Банк одаренных детей в школе образец. Банк одаренных детей - муниципальное общеобразовательное учреждение "лицей "интеллект" города донецка"

выпускник 2000 года

За время обучения в лицее он получил 10 дипломов. Из них 2 диплома I степени, 2 диплома II степени, 6 дипломов III степени. В 1999 году - диплом II степени IV этапа Всеукраинской ученической олимпиады по информатике. Андрей объединил любимые науки в своей работе над программой "Моделирование движения планет Солнечной системы, динамический глобус Земли. Координатная сетка". Именно эта, интегрированная на стыке четырех наук, работа принесла ему победу в областном конкурсе МАН (III место) и Всеукраинском конкурсе "Мирный космос" (2000 г., II место).В 2000 году стал студентом ДГИИИ без экзаменов, как победитель региональной олимпиады "Интеллект".

Кобец Андрей

выпускник 2000 года

Наибольших успехов Андрей достиг в изучении

математики (1997 - II этап, II место; 1998 - II этап, I место)

экономики (1998 - II этап, II место; 1999 - III этап, III место; 1999 - II этап, II место)

правоведения (1997 - II этап, III место; 1998 - II этап, I место; 1999 - II этап, II место)

географии (1998 - II этап, II место; 1999 - II этап, II место).

Андрей имеет склонность к научно-исследовательской работе. В 1999 году - призер II и III этапов Всеукраинского конкурса защиты научно-исследовательских работ в МАН. Тема научной работы - "Применение неравенств с выпуклыми функциями для решения некоторых экономических задач".

Лещев Иван

выпускник 2001 года

Иван добился успеха в областном конкурсе МАН по физике (III место), представив научно-исследовательскую работу "Энергосберегающие технологии... на кухне". За время обучения в лицее он получил семь дипломов победителя областных и городских олимпиад. В 2001 году Иван стал победителем IV этапа Всеукраинской ученической олимпиады по информатике. Эта победа открыла ему двери в любой ВУЗ Украины, а также дала возможность проверить свои силы в конкурсном отборе претендентов на участие в Международной олимпиаде.

Скобелев Владимир

выпускник 2001 года

Владимир наибольших успехов достиг в изучении:

математики (1999 - III этап, III место; 2000 - III этап, II место; 2001 - первенство города, I место; 2001 - региональная олимпиада "Интеллект 2001", I место)

экономики (1999 - III этап, II место; 2000 - III этап, III место).

Постоянный и активный участник международных юношеских математических конференций в городах Мишкольце и Потсдаме.

Проект "Одаренные дети"

Цель- формирование системы работы с одаренными детьми: создание условий по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одаренности.

  1. Создание банка тестов для диагностирования воспитанников ДОУ и учащихся 1-11 классов по определению категории одаренности.
  2. Создание банка данных одаренных детей по категориям одаренности: интеллектуальная, творческая, спортивная.
  3. Совершенствование научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с одаренными детьми.
  4. Обеспечение сетевого взаимодействия СОШ, ДОУ с ЦДОД.
  5. Повышение профессионального мастерства педагогов работающих с одаренными детьми.
  6. Групповые и индивидуальные психолого-педагогические консультации для педагогов, учащихся и их родителей.
  7. Обеспечение личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, активизации и поощрения их в творческой, интеллектуальной, спортивной деятельности.

Стр.

  1. Проект «Одаренные дети». 3

Актуальность. Цель. Задачи.

Нормативно-правовая база.

Организационное и функциональное обеспечение проекта.

Социально-психологическое обеспечение проекта.

Материально-техническое обеспечение реализации проекта

Информационное обеспечение

Классификация видов одаренности.

Классификация типов одаренности.

Формы выявления одаренных детей.

Этапы выявления одаренных детей.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми.

3. Ожидаемый результат . 9

4 .

личностного потенциала. 10

5. Библиография. 16

Приложение №1 «Методики по выявлению детей с признаками

одаренности». 17

Приложение №2 «Банк данных на одаренных учащихся, по

Приложение №3 «Мониторинг результатов работы с одаренными

детьми». 20

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУРОМСКОГО РАЙОНА

Проект «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

Интерес не только растит интеллект,

он раскрывает личность.

Интерес не только раскрывает глаза и уши,

он возвышает умы и души...
А.А. Гин

Дайте ребенку любознательность.

Знания он возьмет сам.
А.А. Гин

Муромский район 2011 год

Стр.

  1. Проект «Одаренные дети». 3

Актуальность. Цель. Задачи.

Нормативно-правовая база.

Организационное и функциональное обеспечение проекта.

Социально-психологическое обеспечение проекта.

Материально-техническое обеспечение реализации проекта

Информационное обеспечение

2. Концептуальная основа проекта. 7

Классификация видов одаренности.

Классификация типов одаренности.

Формы выявления одаренных детей.

Этапы выявления одаренных детей.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми.

3. Ожидаемый результат . 9

4 . Примерный перечень мероприятий, способствующих

Выявлению и развитию детей с признаками одаренности

И созданию оптимальных условий для развития и реализации их

Личностного потенциала. 10

5. Библиография. 16

Приложение №1 «Методики по выявлению детей с признаками

Одаренности». 17

Приложение №2 «Банк данных на одаренных учащихся, по

Приложение №3 «Мониторинг результатов работы с одаренными

Детьми». 20

Проект «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

направленный, на выявление и поддержку детей с признаками одаренности в Муромском районе

Срок реализации 2011-2012 учебный год

Актуальность

Обучение только тогда хорошо,

когда идет впереди развития.

