Демонстрируйте искренний интерес к людям. После прохождения этапа первых впечатлений вы должны постараться действительно показать людям, что вы заботитесь о тех, с кем налаживаете контакт. Это означает, что вы должны беспокоиться о человеке и его целях, надеждах и интересах. Быть искренним является наиболее важным, что вы можете сделать для реальных связей; говорите с людьми, потому что вы хотите знать, как у них дела, а не потому что вы хотите использовать их, чтобы опередить, и они смогут увидеть разницу.
Задавайте людям вопросы о них самих. По мере того, как ваша дружба с человеком развивается, вы должны стараться задавать ему вопросы, чтобы показать, что вы действительно хотите больше узнать их. Пока вы можете придерживаться легких тем поначалу, таких как увлечения или домашние питомцы, затем перейти к тому, чтобы спросить об их работе, или даже о фактах их биографии или отношениях с окружающими. Пусть ваши отношения развиваются в естественном темпе, и задавайте вопросы, если они кажутся уместными.
Найдите общий интерес, которым можете увлекаться вместе. Одним из способов построить более глубокие взаимоотношения является то, чтобы найти совместное занятие для укрепления вашей связи. Если вы знаете, что трое из ваших коллег жадные до чтения книг, как и вы, организуйте с ними книжный клуб. Если несколько ребят из класса любят смотреть футбол также как и вы, пригласите их вместе посмотреть матч в одно из следующих воскресений. Если сосед, с которым вы начинаете завязывать дружбу, любит йогу также как и вы, предложите посещать занятия вместе. Находя интересы для связи, вы может перенести ваши отношения на новый уровень.
Раскрывайтесь. Вам нужно, чтобы люди чувствовали, что они могут обратиться к вам, если они испытывают трудности, и что они не конкурируют с кем-либо идеальным. Вы пока не должны жаловаться обо всех ваших неуверенностях или проблемах, по мере узнавания людей, вы можете раскрыться им о таких вещах, как насущные вопросы о работе, а также о последней ссоре с сестрой. Стараясь раскрываться о своем личном, вы показываете людям, что вы человек, открытый к налаживанию контакта.
Поддерживайте регулярное общение с людьми. Другой способ наладить взаимоотношения с людьми – это убедиться, что вы остаетесь на связи с ними. Сообщите им о том, как вы здорово провели выходные, или позвоните или напишите сообщение, спросив о новостях, если вы заранее знали, что им предстоит большое мероприятие, как например собеседование или важный экзамен. Это демонстрирует, что вы думаете о людях, когда они не рядом, и что вы действительно интересуетесь их делами. В то же время вам не следует напоминать о себе слишком часто, что они могут почувствовать, будто вы у них под боком, но делайте это достаточно часто для углубления ваших взаимоотношений.
Обращайте внимание. Еще одна вещь, которую вы можете сделать, чтобы подтолкнуть людей на налаживание взаимоотношений с вами – это действительно обращать внимание на то, о чем они говорят. Запоминая от их имени, начиная с первой встречи, до того, откуда они родом, каковы их увлечения, какая у них любимая книга, фиксируя эти вещи в памяти, сделает вас более заботливым другом, с которым легче наладить взаимопонимание. Если люди чувствуют, что все, что они говорят вам, влетает в одно ухо и вылетает из другого, то менее вероятно, что они захотят открыться вам.
Уделяйте время, чтобы действительно выслушивать людей. Еще один способ укрепить ваши взаимоотношения с людьми – это приложить усилие на самом деле слушать их, когда они говорят с вами. Вы должны смотреть им в глаза, отложить в сторону свой телефон и другие отвлекающие предметы, и стараться впитывать слова, которые они говорят вам. Позвольте им закончить речь, вместо того чтобы прерывать и высказывать свое мнение. Придержите свое суждение и приберегите совет, если его не просят. Выслушивая людей, вы покажете им, что вы действительно заботитесь о них, а не только говорите о себе.
Бывает, что установить контакт с людьми не получается. Люди общаются, смотрят друг на друга, но абсолютно не понимают друг друга. И ничего не пытаются изменить в своем поведении, чтобы установить контакт и добиться взаимопонимания.
