Академическое письмо от третьего лица. Изложение от третьего лица. Хитрый заяц

Итак, начнём же скорее. Не люблю я долгий приветствий.
В принципе писать от третьего лица не сложно, но важно запомнить некоторые правила. Если вы используете его в учебных текстах, то, как правило, надо избегать личных местоимений. Этим вы добьётесь более объективного вида.
В художественной литературе третье лицо может быть представлено с различных точек зрения: с точки зрения автора, который уже давно всё знает и в принципе пытается донести это до нас или объективного повествования от третьего лица.
Выбрать вы можете сами, дело это сугубо ваше личное.
1.Метод первый. учебные, академические тексты. 1.
Вы не забыли, что я говорила: важно избегать использование первого лица! Для различных описаний, суждений, опытов подойдёт и третье лицо. В академических или профессиональных целях эта объективность важна, чтобы написанное вами производило впечатление непредвзятости и, следовательно, заслуживало большего доверия.
Памятка:
Третье лицо помогает акцентировать внимание именно на фактах, действиях. В то время как, первое лицо говорит о личном отношении. В таких текстах его надо избегать.

1.2. Правильные местоимения.
Как вы уже заметили в третье лицо помогает посмотреть на всё ситуацию глазами всех участников. Вот чем оно полезно.
К местоимения относится слова: он, она, оно, они. А если изменять падеж, то получаться такие местоимения: его (ему), её(ей), их(им). И, да есть такие люди. которые могут написать: ихний. Запомните, это не правильная форма этого слова! Правильнее говорить их . К слову, что бы красивее говорили, то вот ещё одно правило: надевать одежду, одевать Надежду. Вдруг, кто не знал.
1.3. Проблема первого лица.
Первое лицо предполагает личную точку зрения автора, а значит, такое изложение выглядит субъективным и основанным на мнении, а не на фактах. Поняли?
К местоимениям первого лица относятся: я, мы. Вот их формы во всех падежах – меня(моя, мои), мне, нас, нами(наша, наши).
Ну, перейдём к самой проблеме. Первое лицо - это прежде всего субъективное мнение, поэтому его в таких текстах важно избегать. Иными словами, читателя будет сложно убедить, что взгляды и идеи изложены беспристрастно и не затронуты личными чувствами и воззрениям автора.
1.4. Говорите о вещах общими словами.
Иногда автору нужно сделать отсылку к субъекту, не называя его конкретно. Другими словами, ему требуется упомянуть человека в общем, а не какое-то уже известное лицо. В этом случае обычно и возникает искушение написать "вы". Однако в данном случае уместно будет воспользоваться существительным, носящим обобщенный характер, или местоимением – неопределенным, определительным или отрицательным.
1.5.Он или она?
Такое использование местоимений продиктовано нормой, к примеру, в английском языке, но в русском обычно лишь делает фразу избыточной. После существительного "ученый", "врач", "ребенок", "человек" можно и нужно писать "он".
Неправильно: "Свидетель хотел дать анонимные показания. Он или она боялся пострадать, если его или ее имя станет известно".
Правильно: "Свидетель хотел дать анонимные показания. Он боялся пострадать, если его имя станет известно".

Конкурс Копирайта -К2
Как известно, композиция литературного произведения включает в себя элементы:
- расстановку образов-персонажей и группировку других образов;
- композицию сюжета;
- композицию внесюжетных элементов;
- способов повествования (от автора, от рассказчика, от героя; в форме устного рассказа, в форме дневников, писем);
- композицию деталей (подробности обстановки, поведения);
- речевую композицию (стилистические приемы).

В данной статье разговор пойдет о способах повествования.

