Правила охраны зрения презентация. Гигиена и охрана зрения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с нарушением зрения Попова Татьяна Брониславовна – учитель-дефектолог. Игра « Запрещается - разрешается»

ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ.

Глаза - зеркало души. Маленькие секреты ухода за глазами.

Глаза не только зеркало души, но и отражение нашего здоровья и настроения. И для того, чтобы наши глаза оставались красивыми и здоровыми, нам нужно регулярно за ними ухаживать.

В наше время нагрузка на глаза возрастает с каждым днем. Объем информации, цифровые носители, сидение целый день перед компьютером или телевизором - всё это рано или поздно может негативно сказаться на наших глазах. Школьники приобретают заболевание глаз- близорукость. Как ты понимаешь, что это за болезнь? От чего она возникает?

В первую очередь уход за глазами - это гигиена. Каждый вечер, как бы вы ни устали и во сколько бы вы ни пришли домой (пусть это будет даже глубокая ночь), обязательно удалите макияж с глаз. Макияж можно снять специальными средствами.

Гимнастика.

Гимнастика снимает усталость и укрепляет глазную мышцу.

Первое. Закройте плотно глаза и досчитайте медленно до 5. Потом откройте глаза, поднимите их вверх и так же досчитайте до пяти и снова закройте.

Второе. Медленно посмотрите влево, сосчитайте до пяти. Потом медленно посмотрите вправо, сосчитайте до пяти и вернитесь в исходное положение. Закройте глаза на несколько секунд и снова повторите упражнение.

Третье. Поднимите глаза вверх, сосчитайте до трех, после чего медленно опустите глаза вниз и так же сосчитайте до трех. Закройте глаза на несколько секунд.

Четвертое. Вращайте глазами справа налево, потом слева на права. Вращайте медленно и между подходами закрывайте глаза на несколько секунд.

Пятое. Очень хорошее упражнение для глаз, это когда вы смотрите вдаль на какой-то предмет, а потом переводите взгляд на близкий предмет. Повторите несколько раз.

Не читайте в транспорте, и когда в помещении тусклый свет.

Старайтесь в течение дня хотя бы несколько раз растереть ладошки друг о друга и приложить их к глазам. Подержать около минуты.

Избегайте слишком большого напряжения глазных мышц, делайте перерыв в работе, хотя бы просто иногда поднимайте глаза от монитора и смотрите вдаль, на потолок, или на соседнюю стену.

На глаза, да и на общее настроение очень положительно действуют желтый, зеленый и голубой цвет. Окружайте себя спокойными цветами.

Ухаживайте за своими глазами, уделяйте им должное внимание, и они будут радовать вас здоровьем, красотой и сиянием.

Задания.

1. Что отражают глаза человека?

2. Зачем гимнастика глазам?

Словарь: близорукий - плохо видящий отдаленные предметы (противоп.: дальнозоркий).

Задание№1. Зарисуй глаз и подпиши его строение.

Глаза - орган зрения . Наши глаза защищены подвижными веками - верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли, солнца.

Задание № 2. Что мы можем определить с помощью органа зрения?

с помощью органа зрения, мы можем определить: цвет, свет …

Задание№ 3 . Прочитай стихотворение и скажи «Как сохранить зрение»?

Береги зрение.

К окулисту пришел Крокодил, плакал горько, совета просил:

Я весь день телевизор смотрел, до полуночи над книгой сидел.

Свет обычно включать не любил и в темноте вечера проводил.

Видел все! А теперь не могу! Врач ответил: - Я вам помогу.

Но при этом с досадой сказал: - Вам беречь надо было глаза!

Непростительное поведение - так испортить хорошее зрение!

В темноте никогда не читайте! Телевизор пореже включайте!

И придется очки заказать, чтобы снова газеты читать!

Глаза надо беречь:

1. не смотреть долго телевизор;

2. играть в компьютерные игры.

Слова для справок Нельзя читать лежа, нельзя близко смотреть телевизор, нужно осторожно обращаться с острыми предметами, не играть в опасные игры, нельзя писать и читать при плохом освещении, тереть глаза грязными руками.

Задание № 4 .Правила гигиены зрения.

Продолжи правила.

1. Свет должен падать ……..

2. Расстояние от глаз до поверхности стола должно быть равно…………………….

3. Нужно глазам дать отдохнуть…………………………………………………………

4. Недопустимо чтение………………………………………

5. Сидеть перед телевизором не ближе…………………………………………………

Слова для справок:(2 м от экрана, лёжа при слабом свете, 2-3 мин, длине руки согнутой в локте, слева).

