Презентация виды взаимоотношений между живыми организмами. Биотические отношения среды. Взаимоотношения между организмами

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Типы взаимоотношений между организмами. Никитенко О.Д.

Взаимоотношения между организмами Антибиоз Нейтрализм Симбиоз

Позитивные взаимоотношения – симбиоз. Кооперация Мутуализм Комменсализм

форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей. Кооперация

Кооперация Взаимоотношения рака отшельника и актинии: актиния защищает рака и использует его в качестве средства передвижения.

Птицы, помогают бегемоту избавиться от надоедливых насекомых, склевывают их. Кооперация

Мутуализм Форма облигатного взаимовыгодного сожительства организмов двух и более видов Присутствие одного партнера становится обязательным условием существования каждого из них.

Мутуализм

Микориза – сожительство гриба с корнями высших растений. Мутуализм

Кишечные симбионты участвуют в переваривании грубых кормов в желудке жвачных животных. Мутуализм

Комменсализм форма симбиоза, при которой одна популяция извлекает пользу от взаимоотношения, а другая не получает ни пользы ни вреда. Нахлебничество Сотрапезничество Квартиранство

Квартирантство - один организм использует другого (или его жилище) в качестве места проживания, не причиняя последнему вреда (рыбы-прилипалы).

Нахлебничество - один организм питается остатками пищи другого. (рыбы лоцманы)

Сотрапезничество - оба вида потребляют разные вещества или части одной и той же пищи

Хищничество явление, при котором один организм питается органами и тканями другого…

Хищничество у растений (мухоловка).

Аменсализм тип межвидовых взаимоотношений, при котором один вид, именуемый аменсалом, претерпевает угнетение роста и развития, а второй, именуемый ингибитором, таким испытаниям не подвержен.

Конкуренция - форма антибиоза, при которой два вида организмов являются биологическими врагами по своей сути (как правило, из-за общей кормовой базы или ограниченных возможностей для размножения).

Нейтрализм Обе популяции не оказывают никакого влияния друг на друга

Задание. Напротив каждого типа взаимоотношений проставьте знаки «+» «-» и «0» оценив влияние организмов друг на друга, Например, хищничество -+ и т.д.

Д/З: П. 6.2 учебника. Приготовить сообщения примеров форм взаимоотношений в природе, не указанных на слайдах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)

Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."(11 класс)Форма: презентация к уроку...

1 слайд

2 слайд

ВСПОМНИТЕ! Таксономические единицы Тип питания Автотрофы (хемотрофы и фототрофы) Гетеротрофы Биоценоз Биотоп Биогеоценоз

3 слайд

О ЧЕМ ГОВОРИТСЯ В ЭТОМ СТИХОТВОРЕНИИ? …Свирепый волк с кормящею волчат Волчицею – гроза невинных стад; Орел, стремясь из-под небес стрелою, Грозит голубке смертью злою; Голубка ж, как овца должна, Кормясь, губить ростки и семена. Охотнице – сове средь ночи темной, Не жаль певца любви и неги томной, А соловей съедает светляка, Не посмотрев на прелесть огонька. Светляк же, ночи светоч оживленный, Вползая вверх, цветок съедает сонный…

4 слайд

Основные типы экологических взаимодействий Позитивные (антибиотические) . Нейтральные (симбиотические) Негативные

5 слайд

6 слайд

Позитивные отношения – это форма взаимоотношений,при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу от другого. (++ или +0)

8 слайд

Симбиоз актинии и рака – отшельника Рак поселяется в пустой раковине моллюска и возит её вместе с полипом. Актиния маскирует жилище рака и обеспечивает его защиту при помощи стрекательных клеток, расположенных в щупальцах Опыление растений насекомыми

9 слайд

Мутуализм – взаимополезное сожительство, когда присутствие партнёра становится обязательным условием существования каждого из них. Примеры взаимоотношений: лишайники(грибы и водоросли), микориза (грибы и корни высших растений), клубеньки на корнях бобовых растений. Мутуализм(++).

10 слайд

Комменсализм – один организм извлекает из взаимоотношений пользу, для другого взаимоотношения нейтральны. Комменсализм(+0): а) Нахлебничество. Остатки пищи крупных хищников достаются птица–падальщикам или гиенам. б) Квартиранство. Самка горчака откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска.

