Да, можно. Затраты по демеркуризации ламп являются расходами на приобретение услуг сторонних организаций по уничтожению экологически опасных отходов и могут быть включены в состав материальных расходов.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Особенности признания отдельных расходов при расчете единого налога представлены в таблице .
Все расходы налогоплательщика, уменьшающие налоговую базу, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов (п. 2 ст. 346.16 , п. 1 ст. 252 НК РФ).
Кроме того, ряд расходов, поименованных в пункте 2 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, можно признать при расчете единого налога только при выполнении требований, предусмотренных для них главой 25 Налогового кодекса РФ. Такой порядок установлен для:*
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Статья: Когда работы и услуги можно отнести на материальные расходы
К материальным расходам, помимо стоимости сырья или других ценностей, относятся также работы и услуги производственного характера, выполненные для вас сторонними фирмами или предпринимателями. Такая норма установлена в подпункте 6 пункта 1 статьи 254 НК?РФ. И там же дано пояснение, когда работы или услуги можно считать производственными.
Отходы либо мусор возникают при любой работе. Их надо куда-то вывозить. И часто для этого нанимают специализированную фирму. Можно ли считать услуги по вывозу мусора и прочих отходов производственными? Да, несомненно.
Услуги по вывозу твердых бытовых отходов «упрощенцы» вправе учесть как материальные расходы, а также на основании подпункта 36 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.
Они хоть и не направлены непосредственно на производство продукции, но также являются частью технологического процесса. Тем более что плату за вывоз твердых бытовых отходов «упрощенцы» могут учитывать в налоговой базе не только как материальные расходы, но еще и на основании подпункта 36 пункта 1 статьи 346.16 НК?РФ, где непосредственно указаны именно эти расходы. Но бывают еще и жидкие производственные отходы, и их также нужно утилизировать. Отметим, что обязанность по сбору, вывозу и обезвреживанию производственных отходов всех видов предусмотрена в статье 22 Федерального закона от 30.03.99 №?52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Поэтому вывоз жидких отходов можно отнести к услугам производственного характера. И плату за него учесть как материальные расходы.*
ЦЕНТР МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ ВЫВОЗА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ Москва, 2005 г. Содержание Настоящие рекомендации предназначены для определения и обоснования стоимости вывоза твердых бытовых отходов, которая включается в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. Рекомендации могут быть использованы собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме (включая органы местного самоуправления и объединения собственников), организациями по управлению жилыми зданиями, а также организациями, занятыми вывозом ТБО, независимо от организационно-правовой формы и иными потребителями данных услуг для определения стоимости вывоза ТБО от населения, проживающего в многоквартирном жилом доме. Рекомендации разработаны при участии Администраций города Сургута и города Белгорода, а также Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова.
Показатели |
Расходы, руб. |
Структура расходов, % |
Оплата труда | Отчисления на социальные нужды | Амортизация | Топливо | Материалы | Техническое обслуживание и ремонт | Общеэксплуатационные расходы | Прочие прямые расходы | Всего, расходов за 1 рейс вывоза ТБО | Объем вывоза ТБО за 1 рейс, куб.м. | Стоимость вывоза 1 м 3 ТБО, руб./куб.м | Норма прибыли, % | Стоимость вывоза с учетом прибыли 1 м 3 ТБО, руб./куб.м |
2,69 час. + 4,0 км ·0,0458 час./км +12 км·2·0,0262 час./км = 3,50 часа
