Холодное оружие: когти. Холодное боевое оружие ниндзя Потайное оружие ниндзя


В этой статье я опишу, как сделать самый простой багнак. Да, он не совершенен и пожалуй, не может быть оружием , только украшением, способом похвастаться перед друзьями своим небольшим навыком ковки или для того, чтобы потешить себя процессом изготовления изделия и получения результата. Багнак может быть ломкий из-за использования пайки и быстро затупляющийся из-за использования недостаточно углеродистого железа, но он довольно прост в изготовлении.

Багнак (Bagh Nakh), - индийское холодное оружие - искусственные когти, надеваемые на кисти рук. Слово Bagh Nakh в переводе с Хинди означает «тигриные когти». Багнак состоит из нескольких шипов, соединённых пластиной с кольцами по краям. Одетые на руку, такие когти остаются невидимыми для противника. На наружной части кулака видны лишь два кольца, на указательном пальце и мизинце. Есть варианты багнака с завязками на концах или с отверстиями под центральные пальцы руки. Число когтей варьируется от трёх до пяти, а металлическая пластинка, к которой они крепятся, иногда выступает с одной или с обеих сторон кулака, переходя в острия.



Материалы:
1. Гвозди
2. Стальная проволока 2 мм
Инструменты:
1. Молоток и наковальня
2. Горелка/плита/источник большого нагрева
3. Паяльник и все сопутствующие


Изготовление:
Шаг 1: основание
Начнём с изготовления основы, для этого берём проволоку, плоскогубцы и молоток. Сгибаем из проволоки два кольца под указательный палец и мизинец.


А вот теперь небольшой, но довольно важный нюанс: для правдоподобности кольца должны располагаться параллельно друг другу на руке. Чтобы это сделать нужно немного согнуть проволоку, как на фото:




Также надо позаботиться о том, чтобы вам было удобно и не больно, чтобы подвижность пальцев сохранилась и при этом изделие не слетало с руки. Для этого проверяем с растопыренными пальцами.


Ещё одно важное замечание: не надо сгибать кольца до конца, нужно чтобы остались зазоры, они послужат для более прочного крепления наших "лезвий" или зазоры послужат для изменения размеров, например под руку другого владельца.
Шаг 2: лезвия
А вот теперь начинается самая весёлая работа: нагреваем гвозди и с острого конца расплющиваем их молотком! Также это можно сделать и без нагрева, но результат мне очень не понравился, да и пришлось прилагать намного больше усилий.






Расплющиваем со стороны шляпок гвоздей и половину шляпки откусываем кусачками. Это нужно для большей надёжности конструкции.








Опять нагреваем плоские концы и загибаем их как на фото, это можно сделать прямо в огне, с помощью двух плоскогубцев.




Затем нагреваем и загибаем гвозди с конца шляпок в противоположную сторону. Должна получиться следующая деталь:




Надо загнуть гвозди остатками шляпок вовнутрь и не загибать их слишком сильно, чтобы их можно было надеть на основу, а потом зажать. Или одеть на основу с помощью оставленных зазоров.
Шаг 3: сборка
Одеваем наши лезвия на основу и зажимаем их. Я решил сделать больший упор на прочность конструкции и поэтому поставил крайние гвозди в зазоры.






А теперь, пожалуй самое приятное: пайка. Паять надо обязательно с кислотой. Припаивать начиная с крайних лезвий и уделить особое внимание первому лезвию, оно должно встать параллельно пальцам и чтобы пальцы его поддерживали, упирались в него.






Затем паяем второе, оно должно тоже встать ровно. Третье и четвёртое лезвие паяется по уже стоячим крайним.






После пайки промываем места пайки с содой.




Шаг 4: финальные мелочи
Наши импровизированные лезвия стоят не очень ровно, поправляем из с помощью плоскогубцев. Надо сделать так, чтобы они все были параллельны и все касались поверхности.

Луцзяодао — парные кастеты-ножи в форме двух скрещенных полумесяцев (реже — просто кольца с заостренной гранью, которые многие выделяют в отдельный вид кулачного оружия). Согласно преданиям, Дун Хайчуань, сборщик налогов и по совместительству создатель школы кунг-фу «багуачжан», во время долгих путешествий полагался на это оружие как на лучший способ защиты. Учеников же допускают к луцзяодао только после многих лет тренировки — в руках неумелого бойца оружие может причинить немало вреда своему владельцу.

