Т коти жизнь дана на добрые дела. Добрые дела на жизнь дана пословица. Планируемые результаты освоения темы

краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Михайловская общеобразовательная школа-интернат»

Классный час «Жизнь дана на добрые дела»

Классный руководитель

Л.И.Дисенова

Анализируя современное состояние общественной жизни, считаю самым важным в своей работе - воспитание доброты в детях. Детским душам в настоящее время так не хватает милосердия.

Хочется, чтобы ребята росли отзывчивыми, умели радоваться успехам товарищей, достойно переживали свои неудачи и были рядом с теми, кто нуждается в помощи.

Кто-то считает, что эти качества должны развиваться сами по себе, в силу того, что мы живём в стране, где гуманность является важным принципом.

Но наша повседневная жизнь убедительно показывает: без специально организованного воспитания, без людей, которые владеют методикой такого воспитания, с этой задачей не справиться.

Воспитывать в ребёнке чувства доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой личности.

Педагогика предлагает нам множество разумных советов, но целостной научно обоснованной и методически разработанной системы формирования нравственных качеств до сих пор не существует.

Нравственное воспитание - одно из направлений моей работы. Считаю, что вношу свою скромную лепту в формирование нравственных качеств учащихся.

Цели:

1)расширить знания школьников о добре и применении его в жизненных ситуациях;

2)формирование у учащихся доброты и милосердия;

3) пробудить у ребят чуткое, заботливое отношение к окружающим, развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения.

Подготовительная работа:

подобрать и выучить пословицы о добре и доброте;

выучить стихотворения о добре.

Оформление.

1.Плакат с изображением яркого солнца со словами В. Гюго «Во внутреннем мире человека доброта - это солнце»

2.Высказывание русских писателей о доброте:

Делать людям хорошо - хорошеть самому.

(Л.Татьяничева)

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье.

Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям.

(Ж.Ж.Руссо)

Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе.

(В.Шекспир)

Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях.

(Б.Паскаль)

Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других.

(Л.Толстой)

3.Выставка книг

4.Выставка рисунков

Ход занятия.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня вы станете участниками беседы «Жизнь дана на добрые дела».

Эпиграфом к нашему общению станут следующие строки:

«Не иссякай святой исток добра,

Не иссякай отныне и вовеки,

Чтоб не настало время топора,

Чтоб человек остался в человеке».

Я думаю, вы все поняли, что разговор у нас с вами пойдет о таких человеческих качествах, как доброта, добросердечность - ведь они неразделимы.

Ребята, скажите, а как образовано слово «добросердечность»? Что оно означает?

Добросердечность - душевная чуткость, отзывчивость души, расположение к людям, ласка, участие, доброжелательность - в их основе лежит желание добра другому (по словарю).

Добросердечный человек - обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый. Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми.

Добросердечный (добрый) человек всегда вежливо говорит со своим собеседником.

Мы с вами тоже собеседники. А собеседники общаются. И для того, чтобы нам было комфортно, приятно общаться, я попрошу вас помочь мне создать атмосферу тепла и доброжелательности.

Этический заряд доброты

(упражнение выполняется в кругу)

Прошу детей потереть свои ладони, а затем левой рукой (сторона сердца) передать частицу своего тепла соседу слева.

Сейчас соседу слева

Пожмите руку смело

Тому, кто справа, подмигните,

Да не стесняйтесь!

Посмотрите,

Он улыбается в ответ.

Ребята, мне стало очень тепло от ваших взглядов, улыбок. Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас!

Ребята, подумайте, чем определяется человеколюбие?

Человеколюбие - это:

заботливое отношение к детям;

чуткое отношение к старикам;

стремление помогать людям в несчастье и др.

А мы всегда можем выполнить то, что назвали? Иногда мы не имеем возможности помочь, но к этому надо стремиться (помочь словом, делом). Отрадно, что возрождаются такие забытые понятия, как «доброта», «человечность», «милосердие», «доброжелательность», «внимание друг к другу». Сейчас многие организации, отдельные граждане осуществляют акции милосердия (берут в семью детей, инвалидов и заботятся о них).

Ребята, мне очень хочется, чтобы каждый из вас хоть однажды открыл в себе Звезду человечности.

