Естественное возобновление на вырубках не всегда идет удовлетворительно. Довольно часты случаи, когда подроста главных пород бывает недостаточно для образования лесного насаждения, а вырубки заселяются порослью или самосевом второстепенных древесных пород и кустарников, зарастают травами и превращаются в пустыри. Иногда наблюдается так называемая смена пород. После рубки сосны в условиях свежих боров и суборей вырубки часто возобновляются березой. Береза растет в сосновых насаждениях как примесь в количестве 20- 30 %; ее семена очень мелкие, далеко разносятся ветром и обсеменяют вырубку. После рубки дуба в условиях влажной дубравы вырубки иногда возобновляются осиной, которая растет с дубом, составляя 10 - 20 % насаждения; ее семена легко переносятся ветром и обсеменяют вырубки.
Береза и осина считаются пионерами леса. Они первыми осваивают открытые пространства в лесной зоне, так как хорошо приспособлены к этому. Их семена легко переносятся ветром на большие расстояния, всходы не боятся заморозков и солнцепека. В лесной зоне при восстановлении леса на гарях и на концентрированных вырубках часто происходит смена пород. Под пологом березы и осины в дальнейшем поселяется сосна или ель. После отмирания пионеров леса коренные типы леса из сосны и ели восстанавливаются, но для этого требуется много времени.
Насаждения осины и березы по качеству древесины являются малоценными. Поэтому смена пород для лесного хозяйства - явление нежелательное. Вот почему, если естественное возобновление на вырубках идет неудовлетворительно или со сменой пород, применяют искусственное возобновление леса, то есть создают .
Лесосеки в дубравах после вырубки довольно хорошо возобновляются порослью и самосевом кустарников и пород второго яруса, но дуба в них бывает очень мало. Поэтому главной задачей возобновления вырубок является искусственное введение дуба.
Молодые растения дуба подвергаются опасности заглушения порослью кустарников и других древесных пород или травянистой растительностью. В то же время дуб хорошо растет при боковом затенении, как говорят, в шубе, но с открытой головой.
Коридорный способ возобновления дуба
На основании этих наблюдений был разработан коридорный способ лесной культуры дуба. Спустя 2 - 3 года после рубки лесосеки она покрывается порослью кустарников и древесных пород. В этих зарослях по короткой стороне лесосеки прорубают коридоры шириной 1,5 - 2 м, с расстоянием между ними 5 - 6 м. В коридорах почву вскапывают лопатой полосами шириной 0,5 - 0,7 м и сажают дуб. Боковое затенение стен коридора не способствует росту светолюбивых трав и не препятствует росту дуба. Через 2 - 3 года, когда порослевые деревья и кустарники начинают затенять дуб в коридорах сверху, проводят рубки осветления дуба. Через 5 - 6 лет рекомендуется применять сплошное «омоложение» - вырубку стен коридора с одновременным осветлением семенного дуба естественного возобновления в промежутках между коридорами. Этот способ позволяет вырастить хорошие дубовые насаждения, но требует много затрат труда на осветление дуба. Кроме того, теряется 2 - 3 года, пока появится поросль на вырубках.
Еще на рубеже XIX и XX вв. возник другой способ возобновления дуба - «густая культура местами», разработанная лесничим В. Д. Огиевским. На свежей вырубке (то есть сразу после рубки леса) по короткой его стороне нарезают ряды на расстоянии 5 - 6 м один от другого. Почву готовят площадками размером 2 м 3 (2×1 м) через 3 - 5 м в ряду, то есть около 300 - 600 на 1 га. На бедных почвах (солонцы, супеси) площадок делают больше, чем на плодородных. На каждой площадке сеют по 25 - 50 желудей или сажают по 12 - 15 сеянцев дуба. В первые 1 - 2 года на площадках удаляют траву и рыхлят почву. Затем дубки смыкаются кронами, затеняют площадку и успешно противостоят натиску травянистой и древесной растительности (особенно осины). К этому времени лесосека покрывается порослью кустарников и сопутствующих древесных пород.
