Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему: Детские работы-презентации учащихся на тему "Приручение огня". Открытый урок окружающего мира на тему "приручение огня"

Конспект урока по окружающему миру

для 4 класса

Выполнила: Котлова Оксана Николаевна

Предмет: окружающий мир «Человек и природа» 4 класс (образовательная система «Школа 2100»)

Форма урока: изучение нового материала

Тема: Приручение огня.

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 4

Технологии: компьютер, подключенный к Интернету, интерактивная доска, презентация

Цель: Сформировать представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Полумрак. Тихо звучит музыка. Учитель (вполголоса):

Горит дрожащая свеча.

Не дунь на пламя сгоряча.

А ты, волшебный огонек,

О чем бы нам поведать мог?

Учитель зажигает свечку.

– Ребята, посмотрите на этот «волшебный огонек» и скажите, какие чувства он вызывает.

Ответы учащихся.

– На что похож огонек пламени? В каких еще ситуациях вы могли смотреть на пламя и думать о чем-то далеком и таинственном, важном и глубоком?

– В храме, где горят свечи; в походе у костра; у бабушки в деревне, когда она топит печку...

– Несмотря на то, что электрический свет сейчас есть почти везде, иногда люди не отказываются от удовольствия зажечь настоящие свечи и любоваться ими. Почему бы не начать урок при свечах? И посмотрим: о чем же может поведать этот «волшебный огонек».

II . Актуализация знаний.

– Ребята, посмотрите на эти снимки. (Показ снимков: человек, машина, дрова, телевизор).

– В 3 классе мы учили, что для того, чтобы эти тела начали действовать, им нужна энергия. Пища для человека, бензин для машины, солнечная энергия, накопленная в дровах, электричество для телевизора – это источники энергии.

Давайте-ка вспомним, что же такое энергия.

Энергия – это источник движения, способность совершать работу.

Содержится ли энергия в куске хлеба? Как это проверить?

– Съев кусочек хлеба, человек запасается энергией, накопленной в хлебе, которая приводит человека к действиям.

Закон сохранения энергии.

– Ученые заметили, что использование энергии всегда приводит к какому-нибудь действию, движению, изменению. Это наблюдение позволило вывести закон сохранения энергии. Энергия никогда не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Но она может изменяться и переходить из одной формы в другую.

Можем ли мы наблюдать энергию в действии? Например: возьмем полено.

Тепловая энергия, запасенная в дровах, при горении освобождается и нагревает воду в чайнике.

Вывод: Энергия выделяется при горении.

III . Проблемная ситуация.

Чтение диалога на стр. 104.

Лена: Миш, а ведь, правда, нельзя упрятать джинна в бутылку? Только в сказке можно, да?

– А вы, ребята, как думаете? А кто такой Джинн? Джинн (араб., буквально - дух), в Коране фантастическое существо из чистого (бездымного) огня, созданное аллахом. Джинны - популярнейшие сказочные персонажи. Часто изображаются как волшебные существа, заключенные в лампу или бутылку. Джинн подчиняется воле того, кто вызволил их заточения и исполняет его желания.

Учитель: «Чем горючее напоминает джинна в бутылке?»

Версии учеников.

– Это огонь, которого человек посадил в бутылку, и заставляет делать все, что хочет, т. е. приручил.

IV . Открытие новых знаний.

1) Определение темы и цели урока.

Ученики определяют тему урока: «Значит, мы будем сегодня говоритьо приручении огня».

Слово «приручение» записано на доске.

– Что значит «приручить»? Выделите корень этого слова, подберите однокоренные слова

– Рука, ручной.… Сделать ручным.

– Значит, огонь можно взять в руки или как Джинна посадить в бутылку и делать с ним,

что хочешь?

Ответы учащихся.

А давайте посмотрим толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова.

Приручить – сделать ручным, послушным.

Цель урока определяют дети.

– Значит, мы будем говорить о том, как человек сделал огонь послушным, т.е. научился пользоваться огнём.

