Лингвистические термины список. Лингвистические термины, используемые в этимологическом словаре. Лексика и фразеология

К р а т к и й с л о в а р ь

лингвистических терминов

Muallif : Р. Набиева

Yaratilgan : Ангрен,2005 йил

Kategoriya : Лингвистика

Bolim : Терминология

Universitet : Тошкент вилояти давлат педагогика институти

Fakultet : Хорижий тиллар

Kafedra : Рус тили ва адабиёти кафедраси

Elektron fail turi: RAR

О построении словаря.

1. Словарь охватывает только наиболее употребительные термины дисциплин общеязыковедческого цикла.

2. Слова - термины расположены в алфавитном порядке.

3. Каждый термин вместе с относящимся к нему материалом образует словарную статью.

"Краткий словарь лингвистических терминов» адресован студентам филологам русско - таджикского отделения педвузов; он составлен на основе многолетней преподавательской деятельности авторов.

Преимущество данного словаря - его подчеркнутая ориентация на наиболее употребительные термины, которые отражают проблематику всего учебного курса. Во многих словарных статьях не только даются ссылки на язык-источник, но и раскрываются основные особенности явлений, обозначаемых тем или иным термином, иллюстрация соответствующими примерами.

Методическое пособие способствует наиболее эффективному усвоению студентами учебного материала, расширению лингвистического и общеобразовательного кругозора будущего учителя словесности

П р е д и с л о в и е

«Краткий словарь лингвистических терминов» составлен как учебный и обучающий словарь, необходимый в студенческой аудитории с русским таджикским языками обучения,. Он предназначен для студентов, обучающихся по специальностям «Иностранные языки», «Русский язык и литература», «Родной язык и литература».

О построении словаря.

4. Словарь охватывает только наиболее употребительные термины дисциплин общеязыковедческого цикла.

5. Слова - термины расположены в алфавитном порядке.

6. Каждый термин вместе с относящимся к нему материалом образует словарную статью.

Словарные статьи представляют собой не только краткие дефиниции лингвистических терминов, но и достаточно развернутое толкование их с иллюстрациями из проверенных источников.

Общеизвестно, что составление подобных словарей - трудное и кропотливое дело, поэтому в предлагаемом словаре возможны некоторые упущения.

Аббревиатура – сложносокращенное слово, составленное из начальных элементов: универмаг, вуз, ООН .

Агглютинация – механическое присоединение стандартных однозначных аффиксов к неизменяемым основам или корням: бола – болалар – болаларга ; ид(ти) – иди – идите .

Аккомодация – частичное приспособление артикуляций смежных согласного и гласного звуков: нёс [н’ос], ряд [р’ат], what [ w ‹ t ], was [ w ə z ].

Активная лексика – часть словарного состава языка, активно употребляющая во всех сферах жизни общества.

Алломоформы – тождественный по значению вариант морфемы , данная конкретная манифестация фонемы: друг – друж – друз - ; англ. [- z ], [- s ], [- iz ] – как показатели множественного числа существительных.

Аллофоны – группа звуков, в которых реализуется данная фонема , конкретная манифестация фонемы: сама поймала сома [с ма п iмалъ с ма].

Алтайская семья – макросемья языков, объединяющая на основе предполагаемой генетической сопринадлежности тюркскую, монгольскую, тунгусо–маньчжурскую группы языков и изолированные корейский и японский языки.

Алфавитные письма – трофическая система, в которой отдельный знак передает отдельный звук.

Аморфные языки – изолирующие языки, для которых характерны отсутствие форм словоизменений и формообразования, корневые языки; к ним относятся языки китайско-тибетской семьи: гао шань – «высокие горы», шань гао «высокие горы», хао жэнь – «хороший человек», жэнь хао – «человек любит меня», сию хао – «делать добро», хао дагвих – «очень дорогой».

Аналитическая форма слова – сложная форма слова, образуемая сочетанием служебного и знаменательного слова: более сильный, самый лучший.

Аналогия – процесс уподобления одних элементов языка другим, связанным с ним, но более распространенным и продуктивным.

Антонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи , имеющие противоположные, но соотносительные друг с другом значения: молодой – старый, день – ночь.

Арго (франц. Argot. «жаргон») - тайный язык социально - ограниченной группы населения, противопоставляющей себя остальным людям: воровское арго, студенческое арго, школьное арго.

Арготизмы – слова, ограниченные в своем употреблении социально, являющиеся эмоционально-экспрессивными эквивалентами стилистически нейтральных слов литературного языка: срезаться – «не выдержать экзамен», хвост – «несданный экзамен», вызубрить – «выучить».

Архаизмы – устаревшее наименование существующих реалий; устаревшие слова, замененные в современном языке синонимами: ловитва – «охота», лоно – «грудь», выя – «шея».

Ассимиляция – уподобление звуков друг другу в пределах слова или словосочетания: косточка – кости [кости], книжечка – книжка [книшкъ], высокий – высший [вышы i ], обман – [ мман].

Аффиксы – служебные морфемы, видоизменяющие значение корня или выражающие отношение между словами в словосочетании и предложении.

Аффиксация – 1. создание нового слова посредством присоединения к производящей основе (или слову) тех или иных аффиксов; 2. способ выражения грамматических значений при помощи аффиксов.

Аффигирующие языки – языки, в грамматическом строе которых важную роль играют аффиксы.

Аффиксоид – аффиксы, занимающие промежуточное положение между корневыми и служебными морфемами, по происхождению выходят к самостоятельным корням и словам: языковедение, литературоведение, землеведение, авиалинии , авиапочта.

Аффрикаты – (лат. Affricata «притертая») звуки, в которых смычка раскрывается постепенно, при этом после смычки следует щелевая фаза: [ч], [у].