Берегите глаза от травм -

это самая частая причина помутнения роговицы и слепоты.

Причиной глазных травм являются чаще всего шалости, драки. Дети бросаются палками, камнями.

В школьных мастерских школьники должны строго соблюдать правила техники безопасности (пользоваться защитными очками и т.д.). Нельзя сдувать опилки, стружки, т.к. они могут попасть в глаза. Неосторожное забивание гвоздей, пользование ранящими предметами могут повлечь травму глаз.

«Наши помощники - органы чувств» - Наши органы чувств помогают нам узнавать окружающий мир. 3. Не играй долго в компьютер. Береги свои глаза. Береги свои глаза! 2. Не читай в темноте. 9. Если врач назначил, носи очки. Орган вкуса 2. Орган слуха Орган зрения Орган обоняния Орган осязания. 4. Не смотри долго телевизор. Петарды зажигают только взрослые.

«Восприятие органами чувств» - Нос - орган обоняния. Язык – орган вкуса. Виды информации. Информацию человек получает с помощью органов чувств. Решение человек принимает, используя информацию разных видов. Уши – орган слуха. Отгадайте кроссворд. Правила. Какие органы чувств есть у человека. Какая система управляет деятельностью организма.

«Органы чувств 3 класс» - Не курить, так как обоняние у курящих ухудшается. Не читай лёжа. (Головной мозг). Органы чувств. Если уши заболели обратиться к врачу. Как сохранить обоняние. Надо закаляться, беречь организм от простуды. Закаляться. (Зрения). (Чувств). После приёма пищи прополоскать рот. Защищать уши от сильного шума.

«Система органов чувств» - Интересные факты. Орган обоняния. Не читай лёжа. Обоняние ухудшается у курящих людей. Глаза. Надо регулярно мыть уши. Сильный шум. Орган слуха. Органы чувств. Боль в ухе. Зрение нужно беречь. Проверь себя. Телепередачи. Орган вкуса. Орган зрения. Орган осязания.

«Окружающий мир органы чувств» - Почему глаза называют «окном в окружающий мир»? Что такое барабанная перепонка и ушная раковина? Об органах чувств я знаю очень мало. Как мы чувствуем окружающий мир? Как уши улавливают звуки? Как человек узнаёт об окружающем мире и о самом себе? Ощущаю тепло и холод. Что вы знаете об органах чувств?

«Органы чувств у человека» - 4.Прочная. Надежная защита организма. 1.Наружная оболочка. 5.Имеет кровеносные сосуды. Нос. Бледно- розовая. Глаза. Кожа. 3.Мягкая. Человек видит предметы, различает цвета, получает сведенья об окружающем мире. Поры, волоски. Заботится о здоровье человека. Органы чувств. Уши. Способность человека чувствовать запахи.

Всего в теме 26 презентаций

Гигиена и охрана зрения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с нарушением зрения Попова Татьяна Брониславовна – учитель-дефектолог (тифлопедагог) МС(К)ОУ «Специальная(коррекционная) начальная школадетский сад 98 «Хрусталик», город Вологда






Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия В учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III-IV видов (для незрячих и слабовидящих детей) включен коррекционный курс Охрана и развитие зрения и зрительного восприятия. Данный курс ведется в 1- 4 классах по 2 часа в неделю, 5-7 класс по 1 часу в неделю. Вопросы коррекции зрительного восприятия у детей с нарушением зрения широко освещены в специальной тифлолитературе.


Данный курс состоит из двух частей: I часть программы – занятия, способствующие развитию основных свойств зрительного восприятия, зрительной памяти. II часть программы – занятия, направленные на формирование навыков гигиены и охраны зрения, привитие навыков здорового образа жизни.


Основная цель – дать учащимся понятия об основных вопросах гигиены и охраны зрения Режим ношения очков Роль правильного освещения Роль правильной посадки при чтении, письме и других видах деятельности Роль зрительных гимнастик Правила просмотра телепередач Правила работы с компьютером Роль правильного питания Соблюдение правил безопасного поведения в играх, в повседневной жизни Роль чередования разных видов деятельности, труда и отдыха Роль укрепления здоровья и пропаганда здорового образа жизни


На занятиях педагог ставит следующие задачи: Познакомить обучающихся с правилами обращения с очками. Формировать у обучающихся навыки правильного обращения с очками и ухода за ними. Познакомить с приемами проведения зрительных гимнастик, их ролью для сохранения и укрепления зрения. Научить проведению основных комплексов и приемов проведения зрительной гимнастики. Дать основные понятия о причинах заболеваний глаз. Познакомить с основными вопросами гигиены и профилактики зрительных заболеваний. Научить основным приемам снятия зрительного напряжения. Показать роль правильного питания с целью укрепления зрения и общего состояния организма. Научить приемам сохранения зрения при проведении различных видов деятельности, познакомить с правилами техники безопасности для сохранения зрения.


