Уникальные черты природы антарктиды. Характеристика природы материка антарктида. Что мы узнали































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: Знакомство с особенностями климата, рельефа, ледникового покрова, растительного и животного мира Антарктиды.

Задачи:

1. Формировать умения использовать научные методы познания природы, прививать навыки учебного труда

2. Развивать речь, логическое мышление, умение высказывать свою точку зрения, способности к самостоятельному решению учебных задач

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: обучающее исследование

Методы: частично-поисковый, исследовательский

Ход урока

1. Организационный этап.

"И лежит этот неведомый край снега и льда за Южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив, этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в нежные синие, сиреневые и розовые тона пастели, холодные всполохи полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытые сугробами с нега" (ученый-полярник А.М.Гусев) (Слайд 1-3).

Как вы думаете, какая сегодня тема урока? (Запись на доске)

Сегодня мы продолжаем знакомство с самым необычным материком Земли - Антарктидой. (Слайд 4)

Территория материка не принадлежит ни одному государству. Здесь нет постоянного населения. В 1959 году был подписан международный договор, ограничивающий хозяйственное освоение Антарктиды и запрещающий здесь любую военную деятельность. Ученые разных стран, в том числе и России, проводят на ледяном континенте исследования, позволяющие не только узнать о прошлом и настоящем нашей планеты, но и заглянуть в ее будущее. Полярникам нелегко выполнять свою работу в суровых условиях крайнего юга планеты. (Слайд 5)

В различной литературе множество других образных названий Антарктиды. (Слайд 6)

Проблемные вопросы:

Нужны ли исследования Антарктиды?

Зачем осваивают и изучают Антарктиду?

Это главный вопрос нашего урока. (Запись на доске)

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, сегодня мы отправляемся в Антарктиду в качестве научных работников, которые изучат природу материка.

Будут работать научные станции: Морозная, Молодежная, Звездная, Солнечная.

Каждая группа исследователей получает рабочий пакет, в котором все рабочие документы. Научный центр расположен в городе Иваново в школе № 62, куда мы пошлем все отчеты о проделанной работе. В конце урока каждая группа должна представить пакет документов.

2. Этап исследований.

Начинаем наши исследования.

1.Антарктида - самый высокий материк. (Слайд 7)

Задача: доказать это утверждение и выявить причинно-следственные связи.

Но прежде послушаем, что нам скажут геоморфологи (Слайд 8)

Пользуясь учебником, картами, дополнительным текстом, заполните таблицу.

Подледный рельеф

Давайте проверим (Слайд 9)

А теперь картографы подпишут формы рельефа на контурной карте.

Джеймс Кларк Росс и Фрэнсис Крозиер на своих кораблях "Эребус" и "Террор" 9 января 1841 года преодолели паковый лед и оказались на открытой воде моря Росса. Тремя днями позже они увидели величественную горную гряду. Корабли продолжили путь на юг. Путешественники были поражены видом потрясающего вулкана. Вулкан был назван гора Эребус. Активный вулкан посреди льда и снега застывшего континента. (Слайд 10)

В чем причина размещения вулкана на этом материке (обсуждение в группах, выдвижение версий).

Поставьте его на контурную карту.

Назовите специалистов, исследующих вулканы.

Давайте обратим внимание на расположение материка. Он расположен на самом юге планеты, подобно чаше, которая держит наш земной шар. Вулканологи и сейсмологи на антарктических базах по всему периметру континента отслеживают сейсмическую активность по всей планете.

Вернемся к нашему главному вопросу.

Какую роль в исследовании всей планеты играют сейсмологи и вулканологи, работающие в Антарктиде?

Выводы:

2. Отслеживание сейсмической активности по всей планете (Прикрепляются листы на доске)

На наших станциях работают геологи.

Чем они занимаются?

Давайте послушаем, что они нашли.

Почему есть сходство с Южной Америкой и Австралией?

Найдены полезные ископаемые магматического и осадочного происхождения.

Объясните происхождение полезных ископаемых.

Поставьте значки полезных ископаемых на контурную карту.

Какое значение имеют исследования геологов?

Вывод: Запасы минеральных ресурсов (Прикрепляется на доске)

Проблемный вопрос: Мы смогли доказать, что Антарктида - самый высокий материк?

