Тема пропись первая учебная тетрадь. Целеполагание раздела (этапа) добукварного периода, учебная задача урока. Что изображено внизу, на переднем плане

Пропись - первая учебная тетрадь. Выполнение рисунка в прописи.

Цели урока: - отвечать на вопросы учителя о назначении прописи;

Ориентироваться в первой учебной тетради;

Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрироватьправильное положение ручки при письме;

Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма.

Ход урока

    Организационный момент.

Дорогие дети! На этом уроке мы с вами начнём учиться писать. На партах у вас ручки, тетради – это то, что вам нужно, чтобы начать учиться писать. Но пока мы не будем их трогать. Сначала вы посмотрите, что у меня на экране, и что я буду вам показывать.

    Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока.

Слайды №3-5.

(Показать хохломскую роспись, вологодские кружева, жостовские подносы. Дети говорят, чем понравилось то или иное изделие.)

Как вы думаете, какие руки должны быть у людей, создавших эти творения, не оставившие наши сердца равнодушными? (добрые, теплые, ласковые, всё умеют, золотые).

А теперь я покажу вам прописи бывших первоклассников. (Можно раздать тетради по рядам, попросить передавать от парты к парте, чтобы одновременно учились аккуратно обращаться с вещами, работать совместно).

Понравились вам тетради и как в них написано?

Можно ли сказать про руки ребят, что они тоже золотые? Почему?

Хотелось бы вам научиться так же красиво писать?

Физминутка.

    Работа по теме урока.

1) -Вот и давайте учиться, чтобы в будущем ваши руки тоже можно было назвать золотыми. Мы будем учиться плести кружева. Но наши кружева будут необыкновенными – кружева из букв.

2) - Такие волшебные кружева, с помощью которых вы сможете доставить радость родителям, учителю, друзьям, себе, вы сможете плести с помощью шариковой ручки и тетрадного листа .

Видите, как много разнообразных букв в тетрадях. Кружевами-буквами заполнены все тетради. Это целая волшебная страна букв. И у этой страны есть сказочное название – БУКВОЛАНДИЯ (цветными буквами) .

Слайд №6.

Это слово похоже на название некоторых настоящих стран, тоже для нас с вами далёких, неизвестных, пока как сказочных. Никто не слышал похожего названия страны? (Гренландия, Шотландия, Исландия, Голландия)

    Формулирование темы урока.

Вот в эту сказочную страну мы с вами и отправимся в путешествие, будем в ней знакомиться с её прекрасными обитателями - буквами. Будем узнавать, как они пишутся, и сами своей рукой учиться их красиво писать, чтобы не обидеть прекрасных жителей БУКВОЛАНДИИ.

В конечном итоге вы и сами – каждый в своей тетради – создадите свою сказочную страну БУКВОЛАНДИЮ.

Итак, в путь. Но хочу ещё сказать, что на пути нам будут встречаться трудности. Не боитесь трудностей?

Будем их преодолевать вместе, унывать не будем, будем помогать друг другу и дожидаться того, кто вдруг отстанет, правда?

Но прежде всего, давайте рассмотрим дорожку в ваших прописях, по которой мы будем двигаться при обучении письму.

Рассмотрите пропись, мы должны понять, уяснить себе, что такое рабочая строка, где она находится в наших прописях. Это будет как бы наш путь, по которому мы отправимся в путешествие, преодолевая трудности, с которыми мы обязательно справимся. (Объяснить и показать назначение горизонтальных линий в прописи.)

И так, в путь по нашим дорожкам-строчкам в сказочную страну БУКВОЛАНДИЮ.

    Знакомство с прописью.

Как называются наши прописи? Почему?

Кто изображён на обложке?

Как вы думаете, зачем они спешат к старичку-лесовичку?

Вот и мы тоже поспешим за ним в Чудо-пропись.

А как вы думаете, легко ли писать?

    Об этом пишется в стихотворении Л. Фадеева – стр.3

(Первый раз читает учитель, при втором прочтении дети выполняют определённые движения)

Легко ли быть учеником? Почему?

Что не удавалось школьникам? Почему?

6) Гигиенические правила письма. Посадка, положение прописи, ручки.

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Слайды №7-9.

    Проверка знаний учащихся.

Ну, а теперь посмотрим, что вы умеете писать. – с. 4/1.

