Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе (лексическая тема — «Ягоды») «Мишуткины лакомства. Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада на тему «Ягоды Занятие в подготов гр грибы и ягоды

Итоговое занятие в подготовительной группе детей по теме «Грибы, ягоды»

Цель: Обобщение знаний детей о грибах и ягодах наших лесов.

Закрепить представление о понятиях «грибы», «ягоды»;

Закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу;

Формировать бережное отношение к природе;

Учить быть осторожными с неизвестными объектами, с несъедобными грибами и ягодами;

Пробуждать интерес к живой природе;

Развивать умения детей в продуктивной и игровой в видах детской деятельности;

Поднять эмоциональный настрой у детей.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, ребята! Я предлагаю сходить в гости к бабушке красной шапочки. Хочу принести ей гостинцы грибы, да ягоды. Поможете мне их собрать? Раз, два, три повернись и в лесу окажись. Слушайте загадки.

1. Загадки.

Я под шапкой цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки:

Я всегда играю в прятки.

У кого шапка без головы, а нога без сапога?

Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три - и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду (боровик)

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети -

На пеньках растут в лесу,

Не забывайте эти заповеди:

Не разоряйте гнезд

Не вредите животным


Не оставляйте мусор в лесу

Не ломайте деревья

Не лишайте землю красоты!

Все вместе танцуют под песню Красной Шапочки (танец по показу)

Деловая игра «Готовность родителей к обучению своих детей в школе»

1.Выступление воспитателя по теме «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников».

Огромной любовью пользуется у детей сказка.

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.

Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы .

2.Деловая игра «Готовность родителей к обучению своих детей в школе».

1) Разминка.

Утро начинается с гимнастики. Посмотрите, что умеют наши дети.

2) Воспитатель и родители

Проведение с родителями (с зеркалами) дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Проведение занятий с родителями.

1.Звукобуквенный анализ слов

Воспитание. Ребёнок– 13 букв, 12 звуков.

2.Игра «Буквы рассыпались». Составьте слова.

Ямесь – семья. Дерилоти – родители.

3. Составить схемы слова.(Поделить слова на слоги)

4.Составить схемы предложений. У Димы мяч. Мы идём гулять?

Математика

1.Составь пример.

2.Реши задачу.

3.Больше, меньше, на сколько, равно.

Развитие творческих способностей родителей.

Работа под музыкальное сопровождение: «Изобразить то, что услышали».

1 команда рисует, 2 команда выполняет аппликацию .

Физическое развитие

Русские народные подвижные игры.

ИТОГ СОБРАНИЯ.

Вручение сертификатов о прохождении курсов повышения квалификации по теме «Готовность родителей к обучению своего ребенка в школе».

Наталья Виноградова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе (лексическая тема - «Ягоды») «Мишуткины лакомства»

Цель : Закреплять умения детей различать ягоды : лесные, садовые.

Задачи :

1) Совершенствование грамматического строя речи , навыков словообразования : образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образовывать относительные прилагательные.

Развитие связной речи : учить составлять описательные рассказы.

Пополнение словарного запаса : слово ассорти.

2) Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением .

3) Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование : Картинки с изображением ягод , мяч, наглядная схема для составления описательного рассказа, клей, банка из картона.

Ход занятия:

Ребята, к нам в гости пришел мишутка и он хочет загадать вам загадки про свои любимые угощения. Давайте попробуем их отгадать.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Черника)

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица. (Земляника)

Молодцы, ребята, все угадали. Скажите, о чем были эти загадки? Как сказать одним словом?

А какие бывают ягоды ? (садовые и лесные)

Какие вы знаете садовые ягоды ? Какие лесные?

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.

В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными

За черникой, за малиной, и средними пальчиками по столу.

За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.

Землянику мы найдем,

И братишке отнесем.

Игра «Составь картинки и назови их»

У каждого ребенка конверт с разрезанными картинками ягод .

Ребенок собирает картинку и называет ягоду .

