Контрольная работа Виды и формы природопользования. Защита генофонда биосферы. Лицензирование и виды лицензий. Экологический менеджмент и его функции. Виды и формы природопользования

Существуют общая и специальная формы природопользования.

Общее природопользованиене требует специального разрешения. Оно реализуется гражданами на основе принадлежащих им естественных прав (пользование водой, воздухом и т.д.).

Специальное природопользованиесвязано с потреблением природных ресурсов. Оно осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных на то государственных органов. Этот вид природопользования носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации, в том числе с Земельным кодексом, Лесным кодексом, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом о животном мире, Законом об охране атмосферного воздуха.

Для удовлетворения разнообразных потребностей населения и ведения хозяйственной деятельности в регионе природопользование должно быть дифференцировано по типам природопользования, обеспечивающим:

Овладение естественными ресурсами с получением нужной энергии и первичных материалов;

Обеспечение связи мест получения энергии и первичных материалов с пунктами переработки последних в продукцию, а мест производства продукции - со всеми точками ее потребления;

Приспособление всех районов жизнедеятельности населения, с поддерживающим жизнь потреблением, к условиям окружающей среды;

Сохранение свойств среды, признаваемых необходимыми для жизнедеятельности населения.

По используемым свойствам и характеру зависимости от природы, можно выделить две основные группы отраслей хозяйства (преимущественно ресурсопотребляющие и ресурсосберегающие), обусловленные характером его связи с природой, а в них четыре вида природопользования.

Имеются различные подходы к выделению основных видов и типов природопользования, нет единой общепринятой методики их выделения, но все они выделяют четыре основных вида природопользования. Так, по классификации К. Зворыкина (1993), выделяются следующие виды природопользования.

I. Производственное природопользование: сельскохозяйственное, энергообеспечение, водоснабжение, горнопромышленное (наземное и подземное), горнопромышленное морское на шельфе, лесохозяйственное, наземное охотопромысловое, морское охотопромысловое, хранилищно-складское, фабрично-заводское, отходно-отвалочное, вспомогательное, включая строительное, рекультивационное и средоулучшающее мелиоративное.



II. Пространственно-увязывающее природопользование: транспортно-морское, транспортно-речное и озерное, транспортно-авиационное, энергопередаточное, железнодорожное, автодорожное, гужевое и пешеходное.

III. Коммунальное природопользование: городское и прочее селитебное, научно-учебное (в природе), культурно-мемориальное, спортивно-оздоровительное, лечебно-курортологическое, рекреационное.

IV. Средоохранное природопользование, водоохранное, природоохранное (в отношении видового генофонда растений и животных, редких естественных явлений и объектов), запасное (в отношении всех других видов природопользования).

Перечисленные выше виды природопользования - формы овладения естественными ресурсами природной среды и территориями для всех видов жизнедеятельности населения в относительно доступных экотрудовых условиях.

Иной подход представлен в классификации Института географии РАН (Рунова, Волкова, Нефедова и др., 1993), в которой приведена группировка главных видов природопользования и выделены четыре основных вида территориальной структуры: фоновое, очаговое, крупноочаговое и дисперсное природопользование.

I. Фоновое (биологическое) природопользование - основано на территориально широком использовании естественных ресурсов, угодий, тесно связанных с зональными особенностями природных ландшафтов. К данному виду относятся следующие отрасли ресурсопользования: сельское, лесное, промысловое хозяйства, которые тесно связаны с зональными особенностями ландшафтов. Эти отрасли заинтересованы в сохранении нужной им природной среды. К фоновому относится и традиционное природопользование, то есть тип сложившейся хозяйственной деятельности, основанной на использовании естественных ресурсов (земельных, пастбищных, охотничьих), как правило, максимально адаптированной к местным условиям природной среды, составляющей основу традиционной культуры и образа жизни населения. Подобный тип природопользования характерен в настоящее время для территорий проживания, например, коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.



