Тайны алхимии

Понятия «алхимия», «философский камень» всегда привлекали людей, как нечто загадочное и запретное. Окруженные тайной, овеянные преданиями и домыслами, они до сих пор будоражат пытливые умы. Так что такое алхимия, и чем занимаются алхимики?

Значение понятия

Точное происхождение понятия «алхимия» (лат. аlchymia от араб. al-kimia) не известно. Принято считать, что в арабский язык оно пришло из греческого. Там существовали схожие слова, означавшие «эссенция», «сплав», «литье», «смешивание». В Грецию понятие попало из Египта, где «keme» означало «черный», «черная земля» и имело отношение к знаниям, связанным с землей и металлами.

То есть, основным объектом изучения алхимии с древних времен были металлы и их преобразование.

История возникновения и развития

История алхимии начинается в глубокой древности. В науку эта область знаний превратилась в период поздней античности. Большой вклад внесли александрийские ученые (Египет III-IV вв.), разработав систему металлопланетной символики. Каждому металлу соответствовало небесное тело (золото – Солнце, серебро – Луна, ртуть – Меркурий и т. д.).

Последователями античных ученых стали арабские алхимики, принесшие эти знания в Европу после завоевания Пиренеев в VIII в.

Что изучала алхимия

Наибольшее распространение алхимия получила в Европе в средние века. Многие считают, что алхимия – прообраз современной химии. Однако она включала в себя и философские знания о природе и человеческой душе.

Основной целью ученых был поиск путей для совершения качественных изменений внутри объектов, их перехода на иной уровень. Это относилось и к одушевленным, и к неодушевленным предметам. Помочь в таких преобразованиях должен был философский камень, или жизненный эликсир. Ученые упорно искали это вещество как средство превращать металлы в золото и серебро, исцелять болезни и омолаживать организм.

Роль алхимии

Открытия алхимиков оказали огромное влияние на развитие естественных наук. Это получение сплавов, солей, кислот и щелочей, красок. Были разработаны многие методы лабораторных работ. Велик и вклад алхимиков в развитие фармакологии, медицины (Авиценна, Парацельс). То есть, алхимия оказалась очень полезной наукой.

Алхимия как наука появилась в Средние века. Однако она существовала еще во времена глубокой древности, но ее секреты были потеряны, за исключением некоторых рецептов, практических предписаний и советов. Поэтому в Средние века было проведено очень много экспериментов. Существует масса исторических свидетельств об алхимиках, сумевших добиться того, что может большинству людей показаться нереальным - они произвели золото. Также есть и упоминания о тех, кто за годы опытных работ и устремлений так и не добился поставленной цели. В истории были и такие мастера алхимии, которые исчезали вместе со своими лабораториями.

Рассвет алхимии начался с таких имен как Гермес Трисмегист, Гебер, Парацельс , Ван Гельмонт, Александро Калиостро, Сен-Жермен и других. Именем Гермеса впоследствии стали называть алхимию и другие «тайные» науки, недоступные для непосвященных (герметические науки).

Что известно об этой тайной науке?

Алхимию очень часто связывают с поисками философского камня, который может обращать все металлы в золото; он же был и «эликсиром жизни», дающим бессмертие и вечную молодость. К этому можно приписать еще одну задачу алхимии - достижение счастья. Такие мнения часто встречаются в современной литературе, однако задача алхимии заключается совсем в другом...

Ученые Древнего Китая обладали сакральными знаниями алхимии, которая развивалась наряду с китайской культурой и поэтому стала неотъемлемой ее частью. Первые упоминания известны со времен легендарного Желтого Императора Хуан Ди, чьи годы правления относят к третьему тысячелетию до н.э. Считается, что он был посвящен во все секреты алхимии и владел рецептом философского камня; его также считают первопредком всех китайцев и основателем религиозно-философского учения даосизма. Еще одним из наиболее известных мастеров алхимии был древнекитайский философ Лао-цзы (VI - V в. до н.э.).