Многим из нас присуща такая черта: когда мы замечаем, что наши действия не дают желаемого результата, мы все равно упрямо продолжаем повторять их. Однако подобные повторения никак не способствуют развитию нашей личности. Как раз наоборот. Изменяя свои действия в случаях, когда они не эффективны и не результативны на другие, мы растем и развиваемся. То же самое можно сказать и об общении с людьми.
Каждый человек, с которым бы мы не сталкивались и с которым бы не пытались наладить отношения, мыслит в соответствии с собственной репрезентативной системой. Репрезентативных систем существует всего три:
Чтобы определить репрезентативную систему человека, необходимо слушать то, что он говорит. Особое внимание нужно уделить глаголам, наречиям и прилагательным, обозначающим процессы и описывающие личный опыт собеседника. Для визуала характерны описания зрительного опыта («Я вижу позитивные изменения…», «Я вам сейчас покажу…», «Посмотрите, что происходит…»). Аудиал скажет о своем звуковом восприятии и аудиальном опыте («Не хочу ничего слышать…», «Послушайте, давайте поступим…»). Кинестетик же опишет собственные эмоции и ощущения («Мне неприятно об этом говорить…», «Дайте потрогать..»).
Как разговаривать на одном языке с представителями этих репрезентативных систем рассказывает в небольшой лекции бизнес-тренер Андрей Хвостов:
Таким образом, если вам необходимо устанавливать контакт с другим человеком, лучше всего мысленно выделить те выражения, которые характеризуют его репрезентативную систему, и самим использовать в диалоге слова и выражения, аналогичные его репрезентативной системе. Если же вам, наоборот, нужно прекратить общение, можно воспользоваться словами и выражениями, которые не соответствуют репрезентативной системе собеседника.
Если у людей есть общие представления о жизни, общий опыт и культурные ценности, им будет легче найти общий язык. Для того, чтобы устанавливать контакт с людьми, необходимо подбирать такие слова, которые бы соответствовали модели восприятия мира человека, с которым вы разговариваете. На самом деле, понять человека сложно, так как каждый из нас имеет строго индивидуальный жизненный опыт. Однако, если мы будем делать вид, как будто мы понимаем, что нам хочет сказать собеседник, нам удастся установить контакт и достичь успеха в коммуникациях с ним.
В то же время, если мы будет готовы , мы обязательно получим от него ту информацию, которую ищем. И не всегда через слова. Ведь словесной информации, которую мы получили от человека, нам не всегда хватает. Все, что человек хочет сказать нам, в первую очередь заметно на невербальном уровне и этой информации иногда более достаточно, чем словесной.
Если мы проявим немного внимания к собеседнику, мы начнем замечать его реакцию прежде, чем он начнет говорить. И именно эта реакция будет характеризовать его истинные эмоции и чувства. Эту реакцию очень сложно контролировать и человек иногда даже не осознает, что выдает себя через жесты и мимику.Слышали ли вы от знакомых такое выражение: «Я вижу людей насквозь!» ? Такое возможно, если человек научился безошибочно считывать с других людей невербальные сигналы, понимать этот сложный и загадочный невербальный язык.
Самое простое и важное, с чего нужно начать учиться воспринимать невербальные сигналы, это наблюдения за движениями глаз собеседника. Уже по движениям глаз можно определить его репрезентативную систему и установить контакт.
Как это сделать? Задайте собеседнику вопрос, для ответа на который ему нужно будет что-то вспомнить, и смотрите за направлением движения его глаз. Если человек смотрит вверх, значит он визуализирует внутреннюю картинку и создает образы. В зависимости от образов, его взгляд может быть направлен влево вверх или вправо вверх. Если человек вспоминает, то есть ищет информацию в своем прошлом опыте (эйдетические образы), его взгляд направлен влево вверх. Если человек не имел нужной информации в прошлом и ему необходимо создать новый образ (или обмануть вас), его взгляд будет направлен вправо вверх. Если же его взгляд расфокусирован, значит собеседник проводит внутреннюю оценку ситуации. Однако, чтобы не ошибиться, нужно знать, что существуют люди, которые направляют взгляд в противоположную сторону, и это необязательно левши, но их не много.
