Священный союз императоров. Священный союз. Конгресс в Троппау

По окончании Венского конгресса осенью 1815 г. в Париже одновременно находились государи России, Австрии и Пруссии и заключили здесь между собою так называемый Священный союз, который должен был и на будущее время обеспечивать мир в Европе. Инициатором этого союза был царь Александр I . «Вождь бессмертной коалиции», низложившей Наполеона , он был теперь наверху могущества и славы. Его популярность поддерживалась еще и тем, что его считали сторонником свободного политического развития, и действительно, в это время настроение его было довольно либеральным. Присоединяя в 1809 г. к России Финляндию , он удержал в ней сословную конституцию, действовавшую в Швеции, а в 1814 г. настоял, чтобы французский король Людовик XVIII дал своим подданным конституционную хартию. В конце 1815 г. и вновь образованное на венском конгрессе Царство Польское получило от своего нового (русского) государя конституцию. Еще раньше этого у Александра I были конституционные планы для самой России , и даже позднее, открывая в 1818 г. первый польский сейм в Варшаве, он говорил, что намерен распространить блага представительного правления на всю свою империю.

Но в одно и то же время с этим либерализмом, оказавшимся впоследствии недостаточно глубоким и прочным, в душе Александра I было и другое настроение. Грандиозные события, в которых ему пришлось играть роль, не могли не подействовать на всю его психику, а результатом этого действия было развитие в нем религиозной мечтательности, мистицизма . После пожара Москвы, по собственному его признанию, «осветившего его душу», он вместе с набожным адмиралом Шишковым стал усердно читать Библию, некоторые места которой им толковались в смысле пророчеств о только что совершившихся событиях. Это настроение усилилось в Александре I после его знакомства с одною пиетисткою , г-жою Крюденер , с которою он часто видался в 1815 г. в Гейдельберге и в Париже: она уже прямо применяла к самому Александру I разные пророчества Апокалипсиса, называла его ангелом мира, основателем тысячелетнего царства и т. п. Набросав то, что впоследствии сделалось основным актом Священного союза, мистически настроенный император показал ей свой проект, на котором в виде заголовка она и поставила слова «La Sainte Alliance».

Священный союз

Сущность дела заключалась в том, что государи Австрии, Пруссии и России давали торжественное обещание во всех своих действиях руководствоваться заповедями святой христианской веры , пребывать между собою в братстве и «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь», относясь к своим подданным и войскам, как надлежит вести себя отцам семейств, и т. д. Объявляя себя «как бы поставленными от Провидения для управления тремя единого семейства отраслями», три союзных государя «с нежнейшим попечением убеждали своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей», преподанных Божественным Спасителем. В заключение указывалось на то, что державы, желающие торжественно признать «священные правила», изложенные в акте, «могут все охотно и с любовью быть приняты в сей Священный союз».

Составив эту религиозно-нравственную декларацию без всякого определенного политического и юридического содержания и без какого бы то ни было упоминания о правах народов, Александр I передал ее на рассмотрение австрийского императора Франца I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III . Ни тому, ни другому проект не понравился. Австрийский император был, впрочем, под безусловным влиянием своего министра князя Меттерниха , который вполне соглашался со своим государем, находя, что эта «филантропическая затея под покровом религии» не что иное, как «пустой и трескучий документ», могущий, однако, быть очень дурно истолкованным. Меттерних как раз в это время начинал играть роль первого государственного человека Австрии, в каковой и оставался потом более тридцати лет, направляя политику монархии Габсбургов по самому реакционному руслу. По своему упорному консерватизму он, как нельзя более, подходил к характеру Франца I, педантического абсолютиста, верившего только в патриархальный способ управления и в необходимость строжайшей дисциплины. Франц I поручил Меттерниху переговорить о предложении русского императора с прусским королем, и тот также нашел дело неподходящим, но вместе с тем указал на неудобство отклонения проекта. Александру I были тогда обоими союзниками указаны кое-какие, на их взгляд, желательные изменения, и Меттерних убедил автора проекта в необходимости их сделать, после чего документ был подписан всеми тремя монархами. Для самого подписания акта Священного союза его инициатор выбрал 26 сентября нового стиля, которое в прошлом веке совпадало с 14 сентября по старому стилю, т. е. с празднованием в православной церкви дня Воздвижения креста Господня, что также для Александра I. по-видимому, имело особый религиозный смысл.