ПТЗ – персонаж с точкой зрения
Повествование от первого лица
Повествование от второго лица
Повествование от третьего лица
Плюсы и минусы повествования от 3-го лица.
Основные категории повествования от 3-го лица
Типы повествования от 3-го лица – удаленное, приближенное и беспристрастное
Смена ПТЗ – ПТЗ множественный и чередующийся

СПОСОБ ПОВЕСТВОВАНИЯ – это набор методов, используемых автором с целью передать содержание сюжета аудитории. Это понятие охватывает различные проблемные области, самые важные из которых:

ПТЗ (Персонаж с Точкой Зрения)– определяет перспективу, в которой рассматривается история (от первого лица, второго или третьего);
- время повествования - имеет история место в настоящем, прошлом или будущем.
- cтиль повествования - или то, как история словесно выражена для аудитории;

Выбор точки или точек зрения, с которых будет рассказываться история,
есть, несомненно, важнейшим из решений, какие должен принять писатель,
потому что имеет принципиальное влияние на эмоциональные и моральные
реакции читателя относительно представленных героев и их действий.
Дэвид Лодж

Персонаж, который рассказывает историю, называется РАССКАЗЧИК - герой, используемый автором для передачи взаимосвязи событий аудитории. Опыт и наблюдения рассказчика обычно не имеют отношения к самому автору, хотя в некоторых случаях (особенно в документальной литературе) вполне может быть так, что рассказчик и автор – одно лицо.

В повествовании от первого и второго лица рассказчик есть участник событий, фактический персонаж истории; в повествовании от третьего лица рассказчик - не участник, а автор, своего рода всезнающее или почти всезнающее существо, которое не принимает участия в самой истории, но при этом передает ее аудитории.

ПОВЕСТВОВАНИЕ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Рассказчик является персонажем собственной истории, раскрывает сюжет, ссылаясь на «Я» или «МЫ»

ПОВЕСТВОВАНИЕ ОТ ВТОРОГО ЛИЦА

Это, пожалуй, самый редкий способ повествования. Рассказчик обращается на «ты», заставляя читателя чувствовать себя персонажем внутри истории.

Ты не из тех, кто окажется в таком месте в этот утренний час. Но ты здесь, и не можешь утверждать, что обстановка совершенно неузнаваема, хотя и не видны детали. Ты – в ночном клубе, болтаешь с бритоголовой девушкой. Клуб называется то ли «Горе», то ли «Логово Ящериц». Все может стать понятней, стоит лишь ускользнуть в уборную и добавить чуть «боливийской пудры». С другой стороны, может и нет. Тоненький голос внутри тебя настаивает, что вот это эпидемическое отсутствие ясности – результат того, что уже и так перебрал. (Дж. МакИнерни. Яркие огни, большой город)

Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям. (В. Астафьев. Последний поклон).

Употребление таких обращений - знак лирической экспрессии, <…> употребление обращений этого типа приводит к тому, что далекий план сменяется ближним. (с) Бахтин.

Повествование от второго лица – сложный стилистический прием. Такое повествование является неплохим способом создать ощущение эмоциональной близости между читателем и рассказчиком, однако в больших формах выглядит довольно-таки утомительно.

Знаете, где такой формат идеален? В песнях (то бишь, в стихах)

Ты помнишь, плыли в вышине
И вдруг погасли две звезды.
Но лишь теперь понятно мне,
Что это были я и ты...

Ты помнишь, как все начиналось,
Все было впервые и вновь,
Как строились лодки и лодки звались
Вера, Надежда, Любовь

ПОВЕСТВОВАНИЕ ОТ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА

Это самый распространенный способ повествования, так как он дает автору максимальную гибкость в изложении сюжета.
Рассказчик в повествовании от третьего лица – не вовлеченное существо, которое передает историю, но не является персонажем внутри таковой. То есть рассказчик – фигура иного уровня, иного пространственно-временного плана

Плюсы повествования от 3-го лица:

1. Возможность введения в повествование бОльшего числа т.н. РЕПОРТЕРОВ.
В повествовании от первого лица, по сути, только один главный герой – «Я» (=репортер). Все остальные бледнеют на его фоне – такова специфика повествования.
Рассказчик от 3-го лица может ввести в повествование сразу несколько героев\репортеров и сделать их одинаково яркими. В этом случае даже можно поморочить читателя – заставить угадывать, кто же из персонажей является выразителем авторской позиции.