Определяя репрезентативную систему человека, не задавайте вопросы, в содержании которых уже есть намеки на вашу или другую систему. Например, спрашивая, не стоит использовать слова «что вы чувствуете», «как вы думаете», «понимаете», «помните», «видите» и другие, похожие. Ответ на подобные вопросы может ввести вас в заблуждение и вы не сможете определить репрезентативную систему собеседника, и, как следствие, у вас не получится установить с ним доверительного контакта.
Приятно, когда к нам хорошо относятся! С некоторыми людьми нам удается установить теплые отношения быстро и легко. Но есть и те, с кем разговор не клеится. Как разговорить собеседника и как легче установить контакт с другим человеком.
1. Рассказывайте о себе. Если собеседник, как вам кажется, не готов к разговору, не отвечает на ваши вопросы или отвечает односложно, вы можете для начала поговорить на посторонние темы, рассказать о том, что вас заботит в эту минуту и внутри этого повествования возникнет пространство для общения.
2. Задайте неожиданный вопрос. Дайте собеседнику возможность взглянуть на тему вашего обсуждения по-новому – удивление откроет возможность для диалога. Журналист Валерий Аграновский в одной из своих книг рассказывал, как, пытаясь взять интервью у неразговорчивого специалиста о его работе, он спросил своего собеседника, сколько шагов тот делает за рабочую смену. В другой раз ему предстояло сделать интервью с физиком Флеровым, который попросил вопросы прислать заранее – но готовые ответы не дали бы ощущения живой беседы. И вот, придя на встречу к Флерову, Аграновский увидел на доске схемы и спросил, почему атомы рисуют всегда круглыми, а не ромбиками, например. Физик задумался – почему, в самом деле? Вопрос разбудил его любопытство и стал отправной точкой для увлекательного разговора.
3. Выражайте свое внимание к собеседнику. Пока он говорит, кивайте, пользуйтесь подбадривающими высказываниями: «да-да», «угу», «действительно, так». Не отводите надолго взгляд в сторону, смотрите в направлении собеседника, но не обязательно прямо в глаза – слишком прямой и пристальный взгляд некоторые воспринимают как выражение недоверия.
4. Поднимайте самооценку собеседника. В этом помогут такие фразы: «Как интересно», «Да, теперь я начинаю понимать». Иногда полезно переспрашивать: «Простите, как вы сказали? Это очень важно !» Повторяйте особенно значимые высказывания собеседника, прибавляя к ним: «Это очень новая информация», «Секунду, мне бы хотелось это записать».
5. Показывайте свой интерес к теме. Бывает, что эрудиция собеседника превосходит вашу. В этом случае вы можете попросить его разъяснить отдельные моменты. Если при этом он немного высокомерен, не признавайтесь сразу в своем незнании – вместо этого можно сказать: «Так-так… ищу в памяти… не получается восстановить… а ведь это звучит так интересно! Не могли бы вы рассказать мне…»
6. Выбирайте индивидуальный стиль общения. Попробуйте представить себе, что важно для вашего собеседника, чего бы ему хотелось. И используйте это. Например: «Мой друг, узнав, что я с вами встречусь, просил непременно выяснить… Мои знакомые позавидуют мне, когда я им расскажу, что разговаривал с вами… Ваши близкие, наверно, гордятся тем, что вы…» . Один скульптор сказал Юрию Гагарину: «Молодой человек, не вертитесь – а то вы не попадете в историю!»
7. Отражайте чувства собеседника, при этом сохраняя дистанцию: «Кажется, что вы взволнованы». Если вы считаете, что собеседник испытывает отрицательные эмоции, добавляйте «как если бы » и переспрашивайте: «Это выглядит так, как если бы вы были возмущены моим незнанием, – это действительно так?»
8. Рассказывайте о своей реакции. Следите за своими чувствами и рассказывайте о них, когда это уместно или необходимо. С положительными эмоциями, как правило, трудностей не возникает (см. п. 3). А если у вас появились неприятные переживания, сообщайте как о наблюдении – с позиции наблюдателя: «Вы знаете, я чувствую внутри себя какое-то несогласие… желание возразить… Это любопытно – мне хочется возразить человеку, с которым мне так интересно беседовать…»
9. Бросайте вызов. Вместо того чтобы стараться понравится собеседнику, сделайте так, чтобы он старался понравиться вам. Такая неожиданная смена ролей может оживить разговор. В качестве примера – случай на защите диссертации. Выступающий окончил основной доклад, и наступил момент, которого обычно молодые ученые боятся больше всего, – когда ведущий скажет: «А теперь вопросы к диссертанту ». В тот раз, едва прозвучали эти слова ведущего, диссертант прибавил: «Только, пожалуйста, покруче! » Оппоненты растерялись – они думали уже не о том, чтоб «завалить» его, а о том, насколько интересными окажутся их вопросы. Молодой человек превратил их в объект своей оценки.
