Единый диктант по русскому языку. Тотальный диктант

Всероссийская проверочная работа по русскому языку. Диктанты 2016 года.

Пробная работа.

Текст диктанта

Весеннее солнышко согревает землю. Раздаются радостные песни жаворонков. Высоко взлетают голосистые певцы и поют в небесной сини. В саду, в роще звенят на все лады зяблики. Звонкой трелью наполняют весенний лес дрозды. Они поют в дружном хоре лесных птиц. Но нет среди них главного певца. Соловей пока не прилетел.

Но вот появилась серенькая птичка с чёрными глазками. Ростом она чуть больше воробья. И полилась соловьиная трель. Зазвучал гимн весне. У этой птички чудесный голос. И нет в мире голоса красивее!

(80 слов)

Задания:

Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.

Выпиши из текста 6-е предложение.

Ответ. ______________________________________________________________

____________________________________________________________________

1) Подчеркни в нём главные члены.

2) Над каждым словом напиши , какой частью речи оно является.

Вариант 1.

Рыжий котёнок Мур сладко спал на диванной подушке. Вдруг луч солнца пролез в щель между занавесками. Он ласково погладил котёнка по мягкой шубке.

Мур открыл один глаз, потянулся, зевнул и осмотрелся. В комнате сумрак и тишина. Пусто. Только тикают часы на стене. Но кто потрогал его тёплой лапкой? Удивительно!

Мур вспрыгнул на подоконник. Как чудесно утром во дворе! В ветвях деревьев звонко и весело щебечут птицы. Качаются под лёгким ветерком яркие цветы на клумбе. А в небе радостно сияет солнышко.

(80 слов)

Вариант 4.

Текст диктанта

В субботу утром выпал первый снег. После сна мальчик увидел за окном

удивительную картину. Летят белые хлопья, кружатся, обгоняют друг друга,

садятся на ветви деревьев.

Мальчик выбежал на улицу и поймал одну снежинку на варежку.

Снежинка робко дрожала на шерстинках. Как она была похожа на звёздочку! Одни её лучи походили на острые копья. Другие были похожи на пушистые еловые лапы.

Мальчик легонько подул на снежинку. От тёплого дыхания её лучи сразу съёжились. Чудесная звёздочка превратилась в круглую каплю. Снежинка растаяла. Но прекрасный снегопад не кончался.

(85 слов).

Вариант 5.

Текст диктанта

Парусник.

В столовой висела большая картина. Она походила на окно в широкой раме. На ней было парусное судно. Оно плывёт между отвесных скал по узкому проливу.

Пролив объят густым мраком. Вода в нём очень тёмная. Над вершинами скал мечется птичья стая. За ними виднеется яркий луч солнца. Его можно угадать по светлым пятнам на воде.

Я долго смотрел на картину и не мог оторвать от неё глаз. В голове рождались всё новые мысли и вопросы. Куда плывёт этот одинокий парусник? Что ждёт его в пути?

(85 слов)

Вариант 21.

Ясный летний денёк. Вы с мамой идёте в лес за душистыми ягодами малины. Твой друг готовится к рыбалке. И вдруг – проливной дождь! Откуда? А ты понаблюдай за природой, она тебе подскажет!

Перед ненастным днём куры беспокойно кудахчут. На болоте квакают зелёные лягушки. Голуби под крыши прячутся. Гуси и утки часто ныряют. Они громко кричат, хлопают крыльями. Воробьи купаются на дорожке в пыли. Мошки в это время жмутся к земле. Ласточки летают низко.

Только внимательному человеку открывает природа свои чудесные секреты.

(80 слов).

Вариант 24

Настоящая весна наступает в апреле. С каждым днём солнце светит ярче и греет сильнее. Снега на открытых местах уже нет. Как радостно чирикают воробьи! Теперь в земле легко найти пищу.

Однажды весной я увидел чудо. Стоял ясный день без туч и ветра. На поляне около пня лежала прошлогодняя листва. Вдруг один мокрый исток сам собой шевельнулся. Под ним показалась из земли зелёная молодая травинка.

Прошло два часа. Я вернулся на поляну после прогулки по лесу. Знакомый пень стоял на зелёной лужайке.

(81 слово).

Вариант 25.

Оля и Миша ходили в лес за малиной. Под кустом они нашли ежа. Ёж был колючий. Миша ловко завернул его в рубашку. Ребята принесли ежа домой. Они поставили перед зверьком маленькое блюдечко с молочком. Целый час наблюдали за лесным гостем.