2. Больше возможностей ввести в текст описаний окружающей обстановки.
Предположим, ваш герой – пират, высаживается на берег. В повествовании от 3-го лица автор может точно обозначить и географическое положение места, и пространно описать красоты природы, и намекнуть на подозрительные шевеления за соседней скалой – то есть показать картинку «сверху», «широкоформатно», тогда как от 1-го лица все повествование сводится к впечатлениям и реакциям одного человека.

3. Также появляется больше возможностей в описании внешнего вида персонажей, деталей мимики и жестов.

Минусы повествования от 3-го лица:

1. Наибольшая проблема - отразить эмоциональную глубину персонажа (по сравнению с первым лицом).

2. С возрастанием числа репортеров возрастает и риск того, что читателю будет трудно за ними следить. Поэтому автору нужно приложить все усилия, чтобы создать для читателя четкий образ персонажей и их целей, чтобы всех репортеров можно было мысленно рассортировать по полочкам и удерживать в памяти.

3. Введение большого числа репортеров может привести к тому, что автор будет прыгать от одной точки зрения к другой в рамках одной сцены или главы, и у читателя возникнет раскоординация сознания, ибо он перестанет понимать, в чьей голове он сейчас находится.

1. всезнание/ограниченность (различие относится к знанию, доступному рассказчику).
Всезнающий рассказчик обладает полным знанием времени, героев, мест и событий; ограничивающий рассказчик, напротив, может знать абсолютно все насчет определенного персонажа, но данное знание ограничено данным персонажем, и не распространяется, допустим, на главного героя.

2. субьективность/объективность (субъективное повествование предоставляет описание чувств и мыслей, тогда как объективное – нет).
Объективным повествованием традиционно признается повествование, в котором доминирует авторская речь и господствующей является точка зрения повествователя, от него отграничивается повествование, включающее «голоса» персонажей, содержащее более или менее развернутый субъектно-речевой план других героев.

Внутри повествования от 3-го лица выделяют 3 типа – удаленное повествование, приближенное и беспристрастное.
Разница между ними заключается в степени раскрытия мыслей и чувств персонажей.

Неожиданно он обрадовался тому, что не может подробно вспомнить все, что проделал с Мод… с тем, то от нее осталось. И конечно же, на самом деле, он здесь не при чем; это проделки быка, эль торо гранде. Но Боже, до чего же больно! Словно его разбирали на составные части изнутри, выдергивая то винтик, то гайку, то заклепку. (Стивен Кинг. Мареновая Роза)

В приведенном отрывке слова «Но Боже, до чего же больно!» принадлежат именно герою.
В данном случае необязательно выделять кавычками реплики персонажа. По стилю и так ясно, что бесстрастный рассказчик никогда бы не употребил фразу: «Но Боже, до чего же больно!»

Через некоторое время он пришел в себя, по всей видимости, потеря сознания продолжалась недолго – во рту и глотке все еще оставался привкус принятого лекарства. (Фокал на персонаже, сигнальные слова – «по всей видимости», уж автор-то точно должен знать, сколько продолжался обморок перса + описание вкусовых ощущений). Он стоял в вестибюле дома и щелкал выключателем. При этом ничего не происходило; лампа под потолком маленького вестибюля не загоралась. (Повествование с точки зрения рассказчика) Это хорошо. (Фокал персонажа) В свободной руке он сжимал служебный револьвер, позаимствованный у одного из мертвых патрульных. (Повествование с точки зрения рассказчика.) Норман держал его за ствол и подумал, что, наверное, воспользовался револьвером, чтобы расколотить что-то. Может, предохранители? Побывал ли он в подвале? Видимо, да, но это не имеет значения. Главное, что свет не включается. (И снова мы «внутри головы» героя).(Стивен Кинг. Мареновая Роза)