Давайте послушаем гляциологов. Может они нам помогут. (Слайд 11)

Лед в Антарктиде движется. Найдите в тексте доказательства движения льдов Антарктиды. Каковы последствия растекания льдов?

Ответом на этот вопрос будет заполнение схемы. (Слайд 12)

Каковы ваши предположения?

Проверим правильность заполнения. (Слайд 13)

Обратите внимание на схему ледяного покрова (Схема подледного рельефа) Почему образуются разные по форме айсберги? (Слайды 14,15) Сползая, лед образует глубокие трещины, которые становятся очень опасными, из них очень трудно выбраться.(Слайд 16) Иногда огромные ледяные горы доплывают до 35°ю.ш.. Подтаивая, они могут неожиданно перевернуться, поэтому представляют большую угрозу для мореплавания. Большая часть айсберга находится под водой. (Слайд 17)

Кто знает, почему?

Оставим этот вопрос открытым.

Мы изучили ледяной покров Антарктиды.

Чем же еще богата Антарктида?

Вывод: Антарктида - это около 80% мировых запасов пресной воды. (Прикрепляется на доску)

Подведем итог первой части наших исследований. Теперь мы доказали, что Антарктида - самый высокий материк?

Тайн, связанных с материком много. Вот еще одна. В Антарктиде из ледника Тейлора временами выходит Кровавый водопад.(Слайд 18) Вода в них содержит двухвалентное железо, которое соединяясь с атмосферным воздухом, окисляется и образует ржавчину. Это и придает водопаду кроваво-рыжий цвет. Однако двухвалентное железо в воде возникает не просто так - его производят бактерии, живущие в изолированном от внешнего мира водоеме глубоко подо льдом. Эти бактерии сумели организовать жизненный цикл при полном отсутствии солнечного света и кислорода. Они перерабатывают остатки органики, а "дышат" трехвалентным железом из окружающих пород.

Оказывается подо льдом большое количество рек и озер.(Слайд 19) Особенно интересно озеро под научной станцией "Восток". Толщина льда здесь 4 километра. Были проведены анализы льда над озером. В результате была обнаружена бактерия, которая может жить лишь при температуре +55°. Значит, вода в озере когда-то была крайне горячей. А может быть, она остается такой и по сей день. Спутники измерили температуру воды в озере - от +10° до +18°

Как вы думаете, каков источник возникновения воды подо льдом?

Попробуйте заполнить схему. (Слайд 20)

Давайте проверим. (Слайд 21)

Обратимся к главному вопросу нашего урока о значении изучения и исследования материка.

Какое значение имеет для всей планеты изучение подледного мира Антарктиды?

Вывод: Изучая подледный мир материка, ученые изучают историю развития всей Земли. (Прикрепляется к доске)

Почему материк покрыт толщей льда?

Антарктида - самый холодный материк. (Слайд 22)

2. Следующая задача нашего урока - доказать это утверждение.

У нас работают климатологи. Им предоставим слово.

Работая с различными источниками, заполните схему

Проверим нашу схему (Слайд 23)

Главные показатели климата поставьте на контурную карту.

Итак, Антарктида - самый холодный материк.

Как вы думаете, влияют ли климатические условия Антарктиды на климат всей планеты?

Вывод: Воздействие на климатические условия всей планеты. (Прикрепляется на доску)

3. Такой суровый материк, а есть ли на нем растения и животные?

Давайте послушаем биологов. (Слайд 24-30)

Завершая работу с контурными картами, создайте вокруг ее коллаж из изображений животного и растительного мира

3 этап - закрепление изученного материала

Давайте подведем итог. Вернемся к теме нашего урока - Природа Антарктиды.

Давайте вспомним образные названия Антарктиды. Соберите, пожалуйста, таблицу, в которой к образным названиям необходимо подобрать характеристики, доказывающие эти положения.