11 слайд

12 слайд

13 слайд

Хищничество(+ --). Один организм(хищник) добывает и поедает другого(жертву).Если организмы одного вида поедают друг друга – каннибализм. Пример взаимоотношений: из беспозвоночные животные – стрекозы и пауки поедают мух, бабочек, комаров, из позвоночных животных: волки и лисы поедают зайцев и мышей -видных грызунов.

14 слайд

15 слайд

Росянка Росянка, тянущаяся к кусочку мяса, прикрепленному к нитке на иголке Ловчий кувшинчик непентеса Венерина мухоловка

16 слайд

Хищник Жертва Острые когти, клюв Острые зубы Быстрый бег, подкарауливание Яды, шипы Угрожающая поза, окраска Покровительственная окраска

17 слайд

Поимка и удержание жертвы 1.Осьминог 2. Челюсть акулы 3. Удав 4. Лев 5. Брызгун 6. Паук - крестовик 7. Удильщик

21 слайд

Конкуренция(- -). Примеры взаимоотношений: растения конкурируют между собой за свет, влагу и т.п.; хищные птицы и звери- за пищу -мышевидных грызунов и т.д. Борьба за одни и те же условия окружающей среды между разными видами или внутри одного вида.

22 слайд

Аменсализм(0 -). Для одного организма отношения нейтральны, другому приносят вред. Примеры: сосны выделяют вещества фитонциды, под действием которых бактерии гибнут, поэтому в сосновом бору воздух особенно чистый. Под елями практически не могут расти другие растения, так как им не хватает света, воды, минеральных солей.

23 слайд

Нейтрализм(0 0). Совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. Примеры взаимоотношений: белки и лоси в лесу не контактируют друг с другом. Разные виды антилоп в саваннах Африки поедают растения разных ярусов. Жирафовая антилопа – листьями деревьев, антилопа Гну – листьями кустарников, антилопа Куду – низкими травами.

24 слайд

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ А. МАРКОВА И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОС: «В РЕЗУЛЬТАТЕ КАКОГО ПРОЦЕССА ВОЗНИКЛИ РАЗНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОПУЛЯЦИЯМИ РАЗНЫХ ВИДОВ?» А знаете, друзья, что еж Был с мягкой шерсткою когда-то? Но объявилась вдруг лиса, Защелкали зубами волки - И стали колкими глаза, И выросли иголки.

25 слайд

26 слайд

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА Прочитайте предложенные вам отрывки стихотворений и определите, о каких формах отношений между организмами идет речь?

27 слайд

ЭРАЗМ ДАРВИН 1. И меж растений царствует война Деревья, травы вверх растут задорно, За свет и воздух борются упорно, А корни их, в земле неся свой труд, За почву и за влажность спор ведут.

28 слайд

А. С. ПУШКИН. 2. Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей, Страшатся щуки крокодила. От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей, Всегда имеет верх над слабостию сила.

29 слайд

ФЕЙЕРАБЕНД 3. Запрягся рак- отшельник: Актиния на нем. Отшельник не досадует, что ноша тяжела, Ведь часто крошки падают к нему с ее стола.

краткое содержание других презентаций

«Экологическая пирамида энергии» - Чем выше уровень, тем ниже общая биомасса и численность организмов. Длина пищевой цепи. Какой процент составляют продуценты в данной упрощенной пирамиде. Биомасса живых организмов в наземных экосистемах. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Найдите неправильный ответ. Биомасса живых организмов. Пирамида численности и биомассы. Уровень, численность, биомасса. Зрелый широколиственный лес по сравнению с зарослями кустарника.

«Экологические отношения» - Тепло. Жизненный цикл. Классификация организмов по отношению к воде. Взаимодействие живого организма с окружающим миром. Молекулярно-генетический уровень. Жизненные формы по Раункьеру. Ответные реакции организма. Унитарные организмы. Основные характеристики внешней среды. Виды мутаций. Организм. Модулярные организмы. Основа устойчивости организмов. Характеристики живого организма. Влага. Мутационный процесс.

«Взаимосвязь организмов со средой» - Кривая выживания. Взаимодействие групп живых организмов с окружающим миром. Популяция. Цикл размножения. Основные характеристики популяции. Биологический вид. Рождаемость. Черный медведь. Разнообразие в биоценозе. Приплод. Объединение организмов. Возрастное состояние. Преобладание молодых особей. Миграционные потоки. Характеристика биоценоза. Объединение популяций. Возрастная группа. Виды доминанты.

