Чудотворная икона божией матери "троеручица". «Троеручица» икона Божией Матери

Обязательно нужно иметь дома для напоминания о бессмертии, об этом писал ещё Иоанн Кронштадтский. В переводе с греческого икона означает образ. Он является как бы визуальным звеном, помогающим обращаться к Богу и святым, в то время как молятся не иконе, но тому, кто изображён на ней.

Одним из множества почитаемых и чудотворных образов является необычное изображение Матери Божьей, называемое «Троеручицей». Как видно на фото, её удивительной особенностью является наличие третьей руки на изображении.

История создания

Есть три истории её происхождения. В зависимости от них третья рука изображается как принадлежащая Богородице или как самостоятельный элемент. Икона обладает целительной силой и большим значением . День её празднования совершается 11 и 25 июля.

Иконы, изображающие Богоматерь с Иисусом , относят к типу («Путеводительницы») . Обычно на них Младенец находится слева от Матери, но на «Троеручице», наоборот, он находится справа. Третья рука на образе выглядит очень необычно и изображается либо телесного цвета, как рука Богородицы, либо серебряного или тёмного.

Мнения о происхождении иконы имеются самые разные. Так, некоторые сравнивают её с изображением древних многоруких божеств или утверждают, что три руки являются напоминанием о Святой Троице. Это, конечно, не так. Как было на самом деле, с уверенностью уже никто не скажет, но до наших дней дошли три древних предания .

Об Иоанне Дамасском

Действие самого распространённого предания начинается в VIII веке. Византийский император Лев III Исаврянин объявил борьбу с иконами и поклонением всем небесным жителям. Христианские иконы приравнивались к языческим идолам и безжалостно уничтожались. Помимо этого, было потеряно огромное количество таких памятников культуры, как скульптуры, мозаики и фрески, изображения святых. Людей, которые пытались их защищать, наказывали и даже убивали.

Мансур ибн Сержун был одним из тех немногих, кто противоборствовал уничтожению икон. Будучи советником правителя в мусульманском Дамаске, он защищал святыни, так что люди могли поклоняться им. Также он писал письма и трактаты, обличающие ересь борьбы с иконами. Эти действия поддерживали христиан и очень раздражали Льва, как активного сторонника иконоборчества. Но Мансур был сыном крупного чиновника и занимал высокое положение в Дамаске, так что он находился за пределами императорского влияния.

Тогда император с помощью подданных подделал письмо, в котором Иоанн якобы предлагает ему союз для завоевания Дамаска. Письмо было отправлено Дамасскому халифу, и тот был так разгневан мнимой изменой, что тут же лишил своего министра всех привилегий да в придачу приказал отрубить правую руку и вывесить на всеобщее обозрение для предупреждения других. Святой чудом избежал смерти через повешение, но когда гнев правителя немного поутих, тот отдал мученику отрубленную кисть.

Как бы ни было истекающему кровью преподобному плохо и больно, он не отчаялся, а стал молиться о помощи перед иконой Святой Девы Марии с Младенцем. Он просил возможности продолжать труды во славу Божью. И тогда ночью ему приснилась Богородица и пообещала исцеление, а утром отрубленная кисть оказалась на месте. В память о событии остался только шрам.

Иоанн был искренне благодарен за чудо. По старинной традиции подношения святыням в знак признательности, он приделал к окладу иконы, перед которой молился, руку, отлитую из серебра. Именно такую икону потом назовут «Троеручица». Третья рука служила как бы признанием того, что вернувшаяся ему кисть – Божья милость и принадлежит не ему. Также он дал обет служения Господу и Богородице и написал благодарственную песнь, которую до сих пор можно услышать на Василия Великого.

Произошедшее чудо вразумило халифа, он признал ошибку и просил Иоанна вернуться к государственной службе. Но тот понял, что теперь его предназначением является служение Господу. Он в одиночестве отправился в Иерусалимскую лавру, взяв с собой только икону. Там он принял постриг в монахи с именем Иоанн. Днём его памяти является 4 декабря.

Икона находилась в Иерусалиме до XIII в., пока не была подарена святому Савве и перевезена им в Сербию. Когда в XV в. начались османские нашествия, чтобы попытаться защитить святыню, её передали на попечение Небесных сил. Другого способа, как возложить образ на ослика и отпустить животное, не было. Ведомое разве что только Богом животное дошло до центра православного христианства, святой горы Афон и остановилось у дверей Хилендарского монастыря, основанного ещё за два столетия до событий. Монахи взяли икону и поставили её на алтарь. С того времени и до наших дней она свято хранится и оберегается там. К ней ежегодно совершаются крестные ходы.