– А при горении выделяется энергия.

– Значит, нам надо выяснить, как человек научился пользоваться этой энергией.

2) Новый материал.

а) Сначала надо выяснить: что такое огонь?

Это освобождение энергии.

б) Немного из истории.

– Давайте вспомним историю. А как же человек приручил огонь? (Ответы учащихся.)

Обобщение : Страшно было человеку ночью. Холод и тьма окружали его. Ещё больше пугала молния, зажигавшая безжалостные пожары. Человек приходил на пепелище, когда огонь утихал. Земля тут была тёплая, коренья в ней мягкие и вкусные. Однажды человек осмелился приблизиться к краснеющим углям. Они не давались в руки, но рождали на поднесённой палке маленький язычок пламени. Его можно было отнести в пещеру. Так человек и огонь подружились. «Приручение огня» позволило первобытному человеку существенно изменить его жизнь. Именно вокруг очага человек начал возводить стены, устраивать крыши, двери, окна.

в) Легенда.

Сколько помнит себя человечество, оно всегда восхищалось огнём и понимало, чем ему обязано. Множество преданий оставили нам древние народы о героях, будто бы отнявших или укравших огонь у властных и жадных богов. Самая знаменитая из таких легенд - древнегреческое сказание о Прометее.

На самом деле наши предки сами огонь добыли, сами научились им управлять. Сами сделали его за многие тысячи лет мастером на все руки.

И стал огонь для нас не только другом и помощником.

г) Олимпийский огонь.

Живое пламя огня - символ жизни и борьбы. Олимпийский огонь - один из символов Олимпийских игр.

– Что вы знаете об этом огне?

– Его зажигают в городе проведения игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания.

Город Сочи принял Олимпийский огонь Ванкувера.

Традиция зажигания Олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге Прометея.

д) Огонь – это штука опасная.

Учащиеся приводят примеры.

Ежегодно в мире происходит 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, 2 получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок. А чтобы этого не случилось, повторим, что мы должны знать при пожаре.

Тест по теме «Пожарная безопасность»

1. Чем опасен пожар?

а) огонь; б) обрушения; в) затопления

2. Как нужно покидать помещение при пожаре?

а) идти медленно; б) быстро бежать; в) идти быстро

3. Что делают школьники, покинувшие помещение первыми?

а) бегут на улицу и кричат: «Спасите!»; б) бегут домой; в) спокойным голосом оповещают об опасности остальных.

4. При эвакуации идущий рядом с вами упал. Ваши действия.

а) невзирая на это, будете спасаться сами; б) попросите кого-нибудь помочь ему; в) выбежите на улицу и сообщите о случившемся

5. При эвакуации из класса вы

а) будете собирать портфель; б) продолжите дежурить по классу; в) все оставите, будете уходить; г) станете выносить из класса учебные пособия

6. По какому телефону надо вызывать пожарных?

а) «01»; б) «02»; в) «03»

Работа обсуждается коллективно.

е) Вечный огонь.

Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это огонь на могиле Неизвестного солдата.

– Ребята, кто из вас был когда-нибудь у такого огня? С кем? По какому случаю? Почему на могиле Неизвестного солдата горит огонь?

Выслушиваются версии детей.

–Нельзя вспомнить об огне войны, который загубил миллионы жизней, но в тоже время огонь мирный горит на их могилах как память о страданиях и смертях.

V . Физкультминутка.

(Ученики поворачиваются спиной к экрану).

Упражнение для мобилизации внимания.

Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища.

1-правую руку на пояс; 2-левую руку на пояс;

3-правую руку на плечо; 4-левую руку на плечо;

5-правую руку вверх; 6-левую руку вверх;

7-8 - хлопки руками над головой;

9-опустить левую руку на плечо; 10-правую руку на плечо;

11-левую руку на пояс; 12-правую руку на пояс;

13-14-хлопки руками по бёдрам.

