Выставка из франции в патриаршем дворце кремля. Патриарший дворец. Остатки готической роскоши

Редчайшие экспонаты, многие из которых выставляются всего во второй раз. Особое место занимают витражи 12-го века.

Восемь веков эти предметы не покидали пределы Франции, разбросанные после революции по музеям и частным коллекциям. Виражи истории выбивали драгоценные камни из изящных оправ, стирали краски, рисовали трещины. В веке 21-м от изящества и хрупкости перехватывает дыхание. Французское Средневековье в готических деталях и образах привезли в Москву.

«Если мы хотим привести и увидеть скульптуру деревянную 13 века, нам нужно поместить ее в специальную климатическую витрину. Даже малейшие колебания температуры и влажности могут нанести непоправимый урон сохранности этой вещи», - рассказывает директор департамента международной и выставочной деятельности Музеев Московского Кремля Екатерина Караваева.

Людовик Святой. Один из самых любимых правителей. Чтобы мы увидели все это, французы открыли его драгоценную шкатулку. Так Людовик называл часовню Сент-Шапель в Париже. Под ее своды он свозил христианские реликвии - трофеи удачных крестовых походов. При этом и сами своды - произведение искусства.

Можно повесить на стену картину из Лувра, но за атмосферой Лувра придется ехать в Париж. А организаторы этой выставки атмосферу привезли. Освещение филигранно подобрано чуть ли не под каждый оттенок. И вуаля - когда над Парижем рассеиваются тучи, витражи в церкви Сент-Шапель выглядят именно так.

В средние века они - как картинки в книгах. По витражам неграмотный люд изучал историю веры. Сюжеты из Ветхого Завета. Апокалипсиса. Новозаветная сцена крещения Христа. Больше 1000 витражей в Париже делают часовню парящей в цвете и свете.

В Москву привезли всего 12 витражей. Представители французской стороны признаются: после самолета распаковывали эту многоцветную прозрачность в холодном поту.

«Какую-то особую нежность я испытываю к витражам. Этим витражам восемь веков. Это действительно подвигом явилось - привезти их сюда, в Россию. В XIX веке говорили, что их невозможно реставрировать, что они в результате все-таки рассыпятся. Но теперь мы умеем с ними обращаться. Мы знаем, как их реставрировать», - сказал президент Центра национальных памятников Филипп Белаваль.

А каково ажурным створкам, например, диптиха с изображением Страстей Христовых подниматься в воздух, ведь они из слоновой кости. На такие эксперименты французы не решились. Поэтому это кружево истории привезли из Эрмитажа - российский вклад в выставку.

«Это удивительное впечатление, потому что те экспонаты, которые привезены в Москву, это потрясение для российского зрителя, для российского почитателя искусства», - отметила вице-премьер Ольга Голодец.

«Отдельное спасибо и низкий поклон нашим французским партнерам, которые решились на такой беспрецедентный, исторический, можно сказать, шаг. Merci beaucoup!» - сказал специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.

Красота хранилась в красоте. Сосуды, ларцы, шкатулки для реликвий - это тоже экспонаты. В хрустале с позолоченным серебром держали терновый венец. Людовик верил, что самый настоящий, с головы Христа. А в этой книге сто миниатюр, написанных с рассказов свидетелей о добрых делах короля. Средневековая канонизация - процедура непростая. Святым без свидетелей никак не стать.

«Мы обращаем к тем, кто размышляет над культурой, историей, происхождением, наших корней», - говорит куратор выставки Ольга Дмитриева.

Душа и сердце Франции временно в Москве, в Патриаршем дворце Кремля. И даже если вы не собираетесь в Париж, сюда обязательно нужно прийти за неповторимым ощущением времени, в котором не жил, и по которому не может быть ностальгии. И от этого, кажется, еще интереснее.

7 сентября 2018 года в Музеях Московского Кремля откроется выставка «BVLGARI. Очарование женственности. Великолепие римских драгоценностей». Ретроспективный проект познакомит зрителей с произведениями высокого ювелирного искусства всемирно известного итальянского дома BVLGARI, история которого насчитывает более ста тридцати лет. В выставочных залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца посетители смогут проследить изменения дизайна украшений от самых первых серебряных вещей, созданных в неогреческой традиции в конце XIX века до роскошных произведений эпохи dolce vita и последующих знаменитых коллекций конца тысячелетия.