Составление рассказа по плану

Где растет?

Какого цвета?

Что можно приготовить?

Физкультминутка

Мы шли, шли, шли. (Ноги слегка расставить. Руки на поясе. Шаги на месте, следить за положением туловища)

Земляничку нашли.

Сели, поели и опять пошли. (Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперед)

Мы шли, шли, шли,

Черничку нашли…

Игра с мячом «Назови ласково» , «Один – много» .

Слова : клюква, малина, брусника, черника, ежевика, земляника, клубника. (садятся за стол)

Ребята, а что можно приготовить из ягод ? (варенье, компот, сок, пироги) .

Ребята, Мишуткина бабушка прислала вам угощения, тут и сок, и варенье, и пироги. Сейчас я каждому раздам и вы назовете, что вам попалось :

Варенье из клубники – клубничное варенье;

Пирог из вишни – вишневый пирог;

Сок из малины – малиновый сок и т. д.

Ребята, а давайте мы тоже приготовим подарок для Мишутки и его бабушки . (На столе у каждого лежит изображение ягодки , у воспитателя – банка из картона). Каждый ребенок приклеивает к банке свою ягодку и проговаривает : я добавляю в компот клубнику, следующий чернику и т. д.

Как называется такой компот? (ассорти, повторяем новое слово.

Подведение итогов.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Закрепление предлогов В-ИЗ». Лексическая тема «Школа» Цель: Закрепить полученные знания детей о школе, школьных принадлежностях Задачи: Образовательные:закрепить предлоги в, из; закреплять согласование.

Индивидуальная работа по развитию речи. Лексическая тема: «Мебель» Цель: закрепить знания детей по теме; продолжать работу по формированию грамматического строя речи; звуковой культуре речи; развитию связной.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Транспорт» Цель: Правильное произношение звуков Р, совершенствование навыков словообразования. Задачи: Коррекционно-образовательные. 1. Расширение.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе логопедической группы Лексическая тема «Дикие животные» Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов». Совершенствование грамматического.

Конспект НОД по экологии, развитию речи в подготовительной группе Тема: «Очаровательная осень» Цели: закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени; развивать наблюдательность, познавательные.

Конспект занятия Лексическая тема: «Путешествие в весенний лес» Цель: преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом.

Занятия по рисованию в детском саду занимают особое место в календарно-тематическом плане подготовительной группы. К возрасту 6–7 лет дети уже владеют достаточным набором техник выполнения рисунка, имеют навыки работы с разными материалами и видами изображения. Одной из тем для отработки этих умений является изображение грибов и ягод, а также сопутствующих объектов. Рассмотрим методические нюансы составления занятия, которые сделают его увлекательным для детей и облегчат работу воспитателя.

Подготовка

От того, насколько тщательно готов воспитатель к занятию, зависит результат достижения поставленных целей и задач - это не секрет. И немаловажную роль в этом процессе занимает учёт всех тонкостей подготовительного процесса.

Материалы

В подготовительной группе дети уже знакомы с основными видами материалов для рисования. То есть могут использовать

  • карандаши;
  • гуашь;
  • акварель;
  • восковые мелки;
  • фломастеры.

Это интересно. Многие методисты категорически отрицают возможность использования фломастеров на занятиях рисованием в детском саду, так как дети не могут с их помощью передавать оттенки и элементарные тени в изображении.

Основа

В качестве основы для рисования можно использовать:

  • бумагу разной плотности (цветную или бумагу для принтера);
  • картон (толстый и тонкий).

Единственное условие - формат рисунка не должен быть больше А4, если речь идёт об индивидуальной работе. Для групповых заданий можно использовать листы формата А3 и даже А1.

Это интересно. Изображения на ватмане допускаются, если воспитатель принимает активное участие в создании общей композиции работы.