Кроме трех государей, подписавших акт Священного союза, к нему присоединились и другие государи. Исключений было очень немного. Во-первых, папа Пий VII заявил, что ему нечего присоединяться к принципам, которые он всегда признавал, но на самом деле он не хотел, чтобы его подпись стояла в числе подписей второстепенных государей. Во-вторых, отказался примкнуть к союзу английский принц-регент, заменявший своего душевнобольного отца Георга III : договор был подписан одними государями, а английская конституция требует также подписи ответственного министра. Наконец, турецкий султан, как государь нехристианский, и совсем не был приглашен к участию в этом союзе «единого народа христианского», как союз был прямо назван в акте. Кроме крупных и мелких монархов, к союзу присоединились, равным образом, Швейцария и германские вольные города.

Австрийский министр, находивший сначала «филантропическую затею» Александра I «по меньшей мере бесполезною», впоследствии более, чем кто-либо, извлекал выгод из документа, который сам же назвал «пустым и трескучим». После падения Наполеона Меттерних сделался самым влиятельным политическим деятелем Европы, и даже Александр I подчинился его системе, несмотря на то, что австрийская политика нередко находилась в противоречии с наиболее жизненными интересами России. Из всех государственных людей этой эпохи австрийский канцлер полнее других воплощал в себе принципы реакционной политики и неуклоннее, чем кто-либо, проводил их на практике, недаром называя себя человеком существующего. Сама государственная традиция габсбургской монархии была традициею политической и религиозной реакции. С другой стороны, ни одно государство в такой степени не нуждалось в подавлении народных движений, как Австрия с её разноплеменным населением: в ней были и немцы, а потому нужно было смотреть за тем, чтобы в Германии было тихо и смирно, – и итальянцы, а следовательно, нужно было наблюдать и за всей Италией, – и поляки, соплеменники которых в Царстве Польском, к неудовольствию Меттерниха, имели конституцию, – и, наконец, чехи, мадьяры, хорваты и проч. с их партикуляристическими стремлениями. Все это и делало монархию Габсбургов общим центром реакционной политики, а Меттерниха – руководителем её во всей Европе. Советам венского оракула следовали не только мелкие государи Германии и Италии, но и монархи таких великих держав, как Россия и Пруссия. В частности, Александр I часто подчинялся влиянию Меттерниха, который обыкновенно требования австрийской политики всегда очень искусно подкреплял ссылками на Священный союз.

К заявлению о взаимопомощи всех христианских государей, подписанному в октябре 1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы, кроме Англии, Папы Римского и турецкого султана . Не являясь в точном смысле слова оформленным соглашением держав, налагавшим бы на них определённые обязательства, Священный союз, тем не менее, вошёл в историю европейской дипломатии как «сплочённая организация с резко очерченной клерикально-монархической идеологией, созданная на основе подавления революционных настроений, где бы они ни проявлялись» .

История создания

Неучастие Англии в договоре Каслри объяснял тем, что по английской конституции король не имеет права подписывать договоры с другими державами.

Знаменуя собой характер эпохи, Священный союз являлся главным органом общеевропейской реакции против либеральных устремлений. Практическое значение его выразилось в постановлениях целого ряда конгрессов (Аахенского , Троппаусского , Лайбахского и Веронского), на которых вполне выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими тенденциями.

Конгрессы Священного союза

Распад Священного союза

Система послевоенного устройства Европы, созданная Венским конгрессом, противоречила интересам нового зарождающегося класса - буржуазии . Буржуазные движения против феодально-абсолютистских сил стали основной движущей силой исторических процессов в континентальной Европе. Священный союз препятствовал установлению буржуазных порядков, усиливал изоляцию монархических режимов. С ростом противоречий между участниками Союза происходило падение влияния на европейскую политику российского двора и российской дипломатии.

