Воздушная одежда земли. Атмосфера - воздушная одежда земли. Льда. из них образуются облака

Отгадайте загадку.

Есть ли такое одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило?

Да при том не видно было?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет?

Есть, а вроде бы и нет?!

Воздушная одежда Земли

Сегодня на уроке нам нужно ответить на вопросы:

1. Что такое атмосфера?

2. Какой состав и какое значение имеет атмосфера?

3. Что называется ветром и почему он дует?

4. Как образуются облака и какие они бывают?

5. Когда происходит гроза?

6. Что называют погодой и климатом?

Воздух окружает нас со всех сторон, он всюду.

Воздушная оболочка Земли называется атмосфера.

Кислород необходим живым организмам для дыхания.

Озоновый слой защищает нас от вредных ультрафиолетовых лучей Солнца.

Движение воздуха вдоль поверхности Земли называют ветром.

С высотой температура воздуха понижается на 6°С на каждый километр.

Пар с поверхности Земли поднимается, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды или кристаллики льда. Так образуются облака.

Гроза происходит, когда между дождевыми облаками возникают электрические разряды-молнии.

Электрические искры пробивают воздух, мгновенно разогревают его, он резко расширяется и гремит гром.

Люди с давних пор ведут наблюдения за состоянием атмосферы, чтобы предсказывать погоду, необходимую людям разных профессий и нам.

Физкультминутка

Прогноз погоды: Температура воздуха комфортная для отдыха, на улице солнечно, небольшая облачность, ветер умеренный.

Состояние природы: солнышко появилось на небе (глаза зажмуриваем и открываем) пробуждение деревьев после зимы (руки вверх, потянулись за солнышком).

Весенний ветерок покачивает верхушки берёзок (наклоны вправо, влево).

Тучка набежала, закрыла солнышко (обнимаем себя руками).

Собирается гроза – убежим от неё.

Наберём в грудь побольше воздуха и прогоним тучку.

Глубоко вдыхаем весенний воздух, напоенный прелой листвой и выдыхаем.

Погода – это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент.

Элементы погоды : температура, влажность, облачность, осадки, направление и скорость ветра.

Многолетний режим погоды, характерный для данной местности называется климатом

На климат влияет рельеф, близость океана, высота места над уровнем моря.

На земле есть районы с холодным, умеренным и жарким климатом Климат влияет на жизнь растений и животных, здоровье людей. Знания о климате важны при строительстве зданий, дорог, плотин. Особенно важны эти знания для сельского хозяйства. В атмосфере часто возникают грозные явления природы – ураганы и смерчи.

Движение воздуха вдоль поверхности Земли?

/ветер /

Мельчайшие капельки воды или кристаллики льда на значительной высоте в атмосфере?

Воздушная оболочка Земли?

/атмосфера/

Электрические разряды-молнии, возникающие между дождевыми облаками?

Электрические искры, пробивающие воздух, мгновенно разогревающие его и производящие сильный шум?

Состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент?

Грозные явления природы часто возникающие в атмосфере?

/ураган, смерч/

Многолетний режим погоды характерный для каждой местности?

Спасибо за работу!

Когда мы читаем об освоении человеком Луны и планет, мы часто сталкиваемся с вопросами, ка­сающимися атмосферы. Есть ли атмосфера и на других планетах?
Насколько известно ученым, ни одна планета или звезда не имеет атмосферы, похожей на на­шу.
На уроках природоведения мы узнали о химическом составе, физических свойствах, о явлениях, происходящих в атмосфере Земли.
А вот некоторые интересные факты об атмосфере, которые удивят не только детей, но и наших родителей.