Долго лежал колючий клубок, не шевелился. Вдруг из колючек высунулся черный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Увидел ёж молоко и стал лакомиться. А потом снова клубком

свернулся.

Ребята занялись другим интересным делом, отвлеклись. А ёжик убежал в лес.

(80 слов).

Вариант 27.

Крылья бабочки называют чудом и загадкой природы. У них яркие цвета, интересные рисунки, разные формы.

Красивые узоры защищают и маскируют бабочку. На цветной поляне бабочка легко прячется от птиц. Крылышки играют красками на солнце. Бабочка не летает без солнечного света. На лёгких крыльях бабочки есть чешуйки. Они дают крыльям силу для воздушного полёта. Чешуйки похожи на пыльцу.

Дети часто ловят бабочек. Хрупких насекомых они держат за нежные крылья. Так поступать нельзя! Крылья бабочки помнутся. Чешуйки повредятся. Она не сможет взлететь!

(80 слов).

Вариант 29.

У нашей семьи есть дача за городом. Как чудесно там летом! Мы любим наш домик с резным крылечком. В жаркий день я прячусь под тенистые деревья. Вечером отдыхаю на лавочке.

На участке есть фруктовый сад и огород. Я ухаживаю за деревьями, поливаю грядки. Летом мы не покупаем овощи и фрукты в магазине. На столе у нас всегда дачный урожай.

Каждое лето папа мастерит удочки для рыбалки. Мы с ним ходим на речку Зеленушку ловить рыбу. Сегодня на ужин будет вкусная уха.

(81 слово).

Вариант 31.

Тёплым летним днём мы пошли в зоопарк. По дороге заглянули на рынок. Там мы купили фрукты и булочки для зверей.

За красивой оградой зоопарка стояли клетки с медвежатами. Они грозно рычали. Мы не подходили близко к клеткам. Потом мы долго смотрели на забавных обезьян. Цепкими лапками они хватали фрукты из наших рук. Сладкими булочками и бананами мы покормили жирафа. Он осторожно опускал к нам свою пятнистую шею и брал кусочки еды.

Как интересно мы провели время в чудесном уголке природы!

(80 слов).

Вариант 33.

Как выглядит жилище речного бобра?

Летом бобры роют норы шириной около одного метра. Пол в норе покрывают сухой травой и стружкой. Ходы к норе начинаются под водой.

Главное жилище бобра называется хаткой. В хатке бобры зимуют и выводят потомство. Речной дом они сооружают из веток и хвороста. Стены хатки бобры скрепляют илом и землёй. Такой дом не сможет разломать даже медведь. Строится хатка в самом глубоком месте водоёма.

Вот такие бобры удивительные мохнатые строители! Они очень нуждаются в нашей защите.

(80 слов).

Вариант 37.

В лесу всегда смотришь под ноги.

Вот бежит по тропинке живой ручеёк. Оглянулся я назад и увидел большой муравейник. День и ночь кипит в нём работа. Широкой полосой торопятся по делам муравьи. Вперёд они идут налегке. Обратно несут на себе гусениц, мух, жучков.

А рядом с муравьиной дорожкой сидит птичка. Хватает муравьёв одного за другим. Но не ест их. Лесная разбойница крадёт у муравьёв их добычу.

Я поспешил на помощь маленьким работникам. Спугнул лентяйку. Нельзя обижать слабых! Надо самой трудиться!

(80 слов).

Вариант 39.

Вот и наступила весна. Ласково светит солнышко. Теплом дышит согретая солнцем земля.

Трудятся на родной земле люди. Нужно успеть выполнить все полевые работы. И тогда зелёными всходами от края до края покроется широкое пшеничное поле.

Колокольчиком звенит и льётся с неба звонкая песня жаворонка.

Цветёт за окном школьный сад. Среди зелёных ветвей устроили гнёздышко певчие птички. Сразу не заметишь его в густой листве! Скоро появятся птенчики. Птицы накормят их мошками и жирными гусеницами. Много вредных насекомых съедят за лето птенцы.

(80 слов).

08.04.2017

Так как регистрация на Тотальный диктант 2017 в ряде городов практически завершилась из-за отсутствия свободных мест, вопрос о том, как написать Тотальный диктант 2017 онлайн дома и проверить себя, актуален как никогда.