А теперь нарисуйте рисунок, который сумеете выполнить красиво и аккуратно. – с.4/2.

    Итог урока. Рефлексия.

Понравился наш 1 урок письма? Чем?

Какое путешествие совершили?

Чему будем учиться на уроках письма?

Какие правила нужно соблюдать при письме? Зачем?

Почему у переписчиков раньше считалось, что у них руки «золотые»?

А вы постараетесь добиться того же? Каким образом?

Вы все хорошо поработали. Путь в БУКВОЛАНИЮ открыт!

Страница 3

Пропись - первая учебная тетрадь.
(с. 3-6)
Планируемые результаты (предметные): Самостоятельно выполняют диагностические задания на ручную моторику (рисование простых узоров, графический диктант); знакомятся с историей становления и развития письма, первыми принадлежностями для него, правилами посадки при письме, обращения с ручкой (карандашом)
Личностные результаты: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений; используют мотивацию к творческому труду, к работе на результат
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: принимают и сохраняют цель и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимают оценку.
Познавательные: самостоятельно выполняют задания и упражнения на развитие ручной моторики (рисование простых узоров, графический диктант); знакомятся с историей становления и развития письма, первыми принадлежностями для него, правилами посадки при письме, обращения с ручкой (карандашом); контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации; строят рассуждения.
Коммуникативные: слушают собеседника, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют собственную точку зрения
Ход урока
I. Организация начала урока
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель проверяет готовность к уроку
II. Контрольно-диагностический.
История становления и развития письменности. Первые учебные принадлежности для письма. Правила обращения с ручкой (карандашом) при письме.
Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением героя, который будет сопровождать детей на протяжении всего урока – веселого Карандашика.
– Кто это? (Карандашик)
– Почему Карандашик улыбается? (Потому что ему радостно. Он видит своих друзей – нас.)– Можно назвать Карандашика нашим другом? (Да)
– Карандашик знакомит нас с интересными фактами из истории письма, которая уходит в далекое прошлое. Откройте «Прописи 1» на с. 4–5. Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите на страницах?
– Какие из инструментов и предметов письма вам известны? (Тетрадь, ручка, карандаш.)
– Почему люди обратились к письму? (Чтобы не забывать важную информацию)
– Раньше писали (выцарапывали буквы) на берестяных грамотах остро заточенной палочкой.
Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в нижней части «Прописи 1» на с. 4
Правила посадки при письме
– Это был очень трудоемкий и долгий процесс, в связи с чем, в качестве письменного инструментария стали использовать гусиные перья, а затем и перьевые ручки, обмакивая острие в баночку с чернилами (чернильницу). Писали на бумаге важную информацию, давали чернилам просохнуть, запечатывали и отправляли по месту назначения. Перьевое письмо требовало определенного прилежания.
Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в верхней части прописи на с. 4.
– Более ста лет назад была изобретена печатная машинка. Девушки-машинистки быстро набирали необходимый информационный текст.
Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в нижней части с. 5.
– На смену перьевым ручкам пришли шариковые и автоматические ручки.
Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в верхней части с. 5.
– Стало писать удобнее и быстрее. Сейчас практически у каждого из вас на столах компьютеры, ноутбуки, которые имеют широкие функциональные возможности.
Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в нижней части с. 5 (по возможности учитель демонстрирует предметы и инструменты для письма).
– Для того, чтобы красиво писать и сохранить правильную осанку, необходимо выполнять правила посадки при письме. Рассмотрите иллюстрации с изображением учеников, сидящих за столами при письме, на с. 4–5.
– Как лежит тетрадь? (Тетрадь лежит под наклоном.)
– Тетрадь должна располагаться под углом 45°, правый угол направлен вверх. Как располагаются руки? (Руки полностью лежат на столе. Нерабочая рука придерживает тетрадь.)– Как следует держать спину, ноги, голову при письме? (Спину следует держать ровно, немного наклонив корпус вперед. Ноги – прямо, ступнями касаясь пола, под углом 90°. Голову – немного наклонив вперед.)
– Обратите внимание на то, что между корпусом тела и краем стола должен свободно проходить кулак. Поэтому стул надо придвигать к столу на соответствующее расстояние. Источник света должен падать с той стороны, где находится пишущая рука. Сядьте правильно.
Учащиеся демонстрируют правильную посадку за столом.
– Расскажите, как правильно держать ручку (карандаш) при письме.
При необходимости учитель акцентирует внимание учащихся на том, что ручку (карандаш) кладут на средний палец рабочей руки, придерживая большим пальцем, указательный кладут сверху на ручку (карандаш).
– Покажите, как будете держать ручку (карандаш) во время письма.
Учащиеся демонстрируют правильное положение ручки (карандаша).
– Наш друг Карандашик предлагает выполнить задания и упражнения, которые помогут определить, как вы владеете карандашом, действуете по инструкции. Как вы думаете, важны ли выносливость, сила пальцев рук, терпение, внимательность, старательность для выполнения упражнений с карандашом? (Да)
Физкультминутка с «волшебным» карандашом
1) Прокатывание карандаша в ладонях.
Зажать карандаш между ладонями. Выполнить поступательные движения кистями рук с постепенным наращиванием темпа, не допуская падения карандаша, в течение 3–5 с.
2) Вращение карандаша подушечками пальцев.
3) «Мост».
Взять карандаш. Положить его на кончики пальцев правой руки, затем левой руки и удерживать в таком положении несколько секунд. Пальцы рук при этом сомкнуты и напряжены. Повторить 2–3 раза
Продолжение работы по теме урока
– Откройте учебные тетради на с. 6. Посмотрите и скажите, какие элементы букв будем писать на уроке.
– А еще наш друг Карандашик предлагает выполнить обведение предметов по контурным линиям, штриховку разными типами, рисование узоров и бордюров.
– Вспомните, что необходимо для того, чтобы работа была выполнена успешно
III. Рефлексивно-оценочный
– Что выполняли на уроке? (На уроке выполняли задания и упражнения.)
– На что были направлены задания и упражнения? (Задания и упражнения направлены на развитие пальцев рук: их выносливость, силу, координацию движений, владение карандашом.)
– Где могут пригодиться выносливость, сила, координация движений пальцев рук? (При выполнении различной работы: письма, рисования, спортивных упражнений, игры на музыкальных инструментах.)
– Какие качества помогли вам в выполнении заданий? (Терпение, внимательность, сила воли, сосредоточенность)
– Какое задание вызвало у вас затруднение?
– Кто доволен своей работой на уроке? Покажите сигнальную карточку красного цвета.
Дома рассказать о том, что выполняли на уроке.

