Казахские националисты. Национализм в Казахстане глазами детей: они говорили, что я «сасык орыс. Сумеют ли националисты консолидировать общество

Назарбаев - великий компилятор. Казахстан превращается в образцовую постсоветскую республику, вбирая в себя наиболее характерные черты Украины, Белоруссии, а иногда и РФ.

За 2016 год численность самозанятых в Казахстане выросла на 42%. Казахские власти не могут пройти мимо, поэтому начинают борьбу с тунеядцами, в число которых попадут и фрилансеры. Казахские экономисты считают, что переход населения на фриланс негативно скажется на казахской экономике. Налогами фрилансеров не обложить, как и их работодателя, а когда на фриланс уходят бюджетники, их больше не заставишь голосовать за Назарбаева. Поэтому казахские власти отказываются от реформ трудового законодательства, которые могут защитить фрилансеров и их работодателей, а вместо этого будут реформировать социальную сферу, снижая пакет социальных услуг для формально безработных, и при этом трудоспособных граждан. Чувствуется гений Путина и его картофельного фюрера Лукашенко , которые тоже не любят самозанятых.

Продолжают казахи радоваться и языковой реформе . Казахстанский ученый Амангельды Айталы считает, что переход на латиницу - это «важный шаг к деколонизации, избавление от навязанного алфавита, обретение свободы». Ждем историй о древних высокоразвитых казахах, пользовавшихся латиницей и научивших ей дикие народы Европы.

Митинг в поддержку казахского языка

Смеяться можно сколько угодно, но язык - одна из важнейших частей культурного кода. И культурный код у казахов становится все более антирусским. Недавно некий Акеш Байбатыр предложил развешивать в казахских городах билборды с изображениями «врагов народа». В список врагов народа попали прорусские активисты, например, депутат парламента Ирина Смирнова, критиковавшая переход на латиницу за разрыв культурных связей с Россией.

И Байбатыр такой не один. Казахский журналист Марат Токашбашев недавно заявил о том, что Казахстан не многонациональная страна. Нация в Казахстане только одна, казахская. Все остальные лишь представители диаспор. Все по любимым федеральным лекалам. Казахам - национализм, русне - дружба народов.

Впрочем, национальную мифологию наши казахские евразийские братья предпочитают строить по лекалам украинским. Сегодня в Алма-Ате открыли памятник жертвам Ашаршылыка, казахского голодомора. Это уже второй памятник жертвам массового голода в Казахстане, причем оба созданы не по низовой инициативе местных властей, а по поручению Назарбаева. Ашаршылык казахи сравнивают с холокостом и говорят о том, что украинский голодомор и голод в Поволжье - детский лепет по сравнению с тем, что испытали на себе казахи. Виноваты, кстати, не коммунисты, виноваты русские. Так как Путин русскими не особо интересуется, на них можно отыграться.

За последние несколько лет в республике серьезно вырос уровень межэтнической отчужденности. Треть казахов и треть русских в Казахстане, по недавнему соцопросу, считают, что скоро в республике разразится крупный межэтнический конфликт. Большинство опрошенных казахов готовы сохранять с русскими только приятельские отношения, но учиться и работать вместе с ними не хотят. Казахские эксперты уже открыто говорят о том, что до гражданской войны как на Украине не дошло лишь потому, что большинство русского населения покинуло республику. Не забывают казахи и искать себе друзей: в эфире местного филиала «Радио Свобода» постоянно жалуются на имперские амбиции России и подготовку Кремлем гибридной войны против Казахстана.

Уровень национализма в Казахстане постоянно растет, а русских становится всё меньше. Если Россия не начнет влиять на казахское правительство с целью решения этой проблемы, то неизбежно грядет бойня, и обе стороны конфликта к ней готовы. Назарбаев (убежденный казахский националист) не вечен, и ему на смену придут еще более радикальные деятели.

Спасти три миллиона русских в Средней Азии может только национализм. Даже если вы толерантный и дружбанародный человек, поддержите русских националистов. Хотя бы ради казахов. Казахи так ждут гибридной войны - мы ведь не можем обмануть ожидания наших дорогих партнеров и братьев?

10383 10-02-2017, 00:10

Национализм по-казахски: это вам не Европа

ENG RUS KZ


Национализм поднимает голову и становится модным трендом во многих странах мира. А как обстоит с этим в Казахстане? Понятно, что как серьезное движение казахские националисты не состоя-лись, это в основном какие-то разрозненные, конфликтующие между собой группы или люди. Но если посмотреть на посты и комментарии в соцсетях, то можно прийти к выводу, что идеи национализма становятся все более популярными среди наших соотечественников. О причинах такого феномена мы беседуем с политологом Султанбеком Султангалиевым.

- Султанбек, насколько, на ваш взгляд, популярны среди казахов националистичес-кие настроения?

