов технологической экспертизы. Нормы накопления отходов не являются постоянными и изменяются вместе с изменением условий, влияющих на их образование. В связи с этим, рекомендуется ежегодно уточнять нормы накопления ТБО. Планируемый объем вывоза ТБО ( V TBO) от населения определяется по следующей формуле: V tbo = Ч нас · (Н тбо + Н кгм) , где:Ч нас - планируемая на расчетный период численность населения, проживающего в обслуживаемом жилищном фонде, чел.; Н тбо, Н кгм - норма накопления ТБО (без учета КГМ) и норма накопления КГМ соответственно, куб.м/чел. на расчетный период. 2.3.2. Средняя по муниципальному образованию производительность транспортных средств () - средневзвешенная величина, которая определяется исходя из отношения однократного суммарного объема вывоза ТБО всеми транспортными средствами * , оказывающими услуги по вывозу ТБО на объекте, к количеству данных транспортных средств: где: - расчетная средняя производительность транспортных средств, куб.м.; S - количество транспортных средств, ед.; P j - средняя производительность j -г o транспортного средства с учетом коэффициента уплотнения (в соответствии с техническими характеристиками, определенными заводом-изготовителем), куб.м. * Определяется на основании производительности транспортного средства с учетом коэффициента уплотнения (в соответствии с техническими характеристиками, определенными заводом-изготовителем). При определении суммарного объема не учитывается объем транспортных средств, осуществляющих вывоз КГМ. Для транспортных средств, осуществляющих вывоз КГМ, средняя производительность определяется отдельно аналогично указанной выше формуле. Марка и модель транспортного средства принимается посредством определения наименьшего отклонения полученной величины средней производительности от производительности имеющихся на рынке транспортных средств. 2.3.3. Планируемое количество мест сбора ТБО определяется исходя из их фактического значения в предыдущем периоде с учетом планируемого изменения в расчетном периоде. На Основании планируемого количества мест сбора и количества контейнеров определяется среднее количество остановок, необходимое для полной загрузки транспортного средства принятой производительности. 2.3.3.1. Среднее количество остановок (О где: Р сред - средняя производительность принятого в расчетах транспортного средства по вывозу ТБО, куб.м.; V конт - объем одного контейнера, куб.м.; N сред - среднее количество контейнеров, приходящихся на 1 остановку, ед. 2.3.3.2. Среднее количество контейнеров, приходящихся на 1 остановку ( N где: N конт - количество контейнеров, подлежащих расстановке, ед.; N кам - количество мусороприемных камер, ед.; N площ - количество контейнерных площадок, ед. 2.3.3.3. Количество контейнеров, подлежащих расстановке, для вывоза планируемого объема ТБО ( N конт) определяется по следующей формуле: N конт = N кам + N площ · n конт где: n конт - среднее количество контейнеров на 1 контейнерной площадке, ед. 2.3.4. Данные о среднем расстоянии между местами сбора ТБО необходимы для расчета пробега транспортного средства для осуществления сбора ТБО( L с6), который определяется исходя из количества остановок (О ), совершаемых транспортным средством и среднего расстояния между местами сбора ( L ост) и среднего нулевого пробега * , приходящегося на 1 рейс. L c6 = О · L ост + L 0*Среднее расстояние от гаража до 1 места сбора за 1 рейс и от полигона до гаража в конце рабочей смены, км. 2.3.5. Данные о среднем расстоянии сбора и транспортировки транспортного средства необходимы для расчета времени вывоза ТБО за 1 рейс (Н в), которое определяется по следующей формуле: где: Н погр-разгр - нормативная продолжительность погрузки-разгрузки, включая маневрирование, час; - норма времени на 1 км пробега во время сбора ТБО, час. ( N п p об = 1 км / V э, где V э - средняя эксплуатационная скорость пробега, км/час); п - количество типов дорожного покрытия при транспортировке ТБО, ед.; - средняя протяженность пробега транспортного средства в i -ом промежутке до места обезвреживания, км; N п p об, i - норма времени на 1 км пробега на i -ом промежутке пробега, час. 2.3.6. Годовое число часов работы транспортного средства (Г ч) определяется произведением количества календарных дней в году, продолжительности смены и коэффициента использования транспортных средств:Г ч = Д к ·П ·К исп, где: Д к - число календарных дней в году, дней; П - продолжительность смены (принимается равной 8 часам), час;К исп - коэффициент использования, который равен отношению количества машино-дней в работе к количеству дней в году, в течение которых оказывается услуга по вывозу ТБО (принимается равным 0,7).

3. СОСТАВ И ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ВЫВОЗА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