Примерная тематика занятий по годам обучения: 1 класс (10 часов) – Для чего нужны глаза? Зачем нужны очки? Зачем глазам зарядка? Почему болят глаза? Мы и телевизор. Как правильно читать и писать. Что делать если глаза устали? Мы на прогулке. Детские игры. Берегите зрение! 2 класс (8 часов) – Почему болят глаза? Правила ношения очков. Зрительная гимнастика. Охрана зрения в быту. Охрана зрения в школе. Как уберечься от травм зимой? Питание и зрение. Снятие зрительного напряжения.


Примерная тематика занятий по годам обучения: 3 класс (7 часов) – Значение зрения в жизни человека и животных. Отчего портится зрение? Гигиена зрения в школе. Зрительная гимнастика. Охрана зрения в быту. Упражнения для снятия зрительного утомления. Как укрепить зрение? 4 класс (8 часов) – Строение и значение органа зрения. Гигиена учебного процесса. Зрительная память и ее развитие. Очки. Правила ношения и уход. Снятие зрительного напряжения. Как уберечься от травм. Здоровый образ жизни и зрение. Охрана зрения в быту.


Примерная тематика занятий по годам обучения: 5 класс (10 часов) – Значение зрения в жизни человека и животных. Причины нарушения зрения. Заболевания органа зрения. Охрана зрения в быту. Охрана зрения в школе. Правильное питание и витамины для зрения. Зрительная гимнастика и ее значение. Снятие физического утомления. Саморегуляция. Снятие зрительного напряжения. 6 класс (13 часов) – Почему болят глаза? Плюсы и минусы очков. Травматизм. Первая помощь. Телевизор, компьютер – друзья или враги? Питание и зрение. Детские игры. Саморегуляция. Снятие зрительного напряжения. Профилактика заболеваний. Оптическая коррекция. Безопасный дом (неоптическая коррекция). Солнце – друг или враг? Самомассаж. 7 класс (13 часов) – Строение и значение органа зрения в жизни человека. Причины нарушения зрения. Как укрепить зрение? Лечебная физкультура. Вредные привычки и зрение. Искусственное освещение. Как правильно смотреть телевизор? Правила работы с компьютером. Саморегуляция. Снятие зрительного напряжения. Технические устройства и оптические средства коррекции. Неоптические методы коррекции зрения. Народная медицина.


Особенности изучения программного материала: Программа построена по концентрическому типу – тематика занятий частично повторяется из класса в класс, но изложение материала идет с усложнением. Данные занятия распределяются в течение всего учебного года. Изучаемый материал дается в различных формах: используются игровые моменты, памятки, разрабатываются алгоритмы действий, используется просмотр видеофрагментов по тематике, изучение комплексов упражнений, и конечно же, практические приемы в овладении данными навыками.


Правила обращения с очками Обязательно выполняй режим ношения очков, окклюдоров. Храни очки только в футляре. Снимай и надевай очки двумя руками (за дужки, а не за стёкла). Клади очки на стол стеклами вверх. Следи за чистотой очков. Промывай очки водой и вытирай чистым платком или полотенцем. Будь аккуратен. Не бросай очки. Не деритесь, чтобы не разбить очки и не поранить глаза. Не пользуйся сломанными, разбитыми или чужими очками. Береги не только свои очки, но и очки других людей.


Постановление Главного государственного санитарного врача РФот 28 ноября 2002 г. N 44"О введении в действие санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН " Ввести в действие санитарно- эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН ", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года.


Основные требования к освещённости площадь застеклённой поверхности окна в городских школах должна относиться к площади пола как 1:4 или 1:5 Для чтения и письма на рабочих местах (партах) нормируется 400 лк, для черчения и рисования 500 лк, освещенность на доске 500 лк. Свет должен падать слева Дополнительная освещённость в темное время обязательна Свет не должен бликовать на поверхностях мебели и доски Детей со светобоязнью сажать подальше от источника света


Гигиенические требования к мебели и посадке Большое значение для охраны зрения детей имеет правильная посадка, т. е. поза детей во время занятий, которая не только уменьшает общее утомление, предупреждает нарушение осанки, но и способствует сохранению зрения. Если мебель соответствует росту ребенка, он ровно держит туловище, голову, плечи, не нагибается, не вытягивается во время занятий. При таком положении туловища расстояние между глазами ребенка и рабочей поверхностью равно 30–35 см, что обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы.