Существуют две распространенные формы национализма. Первая - это бытовой, с которым все мы сталкиваемся в повседневной жизни. Он имеет разный этнический оттенок и является обычным порождением недостаточно высокого культурного уровня людей. В плане человеческого восприятия такой национализм, конечно, неприятен, но серьезной угрозы для общественной стабильности он не представляет. Вторая форма - это национализм политический, который провозглашает приоритетность нации в общественно-политичес-ких процессах.

Возникновение и развитие политического национализма в Казахстане было естественным и объективным процессом. А началось все еще в эпоху перестройки. В 1990 году структурно оформились первые политические организации, которых условно можно назвать протонационалистическими, - это «Азат» и «Желтоксан». Сейчас, по прошествии 27 лет, ситуация в лагере политических националистов выглядит очень несуразно: существуют различные группировки, между которыми нет принципиальных разногласий, но есть личностные неприязненные отношения лидеров. То есть как политическая сила, как реальная общественно-политическая организация казахские националисты не состоялись в силу как объективных, так и, главным образом, субъективных факторов.

Впрочем, можно говорить и о разногласиях между отдельными группами в концептуальных подходах. К примеру, Антиевразийский форум, состоявшийся в Алматы в апреле 2014 года, принял декларацию, подготовленную группой национал-демократов (были и такие!) во главе с Максатом Ильяс-улы и Габиденом Жакеем. Над этой декларацией не только я откровенно постебался - о ней нелицеприятно высказался даже Айдос Сарым. То есть определенные противоречия идеологического плана присутствуют и среди националистов.

Тем не менее популярность националистических идей в Казахстане будет расти по мере ухудшения социально-экономической ситуации в стране. На низменно бытовом уровне это объясняется просто: намного легче обвинить во всех своих несчастьях преуспевающего соседа другой национальности, чем задуматься над собственной виной в создавшемся плачевном положении. Плохая экономическая ситуация всегда служит благодатной почвой для радикальных настроений.

- Как изменился казахский национализм за 25 лет?

Такой вопрос, наверное, логичнее было бы задать патриархам этого движения - Мухтару Шаханову, Досу Кошиму, Жасаралу Куанышалину. В 1990-е годы я интересовался исключительно девушками, но только не казахскими националистами. Тем не менее могу сказать, что сейчас национализм стал более респектабельным, намного более лояльным к существующему политическому режиму, он представлен такими признанными интеллектуалами и публично-медийными персонами, как Айдос Сарым и Расул Жумалы, популярными в социальных сетях среди определенного круга пользователей брутальным Серикжаном Мамбеталиным и его альтер-эго Мухтаром Тайжаном. Помимо социальных сетей интернета, у националистов есть собственные информационные ресурсы, посредством которых они пропагандируют свои идеи. По сути, казахский национализм сформировался как политическое движение. Однако ему не хватает политической легитимизации в виде структурно организованного и зарегистрированного общественно-политического объединения со своей официальной программой.

- А чем он отличается от переживающего ренессанс национализма на Западе?

Западный вариант, во-первых, носит характер гражданского национализма, если мы не имеем ввиду ультраправые организации неонацистов. Если посмотреть на «Национальный фронт» во главе с Марин Ле Пен, то мы увидим, что лозунги этой партии поддерживают не только французы-европейцы, но и натурализовавшиеся во втором-третьем поколениях потомки иммигрантов из бывших французских колоний. Европейский национализм имеет в своей основе не этнический, а гражданский посыл - в отличие от казахского, одним из принципов которого является казахизация всего населения страны вне зависимости от национальности. То есть его апологеты призывают объявить 33% граждан Казахстана казахами, лишив их принадлежности к собственному этносу.

Во-вторых, ренессанс национализма в Европе объясняется опасениями по поводу неконтролируемого наплыва беженцев с Ближнего Востока. «Наши перспективы паршивы. Количество жителей Ближнего Востока стремительно растет по сравнению с жителями Европы. В мире 7 миллиардов жителей, из которых 2 миллиарда не будут накормлены никогда. Есть одно спасение - это проводить интенсивные исследования, искать альтернативы и выход при помощи науки, но с этим у мусульман не очень хорошо», - заявил профессор Латвийского университета Леон Тайванс. В этих словах содержится наглядная причина роста националистических настроений в европейском обществе. И они отнюдь не являются необоснованными.

- И чего следует ожидать в ближайшей перспективе? Имею в виду нашу страну.

Я согласен с теми экспертами, которые считают, что у казахского национализма есть серьезные политические перспективы. Тем более что, как показывает демографическая статистика, Казахстан движется к формату мононациональной страны. С каждым поколением процент казахского населения будет только возрастать.