10. Ставьте «кавычки». В ситуациях, когда нужно сказать собеседнику нечто неприятное или задать вопрос, которого тот не хочет слышать, помогает прием отстранения или интонационные кавычки – вы говорите то, что считаете нужным, но не от своего лица. Например: «Я бы сам никогда не задал этого вопроса, однако меня просили узнать…», «Сейчас у меня трудный момент, не хочется этого говорить, но руководство просило передать…» или «На моем месте какой-нибудь бестактный человек мог бы спросить…». Чтобы сохранить дружественную обстановку, можно указать на то, что этот неприятный эпизод будет вынесен за рамки вашей доверительной беседы: «…А потом мы сразу же вернемся к нашему разговору».
Наши разговоры нередко превращаются в бесплодный обмен упреками. Как этого избежать? Уметь видеть факты, осознавать свои чувства, выражать свои потребности, ясно формулировать просьбы – таковы составляющие метода, который помогает нам находить верные слова.
Залог успешного общения – говорить ясно. Казалось бы, так просто, но чаще мы пускаемся в многословные абстрактные рассуждения и почти никогда не говорим о том, что чувствуем в данный момент. Когда мы вываливаем на собеседника все, что у нас накопилось, его внимание ослабевает: он тонет в потоке наших слов. Ясность и точность – главный принцип метода «ненасильственного общения». Освоив четыре его основных правила: безоценочное наблюдение; признание своих чувств; определение связанных с этими чувствами потребностей; формулирование конкретных просьб — мы научимся говорить так, чтобы собеседник смог нас услышать и понять. И в результате общение с партнерами и детьми, родителями, друзьями и коллегами станет эффективным.
Конфликтология и конфликты
Одним из самых эффективных способов установления контакта с любым человеком является парафраз, т. е. пересказ речи собеседника своими словами. Звучит достаточно просто и незамысловато, но на самом деле потребует от вас серьезной самодисциплины и креативности.
Парафраз, или парафразировка, состоит в пересказе услышанного своими словами.
При этом несколько слов собеседника можно повторить в точности, особенно если эти слова были эмоционально окрашены и, соответственно, могли иметь ключевое значение для смысла фразы.
Почему парафраз так эффективен? Да потому что ваш партнер получает ощущение, что его мнением в самом деле интересуются. Ведь люди больше всего на свете любят выслушивать собственную точку зрения. Каждый, кто просто повторяет их идеи без издевки, автоматически попадает в категорию «достойный человек».
При этом искренность вашего интереса необязательна. Важна просто техника переработки информации.
Вы могли заметить,что методом парафраза охотно пользуются телевизионные корреспонденты и ведущие. Сначала они вворачивают дежурную фразу: «Правильно ли я вас понял(а)?». И за этим часто следует повторение слов собеседника с некоторыми искажениями в явной попытке направить разговор в нужное для телевизионщика русло. Это работает, но это дурной тон, и подобного вида парафраза лучше избегать.
Также давайте воздержимся от «попугайничества» - тупого повторения за собеседником его же собственных слов. Ведь этим вы, скорее, вызовете раздражение и добьетесь обратного эффекта.
1. Вы восстанавливаете контроль над ситуацией. В конфликтной ситуации на вас может обрушиться поток обвинений. Ни в коем случае не надо оправдываться, так как это приведет к еще большей атаке на вас. Просто включаем парафраз какой-то части «обличительной речи». Важно, что не стоит пытаться парафразировать всё без исключения.
К примеру, жена обвиняет вас: «Мои подруги видели тебя вчера в ресторане с вульгарной блондинкой, в то время как я просила тебя съездить на СТО с моей машиной. Какая я была дура, что связалась с таким безответственным ловеласом! Как права была моя мама, говоря, что с этим фруктом ты никогда не будешь счастлива и тебе давно пора подумать о разводе!».