Посадка желудей (шпиговка)
Коридорная и густая культура дуба местами (площадками) нашла широкое применение в дубравах. В качестве вариантов эти способы можно применять при предварительной культуре, когда высевают под пологом леса за 2 - 3 года до рубки лесосек. Желуди сеют так называемым способом их шпиговки в необработанную почву рядами по два желудя в посадочное место через 0,5 м в ряду или площадками. При шпиговке желудей лопатой или мотыгой в почве делают наклонную щель глубиной 6 - 8 см и в нее, не вынимая лопаты, бросают желуди. Затем лопату вынимают, наклонный пласт земли под, собственной тяжестью опускается и закрывает щель. Для лучшего соприкосновения желудей с почвой на пласт надавливают ногой.
Коридорные лесные культуры дуба на вырубках стали прообразом коридорного способа выращивания дуба в лесных полосах, а густая культура дуба местами - гнездового (группового) способа. На дубовых вырубках можно вместо дуба вводить лиственницу сибирскую. Культуры лиственницы в 1,5 - 2 раза продуктивнее (по массе древесины) дубовых культур, а по качеству древесины не уступают дубу.
Возобновление вырубок в сосновых лесах проводится посевом семян и посадкой сеянцев сосны. Почву готовят площадками и полосами по нераскорчеванным лесосекам. В сухих борах и суборях по короткой стороне вырубок намечают ряды с расстоянием между ними 3 м. По этим рядам готовят почву полосами шириной 0,5 - 0,7 м или площадками размером 0,5×0,5 м на расстоянии 2 м одна от другой. На каждой площадке делают 3 - 5 посадочных места, а в полосах - через 0,5 м. Для посадки используют сеянцы сосны из расчета 5 - 7 тыс. штук на 1 га. При необходимости, если естественного возобновления лиственных пород нет, вводят березу, липу, серую ольху не более 20 % числа посадочных мест, обычно каждый девятый и десятый ряды.
В свежих борах и суборях ряды намечают через 5 м, почву готовят более крупными площадками размером 1×1, размещая их через 3 м центр от центра или полосами шириной 1 - 1,5 м, так как здесь создается большая опасность заглушения культур сосны травянистой растительностью или лиственными породами (в суборях). В площадки высаживают 9 - 12 сеянцев; на полосах применяют одно- и двухрядные (ленточные) посадки с расстоянием в ряду и между рядами 0,5 м. На 1 га высаживают 5 - 7 тыс. штук сеянцев сосны. В этих условиях можно высевать по 15 - 20 семян в лунку (посадочное место), заделывая их на глубину 1,5 - 2 см.
Создание лесных культур
За лесными культурами до их смыкания проводится агротехнический уход, а после смыкания - рубки ухода. На вырубках естественного возобновления применяют только рубки ухода. Особенно важное значение они имеют в молодняках. Запоздание с рубками ухода может привести к обесцениванию молодняков - заглушению и выпадению главной породы. В молодняках, лишенных главной породы, нужно проводить их реконструкцию введением главной породы коридорным способом.
Если бы кто-то из людей обладал способностью жить несколько веков подряд, то он бы своими глазами смог проследить, как происходит смена пород деревьев , как изменяется облик наших лесов, меняются почвы, подстилка, живой покров. Но оказывается, нет нужды соревноваться с долгожителями-деревьями в долголетии, чтобы увидеть эту смену пород. Существует много признаков, по которым опытный лесовод в несколько минут сообразит, как проходила вековая баталия между породами, кто сдался и кто победил. Все эти наши красавицы - и , которыми мы любуемся в своих путешествиях загород, есть результат кипучей деятельности человека. Когда-то, относительно недавно, на их месте шумели могучие и светлые дубравы. А раз их нет, значит тут побывал человек с топором. Почти в любом еловом лесу мы можем обнаружить разные стадии борьбы ели и лиственных пород. Как это происходит?
Познавательная викторина о лесе
(для учащихся 5-6 классов)
Цель : Расширение знаний детей об уральском лесе, воспитание бережного отношения к природе.