3.1. Обоснование стоимости вывоза ТБО в Методических рекомендациях производится через стоимость, которая рассчитывается на основе расходов, сгруппированных по статьям. 3.2. Стоимость вывоза 1 куб.м. ТБО определяется как отношение суммы нормативных расходов в расчете на 1 рейс к принятой производительности транспортного средства (объем вывоза ТБО за 1 рейс). где: - стоимость услуг по вывозу 1 куб.м ТБО; C i - нормативная стоимость по i -ой статье; п - количество статей расходов, учитываемых при определении стоимости; R - уровень рентабельность, %; Р сред - производительность транспортного средства (объем вывоза ТБО за 1 рейс). При отсутствии норм и нормативов по отдельным расходам допускается использование в расчетах экспертных оценок. 3.4. Стоимость вывоза ТБО (С в) определяется произведением планируемой численности населения, проживающего в жилых зданиях (Ч нас), утвержденной нормы накопления ТБО (Н ТБО, Н кгм) и стоимости 1 куб.м ТБО. где: - стоимость вывоза 1 куб.м ТБО (без учета КГМ) и КГМ соответственно, руб./куб.м. 3.5. При определении расходов на расчетный период используются: 1) официально опубликованные прогнозные средние цены и тарифы, установленные на расчетный период; 2) среднерыночные цены (без учета НДС) в базовом периоде с учетом прогнозных индексов изменения цен по отраслям промышленности, устанавливаемые Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. В случае утвержденных в установленном порядке региональных программ экономического развития применяются индексы-дефляторы, определенные в данных документах. 3.6. Состав и порядок формирования основных статей расходов, необходимых для планирования стоимости услуг на вывоз, представлен ниже: 3.6.1. По статье «Оплата труда» отражаются расходы на оплату труда основных производственных рабочих (водителей, грузчиков), которые формируются исходя из нормативной трудоемкости работ и условий оплаты труда в соответствии с требованиями тарифного соглашения. Расходы на оплату труда рабочих, занятых вывозом ТБО, исходя из расчета на 1 рейс, определяются произведением суммы основной часовой тарифной ставки, доплат и надбавок, приведенных к часовой тарифной ставке, и времени, необходимого для вывоза ТБО. где: - основная часовая тарифная ставка рабочих i -профессии, разряда; - доплаты и надбавки, приведенные к часовой тарифной ставке; К н - коэффициент невыходов, учитывающий ежегодные отпуска, дни по болезни и прочие неявки, разрешенные законом; t - число профессий соответствующих разрядов. На размер основной часовой тарифной ставки влияют следующие факторы: - минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда; - дифференцирующий коэффициент для данного вида деятельности, определяемый тарифным соглашением; - тарифный разряд рабочих соответствующей профессии, устанавливаемый в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником; - тарифный коэффициент, принимаемый в соответствии разрядной тарифной сеткой. Доплаты и надбавки включают в себя: - компенсационные доплаты и надбавки; - выплаты за работу в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; - суммы премиальных выплат; - другие выплаты и расходы, определенные законодательством. 3.6.2. По статье «Отчисления на социальные нужды» отражаются суммы единого социального налога, обязательных отчислений по установленным законодательством Российской Федерации нормам в связи с обязательным социальным страхованием работников, их пенсионным обеспечением и медицинским страхованием. В указанную статью включаются взносы организаций по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также соответствующие отчисления (платежи) по добровольным видам страхования, пенсионного обеспечения от сумм оплаты труда, учтенных по статье «Оплата труда», из расчета на 1 рейс(). 3.6.3. По статье «Амортизация» определяются амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов предприятия, используемых в процессе вывоза ТБО за 1 рейс. Расходы по амортизации определяются исходя из рыночной стоимости транспортного средства, находящегося в эксплуатации в течение 4 лет (без учета НДС), норм амортизационных отчислений, годового числа часов работы транспортного средства и продолжительности эксплуатации транспортного средства за 1 рейс: где: Р - рыночная стоимость транспортного средства, руб.; Н - норма амортизационных отчислений, %; Н в - время, затрачиваемое на вывоз ТБО за 1 рейс, маш*час; Г ч - число часов работы транспортного средства в год, - маш*час. Выбор метода начисления амортизации определяется лицом, проводящим конкурс, самостоятельно. Норма амортизационных отчислений принимается по установленным государственным нормам амортизационных отчислений на транспортные средства данного вида и в соответствии с действующими положениями по бухгалтерскому учету основных средств. 3.6.4. По статье «Топливо» определяются нормативные расходы на топливо для транспортных средств на выполнение работ по вывозу ТБО за 1 рейс (включая расход топлива на транспортное движение, на погрузку и выгрузку, частые остановки, работу в черте города, средневзвешенную по месяцам надбавку за работу в зимний период *). * Надбавка за срок эксплуатации не учитывается, так как расчет стоимости вывоза ТБО произведен для транспортного средства сроком эксплуатации - до 5 лет. Расходы на топливо определяются исходя из действующих норм расхода топлива (Н ) и планируемой среднерыночной цены за единицу топлива (Ц ) в расчетном периоде. Расходы на внутригаражные нужды отражаются в статье «Техническое обслуживание и ремонт». Нормы расхода топлива рекомендуется определять на основе норм расхода топлива, установленных действующим законодательством. 3.6.5. По статье «Материалы» отражаются расходы на горючесмазочные материалы (далее - ГСМ), непосредственно используемые для выполнения технологических работ по вывозу ТБО за 1 рейс. Расходы на ГСМ определяются исходя из действующих норм расхода i -г o вида материалов (Н i ) и планируемой среднерыночной цены за единицу i -г o вида материалов (Ц i ) в расчетном периоде. Нормы расхода горюче-смазочным материалов рекомендуется определять на основе норм расхода ГСМ, установленных действующим законодательством. 3.6.6. По статье «Техническое обслуживание и ремонт» () определяются расходы на проведение всех видов работ по техническому обслуживанию, ремонту транспортных средств по вывозу ТБО за 1 рейс. По данной статье отражаются следующие расходы: - расходы на приобретение запасных частей и заменяемых агрегатов с учетом затрат на их доставку к потребителю, включая погрузо-разгрузочные работы, стоимость тары, упаковки и т.д.; - стоимость ремонтных материалов с учетом затрат на их доставку к потребителю; - заработная плата ремонтных рабочих; - расход топлива и ГСМ на внутригаражные нужды; - амортизация и затраты по эксплуатации ремонтных баз и ремонтного оборудования, в т.ч. передвижных ремонтных мастерских; - накладные расходы. Расходы по данной статье рекомендуется определять в среднем в размере 20% от рыночной стоимости транспортного средства (без учета НДС) и приводятся к продолжительности эксплуатации транспортного средства за 1 рейс. Для Районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним применяется, поправочный коэффициент (К 1), равный - 1,3. 3.6.7. Статья «Общеэксплуатационные расходы» является комплексной и по ней определяются расходы по управлению предприятия в целом: расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-хозяйственного персонала, расходы по обслуживанию работников, расходы по организации работ, налоги, сборы и отчисления, прочие общехозяйственные расходы. Величина общеэксплуатационных расходов () определяется в процентах от фонда оплаты труда рабочих, занятых вывозом ТБО, и зависит от объема вывоза ТБО. Рекомендуемое значение норматива общеэксплуатационных расходов составляет от 60 до 100% к планируемому фонду оплаты труда рабочих. В таблице 1 приведен рекомендуемый норматив общеэксплуатационных расходов в зависимости от объема вывоза ТБО. Таблица 1 Величина общеэксплуатационных расходов определяется по следующей формуле: где: N - норматив общеэксплуатационных расходов, %. 3.6.8.По статье «Прочие прямые расходы» определяются расходы на: страхование имущества, налоги (транспортный налог, расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств), учитываемые в составе расходов, приведенные к времени вывоза ТБО за 1 рейс: где: P i - расходы по i -му виду платежей и отчислений; р - количество платежей.

