ФИПИ опубликовал новую модель КИМа по литературе для общественного обсуждения. Замечания и предложения принимаются до конца марта 2017 года по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
1. Исключены задания с кратким ответом
Задания с кратким ответом нацелены главным образом на проверку знания терминологического аппарата и содержания произведений. Как показывает статистика, они не представляют сложности для экзаменуемых и не играют решающей роли в разделении экзаменуемых по уровню образовательной подготовки. В КИМ включены только задания с развернутым ответом, которые берут на себя функции заданий с кратким ответом.
2. Увеличено число заданий по выбору ученика
Не увеличено суммарное число заданий с развернутым ответом: экзаменуемый пишет 4 развернутых ответа ограниченного объема и 1 сочинение. В части 1 альтернативными стали первые два задания к фрагменту эпического (лироэпического, драматического) произведения и первые два задания к лирическому произведению. В части 2 (сочинение) увеличено количество альтернативных тем с трех до четырех. Порядок расположения тем сочинений различного типа варьируется с учетом жанровородового разнообразия литературного материала и литературной эпохи.
3. Упрощены сопоставительные задания
Исходный текст нужно сравнивать не с двумя произведениями, а с одним. Не требуется обоснование выбора примера для сопоставления.
4. Уточнен объем ответов на задания части 1. Повышены требования к объёму сочинения
Часть 1. Объем ответов указан в словах (ранее - в предложениях): экзаменуемым рекомендован объём не менее 50 слов (ранее 5-10 предложений); если в ответе менее 40 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Часть 2 (сочинение). Требования к объему повышены: экзаменуемым рекомендован объём не менее 250 слов (было 200); если в сочинении менее 200 слов (было 150), то такая работа оценивается 0 баллов.
5. Усовершенствованы критерии оценивания развернутых ответов
Изменения направлены на повышение объективности оценивания экзаменационной работы: упрощен алгоритм действий эксперта при оценивании развернутых ответов разных типов; обеспечена бОльшая прозрачность формирования оценки за отдельные задания и работу в целом (для эксперта и экзаменуемого);
Тема, которая, пожалуй, больше всего волновала будущих выпускников школ – это возможное введение третьего обязательного предмета на ЕГЭ. В качестве возможных «кандидатов» назывались самые разные предметы – от истории и до физики.
Однако все существенные нововведения в ЕГЭ-2017 должны были быть анонсированы на официальном сайте ФИПИ до начала учебного года и, безусловно, отразиться в проекте расписания экзаменов. Но никаких официальных известий о «третьем обязательном» на начало учебного года не . Поэтому одиннадцатиклассники могут вздохнуть с облегчением: список обязательных предметов на ЕГЭ-2017 не меняется, их по-прежнему остается два:
Тем не менее вопрос о третьем обязательном экзамене продолжает обсуждаться – но, как уверяли представители Министерства образования, решение будет принято только после общественного обсуждения. И произойдет это не «прямо сейчас».
Структура задания по русскому языку останется неизменной: блок заданий с краткими ответами и эссе, анализирующее проблемы, поставленные в предложенном экзаменующемуся публицистическом или художественном тексте. О появлении устной части речи пока не идет. В перспективе «говорение» может появиться в ЕГЭ по русскому, однако представители Министерства образования оговаривали, что предварительную «обкатку» эта технология будет проходить на ОГЭ в классах.
В 2017 году изменения в ЕГЭ по русскому языку планируются лишь в трех заданиях, и они будут не очень существенными. Во всех случаях речь идет о расширении языкового материала:
В ЕГЭ по математике сохраняется разделение на два уровня:
По официальным данным, опубликованным на сайте ФИПИ, ни в одном из экзаменов изменений по сравнению с 2016 годом не планируется. Однако учащимся, выбравшим профильный уровень, при подготовке к ЕГЭ по математике надо иметь в виду, что составители экзамена взяли курс на противодействие «натаскиванию» на решение задач определенного типа. И задачи повышенной сложности могут оказаться нестандартными: не выходящими за рамки школьного курса, но требующими «математической смекалки».
В 2016 году наличие в вариантах задач, отличавшихся по алгоритму решения от вариантов, представленных в демо-версиях, стало для многих неожиданностью и вызвало протесты и требования пересмотреть результаты. Однако разработчики экзамена достаточно ясно озвучили свою позицию: одной из главных функций ЕГЭ является дифференциация учащихся по уровню знаний, и школьники, отлично освоившие полный школьный курс математики являются более подготовленными к изучению предмета на вузовском уровне и должны иметь преимущества перед теми, кто просто натренировался решать задачи заданного типа. Так что, вероятнее всего, «нестандартные» задания по математике в 2017 году также будут включены в КИМы.
