Церковный этикет. Поведение православного христианина в храме, в монастыре и дома. Беседы с батюшкой. Отношение к храму и священникам

17-09-2008, 17:10

17-09-2008, 17:23

Придите в любую церковь,спросите батюшку.Вам наверняка скажут где он или когда будет.
Записываться предварительно не нужно..да и платить тоже:))
Как "поймаете", у него и спросите когда можно прийти "поговорить"...может у него окажется "минутка" для Вас.

17-09-2008, 17:37

17-09-2008, 17:52

Только постарайтесь найти церковь поспокойней (я про количество народа). Мне удалось нормально поговорить с батюшкой только в провинции. Где очереди на разговор нет.

17-09-2008, 17:55

Хочу поговорить с батюшкой, Кто знает как это делается? Надо предварительно записаться, сколько это стоит, порекомендуйте церковь?Куда катится мир:001:

17-09-2008, 17:56

Я видела, как в Казанском люди просто подходили и беседовали. Ничего не платили.
Батюшка стоял за специальным столиком (в это время шла служба, кстати, пел хор), к нему подходили и начинали беседу.

Скорее всего Вы наблюдали исповедь:)))

Беседы священники ведут в свободное от служб и треб время. Лучше всего в воскресенье после службы подойти к батюшке и спросить, когда можно придти поговорить.

17-09-2008, 17:58

Не отрицаю, могу и ошибаться. Но то, что ничего не платили - это точно!

17-09-2008, 18:11

Зимняя Вишня

17-09-2008, 18:13

Зимняя Вишня

17-09-2008, 18:15

главное, говорите с ним без мата и руки об рясу не вытирайте

И вам желаем не сморкаться дома в занавеску...

17-09-2008, 18:18

Еще почти в каждой церкви есть дежурный(не служащий в этот день)священник,в определенное время он всегда в храме.Для начала лучше прийти и просто узнать,в какое время подойти.А может,у вас разу получится побеседовать.

А мне кажется, сейчас это редкость. Не хватает в городе священников - перегружены они, как правило. Как уже писали, от прихода многое зависит.

17-09-2008, 18:28

главное, говорите с ним без мата и руки об рясу не вытирайте

Лишь бы все опошлить.... ничего умного вы сейчас не сказали!

17-09-2008, 18:34

Лишь бы все опошлить.... ничего умного вы сейчас не сказали!

Ну почему опошлить. и то и другое наблюдал лично

17-09-2008, 18:54

я просто звонила в церковь, и мне говорили время, когда удобней подойти и когда у священослужителя будет время.
все просто;)

Иришечка

17-09-2008, 19:00

Мне очень нравится церковь (хотя это сложно назвать церковью т.к. находится в подвале жилого дома) в доме 32 на 5 Советской и Батюшка очень хороший:love: Главное найти время и решиться на это...ну и конечно,чтобы у Батюшки было время....разговор сам пойдет.....;)

Зимняя Вишня

17-09-2008, 19:05

А мне кажется, сейчас это редкость. Не хватает в городе священников - перегружены они, как правило. Как уже писали, от прихода многое зависит.

Если маленький приход-тогда,конечно,вряд ли.На больших, как правило,деж.священник бывает.Я сама таким образом приходила на беседу, и не раз,зная,что батюшка в этот день дежурит и сможет уделить мне достаточно времени.Прошу прощения за офф!Маруся,я очень хочу пожелать вам с доченькой успехов,чтобы всегда с ней оказывались рядом добрые,понимающие люди!

17-09-2008, 20:25

Хочу поговорить с батюшкой, Кто знает как это делается? Надо предварительно записаться, сколько это стоит, порекомендуйте церковь?

Если Вам удобно, приезжайте в Шувалово (от метро Озерки, 3-4 остановки в сторону Парголово).
Спасо-Парголовский Храм.

Там служит добрый, умный, понимающий отец Анатолий...
У него есть дни, когда он дежурит в Храме.
А еще приходите в любую субботу, к 17 часам...

Еще знаю отца Елисея из церкви в Мурино (Девяткино)...Молодой совсем, но удивительно чистый и честный человек.:love:

17-09-2008, 21:39

Куда катится мир:001:

17-09-2008, 23:15

Да уж, мне бы и в голову не пришло, что священник плату берет за беседу...

Показалось Мирре, показалось. Разобрались уже, что не берёт.

18-09-2008, 14:15

Да уж, мне бы и в голову не пришло, что священник плату берет за беседу...

Даже не представляю, что кому-то нужен такой духовник, который деньги за душеспасительную беседу возьмет.

Наверное, люди путают их с психоаналитиками!

Я бы наверно не сильно удивилась. Зайдите в Казанский- самые дешевые свечки которые в Никольсвом 5 рэ, там 15. И все остальное- требы, молебны и тд..Есть какой-то элемент коммерцализации. такие времена.

18-09-2008, 14:17

главное, говорите с ним без мата и руки об рясу не вытирайте

Интресно, что вас в моем сообщении навело на мысль что я слова без мата сказать не могу и сморкаюсь в чужую одежду???

18-09-2008, 15:11

Интресно, что вас в моем сообщении навело на мысль что я слова без мата сказать не могу и сморкаюсь в чужую одежду???

Видимо человек поделился собственным опытом общения со священником. :)

18-09-2008, 15:21

Мне очень нравится церковь (хотя это сложно назвать церковью т.к. находится в подвале жилого дома) в доме 32 на 5 Советской и Батюшка очень хороший:love:

18-09-2008, 15:24

Храм пр. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Маленький уютный храм.
Отец Вячеслав - потрясающий человек. Молодой. Отец пятерых деток. А улыбка... А взгляд.... Словами не объяснить. Это надо видеть. По субботам в 15 как правило он ведет эти самые беседы. Ну и так "ловить" можно.

18-09-2008, 15:25

Наверное, Вы говорите не о Православном храме. Похоже по описанию ("подвал дома"), что это Молебный дом (протестанты, сектанты).
Я тоже так думаю. Будьте осторожны.

18-09-2008, 15:41

Я видела, как в Казанском люди просто подходили и беседовали. Ничего не платили.
Батюшка стоял за специальным столиком (в это время шла служба, кстати, пел хор), к нему подходили и начинали беседу.

Нет-нет! Вот в такой (описанной здесь) ситуации к батюшке подходить для беседы НЕЛЬЗЯ!!!
Здесь речь идет о литургии (или "обедне", как раньше говорили). Идет служба, люди готовятся к причастию, а для этого они сначала исповедуются батюшке. В некоторых храмах исповедуются вечером, а литургия идет с утра. К исповеди, как и причастию следует готовиться (в том числе и поститься).

Где-то после 10-11 часов служба заканчивается, но батюшка еще в храме. И это самый удобный момент к нему обратиться, потому что потом, часов до 5 (до вечерней службы и исповеди) батюшка может отъехать из храма.
Если намерения Ваши серьезы, то лучше иметь на себе платок и юбку. Многие батюшки с этим не церемонятся - сталкивалась ("имеют право" - уж, если мы действительно обращаемся в Храм, то "со своим уставом в чужой монастырь не ходят").

Можно узнать у продавщицы киоска, имя батюшки. Можно обращаться и просто "батюшка", но обращение Отец Александр (или др. имя) это, как бы, обращение по имени-отчеству.

На всякий случай: квадратная подставка под свечи - канон - это для поминания умерших. А круглые - за здравие в честь разных Святых.

Не кручиньтесь, если столкнетесь с некоторой бесцеремонность или резкостью в храме - значит это испытание Вам на этом пути.

С уважением

Иришечка

18-09-2008, 15:56

Наверное, Вы говорите не о Православном храме. Похоже по описанию ("подвал дома"), что это Молебный дом (протестанты, сектанты).

Я тоже так думаю. Будьте осторожны.
Ну что Вы такое говорите.... :001: раньше на 5 советской стояла церквушка маленькая,но их оттуда выгнали:(т.к. она стояла на территории архива. ....пока они находятся в подвальчике...т.к. очень много прихожан....и батюшка не может все вот так вот оставить...пока идут "войны" с архивом.

18-09-2008, 16:06

Ну что Вы такое говорите.... :001: раньше на 5 советской стояла церквушка маленькая,но их оттуда выгнали:(т.к. она стояла на территории архива. ....пока они находятся в подвальчике...т.к. очень много прихожан....и батюшка не может все вот так вот оставить...пока идут "войны" с архивом.

Я ничего не утверждаю. Просто предположила, так как сама никогда не видела чтобы првославный храм располагался в подвале. Лишь написала о предостержении. Никого не хотела обидеть.

18-09-2008, 16:18

18-09-2008, 16:35

Ну он стоял не у Алтаря, а ближе к выходу. Он саму службу не вел. Может в Храме просто не один батюшка, или я что-то не знаю.

Всё так.
Служба идет в центральной части храма, а если «параллельно» идет исповедь, то она проходит в приделе, чтобы не мешать другим. Люди стоят в очереди к исповеди, но и присутствуют (и участвуют) при службе. Исповедавшись, если они допущены к причастию, они присоединяются к тем, кто стоит в центре зала.
После исповедования все желающих, батюшка, который исповедует, присоединяется к тому батюшке («основному»), который ведёт службу, но и во время исповеди он может периодически прерываться и присоединяться с ведению службы.

Если хотите, почитайте здесь об устройстве храма http://www.magister.msk.ru/library/bible/zb/zb261.htm (http://www.magister.msk.ru/library/bible/zb/zb261.htm)
А вообще у Гоголя написано про Литургию.