4. ПРИБЫЛЬ НА УСЛУГУ ПО ВЫВОЗУ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

4.1. Помимо указанных расходов другим элементом стоимости услуг по вывозу ТБО является прибыль хозяйствующего субъекта, занятого вывозом ТБО, как коммерческой деятельностью. 4.2. Прибыль определяется в процентах от обоснованных расходов с учетом фактического уровня, сложившегося по аналогичным предприятиям за ряд лет. 4.3. При расчете величины прибыли так же необходимо исходить из того, что хозяйствующему субъекту, занятому вывозом ТБО требуется развитие и модернизация. 4.4. Расчет прибыли производится по следующим составляющим: - налоги, уплачиваемые из прибыли; - средства на развитие и модернизацию, исходя из программы производственного развития; - средства на социальное развитие и материальное поощрение коллектива работников; - расходы на прочие цели.

Приложение 1

Состав расходов по вывозу ТБО

Показатели

Расходы, руб.

Структура расходов, %

Оплата труда Отчисления на социальные нужды Амортизация Топливо Материалы Техническое обслуживание и ремонт Общеэксплуатационные расходы Прочие прямые расходы Всего, расходов за 1 рейс вывоза ТБО Объем вывоза ТБО за 1 рейс, куб.м. Стоимость вывоза 1 м 3 ТБО, руб./куб.м Норма прибыли, % Стоимость вывоза с учетом прибыли 1 м 3 ТБО, руб./куб.м

Приложение 2

Пример расчета стоимости услуг по вывозу ТБО

1. Исходные данные, необходимые для определения производственных показателей: - муниципальное образование расположено в Московской области; - численность населения, проживающего в многоквартирных жилых домах (Ч нас)- 50 000 чел.; - установленная норма накопления ТБО (Н ТБО) - 1,5 куб.м./ чел. в год; - количество контейнерных площадок ( N площ) - 25 ед.; - количество мусороприемных камер ( N кам) - 486 ед.; - периодичность вывоза ТБО - ежедневно; - количество транспортных средств, осуществляющих вывоз ТБО в данном муниципальном образовании ( S ) - 12 ед.; - средняя производительность транспортных средств, осуществляющих вывоз ТБО в данном муниципальном образовании, с учетом коэффициента уплотнения – P 1 - 22 куб.м (4 ед.); P 2 - 13,5 куб.м (4 ед.), P 3 - 17 куб.м (2 ед.); P 4 - 40 куб.м (2 ед.); - среднее расстояние между местами сбора ТБО ( L сб) - 400 м; - среднее расстояние транспортировки ТБО до мест его обезвреживания ( L тр) - 12 км; - объем 1 контейнера ( V конт) - 0,75 куб.м.; - среднее количество контейнеров на площадке ( n конт) - 4 ед.; 1.1. Планируемый объем вывоза ТБО ( V ТБО) от населения определяется по следующей формуле: V ТБО = Ч нас ·Н ТБО = 50000·1,5 = 75000куб. м 1.2. Определение средней производительности транспортных средств (): где: - расчетная средняя производительность транспортных средств, куб.м. На основании полученной величины средней производительности выбрано транспортное средство марки КО-431 на шасси ЗИЛ 433362, средняя производительность транспортного средства - 20 куб.м. 1.3. Количество контейнеров, подлежащих расстановке, для вывоза планируемого объема ТБО ( N конт) определяется по следующей формуле: N конт = N кам + N площ · n конт = 25 + 486·4 = 586 ед. 1.4. Среднее количество контейнеров, приходящихся на 1 остановку ( N сред) определяется по следующей формуле: 1.5. Среднее количество остановок (О ), совершаемое транспортным средством принятой производительности, определяется следующим образом: 1.6. Пробег транспортного средства для осуществления сбора ТБО ( L c6). Нулевой пробег за 1 рейс принят в размере 4 км. L c6 = О · L ост + L 0 = 24·0,4 + 4,0 = 13,60 км 1.7. Время, необходимое для вывоза ТБО за 1 рейс (Н в), определяется на основании «Рекомендаций по нормированию труда работников предприятий внешнего благоустройства», утвержденных приказом Департамента ЖКХ Министерства строительства РФ от 06.12.94 № 13. Тип покрытия при транспортировке ТБО - дороги с усовершенствованным покрытием. В связи с тем, что расстояние между местами сбора ТБО находится в пределах 1 км, время на сбор не рассчитывается (исключая время на нулевой пробег). В данном случае, в соответствии с данными рекомендациями время на погрузку-разгрузку включает время на сбор ТБО (исключая время на нулевой пробег).