Хотя образ был увезён из Сербии, немногочисленные следы его почитания сохранились на близкой ему территории. Так, в храме села Каран есть удивительнейшее изображении Пресвятой Богородицы в полный рост, на котором она держит Младенца на правой руке, а указывает на него двумя левыми.

Об иконописце

Более древнее сказание гласит о том, что «Троеручица» появилась в монастыре другим способом. Художник, работавший над иконой, с удивлением обнаружил, что у написанной им Божьей Матери чудесным образом появлялась третья рука внизу изображения. Дважды он стирал эту руку, пока на третий раз ему не пришло сонное видение с Богородицей, которая велела оставить всё как есть. Художник стремился к естественности, но именно на этой иконе должно было быть отражено чудо.

Богородица и разбойники

Пусть изредка, но можно услышать и третью версию. Она гласит, что однажды молодой Марии пришлось спасаться с Иисусом от разбойников. Она добежала до реки, но чтобы быстро переправиться вплавь, ей нужны были обе руки, а она держала Младенца. Тогда она обратилась за Божьей помощью и ей была ниспослана третья рука, с помощью которой она и спаслась.

Значение образа

Положение фигур на иконе таково, что Святой Младенец находится посередине изображения на руках у склоняющей к нему голову Матери. Он делает благословляющий жест, а рука Богородицы указывает на сына, как на путь к спасению . В зависимости от положения руки немного изменяется значение.

  • Рука Иоанна свидетельствует о милости и благодати Богородицы , снисходящей на любящих Господа.
  • В иконах, изображающих руку принадлежащей Царице Небесной, её значение раскрывается в посвящённом образу тропаре. Две руки нужны для поддержания Младенца, а третья дарует покров и защиту людям . Стоит отметить, что таким способом изображения был очень недоволен Синод, так как считал его противоестественным. Был даже запрет на изображение святых с не соответствующими истине элементами.

Со временем люди поняли, что смысл «Троеручицы» в назидании необходимости служения Господу и веры в чудо . Она даёт надежду на помощь Небесных Сил в ответ на обращение к ним. «По вере вашей да будет вам».

Чудеса

Первое чудо, связанное с иконой, произошло вскоре после смерти игумена Хилендарского монастыря. Монахи никак не могли прийти к единогласному решению о том, кто должен стать новым настоятелем. И тогда Богородица вмешалась в их смуту. Однажды на утреннем богослужении монахи с удивлением обнаружили, что икона «Троеручица» пропала с алтаря и оказалась на месте главы монастыря. Уверенная, что её кто-то перенёс, братия вернула образ на место, но на следующий день он снова занимал пост игумена. Удивлённые, как им казалось чьим-то упрямством, монахи отнесли образ в алтарь и опечатали двери. Но, несмотря на это, следующим утром икона вновь оказалась на месте настоятеля.

Ситуацию разрешил монастырский затворник. В видении к нему пришла Богородица, объявившая о своём решении самостоятельно управлять паствой, в знак чего икона займёт место главы монастыря.

С тех пор эта обитель управляется Царицей Небесной . Должности игумена нет, его заменяет иеромонах-наместник. Он находится около игуменского места, которое занимает икона XIV века. Поцелуем руки на изображении испрашивают благословения на службу. Именно она, а вернее, изображённая на ней Богородица, сохраняет мир и порядок в монастырских стенах.

В связи с такой удивительной историей, для этого монастыря икона имеет особенное, великое значение, благословляет и направляет. Небесная Игуменья покровительствовала обители и защищала от вражеских вторжений. Во время русско-турецкой войны обе стороны конфликта не раз видели, как над монастырскими стенами прямо в воздухе возникал таинственный женский образ, не пострадавший ни от оружия, ни от попыток дотянуться до лика.

Также икона являла чудеса исцеления . В конце XIX века, отслуженный молебен перед чудотворной иконой, прекратил сыпной тиф в Киеве. Теперь этот образ хранится в храме Монастыря Святой Троицы. Также чудеса исцеления проявляли мощи Ионы, перезахороненные в монастыре. Паломничество к ним вылечило обожжённую кислотой руку одной женщины.

Где можно найти копии иконы

Самая древняя копия находится в Троянском монастыре Болгарии. Считается, что именно «Троеручица» защищала его, так как он никогда не закрывался, даже во времена гонений. Её руки на изображении закрыты тремя серебряными изваяниями на окладе.

В России же икону почитают с XVII века, когда её список преподнесли в подарок Московскому патриарху Никону. К сожалению, тот образ пропал, а его копия, сделанная в середине XIX века, хранится в музее. Образ был настолько необычен, что рядом с ним пришлось повесить объясняющую его происхождение табличку, чтобы не смущать прихожан. С тех пор удивительному образу поклонилось огромное количество людей, в то числе семья царя Николая II. Сейчас эту икону редко можно встретить на домашнем иконостасе. Но в некоторых храмах есть её чудотворные копии. Ниже приведены самые знаменитые из них.