Сакральные знания Древнего Китая вобрала в себя , которая была разделена на внутреннюю алхимию и внешнюю. Внутренняя алхимия занимается трансформацией (духовного и физического бессмертия) и приведением внутреннего мира человека в соответствие с космическим порядком посредством специальных практик и упражнений. При этом все эти практики ведут не просто к какому-либо конкретному эффекту, который, несомненно, будет оказан на человека, а к тому, чтобы помочь практикующему найти или собрать ингредиенты, необходимые для «выплавки» так называемой «пилюли бессмертия», употребив которую человек обретет вечную жизнь.

Перед внешней стороной даосской алхимии также стоит задача трансформации тела, энергии и духа с целью достижения бессмертия. Только акцент в данном случае делается на использование альтернативных средств, например: определенный набор химических ингредиентов, с которыми можно было бы проводить эксперименты в лабораторных условиях. 3десь также применяются различные средства для подготовки тела: практикующий принимает внутрь эликсиры, изготовленные из минеральных веществ.

Алхимию изучали и в Древней Индии. В индийской алхимии есть две параллельные техники: первая, расаяна является «мистической» техникой, она примыкает к тантризму и к иным магико-аскетическим школам; вторую можно определить как предхимию , она предположительно зародилась в Средние века и была связана с медициной, металлургией и эмпириоиндустриальными техниками. У этих техник различный строй мыслей со своей характерной целью. У первой алхимии - метафизическая природа, у второй - прагматическая. Таким образом, в расаяне занимаются разработкой приема «трансмутации души», ищут секреты бессмертия и духовного освобождения, а в предхимии разрабатывают медицинские рецепты.

Есть версия, согласно которой родоначальником алхимии был Древний Египет. Его лучшие умы знали много о природе камней и металлов, человека и Вселенной. Это видно, хотя бы из того, на что они были способны: без соединительного раствора древние египтяне умудрялись установить камни пирамид один на другой; без соответствующих инструментов, как известно из книг по истории, они делали измерения и обрабатывали диорит медными орудиями (о наличии следов меди свидетельствует радиоуглеродный анализ), а это - как резьба по дереву бумажным ножом. Отсюда напрашивается вывод о том, что египтяне владели тайнами, позволявшими вносить изменения в структуру природных тел.

С алхимическим процессом и поисками философского камня египтяне ассоциировали миф о боге возрождения и властелине загробного царства - Осирисе. Миф говорит о бессмертности человеческой души и тела. Согласно ему, тело умирает, но продолжает существовать в другом состоянии, а душа может жить вечно, но, только в своем теле. Тело - это сосуд души, который нужно сохранить, поскольку она принадлежит только одному телу.

Алхимические учения римско-эллинистического Египта передавались до IV-V веков, развиваясь в философских школах Александрии. В VII-VIII веках эту многовековую мудрость переняли арабы, после завоевательных походов.

Возможно, само название «алхимия», было заложено арабами. У них была такая наука, как Ал-кимийя , которая имела отношение к работе с черной землей. В основу названия науки, вероятно, вошло Древнее имя Египта - Кем, Кему или Кеми, что значит - «Черная земля». В целях той науки было великое открытие, великая трансформация, превращение.

Арабская алхимия не содержала той таинственности, что была присуща алхимикам Европы. В основе учения арабской алхимии стоят идеи древнегреческого философа Аристотеля, в частности, идеи о взаимопревращаемости элементов. Среди арабских алхимиков выделяется Айюб ал Рухави (769-835), который, согласно аристотелевому учению, дал такое занимательное объяснение свойств некоторых металлов:

Золото содержит больше влажности, чем серебро, поэтому оно более ковко. Золото желтое, а серебро белое, так как первое содержит больше тепла, а второе - больше холода. Медь суше, чем серебро или золото, и ее цвет более красен, так как она теплее. Олово более влажно, чем серебро или золото, так же обстоит дело и со свинцом. Это объясняет, почему они так легко плавятся на огне. Больше всего влажности в ртути, поэтому она, подобно воде, испаряется на огне. Что касается железа, то оно землистее и суше, чем все остальные, ... и оно с трудом поддается действию огня и не плавится, подобно другим, если только плавящая сила не приведена в тесное соприкосновение с ним.

