Кикимора настоящая. Как выглядит Кикимора? Описание Кикиморы (фото). Славянская мифология - кикимора

Славянская мифология богата разнообразными мелкими духами, поведение которых неоднозначно. Кикимора или шишимора - это слабая нечисть, которая любит приносить людям неприятности. В большинстве случаев с ней легко справиться с помощью оберегов и молитв. Однако, одна из ее разновидностей - кикимора болотная, представляет серьезную опасность для человека. Она заманивает путника в трясину и съедает его.

С кикиморой легко справиться при помощи молитв

Основная характеристика существа

Кикимора - персонаж , который может быть как хорошим, так и плохим. Множество противоречивых легенд не вносят ясности в ее образ. Только в середине XIX в. исследователям удалось структурировать разрозненные сведения об этом существе.

Особенности имени

Филологи рассматривают слово «кикимора» как составное. У него выделяют две части «кик-» и «мора».

Часть «кик-» имеет значения:

  • возводится к древнему балто-славянскому корню «кик-/кык-/кук-», что значит - горбатость, скрученность;
  • производное от глагола «кыкать» - кричать, завывать;
  • от праиндоевропейского слова «кукан» - болотный дух.

Вторая часть «мора» тоже имеет несколько значений:

  • производное от самостоятельного слова «мора/мара», обозначающее женских демонов;
  • однокоренное со словом «моръ» - смерть или то, что несет ее;
  • восходит к праиндоевропейскому корню «ма-» - махать руками, кивать головой, морочить, обманывать;
  • или что первоначально означало болото и стоячую воду.

Можно встретить написание слова «кикимора» как «шишимора». Это тот же самый дух, но его название является производным от русского диалекта:

  • шишить/шишать - копошиться, незаметно что-то делать;
  • шиш, шишига - название мелкой нечистой болотной или лесной силы.

Однако точно определить его конкретное значение из-за большого количества вариантов нельзя.

Классификация

Как и другая нечистая сила, она имеет несколько разновидностей. В зависимости от места жительства существуют:

  1. Лесная шишимора. Обитает преимущественно на лесных опушках, но может заглядывать и в дома людей.
  2. Болотная. Родина таких существ - болота или любые водоемы со стоячей водой. Покидает свое убежище по ночам и свободно разгуливает, где захочет.
  3. Домашняя. Селится в жилищах людей или в хозяйственных постройках.

Лесная

Одна из разновидностей кикимор носит название лесной благодаря своему месту жительства. По поверьям - это маленький злобный дух, который обитает в корнях и больших дуплах деревьев.

Как и прочие кикиморы, лесная любит по ночам пугать заблудших путников. Она скрипит ветками, завывает страшными голосами и насылает мороки. Однако, если человек будет добр и учтив к ней, она поможет ему найти верную тропинку из леса и оградит от прочей нечисти.

Некоторые исследователи славянского фольклора находят легенды, по которым лесная шишимора считалась женой лешего.

Болотная

Кикимора болотная - самый страшный и злобный представитель шишимор. Эти духи не помогали, а только губили людей. Своими криками пугали путников и заставляли их сходить с тропы, а затем утягивали в трясину.

Считается близкой подругой лешего и женой водяного или болотника. Приходится матерью лесным созданиям - лисавкам, мелким незлобным духам, которые путают тропинки и пугают путников, но сильного вреда причинить не могут.

Согласно своему названию, проживает в болотах, но может селиться в зарослях камыша, в реках и озерах. Встречаются легенды, в которых упоминаются шишиморы, живущие в заброшенных колодцах.

Кикимора болотная — самая опасная разновидность

Домашняя

Существо, которое проживает в домах, построенных на местах с плохой энергетикой. Это может быть участок, где раньше располагалось кладбище или массово гибли люди.

Селяне верили, что неправильно похороненный человека, а особенно ребенок может вернуться в дом в образе шишиморы.

Кикимора домашняя - незлобный дух, который спит днем и шалит по ночам. Эти существа любят выполнять домашние дела, а особенно прясть и вышивать. Однако делают они это очень плохо, и хозяйкам приходиться все за ними переделывать.

Промышляют мелкими пакостями, любят пугать людей и насылать на них плохие сны. Но если они рассердятся на кого-то из членов семьи, то начинают приносить серьезные проблемы: ломать мебель, бить посуды, издеваться над домашней живностью.

История появления

Как появилась настоящая кикимора болотная или первая из рода неизвестно. Исследователи полагают, что это был ребенок одной из водяных богинь, который утонул в болоте или был похищен нечистью.

Согласно легендам, кикиморами становились только дети, которые умерли при определенных условиях или были связаны с темной силой при жизни.

Существуют такие варианты:

  • кикиморами становятся дети, которые покончили свою жизнь самоубийством;
  • некрещеные младенцы, мертворожденные или выкидыши, от которых избавлялись матери, топя их в болоте;
  • дети от связи земных женщин с огненным змеем;
  • похищенные темными силами младенцы;
  • дети, которых еще до рождения прокляли родители.

Внешний вид

То, как выглядит кикимора, зависит от ее места обитания. Некоторые представляют ее как старуху, другим видится она как красивая дева. Встречаются сказания, где она упоминается в виде химеры с человеческим туловищем и рыбьим хвостом.