В этот раз Рози сразу увидела перемены, и с ее губ невольно сорвался возглас удивления. Храм Быка выглядел маленьким и незначительным... он словно стал двухмерным. Рози вспомнилась поэтическая строка, застрявшая в голове со школьных времен, что-то о нарисованном корабле на фоне нарисованного океана. Странное, неприятное ощущение непропорциональности здания, не вписывающегося в перспективу (словно появившегося из чужой неевклидовой Вселенной, где существуют другие геометрические законы), пропало, а вместе с ним исчезла и окружавшая храм аура угрозы.(Стивен Кинг. Мареновая Роза)

Предполагается, что рассказчик знает о всех мыслях персонажей и представляет читателю своего рода доклад.
Преимущественно используется косвенная речь

При БЕСПРИСТРАСТНОМ ПОДХОДЕ рассказчик демонстрирует читателю действия персонажей, но не раскрывает, что творится у них в головах.

Другой мужчина пересек улицу, остановился на краю тротуара, оглядел парк, затем заметил мужчину на скамейке и направился к нему. Он слегка наклонился, когда над его головой бесшумно пролетела пластмассовая летающая тарелочка, затем замер как вкопанный, когда мимо него пронеслась большая немецкая овчарка, преследующая тарелочку. Этот, второй мужчина был гораздо моложе того, что сидел на скамейке. На его привлекательном, но не внушающем доверия лице красовались тоненькие усики в стиле Эррола Флинна. Он остановился перед мужчиной, сжимавшим в правой руке теннисный мяч, и неуверенно посмотрел на него.
- Чем могу помочь, приятель? - спросил мужчина с теннисным мячом.
- Вы Дэниелс?
Мужчина с теннисным мячом утвердительно кивнул головой. (Стивен Кинг. Мареновая Роза)

Обратите внимание, что реплики героев оформлены в виде прямой речи

Минусом беспристрастного подхода можно считать риск разочаровать читателя, если тот все-таки не поймет мотивов персонажей.

Как правило, в одном произведении автор постоянно переключается с одного типа повествования на другой. Это нормально, но! (И тут мы подошли к одному из самых животрепещущих вопросов – прыжкам фокала).
Ох уж этот несносный фокал!
Так прыгать или не прыгать – вот в чем вопрос?

СМЕНА ПТЗ

Ограничившись повествованием с точки зрения одного персонажа, автор может избежать многих неясностей. Однако если подходить к делу с умом, то и на протяжении одного эпизода можно перескакивать с одного персонажа на другой.

Все дело в том, какую заявку вы=автор сделали изначально. В самом начале своего произведения автор представляет читателю определенную модель повествования, и в дальнейшем ее ломать не рекомендуется. Если вы в самом начале показали, что на протяжении одного эпизода будете вести повествование с нескольких точек зрения, придерживайтесь этой модели и дальше.
Вообще, бытует мнение, что если в произведении смена рассказчика происходит один раз, это ошибка, если больше трех – авторский стиль.

Так, в цитируемом романе «Мареновая Роза» автор постоянно мигрирует «из головы» одного персонажа в «голову» другого. Преимущественно рассказ ведется от имени двух главных героев – Рози и Дениэлса. Но иногда Кинг показывает ситуацию глазами не то чтобы второстепенных – третьестепенных персов, например, случайных жертв безумного полицейского.
Так что все возможно, но! при умелом использовании данного приема. Смена фокала – дело щекотливое, и если автор пока не особо уверен в себе, лучше этим не играться.

Вообще, в одном произведении могут соседствовать повествование от 1-го и 3-го лица одновременно.

МНОЖЕСТВЕННЫЙ ПТЗ – не самый редкий способ повествования.

Например, его использование помогает описать события, которые происходят в одно и то же время в разных местах. Новеллы «Когда я умирала» и «Шум и ярость» Уильяма Фолкнера написаны от множественных ПТЗ, от первого и третьего лица соответственно, хотя большая часть основывается на менее распространенной хронологии.

ЧЕРЕДУЮЩИЙСЯ ПТЗ

Многие произведения, особенно в литературе, чередуют повествование от первого лица и с повествованием от третьего.