Коготь тигра Bagh Nakh


Поговорим о боевых когтях. Первым в нашем списке идет гость из Индии, который в народе прозвали «коготь тигра». Несмотря на зловещий вид, это оружие для ближнего рукопашного боя в основном использовалось в церемониальных целях. Оно было распространено в регионе Майсур в Индии 1700-х годов, где стало атрибутом адептов культа богини-тигра. Такой кастет состоял из 4−5 заостренных загнутых лопаток, имитирующих тигриную лапу и закрепленных на поперечной перекладине. В бою оружие могло разорвать кожу и мышцы, оставляя длинные кровоточащие порезы, однако для причинения летального урона оно подходило слабо.

Тэкко


«Железный кулак» из Окинавы традиционно изготавливали из дерева и металла. На полумесяце, защищающем пальцы, обычно крепились три затупленных штыря, которым старались попадать по ребрам, ключицам, суставам и прочим уязвимым точкам.


Тэкко-каги — его близкий родственник, но с более профессиональным уклоном. Это оружие синоби получило большое распространение в массовой культуре, вспомним хотя бы главного антагониста франшизы «Черепашки-ниндзя» Шреддера. Длинные (10−30 см) стальные когти и в самом деле производят сильное впечатление: в первую очередь это оружие устрашения, рассчитанное на эффект неожиданности. Впрочем, боевые характеристики у него тоже неплохие: металлическими полосами, заостренными на концах и расположенными таким образом, чтобы эффективно защищать кисть владельца, довольно тяжело нанести летальные раны. Но вот изуродовать нападающего и заставить его истекать кровью из глубоких порезов — запросто!

Сюко


Shuko — еще один вид боевых когтей («текаги» или «ручных крючьев»), используемых синоби. В отличие от других видов, здесь острые шипы находятся со внутренней стороны ладони, в то время как кисть защищена от них туго свернутыми стальными полосами и кожаными ремешками.

Основное предназначение сюко, впрочем, не боевое — в первую очередь их использовали для того, чтобы сильнее цепляться за поверхность во время карабканья по деревьям и стенам. Даже после многолетних тренировок человек не может висеть на ветках и стволах слишком долго, и крюки в какой-то степени решали эту проблему во время засад и разведывательных миссий.

Боевое применение сюко сегодня передается в школе рукопашного боя «тогакуре-рю». В основном они используются так же, как и остальные когти — для внезапных атак, когда боец старается располосовать лицо и шею противника. Из-за формы крючьев раны, нанесенные сюко, долго не заживают и оставляют уродливые шрамы на всю жизнь.

Хевсурские перстни


В качестве десерта — сатитени, хевсурские боевые кольца, которые носили на большом пальце. В основном их использовали во время шугули — дуэли между хевсурскими мужчинами, где главной целью было не убить или травмировать, а доказать противнику свое боевое искусство. Подобное оружие не является эксклюзивом и получило широкое распространение по всему Кавказу. Назначение кольца определяет его ударное ребро. Всего существует три основных разновидности: сацеми (для нанесения толчковых ударов), мчрели (для нанесения режущих ударов) и мнацрави (для царапающих и колющих ударов).

Иногда хевсуры использовали вспомогательное кольцо «сачике», которое или приваривалось к основному, или надевалось отдельно. С внутренней стороны обычно наносили сырцовый воск или приматывали прокладку из материи, предохранявшие палец от травм.

Индийские «когти»

Правда, история «когтей» очень загадочна, и трудно определить, когда и при каких обстоятельствах они появились. У тех же японцев еще пару веков назад они якобы были в числе «секретных» видов оружия, как отмечают некоторые исследователи. Однако о Японии чуть позже. Одной из самых известных разновидностей «когтей» является индийский багнак, который также иногда называют баг нах, — «тигриные когти».

В Индии «когти» назывались багнак — тигриные когти

Багнак состоял из металлической пластины, на которой помещалось от трех до пяти «когтей» (но чаще четыре), которые затачивались с внутренней, вогнутой стороны. По краям этой пластины находилось два кольца: они могли быть приделаны к ней сверху, или же в самой пластине могли быть проделаны отверстия для пальцев. Надевался багнак на мизинец и указательный палец, при этом незаостренная часть «когтей» ложилась в руку. В основном это было скрытное оружие, однако существовала практика украшения багнака кисточками.