ЕГЭ в 2017 году в целом будет соответствовать модели 2016 года:
Однако в блоке заданий с краткими ответами запланированы небольшие изменения. Из него будет исключено задание, фигурировавшее в КИМах 2016 года под номером 19 (дифференциация фактов, мнений и оценочных суждений). Зато появится еще одно задание по модулю «право»: на выбор верных суждений из списков, которое станет семнадцатым по счету.
Общее количество заданий и максимальный первичный балл в экзамене по самому популярному предмету по выбору останется неизменным.
ЕГЭ по физике в 2017 году станет одним из трех предметов, претерпевших самые значительные изменения: из структуры экзамена полностью исключается тестовая часть , подразумевающая выбор одного верного ответа из списка вариантов. Вместо этого будет значительно расширен набор заданий с краткими ответами (в виде слова, числа или последовательности цифр). При этом распределение заданий по разделам школьного курса останется примерно таким же, как и в прошлые годы. Всего первом блоке экзамена будет 21 вопрос:
Вторая часть экзаменационной работы (задачи с развернутыми ответами) останется без изменений. Первичный балл на ЕГЭ по физике также останется на уровне прошлого года.
К 2018 году ЕГЭ по литературе ждут кардинальные изменения: ФИПИ планирует полностью исключить блок заданий с краткими ответами, оставив только четыре мини-сочинения и одно полноценное. Но в 2017 году экзамен по литературе пройдет по старой, уже ставшей привычной модели:
Однако если в 2016 году большинство вопросов с краткими ответами было ориентированы в первую очередь на то, чтобы проверить знание основных литературоведческих терминов, то в 2017 году эти задания будут направлены в первую очередь на знание реалий текста . Таким образом, «перешагнуть порог» только на знании небольшого объема теории больше не получится.
Следует обратить внимание еще на одну особенность экзамена по литературе. В соответствии с правилами в КИМы могут быть включены не только стихотворения, входящие в школьную программу. Если поэт включен в кодификатор – для анализа может быть предложено любое его стихотворение. И это правомерно – поскольку мини-сочинения по поэтическому отрывку должны продемонстировать умение экзаменующегося анализировать текст самостоятельно, а не вспоминать соответствующий параграф учебника. В 2016 году «непрограммные» стихотворения фигурировали во многих вариантах КИМов, и, скорее всего, в 2017 году эта тенденция сохранится.
Модель ЕГЭ по биологии в 2017 году изменится фундаментально: из задания будет полностью исключена «тестовая» составляющая (вопросы с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных вариантов), зато будет увеличено число заданий с краткими ответами.
В контрольно-измерительных материалах появятся принципиально новые для ЕГЭ по биологии типы заданий , в числе которых:
Тем не менее, разработчики экзамена полагают, что обновленный ЕГЭ по биологии не вызовет у учащихся существенных сложностей: многие типы заданий уже были опробованы на ОГЭ. Количество заданий с развернутыми ответами не изменится – их по-прежнему будет семь, а типы вопросов будут соответствовать модели 2016 года.
Изменение структуры экзамена повлечет за собой и ряд изменений в процедуре и шкале оценивания:
ЕГЭ по иностранным языкам в 2017 году будет проходить практически так же, как и в 2016, за одним лишь исключением. Формулировка задания № 3 в устной части экзамена (описание картинки) будет изменена. Как отмечают специалисты ФИПИ, при описании изображений экзаменующиеся порой злоупотребляют «воображаемыми обстоятельствами», утверждая, к примеру, что здесь изображены их родственники (в том числе жены и дети) или они сами («я космонавт и парю в невесомости»). Это входит в противоречие с задачей этого задания, проверяющего умение полно и точно описать конкретную фотографию.
Поэтому задание будет уточнено. Так, в ЕГЭ по языку в 2017 году из формулировки исключается слово Imagine, а слово present – меняется на describe. Аналогичные изменения будут внесены и в КИМы по другим иностранным языкам – чтобы было ясно, что речь идет именно об описании картинки, а не «рассказа по мотивам».
Модель ЕГЭ по химии 2017 года также ждут существенные изменения, связанные с исключением тестовой части – и увеличение количества и типов заданий с краткими ответами. Среди них появятся, например:
Изменится и структура первой части экзамена: она будет включать в себя несколько тематических блоков, посвященных одному из разделов – и каждый блок будет содержать задания как базового, так и повышенного уровня сложности. Вторая часть экзаменационной работы (задания с развернутыми ответами) останется практически такой же, как в прошлые годы.
При этом:
В 2017 году экзамен по истории будет практически полностью идентичен вариантам прошлого года. Однако в системе оценивания будут изменения: «стоимость» двух заданий вырастет с одного первичного балла до двух:
Кроме того, будет уточнена формулировка и критерии оценивания задания № 25 (эссе, посвященного одному из исторических периодов).
Структура и технология проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2017 году будет полностью соответствовать экзаменационной модели 2016 года. Не идет речи и об использовании экзаменующимися компьютеров – хоть эта идея (с учетом специфики предмета – абсолютно логичная) активно обсуждается, но выпускникам этого года вновь придется работать с традиционными бланками.