Однако можно выделить обобщенные понятия, которые встречаются более часто при описании ее внешности:

  1. Маленький рост, который не превышает 50 см.
  2. Длинные, непослушные волосы, которые стоят дыбом. Обычно черного цвета иногда с зеленоватым оттенком.
  3. Худое, морщинистое тело и непропорционально длинные конечности.
  4. Узловатые и скрюченные пальцы.
  5. Лапы мохнатые, что позволяет ей быстро и бесшумно передвигаться.
  6. Большие глаза и длинный нос.

В зависимости от места жительства она может носить разные одежды.

Лесная одета в кору деревьев и в листья. На голове может быть венок из засохших цветов или шляпка гриба. За спиной она носит короб, куда собирает шишки, ядовитые грибы и ягоды. Их она любит подкладывать в лукошко людей, когда они этого не видят.

Домашняя выглядит более опрятно. Она носит простую рубаху белого или серого цвета, на голову может повязать платок. Если она сердится на хозяев, то предстает перед ними в образе старухи в рваном грязном платье.

Легенды по-разному описывают то, как выглядит кикимора болотная. Однако большинство источников утверждают, что это создание страшнее, чем его родственницы. От длительного пребывания в воде нечисть вся покрывается тиной и приобретает характерный болотный запах. Кожа у нее зеленая и покрыта большим количеством бородавок. Одеждами ей служит мох и водоросли. Часто она украшает свои волосы рыбными костями и водяными цветами.

Кикимора домашняя может выглядеть как неопрятная старуха

Способности

Шишимора любого вида обладает рядом сверхъестественных умений. К ним относятся:

  1. Умение становиться невидимой. В таком виде кикиморы проводят большую часть времени.
  2. Быстро перемещаются. Человеческий глаз не способен отследить скорость их движения.
  3. Способность видеть людские страхи.
  4. Могут создавать иллюзии и насылать кошмары.
  5. Умеют превращаться в животных и птиц.
  6. Обладают отличным зрением. Могут видеть на большие расстояния и через предметы.
  7. У них есть необыкновенный голос, с помощью которого они могут заманивать неосторожных людей.

Борьба с кикиморой

В зависимости от вида шишиморы люди разработали несколько ритуалов, чтобы задобрить разбушевавшееся существо или прогнать его.

Лесной и болотной

Одолеть нечисть, которая жила в лесу или на болоте, помогали ведунские или волховские заговоры.

Применяли также множество оберегов, которых боялась кикимора болотная:

  1. Куриный бог - камень с дыркой по центру.
  2. Холщевые ладанки, в которых хранили можжевельник или засушенную плакун-траву.
  3. или обычные деревянные, предварительно вымоченные в отваре папоротника.
  4. Путешественники носили с собой святую воду и соль, с помощью которой отбивались от расшалившейся кикиморы.
  5. Также оберегами служили пучки засушенной полыни, которые носили с собой и раскладывали в укромных уголках в доме.

Люди верили, что с помощью даров можно вызвать мужей шишимор - лешего или водяного - и попросить их угомонить своих жен.

Домашней

Способы борьбы с домашним видом кикимор отличаются в зависимости от того, как она попала в дом.

Если она пришла сама - это знак, что не все благополучно в семье и хозяйстве. Чтобы она не приносила проблем, нужно было окропить каждый угол дома святой водой, выкинуть старые и поломанные вещи, поддерживать в семье атмосферу духовности и чистоты.

Если же ее наслали колдуны или завистливые люди, то изгнать ее непросто. Необходимо найти источник ее силы. Обычно им выступала маленькая кукла, которую закапывали недалеко от порога дома или на тропе, ведущей к нему. Куклу необходимо было посыпать солью и сжечь на открытом огне.

Естественные враги злобного духа

Врагами кикимор являются домашние животные: кошки, собаки и петухи. Если они смогут приструнить разбушевавшееся существо, то шишимора признавала поражение и вела себя смирно, а то и вовсе покидала дом.

Но если верх одерживала она, то домашнему скоту приходилось постоянно терпеть ее нападки. В таком случае приструнить ее можно было только специальным обрядом.

Петух — природный враг кикиморы

Прототипы в других культурах

В мифологии других народов встречаются упоминания о существах, похожих на кикимор.

  1. Болотница - сестра русалки, которая живет в болоте. Обладает прекрасной внешностью и чарующим голосом, благодаря чему заманивает людей в болота.
  2. Элеиномы - в древнегреческой мифологии болот.
  3. Тими - существа, которые живут в лесах или водоемах. Они похожи на людей, но внешность у них обезображенная многочисленными морщинами и бородавками.
  4. Очертянык - в украинском фольклоре болотный дух, который заманивает неосторожных путников в трясину.
  5. Лойма - кикимора болотная в белорусской мифологии, коварный дух болот только женского пола.

В понимании многих людей кикимора является сказочным персонажем, который относится к негативным героям. На самом деле наши предки верили в ее реальность, поэтому предлагаем разобраться, кто такая в славянской мифологии и нужно ли ее бояться. Для начала стоит сказать о том, что название «кикимора» происходит от богини Морены, которую еще называли Марой. Люди приложили к этому имени корень «кик», который означает горбатость.