Развитие алхимических исследований и практик привело к созданию новой теории - ртутно-серной теории происхождения металлов. В ее основе легли знания о химических свойствах веществ. Разработал ее Джабир ибн Хайан (721-815), наиболее известный как Гебер. Данная теория стала теоретической основой для алхимии на несколько столетий вперед. Она была направлена на более конкретное объяснение свойств металлов (в частности, таких, как ковкость, блеск, горючесть) и обоснование возможности трансмутации. Следует выделить, что новая теория являлась попыткой теоретического обобщения опытных данных в довольно частном вопросе, не ориентированной на всеобщность объяснения.

Для Европы алхимия начала возрождаться в XI веке, во времена Крестовых походов. Там, на Востоке, захватчики увидели совсем другой мир, полный давно забытыми знаниями, авторов которых никто не знал.

Вокруг европейской алхимии висела завеса мистики и таинственности. Именно поэтому ее главной задачей было найти философский камень. При этом самым благоприятным временем для алхимии стало раннее средневековье, когда европейцы были не в состоянии значительно расширить добычу золота, потребность в котором росла постоянно. При таких обстоятельствах каждый, кто был горазд более или менее убедительно рассказать о своей способности делать золото, мог получить самую великодушную поддержку власти, остро нуждающуюся в этом металле. Практической стороне алхимии уделяли внимание и средства такие правители, как: Польский король Август II, Франц I, Филипп IV Красивый, Фридрих II, Эдуард II, во Франции - Карл VII, в Англии - Генрих VI, и многие другие. Некоторые из них весьма серьезно увлекались тайной наукой. Так, например, король Дании, Фридрих III, потратил миллионы денежных средств на алхимические опыты за период своего 20-летнего правления.

Одним из самых восторженных любителей алхимии был Рудольф II - император Священной Римской империи. Он сыграл особую роль в судьбе Праги и Чехии. Благодаря ему, Прагу ныне считают мировой столицей алхимии, мистики и черных сил. Легенда о том, что он открыл секрет философского камня ходит и по сей день. Император предпочитал уделять внимание ни сколько проблемам страны, сколько личным оккультным увлечениям. По его указу в Прагу были приглашены английские астрологи, алхимики Эдвард Келли и Джон Ди; при его дворе работал алхимик и великий астроном Тихо Браге. Некоторые из них проживали на знаменитой Золотой улочке. До сих пор в Прагу совершают паломничество приверженцы алхимии, магии и чародейства.

Надо сказать, что сами поиски долголетия и бессмертия начались с работ Парацельса (1493-1541 гг.). Европейские алхимики сформулировали дополнительные задачи своей науки:

1. Приготовление Эликсира или Философского Камня.

2. Создание гомункулуса.

3. Приготовление алкагеста - универсального растворителя.

4. Палигенез, или восстановление растений из пепла.

5. Приготовление мирового духа - магической субстанции, одно из свойств которой - способность растворять золото.

6. Извлечение квинтэссенции.

7. Приготовление жидкого золота (aurum potabile), совершеннейшего средства для излечения.

В XIV-XV веках алхимики Европы добились существенных успехов в постижении свойств веществ, чем превзошли арабов. В 1270 году итальянский алхимик Бонавентура (Джованни Фиданца, 1121-1274) приготовил универсальный растворитель (aqua Regis, т.е. «царская водка»), которым можно растворять золото («царь металлов»).

Стоит отметить, что мистической стороне алхимии особое внимание оказывала и церковь, т.е. всячески препятствовала, запрещала. Призывы не заниматься этой «темной» наукой содержались, например, в булле «Против алхимиков» (1317) папы Иоанна XXII, который, однако, сам был увлеченным алхимиком и, возможно, понаделал немало золота. И это не единственный в своем роде пример, алхимией тайно занимались многие церковные деятели: Фома Аквинский, Альберт Великий, папа Бенедикт II и другие. Церковные же запреты не имели достаточной силы, поскольку вера в то, что золото можно «сделать», всегда жила в сердцах, подпитываемая всевозможными, иногда и сознательно организованными слухами и свидетельствами очевидцев процесса создания золота.