II. Крупноочаговое природопользование - характеризуется ареальным, узловым или групповым типом размещения производств, добывающих, использующих и перерабатывающих природные ресурсы, а местные ландшафты для которых - лишь место функционирования крупных технических сооружений и размещения массовых отходов производства со значительными нарушениями, загрязнением природной среды. Для данного вида природопользования характерным являются базовые отрасли хозяйства: горнодобывающая, целлюлозно-бумажная и химическая промышленность, металлургия, энергетика, машиностроение (особенно транспортное, тяжелое), добыча и переработка углеводородного сырья (нефть, газ). Данные отрасли заинтересованы лишь в объемах добываемого ресурса, а также в определенных условиях его добычи, связанных с рельефом, климатом, водными ресурсами, грунтами. С этим видом природопользования связано формирование так называемых импактных районов (зон), или территорий, подверженных интенсивному антропогенному воздействию, для которых характерно сильное загрязнение, механическое нарушение, значительная деградация многих компонентов природной среды. На таких территориях наблюдается кризисная, критическая, а в отдельных случаях и катастрофическая экологическая ситуация, с глубокими и необратимыми изменениями отдельных компонентов природной среды, утратой естественных ресурсов и резким ухудшением условий проживания населения, вызванных в основном многократным превышением допустимых техногенных нагрузок на местные ландшафты. В настоящее время импактные зоны (района) сформировались во многих промышленных регионах России.

III. Очаговое природопользование - связано с системой расселения и развития отраслей хозяйства, использующих местные природные ресурсы или технологии, не вызывающие значительных изменений (в том числе загрязнений) окружающей природной среды. Экологическая ситуация на отдельных территориях может быть напряженной или конфликтной, при которой происходят незначительные в пространстве и во времени изменения в ландшафте, в том числе в средо- и ресурсовоспроизводящих свойствах, что ведет к сравнительно небольшой перестройке структуры ландшафтов и восстановлению в результате осуществления процессов саморегуляции природного комплекса или приведения несложных природоохранных мер. Этот вид природопользования обычно связан с хозяйственной деятельностью отдельных предприятий машиностроения (приборостроения, легкое машиностроение и т. д.) и пищевой промышленности, с центрами лесозаготовки и переработки древесины, с транспортными узлами. Данные отрасли хозяйства не предъявляют жестких требований к ландшафтам как к месту размещения производства, но иногда создают проблему трудно ассимилирующихся природой отходов.

IV. Дисперсное природопользование - основано на хозяйственной деятельности, для которой необходимо определенное сочетание природных свойств ландшафтов, что является основным условием ее размещения в данном месте, а также ориентированное на максимальное их сохранение. В основном в ландшафтах - районы рекреационной деятельности, заповедники, национальные парки и другие охраняемые природные территории. Все эти виды деятельности тесно связаны с местными ландшафтами. Для этого вида природопользования характерна удовлетворительная экологическая ситуация, естественная эволюция, а из-за отсутствия видимого прямого или косвенного антропогенного воздействия все свойства ландшафтов сохраняются. Дисперсное природопользование в настоящее время включает природоохранное и рекреационное природопользование.

4.1. Территориально-производственный комплекс как форма организации территориального природопользования .

Территориально-производственный комплекс (ТПК) – это взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание отраслей материального производства на определенной территории, с общностью ресурсов сырья,

топлива, полупродуктов, объектов вспомогательного хозяйства, производства и социальных инфраструктур, представляющее собой часть хозяйственного комплекса всей страны или какого-либо экономического района.

ТПК является основной формой организации производительных сил. Основной чертой ТПК является сочетание производства и территорий. Производство представляет собой сочетание предприятий на данной территории, которые объединены выполнением определенных задач и имеют крепкие связи.

Отраслевые и межотраслевые производственные комплексы являются составными частями ТПК экономических районов, которые входят в ТПК страны.

ТПК не тождественны экономическим районам, но служат материально-технической основой их формирования. Они могут занимать не всю территорию экономического района или выходить за ее пределы. Формирование ТПК ведет к сокращению общих размеров территории, необходимой для размещения промышленных объектов.

По сравнению с единичными предприятиями, территория под застройку сокращается на треть. Предприятия могут совместно использовать инфраструктуру: подъездной транспорт, трубопроводы, электросети, различные инженерные сооружения и складское хозяйство и т.д.

Экономическая сущность ТПК заключается в более высокой эффективности, чем суммарная эффективность компонентов, если бы они работали раздельно. Эффективность ТПК по сравнению с некомплексным размещением предприятий выражается в экономии материальных и трудовых ресурсов, сокращении капиталовложений, уменьшении транспортных расходов, ускорении оборачиваемости оборотных средств и экономии на создании и функционировании инфраструктуры. Территориальный фактор ТПК дает повышение эффективности за счет: значительной устойчивости взаимных связей и ритмичности производственного процесса; сокращение транспортных затрат; рационального использования всех видом местных ресурсов; создания оптимальных условий для сочетания отраслевого планирования и управления с территориальным планированием и управлением. Кроме того, формирование ТПК благоприятно влияет на социально-экономическое развитие региона по следующим основным направлениям: создание инфраструктуры: строительство жилья и дорог; формирование прогрессивных территориальных структур в регионе; обеспечение развития промышленности городов и сел, производственной и непроизводственной сферы; обеспечение занятости населения; увеличение налоговых поступлений в бюджет региона.