Добрый благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми.

А. Экзюпери писал: «Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения».

Общаясь с другим человеком, проявляйте интерес, внимание к проблемам, заботам, сочувственно относитесь к его переживаниям. Ребята, редко встретишь человека, который бы никогда в жизни ни с кем не ссорился. По этому поводу, послушайте полезные советы.

Советы

1.Избегайте конфликтов, ссор, необдуманных поступков.

2. Если ссора состоялась, миритесь!

А сейчас я бы хотела познакомить вас с заповедями (правилами), по которым должен стремиться жить человек.

В.А.Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств».

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

Еще в IV до н.э. древнегреческий философ Платон рассуждает о человеколюбии, доброте, человеческом счастье. Эту мысль на протяжении многих веков развивают философы разных стран.

А сейчас прослушайте басню древнегреческого баснописца Эзопа

Солнце и ветер

Солнце и Ветер поспорили, кто сильнее, и Ветер сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там старик в плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять плащ быстрее, чем ты».
Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть все сильнее и сильнее, пока не превратился почти в ураган.

Но чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ. Наконец Ветер стих и прекратился; и тогда Солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Путник согрелся под жаркими лучами солнца, повеселел и снял плащ. И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы.

Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом при дворе царя Креза. Свои бессмертные басни он сочинил в XVI веке до н.э., но тем не менее, те истины, относительно человеческой натуры, которым он учил, остаются и в наши дни столь же справедливыми. Доброжелательный и дружеский подход в понимании людей скорее принесут пользу, чем грубость, насилие, негодование.

Вопросы

О чем говорится в басне? Каков ее смысл?

Какого принципа взаимодействия с окружающими придерживаетесь вы? Каких результатов достигаете?

Считаете ли вы себя добрым человеком? В чем проявляется ваша доброта?

Как к вам относятся люди? Чем они отвечают на вашу доброту? Отвечаете ли вы на их доброту?

Можно ли научиться доброте? Как это сделать?

Заповеди человека

Делай добро.

Бойся обидеть человека.

Люби и прощай людей.

Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступил по отношению к тебе (золотое правило нравственности).

Помогая другим, помогаешь себе.

Сейчас люди очень много говорят о добре, доброте. А что есть доброта? (Закройте глаза и представьте, что для вас означает «доброта»? Ответы детей).

Доброта - это, прежде всего, счастье всех людей. В жизни ценнее всего доброта. Ребята, а что же делать, чтобы не было на земле зла, чтобы не мучили люди друг друга, не убивали, чтобы всем было хорошо?

Варианты ответов

Собрать всех, кто делает зло, и посадить за решетку.

Избавиться от злых людей, чтобы остались на земле одни добрые люди.

(Ответы детей).

Если бы добрые люди решили извести злых, то сами бы перестали быть добрыми, потому что совершили страшный грех - сделали зло. Как можно отделить злых от добрых? Каждый человек может стать и добрым, и злым. Каждый человек может исправиться; некоторые святые раньше были грешниками.

А как измениться? Что же надо делать?

Надо становиться лучше !

И сейчас я попытаюсь показать вам это на одном примере из жизни.

(звучит отрывок о 2-х женщинах Т.В.Семевской).

Запомни!

Если ты хочешь уничтожить зло в других, старайся быть лучше сам.

Уничтожать зло злом - то же, что заливать огонь бензином.

Ребята, мы с вами уже много сказали о добре, доброте.

А как вы понимаете пословицу: «Добрых людей через добро получают?»

Какие пословицы и поговорки о добре, доброте знаете вы?

(Ответы детей).

В своих лучших пословицах народ передавал свои заветные правила жизни. Продолжая наш разговор, я хочу зачитать вам текст письма Л.Н. Толстого к семилетнему мальчику Захару Шевцову. Он писал:

«… Советую тебе, мой мальчик, всю жизнь с нынешнего дня и до самой смерти учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со всеми: с няней, с папой, с мамой, братьями, дворником - со всеми, с кем только сходишься.

Это не совсем легко, этому надо учиться так же, как учиться читать, писать, играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам выучишься - и конец, а этой науке конца нет. И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и веселее, и все вокруг тебя всё больше и больше тебя любят.