2,69 час. + 4,0 км ·0,0458 час./км +12 км·2·0,0262 час./км = 3,50 часа

1.8. Годовое число часов работы транспортного средства (Г ч)Г ч = Д к ·П ·К исп = 365 ·8 ·0,7 = 2044 маш.-часа 2. Определение стоимости услуг по вывозу ТБО 2.1. Статья «Оплата труда». 2.1.1. При планировании расходов на оплату труда учитывалась минимальная тарифная ставка рабочего 1 разряда в соответствии с ОТС - 1 860 руб. 2.1.2. Тарифный разряд рабочих принят в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником. 2.1.3. Тарифные коэффициенты, учитываемые в расчетах, представлены ниже. 2.1.4. Принятый размер премии составляет 75 %. 2.1.5. В соответствии со ст. 134 ТК заработная плата подлежит индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В связи с тем, что индекс потребительских цен подразумевает изменение цен на конец года, а изменение цен в течение года происходит постепенно, при формировании расходов по данной статье учитывалась половина индекса потребительских цен на расчетный период - 1,0425. 2.1.6. Основная часовая тарифная ставка водителя: Основная часовая тарифная ставка грузчика: 2.1.7. Расходы по данной статье представлены ниже: 2.2. Статья «Отчисления на социальные нужды». Федеральным законом от 20.07.2004 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» с 01.01.2005 г. установлена ставка единого социального налога в размере 26%. Тарифы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются для каждого предприятия на основании выдаваемого ему страхового свидетельства. Для предприятий по вывозу ТБО данный тариф установлен в размере 0,3% от расходов на оплату труда. 2.3. Статья «Амортизация». Рыночная стоимость мусоровоза КО-431 сроком эксплуатации 4 года составляет 300 тыс. руб. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, определяются линейным методом в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в Российской Федерации (Постановление Совета Министров СССР от 29.10.1990 № 1072) для основных средств, приобретенных до 01.01.2002 г. В соответствии с данным документом, норма амортизации равна 11%. 2.4. Статья «Топливо». Нормы расхода топлива определялись на основании «Рекомендаций по расходу топлива машинами для содержания, ремонта автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства поселений», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 09.03.2004 № 36.Таблица 2

Наименование показателя

Обозначение

Численная величина

Вид топлива

дизельное

Расстояние вывоза ТБО Нулевой пробег (от предприятия до 1 места сбора и от полигона до следующего места сбора) Пробег по городу при сборе ТБО за 1 рейс Расход топлива на транспортное движение мусоровоза Надбавка к линейному расходу топлива при эксплуатации зимой Надбавка при работе в городах с населением до 100 тыс. чел. Надбавки к линейному расходу топлива на выполнение транспортной работы по вывозу ТБО Надбавка к общему расходу топлива на выполнение транспортной работы по перевозке технологического груза Расход топлива на одну разгрузку и погрузку мусоровоза
Q
Цена топлива
Ц
Средняя за рейс расчетная потребность в топливе в зимний период для мусоровоза определяется по формуле: Q = 0,01[Н s ·(S 0 + S 1 + S 2)+Q ]·(1+Д 1 + Д 2 + Д 3 + Д 4) + Д 5 Q = (0,01·35,4· (16,0 + 12,0 + 9,6) + 7,4) · (1 + 5 / 12·0,1 + 0,05 + 0,1) + 0,25 = 24,930 л. 2.5. Статья «Материалы». Нормы расхода ГСМ определялись на основании «Рекомендаций по расходу топлива машинами для содержания, ремонта автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства поселений», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 09.03.2004 № 36. Расчет расходов на ГСМ представлен в таблице.Таблица 3

Вид и сорт масел и смазок

Расход топлива за 1 рейс, л

Норма расхода масел на 100 л топлива

Расход ГСМ

Цена за ед., руб.

Расходы, руб.

Моторные масла, л Трансмиссионные масла, л Специальные масла, л Пластичные (консистентные) смазки, кг
2.6. Статья «Техническое обслуживание и ремонт». Расходы по данной статье определяются в размере 20% от рыночной стоимости транспортного средства 2.7. Статья «Общеэксплуатационные расходы». Расходы по данной статье определены в размере 90% от фонда оплаты труда основных производственных рабочих. 2.8. Статья «Прочие прямые расходы». 2.8.1. Транспортный налог. Мощность транспортного средства составляет 150 л.с. Ставка транспортного налога, установленная в рассматриваемом регионе принята в размере 15 руб./л.с. Транспортный налог на данное транспортное средство составит: 15·150 = 2250 руб. 2.8.2. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Согласно Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств носит обязательный характер. Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 264 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» установлены базовые ставки страховых тарифов автотранспортных средств. 2.8.3. Расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по данному транспортному средству составят: 2025·1,6 = 3240 руб. 2.9. Среднеотраслевой размер рентабельности в данном муниципальном образовании - 10%. 2.10. Стоимость вывоза 1 куб.м. ТБО определяется как отношение суммы нормативных расходов в расчете на 1 рейс к принятой производительности транспортного средства (объем вывоза ТБО за 1 рейс).
3. Стоимость вывоза ТБО от населения составит:

Приложение 3

Основные технические характеристики транспортных средств по вывозу ТБО

Марка транспортного средства

Базовое шасси

Вместимость кузова, куб.м

Масса загружаемых отходов, кг

Коэффициент уплотнения

Бункеровоз ЗИЛ-433362 Бункеровоз ММЗ-49525 Бункеровоз КМ -71002 Бункеровоз КМ-71003 КМ-42001, КМ-43001, ММЗ-4925, СА-ЗУ

Сложно представить себе компанию, в результате деятельности которой не образуется никаких отходов. И если об организации процесса вывоза мусора, как ни крути, придется позаботиться, то, судя по недавнему решению Президиума Высшего Арбитражного Суда, про уплату «грязных» платежей» в некоторых случаях все же можно забыть.

