Успенский вышенский женский монастырь епархиальный женский монастырь. Вышенская успенская обитель и святитель феофан затворник Выша успенский женский монастырь

Бывший мужской монастырь Тамбовской епархии. Ныне действующий женский монастырь Рязанской епархии.

Успенский монастырь находится в 25 км от Шацка в селе Выша.

Предположительно был основан в XVI-XVII веках. В письменных источниках впервые упоминается в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича - Марфы.

Со дня основания и до революции монастырь был мужским. Судя по всему, обитель не была именитой и богатой, поэтому уже в 1724 году она была приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю. Однако, в 1764 году монастырь снова стал самостоятельным.

С переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии был отстроен практически заново.

Главная святыня монастыря - список чудотворной Казанской иконы Божией Матери - была отдана обители 7 марта 1827 года по завещанию монахини Вознесенского Тамбовского монастыря Миропии (Мария ивановна Аденкова).

В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены. В книге «Красный террор в России» на стр. 103 есть абзац: "Найдём ли мы в жизни и в литературе описание, аналогичное тому, которое приводит Штейнберг о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губернии. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка. Устроили молебствие и крестный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона… Крестьяне узнали о глумлении, произведённом в ЧК над иконой: «плевали, шаркали по полу», и пошли «стеной выручать Божью Матерь». Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулемётов."Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем… Страху уже в них не было никакого».

Единственным собором, где некоторое время (до 1938 года) продолжались богослужения, оставался Христорождественский. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня.

В 1988 году состоялась канонизация Феофана Затворника, которая привлекла внимание общественности к заброшенной Вышенской обители.

Новое возрождение монастыря началось в 1990 году, когда часть зданий была передана церкви для организации женского монастыря. 29 июня 2002 года при участии Патриарха Алексия Второго состоялось торжественное перенесение мощей свт. Феофана в Вышенскую обитель.

Wiki: ru:Вышенский Успенский монастырь

Это описание достопримечательности Свято-Успенский Вышенский женский монастырь 130,5 км на юг от Мурома, Рязанской области (Россия). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Соборы №6940 – Успенский Вышенский женский монастырь

Храмы России №10853 – Успенский Вышенский женский монастырь (Успенская Вышенская мужская пустынь, 1625)

Монастырь основан как мужской в лесах у слияния Цны и Выши, на современное место переведён в 1625. Долгое время небогат и малолюден, начал развиваться в нач. XIX в. попечением строителя иером. Тихона, перешедшего сюда из Саровской пустыни. Большая часть построек, в т. ч. кельи и ограда выстроены в XIX в. Получил особую известность по жившему здесь в 1866-1894 в затворе еп. Феофану (Говорову), известному духовному писателю. Закрыт в 1920-х, занят лесхозом. С 1938 занят областной психбольницей. Восстановлен в 1990 на части территории как женский, но до кон. 1990-х сёстры жили вне монастыря. В настоящее время идет постепенный вывод больницы в новые корпуса.

Всего 3 редакций, последнее 6 лет назад сделано kasper из Краснодара

Дальний юго-восток Рязанщины - лесная часть Шацкого района - лежит на границе с Пензенской областью и Мордовией. До ближайшего райцентра (будь то Тамбов, Пенза, Саранск или Рязань) не меньше двухсот километров. В глухие леса таких окраин забредают давно ставшие редкостью в наших краях бурые медведи. О том, что где-то в этих лесах бродит косолапый, рассказывает, в частности, бывший директор Окского биосферного заповедника Святослав Приклонский. Местные леса, в которых встречаются дубы толщиной в полтора метра и вековые сосны, разрезает долина реки Выши, приютившая множество видов животных и растений, занесённых в Красную книгу.

У места впадения Выши в Цну расположился старый сосновый бор, где в середине XX века местные биологи энтузиасты обнаружили колонию серых цапель. Эти птицы обычно попадаются на глаза когда увлечены добычей корма, прогуливаясь вдоль берегов, озёр и рек. Вспугнутые, иногда они перелетают в более тихое место. Но часто можно увидеть, что цапли улетают куда-то в лес. Быть может, на другой водоём? Оказывается, не всегда: цапли устраивают свои громадные гнёзда высоко на деревьях, и именно благодаря энтузиастам удалось сохранить от вырубки участок старого соснового бора у села Выша, где сегодня насчитывается около восьмидесяти гнёзд серой цапли. Возможно, это самая крупная гнездовая колония цапель на Рязанщине.