Багнак



Обычно его прятали в руке (или руках, если речь шла о парном оружии), причем иногда специально маскировали под украшение при помощи различных камней, чтобы с тыльной стороны ладони казалось, что на пальцах обычные кольца. Когда нужно было неожиданно напасть, ладонь расправляли и наносили удар. Именно из-за скрытности, как считается, это оружие не было в числе благородных, поскольку его приписывали профессиональным убийцам. Вместе с тем, существует довольно известная легенда о том, как в середине XVII века с помощью багнака один лидер маратхов по имени Шиваджи убил Афзал-хана, полководца армии Биджапура, который отправился с карательным отрядом как раз для подавления ставших слишком свободолюбивыми маратхов.

История «когтей» загадочна, трудно определить обстоятельства их появления

Полководцы условились провести переговоры. Афзал-хан надел легкую одежду и взял с собой меч. Шиваджи под одежду надел кольчугу, взяв в одну руку кинжал, а в другую багнак, которым неожиданно и ударил противника в живот после традиционных приветственных объятий. Афзал-хан успел лишь ударить лидера маратхов мечом в ответ, попав по кольчуге, после чего Шиваджи добил полководца кинжалом. А меч Афзал-хана стал трофеем победителя Шиваджи, который впоследствии основал Марахтскую империю, отказавшись подчиняться Биджапурскому султанату.


Тэкко-каги



Сюко

Японские «когти»

В Японии история «когтей» неотъемлемо связана с историей клана убийц, «неведимок» и самых загадочных воинов — ниндзя. Однако японские «когти» такими скрытными, как индийский багнак, не назовешь. Кроме того, они выполняли не только наступательную функцию, но и служили ниндзя в качестве инструмента: при помощи когтей он мог карабкаться на деревья и стены.

В арсенале ниндзя было несколько разновидностей этого многофункционального оружия. Например, тэкко-каги — «рука-крюк» — представляет собой своего рода металлическую перчатку с длинными когтями: тэкко-каги были длиной от 15 до 40 см, а сами когти — от 4 до 9 см, и все это при весе от 100 до 500 грамм. Этот вариант оружия чем-то напоминает те самые когти, которыми обладал герой «Людей Х» Росомаха. При втором варианте «когти» находятся внутри ладони, как у багнаку: такой вариант «когтей» также называют сюко. Сюко в отличие от багнаку фиксировался еще и на запястье и имел упор на ладони для большего удобства, поэтому представляется более совершенным видом скрытного наступательного оружия.


Асико


Поскольку ниндзя использовал подобные «когти» еще и в качестве инструмента для преодоления высоких препятствий, в его арсенале присутствовали и так называемые ножные когти — асико, которые привязывались на ноги. Вместе с тем их также можно было использовать в ближнем бою.

Ниндзя использовали «когти» также для подъема на стены

В целом техника ведения боя с помощью тэккокаги — в блокировании атаки противника одной рукой и совершения атаки другой. К тому же, чтобы нанести смертельный урон с помощью когтей, воину было необходимо поразить шею, живот или лицо врага, однако и это не всегда гарантировало мгновенную смерть. Но когти оставляли рваную рану, открывали обильное кровотечение, что в конечном итоге сильно сказывалось на состоянии противника не только физическом, но и психологическом: непредсказуемые атаки «когтями» в действительности достигали эффекта сражения скорее со зверем, нежели с человеком.

В разделе Прочие искусства на вопрос как называются боевые когти на руку заданный автором Дмитрий Цыганков лучший ответ это Например, такие перчатки в Японии называются - «когти ниндзя» в виде перчатки с когтями и шипами. Сюко - так называлось оружие из арсенала тайного оружия ниндзя, представлявшее собой крепившиеся как на руки (сюко) , так и на ноги (асико) шипы или когти. Назначение этого оружия было весьма разнообразно - от захвата лезвия оружия противника «голой» рукой до взбегания по почти отвесным стенам крепости при помощи «когтей» , прикрепленных к ступне ноги. Исторические предшественники «сюко» - индийский «багнак» и полинезийская «самоанская перчатка» . Наручные когти (сюко, или текаги) - надевались на внутреннюю или наружную сторону ладони. Они представляли собой деревянные пластины с загнутыми металлическими шипами. Когти (tekkokagi), напоминающие когти медведя, изготавливались из металла и надевались на руку. Было две разновидности когтей: одна надевалась на ладонь, а другая на тыльную сторону кисти. В обоих случаях когти крепились к браслету, сделанному из очень толстой металлической полосы.