Перефразировав известную песенку, можно сказать, что фирмы бывают разные, соответственно и отходы у них различаются. Однако не играет роли, сбрасывает ли компания в окружающую среду вредные и опасные вещества, или весь ее мусор составляют несколько вполне безобидных бумажек, – за «избавление» от отходов своей деятельности ей придется заплатить.

Как правило все затраты организации, связанные с ликвидацией собственного мусора, состоят из двух частей. Во-первых, это расходы непосредственно на вывоз и утилизацию отходов. Причем здесь необходимо отметить, что некоторые компании занимаются этим самостоятельно, большинство же других заключают соответствующий договор со специализированной организацией. Во-вторых, за «каждую соринку», выброшенную фирмой, придется заплатить взносы за негативное воздействие на окружающую среду. Безусловно, все компании желают сократить свои «мусорные» расходы таким образом, чтобы они, с одной стороны, были минимальны, а с другой – не «испортили отношения» с контролирующими органами.

Эти «вредные-вредные» взносы

Размещение отходов, образовавшихся в результате деятельности предприятия, является платным видом негативного воздействия на окружающую среду. Об этом сказано в пункте 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением правительства от 28 августа 1992 года № 632.

Вносить в бюджет плату за их размещение должен собственник этих отходов. Таковым в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (далее – Закон № 89-ФЗ) признается лицо, в результате деятельности которого этот мусор образовался. Причем рассчитать размер взноса за «вредное» воздействие на окружающую среду он должен самостоятельно, руководствуясь положениями Порядка заполнения раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления», утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 года № 204 (далее – Порядок).

Для этого компаниям придется вести учет образовавшегося, использованного, обезвреженного, переданного другим лицам или полученного от других лиц, а также размещенного мусора (п. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ). На основании указанных данных фирмы проводят расчет фактической массы отходов, размещенных в . Он определяется по следующей формуле (п. 17 Порядка):

ФМРР = МОО + МПОЛУЧ – МИО – МПО – МПРО,

ФМРР –

МОО – масса образованных отходов;

МПОЛУЧ – масса отходов, полученных от иных лиц с переходом права собственности;

МИО – масса отходов использованных, утилизированных, обезвреженных;

МПО – масса отходов, переданных иным лицам с переходом права собственности;

МПРО – масса отходов, переданных для конечного размещения сторонним организациям.

Полученную величину в соответствии с установленными для конкретного предприятия лимитами следует разделить на отходы, размещенные в пределах лимитов и сверх их. Указанные лимиты рассчитываются каждой компанией самостоятельно и утверждаются в органах Ростехнадзора. Там должны рассмотреть в течение 30 рабочих дней полученные от заявителя документы и принять решение об утверждении этих предельных величин либо об отказе в таковом. При втором варианте развития событий представители Ростехнадзора обязаны мотивированно обосновать свое решение.

Следует отметить, что необходимость утверждать такие лимиты для всех предприятий действует лишь до 1 июля 2009 года. С указанной даты такая обязанность перестанет распространяться на предприятия малого и среднего бизнеса (подп. «в» п. 16 ст. 33 Закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ). Они лишь будут представлять в уполномоченные органы отчетность о фактически образованных, использованных, обезвреженных и размещенных отходах в уведомительном порядке.

Вернемся к определению размера платы за негативное воздействие на окружающую среду. Она будет состоять из двух слагаемых: платы за размещение отходов в пределах лимита и платы за сверхлимитный выброс мусора. Отметим, что если объем размещенных организацией отходов не превышает установленного предела, то второе слагаемое для нее равно нулю, иными словами, величина ее «вредных» платежей будет равна плате за размещение расходов в пределах лимита.

Рассчитываются эти слагаемые по следующим формулам (п. 4 и 5 Порядка):

ППЛ = СПЛ х ОРПЛ,

ППЛ – плата за размещение отходов в пределах лимита;

СПЛ –

ОРПЛ – объем размещенных отходов (в пределах лимита).

ПСЛ = СПЛ х (ФМРР – МПЛ) х 5,

ПСЛ – плата за размещение отходов сверх установленного лимита;

СПЛ – ставка платы за размещение отходов в пределах лимита;

ФМРР – фактическая масса размещенных отходов;

МПЛ – масса отходов в пределах установленных лимитов.

Когда уплаты взносов можно избежать?

Однако не всегда организации, успевшие «обзавестись» в результате своей деятельности мусором, будут плательщиками «вредных» взносов. Таких расходов вполне можно избежать, причем, как это сделать законным путем, компаниям подсказали сами представители Ростехнадзора. Итак, подобные платежи в бюджет можно не перечислять в следующих случаях:

– если в договоре на вывоз мусора предусмотрен переход права собственности на отходы от их собственника к организации – перевозчику или приемщику отходов (письмо Ростехнадзора от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455);

– когда в отношении этих отходов заключен на их размещение, и оно осуществляется от лица комиссионера, который и является плательщиком за весь объем размещаемого мусора (письмо Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145);

– если арендатор с согласия арендодателя сбрасывает отходы в мусорный контейнер арендодателя, и они в силу закона становятся собственностью последнего. Кроме того, можно предусмотреть в договоре аренды переход права собственности на мусор от арендатора к арендодателю (письмо Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169). Вполне естественно, что последний согласится на подобный ход лишь при условии компенсации ему арендатором расходов на вывоз отходов и уплату «вредных» взносов.