  • Атмосфера земного шара весит 5 300 000 000 000 000 тонн. Если бы, например, потребовалось перевезти груз, равный весу земной атмосферы, из Москвы в Ленинград и если бы каждый поезд имел 100 вагонов и проходил весь путь за 10 часов, то надо затратить на перевозку этого груза почти 4 млрд. лет
  • Воздух давит на нас со всех сторон. Давление воздуха на наш организм составляет 1 тонну. Мы не ощущаем этого давления, потому что наш ор­ганизм привык к нему.
  • Земля и воздух неотделимы. Если бы земная атмосфера не перемещалась вместе с Землей, то многие путешествия было бы весьма просто совершить. Достаточно было бы подняться над земной поверхностью на воздушном шаре и опуститься тогда, когда нужный участок Земли будет под воздушным шаром.
  • На Северном полюсе теплее, чем на Южном. Северный полюс находится на уровне моря, Южный - на высоте свыше 3 километров от уровня моря. Северный полюс окружен со всех сторон материками, которые летом дают немало тепла; к Северному полюсу подходит ветвь теплого течения Гольфстрим; Северный полюс освещается солнцем почти на наделю дольше, чем Южный.
  • В пустыне Атакама на Тихоокеанском побережье Америки ежегодно выпадает не более 8 миллиметров осадков; из-за сухости трупы павших животных там высыхают и лет по тридцать не сгнивают.
  • Преодолевая силу тяжести, мощная тепловая "машина", приводимая в движение энергией Солнца, ежегодно поднимает с поверхности всего земного шара в атмосферу 511 тысяч кубических километров воды. 411 тысяч кубических километров поднимается с одной только поверхности океана.
  • Гроза в Египте бывает всего один раз в 200 лет.
  • Молнии приносят пользу. В своем "молниеносном" полете они успевают выхватить из воздуха миллионы тонн азота, "связать" его и направить в землю. Это бесплатное удобрение обогащает почву, на которой растут злаки.
  • Флюгер, как предполагают, - один из наиболее древних метеорологических приборов. Еще около двух тысяч лет назад идея устройства "ветроуказателя" была занесена с Востока в Европу, В древней Японии и Китае флюгер имел, вид дракона. В средневековых европейских Городах стало обычаем украшать шпили высоких зданий флюгером, изображающим петуха. Приборы эти получили название "петухов погоды", так как за переменой ветра часто следовала перемена погоды.
  • Старинной кладки колодец, "предсказывающий" погоду, имеется на плато Устюрт, в Казахстане. Перед дождем, туманом или снегопадом он втягивает в себя воздух, а в погожий, сухой солнечный день, наоборот, выталкивает его наружу. Если в этот момент кинуть в колодец шапку, она, не достигнув воды, вылетит обратно. Колодец-феномен, выложенный долбленными известковыми плитами, служит гурьевским чабанам природным барометром. Он исправно оповещает их о приближающемся ненастье.

Цель:

  • Обучающая. (Знать состав воздуха, типы облаков, закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водой.)
  • Развивающая. (Развить у учащихся навыки выделять главное и делать выводы, обогащение специальной речи учащихся.)
  • Воспитательная. (Формирование умений учащихся самостоятельно искать ответы на поставленные задачи, умение слушать товарищей, работать с различными источниками знаний.)

Ход урока

  1. Организационный.
  1. Объявление темы урока.
  2. Задачи урока.
  3. На протяжении урока дети ставят себе плюсы за каждый свой правильный
    ответ.
  4. Работаем с сигнальными карточками.
  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
  1. Что это такое?

Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, и все же.
Без него мы жить не можем? (воздух)

  1. О каких свойствах воздуха идет речь в загадке? (Невидимый, прозрачный, необходим для дыхания).
  2. Демонстрация опытов (учащиеся сами называют свойства воздуха)
  • Удар мяча о пол. (Сжимаем и упруг.)
  • Опускаю пустой стакан в чашку с водой. (Воздух занимает место.)
  • Колба и вставленная в нее стеклянная трубка, в трубочке закрашенная капелька воды, нагреваю руками колбу, капелька поднимается к верху, прекращаю нагревать, капелька устремляется вниз. (При нагревании воздух нагревается, при охлаждении сжимается).
  1. Что еще можно сказать о теплом воздухе?? Теплый воздух поднимается вверх (записываю это на доске)
  2. Имеет ли воздух вес? Решите практически. (опыт с шариком) Да. (надувной шарик - ненадутый имеет меньший вес, чем надутый)

Учащиеся называют еще раз все свойства воздуха и записывают в тетрадь.