Кто такая кикимора и как она выглядит?

На самом деле кикиморой называют дух, который живет в домах обычных людей, и она является женой домового. Ее основное место обитания – за печкой или вместе с животными в хлеву. Любимое занятие кикиморы – проказничать и пугать животных и людей, например, она стучит посудой, ставит разные ловушки и портит вещи. Если кикимора вышла из своего укрытия, то люди слышат необъяснимые звуки, а также им могут мерещиться разные животные. Несмотря на это назвать кикимору полностью плохим героем нельзя, поскольку иногда она все же делает хорошие дела. Говоря о том, кто такая кикимора и разбирая ее , стоит отметить, что славяне считали ее намного добрее домовых, поскольку серьезных проблем она практически никогда не создает.

Внешность кикиморы

Разбираясь в том, кто такая кикимора, стоит остановиться на ее внешности.

  1. Представляют этого духа по-разному, но наиболее распространенным является образ старой и некрасивой женщины, которая имеет худое тело и маленькую голову.
  2. Часто ее изображают с горбом, что делает ее образ еще ужаснее.
  3. Одна из основных отличительных черт – растрепанные волосы.
  4. Устрашающий образ дополняет уродское лицо и лохмотья вместо одежды.
  5. Есть и другие описания внешности кикиморы, например, некоторые представляли ее, как молодую девушку с красивой и длинной косой, но полностью голой.
  6. Крайне редко представляют этого духа мужчиной.

Откуда взялась кикимора – 3 версии

Многих интересует от кого произошла настоящая кикимора, так вот в этом вопросе люди также не пришли к единому мнению.

  1. Версия №1 .Считалось, что стать этим нечистым духом может ребенок, который умер в результате аборта, или же девочка, ушедшая из жизни до крещения.
  2. Версия №2 . Происхождение кикиморы часто связывали с не отпетыми покойниками и проклятыми людьми.
  3. Версия №3 . Еще одна версия появления этого духа – это результат любовного контакта девушки с нечистым духом.

Образ кикиморы в славянской мифологии

В славянской мифологии можно найти много историй о местах проявлениях кикиморы. Часто ее видели там, где совершалось убийство и в местах скопления негативной энергетики. В древности люди верили, что если перед человеком проявилась кикимора, значит, он вскоре умрет. Как и многие духи, кикимора обладает сверхъестественными силами, так она может с огромной скоростью передвигаться с места на место. Приписывают ей и способность к телепортации и к предсказаниям будущего.

Люди, обладающие магическими способностями, могут призывать кикимор. Черные ведьмы подселяют злых духов к своим врагам, чтобы навредить им. Есть различные заговоры, помогающие не только увидеть кикимору, но и изгнать ее из своего дома. Обычно люди проводили подобные ритуалы, когда действия духа становились опасными и вызывали огромные неприятности.

Кто такая болотная кикимора?

Этот дух очень схож с «домашней сестрой» за исключением места проживания. Ее считают женой лешего, который хозяйничает в лесу. Что касается внешности болотной кикиморы, то она практически полностью соответствует описанным чертам за исключением цвета кожи, которая имеет зеленоватый оттенок, и длины волос. Болотная кикимора обычно проявляется перед людьми, которых удалось заманить в топкое болото, а делают они это для того, чтобы окончательно испугать жертву.

Упоминание о мифических существах встречается в легендах различных стран. Образ кикиморы состоит из одних противоречий - то она безобразная старуха, то вечно юная девушка. А живет она или на болотах, дружа с лягушками, одевая одежду из мха и заплетая волосы вперемешку с травами, или рядом с людьми, обустраивая себе закуток в укромных местах. Это дух, который бывает иногда добрым, но чаще любит пакостить.

Описание существа

Кикимора болотная - потустороннее создание, живущее с человеком в доме или в лесах с топями. Болотную считают сестрой домашней. Кикимора существует во всех легендах мира, но называют её по-разному. Она является женой лешего или домового в зависимости от места проживания. В людских домах создания живут осенью и зимой. Прячутся в уединённых местах:

  • под лавкой;
  • за каменкой;
  • под крышей;
  • в шкафу;
  • возле порога.

С наступлением тепла, если не понравилось жить возле людей или прогнали, возвращаются на болота и в леса. На своей территории насылает на человека морок. Нельзя следовать за голубыми светящимися огоньками - человек попадает в ловушку и уже не найдет выход из леса или болота.

Название походит от имени древней богини Морены. Часто её считают внучкой Моры. А корень «кик» означает горбатость, скрученность. В некоторых местах духа называют шишимора. Корень «шиш» указывает на темную сторону предназначения создания - по поверьям она считается нечистью.

Её обвиняют в похищении детей, вместо которых она оставляет бревно. Напасть может и на взрослого, энергетически слабого человека. Как выглядит кикимора болотная, сложно сказать: ее практически невозможно увидеть, но присутствие чувствуется - начинаются приступы неконтролируемого страха, панические атаки, кошмарные сны или галлюцинации, которые влияют на психическое здоровье человека. Наличие кикиморы в доме определяется по мокрым следам.

Они считаются предвестниками плохих событий - болезни кого-то из домашних, смерти, к беде. Предотвратить несчастье можно, если сразу положить рядом с существом подношение. Тогда она, наоборот, принесет счастье, удачу.