В ТПК предприятия определенным образом привязаны друг к другу. Наиболее целесообразно создавать ТПК на основе сочетания последовательных стадий обработки сырья и его отходов (например Аграрно-производственный комплекс (АПК) - выращивание с/х продуктов, переработка, доставка, переработка отходов).

Все элементы, составляющие ТПК, объединяются в несколько групп: отрасли специализации, комплексные производства, инфраструктура, местные природные ресурсы, население.

Население, природная среда и непроизводственная структура участвуют в формировании ТПК, они включаются в него, как потребители продукции и ресурсов и своеобразные конкуренты в использовании ресурсов.

Отрасли специализации ТПК – это отрасли, ориентированные на внешний спрос, они характеризуют место ТПК в территориальном разделении труда. Состав и структура специализации, масштабы их развития и основные направления производственных связей обуславливаются эффективностью природных и экономических ресурсов исследуемой территории. Комплексные производства создаются для обеспечения условий функционирования предприятий отраслей специализации и удовлетворения потребностей населения в продукции местного производства. Сочетание отраслей специализации и комплексных производств образует производственную структуру ТПК. При аналогичной специализации комплексы могут отличаться производственной структурой вследствие разнородного состава комплексных производств. Ряд объектов, необходимых для нормального функционирования как отраслей специализации, так и населения образует инфраструктуру ТПК. Местные природные ресурсы – минеральное сырье, топливно-энергетические, водные, земельные ресурсы, во многом определяют формирование структуры ТПК, состав отраслей специализации, масштабы их развития. Население – самостоятельный элемент ТПК – выступает с одной стороны как производитель, с другой стороны как основной потребитель.

Формирование ТПК происходит в течение длительного времени и естественного процесса хозяйственного развития при обязательной государственной поддержке. Эффективное формирование ТПК предполагает координацию сроков и масштабов вводимых мощностей, согласование параметров технологий, оптимальной финансовой, природоохранной, технологической организационно-правовой поддержке. Формирование ТПК должно обеспечивать получение агломерационного эффекта за счет оптимального состава и развития во времени и в пространстве всех элементов ТПК. Агломерационный эффект в ТПК реализуется за счет:

Сокращения транспортных затрат;

Рационального использования местных ресурсов и возможностей

маневрирования ими;

Комбинирования и кооперирования производственных связей;

Использования общей инфраструктуры.

В современных условиях реформ, формирования единого экономического пространства как никогда актуальны проблемы районирования и развития ТПК, основанных на современных технологиях.

В последние десятилетия активизировался процесс территориальной концентрации хозяйства, и лидирующие позиции в этом процессе принадлежат промышленности, поскольку ТПК выступают основой функционирования хозяйственных систем, соответственно динамичное и эффективное развитие территорий, экономики региона, страны связано с формированием новых и совершенствованием существующих ТПК, усложнением их отраслевой структуры, разработкой эффективных систем управления ТПК и оптимальных направлений их развития.

Тема Основные виды и формы природопользования 2 час.

План


  1. Формы и виды природопользования

    1. Общее природопользования

    2. Специальное природопользование

  2. Управление природопользованием

  3. Лицензирование природопользования

    1. Природоресурсная лицензия
Под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной Среды - экологических, экономических, культурных, оздоровительных и т.д. Отсюда в содержание природопользования входят различные его формы - экономическая (ведущая), экологическая, культурно-оздоровительная.

Формы природопользования осуществляются в двух видах использования природы: общего и специального природопользования.

Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т. д.).

Осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполпомеченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов.

К видам природопользования относятся:

1) землепользование;

2) водопользование;

3) лесопользование;

4) недропользование;

5) пользование животным миром;

6) пользование растительным миром;

7) использование атмосферного воздуха;

9) иные виды природопользования, устанавливаемые законами.

Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мир, Законом об охране атмосферного воздуха.

ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ - установленный законом или исторически сложившийся свод правил использования земли как средства производства и в других целях.

Земельные ресурсы - это совокупность участков территории земной поверхности, обладающих конкретными природными условиями, природно-ресурсными свойствами, определяющими возможности их включения в производственную деятельность человека.

Сельскохозяйственное использование земельных ресурсов допускает ограниченную эксплуатацию территории для рекреационных и природоохранных целей, а также для проведения некоторых видов коммуникаций.