Уже к концу 1820-х годов Священный союз начал разлагаться, чему способствовало, с одной стороны, отступление от принципов этого Союза со стороны Англии, интересы которой в это время весьма сильно противоречили политике Священного союза как в деле конфликта между испанскими колониями в Латинской Америке и метрополией, так и в отношении ко всё ещё продолжавшемуся греческому восстанию, а с другой - высвобождение преемника Александра I из-под влияния Меттерниха и расхождение интересов России и Австрии по отношению к Турции.

Низвержение монархии во Франции в июле 1830 года и взрыв революций в Бельгии и Варшаве заставили Австрию, Россию и Пруссию вернуться к традициям Священного союза, что выразилось, между прочим, в решениях, принятых на мюнхенгрецском съезде российского и австрийского императоров и прусского наследного принца ( г.); тем не менее успехи французской и бельгийской революций

Война, продолжавшаяся в Европе полных 10 лет, принесла огромный урон странам континента. Одновременно она способствовала появлению первого мирового опыта регулирования международных отношений и обретения политической стабилизации в Европе, гарантированной всей мощью держав-победительниц.

Венский конгресс, его решения, непоследовательные, противоречивые, несущие в себе заряд будущих взрывов, тем не менее сыграли эту роль. Но монархи этим не удовлетворились. Необходимы были более прочные, и не только силовые, но и юридические, а также нравственные, гарантии. Так в 1815 г. появилась идея Священного союза европейских государств - первой общеевропейской организации, целью которой должно было бы стать прочное обеспечение существующего порядка вещей, незыблемости тогдашних границ, стабильности правящих династий и других государственных установлений при уже свершившихся в разных странах послевоенных переменах.

Инициатором союза европейских государств стал Александр I. Основные положения договора о Священном союзе Александр написал собственноручно. Они содержали следующие статьи: поддерживать между государствами узы братской дружбы, оказывать друг другу помощь в случае дестабилизации международной обстановки, управлять своими подданными в духе братства, правды и мира, считать себя членами единого христианского сообщества, в международных делах руководствоваться евангельскими заповедями.

Таким образом, идеи Священного союза, который действительно стал прообразом международных организаций XX в., были исполнены самых благих намерений, и Александр I мог быть доволен своим детищем. Вскоре почти все страны Европы, кроме островной Англии, примкнули к Союзу, но и Англия активно участвовала в работе его конгрессов и оказывала на их политику достаточно силь­ное влияние.

По существу, решения Венского конгресса и Священного союза создали в Европе так называемую венскую систему, которая существовала около 40 лет, предохраняла Европу от новых больших войн, хотя противоречия между ведущими европейскими державами попрежнему существовали и являлись достаточно острыми.

Это выявилось сразу же после введения «венской системы» в жизнь. И главным ее испытанием стали не столько территориальные претензии держав друг к другу, сколько нарастание на континенте революционного движения, которое явилось логическим продолжением грандиозных преобразований общественной жизни стран Европы, порожденных и продолженных Великой французской революцией.

Заря новой революции, национально-освободительного движения, которая с 1820-х гг. поднималась над Европой, внушала ужас устроителям «венской системы». Опять замаячили призраки якобинства, беспощадного сокрушения тронов. Вспыхнули революционные движения в Испании, Португалии, Италии. В этих условиях заколебались даже либералы, к которым относился и Александр I. Русский царь медленно, но верно отходил от своих идеалистических представлений о послевоенном устройстве Европы. Уже в начале 1820-х гг. на примере событий в Испании, Италии, на примере восстания собственного Семеновского полка в центре Петербурга он понял, какая пропасть лежит между его либеральными мечтами, осторожными конституционными шагами и бурей народных революций или военных мятежей. Реальное дыхание народной свободы страшило создателя Священного союза и заставляло его дрейфовать вправо, хотя он поначалу и выступал против применения силы, как на том настаивали Австрия и Пруссия.

И все же, несмотря на глубокие противоречия, разрывавшие Священный союз с самого начала его существования, он во многом способствовал стабилизации ситуации в Европе, внес в европейскую практику новые гуманистические идеи, не дал Европе скатиться к новому военному.