Однако подобная перспектива рассматривается мной исключительно в качестве радикального варианта. Тем более что за наглядным примером далеко ходить не надо: вспомните государственный переворот в Киеве, в котором роль главного тарана сыграли именно националисты из «Правого сектора». Показательно, как восторженно приветствовали Майдан казахские националисты, а такие личности, как Тайжан и Мамбеталин, открыто поддержали свержение законно избранного президента Украины.

Я знаю свой народ и умею отделять настоящих казахов от тех рафинированных интеллигентов, которые за дастарханом с русской водкой и казахским бешбармаком жарко спорят об исключительности казахской нации, перемежая увлекательные беседы походами в сауны с девушками. Я знаю простых аульных пацанов, работающих за гроши на базарах, стройках или вообще не имеющих работы в сельской местности. Нет добрее, терпеливее и толерантнее этих людей, но…

У Пушкина есть выражение: «Русский бунт - бессмысленный и беспощадный». Возведите это в четвертую степень, и вы получите масштабы казахского народного бунта. Я далеко не уверен в том, что те, кто сейчас заигрывает с национализмом, смогут обуздать вырвавшуюся народную ярость. Толпа выдвинет своих вожаков, которым будет, как бы помягче выразиться, наплевать на доводы казахских интеллектуалов. Образно говоря, на том дереве, где будут болтаться высокопоставленные чиновники, а потом и ваш покорный слуга, затем повесят какого-нибудь идеолога казахского национализма. Я не сгущаю краски, да и вообще, драматический жанр не в моем вкусе - это объективный прогноз последствий поглаживания бутылки с джинном.

Как избежать столь мрачной перспективы? Мое предложение может показаться вам парадоксальным, но тем не менее.. Я считаю, что необходимо прекратить ставить искусственные барьеры в вопросе легитимизации казахского национализма. Будучи водворенными в достаточно тесные рамки политико-правового поля в формате зарегистрированной партии, националисты в силу законов естественной политической эволюции откажутся от радикального подхода к отдельным проблемным вопросам государственного строительства. К тому же у оппонентов появится возможность выявить их уязвимые места, показать обществу их несостоятельность и бесперспективность. А сейчас такой возможности нет, поскольку нет организации, которая могла бы публично и ответственно озвучить националистические лозунги.

14 февраля в Алматы пройдет съезд Общенациональной социал-демократической партии. Он будет знаковым, так как на нем примет последний бой и потерпит поражение группа социал-демократов во главе с Петром Своиком, которая поддерживает интеграционные процессы в рамках Евразийского союза. ОСДП стремительно дрейфует от социал-демократии к национализму, что особенно ярко проявилось на последних парламентских выборах. Я не говорю, что это плохо или хорошо, - я констатирую очевидный факт. Как и то, что перед националистами открывается замечательная возможность взять в скором будущем под контроль данную партию и окончательно её переформатировать.

- Национализм и интернационализм: насколько серьезно противостояние этих двух концепций в Казахстане? В какой из них мы больше нуждаемся? Чья возьмет? И имеет ли смысл создание интернационалисткой партии в нашей стране?

Априори Казахстан как многонацио-нальная республика нуждается именно в интернационалистической концепции, если, конечно, мы не хотим ввергнуть страну в хаос майдана. Националистичес-кие идеи - это серьезный политический и идеологический фактор общественной жизни, но не надо его бояться. С ним надо бороться на идеологическом фронте, но опять-таки это затруднено в связи с отсутствием у казахских националистов собственной партии.

Я абсолютно уверен в том, что национал-патриоты сами себя масштабно дискредитируют, как только начнут действовать в формате политической партии: первым делом они начнут бороться не с властью, не с оппозицией и коммунистами, а за стулья в президиуме. Вероятно, поэтому Ак-Орда и не дает им возможности присутствовать на партийно-политическом поле. Власть, поощряя националистов, использует их в своих целях: уже стало привычным явлением, что резонансные информационные вбросы от национал-патритов, будоражащие общество, особенно усиливаются в преддверии президентских и парламентских выборов. Ак-Орда пользуется националистами как пугалом для неказахского населения, ставя перед ним легко разрешаемую дилемму: либо стабильность с коррупцией, либо националисты придут к власти - и тогда вам мало не покажется. Считаю, что в современных сложных условиях следует отказаться от такого политтехнологического трюка: никто не может точно спрогнозировать, какие последствия вызовет этот метод сейчас, когда народ обозлен до крайности.