18-09-2008, 16:36

Ну он стоял не у Алтаря, а ближе к выходу. Он саму службу не вел. Может в Храме просто не один батюшка, или я что-то не знаю.

Бывает так, что служба уже идет. И параллельно кто-то из священников продолжает исповедовать прихожан. Кроме исповеди во время службы вряд ли возможны друние беседы.

Иришечка

18-09-2008, 16:47

Я ничего не утверждаю. Просто предположила, так как сама никогда не видела чтобы првославный храм располагался в подвале. Лишь написала о предостержении. Никого не хотела обидеть.И я не видела,но в сложившейся ситуации...пришлось поступить так:(Это не секта:005: :)

Мама Сладкой Малины

18-09-2008, 17:05

И снова посоветую пообщаться с отцом Димитрием, к которому сама "прибилась". Вот сайт храма http://www.derzhavnaya.spb.ru

18-09-2008, 17:14

ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО (http://ricolor.org/about/3/pamiat/4/)

19-09-2008, 00:23

19-09-2008, 16:43

Автор,а где Вы территориально.
Мне кажется,что зависит от вопроса,который Вы обсудить хотите.Есть батюшки хорошие,но молодые,как о. Вечаслав с Серафимовского,не во всех жизненных вопросах они могут совет дать.Жаль,нет в живых о. Василия Ермакова,првда остались священники его"школы".

Террироально в Рыбацком, там нет пока церкви, так что мне все равно в центр ехать
А что за "школа"?

19-09-2008, 16:50

Жаль,нет в живых о. Василия Ермакова

19-09-2008, 17:31

Ну,школа-это образно.Не пугайтесь.Серьезное отношение к вере,без сюси-пуси,простите,суровое.Это я утрирую,конечно.
А вообще,помолитесь,попросите,и обязательно найдете батюшку,который ответит на Ваши вопросы.Главное,не смущайтесь,не бойтесь.

19-09-2008, 17:59

Автор,а где Вы территориально.
Мне кажется,что зависит от вопроса,который Вы обсудить хотите.Есть батюшки хорошие,но молодые,как о. Вечаслав с Серафимовского,не во всех жизненных вопросах они могут совет дать.Жаль,нет в живых о. Василия Ермакова,првда остались священники его"школы".

Это да
а вы у него были?

19-09-2008, 18:12

а вы у него были?
мне так и не удалось к нему сходить-жутко его боялась судя по отзывам моих знакомых, какой он строгий и как люди "топчат друг друга" лишь бы к нему подойти...
а о.Вячеслав когда службы ведет, например, ближайшие?

Да, я была несколько раз у о. Василия. Он был действительно очень строгий. Боялась его жутко. Но правильно он все говорил. Ругал. Запросто мог не допустить до причастия. Обижаешься, даже злишься. Потом понимаешь, правильно. Как бы я хотела, чтоб он меня сейчас поругал. И толпы были. Люди приходили задолго до исповеди, чтоб попасть к нему. Сейчас на комоде его фотография. Взгляд у него даже на фото, точно рентген. Царстие ему небесное. Хотя понятно, что он то уж в лучшем месте.


Узнать можно по телефону 430-15-50.

20-09-2008, 18:59

Да, я была несколько раз у о. Василия. Он был действительно очень строгий. Боялась его жутко. Но правильно он все говорил. Ругал. Запросто мог не допустить до причастия. Обижаешься, даже злишься. Потом понимаешь, правильно. Как бы я хотела, чтоб он меня сейчас поругал. И толпы были. Люди приходили задолго до исповеди, чтоб попасть к нему. Сейчас на комоде его фотография. Взгляд у него даже на фото, точно рентген. Царстие ему небесное. Хотя понятно, что он то уж в лучшем месте.

Графика о. Вячеслава не знаю. Он вроде плаваюший. Но по субботам он всегда. Если поговорить, то всегда к 15 часам приглашает.
Узнать можно по телефону 430-15-50.спасибо за телефон.о.Вячеслав службы по субботам ведет,так?

21-09-2008, 00:33

Насколько я знаю,о. Василий к о. Вечаславу не направлял.Простите,коли ошибаюсь.Есть священники в других храмах,к кому направлял.Меня вот,когда сын мелкий был,тоже отправил на исповедь в другой храм,чтоб в 6 утра не приходить,не ждать.

22-09-2008, 11:34

спасибо за телефон.о.Вячеслав службы по субботам ведет,так?
а о.Василий вас "направил" ходить к о.Вячеславу?знаю,он до своей кончины благословлял прихожан к другим священникам после своей смерти ходить.

Насколько я знаю,о. Василий к о. Вечаславу не направлял.Простите,коли ошибаюсь.Есть священники в других храмах,к кому направлял.Меня вот,когда сын мелкий был,тоже отправил на исповедь в другой храм,чтоб в 6 утра не приходить,не ждать.

Отец Вячеслав по субботам всегда в храме, участвует в утренней службе, потом "принимает" прихожан и исполняет другие требы.

Мариванна

22-09-2008, 13:46

Я ничего не утверждаю. Просто предположила, так как сама никогда не видела чтобы првославный храм располагался в подвале. Лишь написала о предостержении. Никого не хотела обидеть.

А в помещении торгового центра? У нас на Гражданке такой есть - пока собственный храм строится, службы идут там, где удалось "вписаться":)

24-09-2008, 17:42

Отец Вячеслав по субботам всегда в храме, участвует в утренней службе, потом "принимает" прихожан и исполняет другие требы.
Изначально наш духовник - О. Вячеслав. Но иногда мы ходили к О. Василию как к страрцу.
по субботам в 10, правильно?
скажите, а у него на службах много народу?
и еще, не знаете, случайно, по будням он ведет службы?
я, конечно, в храм позвоню, как в город перееду, но если вы знаете, очень была бы благодарна за ответ.

Вопрос еще, а о чем вы разговариваете со священником.

24-09-2008, 17:57

вопрос еще, а о чем вы разговариваете со священником.
ну, там сны, кошмары всякие, кто-то умер, родился, горько на душе -понятно, а о чем еще?

Если позволите.

Если Вы хотите в чем-то покаяться (повиниться) не слеудет "грузить батюшку" подробным перессказом (к примеру) ваших склок(я не имею ввиду вас конкретно) с соседкой или свекровью [что вы сказали - что вам в ответ сказали куда вы друг дурга послали]- достаточно сказать - Я ГНЕВЛИВА.
Если Вам снятся скабрезные сны (я опять не про Вас) не следует батюшку мучить порнографическим перессказом, достаточно сказать - МЕНЯ МУЧАЕТ ПОХОТЬ.

А вот если Вы хотите именно посоветоваться, как найти выход из конкретной ситуации, вот тут можно более подробно изложить ситуацию... Но помните батюшка тучи руками не разводит... и индульгенций не раздает!

25-09-2008, 00:26

)
Купите книжку про правила исповеди, там написано подробно, как одним словом можно передать (гортанобессие, рукоблудие, гнев, гордыня...) о своих проблемах.

25-09-2008, 00:31

Простите, пока книжку не купила, а очень любопытство мучает (надеюсь, что это небольшой грех:)) Скажите, пожалуйста, в чем заключается грех гортанобесия?

«Есть два вида чревоугодия. первый. когда человек ищет приятности пищи и не всегда хочет есть много, но желает вкусного. Это называется по-гречески лемаргия – гортанобесие. Иного борет многоядение, и он не желает хороших снедей и не заботится о вкусе их, но, хороши ли они или нет, он хочет только есть их и не разбирает, каковы они; он заботится только о том, чтобы наполнить чрево свое; это называется гастримаргия, то есть чревобесие». (св. авва Дорофей)

25-09-2008, 10:02

Простите, пока книжку не купила, а очень любопытство мучает (надеюсь, что это небольшой грех:)) Скажите, пожалуйста, в чем заключается грех гортанобесия?

Свв. отцы (Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседование египетских отцов) различали гортанобесие и чревобесие, первое состояло в удерживании пищи во рту с целью услаждения вкусом, второе в неумеренном поядании пресыщения чрева.

25-09-2008, 10:11

Простите, пока книжку не купила, а очень любопытство мучает надеюсь, что это небольшой грех:))

«Грехи» не классифицируются по принципу «небольшие» и «большие»
Посмотрите (хоть и не самый лучший источник) в Википедии о классификации грехов:

1 Грехи против Господа Бога (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%B8_%D0%B2_%D1%85%D1%80 %D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D 0%B2%D0%B5#.D0.93.D1.80.D0.B5.D1.85.D0.B8_.D0.BF.D 1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2_.D0.93.D0.BE.D1.81.D0 .BF.D0.BE.D0.B4.D0.B0_.D0.91.D0.BE.D0.B3.D0.B0#.D0 .93.D1.80.D0.B5.D1.85.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1. 82.D0.B8.D0.B2_.D0.93.D0.BE.D1.81.D0.BF.D0.BE.D0.B 4.D0.B0_.D0.91.D)
2 Грехи против ближнего (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%B8_%D0%B2_%D1%85%D1%80 %D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D 0%B2%D0%B5#.D0.93.D1.80.D0.B5.D1.85.D0.B8_.D0.BF.D 1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2_.D0.B1.D0.BB.D0.B8.D0 .B6.D0.BD.D0.B5.D0.B3.D0.BE#.D0.93.D1.80.D0.B5.D1. 85.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2_.D0. B1.D0.BB.D0.B8.D0.B6.D0.BD.D0.B5.D0.B3.D0.BE)
3 Грехи против самого себя (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%B8_%D0%B2_%D1%85%D1%80 %D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D 0%B2%D0%B5#.D0.93.D1.80.D0.B5.D1.85.D0.B8_.D0.BF.D 1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2_.D1.81.D0.B0.D0.BC.D0 .BE.D0.B3.D0.BE_.D1.81.D0.B5.D0.B1.D1.8F#.D0.93.D1 .80.D0.B5.D1.85.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0. B8.D0.B2_.D1.81.D0.B0.D0.BC.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1. 81.D0.B5.D0.B1.D) http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%B8_%D0%B2_%D1%85%D1%80 %D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D 0%B2%D0%B5