Под лесопользованием понимается удовлетворение материальных потребностей общества и его членов в ресурсах леса, обусловленных уровнем общественно-экономического развития, а также состоянием и динамикой лесных ресурсов.

Лесохозяйственное использование земельных ресурсов также имеет свою специфику. В нем, как и в сельскохозяйственном, важную роль играет плодородие земель. Многие десятилетия лесохо-зяйственное использование земель оценивалось преимущественно по продуцированию лесного сырья, прежде всего древесины.

Водопользование - это совокупность всех форм и видов исполь­зования водных ресурсов в общей системе природопользования. Рациональное водопользование предполагает обеспечение полно­го воспроизводства водных ресурсов территории или водного объек­та по качеству и количеству. Если система водопользования хоть в какой-то мере не обеспечивает этого, то рано или поздно водные ресурсы будут истощены.

Статья 37. Цели водопользования

Водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.

Статья 38. Виды водопользования

1. Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на:

1) совместное водопользование;

2) обособленное водопользование.

2. Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления товарного рыбоводства.

3. По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Статья 35. Задачи государственного регулирования отношений недропользования

Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.

В задачи государственного регулирования входят:

Определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам;

Обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

Обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

Установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

Введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

Установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 36 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования указазнного Федерального закона

Если есть природопользование, осуществляемое на какой-то территории, то естественно, оно должно осуществляться по каким-то правилам и должно соответствовать каким-то нормативам. Если это так, то возникает понятие об управлении природопользованием. “Управление - это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации её программ и целей”. Таким образом управление - это сознательное воздействие человека на объекты и процессы, а также на самих людей с целью внесения упорядоченности в их деятельность, получения желаемого результата, придания управляемым процессам определенного состояния и направленности.

Управление природопользованием является весьма специфичной областью, заключающегося “в идеале” в регулировании воздействия человека на природные объекты и процессы для удовлетворения своих экономических, культурных и других потребностей при условии осознанного ограничения своих потребностей с целью устойчивого развития общества и сохранения природы.

Иными словами, управление природопользованием можно определить, как совокупность принципов, методов, форм и средств организации и рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения природной окружающей среды с целью обеспечения экологической безопасности человеческой популяции, как одного из объектов природной среды, на всех уровнях управленческой иерархии (от гражданина, предпринимателя и предприятия до государства и международного сообщества).

Управление природопользованием осуществляется по многоуровневой иерархии. Это прежде всего межгосударственное управление, осуществляемое на основе международных договоров и конвенций.

Государственное управление природопользованием осуществляется на федеральном уровне, региональное управление - находится как в совместном ведении государственных и региональных органов власти, так и в ведении региональных и местных органов власти субъектов федерации и, наконец, управление природопользованием, которое осуществляют непосредственно предприниматели и граждане, то есть сами природопользователи.

Например: Статья 36. Государственное управление отношениями недропользования

Государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральным органом управления государственным фондом недр и органами государственного горного надзора.

Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы не могут выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью.

Основными элементами системы управления природопользованием (охраной окру­жающей среды) в России (лимитирование, лицензирование, сертификация, паспортизация).

Лимиты на природопользование - это система экологических ограничений по территориям. Они представляют собой объемы предельного изъятия природных ресурсов, которые установлены предприятиям-природопользователям на определенный срок, а также выбросов или сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов производства.

На принципе лимитирования построена система ПДК вредных веществ и ее производных, ПДУ физических воздействий, ограничений воздействия производственной деятельности человека и эксплуатации природных ресурсов. Лимитирование как механизм ограничения также включает в себя систему производственных, отраслевых и региональных норм природопользования. Для водных ресурсов это лимитирование отведения и потребления, нормы истощения и изъятия воды, размеры водоохранных зон. В лесном хозяйстве базовыми являются нормы возраста рубок и воспроизводства лесов, нормы лесосеки и пр. В большинстве отраслей промышленности применяются нормы ресурсоемкости.

Лицензирование природопользования - проявление административно-правовым путем регулирования экологических отношений методами запрета, разрешения и уполномочивания.

Природоресурсовая лицензия - это разрешение на ведение определенного вида деятельности, связанной с использованием какого-либо природного ресурса. В этой лицензии сконцентрировано две функции: контроль за законностью, рациональностью деятельности по использованию и соблюдение экологических и санитарных норм и нормированного потребления соответствующего природного ресурса.

Лицензирование - мероприятия, связанные с выдачей лицензии, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором за соблюдением лицензиатами (соответствующих требований и условий. Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при (обязательном соблюдении лицензионных требований иусловий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или ин­дивидуальному предпринимателю.