Техники и приёмы в подготовительной группе

Предполагается, что в подготовительной группе дети уже владеют рядом нетрадиционных техник выполнения рисунка (например, кляксография, когда на беспорядочные пятна краски наносится контур, или рисование ладошками, когда различные изображения создаются на основе контура ладоней). Однако классические техники всё равно остаются в приоритете. Среди них

  • раскрашивание картинок-шаблонов;
  • дорисовка композиции на готовый фон (например, подложка-лес дополняется рисунком ёжика, белочки, грибов-ягод и т.д.);
  • срисовывание (эта техника активно осваивается в старшей группе и отрабатывается в подготовительной);
  • обведение и раскрашивание трафаретов (в группе идёт усложнение изображаемых фигур, появляются животные с прорисованными контурами шерсти, мелкие объекты композиции и пр.);
  • рисование с натуры (в качестве натуры выступают природные материалы - ветки, пеньки, жёлуди, каштаны и т.д).

Для изображения грибов и ягод актуально будет использовать дорисовку, срисовывание и рисование с натуры.

Приёмы рисования определяются тем, что малыши уже имеют чёткие представления о точках-границах изображения, определённых задумкой рисунка. Для ребят 6–7 лет доступны

  • любые формы закрашивания (мелкие, крупные детали, а также элементарные тени);
  • прорисовка тонких и широких линий в любом направлении;
  • вертикальное положение кисточки при прорисовке тонких линий и наклонное положение кисточки для широких линий (при использовании красок);
  • примакивание, когда кисть, смоченная в краске, прикладывается к бумаге всем ворсом, чтобы получился отпечаток;
  • смешивание акварельной палитры для получения различных оттенков;
  • приёмы закрашивания в разном положении карандаша по отношению к листу.

На занятии на тему грибов и ягод можно скомбинировать все эти приёмы, в зависимости от того, какие материалы будут использоваться.

Фотогалерея рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках

Использование манки, окрашенной в разные цвета с помощью акварели или гуаши, позволяет быстро заполнить изображение цветом Рисунок ватными палочками - это одна из разновидностей кляксографии, когда объект приобретает форму из пятна краски Для создания этого рисунка использовалась техника отпечатывания краски с пальцев

Как индивидуализировать работу?

Реализация индивидуального подхода - одна из основных целей образовательного процесса в детском саду. На занятиях рисованием это сделать проще, чем на других, так как конечный продукт априори уникален. И тем не менее воспитатель может уже на этапе постановке задачи осуществить поставленную цель. Для этого взрослый может дать такие варианты выполнения рисунка:

  • представить композицию в разное время суток (днём, ночью, утром) или разное время года, что подразумевает использование разной цветовой гаммы;
  • изобразить картину с натуры в разном приближении (например, с близкого расстояния, если у малыша проблемы со зрением);
  • добавить один элемент в данную композицию на своё усмотрение и доказать обоснованность этой детали.

Это интересно. Для индивидуализации рисунка можно предложить малышам дополнить элементами других видов изобразительной деятельности, например, аппликацией из природных материалов, ткани или объёмными деталями из пластилина.

Варианты композиции

Рисунок, как уже было сказано, может выполняться индивидуально и коллективно. В последнем случае лучше, если это будут элементы (например, сосна, белка, грибы и пр.), выполненные на отдельных листах, а затем расположенные на общем фоне . Как вариант, дети могут раскрашивать отдельные блоки общей композиции. Что касается тематического разнообразия использования в качестве задания изображения грибов и ягод, то это традиционно «осенне-зимний» тематический блок, когда малыши изучают природные явления, жизнь животных, связанную с изменениями сезонов. Можно предложить такие идеи формулировки темы:

  • «Запасы для ёжика»;
  • «Ветка рябины»;
  • «Грибная поляна»;
  • «Мухомор»;
  • «Снегири на ветке рябины»;
  • «Кто там спрятался под деревом?»;
  • «Подарки для белочки» и т.д.

Мотивация

Включённость малышей в работу зависит от того, насколько воспитателю удастся заинтересовать их темой. Для этого можно использовать целый арсенал приёмов, комбинируя их в зависимости от темы и временных рамок этого этапа занятия.