Нельзя однозначно сказать, кикимора болотная - злое или доброе создание, потому как добро относительно. Невидимость кикиморы может сыграть злую шутку с человеком, поэтому при первых признаках присутствия нечисти лучше использовать обереги.

Внешность

По некоторым данным, кикимора - это страшная старуха. Облик отталкивающий и мерзкий, волосы растрепанные, с запутанными в них ветвями. Тело худое, конечности длинные, на спине горб, из-за чего она кажется еще ниже. Голова маленькая, а лицо безобразно, с выпученными глазами. Кикимора лесная покрыта зеленой или серой шерстью, перьями или мхом. Одета в лохмотья или нелепый наряд. Из украшений использует бусы из черных камней и иные побрякушки.

Иногда кикимору представляли молодой, красивой длинноволосой девушкой. Одежда у неё белая, но может быть и красной. Бывает и совсем без одежды. Духи бестелесные, полупрозрачные, но воздействуют на физические предметы.

Как выглядит кикимора, никто не может точно сказать: единого варианта внешности шишиморы не существует. Все зависит от места проживания и ситуации, когда существо было замечено. Существует несколько вариантов, самые распространенные из них - это очень старая женщина, непоседливая девочка, существо с большой головой и маленьким телом или карлик. Очень редко встречаются кикиморы-мужчины.

Появление кикиморы

Существует несколько вариантов обращения шишиморой и в основном сведенные к неправильной смерти:

  • жертвы абортов;
  • недоношенные или убитые дети;
  • некрещёные.

Младенцы, проклятые родителями, и дети от огненного змея тоже становились настоящей нечистью. Кикиморы возникают там, где была насильственная смерть, избиения - в местах с концентрацией негативной энергии. Если дом находится на земле, где захоронен неотпетый человек, то существо возникнет со 100% вероятностью. Они могут появиться в жилье, если их чем-то обидели хозяева, используя куклу, игральную карту, ножик. Колдун может подослать кикимору, используя эти или иные магические приспособления. Такой лекан кладут на балку, меж брёвен, в щелях, под полом, т. е. в тайных местах. Насланная кикимора ничем не отличается от домашней или болотной и выглядит точно так.

Любая неестественная смерть может стать причиной превращения в кикимору болотную. Обращение касается детей. Намного реже марой становится уже взрослая девушка или парень. По поводу наведенной кикиморки можно сказать лишь то, что ею не может быть парень. Лекан должен быть окроплен кровью жертвы или обмотан её волосами.

Особенности

Кикиморы обожают заниматься рукоделием - прясть, вязать, вышивать. Она присаживается в углу и работает до утра, но делает это как попало - путает нитки и рвет пряжу. Если кикимора ночью коснулась оставленной работы, то ее будет сложно закончить. Прядет в обратную сторону, а значит придется переделывать.

С рассвета и до вечера отсиживается за печкой или прячется в уединенном закутке, а ночью предпочитает шкодничать. Кикимора домашняя стрижет домашних животных, разбивает утварь, мешает спать, буянит, щипает, душит хозяев дома, бросается под ноги и роняет вещи на пол. Иногда она полезная - когда того сама захочет.

Кикиморка болотная показывается перед людьми в облике различных животных - от котенка до свиньи. Хотя она и полупрозрачна, невидима в темноте, но общается фразами с хозяевами, издает звуки домашних животных или постукивает по стенам.

Кикиморы легкие и поэтому предпочитают без нужды не выходить из помещения - их запросто унесет ветер. Для них это способ передвижения. Неспокойные, всегда проворно двигаются и имеют отличное зрение. Настоящая кикимора болотная может и убрать в доме, и помыть утварь, и рукоделие закончить. Только все равно что-то испортит или разобьет.

Поскольку кикимора в основном - женский дух, то и её любимые занятия истинно женские. Только вреда от такой помощи больше, нежели пользы. Это очень шаловливый дух, но иногда переходит все границы и может нанести вред хозяевам. Иногда она желает поговорить и стучит по стенам и другим поверхностям, это происходит ночью, не нужно бояться.

Изгнание и защита

Чтобы изгнать мару, используют магические заклятия.

«Честем хором, освяченые углы. Отметайся ты от летящего, от плавающего, от ходящего, от ползущего, от всякого врага, в дни в ночи, во всякий час, во всякое время, на бесконечные лета, от ныне и до веков вон, окаянный!».

Перед заклинанием проводится некий обряд. На Грачовника, 17 марта, в доме убирают, зовут храмовника для окуривания и освящения здания. Против существа поможет упоминание Бога или грубые слова.

Ежели шишиморка подослана, то ищут в доме небольшую куклу или что угодно, издали похожее на куклу, и сжигают, а пепел выбрасывают за ворота. Если же не нашли, но уверены, что кикимора болотная подослана, то находят тех, кто навел и уговаривают забрать нечисть.

