Виды социальной информации в виде таблицы. Социальная информация и ее свойства. снижение затрат за счет активизации человеческого фактора, улучшения мотивации к труду и др

Восста́ние под предводи́тельством Степа́на Ра́зина , Крестья́нская война́ 1667-1669, 1670-1671 , или Восста́ние Степа́на Ра́зина - война в России между войсками крестьян и казаков и царскими войсками. Окончилась поражением восставших.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В русской историографии причинами восстания указывается то, что срок сыска беглых крестьян стал бессрочным, проявлялся чрезмерный феодальный гнет. Ещё одной причиной было усиление централизованной власти, введение соборного уложения 1649 г . Вполне возможно, что непосредственной причиной войны стало общее ослабление экономики страны в результате затяжной войны за Украину.

    Увеличивается государственный налог. Начинается эпидемия моровой язвы и массовый голод.

    Коротко главные причины:

    1. Окончательное закрепощение крестьянства;
    2. Рост налогов и повинностей социальных низов;
    3. Стремление власти ограничить казачью вольницу;
    4. Скопление бедного «голутвенного» казачества и беглого крестьянства на Дону.

    Предыстория

    К восстанию Степана Разина часто относят так называемый «поход за зипунами» (1667-1669) - поход повстанцев «за добычей». Отряд Разина блокировал Волгу , тем самым перекрыв важнейшую хозяйственную артерию России. В этот период войска Разина захватывали русские и персидские купеческие корабли. Получив добычу и захватив Яицкий городок , Разин летом 1669 года двинулся к Кагальницкому городку, где стал собирать свои войска. Когда собралось достаточно людей, Разин заявил о походе на Москву .

    Подготовка

    Возвращаясь из «похода за зипунами», Разин посещал со своим войском Астрахань и Царицын . Там он приобрёл любовь горожан. После похода, к нему стала толпами идти беднота, и он собрал немалое войско. Он также писал письма разным казацким атаманам с призывами к восстанию, но к нему с отрядом пришёл только Василий Ус .

    Военные действия

    Битва за Царицын

    Собрав войска, Степан Разин пошел на Царицын и окружил его. Оставив командовать войском Василия Уса, Разин с маленьким отрядом отправился к татарским поселениям. Там ему добровольно отдали скот, который был нужен Разину для того, чтобы кормить армию.

    В Царицыне тем временем жители испытывали нехватку воды, скот царицынцев оказался отрезанным от травы и вскоре мог начать голодать. Однако царицынский воевода Тимофей Тургенев не собирался сдавать город повстанцам,надеясь на городские стены и тысячу стрельцов во главе с Иваном Лопатиным,которые шли на помощь осаждённым.Зная об этом,лидеры мятежников послали своих людей к стенам и сказали стрельцам, что они перехватили гонца,который вёз письмо от Ивана Лопатина к царицынскому воеводе,в котором якобы говорится,что лопатинцы идут к Царицыну, чтобы перебить горожан и царицынских стрельцов, а после уйти с воеводой царицынским Тимофеем Тургеневым под Саратов. Стрельцы поверили и разнесли эту весть по городу в тайне от воеводы.

    Вскоре воевода Тимофей Тургенев послал несколько горожан на переговоры с разинцами. Он надеялся, что повстанцы разрешат ходить к Волге и брать оттуда воду, но пришедшие на переговоры сообщили разинским атаманам, что они подготовили бунт и договорились с ними о времени его начала.

    В условленный час в городе вспыхнул бунт. Бунтующие кинулись к воротам и сбили замки. Стрельцы стреляли в них со стен, но когда бунтующие открыли ворота и в город ворвались разинцы, сдались. Город был захвачен. Тимофей Тургенев с племянником и преданными стрельцами заперся в башне. Затем со скотом вернулся Разин. Под его руководством башня была взята. Воевода грубо повел себя с Разиным, за это был утоплен в Волге вместе с племянником, стрельцами и дворянами.

    Сражение со стрельцами Ивана Лопатина

    Иван Лопатин вёл тысячу стрельцов к Царицыну . Его последним привалом стал Денежный остров , который находился на Волге, севернее Царицына. Лопатин был уверен, что Разин не знает его местоположения, а потому не ставил часовых. В самом разгаре привала на него напали разинцы. Они подошли с обоих берегов реки и стали стрелять по лопатинцам. Те в беспорядке сели на лодки и стали грести к Царицыну. На протяжении всего пути их обстреливали засадные отряды Разина. Понеся большие потери, они приплыли к стенам города, с которых стреляли по ним опять-таки разинцы. Стрельцы сдались. Большую часть командиров Разин утопил, а пощаженных и рядовых стрельцов сделал гребцами-пленниками.

    Бой за Камышин

    Несколько десятков разинских казаков переоделось в купцов и вошло в Камышин . В условленный час разинцы подошли к городу. «Купцы» убили охрану городских ворот, открыли их, и основные силы ворвались в город и взяли его. Стрельцов, дворян, воеводу казнили. Жителям велели собрать всё самое необходимое и уходить из города. Когда город опустел, разинцы разграбили его, а затем сожгли.

    Поход на Астрахань

    Итоги

    Масштабы расправы над восставшими были огромными. В одном Арзамасе было казнено более 11 тысяч человек. Разинцы не добились своей цели: уничтожения дворянства и крепостного права . Но восстание Степана Разина показало, что русское общество было расколото.