29-09-2008, 18:12

на исповедь и причастие стараюсь регулярно ходить, а вот почему некоторые еще и беседуют с батюшкой не понимаю, мож мне тоже надо?
кстати, про подробности. некторые сельские батюшки наоборот просят подробностей и иногда сам удивляешься, сколько из тебя интересного выпытали-очень полезно, кстати.
просто городским батюшкам некогда это делать-неправильно это, на мой взгляд.
Во время исповеди на службе долго не поговоришь - и у батюшек нет времени выспрашивать, когда очередь большая стоит, и Вам с ним по душам не поговорить. Так что все вопросы, обсуждения - во внеслужбенное время.:)

Говорить можно обо всем, что Вас волнует. О воспитании детей, об отношениях с супругом, другом или матерью, о работе...
на исповедь и причастие стараюсь регулярно ходить, а вот почему некоторые еще и беседуют с батюшкой не понимаю, мож мне тоже надо?
кстати, про подробности. некторые сельские батюшки наоборот просят подробностей и иногда сам удивляешься, сколько из тебя интересного выпытали-очень полезно, кстати.
просто городским батюшкам некогда это делать-неправильно это, на мой взгляд.
А на исповеди говорить нужно так как Вы чувствуете. Если о чем то Вы считаете нужным только упомянуть - значит так надо. А если о чем то Вам хочется поговорить подробно - значит так и говорите. Главное чтоб за желанием сказать о чем то вскользь не стояло желание скрыть что-то потому что Вам, например, стыдно, а на самом деле эта тема Вам не дает покоя.
У меня бывало так: я говорю о чем то, чему искренне не придала очень большого значения, а батюшка говорит, смотри, это очень плохо. А было как-то я говорю, так мол и так. А батюшка говорит, что я слишком большое значение придала этой мелочи.
А О. Василий вообще исповедовал только по бумажке. Ему не нужно было рассказывать о себе. Он и так все видел. Да и времени на всех просто не хватило бы.
Я сама 100 лет не была на исповеди. Грехов набрала:010:. А чтоб исповедовать их надо идти с намерением не повторять эти грехи. А я не чувствую в себе это. Есть проблемы в отношениях с мужем. Надо идти. А я все не иду. И чем дальше, тем хуже. Господи, как же мне плохо от сознания собственной ничтожности...
Батюшки некоторые и на исповеди могут очень помочь, вроде два слова сказал - а у тебя глаза открылись, на все посмотрел иначе, и на себя в первую очередь.
Но поговорить иногда хочется, психоаналитик такого как батюшка не скажет, нет у психоаналитиков такой мудрости.
+1

30-09-2008, 18:32

А чтоб исповедовать их надо идти с намерением не повторять эти грехи. А я не чувствую в себе это. Есть проблемы в отношениях с мужем. Надо идти. А я все не иду. И чем дальше, тем хуже. Господи, как же мне плохо от сознания собственной ничтожности...

01-10-2008, 11:14

О.Вячеслав в отпуске- будет не скоро. А мне надо сейчас поговорить, Посоветуйте еще кого-нибудь?

В отпуске? Видимо только ушел. Мы были на Рождество Богородицы 20 сентября на вечерней - он был.

Посоветовать другого не могу. Не в том смысле, что не надо ходить к другому, а в том,что я хожу только к нему и опыта "разговора" с другими не имею. Вернее, раньше в этом Храме еще служил О. Сергий, с ним общалась, но где он сейчас я не знаю.

Одним из разделов, которые присутствуют едва ли не на всех более или менее крупных православных Интернет-порталах, является раздел с достаточно стандартным названием: «Вопросы священнику». И он же - один из самых востребованных, о чем свидетельствует как статистика посещений, так и количество самих поступающих на электронные почтовые ящики этих порталов вопросов. Огромную популярность приобрел за сравнительно короткое время проект «ВКонтакте» с чудным названием «Батюшка онлайн», о котором мы писали не так давно в нашей газете.

В чем же причина этой востребованности, в чем секрет популярности? И почему вопросы так похожи друг на друга, так часто повторяются и львиная доля их требует не просто ответа, а пастырского совета, наставления, утешения? Неужели только в Интернете-то и можно пообщаться со священником, неужели бОльшая часть батюшек и правда чаще находится в Сети, «онлайн», чем в храме, на приходе, там, где с ними можно было бы побеседовать вживую, а не на «удаленном доступе»? Если так, то кто же тогда служит в этих храмах, кто исповедует, причащает, венчает, крестит, отпевает? Не те же ли самые батюшки? Вроде бы, они же... Что же тогда получается? На службу, на требы приходят одни люди, а вопросы в Сети задают другие, которые в храм даже и не заходят? Бывает, конечно, и так, однако те же вопросы свидетельствуют: подавляющее большинство их авторов в храме как минимум бывают.

Странная какая-то ситуация, парадоксальная... Приходит человек на службу, исповедуется, причащается, целует крест, уходит и... Включает дома компьютер и пишет письмо священнику из другого города, которого никогда не встречал и даже фотокарточки, возможно, не видел. Или - заходит в храм, ставит свечи, молится, проходит мимо встретившегося ему настоятеля, выходит на улицу и далее - то же самое. Странно, правда...

А все оттого происходит так по большей части, что человек, имеющий к священнику немало вопросов, не знает толком, как к нему подойти, не говоря уже как эти вопросы задать - и не потому, что это особенно трудно, а просто навыка нет, не по себе как-то или опыты какие неудачные были. Однако все это вполне преодолимые препятствия. Я бы даже так сказал: нуждающиеся в преодолении. Остро.

Проблема доступа

Церковная жизнь без полноценного общения со священником вряд ли может вообще должным образом состояться. Человек приходит в Церковь, практически ничего не зная о ней. Книги, тот же Интернет, средства массовой информации, безусловно, могут оказать ему какую-то помощь, что-то прояснить, но живого собеседника не заменят. Тем паче не заменят они пастыря, имеющего определенный жизненный и духовный опыт, способного увидеть, кто стоит перед ним и какое слово, какое участие и совет ему потребны.

Распространенная (в Интернете, в частности) точка зрения такова: батюшкам чаще всего некогда, о чем они коротко скажут, сквозь зубы, на бегу, поэтому рассчитывать на их внимание особенно нечего. И вообще, не очень им интересно с разными «захожанами» общаться, да и с прихожанами тоже. Зато им очень нравится сидеть дома и иногда до поздней ночи, а иногда с раннего утра стучать по клавиатуре компьютера, отвечая очередному вопрошающему. В этом, видимо, корысть какая-то есть, заинтересованность. Вот, правда, какая - не совсем понятно. В Сети на вопросы отвечать - это ведь не иномарку дорогую освятить, не пару состоятельную повенчать - дохода никакого!

Шутки шутками, а на самом деле священников, неравнодушных к тем, кого посылает к ним за помощью и назиданием Господь, совсем не так мало, как кажется. И найти их и «доступ» к ним не так уж и сложно. Не исключено, что в некоторых особенно больших приходах стоило бы даже специальную инструкцию разместить - как это лучше сделать. Ну а пока этого нет, попробуем здесь что-то похожее на эту самую инструкцию изложить.

Время и темы

Для людей, еще не очень хорошо знакомых с церковной жизнью, необходимо сразу сделать следующее разъяснение: чтобы поговорить со священником, надо предварительно разобраться, как, где и в какое время его найти. Существенную помощь в этом плане может оказать висящее у входа в любой храм расписание богослужений. Совершенно естественно предположить, что когда есть в храме служба, есть там и священник, а во время между службами он может находиться на требах или быть занят какими-то иными делами. Так же естественно предположить и то, что непосредственно во время службы пообщаться не получится, потому что священник будет занят. И перед службой будет не очень удобно, потому что он может подойти непосредственно перед ее началом. А вот сразу после - вполне возможно.

Но можно поступить и еще проще: подойти к продавцу за свечным ящиком и вместо того, чтобы задавать ему вопросы обо всем - и в Церкви, и на свете (как нередко бывает), спросить только об одном: когда можно прийти для того, чтобы побеседовать со священником на интересующие темы.