Образные названия Антарктиды

Образные названия Характеристика
"Край Земли" Антарктида расположена на крайнем юге планеты и захватывает полярную область.
"Материк ученых В Антарктиде нет постоянного населения, но здесь работают десятки научных станций
"Ледяной континент" Почти весь материк покрыт ледяным панцирем
"Материк за облаками" Благодаря большой толщине льда по средней высоте Антарктида значительно превышает высоту остальных материков
"Производитель айсбергов" На побережье континента откалываются края ледяного покрова, образуя айсберги. Размеры этих огромных ледяных глыб иногда сравнимы с размерами настоящих гор
"Страна жестокого солнца" Антарктида - область постоянно высокого давления, небо здесь обычно безоблачное. В полярный день солнце не заходит за горизонт, поэтому продолжительность его сияния велика, некоторые районы континента получают больше энергии, чем жаркая Африка
"Королева холода" Средняя температура зимних месяцев от -40 до -60°С, летних от -25 до -35°С. Абсолютный минимум температур зафиксирован в районе станции "Восток", он составил -89,2°С
"Страна ветров" Прибрежные районы восточной части континента считаются наиболее ветряными районами Земли. Здесь, в результате охлаждения воздуха у поверхности ледника, образуются стоковые ветры. Они достигают ураганной силы, развивая скорость до 200 км/ час
"Холодильник Земли" Из-за низких температур материк оказывает огромное воздействие на климатические условия всей планеты. В первую очередь это заключается в охлаждении воздуха атмосферы
"Материк четырех полюсов" На территории Антарктиды находится Южный полюс Земли. На станции "Восток" отмечена самая низкая температура на планете. Этот район называют "полюсом холода Земли". В Антарктиде находится Южный магнитный полюс Земли. В районе мыса Денисон было отмечено 235 дней со скоростью ветра 18 м/с. Это стало причиной того, что мыс Денисон называют "полюсом ветра Земли"

Ребята, сегодня мы побывали на самом таинственном материке планеты. Коснулись его тайн и загадок. Пришли к выводу о необходимости изучения и исследования материка. И вот наши основные выводы:

1. Изучение процессов, происходящих в земной коре

2. Отслеживание сейсмической активности по всей планете

3. Запасы минеральных ресурсов

4. Антарктида - это около 80% мировых запасов пресной воды

5. Изучая подледный мир материка, ученые изучают историю развития всей Земли.

6. Воздействие на климатические условия всей планеты

Все экспедиции хорошо поработали. Свои пакеты с работами вы сдаете в научный центр.

4 этап - задание на дом

1. Параграф 33, Тренажер, зад. 1,2,3, легкий экзамен

2. По желанию найдите ответы на следующие вопросы:

Большая часть айсберга находится под водой. Почему?

Почему из 17 видов пингвинов в Антарктиде обитают только 2 вида

Информационные ресурсы.

1. htt://ru.wikipedia.org/wiki/Антарктида

2. htt://images.yandex.ru

3. htt://wordmystery.ru

4. А.Г.Стадник. География 6-10 классы. Уроки - исследования, дискуссии, пресс-конференции. Волгоград, издательство "Учитель"

5. Н.А.Никитина "Поурочные разработки по географии" 7 класс. "Вако". Москва 2005.

Особенности природы Антарктиды определяются географическим положением материка.

Это самый холодный и безжизненный материк, на котором круглый год отрицательные температуры от -60° С до -32° С. Территория Антарктиды находится в антарктическом и субантарктическом климатических поясах.
На этом материке была зарегистрирована самая низкая температура на земле -90° С.

Жизнь человека здесь невозможна. На данном материке расположены научные станции, на которых временно проживают ученые. Материк полностью покрыт льдом.

В отличие от других материков географическое положение оказало огромное влияние на рельеф Антарктиды.
Во-первых, благодаря колоссальному оледенению Антарктида – самый высокий материк на Земле. Его средняя высота превышает 2000 м. Свыше четверти её поверхности находится на высоте 3000 м.
В этом отношении она также резко отличается от всех других материков, т.к. даже самый большой и самый высокий материк Евразия имеет среднюю высоту 1000 м!
Во-вторых, благодаря мощному ледниковому панцирю у Антарктиды различают два рельефа: рельеф поверхности ледника и скрытый под ним рельеф земной коры.

Материк богат многими полезными ископаемыми (150 наименований). Здесь обнаружены огромные запасы различных полезных ископаемых: каменного угля, месторождения руд железа, меди, молибдена, свинца, олова и других металлов, графит, слюда, хрусталь, алмазы и др.