Основные правила чтения Читай только при хорошей освещённости Включай по мере необходимости дополнительный свет Читай сидя прямо за столом, удобно в кресле или на диване Книга при чтении должна находиться под углом 15*-25*по отношению к горизонтальной поверхности Не читай лёжа Не читай в движущемся транспорте Не читай долго без перерыва В промежутках в процессе чтения делай гимнастику для глаз


Рациональное питание - важнейшее непре- менное условие профилактики многих, в том числе и зрительных, заболеваний Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов, особенно, В и А. Витамин А является компонентом зрительного пурпура (родопсин), который входит в состав палочек и обеспечивает сумеречное зрение, участвует в биохимических процессах глаза. При его недостатке замедляется рост организма, нарушается острота зрения, повышается заболеваемость верхних дыхательных путей, кожа лица и рук теряет эластичность, становится шершавой, легко подвергается воспалительным процессам. Витамин А содержится в сливочном масле, молоке, сельди, яичном желтке, печени. Он может также образовываться в организме из провитамина А - каротина, который входит в состав растительных продуктов (морковь, томат, хурма, шиповник, салат и др.).


В каких продуктах «живут» витамины полезные для глаз Витамин А – в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени, моркови, томатах, в картофеле, во всех листовых овощах (петрушка, зелень горчицы), в морских продуктах, масле рыбьей печени, в семечках подсолнуха, пивных дрожжах. Витамин B1 – находится в рисе, овощах, птице, орехах, цельном зерне (кукуруза, рожь, пшеница), пивных дрожжах, меде. Витамин B2 – находится в молоке, яйцах, зеленых листовых овощах (брокколи), яблоках, пшеничных зернах, рисе, пивных дрожжах. Витамин РР – находится в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах. Витамин В6 – в цельном зерне (рожь, кукуруза), яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли, капусте, рыбе всех сортов. Витамин B12 – находится в винограде, в виноградном соке, в яичном желтке, салате, чернике и ее соке, в финиках, петрушке, черносливе, абрикосах. Витамин С – находится в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе.


Что нужно делать, если: В глаз попала соринка? Промойте глаз водой движениями от внешнего угла глаза к внутреннему углу. Если соринка не вышла, аккуратно отодвинув веко, удалите ее чистым платком. Сначала вымойте руки с мылом! В глаз попало химическое вещество? Срочно обратитесь к врачу и промойте глаз под проточной водой в течение минут. Глаз поранен? Промывать нельзя! На глаз наложить чистую не тугую повязку и срочно обратиться к врачу. Глаз ушиблен? На закрытый глаз положите чистый носовой платок или вату, смоченные холодной водой.


Просмотр телепередач Телевизионные передачи при длительном просмотре оказывают неблагоприятное влияние как на несформированную нервную систему ребёнка, так и на отдельные зрительные функции. Очень важно, чтобы ребёнок смотрел только те передачи, которые подходят ему по возрасту Для детей с нарушением зрения время просмотра строго ограничено


Правила просмотра телевизионных передач Садитесь на таком расстоянии от экрана (поближе, подальше), чтобы это было удобно при вашем состоянии зрения. Не наклоняйте голову вперед, смотря в таком положении на экран. Держите голову прямо, опирая ее на позвоночник. Чаще моргайте и глубоко дышите. В напряженные моменты действия на экране многие задерживают дыхание, что нельзя допускать. Пусть глаза перемещаются по всему экрану, вместо того, чтобы уставиться на какую-нибудь отдельную его часть. Во время рекламы, перерывов давайте отдых своим глазам – закройте их, поморгайте. Садитесь всегда по центру экрана, а не сбоку. При просмотре должно быть дополнительное освещение Соблюдайте время просмотра телепередач.


Чтобы дети были физически и психически здоровыми, стоит взять под строгий контроль использование компьютера Современное общество не мыслит своей жизни без компьютеров. Но, к величайшему несчастью, компьютеры не только облегчают нам жизнь, но и вредят глазам, особенно у детей и тех людей, кто постоянно работает за монитором. Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике.