  • В Московском Свято-Даниловом монастыре находится изображение XVII столетия. Образ знаменит тем, что излечил слабое зрение реставратора.
  • В Брянской области находится образ, написанный Артемием Фёдоровым и Афанасием Ивановым в начале XVIII в, прославившийся своими чудесами. Третья рука на ней была написана принадлежащей Богородице.
  • В Екатеринбургском Храме на Крови.
  • В Московском храме, названном в честь Иконы «Троеручица».
  • В Московском Успенском храме и Троицком Соборе.
  • В Трёхсвятительском, Борисоглебском и Симеоновском храмах Твери.
  • В Троицком женском монастыре Архангельска.
  • В Тамбовском женском монастыре.

Несмотря на небольшую распространённость, она творит настоящие чудеса. Вот какое большое имеет Икона Троеручица значение.

В чём помогает икона

Получить помощь через «Троеручицу» может любой истинно верующий. Чаще всего к ней обращаются для защиты семьи от врагов и вешают икону в доме. Но также к Божьей Матери обращаются и со следующими просьбами:

  • о благополучии в браке;
  • о стабильности благосостояния;
  • для помощи от болезней, особенно при увечьях, травмах, операциях, ожогах кожи, рук, ног, а также при глазных и инфекционных заболеваниях;
  • ради здоровья близких;
  • для избавления от тоски, тревоги и душевных терзаний;
  • для укрепления душевных сил;
  • для помощи и придания сил в рукоделии, ремесле (особенно хирургов) и работе по хозяйству.

Молитва

Перед иконой можно обращать молитвы к Богу и его Матери. Множество акафистов посвящено чудесному образу. Ниже приведён один из них.

«О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных раб Твоих (имена), пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная, благословенная во веки веков. Аминь».

икона Троеручица



Есть Предание Церкви, а есть народные предания, которые так или иначе проникают в церковную ограду. Для земной церковной жизни, несущей на себе отпечаток нашего несовершенства, это привычное явление.

Обычно Церковь справляется с этими преданиями, некоторые отвергает, некоторые воцерковляет, поскольку даже вымышленные события могут нести в себе назидательный смысл и тем самым являть некую высшую истину. Но некоторые противоречащие церковному учению народные предания время от времени всплывают, несмотря ни на что.

Икона Троеручица

В данном случае мы поговорим о «трехрукой» версии известной богородичной иконы «Троеручица».

Встретив такое вот изображение, неискушенный зритель испытывает известное удивление.

Ведь на иконе у Богородицы три руки! Что бы это значило? И здесь есть два варианта – полезть в специальную литературу или выдумать свою собственную версию, более или менее заковыристую, в зависимости от фантазии. Приходилось, например, сталкиваться с ситуацией, когда люди, склонные к и «мудрости востока», немедленно проводили параллель с многорукими восточными божествами. И это объяснение звучат не более и не менее нелепо, чем «три руки символизируют Св. Троицу».

Но если мы сравним это изображение с оригиналом, хранящимся в монастыре Хиландар, то увидим существенное различие: «третья» рука не написана на иконе, но изготовлена из металла и наложена на поверхность образа.

Икона Божией Матери “Троеручица” и её значение

Церковное предание связывает эту накладку с житием великого святого .

Преподобный Иоанн Дамаскин (Дамасский), жил в VII-VIII веках в завоеванной арабами Сирии и по происхождению был сирийцем. Мирское имя его было Мансур ибн Сержун. Он происходил из довольно знатного рода и служил в налоговой администрации арабского халифата (позднее предание называло его чуть ли не визирем). Позднее Мансур удалился в монастырь и стал известен как богослов и гимнограф. Предание, зафиксированное в IX веке, передает следующую историю.

Прп. Иоанн Дамаскин, икона работы архимандрита Зинона

Агиограф рассказывает, что, будучи сыном крупного чиновника, Иоанн Дамаскин после его смерти унаследовал его должность при дворе халифа и даже поднялся выше, став первым советником халифа – хотя и против собственной воли, поскольку склонялся к уединенной иноческой жизни.

Когда в Византийской империи при императоре Льве III начались гонения на иконы, Иоанн Дамаскин составил послание против ереси иконоборцев, которое быстро распространилось по христианскому миру.