Cлайд 1

Тема урока - модуля «Взаимоотношения между организмами» Автор: Кирилина Татьяна Викторовна – учитель биологии МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа Белгородского района, Белгородской области»

Cлайд 2

Каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе?

Cлайд 3

Учебный элемент – 0 Комплексная дидактическая цель: Создать условия для повторения блока ранее изученной информации. Продолжить подготовку обучающихся к ЕГЭ по биологии в системе

Cлайд 4

Цели по содержанию Образовательные: продолжить закрепление и углубление обучающихся по блоку материала «Взаимоотношения между организмами»; расширить представления о типах и видах взаимоотношений между организмами; развивающие: развивать способности самостоятельно решать проблемные вопросы и углублять знания о взаимоотношениях между организмами; воспитательные: умение работать самостоятельно и в коллективе (обучение в сотрудничестве, взаимопомощь, позитивный настрой на решение сложных заданий.

Cлайд 5

Тип урока: обобщение ранее изученного материала Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, репродуктивный, исследовательский Приемы деятельности учителя: Учитель-консультант в деятельности ученика

Cлайд 6

Использование элементов образовательных технологий: Технология модульного обучения. Технология развития критического мышления. Технология проблемного обучения. Технология обучения в сотрудничестве. Технология тестового контроля.

Cлайд 7

План урока 1. Вспоминаем взаимоотношения между организмами. 2. Работа в парах по оцениванию сообщений. 3. Сравниваем формы взаимоотношений между организмами. 4. Работа с кластерами. 5. Творческое задание для группы экологов. 6. Анализ кластеров, таблицы по теме. 7. Заработай пятерку – выполнение теста. 8. Задай вопрос однокласснику, учителю: Что было сложно? 8. Контроль по уровню сложности. (Тест)

Cлайд 8

Учебный элемент - 1 Частная дидактическая цель: определить уровень знаний о формах взаимоотношений между организмами 1. Выполните задание №1,2,3,4 листа контроля. Задание №1. Работа в парах. Послушайте и оцените сообщения учащихся о позитивных, негативных и нейтральных взаимоотношениях между живыми организмами. 2. Укажите в листах контроля, что вы знаете, что узнали нового, что хотите узнать об отношениях между организмами.

Cлайд 9

Учебный элемент - 2 Частная дидактическая цель: сравнить формы симбиоза, антибиоза, нейтрализма, выявить сходства и различия. Выполните задание № 2, № 3 и № 4 листа контроля.

Cлайд 10

кооперация мутуализм симбиоз комменсализм Задание № 2. Расшифруйте ниже приведенные кластеры. Для каких царств живой природы характерны данные формы взаимоотношений?

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Задание №3 Соотнесите по значению слова и их определения 1. Мутуализм 1. Особи одного вида используют остатки пищи другого вида 2. Комменсализм 2. Особи одного вида (нахлебничество) представляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы 3. Комменсализм 3. Совместное взаимовыгодное (квартиранство) сосуществование особей двух или более видов

Cлайд 14

Задание № 4. Из перечня живых организмов составьте примеры взаимоотношений различных форм и внесите в таблицу в листе контроля Цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак-отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник–трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяк–полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц-беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые азотфиксирующие бактерии, водные бактерии, заяц-русак, карась.

Cлайд 15

Учебный элемент -3 Частная дидактическая цель: расширить знания о разнообразии взаимосвязей живых существ. Задание. Пользуясь справочной литературой, определите, какие виды связей существуют между организмами? Ответьте на вопрос. Что образует множественность форм отношений между организмами?

Cлайд 16

Виды связей между живыми организмами Трофические – один вид питается другим Топические – изменение одним видом условий обитания другого вида Форические – один вид участвует в распространении другого вида Фабрические – один вид использует для своих сооружений мертвые остатки или даже живых особей другого вида

Cлайд 17

Учебный элемент - 4 Частная дидактическая цель: указать практическое использование знаний о различных формах взаимоотношений между особями в медицине и сельском хозяйстве. Используя информацию дополнительной, справочной литературы и Интернет ресурсов, обменяйтесь мнениями друг с другом о значении знаний о способах взаимоотношений между организмами в медицине и сельском хозяйстве. Выполните задание №5.

Cлайд 18

Учебный элемент - 5 Частная дидактическая цель: отработать умения по распознаванию многообразия взаимоотношений между живыми существами. На основании изученного материала сделайте вывод об эволюционном значении различных форм взаимоотношений между живыми существами.

Что еще почитать