Святая блаженная Матрона Анемнясевская (Рязанская). Открытка (плейкаст) «Святая блаженная Матрона Анемнясевская, исповедница Святая матрона рязанская


Дата рождения: 11.1864Год
Гражданство: Россия

В ХХ веке на небосклоне святых, в земле российской просиявших, появились сотни новых имен. Великие эти молитвенники были нашими современниками. Их могли знать и даже знали наши отцы и деды.

Рушились тогда церкви, сжигались иконы, но молились днем и ночью за нас эти смиренные подвижники и вымолили и Победу в страшной войне, и возвращение Православной Веры в наши души. Бог даст, и Россия поднимется из руин, как поднимаются из обожженных развалин в высокое небо синее сверкающие купола с побеждающим тьму Крестом.

А сегодня наш рассказ о святой земли рязанской - о МАТРОНУШКЕ АНЕМНЯСЕВСКОЙ. День прославления - 9/22 апреля. Память с Собором Рязанских святых - 10/23 июня.

Это произошло в тридцатые годы. Врачу Сергею Алексеевичу Никитину, сидевшему в лагере и ждавшему своего освобождения, грозило большое увеличение срока за его попытки помочь слабым людям, освобождая их от работы и отправляя в больницу. Расстроенный, он не знал, что и делать, и уже не надеялся выйти из лагеря. Тогда-то он услышал от своей медсестры удивительный совет: "Обратись за помощью к Матронушке. Господь дал ей особую силу молиться: за кого она начнет молиться, то обязательно вымолит".

Да как же я к ней обращусь? Письмо-то мое опоздает, - грустно спросил врач.

А ей писать не надо, вы покличьте! Крикнете громко три раза: "Матронушка, помоги мне, я в беде!". Она услышит и вас вызволит.

Врач в этот же вечер все так и сделал - прошептал свое прошение, обратившись в сторону Рязанской области. Хоть и сомневался, что живущая за сотни километров женщина его без рации и проводов услышит.

Прошли дни, месяцы - его так никто не тронул, зато начальство вокруг почему-то сильно поменялось. Освободили врача в срок, и он, как тогда обещал себе, сразу же отправился поклониться неизвестной женщине, спасшей его. Нашел и деревню Анемнясево, и дом. Вошел в избу, а в комнате стоит стол посередине, а на нем большой ящик.

Можно войти? - громко спросил врач.

Входи, Сереженька, - раздалось из ящика.

Заглянув в него, он увидел маленькую слепую женщину, неподвижно лежавшую на спине. Лицо светлое, ласковое.

Поздоровавшись, спросил:

Откуда вы знаете мое имя?

Да как же мне не знать, - зазвучал ее слабый чистый голос. - Ты же меня кликал, и я за тебя Богу молилась, потому и знаю.

И в долгой беседе Матрона предсказала врачу, что он будет священником и даже епископом. И это все исполнилось.

Родилась Матрона в бедной крестьянской семье Беляковых в ноябре 1864 г. В семь лет заболела она оспой, все тело покрылось нарывами. "Мать не лечила меня, - вспоминает Матреша, - и не молилась за меня Богу. Лежала я на печке, где было много всякого сора, поэтому мать меня всю вымыла, после чего все тело мое распухло, я ослепла и долго проболела..."

Слепой девочке поручили нянчить младших сестренок и братьев. Тяжело было справляться с этим. Раз она нечаянно оступилась и уронила сестренку с крыльца, страшно испугалась и заплакала.

"В этот момент как раз подошла мать, она схватила меня и начала бить. Так она меня била, так била, - вспоминает Матреша, - что мне очень тяжело и трудно стало, и в этот момент я увидела Царицу Небесную. Я сказала об этом матери, а она меня опять стала бить. Видение повторилось три раза, и я все говорила об этом матери, а мать после каждого раза все больше била меня. Во время последнего видения Царица Небесная дала мне утешительную записочку, - говорила Матреша. - После этого кое-как залезла я на печку и пролежала до утра. Утром зовут меня есть блины, а я встать не могу, ноги не ходят, руки как изломанные, все тело болит. И вот с тех пор я не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежала..."

Побои матери навсегда лишили девочку возможность ходить и что-то делать. Она могла только лежать - нелюбимая и попрекаемая за все.

Это была жизнь мученицы, пригвожденной к одру.

Много слез ты пролила в жизни-то?

Ох, много. Да Господь утешал меня. На одиннадцатом году явилась мне Сама Царица Небесная и дала мне утешительную записочку. А в другой раз видела во сне, как сейчас помню, в субботу на Фоминой неделе, Сам Спаситель сошел со креста и вместе с Матерью Своей Царицей Небесной подошел ко мне. У Спасителя-то Батюшки на руках и на ногах раны от гвоздей, и кровь течет. Я приложилась, грешная, к Его ручке, и, когда проснулась и отерла губы, у меня на губах была кровь...

Матреша со слезами рассказывала об этом видении и в конце рассказа заплакала, слезы так и лились...

Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. Первым за помощью пришел к Матреше крестьянин ее же деревни, по специальности пильщик. Ей тогда было уже семнадцать.

Матреша, - сказал он, - вот ты лежишь несколько лет, ты небось Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину-то, может быть, и пройдет от тебя. Лечился, а доктора не помогают.

Матреша исполнила его просьбу, и боли в спине, действительно, прекратились. С тех пор все больше и больше стали к ней люди ходить со своими нуждами, скорбями и болезнями. С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества! К Матреше шли жители не только из окрестных мест, но и из дальних. Со всего Отечества шли. Причем шли они беспрерывным потоком на протяжении более чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно.

Матреша обычно лежала в небольшой отдельной комнатке крестьянской избы, в маленькой детской кроватке, которая всегда завешивалась пологом. Летом, когда в избе становилось душно, ее обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы. Сама она никогда не просила, чтобы ее перенесли в избу, и терпеливо переносила осеннюю стужу и холод.

Однажды, - вспоминает Матреша, - в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла до нитки. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела. Утром сестра увидела это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей благодарна.

По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Ее платьице, подаренное ей одной из своих почитательниц, закрывавшее ее совсем с ногами, по длине своей равнялось только 91 сантиметру. Очевидно, с десятилетнего возраста, с тех пор, когда она лишилась возможности ходить, тело ее не росло. Матрена легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом. "Голосок у нее, как колокольчик", - говорили слышавшие ее пение.

Весь Божий мир был сосредоточен для Матрены здесь - в стенах ее маленькой убогой комнатки. Но и в этих крайне тяжелых и стеснительных условиях Бог даровал Матреше увидеть другой мир - мир чрезвычайно богатый, полный внутреннего содержания, интереса и смысла.

И Бог дал ей силу достигнуть не только личного высокого духовного совершенства, но и сделаться центром и источником религиозно-нравственной жизни для многих и многих верующих, которые шли к ней со своими сомнениями, нуждами, скорбями и болезнями и получали у нее то, что нужно для их духовного роста, для их духовного руководства на трудном и тяжелом пути человеческой жизни.

Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только лишь то, что она знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения.

В беседе с одной из своих глубоких почитательниц Матреша говорила о том, что "молиться нужно беспрестанно", что "беспрестанная молитва все сделать может". Особенно важной считала Матреша молитву об умерших.

Матреша часто причащалась Святых Христовых таин, каждый месяц обязательно. Она приглашала к себе своего духовника - приходского священника, и день принятия Святых Таин бывал для нее самым радостным днем. Пять раз в течение своей жизни она соборовалась.

Особенно строго соблюдала Матреша посты. С семнадцати лет она не ела мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало.

Из святых мест с наибольшим благоговением Матреша относилась к Старому Иерусалиму, к монастырям Дивеевскому и Саровскому. Она говорила о них с особенным умилением и любовью. Своим благочестивым посетителям она постоянно советовала сходить в Дивеево и Саров, считая их местами особенного присутствия благодати Божией. И радовалась, когда исполнялись эти ее советы.

Когда идешь к Матреше, - говорит народ, - то все шаги благословенны, каждая дорожка что-нибудь дает.

Одна женщина жаловалась Матреше, что она очень редко может ходить в церковь.

У меня полна изба ребят, - говорит женщина, - ребята учатся, я должна на них стряпать и выполнять все домашние работы. Рада бы пойти, да нельзя дом-то бросить.