    ВОССТАНИЕ СТЕПАНА РАЗИНА ВОССТАНИЕ СТЕПАНА РАЗИНА

    ВОССТА́НИЕ СТЕПА́НА РА́ЗИНА 1670-1671 годов в России, была вызвана распространением крепостничества (см. КРЕПОСТНОЕ ПРАВО) в южных и юго-восточных регионах страны, охватила Дон, Поволжье и Заволжье. Восстание возглавили С.Т. Разин, В.Р. Ус, Ф. Шелудяк, в нем приняли участие казаки, крестьяне, посадский люд, нерусские народы Поволжья (чуваши, мари, мордва, татары). Разин и его сторонники призывали послужить царю, «побить» бояр, дворян, воевод, торговых людей «за измену», дать «черным людям» свободу.
    В годы войны с Речью Посполитой (1654-1667) и Швецией (1656-1658) в ответ на усиление налогов последовало массовое бегство крестьян и посадских людей на окраины государства. Под давлением дворянства правительство, претворяя в жизнь нормы Соборного уложения 1649 года, с конца 1650-х годов приступило к организации государственного сыска беглых. Меры по возвращению беглых крестьян вызывали массовые протесты в южных районах, особенно на Дону, где издавна существалала традиция - «с Дону выдачи нет». Тяжелые повинности и характер землепользования сближали с крестьянами служилых людей по прибору, охранявших южные рубежи.
    Предвестником восстания было движение казачьих отрядов Василия Уса к Туле (1666). К казакам, требовавшим жалованье за службу, во время похода примкнули крестьяне и холопы Южного Подмосковья. Весной 1667 года на Дону собралась ватага голутвенных казаков и беглых людей во главе со Степаном Разиным, который повел их на Волгу, а затем на Каспий. Постольку царские воеводы имели приказ задержать казаков, действия разинцев нередко принимали бунтарский характер. Казаки овладели Яицким городком (современный Уральск). Перезимовав здесь, Разин отплыл к персидским берегам вдоль западного побережья Каспийского моря. Из похода казаки вернулись в августе 1669 года с богатой добычей. Астраханские воеводы не смогли их сдержать и пропустили на Дон. В Кагальницкий городок, где обосновался Разин, стали стекаться казаки и беглые крестьяне.
    По возвращении Разина на Дон обозначилось противостояние разинцев и донской казачьей старшиной. На Дон был послан царский посол (Г.А. Евдокимов) с поручением проведать о замыслах Разина. 11 апреля 1760 года Разин прибыл со своими сторонниками в Черкасск и добился казни Евдокимова, как лазутчика. С этого времени Разин фактически становится главой донских казаков и организует новый поход на Волгу, который принял открыто антиправительственный характер. Восставшие убивали воевод, помещиков и их приказчиков, создавали новые органы власти в форме казачьего самоуправления. Повсеместно выбирались городовые и крестьянские старшины, атаманы, есаулы, сотники. Разин призывал повстанцев послужить царю и «черным людям дать свободу» - освободить их от государственных налогов. Повстанцы объявили, что в их войске якобы находится царевич Алексей Алексеевич (сын царя Алексея Михайловича, умерший в 1670), идущий на Москву по указу своего отца «побить» бояр, дворян, воевод и торговых людей «за измену». Инициаторами и руководителями восстания были донские казаки, а активными участниками - служилые люди «по прибору», народы Поволжья, жители Слободской Украины.
    В мае 1670 года казаки овладели Царицыном. В это время к городу подплыли московские стрельцы (1 тысяча) под начальством И.Т. Лопатина, которые были разбиты повстанцами. Из Астрахани к Царицыну двигалось войско воеводы князя С.И. Львова; 6 июня у Черного Яра астраханские стрельцы без боя перешли на сторону восставших. Повстанцы двинулись к Астрахани и в ночь на 22 июня пошли на штурм. Рядовые стрельцы и посадские люди не оказали сопротивления. Взяв город, повстанцы казнили воеводу И.С. Прозоровского и стрелецких начальников.
    Оставив в Астрахани часть казаков во главе с В. Усом и Ф. Шелудяком, Разин с основными силами повстанцев (около 6 тыс.) поплыл на стругах к Царицыну. Берегом шла конница (около 2 тыс.). 29 июля войско прибыло в Царицын. Здесь казачий круг принял решение идти к Москве, а с верховьев Дона нанести вспомогательный удар. 7 августа Разин с десятитысячным войском двинулся к Саратову. 15 августа саратовцы встретили повстанцев хлебом-солью. Без боя сдалась и Самара. Руководители восстания намеревались войти в уезды, населенные крепостными крестьянами, по окончании полевых земледельческих работ, рассчитывая на массовое крестьянское выступление. 28 августа, когда Разин находился в 70 верстах от Симбирска, князь Ю.И. Барятинский с войсками из Саранска поспешил на помощь симбирскому воеводе. 6 сентября посадские люди впустили повстанцев в Симбирский острог. Попытка Барятинского выбить Разина из острога окончилась неудачей и он отступил к Казани. Воевода И.Б. Милославский засел в кремле с пятью тысячами солдат, московских стрельцов и местных дворян. Осада симбирского кремля сковала основные силы Разина. В сентябре повстанцы предприняли четыре неудачных приступа.
    С Волги на Дон отправились атаманы Я. Гаврилов и Ф. Минаев с отрядами в 1,5-2 тысячи человек. Вскоре повстанцы двинулись вверх по Дону. 9 сентября передовой отряд казаков овладел Острогожском. Украинские казаки во главе с полковником И. Дзиньковским присоединились к восставшим. Но ночью 11 сентября зажиточные горожане, имущество которых было конфисковано повстанцами вместе с воеводским добром, неожиданно напали на разинцев и пленили многих из них. Только 27 сентября три тысячи повстанцев под командованием Фрола Разина и Гаврилова подошли к городу Коротояку. После боя с передовым отрядом князя Г.Г. Ромодановского казаки вынуждены были отступить. Вверх по Северскому Донцу в конце сентября стал продвигаться отряд казаков под командованием Леско Черкашенина. 1 октября повстанцы заняли Мояцк, Царев-Борисов, Чугуев; однако вскоре подошел отряд войск Ромодановского, и Леско Черкашенин отступил. 6 ноября близ Мояцка произошло сражение, в котором повстанцы были разбиты.
    Чтобы помешать царским войскам прийти на помощь осажденному в Симбирске Милославскому, Разин из-под Симбирска разослал небольшие отряды поднимать на борьбу крестьян и горожан правобережья Волги. Продвигаясь по Симбирской засечной черте, отряд атаманов М. Харитонова и В. Серебряка подошел к Саранску. 16 сентября русские, мордва, чуваши и мари с боем заняли Алатырь. 19 сентября восставшие русские крестьяне, татары и мордва совместно с разинским отрядом овладели Саранском. Отряды Харитонова и В. Федорова без боя заняли Пензу. Вся Симбирская черта оказалась в руках разинцев. Отряд М. Осипова при поддержке крестьян, стрельцов и казаков занял Курмыш. Восстание охватило крестьян Тамбовского, Нижегородского уезда. В начале октября отряд разинцев овладел без боя Козьмодемьянском. Отсюда вверх по реке Ветлуге направился отряд атамана И.И. Пономарева, поднявший восстание в Галицком уезде. В сентябре-октябре появились повстанческие отряды в Тульском, Ефремовском, Новосильском уездах. Волновались крестьяне и в уездах, в которые разинцы не сумели проникнуть (Коломенский, Юрьев-Польский, Ярославский, Каширский, Боровский).
    Царское правительство собирало большое карательное войско. Командующим был назначен воевода князь Ю.А. Долгоруков. Армия состояла из дворян замосковных и украинных (южных пограничных) городов, 5 рейтарских (дворянская кавалерия) полков и 6 приказов московских стрельцов: позже в ее состав вошла смоленская шляхта, драгунские и солдатские полки. К январю 1671 года численность карательных войск превысила 32 тысячи человек. 21 сентября 1670 года Долгоруков выступил из Мурома, надеясь достигнуть Алатыря, однако восстание уже охватило округу, и он был вынужден 26 сентября остановиться в Арзамасе. Повстанцы наступали на Арзамас с нескольких сторон, но атаманы не сумели организовать одновременное наступление, что позволило царским воеводам отразить натиск и разбить противника по частям. Позже около 15 тысяч повстанцев с артиллерией вновь начали наступление на Арзамас; 22 октября произошло сражение у села Мурашкино, в котором они потерпели поражение. После этого воеводы, подавляя восстание прошли до Нижнего Новгорода. Воевода Ю.Н. Барятинский в середине сентября вторично выступил на помощь гарнизону Симбирска. По пути каратели выдержали четыре боя с объединенными силами русских крестьян, татар, мордвы, чувашей и мари. 1 октября царские войска подошли к Симбирску. Здесь повстанцы дважды нападали на Барятинского, но были разбиты, а сам Разин получил тяжелое ранение и был увезён на Дон. 3 октября Барятинский соединился с Милославским и деблокировал симбирский кремль.
    С конца октября наступательный порыв восставших иссяк, они вели в основном оборонительные бои. 6 ноября Ю.Н. Барятинский пробился к Алатырю. В конце ноября главные силы под командованием Долгорукова выступили из Арзамаса и 20 декабря вошли в Пензу. 16 декабря Барятинский овладел Саранском. После поражения Разина под Симбирском войска воеводы Д.А. Барятинского, находившиеся в Казани, направились вверх по Волге. Они сняли осаду Цивильска и 3 ноября взяли Козьмодемьянск. Однако Д.А. Барятинский не смог соединиться с отрядом воеводы Ф.И. Леонтьева, выступившим из Арзамаса, так как жители Цивильского уезда (русские, чуваши, татары) вновь восстали и осадили Цивильск. Бои с повстанцами Цивильского, Чебоксарского, Курмышского и Ядринского уездов, которых возглавляли атаманы С. Васильев, С. Ченекеев продолжались до начала января 1671 года. Отряд Пономарева по территории Галицкого уезда двигался к поморским уездам. Его продвижение было задержано местными помещичьими отрядами. Когда повстанцы заняли Унжу (3 декабря), их настигли царские войска и нанесли поражение.
    Упорные бои происходили за Шацк и Тамбов. К Шацку подходили отряды атаманов В. Федорова и Харитонова. 17 октября у города произошел бой с войсками воеводы Я. Хитрово. Несмотря на поражение, восстание в этом районе продолжалось до середины ноября, пока не соединились войска Хитрово и Долгорукова. Восстание в районе Тамбова было наиболее длительным и упорным. Примерно 21 октября поднялись крестьяне Тамбовского уезда. Не успели каратели подавить их выступление, как восстали служилые люди по прибору во главе с атаманом Т. Мещеряковым и осадили Тамбов. Осада была снята с отрядом царских войск из Козлова. Когда каратели вернулись в Козлов, тамбовцы вновь восстали и с 11 ноября по 3 декабря неоднократно штурмовали город. 3 декабря воевода И.В. Бутурлин из Шацка подошел к Тамбову и снял осаду. Повстанцы отошли в леса, здесь к ним пришла помощь с Хопра. 4 декабря повстанцы разбили авангард Бутурлина и гнали его до Тамбова. Только с приходом войск князя К.О. Щербатого из Красной Слободы восстание пошло на убыль.
    По мере успехов царских войск, активизировались противники Разина на Дону. Примерно 9 апреля 1671 года они совершили нападение на Кагальник, взяли в плен Разина и его брата Фрола; 25 апреля их отправили в Москву, где они были казнены 6 июня 1671 года. Долше всех восстание продолжалось в Нижнем Поволжье. 29 мая к Симбирску из Астрахани приплыл атаман И. Константинов. 9 июня повстанцы предприняли неудачный штурм города. К этому времени В. Ус умер, и астраханцы избрали атаманом Ф. Шелудяка. В сентябре 1671 войска И.Б. Милославского начали осаду Астрахани, 27 ноября она пала.
    Подобно другим крестьянским выступлениям восстанию Степана Разина свойственны стихийность, неорганизованность сил и действий повстанцев, локальный характер выступлений. Царскому правительству удалось нанести поражение крестьянским отрядам, так как помещики сплоченно выступили на защиту своих привилегий и правительство сумело мобилизовать силы, превосходившие повстанцев организованностью и вооружением. Поражение крестьян позволило укрепить помещиками собственность на землю, распространить крепостническое хозяйство на южные окраины страны, расширить владельческие права на крестьян.