Защититься от кикиморы помогут и иные средства:

  1. Носить с собой чеснок, соль, серебро, полынь - существо их не любит и начнет сторониться дома.
  2. Не любит кикимора и можжевельник, поэтому ветками оплетают солонку - так она не будет использовать соль и уйдет.
  3. Зарыть серебряный предмет или сделать солевую дорожку возле входа в дом - из-за этого кикимора не переступит порог.
  4. Если промыть отваром из корня папоротника посуду, тогда нечисть не сможет ее разбить.
  5. Между половицами помещают шерсть животных, под детскую кроватку - свинобойную палку.
  6. Хороший оберег против мары болотной - «куриный бог» - булыжник с естественной дырой или горлышко разломанного жбана.

Лучшим способом защиты от нечисти является своевременная защита. Лучше всего приглашать священнослужителя домой раз в полгода. Если такой возможности нет, используйте все доступные средства: полынь, можжевельник, серебро и соль.

Вызов кикиморы

Вызвать шишимору может кто угодно. Это делается 2 марта - в день расставания с зимой и зазывания весны. Девушки водят хороводы, готовят блины и относят угощение в чащу и на болота для обитающей там лесной нечисти, в т. ч. и кикиморы. Дорогу от жилья к перепутью или колодцу подметают и кладут там старую одежду - подарок для существа.

Способа вызова кикиморы болотной как такового нет. Ее можно только позвать, а сама нечисть будет решать, согласиться или нет. Кикимора болотная обязательно придет, если ее заинтересовать и задобрить подношениями и хорошим отношением.

В современном мире кикимору путают с полтергейстами и прочими сверхъестественными проявлениями силы, но люди знают, кто шалит в домах. Ее родина - болото или «темный» дом. Не нужно неуважительно относиться к существам. Они старше и мудрее. Такое отношение может оскорбить их и навлечь беду на человека. Кикиморка болотная - очень обидчивая сущность и может принести неприятности по малейшему поводу.

В мифологии очень часто встречается упоминание таких существ, как . Другие их имена шишига или шишимора. Кто они, откуда взялись, и как взаимодействуют с человеком, до сих пор интересует людей.

Кто такая Кикимора болотная?

Первоначально появилось слово «мора», а затем к нему прибавилось «кики», что означало горбатая. Словом кикимора называют жену , который охраняет человеческое жилище. Она обычно представляется женщиной со спутанными волосами и очень некрасивой. Местом ее обитания считается дом.

Ее родной сестрой можно считать болотную кикимору. В чем-то они схожи и внешне, и по характеру, и по поведению, но есть и определенные отличия. Кикимора болотная – это жена лешего, которые живут глубоко в топях. В отличие от они имеют зеленый цвет кожи и очень длинные волосы, покрытые тиной. Кикимора болотная редко показывается людям на глаза, а так же очень боятся солнечного света, потому что под ярким светом их кожа приобретает зеленый оттенок. Так и живут они в глухих топких местах и морочат головы проходящим по лесу путникам.

Как выглядят болотные кикиморы

Так же как и домашние духи, принимают образ некрасивой женщины с маленькими глазами, тонкими губами и крючковатым носом. На ее лице могут быть бородавки. Волосы такой кикиморы очень длинные. В них она вплетает тину и болотные растения. Одеваются болотные кикиморы , обычно, в подобие сети. Так же она очень сильно любит различные меха, которые тоже использует как наряд.

Простой человек это существо видит крайне редко. Обычно появляется перед теми, кого сами и заманили в топкие болота. Они показываются, чтобы испугать и окончательно дезорганизовать тонущего человека.
Появление кикиморы болотной

Очень часто можно услышать, что кикиморой называют женщин со скверным ворчливым характером, которые постоянно всем недовольны. Такое сравнение появилось неслучайно. У этой нечестии действительно очень скверный нрав.

Откуда же появились болотные кикиморы?

По этому поводу выдвигается несколько версий. Болотными кикиморами могут стать младенцы, которых ненавидела и проклинала мать, а так же утонувшие и некрещеные дети женского пола. Так же к вдовам и тоскующим по возлюбленному девушкам прилетал огненный змей, который превращался в юношу и соблазнял несчастную. От таких отношений получались дети, которые и становились кикиморами.

Запустить в дом вредное существо могут плотники и печники, которым не заплатил хозяин за работу. После того, как оплата производилась, все становилось на свои места, и никто уже не стучал и не гремел ухватами.

На Урале бытует поверье, что детей, которые зашли в топкие места, воруют кочки – это болотная нечисть. Она весь день прячется в тине, показывая только свои пушистые волосы. Ближе к вечеру болотные охотники – кочки выходят и выискивают свою жертву. Заметив ребенка, они обвивали его руками-веревками и затягивали в трясину. После этого появлялась еще одна болотная кикимора.

В глухих деревнях до сих пор происходят странные встречи людей с болотной нечестью, особенно в тех местах, где топи страшные и непроходимые. Обычно такие истории связаны с исчезновением детей. В уральском селе исчезнувшая в болоте девочка появилась только через несколько лет. Она продолжала жить нелюдимо, и с ней никто не хотел общаться. Когда представилась возможность спасти заплутавшего в болоте человека, она это сделала. Но у спасенного возникло ощущение, что с ним случилось, нечто мистическое и нереальное. Он потерял счет времени, остался без корзинки с грибами и ягодами, а так же прямо возле деревни. В то время как минуту назад тонул в трясине. Такие загадочные истории происходят с людьми достаточно часто, но они редко бывают озвучены.