Боковые согласные – (латеральные) звуки, образуемые проходом воздуха по бокам смычки кончика языка с зубами или альвеолами, а также средней части языка с твердым небом: [л], [л’].

А канье в русских диалектах и литературном языке – неразличение безударных звуков на месте букв о и а, совпадение их в одном звуке. Аканьем явление названо потому, что в некоторых говорах и в литературном языке в 1-м предударном слоге это совпадение происходит в звуке [а]: вода [вада ] и трава [трава ]. Есть говоры, в которых совпадение происходит в других звуках, например [ъ]: [въда ] и [тръва ]. См. о канье.
Ареа л (от лат. area «площадь, пространство») – область распространения тех или иных языковых явлений: фонетических, лексических, грамматических.
Артикуля ция (от лат. articulatio , здесь – «членораздельное, ясное произношение») – работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), необходимая для произнесения звука речи.
Архаизм (от греч. archа ios «древний») – слово или оборот речи, устаревшие, вышедшие из употребления: сей «этот», живот «жизнь», лицедей «актер», энергический «энергичный».
Ассимиля ция (лат. assimilatio «уподобление») – уподобление одного звука другому, например свадьба из свать-ба , ср. сват, сватать. В данном случае т уподобилось б по признаку звонкости.
Аффрика та (лат. affricata «притертая») – сложный согласный звук, представляющий собой сочетание взрывного звука с фрикативным того же места образования. В русском литературном языке две аффрикаты – твердая [ц] и мягкая [ч"]. Аффриката [ц] представляет собой слитное произношение [т] и [с], аффриката [ч"] – слитное произношение [т"] и [ш"].
Взрывны е согласные – согласные звуки, при произнесении которых органы речи образуют полную смычку, а напор воздуха ее разрывает. Например, [т], [д], [к], [г], [п], [б] и их мягкие пары [т"], [п"] и т. д. См. фрикативные согласные, шумные согласные, сонорные согласные, аффрикаты.
Вокали зм (лат. vocalis «гласный») – система гласных звуков данного языка. См. консонантизм .
Восточнославянские языки – языки восточнославянской языковой группы: белорусский, русский, украинский. См. славянские языки, древнерусский язык .
Гиперкорре кция (греч. hyper «над, сверх» и лат. correctio «исправление») -явление в языке, когда говорящие ошибочно исправляют слово или форму, в исправлении не нуждающиеся. Например, во многих русских говорах произошел переход дн в нн (онна «одна», холонный «холодный»), таким образом различающиеся в литературном языке дн и нн совпали в одном звуке – долгом [н:]. Желание говорить культурно приводит к ложному «восстановлению» неправильных форм типа желадный (вместо желанный ).
Го вор (то же, что и диале кт ) – минимальная территориальная разновидность языка, используемая в качестве средства общения жителями одного или нескольких соседних населенных пунктов.
Дво йственное число . Современные русские диалекты и литературный язык различают два числа – единственное и множественное. В праславянском и древнерусском языках было еще одно число – двойственное. Оно использовалось для обозначения двух существ или предметов: др.-русск. нога «(одна) нога » – нозЪ «две ноги» – ногы «ноги (три и более)»; село «(одно) село» – селЪ «два села» – села «сёла (три и более)». Формы двойственного числа образовывались от существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов. В современном русском языке сохранились формы, которые восходят к формам двойственного числа: плечи, колени, уши, рога , рукава, глаза ; к ним восходят также формы м. р. на =а, употребляемые с числительными два, три, четыре: два до ма, четыре коня . Сейчас они воспринимаются нами как Р. п.
Диале кт (греч. diа lektos «разговор, говор, наречие») – то же, что и говор (см.).
Диалекти зм – слово или выражение, принадлежащее диалекту, использованное в тексте, произнесенном или написанном на литературном языке.
Диалектологи ческий а тлас русского языка (ДАРЯ) – лингвогеографический труд, созданный диалектологами Института русского языка АН СССР (ныне – Российской академии наук). ДАРЯ состоит из трех выпусков: Вып. I. Фонетика. – М., 1986; Вып. II. Морфология. М., 1989; Вып. II I. Синтаксис. Лексика (в печати). Каждый из выпусков содержит около 100 карт и комментариев к ним. Составлению атласа предшествовали многочисленные экспедиции лингвистов университетов и педагогических вузов по той территории России, где формировалась русская народность и складывался литературный язык. Эта территория и вошла в ДАРЯ (а следовательно, и в Школьный диалектологический атлас). В течение 40–60 -х годов было обследовано около 5 тысяч населенных пунктов по специальной «Программе собираний сведений для составления Диалектологического атласа русского языка».
Диалектоло гия (от диалект и греч. lо gos «слово; понятие, учение») – раздел языкознания, изучающий говоры (диалекты). Изучение русских диалектов началось в XVIII в. М. В. Ломоносов в своей «Российской грамматике» впервые выделил «главные российские диалекты». Во второй половине XIX в. шла интенсивная работа по собиранию, описанию и исследованию материала различных русских говоров. Значительной вехой в русской диалектологии стал «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля. В начале XX в. при Отделении русского языка и словесности Академии наук при непосредственном участии акад. А. А. Шахматова создается Московская диалектологическая комиссия (МДК). Под се руководством по специальной программе велось систематическое собирание диалектных материалов, для чего организовывались диалектологические экспедиции. В 1914 г. выходит в свет «Опыт диалектологической карты русского языка» Н. Н. Дурново, Н. Н. Соколова и Д. Н. Ушакова. В 1957 г. вышел в свет «Атлас русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы», а в 80-е годы – Диалектологический атлас русского языка (см.). См. лингвогеография .
Древнеру сский язык – обобщенное название восточнославянских диалектов времен племенной и феодальной раздробленности (приблизительно с IX по XIII в.); древнерусские (древневосточнославянские) диалекты легли в основу трех восточнославянских национальных языков – белорусского, русского и украинского. На древнерусском языке (на различных его диалектах – киевском, новгородском, ростово-суздальском, смоленско-полоцком и т. д.) написаны договоры, купчие, летописи, грамоты и некоторые другие светские (нецерковные) памятники. Многие особенности древнерусских диалектов сохранились в современных восточнославянских говорах. См. также старославянский язык, восточнославянские языки.