Знания алхимии всегда старались охранять, прятать ее секретные формулы, используя для записей засекреченную символику, дабы они не попали в недостойные руки и не были употреблены во вред. Но, как любое выгодное дело обрастает массой шарлатанов, так и здесь появилось много желающих «сделать» золото. Европу заполонила целая толпа мошенников, которым удавалось обманывать не только простых людей, но даже образованных вельмож и королей. Частенько «золото» псевдоалхимиков оказывалось латунью, томпаком или бронзой, хотя еще у Аристотеля можно найти информацию о том, что при нагревании меди с оловом или цинком, можно изготовить золотистые сплавы.

Засчет весьма активной деятельности расплодившихся жуликов прославленная в Средние века герметическая наука стала исчезать. Закат алхимии в Европе начался в конце XVI века и продлился до конца XVIII века, чему в немалой степени способствовали скептически настроенные химики многих стран и, прежде всего, Германии, Франции, Голландии, Англии и России.

Католическая церковь прокляла занятие алхимией, впоследствии она была запрещена во Франции, в Англии, на территории Венеции. Причем, из-за этого невинно гибли и настоящие ученые: французского химика Жан Барилло казнили только за то, что он изучал в своей лаборатории химические свойства элементов.

Хоть есть и ни мало ученых скептиков, которые называют алхимию псевдонаукой и занятие ею приписывают только шарлатанам, да иллюзионистам, все же трудно поверить в то, что примерно четыре тысячи лет исследований и сто тысяч томов рукописей могли быть посвящены всего лишь вульгарному мошенничеству. Алхимия была вполне серьезной наукой, ее экспериментальная деятельность привлекла внимание таких крупнейших ученных, как И. Ньютон, Р. Бойль, Г.В. Лейбниц и многих других. Среди ее адептов были настоящие ученые-естествоиспытатели, чьими трудами был накоплен огромный материал, позволивший глубже копнуть в тайны нашего мироздания.

Если обратиться к этимологии данного слова, то оно пришло из арабского ’al-khīmiyā’, которое туда попало из давнегреческого χυμεία — «флюид», или χυμενσιζ — «литьё». Или, может, оно от древнего названия Египта - Хем. Изначальное значение слова "алхимия" - скорее всего, «египетское искусство».

Упоминания об алхимии встречается в древних рукописях Китая и Индии. Уже из данного ясно, что алхимия - это знание, пришедшее из давнего прошлого, из периода осевого времени цивилизации, времени зарождения основных религий и философских знаний человечества.

Возрожденное утраченное

Расцвет алхимии связан с эпохой крестовых походов Средневековья, когда таинственно-метафизические знания, почти утраченные и дошедшие в виде рецептов или практических рекомендаций, подверглись экспериментальной проверке.

История Средневековья наполнена сведениями об ученых, изучавших, как сделать в алхимии золото, и получивших милости королей. И о тех, которые не добились успеха, а некоторые исчезли вместе с лабораториями.

Тогда знания начали возрождаться и оформляться как наука алхимия. История подарила нам имена великих алхимиков Парацельса, Александра Калиостро, Марии-еврейки, Николаса Фламеля, Жоржа Риплея и других. Тогда же появились и цели учения, объяснявшего, что такое алхимия.

Исторические истоки

Практические знания алхимии появляются в мифические времена Небесных императоров Китая, первочеловека Паньгу и Владык, принесших на землю Огонь. Философ Древнего Китая Лао Дзы и Братство Кузнецов дают представление об умении уже тогда добиваться изменений и трансмутации металлов.

В Древней Индии алхимия - это наука о человеке, его внутреннем изменении и мистическом состоянии. Не металлам, как в Китае, а способам и методам развития человека посвящены древнеиндийские алхимические трактаты.