Связь болотной кикиморы с богами

У болотных кикимор и их домашних сестер есть свой день рождения, который связан с появлением богини Мары. Второго марта зима заканчивается и приходит весна. С этим событием были связаны особенные ритуалы.

В первую очередь необходимо сделать в жилище уборку. В качестве ритуальной использовалась старая метла, которой прометали по всем углам. Затем ее заворачивали и выкидывали подальше от дома, а иногда сжигали дотла. Помимо дома необходимо было вымести весь двор и дорожки до колодца или водоема, а так же как ориентир использовался перекресток.

Старая одежда и битая посуда выкидывалась из дома как можно дальше. Чаще всего ее оставляли на перекрестке или у колодца.

Некоторые хозяева вынуждены были бросить свой дом и уйти жить в другое место, когда кикиморы начинали их выводить и выживать. Люди иногда пытались выгнать этого навязчивого духа из жилища. В этом случае не обходилось без церковного ладана. Им кропили шерсть животных и засовывали оберег между досок. На этот случай существовал магический заговор.

Кикимора болотная и её шалости

Вывести болотных кикимор из их родных топей невозможно, да никто и не стремился это делать, так как даже у самых гиблых мест должен быть свой хозяин. очень скрытные, они никогда специально не показываются на глаза людей, но их присутствие ощущается. Когда человек оказывается на болоте, то он нередко слышит характерные звуки. Бульканье, треск, плачь ребенка или крик женщины, вой собаки и так далее очень часто слышится с болот. Кто может издавать такие звуки?
Ученые утверждают, что из болотных глубин выходят газы, которые могут издавать определенный звуковой фон, но не все можно оправдать данным явлением. Плачь человека трудно перепутать с выходом метана.

Обычно, человек, услышавший призывный крик себе подобного старается оказать помощь, не задумываясь об опасности, которая таится под зелеными мхами. Наступив на такое место, спаситель начинает погружаться в топкую жижу, из которой практически нет спасения, при этом плачь и стоны могут превратиться в демонический хохот. В этот момент утопающий видит страшное зрелище. Из разверзшихся мхов и топей появляется непонятное существо с зеленой кожей, длинным, спутанным волосом и одетое в сплетенный из водорослей наряд. Кикимора болотная появляется в последний момент, чтобы увидеть агонию умирающего и испугать его так, чтобы сил на сопротивление трясине уже не осталось.

Помощники болотного духа

У коварной и страшной для человека болотной кикиморы есть несколько помощников и слуг, которые боятся ее и устраивают людям различные пакости. Болотницы и хмыри, крыксы и злыдни представляют для людей опасность.
Неудивительно, для тех, кто бывал на болотах, такое явление, как появление огней. Синие огонечки, мерцающие и вспыхивающие неоткуда, пугают путников и манят их. Так как те, кто не знает, что впереди болото, идут на свет, как к человеческому жилищу. Вот эти самые огни, по поверьям, зажигают болотные кикиморы и их ближайшие помощники.

По не до конца доказанным и исследованным данным, болота считаются колыбелью всего живого на земле. В них найдено уже около двух тысяч мумий. А в глубинах торфа можно найти отпечатки существ, которые ранее существовали в природе. Человек себя чувствует в этих местах очень неуютно. Он начинает испытывать ужас, чувство страха и слабость. Возможно, это происходит из-за многочисленных тайн, скрываемых болотом, а может из-за присутствия там нечисти.

Кикимора - в славянской мифологии - злой дух. Восходит к женским божествам связанным с судьбой и прядением, которые с приходом христианства трансформировались в низших духов.

Образ кикиморы в поверьях – один из самых многоплановых и «неуловимых». Как и многие другие духи дома и крестьянского подворья, кикимора редко показывается людям. Оставаясь невидимой, она дает знать о себе шумом, различными проделками.
Кикимору обычно представляют существом небольшого роста – крохотной старушкой (Яросл.) или маленькой женщиной: «В каждой избе хозяйка есть – кикимора. Вышла из подполья, маленького роста, с причетами» (Волог.); кикимора так мала, что не появляется на улице из боязни быть унесенной ветром (Волог.),
Кикимора может иметь облик обычной женщины (Волог., Олон., В. Сиб.); нагой девушки с длинной косой (В. Сиб.); быть очень уродливой, неряшливой (Волог.). Соответственно она представляется и одетой в рвань, лохмотья, и в женскую крестьянскую одежду; и с распущенными волосами, и с бабьим повойником на голове: «Повадилась кикимора у мужика ездить по ночам на кобыле и бывало загоняет ее до того, что оставит в яслях всю в мыле. Изловчился хозяин устеречь ее рано утром на лошади.
Сидит небольшая бабенка, в шамшуре [головном уборе – волоснике], и ездит вокруг яслей. Я ее по голове-то плетью, соскочила и кричит во все горло: «Не ушиб, не ушиб, только шамшурку сшиб!»« (Волог.).
Кикимора может обитать в хлеву, во дворе, в курятнике, в кормовом сарае, на чердаке (Новг., Волог., Олон.), в пустых постройках (Сев., Перм., Том.), в бане (Костр.), в кабаке (Самар.). Чаще всего она появляется в доме (выходит из подполья); помещается за печью, на печи или в голбце.
В некоторых районах России были уверены, что кикиморы существуют только в Святки (Новг., Волог.) или «одну ночь против Рождества» (перед Рождеством) (Новг.); «кикимора – дух, имеющий вид девушки в белой рубахе... живет до Святок в гумнах, а после Святок уходит», видят ее редко (Сев.). На Вологодчине считали, что кикиморы во время Святок рожают: их дети называются шуликуны , они вылетают через трубу на улицу и живут там до Крещения (19 января).
Однако более распространено представление о постоянном пребывании кикиморы в доме. Обычно невидимая, она обнаруживает свое присутствие в основном ночью: поселившись в пустом доме, она бросает во входящих камнями из развороченной печи (Том.); в жилых избах кикимора растворяет двери и перебегает из комнаты в комнату; тревожит скотину (Перм.); топает, стучит, гремит посудой, бьет ее, кидается из подполья луковицами, проказит с печной вьюшкой, мешает спать детям, щиплет перья у кур (Яросл., Новг., Олон., Волог.). Кикимора мучит по ночам животных, стрижет на Святках овец (Новг.); гладит скот, ухаживает за ним, но, рассердившись, стрижет овец, выстригает шерсть у скота, волосы хозяев (Олон., Волог.). «Метящая» таким образом скот кикимора напоминает мокушу северных поверий, покровительствующую, по мнению ряда исследователей, овцеводству, прядению, «бабьему хозяйству».