Повторить 4 раза. Темп - 1 раз медленный;

2 раз - средний; 3 раз - быстрый; 4 раз - медленный.

VI . Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

Показываю спички и зажигалку.

– Ребята, как вы думаете: зажигалка и спички – весь источник энергии?

(Ответ на вопрос ребята ищут в учебнике. Стр. 105)

Со временем люди узнали, что кроме дров существуют более жаркие виды топлива, которые при меньшем объеме дают больше тепла. Это ископаемое топливо: торф, каменный уголь, нефть, природный газ.

Работа творческих групп (4 группы).

На экранах таблицы с названиями полезных ископаемых. На партах тектс: «Каменный уголь и его применение», «Нефть и нефтепродукты», «Торф».

1) Заполнить таблицу.

Название полезного ископаемого

Основные свойства

Применение

1 группа – каменный уголь.

2 группа – нефть.

3 группа – торф.

4 группа – природный газ.

Проверка заданий. Правильность заполнения таблиц проверить.

Учащиеся из других групп могут задавать вопросы и дополнять.

Оценка знаний групп.

Итог: все эти полезные ископаемые хорошо горят, а при горении дают энергию.

VII . Рефлексия (подведение итогов).

1) Игра «Крестики-нолики».

– Всё ли на уроке мы узнали о приручении огня? Для того, чтобы проверить наши знания, предлагаю игру, в которую, наверное, играли еще много лет назад ваши бабушки и дедушки. Да и некоторые из вас иногда, на переменах увлекаются этой игрой. Она называется "крестики- нолики", и условия ее известны каждому. Девочки свой правильный ответ отмечают ноликами, мальчики – крестиками.

(На интерактивной доске нарисована решетка для этой игры – девять ячеек. Вопросы выбирают не по порядку.)

1. Ломоносов говорил, что … произошла из остатков организмов. (Нефть , газ, вода)

2. В электрическую розетку … засовывать посторонние предметы. (Нельзя . Можно)

3. Применение … в качестве топлива вызвало широкое распространение паровых машин. (Воды. Угля .)

4. … – это маленькая электростанция, которая вырабатывает ток с помощью особых химических веществ. (Печка, Батарейка .)

5. Что приводит тела в движение или вызывает их изменение? (Энергия . Кислород)

6. Жидкое топливо, полученное из нефти. (Бензин . Духи)

7. Что из домашнего «зверька» запросто может превратиться в страшную стихию? (Огонь.)

8. Источник энергии, который не относится к ископаемым видам топлива: каменный уголь, дрова, торф, природный газ. (Дрова .)

9. С помощью какого источника энергии работают утюг, телевизор? (Электричество .)

Оценка работы класса.

VIII . Домашнее задание:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Огонь начали разводить первобытные люди 1000 назад. Так, в пещерах, где ранее жили люди, были найдены угли, которые говорили о том, что именно в этом месте люди разводили огонь. Как же люди все-таки научились разжигать костры? Примерно 200 тыс.лет тому назад первобытный человек научился сначала сохранять, а позже и добывать огонь. В Африке, где обитали первобытные люди, грозы и молнии были привычным явлением. Они постоянно воспламеняли лес. А оказать сопротивление огню никто не мог. Однако после пожара на земле оставались еще дымящиеся угольки, благодаря которым можно было добыть огонь.

3 слайд

Описание слайда:

Сложно себе вообразить, но хранение раскаленных углей на протяжении несколько десятков тысяч лет было единственным способом получения огня. После затухания костра люди оставались без огня, и тогда им снова приходилось отыскивать следующий пожар, дабы собрать тлеющие угли и опять заполучить костер.

4 слайд

Описание слайда:

Позднее люди научились добывать огонь собственными силами. Костер добывали при помощи трения палочки о сухое дерево. При стремительной прокрутки палочки древесина нагревалась до такой температуры, которая способна разжечь немного сухой травы.