Темы... С этим, на самом деле, тоже надо бы определиться - причем данное замечание касается людей, уже не только делающих в Церкви первые шаги, но и тех, которые находятся в ней далеко не первый день. О чем уместно говорить с батюшкой и о чем не очень? Вполне уместно и даже необходимо - о том, что такое христианство как таковое и как жить по-христиански в нашу столь непростую эпоху, что такое церковная жизнь и как ее начать, как правильно молиться, исповедоваться, причащаться, что читать, как учиться бороться со страстями, чем руководствоваться в той или иной ситуации, связанной с нравственным выбором. И еще о многих подобных вещах. А вот не очень уместно или даже неуместно совсем, так это о вопросах бытового, материально-технического или даже правового характера: стоит ли менять машину, продавать квартиру, как отсудить захваченную соседом по даче часть участка, класть ли деньги в банк, или вложить в недвижимость, или просто перевести их в валюту... И так далее. За такими советами, как ни странно, к духовенству обращаются совсем не редко, не учитывая почему-то при этом, что далеко не каждый священник способен совмещать в себе разом экономиста, юриста и специалиста по разрешению кризисных ситуаций. Хотя, стоит признать, что подчас и приходится совмещать: мало ли в наше и правда совсем не простое время людей, которых никто и нигде больше не выслушает, кроме как батюшка в церкви, и никто больше не поможет. Куда тут деваться... Но лучше бы все же без непрофильных вопросов. Бывает, разумеется, и так, что человек хочет по житейскому вопросу не совета попросить, а благословения и молитв, и это совершенно естественно.

Терпение вкупе с милосердием

По мере того, как человек начинает узнавать церковную жизнь, ему становятся понятны те ситуации, за которые прежде он мог обижаться на священников, которые «куда-то спешили». Прежде всего потому, что он постепенно узнает, что священнику есть куда спешить. Иногда он спешит соборовать, исповедовать и причащать умирающего, иногда - в отделение детской реанимации крестить новорожденного с трудно совместимым с жизнью диагнозом. У него может быть то или иное епархиальное послушание, которое требует его присутствия в определенном месте и в определенное время, у него вообще может быть немало обязанностей и дел. А еще может быть язва, требующая питания строго по часам, или диабет, или ишемическая болезнь сердца, или гипертония - причем не всегда в преклонном возрасте. Это все, к сожалению, не редкость. Ну и семья еще может быть собственная, и дети, которых надо забирать из школы. Или супруга в роддоме... И много еще всего такого. Почему? Потому что он всего лишь навсего человек.

И посему не стоит на него сердиться за «невнимание» и «неуловимость». Лучше проявить терпение вкупе с милосердием. Узнав, когда его застать в храме, не надо «набрасываться» на него сразу со всем, что накипело за долгие годы, правильней просто сказать:

Мне хотелось бы с Вами поговорить. Как и когда это удобнее сделать?..

Исповедь и беседа - разные вещи

Для ведущего нормальную церковную жизнь христианина, регулярно исповедующегося и причащающегося, встреча со священником проблемой, конечно, не является, он регулярно видится с ним: подходя к Чаше, у аналоя с Крестом и Евангелием. Но, как ни странно, сложности именно с общением подчас возникают.

То, что у Чаши, во время Причащения, поговорить с батюшкой не получается - дело понятное. А вот исповедь кажется для разговора временем вполне подходящим. Ошибочно, конечно. И не только потому, что исповедников может быть много, а времени у священника мало. Бывает и так, что народу всего ничего и времени достаточно. Дело в другом: исповедь и беседу смешивать не стоит, слишком разные это вещи по самому характеру своему, по тому настрою, который необходим для первого и для второго. Лучше поступить иначе. Сначала исповедоваться, дождаться, когда будет прочитана разрешительная молитва. А уже потом спросить:

Батюшка, у меня есть вопросы, могу ли я их сейчас задать?

Если обстоятельства позволяют, то и слава Богу. И очень хорошо, если хотя бы какая-то часть этих вопросов будет касаться предметов духовных: той же борьбы со страстями, чтения, молитвы. После исповеди, когда перед священником обнажились раны души, нужды конкретного человека, ему гораздо проще будет дать ему правильный совет, верное наставление. (В связи с этим же не лишним будет, думаю, сказать о такой странности современной церковной жизни: то и дело приходится встречаться с людьми, которые исповедуются у одного священника или даже вообще разных, а за советом и поговорить приходят к другому, у которого никогда не исповедовались. Это примерно то же, что, пройдя обследование в одной клинике и не забрав оттуда ни одной выписки, отправляться на консультацию в другую...).

Если же времени нет, то надо договориться, как уже выше было сказано, на потом, когда будет удобно и священнику, и прихожанину.

***

Я уверен: большинство из нас, пастырей, время для беседы обязательно найдет. Большинство из нас вправду всерьез относится к тем, кто приходит к нам со своими духовными нуждами. Да и корысть, если честно, тоже, разумеется, есть: так ведь хочется видеть плоды своего служения, хоть малые, хоть скромные самые... А их трудно увидеть, если не будет этих бесед, этого общения, этой совместной и единой, насколько возможно, со своей паствой жизни.

Фото Александра Шурлакова

Одним из разделов, которые присутствуют едва ли не на всех более или менее крупных православных Интернет-порталах, является раздел с достаточно стандартным названием: «Вопросы священнику». И он же — один из самых востребованных, о чем свидетельствует как статистика посещений, так и количество самих поступающих на электронные почтовые ящики этих порталов вопросов. Огромную популярность приобрел за сравнительно короткое время проект «ВКонтакте» с чудным названием «Батюшка онлайн», о котором мы писали не так давно в нашей газете.

В чем же причина этой востребованности, в чем секрет популярности? И почему вопросы так похожи друг на друга, так часто повторяются и львиная доля их требует не просто ответа, а пастырского совета, наставления, утешения? Неужели только в Интернете-то и можно пообщаться со священником, неужели бОльшая часть батюшек и правда чаще находится в Сети, «онлайн», чем в храме, на приходе, там, где с ними можно было бы побеседовать вживую, а не на «удаленном доступе»? Если так, то кто же тогда служит в этих храмах, кто исповедует, причащает, венчает, крестит, отпевает? Не те же ли самые батюшки? Вроде бы, они же… Что же тогда получается? На службу, на требы приходят одни люди, а вопросы в Сети задают другие, которые в храм даже и не заходят? Бывает, конечно, и так, однако те же вопросы свидетельствуют: подавляющее большинство их авторов в храме как минимум бывают.

Странная какая-то ситуация, парадоксальная… Приходит человек на службу, исповедуется, причащается, целует крест, уходит и… Включает дома компьютер и пишет письмо священнику из другого города, которого никогда не встречал и даже фотокарточки, возможно, не видел. Или — заходит в храм, ставит свечи, молится, проходит мимо встретившегося ему настоятеля, выходит на улицу и далее — то же самое. Странно, правда…

А все оттого происходит так по большей части, что человек, имеющий к священнику немало вопросов, не знает толком, как к нему подойти, не говоря уже как эти вопросы задать — и не потому, что это особенно трудно, а просто навыка нет, не по себе как-то или опыты какие неудачные были. Однако все это вполне преодолимые препятствия. Я бы даже так сказал: нуждающиеся в преодолении. Остро.

Проблема доступа

Церковная жизнь без полноценного общения со священником вряд ли может вообще должным образом состояться. Человек приходит в Церковь, практически ничего не зная о ней. Книги, тот же Интернет, средства массовой информации, безусловно, могут оказать ему какую-то помощь, что-то прояснить, но живого собеседника не заменят. Тем паче не заменят они пастыря, имеющего определенный жизненный и духовный опыт, способного увидеть, кто стоит перед ним и какое слово, какое участие и совет ему потребны.

Распространенная (в Интернете, в частности) точка зрения такова: батюшкам чаще всего некогда, о чем они коротко скажут, сквозь зубы, на бегу, поэтому рассчитывать на их внимание особенно нечего. И вообще, не очень им интересно с разными «захожанами» общаться, да и с прихожанами тоже. Зато им очень нравится сидеть дома и иногда до поздней ночи, а иногда с раннего утра стучать по клавиатуре компьютера, отвечая очередному вопрошающему. В этом, видимо, корысть какая-то есть, заинтересованность. Вот, правда, какая — не совсем понятно. В Сети на вопросы отвечать — это ведь не иномарку дорогую освятить, не пару состоятельную повенчать — дохода никакого!

Шутки шутками, а на самом деле священников, неравнодушных к тем, кого посылает к ним за помощью и назиданием Господь, совсем не так мало, как кажется. И найти их и «доступ» к ним не так уж и сложно. Не исключено, что в некоторых особенно больших приходах стоило бы даже специальную инструкцию разместить — как это лучше сделать. Ну а пока этого нет, попробуем здесь что-то похожее на эту самую инструкцию изложить.

Время и темы

Для людей, еще не очень хорошо знакомых с церковной жизнью, необходимо сразу сделать следующее разъяснение: чтобы поговорить со священником, надо предварительно разобраться, как, где и в какое время его найти. Существенную помощь в этом плане может оказать висящее у входа в любой храм расписание богослужений. Совершенно естественно предположить, что когда есть в храме служба, есть там и священник, а во время между службами он может находиться на требах или быть занят какими-то иными делами. Так же естественно предположить и то, что непосредственно во время службы пообщаться не получится, потому что священник будет занят. И перед службой будет не очень удобно, потому что он может подойти непосредственно перед ее началом. А вот сразу после — вполне возможно.

Но можно поступить и еще проще: подойти к продавцу за свечным ящиком и вместо того, чтобы задавать ему вопросы обо всем — и в Церкви, и на свете (как нередко бывает), спросить только об одном: когда можно прийти для того, чтобы побеседовать со священником на интересующие темы.