Возможный парафраз: «Я вижу, что ты очень расстроена тем, что тебе сообщили подруги. Но мне очень больно слышать, что Мария Алексеевна никогда меня не принимала и с самого начала подталкивала тебя к разводу». В результате мы временно «переводим стрелки» на более безопасные рельсы.
2. Парафраз позволяет вам выглядеть профессионально. Допустим, к вам приходит клиент, недовольный вашим товаром или услугой. Не возражаем ему, а просто достаем блокнот и подробно записываем его претензии своими словами, время от времени прося клиента уточнить детали. У человека создается впечатление, что компания не пытается уйти от ответственности, а внимательно относится к проблеме и намерена сделать все, чтобы найти решение. А значит, здесь работают настоящие профессионалы. Это отметят и другие клиенты, которые могут присутствовать при разговоре. Кстати, будьте уверены, посторонние исключительно внимательны к подобным ситуациям, даже если они их напрямую не касаются.
3. Парафраз предупреждает «соническое намерение». Очень часто люди проговаривают в голове какую-то важную фразу, и у них создается впечатление, что она была уже ими озвучена. Это в психологии называется «соническое намерение». К примеру, ваш босс хотел видеть вас с отчетом сегодня к 15:00 и сам себе напоминал об этом весь вчерашний день, но в итоге на утренней пятиминутке забыл довести указание до вашего сведения. При этом в голове у него осталось твердое убеждение, что он обо всем сказал. И тут у вас все шансы нарваться на неприятности. поскольку босс по определению всегда прав. Поэтому не поленитесь парафразировать шефа при утренней раздаче «ценных указаний», дабы он мог сам понять, что что-то упустил.
4. Парафраз полезен для начальников и молодых мам. Если вы даете задание своим подчиненным, попросите их повторить своими словами (именно своими словами!) поставленные перед ними задачи. Таким образом резко возрастает вероятность что ваши работники вас поняли и постараются сделать именно то, что было задумано. Кроме того, в процессе парафраза у вас будет возможность увидеть проблемные стороны ситуации и внести необходимые корректировки.
Молодые мамы тоже дают указания своим чадам, убегая на работу. «Маша, как встанешь, позавтракай, положи белье в стиральную машину и позвони бабушке. У нее сегодня день рождения!». Ребенок хотя и отзывался на ваши просьбы некоторым бурчанием, но ничего в его дремлющей голове не осело.
Так вот: не надо добиваться полного пробуждения дочки или сына. Наоборот, лучше использовать его так называемое «гипнагогическое состояние», т. е. полубодрствование, похожее на легкий гипноз. В этом состоянии при парафразе ваших просьб все они воспримутся на подсознательном уровне и будут в течение дня звучать как назойливая песенка, которую никак не выбросить из головы.
Кстати, психологами давно замечено, что парафраз значительно улучшает рабочую память и ассоциативное мышление. Это, так сказать, дополнительные бонусы данного эффективного метода.
Берем небольшой отрывок известного литературного произведения, к примеру первую главу «Евгения Онегина», и переписываем ее своими словами. На рифмы не обращаем внимания, просто передаем основное содержание. Забавно, что в интернете можно найти этот роман в стихах, пересказанный уголовным сленгом. Видимо, кто-то уже поупражнялся в своеобразном парафразе.
Затем пробуем парафразировать телеведущего, сообщающего текущие новости. Тут придется постараться, так как телевидение требует подавать информацию в максимально сжатые сроки. Успеваете угнаться за ведущим в течение пяти минут?
Поздравляю - вы мастер парафраза!
Сергей Боголепов
Фото thinkstockphotos.com
Найти общий язык с ребенком и сделать так, чтобы мыслями он находился здесь и сейчас, не так просто, как кажется на первый взгляд. Как наладить контакт с ребенком для легкого комфортного общения?
Общение состоит из трех компонентов, каждый из которых является отдельным уровнем со своими характеристиками и проблемами, которые могут возникнуть.
Первый – это контакт, во время которого проявляется заинтересованность ребенка в общении, его желание вести разговор, поддерживать и направлять в нужное русло.
Второй – это понимание речи, так как ему необходимо реагировать на то, что его говорят и в соответствии с этим выстраивать дальнейшие действия, реплики и суждения.