Пожалуйста, сделай так. Всякую минуту помни, что тебе надо быть добрым».

Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на нее. И добрым делом помочь.

Задание 1 «О чем говорят глаза»

Посмотрите на своего соседа по парте. Попробуйте определить, в каком настроении ваш товарищ, как он себя чувствует, о чём думает, чем озадачен. Обменяйтесь своими наблюдениями, выводами. Соответствуют ли они действительному состоянию товарища?

Вопросы для размышления

(домашнее задание)

Воспитывайте в себе доброту, начиная с близких людей.

Посмотрите внимательно на маму, бабушку, отца, дедушку. Что в их глазах вы видите: тревогу, покой, озабоченность?

Подумайте, как им помочь, чем можно поднять их настроение? Как выразить сочувствие, понимание?

Приглядитесь к родителям, пришедшим с работы. Расспросите о прошедшем дне, приготовьте или подогрейте ужин к их приходу, усадите удобнее, подайте домашние тапочки, газету и др.

Цветовой диктант

Для того чтобы выполнить это задание, вам необходимо:

вспомнить добрые слова (солнце, жизнь, любовь, мама, друг, улыбка и т.д.);

раскрасьте каждое слово тем цветом, с которым оно у вас ассоциируется.

То же самое проделайте со словами (ненависть, злоба, недруг, лицемерие и т. д.). Какие из получившихся оттенков приятнее вам? Почему?

Вывод:

Как от добрых слов, так и от добрых дел человеку спокойнее, приятнее на душе, чем от жестоких, злых.

Задание 2

Прослушайте стихотворение К. Бальмонта и мысленно нарисуйте спасенную мальчиком бабочку.

Бабочка

Вопросы:

Что на ваш взгляд, вносит в понимание доброты стихотворение К. Бальмонта?

Почему дети чаще всего не желают никому зла? Что происходит с человеком, когда он взрослеет? О чем он забывает?

Могут ли взрослые люди учиться доброте у детей? Чему можно научиться у детей?

Приходилось ли вам сталкиваться, когда - либо, с беззащитным уязвленным существом? Удалось ли вам сделать что-нибудь, чтобы облегчить его страдания? Опишите чувства, испытанные в этой ситуации.

Продолжая беседу, я хочу вас спросить:

Каким делает человека доброта?

Какой человек может быть добрым?

Как вы думаете, какие правила необходимо выполнять, чтобы быть добрым?

Ответы детей.

Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит. У него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.

Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе. Добрый человек всегда учитывает интересы других.

Любить людей, призывать окружающих к тёплым взаимоотношениям, делать добро для близких и друзей.

Заканчивая наш с вами разговор, мне очень хочется, чтобы вы в любой ситуации проявляли своё благородство, доброту, милосердие.

Круг добра

А сейчас соедините руки и образуйте круг - круг добра . Мне кажется, что сегодня вы все немного изменились, стали чуть-чуть добрее.

Ребята, я попрошу каждого из вас «вручить» словесный подарок, словесную премию своему товарищу слева. Это может быть предмет, рисунок, стихотворение и т.д.

(Дети берутся за руки, объясняют, за что присуждается награда.Учитель исполняет песню на стихи неизвестной монахини Новодевичьего монастыря).

Что бы в жизни ни ждало вас, дети, —
В жизни много есть горя и зла.
Есть соблазна коварные сети,
И отчаянья жгучего мгла.

Есть тоска невозможных желаний,
Безнадежный, нерадостный труд
И расплата годами страданий
За десяток счастливых минут.

Все же вы не слабейте душою,
Коль придет испытаний пора.
Человечество живо одною
Круговою порукой добра.

Где бы сердце вам жить ни велело —
В шумном свете иль в сельской тиши —
Расточайте без счёта и смело
Вы сокровища вашей души.

Не ищите, не ждите возврата,
Не смущайтесь насмешкою злой.
Человечество все же богато
Лишь порукой добра круговой

Эти стихи написаны душою. В этих строчках дано самое полное определение добра, которое когда-либо существовало: добра, как круговой поруки, и брошен самый беззлобный вызов злу, который когда-либо звучал на земле:

Где бы сердце вам жить ни велело,

В шумном свете иль сельской тиши,

Расточайте без счета - и смело

Вы сокровища вашей души!