Вместе с тем считаю, что идея создания интернационалисткой партии обречена на провал. Я с большим интересом наблюдал за продвижением проекта Олеси Халабузарь, но он завершился ничем. Дело в том, что для создания политической партии необходимы, во-первых, деньги, а во-вторых, санкция Ак-Орды. Всё остальное, извиняюсь за цинизм, несущественно. К тому же у нас уже давно существует партия с ярко выраженной интернационалистической идеологией - это Коммунистическая народная партия Казахстана. В 17-миллионной стране Боливар интернационализма двоих не выдержит…

Интерес к опубликованной в сети карте, на которой к Казахстану «присоединили» земли соседних России, Узбекистана и Китая (карту перепечатали многие СМИ), показывает, что в отношениях между этой бывшей советской республикой и РФ что-то меняется. Примечательно, что необычно расширившимися границами иллюстрируют статьи о необходимости перехода казахского языка на латинский алфавит - экспертами это оценивается как символический разрыв с Россией. разбиралась, что стоит за картой, которая взорвала сети.

Собиратели земель

14 сентября государственное информационное агентство Казахстана карту, на которой к территории страны «присоединены» некоторые районы соседних России, Узбекистана и Китая. Граница государства Qazaqstan (Казахстан на латинице) пролегла по территории Омской и Оренбургской областей России, Синьцзян-Уйгурского автономного округа КНР, Ташкентской области Узбекистана и включала в себя Каракалпакстан, относящийся к соседнему Узбекистану.

Заметка, к которой прилагалась карта, была посвящена отнюдь не территориальным вопросам, а проблеме модернизации казахского языка. Иллюстрацию после публикации в российских СМИ оперативно снесли с сайта, но в кеш-памяти Google она осталась.

Что означает эта карта, понять сложно. С одной стороны, граница государственного образования включает в себя Оренбург и Каракалпакию - эти территории принадлежали созданной в 1920 году декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР Автономной Киргизской Социалистической Советской Республике. К ней правительство затем присоединяло еще и часть земель Омской губернии, а также Джетысуйской, Самаркандской и Сырдарьинской областей. В 1925 году республика была переименована в Казакскую (Казахскую) АССР (в Киргизскую Республику превратили автономию южнее, она и сейчас называется Киргизией). Столица была перенесена из Оренбурга в Кзыл-Орду, а Оренбург из Казахстана возвращен в РСФСР. К слову, улица в столице республики Астане, на которой располагается Дом министерств, до недавнего времени носила название Орынбор, то есть Оренбург на казахском . Видимо, по какому-то совпадению. Правда, ее уже переименовали в улицу Мангилик Ел - Вечной Страны.

Изображение: «Казинформ»

В 1930 году из автономии была выведена Каракалпакия, в 1932-м часть земель на юге передана Туркмении. В 1936-м была принята «сталинская конституция», согласно которой республика получила статус союзной. Можно было бы сделать вывод, что на карте отображены территории, некогда включенные в советскую республику и выведенные оттуда. Но почему тогда составители этой карты не тронули входившие в автономию районы соседней Туркмении? Зато добавили Ташкент, хотя тот в Киргизскую АССР не входил? Как объяснить появление в государстве Qazaqstan земель Китая? В КНР немало этнических казахов, и составители так обозначали места их расселения? Никаких пояснений от информационного агентства не последовало.

Карта может отражать амбиции руководства Казахстана советского периода - в 1920-е годы, когда в регионе происходило национальное размежевание, многие территории действительно оспаривались республиками друг у друга. Советский государственный деятель рассказывал, что границы советских республик в Средней Азии устанавливал сам Сталин: «Одно создание среднеазиатских республик - это целиком его, сталинское дело!» «Ведь острая борьба шла. Казахи, например, их верхушка, дрались за Ташкент, хотели, чтоб он был их столицей. Сталин собрал их, обсудил это дело, посмотрел границы и сказал: "Ташкент - узбекам, а Верный, Алма-Ата - казахам"», - вспоминал Молотов. Так что, возможно, карта отражает чьи-то мечты о несбывшемся.

Самим агентством «Казинформ» руководит Аскар Умаров, которому приписывают резко националистические взгляды. Если верить СМИ, этот медиаменеджер использовал в дискуссиях и комментариях такие выражения, как «русня», и к согражданам другой национальности обращался со словами: «Не забывайте, что вы тут навязанная диаспора, а не автохтоны, и скажи спасибо, что ваши права соблюдаются и вас, как колонизаторов в иных странах, никто не гонит». Насколько такой подход совпадает с официальной позицией Астаны? Судя по риторике высших должностных лиц, власти Казахстана ратуют за равноправие граждан, вне зависимости от этнической принадлежности. Однако, как отметил научный сотрудник Уральского регионального информационно-аналитического центра (РИСИ) , Астана фактически попустительствует националистам, чтобы приструнить русских в республике и иметь аргументы в спорах с Россией. «Не нужно питать никаких иллюзий на тот счет, что такое происходит против воли руководства Казахстана. Астане выгодно присутствие националистической риторики в общественном дискурсе», - считает он. По его мнению, у казахских националистов есть притязания на Омск и Оренбург.