1.8. Годовое число часов работы транспортного средства (Г ч)Г ч = Д к ·П ·К исп = 365 ·8 ·0,7 = 2044 маш.-часа 2. Определение стоимости услуг по вывозу ТБО 2.1. Статья «Оплата труда». 2.1.1. При планировании расходов на оплату труда учитывалась минимальная тарифная ставка рабочего 1 разряда в соответствии с ОТС - 1 860 руб. 2.1.2. Тарифный разряд рабочих принят в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником. 2.1.3. Тарифные коэффициенты, учитываемые в расчетах, представлены ниже. 2.1.4. Принятый размер премии составляет 75 %. 2.1.5. В соответствии со ст. 134 ТК заработная плата подлежит индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В связи с тем, что индекс потребительских цен подразумевает изменение цен на конец года, а изменение цен в течение года происходит постепенно, при формировании расходов по данной статье учитывалась половина индекса потребительских цен на расчетный период - 1,0425. 2.1.6. Основная часовая тарифная ставка водителя: Основная часовая тарифная ставка грузчика: 2.1.7. Расходы по данной статье представлены ниже: 2.2. Статья «Отчисления на социальные нужды». Федеральным законом от 20.07.2004 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» с 01.01.2005 г. установлена ставка единого социального налога в размере 26%. Тарифы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются для каждого предприятия на основании выдаваемого ему страхового свидетельства. Для предприятий по вывозу ТБО данный тариф установлен в размере 0,3% от расходов на оплату труда. 2.3. Статья «Амортизация». Рыночная стоимость мусоровоза КО-431 сроком эксплуатации 4 года составляет 300 тыс. руб. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, определяются линейным методом в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в Российской Федерации (Постановление Совета Министров СССР от 29.10.1990 № 1072) для основных средств, приобретенных до 01.01.2002 г. В соответствии с данным документом, норма амортизации равна 11%. 2.4. Статья «Топливо». Нормы расхода топлива определялись на основании «Рекомендаций по расходу топлива машинами для содержания, ремонта автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства поселений», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 09.03.2004 № 36.Таблица 2
Наименование показателя |
Обозначение |
Численная величина |
Вид топлива |
дизельное |
Расстояние вывоза ТБО | Нулевой пробег (от предприятия до 1 места сбора и от полигона до следующего места сбора) | Пробег по городу при сборе ТБО за 1 рейс | Расход топлива на транспортное движение мусоровоза | Надбавка к линейному расходу топлива при эксплуатации зимой | Надбавка при работе в городах с населением до 100 тыс. чел. | Надбавки к линейному расходу топлива на выполнение транспортной работы по вывозу ТБО | Надбавка к общему расходу топлива на выполнение транспортной работы по перевозке технологического груза | Расход топлива на одну разгрузку и погрузку мусоровоза |
Q |
Цена топлива |
Ц |
Вид и сорт масел и смазок |
Расход топлива за 1 рейс, л |
Норма расхода масел на 100 л топлива |
Расход ГСМ |
Цена за ед., руб. |
Расходы, руб. |
Моторные масла, л | Трансмиссионные масла, л | Специальные масла, л | Пластичные (консистентные) смазки, кг |
Марка транспортного средства |
Базовое шасси |
Вместимость кузова, куб.м |
Масса загружаемых отходов, кг |
Коэффициент уплотнения |
Бункеровоз | ЗИЛ-433362 | Бункеровоз | ММЗ-49525 | Бункеровоз КМ -71002 | Бункеровоз КМ-71003 | КМ-42001, КМ-43001, ММЗ-4925, СА-ЗУ |
Сложно представить себе компанию, в результате деятельности которой не образуется никаких отходов. И если об организации процесса вывоза мусора, как ни крути, придется позаботиться, то, судя по недавнему решению Президиума Высшего Арбитражного Суда, про уплату «грязных» платежей» в некоторых случаях все же можно забыть.
Перефразировав известную песенку, можно сказать, что фирмы бывают разные, соответственно и отходы у них различаются. Однако не играет роли, сбрасывает ли компания в окружающую среду вредные и опасные вещества, или весь ее мусор составляют несколько вполне безобидных бумажек, – за «избавление» от отходов своей деятельности ей придется заплатить.
Как правило все затраты организации, связанные с ликвидацией собственного мусора, состоят из двух частей. Во-первых, это расходы непосредственно на вывоз и утилизацию отходов. Причем здесь необходимо отметить, что некоторые компании занимаются этим самостоятельно, большинство же других заключают соответствующий договор со специализированной организацией. Во-вторых, за «каждую соринку», выброшенную фирмой, придется заплатить взносы за негативное воздействие на окружающую среду. Безусловно, все компании желают сократить свои «мусорные» расходы таким образом, чтобы они, с одной стороны, были минимальны, а с другой – не «испортили отношения» с контролирующими органами.