Е канье (или э канье ) – неразличение в 1-м предударном слоге звуков, соответствующих ударным [е], [о] и [а] после мягких согласных, совпадение их в [е] либо похожих на него звуках ([е и ], [и е ]), но отличающиеся от [и] (см. и канье ): например, [л"еса ], [л"е и са ], [л"и е са ] – леса (мн. ч.), ср. лес; [н"есу ], [н"e и cу ], [н"и е cу ] – (я) несу, ср. нёс ; [п"ета к], [п"e и та к], [п"и е та к] – пятак , но [с"ижу ] – (я) сижу; [л"ucа ] – лиса . Еканье (эканье) характерно для многих среднерусских и некоторых севернорусских говоров. Оно наряду с иканьем является орфоэпической нормой русского литературного языка. Еканье является разновидностью яканья.
Изогло сса (греч. ísos «равный» и glо ssa «язык, речь») – линия на географической карте, ограничивающая территории распространения отдельных языковых явлений. См. ареал .
И канье – неразличение в 1-м предударном слоге звуков, соответствующих ударным [и], [е], [о], [а], после мягких согласных и совпадение их в звуке [и]: [л"иса ] – леса (мн. ч.) и лиса , [н"ису ] – несу , [п"ита к] – пятак . И канье встречается в говорах с аканьем. Наряду с е каньем иканье – допустимый вариант произношения в литературном языке. См. еканье, яканье.
Индоевропе йские языки – семья родственных языков, к которой, в свою очередь, относятся некоторые семьи языков и отдельные языки – (живые и мертвые): индо-иранская семья (индийские языки: санскрит, хинди, урду, бенгальский, цыганский и т. д.; иранские языки: осетинский, персидский, таджикский, афганский-пушту и т. д.); армянский язык; греческий язык; славянская семья (см.); балтийская семья (литовский, латышский, прусский); албанский язык; германская семья (немецкий, голландский, английский, готский, шведский и т. д.); кельтская семья (ирландский, бретонский, валлийский, галльский и др.); италийская семья (оскский, умбрский, фалискский, латинский и др.; латинский язык является предком романских языков – испанского, португальского, французского, провансальского, румынского и др.); анатолийская семья (хеттский, лувийский, ликийский, лидийский и др.); тохарская семья (тохарский А и тохарский Б). На индоевропейском праязыке, предке всех индоевропейских языков, говорили приблизительно в V тысячелетии до нашей эры.
Ка рта лингвисти ческая (диалектологи ческая) . Существует два типа лингвистических карт. Одни отражают распространение диалектных явлений (фонетических, морфологических, лексических, синтаксических). Другие – распространение диалектов одного или нескольких соседних языков (например, карта диалектов немецкого языка, карта русских диалектов). Лингвистическая информация наносится на географическую карту в виде системы условных знаков (заливок, штриховок, единичных значков, изоглосс) и сопровождается легендой (см.).
Консонанти зм (лат. consonа ns «согласный») – система согласных звуков данного языка См. вокали зм .
Леге нда (лат. legenda «то, что должно быть прочитано») – совокупность условных знаков и пояснений к карте, раскрывающих ее содержание.
Ле ксика (греч. lexikо s «словесный») – словарный состав языка (или говора), т. е. все слова данного языка (говора).
Лексикализа ция . В диалектологии существует понятие «лексикализация фонетического или морфологического явления». Это значит, что определенная фонетическая или морфологическая особенность в говоре не имеет характера закономерности, а ограничена лишь несколькими словами (ограниченным кругом лексики). Например, старая московская норма предписывала произносить на месте буквы а в 1-м предударном слоге после ш и ж звук [ы э ]: [шы э г"и ] – шаги , [жы э ра ] – жара , [шы э лу н] – шалун и т. п. Согласно современной орфоэпии здесь следует произносить [а]: [шаг"и ], [жара ], [шалу н]. И лишь в словах лошаде й, жале ть, жаке т, жасми н сохранилось произношение [ы э ], т. е. произошла лексикализация данного фонетического явления. Лексикализованные явления часто являются пережитками былых фонетических и морфологических изменений и имеют значение для изучения истории языка. Например, старомосковское произношение [шы э ], [жы э ] отражает такую древнюю черту, как мягкое произношение шипящих.
Лексикогра фия – раздел лексикологии (см.), занимающийся составлением словарей.
Лексиколо гия – раздел языкознания, занимающийся изучением словарного состава языка, его лексикой (см.).
Лингви стика (франц. linguistique от лат. lingua «язык») – наука о языке; то же, что языкознание .
Лингвогеогра фия (из лат. lingua «язык» и греч. geographíā «география») – наука, задача которой заключается в выяснении территориальных границ распространения отдельных языковых явлений.
Литерату рный язык (или станда ртный язык ) – язык науки, образования, публицистики, письменно-бытового общения, официально-деловых документов и художественной литературы. Это язык, которым пользуется весь народ, он общенационален в отличие от диалекта, который территориально ограничен, и жаргона, предназначенного для узкого круга людей. Литературный язык – язык нормированный. Это значит, что он подчиняется специально разработанной норме -совокупности правил произношения, постановки ударения, употребления тех или иных форм, слов. Например, норма русского литературного языка предписывает произношение [г]-взрывного, ударений: докуме нт, звони т, включи т (не доку мент, зво нит, вклю чит ), формы нагибаться, класть (а не нагинаться, дожить ).
Морфе ма (греч. morphē «форма») – минимальная значимая часть слова: корень, суффикс, приставка (префикс), окончание (флексия).
Морфоло гия (греч. Morphē «форма», lо gos «слово; учение, наука») – раздел грамматики, изучающий структуру слова и выражение грамматических значений в слове.
Наре чия русского языка . Русские говоры территории старого расселения делятся на два наречия: севернорусское и южнорусское. Между ними находится широкая полоса переходных среднерусских говоров (см. раздел «О диалектном членении русского языка»). Севернорусское наречие противопоставлено южнорусскому целым комплексом признаков на всех уровнях языка:

Севернорусское наречие

Южнорусское наречие

взрывное [г]

фрикативное [γ]

твердое -т в 3-м лице глаголов

мягкое -т "в 3-м лице глаголов

совпадение окончаний Т. и Д.
п. мн. ч. (-ам)

различные окончания Т.
(-ами) и Д. (-ам) п. мн. ч.

«ухват»: ухват

«дежа»: квашня

«колыбель»: зыбка

«лает»: лает

погода «плохая погода»

погода «хорошая погода»

О канье – различение после твердых согласных в безударном положении звуков, соответствующих ударным [о] и [а]. Обычно при оканье в 1-м предударном слоге различаются звуки [о] (или [о у ]) и [а]: [вода ] – [трава ]. Реже на месте [о] выступает [ъ]: [въда ] – [трава ]. При полном оканье [о] и [а] различаются во всех безударных слогах, при неполном – только в 1-м предударном слоге (см. комментарий к карте 12). Оканье противопоставлено аканью (см.).
Орфогра фия (греч. orthо s «правильный» и grа phō «пишу») – правописание, система правил написания слов данного языка.
Орфоэ пия (греч. orthо s «правильный» и е pos «речь») – раздел фонетики (см.), занимающийся изучением норм литературного произношения; соблюдение правил литературного произношения.
Перфе кт (лат. perfectum «совершенное») – видовременная глагольная форма, обозначающая действие, осуществленное в прошлом, до момента речи, причем результат этого действия сохраняется в настоящем. Например, в английском перфект I have written a letter «я написал письмо (и оно, к примеру, передо мной лежит)» противопоставлен по значению простому прошедшему времени I wrote a letter «я написал письмо (и, к примеру, уже его послал)». В русских диалектах противопоставлены перфектные формы типа он приехавши формам простого прошедшего времени он приехал.
Праславя нский язык – язык-предок всех современных и древних славянских языков. На праславянском языке говорили славяне предположительно в I-VII вв. н. э. Праславянский язык в позднюю эпоху своего существования был разделен на диалекты, сложное развитие и взаимодействие которых привело к образованию отдельных славянских языков (см.).
Прафо рма – исходная, древнейшая форма слова. Праформами называют формы праязыков (например, формы праславянского языка служат праформами для русских слов). Праформы очень редко бывают засвидетельствованы (например, праформами являются формы латинского языка для романских языков), обычно они реконструируются (восстанавливаются особыми методами) на основе сопоставления форм отдельных языков, восходящих к данной праформе. Реконструкцией праязыков занимается сравнительно-историческое языкознание.
Продукти вный су ффикс (или приставка ) – активно используемый в языке для образования слов. Например, суффикс -ик является продуктивным, потому что он широко используется для образования уменьшительных существительных от новых слов: джинсики от джинсы .
Произво дное слово – слово, образованное, произведенное от другого слова. Это новое слово содержит в себе основу или часть основы того слова, от которого оно образовано, и связано с ним по смыслу. Например, обед – обеденный, стол – столик, солнце – подсолнух, бежать – забежать.
Реду кция гласных (лат. reductio «сокращение, уменьшение») – изменение гласных звуков, состоящее в менее отчетливой их артикуляции, меньшей продолжительности звучания.
Редуци рованные – условное название праславянских звуков, изображавшихся в старославянском и древнерусском языках буквами ъ (ер) и ь (ерь). Они произносились очень кратко по сравнению с другими гласными. Звук ъ, видимо, был похож на английское [u] в словах to look, book, звук ь – на английский [i] в словах bit , to sit . В русском языке ъ и ь либо развились в гласные полного образования [о] и [е]/["о] соответственно, либо выпали (например, они всегда отпадали на конце слов): мъхъ – мох , Р. п. мъха – мха ; пьсъ – пес , Р. п. пьса – пса . Так называемые беглые гласные е и о в русском языке происходят из редуцированных.
Буквы ъ и ь в русской диалектологической транскрипции используются для особых гласных звуков, сходных с теми, которые обозначались этими буквами в старославянском и древнерусском: м [ъ]локо , [п"ъ]реста ть . См. подробнее в комментариях к картам 12 и 13.
Сема нтика (греч. semantikо s «обозначающий») – значение слова, оборота речи, грамматической формы или морфемы (см.).
Си нтаксис (греч. syntaxis «составление, сочетание») – 1) раздел языкознания, предметом изучения которого являются словосочетания и предложения; 2) система, строение словосочетаний и предложений в языке – их виды, значение и т. д.
Славz нские языки . Семья близкородственных индоевропейских (см.) языков. Современные славянские языки делятся на три группы – южнославянскую (словенский, сербохорватский, македонский и болгарский языки), западнославянскую (польский, кашубский, чешский, словацкий, верхне- и нижнелужицкий языки) и восточнославянскую (белорусский, украинский, русский языки). Славянские языки восходят к единому праславянскому языку (см.). Из индоевропейских языков к славянским ближе всего балтийские (литовский, латышский, мертвый прусский языки).
Словообразова ние – образование новых слов путем соединения корня (основы) с приставками и суффиксами, а также соединения основ друг с другом по определенным моделям, включающим правила чередований звуков в данном языке.
Соно рные согласные (лат. sonorus «звучный»), или сонанты , – согласные звуки, в образовании которых голос (музыкальный тон) преобладает над шумом, например [м], [н], [л], [р], [й].
Спира нты (лат. spirans «дующий, выдыхающий») – то же, что фрикативные или щелевые согласные.
Старославя нский язык (другое название – древнецерковнославя нский ) – условное название языка древнейших славянских переводов богослужебных книг с греческого языка, которые были выполнены в середине IX столетия. Первые переводы с греческого на славянский были сделаны великими просветителями, создателями славянской письменности и литературного языка Кириллом (Константином) и Мефодием. В основе языка их перевода лежал славянский говор македонского города Салоник (Солуни), близкий к современным болгарским и македонским диалектам. Поэтому болгарскими учеными старославянский язык называется древнеболгарским. Используемый в качестве книжно-литературного языка славянами в средние века, старославянский язык приобрел местные особенности в различных областях славянского мира – так образовались разновидности церковнославянского языка, которые принято называть изводами – русский (древнерусский) извод, болгарский, сербский и т. д. Русский церковнославянский извод до XVIII в. использовался на Руси в качестве литературного (книжно-письменного) языка, ему на смену пришел собственно русский литературный язык, которым мы пользуемся по сей день. В настоящее время русский церковнославянский язык используется только в православном богослужении.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