Египетская алхимия имела широкие познания о металлах и камнях, которые и сегодня поражают. Знания египтян воплотились в тайне постройки пирамид и особенностях мумификации. С изысканиями философского камня бессмертия связан миф об Озирисе - боге возрождения и смерти. Согласно мифу, тело человека, умирая, продолжает жить, переходя в другое состояние, бессмертная душа вечно живет в одном теле (вот и причина развития науки мумификации). Считается, что алхимию открыл полубог Гермес Трисмегист, именно поэтому эти знания называют еще герметическими.

Многовековые знания Египта перенимают арабы. У них алхимия - это наука без таинственности. Идеи Аристотеля о взаимопревращении металлов алхимик Аюб Аль Рухави воплотил в трактат о свойствах металлов, на удивление точных. Алхимик Гебер (Джабир ибн Хайан) вводит ртутно-серную теорию происхождения металлов, ставшую основой на многие столетия науки алхимия. На бумаге впервые расшифрованы знания и запечатлены объяснения свойств металлов и возможность их изменений.

Европейская алхимия

Крестовые походы европейцев принесли с собой и арабские знания об алхимии. Наука или магия, но она приобрела множество восторженных приверженцев и благодаря зашифрованным рукописям обросла кучей мошенников и шарлатанов. Долгие годы и правления разных королей попадали под влияние мистического очарования алхимии.

С легкой руки одного из самых преданных поклонников этой науки императора Священной Римской империи Рудольфа II (1552-1612) Прага и сегодня - столица алхимии. По его велению астрологи, алхимики и астрономы поселились на Золотой улочке Праги.

Прародитель Парацельс

С работами этого алхимика, жившего в период 1493-1541 годов, связывают основы знаний, что такое наука алхимия. Им были разработаны задачи европейской науки, сводившиеся к следующим:

  • поиск и изготовление эликсира (философского камня);
  • рождение гомункулуса;
  • поиск алкагеста - растворителя любых веществ;
  • восстановление из пепла живых существ (палигенез);
  • изобретение магической субстанции - мирового духа;
  • поиск способов квинтэссенции;
  • поиск aurum potabile - совершенного лекарства.

Философия алхимии

Философские принципы алхимиков сложны, запутанны и символичны. Вкратце они следующие:

  • Макрокосмос или Вселенная - это продукт Единого Абсолюта или Божественного Сущего. «Все является Одним, а Один является всем».
  • Все существует в единстве противоположностей, дуальности. Все явления, понятия, свойства рассматриваются с противоположных сторон (мужчина/женщина, дух/тело, вода/огонь).
  • Все состоит из алхимических субстанций: Душа, Дух, Тело (Три Королевства).
  • Разделение, очищение и синтез - три этапа алхимического практики и духовной части алхимии.
  • Все живое состоит из главных элементов: Огня, Воды, Воздуха, Земли.
  • К этим элементам прилагается пятый - Философский Меркурий, квинтэссенция четырех элементов.
  • Эволюция, развитие всего идет к предначертанному состоянию абсолютного совершенства.

Таким образом, практическая алхимия действительно искала способ превращения всего в совершенство - в золото. Духовные практики алхимии искали путь, как получить из «нечистых» элементов (обычных людей) духовное золото - мудрость. И с учетом философии, алхимия - это наука о трансмутациях и превращениях.

Направления движения мысли

Первое, что приходит на ум, при рассуждении о том, что такое алхимия, это изыскания способа изготовить золото из неблагородных металлов. Именно это занимало умы средневековых ученых. Золото приобретало все большую власть, и условия требовали поиска способов быстрого обогащения.

Другое направление, которое приобрела алхимия, - это поиск и обретение бессмертия. Множество легенд дошло до наших дней об алхимиках, которые нашли способ жить вечно в физическом теле, а рецепты продления молодости и жизни продолжают находить своих последователей и сегодня.

Третья цель, о которой редко встретишь информацию в философских трактатах, это достижение гармонии и счастья.