Одной из главных тем экспозиции станет отражение идей феминизма в произведениях BVLGARI. Эту тему раскроют коллекции, созданные ювелирным домом в разные годы XX века, когда разрушение стереотипов о традиционной роли женщины в обществе отражалось, в том числе, и в ювелирном искусстве. Начиная с 1920х годов дом BVLGARI создавал эксклюзивные украшения и часы в характерном для того времени стиле ар деко с линейными и геометрическими мотивами, экспериментировал с объемами, начал использовать крупные бриллианты круглой формы. В последующие десятилетия стиль ювелирного дома менялся вместе с образом жизни женщины. Послевоенное время привнесло в произведения BVLGARI сдержанность, зачастую использование полудрагоценных камней вместо драгоценных. Затем ключевая роль в творческой концепции BVLGARI постепенно перешла к цвету: сочетания камней начали приобретать контрастность - от синего с зеленым до красного с зеленым и синим. В 60х годах объем и цвет стали фирменным знаком стиля BVLGARI.

История BVLGARI неразрывно связана с именами таких легендарных актрис как Элизабет Тейлор, которая воспринималась как идейный лидер феминистского движения и идеал свободной женщины, Анна Маньяни, Одри Хепберн, Ингрид Бергман, Джина Лоллобриджида, София Лорен. По их заказу в разные годы были созданы великолепные украшения, в которых нашли отражение характер и отношение к жизни знаменитых заказчиц. Многие из них любили работать в кадре в собственных драгоценностях. На протяжении долгих лет эти вещи являлись олицетворением роскоши и свободы женщины, вольной воплощать свои идеи в ювелирных произведениях. В экспозиции выставки можно будет увидеть принадлежавшие кинодивам 60х годов XX века украшения дома BVLGARI, выражающие харизматичный образ каждой из них.

Посетителей ждет необычный дизайн выставочного пространства. Специально разработанные для проекта оригинальные мультимедийные и световые решения обеспечат эффект присутствия и дадут возможность погрузиться в неподражаемую атмосферу создания ювелирного шедевра.

К выставке будет приурочена разнообразная образовательная программа. В Лектории Музеев Московского Кремля пройдет цикл лекций «Знаменитые ювелирные дома. Дом BVLGARI», посвященный истории создания легендарных брендов, мастерам, дизайнерам и собственно ювелирным произведениям. Также гостей ждут культурно-образовательные программы с посещением выставки и мастер-классы, на которых под руководством искусствоведа каждый участник сможет создать собственный оригинальный эскиз украшения и его модель.

Также в рамках выставки в Музеях Московского Кремля пройдёт музыкальный фестиваль «Посольские дары», который в этом году будет посвящен итальянской музыке, ее богатству и стилевому многообразию. На одном из концертов музыкальные произведения будут исполнены на скрипке великого мастера Андреа Гварнери, которая в настоящее время хранится в Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России. Финальный концерт фестиваля будет посвящен итальянскому киноискусству XX века. Прозвучат произведения Нино Рота, Эннио Морриконе, Никола Пьовани к лучшим итальянским фильмам великих режиссёров – Федерико Феллини, Франко Дзеффирелли, Роберто Бениньи, Витторио Де Сика.

Выставочный зал Успенской звонницы, выставочный зал Патриаршего дворца.

Яркие витражи королевской часовни Сент-Шапель, сияющие ослепительной синевой, словно им не 800 лет… Небольшая деревянная скульптура Людовика Святого из парижского Музея Клюни, корона-реликварий из Лувра, и завещание Людовика Святого, продиктованное им в феврале 1270 года, перед отправлением в свой второй (и последний) крестовый поход... Ни драгоценные витражи, ни Евангелие с драгоценным окладом времен последних крестовых походов никогда не покидали пределов Франции… Сегодня они в Москве. На выставке "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель", организованной Музеями Московского Кремля вместе с французским Центром Национальных памятников, при поддержке посольства Франции в рамках перекрестного года культурного туризма России и Франции.