В таком случае автор будет передвигаться между более знающим рассказчиком от третьего лица, к более личному рассказчику от первого лица. Часто для достижения объективности в описании важных сцен будет использовано повествование от первого лица, особенно если герой, который в некоторых сценах делится личным от первого лица, - в этих сценах сам не принимает участия. Этот способ иллюстрирован в книге «Библия ядовитого леса» Барбары Кингсолвер. «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона переключается повествование от третьего на оное от первого, также как «Холодный дом» Чарльза Диккенса и «Дар» Владимира Набокова. Серии Уильяма Фолкнера могут быть примером использования способа.

Новелла «Взгляд из субботы» Конисбурга использует воспоминания для разделения повествований от третьего и первого лица в течение книги; тем же приемом пользуется Эдит Вартон в новелле «Взгляд в камеру».

«После первой смерти» Роберта Кормие – новелла о похищении школьного автобуса в семидесятых, также переключается с повествования от первого лица на повествование от третьего, используя разных персонажей. Роман «Смерть Артемио Круса» мексиканского писателя Карлоса Фуэнтеса - чередует ПТЗ между тремя персонажами, от главы к главе, несмотря на то, что все ссылаются на одного главного героя... (с) Александра Глухарева

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213112701859

Климовских Светлана Викторовна

П. Октябрьский Пермский край

МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»

Русский язык и литература

Изложение от третьего лица.
Хитрый заяц.

45 минут
Изложение от третьего лица. Хитрый заяц.
Цель:
1) 1) подготовить учащихся к написанию изложения от 3-го лица; 2) 2) совершенствовать умение составлять план к тексту, графически обозначать орфограммы; 3) 3) развивать речь, мышление, фантазию.

Оборудование : карточки текста с пропущенными словами; портрет Г.А.Скребицкого, рисунок зайца на пеньке, игрушка-заяц, корзинка из бумаги;, морковки из бумаги, карточка со словом «уму-разуму», карточка с местоимениями 3-го лица; учебник русского языка, 5 класс, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба. I . Организационный момент. — Доброе утро. Урок развития речи. Откройте тетради, запишите дату и тему занятия. II . Сообщение темы и цели урока. - Внимательно перечитайте тему урока и поставьте перед собой цель. Итак, мы должны подготовиться к написанию изложения от 3-го лица.
III . Вступительное слово учителя.

Рассказ, отрывок из которого вы сегодня услышите, написал Георгий Алексеевич Скребицкий (портрет писателя на доске). Всё, о чём писатель рассказывает, произошло с ним самим. Как и многие из вас, он очень любил слушать и читать книги о жизни зверей и птиц, о природе. Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя путешественником, ему нравилось наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синицы, сороки, ежи, зайцы, белки, но среди обитателей дома самыми любимыми были собака Джек и кот Иваныч. А ещё Скребицкий - автор рассказа «Воришка», в котором повествуется о белке, прятавшей конфеты в шляпе, надевавшей грибы на рога, а зимой она даже устроила себе гнездо в печке. Георгий Алексеевич с большой теплотой вспоминал своих любимцев и хотел, чтобы все ребята были добры к братьям нашим меньшим.
IY . Чтение текста учителем. Беседа по прочитанному.

Послушайте предложения (учитель читает текст предстоящего изложения).
- Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
-О чём этот текст?
-Почему собаки не смогли выгнать зайца? (Рисунок зайца на пеньке к этому отрывку на доске.)
-Какой этот заяц?
-Вспомните сказки, которые совсем недавно читали к внеклассному чтению. А в них каким показан заяц?
-Как можно озаглавить текст? (Хитрый заяц.)
-Запишем в тетрадь название изложения.

Y . Составление плана изложения.

Перечитайте текст про себя и разделите его на части (учебник, с. 26, № 66).

На сколько частей можно разделить текст?

Запишем план в тетрадь.

Прочитайте 1-ую часть и озаглавьте её…

Итак, у нас получился

План.

  1. Собаки выследили зайца.
  2. Куда же девался заяц?
  3. «Не выдавай меня!»
  4. Экзамен на хитрость.
YI . Орфографическая работа. (Игровой момент.)