«В Казахстане русских земель нет»

Журналисты республики провели в сети расследование и установили, что карта эта давно кочует по казахстанским сайтам - ею иллюстрировали в 2015-2016 годах такие материалы, как интервью «В Казахстане русских земель нет» известного писателя Герольда Бельгера, «Наша родина называется не русофильски - Казахстан, а Qazaqstan или Qazaq Republic» и «Qazaqstan: нужна не смена букв, а репозиционирование». Как видим, речь идет прежде всего о переводе казахского языка на латиницу. Так что последний инцидент вполне можно списать на эксцесс исполнителя - редакторы просто перепечатали расхожую иллюстрацию.

Более примечателен сам процесс, который в сети иллюстрируют картой с необыкновенно расширившимся Казахстаном. В дискуссиях о смене алфавита постоянно всплывает тема взаимоотношений Казахстана и России. Необходимость латинизации Астана объясняет объективными причинами - потребностью в модернизации государственного языка. Власти и общественные деятели ведут активную кампанию по разъяснению полезности и благотворности латинизации. Благодаря новой графике произойдут духовное возрождение народа, консолидация нации и интеграция в мировое цивилизационное пространство, объясняют пропагандисты и агитаторы. СМИ республики показывают , что на местах сознательные граждане целиком и полностью поддерживают языковую реформу.

В общем, с латинским алфавитом связывается все хорошее и самые радужные надежды «Модернизация языка - это часть большой программы модернизации общества. Ситуация такая, что либо мы реально модернизируемся, меняем общество, меняем себя и становимся современным продвинутым государством, либо раздираемые внутренними противоречиями еще более архаизируемся, исламизируемся и скатываемся в ряд проблемных государств», - объяснил член рабочей группы по разработке нового алфавита Айдос Сарым. Но о какой модернизации идет речь и при чем тут латинский алфавит, пропагандисты не объясняют.

Сам президент Казахстана , что кириллический алфавит искажает казахский язык. «В казахском языке нет "щ", "ю", "я", "ь". Используя эти буквы, мы искажаем казахский язык, поэтому [с введением латиницы] приходим в основу. Это важнейшее мероприятие. Но здесь наскоком нельзя, будем постепенно и вдумчиво подходить», - заявил Назарбаев, не приведя доводов в пользу того, что латиница более подходит фонетическому строю казахского языка.Поскольку убедительных доводов в пользу латинизации никто привести не может, очевидно, что мотивы лежат в политической плоскости. Иначе зачем тогда Казахстану столь затратная реформа? Ведь латинизация создает большие проблемы: возможная потеря части корпуса литературы, снижение грамотности у людей разных возрастов и так далее.

Когда в апреле 2017-го Назарбаев провозгласил в статье, опубликованной в газете «Егемен Казахстан», неизменность курса на латиницу, многие эксперты истолковали это именно как символический разрыв с Россией или как предвестник неких изменений в политике. Эксперт по Средней Азии Аркадий Дубнов также полагает , что таким образом Астана стремится отдалиться от символов, связанных с Россией и «русским миром». «Сейчас, когда у власти Назарбаев, Казахстан резких движений в сторону от России делать не будет. У нас есть . Но это сигнал Москве», - объяснил директор международных программ Института национальной стратегии Юрий Солозобов.

«Нельзя исключать и того, что статья президента является сигналом и Москве, и Западу. Для России это намек на то, чтобы она была более уступчивой в вопросах, касающихся общих экономических интересов, а для Запада - демонстрация лояльности и независимой позиции на фоне ухудшения отношений России и США», -

Националисты как общественно-политическая сила присутствуют в любой стране. Казахстан не стал из этого правила исключением: молодая республика на стадии продолжающегося строительства этнически ориентированной государственности в некоторой степени даже нуждается в национал-патриотах и их идеологии. Однако проблема казахского национализма состоит в его антироссийском , даже русофобском характере. Активизация таких сил представляет несомненную угрозу интересам России в стране-партнере и регионе в целом.

Особенность лагеря казахских националистов заключается в отсутствии влиятельных, пользующихся широкой общественной поддержкой организаций с четкой идейной платформой. Пока местное националистическое движение представлено одиночно действующими т.н. национал-патриотами , сосредоточившими индивидуальную работу в медийном и интернет-пространстве, а также в рамках ограниченных публичных акций.

Среди видных казахских нацпатов (как их часто называют СМИ) известный политолог, публицист Айдос Сарым .