Выготский Л.С.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей является одной из приоритетных задач современного образования в России. Данная проблема становится актуальной и в образовательном пространстве сельской местности, поскольку от ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал села.

Образовательная практика показывает повышение заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и работе с учащимися с признаками одаренности. Остается острой проблема раннего выявления одаренного ребенка, обеспечение грамотной психолого-педагогической поддержки его гармоничного развития и социализации. Выявление одаренных детей должно начинаться в детском саду, в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными детьми и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ, школы.

Сложность и специфика работы с одаренными детьми требует привлечения к ее решению различных специалистов – педагогов, психологов, деятелей культуры и спорта. Необходимым условием полноценного образования является взаимодействие педагогов и других специалистов с родителями.

Таким образом. Необходим поиск условий, позволяющих качественно улучшить работу по выявлению, поддержке и дополнительному развитию одаренных детей.

Цель проекта: совершенствование системы работы с одаренными детьми: создание условий по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одаренности.

Задачи проекта:

  1. Создание банка тестов для диагностирования воспитанников ДОУ и учащихся 1-11 классов по определению категории одаренности.
  2. Создание банка данных одаренных детей по категориям одаренности: интеллектуальная, творческая, спортивная.
  3. Совершенствование научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с одаренными детьми.
  4. Обеспечение сетевого взаимодействия СОШ, ДОУ с ЦДОД.
  5. Повышение профессионального мастерства педагогов работающих с одаренными детьми.
  6. Групповые и индивидуальные психолого-педагогические консультации для педагогов, учащихся и их родителей.
  7. Обеспечение личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, активизации и поощрения их в творческой, интеллектуальной, спортивной деятельности.

Нормативно-правовая база проекта :

Основные положения « Декларации прав человека « (10.12.1948.)

Основные положения « Конвенции о правах ребенка « (20.11.1089.)

Закон РФ « Об образовании « (16.11.1997. с дополнениями от 05.03.2004.)

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

(№1756-р от 29.12.2001.)

Федеральная целевая программа « Одаренные дети « в рамках Президентской Программы « Дети России « (03.10.2002.)

Перспективный план социально-психологической службы Управления образования администрации Муромского района

Положение о социально-психологической службе Управления образования администрации Муромского района.

Организационное и функциональное обеспечение проекта:

1) Функции директора школы, заведующего ДОУ в аспекте реализации проекта:

Общее руководство разработкой и обеспечение реализации проекта (организация, координация, контроль).

2) Функции зам. директоров поУВР и ВР:

Определение приоритетных направлений просветительско- образовательной работы,

Корректировка составляющих элементов проекта,

Организация и проведение семинаров по проблеме работы с одаренными детьми,

Разработка индивидуальных программ для одаренных детей,

Обеспечение связи с вузами и учреждениями дополнительного образования,

Анализ и обобщение результатов реализации проекта.

Контроль по использованию диагностического инструментария для успешной реализации проекта,

3) Функции Методического Совета:

Определение критериев эффективности реализации проекта,

Разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми,

Координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.

4) Функции методических объединений :

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей через предметные методические объединения,

Обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся,

Организация и проведение школьных олимпиад, конкурсов и т.д.

5)Функциональные обязанности учителей, педагогов-наставников, работающих с одаренными детьми:

Организация и проведение занятий с одаренными детьми,

Разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми,

Мониторинг результативности занятий с одаренными детьми,

Организация индивидуальной работы с одаренными детьми,

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам и т.д. школьного, районного уровня,

Организация и контроль за знаниями одаренных детей, индивидуальных программ, выполнением программ,

Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми,

Участие в творческих отчетах по данной теме,

Подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми.

Социально-психологическое обеспечение проекта:

Разработка пакета методик и диагностического инструментария с целью определения способностей, склонностей одаренных детей и создание условий поддержки учащихся (воспитанников) Приложение №4

Создание банка данных одаренных детей,

Разработка и внедрение индивидуальных, групповых развивающих и воспитательных программ,

Формирование умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов).

Материально-техническое обеспечение реализации проекта:

Комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, научно - методической, психолого-педагогической литературой,

Оснащение кабинетов необходимыми ТСО,

Компьютеризация образовательного процесса,

Формирование по возможности системы спонсорского финансирования для материального поощрения одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов.

Информационное обеспечение:

- функционирование школьного сайта, программ, проектов, мероприятий с

Одаренными детьми;

Издание информационных буклетов, брошюр, программ, проектов,

Информационное пополнение базы данных.

Разработчики проекта:

А.М.Постнова – руководитель социально - психологической службы;

И.А. Аскерова – педагог-психолог, курирующий дошкольные

Образовательные учреждения;

Н.В. Грыжина – педагог-психолог курирующий школу 1 ступени;

Е.В. Мартынова – педагог-психолог курирующий школу 2,3 ступени;

И.В. Астафьева – социальный педагог.

Система организации контроля за выполнением проекта:

О.Н. Кулагина – методист по дошкольному образованию МЦРПК;

Л.Т. Филоненко – заведующий МЦРПК;

А.М. Постнова – руководитель социально-психологической службы

Управления образования администрации Муромского района.

Приказ об утверждении проекта: № 378 от 13.09.2011г.

Концептуальная основа проекта

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями

(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)

в том или ином виде деятельности .

Президентская программа «Дети России».

В качестве теоретических оснований, своеобразного ценностно-смыслового компонента проекта выделены рабочие определения понятий «одаренность», «одаренный ребенок», виды одаренности и ключевые идеи, на которых будет базироваться содержательно-целевой, операционально-деятельностный и оценочно-регулятивный компоненты данного проекта.