М.: Русский язык, 1995. 176 с.

Эр.ХАН-ПИРА

Словарь адресован в первую голову студентам и аспирантам-филологам, а также преподавателям педагогических колледжей, ведущим занятия по пропедевтическому курсу «Основы языкознания». Учителю-словеснику, работающему в средней школе, словарь поможет лучше разбираться в терминах, которые употребляют авторы статей в журналах «Русский язык в школе», «Русская речь», в газете «Русский язык».
В словаре около 1500 терминов. По своему типу он принадлежит к толковым терминологическим словарям. Другой тип терминологических словарей – энциклопедический. В отечественной лингвистической литературе он представлен, например, энциклопедией «Русский язык» (1-е изд. – 1979, 2-е – 1997) и «Лингвистическим энциклопедическим словарем» (1990). Выдержавший три издания «Словарь-справочник лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой (3-е изд. – 1985) представляет собой смешанный тип толково-энциклопедического терминологического словаря.
Чем отличается толковый терминологический словарь от энциклопедического? Первый только толкует термин, т.е. раскрывает содержание научного понятия, заключенного в термине в качестве лексического значения. Второй, дав толкование, углубляется в рассмотрение самого объекта называния. Например: «Антонимы. Слова, противопоставленные по самому общему и существенному для их значения семантическому признаку и находящиеся на крайних точках соответствующей лексико-семантической парадигмы.

Прилежный – ленивый, говорить – молчать, правда – ложь, жарко – холодно » (Краткий словарь лингвистических терминов).

«АНТОНИМЫ. 1. Слова, имеющие в своем значении качественный признак и потому способные противопоставляться друг другу как противоположные по значению. Ё Русск. хороший – плохой, близкий – далекий, добро – зло, беднеть – богатеть .

2. Слова, противопоставленные друг другу как коррелятивные (русск. брат – сестра ), как обозначающие противоположно направленное действие (русск. ходить – приходить ) и т.п.» (О.С. Ахманова . Словарь лингвистических терминов. М., 1966).

А вот статья «Антонимы» в ЛЭС: «...слова одной части речи, имеющие противоположные значения. В зависимости от выражаемого типа противоположности (см. Антонимы ) А. разделяются на соотв. классы, основные из которых (далее говорится о трех классах антонимов. – Э.Х. ) <...> По своей структуре А. делятся на разнокоренные <...> и однокоренные <...>. Особую, непродуктивную разновидность А. образуют слова, совмещающие в себе противоположные значения <...>.
Существует более узкое понимание А., напр., как только качественных и только разнокоренных слов, однако это понимание антонимии не учитывает в полной мере всех возможностей выражения противоположности в языке».
Кроме того, в лингвистических энциклопедиях помещаются персоналии – статьи, посвященные известным языковедам и/или статьи о различных направлениях (школах) в языкознании.
Работа над любым словарем начинается с составления словника – отобранных для представления в словаре вокабул (заголовочных слов). Авторы словаря, о котором пишу, стремились отобрать термины современного языкознания, в частности, представить в словаре термины лингвистических дисциплин, не попавшие в существующие словари языковедческих терминов (например, термины контрастивной лингвистики).
В словник не вошли названия языков и языковых семей, лингвистических школ и направлений, термины поэтики, риторики, стилистики, названия специальных лингвистических дисциплин.
К словарю приложен аннотированный список основных терминологических справочников по языкознанию, изданных на русском языке, а также словарь греко-латинских элементов в лингвистической терминологии. Во многих словарных статьях есть зона комментария, отмеченная темным кружком ·. Правда, порой это не комментарий в точном смысле слова, а иллюстрация: например, в статье «Архаизмы» в зоне комментария: «Лексические архаизмы: выя – ‘шея’, втуне – ‘напрасно’, сей – ‘этот’. Семантический архаизм – живот в знач. ‘жизнь’».
Словарь закрывает лакуну, образовавшуюся после ухода из книжных магазинов последнего издания словаря Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой – доступного по содержанию и по цене учителю средней школы.

Вот некоторые из статей, которые есть в рецензируемом словаре, вышедшем последний раз 13 лет назад: «Дискурс. Речевое произведение, рассматриваемое во всей полноте своего выражения (словесно-интонационного и паралингвистического, см. Паралингвистика ) и устремления, с учетом всех внеязыковых фактов (социальных, культурных, психологических), существенных для успешного речевого взаимодействия»; «Диглоссия. Наличие в обществе двух коммуникативных средств, находящихся в отношении дополнения друг к другу (т.е. распределенных между разными коммуникативными сферами) и оцениваемых говорящими по шкале “высокий – низкий”, “торжественный – обыденный”».