5 слайд

Описание слайда:

Изначально огонь просто сберегали в виде раскаленных углей в глиняных горшках или в кострищах. Потом были найдены способы заполучения костра с помощью кремня и кресала. Чуть позднее, когда люди научились производить и подвергать обработке стекло, огонь можно было получить стеклом - лупой, направляющей солнечные лучи на поверхность высохшего трута. До того как появились спички, прошло очень большое количество времени.

6 слайд

Описание слайда:

Впервые спички были изобретены в 30-х годах девятнадцатого века. Они являли собой высеченные деревянные палочки, на которых была нанесен состав смеси, которая включала в себя белый фосфор. Во время трения спички о любую шершавую поверхность головка разгоралась и воспламеняла деревянную основу спички. Спички производились из осины, которая является самой пластичной древесиной и в случае производственной обработки не дает сколов и трещин. Позднее спички стали изготавливать из картона, что дало возможность облегчить и снизить стоимость их производства. Первые спички были наделены хорошими потребительскими качествами, но они были небезопасны. Фосфорная спичка могла загореться от легкого трения о твердую поверхность, что приводило к печальным последствиям. Но все же опасней была смесь, которой покрывали головку спички, поскольку она включала в себя белый фосфор, который является очень ядовитым.

7 слайд

Описание слайда:

В Швеции в 1855 году были созданы безопасные спички. Их назвали «шведскими» и очень быстро распространились по всему свету. На сегодняшний день они известны, как обыкновенные спички, которые люди используют ежедневно.

8 слайд

Описание слайда:

Огонь дал человеку защиту от ветров и морозов. Он позволил приготавливать пищу и таким образом отказаться от употребления сырого мяса. Огонь раскрыл древнему человеку такие полезные ремесла, как создание посуды из глины и обожженного кирпича. В конце концов, применение огня дало возможность людям группироваться в сообщества, выделяющиеся от примитивной ватаги высокой организацией. Что же служило древнему человеку топливом? Изначально топливом служила древесина. Спустя некоторое время, в качестве топлива люди стали применять каменный уголь и торф.

9 слайд

Кто-нибудь задумывался о том, как древние люди покорили огонь? Как они его нашли, научились управляться с ним и держать стихию в ежовых рукавицах? Кто мог совершить такое открытие и почему огонь считает самой важной стихией для жизнедеятельности? Когда впервые произошло приручение огня – неизвестно, до сих пор ученые спорят: либо это открытие было совершено еще до появления человека обезьянами, мало что понимающими в научных прорывах, либо это сделали древние люди, понявшие, что огонь греет, огонь – страшная сила.
Официальной датой приручения огня считается полтора миллиона лет назад. Именно столько времени человек пользуется возможностями, данными стихией. Теперь без обжигающего пламени не выковать предметы обихода, не приготовить пищу. Для древних огонь был единственным спасением от холода, голода и смерти. Так как именно зажженные ветки отгоняли диких зверей и делали пищу вкуснее. Это не значит, что люди сразу поняли предназначение огня, поначалу они также пугались и убегали прочь, когда дерево загоралось от удара молнии.

Причины, по которым человек подчинил себе стихию

Над тем, как наши потомки догадались использовать огонь, можно долго спорить и размышлять. Но единственное ясно сразу – человек не подошел бы к огню, если бы не умел мыслить, как человек, а руководствовался лишь одними инстинктами, как у животных. Человек знал, что острый булыжник можно использовать в качестве орудия труда, палку – оружия и материала для построения жилища, шкуры – одежды, так и с огнем. Поэтому первой причиной, по которой произошло приручение огня – человеческий разум. Способность человеческих особей адаптироваться к условиям жизни и использовать каждую возможность выжить – основные факторы, давшие пищу новому открытию.
Мы не можем с точностью сказать, что человек разумный сразу смог понять назначение и природу пламени, да, быть может, этого и не случилось бы, если бы не было такого верования, как анемизм. Анемизм – вера, сохранившаяся лишь в племенах и многомиллионной историей, она подразумевает веру в одушевленность каждого предмета, особенно верили в природу и ее душу. Именно поэтому, вероятно, сначала древние люди поклонялись огню, как и всему вокруг, боялись его жарких языков, думали, что это божество, способное согреть или убить. Только потом вожди начали понемногу привыкать в огню, и в их древнем мозгу закралась мысль: «А что, если души у природы нет?». После первых попыток приручить огонь могло пройти большое количество времени, но спустя десятилетия племена начали ощущать себя равными природе, перестали обожествлять ее. Следовательно, второй причиной можно назвать древнейшие верования и прозрение человека.