Современная метафизическая литература переполнена информацией, в разной мере популяризирующей и иногда подменяющей понятия такой науки, как алхимия. Наука или магия, магические ритуалы и рецепты излечения от всех болезней, достижение физического бессмертия и мгновенного обогащения - что из всего правда, а где вымысел?

Главные принципы алхимии

В основе знаний лежит три принципа или закона алхимии.

Первый принцип: материя, как основа всего, едина. Она принимает множество форм и может видоизменяться и перетекать из одной в другую. Но все сущее есть Великая Первоматерия, единая и неделимая.

Из этого закона следует следующий, гласящий что все, что есть в макромире, есть и в микромире. Что есть в великом, есть и в малом. И понять процессы, происходящие в большом, можно, изучив их в малом.

Третий - материя состоит из трех составных элементов (это субстанции, а не химические элементы):

  • Сера. Мужское начало. Бессмертный дух, который без остатка исчезает при обжиге материи.
  • Ртуть. Женское начало. Душа, что связывает тело и дух. Самая главная их трех субстанций.
  • Соль. Материальное тело, та часть, что остается после обжига.

Эти элементы составляют суть природных тел и выступают неразделимой триадой. От их соотношений зависят степени совершенства. Более совершенны те, где больше Серы. Где много Соли, там много тяжелого, в применении к человеку земного, телесного.

Церковь и алхимия

Позиция церкви в отношении этой «темной науки» понятна. И хотя достоверно известно, что папа Иоанн XXII был увлечен алхимией, именно он издал в 1317 году буллу «Против алхимиков». Тайной, как сделать в алхимии золото, интересовались такие церковники, как Фома Аквинский, папа Бенедикт II, Альберт Великий и многие другие. Католическая церковь наложила проклятие на занятия этой наукой. Ее запретили во Франции, Венеции, Англии. Количество ученых, подвергшихся гонениям и смерти, несчетно.

Церковь и скептицизм, нараставший в ученой среде из-за нашествия мошенников, сделали свое дело. К концу XVI века алхимия как наука вошла в период заката, длившегося три столетия.

Лишь в XVIII веке к ее истокам обратили свой взор и стали адептами науки такие выдающиеся умы, как Исаак Ньютон, Г. Лейбниц, Р. Бойль и другие.

Алхимия как донаучная химия

В ученом сообществе по-разному относятся к статусу и роли работ алхимиков. Действительно, критерии научности не подходят к алхимическим опытам и изысканиям. Они проводились без точных измерений, основывались на домыслах. Таинственность, мистика и колдовство окутывали деятельность алхимика, что вполне соответствовало средневековой культуре общества.

И хотя чаще гипотезы и теории алхимиков не подтверждались экспериментально, невозможно отнять у нее право на первые описания свойств веществ и металлов. А многие их идеи успешно были реализованы в стеклоделии, металлургии и изготовлении лекарственных препаратов.

Алхимия: наука или магия?

И сегодня не утихают споры и обсуждения в данном вопросе. Мистицизм и тайна, окутавшие знаменитых алхимиков древности, легенды и рецепты волшебных снадобий подпитывают интерес современников.

Человеку свойственно верить в чудо и надеяться на магическое решение своих проблем. Тяга людей к мгновенному обогащению также неистребима. Поэтому сторонники алхимии есть и всегда будут. И самоотверженно будут продолжать искать каждый свой философский камень.

Часто любители мистики задаются вопросом: «кто такой алхимик?» Во многих произведениях писателей-фантастов, таких как Говард Филлипс Лавкрафт, Джоан Роулинг и Виктор Гюго, часто затрагивается тема алхимии. Изучение этого вопроса (особенно в нашем мире точных наук) становится очень интересным! Эта статья расскажет, что такое алхимия, откуда это учение произошло и как относятся к этой теме в наше время.