Анализ имеющихся теоретических взглядов позволил в качестве рабочих определений сформулировать следующие, сочетающие психологический, педагогический и социальный контексты:

одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера (при этом термин «одаренность» используется как обобщающий для всей шкалы одаренности: склонность – способность – одаренность – талант – гениальность);

одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах.

В работе будет использована классификация видов одаренности , основанная на сферах и областях деятельности, в которых эти одаренности проявляются и развиваются:

  1. интеллектуальная одаренность : предметно-академическая; научно-исследовательская; научно-техническая; инновационная;
  2. спортивная одаренность : общефизическая; специальная (в отдельном виде спорта);
  3. художественно-творческая одаренность : литературно-поэтическая; хореографическая; сценическая; музыкальная; изобразительная;
  4. коммуникативная одаренность: организационно-лидерская; ораторская.

Важной в практической деятельности является классификация типов одаренности на основании «степень развития»:

  1. склонность (задатки) – генетически обусловленные свойства индивида, влияющие на возможность достижения высоких достижений (активность, работоспособность, свойства памяти и т.п.), задатки являются природными предпосылками способностей;
  2. способность – возможность человека к достижению успеха в какой-либо деятельности, способности определяют легкость и скорость в овладении деятельностью;
  3. одаренность – свойство целостной личности, базирующееся на задатках и способностях; но не сводимое к их сумме, это высокий уровень развития способностей;
  4. талант – способность к достижениям высокого порядка, но в рамках того, что уже было достигнуто;
  5. гениальность – способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать новые пути.

Формы выявления одаренных детей:

Наблюдение;

Общение с родителями;

Олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции;

Работа психолога, педагога: тестирование, анкетирование, беседа.

Этапы выявления одаренных детей:

1.Дошкольное образовательное учреждение.

2. Начальная школа

3. Школа 1 ступени

4 Школа 2,3, ступени

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

Принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;

Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

Принц свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Ожидаемый результат :

1. Совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.

2. Составление банка данных на учащихся по категориям одаренности: интеллектуальная, творческая, спортивная.

3. Мониторинг результатов работы с одаренными детьми (Приложение №3)

4. Повышение психологической культуры родителей по воспитанию и поддержке одаренного ребенка.

5. Расширение информационного поля, повышение профессионального мастерства педагогов работающих с одаренными детьми.

6. Объединение основного и дополнительного образования через психолого-педагогическое сопровождение для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей.

Примерный перечень мероприятий, способствующих выявлению и развитию детей с признаками одаренности и созданию оптимальных условий для развития и реализации их личностного потенциала.

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,

А на завтрашний день детского развития

Выготский Л.С.

Наименование мероприятия

Срок реализации

Исполнители

1. Совершенствование работы по выявлению одаренных детей

Внедрение традиционных и новых форм и методик выявления одаренных детей. Приложение №1.

Сентябрь

Создание банка данных на одаренных детей по различным категориям: интеллектуальная, творческая, спортивная, коммуникативная.

Приложение №2.

Сентябрь-октябрь

Администрация школы, ДОУ, пед. коллектив, социально-психологическая служба

Групповые и индивидуальные психолого-педагогические консультации для педагогов, учащихся.

В течение года

Социально-психологическая служба

Обеспечение сетевого взаимодействия ДОУ, СОШ с учреждениями дополнительного образования района.

В течение года

Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей

Проведение школьных, районных, областных олимпиад, конференций, спортивных соревнований.

По плану школ, ДОУ, УО, Департамента образования

Администрация школы, ДОУ, Кузина Н.А., Наумов М.Е., Майорова С.В., Кулагина О.Н.

Обеспечение участия в районных, областных олимпиадах, конференциях, спортивных мероприятиях.

По плану школ, ДОУ, УО

Администрация школы, ДОУ

Проведение предметных недель (декад).

По плану школ

Администрация школы, классные руководители, педагоги-наставники

Дополнительные занятия.

По плану школ, ДОУ

Администрация школы, ДОУ, классные руководители, педагоги-наставники, воспитатели

Совершенствование сети дополнительного образования в соответствии с разнообразными потребностями и интересами детей.

Нравственно-патриотическое направление:

- «Наследие» Ковардицкая СОШ,

- «Доблесть» Булатниковская СОШ,

- «Исток» Панфиловская СОШ,

- «Краеведческий кружок» Борис-Глебская СОШ,

- «Родная сторона» Зименковская СОШ,

- «Берегиня» Филиал МОУ Борис-Глебской СОШ МОУ Татаровская ОШ,

- «Краевед» Молотицкая СОШ,

Техническое творчество:

- «Умелые руки» Панфиловская СОШ,

- «Умелые руки» Зименковская СОШ,

Художественно-эстетическое направление (декоративно-прикладной цикл):

- «Домовенок» Панфиловская СОШ,

- «Рукодельницы» Молотицкая СОШ,

- «Ласкутная мозаика» Чаадаевская СОШ,

- «Гильоширование» Прудищинская ОШ,

- «Креативный текстиль» Ковардицкая СОШ,

Индивидуальная программа «Лучик надежды» (для ученицы 5 кл. Ковардицкой СОШ, Некрасовой Елены»). Ковардицкая СОШ,