Урок №1.

Тема: Пропись – первая учебная тетрадь.

Задачи: формировать у учащихся понятия «речь письменная и устная», «звук», «знак вопроса»; развивать внимание, монологическую речь, фонематический слух, навыки самостоятельной учебной деятельности; познакомить с учебником «Азбука», пособием «Прописи»; прививать интерес к изучаемым предметам- чтению и письму.

Формируемые УУД: знакомство с учебником, его элементами и содержанием(обложка, титульный лист, условные обозначения- знаки- помощники); умение оценивать деятельность одноклассников.

Пропедевтика: понятие «вверху», «внизу», «посредине», «под», «за», «выше», «ниже», «рядом».

Ход урока:

    Включение в учебную деятельность.

Перед уроком познакомить с правилами приветствия учителя.

Отгадайте загадку и скажите, как называется здание, в котором мы находимся.

Это необычный дом,

Не живут ведь в доме том.

Кто в него войдёт,

Ума приобретёт. (Школа)

Как называется комната, в которой мы начинаем наш урок? (Классная комната)

Как называют всех мальчиков и девочек, находящихся в этой классной комнате? (Ученики)

Вы будите учиться и много интересного узнаете. Скажите, как называются школьные занятия? (Уроки)

Молодцы, ребята! Школьные занятия называются уроки. Но есть перерывы между уроками - это перемены. Перемены нужны для того чтобы вы отдохнули и приготовились к следующему уроку. Прозвенел звонок, вы должны ровно встать все около своих парт, таким образом вы здороваетесь с учителем и показываете, что готовы к следующему уроку. Давайте с вами представим, что прозвенел звонок на урок. Что вы будите делать?(Показ учеников). Кроме этого, у нас есть ещё одно правило, если во время урока в класс заходит взрослый, вы должны встать, так вы показываете, что здороваетесь с ним. (Показ практически).

Мы с вами говорили 1 сентября ещё об одном правиле. Это правило называется «Правило ответа». Для того, чтобы ответить. Вам необходимо поднять руку. После того, как учитель вам разрешит ответить- вы встаёте и отвечаете. Другие ребята внимательно слушаю вас. (показ практически).

- АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

У вас на столе лежит книга. Какие цвета выбрал художник для оформления обложки?

Что вам напоминают эти цвета? (Солнышко и травку, сад, песок и т.д.)
-Какое настроение у вас появляется?

Кто из вас знает, что это за знаки на обложке?(Это буквы)

Кто знает, что такое Азбука?

Как вы думаете, чему вы будите учиться по этой книге?

-РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА.

-Встаём. Упражнение часики.

Вдох носом, выдох ртом.

Мы живём в мире звуков и знаков. Как вы это понимаете? (Знаки, это то, что мы видим. Звуки, это то, что мы слышим).

Знаки мы видим. А можем ли мы видеть звуки? Как мы их воспринимаем?

Существуют понятия «устная речь» и «письменная речь». Если, к примеру, один человек напишет письмо другому, то какая это будет речь?

Всё, что мы говорим, - это речь. Речь называют устной, потому что мы пользуемся ртом(устами), мы можем увидеть как работают наши губы. Устной речью мы пользуемся, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим. На письме звук который мы говорим, обозначается буквой.

-Произнесите скороговорку: у ежа ежата, у ужа ужата.(Отрабатывает осмысление скороговорки, запоминания).

То, что мы с вами сейчас говорили- это устная речь. Но есть речь, которая содержится в книгах, газетах. Она написана, обозначается буквами. Это письменная речь. Мы будем учиться писать и читать письменную речь.

-Как вы думаете, с чего мы начнём обучение письму?

Посмотрите внимательно на обложку Прописей и скажите, что на ней изображено?(Название тетради- Прописи, цифра 1, которая обозначает класс и указание, что это 1 часть).

Откройте страничку Прописей, на которой внизу изображена вот такая цифра(из кассы достать цифру 3). Скажите, где вы можете найти номер страницы?(Внизу, посередине, в красном квадрате)

-Вы видите все 33 буквы русского алфавита. Как они написаны? (Красиво, аккуратно, чётко)

-Обведите зелёным карандашом те буквы, написание которых вы уже знаете.

-Те буквы, написание которых вам нравится больше всего, обведите синим карандашом.

Также красиво и вы будите писать к тому времени, когда мы полностью изучим «Азбуку». Вы хотите научится писать?

КАК СИДЕТЬ ЗА ПАРТОЙ.

-Переверните страницу прописей. Чем занят мальчик? Что делает девочка? Как они сидят за партой?

(Дети усваивают правила посадки, обращения с ручкой, карандашом. На доске висит плакат « Правильно сиди при письме»)

А теперь посмотрите на плакат, который все 4 года будет напоминать нам, как нужно сидеть за партой. Как вы думаете, почему нужно правильно сидеть за партой во время письма?(Это важно для того, чтобы сохранить здоровье (осанку и зрение))

Около мальчика расположены предметы для письма, которые использовались в давние времена. Первые люди для письма использовали кору дерева, на которой, с помощью полочек вырезали буквы. После люди стали писали перьями, используя чернила. Около девочки расположены предметы для письма, которые используются на протяжении последних лет: это ручка, карандаш. Ещё недавно для письма использовали печатную машинку, сейчас же вместо неё используют компьютер.

Что изображено над головой мальчика? А перед ним? В нижней части страницы? Что изображено справа от мальчика?

-Что находится слева от девочки? А справа? Что расположено внизу страницы?

А теперь сравните, что вы видите в правой части страницы на которой изображена девочка? Что расположено по отношению к вам в левой части страницы?

-ВЫВОД: то, что у девочки находится слева, по отношению к ним будет справа и наоборот.

Переверните страницу. Помогать нам в работе будет весёлый Карандаш. Он показывает, где писать элементы букв или обводить рисунки. Что изображено на с.6?

-Обведите ручкой контуры рисунков. Заштрихуйте их цветными карандашами.

Посмотрите Прописи у своих соседей. Обратите внимание, задание было одно, а расцветка штриховки у вас разная. Почему так получилось? (Выбрали любимый цвет, а он у всех разный)

ОБЪЯСНЕНИЕ!ВАЖНО!

Чтобы писать было удобно, нужно держать тетрадь под наклоном.