    Энциклопедический словарь . 2009 .

    Смотреть что такое "ВОССТАНИЕ СТЕПАНА РАЗИНА" в других словарях:

      Крестьянская война под предводительством Степана Разина Взятие Астрахани разинцами, гравюра XVII века Дата 1670 1671 или 1667 1671) … Википедия

      Сын Степана Разина безымянный фольклорный персонаж из разинского фольклора. Герой песень о сыне Разина, ряда преданий. Один из вариантов песни записал Александр Сергеевич Пушкин. Он же записал плач матери Степана Разина. В ранних версиях… … Википедия

      С 1739 года этот проезд долгое время входил в состав Екатерингофской улицы, затем Екатерингофского проспекта (ныне проспект Римского Корсакова). Лишь в 1836 м участок этой магистрали от Фонтанки до Екатерингофа получил самостоятельное… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

      У этого термина существуют и другие значения, см. Крестьянская война. Крестьянская война под предводительством Степана Разина Взятие … Википедия

      - «Иностранные известия о восстании Степана Разина» сборник исторических документов, подготовленный А. Г. Маньковым (Ленинград, «Наука», 1975) в оригинале и переводах с английского, латыни, французского, немецкого и голландского… … Википедия

    Закрепощение крестьян по Соборному Уло­жению 1649 г.;

    Избыток на Дону беглых крестьян;

    Недовольство народов По­вол­жья государ­ственным гнётом.

    Движущие силы восстания: казаче­ство, кресть­яне, хо­лопы, посадские люди, стрельцы, народы Поволжья.

    Крымское ханство перегородило р. Дон цепями, донские казаки лишились выхода в Азовское море, «походы за зипунами» в этом направлении прекратились. В 1666 г. казачий атаман Василий Ус с отрядом направился на Москву, грабя вотчины и поместья. Ус дошёл до Тулы, но от­ступил на Дон перед царской армией.

    Казачий ата­ман, уроженец станицы Зи­мовейской Степан Разин (ок. 1630–1671) в 1667–1669гг. совершил дерзкий поход «за зипунами» в Персию, опустошил побере­жье Кас­пийского моря, разбил персидские армию и флот. Затем Разин захватил Яицкий городок, разграбил караван судов царя, патриарха и купца В. Шорина. Весной 1670 г. Разин напал на русские земли. К нему примкнул Василий Ус. Разин рассылал «прелестные письма » (агита­ционные послания) с призывом к походу на бояр и дворян. Для привлечения народа Разин распус­тил ложный слух о том, что в его войске находятся царевич «Алексей Алексеевич» (сын царя, уже умерший в 1670 г.) и опальный патриарх Никон.Главной целью по­хода была Москва, маршрутом – Волга. Пов­станцы взяли Царицын, Астрахань, Саратов, Са­мару, осадили Симбирск. Уничтожая бояр и дворян, они вводили казацкое самоуправление. В Астрахани были казнены все знатные и богатые люди, престарелого воеводу И. Прозоровского сбросили «с раската» (крепостной стены), его 12-летнего сына повесили на стене вниз головой. Дви­жение перекину­лось на Со­ловки и Украину, где действо­вал младший брат Степана – Фрол Ра­зин .

    Для подавления восстания царь направил 60-тысячное войско воевод Ю. Долгорукого и Ю. Барятинского. Они сурово карали восставших, по­всюду стояли виселицы с повешенными. В октябре 1670 г. под Симбирском ра­зинцы потерпели поражение. Ра­неный атаман бежал на Дон, в Кагальниц­кий городок. Однако домо­витые казаки во главе с атаманом Корнилой Яковлевым , опасаясь царского гнева, выдали Разина. После жестоких пыток летом 1671 г. его четвертовали в Мо­скве. Фрол Разин, увидев муки брата, в ужасе выкрикнул «Слово и дело государево!». Его увели из-под топора палача, пытали, выясняя, где спрятаны награбленные сокровища, и казнили пять лет спустя в 1676 г.

    Причины поражения Степана Разина :

    Царистский характер восстания. Крестьяне верили в возможность улучшения жизни при новом «добром царе» (наивный монархизм );

    Стихийность, разрозненность и локальность движения;

    Слабое вооруже­ние и плохая органи­зованность повстанцев.