Польза и вред компьютера Длительное сидение за компьютером приводит в напряжение тело и детскую психику. Работа за компьютером приводит к ухудшению зрения и гиподинамии. Вредное влияние компьютера на ребенка проявляется и в электромагнитном облучении организма. Большие дозы, которые могут накапливаться в течение нескольких лет, в конечном результате может вызвать серьезные последствия.


Негативные последствия влияния компьютера на ребёнка Утомляемость. Компьютерная зависимость Нарушение детского кругозора Воплощение игры в реальность Детская агрессия и жестокость Родительская невнимательность Детский эгоизм Неправильное восприятие мира Нежелание общаться с реальными людьми Трата времени


Негативного влияния компьютера на ребенка можно избежать, если помнить следующее: Ограничьте время нахождения ребенка за компьютером. Следите за тем, во что играет ребенок, какие фильмы он смотрит и где лазит по интернету. Установите на компьютере полезные программы, которые будут учить ребенка хорошему и нужному. Проводите с ребенком гимнастику глаз, следите, чтобы на мониторе компьютера не было бликов. Чаще играйте с ребенком в обычные игры, развивающие сенсорику и внимательность. Помогите ребенку найти общий язык со сверстниками, научите его манерам общения, старайтесь чаще с ним разговаривать. Не оставляйте ребенка за компьютером без присмотра (в первую очередь, маленьких детей). Объясняйте ему, во что можно играть и что можно смотреть.


Здоровый образ жизни и зрение Старайся соблюдать режим дня: во время занимайся, отдыхай, принимай пищу Обязательно гуляй на свежем воздухе, больше двигайся Занимайся спортом, играй в подвижные игры Не забывай делать гимнастику для глаз, физкульминутку, когда выполняешь задания, в процессе просмотра телепередач или игре на компьютере Помогай маме по дому Не забывай общаться с друзьями Помни, что есть много интересных дел для детей (путешествия, походы, кино, экскурсии, театр, соревнования, кружки по интересам)


Береги свои глаза Чтобы глаза твои, дружок, Могли надолго сохраниться, Запомни два десятка строк На заключительной странице: Глаз поранить очень просто Не играй предметом острым! Глаза не три, не засоряй, Лёжа книгу не читай. На яркий свет смотреть нельзя Тоже портятся глаза. Телевизор в доме есть, Но, пожалуйста, не лезь К самому экрану. И смотри не все подряд, А передачи для ребят. Не рисуй, склонившись низко. Не держи учебник близко. И над книгой каждый раз Не сгибайся, как от ветра От стола до ваших глаз Должно быть 40 сантиметров.












Памятка сохранения зрения во время учебной деятельности. - Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза. – Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска. – Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь. – Не читай лежа. – Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро. – Если долго читаешь, пишешь, рисуешь через каждые минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20. – Не три глаза руками, так можно занести в них соринку или опасные бактерии. – Пользуйся чистым носовым платком.


Памятка сохранения зрения во время работы за компьютером. 1. Размещайте монитор чуть выше уровня глаз, что снижает нагрузку на мышцы, окружающие глаз, т.к. в таком положении они наименее напряжены. 2. Вечернее освещение комнаты должно быть голубых оттенков; по яркости примерно как у дисплея. 3. Через каждые минут следует проводить зарядку для глаз. Полчаса работы на компьютере, а потом обязательно перерыв не менее получаса. Работайте за компьютером в специальных очках, которые будут защищать ваши глаза. Не смотрите телевизор более 2 часов.


Памятка сохранения зрения во время внеучебной деятельности (просмотр телевизора) Факторы, способствующие нарушению зрения: Факторы, способствующие нарушению зрения: - расстояние - освещение - качество изображения - длительность просмотра - длительность просмотра Правила: -Нельзя смотреть передачи более 1,5 часов. - Садись от экрана телевизора не ближе, чем 2-3 метра.


– Соблюдай правила посадки. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска – Не три глаза руками, так можно занести в них соринку или опасные бактерии. – Пользуйся чистым носовым платком. - Береги газа от попадания острых предметов. Эталон 1.




Оздоровительно профилактические мероприятия ПРАВИЛА: Сядьте прямо Спину держите ровно, корпус строго к монитору Узнаем теоретически и на практике риск возникновения Ноги не скрещивайте Локти согнуты и находятся примерно в 3 см от корпуса Системный блок и монитор должен находиться как можно дальше от вас Не оставляйте компьютер включенным на длительное время По возможности сократите время работы за компьютером и чаще прерывайте работу





Что еще почитать