Потребности человека Иерархическая теория потребностей А.Маслоу Духовные потребности Престижные потребности Социальные потребности Экзистенциональные потребности Физиологические потребности первичные (врождённые) вторичные (приобретённые) индивид индивидуальность личность
Потребности человека Социальные – свидетельствуют о том, что человек – существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Человек жаждет дружбы, привязанности, любви, общения, помощи близких, заботы о другом, принадлежности к сообществу, участия в организациях.
Потребности человека Престижные – показывают, что человеку свойственно выделяться чем-либо, обгонять других, быть неравным им, обращать на себя особое внимание и искать преимуществ. Стремление выделиться движет карьерой, желанием получить более высокий статус, престиж, признание, оценку.
Элементы человеческой психики и сознания Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд () – один из первых, кому удалось обнаружить сложную структуру внутреннего мира человека. В структуре личности З.Фрейд выделил 3 главных компонента: «Оно» (подсознание) «Я» (сознание) «Сверх-Я» (сверхсознание) «Сверх-Я» «Оно» «Я» подсознание сознание сверхсознание
Элементы человеческой психики и сознания Духовные потребности Престижные потребности Социальные потребности Экзистенциональные потребности Физиологические потребности первичные (врождённые) вторичные (приобретённые) подсознание «оно» сознание «Я» (Ego) сверхсознание «сверх-Я»
Элементы человеческой психики и сознания Подсознание («Оно») включает: Биологические потребности: потребность в пище, сексуальные желания, отправления естественных надобностей, защите от холода и т.д.; Вытесненные желания: безуспешные попытки добиться чьей-то любви, нереализовавшиеся мечты, затаённая обида, скандальные или компрометирующие поступки и т.п.
Элементы человеческой психики и сознания Инстинкты и рефлексы – то, что совершенно нами не контролируется и полностью задано природой. Потребности – ощущаемое, переживаемое состояние организма или психики, сопровождаемое дискомфортом и не имеющее субъективного смысла. Привычки – установленная схема (стереотип) поведения в определённых ситуациях, приобретённые нами способы удовлетворения потребности и реагировать на инстинкты; результат научения и обучения, чаще всего сознательного и целенаправленного, реже – стихийного. Привычки бывают: временные и постоянные, индивидуальные и коллективные.
Элементы человеческой психики и сознания Мотивы – осмысленные побудители действия; разумно объяснённая причина поведения. Чувства – чувственное составляющее нашего сознания. Комбинацию чувств называют темпераментом. Темперамент – тип психического склада индивида. Рассудок – способность к дедукции и индукции. Разум – умение находить оригинальное решение в неожиданной ситуации. Дух – внутреннее развитие человека.
Элементы человеческой психики и сознания Все перечисленные выше элементы внутреннего мира человека образуют сложные конфигурации. Одной из таких конфигурацией выступает деятельность. Деятельность – внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием.
Элементы человеческой психики и сознания Структура деятельности субъекты (человек, группа лиц, организации, институты) их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности цели, как идеальные прообразы потребных предметов средства объект (на что направлены усилия субъекта) сама деятельность (сама деятельность + поведение) результат
Элементы человеческой психики и сознания Виды деятельности практическая материально- -производственная (сельское хозяйство, строительство, производство товаров и т.п.) социально- -преобразовательная (социальный контроль, организационная культура предприятия, реформа, революция) духовная познавательная (научные исследования, изучение объекта, чтение книг) ценностно- -ориентировочная (формирование и изменение мировоззрения, религиозные приоритеты) прогностическая (планирование финансовой деятельности, координация групповых действий)
Источники: Кравченко, обществознание, учебник для 8, классов Коллекция картинок Microsoft Office
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Определите тему урока
Синквейн (актуализация прежних знаний) Тема – ПОТРЕБНОСТИ 2 глагола 3 прилагательных 1 словосочетание 1 предложение - вывод
Чему вы сможете научиться сегодня? Целеполагание
Потребность (формирование новых понятий) Нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом Побудитель активности Что общего?
Потребности биологические социальные
комфорт Удовлетворение потребности дискомфорт потребность
духовные престиж социальные безопасность физиологические Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу (ХХ век) низшие высшие
Формирование умений и навыков
Объясните данную зависимость Подавление потребностей 2. Деформирование личности 1.Неудовлетворение потребностей 2. Массовые недовольства, раздражение населения
Задание для закрепления Составьте список СВОИХ потребностей Проанализируйте: к какому типу потребностей относятся ваши потребности.
Выскажите своё мнение В человека вложена потребность счастья; стало быть оно законно. Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо.
Актуализация изученного материала
1. Понятия: личность, индивид, человек.
2. Влияние социальной среды на развитие личности.
? Человек = личность = индивидуальность
Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Личность – это человек как носитель каких-нибудь свойств.