Монастырь на Выше

В этой глуши почти четыре столетия назад расположился Вышенский Успенский монастырь. В исторических хрониках основание монастыря относят к 1625 году - впервые он упоминается в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича Марфы. В этой грамоте Марфа Иоанновна указала нынешнее место пустыни. На прежнее жаловались монахи, опасаясь угрозы затопления в половодье. Так с левого берега Выши монастырь перебрался на правый. Расположившись в дебрях, Вышенский монастырь лишь со временем превратился в центр духовного просвещения местного населения. Было время, когда его закрывали по причине бедности и малочисленности братии: в 1724 году обитель приписали к Черневу монастырю, открыв вновь через три года. Начало возрождения оставляют за настоятелем Тихоном: он был назначен в 1800 году епископом Тамбовским Феофилом, когда Шацкий уезд отошёл к Тамбовской губернии. При игумене Тихоне были возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом, каменные кельи и каменная ограда с башнями. Главная святыня монастыря -чудотворная Казанская икона Божией Матери, во имя которой в 1831 году заложен летний каменный летний храм. Известно, что Вышенская икона Казанской Божией Матери - точная копия с чудотворного образа, обретённого 8 июля 1579 года в Казани.

В 1861 году построен Успенский храм с двумя приделами - Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. При архимандрите Аркадии был построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. Тогда же был учреждён крёстный ход из Выши в Моршанск и Тамбов с чудотворной иконой. С 1874 по 1890 выстроен тёплый каменный пятиглавый Христорождественский собор, украшенный с трёх сторон колоннами и портиками ионического ордера. Главный престол храма освящён в честь Рождества Христова, правый - в честь мучеников Адриана и Наталии, а в левом расположилась ризница. В этом соборе хранилась почитаемая икона Девяти мучеников Кизических.

Со дня основания до революции монастырь был мужским. В начале XX века тогдашняя власть монастырь закрыла, здания и всё имущество национализировала, а монахов выселила. В книге «Красный террор в России» на странице 103 есть абзац: «Найдём ли мы в жизни и в литературе описание, аналогичное тому, которое приводит Штейнберг о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губернии. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка. Устроили молебствие и крёстный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона… Крестьяне узнали о глумлении, произведённом в ЧК над иконой: плевали, шаркали по полу, и пошли «стеной выручать Божью Матерь». Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулемётов. Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем… Страху уже в них не было никакого». Богослужения продолжались до 1938 года лишь в Христорождественском соборе. Территорию монастыря использовали под свиноферму, детский городок, а с 1938 года здесь обосновалась психиатрическая больница. В 60-х годах прошлого взорвали колокольню.

Задумались о судьбе заброшенного монастыря лишь после канонизации в 1988 году Феофана Затворника. В 1990 году часть зданий передали для женского монастыря. 29 июня 2002 года при участии патриарха Алексия II состоялось торжественное перенесение мощей Феофана в Вышенскую обитель. К 2009 году отреставрировали и Казанский собор. Христорождественский собор сегодня находится в процессе реставрации. С недавних пор с территории монастыря съехала и психиатрическая лечебница. Новые отстроенные корпусы Шацкой психиатрической больницы расположились на выезде из села Выша по дороге на Эммануиловку.

Вышенский затворник

Считается, что удивительно притягательной вышенская глухомань стала для епископа Феофана, который удалился сюда на покой в 1862 году. Сразу после молебна 28 июля Феофан отправился прямо на Вышу, поселившись в настоятельских покоях. Через пять лет он переселился в деревянный флигель, надстроенный над каменным просфорным корпусом специально для него архимандритом Аркадием. Ещё через год, ссылаясь на суетность должности настоятеля, нарушающей внутренний покой, Феофан стал подвижником - сам совершал литургии, в течение шести лет ходил по всем церковным службам. Но его не покидала мысль о полном затворе, ведь ради этого он и пришёл на Вышу. Об уединении Феофан говорил, что оно слаще мёда, а Вышу считал «жилищем Божиим, где Божий небесный воздух». Его самое известное в духовном мире высказывание о том, что «Вышу можно променять только на Царство Небесное». «Вы называете меня счастливым. Я и чувствую себя таковым, – писал он. – И Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили на него».