Роль пламени в жизни первобытного человека

Как догадываются историки, поначалу человек начал использовать небесный огонь, то есть получившийся, в результате природных явлений. Об этом могут свидетельствовать многочисленные мифы и легенды. Например, в античных мифах мы видим, как важен для богов-олимпийцев был Зевс, а Зевс – бог-громовержец, значит, уже в более поздних цивилизациях сохранилась и даже облеклась в новую форму идея одушевленной стихии. Наличие бога Агни у индусов, Перуна у славян тоже говорит нам о том, что идею силы огня люди несли из глубокой древности.
После того, как человек познакомился с огнем, ему не стало равных, он мог легко испугать дикого животного, помочь в охоте и сберечь все племя. Наверное, после этого огню стали еще больше поклоняться огню, как помощнику и защитнику. Где же брать огонь, ведь даже в древнейшие эры не каждый день гроза била в дерево. Для этого были целые вулканические системы. Люди могли просто дотронуться палочкой до лавы и вот – факел готов. А, насколько известно, вулканы в то время были на земле на каждом шагу, поэтому проблем с огнем не будет.
Другими источниками пламени для древних людей могли служить лесные или степные пожары, однако при этом сгорали целые массивы, сжигались плодовые деревья, дающие пищу людям, но даже тогда люди не боялись огня. Все они сбрасывали на то, что бог Огня сердится на них и таким способом их учит.
Огонь не только давал людям тепло, уют, пищу и свет, он мог еще и объединить народ. Его приручение стало еще одной причиной объединения разных племен и прекращение постоянных разногласий и битв. Самым простым способом добычи огня была его передача из рук в руки. Пускай люди не сразу поняли, как можно добывать пламя, но сразу в их голове составилась логическая цепочка: если горящее дерево упало на другое, а то, в свою очередь, сбросило ветви на траву и она загорелась, следовательно, огонь может передаваться, достаточно лишь коснуться его языков хорошо горящим предметом.
Необходимость в огне толкала нескольких человек собраться вместе и отправиться на поиски, что позволяло им «сдружиться» и объединять целые народы.
Таким образом, приручение пламени осуществлялось по разным причинам, они могли зависеть от месторасположения племени, вождей и т.д. На сегодняшний день многие исследователи считают, что приручение огня – одно из важнейших открытий человечества.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРИРУЧЕНИЕ ОГНЯ ЧЕЛОВЕКОМ Подготовил: Ученик 4 «А» класса Щербаков Сергей

Огонь, ты стал для нас делом привычки. Тебя вызываем чирканьем спички, Тебя обуздали, тебя приручили, Тебя в зажигалках и плитах пленили. Ты был господином, а стал ты слугой, Но всё-таки мы не владеем тобой.

Огонь начали разводить первобытные люди еще несколько тысяч лет тому назад. Так, в пещерах Европы, где ранее жили люди, антропологами в Южной Африке были найдены угли, которые говорили о том, что именно в этом месте люди разводили огонь. Как же люди все-таки научились разжигать костры? «Приручение» огня относится к периоду позднего палеолита. Примерно двести тысяч лет тому назад первобытный человек научился сначала сохранять, а позже и добывать огонь. В Африке, где обитали первобытные люди, грозы и молнии были привычным явлением. Они постоянно воспламеняли лес. А оказать сопротивление огню никто не мог. Однако после пожара на земле оставались еще дымящиеся угольки, благодаря которым можно было добыть огонь.