Темы… С этим, на самом деле, тоже надо бы определиться — причем данное замечание касается людей, уже не только делающих в Церкви первые шаги, но и тех, которые находятся в ней далеко не первый день. О чем уместно говорить с батюшкой и о чем не очень? Вполне уместно и даже необходимо — о том, что такое христианство как таковое и как жить по-христиански в нашу столь непростую эпоху, что такое церковная жизнь и как ее начать, как правильно молиться, исповедоваться, причащаться, что читать, как учиться бороться со страстями, чем руководствоваться в той или иной ситуации, связанной с нравственным выбором. И еще о многих подобных вещах. А вот не очень уместно или даже неуместно совсем, так это о вопросах бытового, материально-технического или даже правового характера: стоит ли менять машину, продавать квартиру, как отсудить захваченную соседом по даче часть участка, класть ли деньги в банк, или вложить в недвижимость, или просто перевести их в валюту… И так далее. За такими советами, как ни странно, к духовенству обращаются совсем не редко, не учитывая почему-то при этом, что далеко не каждый священник способен совмещать в себе разом экономиста, юриста и специалиста по разрешению кризисных ситуаций. Хотя, стоит признать, что подчас и приходится совмещать: мало ли в наше и правда совсем не простое время людей, которых никто и нигде больше не выслушает, кроме как батюшка в церкви, и никто больше не поможет. Куда тут деваться… Но лучше бы все же без непрофильных вопросов. Бывает, разумеется, и так, что человек хочет по житейскому вопросу не совета попросить, а благословения и молитв, и это совершенно естественно.

Терпение вкупе с милосердием

По мере того, как человек начинает узнавать церковную жизнь, ему становятся понятны те ситуации, за которые прежде он мог обижаться на священников, которые «куда-то спешили». Прежде всего потому, что он постепенно узнает, что священнику есть куда спешить. Иногда он спешит соборовать, исповедовать и причащать умирающего, иногда — в отделение детской реанимации крестить новорожденного с трудно совместимым с жизнью диагнозом. У него может быть то или иное епархиальное послушание, которое требует его присутствия в определенном месте и в определенное время, у него вообще может быть немало обязанностей и дел. А еще может быть язва, требующая питания строго по часам, или диабет, или ишемическая болезнь сердца, или гипертония — причем не всегда в преклонном возрасте. Это все, к сожалению, не редкость. Ну и семья еще может быть собственная, и дети, которых надо забирать из школы. Или супруга в роддоме… И много еще всего такого. Почему? Потому что он всего лишь навсего человек.

И посему не стоит на него сердиться за «невнимание» и «неуловимость». Лучше проявить терпение вкупе с милосердием. Узнав, когда его застать в храме, не надо «набрасываться» на него сразу со всем, что накипело за долгие годы, правильней просто сказать:

— Мне хотелось бы с Вами поговорить. Как и когда это удобнее сделать?..

Исповедь и беседа — разные вещи

Для ведущего нормальную церковную жизнь христианина, регулярно исповедующегося и причащающегося, встреча со священником проблемой, конечно, не является, он регулярно видится с ним: подходя к Чаше, у аналоя с Крестом и Евангелием. Но, как ни странно, сложности именно с общением подчас возникают.

То, что у Чаши, во время Причащения, поговорить с батюшкой не получается — дело понятное. А вот исповедь кажется для разговора временем вполне подходящим. Ошибочно, конечно. И не только потому, что исповедников может быть много, а времени у священника мало. Бывает и так, что народу всего ничего и времени достаточно. Дело в другом: исповедь и беседу смешивать не стоит, слишком разные это вещи по самому характеру своему, по тому настрою, который необходим для первого и для второго. Лучше поступить иначе. Сначала исповедоваться, дождаться, когда будет прочитана разрешительная молитва. А уже потом спросить:

— Батюшка, у меня есть вопросы, могу ли я их сейчас задать?

Если обстоятельства позволяют, то и слава Богу. И очень хорошо, если хотя бы какая-то часть этих вопросов будет касаться предметов духовных: той же борьбы со страстями, чтения, молитвы. После исповеди, когда перед священником обнажились раны души, нужды конкретного человека, ему гораздо проще будет дать ему правильный совет, верное наставление. (В связи с этим же не лишним будет, думаю, сказать о такой странности современной церковной жизни: то и дело приходится встречаться с людьми, которые исповедуются у одного священника или даже вообще разных, а за советом и поговорить приходят к другому, у которого никогда не исповедовались. Это примерно то же, что, пройдя обследование в одной клинике и не забрав оттуда ни одной выписки, отправляться на консультацию в другую…).

Если же времени нет, то надо договориться, как уже выше было сказано, на потом, когда будет удобно и священнику, и прихожанину.

…Я уверен: большинство из нас, пастырей, время для беседы обязательно найдет. Большинство из нас вправду всерьез относится к тем, кто приходит к нам со своими духовными нуждами. Да и корысть, если честно, тоже, разумеется, есть: так ведь хочется видеть плоды своего служения, хоть малые, хоть скромные самые… А их трудно увидеть, если не будет этих бесед, этого общения, этой совместной и единой, насколько возможно, со своей паствой жизни.

Фото Александра Шурлакова
Газета «Православная вера» №12 (488)

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает член Епархиального отдела по делам молодежи, ответственный по работе с молодежью в Домодедовском благочинии Московской епархии, настоятель Никольского храма села Лямцино Домодедовского района протоиерей Александр Трушин.

Тема у нас простая и в то же время сложная и, как всегда, актуальная - «Отношение к храму и священникам». Приведу случай из моей жизни. Одна моя подруга, которая человек светский и в храм заходит крайне редко, обратилась ко мне за помощью. Она должна была быть крестной у ребенка своей подруги и спрашивала у меня, что надо сделать: нужно ли исповедоваться, причащаться, перед тем как она будет участвовать в таинстве Крещения в качестве крестной.

Я сказал, что вообще хорошо бы поисповедоваться и причаститься. И она говорит: «А я не знаю, я боюсь: батюшка меня не примет, нагрубит или что-то еще, не хочу даже связываться, не очень это приятно, какие-то неприятные впечатления». То есть она боится не потому, что у нее какие-то грехи или ей стыдно в храм зайти, а потому, что относится к этому равнодушно или даже как-то крайне неприязненно. Но что-то внутри ей все-таки говорит, что это нужно сделать. Она пыталась посоветоваться со мной, потому что знает, что я не священнослужитель, но непосредственно связан с Церковью.

Но ведь таких людей множество. Они боятся зайти в храм, боятся встретить священника, который их не поймет, может быть, даже как-то неласково примет, и так далее. И такие люди заходят в храм, выходят из него и больше никогда туда не возвращаются. Как можно объяснить такой феномен в нашем обществе?

В таких случаях хочется вспомнить наставления старых отцов, которые говорили, что это не человек боится, а его бес боится зайти в церковь. Насчет того, чтобы встретили грубо или тем более выгнали, я думаю, это показывает, что данный человек - редкий прихожанин храма. Мы не будет сейчас говорить, что это «захожанин», но редкий прихожанин. Потому что для человека, постоянно пребывающего в стенах храма, получить благословение, исповедоваться и причаститься перед большим событием - это естественная потребность. Тем более что стать крестной (духовной) матерью даже важнее, чем стать родной матерью. Паче, нежели родные родители, отвечают за ребенка те, которые наставляют его к жизни небесной.

Поэтому не знаю, что пугает Вашу знакомую. Может быть, были какие-то личные недоразумения. Или такой страх бывает в результате бесконечных сплетен тех людей, в том числе тех СМИ, которые борются с православием, борются с Православной Церковью. Иногда люди не замечают за собой, что, считая себя крещеными, православными, на самом деле являются служителями не Христа. То есть, выговаривая свои бесконечные критические замечания в адрес Церкви, они отпугивают этим людей. Причем происходит это в результате их гордыни, и они видят результат своего разговора - человек отказался идти в храм, отказался креститься или что-либо еще. Конечно, назвать таких людей христианами нельзя, они уже становятся богоборцами.

В это воскресенье мы читали замечательное Евангелие: когда Господь понудил учеников сесть в лодку и они поплыли, был ветер противный - и Господь пошел к ним по водам. Рассмотрим духовный аспект этого повествования: что значит быть в лодке и ветер противный? Это когда ты вроде бы в церковном корабле, в стенах Церкви, но враг сопротивляется твоему пребыванию там, задерживает твое движение, не дает увидеть Христа и начинает пугать тебя волнами, тем, что ты не доберешься до спасительного берега. И есть такие люди (наверное, многие священники говорят об этой проблеме), которые вроде бы и в церковь ходят, но при этом все время ухитряются сопротивляться тому, чему учит Православная Церковь.

Думаю, случай Вашей знакомой один из тех, когда человек наслушался разной критики - и в результате появился внутренний страх, который, в общем, неоправдан. Если человек хочет достичь какой-то своей цели, то он не останавливается. Например, тебе нагрубили в магазине, это же не значит, что ты больше не будешь ходить в магазин? Значит, пойдешь в другой либо перетерпишь и придешь в этот же магазин, но на следующий день. Еще никто не отказался от этого. Привожу этот пример только для того, чтобы показать, что значит, когда у тебя есть цель. Хочется человеку купить вкусной колбасы или сыра, и, грубят ему или не грубят, он идет за ними, невзирая ни на что.

Почему-то как только дело касается Церкви, сразу возникает это отношение: «Ой, меня там холодно встретили»; «Ой, меня не поняли»; «Ой, мне нагрубили». Хочется сказать: ребята, значит, вы шли не к Христу, значит, вы несли себя, чтобы показать Церкви - вот я пришел (очень много приходит таких людей). А когда идешь к Христу, ничто не может тебя остановить. И у нас множество свидетельств, когда люди вспоминают об этом. Мы встречаем такой рассказ и у митрополита Антония Сурожского. Он рассказывает, что когда пришел в православный храм, будучи крещеным, но не воцерковленным человеком, то от обилия каждения ладаном упал в обморок. Казалось бы, вывод для любого юноши - раз упал в обморок, больше не вернусь. Но он задался противоположным вопросом: почему другие не падают, а я упал? И стал ходить опять, и опять, и опять, чтобы понять тех людей, которые стояли в храме.