Ребята, начните творить добро уже сегодня…

1) «Жизнь дана на добрые дела». Эта пословица означает то, что в жизни нужно творить добро, а не сеять зло.

2) «Мир строит, а война разрушает». Эта пословица говорит о том, что мир всегда восполняет то, чего не хватает, или увеличивает что-то во много раз, а война, напротив, все уничтожает, что было построено.

3) «Не делай себе того, чего другим не желаешь». Эта пословица значит то, что если человек сам любит, когда к нему хорошо относятся, то и он должен то же самое делать по отношению к другим.

4) «Злой плачет от зависти, а добрый от радости». Пословица означает, что добрые и злые отличаются друг от друга, и злой будет плакать от зависти, а у доброго всегда будут появляться слёзы от счастья.

5) «Теплые слова и в мороз согревают» означает, что человеку не будет страшен мороз, если ему скажут что-то хорошее и доброе.

Цели:

1) развивать представление учащихся о добре и зле ;

2) воспитывать стремления совершать добрые дела ;

3) учить правилам бесконфликтного существования.

Ход беседы.

— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о доброте и добрых делах. Доброта! Какое старое слово! Уже тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает.

— А какого человека можно назвать добрым? (Ответы детей)

— Можно ли заставить человека быть добрым?

— Можно ли стать добрым на время?

— А где живет доброта ? (Прежде всего, в нашем сердце).

Где красота – там доброта .

Их разлучить ничто не может.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днем, ни днем дождливым.

И если хочешь быть красивым,

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

— Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Вот как гласит пословица «Не одежда красит человека, а его добрые дела».

— Какие добрые дела вы делаете дома, на улице, в природе? (Презентация).

— Русский народ сочинил много пословиц о доброте. Давайте их прочитаем и объясним.

Жизнь дана на добрые дела.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

За доброго человека сто рук.

Делай другим добро – будешь и сам без беды.

Доброе слово лечит, злое калечит.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Песня «Если добрый ты»

Дождик по земле

Босиком прошел,

Клены по плечам хлопал,

Если ясный день – это хорошо,

А когда наоборот, — плохо.

Слышишь, как звенят

В небе высоко

Солнечных лучей струны?

Если добрый ты,

Это хорошо,

А когда наоборот, — трудно.

Радостью своей,

Рассыпая смех звучный.

Если песни петь,

С ними веселей,

А когда наоборот, — скучно.

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живешь на Земле.

— Добрый человек любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и со взрослыми.

— Послушайте стихотворение А. Л. Барто «Любочка».

Добрые ли герои в стихотворении?

Весь материал — в документе.

Задание из Рабочей тетради по литературному чтению, 2 класс, автор — Т.Ю. Коти. Вспомни и запиши пословицы и поговорки о добре, добрых делах.

  • Добра голова сто рук кормит.
  • Добра желаешь, добро и делай!
  • Добра ищи, а худо само придет.
  • Добра на худо не меняют.
  • Добра не смыслишь, так худа не делай.
  • Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.
  • Добро быть в радости и жить в сладости.
  • Добро вспомянется, а лихо не забудется.
  • Добро делаем - добро и снится, а худо делаем - худо и снится.
  • Добро делать спешить надобно.
  • Добро и во сне хорошо.
  • Добро ищи на стороне, а дом люби по старине.
  • Добро к Фоме пришло, да промеж рук ушло.
  • Добро наживай, а худо изживай.
  • Добро не горит, не тонет.
  • Добро не лихо - бродит тихо.
  • Добро не умрет, а зло пропадет.
  • Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.
  • Добро помни, а зло забывай.
  • Добро поощряй, а зло порицай.
  • Добро творить - себя веселить.
  • Добро тогда будет добро, когда люди похвалят.
  • Добро того учит, кто слушает.
  • Добро худо переможет.
  • Доброго держись, а от худого отдались.
  • Доброго не бегай, а худого не делай.
  • Доброго человека в красный угол сажают.
  • Доброго чти, а злого не жалей.
  • Добродетель доброму не вредит.
  • Добродетель преодолевает силу.
  • Доброе дело - правду говорить смело.
  • Доброе дело без награды не останется.
  • Доброе дело говорится смело.
  • Доброе дело два века живет.
  • Доброе дело и в воде не тонет.
  • Доброе дело крепко.