Историки называют иногда XIII столетие "веком Людовика Святого" из династии Капетингов. Причем не только во Франции, но, пожалуй, и в Европе. Его жизнь могла бы служить канвой захватывающего рыцарского романа… В ней была спешная коронация в 12 лет. Всего через три недели после неожиданной смерти отца и вскоре после столь же экстренного посвящения в рыцари… Регентшей при малолетнем короле стала его мать, красавица-испанка Бланка Кастильская, чья мудрость и дипломатический дар будут служить на благо сына и Франции до последних ее дней. В жизни Людовика IX (1214-1270) были сражения с мятежными феодалами на юге Франции… Покупка ни много ни мало - Тернового венца (а затем и других реликвий, связанных с крестным путем Христа) у крестоносцев, завоевавших Константинополь, но попавших в финансовый переплет… Было строительство соборов и собирание уникальной королевской библиотеки… Два крестовых похода на Восток… Во время одного он попал со всем войском в плен и был выкуплен за огромную сумму в 400 тысяч ливров, а второй и вовсе стал для него роковым. Людовик IX умрет в Тунисе то ли от чумы, то ли от дизентерии…

Казалось бы, перед нами идеальный герой рыцарского романа, один из тех, кто мог бы вдохновлять благородного героя романа Сервантеса. Уже для жителей XVI века эпоха крестовых походов терялась в туманной дали веков, как сейчас, скажем, для нас - их XVI или более поздний XVII век.

Но этот рыцарь, воин, король стал героем отнюдь не романов - житий. Это был король, который в "Поучениях" детям писал (кстати, на французском, а не на латыни - что было необычно в тот век): "Любезный сын, заповедую тебе сочувствовать всем сердцем бедным и всем, кто мнится тебе страждущим душой и телом". Это был король, нередко носивший власяницу, спавший на хлопковом матрасе без соломы и шелковой простыни… Из самых невероятных историй - встреча в страстную пятницу с прокаженным на улице в Компьене, где был королевский замок. Король, шедший босиком, перешел на сторону больного, догнав его, подал милостыню и поцеловал руку. Неудивительно, что многие из его свиты испуганно крестились.

Один из самых основательных и блистательных французских историков ХХ века Жак Ле Гофф, писавший книгу о Святом Людовике пятнадцать лет, последовательно разделяя житийный жанр от исторической биографии, заметит: "Он, вне всякого сомнения, был первым королем Франции, который возвел такую личную черту, как совесть в королевское достоинство".

Но этот "анахорет" умудряется быть весьма прагматичным политиком (если, разумеется, не считать крестовых походов), укрепившим королевскую власть, игравшим тонко на противоречиях между Папой Римским и императором Священной Римской империи, дипломатом, книжником, создателем новой судебной и административной системы во Франции…

Именно этот противоречивый король-святой фактически и есть главный герой выставки, открывшейся в выставочном зале Патриаршего дворца. Она вся - как магический кристалл, позволяющий сквозь даль восьми веков представить век готики и рыцарских походов и только складывающихся европейских монархий… Век, когда водяная мельница в Европе еще выглядела восхитительным техническим нововведением… Век, еще помнивший Франциска Ассизского - он умер в 1226, в тот же год, когда Людовик, потеряв отца, становится королем.

Выставка выстраивает серию "приближений" к своему герою. Кстати, Жак Ле Гофф разделяет мнение тех, кто считает, что "нам не известен ни один достоверный портрет Людовика Святого". Просто и портреты, и автобиографии, и автографы королей появятся чуть позже - после XIII века. Впрочем, на выставке можно увидеть небольшую деревянную скульптуру, которая предположительно дает представление об облике Людовика Святого, который в молодости, говорят, был хорош собой.

Так вот - первое приближение - это королевская часовня Сент-Шапель в Париже. Та самая, что "бросает вызов законам земного тяготения". Та, что была выстроена специально для хранения купленного сокровища - Тернового венца, привезенного из Константинополя - с заходом в Венецию - в Париж, и освященная в 1248 году. Ее витражи из Национального Центра памятников Франции, лиможские эмали XIII века и того же времени распятия и скульптуры из слоновой кости с изображением Страстей Христовых (из собрания Эрмитажа) - дают представление о красоте оправы, которую король готовил для купленной реликвии. И - о внятности политического послания.