Рассмотрим, что такое алхимия

Если говорить простым и понятным языком, алхимия - это подразделение натурфилософии: изучение материи, превращение одного элемента в другой. Натурфилософия - это естествознание, учение о природе. Оно никак не связано с наукой - это скорее умозрительные заключения, которые не были подвержены опытам и не имеют научных доказательств.

С появлением физики, которая может грамотно объяснить природные явления в нашей жизни, учение алхимии вытесняется и является на сегодняшний момент псевдонаучным, не доказанным экспериментами и фактами. Алхимия - это магическое и оккультное учение, которое сложилось в эпоху среднего века. В основу этого учения положены известные в то время химические свойства, а также тогдашние представления о жизни человека в обществе.

Возникновение алхимии

Сложно сказать, кто же был первым алхимиком, но известно, что эта культура складывается в Александрийской Античности (II-VI века н.э.) и основывается на учении Аристотеля о четырех первозданных элементах: воде, воздухе, огне и земле. Сам Аристотель признавал единство материи и считал, что каждая материя изменяется с помощью опытов. В то время люди начали активно изучать процесс горения, с помощью которого ставили различные химические опыты. Это побудило алхимиков развивать свою деятельность. Это философское учение возникало:

    в Древнем Египте;

    в Римской империи;

    на Востоке, в арабских странах (считается, что арабы были особенно могущественными в алхимии);

    в странах Европы в эпоху Возрождения алхимия набирала обороты: Парацельс стал использовать химию в медицине.

Поиски философского камня

Главным, что двигало людей, занимающихся алхимией, было усовершенствование знаний: они стремились к тому, чтобы одно вещество могло превращаться в другое. Главной целью многих алхимиков, которые просиживали днями и ночами в лабораториях, было узнать, можно ли вещество (например, свинец) превратить в золото или серебро.


Также главной целью было создать философский камень - определенный магический атрибут, способный превращать металлы в золото. Учеными доподлинно не доказано, существовал ли философский камень, который безукоризненно выполнял свое предназначение, или нет, но по-прежнему существуют интересные рецепты, которые можно воссоздать даже в домашних условиях. Но помните, что эти опыты опасны для жизни и здоровья человека: много работ приходится выполнять с помощью ртути, которая в лучшем случае вызовет тяжелое отравление.

Рассмотрим интересный рецепт Джорджа Рипли, изложенный в трактате о получении брома, «первичной материи». Для получения философского камня потребуется ртуть, кислый виноградный спирт, обмазанная глиной реторта. Ученый описывает такие химические явления, как дистилляция и горение веществ.

А вот предшественник Рипли, монах Рогерус, описывал сложный магический способ приготовления философского камня. Согласно ему, алхимикам необходимо откармливать и разводить в специальной комнате в подвале старых петухов. Из яиц должны были вылупиться рептилии. Для приготовления раствора нужна кровь этих существ, кровь мужчины с рыжими волосами, а также красная медь. В результате медь должна была превратиться в золото. Но чтобы превратить один металл в другой, можно провести и менее радикальный эксперимент .


Алхимические опыты в домашних условиях

Вопрос о том, можно ли совершать алхимические опыты, остается открытым, потому что наукой не доказано существование «потусторонних сил». Но существуют интересные химические опыты, которые можно проделать в домашних условиях, основывающееся на точных науках без использования магии. Например, интересно сделать раствор лимонной кислоты и вырастить большие кристаллы, добавляя в воду красители. Это простой процесс, правда, на него уйдет много времени. Также существуют и другие опыты по превращению одного вещества в другое: получение из уксуса и соды углекислого газа, изготовление сухого льда и т.д

Много веков назад человек полагал, что все окружающее нас, дело рук Божьих, а выяснять как что устроено – является ужасным грехом. С грешниками тогда не церемонились, их подвергали пыткам и сожжению.

Потому чтобы стать ученым в темные времена, необходимо было обладать острым умом и незаурядной храбростью . Такие люди были и назывались алхимиками.

Если объяснять просто, то алхимия – это натурфилософия, учение о природе, изучающее метаморфозы.

Наукой алхимию назвать сложно, это наблюдения, которые не имеющие доказательств, поэтому её часто называют псевдонаукой.