ЗНАКОМЛЮ С ПОНЯТИЕМ ШИРОКАЯ СТРОКА, УЗКАЯ СТРОКА, ШИРОКАЯ СТРОКА.

Ребята,скажите, что изображено на доске (ОВАЛ, ПОЛУОВАЛ, ПАЛОЧКА С НАКЛОНОМ). Выполним письмо овалов и полуовалов, палочек с наклоном.

Написание каждой буквы состоит из нескольких элементов. Прежде чем учиться писать буквы, мы научимся писать элементы букв. Откройте прописи на стр. 6. Напишите по образцу элементы букв в узких строках под рисунками.

ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ

-Первые буквы древнерусского алфавита назывались «Аз» и «Буки». Какое слово это вам напоминает? (Азбука).

-В давние времена родилась пословица «Сперва аз да буки, а там и науки». Как вы это объясните?

Откройте учебник на стр. 3. Рассмотрите иллюстрацию и составьте по ней рассказ.

Иллюстрация напоминает окно, в которое смотрят ученики. Перед нами откроется чудесный мир нового, неизведанного, светлого и прекрасного.

-Что изображено в центре рисунка?(Лес и пригородки, над которыми плывут облака)

-Что изображено в верхнем левом углу?(Растущий месяц, к которому летит космическая ракета).

-Кто из вас знает, как звали первого космонавта нашей страны?(Юрий Гагарин)

-Именно он был первым человеком в мире, который полетел в космос.

-Чтто изображено в верхнем правом углу страницы?(Солнышко)

-Что изображено в нижнем левом углу? В нижнем правом углу?

-Что изображено на заднем плане, над вертолётом?

-Что изображено внизу, на переднем плане?

Как вы думаете, что на рисунке сказочное, а что реальное?(Сказочное- месяц и солнце улыбаются, имеют глаза и рот. Реальное-лес, река, вертолёт и т.п.

-Когда мы пользуемся устной речью?

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.

-Игра «Мир звуков» (Вызываю одного, он изображает).

- Плачет ребёнок, лает собака, жужжит пчела, тикают часы.

-Видели ли вы произносимые звуки?

Звуки мы произносим и слышим. Чтобы звуки стали видными для этого придумали буквы. (ВЕШАЮ АЛФАВИТ)

Ребята, скажите, что сейчас перед вами?(Алфавит)

Как вы думаете, буквы нужны для передачи письменной или устной речи?(Письменной)

А звуки какую речь передают?

Верно, звуки используют для передачи устной речи, а буквы для передачи письменной.

ИГРА «ЗВУК-БУКВА»

Я предлагаю вам поиграть. Я буду показывать или произносить, а вы будите говорить это буква или звук.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Помогите мне закончить фразу:

    Всё, что мы говорим, это…..(речь)

    Речь бывает ….(устной и письменной)

    Букву мы можем увидеть, но мы не можем видеть….(звук)

    На письме звук обозначается….(буквой)

-Что нового узнали на уроке?

-Для чего нам необходимо это знать?

Сделатть вашу речь правильной и богатой помогут книги. У нас есть книжная полка, из которой вы можете брать книги, читать их или просто смотреть картинки.

Пропись - первая учебная тетрадь.

(с. 3-6)

Планируемые результаты (предметные): Самостоятельно выполняют диагностические задания на ручную моторику (рисование простых узоров, графический диктант); знакомятся с историей становления и развития письма, первыми принадлежностями для него, правилами посадки при письме, обращения с ручкой (карандашом)

Личностные результаты: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений; используют мотивацию к творческому труду, к работе на результат

Универсальные учебные действия (метапредметные) :

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимают оценку.

Познавательные: самостоятельно выполняют задания и упражнения на развитие ручной моторики (рисование простых узоров, графический диктант); знакомятся с историей становления и развития письма, первыми принадлежностями для него, правилами посадки при письме, обращения с ручкой (карандашом); контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации; строят рассуждения.

Коммуникативные: слушают собеседника, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют собственную точку зрения

Ход урока

I. Организация начала урока

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель проверяет готовность к уроку

II. Контрольно-диагностический.

История становления и развития письменности. Первые учебные принадлежности для письма. Правила обращения с ручкой (карандашом) при письме.

Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением героя, который будет сопровождать детей на протяжении всего урока – веселого Карандашика.

– Кто это? (Карандашик)

Почему Карандашик улыбается? (Потому что ему радостно. Он видит своих друзей – нас.)