    Таким образом, народные движения XVII в., с одной стороны, иг­рали роль ограничителя эксплуатации феодалов. Но, с другой сто­роны, подав­ление этих восстаний приводило к укреплению государст­венного аппарата, ужесточению законодатель­ства. Сейчас происходит переосмысление зна­чения крес­тьянских войн, отмечается их казацкое, вольно-бунтар­ское содержание. Под­чёркивается негативное влияние крестьянских войн, а, по существу, казацко-крестьянских мятежей, на судьбы России. Даже в том случае, если бы разинцам удалось захватить Москву (в Китае, например, повстанцам несколько раз удавалось взять власть), они не смогли бы создать новое справедливое общество. Ведь единственным образцом такого справедливого общества в их сознании был казачий круг. Но вся страна не может существовать за счёт захвата и раздела чужого имущества. Любое государство нужда­ется в системе управления, армии, налогах. Поэтому за победой вос­ставших неизбежно последовала бы новая социальная дифференциа­ция. Победа Степана Разина неиз­бежно привела бы к большим жертвам и нанесла бы значительный урон русской культуре и развитию государства.

    1. Виды социальной информации и их характеристика

    2. Формальные и неформальные коммуникации. Их достоинства и недостатки

    4. Типообразующие признаки документов

    5. Основные исторические этапы документирования информации

    6. Определение понятия документ, основные свойства документов и их отличительные признаки.

    7. Разновидности документов по особенностям знаковой формы закрепления информации.

    8. Разновидности документов по способу распространения в обществе

    9. Разновидности документов в зависимости от отношения к фиксируемой информации. 10). Классификация электронных документов.

    1 1. Типо-видовая структура документальных потоков. Типы литературы.

    12. Основные виды научных документов

    13. Основные виды производственно-практических документов

    14. Основные виды справочных документов I 5. Основные виды учебных документов

    16. Основные виды официальных документов 1 7. Основные виды патентной документации

    18. Стандарты. Их классификация и особенности функционирования в системе технических коммуникаций.

    19. Особенности научно-популярной литературы

    20. Деловые документы и их разновидности

    21. Артефактные документы, их виды и особенности

    22. Ценностные свойства документов

    23. Социально-экономические факторы, определяющие значимость ПД

    24. Формирование документального шлейфа в процессе научной деятельности

    25. Создание и распространение документов на этапе конструкторской деятельности

    26. Документальный ноток, сопровождающий производственную деятельность

    27. Рост объема документального потока

    28. Старение информации и документов

    29. Полупериод жизни документов (определение понятия, методика расчета) 30.Концентрация и рассеяние документов в документальном потоке

    3 1. причины вызывающие рассеяние статей из периодических изданий.

    32. Информационно активные и информационно пассивные области науки и отрасли

    техники (определение и примеры)

    33.Цели изучения документального потока

    34. Библиографические исследования документального потока и сферы их применения

    35. Индикаторы, используемые в ходе информационных исследований .

    36. Информационная база информационных исследований

    37. Информационные исследования документального потока и цели их применения в информационно-библиотечной сфере.

    38. Информационные исследования документального потока и цели их проведения в социальных , гуманитарных и естественных науках.

    39. Методы проведения библиографических исследований

    40. Вторичный документальный поток и особенности его формирования.
    1. Виды социальной информации и их характеристика

    1) Биологическая

    2) Машинная

    3) Социальная

    Данные – неупорядоченный массив

    Информация – осмысленные данные

    Знания – принадлежит только человеку .

    2. Формальные и неформальные коммуникации . Их достоинства и недостатки

    В зависимости от канала передачи инф - ции коммуникации делятся на :

    Формальные (документальные ) – используют систему печатных изданий .

    Не формальные (не док .) – устанавливаются между участниками путём личного контакта


    Свойство коммуникации

    Док

    Не док

    Доступность

    +

    -

    Доказательность , доступность , точность сведений

    +

    -

    Сохранность авт . права .

    +

    -

    Сохранность во времени и передача в пространстве

    +

    -

    Возм . многократного использования

    +

    -

    Избирательность , адресность сообщения , выбор стратегии в соответствии с уровнем подготовленности пользователя

    -

    +

    Возможность обратной связи

    -

    +

    Оперативность передачи

    -

    +

    Эмоц . окрашенность

    -

    +

    3. Функции документа в обществе .

    1) Функция памяти – закрепление , хранение и передача во времени и пространстве знаний , соц . опыта и культурных традиций

    2) Коммуникативная функция – общение автора документа и его пользователя

    3) Правовая – способность документа предоставить информацию необходимую для подтверждения каких - либо фактов или событий .

    4. Типообразующие признаки документов

    Широта или узость тематики док - та

    1) макро док - ты

    2) микро док - ты

    3) средняя широта охвата тематики

    Структура док - та

    1) со свободной структурой

    2) с жесткой структурой

    3) полужесткая

    Сложность языка

    1) сложный

    2) простой

    3) средний

    5. Основные исторические этапы документирования информации

    1) Предметный этап – предметы окружающие первобытного человека символизировали окружающие понятия и даже выражали мысли .

    2) Пиктографический этап – упрощение , систематизация рисунков и превращение их в орфографические знаки .

    3) Иероглифическое документирование – сохраняется только отдаленное сходство с самим предметом

    4) Фонетическое документирование – соответствие каждой фонеме или звука определённой графемы или знака .

    6. Определение понятия документ , основные свойства документов и их отличительные признаки .

    Документ (ИСО ) – любая записанная информация , которая может быть использована как единица в документальном процессе . В информационной сфере – документ – этосоц . информация , зафиксированная на любом носителе , в целях её хранения , преобразования распространения и использования .

    Св - ва док - тов :

    1) Атрибутивность – наличие неотъемлемых слогаемых , без которых документ существовать не может . Слогаемые – единство материального носителя и заключённой в нём информации .

    2) – предназначенность для передачи информации во времени и пространстве .

    3) Структурность – наличие в документе взаимосвязанных элементов .

    7. Разновидности документов по особенностям знаковой формы закрепления информации .

    1) Читаемые документы – произведения письменности на естесств . и искусств . языках

    2) Иконические док - ты – документы несущие образы

    3) Идеографические док - ты – документы использующие условные обозначения .

    4) Символьные док - ты – существующие в 3 х измерениях

    5) Аудиальные – аудио

    6) Визуальные – фильмы

    8. Разновидности документов по способу распространения в обществе

    1) Опубликованные – прошли редакционно издательский цикл и изданы сравнительно большим тиражем .

    2) Не опубликованные – не проходили ред . издательский цикл и изданы в небольшом кол - ве экземпляров .

    3) Промежуточные – препринты – предварительные публикации рассылаемые специалистами тем коллегам , в мнении которых они заинтересованы . Репринты – копия публикации , которую учёный рассылает по просьбе своих коллег .

    4) Непубликуемые – для узкого круга пользователей и как правило , имеющие распространение в рамках отдельных организаций и фирм .

    9. Разновидности документов в зависимости от отношения к фиксируемой информации .

    1) Первичные – непосредственно фиксируют результаты проф . деятельности в новые знания .

    2) Вторичные – результат аналитико - синтетической переработки содержания первичных док - тов

    3) Смешанные – аналитические обзоры – результат анализа и синтеза информации заимствованной из чужих первичных элементов и проф . деятельности его афтора .

    10. Классификация электронных документов .

    По наличию печатного эквивалента :

    1) Эл . издание воспроизводящее соотв . печатное издание .