Матреша дала этой женщине икону Божией Матери, известную под названием "Запечной", и при этом ничего не сказала. На иконе этой изображена Божия Матерь в том виде, в каком Она явилась одной женщине, которая, будучи привязана к домашнему хозяйству, молилась за печкой. Этим Матреша дала понять женщине, что Царица Небесная слышит везде усердную молитву.

Почитатели Матреши верят, что если она дала ту или иную иконку, то с этой иконкой, с изображенным на ней священным событием или святым связан особый смысл, особое значение, которое имеет данное изображение для человека, получившего эту иконку. Если Матреша дает кому крестик, то это значит, что она благословляет такого человека на подвиг, на страдания, ожидающие его.

Масло, по ее благословению, народ брал из ее лампадки, которая неугасимо горела перед иконами в ее комнатке, а иногда давала масло, принесенное ей кем-нибудь из святых мест. Маслом Матреша советовала мазать больных и вообще страждущих.

Очень любила Матреша ладан и говорила, что он изгоняет нечистых духов. Советовала окуривать ладаном дом в праздник, пускать ладан в горящий самовар и пр. Нередко советовала больным кипятить воду с ладаном.

Больным помогали также вещи, которые были у Матрены.

Так жила и помогала своими молитвами людям маленькая святая страдалица. Скольких людей она спасла от тяжелых болезней, сколько людей окрест не начинали ни одного дела без ее благословения и этим спасались в те трудные годы... Но тогда время в стране было грозное, темное... И вот летом 1935 года заведено было дело на "попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой". Арестовали 10 человек, их отправили в Рязань и Москву, а Блаженную Матрону боялись трогать.

Наконец было собрано колхозное собрание, на котором постановили "изъять" Матрону Григорьевну Белякову как "вредного элемента". Из 300 жителей села подписались только 24 активиста. Сельсовет дал характеристику "на Белякову М.Г.", в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. "Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу... Ввиду этого по с/с задерживается ход коллективизации".

Из дела видно, как свято берегли свидетели и близкие, все, кто был близок к Матроне, ее имя и светлый ее образ, никто ее не оклеветал, никто не оказался предателем.

Особенную смелость и дерзновение в защите Матроны показал ее духовник - священник Александр Васильевич Орлов (по этому делу пробывший 5 лет на Соловках и в Медвежьегорсклаге и умерший у себя на родине, после освобождения, в 1941 году).

Наконец была послана машина и за Блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Вошли. Тут их охватил страх, подойти боялись. По долгу службы подошел председатель сельсовета и, преодолевая страх, поднял Матренушку с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел. Председатель стал выносить. В дверях сказал:

Ой, какая легкая!

Матрона сказала:

И твои детки такими легкими будут.

И все вышло по ее словам. Несколько лет назад протоиерей Троицкого храма поселка Гусь-Железный о. Серафим хоронил одного из сыновей тогдашнего председателя. Сын был очень маленького роста. Все дети председателя перестали расти после ареста Блаженной Матроны.

Председатель, "изымавший" Блаженную Матрону, умирал очень тяжело. Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. Он кричал так громко от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили:

Это тебе не Матрешеньку поднимать!..

Наконец он позвал священника и искренне и горячо покаялся в своих грехах, и умер в мире с Церковью.

Жительница Белькова сказала про арест Матреши:

Не уберегли такую святыню, отлетела, как птица...

В Москве Матрона тогда прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла там недолго, потому что ее стали почитать почти все заключенные, которые начали в своих камерах петь акафисты и молиться.

По другим данным, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело Блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и увечных больных - хронически больных.

Документально засвидетельствовано, что Блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.

Ее могила пока остается безвестной.

Молитвенную помощь Матроны чувствовали и ощущали не только 60 лет назад - и сейчас, в эти дни, в том числе и пишущий эти строки много раз отмечал помощь Матроны, приходящую в ответ на молитву. Думается, и все, кто будет обращаться за помощью к ней, получат просимое. Верим, что новые подвижники и святые молятся о нас, а мы должны с благодарностью чтить их и творить их память здесь, на земле.

Житие святой Блаженной Матроны Анемнясевской составили священник Николай ПРАВДОЛЮБОВ и Владимир ПРАВДОЛЮБОВ. Завершил работу протеирей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ.

Молиться святой Блаженной Матроне Анемнясевской нужно так:

Тропарь, глас. 8:

Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанской стране блаженная старица святая Матрона, ея же память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнях, бедах и скорбях терпение, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас той же:

В немощех силу, в слепоте очи нетленные обрела еси,

пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духом носилася еси, младенствующи телом, была еси мати скорбящим и обуреваемым. Тем же чтущих твою память не остави в молитвах, и помози нам избавиться от грехов покаянием, и улучити с тобою Царство Небесное.

Матрона Григорьевна Белякова , известная среди своих многочисленных почитателей под именем Матрёши , родилась 6 ноября 1864 г. в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии в бедной многодетной крестьянской семье. До семи лет она была обычным ребенком, много гуляла, резвилась и играла со своими сверстниками. А в семилетнем возрасте Матрёнушка перенесла оспу, после которой ослепла и стала родителям в тягость. Нерадостна была ее жизнь в родной семье: ей постоянно приходилось терпеть обиды, ругань, побои.

«Однажды, когда мне уже было десять лет, я нянчила по обыкновению сестренку, а мать ушла на речку. Каким-то образом нечаянно я уронила сестренку с крыльца на землю, страшно испугалась, заплакала и сама со страха прыгнула за ней туда же. В этот момент как раз подошла мать, она схватила меня и начала бить. Так она меня била, так била, что мне очень тяжело стало и трудно стало, и мне привиделось в этот момент: я увидела Царицу Небесную. Я сказала об этом матери, а она меня опять стала бить...
После этого кое-как залезла я на печку и пролежала до утра. Утром зовут меня есть блины, а я встать не могу, ноги не ходят, руки как изломанные, все тело болит. И вот с тех пор я не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежала...».

Слепая изувеченная девочка навсегда лишилась возможности хоть что-то делать сама. Она стала совершенно беспомощной, могла только лежать и уже никогда не вставала с кровати. Вся ее дальнейшая жизнь стала жизнью мученицы, пригвожденной к одру.

Матреша пролежала в родительском доме до 17 лет, все это время терпеливо перенося скорби и обиды, находя в молитве утешение и отраду. Постепенно к ней стали ходить односельчане: люди знали о страданиях девочки, о ее терпении и кротости и относились к ней с уважением и жалостью. Они верили, что эта страдалица угодна Богу, а, значит, Он всегда слышит ее молитвы. Поэтому к ней шли со своими нуждами, скорбями и болезнями, прося о помощи.

А началось все с одного крестьянина, который обратился однажды к Матроне за помощью: «Матреша, вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть и пройдет от тебя. Чего мне делать, лечился — доктора не помогают». Матрёша исполнила его просьбу — и боли в спине, действительно, прекратились.

После этого чудесного исцеления, когда весть об избраннице Божией облетела всю округу, к блаженной Матроне приходили за молитвенной помощью не только односельчане, но и жители других деревень. Со временем эти посещения приняли характер настоящего паломничества.

Матреша, как будто видя человека насквозь, обычно указывала самое его больное место, требующее врачевания, и тем заставляла его осознать свою болезнь, о существовании которой он до сих пор, может быть, и не подозревал, встать на путь исправления. При этом Матреша указывала именно только на один порок, одну болезнь, заставляя тем человека сосредоточить внимание на одном недостатке, а не расплываться во многих направлениях, что затрудняет борьбу с собой и не всегда приводит к желательным результатам.

Святой водой советовала напоить болящего или окропить ею, подлить в пищу больному человеку, сердитому мужу и в других подобных случаях.

Масло по ее благословению народ брал из ее лампадки, которая неугасимо горела перед иконами в ее комнатке, а иногда давала масло, принесенное ей кем-нибудь из святых мест. Маслом Матреша советовала мазать больных и вообще страждущих.

У Матреши бывало много просфор из разных святых мест, эти просфоры приносили ей ее почитатели.

Была у нее знакомая женщина из соседней деревни Забелино, проживавшая в Нижнем Новгороде. Эта женщина имела тайный постриг, вела праведную жизнь и почти постоянно ходила на богомолье по святым местам. Во время своих странствований она собирала просфоры, сушила их и передавала Матреше в большом количестве. Эти просфоры Матреша особенно ценила и давала их только избранным своим посетителям.

- На-ко, дам тебе просфорочку, хорошую, - говорила она, давая такую просфору.