Разгневанный император Лев решил оклеветать Иоанна перед халифом. По его приказу придворные писцы написали письмо от имени Дамаскина, подделав его почерк, в котором он якобы призывал императора напасть на Дамаск, в то время как между халифатом и Византией действовал мирный договор. Лживое письмо Лев III переслал халифу вместе с заверениями в неукоснительном следовании мирному договору. Халиф поверил, разгневался на своего министра и приказал отрубить ему руку, якобы писавшую «предательское письмо», и повесить ее в Дамаске на рынке на всеобщее обозрение.

Оклеветанный Иоанн упросил халифа отдать ему руку. После его долгой молитвы перед иконой Богородицы рука приросла. Увидев такое несомненное чудо, халиф признал непорочность святого Иоанна и согласился отпустить его в монастырь, о чем тот неустанно просил. В память этого чудесного исцеления Иоанн Дамаскин изготовил из серебра модель своей руки и в благодарность приложил к иконе, через которую молитвами Богородицы и был исцелен.

Так гласит предание. И икона, называемая «Троеручицей», которая хранится в Хиландарском афонском монастыре, считается именно той самой, перед которой молился святой Иоанн.

Можно сказать, что и предание, и связь преподобного Иоанна с афонской иконой – вещь не бесспорная. У историков и искусствоведов здесь найдутся свои аргументы. Например, можно отметить, что афонская «Троеручица» никак не относится ко времени прп. Иоанна. Однако, по сути здесь нет противоречия.

За всю христианскую историю зафиксировано множество чудесных исцелений по молитве перед той или иной иконой. И до сих пор в разных уголках христианского мира существует обычай в знак благодарности подвешивать к иконе миниатюру в виде исцеленного органа. Обычай, конечно, не бесспорный, тем более, что точно такой же существовал в античном язычестве. И всё же, это многое объясняет.

Списки с чудотворной хиландарской иконы множились и распространялись. Но копирование не всегда гарантировало качественное исполнение. И вот, спустя какое-то время появились списки, на которых серебряная накладная рука стала изображаться как живая. А далее не особо думающий богомаз обернул эту руку в богородичный мофорий. И этот вариант также бездумно распространился во множестве копий.

Церковь пыталась бороться с таким нарушением канона, Синод издавал указы, но привычку и суеверие трудно искоренить. И даже сейчас, когда издано столько книг по христианской иконографии, бездумные богомазы продолжают тиражировать бессмысленную третью руку. Но радует, что на фоне этих поделок встречаются и прекрасные образцы современной иконописи.

История чудотворного образа Божией Матери «Троеручицы» тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина. В 717 году византийский император Лев Исавр начал лютые гонения на почитателей икон. Иконы сжигали, разбивали, а их защитников предавали мукам и смерти. Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, еще продолжали открыто почитать иконы благодаря заступничеству святого Иоанна, занимавшего должность советника у правителя города. Однако вскоре преподобный Иоанн был обвинен императором в государственной измене и оклеветан перед местным халифом. Было велено отсечь у него кисть правой руки и повесить ее на городской площади для устрашения. К вечеру, когда утих гнев правителя, преподобный ходатайствовал перед ним и, взяв отсеченную руку, затворился в своей келлии. Святой долго и слезно молился перед иконой Божией Матери, приложив отрубленную кисть к суставу и прося Владычицу исцелить руку. В тонком сне Пресвятая Богородица явилась ему, принеся радостную весть об исцелении руки, которой он отныне должен был пользоваться для прославления имени Божия. Проснувшись, преподобный ощупал руку и увидел ее целой и невредимой. Тронутый чувством глубокой признательности Небесной Владычице за Ее милость, святой Иоанн составил благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая в позднейшей богослужебной практике стала использоваться как задостойник в литургии святого Василия Великого. Также, желая оставить память о произошедшем чуде, святой приложил к нижней части иконы, через которую получил исцеление, сделанную из серебра руку, отчего этот образ и получил название «Троеручицы».

Весть об исцелении Иоанна немедленно разнеслась по Дамаску. Вразумленный чудом халиф сознал свою вину и просил Иоанна снова взять на себя государственные дела, но святой уже решил отдать все свои силы на служение Богу. Он удалился в Лавру Саввы Освященного в Иерусалиме и там принял иночество. Туда же он взял с собой и чудотворную икону Божией Матери.

Святой образ постоянно находился в Иерусалиме до XIII века, когда в обитель прибыл святой Савва. По особому произволению Богоматери будущему архиепископу Сербскому чудотворная икона была дарована в благословение. В XV веке, во время османского нашествия, желая спасти драгоценный дар от уничтожения, благочестивые сербы вверили его попечительству самой Царицы Небесной. Икона была возложена на осла, и животное, никем не водимое, само пришло на святую гору Афон и остановилось у ворот Хиландарского монастыря, основанного в XIII веке сербским господарем Стефаном (Симеоном). Хиландарские иноки приняли образ как великий дар свыше и поставили его в алтаре соборного храма, а на место появления иконы с той поры ежегодно совершается крестный ход.