Написать ТД-2017 онлайн действительно можно. Для этого 8 апреля необходимо проследовать на официальный сайт акции и на главной странице нажать кнопку «Написать диктант онлайн». Также можно сразу перейти в раздел с онлайн-диктантом по адресу totaldict.ru/online/. Вам будет необходимо авторизоваться через социальные сети или зарегистрироваться на сайте. После чего у вас появится возможность написать диктант дома.

На сайте будет организована онлайн-трансляция диктанта, в рамках которой автор будет читать текст зрителям, а участники будут набирать текст в специальном окошке.

Не стоит переживать, если вы медленно набираете текст на компьютере - предложения диктуются медленно и несколько раз повторяются.

Длительность написания диктанта в рамках акции Тотальный диктант 2017 составит около 45 минут.

Все желающие смогут выбрать наиболее подходящее время для написания диктанта или принять участие в Тотальном диктанте трижды.

Расписание онлайн-трансляций 8 апреля 2017 года будет следующим (время московское):

Первой станет трансляция из Владивостока , которая начнется в 8:00 по московскому времени . Текст будет читать популярный радиодиджей Саша Антонова .

В 11:00 по Москве эстафету трансляций подхватит Новосибирский государственный университет , где «диктатором» будет Леонид Юзефович – автор Тотального диктанта этого года.

Сразу из трех точек будет вестись трансляция в 14:00:

В Московском политехническом университете диктовать будет спортивный

Этот древний-древний-древний мир!

Часть 1. Вкратце об истории театра

Рассказывают, что древние греки очень любили виноград и после его сбора устраивали праздник в честь бога винограда Диониса. Свиту Диониса составляли козлоногие существа – сатиры. Изображая их, эллины надевали козлиные шкуры, бешено скакали и пели – словом, самозабвенно предавались веселью. Такие представления назывались трагедиями, что по-древнегречески означало «пение козлов». Впоследствии эллины призадумались: чему бы еще посвятить такие игрища?

Простым людям всегда было интересно знать, как живут богатые. Драматург Софокл начал писать пьесы про царей, и сразу стало ясно: цари и те часто плачут и личная жизнь у них небезопасна и отнюдь не проста. А для того чтобы придать повествованию занимательности, Софокл решил привлечь актеров, которые смогли бы сыграть его произведения, – так появился театр.

Вначале поклонники искусства были очень недовольны: действие видели только те, кто сидел в первом ряду, и, поскольку билеты тогда еще не были предусмотрены, лучшие места занимали самые сильные и рослые. Тогда эллины решили устранить это неравноправие и построили амфитеатр, где каждый следующий ряд был выше предыдущего, и всё, что происходило на сцене, стало видно всем пришедшим на представление.

В спектакле обычно участвовали не только актеры, но и хор, вещавший от имени народа. Например, выходил герой на арену и произносил:

– Я сейчас пойду сделаю что-нибудь плохое!

– Совершать плохое бессовестно! – завывал хор.

– Ладно, – поразмыслив, нехотя соглашался герой. – Тогда я пойду и сделаю что-нибудь хорошее.

– Хорошее делать хорошо, – одобрял его хор, тем самым как бы нечаянно подталкивая героя к гибели: ведь, как положено в трагедии, за хорошие дела неизбежно наступает расплата.

Правда, иногда появлялся «бог из машины» (машиной называли специальный кран, на котором «бога» опускали на сцену) и нежданно- негаданно спасал героя. Был ли это действительно настоящий бог или всё-таки актер – неясно до сих пор, но зато доподлинно известно, что и слово «машина», и театральные краны были придуманы в Древней Греции.

(288 слов)

Часть 2. Вкратце об истории письменности

В те незапамятные времена, когда в междуречье Тигра и Евфрата пришли шумеры, они говорили на никому не понятном языке: ведь шумеры были первооткрывателями новых земель и язык у них был как у настоящих разведчиков – тайный, зашифрованный. Ни у кого такого языка не было и нет, разве что у других разведчиков.

А между тем народ в Месопотамии уже вовсю пользовался клиньями: юноши подбивали клинья под девушек (так они за ними ухаживали); мечи и ножи, выкованные из дамасской стали, имели клиновидную форму; даже журавли в небе – и те летали клином. Шумеры видели вокруг себя так много клиньев, что и письменность изобрели – клиньями. Так появилась клинопись – самая древняя в мире система письма.

Во время уроков в шумерской школе ученики деревянными палочками выдавливали клинья на глиняных табличках, и оттого всё вокруг было измазано глиной – от пола и до потолка.
Уборщицы в конце концов рассвирепели, потому что от такой учёбы в школе одна грязь, а им ведь надо поддерживать чистоту. А для того чтобы поддерживать чистоту, должно быть чисто, иначе нечего и поддерживать.