Когда появилась наука физика, отпала необходимость в её существовании, ведь алхимия сочетала в себе оккультизм и базировалась на магических явлениях, известных в то время химических взаимодействиях и представления о живых организмах, существовавшими в тот период.

Алхимики пытались выяснить из чего состоит окружающий нас мир, принципах его функционирования и питали надежду суметь превращать одни элементы в другие, в частности, их интересовало превращение металлов в золото .

Еще алхимики надеялись создать универсальное лекарство, дарующее молодость – «эликсир жизни» .

Поскольку инакомыслящие подвергались гонениям со стороны церкви и государства, то алхимики вынуждены были обустраивать в темных подземельях свои лаборатории, а чтобы уберечь таинство от посторонних, использовали шифры. Изображение горящей рыбы означало соединение ртути и серы, а ключ – поваренную соль.

Они считали, что для успешного опыта необходимо, чтобы особым способом выстраивались планеты и звезды, поэтому алхимики были еще и немного астрономами. Во время экспериментов изучалось всё – жидкости животного происхождения (слюну, желчь, кровь), глина, металлы, вода, дерево, помёт… Многое пробовали на вкус, подвергали сжиганию, растворению, смешиванию, то есть проводили элементарные химические реакции.

Возникновение алхимии

Сейчас уже никто не знает, кто же положил начало алхимической деятельности. Однако доподлинно знаем, что в античности на основе учения Аристотеля об изначальных элементах (их было четыре – воздух, огонь, земля и вода).

Аристотель считал материю единой, а то, что мы созерцаем – её видоизмененным состоянием. В этот исторический период человек приступил к исследованию процессов горения и начал ставить первые химические опыты.

Известно, что как учение, алхимия развивалось в Римской империи, Древнем Египте, в арабских странах (именно на Востоке жили сильнейшие алхимики), в эпоху Возрождения в Европе (когда Парацельс воспользовался достижениями химии для нужд медицины).

В поисках философского камня

Алхимики стремились к совершенствованию знаний, одной из основных целей ставили создание магического реактива, позволяющего облагородить металл (например, свинец), превратив его в золото. Философский камень имел несколько названий, среди них магистериум, пятый элемент, великий эликсир.

Но на самом деле золото не являлось их целью, их цель была создание инструмента (философского камня), дарующего колоссальные возможности и свободу. Кроме того он должен был в растворенном виде, называемом «золотым напитком» , выполнять функции лекарства.

Считалось, что философский камень удавалось находить, этих алхимиков называли адептами. Однако это не доказано, но часть опытов-рецептов, придуманных алхимиками можно сделать и в домашних условиях. И пусть магистериум принято считать сказкой, но ученым удалось осуществить трансмутацию веществ в золото, в частности, это происходит в результате реакций, происходящих в ядерном реакторе.

Тем не менее, лекарством результат таких трансмутаций не является.

Способы получения философского камня, описываемые алхимиками разнообразны. Например, монах Рогерус считал, что сначала нужно в темном подвале вывести василиска из яйца, снесенного петухом, затем взять его кровь, кровь рыжеволосого мужчины и красную медь и прокаливать на огне до получения золота.

А вот Джордж Рипли использовал для этой цели более приземленные предметы, чем мифический василиск. Он брал виноградный спирт, ртуть, реторту, закаленную в глине и проводил дистилляцию.

Алхимики часто проводили испытание веществ на себе, гибли от взрывов, травились газами. Бывало, им удавалось изобрести полезные соединения, например, монах Бертольд Шварц случайно, проводя алхимические опыты, получил порох, а Иоганн Бетгер – нашел метод производства фарфора.

Алхимики систематизировали полученные ими в ходе опытов данные о веществах, химических реакциях, предпосылки для метаморфоз веществ и создавали базу для химии. А ведь их идея о том, что вещества способны изменяться была верной, что доказали современные ученые. Жаль, что эликсир жизни еще не удалось открыть.



Что еще почитать