- «Волшебная кисточка» Булатниковская СОШ,

- «Творческая мастерская» Булатниковская СОШ,

- «Волшебники карандаша и кисти» Зименковская СОШ,

- «Островок детства» Понфиловская СОШ,

- «Стайл» Зименковская СОШ,

- «Лошкарята» Савковская ОШ,

- «Танцевальный кружок» Булатниковская СОШ,

- «Сияние» Чаадаевская СОШ,

- «Дебют» Ковардицкая СОШ, Молотицкая СОШ,

- «Отряд барабанщиц» Ковардицкая СОШ,

Наш театр» Пестенькинская начальная школа,

Спортивное направление:

- «Лыжная секция» Кондраковская начальная школа,

Клуб волейбольный Ковардицкая СОШ

Для девочек

Для мальчиков

Секция «Лыжные гонки» Панфиловская СОШ,

Футбол Борис-Глебская СОШ,

Футбол Зименковская СОШ,

Спортивно-туристический клуб «ЗОВ» Ковардицкая СОШ,

Футбол Молотицкая СОШ,

Экологическое направление :

Экологическая тропа Булатниковская СОШ,

Эко-школа Борис-Глебская СОШ,

Социально-педагогическое направление:

ШДО «Лидер» г. Муром ул. Артема д.2 (актовый зал Управления образования Муромского района),

Астрономический клуб «Пульсар» Прудищинская ОШ,

Литературный клуб «Алые паруса» Чаадаевская СОШ,

Районный пресс-центр «Ступени» Пенфиловская СОШ,

В течение года

2 раза в год (весенние и осенние каникулы)

1 раз в месяц

Администрация школы, ДОУ, Маркова С.И.

рук. Гаврилова О.И.

рук. Маркелова И.С.

рук. Федотова И.М.

рук.Панина Л.Н.

рук. Романова С.Е.

рук. Холодова Л.С.

рук. Чернышова В.П.

рук. Лунин А.А.

рук. Чезганов А.И.

рук. Пантюшкова Г.О.

рук. Рябова Н.В.

рук. Рябинина Т.Г.

рук. Волкова Н.Ю.

рук. Фомичева Л.А.

рук. Фомичева Л.А.

рук. Кимель Ю.А.

рук. Маркелова И.С.

рук. Лопаева Ю.Г.

рук. Тихомирова С.А.

рук. Визовер М.С.

рук. Колпикова В.Н.

рук. Николаева М. А.

рук. Бурлева Ю.В.

рук. Зузенкова Е.Н.

рук. Бухарова Е.В.

рук. Антонова В.В.

рук. Бебенин Н.В.

рук. Макарова Н.Н..

рук. Наумов М.Е.

рук. Меркутов Н.В.

рук. Жизняков Д.С.

рук. Биктимиров Н.М.

рук. Платонов Е.В.

рук. Зотов И.С.

рук. Никулина С.Н.

рук. Черная С.П.

рук. Астафьева И.В.

рук. Кузнецов Ю.С.

рук. Пахомова Н.Н.

рук. Булгакова Р.В.

Организация работы библиотеки в целях успешной реализации проекта.

В течение года

Администрация школы, ДОУ, библиотекарь

Осуществление контроля за выполнением норм СанПиН.

В течение года

Администрация школы, ДОУ, медицинский работник

Организационные мероприятия, по различным направлениям работы с одаренными детьми

Интеллектуальное развитие детей :

Всероссийский конкурс игра «Русский медвежонок»;

Всероссийский конкурс «Кенгуру»;

Всероссийский конкурс «Золотое руно»;

Всероссийский конкурс «Британский бульдог»;

Всероссийский конкурс «КИТ»;

Районный конкурс «Космическая эра»;

Единый день краеведения;

Конкурс «Зеленый огонек» (знание ПДД в ДОУ);

По плану ВИПКРО

По плану УО

Кузина Н.А.

Маркова С.И.,

Майорова С.В.

Кулагина О.Н.

Развитие творческих способностей детей:

Конкурсы детского творчества «Фестиваль искусств»;

Районный конкурс юных чтецов;

Выставки детского художественного творчества;

Выставка «Урожай года»;

Выставка изобретателей и рационализаторов;

Выставка творческих работ на военно-патриотическую тематику;

Смотр конкурс «Школьное лесничество»;

Некрасовский праздник.

По плану школ, УО

Администрация школы, ДОУ, педагоги-наставники, классные руководители

Майорова С.В.

Майорова С.В.

Майорова С.В.

Маркова С.И. МайороваС.В.

Маркова С.И. Майорова С.В.

Маркова С.И. Майорова С.В.

Маркова С.И.

Майорова С.И., Маркова С.И.

Развитие спортивных способностей:

Районная, областная спартакиада школьников;

Лыжные соревнования;

Районная, областная военно-спортивная игра «Зарница»;

Районный, областной смотр, строя и песни;

Культурно-спортивный праздник «Малышок» (ДОУ);

По плану школ, УО, Департамент образования

Администрация школы, ДОУ, педагоги-наставники, классные руководители

Наумов М.Е.

Наумов М.Е.

Наумов М.Е., Маркова С.И., Майорова С.В.

Кулагина О.Н.

Стимулирование одаренных детей

Оформление стенда «Ими гордится школа».

В течение года

Администрация школы, ДОУ, педагоги-наставники, классные руководители

Сбор материалов для оформления альбома «Одаренные дети».

В течение года

Педагоги-наставники, классные руководители

Организация летнего отдыха детей в областном оздоровительном лагере «Искатель» (август).

Август

Администрация школы, классный руководитель, родители, Майорова С.В.

Организация профильного отряда для детей с признаками одаренности на базе оздоровительного лагеря с дневным пребыванием Муромского района.