Песни

Музыкальное оформление занятий позволяет не только создать благоприятную атмосферу в детском коллективе, но и в ненавязчивой форме представить нужную информацию, например, о том, как выглядят съедобные грибочки. Более того, можно подобрать видеоролики, чтобы малыши не только слушали и подпевали, но также выполняли определённые ритмические движения. В этом случае мотивация может быть совмещена с физкультминуткой.

Видео: Пример видеоклипа для детей «Грибы-Ягоды»

Стихотворения

Рифмованные строки легко и точно укладываются в памяти детей, вот почему в дошкольном образовании заучивание стихотворений наизусть является чуть ли не основным приёмом закрепления полученных знаний. Для занятия по рисованию стихотворения можно подобрать отдельно по видам грибов-ягод, или в целом про дары осени, например.

  • По дорожке шли - Боровик нашли. Боровик боровой В мох укрылся с головой. Мы его пройти могли, Хорошо, что тихо шли.
  • Золотистые лисички - Любопытные сестрички. Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом.
  • По лесочку я хожу, Я на ягодки гляжу: На кусте малинка, На дереве - рябинка, В травке - земляничка, Под горой - черничка, Клюковка - на кочке… - Пусто в кузовочке!
  • - Осень! Расскажи скорей, Припасла что для зверей? - Я медведю, глухарю Много ягод подарю. И морошку, и малину, И румяную рябину. - А для белочки лесной У меня сюрприз другой: Дам я рыженькой малышке Жёлуди, грибы и шишки.

Загадки

Это быстрый и очень продуктивный способ настроить детей на работу, так как отгадывание загадок не требует много времени, а малыши с удовольствием слушают и стараются как можно быстрее дать ответ.

  • Этот грибок - берёзы сынок. Кто его найдёт, всяк в лукошко кладёт(Подберёзовик).
  • Гриб красен - для здоровья опасен (Мухомор).
  • Жёлто-рыжие лисички - величают нас сестрички (Лисички).
  • Возле пней и на лужайке Мы всегда гуляем стайкой. Очень дружные ребята, Называют нас… (опята).

Сказки

Одним из беспроигрышных вариантов настроить малышей на работу можно назвать сказки. В качестве мотивации для занятия по рисованию на тему ягоды и грибы можно предложить не просто прослушивание готовых историй, а придумывание собственных (из 2–4 предложений) на заданную тему. Например,

  • Жила-была дружная семья весёлых опят. Однажды случилось несчастье: самый маленький братец заболел, да так, что весь позеленел…
  • Родилась у грибного царя Подберёзовика дочь, и устроил он по этому поводу пир. Пригласил знатных гостей: Боровика с Боровихой, Груздя с Волнушкой и других грибных жителей…
  • Выросли на полянке лисички, яркие да оранжевые, а рядом жила злая колдунья Поганка Белая…

Беседа и наглядность

Без картинок занятие рисование сложно себе представить. Дети должны видеть разные варианты интерпретации образа, который им предстоит воспроизводить. То есть если речь идёт о ягодах, изображения должны быть выполнены с разных ракурсов, обязательно с укрупнением (например, отдельные ягоды рябины, а не только гроздья). И, конечно, рассматривание картинок должно происходить под беседу на тему.

  • Как часто вы ходите в лес?
  • Что растёт в лесу?
  • Зачем нужны грибы и лесные ягоды?
  • Что можно сделать с грибами или ягодами дома? и пр.

Схема составления конспекта занятия

Подробный план работы с детьми в конкретный отрезок времени - это та часть методической работы, которая определяет профессионализм воспитателя . И начинать подготовку занятия следует с формулирования целей:

  • обучить детей изображать грибы и ягоды на бумаге разными приёмами;
  • закреплять знания ребят о строении флоры леса, формах и цветовых оттенках растений;
  • тренировать навык изображения нескольких объектов на одной линии;
  • расширять представления малышей о явлениях природы;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать уважение к окружающему миру;
  • прививать положительное отношение к творчеству и общению друг с другом.