Однажды по смерти игумена братия, приступив к избранию нового, никак не могла прийти к соглашению. Смуты братии не были угодны Богоматери, и Она Сама приняла участие в их споре. Собравшись на утреннее богослужение, иноки обнаружили чудотворный образ стоящим не в алтаре, а на игуменском месте. Приписав это чьим-то тайным действиям, монахи вернули икону на место, но в следующие дни это повторилось даже при запечатанных дверях. Вскоре воля Божией Матери открылась через известного монастырского затворника, который сообщил, что в видении Богородица сказала ему Свою волю: для устранения несогласий братии Она Сама займет игуменское место Своей иконой и будет непосредственно управлять монастырем.

С того времени и до наших дней, согласно воле Царицы Небесной, в Хиландарской обители не выбирают из братии особого игумена, а только иеромонаха-наместника, заведующего монастырскими делами. Во время службы он стоит у игуменского места, где помещается чудотворная икона Божией Матери Троеручицы. Прикладываясь к иконе, братия свято веруют, что принимают благословение от Самой Богородицы, их Небесной Игумении.

Чудотворный образ не раз защищал Хиландарскую обитель от вторжения иноплеменных. В эпоху русско-турецких войн, по свидетельству самих турок, над стенами монастыря часто появлялась недосягаемая для людей и оружия таинственная Жена.

Просмотреть на карте большего размера

Видео о Хиландарском монастыре на Афоне.

Иконография

С иконографической точки зрения образ Божией Матери «Троеручицы» относится к типу Одигитрии, с Младенцем, сидящим на правой руке. В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. Образ Богоматери почти лишен движения: голова Ее чуть повернута к Сыну, левой рукой Она указывает на Младенца Иисуса Христа, как на Путь спасения. Голова Младенца отстранена от головы Девы Марии, но взгляд Его неизменно обращен к Матери. На задней стороне иконы изображен святитель Николай Чудотворец.

В «Путешествии на Афон» преосвященного Порфирия особо отмечается «славяносербское обличие» образов Богоматери и Младенца. Существует мнение, одним из первых высказанное Н.П. Кондаковым, что икона “Троеручицы”, хранящаяся в Хиландарском монастыре, не глубокой древности. Кондаков относит образ к XIV веку, судя по его письму и такой незначительной, но красноречивой детали, как маленькая держава в левой руке Младенца Иисуса, которая свидетельствует, по словам ученого, «о позднем происхождении иконы или о позднейшей переписке». В качестве обоснования своего мнения Кондаков приводит запись о Хиландарской Богоматери духовника и старца обители Никанора, составленную им в 1685 году. Согласно этому свидетельству, икона «Троеручицы» «сама своим мановением и чудотворением пришла есть из Богохранимаго града Скопия, иже иногда в нем Българом царствующим <…>». На основании этой записи Кондаков предполагает, что образ мог быть создан «после 1377 года, когда Хиландарцы получили в Скопии подворье»

Списки с иконы

На Руси Хиландарская икона «Троеручицы» почитается издревле. По просьбе Святейшего Патриарха Никона, 28 июня 1661 года с Афона в Москву был доставлен список образа «Троеручицы», что и послужило установлению второго празднования иконы в честь ее сретения на Московской земле. Икона была помещена Патриархом Никоном в основанный им на Истре Воскресенский монастырь, именуемый Новым Иерусалимом, откуда и стали распространяться по России списки иконы. Многие из них были прославлены чудотворениями и потому стали особо чтимы в народе.

По причине многочисленности чудотворных списков с хиландарской святыни здесь не могут быть приведены их пространные описания.

Видео об иконе Богородицы «Троеручица»

Фотографии и изображения в порядке появления: Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ;

Чудотворная икона Троеручица

Икона Троеручица. Молитва.

В православной вере чудотворная икона «Троеручица» имеет очень важное значение. Празднование образа 11 и 25 июля. На иконе изображена Богородица, на правой руке которой расположен Богомладенец и благословляет правой кистью всех находящихся перед ним. А Богоматерь указывает на младенца Иисуса Христа как бы показывая путь к спасению. Внизу на иконе, под правой рукой Богородицы, изображена еще человеческая кисть. Некоторые списки Богоматери приписывают ей третью руку. Значение иконы Божьей Матери «Троеручица» основано на отсеченной руке, свидетельствующей, что служащие Богу люди могут получить спасение.