Июнь-август

Вручение грамот за призовые места, благодарственные письма за участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах.

В течение года

Администрация школы, классный руководитель

Организация поездки на Новогодние елки (районную, областную всероссийскую).

Декабрь

Администрация школы, классный руководитель, Майорова С.В.

Организация экскурсионных тематических поездок.

В течение года

Вручение благодарственных писем родителям одаренных учащихся за воспитание детей.

Май

Администрация школы, классный руководитель, педагог-наставник

Повышение профессионального мастерства наставников одаренных детей

Тематический семинар «Психолого-педагогические основы и особенности работы с одаренными детьми»

Для воспитателей ДОУ,

Учителей начальной школы,

Педагогов – наставников, классных руководителей.

Октябрь

Педагог-психолог И.А. Аскерова

Педагог-психолог Н.В. Грыжина

Педагог-психолог Е.В. Мартынова

Тематические консультации, беседы - «одаренные дети».

В течение года по запросу

Специалисты социально-психологической службы

Круглый стол «Оценка результативности реализации проекта – «Одаренные дети»».

Май

Специалисты социально-психологической службы,

педагоги-наставники, воспитатели, учителя начальной школы

Материальное и моральное стимулирование труда педагогов работающих с одаренными детьми.

В течение года

Администрация школы, ДОУ

Повышение психологической культуры родителей

Обучение родителей приемам и методам развития способностей ребенка дошкольного возраста.

В течение года, по запросу

Воспитатель, педагог-психолог И.А. Аскерова

Групповые и индивидуальные психолого-педагогические консультации для родителей школ.

В течение года, по запросу

Учитель-наставник, классный руководитель, педагог-психолог Н.В. Грыжина, Е.В. Мартынова

Психологическое просвещение родителей по теме «Одаренный ребенок» (памятки, буклеты, информация на стенды).

В течение года

Администрация школы, специалисты социально-психологической служба

Тематические и проблемные родительские собрания:

Для ДОУ

«Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать»

Для школы 1 ступени

«Портрет одаренного ребенка. Плюсы и минусы».

Для школы 2,3 ступени «Развитие человека, есть развитие его способностей».

По плану школы

Администрация ДОУ, школы, специалисты социально-психологической службы

В течение года

Воспитатели ДОУ, классные руководители, специалисты социально-психологической службы

Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий, экскурсий, открытых уроков.

В течение года

Классные руководители, воспитатели

Творческие отчеты школы перед родителями.

В течение года

Администрация школы, классные руководители, воспитатели

Библиография

1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. – М., 2003. – 336 с.

3. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей – 3-е изд. – М.: МПСИ, Флинта, 2004. – 144 с.

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002. – 320 с.

5. Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2009. – 160 с.

6. Дворовский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. – М., 2001.

7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2004.

8. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг: для одаренных детей 5-6 лет. – М., 2010. – 160 с.

9. Еремкин А. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. – М., 2003. – 333 с.

10. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб., 2011. – 448 с.

11. Кулемзина А.В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики. – М., 2004. – 264 с.

12. Ландау Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М., 2002. – 144 с.

13. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. – М., 2008. – 480 с.

14. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.,2000. – 320с.

15. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности – М.: Акад. Проект, 2006 – 144 с.

16. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. и др. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. – Р. н/д., 2006. – 112 с.

17. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного «Я». – М., 2006. – 144 с.

18. Одаренность и возраст: Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие / Под ред. А.М. Матюшкина. – М., 2004. – 192 с.

19. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Под ред. Шумаковой Н.Б. – М., 2006. – 240 с.

20. Пашнев Б.К. Психодиагностика уровня интеллектуально-творческой одаренности детей. – М., 128 с.

Приложение №1

Методики по выявлению детей с признаками одаренности

Ответственный, за проведение диагностики

Название методики

Дошкольное образовательное учреждение

Педагог-психолог

1 . Батарея тестов для изучения творческого мышления. (Модификация Е.Туник. Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». №5 (11)/2006.

Воспитатели

1 . Методика «Карта одаренности» (А.И.Савенков)

2. Диагностика развития воображения у дошкольников.

(Диск «Диагностическая работа в ДОУ» Издательство «Учитель» 2008)

Родители

1. Опросник «Признаки одаренности у дошкольника»

2. Анкета для родителей и педагогов (Ф.Татл и Л.Бекер)

(Е.С.Белова. Одаренность малыша. Раскрыть, понять, поддержать. М. МПСИ. Издательство «Флинта»2004)

Школа 1 ступени

Педагог-психолог

1. «Медис»

2. Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет (Э.Ф. Замбицявичене).

3. Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф)

4. Методика Мюнстерберга на восприятие.

5. Тест «Ведущая репрезентативная система».

6. Методика «Эталоны» (О.М. Дьяченко)

7. Изучение кратковременной и долговременной памяти (А.Р.Лурия)

8. Изучение кратковременной образной и вербально-логической памяти.

9. Методика «Пиктограмма»

10. Тест прогрессивных матриц Равена.

11. Тест Кеэса.

12. Проективная детская методика «Завершения предложения (Модификация В. Михала.

13. Проективная методика исследования личности, предложена М.З. Друкаревич.

Педагоги

1.Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

Возрастной диапазон, в котором она может применяться, – от 5 до 10 лет.

Представленные шкалы разработаны Дж. Рензулли (1977 г.) и адаптированы Л.В. Поповой.

3. Методика оценки общей одаренности (Савенков А.И.)

Родители

1. Методика оценки общей одаренности. Автором методики является А.И. Савенков

Ее задача – оценка общей одаренности ребенка его родителями.