"К тому времени комплексы витражей были во многих соборах. Но обычно отбор сюжетов из Ветхого и Нового заветов подчинен дидактическим целям, - рассказывает куратор выставки, доктор наук Ольга Владимировна Дмитриева. - Здесь же через все витражи красной нитью проходит тема власти. Из Ветхого завета были отобраны, прежде всего, сюжеты, связанные с властью короля. А последний витраж, посвященный принесению Тернового венца во Францию, подчеркивает, что Людовик не просто наследник этих государей, но наследник самого Христа, потому что теперь обладает его короной. Сент-Шапель стала местом, где культ христианских реликвий сливается с культом короля. В этом отличие программы Сент-Шапель от любого другого готического собора".

Второе приближение - реликварии. Среди драгоценнейших - корона-реликварий и четырехлистник реликвария Франциска Ассизского из Лувра. "Этот квадрифолий изумительной работы лиможских мастеров изображает, как Франциск Ассизский получает стигматы… Тема уподобления Христу здесь представлена в изумительной ювелирной форме, - рассказывает Ольга Владимировна. - Франциск Ассизский - святой, которому Людовик старался подражать".

Увы, драгоценный золотой ларец, который обошелся казне в 100 000 турских ливров и в который поместили привезенный из Константинополя Терновый венец Христа (для сравнения - построить Сент-Шапель стоило 40 000 ливров), исчез во время Великой Французской революции. Сам Терновый венец был разделен на три части и хранился в Национальной библиотеке Франции. Сейчас - в Соборе Парижской Богоматери. Тот хрустальный реликварий, украшенный позолоченным серебром, что привезли в Москву из Собора Парижской богоматери, сделан в 1806 году. Он уже должен был не скрывать сокровище, а демонстрировать его. Правда, он помещался в еще один реликварий в форме земного шара, украшенного фигурами ангелов.

Третье приближение - это документы, рукописи и книги. Среди самых впечатляющих - завещание Людовика Святого 1270 года и рукописные книги XIV века. В том числе книга "История жизни короля святого Людовика" Жана де Жуанвиля, рыцаря, приближенного придворного Людовика IX. Он продиктовал свои воспоминания 30 лет спустя после смерти короля. А пережил своего венценосного друга на 47 лет. Можно сказать, мы узнаем о короле из первых уст - от его хорошего знакомого.

Оптика выставочного проекта получается не исчерпывающей, но разнообразной. А значит - позволяет сохранить объемность взгляда.

Прямая речь

Елена Гагарина, директор Музеев Московского Кремля:

Я рада, что с помощью французских коллег нам удалось показать замечательные образцы средневекового готического искусства из разных регионов Франции. Такого рода проектов в России никогда не проводилось. Выставка дает уникальную возможность увидеть 78 раритетов эпохи готики из крупнейших музейных собраний Франции и Эрмитажа, рукописи и документы из Национальной библиотеки и Национальных Архивов Франции.

Людовик Святой принципиально важная фигура для истории Франции и Европы. Это была личность очень интересная, противоречивая и многогранная. Он был воином и участвовал в ряде походов как внутри страны, так и за ее пределами. Но войну он не любил и старался решать вопросы мирным путем. Великий дипломат, он участвовал в спорах между английским королем и его баронами, между Папой Римским и Императором Священной Римской империи, находя возможность укрепить позиции Франции.

Людовик IX Святой был не просто очень религиозным человеком, который считал себя несовершенным и думал об улучшении нравов в государстве. Он был королем, при котором завершено строительство основных готических соборов во Франции. Он собрал грандиозную библиотеку. Его очень интересовало все, что касалось юридической и административной жизни государства. Например, такое понятие, как презумпция невиновности, существовавшее в Римской империи, было забыто в Средние века и вновь введено им. Начиная с Людовика Святого, юридическая система европейских законов стоится на этом понятии презумпции невиновности.

Фигура Людовика Святого не слишком хорошо известна нашей публике. И очень символично, что эти непревзойденные шедевры на три месяца переместились из Франции именно в Кремль.