Жизнь на материке существует только в прибрежной зоне, на субантарктических островах и в океанических водах. Растительность материка представлена мхами, лишайниками, водорослями и микроскопическими грибами.

Животные, обитающие на этом материке, живут у побережья, кормятся рыбой. Однако и здесь живут удивительные не летающие птицы пингвины. Всего в Антарктиде обитает четыре вида пингвинов из 18 встречающихся на Земле. В прибрежных водах и на островах известно около 10 видов пингвинов.
В водной прибрежной зоне живут тюлени, моржи.

Суровый климат Антарктиды формируется благодаря особенностям географического положения, наличию ледникового покрова и является причиной чрезвычайно бедного органического мира. Материк представляет собой почти повсеместно холодную антарктическую (биологическую) пустыню. Антарктида играет ключевую роль в общей циркуляции атмосферы и климата планеты.

Из-за суровости климата в Антарктиде нет постоянного населения. Однако там расположены научные станции. Временное население Антарктиды колеблется от 4000 человек летом (русских около 150) до 1000 человек зимой (русских около 100).

Климат

Антарктида отличается крайне суровым холодным климатом. В Восточной Антарктиде расположен абсолютный полюс холода, где были зафиксированы температуры до?89,2 °C (район станции «Восток»).

Другой особенностью метеорологии Восточной Антарктиды являются стоковые (катабатические) ветра, обусловленные её куполообразным рельефом. Эти устойчивые ветра южных направлений возникают на достаточно крутых склонах ледникового щита вследствие охлаждения слоя воздуха у поверхности льда, плотность приповерхностного слоя повышается и он под действием силы тяжести стекает вниз по склону. Толщина слоя стока воздуха составляет обычно 200--300 м; из-за большого количества ледяной пыли, несомой ветром, горизонтальная видимость при таких ветрах очень низка. Сила стокового ветра пропорциональна крутизне склона и наибольшей силы достигает на прибрежных районах с высоким уклоном в сторону моря. Максимальной силы стоковые ветра достигают антарктической зимой -- с апреля по ноябрь они дуют почти непрерывно круглые сутки, с ноября по март -- в ночные часы или когда Солнце находится низко над горизонтом. Летом в дневные часы благодаря прогреву приповерхностного слоя воздуха солнцем стоковые ветры у побережья прекращаются.

Несмотря на общемировое потепление, за последние 35 лет температура в Антарктиде существенно понизилась. Температура воздуха у поверхности снижается на 0,7 °C каждые десять лет. Общее снижение температуры в Антарктиде является загадкой для учёных, поскольку большинство сценариев климатических изменений предполагают, что полярные области планеты должны быстрее и интенсивнее подвергаться воздействию глобального потепления. В XXI веке процесс таяния Антарктиды считается маловероятным. Возможно, из-за большого количества осадков антарктический ледяной покров будет даже увеличиваться. Однако таяние Антарктиды возможно в последующие столетия, особенно если человечество не сумеет заранее затормозить процесс глобального потепления.

Внутренние воды

В связи с тем, что не только среднегодовые, но и на большинстве территории даже летние, температуры в Антарктиде не превышают нуля градусов, осадки там выпадают только в виде снега (дождь -- крайне редкое явление). Он образует ледовый (снег спрессовывается под собственным весом) покров мощностью более 1700 м, местами достигающего 4300 м. В антарктических льдах сконцентрировано до 90 % всей пресной воды Земли.

В 1990-х годах XX века российскими учёными было обнаружено подлёдное незамерзающее озеро Восток -- крупнейшее из антарктических озёр, имеющее длину 250 км и ширину 50 м; озеро вмещает около 5400 тыс. км? воды.

В январе 2006 года геофизики Робин Белл и Майкл Штудингер из американской геофизической обсерватории Ламонт-Догерти обнаружили второе и третье по размерам подлёдные озёра, площадью 2000 км? и 1600 км? соответственно, расположенных на глубине около 3 км от поверхности континента. Они сообщили, что это можно было бы сделать раньше, если бы данные советской экспедиции 1958--1959 годов были проанализированы более тщательно. Кроме этих данных, были использованы данные спутников, показания радаров и замеры силы притяжения на поверхности континента.