Вот и зайчик к нам пришёл вот с такой большой корзинкой! (Игрушка и корзинка.)
Он очень любит морковку. Поможем ему собрать урожай с грядки. Чтобы морковка оказалась в его корзинке, необходимо объяснить написание слова и графически обозначить орфограмму.

Слова: доро…ка, л…сной, выру…ка, случ…йно, в…рхушка, гл…зёнки, зайч…т. (Слова записаны на морковках из бумаги.)

А ещё запишем слово УМУ-РАЗУМУ. (Карточка с этим словом появляется на доске.) Оно пишется через дефис. Это наречие.
-Молодцы! Помогли зайцу! А он побежал дальше. Некогда ему!

YII . Физминутка.

Физминутка! Отдохнём! Вновь потом писать начнём!
Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шёл домой.
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной.
Так и обмер бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой весёлый крик!

YIII . Синтаксическая работа.

Зачитайте из текста предложение с прямой речью.
-Запишем это предложение в тетрадь. (А глазенки так и впились в меня, будто просят: »Не выдавай меня собакам!»)

IX . Работа с текстом (от 3-го лица).

От какого лица идёт повествование в тексте?
-Но нам нужно написать изложение от 3-го лица. Какие это местоимения?
-Возьмите текст изложения с пропущенными словами. Вам необходимо заменить местоимения 1-го лица на 3-ье лицо, а в некоторых случаях изменятся и слова.
-Будем работать все вместе с простым карандашом.
-Как лучше начать изложение, чтобы было понятно, кто ходил на охоту?
(С фамилии писателя.)
-А как по-другому его ещё можно назвать, если он ходил на охоту? (Охотник.)
-Итак, читаем 1-ое предложение…
-А теперь прочитайте весь текст.
-Какой текст получился? (От 3-го лица.)

X . Чтение и пересказ текста по частям.

XI . Пересказ текста учащимися от 3-го лица.

XII . Вывод по уроку.

Итак, от какого лица будем излагать текст?
-Сколько раз будем писать с красной строки?
-Значит, сколько будет абзацев?
-Чему учились на уроке? (Излагать текст от 3-го лица.)

XIII . Домашнее задание.

Подготовить пересказ текста от 3-го лица.
Спасибо за урок! ПРИЛОЖЕНИЕ

Раз X на охоте произошёл такой случай. Отправился… на охоту за зайцами. Через час нашли… собаки в лесу зайца и погнали. X на дорожке и …………. . Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал ……… и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. ………………: носятся ……… собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел ……… на серединку полянки и сам ничего не……………… Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от………, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в……….., будто просят: «Не выдавай меня собакам!» Стыдно………… стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от………... Опустил………. ружьё, отозвал гончих. Пошли…………. других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

Писать от третьего лица просто, надо лишь немного попрактиковаться. Его использование в академических, то есть учебных или научных текстах означает отказ от местоимений «я» или «вы», как правило, с целью достижения более объективного и формального стиля. В художественной литературе третье лицо может принять форму различных точек зрения - точки зрения всезнающего автора, ограниченного повествования от третьего лица (одного или нескольких фокальных персонажей) или объективного повествования от третьего лица. Выбирайте сами, с какой из них вы будете вести свой рассказ.

Шаги

Академическое письмо от третьего лица

    Используйте третье лицо для любых академических текстов. Описывая результаты исследований и научные доказательства, пишите от третьего лица. Так ваш текст будет более объективным. В академических или профессиональных целях эта объективность важна, чтобы написанное вами производило впечатление непредвзятости и, следовательно, заслуживало большего доверия.

    Используйте правильные местоимения. В третьем лице о людях говорится «со стороны». Используйте существительные, имена собственные или местоимения третьего лица.

    • К местоимениям третьего лица относятся: он, она, оно, они и их формы во всех падежах - его, ее, их, ему, ей, им, ими и так далее.
    • Имена людей также подходят для изложения от третьего лица.
    • Пример: «Орлов полагает иначе. Согласно его исследованиям, более ранние заявления по данной теме неверны».
  1. Избегайте местоимений первого лица. Первое лицо предполагает личную точку зрения автора, а значит, такое изложение выглядит субъективным и основанным на мнении, а не на фактах. В академическом эссе следует избегать первого лица (если заданием не предусмотрено иное - скажем, изложить ваше мнение или результаты вашей работы).