Дорогой читатель! В твоих руках книга «Когти невидимок». Она является продолжением разговора о ниндзя и нин-дзюцу, начатого автором в книге «Путь невидимых: подлинная история нин-дзюцу» (Минск, «Харвест», 1997).

Оружие (буки) и снаряжение (нинки) ниндзя составляют один из важнейших элементов культуры ночных воинов. Именно эти приспособления делали возможным совершение многих поступков, казавшихся непосвященным современникам сверхъестественными и чудесными. Так рождались предания и легенды, из которых в массовом сознании складывался фантастический образ лазутчика, способного становиться невидимым, ходить по воде, летать по небу, превращаться в диких животных, проходить сквозь стены…

Неудивительно, что описание оружия и снаряжения традиционно занимает одно из главных мест в большинстве книг по нин-дзюцу. Исследователи единодушно сходятся в том, что конструкторы ниндзя во многом опередили свое время. Действительно, в арсенале воинов ночи есть немало видов вооружения и снаряжения, которые могут поразить воображение. Это и ракетные установки (Да-да! Автор не сошел с ума и ничего не придумывает!), и многоствольные ружья, и разборные лодки и многое-многое другое. Огромный интерес у широкой публики вызывают «дома привидений» - так называемые «шпионские усадьбы» ниндзя-ясики, на протяжении столетий служившие жилищами для «воинов ночи».

Однако, несмотря на громадный интерес большой аудитории, в западном мире до сих пор нет практически ни одной серьезной работы по вооружению и снаряжению ниндзя, в которой оно было бы описано по реально сохранившимся образцам, либо по характеристикам этих предметов в дошедших до наших дней старинных источниках. В результате реальные исторические данные заменяются собственным вымыслом, рассчитанным на полную неосведомленность читателя.

В книгах псевдознатоков нин-дзюцу то и дело встречаются описания таких видов оружия как сай, тонфа и нунтяку (см., например, Гвоздев С.А., Кривоносов И.В. Ниндзя: тайны демонов ночи. Минск, «Современное слово», 1997), которые, в действительности, японскими «невидимками» никогда не использовались. Приводятся размеры оружия, не имеющие ничего общего с реальностью. Например, один автор пишет, что длина лезвия «короткого» «шпионского меча» доходила до 70 см! То и дело встречаются совершенно нелепые интерпретации функций того или иного снаряжения. Так, некий «сэнсэй Джэй» (а вслед за ним В.Н. Попенко) указывает, например, что сэ-кихицу - это кусок камня, которым ниндзя выцарапывали донесения на камнях и деревьях. Между тем, нужно лишь заглянуть в словарь японского языка, чтобы узнать, что «сэкихицу» это самый обьгчный карандашный грифель.

Некоторые авторы приписывают средневековым «невидимкам» использование таких средств, которых просто не могло быть в их распоряжении вследствие конкретных исторических причин. Например, американцы Ал Вейсс и Том Филбин рассказывают в своей книге о «ночных воинах», что «смертоносный яд можно найти в листьях обычных помидоров… Поешьте их, и у вас появятся сердечные проблемы, а в конце концов, наступит остановка сердца. Можно смело утверждать, что немало врагов ниндзя отправилось на тот свет, наевшись листьев томатов. Их можно было просто подмешать в салат, и, если жертва не знала об их смертоносном потенциале, они выглядели совершенно безобидными, и человек съедал их целиком, прежде чем понимал всю опасность для своей жизни». Вполне вероятно, что листья помидоров могут оказывать столь разрушительное воздействие на работу сердца - сам автор проверкой этого факта не занимался. Однако родиной томатов является Америка. До XX века их в стране Восходящего Солнца не выращивали. Как же, в таком случае, ниндзя могли готовить из помидоров свои смертоносные салаты? Кстати, овощные салаты с зеленью вообще отсутствуют в традиционной японской кухне.