    2) Не имеющее печатного эквивалента

    По технологии распространения

    1) Локальное эл издание , выпускающееся в виде определённого количества идентичных экземпляров на переносимых машиночитаемых носителях

    2) Сетевое эл издание , доступное потенциально неограниченному кругу пользователей

    (через коммуникационные сети )

    По хар - ру взаимодействия пользователя и эл . издания

    1) Детерминированное : параметры , содержание и способ взаимодействия определён издателем и не может быть изменён пользователем .

    2) Недетерминированное (интерактивное ): параметры , содержание и способ взаимодействия прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами , целью , уровнем подготовки и тп . на основе информации и с помощью алгоритмов определённых издателем .

    11. Типо - видовая структура документальных потоков . Типы литературы .

    Тип лит - ры – исторически сложившаяся совокупность произведений , кот . отличаются от других по характеру материала , стилистическим особенностям языка и по композиции .

    Каждому типу лит - ры соответствуют свои виды док - тов .

    Вид док - та – это форма представления в нём информации .

    6 основных типов литературы :

    1) Официально - документальная

    2) Научная

    3) Производственно - практическая

    4) Учебная

    5) Справочная

    6) Научно популярная

    3.5. типы информации. социальная информация и ее виды

    Типы информации - результат информационного подхода к разным уровням организации (движения) материи. Коли оставить в стороне неживую природу, где информационный подход малопродуктивен, выявляются три Уровня:

    1) социальный, соответствующий человеческому обществу;

    2) биологический, представленный живой природой;

    3) машинный, охватывающий искусственно созданную "вторую природу" и прежде всего - информационную технику.

    Каждому уровню свойствен свой тип информации, содержание которого обусловлено теми отражательными организационными явлениями, которые реально существа ют на данном уровне. Получаем три типа информации: социальную, биологическую, машинную.

    Основными отражательными процессами в социуме являются познание и коммуникация, сущность которых заключается в генерации (познание) и передаче (коммуникация) смыслов. Понятие социальной информации требуется для того, чтобы детально описать и глубоко понять эти процессы. В разделе 3.1.3.2, рассматривая разные антропоцентристские концепции информации, мы остановились на проблемах, связанных с формулировкой понятия социальной информации, но самого определения не сформулировали. Теперь сделаем это.

    3.5.1. В философской и социологической литературе имеются "узкая" и "широкая" трактовки социальной информации. "Узкую" трактовку, иногда используемую социологами, характеризует следующая цитата: "К социальной информации относится не вообще вся информация, полученная человеком в процессе отражения окружающего мира, а лишь имеющая общественный интерес, служащая развитию общественной жизни, получившая признание людей... Естественно-научную и техническую информацию мы причислить к социальной не можем, т. к. последние не носят ярко выраженной классовой направленности". Это понимание сводит социальную информацию к понятию мacсовой, если не публицистической информации (см. ниже), поэтому неконструктивно.

    "Широкая" трактовка представлена в следующих высказываниях. Социальная информация "представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и о всех других ее формах в той мере, в какой они используются обществом, человеком, вовлечены в орбиту общественной жизни". Б. А. Грушин к социальной информации относит "всю без исключения совокупность сообщений, вышедших из "рук" человека. Это и научный текст, и религиозная проповедь, и газетная статья, и архитектурный проект". Автор отмечает, что социальная информация "связана с жизнью общества не только своим существованием, но и самим своим содержанием, а также типом знаковой системы, избираемой для фиксирования этого содержания". "Широкая" трактовка по сути дела сводится к утверждению, что социальная информация - это сообщения, содержанием которых является знание. Но содержанием смысловой коммуникации, как известно, могут быть не только знания, но и эмоциональные переживания и волевые стимулы, которые непременно входят в понятие социальной информации, получаемой в результате информационного подхода к социальной коммуникации. Достаточно сказать:

    Социальная информация - это осмысленное коммуникационное сообщение в свете информационного подхода. Эта дефиниция подразумевает, что осмысленное сообщение может быть носителем знаний, эмоций, побуждений (все это - смыслы), и значит, последние попадают в содержание социальной информации. Другими словами: социальная информация - это сообщение, имеющее смысл. Эти сообщения можно именовать "информационными" или просто "информацией" и в результате элементарная схема коммуникации (рис. 1.1) преобразуется и элементарную схему информационного воздействия (рис. 3.1), представляющую собой один из вариантов интерпретации смысловой коммуникации.

    Рис. 3.1. Элементарная схема информационною воздействия

    Б и о л о г и ч е с к а я информация охватывает три рода объектов: во-первых, чувственно-наглядные образы (перцептивные образы) материальных объектов, формируемые посредством органов чувств и хранящиеся в памяти живого существа; во-вторых, сигналы, которыми обмениваются животные в ходе зоокоммуникации; в-третьих, молекулы ДНК, в структурах которых закодирован образ будущего организма и программа его синтезирования. Соответственно различаются три вида биологической информации: сенсорная (перцептивная), зоокоммуникационная, генетическая. Генетическая информация представляет собой сообщения в рамках генетической коммуникации (см. раздел 1.1).

    М а ш и н н а я информация это представленные в форме энергетических излучений (сигналов) или машиночитаемых записей отображения материальных объектов и управляющих программ. Машиночитаемые записи, например, оптические диски, магнитные компакт-диски, являющиеся носителями текстовой и аудиовизуальной информации, одновременно относятся к социально-информационным сообщениям.

    3.5.2. Теперь обратимся к видам социальной информации, которые обнаруживаются при информационном подходе к микро-, мидии макрокоммуникации (см. рис. 1.2). Микрокоммуникации это информационное взаимодействие, где к роли отправителя и потребителя информации выступают отдельные личности, а информационные сообщения сводятся к живой речи (канал устной коммуникации) или личной переписке (документарный капал). Мидикоммуникация это специальная коммуникация, где в роли отправителей и потребителей информации выступают целевые, как правило, профессиональные социальные группы, а сообщения представляют собой специальную информацию, непонятную неспециалистам. Отличительный признак макрокоммуникации - участие массовых аудиторий (общество, народ, население в целом), которые выступают в качестве создателей и потребителей массовой информации.

    М а с с о в а я информация - это коммуникационные (информационные) сообщения о знаниях, эмоциональных настроениях, волевых воздействиях, которые необходимы или важны, полезны или интересны для всех членов общества. Массовая информация адресована и доступна любому человеку, поэтому она называется массовой.

    Массовые коммуникации делятся па три взаимно пересекающиеся, но тем не менее отличающиеся друг от друга вида: публицистическая, художественная, обыденная коммуникации. Каждому виду соответствует свое понимание информации.

    П у б л и ц и с т и ч е с к а я информация - массовая социальная информация, нацеленная на утверждение it общественном сознании определенных духовных ценностей и идейное воспитание членов общества. Ярко выраженная идейно-политическая и социально-воспитательная направленность отличительная особенность публицистической информации. Содержание публицистической информации затрагивает все стороны общественного бытия и общественного сознания - политику, экономику, международную жизнь, образование, науку, культуру, мораль, искусство и т. д. Средствами распространения публицистической информации являются пресса, радиовещание, телевидение, кинохроника. Эти средства называются средствами массовой коммуникации (информации и пропаганды).