Лицензионные требования и условия - совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензи­атом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Осуществление деятельности, связанной с промышленным про­ изводством, использованием ресурсов и обращением отходов про­ изводства и потребления, в соответствии с лицензией должно от­ вечать строго обозначенным нормам и правилам. Именно поэтому процесс лицензирования следует отнести к одному из механизмов экологического нормирования, выполняющему две важнейшие функции:

превентивную - посредством установления в лицензии норм использования природных ресурсов, пределов химических, фи­зических и биологических воздействий, других экологически зна­чимых условий на основе данных о масштабах и видах деятель­ности;

контрольную - выражается в осуществлении контроля деятель­ности природопользователя-лицензиата государственным уполно­моченным органом.

Лицензирование в области охраны окружающей среды в насто­ящее время сводится к природопользованию и представлено спе­циальными лицензиями на право пользования (добычи, изъятия, пользования без изъятия) природными ресурсами и объектами, а также разрешениями на право выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов. Кроме того, федеральная лицен­зия требуется на деятельность, связанную с утилизацией, склади­рованием, перемещением, захоронением, уничтожением промыш­ленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактив­ных).

Лицензирование некоторых видов деятельности по эксплуата­ции природных ресурсов передано в ведение субъектов Россий­ской Федерации.

В соответствии с экологическим законодательством приме­няются различные формы документов, выполняющих функции лицензии. Наряду с собственно лицензиями используются также разрешения (на выбросы, сбросы и захоронение отходов), лесору­бочные билеты и т.д. Все они охватываются понятием «лицензиро­вание».

Сертификация - осуществляется в целях контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья населения. Иногда она рассматривается в качестве одной из форм лицензирования.

СЕРТИФИКАЦИЯ - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. В соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. органом по сертификации может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Объектами сертификации являются продукция, услуги и иные объекты, включая процессы, работы, системы качества и др. Сертификация может носить как добровольный, так и обязательный характер

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

Содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);

Защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

Контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

Подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем);

Создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Сертификат соответствия ГОСТ Р

Это специальный документ, который подтверждает, что продукция качественная и соответствует российским стандартам (ГОСТ, ТУ и т.д.)
Особенностью сертификатов соответствия является то, что не всегда для их получения необходимо проведение испытаний продукции. И именно этот момент регламентируется схемами сертификации продукции.

Сертификаты соответствия выдаются аккредитованными в системе ГОССТАНДАРТа органами по сертификации. Основанием для выдачи сертификата соответствия ГОСТ Р является протокол составленный по результатам испытаний в аккредитованной лаборатории.

Сертификаты соответствия бывают двух видов:

"желтый " - сертификат соответствия для объектов обязательной сертификации;

Перечень продукции, подлежащей обязательной стандартизации, а также ее параметры, показатели и характеристики определяются в соответствии с действующими в стране нормативными документами и законодательством....

"голубой " - сертификат соответствия для всей остальной продукции, которая не вошла в Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации. Сертифицировать ее можно на добровольных началах.

ГОСТ Р ИСО 9001:2008 (ISO 9001:2008)

Сертификация системы менеджмента качества, работ и услуг.

Сертификация системы менеджмента качества, работ и услуг, позволит Вашему предприятию получить преимущество перед конкурентами при участии в подрядных торгах, т.к. конкурсная документация предусматривает наличие сертификата соответствия стандартам ГОСТ Р ИСО 9001:2008.

ГОСТ Р ИСО 14001-2005

Система Экологического Менеджмента в организации

Ключевым понятием серии ISO 14 000 является понятие Системы Экологического Менеджмента в организации.

Система Экологического Менеджмента - часть общей системы административного управления с организационной структурой, системой планирования и распределения ответственности, разработанными методами и процедурами, наличием ресурсов, необходимых для реализации экологической политики.

Требования к системе управления охраной окружающей среды установлены стандартом ГОСТ Р ИСО 14001-2005 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению".

Система экологического менеджмента по стандартам ГОСТ Р ИСО 14000-2005 обеспечивает:

Оптимизацию систем управления предприятием и предупреждение вредных воздействий на окружающую среду

Экономию энергетических ресурсов за счет эффективного внедрения экологического менеджмента

Снижение рисков экологических катастроф. Улучшение экологической ситуации в регионе
Сертификат ГОСТ Р ИСО 14000-2005, являясь официальным подтверждением соблюдения правил и норм в области экологии, необходим для:

Выполнения требований предъявляемых к российским предприятиям Всемирной Торговой Организацией (ВТО)

Формирования имиджа организации в области выполнения природоохранных требований

Выхода предприятия на международный рынок

Получения приоритета перед конкурентами на рынках экологически чисых продуктов

Привлечения высококвалифицированной рабочей силы

Паспортизация - это составление экологических (природоохранных) паспортов на отдельные объекты, единицы ресурсов, b cnочники выбросов, системы очистки с целью оптимизации их пользования, определения воздействия на окружающую среду и роля соблюдения природоохранных норм и правил.

http://www.leadnet.ru/city/chapter1.htm

Арустамов Э.А. Природопользование Стр 94-101 2000

Природопользование может осуществляться в различных формах, различными способами, что предопределяет и дифференциацию правового регулирования отношений природопользования.