Посетитель вручал ей просфорку, вынутую за ее здоровье, а она давала ему свою и при этом говорила:

- А я еще лучше ему дала.

Матреша своим внутренним духовным взором как бы насквозь видела каждого из своих посетителей и каждому давала то, что для него нужно, полезно, необходимо в зависимости от его настроенности, его духовных немощей и нужд, в зависимости от условий и обстоятельств, среди которых ему приходится жить.

Одних она учила и наставляла, других обличала и раскрывала им их грехи и пороки, третьих ободряла и утешала в тяжелых обстоятельствах жизни, четвертых предупреждала, указывая последствия их ошибочного пути, стремлений и намерений, пятых исцеляла от болезней, и всех вместе старалась направь на путь истинной богоугодной христианской жизни.

Этим объясняется и разнообразие ее отношения к посетителям. Одних она принимала чрезвычайно ласково, с радостью и участием, как дорогих близких людей:

- А я ждала тебя , - говорила она некоторым, - думала, что ты придешь.

И беседовала в этих случаях много и охотно.

Других она прогоняла от себя, что было все же очень редко.

- Уходи, - говорила она, - я не Бог, не пророк, уходи, уходи. И зачем шел, и зачем ты ноги топтал?..

Иногда не отвечала на предложенный вопрос:

- Мы грешные, - говорила она в таких случаях. - и будем все знать? Я не могу все знать.

Своих посетителей Матреша учила тому, как надо жить, чтобы помнить о будущей жизни, чтобы к ней готовиться, а не привязываться к земному. Учила жить «по-Божьи»: исполнять закон Божий, молиться Богу, любить Бога и на Него только надеяться. Твердо и безропотно нести свой жизненный крест, ниспосланный Богом, - вот основная мысль ее бесед и наставлений.

В своих беседах с посетителями Матреша очень часто приводила тексты из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, и особенно много из Евангелия. Часто ссылалась на факты и события из Священной истории, полагая их в основу своих наставлений и научений.

Не менее часто Матреша приводила примеры из житий святых, ставя их высочайшим образцом религиозно-нравственной жизни, учила молиться им и стараться подражать им в жизни.

Молиться советовала различно, каждому сообразно с его положением. Одним, например, советовала «справлять полунощницу», то есть молиться в 9, 10 и 11 часы ночи. Другим - людям, занятым на работе, многодетным - говорила, что можно молиться везде и всегда, можно молиться и при людях, читать молитвы тайно. Можно молиться даже лежа в постели, и такая молитва «доходна до Бога» и может быть даже доходчивее других.

Но особенно высоко ставила Матреша молитву в церкви, настаивала на том, чтобы каждый обязательно и при всяком удобном случае ходил в церковь.

- В церкви молитва в три поклона, - говорила она, - больше, чем дома в триста. Всякий, кто ленится ходить в церковь и молиться, ссылается на недосуг и разные дела, такой человек, - говорила она, - хватится потом, да будет поздно. Ведь неизвестно, когда Страшный Суд, а нас, нерадивых рабов, не добудишься, страшная труба только разбудит.

Одна женщина жаловалась Матреше, что она очень редко может ходить в церковь.

- У меня полна изба ребят, - говорила женщина, - ребята учатся, я должна на них стряпать и выполнять все домашние работы. Рада бы пойти, да нельзя дом- то бросить.

Мареша дала этой женщине икону Божией Матери, известную под названием «Запечной», и при этом ничего не сказала. На иконе этой изображена Божия Матерь в том виде, в каком Она явилась одной женщине, которая, будучи привязана к домашнему хозяйству, молилась за печкой. Этим Матреша дала женщине, что Царица Небесная слышит везде усердную молитву.

Особенно не любила Матреша нарушение постов, скорбела, что несоблюдение постов в наши дни становится привычным явлением и не почитается за грех.

"Беззаконники, - говорила она, - сознают, что совершают беззаконие: а кто постов не соблюдает, тот даже не сознает, что он грешит".

Очень любила Матреша церковное пение и прекрасно знала все церковные напевы. Сама, особенно когда была помоложе, часто пела различные песнопения, просила петь и некоторых своих посетителей. Любила она петь и различного рода религиозные канты, при этом, если она пела канты в присутствии какого-либо посетителя, то обычно всякий кант имел для последнего, то или иное значение. «Спит Сион» она пела как благословение на хорошую жизнь; «Тайная вечеря» - благословение на трудную, скорбную жизнь; «Пресветлый ангел» - как благословение на то, чтобы не смущаться и не бояться страданий, смерти.

Прежде, в дореволюционное время, к Матреше часто собирались большими группами деревенские девушки и целые вечера пели вместе с ней канты. Эти вечера у Матреши заменяли религиозным девушкам посиделки и другие развлечения и очень охотно ими посещались.

После смерти родителей много скорбей пришлось претерпеть Матроне от брата и сестры. Когда племянник блаженной Матроны, Матвей, предложил жить в его доме, блаженная с радостью согласилась. В доме племянника блаженная Матрона лежала в небольшой отдельной комнатке, в маленькой детской кроватке, а летом, когда в избе становилось душно, ее обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы.

По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Очевидно, с тех пор, когда она лишилась возможности ходить, тело ее перестало расти. Она имела возможность переворачиваться с боку на бок и маленькими ручками брать небольшие предметы. Она легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения чистым и звонким детским голосом. Очевидцы рассказывали, что блаженная старица знала наизусть много молитв, акафистов, церковные песнопения. На вопрос одного из удивленных посетителей, спросившего, как это она, будучи слепой, знает наизусть даже целые акафисты, Матрона ответила, что "придет добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью".

В беседе с одной из своих глубоких почитательниц Матреша говорила о том, что «молиться нужно беспрестанно», что «беспрестанная молитва все сделать может». При этом она сказала о себе, что и сама старается молиться беспрестанно, и что молится она по четкам, которые всегда находятся у нее в руке: что молится она и в то время, когда говорит с посетителями; что во время этих бесед она перебирает четки, но молится тайно, про себя, незаметно для посетителей. Не видят посетители и четок ее, которые всегда скрыты от их взоров.

Особенно важной считала Матреша молитву об умерших.

Матреша часто причащалась Святых Христовых Тайн, каждый месяц обязательно. С этой целью она приглашала к себе своего духовника - приходского священника, и день принятия Святых Тайн бывал для нее самым радостным днем. Пять раз в течение жизни она соборовалась.

Известно, что с семнадцати лет блаженная Матрона не ела мяса по понедельникам, средам и пятницам, а в церковные посты вообще ела очень мало.

Блаженная Матрона с благоговением относилась к Иерусалиму, к монастырям Дивеевскому и Саровскому, считая их местами особенного присутствия благодати Божией. Никто не знает, как она молилась, но молитв и песнопений церковных знала множество. Находясь безвыходно в своей комнатке, Матрёша знала многих святых, находилась с ними во внутреннем благодатном общении, хотя никогда не видела даже их икон.

Для старицы были открыты все духовные немощи приходящих к ней людей, она наставляла, обличала, раскрывая грехи и пороки, но вместе с тем и утешала в тяжелых обстоятельствах жизни. По молитвам блаженной Матроны страждущие получали исцеления от тяжелых недугов. Многие, не имея возможности побывать у старицы лично, присылали ей письма с просьбой помолиться за них, и такие просьбы тоже никогда не оставались без ответа.

Последние месяцы жизни блаженной были наполнены новыми скорбями и страданиями.

Летом 1935 г. в Белькове было заведено дело "попов Правдолюбовых и больного выродка Матрёны Беляковой», которое началось с доноса одного жителя г. Касимова на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой (о блаженной Матроне), собранной и написанной им и его братом и приготовленной к печати. Были арестованы 10 человек (хотя должны были быть арестованы 12). Одна женщина умерла, получив повестку с требованием явиться в отделение НКВД г. Касимова. По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Рязань и Москву, а Матрону боялись трогать.

Наконец, было собрано колхозное собрание, на котором постановили"изъять Матрону Григорьевну Белякову как вредного элемента". Из 300 жителей села подписали обращение только 24 активиста. Все, кто был близок к старице, свято берегли ее имя и образ, никто ее не оклеветал, никто не оказался предателем. Сельсовет же дал такую характеристику на Матрёшу: «Гражданка Белякова М. Г. является вредным элементом, она своей святостью сильно влияет на темную массу… Ввиду этого задерживается коллективизация».