Кстати

Два концерта светской и духовной музыки эпохи французского Средневековья пройдут в Успенском соборе. Четвертого апреля ансамбль Ensenhas исполнит музыку трубадуров XII-XIII веков. 21 апреля состоится концерт пасхальной музыки ансамблей Labirynthus и "Хронос".

А первые лекции об эпохе Людовика Святого и о французском искусстве ХIII века стартуют уже четвертого марта. Подробности читайте .

Цитата

Жак Ле Гофф, историк:

"Он, вне всякого сомнения, был первым королем Франции, который возвел такую личную черту, как совесть в королевское достоинство"

Где и когда люди не мечтали о том, чтобы на троне был праведник? Французы уверены, что в их истории был такой правитель - Людовик IX, благочестивый и набожный, автор беспрецедентной серии законов, которые в XIII веке предписывали должностным лицам не богохульствовать, не красть, не пить и не развратничать. Его и при жизни стали величать святым, а после смерти и вовсе канонизировали. Для популяризации жизни и деятельности такого монарха не должно быть жаль ни сил, ни средств, ни времени. И Центр национальных памятников Франции их не пожалел.

А Музеям Московского Кремля в принципе очень к лицу демонстрация ценностей, связанных с жизнью и деяниями верховных правителей. И вот совместными усилиями Центра национальных памятников и Музеев Московского Кремля организована и устроена в Патриаршем дворце Кремля выставка под названием "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель". Все подробности - у Юлии Казюковой.

Личность Людовика Святого, судьба собираемых им реликвий и церкви Сент-Шапель - тесно связаны. Мудрый и справедливый правитель девятый король Франции покровительствовал искусству, способствовал формированию национального самосознания.

"О Людовике Святом известно много благодаря тому, что он был канонизирован. И целый ряд свидетельств о чудесах, которые происходили после его смерти, был собран и описан", - комментирует директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.

В результате IV крестового похода крестоносцы-латиняне захватили Константинополь, где обнаружили огромное количество ценнейших христианских реликвий.

"Среди них были Терновый венец Спасителя, большой фрагмент Животворящего Креста, там были копье сотника Лонгина, которым был прободен распятый Бог", - рассказывает заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Ольга Дмитриева.

Людовик Святой приобрел многие святыни, тем самым упрочил авторитет Франции и трона. И повелел возвести воздушную, невесомую, готическую с небывалой красоты витражами капеллу Сент-Шапель для хранения святынь, где они находились вплоть до Французской революции.

"В XVII - XVIII веках считалось, что готическое искусство - это что-то ужасное. Но в XIX вновь появился интерес к произведениям, созданным в Cредние века. Это произошло в том числе и благодаря выходу в свет в 1830-е годы романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". Тогда решили начать реставрацию собора. К сожалению, некоторые фрагменты витражей были утрачены. Но тем, что вы видите, 800 лет. И они впервые вывезены из Франции", - говорит президент Центра национальных памятников Франции Филипп Белаваль.

В экспозиции представлены предметы разного времени, но у каждого уникальная история. Так, корона долго хранилась в доминиканском монастыре в Льеже, ее считали регалией Людовика. Позже выяснилось, что это реликварий. За хрустальными пластинами - частица Венца, фрагменты истинного Креста и Копья. В центре выставки - хрустальный реликварий, сделанный в 1806 году. Впервые Терновый венец был вынесен на поклонение в соборе Парижской Богоматери именно в нем.

Рядом с реликварием наполеоновского времени - документ XIII века. С ним столкнулся Людовик Святой, когда решил приобрести Терновый венец. Ему предъявили этот акт, из которого следовало, что святыня уже заложена венецианцам. Тем не менее, Людовик IX долго вел переговоры и за немыслимые деньги Терновый венец все же купил. В Москву реликвию везти не решились. Но представленные экспонаты сполна раскрывают личность Людовика Святого, не слишком хорошо известную российской публике, и помогают лучше узнать французскую средневековую культуру.

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 6 июня

временно закрыт проход к Новому кремлевскому скверу.

С 15 мая по 30 сентября

Музеи Московского Кремля переходят на летний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 9:30 до 18:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:00 до 17:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.


С 15 мая по 30 сентября

экспозиция колокольни "Иван Великий" открыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.



Что еще почитать