Так, основное значение имеет классификация природопользования по объектам пользования.

По этому основанию выделяются землепользование (пользование землями), недропользование (пользование недрами), водопользование (пользование водными объектами), лесопользование (пользование лесами), пользование животным миром, пользование природно-заповедными и природно-рекреационными ресурсами, пользование воздушным прстранством. Поресурсовая структура природопользования служит основанием для дифференциации правового регулирования отношений природопользования и их законодательного закрепления. В отраслях экологического права выделяются соответствующие правовые институты, нормы которых закрепляются в особых разделах, главах отраслевых кодексов и иных головных федеральных законов, дополняющих их нормативных правовых актах.

В зависимости от способа воздействия на природные ресурсы выделяются общее и специальное природопользование.

Общее природопользование - пользование природным ресурсом без применения технических средств, устройств, способами, существенно не влияющими на его состояние. Оно носит общедоступный характер и для его осуществления не требуется лицензии или решения уполномоченного на это органа о предоставлении в пользование природного ресурса. Однако общее природопользование должно осуществляться с соблюдением закрепленных в законодательстве правил охраны окружающей среды и иных ограничений. Так, общим природопользованием является пребывание граждан в лесах. В силу ст. 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих ягод, грибов, орехов и других пищевых лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и ухода за лесами. Запрещается сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, занесенных в Красную книгу РФ и Красные книги РФ, а также наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья. В интересах обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах, безопасности при выполнении работ может быть ограничено пребывание граждан.

Как закреплено в ст. 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами если иное не предусмотрено законодательством. Каждый гражданин имеет доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для своих личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законодательством.

Правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд устанавливаются органами местного самоуправления. Береговая полоса вдоль береговой линии водного объекта общего пользования предназначена для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования (кроме каналов, рек и ручьев протяженностью не менее 10 км.) составляет 20 метров, а для каналов, рек и ручьев протяженность менее 10км.-5 метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Право природопользования может быть первичным и вторичным.

Первичное природопользование - пользование природным ресурсом, полученным у собственника или органа государственной власти, местного самоуправления. Вторичным природопользованием является пользование природным ресурсом, полученным у первичного природопользователя. Возможность передачи ресурсов во вторичное пользование предусматривается законодательством, либо оно допускается с согласия собственника, органа государственной власти, местного самоуправления, предоставившего природный ресурс в пользование. Природопользование может быть временным (срочным) и постоянным (бессрочным). Временное природопользование, в свою очередь, подразделяется на долгосрочное, как правило, свыше 5 лет и до 49 лет, и краткосрочное - до 5 лет.

Природные ресурсы могут использоваться в различных целях, что предопределяет дифференциацию регламентации пользования ими. Так, землепользование подразделяется на сельскохозяйственное пользование, пользование землями в качестве пространственной основы для размещения примышленных предприятий, транспорта, линий связи, электропередач, для нужд космонавтики и обороны страны и в других несельскохозяйственных целях.

Закон РФ «О недрах» выделяет следующие виды пользования недрами:

· региональное геологическое изучение, включающее региональные геолого-геодезические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

· геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

· разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающих и связанных с ними перерабатывающих производств;

· строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

· образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

· сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Водные объекты, как закреплено в ст. 37 ВК РФ, могут предоставляться для следующих целей: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных целей.

Леса могут предоставляться для заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, ведения охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение лесного хозяйства, осуществление научно-исследовательской и образовательной рекреационной деятельности и в иных целях, закрепленных в ст. 25 ЛК РФ.

Пользование животным миром осуществляется в следующих видах: охота, рыболовство; добыча животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, использование или извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира, получение продуктов их жизнедеятельности; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания.