Задачи могут быть следующие:

  • закрепить знания о съедобных/ядовитых грибах/ягодах;
  • развивать память, познавательную сферу;
  • автоматизировать умение различать грибы/ягоды по картинкам или по загадкам/песням/стихотворениям;
  • воспитывать терпение в работе.

Очень важно соблюдать хронометраж каждого этапа работы.

  • Вводная часть - 5 минут (повторение того, чем занимались в прошлый раз, мотивационные приёмы).
  • Основной этап работы - 20 минут (формулирование задания, выполнение работы с обязательным включением в хронометраж физкультминутки и пальчиковой гимнастики).
  • Заключительный этап - 5 минут (составление групповой композиции или оформление индивидуальных работ на одном стенде, слова поощрения от учителя и рефлексия ребёнка, например, в виде вопросов - Понравилось тебе занятие? Чем? или Чем не понравилось? Всё ли задуманное тебе удалось нарисовать? Как ты оценишь свою картинку? Какая картинка, на твой взгляд, самая красивая? Почему? и т.д.).

Пример конспекта занятия

Васильева Светлана «В осеннем лесу много грибов». Открытое занятие по рисованию в старшей группе (обучение способу «примакивание»)» (фрагмент)

<…Давайте нарисуем на травке грибочки для белочки. Садимся за столы: А я сейчас покажу вам, как нарисовать белые грибы.
Воспитатель: Вот осенний лес (показываю рисунок) .
Тут у меня изображена травка (показываю на рисунке) .
Я возьму кисточку и окуну её в белую краску и сразу примакиванием нарисую много ножек грибов.
Ножки получились прямыми (показываю и проговариваю приёмы изображения, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге).
А теперь я хорошо промою кисточку, (показываю как) окуну её в коричневую краску и пририсую к ножкам шляпки.
Ножки стоят, а шляпки лежат на них (показываю горизонтальный мазок).
Воспитатель: Ребята приступаем к работе. А белочка будет нам помогать.
Дети: Рисуют (воспитатель помогает).
Белочка: хвалит грибы на рисунках, благодарит за помощь ребят.
Белочка зовёт несколько детей помочь им найти крепкие белые грибы.
Белочка вместе с детьми помещает рисунки на стенд (обсуждения рисунков).
Рефлексия:
Ребята как мы помогли белочке?
Что рисовали?
Куда ходили?
Что понравилось больше всего?>

Этапы работы над рисунком

«Корзина с грибами для ёжика»

Для выполнения этого рисунка можно использовать и акварель, и гуашь. Сначала дети делают карандашный набросок грибов, а затем дорисовывают (без карандашного контура) корзинку.

Инструкция:

  1. «Рисуем карандашом овалы шляпок и ножки грибов».
  2. «Раскрашиваем их в жёлто-бежево-коричневой гамме».
  3. «Бежевой краской делаем овал, в который вписываем грибы».
  4. «Дорисовываем корзинку, раскрашиваем её жёлтым».
  5. «Даём 1–2 минуты просохнуть фону и наносим коричневой краской рисунок клеточек».
  6. «На ручке корзинки также делаем коричневым цветом имитацию плетения».

Это интересно. Если в палитре нет бежевого цвета краски, то сделать её можно смешав белую с жёлтой, добавив немного коричневого.

«Гроздь рябины»

Инструкция:

  1. «Окунаем кисть в коричневую краску и рисуем веточку».
  2. «Зелёным цветом наносим тонкие короткие мазки-веточки».
  3. «На каждой веточке прорисовываем ягодки, делая точки краской оранжевого или красного цвета».
  4. «Снова окунаем кисть в зелёную краску, прорисовываем веточки для листьев, делая их тонкими, но длинными».
  5. «Теперь примакиваем листочки, прикладывая ворс кисти в одном направлении к длинным зелёным веткам».