Сложно себе вообразить, но хранение раскаленных углей на протяжении несколько десятков тысяч лет было единственным способом получения огня. После затухания костра люди оставались без огня, и тогда им снова приходилось отыскивать следующий пожар, дабы собрать тлеющие угли и опять заполучить костер.

Позднее люди научились добывать огонь собственными силами. Костер добывали при помощи трения палочки о сухое дерево. При стремительной прокрутки палочки древесина нагревалась до такой температуры, которая способна разжечь немного сухой травы.

Похожим способом первые поселенцы Австралии и тихоокеанских островов получают огонь и по сей день. А в Европе, Северной Африке и в некоторых районах Америки для добывания костра люди использовали кресало и кремень. Эти инструменты являли собой камни твердых пород, в которых содержалось большое количество кремния. Высекаемые гальками искры разжигали трут, в качестве которого чуть позже применяли промасленный кусок веревки. Наидревнейшие инструменты для получения огня кресало (куском железа о кремень выбивают искру, которая зажигает фитиль - рыхлое вещество, состоящее из высушенных грибов) вошли в жизнь человечества столь прочно, что использовались и до двадцатого столетия. Помимо того, кремнем и кресалом пользуются, и по сей день. Например, зажигалка, которая состоит из металлического колесика и кремния из магниевого сплава. Однако в зажигалке взамен труту используются либо смоченный керосином хлопчатобумажный шнур, либо малогабаритная газовая горелка.

С эволюцией цивилизации проблема получения огня решалась разными способами. Изначально огонь просто сберегали в виде раскаленных углей в глиняных горшках или в кострищах. Потом были найдены способы заполучения костра с помощью кремня и кресала. Чуть позднее, когда люди научились производить и подвергать обработке стекло, огонь можно было получить стеклом - лупой, направляющей солнечные лучи на поверхность высохшего трута. До того как появились спички, прошло очень большое количество времени.

Впервые спички были изобретены в 30-х годах девятнадцатого века. Они являли собой высеченные деревянные палочки, на которых была нанесен состав смеси, которая включала в себя белый фосфор. Во время трения спички о любую шершавую поверхность головка разгоралась и воспламеняла деревянную основу спички. Спички производились из осины, которая является самой пластичной древесиной и в случае производственной обработки не дает сколов и трещин. Позднее спички стали изготавливать из картона, что дало возможность облегчить и снизить стоимость их производства. Первые спички были наделены хорошими потребительскими качествами, но они были небезопасны. Фосфорная спичка могла загореться от легкого трения о твердую поверхность, что приводило к печальным последствиям. Но все же опасней была смесь, которой покрывали головку спички, поскольку она включала в себя белый фосфор, который является очень ядовитым.

В Швеции в 1855 году были созданы безопасные спички. Их назвали « шведскими » и очень быстро распространились по всему свету. На сегодняшний день они известны, как обыкновенные спички, которые люди используют ежедневно.

Использование огня не только внесло изменения в жизнь первобытного человека, оно самым прямым образом оказало воздействие на его мышление. Первые инструменты труда - это попытка древних людей адаптироваться к окружающей среде, добыть пропитание, защититься от разных хищников и стихий. Применение огня является первоначальной попыткой изменить окружающую среду, адаптировать ее к своим нуждам.

Огонь дал человеку защиту от ветров и морозов. Он позволил приготавливать пищу и таким образом отказаться от употребления сырого мяса. Огонь раскрыл древнему человеку такие полезные ремесла, как создание посуды из глины и обожженного кирпича. В конце концов, применение огня дало возможность людям группироваться в сообщества, выделяющиеся от примитивной ватаги высокой организацией. Что же служило древнему человеку топливом? Изначально топливом служила древесина. Спустя некоторое время, в качестве топлива люди стали применять каменный уголь и торф.