  1. Основной этап.
  1. Почему так названа тема «Воздушная одежда Земли»

Предположения, высказывания ребят (вспоминают о температуре на Луне и сравнивают с температурой на Земле).

Вывод: 3емля покрыта воздушной оболочкой, толща воздуха днем рассеивает солнечные лучи, и Земля нагревается слабо, а ночью воздух не дает Земле быстро охлаждаться и, словно под невидимым одеялом, сохраняет тепло до утра. Отсюда и такое название темы.

  1. Воздушная оболочка Земли называется атмосферой (запись в тетрадь)
  2. Обращаю внимание на проблемный вопрос, записанный на доске.

Состав воздуха в классе перед началом занятий и после разный. В чем заключается это отличие? Предложите способ улучшения воздуха в классе.

  1. Работа с учебником (А.А Плешаков, Н. И Сонин « Природоведение».) стр. 74., Читают 1 и 2 абзац (Самостоятельно)
  • Первая группа ребят - ученые
  • Вторая группа ребят - журналисты
  • Двое ребят- аналитики

Первая группа рассказывает о составе воздуха, используя диаграмму.

Вторая группа задает вопросы 1 группе.

Аналитики делают выводы, которые дети записывают в тетрадь.

  1. Один из подготовленных ребят демонстрирует опыт.

Зажигает две свечи, одну закрывает стаканом, другую нет. Закрытая свеча гаснет.

Опять проблема: « Почему так происходит?»

Дети предлагают решение этой задачи и делают вывод:

Кислород поддерживает горение. Углекислый газ не поддерживает горение.

Ребята рассказывают еще о свойствах этих газов.

  1. Человеку ежедневно требуется 20 г азота.
  • А как он попадает в организм человека? (вопрос на дом желающим эрудитам - найти ответ)
  1. Работа с учебником. (Стр. 74, 3-4 абзац.)

К тексту составить вопросы репродуктивные и творческие. После чтения учащиеся сначала задают вопросы непосредственно к тексту и отвечают, а затем творческие, на которые нет ответа, но они побуждают ребят искать их в других источниках, потому - что это интересно.

Делают вывод: Облака бывают: слоистые, перистые, кучевые. Со слоистыми и кучевыми облаками связаны осадки (дождь, снег). С высотой температура понижается на 6 градусов на каждый километр.

  1. Чтение стихотворения (см. приложение 1).
  • О чем идет речь? (О ветре.)
  1. Индивидуальные сообщения ребят

1ученик - нагревание охлаждение воздуха над сушей и водой (использование
схемы, таблицы)

2 ученик - ветер, типы ветров.

  1. Закрепление.
  1. Сказка (смотри приложение 2)
  2. Биологические задачи на стрелках, показывающие направление ветра. Сначала дети говорят- какой ветер, затем снимают стрелку и на обратной стороне читают задачу и свои варианты решения (смотри приложение 3).
  3. Отвечают на проблемный вопрос, записанный на доске. Ответы ребят развернутые, правильные, ошибочные, неожиданные, особенно при обсуждении второй части.
  4. Тест (1 вариант - четные вопросы, 2 вариант- нечетные вопросы, некоторые учащиеся получают карточки.) (смотри Приложение 4.) После выполнения, ответы дают дети, которые имеют возможность увидеть, где они ошиблись, какой правильный ответ.
  1. Итог урока, (рефлексия)
  1. Красные- 6 плюсов и больше «5»

Синие-4-5 плюсов «4»

Желтые- 2-3 «3»

  1. Поднять сигнальные карточки (проверка теста)

Красные - нет ошибок «5»

Синие- 1 ошибка «4»

Желтые- 2-3 ошибки «3»

Белые- 4 ошибки (еще надо поработать).

  1. Подводим предварительный итог, выставляем оценки.
  2. Поднять сигнальные карточки.

Красные- все понятно, могу пересказать.

Синие- все понятно, пересказать затрудняюсь.

Желтые- не все понятно, требуется дополнительное объяснение.