    Эстетическая (художественная) информация - специфический вид массовой социальной информации, обладающий свойством воздействовать на эмоциональную сферу человека при помощи художественных образов. Эстетическая информация характерна для искусства, которое можно рассматривать в качестве коммуникационного канала, первым звеном которого является художник (отправитель художественной информации), вторым звеном - художественное произведение (информационное сообщение), третьим звеном - воспринимающие искусство люди (потребители эстетической информации). Благодаря этому каналу происходит обмен мыслями, чувствами, устремлениями людей, обобществление индивидуальной духовной жизни. Искусству присуща многофункциональность. Однако все многочисленные функции искусства (познавательная, воспитательная, гедонистическая, т. е. способность возбуждать чувство эстетического наслаждения) реализуются через коммуникативную функцию. Произведения искусства адресованы, обществу в целом (не только современникам, но и последующим поколениям), поэтому эстетическая информация относится к категории массовой социальной информации. Способностью воздействовать на эмоциональную сферу человека обладают все виды социальной информации (например, всех волнуют события политической жизни, многих - результаты спортивных состязаний и курс рубля по отношению к доллару), но эстетической информации присущи особые средства эмоционального воздействия - образно-художественная форма, особые знаковые системы, и в этом заключается ее специфичность.

    Обыденная (бытовая) информация - массовая социальная информация, выражающая общественное мнение, социально-психологические чувства и настроения, регламентирующая поведение членов общества и ориентирующая их в социальной среде. К обыденной информации относятся образцы поведения, свойственные членам данной социальной группы; так называемые "донаучные знания", позволяющие пользоваться различными техническими приборами, не имея представления о принципах их работы;

    сведения, выдаваемые городской справочной службой, расписание движения транспорта и т. д.

    3.5.3. Специальная информация - это коммуникационные (информационные) сообщения о знаниях и управляющих воздействиях, адресованные не всем членам общества, а целевым социальным группам. Целевые группы сформировались в результате разделения труда для решения определенных общественных задач. В этих группах вырабатывается формальная структура, которая характеризуется функциональной специализацией членов группы, созданием иерархии социальных ролей и аппарата управления. Примеры целевых групп: научное сообщество, объединяющее научных работников, сообщество инженерно-технических работников, аппарат экономического управления, политическая партия, армия, священнослужители определенной конфессии и т. д. Для решения задач, стоящих перед группой, необходима мидикоммуникация (специальная коммуникация), служащая для передачи специальных знаний и управляющих воздействий (методик, нормативов, рекомендаций и т. п.). Целевые группы обычно вырабатывают собственные знаковые системы (терминологию, условные обозначения), понятные только членам данной группы. Именно поэтому научно-техническая литература недоступна для неспециалистов и данной отрасли знания.

    Видов специальной информации можно выделить столько, сколько существует целевых социальных групп. Охарактеризуем некоторые виды специальной социальной информации.

    Научной информатикой, охарактеризованной и пункте 3.3.2, была выработана следующая стандартная дефиниция: научная информация -"получаемая и процессе познания логическая информация, которая адекватно отражает явления и законы природы, обществ и мышления и используется и общественно-исторической практике".

    Нетрудно показать, что эта дефиниция соответствует пониманию социальной информации как знания, используемого обществом в практической жизни. Именно научному знанию присуще быть результатом абстрактно-логического мышления, протекающего в форме логических понятий, суждений и умозаключений, и адекватно отображать явления и объективные законы природы, общества и мышления людей. Поэтому можно упростить "стандартную дефиницию", сказав: "научная информация - это научное знание, используемое и научной практике". Ясно, что общественное использование предполагает представление научного знания в виде некоторого сообщения, иначе общество о нем не узнает. В итоге получаем: "научная информация - сообщение о научном знании, имеющем смысл для научного сообщества", что хороню согласуется с дефиницией социальной информации, приведенной в пункте 3.5.1.

    Результатом творчества целевой социальной группы инженерно-технических работников (ИГР) является генерация технического знания. Отличительная особенность технического знания состоит в том, что оно содержит рецепт (методику, инструкцию, норматив) реализации того или иною изделия, материала, технологического процесса. Типичными носителями технического знания являются специальные виды технической литературы (патентные описания, технические нормы и стандарты, промышленные каталоги, технические справочники) и техническая документация (рабочие чертежи, технологические карты, технические условия и т.д.). Такою рода сообщения именуются технической информацией. Обратим внимание, что передача технического знания осуществляется не только через документальные каналы, но и посредством устной коммуникации (демонстрация приемов труда, технологических умений и мастерства).

    Между научным и техническим знанием существуют тесные взаимосвязи, которые находят свое отражение в сращивании коммуникационных каналов науки и техники. Зачастую между сообщениями научною и технического характера невозможно провести четкую грань. Поэтому в практике коммуникационного обслуживания, как правило, не различают научную и техническую информации и рассматривают их совместно как научно-техническую информацию.

    Нет необходимости останавливаться на характеристике других видов специальной информации: экономической, военной, коммерческой, медицинской, спортивной, метеорологической, партийной, дипломатической и пр., специфика которых достаточно очевидна. Обратим внимание на гибридные виды социальной информации. Например, научно-популярная литература - объединение массовой и научной информации. Своеобразным синтезом коммерческой, обыденной и эстетической информации является торговая реклама.

    3.5.4. До сих пор мы выделяли разновидности социальной информации по общественному назначению исходя из того, каким потребителям адресован тот или иной вид информации - массовым аудиториям или определенной группе специалистов. Помимо общественного назначения (адресности) информационным сообщениям свойственно еще целевое назначение. Целевое назначение сообщения обусловлено целью, которую преследует вступивший в коммуникационный процесс отправитель информации. В общем случае можно назвать три коммуникационные цели, которые соответствуют трем сторонам смысла вообще (знания, эмоции, воля):

    Познавательная - сообщить другим об известном отправителю знании; отсюда - познавательная функция информационного сообщения;

    Побуждающая (управляющая) - стимулировать адресата выполнить определенные действия; отсюда - управляющая функция сообщения.

    Целевое назначение, в отличие от назначения общественного, нельзя использовать для классификации сообщения, ибо, как правило, обнаруживается одновременное присутствие двух или трех функций. Поэтому следует говорить не о видах, а о функциональных компонентах социальной информации.

    В публицистической и эстетической информации обнаруживаются совместно познавательный, эмоциональный и побуждающий компоненты во многих отдельно взятых сообщениях. Но есть публицистические сообщения констатирующего, как говорят в журналистике, "сугубо информационного" плана, где выхолощен эмоциональный компонент; имеются произведения искусства, например, камерная музыка, балет, абстрактное и импрессионистское изобразительное искусство, где затушеваны познавательная и побуждающая функции. Для обыденной и специальной информации характерно совместное присутствие познавательного и побуждающего компонентов, хотя опять-таки есть сообщения чисто познавательного плана, например, каталоги изделий и расписания поездов, и сообщения чисто директивные, например, стандарты или правила уличного движения.

    Возможны два уровня осмысления объективной реальности:

    а) ф а к т о г р а ф и ч е с к и й уровень, когда констатируется реальность существования того или иного объекта и описываются присущие ему свойства (признаки, характеристики);

    б) к о н ц е п т о г р а ф и ч е с к и й уровень, когда выявляются существенные взаимосвязи между объектами, например, целое - часть, причина - следствие, предмет - свойства, вскрываются генезис и эволюция развития объекта, строятся его реальные модели, выводятся законы и т. д.

    В научном познании фактографический уровень называют эмпирическим, а концептографический - теоретическим уровнем. Эмпирический (описательный) уровень - необходимый, но предварительный этап; подлинная наука начинается с теоретического осмысления собранного эмпирического материала.