История возникновения образа связана с преподобным Иоанном Дамаскиным, которого обвинили в измене государству. По приказу Императора ему отрубили правую кисть и хотели повесить на площади, но потом помиловали. Иоанн долго просил у иконы Богоматери помощи, чтоб Высшие силы восстановили ему руку. После долгих молитв к нему ночью явилась Дева Мария и сказала об исцелении его руки и Иоанн должен использовать свою руку для прославления Бога. Это событие легло в основу явления иконы «Троеручица».

Икона «Троеручица» значение, в чем помогает. Основное значение иконы в ее защитных способностях. Чтоб уберечь свою семью от негатива, от проблем, ее нужно разместить дома. Образ Божьей Матери так же помогает верующим получить поддержку, надежду в сложных жизненных ситуациях. У ремесленников «Троеручица» считается покровительницей. Если люди болеют, то для них икона имеет особое значение.

Молитвы перед образом помогают выздороветь больным людям, помогает исцелиться от недугов. История помнит, что мольбы перед иконой Божьей Матери «Троеручица» помогали спасти множество людей от серьезных болезней, от тифа, да и не только от физических заболеваний, но и от душевных. Образ помогает молящимся женщинам, если они хотят укрепить свой брак или же выйти замуж за хорошего мужа. Так же лик помогает исцелиться при заболевании ног, рук, глаз. Молитвы перед иконой помогут, чтоб ушли горестные мысли, апатия, тоска.

Помощь иконы «Троеручица» может получить только глубоко верующий человек, который с искренним сердцем, любовью, верой обращается в молитве к иконе. Чудотворной считается не только сама икона, но и все списки, которые находятся в многочисленных храмах.

В России икона «Троеручица» известна с 17 века. Список этой иконы в качестве дара преподнесли в 1661 году Патриарху Московскому Никону. Копии чудотворной иконы, которые так же помогают верующим людям в их мольбах, находятся по всей стране в храмах. В столице России Москве помолиться списку образа святой Богородицы можно в Успенском храме на Таганке.

Величание Иконе Божией Матери «Троеручица»

События из истории иконы

Как появилась икона Божией Матери «Троеручица»?

В сложной истории христианской церкви был период, который остался как один из самых горестных ее эпизодов. Иконоборчество – это еретическое движение, которое пришло в Византию в начале VIII века. Связано оно с именем уроженца малоазиатского города Германикии императора Льва III Исаврянина, который в основу своей иконоборческой позиции положил строки из книги Исход Ветхого Завета «… не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, ... не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5), очевидно, не осознавая величайшей разницы между тем, что есть христианская икона и что – языческий идол, и какова пропасть между этими двумя явлениями. В этот период были уничтожены многие памятники культуры того времени – иконы, расписные алтари, фрески, мозаики, скульптурные изваяния святых, которые были также безусловными святынями для истинных христиан. От издержек ветхозаветного сознания Восточная Церковь понесла большие духовные и культурные убытки.

На самом деле – иконоборчество становилось очень серьезным препятствием в развитии христианства, так как не оставляло человеку возможности личного общения с Господом и всеми святыми Его, ибо икона – образ, святыня, имеющая Святого Духа, которым освящен первообраз того святого, который на ней изображен, или самих Господа Иисуса Христа и Царицы Небесной.

Лев III Исаврянин, иначе – Исавр, взошел на престол в 717 году. С этого момента и до самой его кончины в 741 году, и еще век далее христианский мир находился в состоянии борьбы между сторонниками иконоборчества и иконопочитания, вплоть до 843 года, когда на церковном соборе были признаны все постановления об иконопочитании, принятые на VII Вселенском соборе, где сторонники иконопочитания одержали победу и иконоборцы были окончательно отлучены от Церкви. На том же соборе 11 марта провозгласили и совершили новый чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам, который теперь совершается Православной Церковью в Неделю Православия – первое воскресенье Великого поста.