«Мухомор»

Этот рисунок может быть иллюстрацией к прослушанному стихотворению или сказке, а поскольку выполняется он фломастерами, то времени на его создание требуется чуть меньше. Вот почему такие картинки можно дополнять сопутствующими элементами (в этом случае бабочками, облаками и т.д.).

Инструкция:

  1. «Начинаем с нанесения контурами дерева».
  2. «Показываем ветки и прорисовываем отметины на стволе берёзы».
  3. «Рисуем шляпки и ножки мухоморов».
  4. «Раскрашиваем их, не забывая оставлять белые пятна». Можно для раскрашивания использовать не только фломастеры, но и карандаши.
  5. «Рисуем бабочек. Наносим контур овала для туловища, дорисовываем крылышки в виде цифры 3, дополняем кружком-головкой, не забываем про усики».
  6. «Раскрашиваем бабочек».
  7. «Замыкаем волнообразные линии в форму, похожую на круг - это облака».
  8. «Раскрашиваем облака, дорисовываем солнце».

Рассмотреть с ребенком натуральные ягоды и объяснить, что все это можно назвать одним словом «ягоды». При этом следует обратить внимание на характерные признаки: цвет, форму, вкус, по возможности показать и рассказать ребенку, как и где растут ягоды (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному);

Рассказать, показать и дать попробовать ребенку то, что готовят из ягод;

Дидактическая игра «Узнай ягоду на вкус»; в качестве экскурсии можно посетить с ребенком рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты и ягоды там продают.

Задание 2. Отгадать загадку и выучить по выбору.

Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)

В сенокос - горька, а в мороз - сладка. Что за ягодка? (Калина)

Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая - чернеет. (Красная и черная смородина)

На припеке у пеньков много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек держит алый огонек. Разгибаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника)

Задание 3. Составить описательный рассказ о ягоде по следующему плану:

Что это?

Где растет?

Каков внешний вид (цвет, форма, размер)?

Какова на вкус?

Что из нее готовят?

Задание 4. Дидактическая игра «Назови сок, назови варенье» (образование относительных прилагательных): сок из малины - малиновый; сок из вишни - ...; варенье из малины - малиновое, варенье из вишни - ....

Задание 5. Дидактическая игра «Какая ягода лишняя? Почему?» (по картинкам).

Клубника, смородина, черника, вишня. (Черника - растет в лесу.)

Клюква, малина, клубника, брусника. (Малина - растет на кусте.)

Задание 6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах и ягодах.

Задание 7. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Овощи: картошка, лук, яблоко, помидор.

фрукты: лимон, огурец, банан, персик.

Ягоды: малина, клубника, ананас, черника.

Задание 8. Дидактическая игра «Что растет в саду, а что в огороде?» Ребенок перечисляет известные ему овощи, фрукты, ягоды и рассказывает, где они произрастают.

Задание 9. Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Свекла растет на яблоне; груша растет на грядке; клубника растет на дереве; клюква растет на кусте: картошка растет на болоте.

Задание 10. Ответить на вопросы.

Про какой овощ можно сказать «твердый»?

Про какой фрукт можно сказать «сочный»?

Про какую ягоду можно сказать «кислая»?

Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак»: лимон (какой?) ...; клубника (какая?) ...; помидор (какой?) - ....

Задание 12. Пересчитать предметы овощи, фрукты, ягоды (согласование существительных с порядковыми числительными, счет до пяти): первое яблоко, второе яблоко...; первый помидор, второй помидор...; первая картошка, вторая картошка... .

Задание 13. Вырезать картинки с изображением ягод и вклеить их в альбом.

Тема урока: Ягоды.

Цель: узнать о ягодах, сравнить малину и морошку;

Учиться работать с текстом, составлять краткую справку;

Совершенствовать навыки в разгадывании загадок;

Ход занятия:

1.Организационный момент (звучит пение лесных птиц, шум ветра).