    Познавательную сторону информационного сообщения можно представить в виде последовательности фактов и концепций, организованных в соответствии с замыслом автора. Изложение фактов и концепций может быть эмоционально окрашено и тогда появляется эмоциональный аспект социальной информации.

    Эмоции всегда субъективны, они существуют во внутреннем психологическом мире человека (субъективной реальности) и находят свое отражение в эмоциональном выступлении, цель которого состоит в том, чтобы возбудить аналогичное эмоциональное состояние (переживание) в психологическом мире реципиента. Чтобы успешно достигнуть цели, выбираются соответствующие способы выражения смысла. В эмоциональном сообщении важнее не что говорится, а как говорится. Представление содержания такого сообщения в виде последовательности фактов и концепций в принципе возможно, но оно не отражает главного - эмоциональною заряда сообщения. Поэтому пересказ сюжета художественного произведения не есть отображение его содержания. Пока отсутствуют средства анализа содержательной структуры эмоциональной информации, хотя известны многочисленные попытки использования информационного подхода в области искусства (теория эстетической информации, семиотика искусства).

    Тематика побуждающих информационных сообщений тесно связана с человеческой деятельностью. Упрощенно говоря, речь идет о том, что и как надо делать тому или иному субъекту в тех или иных ситуациях. К побуждающей информации относятся приказы (команды, директивы, распоряжения), методики (инструкции, нормативы, алгоритмы), рекомендации (советы, просьбы), отличительной особенностью которых является повелительная модальность.

    Побуждение (управляющее воздействие) предписывающее, что и как делать, по сути своей есть концепция. Поэтому побуждающее сообщение относится к концептографическому уровню познания. В нем может присутствовать, в качестве фона, фактографическое описание той или иной ситуации, в некоторых случаях возможно включение эмоционального компонента, но определяющая, главная роль принадлежит концепциям. Своеобразным гибридом побуждающего и эмоционального сообщения являются басни, поговорки, притчи и т. п

    3.5.5. Одним из достижений информационного подхода при изучении социальной коммуникации является учение о фактографической и концептографической информации. В основе этого учения лежат положения теории познания (гносеологии) о фактах и идеях (концепциях) как элементах человеческого знания, но эти положения пришлось дополнить в соответствии с проблематикой социально-коммуникационного обслуживания.

    В теории познания факт понимается как элемент эмпирического знания, представляющий собой констатацию реальности существования определенных предметов, процессов, событий, их свойств и отношений между ними. Факт обладает свойством достоверности (истинности), соответствующим современному уровню познания. Методами познания фактов служат наблюдение, практический опыт, эксперимент, опрос.

    В теории познания фактами считаются объекты, реально существовавшие в прошлом или существующие сейчас; по не события, которые могут произойти в будущем. Такая трактовка факта оказывается узкой для решения некоторых практических задач. В соответствии с этой трактовкой оказываются "не фактами" плановые показатели, прогностические расчеты и т. п., хотя вероятность их реализации может быть достаточно высока. К примеру, оказываются "не фактами" завтрашний восход солнца или наступление весны после зимних холодов.

    Учитывая коммуникационную практику, гносеологическое определение понятия "факт" целесообразно расширить, включив в пего не только констатацию реальности существования в прошлом и настоящем, но и констатацию возможности существования в будущем. Таким образом, наряду с более или менее достоверными фактами прошлого и настоящего, появляются факты будущего, достоверность существования которых может быть оценена по той же шкале, что и достоверность прочих фактов.

    Фактографическая информация - это информация о фактах (в прошлом, настоящем, будущем) или их совокупности. Фактографическая информация представляется в виде фактографических описаний, которые состоят из наименований признаков описываемого объекта и значений этих признаков на данном объекте. Например, фактографическое описание судна включает такие признаки, как назначение (гражданское, военное, специальное), водоизмещение, тип движителя, габариты и т. д. Типичным носителем фактографической информации являются справочники, словари, промышленные каталоги, прейскуранты, статистические таблицы, отчеты об экспериментах и т. п. Составляющие фактографическое описание сведения называются данными. .

    Информация о фактах преобладает в потоках социально-коммуникационных сообщений. Публицистическую информацию справедливо называют "агитацией фактами", факты (данные) о состоянии производства, спроса, сбыта, являются содержанием экономической и торговой информации, художественное осмысление фактов лежит в основе эстетической информации, факты, по образному выражению И. П. Павлова, представляют собой "воздух ученого".

    В научном обиходе наряду с эмпирическими фактами различают научные факты. Для того, чтобы эмпирический факт превратился в научный, он должен быть не только установлен, но и познан. Познание факта заключается в доказательстве его существования (желательно различными научными методами), в научной обработке (обобщении) множества отдельных эмпирических фактов, относящихся к наблюдаемому предмету, процессу, событию, наконец, - важнейшее условие - в осмыслении этого факта как элемента системы знаний. Итак, научный факт - это факт доказанный, обработанный и осмысленный научными методами. Научными фактами являются радиоактивность урана, озоновый слой в атмосфере и разрывы (дыры) в этом слое, а вот существование "снежного человека" или Атлантиды научным фактом не признается. Информация о научных фактах иногда называется фактологической. Фактологическая обработка эмпирического материала непосредственно смыкается с концептуальными формами познания.

    Концепция (лат. "мысль", "представление") понимается нами как результат осмысления взаимосвязей между фактами, их происхождения и развития. Концепции вырабатываются в процессе абстрактно-логического мышления для объяснения наблюдаемых фактов, вскрытия законов, управляющих данными фактами, или для руководства человеческой деятельностью. Концептуальное знание весьма разнообразно, и в первом приближении его можно подразделить на следующие виды:

    Концепции-предположения, куда, помимо научных гипотез, относятся прогнозы, догадки, предвидения, касающиеся взаимосвязей между фактами; органически вписываются в эти концепции "факты будущего";

    Теории, раскрывающие сущность наблюдаемых явлений, необходимые (закономерные) взаимосвязи между фактами; теории позволяют объяснять и предсказывать положение дел с высокой степенью достоверности; эмпирическую основу для проверки и утверждения теоретического знания образуют научные факты;

    Оценочные концепции строятся на базе эмпирических фактов, относящихся к области общественного и личного бытия и сводятся к одобрению или осуждению известных фактов, похвале или хуле в чей-то адрес; сюда относится общественное мнение, играющее значительную роль в общественной жизни;

    Регулятивные канцепции - рекомендации, указания, принципы, в том числе методологические, методы практической деятельности и научного исследования, алгоритмы, предписания, рецепты, нормы, запреты и т.п.; именно регулятивные концепции образуют основное содержание побуждающих сообщений; регулятивные предписания зачастую являются следствием гипотез, теорий, оценок и мнений, отсюда - их тесная связь с предыдущими видами концепций;

    Проблемные концепции, куда входят нерешенные вопросы, проблемы, программы, задачи, цели, идеалы, которые нужно разрешить или достигнуть в процессе познания и практической деятельности; проблемные концепции в виде директив, задач, целей могут входить в побуждающие сообщения.

    Концептографическую информацию можно определить как информацию о концепциях или их совокупности. Типичными носителями гипотез, теорий и проблем являются научная и учебная литература; оценочные концепции представлены в конъюнктурных исследованиях, сравнительно-сопоставительных обзорах, аналитических справках; инструктивно-методические материалы различного вида, своды законов и правил могут служить примерами носителей регулятивных концепций.