На фоне всеобщего незнания, которое демонстрируют как «специалисты», так и рядовые любители, порой рождаются совершенно фантастические «учебники «нин-дзютсу» или «нин-джицу», написанные не на основе старинных трактатов самих ниндзя или наставлений, полученных от живого носителя традиции, а путем компиляции изданных в СССР учебников по войсковой разведке, саперному делу, маскировке. Таковы знаменитые «шедевры» В.Н. Попенко, вызывающие гомерический хохот у всех, кто хоть немного знаком с японской традицией военного искусства, но, вместе с тем, пользующиеся значительным успехом у тех читателей, которые бедны интеллектом.

Можно выделить три группы источников информации, которыми пользовался автор при работе над данной книгой.

Во-первых, это наставления, написанные самими ниндзя. Основную часть информации автор позаимствовал из трех важнейших текстов такого рода. Это «Нинпидэн» («Секретное наставление по нин-дзюцу», 1560 г.), «Бансэнсюкай» («Десять тысяч рек собираются в море», 1676 г.) и «Сёнинки» («Писание об истинном нин-дзюцу», 1681 г.). Помимо них, автор использовал ряд других старинных текстов.

Вторую группу источников составляют работы современных японских историков. Среди них в первую очередь надо отметить две прекрасные книги. Это «Хиссё-но хэйхо. Нин-дзюцуно кэнкю» («Всепобеждающее военное искусство. Исследования нин-дзюцу». Токио, 1972) Нава Юмио и «Нинпо. Соно хидэн то дзицурэй» («Нинпо. Его секреты и практические примеры», Токио, 1995) Окусэ Хэйситиро,

Третьим источником информации послужили собственные наблюдения автора, сделанные во время посещения музеев нин-дзюцу в городах Ига Уэно и Конан, музеев монастыря Нэгородэра, замка сёгунов Токугава в г. Киото Нидзёдзё и ряда других в исторических местах, так или иначе связанных с историей нин-дзюцу.

Использование этих аутентичных и надежных источников позволило сильно расширить поле исследования. Впервые в западной литературе даются точные описания десятков видов мин, бомб, зажигательных стрел, ракет, воровского инструмента, рецепты калорийных и жаждоутолящих пилюль, ядов, лекарственных средств, домов ниндзя.

Иллюстрации для книги также подбирались из надежных источников, причем предпочтение отдавалось рисункам из старинных наставлений по нин-дзюцу и другим бу-дзюцу. Многие рисунки были заимствованы из авторитетной работы Сасамы Ёсихисы «Нихон будо дзитэн» («Энциклопедия по японским будо». Токио, 1982). Часть иллюстраций основывается на фотографиях, сделанных автором во время посещений исторических мест нин-дзюцу. Нужно также подчеркнуть специфическую квалификацию художников, знакомых с военной историей Японии и боевыми искусствами отнюдь не понаслышке и приложивших весь свой опьгг и знания для того, чтобы сделать иллюстрации максимально точными.

Надеюсь, что эта книга станет подарком для подлинных поклонников нин-дзюцу и всех тех, кто интересуется военной историей и боевыми искусствами Японии и Востока.

В заключение автор хотел бы высказать свою огромную признательность и благодарность всем, кто помог делом и советом в работе над этой книгой: наставнику школы Катори Синто-рю Сергею Семенчуку, кандидату исторических наук

Константину Асмолову, зарубежным коллегам: профессору Стивену Тёрнбуллу, Дону Роли, Джеффри Мюллеру, а также сотрудникам музея «Ниндзя-ясики» г. Ига Уэно и музея «Кога-рю ниндзя-ясики» г. Конан за предоставленную возможность сделать фотографии различных устройств, приспособлений и оружия ниндзя. Отдельное слово искренней благодарности хотелось бы высказать замечательным художникам Алексею Астафьеву и Андрею Иванову за их титанический, поистине подвижнический бескорыстный труд.

Алексей Горбылёв

Москва, август 1998 г.

Глава 1. МАСКИРОВОЧНЫЙ КОСТЮМ И ДОСПЕХИ НИНДЗЯ

Работая над этой книгой, я просмотрел несколько десятков западных и русскоязычных работ по нин-дзюцу, но нигде не смог найти хоть сколько-нибудь подробного описания маскировочного костюма ниндзя (синоби-сёдзоку). А продающиеся на Западе «синоби-сёдзоку» никакого отношения к средневековым японским лазутчикам не имеют.



Что еще почитать