Так что утешьте свою знакомую, а наши телезрители, надеюсь, будут разъяснять все, что касается церковной и приходской жизни, но разъяснять так, чтобы после вашего разъяснения человеку хотелось идти в церковь, чтобы он не бежал от церкви. Священник грубовато встречает?.. Но, знаете, священник ведь тоже человек, он может быть и усталым после службы. Я знаю мужские монастыри, где монахи довольно резко разговаривают с приходящими; не потому, что они их не любят, а потому, что такой достаточно строгий тон не позволяет появляться всякой пустой болтовне. Но все равно мы вновь и вновь едем в эти монастыри, общаемся, дружим с этими людьми, замечательными, молящимися, трудящимися, и они становятся нашими добрыми собеседниками или наставниками. И эта строгость просто необходима.

Мы с вами уже поднимали такую тему: проблема приходских храмов в том, что иногда священники, мягко выражаясь, заигрывают перед прихожанами: «Вот, миленький мой, ты приходи. Да ладно, тебе все простится». Хорошо, когда батюшка добрый, но когда он вместо хорошего врача превращается просто в человека, который гладит тебя по головке, лечения не происходит. Может быть, многие и не стали ходить в храм потому, что с ними никаких изменений не происходит.

Итак, пусть Ваша знакомая преодолеет свои страхи, которые ей бес надул в ухо, и идет ко Христу, как Петр шел к Нему по волнам, выйдя из лодки. Если начать крутить головой, бояться волн, то начнешь тонуть. Хорошо, если успеешь протянуть руку и сказать: «Господи, помоги!» «Почто усомнился, маловерный?» - сказал Петру Господь. А если не успел и твоя жизнь прошла в вечных осуждениях и критике Православной Церкви?..

Поэтому, друзья мои, дай Бог всем нам сил и разумения, чтобы мы с вами не утопали в волнах мира, волнах бытия, волнах страстей. Это значит, чтобы мы не крутили по сторонам головами, но все время видели впереди себя Христа. Тогда идем по волнам.

Вопрос телезрительницы из Эстонии: «Евангелие говорит: вера без дел мертва. А в утренних молитвах я все время молюсь: вера же вместо дел да вменится мне. Скажите, пожалуйста, нет ли здесь какого-то противоречия?»

Никаких противоречий здесь нет. Речь идет о том, что просто делами мы не можем оправдаться. Дела дополняют и укрепляют нашу веру. Я не могу сказать, что во Христа я не верю, но за счет того, что подметаю улицу, Господь будет меня спасать. Я могу подметать улицу ради Христа, молясь Ему, - тогда это будет правильно.

Я очень рад, что от нашей телезрительницы поступил такой вопрос. Да даст Господь здоровья и разумения Вам и Вашим близким, потому что это немаловажный момент для людей, помогающих в храме.

Немало людей, которые пришли помолиться, и ушли. Слава Богу, что помолились, но любой храм нуждается в помощи, в помощи просто руками. Можно прийти к старосте, к ответственному за тот или иной участок работы и спросить: «Чем я могу помочь?» Ко мне часто приходят люди и говорят: «Батюшка, мы видим, вокруг вашего храма много цветов, благословите пополоть». Я считаю, что это составляющая часть. Все исторические документы указывают на то, что люди всегда трудились на пользу храма. Не говоря уже о тех храмах, которые люди вообще строили своими руками.

Сразу заметна и гордыня. Допустим, обращаешься к человеку: не могли бы Вы остаться помочь, нам нужно сделать то-то и то-то. «Ой, батюшка, нет. Вы знаете, я уже в храме побыл, а у меня сегодня выходной. Вы уж простите». Такой человек себя принес храму, решил, что он осчастливил Бога своим присутствием, осчастливил храм - и больше его не трогайте. Это неоднократные случаи, особенно в сельских храмах. Мы обращаемся к приходу, и постепенно приход формируется так, что большинство людей стараются участвовать в жизни храма своими руками, своим трудом. Невзирая на должности, звания, порой невзирая на возраст, по мере сил люди трудятся по благоукрашению храма. И тогда храм становится своим, человек рад видеть его. Например, человек красил забор; пришел в следующее воскресенье, видит, что забор сияет, и понимает, что в этом есть и его участие.

В одном из писем преподобного Амвросия Оптинского есть наставление женщине (она жалуется, что ей в храме скучно): «Но в избе тебе не скучно? Почему в храме скучно? В избе ты находишь себе занятие: и занавесочку надо поправить, и цветы переставить... То же самое и в храме». Конечно, телезрительница задала очень правильный вопрос, потому что христианин должен жить и молясь, и трудясь своими руками ради Бога. Не ради самоутверждения, не ради самолюбования, а именно ради Христа. На сельских приходах это особенно заметно: людей не так много, и они стараются поддержать благолепие храма.

- Отец Александр, Вы как раз начали тему об отношении к Церкви - и не только как к сообществу людей, но и как к зданию и организации. Давайте продолжим эту тему, тем более, как сельский священник, Вы можете много рассказать о том, как люди могут участвовать в созидании этого благолепия в самом храме и вокруг него.

Наверное, многие священники проходили через то, что лет двадцать тому назад мы преодолевали такое остаточное явление, как иерархия внутри прихода. То есть это была иерархия, созданная самими прихожанами, когда вдруг появлялись прихожанки, считающие себя приближенными к батюшке. Другие, особенно бабушки, делили подсвечники: это мой, ты к нему не прикасайся, как ты смела его чистить, я сама его чищу. А вновь пришедшим людям старые прихожанки объясняли, что их дело вообще стоять при входе и не рыпаться. Было такое. Не знаю, откуда берется такая иерархия. Иногда на нее по-прежнему наталкиваешься на каких-то приходах и в других местах.

Мы всячески боролись с этим, иногда это вызывало возмущение некоторых людей: «Как так? Я в этот храм тридцать лет хожу, и меня всегда вызывали и приглашали, а вы не зовете и не приглашаете...» По-разному было... Но я считаю, что этого быть не должно. Это создает ненормальную обстановку между новопришедшими и постоянными прихожанами. Это болезнь внутри церкви. Это тоже встречный ветер, когда ты вроде бы считаешь себя в корабле спасения, а ветер не дает тебе двигаться. Попробуйте на море или большом озере грести против ветра - машешь, машешь веслами, весь взмок, а лодка стоит на месте, а то и вообще начинает двигаться в обратную сторону. Думаю, при таком отношении то же самое происходит и с людьми: они считают себя в корабле спасения, а спасения на самом деле не происходит.

Поэтому дело не в сроке давности: ходит человек в храм тридцать лет или всего несколько дней, как начал ходить. Должно быть стремление ко Христу. И у человека, который ходит в храм тридцать, двадцать, десять лет, должна быть необыкновенная любовь и терпение к новопришедшему. Его поставь на более удобное место. Да, я привык стоять у иконки, в уголке - это мое любимое место, меня там никто не толкает. Но ты видишь, что пришел новый человек, ему еще неуютно, возьми его под локоть, поставь на свое место: «Постой здесь, помолись, не волнуйся». И это оставит человека в церкви. Ведь сколько таких постоянных мнимых прихожан вытолкали людей из церкви! Многие вот переживают: «Батюшка, о чем молиться? Я старая, грехов уже нет». Так вот тебе и молиться за тех людей, которых из-за твоего ворчания, из-за твоего холодного отношения не стало в стенах храма.

Эта мнимая иерархия еще встречается: «приближенные к батюшке», «люди, близкие к батюшке». И я считаю, что это позор для православных христиан, как и жесткое деление на клир и мир. Господь говорит: «Вы - соль земли». Кому Он это говорит? Священникам, клиру или всем, стоящим в стенах храма? Конечно, всем нам. Потому что если соль непригодна, ее невозможно никуда добавить, а только выкинуть. Значит, любой прихожанин должен быть проповедником не только Воскресения Христова, но через него и проповедником любви. А если ты не любишь, то стать проповедником любви не сможешь. Как бы ты мне ни говорил, что ты хороший врач, но если я не вижу твоих дел и практики, я не поверю, что ты хороший врач. Я уйду туда, где увижу, что врач действительно лечит. Точно так же мы пытаемся проповедовать любовь, а сами никого не любим.

Мы любим сами себя и хотим, чтобы нас слушали и уважали за пустое сотрясение воздуха - за то, что мы только говорим о любви. Это проблема приходов. Оглядись вокруг себя. Вот идет праздник, мне говорят, что человек упал в обморок, - прерываешь службу, идешь покропить святой водой, посмотреть, что случилось. В храме духота... Спрашиваю: «А почему вы окна не откроете?» - «А вот тут бабушки стоят, говорят, что им дует и чтобы все окна закрывали. Мы открывали, а они закрывают окна». Бабушки, миленькие, вам дует? Вас двое, а вокруг стоят двести. Отойдите в сторону ради этих двухсот. Вы знаете, ведь они даже зубы сожмут, насмерть стоят: никуда не пойду, это мое место, я все время здесь стою. Ребята, это любовь? Ты хочешь сказать, что ты в корабле спасения? Да нет, ты уже тонешь. Поэтому дело настоятеля следить, чтобы таких ненормальных ситуаций не складывалось.