    Наиболее ценными для общества являются научные теории, раскрывающие и объясняющие основные законы природы, общества и духовной жизни людей. Выработка теоретического знания является основной задачей науки, поэтому в научной коммуникации особое внимание уделяется оперативности и адресности распространения научных теорий, а также обеспечению их разработки соответствующей эмпирической и нормативно-методической базой. Оценочные концепции имеют очень важные значения для руководства внешней и внутренней политикой, для предпринимательства и коммерции, для принятия стратегических и тактических решений во всех областях практики.

    Система концепций, определяющих способ видения, понимания и оценки окружающей действительности личностью или социа.ш>ной группой, представляет собой мировоззрение. Формированию определенного мировоззрения в наибольшей степени способствует публицистическая, эстетическая, научная информация, содержание которой охватывает концепции мировоззренческого значения.

    3.5.6. Завершим рассмотрение типов и видов информации сопоставлением научной и эстетической информации. В познании реального мира наука и искусство взаимосвязаны друг с другом, дополняют друг друга и в равной степени важны для духовной жизни общества и развития личности. Этим духовно-производственным институтам свойственны познавательная и коммуникативная социальные функции, реализуемые посредством научной и эстетической информации. Рациональные и эмоциональные компоненты всегда присутствуют в научном и художественном творчестве, хотя играют разные роли. А. Эйнштейн говорил: "В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса... Достоевский дает мне больше, чем любой мыслитель, больше, чем Гаусс". В то же время научные и художественные формы познания существенно различны. В отличие oi науки, имеющей целью вскрыта сущность и объективные закономерности изучаемого предмета, искусство в наглядных, эстетически окрашенных образах показывает типичные проявления сущности и законов человеческого бытия. Научная деятельность базируется на системе общественного знания; художник исходит из личного биосоциального опыта и противопоставляет собственное видение общепринятым образцам.

    Посмотрим, как сходство и различие науки и искусства проявляются в научной и эстетической информации.

    1. Научная информация отражает закономерности и явления природы, общества и духовной деятельности людей относительно объективно, т. е. независимо от познающего субъекта. Эстетическая информация всегда несет индивидуальный отпечаток личности ее создателя. Одни и те же события, ситуации, эмоциональные переживания различным образом воплощаются в художественных произведениях разных авторов. Отсюда следует, что авторская принадлежность эстетической информации является важнейшим содержательным, а не формальным ее признаком; для научной же информации автор - формальный поисковый признак, особенно - в технических, естественных и точных науках.

    2. Основное содержание эстетической информации, так же как и других видов социальной информации, образуют факты. Художественные факты опосредованы фантазией художника, они представляют собой художественные образы, полученные не путем абстрактно-логического мышления, протекающего в виде понятий, суждений и умозаключений, а путем типизации наблюдаемых явлений. Степень типичности есть мера истинности и достоверности художественного факта. Достоверность реальных фактов подтверждается свидетельствами различных наблюдателей; "наблюдателем" художественного факта является лишь художник. Реальный факт может служить объектом спроса потребителей информации (например, мемуары о М. И. Кутузове); художественный факт не может быть объектом спроса (бессмысленно запрашивать мемуары о Пьере Безухове). Отсюда следует, что невозможна фактография художественных фактов, в то время как фактография научных фактов имеет немаловажное значение.

    3. Поскольку объекты художественного и научного познания совпадают, могут совпадать тематика и проблематика художественных произведений и научных исследований. Однако результаты воздействия эстетической и научной информации на человеческое сознание совершенно различны. Эстетическая информация воздействует на эмоциональную сферу, вызывая чувства сопереживания, расширяя и обогащая личный биосоциальный опыт человека; научная информация ориентирована прежде всего на сферу логического мышления, сообщая новые сведения о внешнем мире, вскрывая сущность реально существующих явлений. Поэтому художественное и научное познание находятся в отношении дополнительности друг к другу. Академик М. Нечкина писала по этому поводу: "Литература, музыка, живопись, скульптура, театр создают неизмеримое, совершенно изумительное расширение личного жизненного опыта. Если представить себе, что эта функция их выпала из исторического процесса, опыт одного человека ссыхается и суживается до границ его переулка. Если человек сохранит в голове даже решительно все, почерпнутое из учебников политграмоты и географии, у него все равно не будет гигантского личного опыта - знакомства с сотнями и тысячами образов своих современников и людей предшествующих поколений. Из его души исчезнут сотни моральных проблем и высохнет море глубоких человеческих чувств".

    4. Исторически искусство возникло как первый искусственный канал социальной коммуникации. Первобытное искусство 35-30 тысяч лет назад служило средством передачи накопленною опыта и воспитания подрастающего поколения Однако до сих пор не сложилась формальная общественно организованная система эстетической информации, что дает повод говорить о "мозаичности" эстетических представлений современною человека, обусловленной разобщенностью различных каналов эстетической информации. Научная информация, напротив, распространяется, хранится, обрабатывается и систематизируется в рамках общественно организованной системы научных коммуникаций.

    5. Эстетическая информация отличается от научной информации, как и от других видов социальной информации, следующими специфическими свойствами: невозможность реферирования, конспектирования и других способов микроаналитического свертывания, эстетическая информация допускает лишь макроаналитическое свертывание в форме общего описания, аннотации, систематизации;

    Невозможность преобразования знаковой нормы, например, графического изображения, в словесное описание, и наоборот; даже в художественной литературе текст выполняет не только рационально-логическую, но и эмоционально-экспрессивную, предметно-чувственную функцию, поэтому нельзя достичь адекватности перевода на другой естественный язык;

    Отсутствие свойства старения содержания; старение научного знания и соответственно содержания научной информации обусловлено появлением новых научных результатов, отрицающих предыдущие; для произведений искусства, отражающих индивидуальные качества своего создателя, ею талант и мировоззрение, подобный критерий не годится, ибо они уникальны; исключение носителей эстетической информации из коммуникационных каналов объясняется низким художественным уровнем, старомодностью формы, перегрузкой каналов и другими социальными факторами, а не старением информации как таковой;

    Неисчерпаемость тематики: одна и та же тема может варьироваться в десятках и сотнях оригинальных художественных произведений, не становясь тривиальной; в научных коммуникациях возможности дублирования сообщений на одну и ту же тему ограничены; для восприятия эстетической информации требуется эстетическое чувство, которое присуще всем людям, хотя и в разной степени, а для восприятия научной и других видов социальной информации определенный уровень профессиональной подготовки; поэтому эстетическая информация представляет собой вид массовой информации, а научная является разновидностью специальной информации.

    Обратим внимание на то, что сопоставление различных коммуникационных явлений, в данном случае - научных сообщений и художественных произведений стало возможно лишь благодаря информационному подходу. Бессмысленно сопоставлять, допустим, художественную литературу и научную литературу, концерт и лекцию, картину и географическую карту. Понятие информации является обобщающим: научная информация мыслится как средоточие того общего, что свойственно всем научным сообщениям; эстетическая информация представляет общие качества всех произведений искусства. На уровне обобщающих понятий научной и эстетической информации сопоставление научных и художественных сообщений стало не только возможным, по и позволило получить новое, нетривиальное знание о социально-коммуникационных явлениях. Выясняется таким образом, что эвристическая сила информационного подхода заключается не в том, что он позволяет "открыть" информацию в реальной действительности, а в том, что он позволяет построить более” общую (абстрактную) картину коммуникации и познания, увидеть за пестрым разнообразием наблюдаемых вещей, свойств, процессов свойственные им скрытые законом мерности.



Что еще почитать