Именно А. Сарыма называют в числе организаторов общественного Антиевразийского форума, проведенного в апреле 2014 г., накануне подписания договора о Евразийском экономическом союзе в Астане. Участники мероприятия тогда не скупились на критику в адрес России, заявив о недопустимости воссоздания Советского Союза в лице ЕАЭС. Да и сам политолог не выбирает выражений, характеризуя российскую политику. На ленте аккаунта в Facebook А. Сарым следующим образом оценил текущее состояние российско-казахстанских отношений:

«Это надо же так! Все есть. Древняя история. Славные традиции. Богатая культура. Красноречивый эпос. Бескрайние степи. Прекрасные горы. Почти все климатические зоны. Хорошие добрые люди. Вся таблица Менделеева… И мля такой вот сосед…» .

Интересное замечание А. Сарым высказал относительно роли этнических русских, составляющих 5-ю часть населения республики:

«На постсоветском пространстве с наибольшими проблемами и в интеллектуальном, и в межэтническом, и в другом плане имеют те страны, которые имеют наибольшую долю русскоязычного населения. Это не говорит о том, что русские плохие. Это, скорее, говорит об отношении, как к колонии».

Несмотря на это, в конце марта 2016 г. публицист был избран в состав формируемого местной властью Общественного совета г. Алма-Аты. Одна из задач таких советов, создаваемых по всему Казахстану – предупреждать и разрешать социальные конфликты.

К лидерам местного националистического фронта относится также бывший дипломат (1992-2007 гг.) Расул Жумалы. C 2008 г. значится в числе редакторов националистически-оппозиционного издания «Exclusive», регулярно публикующего материалы антироссийского и антиевразийского характера. Активист прямо поддерживает местное маргинальное движение «Антигептил», преследующее цель прекращения пусков российских ракет-носителей с Байконура. На главной странице профиля националиста в Facebook в качестве фонового изображения размещена фотография «Протона», перечеркнутого красным крестом.

К активным деятелям националистического фронта республики можно отнести Мухтара Тайжана , ранее занимавшего экспертные должности на госслужбе (по некоторой информации, даже в Администрации Президента РК и Совете безопасности республики). Карьерное прошлое политика дает основание, по мнению многих казахстанских экспертов, предположить координацию деятельности нацпата со стороны властных структур.

Несмотря на заявление об уходе из политики в марте 2014 г., М. Тайжан в настоящее время продолжает вести националистическую пропаганду, не гнушаясь открыто антироссийских заявлений и популистских акций. В сентябре 2014 г. СМИ сообщали о том, что М. Тайжан выслал Владимиру Путину экземпляр советского учебника по истории Казахстана, якобы опровергающего слова российского президента о том, что именно Нурсултан Назарбаев стоит у истоков казахстанской государственности (имеется в виду выступление В. Путина на молодежном форуме «Селигер» в августе 2014 г.). В посте в Facebook от 30 марта 2016 г. нацпат разметил новость о падении российского штурмовика Су-25 в Приморском крае с комментарием по-казахски:

«Я же говорю, что у них постоянно что-то падает. У других стран такого не бывает».

Ему же принадлежит следующая характеристика Дня Победы:

«Была ли победа СССР 9 мая 1945 г. победой также и казахов как народа? Обрели ли мы свободу?.. Нет… Как до, так и после 1945 г. мы как были колониальным народом, так и продолжали оставаться, так и остаёмся».

Примечательно, что именно 9 Мая часто становится объектом агрессивных нападок со стороны местных националистов, отрицающих за этим днем значение общенародного праздника.

К негласным лидерам молодежного крыла национал-патриотов относится Жанболат Мамай (редактор националистического издания «Ашык Алан» / «Трибуна»).

Популистский стиль работы молодого политика проявляется в его участии в публичных акциях, за что он даже подвергался задержанию правоохранительными органами. Ж. Мамаю принадлежат слова о том, что

«голодомор в Казахстане является преступлением против человечности. Публичное отрицание геноцида казахов является надругательством над памятью миллионов жертв Голодомора и унижением достоинства казахского народа!».

Отношение к текущему внутри- и внешнеполитическому курсу России нацпат выразил следующим образом:

«В условиях, когда в России, вынужденной отстаивать свое право геополитического игрока, набирает силу откровенный фашизм, происходят тотальные криминализация, алкоголизация, наркотизация, когда экономика страны катится в тартарары, обещая превратить целое государство в одну масштабную зону перманентной нестабильности, Казахстану просто необходимо делать все с точностью до наоборот».

Перечисление популярных в Казахстане общественных деятелей, придерживающихся националистических лозунгов, можно продолжить поэтом, бывшим депутатом Верховного Совета СССР, с трибуны советского «парламента» осуждавшим сокрытие фактов подавления студенческих возмущений декабря 1986 г. в Алма-Ате, Мухтаром Шахановым. Сюда же относятся оппозиционеры, недавно осужденные за «разжигание межнациональной розни» – Ермек Нарымбаев и Серикжан Мамбеталин, а также тюркофил Аскар Умаров (Кумыран), активисты движения «Антигептил» Улан Шамшетов и Болатбек Блялов.