Третий – активная речь, которая позволяет вести разговор. Улучшая речь ребенка, необходимо работать над всеми компонентами, но начинать следует с контакта.
Более подробно вопрос развития активной речи описан в статье
Для полноценного общения недостаточно понимать речь и уметь использовать активную речь. Эти два умения теряют все свои преимущества, если ребенку не интересно, скучно или он не может поддерживать общение в силу ряда причин.
Он не желает проводить время со взрослыми и общаться с ними или же он все время молчит, предпочитая быть слушателем. Работа над пониманием речи не решит эту проблему, поэтому разобраться следует с контактом.
Контакт – это необходимость для любого вида общения, именно он является важнейшей составляющей коммуникации. Можно выделить три базовых составляющих, на основании которых строится контакт.
Здесь речь идет об ощущениях, которые передаются через сенсорные системы – тактильные, зрительные, слуховые, вестибулярные, проприоцептивные и т.д. Очень многое влияет на то, что человек чувствует и как именно происходит связь с окружающей средой.
Особенно важно это для детей, которые собственным ощущениям обычно доверяют больше, чем тому, что они слышат от взрослых. Общение можно выстраивать на основе ощущений, делиться ими и анализировать их.
Каждый день человек сталкивается с определенными эмоциями – с радостью, удивлением, счастьем, грустью, печалью, восторгом, злостью, стыдом, облегчением. В течение дня эмоции сменяют друг друга, в зависимости от того, с какими ситуациями приходится сталкиваться.
У ребенка в младшем дошкольном возрасте еще не такой большой перечень эмоции, который он испытывает каждый день, однако это влияет на его настроение.
Когда ребенку грустно, то он не хочет заниматься как с родителями, так и с педагогами. Поэтому перед началом занятия следует развеселить малыша, понять его проблемы.
Они руководят многими детскими поступками. Постепенно в голове появляются мысли, они формируются в конкретные образы, которые в дальнейшем переходят в действия. Идеи тесно связаны с желаниями и интересами ребенка. На основании этого он решает, что ему делать (например, посмотреть мультик или поиграть в лего).
Рассматривая ощущения, эмоции и идеи, необходимо анализировать эти составляющие во взаимодействии, так как они постоянно влияют друг на друга. Когда ребенок решает поиграть в свою любимую игру (у него возникает идея). Он при этом испытывает определенные эмоции (обычно положительные, когда у него все получается) и ощущения (он видит происходящее, чувствует, слышит).
В каждой игре есть те составляющие контакта, которые преобладают. Например, в потешке «идет коза рогатая» преобладают ощущения (тактильные и проприоцептивные) и эмоции (так как от игрового процесса ребенок чувствует радость), но сама идея теряется и присутствует только косвенно (ее использует взрослый чтобы поддерживать нить игры).
Причин, по которым малыш отвлекается, может быть множество. Это трудности саморегуляции, особенности работы сенсорных систем, плохое самочувствие, настроение, озадаченность мыслями, нежелание заниматься в данный момент. Все это затрудняет общение родителей, педагогов и логопедов с ребенком.
Сегодня мне хочется предложить простой алгоритм, который состоит из трех шагов. Это позволит наладить контакт с малышом и достичь взаимопонимания.
Оценка ситуации и ее анализ являются фундаментом для дальнейшего контакта с ребенком. Этот шаг включает в себя такие моменты:
Дети ценят, когда взрослые доверяют им и вливаются в их среду. Чтобы наладить контакт, можно воспользоваться такими рекомендациями:
Любой контакт, который достигается с ребенком, нужно развивать. Желание стремиться к лучшему должно быть во всех жизненных сферах, в том числе и в общении с детьми.
Стоит помнить, что:
Когда контакт найден можно будет переходить к развитию понимания речи и активной речи. Контакт является хорошим фундаментом для коммуникации. Без него другие составляющие обесцениваются и теряют свою практическую значимость.
Необходимо строить занятия с ребенком так, чтобы развитие и укрепление интереса стояло на первом месте. А уже после подключаются все остальные навыки и умения.
Контакт с ребенком устанавливается постепенно, через изучение его желаний, привычек и личностных качеств. Тактичность и неспешность сделают общение познавательным и интересным для ребенка.
Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе
rf-gk.ru - Портал для мам. Воспитание. Законы. Здоровье. Развитие. Семья. Беременность