  1. Домашнее задание:
  1. Написать прогноз погоды.
  2. По желанию - Найти ответ на вопрос, «Какие слои различают в атмосфере? Где формируется климат?»
  3. По желанию - Как в живой организм проникает азот?
  4. Спросить у родных о народных приметах, по которым можно предсказать погоду.

На этом уроке мы узнаем, что такое атмосфера, познакомимся с ее свойствами и характеристиками. А также узнаем, как она взаимодействует с другими частями планеты.

Тема: Земля

Урок: Воздушный океан Земли

Атмосфера газовая оболочка небесного тела, удерживаемая около него гравитацией. Атмосфера определяет погоду на поверхности Земли, изучением погоды занимается метеорология, а длительными вариациями климата — климатология. Атмосфера Земли возникла в результате выделения газов при вулканических извержениях. С появлением океанов и биосферы она формировалась и за счёт газообмена с водой, растениями, животными и продуктами их разложения в почвах и болотах.

Воздух — естественная смесь газов, образующая земную атмосферу. Воздух необходим для нормального существования подавляющего числа наземных живых организмов.

В настоящее время атмосфера Земли состоит, в основном, из газов и различных примесей (пыль, капли воды, кристаллы льда, морские соли, продукты горения).

Концентрация газов, составляющих атмосферу, практически постоянна, за исключением воды и углекислого газа.

Рис. 1. Состав атмосферы Земли ()

Воздушным океаном атмосферу можно назвать из-за огромных размеров, циркуляции и схожих с гидросферой процессов.

Загрязнение воздуха является изменчивым процессом; множество различных загрязнителей участвует в этом. После выброса загрязняющих веществ в воздух они взаимодействуют друг с другом и окружающей средой, вступая в сложные реакции в зависимости от температуры, влажности и прочих условий внешней среды. Загрязняющие вещества можно разбить на две группы:

Первичные загрязняющие вещества - вещества, образующиеся в ходе деятельности человека;

Вторичные загрязняющие вещества - вещества, образующиеся в результате взаимодействия первичных загрязняющих веществ с атмосферой. Воздух загрязняют машины, заводы.

Рис. 2. Загрязнение воздуха ()

Толщина атмосферы — примерно 120 км от поверхности Земли.

Атмосфера имеет следующее строение:

Рис. 3. Строение атмосферы ()

Чем выше от поверхности Земли, тем ниже становится температура.

Облака - скопления взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. Облака образуются главным образом в тропосфере.

Облака бывают трех типов:

Рис. 4. Перистые облака ()

Рис. 5. Кучевые облака ()

Рис. 6. Слоистые облака ()

Кучевые и слоистые облака участвуют в выпадении осадков.

К характеристикам атмосферы относятся: температура, давление, скорость ветра.

Погода - это состояние нижнего слоя атмосферы, в определенном месте и в определенное время.

Климат - многолетний режим погоды. На формирование климата оказывают влияние ряд причин, которые называются климатообразующими факторами: количество солнечной энергии, рельеф, Мировой океан, географическое положение, морские течения.

Основной характеристикой погоды является температура воздуха.

В атмосфере происходит постоянная циркуляция воздуха: холодный опускается вниз, а горячий поднимается вверх. Таким образом, происходит вертикальное перемещение воздуха.

Ветер - это горизонтальный поток воздуха. Основными его характеристиками являются скорость и направление.

Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим её громом. Молнии также были зафиксированы на Венере, Юпитере, Сатурне и Уране и др. Ток в разряде молнии достигает 10—100 тысяч ампер, напряжение — миллионов вольт (иногда достигает 50 млн. вольт), тем не менее, погибает после удара молнией лишь 47,3 % людей.

Гроза атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветром.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.: ил.

2. Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К. и др. Природоведение 5. - М.: Учебная литература.

3. Еськов К.Ю. и др. Природоведение 5 / Под ред. Вахрушева А.А. - М.: Баласс.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - с. 173, задания и вопрос. 1, 2, 5.

2. Какие бывают облака?

3. Что такое погода и климат?

4. * Подготовьте небольшое сообщение о крупной грозе. Какой ущерб она нанесла?



Что еще почитать