Эти «вредные-вредные» взносы
Размещение отходов, образовавшихся в результате деятельности предприятия, является платным видом негативного воздействия на окружающую среду. Об этом сказано в пункте 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением правительства от 28 августа 1992 года № 632.
Вносить в бюджет плату за их размещение должен собственник этих отходов. Таковым в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (далее – Закон № 89-ФЗ) признается лицо, в результате деятельности которого этот мусор образовался. Причем рассчитать размер взноса за «вредное» воздействие на окружающую среду он должен самостоятельно, руководствуясь положениями Порядка заполнения раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления», утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 года № 204 (далее – Порядок).
Для этого компаниям придется вести учет образовавшегося, использованного, обезвреженного, переданного другим лицам или полученного от других лиц, а также размещенного мусора (п. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ). На основании указанных данных фирмы проводят расчет фактической массы отходов, размещенных в . Он определяется по следующей формуле (п. 17 Порядка):
ФМРР = МОО + МПОЛУЧ – МИО – МПО – МПРО,
ФМРР –
МОО – масса образованных отходов;
МПОЛУЧ – масса отходов, полученных от иных лиц с переходом права собственности;
МИО – масса отходов использованных, утилизированных, обезвреженных;
МПО – масса отходов, переданных иным лицам с переходом права собственности;
МПРО – масса отходов, переданных для конечного размещения сторонним организациям.
Полученную величину в соответствии с установленными для конкретного предприятия лимитами следует разделить на отходы, размещенные в пределах лимитов и сверх их. Указанные лимиты рассчитываются каждой компанией самостоятельно и утверждаются в органах Ростехнадзора. Там должны рассмотреть в течение 30 рабочих дней полученные от заявителя документы и принять решение об утверждении этих предельных величин либо об отказе в таковом. При втором варианте развития событий представители Ростехнадзора обязаны мотивированно обосновать свое решение.
Следует отметить, что необходимость утверждать такие лимиты для всех предприятий действует лишь до 1 июля 2009 года. С указанной даты такая обязанность перестанет распространяться на предприятия малого и среднего бизнеса (подп. «в» п. 16 ст. 33 Закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ). Они лишь будут представлять в уполномоченные органы отчетность о фактически образованных, использованных, обезвреженных и размещенных отходах в уведомительном порядке.
Вернемся к определению размера платы за негативное воздействие на окружающую среду. Она будет состоять из двух слагаемых: платы за размещение отходов в пределах лимита и платы за сверхлимитный выброс мусора. Отметим, что если объем размещенных организацией отходов не превышает установленного предела, то второе слагаемое для нее равно нулю, иными словами, величина ее «вредных» платежей будет равна плате за размещение расходов в пределах лимита.
Рассчитываются эти слагаемые по следующим формулам (п. 4 и 5 Порядка):
ППЛ = СПЛ х ОРПЛ,
ППЛ – плата за размещение отходов в пределах лимита;
СПЛ –
ОРПЛ – объем размещенных отходов (в пределах лимита).
ПСЛ = СПЛ х (ФМРР – МПЛ) х 5,
ПСЛ – плата за размещение отходов сверх установленного лимита;
СПЛ – ставка платы за размещение отходов в пределах лимита;
ФМРР – фактическая масса размещенных отходов;
МПЛ – масса отходов в пределах установленных лимитов.
Когда уплаты взносов можно избежать?
Однако не всегда организации, успевшие «обзавестись» в результате своей деятельности мусором, будут плательщиками «вредных» взносов. Таких расходов вполне можно избежать, причем, как это сделать законным путем, компаниям подсказали сами представители Ростехнадзора. Итак, подобные платежи в бюджет можно не перечислять в следующих случаях:
– если в договоре на вывоз мусора предусмотрен переход права собственности на отходы от их собственника к организации – перевозчику или приемщику отходов (письмо Ростехнадзора от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455);
– когда в отношении этих отходов заключен на их размещение, и оно осуществляется от лица комиссионера, который и является плательщиком за весь объем размещаемого мусора (письмо Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145);
– если арендатор с согласия арендодателя сбрасывает отходы в мусорный контейнер арендодателя, и они в силу закона становятся собственностью последнего. Кроме того, можно предусмотреть в договоре аренды переход права собственности на мусор от арендатора к арендодателю (письмо Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169). Вполне естественно, что последний согласится на подобный ход лишь при условии компенсации ему арендатором расходов на вывоз отходов и уплату «вредных» взносов.