Священный союз

Священный союз (французкий La Sainte-Alliance, немецкий Heilige Allianz) - консервативный союз России, Пруссии и Австрии, созданный с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1815) международного порядка. К заявлению о взаимопомощи всех христианских государей, подписанному 14 (26) сентября 1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы, кроме Папы Римского и турецкого султана. Не являясь в точном смысле слова оформленным соглашением держав, налагавшим бы на них определённые обязательства, Священный союз, тем не менее, вошёл в историю европейской дипломатии как «сплочённая организация с резко очерченной клерикально-монархической идеологией, созданная на основе подавления революционного духа и политического и религиозного свободомыслия, где бы они ни проявлялись»

Распад Священного союза

Система послевоенного устройства Европы, созданная Венским конгрессом, противоречила интересам нового зарождающегося класса -- буржуазии. Буржуазные движения против феодально-абсолютистских сил стали основной движущей силой исторических процессов в континентальной Европе. Священный союз препятствовал установлению буржуазных порядков, усиливал изоляцию монархических режимов. С ростом противоречий между участниками Союза происходило падение влияния на европейскую политику российского двора и российской дипломатии.

Уже к концу 1820-х годов Священный союз начал разлагаться, чему способствовало, с одной стороны, отступление от принципов этого Союза со стороны Англии, интересы которой в это время весьма сильно противоречили политике Священного союза как в деле конфликта между испанскими колониями в Латинской Америке и метрополией, так и в отношении ко всё ещё продолжавшемуся греческому восстанию, а с другой -- высвобождение преемника Александра I из-под влияния Меттерниха и расхождение интересов России и Австрии по отношению к Турции.

Низвержение монархии во Франции в июле 1830 года и взрыв революций в Бельгии и Варшаве заставили Австрию, Россию и Пруссию вернуться к традициям Священного союза, что выразилось, между прочим, в решениях, принятых на мюнхенгрецском съезде российского и австрийского императоров и прусского наследного принца (1833 г.); тем не менее успехи французской и бельгийской революций 1830 года нанесли сильный удар принципам Священного союза, поскольку теперь уже две великие державы, Англия и Франция, ранее вполне примыкавшие к этим принципам в сфере международных отношений (да и внутренних), теперь держались иной политики, более благоприятной буржуазному либерализму, -- политики невмешательства. Николай I, вначале пытавшийся склонить австрийского императора к совместному выступлению против «узурпатора» французского трона Луи-Филиппа, вскоре оставил эти усилия.

Тем временем нарастали противоречия между интересами России, Австрии и Пруссии.

Австрия была недовольна войной России на Балканах: австрийский канцлер Меттерних указывал на то, что помощь «греческим революционерам» противоречит принципам Священного союза. Николай I симпатизировал Австрии за её консервативную антиреволюционную позицию. Австрии симпатизировал и Нессельроде. Кроме того, поддержка со стороны Австрии могла бы развязать России руки на Балканах. Однако Меттерних уклонялся от обсуждения «турецкого вопроса». Но во время революции в Австрийской империи 1848--1849 годов он потерял свою должность, и у Николая I появилась надежда, что Австрия изменит свою позицию.

Летом 1849 г., по просьбе императора Австрии Франца-Иосифа I, русская армия под командованием фельдмаршала Паскевича приняла участие в подавлении Венгерской национальной революции. Затем Россия и Австрия одновременно послали в Турцию ноты, в которых требовали выдать венгерских и польских революционеров. Посоветовавшись с английским и французским послами, турецкий султан ноту отклонил.

Тем временем Пруссия решила усилить свое влияние в Германском союзе. Это привело её к нескольким конфликтам с Австрией. Благодаря поддержке России все конфликты разрешались в пользу Австрии. Это привело к охлаждению отношений России с Пруссией.

Но российско-австрийское сотрудничество не могло устранить российско-австрийские противоречия. Австрию, как и прежде, страшила перспектива появления на Балканах независимых государств, вероятно дружественных России, само существование которых вызвало бы рост национально-освободительных движений в многонациональной Австрийской империи. В итоге в Крымской войне Австрия, прямо в ней не участвуя, заняла антироссийскую позицию.

ВВЕДЕНИЕ

Система международных отношений, получившая название Венской, своим началом имела решения Венского конгресса 1814— 1815 гг. Она стала инструментом поддержания длительного мира в Европе и достижения равновесия сил на континенте.