Большинство из них объединяет антироссийская, нередко переходящая в открытую русофобию позиция. Традиционными объектами националистической пропаганды являются история Казахстана в ее колониальной или антисоветской трактовке и российско-казахстанские отношения, развивающиеся, с точки зрения националистов, по имперской и экспансионистской модели. Их особое неприятие вызывает статус русского языка, в котором они видят риски строительству национальной государственности, а также «пятая колонна» из этнических русских, от которой якобы исходит угроза сепаратизма в северных регионах республики.

По понятным причинам националистические силы Казахстана ищут поддержку в Турции и на Западе. Некоторые из них получают от иностранных НПО материальную помощь, как, например, ключевой «антигептиловец» Махамбет Абжан. Последний входит в число руководителей правозащитного объединения «Шанырак», которое функционирует в т.ч. за счет грантов ЕС и американского Национального института демократии. По экспертным оценкам, финансовую и организационную поддержку казахстанским националистическим структурам оказывает турецкая сторона, что во много объясняет активизировавшиеся в последнее время тюркские симпатии местных нацпатов.

Информационное содействие местным нацпатам оказывают западные СМИ. Казахстанская редакция американского радио «Свобода» («Азаттык») широко освещала события, связанные с судебным преследованием активистов Ермека Нарымбаева и Серикжана Мамбеталина за разжигание национальной розни. Националисты были представлены в качестве жертв политического режима, а само преследование трактовалось как посягательство на свободу слова.

Представители лагеря казахских нацпатов установили контакты со сторонниками националистического движения в странах СНГ. В местной прессе появлялась неподтвержденная информация о причастности Ж. Мамая к делу русского националиста, лидеру движения против нелегальной миграции Александра Поткина (Белова). По состоянию на март 2016 г. продолжается судебное разбирательство в России по обвинению А. Поткина в легализации похищенных денежных средств (по делу БТА-банка), разжигании межнациональной розни и создании экстремистского сообщества, намеревавшегося сменить конституционный строй Казахстана. По данным некоторых казахстанских СМИ, Ж. Мамай и его напарница И. Иманбай участвовали в подборе молодежи для подготовки к экстремистским действиям (госпереворотам, цветным революциям) в тренировочном лагере в Чолпон-Ате (Киргизия) в рамках проекта «Злой казах». Сам Ж. Мамай, отрицая свое участие в этих мероприятиях, в то же время подтвердил факт встречи с А. Поткиным в феврале 2012 г.

Казахские националисты поддержали активистов Евромайдана в феврале 2014 г., выступив с трибуны в самом сердце украинской столицы. Среди ораторов были Ж. Мамай, М. Тайжан, С. Мамбеталин. В частности, М. Тайжан рассказал демонстрантам, как «население Казахстана страдает от российских военных полигонов, о вреде, наносимом [республике] Таможенным союзом, о засилье русских на Байконуре».

В заключение отметим, что говоря о казахском национализме, важно учитывать и общую специфику политической системы Казахстана, которая достаточно жестко контролируется официальной Астаной. Публичное декларирование определенной риторики любо напрямую осуществляется властью и подчиненными ей структурами, либо же допускается Акордой и нередко используется в собственных политических целях. Отсюда в экспертном сообществе Казахстана сложилось устойчивое мнение, что националистическая и антироссийская риторика присутствует в общественно-политическом дискурсе Казахстана, по меньшей мере, при «молчаливом согласии» власти.

В целом, казахский националистический лагерь, несмотря на свою текущую малочисленность, все же сформировал устойчивую идеологическую платформу, исключительно антироссийского характера. Устоявшиеся и доступные русофобские тезисы, перманентно вбрасываемые в общественный дискурс, имеют высокий взрывной потенциал и в случае обострения ситуации в стране могут быть оперативно задействованы заинтересованными внутренними и внешними силами в целях разрыва Казахстана с Россией.

Ностальгия по советскому прошлому воспринимается как «национальное предательство» и неуважение памяти «миллионов жертв советской власти» (группа в Facebook «Казакская Орда»).

Местные нацпаты нередко критикуют традиционные, связанный с советской традицией праздники: 23 Февраля, 8 Марта, День Победы, 31 декабря (группа в Facebook «Казакская Орда»).

Русский язык оценивается не иначе как «другой язык», чуждый казахской культуре (группа в Facebook «Казакская Орда»).

М.А. Лихачев - Уральский региональный информационно-аналитический центр, г. Екатеринбург научный сотрудник

кандидат юридических наук

Участившиеся национально-ориентированные инициативы власти — это реакция государства на растущий в обществе национализм.

Почему вопросы этничности все больше овладевают умами казахстанцев, в чем особенности отечественного национализма, какие вызовы он несет? Ответы на эти вопросы в своей статье на портале sayasat.org предоставил шеф-редактор портала Бауржан Толегенов.