2.Определение уровня проявления способностей ребенка (по Сизанову А.Н.)

3. Как измерить талант (адаптация Поповой Л.В.)

Учащиеся (самодиагностика)

Методика самооценки для обучающегося «Как я вижу себя»

Школа 2,3 ступени

Педагог-психолог

1.Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А. Лосева).

2. Методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков)

3. Опросник креативности Джонсона

4. Опросник креативности Рензулли

5. Тест креативности Вильямса

6. Методика «Тип мышления»

7. Методика Эрудит»

8. Определение уровня познавательной потребности ребенка (С.В. Юркевич)

9. Определение интенсивности познавательной потребности ребенка (С.В. Юркевич)

10. Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж. Рензуллм и соавторы, в адаптации Л.В.Поповой).

Педагоги

2. Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А. Лосева).

3.Тест креативности Вильямса

4. Методика «Эрудит»

Родители

1.Анкета «Как распознать одаренность» (Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч).

2. Определение уровня проявления способностей ребенка (А.Н. Сизанов)

3. Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А. Лосева).

4. Тест креативности Вильямса.

Приложение №2

Банк данных на одаренных учащихся по различным категориям

Ф.И.О. учащегося

Класс

Примечание

Интеллектуальная одаренность

Творческая одаренность

Спортивная одаренность

Коммуникативная одаренность

Приложение №3

Мониторинг результатов работы с одаренными детьми

Ф.И.О. учащегося (воспитанника)

Класс (группа)

Воспитатель,

педагог-наставник

Дополнительные занятия с одаренным ребенком

(кружки, секции, факультативы и т.д.)

Мероприятия, в которых участвовали одаренные дети школы, ДОУ

(дата, название)

Результат

Стимулирование учащегося, воспитанника


Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. В педагогической энциклопедии дается следующее определение этой дефиниции: «Одаренность – высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в определенных областях деятельности». Одаренность представляет собой качественные своеобразные сочетания у каждого индивида способностей, их единство.

Понятие «одаренности» очень близко понятию «способности». Способности, как отмечается в философских энциклопедических словарях, это индивидуальные особенности личности, являющейся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способность не сводится к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психологическими регуляторами, обуславливающими возможность их приобретения.

В нашем учебном заведении мы опираемся на точку зрения английских ученых, осторожно относящихся к терминам «одаренный, гениальный» и заменяющих их на «способный и талантливый». Одаренность уже не рассматривается как единая, раз и навсегда, заданная характеристика ребенка. В связи с вышесказанным, мы определяем одаренную личность, как самоактуализирующуюся, обладающую ключевыми и профильными компетенциями личностей.

Феномен одаренности выступает не как застывшая константа, а как творческий процесс, происходящий под влиянием, во взаимопроникновении двух факторов – биологического и социального, в диапазоне их взаимодействия.

Таким образом, одна из главных целей, стоящих перед современной школой – обеспечение условий для выявления, обучения и развития одаренных детей. С этой целью в школе создан банк данных одаренных детей.

Банк данных формируется ежегодно на основе:


  • Результатов диагностических работ учащихся;

  • Результатов психологического тестирования на основе дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова;

  • Результатов совместной работы учителя-ученика.

Банк данных обеспечивает сбор, систематизацию и сохранение информации об одаренных детях в виде портфолио их достижений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Района имени Лазо.

Анкета лидера

  1. Фамилия, имя, отчество: Радкевич Лилия, 1а
  2. 7.09.2007
  3. Менделеева 15-112
  4. Сведения о родителях мать (Ф.И.О., образование): Мать: Радкевич Валентина Васильевна, образование: высшее

Отец:Радкевич Геннадий Владимирович, высшее

Направление:

Дата прохождения

Естественно - научное

Предметная олимпиада по окружающему миру

17.10.2014г

призер

Точные науки

2.12.2014г.

победитель

4.12.2014г.

победитель

Предметная олимпиада по русскому языку

3.02. 2015г.

победитель

24.02.2015г.

победитель

6.02.2015г.

победитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 п. Хор

Района имени Лазо.

Анкета лидера

  1. Фамилия, имя, отчество: Елисеева Елизавета, 1а
  2. Дата рождения (паспортные данные): 9.02.2008 3. Домашний адрес (телефон): п. Хор, Менделеева 7-39
  1. Сведения о родителях мать (Ф.И.О., образование): Мать: Елисеева Анна Владимировна, образование: средне - специальное

Отец: Елисеев Сергей Владимирович , образование: средне - специальное

  1. Сведения об олимпиаде (конкурсе, фестивале, спортивных достижениях), в которых принял(а) участие:

Направление:

Естественно-научное, гуманитарное,художественно-эстетическое, информационные технологии)

Название олимпиады, конкурса, фестиваля

Дата прохождения

Личный результат (занятое место)

Руководитель, подготовивший участника (Ф.И.О., должность, стаж работы, квалификация)

художественно-эстетическое

Конкурс «Красота Божьего мира»

Декабрь 2014г.

Благодарность за участие

Назарова Марина Александровна, учитель начальных классов, 21 год, 1 категория

Точные науки

Международный конкурс-игра по математике «Слон»

4.12.2014г.

победитель

конкурс детского творчества ГИБДД ОМВД «Мы – за безопасные дороги»

8.11.2014г.

призер

Предметная олимпиада по математике

2.12.2014г.

победитель

Предметная олимпиада по литературному чтению

4.02.2015г.

призер

Международный конкурс «Эму – специалист»

24.02.2015г.

победитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 п. Хор

Района имени Лазо.

Анкета лидера

  1. Фамилия, имя, отчество: Семенова Кристина, 1а
  2. Дата рождения (паспортные данные): 7.03.2007. Домашний адрес (телефон): п. База – Дрофа, Гаражная 15-2
  3. Сведения о родителях мать (Ф.И.О., образование): Мать: Семенова Наталья Андреевна, образование: средне - специальное
  4. Отец: Семенов Сергей Сергеевич, образование: средне – специальное Сведения об олимпиаде (конкурсе, фестивале, спортивных достижениях), в которых принял(а) участие:

Направление:

Естественно-научное, гуманитарное,художественно-эстетическое, информационные технологии)

Название олимпиады, конкурса, фестиваля

Дата прохождения

Личный результат (занятое место)

Руководитель, подготовивший участника (Ф.И.О., должность, стаж работы, квалификация)

Точные науки

Международный конкурс-игра по математике «Слон»

4.12.2014г.

победитель

Назарова Марина Александровна, учитель начальных классов, 21 год, 1 категория

Естественно - научное

Предметная неделя по окружающему миру

Октябрь 2014г.

победитель

Международный конкурс «Эму – специалист»

24.02.2015г.

победитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 п. Хор

Района имени Лазо.

Анкета лидера

  1. Фамилия, имя, отчество: Зонина Ксения, 1а
  2. Дата рождения (паспортные данные): 25.03.2007г Домашний адрес (телефон): п. Хор, Заводская 15-46
  3. Сведения о родителях мать (Ф.И.О., образование): Мать: Зонина Виктория Юрьевна, образование: средне - специальное
  4. Отец: Зонин Павел Сергеевич, образование: средне – специальное Сведения об олимпиаде (конкурсе, фестивале, спортивных достижениях), в которых принял(а) участие:

Направление:

Естественно-научное, гуманитарное,художественно-эстетическое, информационные технологии)

Название олимпиады, конкурса, фестиваля

Дата прохождения

Личный результат (занятое место)

Руководитель, подготовивший участника (Ф.И.О., должность, стаж работы, квалификация)

Региональный этап международного конкурса «Красота Божьего мира»

Октябрь 2014г.

участник

Назарова Марина Александровна, учитель начальных классов, 21 год, 1 категория

Муниципальный конкурс детского творчества ГИБДД ОМВД «Мы – за безопасные дороги»

Октябрь 2014г.

лауреат

Конкурс – списывание «Письмо воину солдату»

6.02.2015г.

призер

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 п. Хор

Района имени Лазо.

Анкета лидера

  1. Фамилия, имя, отчество: Филатова Анна, 1а
  2. Дата рождения (паспортные данные): 06.12.2007 Домашний адрес (телефон): п. Хор, Менделеева 4-22
  3. Сведения о родителях мать (Ф.И.О., образование): Мать: Хомич Юлия александровна, образование: высшее
  4. Отец: Филатов Станислав Владимирович, образование: средне – высшее Сведения об олимпиаде (конкурсе, фестивале, спортивных достижениях), в которых принял(а) участие:

Проблемой выявления, поддержки и развития одаренности занимаются специалисты различных стран мира. Формирование интеллектуального и творческого потенциала является приоритетной национальной задачей России. Это подтверждает федеральная целевая программа «Дети России» (на 2007-2010гг), подпрограмма «Одаренные дети».

В муниципальном общеобразовательном учреждении «средняя общеобразовательная школа №2 села Екатеринославка» работа в поддержку данной приоритетной задачи была начата в 2009 году. Первый шагом являлась разработка программы «Одарённые дети», реализация которой была запланирована в 3 три этапа.

Одной из задач первого диагностико-прогностического этапа являлось создание школьного банка «Одаренные дети». Организация этой работы была возложена на руководителя школьного научного общества учащихся «Луч» данной школы.

Было понятно, что прежде чем создавать банк «Одаренные дети», необходимо изучить теоретические подходы к данной проблеме. А именно: каких детей считать одаренными, каковы признаки одаренности, виды одаренности, возможные процедуры диагностики одаренности.

К поиску ответов на эти вопросы были привлечены участники НОУ «Луч» - учащиеся 10 классов. Они занимались как теоретическими исследованиями по проблеме, так и практическими исследованиями проблем одаренности, имеющихся в пределах образовательного пространства школы.

Поиск ответов привел к следующим результатам.

Оказывается, в психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, нет единого определения одаренности, существуют лишь альтернативные подходы к решению проблемы.

Пришлось самостоятельно определяться: какие критерии следует положить в основу отбора одаренных детей. Таким образом, четко обозначилась проблема: кого считать одаренными.

Использовать вполне официальную гуманистическую позицию: все дети талантливы и каждый человек по-своему одарен показалось не совсем удобным, так как в этой позиции сам вопрос о выявлении одаренных детей выглядит неуместным. Автоматически появляется вопрос, на который также следовало бы искать ответ: почему же так много одаренных детей и очень мало одаренных взрослых?

Второй подход, согласно которого одаренность – это дар «свыше», дар, данный Богом, предполагает отбор единиц избранных учащихся. Количество одаренных сводится к минимальному числу талантливых детей, при этом подавляющее большинство детей остаётся вне необходимости развития.

Основу нашего подхода составили «Рабочая концепция одаренности», разработанная авторским коллективом психологов под руководством доктора психологических наук, профессора, действительного члена РАЕН Дианы Борисовны Богоявленской(1998), а также трактовка американского ученого Дж Резнулли.