Можно назвать Карандашика нашим другом? (Да)

Карандашик знакомит нас с интересными фактами из истории письма, которая уходит в далекое прошлое. Откройте «Прописи 1» на с. 4–5. Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите
на страницах?

Какие из инструментов и предметов письма вам известны? (Тетрадь, ручка, карандаш.)

Почему люди обратились к письму? (Чтобы не забывать важную информацию)

Раньше писали (выцарапывали буквы) на берестяных грамотах остро заточенной палочкой.

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в нижней части «Прописи 1» на с. 4

Правила посадки при письме

Это был очень трудоемкий и долгий процесс, в связи с чем, в качестве письменного инструментария стали использовать гусиные перья, а затем и перьевые ручки, обмакивая острие в баночку с чернилами (чернильницу). Писали на бумаге важную информацию, давали чернилам просохнуть, запечатывали и отправляли по месту назначения. Перьевое письмо требовало определенного прилежания.

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в верхней части прописи на с. 4.

Более ста лет назад была изобретена печатная машинка. Девушки-машинистки быстро набирали необходимый информационный текст.

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в нижней части с. 5.

На смену перьевым ручкам пришли шариковые и автоматические ручки.

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в верхней части с. 5.

Стало писать удобнее и быстрее. Сейчас практически у каждого из вас на столах компьютеры, ноутбуки, которые имеют широкие функциональные возможности.

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в нижней части с. 5 (по возможности учитель демонстрирует предметы и инструменты для письма).

Для того, чтобы красиво писать и сохранить правильную осанку, необходимо выполнять правила посадки при письме. Рассмотрите иллюстрации с изображением учеников, сидящих за столами при письме, на с. 4–5.

– Как лежит тетрадь? (Тетрадь лежит под наклоном.)

– Тетрадь должна располагаться под углом 45°, правый угол направлен вверх. Как располагаются руки? (Руки полностью лежат на столе. Нерабочая рука придерживает тетрадь.)

Как следует держать спину, ноги, голову при письме? (Спину следует держать ровно, немного наклонив корпус вперед. Ноги – прямо, ступнями касаясь пола, под углом 90°. Голову – немного наклонив вперед.)

Обратите внимание на то, что между корпусом тела и краем стола должен свободно проходить кулак. Поэтому стул надо придвигать к столу на соответствующее расстояние. Источник света должен падать с той стороны, где находится пишущая рука. Сядьте правильно.

Учащиеся демонстрируют правильную посадку за столом.

Расскажите, как правильно держать ручку (карандаш) при письме.

При необходимости учитель акцентирует внимание учащихся на том, что ручку (карандаш) кладут на средний палец рабочей руки, придерживая большим пальцем, указательный кладут сверху на ручку (карандаш).

Покажите, как будете держать ручку (карандаш) во время письма.

Учащиеся демонстрируют правильное положение ручки (карандаша).

– Наш друг Карандашик предлагает выполнить задания и упражнения, которые помогут определить, как вы владеете карандашом, действуете по инструкции. Как вы думаете, важны ли выносливость, сила пальцев рук, терпение, внимательность, старательность для выполнения упражнений с карандашом? (Да)

Физкультминутка с «волшебным» карандашом

1) Прокатывание карандаша в ладонях.

Зажать карандаш между ладонями. Выполнить поступательные движения кистями рук с постепенным наращиванием темпа, не допуская падения карандаша, в течение 3–5 с.

2) Вращение карандаша подушечками пальцев.

3) «Мост».

Взять карандаш. Положить его на кончики пальцев правой руки, затем левой руки и удерживать в таком положении несколько секунд. Пальцы рук при этом сомкнуты и напряжены. Повторить 2–3 раза

Продолжение работы по теме урока

Откройте учебные тетради на с. 6. Посмотрите и скажите, какие элементы букв будем писать на уроке.

А еще наш друг Карандашик предлагает выполнить обведение предметов по контурным линиям, штриховку разными типами, рисование узоров и бордюров.

Вспомните, что необходимо для того, чтобы работа была выполнена успешно

III. Рефлексивно-оценочный

Что выполняли на уроке? ( На уроке выполняли задания и упражнения.)

На что были направлены задания и упражнения? ( Задания и упражнения направлены на развитие пальцев рук: их выносливость, силу, координацию движений, владение карандашом.)