Казахский курултай, 100 новых учебников на казахском языке, международный проект «Мен қазақпын», перевод казахского языка на латинскую графику, программа «Туған жер», табуирование черных одеяний… За последние лет пять госаппарат не выдавал столько инициатив на этнические мотивы, как за последние несколько месяцев.

Безусловно, это бросается в глаза и заставляет задуматься о природе такого поворота. Зачем это власти? Это целенаправленная этнификация госполитики или же власть пытается таким маневром оседлать общественные настроения и расширить ядерный электорат накануне важных событий?

Судьба мультикультурализма по-казахстански

В 90-х годах рост национального самосознания был обусловлен восстановлением независимости и необходимостью «сшивания» этноса через возрождение культуры, языка, истории и т. д. Если говорить о природе национализма 90-х годов, то по сути это была реакция на политику Советского Союза, направленная на национальное возрождение. Но шансы для его политической институализации были призрачными, что было предопределено структурой этнического состава населения и соответственно позволило государству вывести национализм из публичной политики.

Параллельно проведенной операции по маргинализации национализма государством был выдвинут концепт гражданской нации, который активно артикулировался госаппаратом в нулевых годах. Однако

доморощенная версия мультикультурализма с каждым годом теряет релевантность

и это происходит пропорционально изменению демографической картины, а именно увеличению удельного веса коренного населения (около 70%). Свою роль играет и тот факт, что более 40% населения — это жители сельской местности. Этническое самосознание «разгоняют» и приводные ремни.

  1. Во-первых, изменение миропорядка и конфронтационная повестка международной политики усугубляется геополитическими тисками, в которых находится Казахстан.
  2. Во-вторых, агрессивное проникновение нетрадиционного (для казахов) ислама, отрицающего национальную идентичность в пользу религиозной.
  3. В-третьих, определенную роль играет российский фактор – державный национализм российской правящей элиты, безусловно, подпитывает рост национального самосознания казахов.

По большому счету, Казахстан, двигаясь к моноэтническому обществу, не имеет собственного идеологического стержня и остается в разноплановых культурно-идеологических координатах (арабская культура, русский мир, китайская цивилизация), которые фрагментируют и разрывают общество. И востребованность национализма как обществом, так и государством — своего рода защитная реакция на усугубляющий кризис идентичности.

Куда проник национализм

Усиление казахскости находит отражение в общественно-политических процессах. В частности, это проявляется в росте патриотической риторики, которая с каждым годом все громче и чаще звучит в общественных дискуссиях. На этой ниве сформировалась группа общественных деятелей и трендсеттеров, которые заняли нишу после ухода из политики представителей оппозиции призыва 90-х годов.

Не остался в стороне и рынок – потребительские запросы обслуживает соответствующая индустрия (от модных футболок на патриотическую тематику до собственного шоу-бизнеса, ориентированного исключительно на казахскоязычную аудиторию).

Неудивительно, что в экспертных дискуссиях ставится вопрос об институализации национал-патриотического движения. К примеру, эта тема активно муссировалась накануне последних парламентских выборов (2016 год). В итоге, партия «Ауыл», имевшая мандат на использование (в рамках политкорректности) этнической призмы, закончила электоральную кампанию на четвертом месте (2%). Фактически это была первая победа на публичном политическом поле, позволившая правому движению выйти из маргинальной ниши и частично легализоваться.

Этот пример показывает электоральный потенциал «казахскости» и заставляет власть обратить на себя внимание, а не отдавать на откуп контрагентам.

Однако вместе с ростом национального самосознания возникает проблема соотношения консерватизма и прогресса. На этой вилке государство обломало зубы, продвигая в прошлом году инициативу о частной собственности на землю. «Эпик фейл» с Земельным кодексом послужил еще одним мотивом для обращения власти к теме национального самосознания.

Без претензий на мессианство

В любом случае, национализм в Казахстане – это необратимый и закономерный процесс. По своему характеру он имеет оборонительный характер, без претензий на мессианство. В свою очередь, государство не может игнорировать (как делало это ранее) рост национального самосознания и уходя вправо пытается, с одной стороны, перехватить инициативу и навязать собственную повестку, а с другой, укрепить собственную легитимность.

Так или иначе, национализм в Казахстане вышел на новый этап эволюционирования, на котором важно задать правильную и нужную траекторию, чтобы казахский концепт был привлекательным, наполнился рациональным содержанием и нес прогресс. Во многом это зависит от действующих представителей национал-патриотического движения, от того, какие стандарты они заложат. Ведь в отсутствии политических традиций и прививок от популизма, национализм всегда имеет риск скатиться в махровую версию и дискредитировать себя.



Что еще почитать