В пословицах скрыта народная мудрость, а сами пословицы — это маленькие советы о том, как вести себя правильно.

пословицы для вина из италии

Например пословица Счастливым быть- никому не досадить учит нас тому, что незлобливый человек, никому не делающий зла и сам оказывается счастливым, ведь он чаще всего в ответ на свое добро получает добро от других людей.

совершить хорошее дело никогда не поздно пословица

В пословице Дружбу всегда помни, а зло забывай советуют обращать внимание только на приятные воспоминания и тогда человеку будет проще и легче жить. Есть такое прилагательное — злопамятный, про людей, которые помнят злое и таких людей нельзя назвать счастливыми, ведь они постоянно переживают раз за разом все самое плохое в жизни.

какой смысл пословицы видит око далеко ум

Пословица про Шутку и Долю правды говорит о том, что любая шутка на чем-то основана, и в ней есть рациональное зерно. Шутка не появляется на пустом месте, часто шутка просто в юмористической форме передает действительность.

английские синонимы русских пословиц

Последняя пословица имеет хороший синоним — пословицу На обиженных воду возят. В ней говорится, что человек должен относится к шутке как к шутке и не воспринимать любую шутку как оскорбление. Смех очень полезен для здоровья и самый здоровый смех — это смех над самим собой. Осознание своих недостатков может помочь их искоренить и стать лучше.

пословицы омудрсти глупости

пословицы о безработных

Это счастье — прожить жизнь, никого не обидев. Обычно, так как люди разные, и отношение к различным предметам у них разное, то можно, даже и не желая этого, нанести обиду, вызвать в другом человеке негативные (плохие) эмоции. Пройти по жизни, никого не зацепив, это действительно счастье.

ситуация на пословицу like father soon

Дружбу помнить, а зло забывать — эта пословица учит нас прощению, чтобы мы в спорах с друзьями помнили прежде всего о том, сколько хороших минут мы провели вместе, а не свое недоброе состояние, возникшее из-за того, что друг сделал что-то не по нашему желанию, нанес какие-то действия, с которыми мы были не согласны.

какая пословица подходит к сказке лиса и журавль

В каждой шутке есть доля правды о том, что шутят обычно не на пустом месте. В шутках, все же упоминаются действительные действия или недостатки, просто в забавной, где-то сказочной, возможно, манере.

пословицы на польском

За шутку не сердись и в обиду не вдавайся учат нас с чувством юмора относится к тому, если над нашими недостатками кто-то шутит. Или просто прощать, если шутка была достаточно злой. Когда кто-то шутит над нами, наверное, не хотят нам на нести обиду, просто хотят повеселиться, и, возможно, повеселить и нас. Но не всегда это бывает удачно. Как-то так.

пословица про труд

пословицы к рассказу зощенко лелька и минька

Любая пословица учит нас не просто добру, она учит нас тому, что добро лучше зла и человек, который использует свою жизнь на добрые дела всегда счастливее того, кто делает людям зло. Буквально жизнь человеку дается на добрые дела и только тот живет по-настоящему, кто делает добро.

лексико грамматические разряды пословиц

Пословицы о добре учат нас тому, что счастье в том, чтобы не помнить обиды и зло, не досаждать другим и не обижаться на шутки. Что касается того, что в каждой шутке есть доля правды, то это на самом деле так. Иначе шутка теряет всякий смысл и никто ее не понимает.

пословица глаза боятся а руки делают на английском

Т. Коти. Добрый друг. В.И. Даль – собиратель народной мудрости. Пословицы и поговорки русского народа. Н. Носов. Огурцы. Создание текста «Доброе дело».

М. Зощенко. Не надо врать. Л. Каминский. Сочинение.

М. Зощенко. Через тридцать лет. Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей.

Н. Носов. Трудная задача. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Юмористические рассказы.

Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела».

Деятельность учащихся:

Предполагать на основе названия учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность.

Рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа. Объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.

Знать пословицы и поговорки из сборника. Объяснять смысл пословиц.

Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии. Объяснять название текста, заглавие. Составлять план текста, делить текст на основе плана. Писать отзыв на прочитанную книгу.Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Волшебные сказки

Волшебные сказки. Урок работы с книгой. Иван – царевич и Серый Волк. Русская народная сказка. Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич и Серый Волк».

Летучий корабль. Русская народная сказка. Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки. По щучьему велению. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Русские сказки. Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки».

Деятельность учащихся:

Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: народная сказка, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Определять, из каких элементов состоит волшебная сказка.

Характеризовать героев сказки.Определять, какие предметы являются сказочными.

Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине.Определять тему и название выставки книг.Находить нужную книгу по каталогу.Составлять план пересказа, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. Распределять роли, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Люби всё живое

Энциклопедии и справочники. К. Паустовский. Барсучий нос. Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.В. Берестов. Кошкин щенок. В. Заходер. «Вредный кот».В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка». Тим Собакин. Песни бегемотов.

Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька». Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Н. Носов. Карасик. М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию. М. Горький. Воробьишко. Инсценирование произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе. Составление плана рассказа. Контрольная работа по разделу «Люби все живое».

Деятельность учащихся:

Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.

Характеризовать героев сказки, рассказа. Выявлять особенности героев художественного рассказа. Выявлять особенности юмористического произведения. Выразительно читать стихотворения. Определять смысл названия произведения.

Определять правду и вымысел в произведениях. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале. Обсуждать в паре, в группе поступки героев. Определять свою позицию по отношению к героям произведения. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Распределять роли. Инсценировать произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Картины русской природы

Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу.

Н. Некрасов. Славная осень.

М. Пришвин. «Осинкам холодно». Ф. Тютчев. «Листья».

А. Фет. «Осень». И. Бунин. «Первый снег».

В. Поленов. Ранний снег. Анализ картины. Создание текста.

Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников.

К. Бальмонт. Снежинка.

К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень…».

Готовимся к празднику. Создание собственного поздравления.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Картины русской природы.

Деятельность учащихся:

Определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине. Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины.

Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи.

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам.

Представлять выбранную книгу. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Стр. 76

  • Как ты думаешь, что такое добрые дела? Приведи примеры из произведений, прочитанных тобой в учебнике «Литературное чтение».
  • А какие добрые дела совершал ты?

1. Каждое утро выношу мусор.
2. Помогаю бабушке-соседке поднять тяжёлую сумку на пятый этаж.
3. Оставляю еду для бездомной собачки во дворе.
4. Помогаю мамочке и говорю ей добрые слова.

  • Подумай, чем различаются слова добрый — добренький. Посмотри в словаре, что означает слово доброта.

Добрый — отзывчивый, искренний, готовый помочь другим.
Добренький звучит с иронией. Фальшивая, приукрашенная доброта.

Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

  • Вспомни пословицы и поговорки о добре, добрых делах. Запиши ту пословицу, которая тебе больше понравилась. Объясни, как ты её понимаешь.

Стр. 77

Жизнь дана на добрые дела. Пословица о том, для чего мы рождаемся. Делай добро другим и оно обязательно вернётся к тебе.

  • Придумай небольшой рассказ «Как я помогал маме» и запиши его. Используй слова из «Словарной коробочки» (чистота, порядок, убрать комнату, проявлять заботу, ухаживать, помогать)

Стр. 78

Как я помогал маме

Каждый год в День рождения моей мамы собирается очень много гостей, которые спешат её поздравить. Некоторые приезжают даже с других городов, ведь моя мама — лучшая на свете!
В этом году папа сказал, что мы сделаем маме сюрприз и приготовим праздничный обед сами. Накануне я очень волновался и завёл будильник на пять утра, чтобы всё успеть. Когда будильник прозвенел, я вскочил с кровати и принялся за уборку. Я тщательно вытер пыль во всём доме, полил цветы, навёл порядок в своей комнате. Затем набрал в ведро воды и принялся мыть полы.
Когда мама проснулась, восторг озарил её лицо от сияющей чистоты. Папа держал в руках огромный букет и улыбался. Мы отправили маму в салон красоты, чтобы к её приходу приготовить праздничный обед. Как только за ней закрылась дверь, мы с папой поставили курицу в духовку, быстро нарезали салат и стали печь шоколадный торт.
К приходу мамы дом сиял чистотой, окна блестели, стол был накрыт и весь дом украшали воздушные шары. В этот день гостей я так и не увидел, потому что к их приходу уснул от усталости безмятежным сном. На следующий день я проснулся от маминого поцелуя. Я открыл глаза и увидел, что мама давно сидит у меня на кровати и ждёт, когда я встану. Она улыбалась и протягивала огромного медвежонка. Затем снова поцеловала меня и сказала: «Спасибо, мой родной, я бы без тебя не справилась».