Выделяются два аспекта в значении Венской системы для истории европейских стран и народов.

С одной стороны, она дала Европе возможность прожить до начала 1850-х гг. без глубоких военных потрясений, хотя необходимо иметь в виду, что в рамках Венской системы нарастали противоречия между великими державами.

С другой стороны, позитивное значение Венской системы, связанное с возможностью мирного урегулирования военных конфликтов, снижалось ее крайне реакционным характером, направленным, во многих случаях, на прямое подавление революционных движений, что тормозило модернизационные процессы в Западной Европе.

Цель данной работы - исследовать роль Священного союза в истории развития Европы и России .

СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ В ИСТОРИИ ЕВРОПЫ

«Заключительный генеральный акт» Венского конгресса 28 мая (9 июня) 1815 г. не явился окончательным этапом установления нового европейского порядка. Еще в марте 1815 г. Россия, Великобритания, Австрия и Пруссия заключили Четверной союз, на словах, направленный на поддержку реставрированной во Франции династии Бурбонов, а на самом деле, для контроля внутренней и внешней политики побежденной Франции.

В силу данного соглашения Франция была оккупирована союзными войсками и на нее была наложена огромная военная контрибуция. Все это означало желание великих держав всемерно ослабить Францию и лишить ее возможности проводить самостоятельную внешнюю политику.

Инициаторами создания Четверного союза были Англия и Австрия, не желавшие возрождения Франции. Российский император Александр I (1801 — 1825) относился к Франции более доброжелательно и предпринимал значительные меры для возвращения Франции в ранг великой державы.

Политика России после Венского конгресса имела двойственный характер. До конца не доверяя своим союзникам, Александр считал необходимым продолжить усилия для стабилизации ситуации в Европе. Во-первых, для проведения возможных преобразований внутри собственной страны, во-вторых, для будущих эволюционных перемен европейских политических систем. Третьим фактором, определявшим его политические планы, было желание сохранить стабильность на вновь приобретенных польских землях (Царство Польское). В связи с этим, Александр собственной рукой составил текст нового договора — «Акт Священного союза ».

Документ имел религиозно-мистический характер с обязательством христианских монархов оказывать друг другу помощь и поддержку. При этом под религиозной оболочкой скрывалась общая политическая задача — поддержка принципа легитимизма и сохранения европейского равновесия. В сравнении с предыдущими договорами (Шомонским и Парижским 1814 г., о Четверном союзе 1815 г.) положения Священного союза выглядели несколько размытыми с точки зрения мотивов, средств и целей, которые в нем оговаривались.

Между тем, Союз, по замыслу его создателей, должен был сыграть роль, с одной стороны, сдерживающего начала против национально-освободительных движений, а с другой — объединителя всех его участников для защиты существующих порядков. Не даром, в текст вошло положение о том, что участники Союза будут «подавать друг другу руку и помощь для сохранения мира, веры и правды».

Создание Священного союза. Текст договора о создании Священного союза был подписан 14 (26) сентября 1815 г. тремя монархами: австрийским императором Францем I Габсбургом (1792—1835), прусским королем Фридрихом Вильгельмом III Гогенцоллерном (1797— 1840) и российским императором Александром L Великобритания, в лице принца Георга Уэльского — в 1811 — 1820 гг. он исполнял обязанности регента при психически заболевшем короле Георге III Ганноверском — подписать документ отказалась. Вместе с тем, как показали дальнейшие события, британское руководство принимало самое активное участие в политике, проводимой Священным союзом.

В скором времени в Союз вступили все европейские державы, кроме Турции и Папского двора.

Несмотря на расплывчатость установленных принципов, Союз стал постепенно набирать значительный вес и силу. Он превратился в противовес Четверному союзу, за который активно выступали Великобритания и Австрия. Это помогало российскому императору проводить политику противовесов, усиливая Францию всеми возможными способами. Уже присоединение Франции к «Акту Священного союза» означало ее включение в общеевропейский концерт.