Кроме того, представители Президиума ВАС считают, что перечислять в бюджет такие платежи не нужно и в том случае, если компания выбрасывает на помойку лишь обрезки бумаги, использованные картриджи и иные канцелярские отходы, возникающие в ходе эксплуатации оргтехники и оформления документации. При условии, конечно, что подобный выброс мусора не носит специализированный характер, а лишь является «побочным эффектом» от осуществления организацией ее основной деятельности (постановление Президиума ВАС от 17 марта 2009 г. № 14561/08).
Во всех остальных случаях платить за свой мусор фирме придется самостоятельно.
Налоговый учет «мусорных» затрат
Как уже говорилось выше, затраты на вывоз мусора состоят чаще всего из двух составляющих: это расходы на вывоз (самостоятельный или с привлечением сторонних организаций) и на утилизацию мусора, а также плата за негативное воздействие на окружающую среду (при условии, что она взимается непосредственно с «производителя» отходов). Соответственно, обе статьи расходов следует отразить в налоговом учете.
Плата за размещение отходов компании в пределах установленных лимитов будет уменьшать налогооблагаемую прибыль в составе материальных расходов (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК). Уменьшить же базу по данному налогу на сумму платы за сверхлимитное размещение мусора фирмам не удастся. Об этом свидетельствуют положения пункта 4 статьи 270 Налогового кодекса.
Что же касается средств, потраченных на оплату услуг сторонней организации по вывозу мусора, то они могут быть учтены при налогообложении прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК). Однако при этом не следует забывать о положениях пункта 1 статьи 252 Кодекса, которые требуют соответствующего экономического обоснования и документального подтверждения данных затрат.
Перечень расходов, которые можно учесть на УСН, установлен п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ. Согласно пп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить налоговую базу на стоимость вывоза твердых бытовых отходов. Данный подпункт был введен Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Таким образом, с 1 января 2008 г. расходы по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) правомерно учесть в составе расходов по пп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
{Вопрос: Организация применяет УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Правомерно ли при определении налоговой базы по УСН учитывать в расходах затраты на вывоз жидких бытовых отходов? (Консультация эксперта, 2011) {КонсультантПлюс}}
Названные расходы учитываются для целей налогообложения на дату оплаты услуг поставщикам (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). При применении УСН признаются расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, если они удовлетворяют критериям, которые указаны в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Расходы должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода. Для документального подтверждения расходов необходимы первичные документы (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Поэтому если Вы вывозите мусор, принадлежащий арендатору, то, по нашему мнению, такие расходы не должны уменьшать налогооблагаемую базу, т.к. не будут соответствовать критериям ст. 252 НК РФ (экономически не обоснованы).
Если же Вы вывозите собственный мусор, то Вы вправе включить данные расходы при исчислении налога при УСН.
Какие расходы уменьшают УСН «доход минус расходы» в 2019 году? Какой новый перечень расходов с расшифровкой? Подробности и удобная таблица – в данном материале.
Организации ИП, которые в 2019 году применяют «упрощенку» (УСН) и платят единый налог с разницы между доходами и расходами, вправе уменьшать налоговую базу на сумму понесенных им расходов (пункт 2 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ).
Выбрав объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», плательщик УСН в 2019 году должен вести учет полученных доходов и понесенных расходов в книге учета доходов и расходов. И на основании этой книги определять итоговую сумму налога к уплате.