При подготовке к экзамену не стоит упускать из вида некоторые особенности контрольно-измерительных материалов:
В контрольно-измерительные материалы по географии в 2017 году не будет вносится никаких корректив, однако «весомость» отдельных заданий изменится: максимальный балл за четыре задания будет увеличен, а еще за четыре – уменьшен.
Так, с одного первичного балла до двух увеличится стоимость заданий №№ 3, 11, 14 и 15 (все – на определение и выбор из списка верных высказываний).
С двух баллов до одного «уценили» следующие задания:
Максимальный первичный балл остался неизменным – 47.
Все официальные документы, связанные со сдачей ЕГЭ, оперативно публикуются на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Там размещена и сводная изменений, однако для того, чтобы составить полное впечатление о «новых веяниях» в экзаменационной компании, этого недостаточно – информация в таблице дана очень сжата и касается только принципиальных изменений.
Для того, чтобы быть в курсе всех деталей сдачи ЕГЭ в 2017 году «из первых рук», можно также:
Министр образования сообщила о том, какие будут изменения в ЕГЭ по литературе. К 2018 году российские одиннадцатиклассники, выбравшие итоговый экзамен по родной литературе, будут сдавать его по-новому. Изменится и содержание итоговой аттестации по предмету, и форма данного испытания, об этом шла речь на прошедшей пресс-конференции в Москве.
Во-первых, не будет больше элементарных тестовых заданий, так называемой «угадайки». По словам ведущего специалиста ФИПИ Сергея Зинина, к тестовым заданиям в школах давно привыкли. Эти уже традиционные тренинги выполняются автоматически и абсолютно не учат детей думать самостоятельно. В старом формате экзамена после четырех кратких ответов на задания по тому или иному литературному фрагменту следовало написать полноценное сочинение как развернутый и аргументированный ответ, мнение о какой-либо проблеме.
В новом формате ЕГЭ по литературе предполагается больше возможностей для самостоятельных рассуждений и творчества. Выпускнику предлагается выбрать один из нескольких вопросов, а также способ и стиль своего сочинения. Текст работы может выглядеть как статья литературного критика, а может быть откликом читателя, в котором акцент делается на эмоциональное личное восприятие прочитанного фрагмента.
Как объяснил эксперт из ФИПИ, школьник имеет возможность строить свои рассуждения как от частностей к общим положениям, так и наоборот - от общего утверждения к частностям. Главная задача состоит в том, чтобы содержание творческой работы отражало понимание учащимся смысла анализируемого текста, а также способность прийти к собственным выводам, пользуясь самостоятельно подобранной аргументацией.
В дискуссии принял участие также Дмитрий Бак, профессор Гуманитарного университета, известный ученый, возглавляющий Государственный литературный музей. По его мнению, изучению такого предмета, как художественная литература мешает не только общая для ЕГЭ проблема подмены образовательного процесса контролирующими мероприятиями, но и более глубокий момент - непонимание истинной сути этого вида искусства. Ведь художественные произведения, по словам профессора, требуют более глубокого, эмоционального переживания. Их нельзя анализировать с помощью инструментов формальной логики. Такая практика формирования универсальных критериев для оценки художественного текста никогда не сможет научить школьника понимать и любить литературу, сможет только привить чувство отторжения и неприязни к этой разновидности чтения.
А заслуженный учитель России Евгения Абелюк, доцент НИУ ВШЭ, в своем выступлении особо отметила, что, хотя обновленный формат госэкзамена по литературе имеет свои достоинства, все же оставляет желать лучшего. Требование быстро составить три сочинения, хоть и небольшого объема, достаточно сложно выполнить. Для этого необходимо умение оперативно концентрировать свое внимание на новой теме, а также максимально емко и точно формулировать свои мысли.
В тексте из двухсот пятидесяти слов надо уместить и достаточные аргументы, и подробности из произведений, отражающие те или иные коллизии сюжета. Ткань художественного произведения сплетена из тысячи тонких деталей, крошечная подробность может получить особое символическое значение, наполниться роковым смыслом. А в школах учителя едва успевают научить ребят давать хотя бы краткий ответ на поставленные вопросы.
При этом, заслуженный учитель отметила, что ее лично радует возможность современных школьников анализировать литературу, которая ранее не входила в объем школьной программы. Это расширение рамок, возможность выбора являются для учащихся стимулом научиться мыслить самостоятельно, без чего невозможно представить современного по-настоящему образованного человека.
В СМИ приводятся отдельные примеры из контрольных материалов госэкзамена в новом его формате.
Как видите, даже новый формат ЕГЭ все же не отменяет глубоких и действительно вечных вопросов русской литературы, которая остается важнейшим школьным предметом, воспитывающим душу и нравственность, формирующим личность подростка.
rf-gk.ru - Портал для мам. Воспитание. Законы. Здоровье. Развитие. Семья. Беременность