В ноябре 1815 г. между Россией и Францией официально был подписан мирный договор. Одновременно российская дипломатия чрезвычайно внимательно наблюдала за внутренним состоянием Франции и делала все возможное для поддержания власти Бурбонов. На этой основе уже в 1816 г. французское правительство обратилось к английскому командующему оккупационными войсками герцогу А. Веллингтону с ходатайством о возможности сокращения оккупационной армии, что было горячо поддержано Александром I. Были сокращены также и размеры контрибуции.

Демонстративная поддержка Александром французского правительства была связана, прежде всего, с тем, что европейское равновесие в его понимании включало Францию в состав великих держав как противовес англо-австрийскому влиянию в Европе.

РОЛЬ КОНГРЕССОВ СВЯЩЕННОГО СОЮЗА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ

Аахенский конгресс. Первый конгресс Священного союза собрался в немецком Аахене 18(30) сентября 1818 г. Главными участниками переговоров были: от России — Александр I, Австрии — министр иностранных дел и фактический глава правительства К, Меттерних, Пруссии — канцлер К. Гарденберг, Великобритании — министр иностранных дел Р. Каслри, Франции — министр правительства Людовика XVIII Бурбона (1814-1815, 1815—1824)Л. Ришелье.

Конгресс был созван для обсуждения вопросов о положении Франции, ее отношений с союзниками и некоторых других международных проблем (о посредничестве держав в конфликте Испании с ее колониями; о свободе мореплавания и о прекращении работорговли).

Еще до начала конгресса российское правительство поставило вопрос о прекращении деятельности Четверного союза, что было, впрочем, резко отвергнуто другими его членами.

Аахенский конгресс принял решения: о выводе оккупационный войск из Франции до 30 ноября 1818 г., о сокращении контрибуции, выплачиваемой Францией, о принятии ее в Священный союз.

Вторым, по значению, стал вопрос о помощи Испании в вопросе о революционных брожениях в ее латиноамериканских колониях. В конце концов, осуждение революционных выступлений в Латинской Америке не привело к принятию решения о вооруженном вмешательстве держав в пользу Испании.

Относительно вопроса о работорговле Россия выступила за скорейшее прекращение торговли неграми и строгое наблюдение за выполнением решения держав о прекращении работорговли.

Несмотря на общие декларативные заявления о необходимости борьбы с революционными проявлениями в различных частях Света, Аахенский конгресс не принял характера той реакционной организации, который имели последующие конгрессы Священного союза.

При обсуждении многих вопросов проявилось жесткое противостояние России и Англии, а также стремление последней привлечь на свою сторону Австрию и Пруссию. Как отмечал российский статс-секретарь И. Каподистрия, «Великобритания претендует на абсолютное господство на море и в торговых сношениях обоих полушарий... Она владеет Португалией, держит под своим влиянием Бельгию и принижает Испанию, торгуя с мятежниками». Каподистрия имел в виду быстрое распространение британского приоритета на морях и океанах.

Крайне недовольно было русское правительство и позицией Австрии, которая, по его мнению, стремилась вернуть себе все привилегии короны бывшей «Священной Римской империи германской нации».

В итоге, Аахенский конгресс не только не сблизил великие державы, но и выявил явные противоречия между ними. Конгресс в Аахене, закрывшийся 9 (21) ноября 1818г., не придал Священному союзу исключительно антиреволюционной направленности, но декларировал многие легитимные и антиреволюционные постулаты.

Троппау-Лайбахский конгресс. Активизация революционного движения в Европе вызвала необходимость созыва новой встречи членов Священного союза. Она была назначена в Троппау (Опава, Чехия) по инициативе К. Меттерниха.

Великая Французская революция конца XVIII в. и эпоха наполеоновских войн вызвали серьезные изменения не только в социальном составе и положении различных групп населения европейского континента, но и в самосознании народов Европы. Несмотря на некоторые позитивные результаты Венского конгресса и создания «системы 1815 г.», главным оставалось то, что народы европейских государств отказывались мириться с восстановлением старых порядков и династий. Особенно ненавистно было восстановление правления династии Бурбонов в итальянских землях и на Пиренейском полуострове.