В составе доходов «упрощенца» нужно принимать во внимание доходы от реализации и внереализационные доходы (ст. 346.15 НК РФ). При этом доходы при УСН признаются по «кассовому» методу. То есть, датой получения доходов признается день поступления денежных средств, получения иного имущества или погашения задолженности другими способами (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Перечень расходов, которые можно учесть на упрощенке, приведен в статье 346.16 НК РФ и является закрытым. Это значит, что учесть можно не любые затраты, а только обоснованные и документально подтвержденные расходы, перечисленные в указанном перечне. В этот перечень входят, в том числе:
Некоторые начинающие бухгалтеры удивляются: «Как из статьи 346.16 НК РФ можно точно понять, можно ли уменьшить УСН за тот или иной расход или нет?». Да, действительно, некоторые описанные в указанной статье расходы вызывают вопросы. Что именно, например, относится расходам на оплату труда? Или какие именно затраты в 2019 году относить на вывоз твердых отходов? На помощь по таким вопросам, как правило, приходит Минфин или ФНС и дают свои разъяснения. На основании Налогового кодекса РФ и официальных разъяснений мы подготовили расшифровку расходов, которые в 2019 году можно относить на расходы при УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Перед вами таблица с расходами, которые представляют из себя затраты, которые прямо не названы в статье 346.16, но которые можно учесть в расходах:
Расшифровка расходов по УСН 2019 года | |
---|---|
Расходы | Как учитываются в составе расходов |
Основные средства и нематериальные активы | |
Расходы на уплату процентов за предоставленную рассрочку по оплате основного средства | Принимаются в состав расходов на приобретение основных средств в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 НК РФ (письмо Минфина России от 2 июля 2010 г. № 03-11-11/182) |
Расходы на выкуп арендованного основного средства | Включаются в составе расходов на приобретение основных средств (при условии перехода права собственности на объект и после его полной оплаты) (письмо Минфина России от 20 января 2011 г. № 03-11-11/10) |
Материальные расходы | |
Стоимость лесных насаждений, приобретаемых в рамках предпринимательской деятельности | Учитывается в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письмо Минфина России от 24 октября 2008 г. № 03-11-05/255) |
Расходы на оплату услуг лесхозов по отводу и оформлению лесосек | Учитываются в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письмо Минфина России от 24 октября 2008 г. № 03-11-05/255) |
Расходы на бой и обрезку стекла (при отсутствии виновных лиц) | Учитываются в пределах норм естественной убыли (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). При списании можно руководствоваться Нормами, утвержденными Минпромстройматериалов СССР от 21 октября 1982 г. (письмо Минфина России от 17 января 2011 г. № 03-11-11/06) |
Расходы на оплату услуг нештатного программиста | Учитываются, если можно обосновать, что услуги программиста носят производственный характер (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, письмо Минфина России от 3 ноября 2009 г. № 03-11-06/2/235) |
Расходы на оплату услуг по уборке помещений | Учитываются, если можно обосновать, что услуги по уборке помещений носят производственный характер (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, письма Минфина России от 13 апреля 2011 г. № 03-11-06/2/53, от 3 ноября 2009 г. № 03-11-06/2/235) |
Расходы издателя на оплату услуг по печатанию и распространению периодических изданий (в т. ч. при возврате непроданной печатной продукции из торговой сети) | Учитываются как расходы на оплату услуг производственного характера (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 14 сентября 2010 г. № 16-15/105637) |
Расходы кадровых агентств на оплату услуг по размещению в СМИ сведений о вакансиях | Учитываются, если организация обоснует, что услуги по размещению сведений о вакансиях носят производственный характер (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, письмо Минфина России от 16 августа 2012 г. № 03-11-06/2/111) |
Расходы арендодателя на содержание здания, переданного во временное пользование | Учитываются в составе материальных расходов как затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых собственными силами или сторонними организациям. При этом по условиям договора такие затраты должны быть возложены на арендодателя (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, письма Минфина России от 10 июня 2015 г. № 03-11-09/33555, от 1 июля 2013 г. № 03-11-06/2/24988) |
Расходы на проверку оборудования | Учитываются в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письмо Минфина России от 31 января 2014 г. № 03-11-06/2/3799) |
Расходы на изготовление печати | Учитываются в составе материальных расходов как затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых собственными силами или сторонними организациями (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ) |