Библиотекарь: Ребята мы живем с вами в удивительном краю, в краю лесов. Многие поэты воспевали красоту леса.(1-4 слайды)
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (С.Есенин)
А если вам это знакомо и дорого,
То значит, вы знаете, как хороши
И сказка, и песня средь хвойного шороха
В местах, где казалось бы нет и души.
Давайте вспомним, какие деревья растут в лесу?(береза, осина, ель, лиственница, пихта, кедр, сосна и др.)А сейчас я вам расскажу немного о сосне.(5 слайд). Сосны - это наши чудные земные друзья, посмотрите внимательно вокруг себя и подумайте о роли сосны в жизни человека.
Пол, потолок, а может и весь дом, в котором вы живете может быть сделан из сосны;(6 слайд)
Бумага, на которой вы пишите и рисуете, книги, которые читаете, карандаши из чего получены, задумывались ли вы над этим?(6 слайд)
Из чего изготовлена кинолента, почему такие чистые звуки у рояля и скрипки?(слайд6)
И наконец, от чего зависит чистота воздуха, которым вы постоянно дышите?
Ваши ответы говорят об исключительной роли сосны
.А теперь небольшая викторина про сосну.
1. Как можно определить возраст дерева по спилу пня?(по числу годичных колец)
2. Сколько лет живет иголка сосны? (2 года)
3. Почему сосну называют пионером леса.(она первая занимает новые площади, поселяясь в горах, на вырубках, она не требовательна к условиям жизни и вынослива)
4. Какой музыкальный инструмент делают из сосны? (скрипка)
5. Чем отличается сосна, растущая на опушке леса, от сосны - в чаще леса?(у сосны, растущей на опушке раскидистая крона спущена низко, ствол дерева канонический; у деревьев в чаще леса нижние сучья отмирают, крона поднята высоко, ствол цилиндрический)
6. Почему под соснами можно увидеть молодые елочки, а под елями сосенок - нет. (ель теневынослива, сосна- любит светлые места)
Библиотекарь : А теперь проведем конкурс. « Угадай, какое дерево, чем полезно.»
Береза – лечебные почки, сок, листья, березовые веники (слайд 7)
Кедр - шишки, орехи, смола (слайд8)
Ель - иголки, шишки, древесина(Слайд9)
Дуб - желуди, кора, дубильные вещества (слайд 10)
Осина-бумага, спички, зайцы едят кору, дятлы строят гнезда (слайд 11)
Библиотекарь: Продолжим викторину
7. Вы заблудились в лесу. Как определить где север? (мхи и лишайники особенно хорошо развиты на стороне, обращенной к северу, здесь больше влаги)
9. Почему хвоя в лесной подстилке долго не истлевает, а лист березы гнеет быстрее?.(хвоя содержит смолистые вещества,задерживающие процесс гниения)
10. Как приготовить из хвои сосны витаминный напиток?(хвою промывают, растирают в ступе, кладут в сосуд на 1/3 объема и заливают кипяченной водой)
Библиотекарь: А еще ребята, помимо деревьев в лесу растут ягоды и грибы. Вот сейчас мы с вами их еще раз вспомним,обратимся к экрану.(Природа России. мультимедийный компакт- диск)
Библиотекарь:
Продолжим нашу викторину. Угадай, кто это?
1.Белка: У нее стройное тело, пушистый длинный хвост, длинные уши с кисточками, мех рыжий, питается- семенами хвойных деревьев; ест также грибы, ягоды, насекомых. Живет в дуплах или в гнездах на деревьях.
2.Лиса: имеет ярко-рыжий мех, питается мышевидными грызунами, а также птицами, насекомыми, лягушками; живет в норах или занимает чужие норки. Живет до 7 лет.
3.Волк- хищник, питается дикими и домашними животными, в поисках пищи передвигается на большие расстояния.
4.Куница- стройный, гибкий зверек с заостренной мордой. Крупными ушами, пушистый хвост больше половины длины тела. Живет в дуплах, под корнями в старых беличьих гнездах, питается мелкими грызунами.