В ст. 16 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» закреплены следующие виды рыболовства: промышленное, включая прибрежное; в научно-исследовательских и контрольных целях; в учебных и культурно-просветительных целях; в целях рыболовства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов; любительское и спортивное, в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Особо охраняемые природные территории, находящиеся в пользовании государственных заповедников, национальных парков и иных природоохранительных учреждений, могут использоваться в целях охраны и воспроизводства находящихся на этих территориях объектов природы, поддержания их разнообразия, организации и проведения научных исследований, осуществления экологического мониторинга, экологического образования; подготовки научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды; организации отдыха и регулируемого туризма.

Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты используются для лечения и профилактики заболеваний, в целях отдыха, а минеральные воды - для промышленного розлива (ст.10 федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местах и курортах»).

Использование воздушного пространства Российской Федерации осуществляется для перемещения в нем различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другой деятельности (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходит эмиссия электронных и других излучений, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и др.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения (ст. 22 Воздушного кодекса РФ).

Допускается использование атмосферного воздуха для выброса вредных (загрязняющих) веществ, вредных физических воздействий в порядке и на условиях, установленных федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха».

Природопользование может осуществляться с изъятием природных ресурсов из природной среды, либо без такового.

Природные ресурсы могут предоставляться в пользование одному или нескольким лицам.

Объектом природопользования может быть один вид природного ресурса, или несколько природных ресурсов.

Природные ресурсы могут предоставляться в пользование для осуществления одного или нескольких видов природопользования (комплексное природопользование).

Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных и оздоровительных. Отсюда содержание природопользования включает три ее формы: экономическую, экологическую и культурно-оздоровительную (рекреационную).

Экономическая форма взаимодействия общества и природы возникает в процессе использования человеком природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Использование природных ресурсов в экономических интересах общества - стержень экономической формы взаимодействия общества и природы.

Экологическая форма возникает в процессе деятельности общества по охране окружающей природной среды. В рамках экологической формы взаимодействия общества и природы выделяются два вида этой формы деятельности:

  • - заповедная охрана, т.е. создание и реализация норм законодательства по заповедной охране природы, проведение мероприятий в этой сфере;
  • - оздоровление окружающей среды, т. е. проведение различного рода мероприятий в этой области.

Деятельность общества по охране природы возникла как следствие экономической деятельности общества. Загрязнение природной среды отходами производства, которые вредны для здоровья человека и представляют собой опасность, а также истощение природных ресурсов и разрушение экологических связей породили необходимость организовать охрану природы. Первоначально деятельность по охране природы носила характер мер по охране памятников природы, но впоследствии, по мере роста потребления природных ресурсов, роста производительных сил и вредного влияния производства на окружающую среду, деятельность по охране природы стала носить характер рационального использования природных ресурсов.

Рациональное использование природных ресурсов, в отличие от потребления, является осознанной формой общественной и государственной деятельности, направленной на сохранение и воспроизводство природных ресурсов. Охрана окружающей среды включает в себя комплекс как экономических, так и административных мер, подчиненных задаче охраны окружающей среды.

Рекреационное природопользование имеет три основные функции: социальную, экономическую и природоохранную. Социальная функция рекреационного природопользования - это удовлетворение специфических потребностей населения в отдыхе, оздоровлении, общении с природой, что способствует укреплению физического и умственного здоровья общества. Экономическая функция заключается, главным образом, в восстановлении рабочей силы. Благодаря рекреации повышается работоспособность, увеличивается фонд рабочего времени, что способствует росту производительности труда. К экономической функции принадлежат также расширение сферы применения труда и ускоренное развитие социальной и производственной инфраструктуры на территориях интенсивного рекреационного природопользования. Природоохранная функция заключается в предотвращении деградации природных рекреационных комплексов под влиянием антропогенной деятельности, в том числе и рекреационной.

Методически рекреационное природопользование следует рассматривать как единство таких процессов, как организация рекреации населения с использованием природных ресурсов и условий, предвидения изменений состояния окружающей среды под воздействием рекреационной деятельности, удовлетворения потребностей населения в природных рекреационных ресурсах и восстановление рабочей силы.

Как правило, в территориально-производственном комплексе определяющим и первичным его элементом является производственная структура. Непроизводственная сфера обеспечивает условия существования и функционирования производственной и является как бы вторичной. Лишь в тех случаях, когда регион имеет рекреационную специализацию, непроизводственная сфера становится первичным фактором, который определяет условия развития производственной сферы. В таком случае возникает необходимость в создании новых форм кооперации предприятий и организаций в рамках единого территориального комплекса с целью максимального и эффективного предоставления рекреационных услуг.