Была послана машина за блаженной Матроной, подъехали к ее дому днем. Председатель сельсовета, преодолевая страх, поднял Матренушку с ее дощатой постели. Она от боли закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел. Председатель стал выносить ее из комнаты и в дверях сказал: «Ой, какая легкая! » Матрона ответила: «И твои детки такими легкими будут».

Так и случилось. Несколько лет назад протоиерей Троицкого храма поселка Гусь-Железный отец Серафим хоронил одного из сыновей тогдашнего председателя. Он был очень маленького роста. Все дети председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны.

Машина дважды ломалась по дороге в Касимов, около Аникова и около Лощинина. Кто-то держал на руках блаженную Матрону, пока машину ремонтировали. Из Касимова ее быстро увезли в Рязань и затем в Москву.

Председатель, "изымавший" блаженную Матрону, несколько лет спустя очень тяжело умирал. Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. Он так громко кричал от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили: «Это тебе не Матрешеньку поднимать!» Но он позвал священника и искренно и горячо покаялся в своих грехах и умер в мире с Церковью.

В Москве блаженная Матрона прожила почти год.

Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех без исключения заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Ее срочно нужно было куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных.

По другим данным, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело блаженной Матроны, получила исцеление от святой, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и хронических больных — так называемый Дом хроников.

Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 г. в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Могила ее, к сожалению, до сих пор остается безвестной.


Часовня Святой Блаженной Матроны Анемнясевской в Бельково Касимовского района Рязанской области.

Прославление святой блаженной Матроны Анемнясевской было совершено в городе Касимове Рязанской епархии 9/22 апреля 1999 г.

Тропарь, глас 8:

Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнех, бедах и скорбех терпение, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас тот же:

В немощех силу, в слепоте очи нетленныя обрела еси, пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духом носилася еси, младенствующи телом, была еси мати скорбящим и обруеваемым. Темже чтущих твою память не остави в молитвах, и помози нам избавитися от грехов покаянием, и улучити с тобою Царство Небесное.

Дни памяти: 31 января с. ст. (13 февраля н.ст.), 16 июля ст.ст. (29 июля н.ст.).

В ХХ веке на небосклоне святых, в земле российской просиявших, появились сотни новых имен. Великие эти молитвенники были нашими современниками. Их могли знать и даже знали наши отцы и деды.

Рушились тогда церкви, сжигались иконы, но молились днем и ночью за нас эти смиренные подвижники и вымолили и Победу в страшной войне, и возвращение Православной Веры в наши души. Бог даст, и Россия поднимется из руин, как поднимаются из обожженных развалин в высокое небо синее сверкающие купола с побеждающим тьму Крестом.

А сегодня наш рассказ о святой земли рязанской - о МАТРОНУШКЕ АНЕМНЯСЕВСКОЙ. День прославления - 9/22 апреля. Память с Собором Рязанских святых - 10/23 июня.

Это произошло в тридцатые годы. Врачу Сергею Алексеевичу Никитину, сидевшему в лагере и ждавшему своего освобождения, грозило большое увеличение срока за его попытки помочь слабым людям, освобождая их от работы и отправляя в больницу. Расстроенный, он не знал, что и делать, и уже не надеялся выйти из лагеря. Тогда-то он услышал от своей медсестры удивительный совет: "Обратись за помощью к Матронушке. Господь дал ей особую силу молиться: за кого она начнет молиться, то обязательно вымолит".

Да как же я к ней обращусь? Письмо-то мое опоздает, - грустно спросил врач.

А ей писать не надо, вы покличьте! Крикнете громко три раза: "Матронушка, помоги мне, я в беде!". Она услышит и вас вызволит.

Врач в этот же вечер все так и сделал - прошептал свое прошение, обратившись в сторону Рязанской области. Хоть и сомневался, что живущая за сотни километров женщина его без рации и проводов услышит.

Прошли дни, месяцы - его так никто не тронул, зато начальство вокруг почему-то сильно поменялось. Освободили врача в срок, и он, как тогда обещал себе, сразу же отправился поклониться неизвестной женщине, спасшей его. Нашел и деревню Анемнясево, и дом. Вошел в избу, а в комнате стоит стол посередине, а на нем большой ящик.

Лучшие дня

Можно войти? - громко спросил врач.

Входи, Сереженька, - раздалось из ящика.

Заглянув в него, он увидел маленькую слепую женщину, неподвижно лежавшую на спине. Лицо светлое, ласковое.

Поздоровавшись, спросил:

Откуда вы знаете мое имя?

Да как же мне не знать, - зазвучал ее слабый чистый голос. - Ты же меня кликал, и я за тебя Богу молилась, потому и знаю.

И в долгой беседе Матрона предсказала врачу, что он будет священником и даже епископом. И это все исполнилось.

Родилась Матрона в бедной крестьянской семье Беляковых в ноябре 1864 г. В семь лет заболела она оспой, все тело покрылось нарывами. "Мать не лечила меня, - вспоминает Матреша, - и не молилась за меня Богу. Лежала я на печке, где было много всякого сора, поэтому мать меня всю вымыла, после чего все тело мое распухло, я ослепла и долго проболела..."

Слепой девочке поручили нянчить младших сестренок и братьев. Тяжело было справляться с этим. Раз она нечаянно оступилась и уронила сестренку с крыльца, страшно испугалась и заплакала.

"В этот момент как раз подошла мать, она схватила меня и начала бить. Так она меня била, так била, - вспоминает Матреша, - что мне очень тяжело и трудно стало, и в этот момент я увидела Царицу Небесную. Я сказала об этом матери, а она меня опять стала бить. Видение повторилось три раза, и я все говорила об этом матери, а мать после каждого раза все больше била меня. Во время последнего видения Царица Небесная дала мне утешительную записочку, - говорила Матреша. - После этого кое-как залезла я на печку и пролежала до утра. Утром зовут меня есть блины, а я встать не могу, ноги не ходят, руки как изломанные, все тело болит. И вот с тех пор я не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежала..."

Побои матери навсегда лишили девочку возможность ходить и что-то делать. Она могла только лежать - нелюбимая и попрекаемая за все.

Это была жизнь мученицы, пригвожденной к одру.

Много слез ты пролила в жизни-то?

Ох, много. Да Господь утешал меня. На одиннадцатом году явилась мне Сама Царица Небесная и дала мне утешительную записочку. А в другой раз видела во сне, как сейчас помню, в субботу на Фоминой неделе, Сам Спаситель сошел со креста и вместе с Матерью Своей Царицей Небесной подошел ко мне. У Спасителя-то Батюшки на руках и на ногах раны от гвоздей, и кровь течет. Я приложилась, грешная, к Его ручке, и, когда проснулась и отерла губы, у меня на губах была кровь...

Матреша со слезами рассказывала об этом видении и в конце рассказа заплакала, слезы так и лились...

Односельчане знали о страдальческой жизни девушки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. Первым за помощью пришел к Матреше крестьянин ее же деревни, по специальности пильщик. Ей тогда было уже семнадцать.

Матреша, - сказал он, - вот ты лежишь несколько лет, ты небось Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину-то, может быть, и пройдет от тебя. Лечился, а доктора не помогают.

Матреша исполнила его просьбу, и боли в спине, действительно, прекратились. С тех пор все больше и больше стали к ней люди ходить со своими нуждами, скорбями и болезнями. С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества! К Матреше шли жители не только из окрестных мест, но и из дальних. Со всего Отечества шли. Причем шли они беспрерывным потоком на протяжении более чем пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно.

Матреша обычно лежала в небольшой отдельной комнатке крестьянской избы, в маленькой детской кроватке, которая всегда завешивалась пологом. Летом, когда в избе становилось душно, ее обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы. Сама она никогда не просила, чтобы ее перенесли в избу, и терпеливо переносила осеннюю стужу и холод.

Однажды, - вспоминает Матреша, - в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла до нитки. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела. Утром сестра увидела это, сжалилась и перенесла меня в избу, за что я ей благодарна.

По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Ее платьице, подаренное ей одной из своих почитательниц, закрывавшее ее совсем с ногами, по длине своей равнялось только 91 сантиметру. Очевидно, с десятилетнего возраста, с тех пор, когда она лишилась возможности ходить, тело ее не росло. Матрена легко и свободно разговаривала и пела священные песнопения удивительно чистым и звонким детским голосом. "Голосок у нее, как колокольчик", - говорили слышавшие ее пение.