5. Какие два зверька самые мелкие в наших лесах? (землеройка и мышка)
6. У каких уральских зверей самый дорогой мех? (у соболя, бобра, выдры, норки, куницы)
7. Назовите белых зверей и белых птиц? (белый медведь, песец, горностай, ласка, заяц-беляк, белая куропатка, лебеди)
8. Какая птица самая маленькая на Урале? (королек)
9. Какие птицы лучше всех охраняют лес? (синицы, дятлы, поползни, корольки)
А сейчас поговорим еще об одних жителях леса- о муравьях. (слайд 12) Наверно, когда вы бывали в лесу вы видели там муравейники.Муравьи- самые трудолюбивые жители леса. В доме, построенном их силами живут до 25 тыс. муравьев. Муравьи бывают разные по величине. От1 мм до 6 см, а на земле до 10 тыс. видов муравьев.Жители одного муравейника уничтожают от 5 до 8 млн. вредных насекомых. Один древесный муравей может доставить за лето в муравейник 5 литров сладкого молока от тли. Муравейник- это дружная семья, где у каждого свои обязанности. В ней есть разные муравьи- строители, рабочие, воины и даже царица.
10. Дятел спасает лес от древоточцев и короедов. Синицы истребляют жуков-листогрызов. А что вы знаете о кукушке? Мама кукушка за своими птенцами не ухаживает, а только твердит: «ку-ку- кому помочь» Эта ленивая птица не хочет вить себе гнездо. А подбрасывает свои яйца в чужие гнезда и их высиживают другие птицы, поэтому кукушат зовут подкидышами.
11. Ребята угадайте, чьи это следы? (слайд 13)
В заключении предлагается обзор книг у книжной выставки «В гостях у лесного друга» Подводятся итоги викторины. (слайд 14)
Формы проведения игры: биологический турнир, экологический КВН, брейн-ринг.
Правила игры: интеллектуальная игра «Растения леса» проводится в рамках предметной декады между параллелями 6-7 классов. О проведении данной игры сообщается заранее. От каждого класса выдвигается команда (или группа учащихся в состав сборной 6-7классов). Играют 2-3 команды одновременно. Право на ответ получает та команда, которая первой подала сигнал готовности (для этого можно использовать сигнальные карточки, звонок или светоустановки разного цвета на каждом столе). Для оценки работы команд выбирают независимое жюри, призванное следить за соблюдением правил игры и учетом набранных баллов за правильные ответы на вопросы. На обдумывание каждого вопроса дается одна минута. В ходе игры можно устраивать музыкальные паузы.
Реквизиты: два (три) игровых стола; сигнальные карточки, звонок или светоустановки разного цвета на каждом столе; компьютер, мультимедийный проектор; репродукции картин И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, А.И. Куинджи, И.И. Левитана; гербарии или листья деревьев; музыкальные композиции.
Оформление:
З А Г А Д К И:
1. В сенокос горька, А в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина, калина). |
2. Синий пиджак, Желтая подкладка, В середине – сладко. (слива). |
3. Не страшна ей стужа, Не страшна метель, Острая вершина, А зовется… (ель). |
4. Живет лет 300 или больше, Светолюбивая она, Совсем неприхотлива к почве, Иголки по 2, то - … (сосна). |
5. Цветет позднее всех деревьев, Лекарственны ее цветы, Коль их заваришь – то простудой Болеть не будешь больше ты. (липа). |
6. Этот кустарник в лесу взор ласкает, Лист сложный, перистый, Плод – небольшой, В нем витаминов великое множество Вы догадались? Кто же такой? (шиповник). |
7. И лист и почки – все врачует, И сок – целебное сырье. Шумит от ветра, если дует, Краса России – ствол ее. (береза). |
8. Для бани веничек готовят, Листочки прочно так сидят, Его плоды – зверей накормят, Если ты крепок – с ним сравнят. (дуб). |
9. Он газ и пыль - все поглощает, Нелегок летом этот труд. За это его очень ценят, «Воздушный санитар» зовут. (тополь). (Информация к размышлению: за лето одно дерево тополя может поглотить более 1 кг пыли и 45 кг CO 2). |
10. Как зовут ее, кто знает? Ветра нет, а лист дрожит, Нечисть, скверну отгоняет, Если кол ее забит. (осина). |
11. Она весну встречает – Сережки надевает. Накинута на спинку Зеленая косынка. А платьице – в полоску. Ты узнаешь… (березка). |
12. Чей пух по городу летает? Среди июля – снегопад. Прохожие его ругают, А это ветер виноват. (тополь). |
В О П Р О С Ы:
Ж И В О П И С Ь:
Назовите художников и названия данных картин:
(Некоторые из этих отрывков можно использовать на начальном и заключительном этапах мероприятия по усмотрению учителя).