    Избегайте местоимений второго лица. Посредством их вы обращаетесь непосредственно к читателю, как будто знаете его лично, и стиль вашего письма становится слишком фамильярным. Второе лицо никогда не следует использовать в научных работах.

    Говорите о субъекте общими словами. Иногда автору нужно сделать отсылку к субъекту, не называя его конкретно. Другими словами, ему требуется упомянуть человека в общем, а не какое-то уже известное лицо. В этом случае обычно и возникает искушение написать «вы». Однако в данном случае уместно будет воспользоваться существительным, носящим обобщенный характер, или местоимением - неопределенным, определительным или отрицательным.

  2. Избегайте избыточной конструкции «он или она». Иногда современные авторы пишут «он или она» вместо «он», хотя субъект изначально упомянут в мужском роде.

    • Такое использование местоимений продиктовано политкорректностью и является нормой, к примеру, в английском языке, но в русском обычно лишь делает фразу избыточной. После существительного «ученый», «врач», «ребенок», «человек» можно и нужно писать «он».
    • Неправильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он или она боялся пострадать, если его или ее имя станет известно».
    • Правильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он боялся пострадать, если его имя станет известно».

    Точка зрения всезнающего автора

    1. Перемещайте фокус от одного персонажа к другому. Когда вы пишете художественный текст с точки зрения всезнающего автора, повествование перескакивает от одного персонажа к другому, а не следует за мыслями, действиями и словами одного героя. Автор знает все о каждом из них и о мире, в котором они живут. Он сам решает, какие мысли, чувства или поступки открыть читателю, а какие скрыть от него.

      • Допустим, в произведении четыре главных действующих лица: Уильям, Боб, Эрика и Саманта. В разные моменты повествования писателю следует изобразить действия и мысли каждого из них, причем он может делать это в пределах одной главы или абзаца.
      • Пример: «Уильям подумал, что Эрика солгала, но ему хотелось верить, что у нее была на то веская причина. Саманта тоже была уверена, что Эрика лжет, к тому же ее мучила ревность, так как Тони посмел подумать хорошо о другой девушке».
      • Авторам всеведущих повествований следует избегать резких скачков - не стоит менять взгляды персонажа в пределах одной главы. Это не нарушает канонов жанра, но является признаком повествовательной рыхлости.
    2. Раскрывайте любую информацию, какую пожелаете. С точки зрения всезнающего автора рассказ не ограничен переживаниями и внутренним миром единственного персонажа. Наряду с мыслями и чувствами, писатель может открывать читателю прошлое или будущее героев непосредственно по ходу повествования. Кроме того, он может высказывать собственное мнение, оценивать события с позиции морали, описывать города, природу или животных отдельно от сцен с участием персонажей.

      • В определенном смысле автор, пишущий с этой точки зрения, является кем-то вроде «бога» в своем произведении. Писатель может наблюдать за действиями любого персонажа в любой момент, причем, в отличие от наблюдателя-человека, он не только видит внешние проявления, но и способен заглянуть во внутренний мир.
      • Знайте, когда следует скрыть информацию от читателя. Хотя автор может рассказать обо всем, о чем он пожелает, произведению может пойти на пользу доля недосказанности, когда некоторые вещи открываются постепенно. Например, если один из героев окутан аурой загадочности, разумно будет не допускать читателя до его чувств, пока не раскроются его истинные мотивы.
    3. Избегайте использования местоимений первого и второго лица. Местоимения первого лица - «я», «мы» и их формы - могут появляться только в диалогах. То же самое относится ко второму лицу - «ты» и «вы».

      • Не используйте первое и второе лицо в повествовательной и описательной части текста.
      • Правильно: «Боб сказал Эрике: „По-моему, это довольно страшно. А ты как думаешь?”»
      • Неправильно: «Я подумал, что это довольно страшно, и Эрика с Бобом согласились. А вы как думаете?»