На основании этих двух подходов была принята достаточно гуманная позиция, согласно которой был осуществлен отбор одаренных детей. Ребенок обладает качествами одарённого, если демонстрирует высокий уровень достижений или же обладает возможностью достижений в какой-либо области. При таком подходе контингент одарён­ных детей достаточно широк, а также исключает возможность оставить без внимания детей с какими бы то ни было способностями. Подтверждением нашей точки зрения являются уровни проявления одаренности: способности, талант, гениальность. Таким образом, для создания банка «Одаренные дети» был использован критерий наличия какого-либо уровня одаренности.

Следующая проблема: как осуществлять отбор одаренных. Знакомство с существующими диагностиками привело к выводу, что идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Существует множество различных тестов на наличие конкретных качеств и характеристик личности – уровня интеллекта, мышления, воли, памяти, и других. Причем многие из диагностик громоздки, сложны в обработке, а также не адаптированы к возрасту учащихся. Результаты диагностик дают определенную погрешность. Тесты креативности, тесты интеллекта и другие не могут дать чёткого верного ответа - одарен ребенок или не одарен. Высокие показатели по тесту не всегда можно считать показателем одаренности, а полученные низкие значения ещё не доказательство её отсутствия. Выявление одаренных детей - это процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка и требующий определенного времени.

Психологами установлено, что наблюдение как метод исследования, зачастую дает не больше погрешности, чем проведение иной диагностики. Таким образом, для отбора детей с признаками одаренности, были привлечены учителя-предметники и классные руководители, заполняющие сводные таблицы по классам по результатам наблюдений. Приложение 1 .

В нашем случае, результаты наблюдений учителей за проявлениями способностей учеников дали достаточно точные результаты. В случаях расхождения мнений по конкретному ученику вопрос решался «в пользу ученика».

Возникла следующая проблема: насколько точны и актуальны полученные данные?

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Признаки одаренности, проявляемые в детские годы, при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо быстро исчезнуть. Словосочетание «одаренный ребенок» не имеет право жестко фиксировать статус одаренного ребенка. Каждый педагог сталкивался с ситуацией, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», объективно теряет признаки своей исключительности. Для многих детей такая ситуация является драматичной. Учитывая выше сказанное, было решено вместо понятия «одаренный ребенок» использовать понятие «ребенок с признаками одаренности». Также принято решение о том, что считать данные банка «Одаренные дети» постоянными и не изменяющимися – ошибочно, данные банка могут и должны изменяться.

Следующая проблема, которая обозначилась в ходе работы – это проблема исследования конкретных качеств учащихся, мешающих развитию имеющихся у них способностей.

Для более полной картины о личности ребенка можно осуществлять диагностики качеств, от которых напрямую зависит развитие или отсутствие развития способностей одаренного. К числу таких качеств относят: мотивацию, волевые качества, креативность. В процессе работы были использованы диагностики:

  1. Диагностика креативности (диагностика Резнулли и диагностика Туник Е.Е.)
  2. Диагностика мотивации успеха/неудачи, мотивации одобрения.
  3. Диагностика воли.

Анализ результатов диагностик дает возможность ответить на вопрос, почему конкретный ученик не развивает свои способности: либо преобладает отрицательная мотивация, либо недостаточно волевых усилий, либо же причина следует искать в другом.

Явилось проблемой оформление полученных данных.

Работая по проблеме одаренности, следует учитывать то, что существуют разные подходы к одаренности, а именно:

  • с точки зрения возрастного развития: поздняя и ранняя;
  • с точки зрения проявления в различных видах деятельности: общая (интеллектуальная) или специальная;
  • с точки зрения формы проявления: явная и скрытая;
  • с точки зрения степени сформированности: актуальная и потенциальная;
  • с точки зрения видов деятельности и обеспечивающих ее сфер психики.

С учетом всех критериев и подходов к понятию одаренности, была составлена форма сводной таблицы. Приложение 2 .

Результаты исследований учащихся МОУ СОШ №2 можно увидеть в таблице №1.

Таблица №1

Направление:

Естественно-научное, гуманитарное,художественно-эстетическое, информационные технологии)

Название олимпиады, конкурса, фестиваля

Дата прохождения

Личный результат (занятое место)

Руководитель, подготовивший участника (Ф.И.О., должность, стаж работы, квалификация)

Точные науки

Математический конкурс «Быстрый счетчик»

Декабрь, 2014

призер

Назарова Марина Александровна, учитель начальных классов, 21 год, 1 категория

Вид одаренности Количество человек в блоке В процентах от общего количества учащихся 5-10 классов
Физико-математическая 75 28
Естественнонаучная 47 18
Интеллектуальная 43 16
Гуманитарная 81 31
Интеллектуальная 43 16
Организационная 42 16
Спортивная 78 29
Ремесленная 70 26
Техническая 30 11
Хореографическая 32 12
Сценическая 55 21
Литературно-поэтическая 28 11
Изобразительная 70 26
Музыкальная 20 8
Лидерская 34 13
Аттрактивная 29 11
Духовно-ценностная 2 0,01

И еще одна проблема: кому проводить исследования? Решалась таким образом: отвечал за организацию работы руководитель НОУ, для заполнения листов наблюдений, осуществления диагностик привлекались учителя-предметники и классные руководители, занимались обработкой полученной информации учащиеся, члены НОУ «Луч», под руководством руководителя научного школьного общества учащихся.

В процессе проделанной работы был создан школьный банк «Одаренные дети», использование данных банка полезно при организации работы с учащимися по различным направлениям.



Что еще почитать