А вот в Древнем Египте письменность состояла из рисунков. Египтяне подумали: зачем писать слово «бык», если можно этого быка просто нарисовать? Такие слова-рисунки древние греки (или эллины, как они себя именовали) впоследствии назвали иероглифами. Уроки письма по-древнеегипетски скорее напоминали уроки рисования, а выводить иероглифы было настоящим искусством.

– Ну нет, – сказали финикийцы. – Мы люди работящие, ремесленники и мореплаватели, и нам не нужна изощрённая каллиграфия, пусть у нас будет письменность попроще.
И придумали буквы – так получился алфавит. Люди стали писать буквами, и чем дальше, тем быстрее. А чем быстрее они писали, тем некрасивее у них получалось. Больше всех писали врачи: они выписывали рецепты. Поэтому у некоторых из них до сих пор такой почерк, что пишут они вроде бы буквы, а выходят иероглифы.

Часть 3. Вкратце об истории Олимпийских игр

Древние греки придумали Олимпийские игры, пока вели одну из своих нескончаемых войн. Основных причин было две: во-первых, во время баталий солдатам и офицерам некогда было заниматься спортом, а ведь эллины (так называли себя древние греки) стремились тренироваться всё время, не занятое упражнениями в философии; во-вторых, воинам хотелось поскорее вернуться домой, а отпуск на войне не предоставлялся. Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры: ведь непременное условие Олимпиады – прекращение войны.

Сначала эллины хотели проводить Олимпийские игры ежегодно, но впоследствии поняли, что частые перерывы в боевых действиях бесконечно удлиняют войны, поэтому Олимпийские игры стали объявлять только раз в четыре года. Зимних игр в те времена, конечно же, не было, потому что в Элладе не было ни ледовых арен, ни горнолыжных трасс.

В Олимпийских играх мог участвовать любой гражданин, но богатые могли позволить себе дорогостоящее спортивное снаряжение, а бедные – нет. Чтобы богатые не побеждали бедных только оттого, что их спортинвентарь лучше, все атлеты мерились силой и ловкостью обнажёнными.

– А почему игры назывались Олимпийскими? – спросите вы. – Боги с Олимпа тоже принимали в них участие?

Нет, боги, кроме ссор между собой, никаким другим спортом не занимались, но любили с нескрываемым от смертных азартом следить за спортивными состязаниями из поднебесья. А чтобы богам сподручнее было наблюдать за перипетиями соревнований, первый стадион построили в святилище, которое называлось Олимпия, – так игры получили свое название.

Боги и те на время игр заключали между собой перемирие и клялись не помогать своим избранникам. Более того, они даже разрешали эллинам считать победителей богами – правда, временными, всего на один день. Чемпионы-олимпийцы удостаивались оливковых и лавровых венков: медалей тогда еще не придумали, а лавр в Древней Греции ценился на вес золота, так что лавровый венок тогда был всё равно что золотая медаль сегодня.

Рекламный слоган одной авиакомпании гласит: «Мы летаем там, где есть небо!» Переформулируя этот лозунг, на втором десятилетии существования Тотального диктанта мы можем сказать: «Диктант пишут везде, где есть интернет!»

Проект Орфограммка принимает активное участие в благом деле повышения грамотности пишущих по-русски.

Во-первых, возможность написать диктант (любую его часть или несколько частей) имеют все, кто не может прийти лично в официальный пункт ТД в силу географических, транспортных, организационных и прочих причин. Во-вторых, Орфограммка проверит написанное сразу же, не придётся ждать несколько дней, чтобы узнать, молодец ты или так себе, не очень. Результат будет предъявлен в виде точных цифр: орфографических ошибок столько-то, пунктуационных - столько-то. К этому прилагается полный разбор всех ошибок, причём разбор со ссылками на самые авторитетные справочники. А в-третьих, можно задать вопрос лингвистам по поводу любого сложного случая из текста диктанта, а в случае несогласия подать апелляцию.

Экспертная комиссия, состоящая из профессиональных лингвистов, докторов и кандидатов филологических наук, буквально «под лупой» разбирает текст диктанта на элементы, где хотя бы теоретически возможна ошибка. А программисты, создатели Орфограммки, разработали систему автоматической проверки этого текста, причём практически мгновенной проверки.