Расходы на ремонт систем вентиляции и кондиционирования воздуха в арендуемых помещениях | Учитываются в составе материальных расходов как затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых собственными силами или сторонними организациями (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, письмо Минфина России от 15 февраля 2016 г. № 03-11-06/2/8092) |
Налоги | |
Налоги, сборы, страховые взносы, уплаченные компанией самостоятельно | Уменьшают налоговую базу на дату перечисления средств в бюджет. В расходы включаются фактически уплаченные суммы (подп. 22 п. 1 ст. 346.16, подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ) |
Налоги, сборы, страховые взносы, уплаченные за организацию третьими лицами | Уменьшают налоговую базу на дату погашения задолженности перед лицом, уплатившим налог (сбор, страховой взнос) за организацию. В расходы включаются только фактически уплаченные суммы (подп. 22 п. 1 ст. 346.16, подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ) |
НДС, уплаченный в бюджет налоговым агентом: – при покупке товаров у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете, – в случае возврата этих товаров; – при перечислении аванса в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) по договору с иностранной организацией, не состоящей в России на налоговом учете, – в случае расторжения договора и возврата аванса | В главе 26.2 Налогового кодекса РФ такие виды расходов прямо не предусмотрены. Однако подпунктом 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ установлено, что в состав расходов включаются суммы налогов, уплаченных в соответствии с законодательством о налогах и сборах (кроме единого налога при упрощенке). Обязанности налогового агента организации, применяющие упрощенку, исполняют в соответствии с пунктом 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ. Право признавать эти расходы при расчете единого налога предусмотрено пунктом 7 статьи 170 Налогового кодекса РФ |
НДФЛ, удержанный из зарплаты сотрудников | Учитывается в составе расходов на оплату труда по мере перечисления налога в бюджет (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 25 июня 2009 г. № 03-11-09/225). Подробнее об этом см. Как отражать доходы и расходы в книге учета доходов и расходов при упрощенке |
НДФЛ, удержанный из суммы процентов, выплаченных заимодавцу – физическому лицу | Учитывается в составе процентов, уплаченных за предоставленные денежные средства, в порядке, предусмотренном статьей 269 Налогового кодекса РФ (подп. 9 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ, письмо Минфина России от 13 февраля 2009 г. № 03-11-06/2/27). Уплаченные проценты включаются в состав расходов на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ вместе с НДФЛ, сумму которого организация удерживает и перечисляет в бюджет |
Налоги, уплаченные за границей по иностранному налоговому законодательству | В главе 26.2 Налогового кодекса РФ такие виды расходов прямо не предусмотрены. Однако подпунктом 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ установлено, что в состав расходов включаются суммы налогов, уплаченных в соответствии с законодательством о налогах и сборах (кроме единого налога при упрощенке). Оговорка о налоговом законодательстве Российской Федерации с 2013 года из данной нормы исключена (подп. «б» п. 13 ст. 2 Закона от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ) |
Расходы на оплату труда | |
Премии за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные аналогичные показатели (в частности, премии, выплачиваемые в связи с награждением почетными профессиональными нагрудными знаками, присвоением почетных профессиональных званий) | Учитываются в составе расходов на оплату труда (подп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16, ст. 255 НК РФ, письмо Минфина России от 16 августа 2010 г. № 03-11-06/2/127) |
Доплата к больничному пособию до фактического среднего заработка | Доплаты к больничным пособиям до фактического среднего заработка могут учитываться в составе расходов на оплату труда, если они предусмотрены трудовыми и (или) коллективными договорами (подп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16, ст. 255 НК РФ, письмо Минфина России от 23 декабря 2009 г. № 03-03-05/248). Несмотря на то что в письме разъясняется порядок учета таких доплат при расчете налога на прибыль, этими разъяснениями могут руководствоваться и плательщики единого налога при упрощенке (п. 2 ст. 346.16, ст. 255 НК РФ) |
Алименты, удержанные из дохода сотрудника | Учитываются в составе расходов на оплату труда по мере перечисления алиментов получателям (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 25 июня 2009 г. № 03-11-09/225). Расходы на оплату труда при упрощенке учитываются в порядке, предусмотренном статьей 255 Налогового кодекса РФ (подп. 6 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ). По этой статье в расходах отражается вся начисленная зарплата, которая включает в себя алименты, подлежащие удержанию |