История удивительной чудотворной иконы Богоматери, которая по типу восходит к Одигитрии, с той только разницей, что Богомладенец восседает на правой, а не на левой руке Ее, связана с именем песнопевца, ревнителя веры и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина – имя ему дано по месту его жительства и служения в городе Дамаск, столице Сирии. Многие не знают – откуда эта третья, будто посеребренная рука, и принадлежит ли она Богородице? Третья рука «Троеручицы» изображается на иконах более темной по тону или более светлой, но не телесного, свойственного живой руке цвета.
Святой преподобный Иоанн Дамаскин родился в 680 году в семье, исповедовавшей христианство. Отец, Сергий Мансур, служил при дворе халифа казначеем, после его ухода из жизни святой Иоанн занял придворную должность министра и градоправителя.
Когда настал период иконоборчества, преподобный Иоанн Дамаскин прилагал значительные усилия к тому, чтобы воспрепятствовать распространению этой опасной и вредной ереси. Ему принадлежат три трактата, объединенных названием «Против порицающих святые иконы». Содержание этих трудов было столь убедительным, мудрым, вдохновенным от Святого Духа, производило такое впечатление даже на некоторых иконоборцев, приводя их в сомнение по поводу их позиции, что Лев Исавр пришел в ярость. Ему необходимо было погубить автора трактатов. Но поскольку Иоанн Дамаскин занимал высокое положение при дворе самого халифа и не был византийским подданным, арестовать или казнить его император не мог. Так что иначе как коварством унять преподобного Иоанна, в котором византийский царь нашел серьезного противника, было невозможно. Клевета и подлог – вот были лучшие инструменты в этом случае, и он не погнушался ими. По его приказанию было составлено письмо якобы от имени Иоанна Дамаскина, в котором он предлагал императору план завоевания Дамаска, и приложил к нему свой ответ, полный лицемерной лести. Клевета, как известно, вещь страшная, халиф разгневался и велел лишить преподобного святого всех регалий, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на главной площади города всем в назидание.
Физические страдания преподобного были велики. Но еще более велики страдания духовные, ибо он был оклеветан и незаслуженно опозорен. Тем же днем Иоанн через своих товарищей передал халифу письмо, где писал, что болезнь его усиливается, но ему нет и душевного покоя, пока его правая рука выставлена на позор всем. Халиф, очевидно, помня прежние заслуги своего придворного и его отца, приказал вернуть руку Иоанну. В ту же ночь преподобный Иоанн приложил кисть руки к тому месту, где она была отсечена, пал на колени перед иконой Божией Матери и, рыдая, молитвенно просил Ее вернуть ему десницу, не просто, чтобы исцелиться, а вновь обрести возможность трудиться в защиту православия и мыслью, изложенной письменно, противостоять ересям. Так в молитве и слезах он и забылся в сновидении. Но на грани сна и яви он увидел светлый лик Богоматери, склонившейся над ним, и услышал Ее чудный голос – Она обещала ему исцеление, но с тех пор все труды его этой рукою должны быть отданы Ей.

После этого преподобный Иоанн, измученный болью душевной и телесной, крепко уснул, а наутро, проснувшись, не почувствовал боли и тут увидел, что кисть руки принадлежит ему как прежде, остался лишь тонкий рубец.

В порыве любви и благодарности Царице Небесной за скорое и чудесное исцеление святой Иоанн Дамаскин создал песнь Богоматери «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», впоследствии вошедшую в литургию Василия Великого, которую служат в дни Великого поста. А как символ вечного служения своей Избавительнице он приделал к Ее иконе посеребренную руку – этим он как бы признавал, что это отсеченная и возвращенная ему рука принадлежит не ему, а Той, Которая сотворила чудо исцеления его духа и тела. Так появилась эта чудеснейшая из икон – «Троеручица».

Когда халиф узнал, что случилось, увидел чудо, которое было свидетельством невиновности преподобного Иоанна, то попросил прощения и хотел было вернуть святому все, что отнял у него, но тот поблагодарил и отказался. Богатство он роздал нуждающимся и вместе с приемным братом Космой, которого еще ребенком взял в семью и с которым он вместе рос и воспитывался, ушел простым послушником в монастырь Саввы Освященного.

Здесь же Иоанн Дамаскин принял монашеский постриг, затем его призвал в Иерусалим патриарх, рукоположил в священники и пригласил к служению на кафедре, но преподобный, предпочтя простую монашескую жизнь, очень скоро вернулся в обитель Святого Саввы и продолжил свои письменные труды во славу Божию, служа своей Заступнице и Избавительнице. Ему нынешние богослужения обязаны созданием многих церковных песнопений и духовных книг. В 754 году на Константинопольском соборе, где перевес сил оказался на стороне иконоборцев, его бросили в темницу и пытали. Однако Богоматерь не оставила того, чья рука была верна Ей во все дни жизни святого и запечатлена на одном из Ее священных образов. Преподобный Иоанн Дамаскин не погиб, а вернулся в свою обитель, к иконе «Троеручица», с которой не расставался вплоть до своей блаженной кончины в 784 году в возрасте 104 лет.

Как икона попала в сербскую обитель на Афоне

Ушел из жизни преподобный Иоанн Дамаскин, но продолжилось удивительное шествие «Троеручицы». В XIII веке икона Божией Матери «Троеручица» оказалась в Сербии, будучи передана в дар святителю Савве Сербскому. Когда началось завоевание османами восточного христианского мира и турки напали на Сербию, святыню, дабы спасти от поругания, монахи, доверяясь милости Божией, положили на осла и отправили его брести куда глаза глядят. И вот, чудесным образом не встретив никаких препятствий, осел дошел из Сербии до афонского монастыря Хиландар, основанного в XIII веке сербским правителем Стефаном (Симеоном), где монахи с радостью приняли ее и поставили на алтаре в главном соборе. На месте обретения иконы с тех пор каждый год совершается крестный ход.