Огонь также пускали в ход и в аграрном производстве. Научившись выращивать полезные растения, люди подготавливали ниву к засеву, испепеляя траву. Пепел костров стал первым удобрением, которым воспользовался в своих целях человек.

Также огонь использовали для строительства домов. Люди смешали глину с песком, обожгли, так и получился кирпич. Затем начали добывать гранит. Гранит обжигать не надо, он и так твердый. Но чтобы добыть гранит люди разводили на огромном камне или на скале большой костер, скала раскалялась, затем на нее лили холодную воду, и скала растрескивалась на маленькие кусочки.

Из пещер, в которых жили предки современного человека, огонь перенесли в дома. В конечном счете, очаг, а потом печь были той основой, вокруг которой строились крыша и стены. Огню придавали священное значение. Не случайно древние греки считали, что огонь был преподнесен в дар человечеству Прометеем, которого за такой подарок постигло жестокое наказание Богов.

А в современных религиях свеча является неотъемлемым атрибутом богослужения.

Огонь дал нам всё, но правильно обращаться с ним мы так и не научились. В неумелых руках пламя может превратиться в пожар, принести материальный ущерб, а в некоторых случаях – забрать человеческую жизнь. Давайте будем осторожны, не будем играть с огнём. От этого зависит наша жизнь.


Люди рано открыли полезные свойства огня – его способность освещать и согревать, изменять к лучшему растительную и животную пищу. “Дикий огонь”, который вспыхивал во время лесных пожаров или извержений вулканов, был страшен и опасен для человека, но, принеся огонь в свою пещеру, человек “приручил” его и поставил себе на службу. С этого времени огонь стал постоянным спутником человека и основой его хозяйства. В древние времена он был незаменимым источником тепла, света, средством для приготовления пищи, орудием охоты. Однако и дальнейшие завоевания культуры (керамика, металлургия, сталеварение, паровые машины и т.п.) обязаны комплексному использованию огня.

Долгие тысячелетия люди пользовались “домашним огнем”, поддерживали его из года в год в своих пещерах, прежде чем научились добывать его сами при помощи трения. Вероятно, это открытие произошло случайно, после того, как наши предки научились сверлить дерево. Во время этой операции развивалось трение, происходило нагревание древесины и, при благоприятных условиях, могло произойти воспламенение. Обратив на это внимание, люди стали широко пользоваться трением для добывания огня.

Простейший способ состоял в том, что брались две палочки сухого дерева, в одной из которых делали лунку. Первая палочка клалась на землю и прижималась коленом. Вторую – вставляли в лунку, а затем начинали быстро-быстро вращать между ладонями. В то же время необходимо было с силой давить на палочку. Неудобство такого способа заключалось в том, что ладони постепенно сползали вниз. Приходилось то и дело поднимать их вверх и снова продолжать вращение. Хотя, при известной сноровке, это можно делать быстро, все же из-за постоянных остановок процесс сильно затягивался. Гораздо проще добыть огонь трением, работая вдвоем. При этом один человек удерживал горизантальную палочку и давил сверху на вертикальную, а второй – быстро-быстро вращал ее между ладонями. Позже вертикальную палочку стали обхватывать ремешком, двигая который вправо и влево, можно ускорить движение, а на верхний конец для удобства держания стали накладывать костяной колпачок. Таким образом, все устройство для добывания огня стало состоять из четырех частей: двух палочек (неподвижной и вращающейся), ремешка и верхнего колпачка. Таким способом можно было добывать огонь и одному, если прижимать нижнюю палочку коленом к земле, а колпачок – зубами.

Хронология великих изобретений

Рецензии

В детстве несколько раз пытались добыть огонь при помощи трения, но ничего у нас не получилось((Может мало по времени терли, а может не слишком быстро. Или палочки были не те. В общем - сплошное разочарование.
Кстати, а откуда сведения, что добывали именно так? Рисунки?

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.



Что еще почитать