2.Актуализация знаний. Определение темы.

Отгадайте о чём говорится:

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Сегодня мы будем говорить о ягодах. Проверим, как вы знаете названия и особенности ягод. Отправляемся в деревню «Загадкино».

Вы на листочках проставляете порядковый номер и пишите отгадку. Определим знатока ягод.

1)Красны и зернисты,

Сладки и душисты.

Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей;

А сушёная в запас

От простуды лечит нас.

(малина)

2) Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто меня любит,

Тот рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица.

(земляника)

3) Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком?

(клюква)

4) Что за бусинка вот тут

На столбе повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло.

(брусника)

5)Низок и колюч,

Сладок, но не пахуч.

Ягоды сорвёшь –

Всю руку обдерёшь.

(крыжовник)

6)Две сестры летом зелены;

К осени одна краснеет, другая чернеет.

(красная и чёрная смородина)

7) На сучках висят шары –

Посинели от жары.

8)В рот – красную кашку,

Изо рта – костяшку.

Проверим ваши ответы. Победителем стал(и) …..

3. Работа по теме урока.

Посмотрим с вами презентацию «Ягоды» и вспомним внешний вид некоторых ягод.

Для работы разделимся на 4 группы. Каждая получит свой конверт с заданием.

Конверт №1. Составьте краткую справку о малине.

Конверт №2. Составьте краткую справку о морошке.

Конверт №3. Сделайте поделку ягод из пластилина и найдите на карте место произрастания.

Конверт №4. Составьте справку о ягодах с медицинской точки зрения.

4. ФИЗМИНУТКА.

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

Руки - вверх, хлопок над головой,

И медведя мы встречаем.

Руки на голову кладём

И вразвалочку идём.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы – шалунишки.

Но закончилась игра,

И учиться нам пора.

5. Продолжение работы.

Ребята, выбирайте из статьи понятный вам материал.

Плоды малины

Малина обыкновенная - листопадный полукустарник с многолетним корневищем, из которого развиваются двухгодичные надземные стебли высотой до полутора метров.

Корневище извилистое, деревянистое, с множественными придаточными корнями, образующими мощную разветвлённую систему. Стебли прямостоячие. Побеги первого года травянистые, зелёные с сизым налётом, сочные, покрыты тонкими, обычно частыми миниатюрными шипами. Листья овальные, очерёдные, черешковые, сложные, с 3-7 яйцевидными листочками, сверху тёмно-зелёные, снизу беловатые, опушены мелкими волосками. Цветки белые, около 1 см в поперечнике, собраны в небольшие кистевидные соцветия, располагаются на верхушках стеблей или в пазухах листьев. Лепестки короче долей чашечки. В средней полосе России малина цветёт с июня по июль, иногда вплоть до августа. Плоды представляют собой небольшие волосистые костянки, сросшиеся на цветоложе в сложный плод. Плоды, как правило, красного цвета (от розового до насыщенного бордового), однако встречаются сорта желтого и даже черного цвета (ежевикообразные). Плоды появляются не только на побегах второго года. В южных районах плоды появляются и на побегах первого года в середине осени. Эти побеги деревенеют и приобретают коричневый цвет, из пазух листьев вырастают плодоносящие ветки с цветочными почками. Сразу после плодоношения боковые ветки засыхают, но из того же корня на следующий год вырастают новые стебли. Существуют также ремонтантные сорта малины, адаптированные к условиям средней полосы России, способные плодоносить на побегах первого года.

Растёт по вырубкам, лесам, кустарникам, берегам рек. Часто разводится в садах. Лидером по выращиванию малины на мировом рынке является Россия.

Значение и применение

Плоды малины употребляют свежими или используют для приготовления варенья, желе, мармелада, соков. В медицине сушёные плоды употребляются как потогонное средство, сироп - для улучшения вкуса микстур. В народной медицине используются плоды и листья при простуде, гриппе, как жаропонижающее средство.