Где могут пригодиться выносливость, сила, координация движений пальцев рук? ( При выполнении различной работы: письма, рисования, спортивных упражнений, игры на музыкальных инструментах.)

Какие качества помогли вам в выполнении заданий? (Терпение, внимательность, сила воли, сосредоточенность)

Какое задание вызвало у вас затруднение?

Кто доволен своей работой на уроке? Покажите сигнальную карточку красного цвета.

Дома рассказать о том, что выполняли на уроке.

Пропись - первая учебная тетрадь. Выполнение рисунка в прописи.

Цели урока: - отвечать на вопросы учителя о назначении прописи;

Ориентироваться в первой учебной тетради;

Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрироватьправильное положение ручки при письме;

Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма.

Ход урока

    Организационный момент.

Дорогие дети! На этом уроке мы с вами начнём учиться писать. На партах у вас ручки, тетради – это то, что вам нужно, чтобы начать учиться писать.

    Работа по теме урока.

1) -Вот и давайте учиться, чтобы в будущем ваши руки тоже можно было назвать золотыми. Мы будем учиться плести кружева. Но наши кружева будут необыкновенными – кружева из букв.

2) - Такие волшебные кружева, с помощью которых вы сможете доставить радость родителям, учителю, друзьям, себе, вы сможете плести с помощью шариковой ручки и тетрадного листа .

Видите, как много разнообразных букв в тетрадях. Кружевами-буквами заполнены все тетради. Это целая волшебная страна букв. И у этой страны есть сказочное название – БУКВОЛАНДИЯ (цветными буквами) .

Это слово похоже на название некоторых настоящих стран, тоже для нас с вами далёких, неизвестных, пока как сказочных. Никто не слышал похожего названия страны? (Гренландия, Шотландия, Исландия, Голландия)

    Формулирование темы урока.

Вот в эту сказочную страну мы с вами и отправимся в путешествие, будем в ней знакомиться с её прекрасными обитателями - буквами. Будем узнавать, как они пишутся, и сами своей рукой учиться их красиво писать, чтобы не обидеть прекрасных жителей БУКВОЛАНДИИ.

В конечном итоге вы и сами – каждый в своей тетради – создадите свою сказочную страну БУКВОЛАНДИЮ.

Итак, в путь. Но хочу ещё сказать, что на пути нам будут встречаться трудности. Не боитесь трудностей?

Будем их преодолевать вместе, унывать не будем, будем помогать друг другу и дожидаться того, кто вдруг отстанет, правда?

Но прежде всего, давайте рассмотрим дорожку в ваших прописях, по которой мы будем двигаться при обучении письму.

Рассмотрите пропись, мы должны понять, уяснить себе, что такое рабочая строка, где она находится в наших прописях. Это будет как бы наш путь, по которому мы отправимся в путешествие, преодолевая трудности, с которыми мы обязательно справимся. (Объяснить и показать назначение горизонтальных линий в прописи.)

И так, в путь по нашим дорожкам-строчкам в сказочную страну БУКВОЛАНДИЮ.

    Знакомство с прописью.

Как называются наши прописи? Почему?

Кто изображён на обложке?

Как вы думаете, зачем они спешат к старичку-лесовичку?

Вот и мы тоже поспешим за ним в Чудо-пропись.

А как вы думаете, легко ли писать?

    Об этом пишется в стихотворении Л. Фадеева – стр.3

(Первый раз читает учитель, при втором прочтении дети выполняют определённые движения)

Легко ли быть учеником? Почему?

Что не удавалось школьникам? Почему?

6) Гигиенические правила письма. Посадка, положение прописи, ручки.

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Слайды №7-9.

    Проверка знаний учащихся.

Ну, а теперь посмотрим, что вы умеете писать. – с. 4/1.

А теперь нарисуйте рисунок, который сумеете выполнить красиво и аккуратно. – с.4/2.

ФИЗМИНУТКА

    Итог урока. Рефлексия.

Понравился наш 1 урок письма? Чем?

Какое путешествие совершили?

Чему будем учиться на уроках письма?

Какие правила нужно соблюдать при письме? Зачем?

Почему у переписчиков раньше считалось, что у них руки «золотые»?

А вы постараетесь добиться того же? Каким образом?

Вы все хорошо поработали. Путь в БУКВОЛАНИЮ открыт!



Что еще почитать