К началу 1820-х гг. в Испании, итальянских и германских государствах образовывались многочисленные тайные общества, программа которых включала требование введения конституционных порядков. В «малых» германских государствах революционное движение возглавляли студенты, в итальянских землях — на борьбу поднялись средние слои общества, в Испании — брожение затронуло армию.

Непростой ситуация была и во Франции, в которой министерство А. Ришелье было заменено правлением Э. Деказа, ярого сторонника неограниченной монархии.

В январе 1820 г. в Испании под предводительством капитана Р. Риего вспыхнула революция, которая покончила с деспотизмом Фердинанда VII Бурбона (1808, 1814—1833). Летом того же года в Мадриде собрались кортесы (парламент), фактически лишившие короля власти.

В июне 1820 г. восстало несколько полков в Неаполитанском королевстве. Они были поддержаны широкими народными массами, что вынудило короля Обеих Сицилии Фердинанда I Бурбона (1816— 1825") обратиться за помощью к Австрии. К. Меттерних отчетливо сознавал, что единоличное вмешательство Австрии в итальянские дела будет враждебно воспринято другими европейскими государствами. В связи с этим он и предложил собрать новый конгресс Священного союза.

Для понимания позиции России на будущем конгрессе необходимо отметить трансформацию взглядов Александра I в сторону значительного поправения. Если до 1820 г. он как маятник колебался между остатками либеральных воззрений и своими реакционными настроениями, то революционные события 1820-х гг. по всей Европе, укрепили в нем реакционные взгляды. Это отразилось в смене управляющих российским министерством иностранных дел: с 1815/1816 гг. статс-секретарями были двое — либерал И. Каподистрия и приверженец идей Меттерниха К.В. Нессельроде, но в 1822 г. Каподистрия был отправлен в отставку. Это дало возможность австрийскому канцлеру все более и более влиять на позицию и Александра, и России. В своих мемуарах Меттерних упивался возможностью этого влияния, хотя явно во многом его преувеличивал.

Такова была международная ситуация накануне открытия конгресса в Троппау , который начал свою работу 11 (23) октября 1820 г.

Уже в начале конгресса пришло известие о выступлении Семеновского полка в Петербурге, что еще более укрепило реакционные настроения Александра.

Главным вопросом повестки дня конгресса была выработка мер по подавлению революционных выступлений. В связи с этим участники горячо обсуждали вопрос о праве своего вмешательства в дела других государств, не дожидаясь от них такой просьбы.

В результате три из пяти великих держав — Россия, Австрия и Пруссия — подписали протокол о праве вооруженного вмешательства во внутренние дела других государств (принцип интервенции) и специальный протокол, касавшийся мер для подавления неаполитанской революции. Этот протокол санкционировал военную оккупацию Австрией Неаполитанского королевства. Кроме того, на конгресс был приглашен Фердинанд I, которого главам держав было важно изолировать от восставшего народа для того, чтобы не дать ему возможность выполнить данное им ранее обещание введения в Неаполе конституционного правления.

В январе 1821 г. заседания конгресса были перенесены в Лайбах (Любляна, Словения). Сюда же прибыл и престарелый Фердинанд.

Не дожидаясь завершения работы конгресса, австрийские войска в феврале 1821 г. выступили против революционного Неаполя, и в марте 1821 г. там была восстановлена власть династии Бурбонов.

В марте 1821 г. вспыхнула революция в Пьемонте (север Аппенинского полуострова). Оставшиеся в Лайбахе представители великих держав немедленно уполномочили Австрию на подавление и этой революции, осуществленное ею в апреле 1821 г., после чего Австрия, Пруссия и Россия подписали декларацию о продлении оккупации Австрией Неаполя и Пьемонта.

Особую позицию на заседаниях конгресса занимали Великобритания и Франция. Они не поддержали принцип интервенции, не подписали протокол о подавлении неаполитанской революции, но и не выступили против этих решений.

Троппау-Лайбахский конгресс и принятые им решения продемонстрировал, что Священный союз превратился в организацию реакционно-политического характера, призванную подавлять любые революционное выступления, направленные на политическую модернизацию Европы. Конгресс показал, что в данном вопросе у пяти великих держав не существовало серьезных противоречий, хотя политические разногласия сохранялись в полном объеме по другим международным проблемам.