Взносы на добровольное личное страхование сотрудников на случай смерти или причинения вреда здоровью | Учитываются в составе расходов на оплату труда в порядке, предусмотренном для расчета налога на прибыль (подп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16, ст. 255 НК РФ). То есть если договор страхования:
– заключен со страховой организацией, у которой есть действующая лицензия; Максимальная сумма страховых взносов, которая уменьшает налоговую базу, составляет 15 000 руб. в расчете на одного сотрудника за год. |
Прочие расходы | |
Расходы на доступ к Интернету | Учитываются в составе расходов на услуги связи (подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письма Минфина России от 9 октября 2007 г. № 03-11-04/2/250, от 2 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/79, от 27 марта 2006 г. № 03-11-04/2/70, от 28 декабря 2005 г. № 03-11-04/2/163, от 15 декабря 2005 г. № 03-11-04/2/151) |
Расходы комитентов, принципалов, доверителей на выплату посреднических вознаграждений | Фактически выплаченные (удержанные посредником из средств, причитающихся комитенту (принципалу, доверителю)) вознаграждения включаются в состав расходов на дату утверждения отчета посредника (подп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письма УФНС России по г. Москве от 2 сентября 2010 г. № 20-14/2/092620, от 4 февраля 2009 г. № 20-14/009034) |
Расходы на приобретение бухгалтерских компьютерных программ, электронных справочно-правовых (информационных) систем и баз данных, а также расходы на их обслуживание и обновление | Учитываются на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 19 января 2016 г. № 03-11-06/2/1520, от 21 марта 2013 г. № 03-11-06/2/8830 и ФНС России от 14 октября 2011 г. № ЕД-4-3/17020) |
Расходы, связанные с погашением займов (например, уплата процентов) по обязательствам присоединенной организации (после реорганизации в форме присоединения) | Учитываются в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Основание – статья 58 Гражданского кодекса РФ, согласно которой при реорганизации в форме присоединения к организации переходят все права и обязанности присоединенной организации (письмо Минфина России от 7 июня 2010 г. № 03-11-06/2/90) |
Расходы на оплату банковских услуг с использованием системы «Клиент-Банк» | |
Расходы на оплату банковской комиссии за выполнение функций агента валютного контроля | Учитываются на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 21 апреля 2014 г. № 03-11-06/2/18229) |
Расходы на уплату комиссии кредитной организации за выдачу справок в рамках банковской операции | Учитываются на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ |
Расходы на страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов, перечисленных в статье 5 Закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ | Учитываются в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 12 марта 2012 г. № 03-11-06/2/41) |
Расходы по оплате обязательного инспекционного контроля за сертификационной системой менеджмента качества организации | Учитываются на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 31 января 2014 г. № 03-11-06/2/3799) |
Расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги (в т. ч. юридические услуги, связанные с получением лицензии) | Учитываются на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (письма Минфина России от 16 июля 2010 г. № 03-11-06/2/112, УФНС России по г. Москве от 22 января 2010 г. № 16-15/005297) |
Расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и представлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии | Учитываются на основании подпункта 30 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ |
Расходы на оплату услуг адвоката. Например, если адвоката привлекают для представления интересов организации в судебном споре с налоговой инспекцией | Учитываются на основании подпункта 15 или подпункта 31 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ |
Расходы по вывозу твердых бытовых отходов | Учитываются на основании подпункта 36 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ |
Платежи по лицензионным соглашениям за предоставленное право на публичный показ (демонстрацию) кинофильмов («прокатная плата») | Учитываются на основании подпункта 32 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 11 марта 2013 г. № 03-11-06/2/7122) |
Расходы на покупку кассовой техники (в т. ч. онлайн-ККТ), а также расходы на оплату услуг оператора по обработке фискальных данных | Учитываются на основании подпунктов 18 и 35 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 9 декабря 2016 № 03-11-06/2/73772) |
rf-gk.ru - Портал для мам. Воспитание. Законы. Здоровье. Развитие. Семья. Беременность