Морошка

(Материал из Википедии - свободной энциклопедии)

Морошка

Цветущее растение морошки в культуре

«Морошка» является одновременно названием растения и его плодов.

В древности называли «болотный янтарь», «очи болотного», «болотный стражник». На севере укоренилось название «царская ягода».

Народные названия: моховая смородина, глошина, северный апельсин, арктическая малина.

Травянистое или полукустарниковое растение высотой до 30 см, с ползучим корневищем. Не любит дождь и ветер, особенно - заморозки.

Стебли тонкие, прямостоячие, с 2-3 листьями и одним верхушечным цветком с белыми лепестками. Следовательно, образуется по одной ягоде на стебле. Листья округло-почковидные, пятилопастные, по краю неровно-городчатые.

Цветки однополые, одиночные, белые. Тычиночные и пестичные цветки находятся на разных растениях, мужские цветки несколько крупнее. Появляются цветы в июне-июле, а через 40-45 дней созревают ягоды.

Плод - сборная костянка диаметром 1,5 см, по форме напоминает плоды малины, но отличается особым запахом и вкусом, сладкая; незрелые ягоды - красные, а зрелые - оранжевого цвета, почти прозрачные, напоминают чистый яркий янтарь. Ягоды три раза меняют свой цвет. Урожайность ягод достигает нередко 1000 кг с 1 га. Собирают плоды в июле-августе, корни заготавливают глубокой осенью.

Морошка произрастает в северном полушарии на болоте, в полярно-арктической тундре. Встречается на торфяных болотах, заболоченных лесах, моховых и кустарниковых тундрах в арктической и северной лесной полосе северного полушария, в средней полосе европейской части России, Сибири, на Дальнем Востоке, в Белоруссии. Иногда культивируется. Ягодники морошки соседствуют с брусникой, рядом часто растет багульник, много сфагнового мха. Такие места - излюбленные пастбища белых куропаток и токующих глухарей.

Значение и применение

Морошка - источник полезных, целебных веществ; так, витамина С в морошке в три раза больше, чем в апельсинах. Плоды с хорошим вкусом, употребляются в разнообразных видах (свежем, в виде варенья, сока, повидла, джема, компота). Долго хранится в мочёном виде. Цветки морошки дают медоносным пчёлам нектар и пыльцу.

Варенье из морошки (северорусская кухня)

Морошку используют в диетическом и лечебном питании, для лечения сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний, ожогов и кожных болезней, при отравлении тяжёлыми металлами, как противолихорадочное средство.

Ягоды морошки обладают противомикробным, потогонным, спазмолитическим действиями. По содержанию провитамина А морошка превосходит морковь. Используют ягоду как жаждоутоляющее, которое полезно при простудах. Морошку с мёдом можно давать при питании ослабленных больных. Морошка способна усиливать свёртываемость крови, обладает закрепляющим действием.

Одно из распространённых заболеваний жителей полярных стран - цинга. Название этой болезни у ненцев - синга, сигга - позаимствовано от русских, но методы борьбы с ней были найдены задолго до прихода русских. Поэтому страдали от цинги больше пришлые люди, пока не позаимствовали у ненцев, хантов, поморов лекарственные средства, к которым относилась и морошка. Ханты и ненцы используют листья морошки как перевязочный и кровоостанавливающий материал. Ханты прикладывают листья морошки, смазанные рыбьим жиром, к гноящимся ранам для ускорения освобождения их от гноя, меняя их 2 раза в сутки.

Проверим, как ребята из пластилина вылепили макеты ягод, пользуясь фотографиями.

Покажите по карте места произрастания ягод.

Составим таблицу сравнения малины с морошкой.

Морошка

Каждая ягода по- своему хороша и полезна.

Что узнали для себя нового?

7. Домашнее задание.

Составить краткие справки о других ягодах. Нарисовать или слепить макет растения. Сделать подборку песен или пословиц на тему «Ягоды».



Что еще почитать