Г Е Р Б А Р И И:
Угадайте, с какого дерева упал этот лист? (Учащимся демонстрируются гербарии).
П Е Р Е С Т А В Ь Б У К В Ы:
Переставьте буквы так, чтобы получить название растения:
Б У Р И М Е:
Используя предложенные рифмы, составьте четверостишие:
Кто больше знает песен о деревьях, кустарниках, травах, цветах? (Командам предстоит по очереди пропеть по одному куплету песни на заданную тематику, или продолжить песню, начатую ведущим программы).
П О Д В Е Д Е Н И Е И Т О Г О В.
Литература:
Цель:
Расширять знания детей о растительном мире Республики Марий Эл.
Задачи:
1. Формировать уважительное отношение к природе, умение видеть и ценить красоту родного края.
2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
1. Главная роль растений на Земле? Ответ: обогащение воздуха кислородом.
2. Какое значение имеют растения в жизни природы? Ответ: служат пищей для диких животных, защищают реки, озера от высыхания, очищают воздух от пыли, смягчают климат.
3. Как определить возраст дерева по спилу пня? Ответ: по числу годичных колец.
4. Сколько лет живет иголка сосны? Ответ: сосна меняет иглы через два года.
6. Почему годичные слои древесины в разные года имеют неодинаковую толщину? Ответ: на толщину годичного кольца влияет питание, засухи, болезни, затененности.
7. Почему сосну называют пионером леса? Ответ: потому что она первая занимает новые площади на вырубках, гарях.
8. Чем отличается сосна, растущая на опушке, от сосны в чаще леса? Ответ: у сосны, растущей на опушке, раскидистая крона, спущена она низко, у деревьев в чаще леса нижние сучья отмирают, крона поднята высоко, ствол прямой.
9.Мальчик заблудился в лесу облачный день. На растущих деревьях он заметил, что мхи и лишайники особенно хорошо развились на одной стороне стволов. Как он сможет определить стороны горизонта? Ответ: мхи и лишайники на коре дерева лучше развиты на стороне, обращенной к северу: здесь больше влаги.
10.Когда и какие съедобные грибы появляются первыми в Республике Марий Эл? Ответ: в начале мая в лесах появляются сморчки и строчки.
11. Какие грибы растут на стволах деревьев? Ответ: трутовики.
12. Назовите дикорастущие ягодные растения лесов Республики Марий Эл? Ответ: малина, черника, голубика, костяника, брусника, клюква.
13.Какие леса встречаются на территории Республики Марий Эл?
Ответ: хвойные, лиственные, смешанные.
14. Почему нельзя вырубать леса вдоль рек? Ответ: лес охраняет реки от высыхания.
15. Почему санатории и дома отдыха строят в лесу? Ответ: воздух в лесу чистый и благодаря содержанию особых веществ убивает болезнетворные бактерии.
16. Как лучше брать грибы: вырывать их с почвой или срезать ножом?
Ответ: вырывать грибы с грибницей не следует, при помощи грибницы происходит размножение съедобных грибов.
17. Почему лесную подстилку нельзя уносить в сады, домой? Ответ: она предохраняет корни лесных растений от жары и холода.
18. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? Ответ: фотоохота.
19. Дерево - символ нашей Родины. Ответ: береза.
20. Чем больше колец, тем старше жилец. Ответ: дерево.
rf-gk.ru - Портал для мам. Воспитание. Законы. Здоровье. Развитие. Семья. Беременность