«Эмический. Представляющий собой лингвистическую сущность, принадлежащую уровню инвариантов (см. Уровни ). Ср. Этический . Эмические единицы .
· Термин “Э.” образован от термина “фонемический” и распространяется не только на единицы звукового строя, но и на более сложные единицы языка.
К эмическим единицам относятся все единицы, в названии которых присутствует терминоэлемент -ема (фонема, тонема, морфема и др.)»; «Этический. Представляющий собой лингвистическую сущность, принадлежащую вариативному уровню (см. Уровни ) <...>. Этические единицы . · Термин “Э.” образован от термина “фонетический” и распространяется не только на звуковые единицы, но и на более сложные единицы. К этическим единицам в фонологии относят звуки, в морфологии – морфы».

Сделаю несколько замечаний к тому, что кажется мне спорным или неточным в словаре.
В статье Диалектный язык читаем: «Условное понятие, обозначающее форму существования языка <...>». Во-первых, что значит «условное понятие»? В логике о нем, кажется, ничего не известно. И как понятие, будучи формой мысли, может что-нибудь «обозначать»? Обозначает слово. Назывной (номинативной) функцией понятие не обладает. Оно отражает признаки предмета или класса предметов.
В статье Паронимия дано такое определение этого языкового явления: «Частичное звуковое сходство слов (паронимов) при их полном или частичном семантическом различии». А в статье Паронимы сказано, что «это слова, имеющие морфологическое и фонетическое сходство, но различающиеся по значению». По-моему, два этих определения не согласуются друг с другом: явление понимается шире, чем его проявление, во-площение. И что значит «морфологическое сходство»? Паронимия и паронимы – многозначные термины. Может быть, как это было в других случаях (например, в статьях Протоязык, Склонение, Синтагматика ), следовало бы пойти на показ многозначности. Ведь при одном понимании этих терминов экскаватор и эскалатор, ирригатор и аллигатор не паронимы, а парономазы, а при другом – паронимы.
Представляется нечетким определение терминов плеоназм и тавтология , отчего и неясно их отличие. Попытка указать на их различие, предпринятая в зоне комментария статьи Тавтология («В отличие от плеоназма тавтология – всегда принадлежность речи (узуса ), она не входит в систему и норму языка»), не спасает, по-моему, положения, так как плеоназм – тоже явление речи, а не языка: в статье Плеоназм находим: «Избыточность выразительных средств, используемых для передачи лексического и грамматического смысла высказывания. Как свойство текста П. противопоставлен эллипсису ». Высказывание – синоним текста . А вот узус – вряд ли синоним терминов речь, высказывание, текст, речевое произведение вопреки тому, что утверждается в статье Тавтология .

Термин определен так: «Слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности». Если исходить из двусторонности слова как знака, то более точным представляется такое понимание термина: слово или устойчивое словосочетание, лексическое значение которых есть научное (теоретическое) понятие или понятие специальной области деятельности. Это, кстати, позволит отличать научный термин от терминов, например, спортивной гимнастики, слесарного дела или танцев на льду.

Терминологизация истолкована как «переход общеупотребительного слова в термин». И добавлено: «В основе терминологизации лежит метафора». Получение общеупотребительного терминологического значения еще не означает его ухода из языка в своем прямом значении (ср. ничтожный как обычное слово и как юридический термин – ‘не имеющий юридической силы, недействительный’). А вот детерминизация : «переход термина в общеупотребительное слово, сопровождающийся утратой связи со специальным (научным) понятием и приобретением нового значения, как правило, метафорического».
Но разве эпицентр перестал быть геологическим термином из-за того, что у него появилось разговорное метафорическое значение? В статье Денотат (экстенсионал ) сказано, что это «содержание знака, указывающего на его предметную отнесенность, т.е. множество объектов действительности, которые могут именоваться данной языковой единицей (ср. Референт ). Противоп. Сигнификат ». Сигнификат же определен так: «Понятийное содержание знака языка , противопоставляющее его другим знакам и представляемое в виде набора сем ». А сема (семантический множитель) – это «минимальный компонент значения слова. Сема в сфере грамматического значения называется граммемой ». По словарю выходит, что денотат находится внутри языкового знака, а не вне его. И тогда возникает вопрос: как делят содержательную сторону словесного знака, сигнификат, денотат, а также денотативное значение (существующего в языкознании термина денотативное значение в словаре нет)? Как известно, термин денотат многозначен. В работе акад. Ю.Д. Апресяна «Лексическая семантика» находим: «Денотатом знака называется класс обозначаемых им фактов, а сигнификатом – общие признаки всех видов этого класса. Возможно, таким образом, денотативное тождество знаков при их сигнификативном различии. Классическим примером этого расхождения являются фразы центр тяжести треугольника и точка пересечения медиан : эти имена задают реально один и тот же объект действительности, но позволяют мыслить его по-разному» (Избранные труды, ч. I. М., 1995. С. 60). В уже упомянутом словаре Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой денотат – это «предмет или явление окружающей нас действительности, с которым соотносится данная языковая единица». В «Логическом словаре-справочнике» Н.И. Кондакова (М., 1975) денотат – «вещь в самом широком смысле, как нечто, что может быть названо и обозначено именем (А.Чёрч)... Другими словами, денотат – это предмет имени... Но возможен и такой случай, когда то или иное выражение имеет смысл, но не имеет денотата (ср. король Франции в XX в., леший, кентавр, ведьма. – Э.Х.)... Иногда термины денотат, десигнат и референт отождествляют» (с. 139).