В некоторых районах России кикимору представляют помогающей по хозяйству, но чаще всего ее проделки вредны; они не только доставляют мелкие неприятности, но могут буквально изгнать хозяев из дома: «В Сарапульском уезде Вятской губернии во вновь построенном доме оказалась «кикимора»: никого не видно, а человеческий голос стонет; как ни сядут за стол, сейчас же кто-то и скажет: «Убирайся-ка ты из-за стола-то!», а не послушают – начнет швырять с печи шубами или с полатей подушками; так и выжила кикимора хозяев из дому» [Зеленин, 1916].

Позднее кикиморами стали называть еще и некрещеных или проклятых во младенчестве матерями дочерей, которых уносят черти а колдуны сажают к кому-нибудь в дом. Кикимора путает пряжу и ворует маленьких детей. Кикиморы хотя и бывают невидимы, но с хозяевами репликами перебрасываются. Иногда кикимора оборачивается серой кошкой. Днем она сидит за печкой невидимкою, а ночью прядет иногда или проказничает. То вдруг загремит, затрещит на потолке; то впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи по ноги и собьет его как овсяный столп; то когда все уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими огоньками... Детей часто находили на рассвете спящими головой вниз, а ноги на подушке. Кикимору можно вывести из избы.
Вот маленький заговор:
Ровно в полдень запрячь дровни, да не смотреть что дето. Дровни подвести к
сеням, расстелить на них шубу мехом вверх. Взять старую метлу и мести ею избу, на потолке, под крышей и приговаривать до 3-х раз: "Честен дом, святые углы! Отметайтеся вы от летающего, от плавающего, от ходящего, от ползущего, от всякого врага, во дни и в ночи, во всякий час, во всякое время, на бесконечные лета, от ныне и до века. Вон, окаянный!"
Трижды перебросить горсть земли через плечо у сеней к дровням, да трижды плюнуть; после этого свезти дровни, и шубу в лес.
Вот еще один способ избавиться от кикиморы. В доме надо найти куколку и сжечь ее на костре и тогда все проказы прекратятся и кикимора уйдет.