Весь Божий мир был сосредоточен для Матрены здесь - в стенах ее маленькой убогой комнатки. Но и в этих крайне тяжелых и стеснительных условиях Бог даровал Матреше увидеть другой мир - мир чрезвычайно богатый, полный внутреннего содержания, интереса и смысла.

И Бог дал ей силу достигнуть не только личного высокого духовного совершенства, но и сделаться центром и источником религиозно-нравственной жизни для многих и многих верующих, которые шли к ней со своими сомнениями, нуждами, скорбями и болезнями и получали у нее то, что нужно для их духовного роста, для их духовного руководства на трудном и тяжелом пути человеческой жизни.

Никто не знает, как она молилась Богу. Известно только лишь то, что она знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и церковные песнопения.

В беседе с одной из своих глубоких почитательниц Матреша говорила о том, что "молиться нужно беспрестанно", что "беспрестанная молитва все сделать может". Особенно важной считала Матреша молитву об умерших.

Матреша часто причащалась Святых Христовых таин, каждый месяц обязательно. Она приглашала к себе своего духовника - приходского священника, и день принятия Святых Таин бывал для нее самым радостным днем. Пять раз в течение своей жизни она соборовалась.

Особенно строго соблюдала Матреша посты. С семнадцати лет она не ела мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало.

Из святых мест с наибольшим благоговением Матреша относилась к Старому Иерусалиму, к монастырям Дивеевскому и Саровскому. Она говорила о них с особенным умилением и любовью. Своим благочестивым посетителям она постоянно советовала сходить в Дивеево и Саров, считая их местами особенного присутствия благодати Божией. И радовалась, когда исполнялись эти ее советы.

Когда идешь к Матреше, - говорит народ, - то все шаги благословенны, каждая дорожка что-нибудь дает.

Одна женщина жаловалась Матреше, что она очень редко может ходить в церковь.

У меня полна изба ребят, - говорит женщина, - ребята учатся, я должна на них стряпать и выполнять все домашние работы. Рада бы пойти, да нельзя дом-то бросить.

Матреша дала этой женщине икону Божией Матери, известную под названием "Запечной", и при этом ничего не сказала. На иконе этой изображена Божия Матерь в том виде, в каком Она явилась одной женщине, которая, будучи привязана к домашнему хозяйству, молилась за печкой. Этим Матреша дала понять женщине, что Царица Небесная слышит везде усердную молитву.

Почитатели Матреши верят, что если она дала ту или иную иконку, то с этой иконкой, с изображенным на ней священным событием или святым связан особый смысл, особое значение, которое имеет данное изображение для человека, получившего эту иконку. Если Матреша дает кому крестик, то это значит, что она благословляет такого человека на подвиг, на страдания, ожидающие его.

Масло, по ее благословению, народ брал из ее лампадки, которая неугасимо горела перед иконами в ее комнатке, а иногда давала масло, принесенное ей кем-нибудь из святых мест. Маслом Матреша советовала мазать больных и вообще страждущих.

Очень любила Матреша ладан и говорила, что он изгоняет нечистых духов. Советовала окуривать ладаном дом в праздник, пускать ладан в горящий самовар и пр. Нередко советовала больным кипятить воду с ладаном.

Больным помогали также вещи, которые были у Матрены.

Так жила и помогала своими молитвами людям маленькая святая страдалица. Скольких людей она спасла от тяжелых болезней, сколько людей окрест не начинали ни одного дела без ее благословения и этим спасались в те трудные годы... Но тогда время в стране было грозное, темное... И вот летом 1935 года заведено было дело на "попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой". Арестовали 10 человек, их отправили в Рязань и Москву, а Блаженную Матрону боялись трогать.

Наконец было собрано колхозное собрание, на котором постановили "изъять" Матрону Григорьевну Белякову как "вредного элемента". Из 300 жителей села подписались только 24 активиста. Сельсовет дал характеристику "на Белякову М.Г.", в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. "Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу... Ввиду этого по с/с задерживается ход коллективизации".

Из дела видно, как свято берегли свидетели и близкие, все, кто был близок к Матроне, ее имя и светлый ее образ, никто ее не оклеветал, никто не оказался предателем.

Особенную смелость и дерзновение в защите Матроны показал ее духовник - священник Александр Васильевич Орлов (по этому делу пробывший 5 лет на Соловках и в Медвежьегорсклаге и умерший у себя на родине, после освобождения, в 1941 году).

Наконец была послана машина и за Блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Вошли. Тут их охватил страх, подойти боялись. По долгу службы подошел председатель сельсовета и, преодолевая страх, поднял Матренушку с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел. Председатель стал выносить. В дверях сказал:

Ой, какая легкая!

Матрона сказала:

И твои детки такими легкими будут.

И все вышло по ее словам. Несколько лет назад протоиерей Троицкого храма поселка Гусь-Железный о. Серафим хоронил одного из сыновей тогдашнего председателя. Сын был очень маленького роста. Все дети председателя перестали расти после ареста Блаженной Матроны.

Председатель, "изымавший" Блаженную Матрону, умирал очень тяжело. Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. Он кричал так громко от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили:

Это тебе не Матрешеньку поднимать!..

Наконец он позвал священника и искренне и горячо покаялся в своих грехах, и умер в мире с Церковью.

Жительница Белькова сказала про арест Матреши:

Не уберегли такую святыню, отлетела, как птица...

В Москве Матрона тогда прожила почти год. Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла там недолго, потому что ее стали почитать почти все заключенные, которые начали в своих камерах петь акафисты и молиться.

По другим данным, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело Блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и увечных больных - хронически больных.

Документально засвидетельствовано, что Блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.

Ее могила пока остается безвестной.

Молитвенную помощь Матроны чувствовали и ощущали не только 60 лет назад - и сейчас, в эти дни, в том числе и пишущий эти строки много раз отмечал помощь Матроны, приходящую в ответ на молитву. Думается, и все, кто будет обращаться за помощью к ней, получат просимое. Верим, что новые подвижники и святые молятся о нас, а мы должны с благодарностью чтить их и творить их память здесь, на земле.

Житие святой Блаженной Матроны Анемнясевской составили священник Николай ПРАВДОЛЮБОВ и Владимир ПРАВДОЛЮБОВ. Завершил работу протеирей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ.

Молиться святой Блаженной Матроне Анемнясевской нужно так:

Тропарь, глас. 8:

Яко зарница небеснаго огня возсия в рязанской стране блаженная старица святая Матрона, ея же память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнях, бедах и скорбях терпение, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас той же:

В немощех силу, в слепоте очи нетленные обрела еси,

пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духом носилася еси, младенствующи телом, была еси мати скорбящим и обуреваемым. Тем же чтущих твою память не остави в молитвах, и помози нам избавиться от грехов покаянием, и улучити с тобою Царство Небесное.

святая
Елена 05.05.2006 07:47:56

Бедная Матронушка сколько она выдержала, обращение родной матери
как боль за нее, господи пускай покоится с миром.


Жизнеописание подвижницы было составлено при ее жизни священником Николаем Анатольевичем Правдолюбовым и его братом Владимиром Анатольевичем Правдолюбовым. За эту рукописную книгу ее авторы были арестованы и осуждены на долгие годы лагерей. Авторскую рукопись обнаружил в наши дни в Архиве ФСБ протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.

Матрона Белякова родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии в бедной многодетной крестьянской семье. В семилетнем возрасте Матрона перенесла оспу, после этой болезни девочка ослепла. Родители, часто избивали слепую дочь, после жестоких побоев девочка потеряла способность двигаться.

Из воспоминаний блаженной Матроны:
   – Однажды, когда мне уже было десять лет, я нянчила по обыкновению сестренку, а мать ушла на речку. Каким-то образом нечаянно я уронила сестренку с крыльца на землю, страшно испугалась, заплакала и сама со страха прыгнула за ней туда же. В этот момент как раз подошла мать, она схватила меня и начала бить. Так она меня била, так била, что мне очень тяжело стало и трудно стало, и мне привиделось в этот момент: я увидела Царицу Небесную. Я сказала об этом матери, а она меня опять стала бить…

После этого кое-как залезла я на печку и пролежала до утра. Утром зовут меня есть блины, а я встать не могу, ноги не ходят, руки как изломанные, все тело болит. И вот с тех пор я не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежала…

Мученица в родительском доме прожила до 17 лет, все это время терпеливо перенося скорби и обиды, находя в молитве утешение и отраду. Жители деревни Анемнясево относились к ней с большим уважением.