Индивидуальность – это особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого.
Способна нести
личность
Контролирует…, обладает силой…
человека
Отличается
в поступках
Способна нести ответственность
личность
Контролирует поведение, обладает силой воли
Продукт социализации человека
Отличается самостоятельностью в поступках
Обладает правилами и … человека
Биосоциальное
Имеет свои … и стремления
человек
Обладает правилами и обязанностями человека
Биосоциальное
существо
Имеет свои желания и стремления
человек
………… .
Отличается творчеством и оригинальностью в деятельности
индивидуальность
Обладает неповторимыми особенностями
Тема урока
Потребности человека
Потребность - это состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.
Удовлетворение потребности – процесс возвращения организма в состояние равновесия.
Абрахам Маслоу (1908-1970)
Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу)
Вторичные,
приобретенные
Первичные,
врожденные
Вывод:
Чем выше находится в пирамиде А. Маслоу потребность, тем сложнее ее удовлетворить. Самыми неподатливыми являются духовные потребности. Удовлетворить их – значит обрести смысл жизни, предпочесть добро злу, относится к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.
Определите, верны ли суждения:
Домашнее задание
§ 4, вопросы и задания
«Деятельность и личность» - Структуры личности. Количество движений. Нравственность. Личность. Виды деятельности. Процесс создания человеком материальных и духовных ценностей. Категория социальная. Личность каждого человека. Игра. Время игр. Деятельность и личность. Деятельность. Труд. Структура личности. Понятие личности. Абстрактная модель.
«Свободное время» - Развернуться, улыбнуться И на место снова сесть. Доктор медицины. Таким образом, можно …. С моей точки зрения… Раз – подняться. Чтобы быть всегда в порядке Надо делать физзарядку! Свободное время: заняться физкультурой или посмотреть телевизор. ВРЕМЯ – определенный момент, в который происходит что-нибудь (С.И. Ожегов).
«Деятельность людей и её многообразие» - Творческая деятельность. Деятельность. Виды деятельности. Понятие «деятельность». Сущность и структура деятельности. Что движет человеческой деятельностью. Классификация видов деятельности. Форма существования человеческого общества. Деятельность людей и её многообразие. Средства достижения. Потребности и интересы.
«Виды деятельности человека» - Коммуникации. Различия между деятельностью человека и поведением животного. Действия, направленные на достижение цели. Убеждения. Игра. Виды общения. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и общение. Образ предвосхищаемого результата. Пирамида Маслоу. Структура деятельности. Субъекты общения.
«Досуг отдых» - В свободное время личность свободна от ответственности перед обществом. Понятие «Досуг». Ребята любят смотреть сериалы, мультфильмы, кинофильмы. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг. Статистика. Н. Заболоцкий. Давайте узнаем где и как проводят свободное время, подростки. Досуг и Отдых.
«Игровая деятельность» - Педагогический стаж работы 13 лет. Диаграмма качества знаний 2005/06 – 2007/08 уч. год. Дидактические игры; Деловые игры; Игровые ситуации; Нестандартные формы уроков; Внеурочная игровая деятельность. Образование: Московская государственная академия физической культуры, 1997г. Игровые методы обучения.
Всего в теме 15 презентаций
Слайд 2
Деятельность человека, ее основные формы
Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края
Слайд 3
Основные компоненты деятельности
Слайд 4
Виды деятельности
Особый вид деятельности, целью которого является не производство какого-либо материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.
Это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Если в этот обмен включатся материальные предметы – это коммуникация.
Это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Может быть организованным и неорганизованным.
Это деятельность, направленная на достижение практически полезного результата.
Слайд 5
тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
это, ради чего у человека возникает необходимость в общении.
это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому.
это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, интернета и проч.)
Получатель информации
Слайд 6
Творчество – это вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (новая цель, новый результат, новые средства, новые способы и проч.)
Важнейшие компоненты творческой деятельности
Комбинирование уже имеющихся знаний
способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании
характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов
знание, условия получения которого не осознаются
Слайд 7
Слайд 8
Впиши соответствующие примеры из перечисленных ниже в таблицу.
Собака сторожит дом, мальчик катается на велосипеде, композитор сочиняет оперу, учитель ведет урок, белка делает запасы на зиму, мама сажает цветы.
Слайд 9
2. Разгадай кроссворд. Если все слова будут разгаданы верно, то по вертикали получится слово, которое характеризует один из видов деятельности.
Устное народное... 2. Труд иначе... 3. Бывает в школе. 4. То, чему время, когда потехе час.
Слайд 10
Слайд 11
Современность
Первобытность
Потребности зависят от условий в которых живут люди и меняются со временем
rf-gk.ru - Портал для мам. Воспитание. Законы. Здоровье. Развитие. Семья. Беременность