В своих письмах Феофан рассказывает о причине и характере своего уединения: «Меня смех берёт, когда скажет кто, что я в затворе. Это совсем не то. У меня та же жизнь, только выходов и приёмов нет. Затвор же настоящий – не есть, не пить, не спать, ничего не делать, только молиться… Я же говорю с Евдокимом, хожу по балкону и вижу всех, веду переписку… Я ем, пью и сплю вдоволь. У меня простое уединение на время». Впрочем, молитве Феофан уделял дни и ночи. В кельях он устроил малую церковку во имя Крещения Господня, в которой служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а в последние 11 лет жизни - ежедневно. Интересно, что Феофан обладал одной из самых крупных частных библиотек того времени, более чем наполовину состоявшей из иностранных книг - он изучил несколько языков будучи шесть лет на службе в Русской духовной миссии в Иерусалиме и почти год в Посольской церкви в Константинополе в должности настоятеля. Читал Феофан классиков - как русских так и зарубежных, имелись у него книги по медицине, в основном, по гомеопатии, анатомии, гигиене и фармакологии. Феофан знал языки и занимался переводами. В духовной среде ценят его работу по переводу с греческого Добротолюбия.

Известно, что Феофан мог ответить за огромное количество писем в свой адрес - до 40 в день. В числе его занятий - иконопись, музыка, разнообразные рукоделия, выращивание растений на балкончике, наблюдение за небесными светилами. Помимо этого он сам шил для себя одежду. Писал Феофан вплоть до своей кончины 6 января 1894 года: все тексты писателя-затворника пронизаны мыслью о спасении души. В кельях Феофана после его кончины обнаружили телескоп, два микроскопа, фотоаппарат, анатомический атлас, шесть атласов по географии, а также по церковной и библейской истории. К сожалению, из этих предметов ничего не уцелело. Утрачена и библиотека Феофана: приобретена у наследников московским купцом Лосевым и принесена в дар московской Никольской церкви в Толмачах.

Повторить подвиг епископа можно по дороге М5 из Москвы на Шацк через село Конобеево. Отсюда ещё примерно 15 километров нужно пробраться на восток.










Основание обители на настоящем месте историки относят к 1625 году. Долгое время пустынь была мало известна на Руси. Расположенный в глухих местах монастырь был форпостом в деле распространения христианской веры среди местных язычников – мордвы. Постепенно Вышенская обитель стала центром духовного просвещения местного населения.

Свято-Успенская Вышенская пустынь находится в Рязанской области на правом берегу реки Выши, неподалеку от впадения ее в Цну. Ближайшими к обители поселениями являются две небольшие деревни – Выша и Важное.

В истории пустыни бывали сложные периоды. Бедность и малочисленность братии монастыря привели к тому, что в декабре 1724 года Вышенская Успенская пустынь была упразднена и приписана к Чернееву монастырю. Предположительно, через два года (на рубеже 1726 и 1727 гг.) она вновь была открыта.

В 1800 году Шацкий уезд отошел к Тамбовской губернии. Епископ Тамбовский Феофил для восстановления обители поставил настоятелем старца Саровской пустыни Тихона, оправдавшего впоследствии выбор святителя своими трудами на пользу и благоустроение Вышенской пустыни. С этого времени начинается постепенное возрождение обители как экономическое, так и духовное.

В 1827 году монахиня Миропия (Данкова) подарила пустыни чудотворный Казанский образ Божией Матери. Когда от этой иконы были явлены чудесные знамения, известность обители стала возрастать, особенно после многочисленных чудес и исцелений во время холеры, свирепствовавшей в Тамбовском крае во второй половине XIX века. Тогда были устроены крестные ходы с иконой по городам и селениям Тамбовской губернии.