предварительный просмотр материала

Воспитательный час

«Жизнь дана на добрые дела»

Цель: формирование нравственных качеств личности у воспитанников; закрепление общепринятых правил поведения, проявления добрых чувств и поступков.

    раскрыть сущность понятий "добро", "доброта", "добрые поступки";

    способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умения анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку;

    воспитывать стремление совершать добрые дела, проявлять доброту к окружающим.

Форма проведения: круглый стол.

Ход воспитательного часа

Орг. момент

Человек почти всегда знает, хорошо он поступает или плохо. Всю свою жизнь с самого детства, человек познает, «Что такое хорошо и что такое плохо».

А вы, как вы поступаете? Не просто правильно оценить. У нас есть хороший помощник - наша совесть.

Совесть - это чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим собою, окружающими людьми и обществом. Она подсказывает, что есть добро и зло, удерживает нас от злых поступков и поощряет - добрые. Совесть предостерегает нас от зла и направляет на путь добра.

Соберите пословицу, которая и будет сопровождать нас и являться темой воспитательного часа «Жизнь дана на добрые дела».

Основная часть

Каждый человек неоднократно задумывался, для чего он живет на этом свете, в чем смысл его существования. И каждый наверно приходил к выводу, что жизнь слишком драгоценна, чтобы тратить ее попусту. В жизни обязательно должна быть некая высшая цель, некий смысл, который и делает ее стоящей. Жизнь дана нам не просто для того, чтобы есть и спать, но для того, чтобы творить и выражать себя в чем-то, жизнь нам дана для того, чтобы творить добро, чтобы делать этот мир еще более прекрасным и совершенным.

И напротив, если делать людям зло, то смысл такой жизни теряется, человек превращается в пустое, но грязное место. Это верный путь к одиночеству, а одинокий человек просто сходит с ума. А потому творить добро не только наша обязанность, но и жизненная необходимость. Так что давайте делать только добрые дела и не будем тратить свою жизнь попусту.

Определение понятий добро и зло.

Сложность возникает в том, что у каждого человека свое представление о том, что такое добро и зло.

Добро приносит в жизнь людей спокойствие, счастье, умиротворение. Естественно не нужно думать, что добро для каждого человека имеет одно и то же значение. Совсем нет. Естественно на формирование этого понятия играет роль культурная среда, в которой рос человек. В нашей культуре добро ассоциируется со светлыми красками. Добро понимается еще, как стремление сделать что-то приятное и хорошее для другого (человека, природы, животного…), причем это стремление не должно содержать в себе выгоду, и желание должно идти от «чистого сердца».

Зло - это понятие, противоположное добру. Оно довольно обширное и включает в себя множество более мелких «составляющих».

Зло имеет свои «идеалы», к коим относятся насилие, ненависть, разрушение, гнев, ограничение свободы против воли человека, терроризм, зависть, страх, ложь, гнев и др. Если рассматривать зло не так обширно или абстрактно, то его обозначение можно сформулировать, как нанесение живым существам страданий любыми способами (как физических, так и моральных).

Притча о двух волках.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро - мир, любовь

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как вы понимаете значение этих слов?

Видеоролик «Даже звери спасают друг друга»

(Обсуждение, ответы на вопросы.)

Тест «Какой ты человек?»

(Каждый воспитанник выполняет тест, подсчитываются баллы, после чего зачитываются ответы теста)

Пословицы.

Воспитанники по очереди зачитывают пословицы о добре.

    Добра на худо не меняют.

    Делать добро спеши.

    Добро худо переможет.

    От добра до худа один шаг.

    С добрым жить хорошо.

А как вы понимаете значение этих пословиц? (человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым)

Настоящее добро должно быть бескорыстным. Надо частичку своей жизни отдавать другим.