Однажды к Матроне обратился за помощью один крестьянин:

   – Матреша, вот уж как ты лежишь несколько лет, ты, небось, Богу-то угодна. У меня спина болит, и я пилить не могу. Потрогай-ка спину, может быть и пройдет от тебя. Чего мне делать, лечился – доктора не помогают.

Матрона исполнила его просьбу – боли в спине, действительно, прекратились.

После этого чудесного исцеления, когда весть об избраннице Божией облетела всю округу, к блаженной Матроне приходили за молитвенной помощью не только односельчане, но и жители других деревень.

После смерти родителей много скорбей пришлось претерпеть Матроне от брата и сестры. Когда племянник блаженной Матроны, Матвей, предложил жить в его доме, блаженная с радостью согласилась. В доме племянника блаженная Матрона лежала в небольшой отдельной комнатке, в маленькой детской кроватке, а летом, когда в избе становилось душно, ее обычно выносили в сени, и там лежала она до зимы.

Блаженная Матрона вспоминала:

   – Однажды в октябре месяце я лежала в сенях, ночью был сильный дождик. Вода через крышу полилась на меня, и я промокла до нитки. К утру случился мороз, я страшно озябла, и одежда вся на мне оледенела.

По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком.

Очевидцы рассказывали, что блаженная старица знала наизусть много молитв, акафистов, церковные песнопения. Голос у старицы был удивительно чистым и звонким.

На вопрос одного из удивленных посетителей, спросившего, как это она, будучи слепой, знает наизусть даже целые акафисты, Матрона ответила, что «придет добрый человек и прочитает что-нибудь, а я и запомню с Божией помощью».

Каждый месяц блаженная Матрона приглашала к себе приходского священника, день принятия Святых Христовых Таин, бывал для нее самым радостным днем.

Известно, что с семнадцати лет блаженная Матрона не ела мяса по понедельникам, средам и пятницам, всегда соблюдала строгий пост, а в церковные посты ела очень мало.

Блаженная Матрона с благоговением относилась к Иерусалиму, к монастырям Дивеевскому и Саровскому, считая их местами особенного присутствия благодати Божией.

Для старицы были открыты все духовные немощи приходящих к ней людей, она наставляла, обличала, раскрывая грехи и пороки, но вместе с тем и утешала в тяжелых обстоятельствах жизни. По молитвам блаженной Матроны страждущие получали исцеления от тяжелых недугов.

Исцеление Анны:

У девятнадцатилетней Анны, вступившей в партию против воли родителей, внезапно отнялись рука и нога. Шесть недель пролежала девушка дома неподвижно, врачи не могли ей помочь. Мать отвезла Анну к старице. После того, как блаженная Матрона помазала девушку маслицем из своей лампадки, Анна стала постепенно поправляться и начала ходить, но полное выздоровление последовало лишь после посещения Дивеевского монастыря, куда по благословению старицы отправились мать с дочерью. После этого случая Анна стала глубоко верующим человеком.

Из воспоминаний епископа Калужского и Боровского Стефана:

   – В тридцатых годах меня заключили в концлагерь. Я тогда был врачом, и мне поручили в лагере заведование медпунктом. Большинство заключенных находилось в таком тяжелом состоянии, что мое сердце не выдерживало, и я многих освобождал от работы, чтобы хоть как-нибудь помочь им, а наиболее слабых отправлял в больницу.

И вот как-то во время приема работавшая со мною медсестра (тоже лагерница) сказала мне:

   – Доктор, я слышала, что на вас сделан донос, обвиняют вас в излишней мягкости по отношению к лагерникам, и вам грозит продление вашего срока в лагере до пятнадцати лет.

Медсестра была человек серьезный, в лагерных делах осведомленный, и поэтому я пришел в ужас от ее слов. Осужден я был на три года, которые уже подходили к концу, и рассчитывал месяцы и недели, отделявшие меня от долгожданной свободы, и вдруг – пятнадцать лет! Я не спал всю ночь, и когда вышел утром на работу, медсестра сокрушенно покачала головой, увидев мое осунувшееся лицо.

После приема больных она мне нерешительно сказала:

   – Хочу вам, доктор, один совет дать, но боюсь, что вы меня на смех поднимете.
   – Говорите, – попросил я.
   – В том городе, откуда я родом, живет одна женщина, зовут ее Матронушка. Господь дал ей особую силу молитвы, и если она за кого начнет молиться, то обязательно вымолит. К ней много людей обращается, и она никому не отказывает, вот и вы ее попросите.
   Я грустно усмехнулся:
   – Пока мое письмо будет идти к ней, меня успеют осудить к пятнадцати годам.
   – Да ей писать и не надо, вы покличьте… – смущаясь, сказала сестра.
   – Покликать?! Отсюда? Она живет за сотни километров от нас!
   – Я так и знала, что вы меня на смех поднимете, но только она отовсюду слышит, и вас услышит. Вы так сделайте: когда пойдете вечером на прогулку, отстаньте немного от всех и три раза громко крикните: «Матронушка, помоги мне, я в беде!» Она услышит и вас вызволит.

Мне все это казалось очень странным, но все-таки, выйдя на вечернюю прогулку, я сделал так, как меня научила моя помощница.

Прошел день, неделя, месяц. Меня никто не вызывал. Между тем среди администрации лагеря произошли перемены: одного сняли, другого назначили.

Прошло еще полгода, и наступил день моего освобождения. Получая в комендатуре документы, я попросил выписать мне направление в тот город, где жила Матронушка, так как еще перед тем, как ее покликать, дал обещание, что если она мне поможет, буду поминать ее ежедневно на молитве, а по выходе из лагеря первым долгом поеду и поблагодарю ее.

Пряча в карман документы, я услышал, что два парня, которых тоже выписывали на волю, едут в тот город. Я присоединился к ним, и мы отправились вместе.

Дорогой я начал спрашивать парней, не знают ли они Матронушки.

   – Очень хорошо знаем, да ее все знают и в городе, и во всей округе. Мы бы вас к ней свели, если вам нужно, но мы живем не в городе, а в деревне, очень уж нам домой хочется. А вы так сделайте: как приедете, первого встречного спросите, где Матронушка живет, и вам покажут.
   По приезде я так и сделал: спросил первого встретившегося мне мальчика.
   – Идите этой улицей, – сказал он, – а потом поверните возле почты в переулок, там, в третьем доме слева и живет Матронушка.

С волнением подошел я к ее дому, и хотел было постучать в дверь, но она была не заперта, легко открылась. Стоя на пороге, я оглядел почти пустую комнату, посередине которой стоял стол, а на нем – довольно большой ящик.

   – Можно войти? – громко спросил я.
   – Входи, Сереженька, – раздался голос из ящика.

Я вздрогнул от неожиданности и нерешительно пошел на голос. Заглянув в ящик, я увидел в нем маленькую слепую женщину, неподвижно лежавшую на спине. Лицо у нее было удивительно светлое и ласковое. Поздоровавшись, я спросил:

   – Откуда вы знаете мое имя?
   – Да как же мне не знать! – зазвучал ее слабый, но чистый голос. – Ты же меня кликал, и я за тебя Богу молилась, потому и знаю. Садись, гостем будешь!

Я долго сидел у Матронушки. Она мне рассказала, что заболела в детстве какой-то тяжелой болезнью, после которой перестала расти и двигаться. В семье была бедность, мать, уходя на работу, укладывала ее в ящик и относила в церковь до самого вечера. Лежа в ящике, девочка слушала все церковные службы, проповеди. Прихожане жалели ребенка и приносили то вкусный кусочек, то одежонку. А кто просто приласкает и поудобнее уложит. Священник тоже жалел девочку и занимался с ней. Так и росла она в атмосфере большой духовности и молитвы.

Потом мы заговорили с Матронушкой о цели жизни, о вере, о Боге. Слушая, я поражался мудрости ее суждений, знанию святых отцов, ее глубокому проникновению и понял, что передо мной лежит не просто больная женщина, а большой перед Господом человек.

О себе Матронушка сказала, что ее скоро увезут в Москву, и попросила:

   – Когда настанет время, что ты будешь стоять перед Престолом Божиим, поминай меня.

Мне не хотелось уходить от Матронушки, и я дал себе слово навестить ее как можно скорее, но не пришлось. Вскоре ее увезли в Москву и поместили в Бутырки, где она и скончалась. По кончине было ей семьдесят с лишним лет.