Здесь через икону «Троеручица» Божия Матерь явила опять свою чудесную волю. Спустя некоторое время после прибытия иконы в монастырь в обители не стало игумена. Братия приступила к выбору нового настоятеля, но монахи никак не могли принять единого решения. Однажды, когда все пришли к утренней службе, на месте, где их встречал игумен, стояла икона Божией Матери «Троеручица». Образ унесли на прежнее место, а на утро следующего дня она опять стояла на игуменском месте. Чтобы удостовериться, что это не чья-то странная шутка, монахи запечатали двери в алтарь, а на другой день «Троеручица» вновь стояла на месте настоятеля. Тогда монахи поняли, что это – воля самой Богородицы, о том же им поведал и монах, бывший долгое время в затворе, но вышел из затвора с тем, чтобы свидетельствовать явление ему в ночи Пречистой. Всеблагая Царица сказала, что отныне Она станет Сама управлять обителью. С той поры в Хиландарской обители игумена нет, а для получения благословения, как полагается перед любым делом, монахи идут к иконе приложиться к Ее благословенной руке, делами же монастыря управляет иеромонах-наместник.

В пору Русско-турецких войн Хиландарская обитель была под защитой Богоматери-Троеручицы. Сами турки свидетельствовали, что над стенами монастыря появлялся небесный Женский образ, и это устрашало османских захватчиков, славившихся бесстрашием и рвением в бою.

Икона Божией Матери «Троеручица» в России

В Россию «Троеручица», вернее, список с древней иконы, привезен 28 июня 1661 года по просьбе патриарха Никона и помещен в Воскресенском монастыре в Новом Иерусалиме. Сейчас там хранится список с той иконы, сделанный в 1854 году. В Москве находятся еще два списка – в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря и в Успенском храме Болгарского подворья.

Какое чудо произошло

Само появление иконы связано с чудом. Иоанн Дамаскин в сердечной молитве перед образом обратился к Богородице с просьбой об исцелении. Его рука с отсеченной кистью снова стала целой и невредимой. В память о случившемся он прикрепил к образу серебряную кисть, и с тех пор икона Божией Матери «Троеручица» стала известна во всем христианском мире как целительная. То, что ее списки тоже становятся чудотворными, подтверждают рассказы людей, получивших от нее помощь. Так, в одном петербургском храме сохранились записи, согласно которым уже в наше время икона «Троеручица» помогла излечить руку с разорванными сухожилиями без оперативного вмешательства, благодаря молитве матери перед этой иконой у ребенка пропала пупочная грыжа. В московском храме три женщины плакали и молились перед иконой о спасении умирающего мужчины, и тот выздоровел. Случаев, подтверждающих чудеса от иконы Божией Матери «Троеручица», множество.

Где бы ни оказывалась икона Божией Матери «Троеручица», происходили чудеса. Московский храм Успения, в котором она находилась, не закрывался даже во времена советской власти. С образом, который находится в московском Даниловом монастыре, интересная история произошла в 1980-х годах. Из музея икону возвращали монастырю, но перед этим ей требовалась реставрация. У близорукого мастера, который с ней работал, вдруг восстановилось зрение.

Значение иконы

При взгляде на икону мы видим, что центр композиции занимает Младенец Иисус Христос, сидящий на руках Богородицы. Он словно благословляет правой рукой того, кто находится перед образом. Божия Матерь указывает на Христа как на путь к Спасению. Это типичное изображение Одигитрии, но само возникновение и великое почитание иконы «Троеручица», которая тесно связана со сложным периодом в истории христианства, служат нам важным духовным и историческим свидетельством того, что икона – не оберег, не талисман, а окно в мир горний, с которым мы можем общаться, и нам дастся по вере нашей. Само явление иконоборчества и началось с этого непонимания: люди соскабливали краску с икон, отламывали кусочки, поклонялись не первообразу, а тому, что о. Павел Флоренский называл «физической причиной». Мы почитаем икону, но отдаем свою любовь и верим тому, той личности, которая смотрит на нас с нее и сквозь нее. И если мы будем так относиться к ней, то и нам будет через икону явлено благоволение той личности, что проявлена в красках рукой благословленной иконописца. Рука же преподобного Иоанна Дамаскина – вечное свидетельство того, как по велению Божией Матери приходит спасение и благодать к тем, кто отдает себя служению Богу под Ее высочайшим водительством.



Что еще почитать