В ЛЭС сказано о денотате – «обозначаемый предмет», далее написано, что термин денотат употребляется в четырех значениях: 1) то же, что референт (объект внеязыковой действительности, который имеет в виду говорящий, произнося данный речевой отрезок);
2) «множество объектов действительности (вещей, свойств, отношений, ситуаций, состояний, процессов, действий и т.д.), которые могут именоваться данной единицей (в силу его языкового значения); обычно речь идет о денотате лексич. единиц»; 3) «элемент экстенсионала (т.е. множества объектов, способных именоваться данной языковой единицей)». При таком понимании денотатом считается всякий элемент экстенсионала, безотносительно к тому, с которым из них соотносится какой-л. конкретный речевой отрезок. Напр., говорится, что и Суворов, и Меншиков относятся к числу денотатов слова генералиссимус . Экстенсионал в этом случае квалифицируется как «класс денотатов»; 4) «то же, что денотативное значение – понятийное ядро значения, т.е. ...компонент смысла, абстрагированный от стилистич., прагматических, модальных, эмоциональных, субъективных, коммуникативных и т.п. оттенков. Достаточно распространено терминоупотребление, не делающее различия между Д. и референтом...»

Как видим, для «Краткого словаря...» денотат = термину денотативное значение . Полагаю, что авторам словаря следовало бы привести хотя бы еще одно значение термина денотат и прояснить соотношение этого термина (в их понимании) с термином сигнификат . По словарю жаргон – «речевая разновидность, основная функция которой состоит в выражении принадлежности к относительно автономной социальной группе посредством употребления специфических слов, форм и оборотов»; сленг – «1. разновидность национального языка, речь городских низов (в наиболее яркой форме присуща английскому языку)... 2. То же, что жаргон »; арго – «1. Социолект обособленной группы, характеризующийся произвольно избираемыми, часто видоизмененными элементами одного или нескольких естественных языков (лексическими и словообразовательными, реже – грамматическими). Арго создается с целью замкнутого общения в пределах данной группы, обособления данной группы от остальной части общества и сокрытия предмета коммуникации (тайный язык)... Арго офеней, нищих, шерстобитов, шаповалов. Воровское арго. 2. То же, что жаргон »; социолект (социальный диалект ) – «совокупность языковых черт, свойственных речи определенной социальной группы (профессиональной, возрастной, сословной и т.п.) в рамках той или иной формы существования языка».

Во-первых, обращает на себя внимание, что только арго определяется через родовой, по-видимому, термин социолект , а сленг и жаргон – нет. Но родовым не может быть термин, имеющий в своем подчинении только один видовой: для констатации родо-видовой связи необходимо по крайней мере наличие двух соподчиненных терминов. Во-вторых, что значит «речевая разновидность», когда дело идет о понимании жаргона? Конечно, жаргон воспроизводится в речи, но он, по-моему, автономная лексико-семантическая система в составе одной из форм существования языка (просторечия или литературного языка в его разговорном стиле). Иначе говоря, жаргон – языковое явление.
В-третьих, при толковании первого значения термина сленг неточно сказано о «разновидности национального языка»: чтобы иметь статус разновидности, надобно иметь свои, незаемные уровни языка, а у сленга только один свой – лексико-семантический. И потом, не очень аккуратно сформулировано: «разновидность... языка, речь городских низов». В-четвертых, толкование значения видового термина через родовой должно выдержать испытание субституцией (подстановкой) вместо родового термина его толкования. Попробуйте заменить термин социолект его толкованием в тексте статьи Арго . Вас сразу же потянет ее отредактировать. Кстати, мне кажется, что в отличие от всех арго, жаргонов, сленгов, которые возникли и возникают стихийно, в арго офеней было очень сильно сознательное начало, сближающее его в этом плане с так называемыми искусственными языками.

Функциональные стили понимаются словарем как «варианты литературного языка, обусловленные различными социально значимыми сферами общения. Каждый функциональный стиль представлен совокупностью речевых жанров ». А за знаком · добавлено: «В современном русском литературном языке традиционно выделяются следующие функциональные стили: обиходно-литературный, официально-деловой, публицистический (газетно-политический), научный и производственно-технический». Мне кажется, для чистоты жанра толкового словаря упоминание о проявлении, манифестации функциональных стилей точнее было поместить в зоне комментария.
Вряд ли термин обиходно-литературный стиль традиционный. Куда традиционнее разговорный . Кроме того, поскольку все функциональные стили – это стили литературного языка, постольку излишен терминоэлемент литературный . Понимание публицистического стиля как газетно-политического представляется узким. Он манифестирует, проявляет себя не только в газетной, но и журнальной речи, а также в радиотелевизионной и ораторской. И тематически он не замкнут использованием в политическом тексте.
Термином речевой жанр , по словарю, обозначается «совокупность речевых произведений (текстов или высказываний), объединенных одинаковым использованием стилистических средств языка». Группа речевых жанров интегрируется в определенный функциональный стиль .