Еще большую известность обитель приобрела в 1862–1907 гг. – во время настоятельства архимандрита Аркадия (Честонова). Архимандрит Аркадий происходил из бедной семьи, еще в детстве и юности испытал тяжелую нужду и не имел возможности получить достойное образование, поэтому всеми силами старался распространить просвещение на Шацкой земле среди простого народа. Настоятельство архимандрита Аркадия знаменательно также и тем, что именно в этот период в Вышенской пустыни поселился удалившийся на покой святитель Феофан (Говоров) – великий угодник Божий, который ревностно послужил Церкви литературными трудами: переводами святоотеческой литературы, толкованиями Священного Писания, трудами в области нравственного богословия и обширной перепиской с разными людьми. О монастыре святитель писал: «Вышу можно променять только на Царство Небесное». Первые шесть лет пребывания в обители преосвященный Феофан не уединялся окончательно. С началом Великого Поста 1873 года начал вести затворническую жизнь. «Ибо затвор что есть? – писал святитель. – То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред Богом в благоговеинстве и выходить из сердца или чем другим заниматься не хочет». В одной из келий была устроена церковь во имя Богоявления, в которой святитель служил ежедневно. В это время Вышенская пустынь достигла вершины своего расцвета – она стала центром духовного просвещения не только Шацкой земли, но и всей России.

В начале XX века пришли времена тяжких, небывалых испытаний для России и для Русской Церкви. После революции обитель закрыли не сразу. Сначала в монастыре разместили «Детский городок III Интернационала», для того, чтобы вытеснить оттуда монашескую общину и занять храмы обители под свои нужды. После закрытия монастыря в обители размещались поочередно: детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическая «колония» и, наконец, областная психиатрическая больница. Храмы и монастырские здания были доведены до полного запустения.

Промыслом Божиим в 1990-х годах началось восстановление храмов и монастырей. 29 апреля 1990 года последовало решение Совета по делам религий при Совете Министров СССР о передаче Рязанскому епархиальному управлению некоторых зданий бывшей Успенской Вышенской пустыни. Монастырь было решено открыть как женский. На следующий день, 30 апреля, в день празднования Святых Жен-мироносиц в Борисоглебском соборе Рязани по благословению Святейшего Патриарха Пимена архиепископ Рязанский и Касимовский Симон совершил торжественное посвящение в сан игумении монахини Нонны (Знаменской) с последующим ее назначением настоятельницей монастыря. Несмотря на то, что были отданы Успенский, Казанский и Христорождественский храмы и небольшой бывший братский корпус, сразу приступить к их реставрации не было возможности. Значительную территорию монастыря психиатрическая больница занимает и по сей день.

11 июля 1990 года игумения Нонна прибыла на место своего назначения. Ей пришлось поселиться на Быковой Горе – в пяти километрах от монастыря, в бывшем имении Нарышкиных, числившемся в государственных архивах памятником культуры местного значения. В советское время здесь располагался туберкулезный госпиталь.

29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана Затворника из села Эммануиловка, расположенного в четырех километрах от монастыря, в Успенский храм Вышенской пустыни. Приехавший на это торжество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил надежду, что молитвы святителя помогут возрождению этого святого места. И действительно, благодаря молитвам святителя Божия, жизнь монастыря начинает возрождаться. Храмы постепенно восстанавливаются, в обитель приезжает много паломников, желающих помолиться у святых мощей святителя Феофана. И теперь Вышенский монастырь становится одним из центров духовного просвещения Рязанской земли.

Свято-Успенская Вышенская пустынь находится в Рязанской области на правом берегу реки Выши, неподалеку от впадения ее в Цну. Ближайшими к обители поселениями являются две небольшие деревни – Выша и Важное.

Основание обители на настоящем месте относят к 1625 году. Долгое время пустынь была мало известна на Руси. Расположенный в глухих местах монастырь был форпостом в деле распространения христианской веры среди местных язычников – мордвы.

В начале, Вышенская Успенская пустынь находилась на левом берегу реки Выши, которая весной угрожала затопить обитель. Монахи обратились к Михаилу Фёдоровичу с просьбой о новом месте. Марфа Иоанновна пожаловала пустыни отводную грамоту, указав новое (нынешнее) место.