Из жития святой блаженной Матроны Анемнясевской:

   «Летом 1935 года в Белькове было заведено дело «попов Правдолюбовых…», которое началось с доноса одного жителя г. Касимова на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой (о блаженной Матроне), собранной и написанной им и его братом и приготовленной к печати. Были арестованы 10 человек (хотя должны были быть арестованы 12). Одна женщина умерла, получив повестку с требованием явиться в отделение НКВД г. Касимова. По списку должны была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Рязань и Москву, а Матрону боялись трогать.

Наконец, было собрано колхозное собрание, на котором постановили «изъять» Матрону Григорьевну Белякову как «вредного элемента».

Была послана машина за блаженной Матроной, подъехали к ее дому днем. Председатель сельсовета, преодолевая страх, поднял Матренушку с ее дощатой постели. Матрона закричала тоненьким голоском. Народ оцепенел. Председатель стал выносить. В дверях сказал:

   – Ой, какая легкая.
   Матрона сказала:
   – И твои детки такими легкими будут.

Несколько лет назад протоиерей Троицкого храма поселка Гусь-Железный отец Серафим хоронил одного из сыновей тогдашнего председателя. Он был очень маленького роста. Все дети председателя перестали расти после ареста блаженной Матроны.

Машина дважды ломалась по дороге в Касимов, около Аникова и около Лощинина. Кто-то держал на руках блаженную Матрону, пока машину ремонтировали. Из Касимова ее быстро увезли в Рязань и затем в Москву.

Председатель, «изымавший» блаженную Матрону, несколько лет спустя очень тяжело умирал. Дело было летом. Дом стоял с открытыми окнами из-за жары. Он кричал так громко от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили:

   – Это тебе не Матрешеньку поднимать!..

Но он позвал священника и искренно и горячо каялся в своих грехах, умер в мире с Церковью.

Жительница Белькова вспоминала:

   – Не уберегли такую святыню, отлетела, как птица…

В Москве блаженная Матрона прожила почти год.

Предположительно, она была заключена в Бутырскую тюрьму. Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех без исключения заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Ее должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных.

По другим данным, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны, и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и увечных больных – хронических больных.

Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине.

Прославление святой блаженной Матроны Анемнясевской было совершено в городе Касимове Рязанской епархии 9/22 апреля 1999 года.

Блаженная Матрона Анемнясевская, моли Бога о нас!

Белякова Матрена Григорьевна
ГодРождения = 1864
ДеньРождения = 6
МесяцРождения = 11
МестоРождения = Рязанская губ., Касимовский у., дер.Анемнясево
Известная среди своих многочисленных почитателей под именем Матреши или Матроны Анемнясевской. Есть слух, что Матреша была пострижена в иноческий сан саровскими старцами с именем Мардария, но сама она об этом ничего не говорила