Одной из них является территориально-рекреационный комплекс (ТРК). Он характеризуется единой территорией, которая имеет значительный рекреационный потенциал, совокупность рекреационных учреждений, с тесными производственными связями, единством организационных форм правления, обеспечивающих эффективное использование природных рекреационных ресурсов и социально-экономических условий, сложившихся на данной территории.

Формы природопользования осуществляются в двух видах: общего и специального природопользования.

Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т. д.).

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.

Под природопользованием подразумевается также совокупность различных форм воздействия на природно-ресурсный потенциал - от его эксплуатации до мер по сохранению и восстановлению. При рациональном природопользовании вовлечение природных ресурсов в сферу человеческой деятельности дает возможность обеспечения потребностей не только настоящего, но и будущих поколений. Это может быть достигнуто только за счет комплексного, экономически эффективного использования ресурсов с соблюдением требований охраны природы.

Нерациональное природопользование ведет к ухудшению природной среды, которое сопровождается явлениями загрязнения, истощения и деградации природных систем, нарушением экологического баланса, разрушением биоценозов. При этом происходит полная или частичная потеря функций природной среды, ее экономического и культурно-оздоровительного потенциала. Перед специалистами в области природопользования стоят следующие задачи:

  • - разработка основных принципов взаимодействия производственной и не производственной деятельности человека с окружающей средой;
  • - оптимизация взаимоотношений между природно-ресурсной базой и социально-экономическим развитием общества;
  • - поиск методов хозяйствования, учитывающих природное равновесие окружающей среды и улучшающих природный потенциал;
  • - разработка единой системы природоохранного законодательства, стандартов и нормативных экологических требований к хозяйственной деятельности и состоянию окружающей среды;
  • - создание новых законодательных экономических отношений в обществе, позволяющих осуществить структурную перестройку национального хозяйства на базе ресурсов и энергосбережения, внедрения более совершенной экологически чистой техники и технологий;
  • - переход на международные экологические стандарты качества окружающей среды, технологических процессов и производимой продукции, обеспечивающие включение РФ в систему Международного экономического сотрудничества;
  • - формирование эффективной системы органов государственного и регионального управления в области экологии и природопользования, призванных осуществлять единую государственную экологическую политику страны.

Понятие природопользования. Причины кризиса природопользования

На заре истории способность человеческого сообщества преобразовывать природную среду была весьма слабо развитой. Ему приходилось в буквальном смысле бороться за свою жизнь.

С течение времени, в результате научно-технического прогресса, возможности современного человека значительно расширились. Даже законы естественного отбора в человеческом обществе приобрели уже не природную, а социальную основу.

Совершенствуя орудия труда, развивая общественные отношения, человечество постепенно добивалось все более внушительных успехов в «обуздании» природных стихий.

Но удовлетворение потребностей человека, как в прошлом, так и в настоящее время возможно лишь в процессе природопользования .

Природопользование – это теория и практика использования человеческим обществом природных ресурсов в сфере общественно-производственной деятельности ради удовлетворения собственных потребностей.

Очевидна закономерность: чем выше уровень развития и организации производства, тем больший объем природного материала в него вовлекается, тем теснее связь между обществом и природой.

Наша зависимость от природы не уменьшается, а растет.

Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды (ОПС).

Свойства окружающей природной среды (ОПС):

1. экологические;

2. экономические;

3. культурно-экономические.

Форма природопользования осуществляется в двух видах:

1. общее природопользование;

2. специальное природопользование

Общее природопользование не требует специального разрешения, оно осуществляется гражданами на основании естественных прав.

осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения государственных органов. Оно всегда носит целевой характер и подразделяется на: землепользование, пользование недрами, водопользование, пользование животным миром и растениями, использование атмосферного воздуха.

Специальное природопользование регулируется законодательством РФ:

1) земельный кодекс;

2) основа лесного законодательства;

3) закон о недрах;

4) водный кодекс;

5) закон об охране и использовании животного мира;

6) закон об охране атмосферного воздуха.

Причины кризиса природопользования

Причинами кризиса природопользования являются:

1. Демографические проблемы: рост числа населения планеты, темпы урбанизации, проблемы мегаполисов в развивающихся странах.

2. Перепотребление природных ресурсов меньшей частью человечества и недопотребление их большей его частью .

3. Истощение природных ресурсов: деградация почв, сведение лесов, загрязнение морей и океанов, уменьшение разнообразия биологических видов.

4. Технологическая анархия – неспособность человека предсказать и контролировать последствия использования собственных изобретений.

5. Загрязнение природной среды бытовыми, промышленными и военными отходами (в том числе токсичными и ядерными).

6. Рост вооружений, последствия военных конфликтов и учений .



Что еще почитать