Основателем и первым строителем Вышенской обители явился игумен Тихон. Настоятельствовал он 36 лет: с 1625 по 1661 год. Из какого звания был старец Тихон и откуда поступил на должность, неизвестно.

Первый храм – Успенский, появился лишь в 1762 году, а колокольня в 1818 году. Затем Казанский собор – 1844 год, Богоявленская церковь - 1867 год, Христорождественский собор – 1890 год

Постепенно Вышенская обитель стала центром духовного просвещения местного населения.

В истории пустыни бывали сложные периоды. Бедность и малочисленность братии монастыря привели к тому, что в декабре 1724 года Вышенская Успенская пустынь была упразднена и приписана к Чернееву монастырю. Предположительно, через два года (на рубеже 1726 и 1727 гг.) она вновь была открыта.

В 1800 году Шацкий уезд отошел к Тамбовской губернии. Епископ Тамбовский Феофил для восстановления обители поставил настоятелем старца Саровской пустыни Тихона, оправдавшего впоследствии выбор святителя своими трудами на пользу и благоустроение Вышенской пустыни. С этого времени начинается постепенное возрождение обители как экономическое, так и духовное.

В 1827 году монахиня Миропия (Данкова) подарила пустыни чудотворный Казанский образ Божией Матери. Когда от этой иконы были явлены чудесные знамения, известность обители стала возрастать, особенно после многочисленных чудес и исцелений во время холеры, свирепствовавшей в Тамбовском крае во второй половине XIX века. Тогда были устроены крестные ходы с иконой по городам и селениям Тамбовской губернии.

Еще большую известность обитель приобрела в 1862–1907 гг. – во время настоятельства архимандрита Аркадия (Честонова). Архимандрит Аркадий происходил из бедной семьи, еще в детстве и юности испытал тяжелую нужду и не имел возможности получить достойное образование, поэтому всеми силами старался распространить просвещение на Шацкой земле среди простого народа. Настоятельство архимандрита Аркадия знаменательно также и тем, что именно в этот период в Вышенской пустыни поселился удалившийся на покой святитель Феофан (Говоров) – великий угодник Божий, который ревностно послужил Церкви литературными трудами: переводами святоотеческой литературы, толкованиями Священного Писания, трудами в области нравственного богословия и обширной перепиской с разными людьми. О монастыре святитель писал: «Вышу можно променять только на Царство Небесное». Первые шесть лет пребывания в обители преосвященный Феофан Затворник не уединялся окончательно. С началом Великого Поста 1873 года начал вести затворническую жизнь. «Ибо затвор что есть? – писал святитель. – То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред Богом в благоговеинстве и выходить из сердца или чем другим заниматься не хочет». В одной из келий была устроена церковь во имя Богоявления, в которой святитель служил ежедневно. В это время Вышенская пустынь достигла вершины своего расцвета – она стала центром духовного просвещения не только Шацкой земли, но и всей России.

После революции обитель закрыли не сразу. Сначала в монастыре разместили «Детский городок III Интернационала», для того, чтобы вытеснить оттуда монашескую общину и занять храмы обители под свои нужды. После закрытия монастыря в обители размещались поочередно: детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическая «колония» и, наконец, областная психиатрическая больница. Храмы и монастырские здания были доведены до полного запустения.

29 апреля 1990 года последовало решение Совета по делам религий при Совете Министров СССР о передаче Рязанскому епархиальному управлению некоторых зданий бывшей Успенской Вышенской пустыни. Монастырь было решено открыть как женский. На следующий день, 30 апреля, в день празднования Святых Жен-мироносиц в Борисоглебском соборе Рязани по благословению Святейшего Патриарха Пимена архиепископ Рязанский и Касимовский Симон совершил торжественное посвящение в сан игумении монахини Нонны (Знаменской) с последующим ее назначением настоятельницей монастыря.

29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана Затворника из села Эммануиловка, расположенного в четырех километрах от монастыря, в Успенский храм Вышенской пустыни.

14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора. Перед освящением собора в него были перенесены мощи святителя Феофана из Успенского храма. Чудотворная Казанская Вышенская икона Божией Матери также находится отныне в обители.



Что еще почитать