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
МестаПроживания

ГодНачалаПроживания = 1864
ДеньНачалаПроживания = 6
МесяцНачалаПроживания = 11
ГодОкончанияПроживания = 1935
Родители Матреши были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели свое крестьянское хозяйство. По внешнему виду они были людьми хилыми, и казались какими-то недоразвитыми. Отец слыл в деревне пьяницей. У них было большое семейство - шесть дочерей и два сына. Три сестры умерли в детстве, Матреша была четвертой. До семи лет Матреша была обычным нормальным ребенком. С самого раннего детства родители почему-то невзлюбили ее. Нерадостна была жизнь ребенка в родной семье. В семилетнем возрасте Матреша заболела оспой. После этой болезни девочка выздоровела, но навсегда осталась слепой. Теперь ее обязанностью было нянчить своих младших сестер и братьев. Три года едва справлялась слепая девочка с этим делом. Однажды, когда ей было уже десять лет, она нянчила по обыкновению сестренку, а мать ушла на речку. Матреша нечаянно уронила девочку с крыльца на землю, страшно испугалась, заплакала, и сама со страха прыгнула за ней туда же. В этот момент как раз подошла мать, она схватила Матрешу и начал бить. Девочке так стало тяжело от побоев, что в этот момент ей привиделась Царица Небесная, о чем она сказала матери, но та ее еще сильнее стала бить. Так видение повторилось три раза, и она все говорила об этом матери, а мать после каждого раза все больше и больше била ребенка. С этого момента началась для Матреши более тяжелая жизнь. Слепая изувеченная девочка навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать. Она стала совершенно беспомощной, могла только лежать, и уже не вставала с кровати во всю свою дальнейшую жизнь. Это была жизнь, мученицы, пригвожденной к одру. Сначала Матреша лежала в своем родном доме, потом перешла в свой собственный домик, где жила вместе со своею сестрой, и в последнее время лежала у своего племянника. Сколько в течении своей жизни вытерпела Матреша обид и горя, сказать мудрено, но она терпеливо несла свой тяжелый крест, дарованный ей Богом. Казалось бы, что родные должны были облегчить ей страдания, но на деле этого не было. Напротив, своими неродственными отношениями они еще больше усиливали и без того невыносимые тяжелые страдания. "Я видела во сне три креста на себе, - говорила Матреша, - один от скорбей и болезней всю жизнь, другой крест от родных, третий от всей вселенной, от народа, который ходил ко мне всюду..." Так лежала Матреша в родительском доме до 17 лет, терпеливо перенося всякие скорби и обиды, и только в молитве находя себе утешение и отраду. Односельчане знали о страдальческой жизни девочки и относились к ней с чувством благоговейного уважения. Однажды к ней пришел заболевший крестьянин: "Матреша, - сказал он, - вот уж как ты лежишь несколько лет, ты небось Богу-то угодна. У меня спина болит.. Потрогай-ка спину-то, может быть и пройдет от тебя..." Матреша исполнила его просьбу - и он выздоровел. С тех пор все больше и больше стали ходить люди со своими нуждами и болезнями. С течением времени эти посещения приняли характер настоящего паломничества: к Матреше шли жители не только окрестных мест, но жители и дальних, и иногда и самых отдаленных мест нашего Отечества. Причем, шли они беспрерывным потоком на протяжении более пятидесяти лет в количестве нескольких десятков, а иногда и сотен ежедневно. По внешнему своему виду Матреша была настолько мала, что казалась десятилетним ребенком. Но в крайне тяжелых и стеснительных условиях Господь даровал Матреше увидеть другой мир - мир чрезвычайно богатый, полный внутреннего содержания, интереса и смысла. С нашей обычной житейской точки зрения это явление кажется удивительным и почти необъяснимым. Матреша является особенной и оригинальной подвижницей. Очевидно, беспрерывная цепь испытаний и горя, переживаемых Матрешей с необыкновенным терпением с самого раннего детства, была для нее школой, тем великим подвигом, в горниле которого очистилась ее душа, мысль и сердце отрешились от всего земного, утвердилось и окрепло постоянное стремление в мир другой, высший, который постоянно предносился ее духовному взору. Душа ее преисполнилась живой верой и надеждой на Бога, сердце ее зажигалось деятельной любовью ко всем и каждому. отозвалась полным состраданием и сочувствием на всякое несчастье, горе, беду, на всякую немощь человеческую. И Бог дал ей силу достигнуть не только личного высокого духовного совершенства, но и сделаться центром и источником религиозно-нравственной жизни для многих и многих верующих, которые шли к ней со своими сомнениями, нуждами, скорбями и болезнями, и получали от нее то, что нужно для их духовного роста, для их духовного руководства на трудном и тяжелом пути человеческой жизни. Матреша отличалась необыкновенной отзывчивостью. С каждым, кто к ней приходил, она говорила, давала советы, делала то или иное указание. Мужчины и женщины, старые и молодые, люди разных положений, профессий, состояний одинаково шли к ней, и каждый встречал с ее стороны одинаково глубокое сочувствие. Никто не знает как она молилась Богу. Известно только, что она знала наизусть очень много молитв, многие акафисты и песнопения, которые она мгновенно запоминала после первого ей прочтения вслух. В беседе с одной из своих глубоких почитательниц Матреша говорила о том, что "молиться нужно беспрестанно", что "беспрестанная молитва все сделать может". При том она сказала о себе, что и она сама старается молиться беспрестанно. Матреша часто причащалась Святых Христовых Тайн, каждый месяц обязательно. С этой целью она приглашала к себе своего духовника - приходского священника, и день принятия Св.Тайн был для нее самым радостным днем. Пять раз в течении своей жизни она соборовалась. Особенно строго она соблюдала посты. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало. Своих посетителей Матреша учила тому, как надо жить, чтобы помнить о будущей жизни, чтобы к ней готовиться, а не привязываться к земному. Учила жить "по-Божьи": исполнять закон Божий, молиться Богу, любить Бога и на Него только надеяться. Твердо и безропотно нести свой крест, ниспосланный Богом, - вот основная мысль ее бесед и наставлений. В своих беседах с посетителями Матреша очень часто приводила тексты Священного Писания, и Особенно много из Евангелия. Часто ссылалась на факты и события из Священной истории, полагая их в основу своих наставлений и научений. Не менее часто приводила Матреша примеры из житий святых, ставя их высочайшим образцом и примером религиозно-нравственной жизни, учила молиться им и стараться подражать в своей жизни. Молиться советовала различно, каждому сообразно с его положением. Беседы и наставления Матреши с посетителями были чрезвычайно разнообразны в зависимости от разнообразия тех обстоятельств, среди которых ей приходилось вести эти беседы и давать свои наставления. Матреша, как будто видя человека насквозь, обычно указывала на самое больное его место, требующее врачевания, и тем заставляла его осознать свою болезнь, о существовании которой он до сих пор, может быть, и не подозревал, встать на путь исправления. При этом Матреша указывала именно только на один порок, одну болезнь, заставляя тем человека сосредоточить свое внимание на одном недостатке, а не распыляться во многих направлениях, что затрудняет борьбу с собой и не всегда приводит к желательным результатам. Матреша постепенно вела человека по пути исправления. И нужно сказать, что руководство это выходило далеко за пределы личной жизни того или иного из ее посетителей. Указания, советы, наставления Матреши, сделанные ей одному лицу, делались достоянием многих и многих. Здесь у Матреши, как говорили ее почитатели один учился у другого. Многие из почитателей Матреши на себе испытали это систематическое благодатное ее руководство и потому старались возможно чаще пользоваться ее советами и наставлениями, прибегая к ней в минуты сомнений, несчастий и скорбей душевных, в те тяжелые минуты, когда колеблется почва под ногами, и человек, чувствуя свое бессилие, сильнее нуждается в твердой опоре, твердом руководстве духовном. В окрестностях Анемнясева очень многие не только посещали Матрешу в трудных обстоятельствах своей жизни, но жили всецело "по благословению Матреши" - ни одного дела не начинали без ее благословения, так что духовное руководство простиралось на всю их жизнь
Аресты
Рязанская губ., Касимовский у., дер.Анемнясево
ГодАреста = 1935
Летом 1935г. в Белькове было заведено дело "попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой". началось оно с доноса на священника Николая Правдолюбова в связи с рукописной книгой, собранной и написанной им и его братом, и приготовленной к печати (книга представляла жизнеописание Матроны, и рукопись ее сохранилась в следственном деле). Были арестованы 10 человек (хотя должны были быть арестованы 12). По списку должна была быть арестована и блаженная Матрона. Все арестованные были уже отправлены в Москву и Рязань, а Матрону боялись трогать. Наконец было собрано колхозное собрание, на котором было постановлено "изъять" Матрону Белякову как "вредного элемента". Из 300 жителей села подписались только 24 активиста. Сельсовет дал характеристику "на Белякову М.Г.", в которой она прямо и открыто названа святой без всяких кавычек и иронии. "Данная гр. является вредным элементом в деревне, она своей святостью сильно влияет на темную массу... Ввиду этого по с/с задерживается ход коллективизации". В следственном деле нет подробностей ареста блаженной Матроны и описания ее дальнейшей судьбы. Из него видно только, как свято берегли свидетели и близкие, все, кто был близок в Матроне, ее имя и светлый образ, никто ее не оклеветал, никто не оказался предателем. Особенную смелость и дерзновение в защите Матроны показал ее духовник -
священник Александр Васильевич Орлов (по этому делу пробывший 5 лет на Соловках). После отправки заключенных в Рязань, была послана машина и за блаженной Матроной. Подъехали к ее дому днем, не таясь. Вошли. Тут их охватил страх, подойти боялись. По долгу службы подошел председатель сельсовета и, преодолевая страх, поднял Матренушку с постели. Матрона закричала тоненьким голосом. Народ оцепенел. (За свои грехи председатель был наказан: его дети, по предсказанию Матроны, после ее ареста перестали расти, сам председатель несколько лет спустя очень тяжело умирал. Он кричал так громко от боли, что слышало полдеревни. В народе говорили: "Это тебе не Матрешеньку поднимать!.." Но он позвал священника и искренно и горячо каялся в своих грехах, умер в мире с Церковью".) Жительница Белькова сказала про арест Матреши: "Не уберегли такую святыню, отлетела как птица..." Про московский период жизни блаженной Матроны имеются скудные сведения. В Москве она прожила почти год
Осуждения
ГодОсуждения = 1935
ГрупповоеДело = "Дело Беляковой Матроны Анемнясевской. Рязанская о., 1935г."
Неизвестно, была осуждена или нет, но по ее делу было осуждено несколько человек
МестаЗаключения
Москва, Бутырская тюрьма (?)
ГодНачалаЗаключения = 1935
ГодОкончанияЗаключения = 1935
Предположительно она была заключена в Бутырскую тюрьму, где были заключены все ее "подельники". Но пробыла она там недолго, потому что сделалась объектом почитания почти всех, без исключения, заключенных, которые начали петь акафисты и молиться. Ее должны были куда-то деть. Убить боялись, а отправить в лагерь не позволял пример тюремного молитвенного подъема заключенных
Москва, Дом хроников имени Радищева
ГодНачалаЗаключения = 1935
ГодОкончанияЗаключения = 1936
ДеньОкончанияЗаключения = 29
МесяцОкончанияЗаключения = 7
По другим сведениям, безнадежно болевшая мать следователя, ведшего дело блаженной Матроны, получила исцеление от Матроны и следователь сумел освободить ее как больную и умирающую. Он поместил ее в тогдашний дом престарелых и увечных больных - хронически больных
Кончина
1936
ДеньСмерти = 29
МесяцСмерти = 7
ПричинаСмерти = умерла в заключении
МестоСмерти = Москва, Дом хроников имени Радищева
МестоЗахоронения = Москва
Документально засвидетельствовано, что блаженная Матрона умерла от сердечной недостаточности 16/29 июля 1936 года в Доме хроников имени Радищева в Москве, недалеко от храма Пресвятой Богородицы во Владыкине. Вероятно, Матрона была похоронена на кладбище рядом с Домом хроников - Владыкинском. В настоящее время, в связи с реконструкцией кладбища, ее могила остается безвестной. Молитвенную помощь блаженной Матроны чувствовали и ощущали не только 60 лет назад, но и сейчас
Канонизация
1

ДатаКанонизации = 22.04.1999
КемКанонизирован = Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Местночтимая Рязанской епархии
Дни_памяти
1
ДатаПамятиСтСт = 16/07
ДатаПамятиНовСт = 29/07
ПояснениеДатыПамяти = день преставления, летняя память

2
ДатаПамятиСтСт = 10/06
ДатаПамятиНовСт = 23/06
ПояснениеДатыПамяти = память с Собором Рязанских святых

2
Блаженная Матрона Анемнясевская (Белякова)
ДатаКанонизации = 20.08.2000
КемКанонизирован = Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г.
КтоПредставил = Рязанская епархия
Дни_памяти
ПояснениеДатыПамяти = Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресенье, начиная с 25.01/07.02 Тропарь, глас 8: Яко зарница небесного огня возсия в рязанстей стране блаженная старица святая Матрона, еяже память днесь творяще, воспоим Христа Бога, моляще Его даровати нам тоя предстательством в болезнехъ, бедахъ и скорбехъ терпение, и душамъ нашымъ велию милость. Кондак, глас тойже: Въ немощехъ силу, въ слепоте очи нетленныя обрела еси, пребывающи на одре болезни, всюду яко птица духомъ насилася еси, младенствующи теломъ, была еси мати скорбящимъ и обуреваемымъ, Темже чтущихъ твою память не остави в молитвахъ, и помози намъ избавитися отъ греховъ покаяниемъ, и улучити съ тобою Царство Небесное
Публикации
1 Житие Святой Блаженной Матроны Анемнясевской/ Сост. Священник Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. Издание прот. Сергия Правдолюбова. М.: Святитель Киприанъ, 1999. - 72 с.
2 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.

(c) Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет.



Что еще почитать