Стихотворение.

Давайте задумаемся над вопросами героя стихотворения Александра Яшина.

«Сердце чьё смягчил,

Кому подал руку?

Кому облегчил душевную муку?

Чью старость утешил?

Кого осчастливил?

Кого на дорогу на торную вывел?»

Эти вопросы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас были моменты, когда нам кто-то вовремя помог в самых разных ситуациях. Или вы сами поддержали кого-то в беде, независимо от того, родной это был человек или вовсе незнакомый.

Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

Не тлело во мгле,

Делай доброе дело-

Тем живём на Земле.

А сейчас послушайте рассказ В.Осеевой «На берегу реки» и подумайте, какими качествами обладают герои этого рассказа.

Юра и Толя шли неподалёку от берега реки.

Интересно,- сказал Толя,- как это совершаются подвиги? Я очень бы хотел совершить какой-либо подвиг!

А я об этом и не думаю…- ответил Юра и вдруг остановился.

С реки донеслись отчаянные крики о помощи.

Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.

А Толя бегал по берегу и кричал:

Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.

Ах, вот он! Вот кто кричал!- обрадовался Толя.- Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что бы было!

На следующий день Толя громко хвастался, как они спасли малыша. А Юра скромно стоял в сторонке.

    Какие качества продемонстрировали Толя и Юра?

    Почему Толя рассказывал о подвиге, а Юра молчал?

    Сегодня мы много говорили о доброте. Скажите же, что такое доброта, добрые поступки, добрый человек?

Закрепление.

Просмотр 10-ки найдобрейших поступков.

Итог, рефлексия.

Какие добрые дела мы можем совершить в школе, на улице, в транспорте? (вопрос по кругу).

А для чего их нужно совершать? (чтобы в мире стало радостней, теплей, веселей, чтобы все дружили, чтобы не было зла …).

Не стой в стороне равнодушно.

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря.

Приложение.

Тест «Какой ты человек?»

Разные бывают люди…

Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей относишься ты? Всегда ли ты добр и внимателен к окружающим? На эти вопросы поможет ответить тест, выбери по одному ответу:

1. У тебя появились деньги. Мог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ (подруга) рассказывает тебе о своих невзгодах. Дашь ли ты ему понять, что тебя это мало интересует, даже если это так?

3. Если твой партнер плохо играет в шашки или другую игру, будешь ли ты иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

4. Часто ли ты говоришь приятное людям просто так, чтобы поднять им настроение?

5. Любишь ли ты злые шуточки?

6. Ты злопамятен?

7. Сможешь ли ты терпеливо выслушивать даже то, что тебя совершенно не интересует?

8. Умеешь ли ты на практике применить свои способности?

9. Бросишь ли игру, если начинаешь проигрывать?

10. Если ты уверен в своей правоте, отказываешься ли ты слушать аргументы друга?

11. Ты охотно выполняешь просьбы?

12. Станешь ли ты подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты теста:

Больше 8 баллов. - Ты вежлив и любезен, нравишься окружающим, умеешь обращаться с людьми. У тебя, наверное, много друзей. Ты стараешься иметь хорошие отношения со всеми, но ведь всем не угодишь, да и на пользу это тебе не пойдет.

От 4 до 8 баллов. - Ну, что же, твоя доброта - вопрос случая. Добр ты далеко не со всеми. Для тех, кто сумел завоевать твое расположение, ты готов на все, но с теми, кто тебе не нравиться, ты любезничать не намерен. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться вести себя ровно со всеми, чтобы люди не обижались.

Меньше 4 баллов. - Общение с тобой, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких тебе людей. Будь доброжелательнее, и у тебя будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения...

Пословицы.

    Добра на худо не меняют.

    Добро творить - себя веселить.

    Делать добро спеши.

    Добро наживай, а худое избывай.

    Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.

    Все любят добро, да не всех любит оно.

    На чужое добро и глаза разгораются.

    Бывает, добро, да не всякому равно.

    Добро худо переможет.

    От добра до худа один шаг.

    Худо тому, кто добра не делает никому.

    Доброе дело и в воде не тонет.

    С добрым жить хорошо.



Что еще почитать