Во-первых, остались не выделенными, как это принято в словаре, термины высказывание и текст , истолкованные на своем алфавитном месте.
Во-вторых, точнее было бы написать «объединенных использованием одинаковых стилистических средств языка».
В-третьих, не может совокупность речевых произведений интегрироваться в функциональный стиль, если последний – факт языка (а словарь признает его таковым): речь не входит в язык, это близкие, друг без друга не существующие, но все же разные явления.
Применительно к литературной речи я так бы определил термин речевой жанр : тип речевых произведений, характеризующийся определенной коммуникативной целью и использованием определенных средств того или иного функционального стиля. М.М. Бахтин писал: «Даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам... Эти речевые жанры даны нам почти так же, как нам дан родной язык» (Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 257).
В зоне комментария статьи Речевой жанр перечисляются функциональные стили и некоторые речевые жанры, в которых эти стили применяются. Среди стилей нет почему-то производственно-технического, упомянутого в зоне комментария статьи Функциональные стили . Мне кажется, и здесь отсутствует четкость в разграничении языка и речи: «научный стиль имеет следующие речевые жанры...», «к речевым жанрам официально-делового стиля относятся...» и, наконец, «в публицистическом стиле выделяются такие речевые жанры...». Жанры речи в понимании, принятом словарем, попали в язык . В статье Аблаут ни слова о внутренней флексии. Имеется еще ряд неточностей и прямых недосмотров (например, в статье Речь есть отсылка к статье Код , а ее в словаре нет, обратное в статье Антонимы : отсылки к статье Парадигма нет, а в словаре она есть).

При всех недочетах и при всей порой нестрогости метаязыка словаря он все же будет полезен студентам филологических факультетов, преподавателям-словесникам. Остается надеяться, что авторы получат возможность подготовить его 2-е, исправленное и дополненное, издание.

При изучении русского языка в школе, довольно часто встречаются лингвистические термины, которые не всегда понятны школьникам. Мы постарались составить краткий список из наиболее используемых понятий с расшифровкой. В дальнейшем школьники могут использовать его при изучении русского языка.

Фонетика

Лингвистические термины, употребляемые при изучении фонетики:

  • Фонетика - раздел лингвистики, занимающийся изучением звукового строя.
  • Звук - минимальная частица речи. Выделяют звуки.
  • Слог - один или зачастую несколько звуков, произносимым на одном выдохе.
  • Ударение - выделение в речи гласного звука.
  • Орфоэпия - раздел фонетики, изучающий нормы произношения русского языка.

Орфография

При изучении орфографии необходимо оперировать следующими терминами:

  • Орфография - раздел, изучающий нормы правописания.
  • Орфограмма - написание слова в соответствии с применением правил орфографии.

Лексикология и фразеология

  • Лексема - словарная единица, слово.
  • Лексикология - раздел русского языка, который изучает лексемы, их происхождение и функционирование.
  • Синонимы - слова, имеющие схожее значение при различном написании.
  • Антонимы - слова, имеющие противоположное значение.
  • Паронимы - слова, имеющие схожее написание, но разные при этом значения.
  • Омонимы - слова, которые имеют одинаковое написание, но при этом у них разные значения.

  • Фразеология - раздел лингвистики, изучающий фразеологизмы, их особенности и принципы функционирования в языке.
  • Этимология - наука о происхождении слов.
  • Лексикография - раздел языкознания, изучающий правила составления словарей и их изучением.

Морфология

Несколько слов о том, какие русские лингвистические термины используются при изучении раздела морфология.

  • Морфология - наука о языке, изучающая части речи.
  • Существительное - именная самостоятельная Она обозначает предмет, о котором ведется речь и отвечает на вопросы: "кто?", "что?".
  • Прилагательное - обозначает признак или состояние предмета и отвечает на вопросы: "какой?", "какая?", "какое?". Относится к самостоятельным именным частям.

  • Глагол - часть речи, обозначающая действие и отвечающая на вопросы: "что делает?", "что сделает?".
  • Числительное - обозначает количество или порядок предметов и отвечая при этом на вопросы: "сколько?", "который?". Относится к самостоятельным частям речи.
  • Местоимение - указывает на предмет или лицо, его признак, при этом не называя его.
  • Наречие - часть речи, обозначающая признак действия. Отвечает на вопросы: "как?", "когда?", "почему?", "где?".
  • Предлог - служебная часть речи, которая соединяет слова.
  • Союз - часть речи, соединяющая синтаксические единицы.
  • Частицы - слова, придающие эмоциональную или смысловую окраску словам и предложениям.

Дополнительные термины

Кроме указанных нами ранее терминов, существует еще ряд понятий, которые желательно знать школьнику. Выделим основные лингвистические термины, которые также стоит запомнить.

  • Синтаксис - раздел языкознания, изучающий предложения: особенности их структуры и функционирования.
  • Язык - знаковая система, постоянно находящаяся в развитии. Служит для общения между людьми.
  • Идиолект - особенности речи конкретного человека.
  • Диалекты - разновидности одного языка, которые противопоставляются литературному его варианту. В зависимости от территории, каждый диалект имеет свои особенности. К примеру, оканье или аканье.
  • Аббревиация - образование имен существительных с помощью сокращения слов или словосочетаний.
  • Латинизм - слово, пришедшее к нам в обиход из латинского языка.
  • Инверсия - отклонение от общепринятого порядка слов, что делает переставленный элемент предложения стилистически маркированным.

Стилистика

Следующие лингвистические термины, примеры и определение которых вы увидите, зачастую встречаются при рассмотрении

  • Антитеза - стилистический прием, в основе которого лежит противопоставление.
  • Градация - прием, основанный на нагнетании или ослаблении однородных средств выразительности.
  • Диминутив - слово, образованное с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса.
  • Оксюморон - прием, при котором образуется сочетания слов с, казалось бы, несовместимыми лексическими значениями. К примеру, "живой труп".
  • Эвфемизм - замена слова, относящегося к нецензурной лексике, нейтральным.
  • Эпитет - стилистический троп, зачастую это прилагательное с экспрессивной окраской.

Это далеко не полный список необходимых слов. Мы привели лишь самые необходимые лингвистические термины.

Выводы

Изучая русский язык, школьники то и дело сталкиваются со словами, значения которых им неизвестны. Чтобы избежать проблем в обучении, желательно завести свой личный словарь школьных терминов по русскому языку и литературе. Выше мы привели основные лингвистические слова-термины, с которыми придется столкнуться не один раз при обучении в школе и университете.



Что еще почитать