Кроме того, представители Президиума ВАС считают, что перечислять в бюджет такие платежи не нужно и в том случае, если компания выбрасывает на помойку лишь обрезки бумаги, использованные картриджи и иные канцелярские отходы, возникающие в ходе эксплуатации оргтехники и оформления документации. При условии, конечно, что подобный выброс мусора не носит специализированный характер, а лишь является «побочным эффектом» от осуществления организацией ее основной деятельности (постановление Президиума ВАС от 17 марта 2009 г. № 14561/08).

Во всех остальных случаях платить за свой мусор фирме придется самостоятельно.

Налоговый учет «мусорных» затрат

Как уже говорилось выше, затраты на вывоз мусора состоят чаще всего из двух составляющих: это расходы на вывоз (самостоятельный или с привлечением сторонних организаций) и на утилизацию мусора, а также плата за негативное воздействие на окружающую среду (при условии, что она взимается непосредственно с «производителя» отходов). Соответственно, обе статьи расходов следует отразить в налоговом учете.

Плата за размещение отходов компании в пределах установленных лимитов будет уменьшать налогооблагаемую прибыль в составе материальных расходов (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК). Уменьшить же базу по данному налогу на сумму платы за сверхлимитное размещение мусора фирмам не удастся. Об этом свидетельствуют положения пункта 4 статьи 270 Налогового кодекса.

Что же касается средств, потраченных на оплату услуг сторонней организации по вывозу мусора, то они могут быть учтены при налогообложении прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК). Однако при этом не следует забывать о положениях пункта 1 статьи 252 Кодекса, которые требуют соответствующего экономического обоснования и документального подтверждения данных затрат.

Перечень расходов, которые можно учесть на УСН, установлен п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ. Согласно пп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить налоговую базу на стоимость вывоза твердых бытовых отходов. Данный подпункт был введен Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Таким образом, с 1 января 2008 г. расходы по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) правомерно учесть в составе расходов по пп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.


{Вопрос: Организация применяет УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Правомерно ли при определении налоговой базы по УСН учитывать в расходах затраты на вывоз жидких бытовых отходов? (Консультация эксперта, 2011) {КонсультантПлюс}}

Названные расходы учитываются для целей налогообложения на дату оплаты услуг поставщикам (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). При применении УСН признаются расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, если они удовлетворяют критериям, которые указаны в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Расходы должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода. Для документального подтверждения расходов необходимы первичные документы (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Поэтому если Вы вывозите мусор, принадлежащий арендатору, то, по нашему мнению, такие расходы не должны уменьшать налогооблагаемую базу, т.к. не будут соответствовать критериям ст. 252 НК РФ (экономически не обоснованы).

Если же Вы вывозите собственный мусор, то Вы вправе включить данные расходы при исчислении налога при УСН.

Какие расходы уменьшают УСН «доход минус расходы» в 2019 году? Какой новый перечень расходов с расшифровкой? Подробности и удобная таблица – в данном материале.

Принцип «доходы минус расходы»

Организации ИП, которые в 2019 году применяют «упрощенку» (УСН) и платят единый налог с разницы между доходами и расходами, вправе уменьшать налоговую базу на сумму понесенных им расходов (пункт 2 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ).

Выбрав объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», плательщик УСН в 2019 году должен вести учет полученных доходов и понесенных расходов в книге учета доходов и расходов. И на основании этой книги определять итоговую сумму налога к уплате.

Что «попадает» в доходы

В составе доходов «упрощенца» нужно принимать во внимание доходы от реализации и внереализационные доходы (ст. 346.15 НК РФ). При этом доходы при УСН признаются по «кассовому» методу. То есть, датой получения доходов признается день поступления денежных средств, получения иного имущества или погашения задолженности другими способами (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Что включается в расходы

Перечень расходов, которые можно учесть на упрощенке, приведен в статье 346.16 НК РФ и является закрытым. Это значит, что учесть можно не любые затраты, а только обоснованные и документально подтвержденные расходы, перечисленные в указанном перечне. В этот перечень входят, в том числе:

  • расходы на приобретение (сооружение, изготовление), а также достройку (дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств;
  • затраты на приобретение или самостоятельное создание нематериальных активов;
  • материальные расходы, в том числе расходы на покупку сырья и материалов;
  • расходы на оплату труда;
  • стоимость покупных товаров, приобретенных для перепродажи;
  • суммы входного НДС, уплаченные поставщикам;
  • другие налоги, сборы и страховые взносы, уплаченные в соответствии с законодательством. Исключение – единый налог, а также НДС, выделенный в счетах-фактурах и уплаченный в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ. Эти налоги включать в состав расходов нельзя (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
  • расходы на техобслуживание ККТ и вывоз твердых бытовых отходов;
  • расходы на обязательное страхование сотрудников, имущества и ответственности и т. д.