Конечно, настоятелю помогают люди деятельные, люди, которые могут справиться с работой. Но это одно дело. И совсем другое, когда мы начинаем сами себя возводить в любимчиков и оттеснять «нелюбимчиков». Ни в коем случае такого быть не должно. Иначе не получится приход как семья. Мечта любого священника, любого настоятеля, чтобы приход стал единой семьей. Не может быть в семье драки между родственниками, только с полным уважением, с полной любовью.

Вопрос телезрителя: «Почему мы часто наблюдаем такую картину: красивый храм, красивое поселение, но прихожан в храме практически нет. Почему в Никольском храме в селе Лямцино в воскресную службу люди стоят на улице, так как храм не может вместить всех желающих? И просьба - не могли бы Вы рассказать о том музее, который создан при Вашем храме?»

Спаси Господи! Догадываюсь, что звонил кто-то из близких нам прихожан. Будем считать, что люди стоят на улице, потому что им там удобнее? Не так жарко, не так душно, не надо окна открывать.

Действительно, мы сделали при храме музей, который называется «Союз во имя жизни». Тема его больше военная - союз Церкви и армии. На мысль о таком музее нас натолкнули участники боевых событий в Афганистане, Чечне. Несколько лет тому назад в стране широко праздновался юбилей, связанный с Великой Отечественной войной, и офицеры, участники горячих точек, посетовали, что нет музеев о Чеченской войне, о тех, кто погиб в Дагестане, борясь с бандитами. Тогда у нас появилась мысль создать такой музей, но постепенно он перерос в более широкий профиль - и мы понемногу отразили ключевые события, наверное, из всех исторических эпох. У нас есть, условно назовем, композиция присутствия Дмитрия Донского у преподобного Сергия Радонежского перед Куликовской битвой. Представлена боевая одежда ратников того времени, можно увидеть копии меча, шлема, представлена кольчуга и схима. Из другой эпохи представлен праздничный мундир гусара. Все это даже можно потрогать руками, потому что приходят мальчишки и девчонки, но и взрослые с удовольствием это делают.

Такая же инсталляция посвящена Великой Отечественной войне. Есть раздел о периоде гонений на Церковь, с фотографиями разрушенных храмов, в том числе представлены копии икон священномучеников, пострадавших в земле Домодедовской, канонизированных Русской Православной Церковью: Ярослав Савицкий и многие другие в селе Ям. И прочих. Рассказывается и об участии Церкви в Великой Отечественной войне: о сборе средств на танковую колонну и авиационную эскадрилью. Здесь тоже можно увидеть «живые» экспонаты - это настоящие предметы, часть из них была подарена нам людьми, которые ведут поисковые работы на местах боев.

Затем освещается тема участия духовенства в современной армии. Например, рассказано о церкви на территории Института воздушно-десантных войск города Рязани. Участники Афганской войны представили свою настоящую форму: человек, прошедший весь Афган, принес свой комбинезон, в котором исполнял боевые задания.

Есть и новые экспозиции, посвященные нынешним военным событиям. Например, мы дружим с Государственным университетом по землеустройству, где тоже есть свой музей. У них есть своя военная кафедра, выпускники которой являются офицерами инженерных войск, в том числе это саперы, участвовавшие в разминировании Алеппо и других городов Сирии. С разрешения ректора университета они привезли нам в подарок и форму, и саперные лопатки, которыми ребята работали, и большой кусок белого камня из этого города. И здесь рассказывается об участии Церкви в жизни современной армии: и в жизни космонавтов на Байконуре, и в службе десантников и спецназа.

Могу сказать, что для большинства мирян это полное откровение. Мы с Вами уже говорили: у многих есть впечатление, что священник находится только в стенах церкви. Как только закончилась Божественная литургия, люди уезжают из храма, и они уверены, что до следующего их приезда в церкви ничего не происходит. Священство же активно живет общественной жизнью, в том числе жизнью армии. И вот у нас появился такой музей, в создании которого активно участвовали офицеры в отставке. Для них это тоже дорого. Хранить дома старый китель вроде бы как-то несерьезно, а когда он занимает свое место в музее и нынешний полковник приходит и видит свою лейтенантскую форму, в которой он был под пулями и боролся с террористами в том же Дагестане, то это вызывает у него радость и гордость перед своими детьми, которым он может что-то рассказать.

И, конечно, важны книги - воспоминания участников этих боев о помощи Божией на войне. Многие люди настолько узко представляют книжную тематику, что для них все церковные книги сводятся к молитвослову, Псалтири и Евангелию. В лучшем случае что-то еще рядом. И когда они видят книги людей, прошедших боевые действия, тех, кто понюхал порох и смерть повидал в глаза, кто вспоминает, как они молились и по молитвам остались живы, то, конечно, это очень впечатляет.

И пока мы с вами еще расхлебываем такую проблему, когда несколько лет назад (наверное, благодаря в том числе СМИ) была сильно занижена роль советских бойцов во Второй мировой войне, что огромная роль якобы принадлежала Соединенным Штатам и Англии. И это настолько повлияло, что до сих пор есть взрослые юноши и девушки, которые просто убеждены, что Россия сыграла в этой войне небольшую роль, что если бы не эти страны, то победы вообще и не было бы. Печально это слушать. Поэтому важно, когда ведешь по этому музею, рассказать и о Великой Отечественной войне. Также рассказываем о роли Церкви в жизни нынешней армии и присутствии священников в боевых точках. О том, как в свое время они участвовали и в Отечественной войне 1812 года, притом возглавляли атаки против французов. Один из этих священников, пройдя всю войну с французами, участвуя в заграничных походах, в параде на Елисейских полях в Париже, в дальнейшем был настоятелем нашего храма. Эта тема для нас особенно дорога, и мы сделали копии тех боевых наград, которые он имел. Но для большинства это просто откровение.

- Даже для меня это откровение. Хотя я, батюшка, знаком с Вами год, первый раз слышу о музее.

Музей появился у нас недавно, поэтому он еще в движении, то есть все время приносят какие-то экспонаты, что-то нашли, принесли: не подойдет ли вашему музею? То одна тематика, то другая. И я искренне благодарен за это.

Кстати, продолжая тему труда прихожан в храме, могу сказать, что музей создан трудом и стараниями прихожан. Появились замечательные девушки, которые стали прекрасными музейными дизайнерами, занялись оформлением экспозиций. Появились люди, которые готовы что-то подстрогать, подправить, покрасить, изготовить какую-то экспозицию, постирать старую форму, подшить ее. Все это было сделано прихожанами не за зарплату, а из желания послужить общему церковному делу.

Наверное, надо делать отдельную передачу, посвященную вашему храму. Хотя мы уже много общались и многое обсуждали, но почему-то об этом направлении в вашем храме я слышу впервые.

Мы приглашаем в наш музей всех желающих. Каждое последнее воскресенье месяца я провожу экскурсии, а так он открыт все время. Экспозиция совсем небольшая, но насыщенная.

- Хотя рядом Москва, но музей в деревне - это совсем другое.

Москва может похвалиться такими музеями! Но церковную тематику мало кто поднимает. Может быть, мы, конечно, не знаем и на приходах есть подобные экспозиции.

- Конечно, создаются. Пусть маленькие стенды, но все же есть.

Это, безусловно, необходимо: содружество Церкви и армии имело в истории нашей Родины немаловажную роль.

Церковь играет очень большую роль в патриотическом воспитании молодежи и детей. К сожалению, как и люди, выступающие против Церкви, о которых мы говорили сегодня, многие почему-то не понимают этого и противятся: «Почему именно в Церкви говорят о Родине, о героях, о павших? Молятся о воинстве?» К сожалению, мало кто это понимает, и это противление и негативное отношение к священникам процветает. Но, думаю, это зависит не только от священников, но и от нас, прихожан: видно, мы что-то не так делаем, раз такое отношение.

Немало священников, в том числе и ныне почивший архимандрит Кирилл (Павлов), - это люди, прошедшие войну и после военной службы принявшие духовный сан: либо постриглись в монахи, либо стали священнослужителями.

- Есть и те, кто еще жив.

Да, и мы этому уделяем внимание в своем музее. Я считаю, что это также необходимо.

И последний вопрос телезрителя, которым мы подытожим сегодняшнюю передачу. Тезис такой: «Православие жестко делится на клир и прихожан, между ними существует большой разрыв». Согласны ли Вы с таким мнением? Я считаю, что в некоторых храмах есть такой разрыв. Почему это происходит, мне непонятно, но такое бывает.

Вопрос есть вопрос. Но я не согласен с мнением о разрыве. Даже не знаю, какие примеры разрыва можно привести...

Это скорее мнение людей, которые только приходят в храм. Они очень долго выходят на какое-то общение со священником. Для многих это тяжелый путь. Причины могут быть разными: может быть, боязнь или непонимание; может быть, священник боится спугнуть. Очень много захожан в храмах.

Вы знаете, деточки мои, я думаю, что этот разрыв создает бес, а некоторые люди по своей немощи его поддерживают. Не думаю, что на самом деле есть такой большой разрыв. Во-первых, если где-то и существует то, что люди называют словом «разрыв», то каждый священник сталкивается с такой проблемой (именно сталкивается, я не оговорился), когда люди хотят поболтать с батюшкой, хотят, чтобы он занимался их проблемой; когда священник видит эту пустую болтовню. В Евангелии человек обращается к Господу: «Скажи моему брату, чтобы он уступил мне». И Христос отвечает: «Не делить Я пришел, не судить». Поэтому и тут решать какие-то домашние, мирские проблемы священник не обязан. А поскольку человек никак не может остановиться, требует от священника разговора, то, может быть, в какой-то момент священник окажется резковатым, сказав: «Ну все, хватит, поговорили - до свидания». Может быть, такая реплика могла послужить для человека постороннего, малоцерковного основанием для того, чтобы судить, что все эти священники таковы.