Запреты для людей прясть и ткать по большим праздникам указывают на сакральный смысл этих занятий, ибо в «поворотные», «переходные» моменты (полночь, Рождество, Святки) мир может быть правильно (или неправильно) «свит, сплетен, сшит или спряден, соткан».
Кикимора, в отличие от людей, иногда прядет только в Святки, в те двенадцать дней января, которые определяют ход всего будущего года. Очевидно, прядение кикиморы (когда она не вредит хозяйству) – это прядение «нитей судьбы» дома и его обитателей. Она персонифицирует судьбу, рок. Действиями кикиморы-судьбы, не только прядущей, объясняли и болезни скота и различные заболевания кур, а также несчастья, неполадки в доме и хозяйстве, причины которых непонятны.
Кикимора именуется иногда «женой домового», но она, скорее всего, вполне самостоятельный мифологический персонаж.
«Своенравная, как судьба», кикимора не столько помогает, сколько вредит. Так, например, хотя на Вологодчине камень с отверстием («куриный бог») и называли кикиморой одноглазым, подвешивали его в курятнике именно для охраны птиц от кикиморы.
Кикимора не только персонифицированная судьба. В ее облике прослеживаются и черты покойника, проклятого, отсуленного нечистой силе: «Кикиморы – суть женщины, унесенные в младенчестве чертями и посаженные на несколько лет колдунами кому-нибудь в дом», – отмечал в конце XVIII в. М. Д. Чулков [Чулков, 1786]. В середине XIX в. И. Сахаров писал, что кикимора – проклятая (или родившаяся от девушки и огненного змея) девушка; она быстро бегает, далеко видит, не стареет, все знает [Сахаров, 1849Х В.Даль также считал, что кикиморы – «девки-невидимки», но ими могут быть и умершие некрещеными дети [Даль, 1880]. Представления о кикиморе – неотпетом покойнике или проклятом человеке – прослеживаются в поверьях Вятской губернии, Поволжья.
По некоторым представлениям, кикимору могли напустить колдуны, а также насадить обиженные хозяином при расчете плотники, печники, подложив в каком-либо месте дома (в пазах между бревен, под печью и т.п.) «куклу-кикимору» или просто обрубок, щепку (но с наговорами).
«Дом был у одних тут, все девка в доме ходила. Все помогала. Оне уйдут, она чугунки просты возьмет и в печку затолкат. А то и молоть помогала <... > А ходила нага. И все делала. А спала раньше на полатях. И вот хозяйка пробудилась, рукой повела и ее учухала. А у ней, у девки, коса така длинна! Вреда-то не делает им, но опасно! И давай дом разбирать. И вот нашли куклу в матке... Дом перетащили, после этого ничего не стало» (В. Сиб.). В сходном сюжете кикиморы Акулька и Дунька, «насаженные» старичком странником, всячески вредят и в конце концов выгоняют хозяев из дома. Из-за «насаженной куклы-кикиморы» в избе «маячит» – чудятся то поросенок, то заяц, то собака и даже бык; раздается свист, плач ребенка; слышатся песни и танцы (В. Сиб.).
Кикимора, особенно смешиваемая с Марой (духом в доме, привидением), иногда предстает и своеобразным призраком, «ночным божеством сонных мечтаний» [Чулков, 1786].
Многозначность образа кикиморы отражена в самом ее имени, двусложном (кики-мора) и трактуемом различно. Первая его часть, возможно, возникла из звукоподражания, ставшего названием и птичьих криков, и самих птиц, а также причитания, плача: «кикать», «кикнуть» означает «кричать» (о птицах), «плакать, причитать» (о людях); «кикарика» – это и крик петуха, и сам петух; кроме того, «кика», «кики-болка» – «женский головной убор», в ряде губерний России напоминающий своей формой птицу.
Вторая часть названия – «мора», «мара» – может быть и наименованием самостоятельного мифологического персонажа (Мара – дух в доме, привидение, домовой) (см. МАРА).
Таким образом, в двусложном имени кикиморы отразились представления о ней как о существе, связанном с птицами (о курином боге? о куриной смерти?), и, возможно, о существе плачущем, причитающем перед бедой, а также о привидении, ночном кошмаре, персонифицированной судьбе, смерти.
Многозначность и некоторая расплывчатость представлений о кикиморе обнаруживается и в том, что кикиморой (шишиморой) может называться и лешачиха, лесовая русалка (Волог., Лен., Сиб.), и «водяная хозяйка» (Вятск.), и дух, сходный с полудницей, охраняющей поля с огромной сковородой (Волог,), и антропоморфная фигура, сжигаемая на масленицу (Яросл.), и лихорадка (Яросл.), и женщина-кликуша (Вятск.), и дух, вызывающий кликушество (Перм.),
Кикимора-судьба – существо достаточно непредсказуемое, поэтому в поверьях отмечено мало способов задобрить ее или вступить с нею в договорные отношения. Если кикимора начинала греметь посудой или бить ее, крынки перемывали водой, настоянной на папоротнике (считая, что кикимора после этого оставит посуду в покое). От проказ кикиморы помогали подвешенные в курятнике камень «куриный бог», горлышко разбитого кувшина, старый лапоть, кусочек кумача. Оберегая от кикиморы скот, в хлеву (под ясли) клали «свинобойную» палку. В доме, остерегаясь кикиморы, засовывали под печной шесток верблюжью шерсть с ладаном, не оставляли неблагословленными пряжу, веретена, прялки, коклюшки.
«Напущенную», «насаженную» кикимору-куклу отыскивали и изгоняли с помощью колдунов, стараясь задобрить «насадивших» ее мастеров.
Изгнать кикимору можно было и окропив дом святой водой, и с помощью заговоров. В некоторых губерниях России кикимору «для профилактики» выпроваживали из дома 17 марта, в день Герасима Грачевника. Изгнание кикиморы сопровождалось приговорами типа: «Ах, ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют» (Ю. Сиб.).
По поверьям ряда районов России, кикимора, как и домовой, боялась медведя и убегала от него: «В одной избе ходила кикимора по полу целые ночи и сильно стучала ногами. Но и того ей мало: стала греметь посудой, звонить чашками, бить горшки и плошки. Избу из-за этого бросили, и стояло то жилье впусте, пока не пришли сергачи с плясуном-медведем. Они поселились в этой пустой избе, и кикимора, сдуру, не зная, с кем связываться, набросилась на медведя. Медведь помял ее так, что она заревела и покинула избу. Тогда перебрались в нее и хозяева, потому там совсем перестало «манить» (пугать). Через месяц подошла к дому какая-то женщина и! спрашивает у ребят:
– Ушла ли от вас кошка?
– Кошка жива да котят принесла, – отвечали ребята.
Кикимора повернулась и пошла обратно и сказала на ходу: «Теперь совсем беда: зла была кошка, когда она одна жила, а с котятами до нее и не доступишься». [Максимов, 1903].



Что еще почитать