Расшифровка расходов: таблица

Некоторые начинающие бухгалтеры удивляются: «Как из статьи 346.16 НК РФ можно точно понять, можно ли уменьшить УСН за тот или иной расход или нет?». Да, действительно, некоторые описанные в указанной статье расходы вызывают вопросы. Что именно, например, относится расходам на оплату труда? Или какие именно затраты в 2019 году относить на вывоз твердых отходов? На помощь по таким вопросам, как правило, приходит Минфин или ФНС и дают свои разъяснения. На основании Налогового кодекса РФ и официальных разъяснений мы подготовили расшифровку расходов, которые в 2019 году можно относить на расходы при УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Перед вами таблица с расходами, которые представляют из себя затраты, которые прямо не названы в статье 346.16, но которые можно учесть в расходах:

Расшифровка расходов по УСН 2019 года
Расходы Как учитываются в составе расходов
Основные средства и нематериальные активы
Расходы на уплату процентов за предоставленную рассрочку по оплате основного средства Принимаются в состав расходов на приобретение основных средств в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ (письмо Минфина России от 2 июля 2010 г. № 03-11-11/182)
Расходы на выкуп арендованного основного средства Включаются в составе расходов на приобретение основных средств (при условии перехода права собственности на объект и после его полной оплаты) (письмо Минфина России от 20 января 2011 г. № 03-11-11/10)
Материальные расходы
Стоимость лесных насаждений, приобретаемых в рамках предпринимательской деятельности Учитывается в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письмо Минфина России от 24 октября 2008 г. № 03-11-05/255)
Расходы на оплату услуг лесхозов по отводу и оформлению лесосек Учитываются в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письмо Минфина России от 24 октября 2008 г. № 03-11-05/255)
Расходы на бой и обрезку стекла (при отсутствии виновных лиц) Учитываются в пределах норм естественной убыли (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). При списании можно руководствоваться Нормами, утвержденными Минпромстройматериалов СССР от 21 октября 1982 г. (письмо Минфина России от 17 января 2011 г. № 03-11-11/06)
Расходы на оплату услуг нештатного программиста Учитываются, если можно обосновать, что услуги программиста носят производственный характер (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, письмо Минфина России от 3 ноября 2009 г. № 03-11-06/2/235)
Расходы на оплату услуг по уборке помещений Учитываются, если можно обосновать, что услуги по уборке помещений носят производственный характер (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, письма Минфина России от 13 апреля 2011 г. № 03-11-06/2/53, от 3 ноября 2009 г. № 03-11-06/2/235)
Расходы издателя на оплату услуг по печатанию и распространению периодических изданий (в т. ч. при возврате непроданной печатной продукции из торговой сети) Учитываются как расходы на оплату услуг производственного характера (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 14 сентября 2010 г. № 16-15/105637)
Расходы кадровых агентств на оплату услуг по размещению в СМИ сведений о вакансиях Учитываются, если организация обоснует, что услуги по размещению сведений о вакансиях носят производственный характер (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, письмо Минфина России от 16 августа 2012 г. № 03-11-06/2/111)
Расходы арендодателя на содержание здания, переданного во временное пользование Учитываются в составе материальных расходов как затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых собственными силами или сторонними организациям. При этом по условиям договора такие затраты должны быть возложены на арендодателя (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, письма Минфина России от 10 июня 2015 г. № 03-11-09/33555, от 1 июля 2013 г. № 03-11-06/2/24988)
Расходы на проверку оборудования Учитываются в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письмо Минфина России от 31 января 2014 г. № 03-11-06/2/3799)
Расходы на изготовление печати Учитываются в составе материальных расходов как затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых собственными силами или сторонними организациями (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ)
Расходы на ремонт систем вентиляции и кондиционирования воздуха в арендуемых помещениях Учитываются в составе материальных расходов как затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых собственными силами или сторонними организациями (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, письмо Минфина России от 15 февраля 2016 г. № 03-11-06/2/8092)
Налоги
Налоги, сборы, страховые взносы, уплаченные компанией самостоятельно Уменьшают налоговую базу на дату перечисления средств в бюджет. В расходы включаются фактически уплаченные суммы (подп. 22 п. 1 ст. 346.16, подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ)
Налоги, сборы, страховые взносы, уплаченные за организацию третьими лицами Уменьшают налоговую базу на дату погашения задолженности перед лицом, уплатившим налог (сбор, страховой взнос) за организацию. В расходы включаются только фактически уплаченные суммы (подп. 22 п. 1 ст. 346.16, подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ)
НДС, уплаченный в бюджет налоговым агентом:
– при покупке товаров у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете, – в случае возврата этих товаров;
– при перечислении аванса в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) по договору с иностранной организацией, не состоящей в России на налоговом учете, – в случае расторжения договора и возврата аванса
В главе 26.2 Налогового кодекса РФ такие виды расходов прямо не предусмотрены. Однако подпунктом 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ установлено, что в состав расходов включаются суммы налогов, уплаченных в соответствии с законодательством о налогах и сборах (кроме единого налога при упрощенке). Обязанности налогового агента организации, применяющие упрощенку, исполняют в соответствии с пунктом 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ. Право признавать эти расходы при расчете единого налога предусмотрено пунктом 7 статьи 170 Налогового кодекса РФ
НДФЛ, удержанный из зарплаты сотрудников Учитывается в составе расходов на оплату труда по мере перечисления налога в бюджет (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 25 июня 2009 г. № 03-11-09/225). Подробнее об этом см. Как отражать доходы и расходы в книге учета доходов и расходов при упрощенке
НДФЛ, удержанный из суммы процентов, выплаченных заимодавцу – физическому лицу Учитывается в составе процентов, уплаченных за предоставленные денежные средства, в порядке, предусмотренном статьей 269 Налогового кодекса РФ (подп. 9 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ, письмо Минфина России от 13 февраля 2009 г. № 03-11-06/2/27). Уплаченные проценты включаются в состав расходов на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ вместе с НДФЛ, сумму которого организация удерживает и перечисляет в бюджет
Налоги, уплаченные за границей по иностранному налоговому законодательству В главе 26.2 Налогового кодекса РФ такие виды расходов прямо не предусмотрены. Однако подпунктом 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ установлено, что в состав расходов включаются суммы налогов, уплаченных в соответствии с законодательством о налогах и сборах (кроме единого налога при упрощенке). Оговорка о налоговом законодательстве Российской Федерации с 2013 года из данной нормы исключена (подп. «б» п. 13 ст. 2 Закона от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ)
Расходы на оплату труда
Премии за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные аналогичные показатели (в частности, премии, выплачиваемые в связи с награждением почетными профессиональными нагрудными знаками, присвоением почетных профессиональных званий) Учитываются в составе расходов на оплату труда (подп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16, ст. 255 НК РФ, письмо Минфина России от 16 августа 2010 г. № 03-11-06/2/127)
Доплата к больничному пособию до фактического среднего заработка Доплаты к больничным пособиям до фактического среднего заработка могут учитываться в составе расходов на оплату труда, если они предусмотрены трудовыми и (или) коллективными договорами (подп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16, ст. 255 НК РФ, письмо Минфина России от 23 декабря 2009 г. № 03-03-05/248). Несмотря на то что в письме разъясняется порядок учета таких доплат при расчете налога на прибыль, этими разъяснениями могут руководствоваться и плательщики единого налога при упрощенке (п. 2 ст. 346.16, ст. 255 НК РФ)
Алименты, удержанные из дохода сотрудника Учитываются в составе расходов на оплату труда по мере перечисления алиментов получателям (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 25 июня 2009 г. № 03-11-09/225). Расходы на оплату труда при упрощенке учитываются в порядке, предусмотренном статьей 255 Налогового кодекса РФ (подп. 6 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ). По этой статье в расходах отражается вся начисленная зарплата, которая включает в себя алименты, подлежащие удержанию
Взносы на добровольное личное страхование сотрудников на случай смерти или причинения вреда здоровью Учитываются в составе расходов на оплату труда в порядке, предусмотренном для расчета налога на прибыль (подп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16, ст. 255 НК РФ). То есть если договор страхования:

– заключен со страховой организацией, у которой есть действующая лицензия;
– предусматривает выплаты только в случае смерти или причинения вреда здоровью сотрудника.

Максимальная сумма страховых взносов, которая уменьшает налоговую базу, составляет 15 000 руб. в расчете на одного сотрудника за год.

Прочие расходы
Расходы на доступ к Интернету Учитываются в составе расходов на услуги связи (подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письма Минфина России от 9 октября 2007 г. № 03-11-04/2/250, от 2 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/79, от 27 марта 2006 г. № 03-11-04/2/70, от 28 декабря 2005 г. № 03-11-04/2/163, от 15 декабря 2005 г. № 03-11-04/2/151)
Расходы комитентов, принципалов, доверителей на выплату посреднических вознаграждений Фактически выплаченные (удержанные посредником из средств, причитающихся комитенту (принципалу, доверителю)) вознаграждения включаются в состав расходов на дату утверждения отчета посредника (подп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письма УФНС России по г. Москве от 2 сентября 2010 г. № 20-14/2/092620, от 4 февраля 2009 г. № 20-14/009034)
Расходы на приобретение бухгалтерских компьютерных программ, электронных справочно-правовых (информационных) систем и баз данных, а также расходы на их обслуживание и обновление Учитываются на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 19 января 2016 г. № 03-11-06/2/1520, от 21 марта 2013 г. № 03-11-06/2/8830 и ФНС России от 14 октября 2011 г. № ЕД-4-3/17020)
Расходы, связанные с погашением займов (например, уплата процентов) по обязательствам присоединенной организации (после реорганизации в форме присоединения) Учитываются в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Основание – статья 58 Гражданского кодекса РФ, согласно которой при реорганизации в форме присоединения к организации переходят все права и обязанности присоединенной организации (письмо Минфина России от 7 июня 2010 г. № 03-11-06/2/90)
Расходы на оплату банковских услуг с использованием системы «Клиент-Банк»
Расходы на оплату банковской комиссии за выполнение функций агента валютного контроля Учитываются на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 21 апреля 2014 г. № 03-11-06/2/18229)
Расходы на уплату комиссии кредитной организации за выдачу справок в рамках банковской операции Учитываются на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ
Расходы на страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов, перечисленных в статье 5 Закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ Учитываются в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 12 марта 2012 г. № 03-11-06/2/41)
Расходы по оплате обязательного инспекционного контроля за сертификационной системой менеджмента качества организации Учитываются на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 31 января 2014 г. № 03-11-06/2/3799)
Расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги (в т. ч. юридические услуги, связанные с получением лицензии) Учитываются на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 16 июля 2010 г. № 03-11-06/2/112, УФНС России по г. Москве от 22 января 2010 г. № 16-15/005297)
Расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и представлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии Учитываются на основании подпункта 30 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ
Расходы на оплату услуг адвоката. Например, если адвоката привлекают для представления интересов организации в судебном споре с налоговой инспекцией Учитываются на основании подпункта 15 или подпункта 31 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ
Расходы по вывозу твердых бытовых отходов Учитываются на основании подпункта 36 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ
Платежи по лицензионным соглашениям за предоставленное право на публичный показ (демонстрацию) кинофильмов («прокатная плата») Учитываются на основании подпункта 32 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 11 марта 2013 г. № 03-11-06/2/7122)
Расходы на покупку кассовой техники (в т. ч. онлайн-ККТ), а также расходы на оплату услуг оператора по обработке фискальных данных Учитываются на основании подпунктов 18 и 35 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 9 декабря 2016 № 03-11-06/2/73772)


Что еще почитать