Это реально происходит в жизни. Однажды я приехал к отцу Илию и был свидетелем того, как к нему подбежала женщина, в буквальном смысле повисла у него на плечах, схватилась за рясу и кричала: «Батюшка, помолитесь, моя мама болеет! Помолитесь, чтобы она встала!» Было видно, что батюшка давно знает эту женщину, и я услышал, как он ей тихонько говорит: «Ты пойми, твоя мама уже старенькая, она уже не встанет». Женщина все равно кричала: «Нет, нет, нет! Если Вы помолитесь, она встанет и будет как раньше». Надо знать батюшку Илию, который так ненастойчиво опять говорит ей: «Ну ты пойми, она уже старенькая, больная, она не будет как раньше». Женщина снова кричит: «Нет, нет, нет! Если Вы помолитесь, она опять встанет и будет такой же, как раньше!» Надо иметь ангельское терпение отца Илия, чтобы так объяснять.

А если на приходском священнике, который исповедовал, отслужил литургию, причащал, виснет кто-то со своими домашними проблемами, я не удивлюсь, если он скажет: «Простите, пожалуйста, но давайте прекратим эти пустые разговоры». Таких людей, которые пытаются понудить священника решать домашние проблемы, много. Это первое.

Второе: есть люди с болезненной психикой, со слабой нервной системой. Им бы нужно поговорить с врачом, а поскольку врача рядом нет или идти к нему они не хотят, они выплескивают свои формы общения на священника. И тут просто либо ты такого человека резко останавливаешь, либо он может говорить, говорить... Однажды я набрался терпения и решил довести до конца разговор с такой женщиной с пораженной психикой. Она говорила четыре часа. Не останавливаясь... Через четыре часа я не выдержал, сказал: «Так, все, я больше не могу». Она заулыбалась: «Вы знаете, а доктор дольше выдерживает». Хотя перед этим она не сказала, что больная. Зато потом такой человек пожалуется, что священники резкие, обрывают… Простите, а с каким вопросом вы пришли? И в какое время вы пришли со своими вопросами? Может быть, он отслужил всенощную службу, литургию, а вы в это время выспались, плотненько пообедали, а потом пришли к священнику, которого буквально качает после долгого богослужения, возможно, он еще и венчал или крестил, и тут вам захотелось побогословствовать... Простите, а нельзя спросить: «Батюшка, вот я бы хотела поговорить. Благословите, в какое время можно прийти? Когда Вам будет удобно?» Честь и хвала тем прихожанам, которые находят возможность вот так тактично подойти, попросить разрешения на личную встречу для личного разговора. Конечно, нет священника, который бы отказал в такой встрече.

- А что делать, если священник просто отказал? Такое бывает.

Значит, идти к другому или с терпением ждать, когда он согласится, как Господь управит. Ну, отказал он мне. Вот стоял человек к мощам Николая Чудотворца и не выстоял, не хватило у него сил. Что делать в таком случае? Ну, будет возможность, поедет к другим мощам. Помолись Николаю Чудотворцу, скажи, что хотел повидаться с ним лично, но вот не смог, сил не хватило. То же самое при встрече со священником.

Сейчас стало достаточно много священнослужителей. Как человек пожилой, я помню годы советской власти, когда встретиться со священником было целой проблемой. Для того чтобы нам, тогда молодым студентам, поговорить с батюшкой, мы ехали в Троице-Сергиеву лавру, стояли на площади, ждали момента, когда священники и монахи пойдут после службы на трапезу, ловили их за рукав, для того чтобы с ними пообщаться.

Сейчас священников хватает, и я не верю, что если один священник отказал, то вопрос остался нерешенным. Если есть желание идти к Христу, иди. Если есть только желание обсуждать, как бы ты хотел пойти к Христу, прости, это не имеет ничего общего с твоим стремлением. Стремись к Христу - и Он обязательно протянет тебе руку и подскажет возможность побеседовать со священником, если ты видишь в этом необходимость.

- Отец Александр, благодарим Вас за эту прекрасную беседу. Напоследок благословите наших телезрителей.

Господь благословит всех вас, дорогие друзья. И прошу ваших святых молитв.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Ксения Сосновская

Придя в первый раз в храм, мы не знаем, как обращаться к священнику. Церковь обязывает прихожан к определенному этикету и правилам. Ведь это не клуб и не дискотека, а место довольно официальное.

Кто такой и зачем нужен священник?

Официально признанное значение священника - служение религиозному культу. В христианской церкви священник имеет вторую степень, то есть он стоит по рангу ниже епископа, но выше диакона. Это дает ему право совершать богослужения, все таинства, кроме рукопожатия. В православной церкви получить облачение священнослужителя может человек, который:

  • Прошел специальную подготовку: обучение в семинарии в течение 5 лет и сдал все экзамены.
  • По окончании семинарии священнослужитель должен жениться и принять монашество, либо отложить принятие сана.
  • После обучения выпускник прикрепляется к приходу, где шагает по лестнице получения новых санов.
  • Если человек не заканчивал специального образовательного учреждения, то поучить сан священнослужителя он может только через рукопожатие главы прихода.
  • Получить профессию может сын от отца.

Священничество - это не должность, а образ жизни, требующий ответственности и самопожертвования.

Как лучше обращаться к священнику в храме?

Не бойтесь - главная задача священника, общение с людьми от имени Божьего.

  1. Для того, чтобы выказать свое почтение, конечно, необходимо говорить ему: «Вы». К любому незнакомому человеку, при первой встрече мы обратимся на «Вы». И здесь - то же самое.
  2. Отвлекать во время службы - бестактно. Дождитесь, пока человек освободится. И это правило этикета характерно для каждодневной жизненной ситуации: в трамвае, в офисе или поликлинике.
  3. У священников не принято рукопожатие. Имейте это ввиду.
  4. Можно немного поклониться, перед началом беседы.
  5. У него есть имя, называйте «Отец Алексей ». Если вы не знаете его - «Батюшка ».
  6. Встретив Батюшку на улице, без официальной одежды, облачения, просто слегка кивните.

Как обращаться к священнику во время исповеди?

Исповедь - признание в своих грехах, сожаление о них и раскаяние. Покаяние является неотъемлемой частью жизни христианина. Именно священникам доверена участь отпускать людям грехи.

  • Не нужно ждать, когда Батюшка сам начнет вас спрашивать и выпытывать, что же вы сделали не праведного, с чем пришли покаяться.
  • Начинайте первым, ведь исповедь - это подвиг, самопринуждение .
  • Рассказывая о своих проступках, вы, конечно, будете обращаться к Святому Отцу. Поэтому лучше узнать его имя, если стесняетесь спросить самого священнослужителя, поинтересуйтесь у людей, работающих в храме.
  • Исповедь - это искреннее, без утайки и самооправдания открывание сердца. В связи с этим признавайтесь Батюшке честно: «Грешна или грешен во всем! »
  • В конце вставайте на колени и слушайте заключительную молитву.
  • Не надо благодарить Батюшку, просто поцелуйте его руку на прощание. Так принято.

Как обращаться к священнику по телефону?

Современные технологии диктуют свои правила. Святому Отцу можно позвонить и по телефону в случае необходимости или близкого знакомства.

  • Телефонный разговор может начинаться со слов: «Батюшка, прошу вашего благословения…» и дальше расскажите по какому поводу звоните.
  • Не забудьте представиться, назвать свое имя.
  • Общение со служителем церкви по телефону - не лучший способ, поэтому не обсуждайте откровенный темы и не исповедуйтесь так. Можно договориться о встрече, либо узнать другую полезную информацию. А все остальное оставьте для разговора с глазу на глаз.
  • По телефону не видно, кто отвечает, поэтому беседу можно начать со слов: «Алло, это Отец Алексей?» и после получения положительного ответа: «Отче, благословите!»

При прощании, как и в храме, можно попросить благословения и положить трубку.

Обращение в зависимости от сана священнослужителя

Существует три основных ранга священнослужителей, которые нельзя не учитывать при обращении:

  1. Патриарх, митрополит, епископ: «Ваше святейшество, Святейший Владыко, Ваше высокопреосвященство, Блаженнейший» - это официальные правила обращения. Существуют и более народные: «Владыко Кирилл». Величественное слово: Владыко» возвышает служителя церкви данного чина над всеми остальными степенями и званиями.
  2. Иерейский ранг: «Ваше высокопреподобие (имя), Ваше преподобие (имя)», опять же - это официальные слова. В народе такому чину принято говорить: «Батюшка».
  3. Дьякон, протодиакон, архидиакон: «Отец, архи- (имя)».

Сами же священники всегда говорят о себе в третьем лице: «я диакон (свое имя)». Женам священнослужителей принято говорить: «Матушка (имя). Если вы пришли к Батюшке во время какого-либо праздника, не забудьте поприветствовать его и обозначить великий день церковного календаря: «Христос Воскрес!», «С великим понедельником!»

Теперь, вы будете знать, как обращаться к священнику в зависимости от ситуации, сана, и даже сможете позвонить ему по телефону.

Видео об обращении к священникам



Что еще почитать