Всего на 2007 год в Антарктике обнаружено более 140 подлёдных озёр.

Органический мир

Биосфера в Антарктиде представлена на 4-х «аренах жизни»: прибрежные острова и льды, прибрежные оазисы на материке (например, «оазис Бангера»), арена нунатаков (гора Амундсена возле Мирного, гора Нансена на Земле Виктории и др.) и арена ледникового щита.

Растения и животные наиболее распространены в приморской полосе. Наземная растительность на лишённых льда участках существует в основном в виде различных видов мхов и лишайников, и сомкнутого покрова не образует (антарктические мохово-лишайниковые пустыни). Высшие растения представлены лишь несколькими видами, наиболее разнообразными на северо-западном побережье Антарктического полуострова (порядка десятка видов).

Антарктические животные полностью зависят от прибрежной экосистемы Южного океана: из-за скудости растительности все сколь либо значимые пищевые цепи прибрежных экосистем начинаются в водах, окружающих Антарктику. Антарктические воды особенно богаты зоопланктоном, в первую очередь, крилем. Криль прямо или опосредованно является основой цепи питания многих видов рыб, китообразных, кальмаров, тюленей, пингвинов и других животных; полностью сухопутные млекопитающие в Антарктиде отсутствуют, беспозвоночные представлены ~70 видами членистоногих (насекомых и паукообразных) и нематодами, обитающими в почвах.

Из наземных животных обитают тюлени (Уэдделла, крабоеды, морской леопард и Росса, морские слоны) и птицы (несколько видов буревестников, 2 вида поморника, пингвины Адели и императорские пингвины).

В пресноводных озёрах материковых прибрежных оазисов -- «сухих долин» существуют олиготрофные экосистемы, населённые сине-зелёными водорослями, круглыми червями, веслоногими рачками (циклопами) и дафниями, птицы же (буревестники и поморники) залетают сюда эпизодически.

Для нунатаков характерны лишь бактерии, водоросли, лишайники и сильно угнетённые мхи, на ледниковый щит изредка залетают только поморники, следующие за людьми.

Существует предположение о наличии в подлёдных озёрах Антарктиды, таких как озеро Восток, крайне олиготрофных экосистем, практически изолированных от внешнего мира.

В 1994 году учёные передали сообщение о быстром увеличении числа растений в Антарктике, что выглядит подтверждением гипотезы о глобальном потеплении климата на планете.

Статья содержит информацию, которая позволяет лучше понять особенности и отличительные черты материка. Дополняет данные из курса географии за 7 класс. Объясняет сложности, которые не позволяют начать добычу полезных ископаемых на территории Антарктиды.

Природа Антарктиды

Природа Антарктиды завораживающая, и в то же время загадочная. Это самый малоизученный материк планеты. Объясняется это уникальными климатическими условиями. Территория почти полностью покрыта льдом.

Сложные климатические условия также влияют и на возможность использование природных богатств материка.

Льды Антарктиды имеют в своем составе 80% пресной воды планеты. Основная материковая территория находится за полярным кругом, поэтому здесь можно наблюдать такое явление как полярный день и полярная ночь.

Интересно: На полюсе длительность такого явления достигает 6 месяцев. Лишь раз в год в этой местности происходит восход и заход солнца.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Крайне жесткие природные условия и особенности климата стали причиной того, что большая часть материка не имеет флоры и фауны. Такое явление в научном сообществе именуется как ледяная антарктическая пустыня.

Основу видового разнообразия Антарктики составляют:

  • бактерии,
  • лишайники,
  • грибы,
  • водоросли,
  • несколько видов покрытосеменных растений.

Рис. 1. Антарктические грибы.

Более богат видовой ряд побережья. Южный океан содержит в своих водах достаточно рыбы, и поэтому на берегах гнездится масса птиц: пингвинов, поморников, буревестников, бакланов.

Рис. 2. Птица буревестник.

В морских водах обитают синие киты, кашалоты, водятся ластоногие.

Многие из представителей животного мира находятся под охраной защитников живой природы.

Природные зоны Антарктиды

Большая часть материка находится во власти ледяной антарктической пустыни.