АСТАНА, 7 апр — Sputnik . Объявлены имена "звездных диктаторов" для участников акции, которые будут писать Тотальный диктант в интерактивном режиме. Также организационный комитет Тотального диктанта подробно рассказал, как будет проходить проверка диктантов, написанных онлайн.

Трансляции будут доступны посетителям сайта totaldict.ru 8 апреля в 8:00, 11:00 и 14:00 по московскому времени, или в 11:00, 14:00 и 17:00 по времени Астаны соответственно.

Автором диктанта 2017 года стал российский писатель, сценарист, историк Леонид Юзефович, который написал три эссе про свои родные города: Пермь, Улан-Удэ и Санкт-Петербург.

Первой станет трансляция из Владивостока, которая начнется в 8:00 по московскому времени. Текст будет читать популярный радиодиджей Саша Антонова.

В 11:00 по Москве эстафету трансляций подхватит Новосибирский государственный университет, где "диктатором" будет Леонид Юзефович - автор "Тотального диктанта" этого года.

Сразу из трех точек будет вестись трансляция в 14:00:

— в Московском политехническом университете диктовать будет спортивный комментатор Георгий Черданцев;

− в НИУ МЭИ текст можно будет писать под диктовку резидента проекта Comedy club Марины Кравец.

"Все "звездные диктаторы" трансляций имеют специальное образование: Максим Галкин окончил факультет лингвистики РГГУ, Марина Кравец - филологический факультет СПбГУ, Георгий Черданцев - филфак МГУ, а Саша Антонова - Институт русского языка ДВГУ. Автор Тотального диктанта-2017 Леонид Юзефович окончил филологический факультет Пермского университета. Мы уверены, что трансляции будут яркими и интересными, а профессионализм диктующих поможет участникам на этих площадках и онлайн успешно справиться с диктантом", - рассказала руководитель проекта Ольга Ребковец.

Чтобы сайт totaldict.ru выдержал высокие нагрузки, проекту Тотальный диктант помогает ITSumma. В прошлом году сайт "Тотального диктанта" подвергся масштабной DDoS-атаке, что помешало многим желающим написать диктант онлайн.

В этом году проект защищает сервис "Заслон". Весь интернет-трафик проекта "Тотальный диктант" проходит обработку на узлах очистки "Заслон", что позволяет отражать DDoS-атаки практически любой мощности и нейтрализовать вредоносных "ботов".

Писать диктант онлайн можно будет в специальной форме на сайте диктанта. Участники практически сразу смогут узнать свою оценку. Алгоритм проверки диктанта разработан компанией Stepik (многофункциональная образовательная платформа, где можно учиться на сотнях бесплатных онлайн-курсов и создавать свои, проводить олимпиады и конкурсы).

Алгоритм автоматической проверки максимально приближен к проверке филологами, которая предусматривает различные допустимые варианты написания и расстановки знаков препинания.

Разработкой подробных комментариев по проверке текста занимается Экспертный совет проекта, в состав которого входят лингвисты из крупнейших вузов и академических институтов России.

Экспертный совет не только рекомендует, как проверять работы, чтобы на любой из тысяч площадок по миру соблюдалось единство требований проверки Тотального диктанта, но и изучает его результаты: отслеживает динамику изменения языковых норм, находит спорные места и привлекает к ним внимание Орфографической комиссии РАН.

Центр Экспертного совета - Новосибирский государственный университет, председатель Экспертного совета - Н.Б. Кошкарева, профессор, доктор филологических наук, заведующая кафедрой общего и русского языкознания гуманитарного института НГУ.

Акция пройдет 8 апреля в более чем 800 городах 72 стран. В Казахстане акция пройдет в 11 городах: Актобе, Алматы, Аксу, Акмол, Караганде, Костанае, Павлодаре, Риддере, Семее, Темиртау и Шымкенте.

Информационное агентство и радио является партнером Тотального диктанта-2017.

Sputnik Казахстан начал работу в сентябре 2016 года. Активы агентства включают информационный портал на казахском и русском языках, интернет-радио и высокотехнологичный мультимедийный пресс-центр. Sputnik Казахстан является частью международного информационного агентства и радио с мультимедийными информационными хабами в десятках стран. Sputnik включает в себя сайты более чем на 30 языках, аналоговое и цифровое радиовещание, мобильные приложения и страницы в социальных сетях. Для подписчиков новостные ленты Sputnik круглосуточно выходят на английском, арабском, испанском и китайском языках.



Что еще почитать