    Ограниченное повествование от третьего лица (один персонаж)

    1. Выберите героя, с точки зрения которого вы поведете рассказ. При ограниченном повествовании от третьего лица автор имеет полный доступ к действиям, мыслям, чувствам и взглядам единственного персонажа. Он может писать непосредственно с позиции мыслей и реакций этого персонажа или же отступить в сторону для более объективного рассказа.

      • Мысли и чувства остальных персонажей остаются неизвестными для рассказчика на протяжении всего текста. Выбрав ограниченное повествование, он уже не может свободно переключаться между разными действующими лицами.
      • Когда повествование ведется от первого лица, рассказчик выступает в роли главного героя, в то время как в повествовании от третьего лица все с точностью до наоборот - здесь автор отдаляется от того, что пишет. В этом случае рассказчик может раскрыть какие-то детали, каких не раскрыл бы, если бы повествование велось от первого лица.
    2. Описывайте поступки и мысли персонажа «со стороны». Хотя писатель и фокусируется на одном персонаже, он должен рассматривать его отдельно от себя: личности рассказчика и героя не сливаются! Даже если автор неотступно следует за его мыслями, чувствами и внутренними монологами, вести повествование нужно от третьего лица.

      • Иными словами, местоимения первого лица («я», «меня», «мой», «мы», «наш» и так далее) могут использоваться только в диалогах. Рассказчик видит мысли и чувства главного героя, но герой не превращается в рассказчика.
      • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно после ссоры со своим парнем».
      • Правильно: «Тиффани подумала: „Я чувствую себя ужасно после нашей с ним ссоры”».
      • Неправильно: «Я чувствовала себя ужасно после ссоры с моим парнем».
    3. Показывайте действия и слова других персонажей, а не их мысли и чувства. Автору известны только мысли и чувства главного героя, с позиции которого ведется рассказ. Однако он может описывать других персонажей так, как их видит герой. Рассказчик может все то, что может его персонаж; он только не может знать, что творится в голове у других действующих лиц.

      • Писатель может строить догадки или предположения в отношении мыслей других персонажей, но только с точки зрения главного героя.
      • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно, но, видя выражение лица Карла, она понимала, что и ему не лучше - а то и хуже».
      • Неправильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно. Однако она не знала, что Карлу было еще хуже».
    4. Не раскрывайте информацию, которой не владеет герой. Хотя рассказчик может сделать отступление и описать место действия или других персонажей, он не должен говорить ни о чем, чего не видит или не знает герой. Не перескакивайте от одного персонажа к другому в пределах одной сцены. Действия других персонажей могут стать известными, только если они происходят в присутствии героя (или он узнает о них от кого-то еще).

      • Правильно: «Из окна Тиффани видела, как Карл подошел к дому и позвонил в дверь».
      • Неправильно: «Как только Тиффани вышла из комнаты, Карл вздохнул с облегчением».

    Ограниченное повествование от третьего лица (несколько фокальных персонажей)

    1. Переключайтесь с одного персонажа на другой. Ограниченное повествование от лица нескольких персонажей, называемых фокальными, означает, что автор ведет рассказ с точки зрения нескольких героев поочередно. Используйте видение и мысли каждого из них, чтобы раскрыть важную информацию и помочь развитию сюжета.

      • Ограничьте количество фокальных персонажей. Вам не следует писать с точки зрения множества действующих лиц, чтобы не запутать читателя и не перегрузить произведение. Уникальное видение каждого фокального персонажа должно играть определенную роль в повествовании. Спросите себя, каков вклад каждого из них в развитие сюжета.
      • Например, в романтической истории с двумя главными героями - Кевином и Фелицией - автор может дать читателю возможность понять, что творится на душе у них обоих, описывая события попеременно с двух точек зрения.
      • Одному персонажу можно уделить больше внимания, чем другому, но каждый фокальный персонаж должен получить его долю в тот или иной момент развития истории.


Что еще почитать