Участники конгресса специально не обсуждали вопрос о мерах для подавления революции в Испании и Португалии, однако в декларативной форме Россия, Австрия и Франция высказали идею о необходимости вмешательства во внутренние дела на Пиренейском полуострове. На конгрессе стала также очевидной реакционная роль России и лично Александра I.

Официальное закрытие заседаний конгресса состоялось 14 (26) февраля 1821 г., но фактически его участники оставались в Лайбахе до конца апреля, следя за действиями австрийских войск в Пьемонте.

Веронский конгресс . Третий конгресс Священного союза состоялся 20 октября (1 ноября) — 14(26) декабря 1822 г. в итальянской Вероне. Главным образом он был посвящен вопросу о событиях в Испании.

Конгресс был чрезвычайно представительным. Его участники: от России — император Александр I, от Австрии — император Франц /, от Пруссии — король Фридрих Вильгельм III, от Великобритании и Франции — министры иностранных дел, а также итальянские монархи, дипломаты и видные военачальники других европейских стран.

Кроме испанской проблемы, внимание было уделено разгорающемуся Греческому восстанию против владычества Османской империи и судьбе латиноамериканских колоний, стремившихся к независимости от Испании. Последний вопрос имел особую остроту, так как Парагвай, в сущности, стал независимым с 1811 г., Чили — после народной борьбы в 1810—1823 гг., Новая Гранада — с 1819 г., Венесуэла — с 1821 г, в результате побед, одержанных С. Боливаром над испанскими войсками.

Большое значение для принятия решений конгресса имело то, что после смерти британского министра иностранных дел Р. Каслри его сменил Д. Каннинг, занимавший более либеральные позиции, чем его предшественник. Кроме того, Англия, опасаясь усиления роли Франции на европейском континенте, была принципиальным противником вмешательства в отношения Испании с ее колониями. Политику Великобритании определяло стремление в своих интересах обеспечить независимость южных латиноамериканских колоний и их отделение от Испании.

Тем не менее, Александр I и К. Меттерних были убежденными сторонниками решительного подавления революции в Испании силами французских войск. 19 ноября (1 декабря) 1822 г. Россия, Австрия, Пруссия и Франция подписали протокол, в котором были сформулированы обстоятельства, обусловливавшие французскую интервенцию в Испанию для восстановления в ней полноты королевской власти. Державы разорвали с Испанией дипломатические отношения и выразили готовность оказать Франции моральную и материальную поддержку. Великобритания протокол не подписала, не желая вмешиваться в испанские дела, хотя фельдмаршал А. Веллингтон, представитель британского МИД, в частной беседе с российским представителем (Х.А. Ливеном) выразил поддержку решений конгресса. В апреле 1823 г. французская армия под командованием принца Людовика Ангулемского перешла Пиренеи и к осени подавила испанскую революцию.

Согласованная позиция России, Австрии и Пруссии отразилась также в их общей декларации с осуждением любых революционных выступлений, в том числе и национально-освободительной борьбы греческого народа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, Священный союз 1815 года — это консервативный политический альянс Австрии, Пруссии и России, призванный поддержать установленную на Венском конгрессе 1815 года систему международного порядка. Практическая функций Священного союза отразилась в постановлениях серии конгрессов (Аахенского, Троппаусского, Лайбахского и Веронского), на которых формировались принципы и условия вмешательства во внутренние дела других суверенных государств с целью превентивного насильственного подавления всех революционных движений и поддержания существующего политического строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими ценностями.

На Веронском конгрессе ярко раскрылась реакционная сущность Священного союза. Если Венская система играла двоякую роль: с одной стороны, поддерживая легитимные настроения европейских монархов, с другой — она способствовала равновесию сил в Европе и решению конфликтных ситуаций мирными средствами, то Священный союз был консервативной организацией, надолго затормозивший создание независимых европейских государств и их буржуазную модернизацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев, И. С. Искусство дипломатии: не победить, а убедить [Электронный ресурс] / И. С. Алексеев. - 4-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.

Всеобщая история дипломатии. — М.: Эксмо, 2009.

История России: Учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015

История: Учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.

Новый исторический вестник, 2014, №2 (40)



Что еще почитать