Представители местной фауны по большей части являются обитателями океанских глубин.

Рис. 3. Ледниковый рельеф.

Материк условно разделяется на две природные области. Западная оконечность материка представлена подледным горноподобным и ледниковым рельефом. Восточная Антарктида отвоевала большую по площади территорию материка.

Более полутора десятков государств (16), и Россия не исключение, основали здесь научные базы, на которых осуществляется исследовательская деятельность относительно природы материка. В 1959 г. по предложению СССР был ратифицирован Международный договор об Антарктиде, который категорически запрещает здесь испытания любых видов вооружения.

Заманчивыми для большинства стран являются перспективы, которые позволят в будущем добывать, пока скрытые во льдах, природные ресурсы Антарктиды.

Некоторые государства проявляли инициативу в вопросах разработки месторождений полезных ископаемых. С 1991 г. внесено предложение о запрете подобных видов деятельности. Причина в том, что вторжение человека в хрупкую экосистему материка может стать фактором, который приведет к необратимым последствиям.

Геологическая разведка все же проводится для того, чтобы выяснить точное количество запасов, которые могут находиться в недрах материка.

Что мы узнали?

Узнали, какие виды флоры и фауны наиболее распространены на материке. Выяснили, какие причины и обстоятельства затрудняют исследование территории с целью добычи полезных ископаемых. Получили информацию о природных зонах Антарктиды. Узнали, почему на территории континента невозможно проведение испытаний любых видов вооружения.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 106.

Антарктида - самый холодный материк планеты. В условиях полярной ночи зимой происходит сильное его выхолаживание. А летом ледниковый и снежный покров Антарктиды отражает почти 90% солнечной радиации. Во внутренних районах даже летом средние суточные температуры держатся в пределах -30°, а зимой доходят до -70°С. На станции “Восток” зарегистрирована самая низкая температура на нашей планете (-89,2°С). На побережье материка значительно теплее: летом температура воздуха около 0°С, а зимой стоят умеренные морозы - до -10... -25°С. В результате сильного выхолаживания в центре материка формируется барический максимум - область высокого атмосферного давления, от которого в сторону океанов дуют постоянные стоковые ветры. Особенно сильны они в полосе шириной 600-800 км при удалении от побережья. Ледяной покров в Антарктиде постоянно пополняется за счет выпадения снега и его последующей кристаллизации на поверхности льда. В среднем выпадает около 200 мм осадков в год. А в центральных районах материка их количество составляет несколько десятков миллиметров. От внутренних районов ледяного купола лед постепенно растекается к окраинам. От края ледового щита летом обламываются огромные глыбы льда в виде столовых и пирамидальных айсбергов и сползают в воду, а затем уносятся течениями в океан.

Основная часть территории Антарктиды относится к зоне антарктических пустынь, которая практически лишена растительности и животного мира. Как очаги жизни на ледяном континенте можно рассматривать оазисы Антарктиды. Современная растительность материка представлена низшими растениями: мхами - 80 видов, лишайниками - 800 видов, а также микроскопическими водорослями. А в районе Полюса холода в снегу обнаружены бактерии. Животный мир Антарктиды связан с океаническими водами, омывающими материк. Летом на побережье и на прибрежных скалах гнездятся десятки видов птиц - буревестники, альбатросы, чайки-поморники и пингвины. Среди последних наиболее типичны пингвины Адели, совершающие длительные переходы в глубь континента, и крупные императорские пингвины. В прибрежных водах обитают киты, кашалоты, касатки, различные виды тюленей. В прибрежных водах много планктона, особенно мелких ракообразных (криль). Им питаются рыбы, киты, ластоногие, птицы. Антарктические воды - район добычи китообразных, ластоногих, нототениевых рыб, криля. Но к настоящему времени морские богатства Антарктики сильно истощены и многие виды животных, например, киты, находятся под охраной. В Антарктиде нет постоянного населения. Международный статус ее таков, что она не принадлежит ни одному государству. Только ученые всех стран мира могут заниматься на континенте научными исследованиями, да отдельные туристские и спортивные экспедиции нарушают ледяное безмолвие бескрайних просторов материка.



Что еще почитать